Si vis pacem para bellum произношение. Si vis pacem, para bellum! Легендарный «Парабеллум» (9 фото)

Георг Люгер

В 1902 году германское правительство объявило конкурс на перевооружение своей армии. На суд строгой германской комиссии было представлено восемь образцов, испытания продолжались два года, за это время некоторые из представленных образцов успели подвергнуться модернизации. Люгер, например, переделал патрон, гильза стала цилиндрической, а калибр ствола был расширен до 9 мм.

В это же время пистолет получил звучное название «Парабеллум», это же имя получил и новый патрон. В 1904 году военно-морская комиссия остановила свой выбор на модернизированной модели пистолета Люгера калибра 9 мм. Официально он назывался «9х19 мм пистолет Борхардт-Люгер, морская модель 1904». Длина ствола в этой модели пистолета Люгера была 150 мм.

Свою «классическую форму» пистолет получил в 1906 году. Длина ствола 100 мм, автоматический предохранитель перемещён вниз, произведена небольшая доработка механизмов. Именно эта модель пистолета называется в Америке «классический Люгер», а в Европе «Парабеллум».

В августе 1908 года пистолет Борхардта-Люгера калибра 9 мм под названием «Р.08» был принят в качестве служебного образца короткоствольного оружия в немецкой армии.

Также, специально для расчетов орудий полевой артиллерии и унтер-офицеров пулеметных команд был создан удлиненный «Парабеллум» с длиной ствола 200 мм и секторным прицелом для стрельбы до 800 м. В комплект входила деревянная кобура-приклад. Lange P.08 («Длинный Р.08») был принят на вооружение воинских частей Пруссии, Саксонии и Вюртемберга в 1913 году.

Пистолет получился действительно удачным. Все происходившие при стрельбе задержки были, в основном, по вине некачественных боеприпасов. Удачный выбор наклона рукоятки обеспечивал отличную точность боя. Стрельба из пистолета Р.08 действенна, примерно, на растоянии до 125 м, но наиболее эффективна на дистанции до 50 м.

«Парабеллум» начал свое победное шествие по странам и континентам. Заказы посыпались, как из рога изобилия - Россия, Бразилия, Болгария… Америка вновь закупила приличную партию пистолетов для военных испытаний. Несколько оружейных компаний из разных стран купили лицензию на производство пистолета. Увеличился выпуск «коммерческих образцов».

Начало Первой мировой войны потребовало огромного количества пистолетов. Немецкая тактика «взламывания обороны противника» при помощи штурмовых групп также требовала оружия для войны в окопах противника в условиях высокой плотности огня. Удобные, быстро перезаряжаемые и легкие «длинные Парабеллумы» с круглыми магазинами на 32 патрона (модель P.17) подходили идеально. В то же время были разработаны и «бесшумные» варианты пистолетов с глушителем. За десять лет в период с 1908 по 1918 года было произведено около 1,8 миллионов штук Р.08.

Латынь – самый благородный из существующих языков. Может, потому что мертвый? Владеть латынью – умение не утилитарное, оно из разряда роскоши. Разговаривать на нем ты не станешь, а вот блестнуть в обществе… Нет языка, который так помогает произвести впечатление!

1. Scio me nihil scire
[сцио мэ ни́хиль сцирэ]

«Я знаю, что ничего не знаю», - по свидетельству Платона, так говорил о себе Сократ. И пояснял эту мысль: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Таким образом, получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные. Фразочка для любителей напустить туману и рефлексирующих особ.

2. Cogito ergo sum
[кóгито, эрго сум]

«Мыслю, следовательно существую» - философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.

«Cogito ergo sum» - не единственная формулировка идеи Декарта. Более точно фраза звучит как «Dubito ergo cogito, cogito ergo sum» - «Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, значит существую». Сомнение является, по мнению Декарта, одним из модусов мышления. Следовательно, фразу можно переводить и как «Я сомневаюсь, значит существую».

3. Omnia mea mecum portо
[о́мниа мэа мэ́кум порто]

«Все свое ношу с собой». Римские историки рассказывают, будто в дни завоевания персами греческого города Приены за толпой беглецов, еле тащивших на себе тяжелое имущество, спокойно шел налегке мудрец Биант. Когда его спрашивали, где его вещи, он, усмехаясь, говорил: «Все, что имею, всегда ношу при себе». Говорил он по-гречески, но слова эти дошли до нас в латинском переводе.

Оказалось, добавляют историки, что он был настоящим мудрецом; по дороге все беженцы растеряли свое добро, и скоро Биант кормил их на те подарки, которые он получал, ведя в городах и селах поучительные беседы с их жителями.

Значит, внутреннее богатство человека, его знания и ум – важнее и ценнее любого имущества.

4. Dum spiro, spero
[дум спи́ро, спе́ро]

Кстати, эта фраза также является лозунгом подводного спецназа - боевых пловцов ВМФ России.

5. Errare humanum est
[эрра́рэ хума́нум эст]

«Человеку свойственно ошибаться» - афоризм Сенеки-старшего. На самом деле, это всего лишь часть афоризма, целиком он звучит так: «Errare humanum est, stultum est in errore perseverare» - «Человеку свойственно ошибаться, но глупо упорствовать в своих ошибках».

6. O tempora! O mores!
[о тэ́мпора, о мо́рэс]

«О времена! О нравы!» - самое известное выражение Цицерона из «Первой речи против Катилины», которая считается вершиной римского ораторского искусства. Раскрывая подробности заговора на заседании сената, Цицерон этой фразой выражает возмущение и наглостью заговорщика, посмевшего как ни в чём не бывало явиться в сенат, и бездействием властей.

Обычно выражение применяют, констатируя упадок нравов, осуждая целое поколение. Впрочем, это выражение вполне может стать забавной шуткой.

7. In vino veritas, in aqua sanitas
[ин вино вэ́ритас, ин аква са́нитас]

«Истина в вине, здоровье в воде» - первую часть поговорки знают практически все, а вот вторая часть не так широко известна.

8. Homo homini lupus est
[хомо хомини люпус эст]

«Человек человеку волк» - ставшее поговоркой выражение из комедии Плавта «Ослы». Употребляют, когда хотят сказать что человеческие отношения - это сплошной эгоизм и вражда.

Этой фразой в советское время характеризовали капиталистический строй, в противоположность которому в обществе строителей коммунизма человек человеку друг, товарищ и брат.

9. Per aspera ad astra
[пер а́спэра эд а́стра]

«Через тернии к звездам». Также используется вариант «Аd astra per aspera» - «К звёздам через тернии». Пожалуй, самое поэтичное латинское изречение. Его авторство приписывается Луцию Аннею Сенеке, древнеримскому философу, поэту и государственному деятелю.

10. Veni, vidi, vici
[вени, види, вичи]

«Пришел, увидел, победил» - так написал Гай Юлй Цезарь в письме своему другу Аминтию о победе над одной из черноморских крепостей. По свидетельству Светония, именно эти слова были написаны на доске, которую несли во время триумфа Цезаря в честь этой победы.

11. Gaudeamus igitur
[гаудэа́мус и́гитур]

«Итак, будем веселиться» - первая строка студенческого гимна всех времен и народов. Гимн создан в средние века в Западной Европе и вопреки церковно-аскетической морали восхвалял жизнь с ее радостями, молодость и науку. Эта песня восходит к жанру застольных песен вагантов - средневековых бродячих поэтов и певцов, среди которых были и студенты.

12. Dura lex, sed lex
[ду́ра лэкс, сэд лэкс]

Есть два варианта перевода этой фразы: «Закон суров, но это закон» и «Закон есть закон». Многие думают, что эта фраза относится ко временам римского права, но это не так. Сентенция относится уже ко времени Средневековья. В римском праве как раз существовал гибкий, позволяющий смягчить букву закона, правопорядок.

13. Si vis pacem, para bellum
[сэ вис пакем пара бэллум]

14. Repetitio est mater studiorum
[рэпэти́тио эст матер студио́рум]

Одна из самых любимых латитянами пословиц, на русский переводится тоже пословицей «Повторение - мать учения».

15. Amor tussisque non celantur
[амор туси́скве нон цэланту́р]

«Любовь и кашель не скроешь» - в латыни на самом деле очень много поговорок о любви, но эта нам кажется самой трогательной. И актуальной в преддверии осени.

Влюбляйтесь, но будьте здоровы!

Война - это явление, которое происходило и происходит на протяжении всей истории человечества. Меняются времена - меняется вооружение, тактика ведения боя и прочее, однако сам принцип остается неизменным. Люди всегда воевали и будут воевать за природные ресурсы, территорию, власть, религию и т.д. К сожалению, по своей природе войны относятся к неискоренимому злу.

«Хочешь мира - готовься к войне». Смысл данной фразы

Зная то, что нападению может подвергнуться любое государство в любое время, каждая страна пытается усилить свою обороноспособность, чтобы в случае чего суметь противостоять врагу. Таким образом, получается, что лучший способ сохранить мир на своей территории - быть сильным, хорошо вооруженным и умеющим вести боевые действия государством. На такую страну не каждый решится напасть, потому что чем сильнее противник - тем меньше шансов на победу.

Государства, имеющие большой потенциал и богатые природные ресурсы, огромное значение уделяют своей обороноспособности. Именно богатые страны всегда вызывали зависть у «соседей», а также желание захватить заманчивую территорию. Кто хотел удержать при себе свои земли - должен был уметь защищаться.

Кто сказал: «Хочешь мира - готовься к войне»

Авторство данного выражения приписывают римскому историку, которого звали Корнелий Непот. Данное изречение он использовал в жизнеописании Эпаминонда - фиванского полководца. Фраза стала широко распространена еще во времена античности.

Римский писатель Вегеций также использовал её в своем сочинении, только в несколько измененном виде. В его произведении она звучала так: «Кто желает мира - готовит войну».

Смысл и то, и другой фразы в том, что только лишь надежная оборона гарантирует мир любому государству. Мощное вооружение и подготовленные войска отбивают желание к нападению. Других, таких же эффективных гарантий мира, к сожалению, не существует.

Практическое значение обороноспособности страны

«Хотите мира - готовьтесь к войне» - фраза, характеризующая основной принцип обороноспособности любого государства. Практическое значение этого принципа можно охарактеризовать так:

  • усилия правительства в оборонном деле никогда не ослабевают;
  • тщательно планируется финансирование обороноспособности страны;
  • войска занимаются боевой подготовкой, непрерывно тренируются и упражняются в военном деле;

  • население страны осознает важность укрепления обороноспособности государства и участвует в различных оборонных программах;
  • тщательно анализируется ситуация за рубежом, а именно развитие военного дела в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Фраза «Хотите мира - готовьтесь к войне» будет актуальной всегда. Она прописывает основные принципы гарантии мира для любого государства в любое время.

Заключение

Выражение «Хотите мира - готовьтесь к войне», на самом деле, можно применить не только к военным действиям и обороноспособности страны. В мирной жизни эта фраза также актуальна. Её можно сопоставить с известным выражением: «Предупрежден - значит вооружен». Смысл в том, что к любому серьезному событию лучше быть подготовленным. Никогда не знаешь, какой оборот примет то или иное дело. Всегда нужно быть готовым к худшему, чтобы при случае суметь адекватно отреагировать на неблагоприятный сценарий развития событий.

«Хотите мира - готовьтесь к войне» - это значит всегда будьте готовы к худшему. Тогда неприятности не застанут вас врасплох. Даже если ничего плохого не случится - меры предосторожности никогда не помешают. Беспечным людям хорошо живется до поры до времени. И хотя от всего не убережешься, лучше все-таки быть во всеоружии хотя бы перед теми событиями, которые мы можем спрогнозировать.

    1 Si vis pacem, para bellum

    Если хочешь мира, готовься к войне.

    Источник - Вегетий, "Краткое наставление в военном деле", 3, Пролог: Qui desiderat pacem, praeparet bellum. "Кто желает мира, пусть готовится к войне".

    Подобная мысль ранее высказывалась Цицероном ("Филиппики", VII, 6, 19: Si pace frui volumus bellum gerendum est. "Если мы хотим пользоваться миром, приходится воевать") и Корнелием Непотом ("Эпаминонд", V, 4: Paritur pax bello. "Мир создается войной").

    В то время как все европейские государства превратились в военные лагери, наемники которых горят желанием наброситься друг на друга, чтобы в честь мира перерезать друг другу горло, перед каждым новым взрывом войны необходимо выяснить лишь один совершенно незначительный вопрос: на чью сторону стать. Как только дипломатические парламентарии с помощью испытанного правила "Si vis pacem, pard bellum" удовлетворительно разрешат этот второстепенный вопрос, начинается одна из тех войн во славу цивилизации, которые по своему разнузданному варварству принадлежат к эпохе расцвета разбойничьего рыцарства, а по своему утонченному вероломству являются все же исключительной принадлежностью новейшего периода империалистической буржуазии. (К. Маркс, Вторжение!. )

    Луи Филипп оставил после себя французскую армию отнюдь не в боеспособном состоянии -. Республика не улучшила состояния армии. Но появилась империя, которая означала мир, а "si vis pacem, para bellum", и армия сразу стала в центре ее внимания. (Ф. Энгельс, Расцвет и упадок армии. )

    В тот же день вечером я уехал, не видавшись больше ни с кем из группы Освобождение труда". Мы решили не говорить о происшедшем никому, кроме самых близких лиц, - решили соблюсти аппарансы [ видимость приличия (из фр. apparence). - авт. ], - не дать торжествовать противникам. По внешности - как будто ничего не произошло, вся машина должна продолжать идти, как и шла, - только внутри порвалась какая-то струна, и вместо прекрасных личных отношений наступили деловые, сухие, с постоянным расчетом: по формуле si vis pacem, para bellum. (В. И. Ленин, Как чуть не потухла "Искра". )

    Кто более Людовика Наполеона сделал для их [ порядка и тишины ] водворения и ограждения? "Империя есть мир", - сказал он; а "если хочешь мира, то готовь войну" (si vis pacem, para bellum), и в силу этого двоякого соображения он неутомимо воюет и мирится с самого своего избрания - и все в интересах продолжения своего управления, в котором одном только нашла Франция мир и блаженство. (Н. А. Добролюбов, Письмо благонамеренного француза. )

    Si vis pacet, para bellum, гласит донельзя истасканная в наше время латинская поговорка: если хочешь мира - готовь войну. Но едва ли не правильнее к приемам новейшей западноевропейской политики применить эту поговорку в обратном смысле: si vis bellum, para pacem, т. е., если затеваешь войну, начни с агитации в пользу мира, хлопочи о мире, как можно громче, кстати и некстати проповедуй мир. (И. С. Аксаков, Общеевропейская политика. Статьи из газеты "Москва". )

    Si vis pacem, para bellum - хочешь мира, готовься к войне. Такова формула империалистических войн, заимствованная у одного из римских мудрецов. Ныне мы знаем, какую глубокую классовую ограниченность выражает эта формулировка. Мы противопоставляем ей наш призыв: "хочешь мира - готовь его, готовь, не щадя всех своих сил, каждый день твоей жизни, каждый час твоих дней". (Арнольд Цвейг, Защищать мир, не щадя сил. )

    □ Из всех догматов ханжеской политики нашего времени ни один не натворил столько бед, как догмат, гласящий: "Если хочешь мира, готовься к войне". (К. Маркс, Вторжение. )

    □ Веками человечество, стремясь к обеспечению своей безопасности, руководствовалось формулой: "Хочешь мира - готовься к войне". В нашу ядерную эпоху эта формула таит особую опасность. Человек умирает только один раз. Но за последние годы накоплена такая масса оружия, которая дает возможность несколько раз уничтожить все живое на земле. Отчетливо понимая это, мы говорили и говорим вновь: "Хочешь мира - проводи политику мира, борись за эту политику!" (Л. И. Брежнев, Социалистической Польше - тридцать лет. )

    2 Para bellum

    Готовь войну.

    Русский? Это - пустое. Правописание по Гроту мы уже одолели. А сочинения ведь известно какие. Одни и те же каждый год. "Para pacem [ Готовь мир (лат.) - авт. ], para bellum"; "Характеристика Онегина в связи с его эпохой"... (А. И. Куприн, Поединок. )

    3 Хочешь мира, готовь войну

    4 Если хочешь мира, готовься к войне

    Si vis pacem, para bellum

См. также в других словарях:

    Si vis pacem, para bellum - Devise sur le cartouche du Centre Culturel des Armées à Madrid. Si vis pacem, para bellum (« Si tu veux la paix, prépare la guerre » en français) est une locution latine. Elle semble être une base du concept de paix armée … Wikipédia en Français

    Si vis pacem, para bellum - is a Latin adage translated as, If you want peace, prepare for war . The source of this adage remains unknown; }