Сказание про трёх братьев — кия, щека, хорива и сестру их лыбидь. Легенда о кие

Извечный вопрос, когда и кем был основан Киев , требует уточнения: в каком качестве и смысле. Известно, например, что поселения на месте нынешнего Киева были еще 20 тысяч лет назад. А может быть, речь идет о грозной столице Сарматии, приблизительно в конце первого тысячелетия до нашей эры. «Столица Сарматии Метрополия находится на Днепре . Недалеко от нее Амадока и Азагарий» - так писал Клавдий Птолемей. К слову, Амадок и Азагарий соответствуют нынешнему Любечу и Чернигову. Не лишним будет вспомнить и то, что в IV в. при отце Аттилы, царе Мундиухе , на этом месте была ставка, главный центр Великой Гуннии .

И все-таки, разве не следует считать родоначальником Киева того, кто первым предрек великий Город, что призван стать духовной твердыней христианского мира. Было это в 55 г. н.э., когда святой апостол Андрей , проповедуя в Скифии имя Спасителя , воздвиг на киевских горах крест. Так, по аналогии, уходят в тьму веков поселения на месте Иерусалима. Но существенно то, что сам Бог избрал Иерусалим. Много раз город разрушался до основания. В 135 г.н.э. на его месте провели плугами борозды в знак того, что с Иерусалимом покончено раз и навсегда. Но стоит, и будет стоять Иерусалим - центр трех религий. Так и Киев. Шесть раз он выгорал дотла… Готы, печенеги, половцы, монголы, татары-крымчаки… Сколько их было, пришлых, где они теперь, словно и не было вовсе. А Киев жив! Так было, так будет…

Но вернемся к Кию. Кем был этот человек, кому мы обязаны самим именем Города? Нестор называет Кия перевозчиком, т.к. бывший в старину перевоз звался Киевом. Летописец указывает на то, что Кий начальствовал в роде своем, ходил в Константинополь и приял великую честь от царя греческого. Иные историки полагают, что Кий происходил из восточнославянского племени хорватов, находившегося в беспрестанной борьбе с аварами. Именно эта вражда и стала поводом для встречи с византийским императором, который помог поднять восстание против аварского кагана. Эти две взаимоисключающие легенды сходятся только в одном - Кий был принят императором Константинополя. И кого же принял греческий царь - перевозчика, даже старшего в своем роде? Хорватского военачальника, успехи и поражения которого ничем не грозили Византии?

Иное дело - посланник Великой Гуннии , чья воля читалась как закон. Как уже говорилось, на Киевских холмах размещалась главная ставка гуннов не только при Мундиухе, но и во времена Аттилы. Ряд исследователей полагают, что Аттила родился именно здесь, и отсюда диктовалась его воля, здесь вершились судьбы целых стран и народов.

Принимая эту версию, легко согласиться с теми, кто отводит Кию роль правой руки Аттилы, его верного друга и соратника. Руськолуньский князь Кий - второе лицо в государстве, фактический управитель столицы. После смерти Аттилы и Кия, многие десятилетия Киев оставался в руках племени руськолунии (иное название - роксоланы). Их князья - потомки Кия - Лебедян, Веренез, Велек, Сережень, последовательно правили Киевом и окрестными землями.

Но внимательный читатель вправе спросить: «А где же в этой истории братья Кия - Щек и Хорив и сестра их Лыбедь ?». Каждый киевлянин покажет вам гору Щекавицу и гору Хоривицу, и даже расскажет о том, что река Лыбедь была когда-то судоходной. Неужели имя Киева, горы Щекавицы и речки Лыбедь, впадающей в Днепр, могли подать мысль к сочинению басни о трех братьях и их сестре? Что ж, примеров таких немало. Греческая мифология из некоторых географических названий составила целые истории и жизнеописания. Иными словами, возникает неизбежный вопрос: Кто или что было первым - человек, ставший героем легенды, или легенда, придумавшая человека.
И сегодня большинство историков отказываются видеть в Кие, Щеке и Хориве основателей Киева. Памятуя о том, что Киев творился по образу и подобию Иерусалима, ученые указывают на библейское происхождение ряда киевских названий, в частности, горы Хоривицы. Вспомните: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Малиамского. Однажды повел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву» (Вторая Книга Моисея. Исход) Господь явил себя Моисею и сказал: «Я буду с тобою вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ (Мой) из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». Моисей, желая удостовериться, что перед ним действительно Бог, попросил явить чудо. И сказал ему Господь: «Что это в руке у тебя?» Он отвечал: Жезл. Господь сказал: брось его на землю, и жезл превратился в змия.

Одно из значений имени Кия - жезл, посох. Щек по старославянски - змий, дракон. Иными словами и Хорив (г.Хорив), и Щек (змий), и Кий (жезл), говорят в пользу такого толкования легенды о трех братьях.

Так все-таки был на самом деле Кий или нет? Обратимся снова к Нестору-летописцу: «На возвратном пути (из Константинополя), увидев берега Дуная, полюбил их, срубил городок и хотел обитать в нем; но жители дунайские не дали ему там утвердиться и доныне именуют сие место городищем Киевцом». Интересно, что на факте существования городка Киевец сходятся многие ученые. Расхождение лишь в одном - то ли Кий шел из Константинополя в Киев уже построенный, то ли, покинув Киевец, где не смог закрепиться, двинулся в Поднепровье, где и заложил Киев.

Это и многое другое, в частности раскопки на Старокиевской горе, где были найдены останки древнейшего городища VII в., убеждают в том, что Кий - воин, основатель города и его правитель - фигура историческая.

Другое дело «Щек, Хорив и сестра их Лыбедь». Происхождение этих имен приписывают более позднему времени. Возможно, речь может идти о периоде, когда в Киев (VIII в.) вошли хазары. Именно тогда Киев стал Гаонатом - духовной академией иудаизма. Творение Киева, как второго Иерусалима, точнее по его библейскому образу, возможно и стало поводом к называнию одной из киевских гор Хоривом, а другой Щеком (в память о превращении жезла в змия). Само название Киев, могло восприниматься как знак, подсказка, указание свыше. Жезл, посох - символ, знамение. Со временем, гора Хорив превратилась в Хоривицу, Щек в Щекавицу, а река Лыбидь дала имя сестре трех основателей города.

Одного мы никогда не узнаем: как же на самом деле звали Кия, была ли это имя дано ему от рождения, или так звали его современники за ратную доблесть (жезл) и склонность к путешествиям (посох). В старину говорили: “По-суху с посохом, по-морю поплывом.”

А все-таки мне нравится легенда о Кие-перевозчике. Скрипят уключины. Медленно опускаются тяжелые весла. День следует за днем, за ночью ночь. Кто знает, может так оно и было?..

Призванными объяснить названия киевских местностей.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Разведопрос: историк Александр Скробач про основание Киева

Субтитры

Происхождение имён и названий легенды

Имя Кий исследователями возводится к славянским словам *kyjь, *kou-, *kov- в значении «посох, жезл, деревянный молот» .

Название горы Щековица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица .

Имя Хорив связано с названием горы Хоривица, которое не сохранилось в позднее время. Название горы сравнивают с иранским словом Haraiva - название горной страны. Народно-этимологически названием связывали с библейской горой Хорив .

Лыбедь - это небольшая речка, впадающая в Днепр. Имя Лыбедь возводят обычно к словам лебедь, луб, лыва . Другое название Киева, упомянутое Константином Багрянородным в X веке , Самватас , и встречающееся как имя в византийской надписи VI века , возводят либо к еврейскому , либо к хазарскому языку . Однако славянские топонимы «сувит», «собот» и пр. также очень распространены как обозначение «слияния», «соединения» [ ] . Сами же евреи , жители города, в переписке X века называли его Киевом.

При этом ряд учёных, в том числе профессор М. И. Артамонов , отмечают, что имена мифических братьев не носят никаких признаков славянской принадлежности. Так, гипотеза об иранских корнях имени легендарного Кыя (Кия из русской летописи) получила развитие в советской историографии у В. Н. Топорова . Также широко известна гипотеза американо-украинского востоковеда О. И. Прицака , который полагал, что возникновение Киева связано с хазарами и что Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе. Гипотеза Прицака была подвергнута критике, как заведомо необоснованная .

Археологические свидетельства

И бѧше ѡколо града лѣсъ и боръ великъ · и бѧху ловѧща звѣрь бѧху мужи мудри и смꙑслени и нарицахусѧ Полѧне · ѿ нихже єсть Полѧне в Києвѣ и до сего д͠не · бѧху же поганѣ · жруще озеромъ и кладяземъ и рощениемъ · якоже прочии погани

Новгородская летопись в отличие от «Повести временных лет» утвердительно называет Кия перевозчиком, упоминая и вторую версию о том, что он был «ловцом».

Между тем, историки высказывают сомнение даже относительно того, были ли Аскольд и Дир действительно соправителями и современниками, или же таковыми их сделал киевский летописец, писавший приблизительно спустя два столетия после их убийства князем Олегом , пришедшим к стенам Киева с дружиной и выманившим их за пределы городской стены (Н. М. Карамзин , В. О. Ключевский , С. Ф. Платонов).

Параллели легенды

Среди многочисленных легенд о трех братьях и сестре, легенда о Кие наиболее часто сравнивается с готской легендой о борьбе Германариха с роксаланами в Северном Причерноморье в конце IV века .

Скандинавским аналогом Кия, как божьего кузнеца, может выступать бог Тор .

Образ перевозчика также часто встречается в славянском фольклоре (княгиня Ольга) и скандинавской (Харбард) и других мифологиях. Он связан с мировоззренческим спором между перевозчиком и тем, кого он перевозит.

В русском фольклоре с Кием также могут быть связаны образы Белого Полянина и Чурилы Пленковича . Последний по былине живёт не в Киеве, а в Киевце.

Другие легенды об основании Киева

Из таких сведений до нас дошло немного. Во-первых, о Киеве кратко повествуют скандинавские саги : «…Кёнмар звался конунг, он правил Кенугардами, а там сначала жил Магог, сын Иафета, сына Ноя». («Сага об Одде Стреле »). Магог обычно отождествляется со скифами, поэтому данное известие вполне может быть сопоставлено со словами русской летописи о племенах восточных славян: «…этих всех называли греки „Великая Скифь“». Название Киева в скандинавских сагах - Кенугард - буквально означает «город лодок» . Это перекликается с версией, опровергаемой автором «Повести временных лет», о том, что Кий был перевозчиком.

Другое косвенное свидетельство об истории города содержит хроника Титмара , в которой говорится, что Киев населен не только варягами, но и беглыми рабами , которые вместе защищали город от набегов кочевников. Мотив о поселениях и валах беглых рабов восходит к скифской эпохе и хорошо известен на Руси. Жители разных городов награждали друг друга обидными эпитетами, унижавшими соперников. Так как информаторы Титмара - это немцы и поляки, помогавшие Святополку, правившему на Волыни, то легенда эта отражает мнение волынян и их соседей. Летописец, например, награждает эпитетом «толковины» («умники») племя тиверцев, радимичей называет «пищанцами», а новгородцев - «плотниками».

Поход Кия на Дунай и попытки отождествления

Историки неоднократно пытались выяснить, имеет ли легенда под собой какие-либо исторические основания.

Летописец не знает имени византийского «царя», от которого Кий принял «честь». Ещё в Средние века возникла версия о том, что Кий был современником императора Константина Великого . В одном из летописных сводов, дошедших в рукописи XVIII века, названа дата основания Киева: «Бысть основание его в лето от Христа 334». Эта версия, как полагает историк М. Ю. Брайчевский , восходит к трудам византийского писателя XIII-XIV веков Никифора Григоры, который рассказывает легенду о том, что сразу после утверждения христианства в Византийской империи к Константину приходили правители разных стран, чтобы получить из царских рук символ власти. Среди этих паломников упоминается и «повелитель Руси», который получил от императора титул и сан «царского кравчего » .

Современные историки полагают, что летописным «царём», к которому ездил Кий, мог быть один из императоров VI-VII веков. Например, Юстиниан I носил среди прочих титулов и титул Антического. По одной версии - за частые нападения в его правление антов , по другой версии этот титул Юстиниан принял после заключения в 540-х годах договора с антами, по которому они получили на Дунае земли вокруг города Туррис. Слова летописца «великую честь принял от царя» неверно понимать как «получил почести», так как слово «честь» означало на Руси также феодальную службу сюзерену. Таким образом, легенда говорит о том, что Кий был федератом византийского императора. Археологические находки более раннего времени (медальоны федератов) говорят о наличии такой практики у населения территории будущего Киева. В VI веке среди известных антов на службе императора были Хильбудий (530-е года) и Доброгаст (с 550-х годов).

Во-вторых, легенда рассказывает о происхождении полян. По «Повести временных лет», единый славянский народ, живший на Дунае ещё при апостолах Христа (I век), расселился оттуда под давлением валахов (скорее всего - римлян), предки полян осели на днепровских «горах», где и основали Киев. При этом в тексте летописи сказано, что поляне получили своё название оттого, что сидели «в поле», то есть в степи , и что племя существовало до «братии» Кия, Щека и Хорива, потомками которых являются киевляне (кыяне). Б. А. Рыбаков связывал происхождение полян с черняховской археологической культурой (II-IV века), которая была распространена в степях Северного Причерноморья и Нижнего Дуная, а также в Поднепровье. Гуннское нашествие в конце IV века стало причиной упадка культуры и переселения её носителей в более северные лесные районы.

В-третьих, легенда о Кие рассказывает о союзе восточнославянских племён, который существовал во времена Кия и распался после смерти братьев, что привело к попаданию полян в зависимость от хазар. Историки отождествляют этот союз племён с антами, которые упоминаются в VI-VII веках. Иордан упоминает об участии антов ещё в событиях конца IV века, когда антский вождь Бож был убит готским полководцем Винитарием. Иордан рассказывает, что анты занимают Северное Причерноморье от Днестра до Днепра и к середине VI века разделились на отдельные племена, получившие названия по местностям проживания. Эти сведения перекликаются с рассказом «Повести временных лет» о разделении славянского языка и происхождении названий племён (IX-XI века). С антами письменных источников В. В. Седов связывал распространение пеньковской культуры, считая её продолжением черняховской культуры. Пеньковская культура датируется концом V-VII веками и распространяется вплоть до Дуная. В её ареале достаточно городищ, которые можно связать с легендарным Киевцем.

Дальнейшая судьба союза описана летописцем так: «По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: „Платите нам дань“». Анты упомянуты в последний раз в 602 году , однако зафиксировано участие князей «тавроскифов» в осаде Константинополя в 626 году , которую считают последним военным походом антов. Уже в VI веке анты выступают в союзе с хазарами [ ] , а к концу

Кий, Щек, Хорив и Лыбидь

Кий в восточнославянской мифологии герой, первопредок, родоначальник племени полян. Кий – мужской символ оплодотворения; можно предположить, что называться этим именем удостаивались выдающиеся персоны, коих уважал народ, старшины рода, князья. В «Повести временных лет» есть легенда о том, что Кий вме сте с младшими братьями Щеком и Хоривом основал град Киев. Каждый из братьев построил поселение на одном из трех киевских холмов. Подобная легенда известна из армянских источников, где первопредок назван Куаром.

«…Поляне жили в те времена отдельно и управляли своими родами… И было три брата: один на имя Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбидь. Сидел Кий на горе, где ныне спуск (узвоз) Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив – на третьей горе, коя прозвалась по нем Хоривицею. И построили городище в честь старшего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор большой, и ловили там зверя, а были те мужи мудры и разумны, и назывались они поляне, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком: был-де тогда около Киева перевоз с той стороны Днепра, потому и говорили: «На перевоз, на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы в Царьград: а между тем Кий кня-жил в роде своем, и ходил он к царю, и большие почести оказывал ему, говорят, тот царь, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и заложил город небольшой, и хотел сесть в нем со своим родом, но не дали ему те, что жили вблизи; так и доныне называют придунайские жители городище то – Киевец. Кий же, вернувшись в свой град Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбидь тут скончались…» («Повесть временных лет»).

Возможно, имя Кий означало божественного кузнеца, соратника громовержца в борьбе со змием (может, и самого Перуна-громовержца). Украинские предания связывают происхождение Днеп-ра с божьим кузнецом: он победил змия, который собирал дань, впряг его в плуг и вспахал землю. Так возник Днепр, днепровские пороги и валы вдоль Днепра (Змиевы валы).

Известны легенды о том, что Щек с частью полянского племени отделился, ушел на восток, осел там и стал родоначальником чехов (Щек – Чех); а Хорив сделал то же самое и от него пошли хорваты.

Лыбидь в восточнославянской мифологии – сестра трех братьев, родоначальников племен, Кия, Щека и Хорива. Древнерусское предание о происхождении полян в «Повести временных лет» сродни мифологическому сюжету, в котором принимают участие три брата и сестра; а также сказочному сюжету: в русской сказке богатырка Белая лебедь обладает живой водой и молодильными яблоками, за которыми посланы братья. Имя могло происходить от изначального «Лыбидь» под влиянием мифического перевоплощения богатырки в птицу. Возможно, «Лыбидь» связано с гористой местностью, горами над Днепром. Славянское «лыб» – верх. В Киеве над рекой Лыбидь есть Девич-гора.

Владимир Кириллович Малик

Князь Кий

И были три брата: один по имени Кий, дру-

гой - Щек и третий - Хорив и была сестра у

них Лыбедь.

Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев,

а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Ще-

ковица, а Хорив на третьей горе, которую про-

звали по нему Хоривицей. И срубили они городок

во имя старшего своего брата и назвали его Киев.

И был кругом города лес и бор велик, и лови-

ли там зверей. И были те мужи мудры и смыслен-

ны, и звались они полянами, от них поляне и

до ныне в Киеве.

«Повесть временных лет»

Четыре всадника в белых рубахах, у каждого в руке зажато короткое копьё, выскочили из густой рощи и помчались наперерез табуну сайгаков, что поднимались после водопоя по узкой тропинке на крутой берег. Испуганные животные на мгновение замерли. Куда бежать? Где спасение? Тут же табун разделился. Одни - что были позади - попрыгали в воду и поплыли к противоположному берегу, а остальные жёлтым вихрем метнулись в степь.

Но ещё быстрее просвистели в воздухе острые копья. И каждое из них нашло себе жертву! Четыре сайгака упали в мягкую траву, забились в предсмертных судорогах. Их жалобные крики рассекли полуденную тишину.

Один из всадников, пожилой, с длинными седыми волосами, спрыгнул с коня, вынул из кожаных ножен острый с широким лезвием нож.

Не мешкайте, отроки! Перережьте жилы и выпустите лишнюю кровь, чтоб не испортила мяса. Да глядите - не повредить бы шкуры!

Отроки, у двоих из них уже пробивались рыжеватые бородки, тоже выхватили ножи и подбежали к своей добыче. Ловкие взмахи - и из надрезов на шеях струйками потекла ярко-красная кровь.

Охотники вытерли о траву ножи, стянули добычу в одно место. Старший наступил ногой на сайгака, поднял вверх тяжёлые узловатые руки. Седая грива волос шевелилась под лёгким дуновением ветерка. Из-под лохматых, седых бровей, резко выделявшихся на смуглом морщинистом лбу, в небо смотрели по-молодому лучистые глаза.

О ясноликий Хорос-Световид , и ты, грозный Перун слышите вы меня?… Это я - старейшина рода росов, что из племени полян, богобоязный Тур, обращаюсь к вам… Благодарствую, боги, за то, что вложили в мои руки силу, а глазам - дали зоркость! А ещё благодарствую за то, что послали под моё копьё и под копья моих сынов - Кия, Щека и Хорива - желанную добычу! Часть её по праву принадлежит вам, боги, и вы получите жертву, как только мы вернёмся домой…

Тур поклонился и вновь пристально посмотрел на синее безоблачное небо, где ослепительно светило солнце, и велел сыновьям собираться в обратный путь.

Братья переглянулись, и вперёд выступил Кий.

Отче, добыча наша велика… Боги помогли нам, и мы, исполненные благодарности, можем возвращаться назад. Пожалуй, ни один ловец из нашего рода не сможет сегодня похвалиться таким успехом… Но согласись, отче, не только за мясом и шкурами вышли мы в степь! Хвала богам, есть у нас и кони, коровы, и овцы, и разной птицы в достатке! Забили бы овцу или быка - вот и имели б мясо… Нам хочется ещё порезвиться в степи, погонять зверя, пострелять из лука, размять застоявшихся скакунов. А заутра вернёмся домой, отче. Позволь!…

Дозволь, отче, - вторили ему Щек и Хорив.

Старый Тур глянул на сынов. Тёплая волна подкатила к сердцу. Они стояли рядом, ожидая отцовского ответа. Три красавца - как три тугих молодых дуба! Такие похожие - и такие неодинаковые… Вот одесную стоит Кий - старший. Надежда и гордость старейшины и всего рода. Как он похож на него, на своего отца в молодости. Высокий, стройный, широкоплечий. Загорелое румяное лицо. Открытый взгляд голубых, как небо, глаз, обычно тёплый и ласковый, но в гневе непреклонный и твёрдый, как кремень. Над высоким чистым челом - тяжёлая грива русых волос… Сразу видно из какого он рода. Ведь среди русов почти все белокурые и светлоглазые. Недаром говорят, что по-ромейски слово «рус» или «рос» означает красный, рыжий, светлый. Может, потому и наша светловодная Рось так названа? И род наш тоже - русь!… Но ни у кого нет таких белокурых кудрей, как у Кия. Это он от покойной матери - Билицы. Билочки, как ласково он некогда назвал свою, теперь покойную, жену… Сколько же Кию лет? Пожалуй, двадцать и ещё один год!… Да-а, не мало. Женить пора! Да всё никак не выберет он себе девицы. Из-за забот по хозяйству, охоты да сражений всё некогда ему… Эх, как бежит время! И не заметил, как самому полсотни стукнуло. Ещё малость - да помирать пора. Мужчины редко доживают до такой старости. Разве что очень посчастливится… А так многие погибают ещё молодыми: на охоте, в битве, от хвори…

В середине стоит Щек. Он второй по возрасту. Ох, уж этот Щек! Не парень, а огонь! Горячий, вспыльчивый, порою просто неистовый! Только затронь - так и вспыхнет гневом! Никому не уступит, даже отцу… Зато как способен к музыке, к песне: запоёт на Росе - на Днепре эхо отзовётся. Лучше него никто не сыграет на свирели иль на гуслях. Без него парни и девчата не раскладывают костров в ночь на Купайла, не водят хороводы, не пускают венки по реке… А сейчас он непривычно смирен! Покорно склонил красивую кучерявую голову, отливающую свежей бронзой, опустил долу глаза. Но ему, Туру, известно: и теперь в прикрытых длинными ресницами зрачках сына скачут, как искры, озорные огоньки…

Затем отец переводит взгляд на младшего. Хориву семнадцать лет. У него на щеках и подбородке пока ещё золотистый пушок. В припухших губах заметна детская наивность, а в глазах, таких синих, как весенние пролески, - непостижимое удивление, словно он впервые видит мир. Однако, несмотря на молодость, у него сильные и умелые руки: куёт железо, готовит из него серпы и ножи, наконечники для копий и стрел, тешет дерево, месит глину и лепит из неё горшки и миски. А во время поприщ стрела из его лука летит на сотни шагов и там ещё имеет силу пронзить сыромятную шкуру быка…

Тур довольно прищурил глаза.

А как же я один, отроки, четырёх сайгаков дотяну до дома?

Кий сдержанно ответил:

Пешком, отче… У нас всего четыре коня. Положим на твоего Серого дичь и поведёшь его в поводу. Но ты на нас не сетуй. Может и нам выпадет в охоте удача, и поутру мы тоже будем пешими добираться до нашего Каменного Острова.

Нелегко мне старому тянуть на поводу коня, - пробурчал вроде бы сердито Тур, но тут же усмехнулся. - Да ладно. Оставайтесь! Но не зарывайтесь далеко, чтоб не попасть под стрелы гуннов!

Благодарствуем, отче, и не тревожься за нас, - поклонились сыновья. - Не попадёмся им, кони у нас быстрые!

Ну, собирайте меня в дорогу.

Братья стянули сыромятными ремнями ноги сайгаков и, связав их попарно, перекинули через спину коня. Щек подал в руки отцу повод, а Хорив - копьё, и Тур, не спеша, тронулся в путь.

Постояв на холме, пока отец не скрылся за ближайшим леском, братья сели на коней и поехали в противоположную сторону.

Перед ними раскинулась волнистая равнина. Среди яркой зелени трав то там, то сям темнеют островки рощиц и перелесков. Вспугнутые фырканьем коней, из-под ног взлетают степные птицы. Порой выскочит из куста заяц и, прижав уши, бросается со всех ног наутёк, а то в зарослях кустарника мелькнёт рыжий хвост лисы. Вдали вихрем проносятся косяки тарпанов - диких лошадей.

Но вся эта живность не привлекала внимания охотников. И только когда далеко впереди вспорхнуло несколько стрепетов и с тяжёлым шумом полетело над землёй, братья сняли с плечей луки и выхватили из колчанов стрелы. Стрепет - грузная но красивая птица - всегда заманчивая добыча. На него трудно охотиться: он умело прячется в густых травах и издали чувствует опасность. Но кому достанется такая добыча, тот вдоволь полакомится вкусным жареным мясом.

Карпов А. Ю.

КИЙ, легендарный основатель Киева, князь полян - славянского племени, занимавшего земли в среднем течении Днепра.

Сведения о Кие приводятся в «Повести временных лет», причем рассказ этот давно стал хрестоматийным. «…Было трое братьев, - сообщает летописец в начальной, недатированной части летописи, - одному имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь. Кий сидел на горе, где ныне увоз Боричев (то есть на так называемой Старокиевской горе. - А. К.), а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щекавица, а Хорив - на третьей горе, которая прозвалась от него Хоревицей. И построили город во имя брата своего старшего, и нарекли имя ему - Киев. Был около города лес и бор великий, и ловили зверя; были мужи те мудры и разумны, назывались полянами, от них же поляне в Киеве и до сего дня». Во времена летописца, т. е. в XI веке, не все считали Кия князем. «Иные же, несведущие, говорят, что Кий перевозчик был, - продолжает летописец свой рассказ, - был-де у Киева тогда перевоз с той стороны Днепра, потому и говорили: “На перевоз на Киев”». Но сам летописец такую версию с негодованием отвергал, приводя дополнительные, весьма важные сведения об основателе стольного города Русского государства: «Если бы был перевозчик Кий, то не ходил бы к Царьграду. Но этот Кий княжил в роде своем, и когда приходил к царю (византийскому императору. - А. К.), то, говорят, великую честь принял от царя… Когда же возвращался обратно, пришел к Дунаю, и полюбил место то, и срубил городок небольшой, и хотел поселиться там с родом своим, но не дали ему этого живущие там; так и доныне называют дунайцы городище - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, здесь и жизнь свою закончил; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь здесь скончались. И после этих братьев стал род их держать княжение у полян…» Еще раз автор летописи возвращается к именам трех братьев ниже, рассказывая о начале княжения в Киеве Аскольда и Дира (середина IX века). На вопрос о том, «чей это городок», жители Киева отвечали: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их род…» В «Польской истории» Яна Длугоша, автора XV века, использовавшего в том числе и русские летописи, род Кия доведен до Аскольда и Дира, которые названы их прямыми потомками, но это, по всей вероятности, не что иное, как домысел польского хрониста.

Более поздние русские книжники расцвечивали летописный рассказ совсем уж фантастическими подробностями. Так, в легендарном повествовании о начале Руси из московского летописца XVII века («Начало русских князей, отчего зачалось русское княжение») Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь представлены «лютыми разбойниками», изначально жившими в Великом Новгороде во время княжения там Олега Вещего (середина - вторая половина IX века) и разбойничавшими «во граде и по селам». Схваченные и посаженные в «поруб» (тюрьму) вместе с женами, детьми и всем своим «родом», «всех их числом до тридесят душ», они упросили выпустить их, пообещав навсегда уйти «из града сего». Братья добрались до Днепра и поселились на месте будущего Киева, основав здесь первый, малый град - Киевец. «И по сем Кий и весь род его нача делати землю руками своими, и нача славно житии; и прихожаху к ним многие люди со всех стран и веселяхуся ту с Кием…» Так продолжалось до тех пор, пока посланные из Новгорода в Царьград бояре Олега Вещего Аскольд и Дир не убили Кия и его братию, позавидовав «красоте места того» и построив здесь новый град Киев - «больше первого».

Это последнее повествование представляет исключительно литературный интерес. А вот рассказ «Повести временных лет» по-прежнему вызывает повышенный интерес историков, заставляя их спорить о личности легендарного Кия.

Нет сомнений, что имена братьев и сестры Кия - Щека. Хорива и Лыбеди - представляют собой так называемые эпонимы, то есть искусственно образованные имена, объясняющие то или иное географическое название. (Имя Лыбедь образовано от названия одноименной киевской речки; остальные имена - от названий киевских возвышенностей.) Однако сам Кий скорее всего является реальной исторической фигурой; во всяком случае, приводимые летописцем сведения однозначно свидетельствуют об этом. Но вот относительно даже примерного времени его жизни единого мнения у историков нет, причем разброс датировок чрезвычайно велик. «Повесть временных лет» в начальной своей части никаких дат не приводит. Новгородский же летописец датировал основание Киева 854 годом, в соответствии с этим часть историков относит деятельность Кия к IX веку. С другой стороны, в поздней советской историографии возобладало мнение, согласно которому Кий жил в VI веке нашей эры или даже на рубеже V-VI веков и был современником византийского императора Юстиниана I (527-565) или кого-то из его предшественников, с которыми поддерживал самые тесные дипломатические отношения. Б. А. Рыбаков, который и обосновывал эту точку зрения в своих многочисленных работах, считал Кия крупным политическим деятелем европейского масштаба. Им же была предпринята попытка с максимальной точностью определить время возникновения Киева; результатом его разысканий, поддержанных властью, стало широко отмечавшееся в 1982 году 1500-летие (!) Киева. Ныне, однако, гипотеза Б. А. Рыбакова отвергается большинством историков как несостоятельная. Никакими конкретными данными она не подтверждается; сведений о существования к V-VI векам н. э. Киева или о каких-либо киевских (полянских) князьях этого времени в источниках нет. К сожалению, не проясняют вопрос и археологические материалы, поскольку они также противоречиво истолковываются исследователями. С наибольшей уверенностью возникновение Киева как города можно датировать временем не ранее VIII-IX веков.

Недостаток сведений в русских источниках способствовал возникновению и других гипотез относительно личности основателя Киева. Так, еще в 1928 году выдающийся отечественный языковед академик Н. Я. Марр указал на параллель к тексту «Повести временных лет» в древнем армянском источнике - так называемой «Истории Тарона», которая была составлена в VIII веке епископом Иоанном Мамиконяном. Здесь также приводится предание о трех братьях с похожими именами - Куаре, Мелтее и Хореане, и о построении ими города в области Палуни (стране полян?). Гипотеза Марра получила распространение в отечественной литературе; в частности, она послужила одним из подтверждений гипотезы Б. А. Рыбакова. Однако приходится констатировать, что армянское предание о трех братьях - основателях армянского рода Мамиконянов, покровительствовавшего армянскому монастырю Святого Иоанна Предтечи (собственно, «История Тарона» и представляет собой историю этого рода и этого монастыря), не имеет к киевскому преданию ни малейшего отношения. Оба предания представляют собой лишь внешне схожие местные топографические легенды, в которых имена легендарных основателей тех или иных географических объектов привязаны к их существующим названиям. Тем более что легенды о братьях - основателях городов - принадлежат к числу наиболее распространенных в мировом фольклоре и встречаются у самых разных народов. Сходство имен здесь совершенно случайное.

Другая гипотеза относительно происхождения Кия была выдвинута в 80-е годы прошлого века американским востоковедом О. Прицаком, который обосновывал хазарское происхождение основателя Киева. По мнению исследователя, Кий (Куйа) был хазарским вазиром (военачальником) хорезмийского происхождения; в последнее десятилетие IX - первое десятилетие X века он занимал должность главы вооруженных сил Хазарской державы; именно он основал крепость в Берестове, получившую его имя, и разместил там хазарский (оногурский) гарнизон. (В отличие от других исследователей, Прицак возводит название урочища Угорское близ Киева не к уграм (венграм), которые, по летописи, «идоша… мимо Киева горою, еже ся зовет ныне Угорьское», а к кочевникам-оногурам, воевавшим в составе хазарского войска.) Имя и должность этого Куйа (Кия) Прицак устанавливает исходя из имени хазарского вазира Ахмада бен Куйа (то есть сына Куйа), упомянутого арабским историком X века ал-Масуди: должность вазира была наследственной, и, соответственно, можно считать, что Ахмад унаследовал ее от отца.

Однако и эта гипотеза не выглядит сколько-нибудь убедительной. Утверждение о хазарском происхождении Кия и его династии О. Прицак основывает на явно ошибочном чтении одного из списков «Повести временных лет» (а именно Лаврентьевского) относительно полян: «…и мы седим, платяче дань родом их (Кия, Щека и Хорива. - А. К.) козаром». (В Хлебниковском списке: «…а мы седим род их и платим дань козаром»; в Ипатьевском: «…а мы седим в городе их и платимы дань козаром»; в Радзивиловском: «…а мы седим, платяче дань козаром».) Но такое чтение явно противоречит всему тексту «Повести временных лет», в которую включены рассказы об «обидах», чинимых полянам другими племенами, в том числе и хазарами, уже после смерти всех трех братьев, и о «хазарской дани», наложенной на потомков Кия. Едва ли можно согласиться и с хорезмийским (хазарским) происхождением имени Кий, равно как и с иранским или алтайским (также предлагавшимися в историографии), особенно учитывая распространение схожих названий в собственно славянском мире (ср. польскую Куявию, Киевец на Дунае и др.). Славянский корень в этом имени увидеть, пожалуй, гораздо проще.

Источники и литература

«Повесть временных лет».

Новгородская Первая летопись младшего извода.

Ромодановская Е. К. Русская литература на пороге Нового времени: Пути формирования русской беллетристики переходного периода. Новосибирск, 1994 («Начало русских князей…»).

Рыбаков Б. А. Город Кия // Вопросы истории. 1980. № 5

Сахаров А. Н. Кий: легенда и реальность // Вопросы истории. 1975. № 10.

Марр Н. Я. Книжные легенды об основании Куара в Армении и Киева на Руси // Известия Государственной академии истории материальной культуры. Т. 3. Л., 1928. С. 257-287 (то же: Марр Н. Я. Избранные работы. Т. 5. М.; Л., 1935. С. 44-66).

Еремян С. Т. О некоторых историко-географических параллелях в «Повести временных лет» и «Истории Тарона» Иоанна Мамиконяна // Исторические связи и дружба украинского и армянского народов. [Вып. 2.] Киев, 1965.

Мюле Э. К вопросу о начале Киева // Вопросы истории. 1989. № 4.

Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века. М.; Иерусалим, 1997.

Петрухин В. Я. Русь и Хазария: к оценке исторических взаимосвязей // Хазары (Евреи и славяне. Т. 16). М., 2005.