Школьный психолог. Особенности работы психолога в школе

С чего начать свою работу педагогу- психологу в ОУ

1. Изучите правовую базу (см.раздел "Начинающему психологу"), а также:

u Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636 (или более поздние редакции);

u права и обязанности школьного психолога;

u этический кодекс психолога (например, в газете «Школьный психолог» №44 за 2001г.);

2. Так как Ваш непосредственный начальник – директор, то обсудите с ним свой график работы, наличие методического дня, приоритетные направления работы и т.п.

3. Узнайте у директора цели и задачи школы и под эти цели и задачи составьте свой план работы. Директор и завучи принимают участие в обсуждении вашего годового плана, т. к он является частью годового плана школы. Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные обязанности.

4. Ваш основной помощник в работе газета «Школьный психолог» . Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическая наука и образование» .

5. Если Вы в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьмите для работы основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену), 8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).

6. Стройте свою деятельность по основным направлениям:

u Диагностика . Диагностика и последующая обработка данных занимает много времени, но часто именно это направление является традиционным в работе педагога-психолога. После обработки результатов их необходимо обсудить на педагогическом консилиуме, в который входят завучи, психолог, логопед, школьный врач, и наметить пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем.Обсуждать полученные результаты необходимо с учетом этического кодекса и принципа «Не навреди».

u Консультационное направление . Не думайте, что к Вам сразу же пойдут с вопросами и проблемами. Идите «в массы» сами. Провели диагностику – обсудите, дайте рекомендации, посоветуйте специалистов, к которым можно обратиться в случае необходимости.

u Просветительская работа . Это и педсоветы, и родительские собрания, и беседы, и лектории, и т.д. можно оформить стенд, где помещать статьи из газет и журналов, помогающие учителям проводить тематические классные часы, родительские собрания, разбираться в возрастных особенностях и т.п.

u Коррекционно -развивающая работа.

7. Заведите папку с документацией, куда можно, например, вложить:

u Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636

u Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора)

u Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками)

u Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.)

u Тематика родительских собраний на год.

u План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц)

u План психолого-медико-педагогического консилиума школы.

u Различные приказы, инструкции.

8. Заведите рабочий журнал по основным видам деятельности (см. раздел «Методические рекомендации по ведению учетно-отчетной документации «Рабочий журнал педагога-психолога образовательного учреждения»)

9. Заведите отдельную папку для хранения результатов обследования.

10. Можно завести и папку с методическими материалами, а также папки по различным разделам: работа с родителями, работа с учителями, работа с учащимися, методические разработки, сказкотерапия, консультирование.

11. Чтобы не было рутины в ведении документации, заполняйте журналы в конце каждого рабочего дня, обобщайте все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.

Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает Ваш авторитет. Важен и стиль Вашего поведения: как приглашаете детей прийти на обследование, как идете по коридору во время перемены, как реагируете на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков и т.д.

Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов.

Познакомимся ближе с особенностями обсуждаемой деятельности на примере опыта психолога - Марины Михайловны Кравцовой, выпускницей факультета психологии МГУ, специализировавшейся по кафедре возрастной психологии. В ее обязанности входит работа с учащимися 1- 5 классов, их родителями и учителями. Целью работы является улучшение учебного процесса. Работа строится не только в целом с целью оптимизации учебного процесса, но и с учетом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения, взаимоотношений в триаде “ученик – родитель – учитель”. Проводятся индивидуальные и групповые занятия со школьниками (повышение мотивации к учебной деятельности, налаживание межличностных отношений). М. Кравцова отмечает: “Для меня важно, чтобы каждому ребенку было комфортно в школе, чтобы он хотел в нее ходить и не чувствовал себя одиноким и несчастным. Важно, чтобы родители и учителя увидели его реальные проблемы, захотели ему помочь и, главное, поняли, как это сделать”.

Необходимо, чтобы ребенок, родители и учителя не были “изолированы” друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в этом случае возможно оптимальное решение. Главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для ее решения.

Буквально в последние несколько лет администрация все большего числа школ понимает необходимость участия психолога в школьном процессе. Все яснее вырисовываются конкретные задачи, решения которых ждут от школьного психолога. В связи с этим профессия школьного психолога становится одной из самых востребованных. Впрочем, психолог востребован не только в школе, но и в других детских учреждениях (например, в детских садах, домах ребенка, центрах раннего развития и др.), то есть везде, где необходимо умение работать с триадой “ребенок – родители – педагог (воспитатель)”.

В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.

Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

Коррекционные занятиямогут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

Школьный психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.

Консультирование родителей и учителей - это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Кроме того, на педсоветах психолог участвует в принятии решения о возможности обучения данного ребенка по конкретной программе, о переводе учащегося из класса в класс, о возможности “перешагивания” ребенка через класс (например, очень способного или подготовленного ученика могут перевести из первого класса сразу в третий).

Одной из задач психолога является составление программы собеседования с будущими первоклассниками , проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть, служат целям психологической профилактики .

Работа школьного психолога включает в себя и методическую часть. Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Школьный психолог проверяет в практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы. Он старается отбирать в школьную библиотеку литературу по психологии с целью знакомства учителей, родителей и учеников с психологией. В своей повседневной работе он пользуется такими выразительными средствами поведения, речи, как интонации, позы, жесты, мимика; руководствуется правилами профессиональной этики, опытом работы своим и своих коллег.

Большой проблемой для школьного психолога является то, что часто школа не выделяет ему отдельного кабинета. В связи с этим возникает множество сложностей. Психолог должен хранить где-то литературу, методические пособия, рабочие бумаги, наконец, свои личные вещи. Ему необходимо помещение для проведения бесед и занятий. Для некоторых занятий помещение должно удовлетворять определенным требованиям (например, быть просторным для проведения физических упражнений). Со всем этим психолог испытывает трудности. Обычно ему выделяют то помещение, которое свободно в данный момент, временно. В итоге может возникнуть ситуация, когда беседа с учеником проводится в одном кабинете, а необходимая литература и методики находятся в другом. В связи с большим объемом обрабатываемой информации школьному психологу желательно было бы иметь доступ к компьютеру, что школа часто не может ему обеспечить.

Сложно соотносить школьное расписание, распределение внеучебной активности ученика и психологическую работу с ним. Например, беседу нельзя прервать, а в это время школьнику нужно идти на урок или ехать на занятия в спортивную секцию.

Психолог большую часть времени находится на виду, в контакте с учителями, родителями или учениками. Это большое напряжение, тем более, если нет отдельного помещения, где можно было бы отдохнуть. Проблемы возникают даже с тем, чтобы перекусить среди рабочего дня.

Отношения с коллективом у опрашиваемого школьного психолога, в основном, ровные. Очень важно, чтобы в коллективе не было конфликтов, психолог должен быть непредвзятым, он должен быть готов выслушивать полярные мнения коллег друг о друге.

Психолог постоянно находится в потоке многочисленной и зачастую противоречивой информации, в которой ему надо ориентироваться. При этом иногда информация о проблеме может быть избыточной, а иногда - недостаточной (например, некоторые учителя боятся пускать психолога к себе на урок, полагая, что психолог будет оценивать их работу, а не наблюдать за поведением учащихся на уроке).

Естественно, рабочее место школьного психолога - не только в школе, но и в библиотеке и дома.

Заработная плата, к сожалению, низкая, ниже, чем у большинства преподавателей. Ситуация осложняется тем, что необходимую литературу и методическое обеспечение приходится покупать на собственные деньги.

Конечно, школьный психолог должен быть психически здоров. Он должен быть выносливым, выдерживать большие физические и психологические нагрузки. Для работы школьным психологом нужно обладать определенными качествами, а именно: умением слушать, сопереживать. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть трудолюбивым, общительным, ответственным, тактичным, контактным, эрудированным, толерантным. Психологу важно иметь чувство юмора, обладать широкими профессиональными знаниями, любить детей. В процессе работы развиваются такие качества, как умение общаться с различными людьми, понимать их проблемы и интересы, анализировать, находить компромисс; развиваются наблюдательность и профессиональные знания.

Профессия привлекательна разнообразием возникающих задач, безусловной социальной значимостью (оказывается реальная помощь реальным людям), возможностью постоянно открывать для себя что-то новое, совершенствоваться, она насыщена впечатлениями.

В то же время, школьный психолог постоянно вовлечен в разные конфликтные, проблемные ситуации, его позиция может не совпадать с позицией школьной администрации, ему приходится преодолевать недоверие педагогов, родителей, а иногда и учеников. Постоянно приходится быстро находить выход из сложных неоднозначных ситуаций. Иногда от психолога ждут большего, чем он может сделать.

Профессию школьного психолога можно получить, обучаясь на любой кафедре факультета психологии, но для успешной начальной адаптации полезно специализироваться уже в университете в области психологии развития, педагогической психологии. Повышению квалификации способствует:

  • посещение психологических семинаров и мастер-классов, в том числе посвященных коррекционной работе с детьми;
  • участие в научных конференциях и круглых столах, посвященных работе психолога в системе образования;
  • регулярное посещение библиотеки и книжных магазинов для ознакомления с новой психологической литературой;
  • ознакомление с новыми методиками и исследованиями, касающимися проблем детского развития и обучения;
  • обучение в аспирантуре.

Таким образом, профессия школьного психолога на сегодняшний день является нужной, востребованной, интересной, но сложной.

Текст подготовлен студентом ф-та психологии МГУ А. Кругловым на основе интервью с психологом, работающем в школе – М.М. Кравцовой.

Подсказки начинающему школьному психологу

Вы решили работать в школе. С чего же начать?

1. Твой начальник - директор. Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания.

2. У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы.

Изучи правовую базу (Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога (газета «Школьный психолог» №44 за 2001г.); рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.)

Узнай, какой видит работу психолога директор, детально оговори свои должностные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение).

Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности.

Обсуди с директором распорядок твоей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы.

Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к он является частью годового плана школы.

Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план,

3. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:

Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности.

Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1 - е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 - е классы (адаптация к среднему звену),8 - е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 - 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).

4. Основные направления деятельности:

Диагностическое - одно из традиционных направлений
Подсказка 1: Перед диагностикой задай себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?». Проводи ее в крайних случаях, ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени. Чаще наблюдай за детьми, общайся с ними, учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного - «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед, школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем.

Коррекционно-развивающая работа

Консультативное направление

Подсказка 2: Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сама. Провела диагностику - обсуди (в рамках дозволенного - «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь.

Подсказка 3: График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в учительской, в фойе школы.

Подсказка 4:В учительской оформите свой стенд с оригинальным названием. Помещай там план на месяц, план - сетку родительских собраний (пустую, учителя записываются), статью из газеты «Школьный психолог», помогающую учителям проводить тематические классные часы, популярный тест для эмоциональной разрядки.

Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д)

Подсказка 5: Предложи классному руководителю 7 - 8-х классов провести, например, с классом тренинг общения, креативности или «Познай себя», заинтригуй и учителя, и ребят. В учительской напиши оригинальное объявление о проведении родительских собраний с приблизительными темами, повесь план - сетку (пустую) на месяц, куда учителя смогут записать свой класс. И им будет приятно, что о них заботятся, и Вы без перегруза времени запланируете на месяц работу.

Подсказка 6:А еще можно с завучем по воспитательной работе проводить общешкольные родительские собрания. Очень эффективно.

5 . Документация:
а) Папка с документацией (удобно завести папку с файлами):

Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636

Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора)

Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками)

Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.)

Тематика родительских собраний на год.

План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц)

План психолого-медико-педагогического консилиума школы.

Различные приказы, инструкции.

Б) Журналы

Планы работы на неделю, четверть.

Журнал консультаций.

Журнал консультаций можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/ФИО обратившегося/Проблема/Пути решения проблемы/Рекомендации
ПОДСКАЗКА 7: В журнале под №2 указывать, кто обратился за консультацией: учитель (У), ребенок (р), родители (Р) и класс. Такая система помогает экономить время при подсчете количества консультаций за месяц.

Журнал учета групповых видов работ.
Журнал учета групповых видов работ можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/Класс/Вид работы/Рекомендации/Примечание

Папки с результатами обследований.

Подсказка 8: В папках с файлами очень удобно хранить результаты обследований.

Папки с методическими материалами
Подсказка 9: Можно оформить папки по различным разделам: работа с родителями, работа с учителями, работа с учащимися, методические разработки, сказкатерапия, консультирование. (Интересные материалы переснимать из журналов и газет, а «Школьный психолог» раскладывать по темам.)
Подсказка 10:Чтобы не было рутины в ведении документации, заполняй журналы в конце каждого рабочего дня, обобщай все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.

6. Методики
Пользуйся стандартизированными методиками, например:

Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 классе (методика Л.А. Ясюковой)

Диагностика готовности ребенка к обучению в 5 классе (методика Л.А. Ясюковой)

Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз - Пьерона)

Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса)

Диагностика личных качеств (Цветовой тест М. Люшера, Факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Тест С. Розенцвейга, тест на тревожность, на изучение акцентуаций характера)

7. Особенности построения взаимоотношений.
а) Психолог и школьная администрация.
Трудности могут возникнуть из - за «вечного вопроса»: кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать?
Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи.

Б) Психолог и коллектив учителей.
Суть этих взаимоотношений - равноправное сотрудничество. И у учителя, и у психолога есть общая цель - РЕБЕНОК, его развитие и благополучие. Общение с учителем должно строиться на принципах уважения его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в вашу с ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники.

В) Психолог и учащиеся.
Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации - все это обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков.
И напоследок, закрывать дверь в кабинет только в случае консультации или обследования. На перемене выходить пообщаться с ребятами или ребята сами (особенно младших классов) прибегают к вам.

" Овчарова Р.В. - 2-е изд., дораб. - М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. - 352 с.

В книге представлен конкретный опыт организации психологической службы в школе. Изложены задачи школьного психолога, описаны авторские модели, даны рекомендации по работе с учащимися, учителями, родителями, приводятся адаптированные методики.

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА I ТАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. КАКОЙ ПСИХОЛОГ НУЖЕН ШКОЛЕ?

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

ПЛАН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ В МОРЕ ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

I. ДЕТИ НА ШКОЛЬНОМ СТАРТЕ И ЗАБОТЫ ПСИХОЛОГА

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕРВОКЛАССНИКОВ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

2. ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ

ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ПРОГРАММА ИГРОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ

СХЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

3. РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ПРИ ВСЕХ ФОРМАХ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

СХЕМА ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Глава III РАБОТА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ

1. ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ И НЕДОСТАТКОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

ТИПОВОЕ СОСТОЯНИЕ СЕМЬИ

ОПРОСНИК АСВ (АНАЛИЗ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ)

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ (А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИЦ)

2. ОБЩАЯ СХЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

3. ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

КОРРЕКЦИОННЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ

УПРАЖНЕНИЕ I ВОСПРИЯТИЕ ЧУВСТВ РЕБЕНКА

УПРАЖНЕНИЕ 2 ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В КОММУНИКАЦИИ РОДИТЕЛЬ - РЕБЕНОК (Как строить Я-сообшение)

УПРАЖНЕНИЕ 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ АКТОВ (РЕЧЕВЫХ СООБЩЕНИЙ) РОДИТЕЛЕЙ, АДРЕСОВАННЫХ РЕБЕНКУ

МЕТОДИКА СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ПОДРОСТКАМИ И ЮНОШАМИ

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

ГЛАВА IV ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

1. МЕТОДЫ ПРОФДИАГНОСТИКИ УЧАЩИХСЯ

СХЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМИСЯ

МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»

ТЕСТ Д.ГОЛЛАНДА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТИПА ЛИЧНОСТИ

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК «Я ПРЕДПОЧТУ»

ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

КАРТА ИНТЕРЕСОВ (модифицированная методика А.Е.Голомштока)

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ПСИХОЛОГА-ПРОФКОНСУЛЬТАНТА

КАРТА ПЕРВИЧНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ

3. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЙ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ИГРА

ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ» (для работы с группой в 3-4 человека)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ КЛАССА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3. Твой основной помощник в работе - газета «Школьный психолог» . Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии » и «Психологическая наука и образование »

4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт:

В книге кандидата психологических наук, доцента М.Р.Битяновой излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе.

Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др.

Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам.

В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.

5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:

Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности. Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (про8.

Методики

Я пользуюсь стандартизированными методиками фирмы «Иматон ».

В арсенале у меня есть:

Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 – ом классе (методика Л.А. Ясюковой)

Диагностика готовности ребенка к обучению в 5– ом классе (методика Л.А.Ясюковой)

Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз – Пьерона)

Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса) Диагностика личных качеств (Цветовой тест М. Люшера, Факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Тест С. Розенцвейга, тест на тревожность, на изучение акцентуаций характера) фориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).

Дополнительные материалы:

1. Подборка статей из журнала «Вопросы психологии »:

(доступ к некоторым статьям можно получить , а также с главной страницы сайта журнала)

Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы, 01’1 с.97

Панюкова Ю. Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе (по материалам сочинений и рисунков учеников), 01’2 с.131

Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей, 01’4 с.91

Степанова М. А. Профессия: практический психолог, 01’5 с.80

Шувалов А. В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей, 01’6 с.66

Ильясов И. И. Личностно-ориентированное образование в школе: миф или реальность?, 01’6 с.133

Развитие психологической службы в системе дополнительного образования детей, 01’6 с.136

Аминов Н. А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов, 92’1 с.74

Белоус В. В., Шульга Т. И. Практическая помощь школьному психологу, 92’1 с.168

Цукерман Г. А. Какая теория нужна школьной психологии?, 93’1 с.114

Еремеев Б. А. Основное содержание мнений о людях у учителей, учащихся, родителей, 93’3 с.119

Мясоед П. А. Теория и практика в работе школьного психолога, 93’4 с.73

Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России, 94’2 с.99

Григорьева М. Н. Практический опыт педологии глазами школьного психолога, 94’3 с.108

Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста., 94’5 с.37

Cавченко Е. А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям, 97’3 с.22

Репкина Н. В. Система развивающего обучения в школьной практике, 97’3 с.40

Заика Е. В., Лантушко Г. Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников, 97’4 с.58

Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования, 97’5 с.28

Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт, 00’2 с.79

Тихонова И. А. Педагогическое общение в школьной библиотеке: скрытые психологические возможности, 00’4 с.120

Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 01’1 с.47

Мильруд Р. П., Можейко А. В. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников, 01’3 с.117

Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 01’5 с.19

Поддьяков А. Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема, 99’1 с.13

Селеверстова Н. Я. Психодиагностика ребенка: за и против, 00’3 с.14 2.

3. См. вложения (архивы файлов) к этой статье (

Глухова Елена Анатольевна


Будем знать!

Кто такой «психолог»?

Достаточно часто можно услышать: «А, психолог, это тот, что психов лечит?», «Какой ещё психолог!? Мой ребёнок здоров, это вы не умеете с ним обращаться!». Подобная реакция на упоминание профессии психолога весьма распространена до сих пор даже в среде образованных людей. Это связано в основном с тем, что психологов путают с врачами, и считают, что обратиться к психологу означает признать собственное душевное неблагополучие (болезнь). На самом деле, психолог – это специалист с высшим гуманитарным образованием в области психологии, который работает со здоровыми людьми, испытывающими определенные трудности в конкретный момент своей жизни.

Чем психолог отличается от психиатра?

Многие не отличают психолога от психиатра. А отличия есть, и притом существенные. Психиатр - это человек с высшим медицинским образованием, врач, в обязанности которого входит помочь человеку, прежде всего, через медикаментозное лечение. Психолог же никого не лечит, он не имеет на это права. Психолог помогает словом, анализом ситуаций. В отличие от психиатра психолог работает только с психически здоровыми людьми, нуждающимися в поддержке.

Чем занимается психолог в школе?

В работе школьного психолога можно выделить следующие направления:

1. Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.

2. Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.

3. Коррекционно-развивающая работа проводится в виде индивидуальных или групповых занятий, ходе которых психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

4. Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

5. Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).

С какими вопросами нужно обращаться к школьному психологу?

К психологу (как школьному, так и любому психологу-консультанту) имеет смысл обращаться с конкретным запросом по поводу систематически повторяющихся (типичных) трудностей ребенка. При этом желательно четко формулировать, в чем состоят затруднения, например:

1. «Ступор» при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома, провалы на контрольных при хорошем выполнении таких же заданий дома.

2. Ребенок систематически нарушает правила поведения, хотя знает их.

3. У ребенка трудности в общении со сверстниками или учителем (конфликты) и т.п.

4. На прием к психологу желательно принести хотя бы несколько детских работ (рисунки в разные периоды жизни, продукты творчества, школьные тетрадки).

ВНИМАНИЕ!!!

Психолог не может за родителей (в обход родителей и учителя) исправить нарушения детской деятельности. Внести коррективы в собственное поведение и во взаимодействие с ребенком могут лишь сами родители и учителя. Поэтому все получится лишь в том случае, если они будут готовы это сделать и приложат все усилия к изменению действий и отношений. Всё зависит от вас самих!

В каких случаях психолог может отказать в психологическом консультировании?

Психолог должен отказать в консультировании в случае, если:

Есть хоть малейшие сомнения в адекватности клиента;

С первой встречи не находит общего языка с клиентом;

Клиент не придерживается предложенной психологом схемы коррекционной работы;

Есть родственные, близкие или дружеские отношения с клиентом;

Клиент обращается с вопросом или проблемой, которая носит не психологический характер и в решении которой психолог не считает себя компетентным.

Что еще нужно знать о школьном психологе?

1. Психолог не решает Ваши проблемы за Вас, не «выписывает рецепт». Он объясняет ситуацию и совместно с Вами ищет возможные пути решения проблемы. Изменить ситуацию развития ребенка могут только родители, учителя и другие близкие ребенку взрослые!!!

2. Как правило, то, что поначалу родителям кажется исключительно «школьной» проблемой ребенка, на самом деле является следствием либо семейных, либо перекочевавших с более ранних этапов развития ребенка проблем. В таких случаях психолог работает не только и не столько с самим ребенком, сколько с парой «родитель-ребенок».

3. При работе с психологом Вы и Ваш ребенок занимаете не пассивную позицию «пациентов», а позицию активных, заинтересованных соучастников.

4. Психолог соблюдает конфиденциальность, он не разглашает информацию, полученную от Вас или от ребенка.

5. Изучив полученную информацию, психолог может дать рекомендации учителю относительно того, как эффективнее работать с Вашим ребенком.