Строфа и ее разновидности. Строфа, виды строф

СТРОФА. ВИДЫ СТРОФ

Строфа (греч. strophe - поворот) - изначально, в трагедии, песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота; впоследствии система из организованного сочетания стихов, закономерно повторяющаяся на протяжении стихотворного произведения или его части. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы - повторяемость её элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр.

Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу.

В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка (AA BB CC и т.д.) дает кратчайшую из возможных строф, дистих, двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрестное (ABAB CDCD и т.д.) и опоясывающее (ABBA CDDC и т.д.) представляют собой два основных вида четверостишия.

Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространенным, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом (нерифмованном) стихе строфа создается при помощи сочетания в определенном порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) - чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлиненных стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы напр. допускают удвоение, посредством прибавления строфы с обратным («зеркальным») строением рифмы.

Виды строф:

ДВУСТИШИЕ (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

Дано мне тело - что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

(Осип Мандельштам)

Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки.

В мире как в море: не спят рыбаки,

Сети готовят и ладят крючки.

В сети ли ночи, на удочку дня

Скоро ли время поймает меня?

(Расул Гамзатов)

ТРЁХСТИШИЕ (терцет) - простая строфа из трёх стихов. Также, см. терцина

В беспечных радостях, в живом очарованье,

О дни весны моей, вы скоро утекли.

Теките медленней в моём воспоминанье.

(А.С. Пушкин)

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима глядит в глаза.

(И.А. Крылов)

ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов.

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

(М.Ю. Лермонтов)

ШЕСТИСТИШИЕ - строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись.

(А.С. Пушкин)

Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ - СЕКСТИНА.

Опять звучит в моей душе унылой

Опять передо мной с неотразимой силой

Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;

Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!

Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень.

СЕМИСТИШИЕ (септима) - сложная строфа из семи стихов.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Hедаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(М.Ю. Лермонтов)

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – строфа из 8 стихов.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)

ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу.

Черногривого коня.

Дайте раз пор синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне...

(М.В. Лермонтов)

ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима) - сложная строфа из 10 стихов.

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать

(М.В. Ломоносов)

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественные оды.

Подай, Фелица! наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

Меня твой сын препровождает;

Но им последовать я слаб.

Мятясь житейской суетою,

Сегодня властвую собою,

А завтра прихотям я раб.

(Г. Державин)

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»).

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девушкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

(А.С. Пушкин)

БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Взором счастливым твоим,

Не хочу и славы;

Слава – нас учили – дым;

Свет – судья лукавый.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье».

(В.А. Жуковский) .

37. Основные и вспомогательные стихотворные размеры .

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.

Стопа – единица измерения стихотворного размера.

Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).

Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.

Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Ямб - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.

· Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

· Пример:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

(А.С. Пушкин)

Хорей (греч. choreios - плясовой), или трохей (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

· Пример:

Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

(А.С. Пушкин)

Дактиль (греч. daktylos - палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

· Пример:

В рабстве спасённое
Сердце свободное
-
Золото, золото
Сердце народное!

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

· Пример:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

(М.Ю. Лермонтов)

Анапест (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

· Пример:

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.

Пеон - четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- u uu), 2-й(u- uu), 3-й(uu-u) и 4-й слог стопы (u uu -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.

· Примеры:

Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом

(К.Д. Бальмонт)

Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное,
-
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.

(Р. Рождественский)

Пентон (пятисложник) - стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

· Пример:

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

(А.В. Кольцов)

Пиррихий - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

· Пример:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

(А.С. Пушкин)

«Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог …»

(здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием).

«В красе негаснущих страстей».

Перрихий - чаще всего одно слово, фонетически разделяемое на части, принадлежащие разным стопам.

Трибрахий - пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать… »).

Анакруза (греч. anakrusis - отталкивание) - метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.

· Пример:

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.

(М.Ю. Лермонтов)

Сверхсистемное ударение - ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» - М.Ю. Лермонтов).

· Пример:

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

(А. Ахматова)

Спондей - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

· Пример:

Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)

Классический пример - начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:

«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Усечение - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

· Пример:

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой...

(М.Ю. Лермонтов)

Александрийский стих (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.

· Пример:

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!

(К.Ф. Рылеев)

Гекзаметр (греч. hexametros - шестимерный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметр - самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону - богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VII век до н.э.), Вергилия «Энеида», а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра.

В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н.И. Гнедич (перевод «Илиады»), В.А. Жуковский (перевод «Одиссеи»), А. Дельвиг.

· Пример:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),
-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедича)

Пентаметр - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.

В чистом виде пентаметр не употреблялся.

Логаэд (греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный) - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды - основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.

· Пример:

Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулл)

Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.

· Пример:

Губы мо/и прибли/жаются
К твоим /губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.

(В.Я. Брюсов)

Брахиколон - жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.

· Пример:

Бей
тех,
чей
смех,
вей,
рей
сей
снег!
(Н.Н. Асеев)


Похожая информация.


СТРОФА (греч. strophe - поворот)- группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы - повторяемость её элементов: cтоп, размера, рифмовки, количества стихов и пр.

Лишь тому, чей покой таим,

Сладко дышится...

Полотно над окном моим

Не колышется.

Ты придёшь коль верна мечтам,

Только та ли ты?

Знаю: сад там, сирени там

Солнцем залиты.(И.Ф. Анненский)

ВИДЫ СТРОФ:

ДВУСТИШИЕ (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

Дано мне тело - что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить? (Осип Мандельштам)

Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки.

В мире как в море: не спят рыбаки,

Сети готовят и ладят крючки.

В сети ли ночи, на удочку дня

Скоро ли время поймает меня? (Расул Гамзатов)

ТРЁХСТИШИЕ (терцет)- простая строфа из трёх стихов. Также, см. терцина

В беспечных радостях, в живом очарованье,

О дни весны моей, вы скоро утекли.

Теките медленней в моём воспоминанье.(А.С. Пушкин)

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться неуспела,

Как зима глядит в глаза. (И.А. Крылов)

ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов.

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ. (М.Ю. Лермонтов)

ШЕСТИСТИШИЕ- строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись. (А.С. Пушкин)

Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ - СЕКСТИНА.

Опять звучит в моей душе унылой

Опять передо мной с неотразимой силой

Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;

Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый

Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень. (Л.А.Мей)

СЕМИСТИШИЕ (септима)- сложная строфа из семи стихов.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Hе даром помнит вся Россия

Про день Бородина! (М.Ю. Лермонтов)

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – строфа из 8 стихов.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. (А.С. Пушкин)

ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу.

Черногривого коня.

Дайте раз пор синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне. (М.В. Лермонтов)

ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима)- сложная строфа из 10 стихов.

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать (М.В. Ломоносов)

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественной оды.

Подай, Фелица! наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

Меня твой сын препровождает;

Но им последовать я слаб.

Мятясь житейской суетою,

Сегодня властвую собою,

А завтра прихотям я раб. (Г. Державин)

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданноеА. С. Пушкиным («Евгений Онегин»).

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девушкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

И часто целый день одна

Сидела молча у окна. (А.С. Пушкин)

БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Взором счастливым твоим,

Не хочу и славы;

Слава – нас учили – дым;

Свет – судья лукавый.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье». (В.А. Жуковский)

СОНЕТ (прованс. sonetto – песенка) - стихотворение твёрдой формы из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов».

Итальянский сонет строится по схеме«4+4+3+3»

Когда, как солнца луч, внезапно озаряет

Любовь ее лица спокойные черты,

Вся красота других, бледнея, исчезает

В сиянье радостном небесной красоты.

Смирясь, моя душа тогда благословляет

И первый день скорбей, и первые мечты,

И каждый час любви, что тихо подымает

Мой дух, мою любовь до светлой высоты.

Свет мысли неземной лишь от нее исходит,

Она того, кто вдаль последует за ней,

Ко благу высшему на небеса возводит,

По правому пути, где нет людских страстей

И, полон смелостью, любовью вдохновленный,

Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной! (Ф. Петрарка)

Английский сонет строится по схеме – «4+4+4+2».

Сравню ли я тебя с весенним днем?

Спокойней ты, нежнее и милее.

Но ветром майский цвет на смерть влеком

И лето наше мига не длиннее.

Небесный глаз то блещет без стыда.

То скромно укрывается за тучей;

Прекрасное уходит навсегда,

Как рассудил ему природы случай.

Но твой не завершится ясный день,

Ему не страшны никакие сроки;

Ты в смертную не удалишься тень,

В бессмертные мои отлитый строки.

Пока дышать и видеть нам дано,

Живёт мой стих - и ты с ним заодно. (В. Шекспир)

ТЕРЦИНА (лат. terzа rima - третья рифма) - 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC («Божественная комедия» Данте).

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

Но, благо в нем обретши навсегда,

Скажу про всё, что видел в этой чаще… (А. Данте)

ТРИОЛЕТ - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв.

Ты промелькнула, как виденье,

О, юность, быстрая моя,

Одно сплошное заблужденье!

Ты промелькнула, как виденье,

И мне осталось сожаленье,

И поздней мудрости змея.

Ты промелькнула, как виденье,-

О, юность быстрая моя! (К. Бальмонт)

РОНДО- стихотворение в 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.

В начале лета, юностью одета,

Земля не ждёт весеннего привета,

Но бережёт погожих, тёплых дней,

Но расточительная, всё пышней

Она цветёт, лобзанием согрета.

И ей не страшно, что далёко где-то

Конец таится радостных лучей,

И что недаром плакал соловей

В начале лета.

Не так осенней нежности примета:

Как набожный скупец, улыбки света

Она сбирает жадно, перед ней

Не долог путь до комнатных огней,

И не найти вернейшего обета

В начале лета. (М.А.Кузмин)

СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.

САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА- строфа с устойчивым чередованием различных метров, изобретённая греческой поэтессой Сапфов 7-6 вв. до н. э. Графическая схема строфы:

Наиболее употребительная строфа в античной поэзии. Имитировалась в тоническом стихосложении.

Ночь была прохладная, светло в небе

Звёзды блещут, тихо источник льётся,

Ветры нежно веют, шумят листами

Тополы белы. (А.Н. Радищев)

АЛКЕЕВА СТРОФА – строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с устойчивым чередованием различных метров.

КОРОЛЕВСКАЯСТРОФА- семистишие с системой рифмовки АББААВВ.

СПЕНСЕРОВАСТРОФА- девятистишная строфа с рифмовкой ABABBCDC, представляющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева фей» (1596).

НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ - строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр.

СТРОФОИДЫ - строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.

АСТРОФИЗМ - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит! (К. Чуковский)

В разделе на вопрос Сколько строк в 1 строфе?? заданный автором Европейский лучший ответ это По-разному... Бывает 3...А бывает и больше...

Ответ от Maria-a [мастер]
Строфа́ (др. -греч. στροφή поворот) , изначально, в трагедии, песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота; впоследствии система из 2-х и более стихов, в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой.
Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу; напр. Informis hiemes reducit // Juppiter, idem /// summovet (Horatius, Carmina II 10, 15-17), где Juppiter, idem и summovet разделяются и т. о. подчеркиваются (в современном стихосложении явление получило название «строфический анжамбеман») .
В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка (AA BB CC и т. д.) дает кратчайшую из возможных строф, дистих, двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрестное (ABAB CDCD и т. д.) и опоясывающее (ABBA CDDC и т. д.) представляют собой два основных вида четверостишия.
Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы дает множество сложных строф. Напр. сочетание двустишия с четверостишием составляет строфу из шести стихов: CC ABAB или ABAB CC, или CC ABBA или ABBA CC. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д.
так что количество строк может быть любым, от 2 до 38 (максимум у Державина)


Ответ от худосочие [активный]
в основном в одной строфе четыре строк, это зависит от стиля произведения


Ответ от ростепель [гуру]
Я предпочитаю четыре!))


Ответ от Aizat Isakova [новичек]
Строфа (от греч. strophe - кружение, оборот) - сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединённых или системой рифм и общей интонацией, или только общей интонацией, обычно повторяющееся в стихотворении. В зависимости от количества стихов в строфе различают: двустишие (дистих) , трёхстишие (терцет) , четверостишие (катрен) , пятистишие, шестистишие (секстина) , восьмистишие (октава) , девятистишие (нона) , десятистишие (децима) и др.


Ответ от Vanya Markevik [новичек]
Кек


Ответ от Елена Колесникова [новичек]
Сколько строк в 1 строфе?


Ответ от Ольга Турицына [активный]
В одной строфе 4 строчки то есть четверостишие

Строфа - сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмой. Изначально, в трагедии, песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота; впоследствии система из 2-х и более строк стихотворного текста («стихов»), в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой.

Строфика – раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое.

М. Л. Гаспаровым дано известное определение стиха: «Стих есть речь, в которой, кроме общеязыкового членения на предложения... и пр., присутствует еще и другое членение – на соизмеримые отрезки, каждый из которых тоже называется "стихом". Границы этих отрезков общеобязательно заданы для всех читателей (слушателей) внеязыковыми средствами: в письменной поэзии – обычно графикой (разбивкой на строки), в устной – обычно напевом или близкой к напеву единообразной интонацией. При восприятии текста сознание учитывает объем отрезков и предчувствует их границы; подтверждение или неподтверждение этого предчувствия ощущается как художественный эффект».

Термин «Строфа» возник в древнегреческой хоровой лирике, где означал отрезок текста, исполняемый хором между двумя поворотами в торжеств. шествии. В разных системах стихосложения строфа строится на различных основах, например в античной лирике - на строго метрической; когда рифма восторжествовала в средневековой поэзии Зап. Европы, каркасом строфы стала схема рифмовки, однако ошибочно мнение о строфе как схеме рифм, которая - только один из компонентов, образующих строфу.

«Метрическая» схема строфы определяет состав строфы из метрически различных стихов (например, в древнегреческой лирике сапфическая строфа, алкеева строфа и др.). В западно-европейской и русской поэзии строфы, соединяющие различные стихотворные размеры, остаются формальными экспериментами, за исключением немногих удач (Ф. Шиллер «Ожидание»). Чаще метрический рисунок строфы образован сочетанием разностопных стихов одного размера (во французской поэзии 18 в. часты сочетания 12-сложного и 8-сложного стиха, в русской поэзии соответственно - сочетания 6-стопного и 4-стопного ямба, например у А. С. Пушкина), а особенно часто - чередованием клаузул, т. е. мужских, женских, дактилических и других окончаний: например, преобладающее в русской поэзии четверостишие типа жмжм.

Строфа как форма организации стихотворной речи

Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу; напр. Informis hiemes reducit // Jupiter, idem /// summovet (Horatius, Carmina II 10, 15-17), где Juppiter, idem и summovet разделяются и т. о. подчеркиваются (в современном стихосложении явление получило название «строфический анжамбеман»).

В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространённым способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка (AA BB CC и т. д.) даёт кратчайшую из возможных строф - двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрёстное (ABAB CDCD и т. д.) и опоясывающее (ABBA CDDC и т. д.) представляют собой два основных вида четверостишия.

Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы даёт множество сложных строф. Например, сочетание двустишия с четверостишием составляет строфу из шести стихов: CC ABAB или ABAB CC, или CC ABBA или ABBA CC. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д.

Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространённым, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом (нерифмованном) стихе строфа создаётся при помощи сочетания в определённом порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) - чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлинённых стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы, например, допускают удвоение посредством прибавления строфы с обратным («зеркальным») строением рифмы.

В жанрах песенной, главным образом народной лирики конструкция строфы, при отсутствии всяких других внешних структурных признаков, иногда создаётся только посредством синтаксического параллелизма. Такое построение строфы тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис от строфики в определённой степени независим (имеет место расхождение границ строфы с синтаксическим членением текста, т. н. строфический анжамбеман).

Мировая поэзия накопила огромное количество твёрдых строфических форм. Богатейшим источником строфических форм, которые позднее постоянно разрабатывались в лирике европейских народов, является античная поэзия. Отсюда широкоизвестны названия строф античной поэзии, связанные с именами поэтов, которые впервые их применяли (например, Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа), или по названию стихов, из которых строфа состоит (например, ионическая строфа, ямбэлегическая строфа).

Виды строф и способы рифмовки

Расположение рифм может быть смежным (ааббвв), перекрестным (абаб), опоясывающим (абба). Самая древняя форма строфы - двустишие (в арабской, ираноязычной и тюркской поэзии - бейт). В пятистишии с двумя рифмами возможны 10 схем рифмовки, из них часто - абааб, реже - абаба. Из шестистиший на три рифмы наиболее употребительны аабввб, абабвв, интересна абаввб. Схемы рифмовки скрепляют строфу и одновременно делают ее гибкой. Этим целям служит умелое сочетание рифменных рядов (абаб...), их завершения кодой (абабвв), задержания (включение стихов, продлевающих ожидание обязательной рифмы: абааб, абаввб). Схема рифмовки связана со схемой клаузул. Некоторые схемы расположения рифм закрепились в качестве «твердых строф», носящих свои названия: сицилиана - восьмистишие с двумя сквозными рифмами (абабабаб); октава - восьмистишие с тремя рифмами, последняя из которых смежна, образуя завершающую коду (абабабвв); спенсерова строфа (абаббабаа); одическая строфа (абабввгддг), онегинская строфа (абабввггдееджж).

Более крупные строфы труднее воспринимаются слухом, хотя были строфы даже по 40 стихов (обычно это сложные строфы, в свою очередь членимые на строфы меньшего объема). Минимальная строфа - двустишие; некоторые стиховеды не признавали строф более 12 стихов (О. Доршен), другие допускали строфу из одного стиха (С. Фурманик).

Кроме этих строф с замкнутыми цепочками рифм, поэзия средневековья выработала и «бесконечную» связь рифм. Например, одна из рифм пронизывает все строфы, что особенно часто в поэзии Востока: двустишия газели, в которых все четные стихи повторяют рифму первого стиха, а нечетные - безрифменны (кроме первого); мусаммат (по схеме: аааааб вввввб гггггб и т. д.). Другой тип - каждая следующая строфа подхватывает одну из рифм предыдущей строфы и в свою очередь передает следующей одну из своих рифм; к этому типу относятся, например, терцины (аба бвб вгв...), которыми написана «Божественная комедия» Данте; сложнейший пример того же типа - строфы трубадура Пьера Раймона Тулузского: 11 стихов на три рифмы в каждой строфе с «подхватом» двух из них в следующей строфе таким образом, что заключительная строфа повторяет в обратном порядке рифмы начальной строфы.

Произведения, в которых все строфы построены по одинаковой схеме, называют равнострофическими.

В античной поэзии метрическте схемы строфы, а у трубадуров средневековья и схемы рифмовки считались собственностью их создателя. Но в дальнейшем они становились достоянием других, а некоторые даже приобретали устойчивую связь с жанром (например, ямбическое десятистишие стало обязательной строфой классической оды).

Строфа - ритмическое целое, в котором ритм каждого стиха подчинен ритмическому движению всей строфы, как показали Б. В. Томашевский, Г. А. Шенгели, Л. И. Тимофеев. В четверостишиях 4-стопного ямба у Пушкина среднее количество ударений на 1-ю строку 3,33, а на последнюю 3,05; в поэме В. Маяковского «В. И. Ленин» на 1-ю строку 3,96 и на 4-ю 3,55: налицо отчетливая тенденция убывания ударений на протяжении строфы (при опоясывающей рифмовке эта тенденция выражена иначе, чем при перекрестной). Построение каждой конкретной строфы отличается от средней статистической, но всегда ритм каждой строки у мастера зависит от ее места в строфе. Исключительно важно интонационно-синтаксическое построение строфы. Ее границы почти всегда обязательны и для границ предложений; случаи междустрофического enjambement редки, несовпадение границы строфы с границей предложения - сильный художественный прием (классический пример в 3-й главе «Евгения Онегина», передающий предельную взволнованность Татьяны перед свиданием с Онегиным). В больших строфах средневековой поэзии различали Aufgesang - «восхождение» и Abgesang - «нисхождение». На сжатой площади малых строф еще важней рассчитанное размещение предложений и их частей в зависимости от их места в строфе.

Интонационно-синтаксические типы строфы чрезвычайно разнообразны. Наиболее отчетливы два «крайних» типа: 1-й - подлежащее и сказуемое главного предложения в начале строфы, а в ее второй половине - придаточные предложения или подчиненные члены главного предложения (преобладает в четверостишиях Пушкина); 2-й - обратный порядок (преобладает в четверостишиях Маяковского).

Соотношения метрической схемы, схемы рифмовки, ритмического течения и интонационно-синтаксического строения открывают неограниченные комбинационные возможности разнообразия и отточенности строфы как единого целого, определяемого стилем и задачей произведения. Строфическое мастерство заключается в умелом сочетании этих линий, в использовании их параллелизма или контрастности (наглядный пример полного синтаксического параллелизма двух рифмующихся стихов: «В синем небе звезды блещут, // В синем море волны хлещут», - «Сказка о царе Салтане» Пушкина). Шестистишие аабввб синтаксически членится у Шиллера преимущественно симметрично ааб/ввб, а у В. Гюго - преимущественно асимметрично (например, аа/бввб). Классический пример эффективного использования всех формальных возможностей сложной строфы - «Евгений Онегин» Пушкина.

Строфы:

Двустишие (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
(Осип Мандельштам)

Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки.

В мире как в море: не спят рыбаки,
Сети готовят и ладят крючки.
В сети ли ночи, на удочку дня
Скоро ли время поймает меня?
(Расул Гамзатов)

Трёхстишие (терцет) - простая строфа из трёх стихов.

В беспечных радостях, в живом очарованье,
О дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
(А.С. Пушкин)

Четверостишие (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима глядит в глаза.
(И.А. Крылов)

Пятистишие (квинтет) – строфа из пяти стихов.

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
(М.Ю. Лермонтов)

Шестистишие - строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
(А.С. Пушкин)

Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ - СЕКСТИНА.

Опять звучит в моей душе унылой
Знакомый голосок, и девственная тень
Опять передо мной с неотразимой силой
Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;
Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!
Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень.
(Л.А.Мей)

Семистишие (септима) - сложная строфа из семи стихов.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Hедаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(М.Ю. Лермонтов)

Восьмистишие (октава) - строфа из 8 стихов с рифмовкой abababcc. Развилась из «страмботто» - строфы итальянских народных песен, представлявшей собой разновидность южноитальянской строфы «сицилианы» (с рифмовкой abababab). Джованни Боккаччо первый использовал октаву как строфу эпической поэмы («Тезеида», «Фьезоланские нимфы»); после этого октава стала традиционной строфой стихотворной эпопеи итальянского и испанского Возрождения (Ариосто, Тассо, Эрсилья, Камоэнс и др.). В других литературах октава долго применялась только в переводах и стилизациях. Лишь в 19 в. Джордж Байрон успешно применил октаву для лирико-сатирической поэмы («Беппо», «Дон Жуан»). Примеру Байрона последовал А. С. Пушкин в «Домике в Коломне»; эта поэма стала образцом для позднейших опытов с русской октавой («Сон статского советника Попова» А. К. Толстого, «Две липки» А. А. Фета и др.). В русском стихосложении октавой пишутся обычно 5-стопным или 6-стопным ямбом, мужские и женские рифмы чередуются. Пример:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)

Девятистишие (нона) - сложная строфа из 9 стихов.

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу.
Черногривого коня.
Дайте раз пор синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне...
(М.В. Лермонтов)

Десятистишие (децима) - сложная строфа из 10 стихов.

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать
(М.В. Ломоносов)

Одическая строфа – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественной оды. Зародилось в поэзии на рубеже 16-17 вв. во Франции; затем перешло в Германию и в Россию, где традиционно употреблялось в 18 в. в торжественных одах. Одическая строфа - соединение четверостишия с шестистишием по схеме AbAb CCdEEd (прописными буквами обозначаются женские, строчными - мужские рифмы). Вариации этой схемы (изменение порядка рифм) в поэзии 18 в. редки. Писались одические строфы четырехстопным ямбом с соблюдением правила альтернанса, или чередования рифм.

Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.
(Г. Державин)

Онегинская строфа - строфа из 14 стихов четырехстопного ямба, с рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописные буквы - женские рифмы, строчные - мужские); создана А. С. Пушкиным для романа в стихах «Евгений Онегин». Ритмически и интонационно распадается на три четверостишия (с перекрестной, парной и охватной рифмовкой) и заключительное двустишие. Композиционно тяготеет к следующему построению: 1-е четверостишие дает тему строфы, 2-е - развитие, 3-е - кульминацию, двустишие - афористическую концовку. Это сложное строение делает онегинскую строфу как бы стихотворением в стихотворении; поэтому онегинская строфа применяется почти исключительно в больших поэтических жанрах с многоплановым развитием сюжета и лирических отступлений. Неоднократно употреблялась в позднейшей русской поэзии («Казначейша» М. Ю. Лермонтова, «Младенчество» В. Иванова и др.), но всякий раз - с ассоциациями, рассчитанными на пушкинскую традицию, пушкинский стих. Пример онегинской строфы:

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девушкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
(А.С. Пушкин)

Балладная строфа - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливым твоим,
Не хочу и славы;
Слава – нас учили – дым;
Свет – судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье».
(В.А. Жуковский)

Баллада [от народно-латинского «ballare» - «плясать»] - общее обозначение нескольких различных жанров лирической поэзии, лишь до известной степени представляющих определенные стадии исторического развития одной и той же художественной формы.

  1. В эпоху расцвета феодальной культуры провансальское «balada», северно-французское «balete» обозначают известную форму плясовой песни с определенной тематикой (восхваление весенней поры и любви, осмеяние «ревнивцев» мужей и т. п.) и слабо выраженными формальными признаками [наличие рефрена, соединенного одной общей рифмой с последней строкой строфы, несколько основных типов строф]. Один из характерных случаев усвоения куртуазной лирикой форм народной поэзии, в данном случае - форм хороводной плясовой песни, связанной с весенней обрядовостью.
  2. Из Франции и Прованса баллада переходит в Италию (итальянск. «ballata»), освобождаясь от связи с плясовой народной песней и приобретая некоторые новые формальные признаки под влиянием канцоны (изменение строения строфы, устранение рефрена); этой формой пользовались Данте и Петрарка; встречается она и у других поэтов XIII и XIV вв.
  3. Существенно меняется форма Б. (обозначение «ballade», перенесенное с юга на север Франции, засвидетельствовано с первой половины XIV в.) во французской литературе XIV-XV вв., в период ломки культурных форм феодализма. Характерно прежде всего застывание формы. Обязательными формальными признаками баллады являются: три строфы, сопровождаемые обращением к лицу, которому посвящена баллада; совпадение числа стихов в строфе с числом слогов в стихе; сохранение одних и тех же рифм на протяжении всего стихотворения; обычное расположение рифм по схеме авав | всвС, где С обозначает рефрен. Это канонизирование трудной, требующей большего мастерства, формы идет от аристократических кружков придворных поэтов - носителей замкнутой, законченной и уже лишенной творческого импульса культуры. Формальное совершенство соединяется здесь с застыванием лирической эмоции, непосредственность тематики куртуазной лирики заменяется сухим аллегоризмом. Но наряду с поэтами-аристократами и подражающими им выходцами из других сословий изящной формой Б. овладевают и носители идеологии третьего сословия, влагая в нее совершенно иную тематику - осмеяние куртуазных форм быта и отношений между полами, грубый и примитивный гедонизм, политическую и социальную сатиру, близкую к простонародной дидактике (Ф. Вийон). Необычайно популярная вплоть до середины XVI в., эта форма баллады умирает во второй половине XVI в., с ней ведет борьбу «Плеяда», ее осмеивают теоретики позднейшего времени.
  4. Французская «ballade» XV в. проникает в английскую лит-ру как подражательная форма, но не укрепляется там. Однако самый термин «ballad» имеет в английском яз. широкое распространение, обозначая форму английской и шотландской народной
    поэзии - лирико-эпическую песню с хоровым рефреном. Формальные признаки - наличие (не обязательное) припева, тематически не связанного со строфой.
    Со стороны композиции Б. этого жанра характеризуется фрагментарностью изложения, фиксирующего только высшие моменты развития действия и опускающего промежуточные звенья, преобладанием диалога, драматизирующего рассказ. Со стороны тематики - преобладанием трагических сюжетов, связанных с несчастной любовью, кровавой местью, предательством, убийством и обычно переносящих действие в полусказочное средневековье. Со стороны эмоциональной - мрачным, меланхолическим или зловещим лирическим тоном повествования. Выбор героев - людей простого звания, горожан, иногда ремесленников «добрых» разбойников - позволяет определить те социальные круги, эстетической потребности которых удовлетворяла Б. этого типа.
  5. Тематические и эмоциональные особенности англо-шотландской баллады послужили причиной ее широкого проникновения в письменную лит-ру почти всех европейских народов со второй половины XVIII в. «Народная» и средневековая тематика Б. удовлетворяла националистическим и «архаизирующим» тенденциям этих течений, ее лирический тон - потребности в жуткой фантастике. Общая разорванность композиции, гиперболизм, лиризм и трагизм ощущались особенно ярко как контраст к тематике и формам «гармонического классицизма». Распространение Б. влечет за собой постепенное стирание особенностей жанра.

В русской литературе появление баллад связано с традицией сентиментализма и романтизма конца XVIII - начала XIX в. Первой русской Б. считается «Громвал» Г. П. Каменева, но особую популярность она приобретает благодаря В. А. Жуковскому, сделавшему достоянием русского читателя лучшие Б. Гёте, Уланда, Саути, Шиллера, Вальтер-Скотта, балладная традиция не замирает в продолжение всего XIX в.: Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Утопленник», «Бесы»), Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), но после утверждения в русской лит-ре народнического реализма сохраняется преимущественно у поборников «чистого искусства» [Ал. К. Толстой], в новейшее время - у символистов [Брюсов].

Сонет

Сонет - стихотворение из 14 строк, разделенных на два 4-стишия (катрена) и два 3-стишия (терцета) в катренах повторяются только 2 рифмы, в терцетах - 2 или 3. Расположение рифм допускает много вариантов наиболее устойчивы два типа:

  1. "французский" - катрены по схеме abba abba, терцеты по схеме ccd eed или ccd ede.

Из многочисленных условных правил, разработанных теоретиками сонета, наиболее общепризнаны два:

Английский сонет строится по схеме "4+4+4+2" .

Сравню ли я тебя с весенним днем?
Спокойней ты, нежнее и милее.
Но ветром майский цвет на смерть влеком
И лето наше мига не длиннее.

Небесный глаз то блещет без стыда.
То скромно укрывается за тучей
Прекрасное уходит навсегда,
Как рассудил ему природы случай.

Но твой не завершится ясный день,
Ему не страшны никакие сроки
Ты в смертную не удалишься тень,
В бессмертные мои отлитый строки.

Пока дышать и видеть нам дано,
Живёт мой стих - и ты с ним заодно.

Терцина (лат. terzа rima - третья рифма) - 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC ("Божественная комедия" Данте).

В начале жизни школу помню я
Там нас детей беспечных было много
Неровная и резвая семья.

Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго...

Триолет - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв.

Ты промелькнула, как виденье, О, юность, быстрая моя, Одно сплошное заблужденье! Ты промелькнула, как виденье, И мне осталось сожаленье, И поздней мудрости змея. Ты промелькнула, как виденье - О, юность быстрая моя! (К. Бальмонт)

Рондо - стихотворение в 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.

В начале лета, юностью одета,
Земля не ждёт весеннего привета,
Но бережёт погожих, тёплых дней,

Но расточительная, всё пышней
Она цветёт, лобзанием согрета.

И ей не страшно, что далёко где-то
Конец таится радостных лучей,
И что недаром плакал соловей
В начале лета.

Не так осенней нежности примета:
Как набожный скупец, улыбки света
Она сбирает жадно, перед ней

Не долог путь до комнатных огней,
И не найти вернейшего обета
В начале лета.

Сицилиана - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.

-----
-----
-----
--

Наиболее употребительная строфа в античной поэзии. Имитировалась в тоническом стихосложении.

Алкеева строфа - строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с устойчивым чередованием различных метров.

Королевская строфа - семистишие с системой рифмовки АББААВВ.

Нетождественные строфы - строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр.

Строфоиды - строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.

Астрофизм - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях. Астрофические стихи - стихи без упорядоченного разделения на строфы.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Синтаксически-интонационная законченность строфы

Еще с времен Средневековья в европейской поэзии строфа определяется как группа стихов, которая является единицей деления данного стихотворного текста. В графическом выражении строфа в стихотворном тексте выполняет функцию абзаца.

Строфа имеет основные и второстепенные признаки.

Основные признаки строфы :

  • графическая обособленность
  • постоянное количество стихов (если этого нет, то можно говорить только как о стихотворном абзаце)
  • смысловая законченность
  • синтаксическая завершенность
  • интонационная завершенность

Если присутствует нарушение интонационной и синтаксической завершенности, то это называется междустрофный анжанбеман.

СТРОФИКА

Двустишие - простейшая форма строфы, при этом риф­муются соседние строки:

Гляжу, как безумный, на черную шаль,

И хладную душу терзает печаль.

(А.С. Пушкин)

Терцет (трехстишие) - строфа из трех стихов. Существу­ют три вида: 1) все три стиха на одну рифму; 2) два стиха зарифмованы, третий - нет; 3) два стиха зарифмованы, тре­тий имеет рифму в смежной строфе. Пример терцета:

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья.

Смиренная, одетая убого,

Но видом величавая жена

Над школою надзор хранила строго.

Толпою нашею окружена,

С младенцами беседует она.

(А.С. Пушкин)

Катрен (четверостишие) - наиболее распространенная фор­ма строфы с рифмами aabb abab abba aaba (в восточной поэзии) . Пример катрена:

Нам не дано предугать,

Как наше слово отзовется,

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

(Ф.И. Тютчев)

Пятистишие - четверостишие с одной удвоенной рифмой (aabba abaab ababa ababb). Образец пятистишия:

В Хороссане есть такие двери,

Где обсыпан розами порог.

Там живет задумчивая пери.

В Хороссане есть такие двери,

Но открыть те двери я не мог.

(С.А. Есенин)

Секстина {шестистрочная строфа) - стихотворение из ше­сти строф, состоящее из четверостишия и двустишия, с раз­ной системой рифм . Пример секстины:

Опять, опять звучит в душе моей унылой Знакомый голосок, и девственная тень Опять передо мной с неотразимой силой Из мрака прошлого встает, как ясный день;

Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!

Я устарел: и жить, и чувствовать - мне лень.

Семистишие - форма, часто образующаяся из шестисти­шия aabccb с добавлением одной рифмы - aabccb . Обра­зец семистишия:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия Про день Бородина.

(М.Ю. Лермонтов)

Восьмистишие (октава) - строфа из восьми стихов. Наи­более употребительные формы рифмовки: abababcc или abab+cdcd; abab+cddc. Пример октавы:

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

(А.С. Пушкин)

Девятистишие (нона) - форма, очень мало представлен­ная в русской поэзии. Образец девятистишия:

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Дайте раз по синю полю Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне.

(М.Ю. Лермонтов)

Десятистишие (децима, одическая строфа) - наиболее рас­пространенная форма ее четверостишие + шестистишие (ababccdeed):

Подай, Фелица! наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть?

Меня твой сын препровождает;

Но им последовать я слаб.

Мятясь житейской суетою,

Сегодня властвую собою,

А завтра прихотям я раб.

(Г.Р. Державин)

Сонет (четырнадцатистишие) - состоит из 14 стихов (обыч­но два катрена + два терцета):

Есть существа, которые глядят На солнце прямо, глаз не закрывая;