Синтаксис русский язык. Синтаксис: наука о языке, что она изучает, основные понятия

Определение (синтаксис) У этого термина существуют и другие значения, см. Определение.

Определе́ние (или атрибу́т ) - в синтаксисе русского языка второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Обычно выражено прилагательным или причастием. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?». При разборе предложения подчеркивается волнистой линией.

Классификация

Определения могут связываться с существительными способом согласования (согласованные определения ) и способами управления и примыкания (несогласованные определения ).

Согласованные определения

Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями.

  • «Большие деревья растут возле отцовского домика»
  • «В нашем классе нет отстающих учеников»
  • «Он решает эту задачу второй час»

В современном русском языке согласованное определение в предложении чаще всего предшествует определяемому имени (см. вышеприведённые примеры). Обратный порядок (согласованное определение следует за определяемым именем) допусти́м, но употребляется, как правило, в специальных случаях:

  • в традиционно сложившихся именах собственных и специальных терминах: «Петропавловск-Камчатский », «Иван Великий », «имя существительное », «вереск обыкновенный »;
  • в стихотворных произведениях, на порядок слов которых оказывают влияние требования формы (размер, рифма и т. п.):

Барон в обители печальной
Доволен, впрочем, был судьбой,
Пасто́ра лестью погребальной ,
Гербом гробницы феодальной
И эпитафией плохой .

А. С. Пушкин. Послание Дельвигу

Несогласованные определения

Не согласуются с определяемым словом и выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом, придаточным предложением.

  • «Шумели листья берёзы »
  • «Ему нравились вечера в доме бабушки »
  • «Выбери ткань с рисунком повеселее »
  • «На завтрак дали яйца всмятку »
  • «Их объединило желание увидеться »
  • «Дом, в котором я живу »

В русском языке несогласованные определения в предложении почти всегда следуют за определяемым именем, исключения встречаются только в стихотворных произведениях:

Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Си́нтаксис (от др.-греч. σύνταξις - «построение, порядок, составление») - раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.

Синтаксис включает в себя:

  1. связь слов в словосочетаниях и предложениях;
  2. рассмотрение видов синтаксической связи;
  3. определение типов словосочетаний и предложений;
  4. определение значения словосочетаний и предложений;
  5. соединение простых предложений в сложные.

Синтаксис статический

Объектом изучения статического синтаксиса являются структуры, которые не связаны с контекстом и ситуацией речи: предложение (как предикативная единица) и словосочетание (непредикативная единица).

Синтаксис коммуникативный

Объектом изучения которого являются такие проблемы, как актуальное и синтагматическое членение предложения, функционирование словосочетаний в предложении, коммуникативная парадигма предложений, типология высказывания и тд.

Синтаксис текста

Объектами изучения синтаксиса текста являются структурные схемы словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого, а различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящего за пределы сложного синтаксического целого. Изучение этих явлений имеет большое значение для лингвостилистического и психолингвистического анализа текста.Это его функциональная зависимость.

Синтаксис функциональный

Вид синтаксиса, использующий в карамматическая единица.

Данная статья посвящена такому разделу грамматики, как синтаксис. Что изучает он? Ответим на данный вопрос.

Определение

Синтаксис изучает правила, средства и способы соединения слов, словоформ и предикативных единиц, а также полученные в результате единицы. Законы их построения не могут быть поняты и истолкованы в отрыве от понятий синтаксической связи и синтаксических отношений. Поэтому они являются базовыми, фундаментальными понятиями раздела "синтаксис", что изучает эти и другие явления.

Синтаксические единицы

Данные единицы возникают и существуют в языке для обозначения синтаксических отношений - самых общих типизированных значений, выражаемых средствами языка и предназначенных для конструирования вещественной информации. Введем еще одно определение из раздела "синтаксис". Что изучает он еще?

Синтаксические связи

Это способы соединения синтаксических единиц средствами языка для выражения определенных смысловых отношений.

Существуют два традиционно противопоставляемых типа такой связи: сочинение и подчинение. Кроме них, выделяются координация и аппозиция, а внутри подчинительной связи - дуплексив.

Координация возникает между подлежащим и сказуемым в структуре предложения. Ее отличие от подчинительной связи (согласования) можно довольно четко определить:

  1. Согласование - подчинительная связь, наличие главного и зависимого компонентов. Координация - соотнесение, взаимная обусловленность форм подлежащего и сказуемого.
  2. Согласование идет по всей парадигме главного слова. Координация - соотнесение отдельных форм подлежащего и сказуемого (только И. п. и спрягаемая форма глагола).
  3. При согласовании образуется словосочетание, при координации - предложение.
  4. При согласовании зависимый компонент выполняет синтаксическую функцию определения. При координации синтаксические функции главных членов предложения - подлежащее и сказуемое.

При аппозитивной связи невозможно четко определить, как при подчинении, главное и зависимое слово. Форма приложения не согласуется, то есть не уподобляется форме определяемого, а совпадение рода и числа, когда оно наблюдается, объясняется не грамматическими свойствами последнего, а номинациями реалий. Одинаковый падеж объясняется синтаксическим параллелизмом форм, так как они управляются одним и тем же глаголом-сказуемым: река-красавица, злодейка-западня, но газета "Известия", журнал "За рулем" и др.

Дуплексив - это двойное подчинение, которое возникает только в структуре предложений: "Он выглядел утомленным". Эту связь часто использует русский синтаксис, что изучает подобные явления. Словоформа "утомленным" принимает форму рода и числа определяемого слова, а выбор падежа зависит от глагола.

Синтаксические отношения

При всех видах синтаксической связи между компонентами синтаксических единиц и ими самими возникают синтаксические отношения. Основной методический прием их обнаружения - система логических вопросов.

Синтаксические отношения - это также то, что изучают в синтаксисе. Они бывают определительные, объектные и восполняющие. Объектные передают отношения между состоянием или действием и предметом, на который оно направлено: "писать письмо". Определительные возникают, когда предмет, действие, явление, признак, состояние характеризуется со стороны внутреннего или внешнего качества, свойства, а также получают разные обстоятельственные характеристики: "веселый молочник", "домик в саду". Восполняющие отношения имеют место, когда некоторое зависимое слово содержательно восполняет главное: "поступить благородно", "килограмм хлеба", "дни поздней осени". Вот что изучает наука синтаксис.

Что такое синтаксис? что изучает? и чему учит?

Эдуард

1. Раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строе связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части:
учение о словосочетании,

2. Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи) . Синтаксис имени существительного. Синтаксис глагола.

Кристиша

Раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строе связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части:
учение о словосочетании,
учение о предложении (правильно построенном высказывании) . Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения.
Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи).

Елена соколовская

Синтаксис - .от греч. "составление". С. - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учениео предложении. Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т. е. слово в определнной форме) , словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Simply the best

в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению
В еще более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального (словесного) языка.
Особенность синтаксиса заключается также в том, что в процессе речи говорящий постоянно создает новые предложения, но крайне редко - новые слова. Таким образом, в синтаксисе наглядно проявляется творческий аспект языка, и поэтому синтаксис часто определяют как раздел грамматики, изучающий порождение речи - образование из ограниченного множества слов теоретически неограниченного множества предложений и текстов.
Энциклопедия «Кругосвет»

Эльдар земляной

Си́нтаксис (от др. -греч. σύνταξις - построение, порядок, составление) - раздел языкознания, изучающий построение связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

В синтаксисе решаются следующие основные вопросы:

1.соединение слов в словосочетаниях и предложениях;
2.рассмотрение видов синтаксической связи;
3.определение типов словосочетаний и предложений;
4.определение значения словосочетаний и предложений;
5.соединение простых предложений в сложные.

Подписаться на сайт

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Слово «синтаксис» происходит от греческого слова syntaxis, что в переводе значит «составление». Значение слова дает нам понять, что синтаксис тесно связан с упорядочиванием единиц языка. Чтобы понять, что такое синтаксис в русском языке, нужно вспомнить, что такое грамматика, а также обратиться к истории развития языкознания.

Связи в синтаксисе

Многие языковеды интересовались вопросом, что такое синтаксис. Этот раздел науки описан еще в античных трудах, но окончательно он был сформирован в 19 веке.

Ученые сформулировали четкое определение. Синтаксис – это раздел науки о языке, который включает в себя учение о словосочетаниях и предложениях. Различные компоненты языка объединяются при помощи синтаксических связей.


Существует два типа связей:

  1. Сочинительная. Связь между равноправными языковыми единицами. В этом случае мы не можем задать вопрос от одной части предложения к другой. Сочинительная связь бывает между словами в словосочетаниях (лес и горы), в простых предложениях она представлена в виде однородных членов («… У нас запляшут лес и горы!» И. Крылов), а также может связывать части сложносочиненного предложения («… И ноты есть у нас, и инструменты есть…» И. Крылов).

Сочинительные союзы – главные спутники сочинительной связи: и, но, а или, либо, то – то, не то – не то и прочие

  1. Подчинительная. Он возникает в том случае, если единицы неравноправные. Одна считается главной, а другая зависит от нее. Мы можем задать вопрос от главной части к зависимой. Эта связь призывает на помощь подчинительные союзы: что, где, какой, потому что, если, когда и другие

Подчинительную связь хорошо иллюстрирует следующий пример из басни Ивана Крылова: «Мы, верно, уж поладим, (при каком условии?) коль рядом сядем».

Словосочетание

Чтобы понять, что означает синтаксис, следует рассмотреть его основные единицы: словосочетание и предложение.

Словосочетание – это два, три и более слов, которые связаны при помощи подчинения. Обязательным условием является то, что слова должны быть знаменательными, то есть полнозначными.


Можно вновь обратиться к басням Крылова и найти в них прекрасный пример, показывающий, что такое словосочетание:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.


В этих строках мы можем отыскать следующие словосочетания:

  1. Твердили (кому?) миру
  2. Лесть (какова?) гнусна, вредна
  3. Отыщет (где?) в сердце
  4. Отыщет (что?) уголок

Известный языковед В. Виноградов сформулировал следующее определение: «Предложение – грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

В словосочетании нет законченности выраженной идеи, а в предложении она присутствует.


В синтаксисе выделяют простые и сложные предложения:

  1. Простое предложение – это главный структурный вид предложений, который помогает строить сложные предложения. В нем присутствует одна грамматическая основа. Примеры простых предложений:
  • Пришла зима
  • Грачи прилетели
  • Лиса бежала
  1. Сложное предложение имеет в своем составе не менее двух грамматических основ. Его части объединены по смыслу, грамматически и интонационно. Примеры сложных предложений:
  • Когда я вошел в дом, я увидел на столе большой самовар и стопку иностранных журналов
  • Кошка вернулась домой, потому что на улице стало темно

Сложное предложение сообщает читателю о нескольких событиях и о связи между ними. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.

Синтаксис – это важнейший раздел науки о языке, который требует пристального изучения.

СИНТАКСИС (от греч. "строй, порядок") – это раздел грамматики характеризующий правила создания предложений и словосочетаний. Синтаксической строй вместе с морфологическим строем есть грамматика языка. Сущность грамматики и морфологии способствует их распределению на разделы грамматики.

Синтаксис - это раздел языкознания, который изучает синтаксический строй языка, а именно словосочетания, предложения, текст, способы соединения словосочетаний в предложения, предложений в текст, построение простых предложений и объединение их в сложные.

Очень сложно разделить синтаксис и морфологию. Морфология изучает формы и значения слов, а синтаксис сочетаемость слов и построение предложений.

Какая же роль синтаксиса в современном языке? Дословно с греческого слово "синтаксис " означает "порядок" и указывает, что необходимо упорядочивать отдельные единиц языка - слова. Наличие синтаксиса в жизни человека связано с потребностью людей в общении, желанию построить свою речь так, чтобы понятнее передать информацию и свои эмоции. Одним словом человек не может передать все свои мысли и эмоции, а использует в своей речи более сложные речевые элементы - это словосочетание, предложение, текст.

Словосочетание – это группа слов, которые соединены между собой грамматически и по смыслу. Очень часто в речи встречаются ошибки в строении словосочетаний, как грамматические, так и смысловые, например ужасная красота, красивый девочка. Переходным элементом от лексико-морфологического к синтаксическому является синтаксис словосочетаний. С помощью синтаксиса отдельные слова структурно оформляются в предложения.

Предложение – это набор слов, которые связаны по смыслу и имеют грамматическую основу. Если грамматическая основа одна то предложение простое, если больше то сложное. Предложение имеет законченный смысл и интонационную завершенность.

Само словосочетание определяет явление, действие, предмет, а предложение уже воспроизводит эмоции, мысли, желания. Синтаксис это универсальный инструмент, способствующий правильному построению человеческой речи. Порой очень сложно понять речь маленького ребенка или иностранца, не владеющих основными правилами синтаксиса .

Предложение – это минимальная единица общения. Синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, как элементе коммуникации, но и в словосочетаниях, как смысловом и грамматическом объединение слов. Синтаксис изучает строение предложений их грамматические свойства и типы, и словосочетание как самое маленькое объединение слов связанное грамматически. Таким образом, можно выделить синтаксис предложения и синтаксис словосочетания.

Синтаксис это отражение творческой составляющей языка. Ведь в процессе общения постоянно строятся новые предложения, возникают новые словосочетания. Синтаксис это сфера грамматики, которая исследует возникновение огромного количества словосочетаний и предложений из конечного множества слов.

Учебник, ориентированный на активное усвоение материала современным студентом, представляет собой комплексное освещение традиционных и современных синтаксических концепций, дискуссионных вопросов синтаксической теории. Описание синтаксических единиц дано в динамике их развития: сопровождается экскурсами в историю становления в русском языке и описанием новых синтаксических явлений. Изложенный материал обобщается в таблицах, поиск необходимой информации обеспечивается терминологическим указателем.


Содержание
Предисловие.
Введение.
§ 1. Синтаксис как наука (история и современность).
§ 2. Место синтаксиса в системе языка.
§ 3. Общая сравнительная характеристика единиц синтаксиса.
§ 4. Синтаксис - система связей и отношений.
§ 5. Аспекты изучения синтаксиса.2
Словосочетание
§ 1. Понятие словосочетания.
§ 2. Аспекты характеристики словосочетания.
§ 3. Синтаксические отношения в словосочетании.
§ 4. Синтаксические связи в словосочетании.
§ 5. Синтаксические связи в предложении сравнительно со связями в словосочетании.

Простое предложение

Глава 1. Предложение: основные понятия.
§ 1. Определение понятия «предложение».
§ 2. Понятие «предикативность».
§ 3. Традиционные аспекты классификации простого предложения.
Глава 2. Описание структуры простого предложения в русском синтаксисе XIX-XX вв.
1. Двусоставные предложения.
§ 1. Понятия «член предложения» и «членимость предложения».
§ 2. Главные члены предложения.
§ 3. Второстепенные члены предложения.
2. Односоставные предложения.
§ 1. Спрягаемо-глагольные предложения.
§ 2. Безличные предложения.
§ 3. Инфинитивные предложения.
§ 4. Именные односоставные предложения.
§ 5. Различные точки зрения на односоставные предложения
3. Неполные и эллиптические предложения.
§ 1. Понятие «неполное предложение».
§ 2. Из истории изучения неполных предложений.
§ 3. Эллиптические предложения.
§ 4. Неполные предложения в синтаксической концепции Н.Ю.Шведовой.
§ 5. Неполные предложения в синтаксической концепции Г.А. Золотовой.
4. Осложнение простого предложения.
§ 1. Понятие «осложненное предложение».
§ 2. Синтагматически связанные виды осложнения простого предложения.
§ 3. Синтагматически не связанные виды осложнения простого предложения.
5. Структура простого предложения в концепции Н.Ю.Шведовой
(«Русская грамматика»).
§ 1. Понятие «структурная схема предложения». Компоненты структурной схемы.
§ 2. Парадигма предложения как система его форм.
§ 3. Регулярные реализации простого предложения.
§ 4. Распространение предложения.
Глава 3. Семантическая организация простого предложения.
§ 1. Синтаксическая семантика предложения в «Русской грамматике» 1980 г.
§ 2. Описание семантики предложения с опорой на понятие пропозиции.
§ 3. Логико-синтаксические типы предложения в концепции
Н. Д.Арутюновой.
§ 4. Синтаксическая семантика в концепции Г.А. Золотовой.
§ 5. Теория функционального синтаксиса А. Мустайоки.
Глава 4. Коммуникативная организация простого предложения
§ 1. Актуальное членение предложения.
§ 2. Средства выражения актуального членения предложения.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Глава 1. Синтаксис сложного предложения. Общие вопросы.
§ 1. Понятие «сложное предложение». Синтаксический статус сложного предложения.
§ 2. Сложное предложение в кругу других синтаксических единиц
§ 3. Средства связи между частями сложного предложения.
§ 4. Сочинительные и подчинительные отношения в сложном
Предложении.
Глава 2. Сложносочиненное предложение.
§ 1. Место сложносочиненного предложения в системе сложных предложений.
§ 2. Классификации сложносочиненных предложений.
Глава 3. Сложноподчиненное предложение.
§ 1. Определение понятия.
§ 2. История изучения и классификации сложноподчиненного предложения.
§ 3. Классификация сложноподчиненного предложения.
Глава 4. Сложное бессоюзное предложение.
§ 1. Понятие «сложное бессоюзное предложение» и объем синтаксических явлений, подводимых под это понятие.
§ 2. История изучения и классификации бессоюзного сложного предложения.
§ 3. Классификация бессоюзных предложений.
Глава 5. Сложные многочленные предложения.
Сложное синтаксическое ЦЕЛОЕ (ССЦ) И ТЕКСТ
§ 1. Реализация предложения в тексте.
§ 2. Определение понятия «сложное синтаксическое целое».
§ 3. Синтаксическое описание текста. Признаки текста.
§ 4. Текстовые категории. Изменения в синтаксическом строе
§ 1. Различное понимание новых синтаксических изменений в литературном языке.
§ 2. Синтаксические типы прозы.
§ 3. Изменения в системе словосочетаний и синтаксических связей.
§ 4. Изменения в области предложения.
§ 5. Новейшие изменения в синтаксическом строе предложений современной художественной прозы.
Основные сведения о русской пунктуации
§ 1. Понятие пунктуации. Принципы русской пунктуации.
§ 2. Функции знаков препинания.
Литература.
Терминологический указатель.


Предисловие
.
Синтаксис, высший уровень в языковой системе, всегда был объектом пристального внимания лингвистов, но многообразие подходов к описанию единиц этого уровня, сложившееся в отечественной науке на рубеже XX-XXI вв., требует глубокого осмысления. Современный студент-филолог, изучающий различные научные концепции, должен быть хорошо теоретически подготовлен.

При создании данного пособия авторы исходили из следующего: во-первых, для эффективного преподавания синтаксиса в современной ВУЗовской аудитории требуется учебник, позволяющий студентам активно усвоить лекционный материал и извлечь дополнительную информацию; во-вторых, в учебнике необходимо отразить традиционное описание синтаксических единиц и дискуссионные вопросы (теория словосочетания, типология простого и сложного предложения, синтаксис текста), которые во многих учебных пособиях даны односторонне (например, только структурный или семантический аспекты), что позволит студенту выработать навыки многостороннего анализа синтаксических единиц.

Данный учебник ориентирован, во-первых, на комплексный подход к освещению дискуссионных вопросов синтаксической теории; во-вторых, на включение экскурсов в историю становления единиц синтаксиса в связи с появлением новых работ по истории русского языка, для того чтобы преодолеть разрыв в преподавании истории языка и современного русского языка; в-третьих, на перспективы развития синтаксиса, что определяет включение раздела, посвященного новым синтаксическим явлениям (автор проф. Г.Н.Акимова).

Информация, изложенная в разделах учебника «Введение», «Словосочетание», «Предложение», «Сложное синтаксическое целое и текст», «Изменения в синтаксическом строе», «Основные сведения о русской пунктуации», обобщена в таблицах, «Терминологический указатель» облегчает поиск необходимой информации.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Синтаксис современного русского языка, Акимова Г.Н., Вяткина С.В., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу - Синтаксис современного русского языка, Акимова Г.Н., Вяткина С.В., 2009. - Яндекс Народ Диск.

  • 1.Глагольные с:
  • 2.Именные с:
  • 3. Наречные
  • 6. Характеристика связей по признакам «обязательная / необязательная», «предсказующая / непредсказующая».
  • 7. Согласование как вид подчинительной связи. Особые случаи согласования.
  • 8. Управление как вид подчинительной связи. Понятие сильного и слабого управления.
  • 9. Примыкание как вид подчинительной связи. О границах между управлением и примыканием.
  • 10. Предложения и его отличительные признаки. Предложение как предикативная единица.
  • 11. Соотношение предложения, слова и словосочетания с точки зрения их грамматических характеристик и функций в речи.
  • 12. Понятие предикативности. Категории предикативности.
  • 13. Модальность как категория предикативности. Типы ирреальной модальности (Грамматика-80). Средства реализации модальности в предложении.
  • 14. Темпоральность как категория предикативности. Средства и формы выражения категории темпоральности в предложении. Время морфологическое и синтаксическое.
  • 15. Вопрос о статусе персональности как категории предикативности.
  • 16. Понятие структурной схемы предложения. Вклад ученых Пражской лингвистической школы в разработку понятия модели, структурной схемы предложения.
  • 17. Н.Ю. Шведова, Грамматика-80 о понятии структурной схемы предложения. Регулярные реализации структурных схем предложения в современном русском языке
  • 18. Простое предложение. Понятие минимального предложения. Виды простых предложений.
  • 19. Двусоставное предложение. Характеристика и классификация двусоставных предложений.
  • 20. Понятие сказуемого в сря. Типы сказуемого.
  • 21. Понятие подлежащего. Вопрос о способах выражения подлежащего
  • 22. Специфика форм связи между членами предикативной основы предложения, ее особенности и отличие от согласования как вида подчинительной связи.
  • 23. Виды распространителей в простом предложении. Понятие второстепенных членов предложения. Присловные и детерминирующие второстепенные члены предложения.
  • 27. Понятие детерминанта. Вопрос о детерминантах в современной лингвистике. Функции детерминантов в предложении.
  • 24. Определение как второстепенный член предложения. Виды определений. Роль определений в организации предложения.
  • 25. Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений. Роль дополнений в организации предложений.
  • 26. Обстоятельство. Значение и функции обстоятельства. Средства выражения обстоятельств.
  • 28. Различные случаи осложнения структуры простого предложения.
  • 29. Односоставное предложение. Типы односоставных предложений в современном русском языке. Особенности использования и функции односоставных предложений в текстах разных стилей.
  • Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями
  • 30. Определенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 31. Неопределенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 32. Обобщенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 33. Безличные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
  • 34. Присоединительные конструкции. Сущность присоединения. Смысловые и стилистические функции присоединения.
  • 35. Неполные и эллиптические предложения. Функции неполных предложений в диалогической речи. Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических конструкций.
  • 36. Синтаксическая характеристика парцелляции: грамматические особенности и сферы использования.
  • 37. Порядок слов и его роль в организации речи. Порядок слов и контекст. Синтаксическое и актуальное членение предложения.
  • 38. Общее понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема. Способы установления темы и ремы в предложении
  • 39. Понятие актуализации. Средства выражения актуального членения предложения. Стилистически нейтральный и стилистический значимый порядок слов.
  • 40. Сложное предложение. Общая классификация сложных предложений. Синтаксические отношения между частями сложного предложения и средства их выражения.
  • 42, 43. Сложноподчиненные предложения. Грамматические средства связи частей сложноподчиненного предложения. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью придаточного.
  • 44. Бессоюзные сложные предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. Функции бессоюзных предложений в текстах разных функциональных стилей.
  • 45. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Синтаксические возможности современного русского языка для выражения разных целей высказывания.
  • 46. Синтаксические средства передачи чужой речи в современном русском языке.
  • 1. Синтаксис современного русского языка: предмет и задачи курса. Основные синтаксические понятия.

    Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.

    Существуют разные уровни синтаксиса (Валгина):

      синтаксис словосочетания – проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами

      синтаксис предложения – определяет языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка, изучает единицы коммуникативного плана с точки зрения их строения, грамматических свойств и типов

      синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи – изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения

    Существуют разные подходы к изучению предложения

      семантический – изучает содержание (что передается)

      структурный – изучает форму (как передается)

      коммуникативный – назначение (для чего передается)

    Основные единицы синтаксиса :

      предложение (простое, сложное)

    Понимание синтаксической единицы изменилось в истории синтаксиса:

      начало 19 века – Востоков: закон соединения слов =>

      словосочетание

      с середины 19 века – на первом плане в трудах логической школы грамматика (Буслаев) – интерес к предложению. Оно рассматривалось и определялось как суждение, выраженное словами

      40е гг. 19 века – начало 20 века – в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон - синтаксис является учением о словосочетании. Для Петерсона словосочетание – это всякое соединение слов, в том числе и простое предложение любого объёма; сложные предложения – это соединения словосочетаний. Пешковский предлагал вообще отказаться от теории предложения – его он выводит из словосочетания.

      Для Шахматова словосочетание – часть предложения. Выдвинул тезис о существовании двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения.

      Русский синтаксис в научном освещении: грамматика 1954 г. – теоретическое введение написал Виноградов. Развивая идеи Шахматова предложил 2 самостоятельные синтаксические единицы – словосочетание с номинативной функцией (т.е. той же функцией что и у слова) и предложение с коммуникативной функцией.

      Н.Ю Шведова (В грамматиках 70 и 80) - продолжает линию последовательного различения словосочетания и предложения.

    Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно:

      синтаксическая форма слов

    Г.А. Золотова «Синтаксический словарь» – минимальная семантико-

    синтаксическая единица русского языка – синтаксема, не равная 1 ед. форм слова.

    Я подарил ему ( объект – адресат ) книгу. Золотова считает, что это разные единицы, т.к. у них разное значение, то есть

    Ему (субъект) не спится.- минимальная синтаксическая единица должна нести и определенное семантическое значение. Синтаксема может входить в словосочетание, если она выполняет присловную функцию:

    Не буди только память во мне про волнистую рожь при луне.

    Непосредственно в предложении: Идет лекция .

    4. сложное синтаксическое целое – единица большая, чем предложение (в 30е гг. 20 века). Оно отличается от понятия абзац, т.е. они далеко не всецело совпадают. ССЦ имеет свои формальные показатели единства: притяжательные местоимения, указательные местоимения, вводные слова, синонимические конструкции.

      Понятие словосочетания. Вопрос о статусе словосочетания в современном русском языке.

    Широкое и узкое понимание словосочетания.

    Широкое понимание – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

    Узкое понимание – (Виноградов) «словосочетание – сложное именование. Оно несёт ту же функцию, что и слово».

    Ученики Виноградова преобразовали это определение: «Словосочетание - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на основе подчинительной связи»

    Не являются словосочетаниями:

    Отношения между подлежащим и сказуемым (предикативные отношения).

    Ряд однородных членов (сочинительная связь)

    Предложно-падежные формы существительных

    Сочетания обособленных второстепенных членов и слов, к которым относятся эти второстепенные члены (причастные и деепричастные обороты)

    Полупредикативные словосочетания (объединения слов, только внешне напоминающие словосочетания – «дверь открывается водителем»)

    Словосочетания:

    Типы С по СТЕПЕНИ СПАЯННОСТИ КОМПОНЕНТОВ:

    1.синтаксически свободные, т.е. такие, которые легко разлагаются на составляющие их части: контрольная работа, работать круглосуточно…

    2. синт.несвободные, т.е. такие, которые образуют неразложимое синт.единство (в предложении выступают в роли единого ЧП): два дома, несколько студентов, мало времени…

    ПО СТРУКТУРЕ

    1.Валгина – если словосочетание состоит из значимых двух слов – то оно наз. простым. Простое С может быть и недвусловным, если распространение главного слова производится путём цельного синтаксического или фразеологического сочетания, а также посредством аналитической грамматической формы: юноша 18-ти лет (ср. 18-тилетний юноша), девочка со светлыми волосами (ср. Светловолосая девочка), самая сложная задача (ср. Сложнейшая задача). Такие С являются простыми, а в синт-ом отношении примыкают к сложным;

    2.С сложные, представляющие собой распространение слова целым словосочетанием или словосочетания словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространяется словосочетанием домашнее задание ); новый ежемесячный журнал (новый распространяет е/ж). Часто в сложных С зависимые слова определяют главное слово с разных сторон: провести месяц в деревне (провести месяц – провести в деревне).

    ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ