Татьяна александровна чилингарова год рождения. Артур Чилингаров

Известный всему миру полярник - Артур Николаевич Чилингаров - учёный-океанолог, Герой СССР и Герой Российской Федерации.

Родился Артур Известный Николаевич Чилингаров в 1939 г. в Ленинграде. Отец - армянин, а мать - русская. Они не состояли в браке, у отца была другая семья, но внебрачного сына признал, дал свою фамилию, которая была несколько русифицирована и первоначально звучала - Чилингарян. Двухлетним ребенком он пережил блокаду. Жили они (мама, бабушка и малыш) возле военкомата, подвергавшегося постоянным обстрелам, во время которых семья спускалась в подвал, а бабушка брала икону и молилась. Отец прошел войну, вернулся живым с фронта, занимал важную должность в градостроении Ленинграда, в 1954 г. умер. В 15 летнем возрасте Артур пошел работать на судостроительный завод им. С. Орджоникидзе (ныне ОАО «Балтийский» завод) и успешно освоил рабочие специальности.

В 1958 году Чилингаров поступил в высшее морское училище им. адмирала Макарова и выбрал специализацию - океанология. Через много лет его однокурсники вспоминает о нем, как смешливом и очень позитивном юноше. У него был невероятных размеров портфель, по той причине, что в нем можно было носить морские карты, не сворачивая. Учился он с интересом и упоением, с каждым семестром и курсом все больше влюбляясь в свою профессию. В 1963 году Артур Чилингаров, молодой специалист был направлен работать на остров Тикси инженером гидрологом для изучения океанической атмосферы Северного Ледовитого океана. Сам Чилингаров шутит, что там он крепко примерз к льдине, с которой не может расстаться до сегодняшних дней.

1965 год, его избирают первым секретарем Булунского РК ВЛКСМ. Это был единственный беспартийный первый секретарь в истории комсомола Якутии и всего СССР, но самое смешное, что он был скрытно верующим. Уже в это время постоянным украшением его лица была борода, которая вызывала раздражение у партийного руководства. Чилингарова заставляли ее сбрить, говорили, что комсомолец с бородой, как у попа - это не по-советски.

С 1969 по 1974 г., Артур Чилингаров возглавил северные станции на дрейфующих льдах «Северный полюс-19», «Северный полюс-22». С 1974 по 1979 г., он начальник гидрометеорологии Амдерминского территориального управления. Ему удалось разработать уникальный методику разгрузки и погрузки грузов на неподвижный лед (припай) о. Ямал, за что он удостоен гос. премии СССР. С 1986 по 1992 г. - Чилингаров, начальник управления по всем делам и исследованиям приполярных областей.

В 1985 году он возглавляет экспедицию по спасению научного судна «Михаил Сомов» зажатого льдами Ледовитого океана и экипажа. Задание было выполнено безукоризненно. В 1987 г. А.Н. Чилингаров вместе с коллективом полярников отправляется к Северному полюсу на мощном атомном ледоколе «Сибирь». Интересный факт, что это судно было построено на судостроительном заводе, с которого началась трудовая деятельность Артура Чилингарова. В 1989-90 г., им и командой единомышленников организована интернациональная экспедиция «Трансантарктика», в составе которой ученые - полярники из разных уголков земного шара.

В августе 1991 года, он руководит экспедицией в Антарктиду в самый разгар зимы на самолете ИЛ-76 для эвакуации 150 полярников со станции «Молодежная». В январе 2002 г. А.Н. Чилингарову удалось достичь на одномоторном самолете Южного полюса, и вернуться невредимым обратно. В 2003 г., знаменитый полярник организовал дрейфующую научную станцию «Северный полюс-32»

В 2007 руководит воздушным перелетом двумя вертолетами необычного маршрута. Началом экспедиции стала самая южная точка материка - Южная Америка, а конечной целью - Антарктика, расстояние туда и обратно 9 000 км. В 2014 г., Артур Чилингаров опускается на батискафах на самое дно Ледовитого океана, на глубину 4300 км.

Чилингаров большой шутник и весельчак. Ему как то журналист задал вопрос: «Что, действительно, отправляясь на дно Ледовитого океана, вы написали семье предсмертную записку?». Полярник засмеялся и поправил: «Не записку, а завещание на полторы страницы, перечислил, кто из друзей и сколько должен мне денег». Потом видя удивление журналиста, сказал, что пошутил.



Чилингаров имеет столько наград, что их рекордное количество скоро можно будет занести в книгу Гиннесса. Он почетный участник различных общественных, географических и научных обществ. Куда бы судьба ни заводила и не забрасывала Чилингарова, в каких бы структурах власти он не оказывался, все равно поздно или рано он снова в Арктике на льдине.

1986 г. Герой Советского Союза - за операцию по высвобождению изо льдов Арктики судна «Михаил Сомов» и спасение экипажа.

2007 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» III с. - за знаменитый длительный воздушный перелет на Южный полюс.

2008 г. Герой Российской Федерации - за мужество, проявленное при исследовании океанических глубин.

2014 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени - за многолетнюю работу в экстремальных условиях, развитие отечественной науки.

Артур Чилингаров большой авантюрист, мечтатель и романтик, ему покоряются северные широты, его имя вошло в учебники и географические энциклопедии. Артуру Чилингарову поставили прижизненный бюст в парке Победы в Санкт-Петербурге. Он скептично отнесся к такому начинанию, но памятник был возведен, и полярнику ничего не оставалось делать, как смириться. Лишь об одном знаменитый полярник попросил посетителей парка - не возлагать цветы, так как у него еще много всяких планов на будущее. Одной из многочисленных идей Чилингарова является погружение на дно знаменитой Мариинской впадины. Он такой, если задумал, то обязательно сделает.

У него чудесная семья. Красавица жена - Татьяна Александровна. Дочь Ксения руководит компанией, где в помощь полярникам и людям, работающим в экстремальных условиях, производится теплая и удобная одежда. Сын бизнесмен, родился на Новой Земле. Любит футбол и азартные игры. С периодичностью делает две вещи - сбривает свою шикарную бороду и борется, правда безуспешно, с вредной привычкой - курением. Его считают самым усатым полярником. Он, большой романтик, счастливчик и человек которому всегда улыбается фортуна


Об Артуре Николаевиче Чилингарове знают, безусловно, во всем мире. Известный полярный исследователь, политический деятель, ученый-океанолог, доктор географических наук, президент Ассоциации полярников России, член Морской коллегии при Правительстве РФ, член Международного клуба исследователей, член Британского Королевского географического общества, один из четырех человек, которые были удостоены одновременно двух высших званий: Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации.


Артур Чилингаров родился в Ленинграде в 1939 году. После окончания десяти классов средней школы поступил в Ленинградское высшее морское инженерное училище им. адмирала Макарова, которое с успехом окончил в 1963 году по специальности океанолог.
Трудовой путь великий путешественник начал слесарем на Балтийском судоремонтном заводе. После окончания училища в 1963 году он был принят на работу в Арктическую научно-исследовательскую обсерваторию в поселке Тикси на должность инженера-гидролога. Здесь он занимался изучением Северно-Ледовитого океана и океанической атмосферы. Склонность к организаторской работе, инициативность и умение ладить с коллективом были замечены, и Чилингаров в 1965 году был приглашен на должность первого секретаря Булунского РК ВЛКСМ Якутии.
В 1969 году Чилингаров возглавил станцию «Северный полюс-19», созданную на дрейфующих льдах, с 1971 года работал в должности начальника станции «Беллинсгаузен», а с 1973 года – начальником станции «Северный полюс-22».
В период с 1970-1980 гг. Артур Чилингаров занимал высокие должностные посты в системе органов Государственного комитета СССР по гидрометеорологии. Стал лауреатом Государственной премии СССР за активное участие в научных обоснованиях экспериментальных плаваний по Северно-морскому пути в зимне-весенний период.
Опыт антарктических и арктических исследований был успешно применен им в 1985 году, когда проводилась спасательная операция по выводу из ледовой ловушки экспедиционного судна под названием «Михаил Сомов». Чтобы выручить из ледового плена судно Чилингаров привел к нему ледокол «Владивосток». За проявленные в этой опасной и сложнейшей операции героизм и мужество Чилингарову в 1986 году было присвоено высшее звание Героя Советского Союза. Многие СМИ писали, что этой наградой были отмечены все прошлые заслуги знаменитого исследователя.
С 1986 по 1992 годы Чилингаров занимал пост Председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, начальника Главного управления по делам Арктики, Антарктики и Мирового океана.
В 1987 году возглавил руководство над командой атомного ледокола «Сибирь», который в свободном плавании достиг географического Северного полюса. Это было историческое событие. Такой успех в 1977 году достался ледоколу «Арктика». Однако последний шел летом, в августе, когда ледовые условия относительно благоприятные. Ледокол «Сибирь» шел в мае, который в Арктике считается почти зимним месяцев.
Так получилось, что экспедиция к Северному полюсу в 1987 году стала последним крупным походом Чилингарова. В стране началась перестройка, которая повлекла за собой свертывание на длительный срок программы исследования полярных районов. На всех советских полярников, на их дела и цель их жизни обрушился жесточайший удар. И Чилингаров принял решение уйти в большую политику, так как, по его словам, только через властные структуры можно было что-то сделать.
В конце 1993 года Артур Чилингаров стал депутатом Государственной Думы. На своем посту он сделал много для Арктики. С его подачи проходили многие законы, улучшающие положение полярников и северян. Не без его участия были созданы специальные комитеты и комиссии по Северу в Госдуме, разработаны национальные программы помощи Северу, сформирован кредитный Полярный фонд и многие другие начинания. Чилингаров не один раз выступал в Думе за то, чтобы Россия приняла участие в международных проектах транспортировки в Европу и Азию антарктических айсбергов с целью получения пресной воды, которая с каждым годом становится все более дефицитным природным ресурсом.


Стараниями Артура Чилингарова были организованы несколько экспедиций в Арктику, которые стали заметными шагами в исследовании северных районов. В 2003 году он стал инициатором открытия долговременной дрейфующей научной станции «Северный полюс-32», которая оказалась первой после станции «Северный полюс-31», закрытой в 1991 году.
В январе 2002 года великий исследователь на одномоторном самолете Ан-ЗТ достиг Южного полюса, тем самым доказав возможность эксплуатации легкой авиации в Антарктиде. Это событие стало заметным достижением на фоне свертывания присутствия российских полярников в Антарктике.
Летом 2007 года Артур Чилингаров возглавил арктическую экспедицию на судне «Академик Федоров». Целью экспедиции был сбор доказательств того, то шельф Северного океана имеет структуру, идентичную структуре береговой части северной России, и является продолжением Сибирской материковой платформы. На дно океана были погружены аппараты «Мир-1» и «Мир-2», на борту одного из которых находился сам Чилингаров. Сообщалось, что во время экспедиции на дне океана был установлен титановый флаг РФ и оставлена капсула с посланием будущему поколению. Этот шаг был подвержен критике со стороны США. По возвращению в Москву, с успешным окончанием экспедиции Чилингарова поздравил президент Владимир Путин, а 10 января 2008 года за проявленные мужество и героизм в особых условиях великому исследователю было присвоено звание Героя России.


Чилингаров проявил себя не только как великий исследователь, но и как ученый. Он является соавтором более пяти десятков научных работ, среди которых один атлас по проблемам Арктики и Антарктики и четыре монографии. Он внес незаменимый вклад в исследование полярных районов Земли: в его трудах выполнен комплексный социально-географический и экономико-географический анализ Арктики, даны оценки воздействия различных факторов на развитие региона.
Имя великого исследователя попало в Книгу рекордов Гиннесса, как имя человека, сумевшего в течение шести месяцев побывать на обоих полюсах Земли – Южном и Северном. В мае 2010 года Артуру Чилингарову, как неоднократному герою страны, в Петербурге был установлен памятник – бюст из бронзы скульптура Фридриха Согоняна.
Сегодня Артур Чилингаров живет и работает в Москве. Использованы фотоматериалы из Wikimedia © Foto, Wikimedia Commons

Герой Российской Федерации

Герой Советского Союза

Артур Николаевич Чилингаров-известный исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский ученый-океанолог, государственный и политический деятель; Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации (один из четырех человек, удостоенных этих высших званий как СССР, так и России); лауреат Государственной премии СССР; доктор географических наук, член-корреспондент РАН и РАЕН; профессор Академии военных наук, профессор по международной кафедре ЮНЕСКО; Президент Российской ассоциации полярников; Заслуженный метеоролог Российской Федерации. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени, «За морские заслуги», Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «Полярная Звезда»; орденом Бернардо 0"Хиггинса (Чили, 2006), медалью «Символ Науки» и другими наградами.
А. Н. Чилингаров родился 25 сентября 1939 г. в Ленинграде, армянин. Спустя два года после его рождения, семья оказалась в осажденном городе. В 1963 г. окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище (ныне Государственная Морская Академия) имени адмирала Макарова по специальности океанология. Трудовой путь начал слесарем-монтажником Балтийского судоремонтного завода. С 1963 года работал в Арктической научно-исследовательской обсерватории в поселке Тикси в качестве инженера-гидролога; изучал Северный Ледовитый океан и океаническую атмосферу. В 1965 г. избран первым секретарем Булунского РК ВЛКСМ Якутской АССР. За всю историю ВЛКСМ он был единственным беспартийным секретарем райкома. В 1969-1971 гг. возглавлял высокоширотную научную экспедицию «Север-21». Полученные результаты позволили обосновать возможность круглогодичного использования трассы Северного морского пути на всем ее протяжении. Являлся начальником дрейфующих станций «СП-19», «СП-22». С 1971 г. - начальник антарктической станции Беллинсгаузен 17-й советской антарктической экспедиции. В 1974-1979 гг. - начальник Амдерминского территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды. В 1979-1986 гг. - начальник Управления кадров и учебных заведений, член коллегии Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды.
В 1982 г. А. Н. Чилингаров утвержден президентом общества «СССР - Канада».
В 1986-1992 гг. - заместитель Председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, начальник Главного управления по делам Арктики, Антарктики и Мирового океана. Руководитель научной экспедиции на атомоходе «Сибирь» к Северному полюсу и трансконтинентального перелета «Ил-76» в Антарктиду.
1993-1996 гг. - Депутат Государственной Думы первого созыва: Член Депутатской группы «Новая региональная политика - Дума-96»; Заместитель Председателя Государственной Думы; член Комитета по обороне; Председатель Комиссии по проверке использования льгот депутатами Государственной Думы и сотрудниками аппарата Государственной Думы.
1996-2000 гг. - Депутат Государственной Думы второго созыва: Заместитель председателя Государственной Думы; сопредседатель депутатской группы «Российские регионы».
В 1999 г. руководил сверхдальним перелетом многоцелевого вертолета Ми-26, показавшим возможности эксплуатации винтокрылых машин в центральных районах Северного Ледовитого океана. В 2001 г. А. Н. Чилингаров - один из кураторов конференции «Арктика на пороге третьего тысячелетия: новые задачи», проведенной в октябре в Брюсселе в рамках Европейского союза, США, России, Канады. В 2002 г. Чилингаров возглавил полет одномоторного самолета Ан-ЗТ на Южный полюс. Была показана эффективность использования легкой авиационной техники на ледовом щите Антарктиды: заметное достижение на фоне свертывания присутствия России в Антарктике. Однако транспортный Ил-76, доставивший из России в экспедицию маленький Ан-ЗТ, не смог затем оторваться от ледника и возвратиться домой. Специалисты объяснили, что машина была старая, давно нуждалась в замене, а производство Ил-76 практически прекратилось. Выручили американцы: отправили участников экспедиции на своих самолетах. Чилингаров много сделал для развития арктического (в официальной терминологии экстремального) туризма, организовывая воздушные экскурсии на Северный полюс с высадкой на лед сотен людей, зачастую с детьми.
В 2000-2003 гг. - депутат Государственной Думы третьего созыва: член депутатской группы «Регионы России (Союз независимых депутатов)»; Заместитель Председателя Государственной Думы.
В 2003 г. стараниями Чилингарова была открыта долговременная дрейфующая станция «Северный полюс-32», первая после свертывания программы исследования Арктики в 1991 году.
С 2003 г. - депутат Государственной Думы четвертого созыва: член президиума фракции «Единая Россия»; Заместитель Председателя ГД; член Комитета ГД по обороне.
В 2007 г. А. Н. Чилингаров совершил две заметные полярные экспедиции. Вместе с главой ФСБ Николаем Патрушевым совершил полет на Южный полюс на вертолете. В августе 2007 г. на батискафе Мир вместе с семью другими исследователями опустился на дно Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса. В 2008 г. на общем собрании РАН был избран членом-корреспондентом РАН. В апреле 2011 г. возглавил экспедицию на дальневосточное побережье Российской Федерации с целью изучения влияния аварии на АЭС «Фукусиме-1» на флору и фауну региона. С 2011 г. А. Н. Чилингаров - член Комитета Совета Федерации РФ по международным делам.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 года за образцовое выполнение задания по высвобождению научно-исследовательского судна «Михаил Сомов» из льдов Антарктики, умелое руководство судами при спасательных операциях и в период дрейфа и проявленные при этом мужество и героизм начальнику спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток» Чилингарову Артуру Николаевичу присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»
Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2008 года за мужество и героизм, проявленные в экстремальных условиях, и успешное проведение Высокоширотной арктической глубоководной экспедиции Артуру Николаевичу Чилингарову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».
Артур Николаевич - член международного Клуба исследователей (основан в США в 1905), член Британского Королевского географического общества, сопредседатель Фонда международной гуманитарной помощи и сотрудничества, член общества «Россия - Армения».

Имя Артура Николаевича Чилингарова занесено в Книгу рекордов Гиннесса, как первого человека, который в течение шести месяцев сумел побывать на обоих полюсах планеты - Северном и Южном. Бронзовый бюст А. Н. Чилингарова установлен на Аллее Героев в Московском парке Победы в Санкт- Петербурге.

Член Совета Федерации от Тульской области, член высшего совета партии "Единая Россия", член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Ранее - депутат Государственной Думы первого-пятого созывов (1993-2011), заместитель председателя Государственной Думы. Известный ученый-исследователь, полярник, доктор географических наук, заслуженный метеоролог Российской Федерации, президент Государственной полярной академии. Герой Советского Союза, Герой России, лауреат Государственной премии СССР, обладатель ряда других государственных наград.
Артур Николаевич Чилингаров родился 25 сентября 1939 года в Ленинграде. В детстве пережил ленинградскую блокаду.
После школы Чилингаров поступил в Ленинградское высшее морское инженерное училище имени адмирала Макарова (на арктический факультет), которое окончил в 1963 году. В последующие годы был научным сотрудником Арктического и Антарктического научно-исследовательского института - инженером-гидрологом лаборатории в Тикси. В 1965 году Чилингаров был избран первым секретарем Булунского райкома ВЛКСМ. В 1969 году возглавил дрейфующую станцию "Северный полюс-19", в 1971 году принял на себя руководство коллективом станции "Беллинсгаузен" 17-ой Советской антарктической экспедиции, а в 1973 году на ледоколе "Владивосток" организовал дрейфующую станцию "Северный полюс-22".
В 1979 году Чилингаров начал работать в системе Государственного комитета СССР по гидрометеорологии, где стал начальником территориального управления в заполярном поселке Амдерм. За участие в научном обосновании первых экспериментальных плаваний в зимне-весенний период по Северному морскому пути (за разработку методики операций по использованию припая для погрузочно-разгрузочных работ – по этой же теме Чилингаровым в этот период была написана кандидатская диссертация) был удостоен Государственной премии СССР. В 1986-1991 годах занимал пост заместителя председателя Госкомгидромета СССР, а также являлся президентом Ассоциации советских полярников (с 1992 года - президентом Ассоциации полярников.
СМИ писали о мужестве и самоотверженности, проявленных Чилингаровым в его арктических экспедициях. В частности, отмечалось его личное участие в спасении научно-исследовательского корабля "Михаил Сомов" - в 1985 году Чилингаров привел к нему спасательную экспедицию на ледоколе "Владивосток". За проявленные мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза (ряд СМИ писали, что в этой награде были суммированы все прошлые заслуги исследователя). В 1986 году Чилингаров участвовал в ликвидации последствий аварии, произошедшей на Чернобыльской АЭС. В 1987 году возглавил поход атомного ледокола "Сибирь", достигшего в свободном плавании Северного полюса.
В декабре 1991 года Чилингаров стал советником по вопросам экологии Арктики и Антарктики председателя Верховного совета РФ Руслана Хасбулатова.
В 1993 году Чилингаров стал кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ. По словам самого исследователя, на выборы в парламент он пошел "по просьбам друзей-северян": "Всю свою жизнь я посвятил Северу и вдруг понял, что дело всей моей жизни рушится у меня на глазах… Сделать что-то можно было только через властные структуры". В декабре 1993 года Чилингаров как член партии "Всероссийский союз "Обновление" был избран депутатом Государственной Думы первого созыва от Ненецкого автономного округа. В Думе депутат вошел в состав комитета по обороне.
В мае 1995 года Чилингаров стал участником создания Российской объединенной промышленной партии (РОПП), впоследствии был избран заместителем ее председателя.
В декабре 1995 года Чилингаров повторно был избран в Госдуму (выдвигался от "Блока Ивана Рыбкина"). "Независимая газета" отмечала, что Чилингаров, за которым "давно закрепилась слава непотопляемого ни при каких режимах деятеля второго эшелона законодательной власти", возглавил в Думе "довольно странную по составу группу "Российские регионы". В нее вошли генерал Борис Громов, экономист Ирина Хакамада, бывший генеральный прокурор РФ Валентин Степанков и "народный" следователь Тельман Гдлян - люди совершенно разные, но, по мнению издания, одинаково полагавшиеся на "способности Чилингарова к закулисной торговле". Газета приводило мнение ряда депутатов, которые утверждали: группу "Российские регионы" Чилингаров создавал для того, чтобы занять должность заместителя председателя Думы, что в итоге и произошло, а депутатам из его группы было предложено возглавить комитет по вопросам Севера.
В июле 1997 года Чилингаров был избран председателем РОПП. В декабре того же года вошел в состав совета директоров ОАО "Совкомфлот".
В 1998 году Чилингаров вошел в состав политсовета созданной мэром Москвы Юрием Лужковым движения "Отечество". В 1999 году, после объединения движений "Отечество" и "Вся Россия" и создания единого избирательного блока "Отечество - Вся Россия" (ОВР), Чилингаров вошел в состав его координационного совета. При этом фамилия депутата не была включена в федеральный список кандидатов на выборы в Госдуму от ОВР, но в декабре 1999 года Чилингаров в третий раз стал депутатом Государственной Думы от Ненецкого автономного округа. На выборах в округе его поддерживал блок ОВР, а соперником Чилингарова выступал будущий сенатор Андрей Вавилов. В Думе третьего созыва депутат вновь занял пост заместителя председателя нижней палаты парламента.
Осенью 2000 года Чилингаров объявил о своем намерении баллотироваться в губернаторы Ненецкого АО, однако регистрационных документов в окружной избирком так и не представил.
В мае 2001 года Чилингаров получил докторскую степень в Санкт-Петербургском государственном университете.
В декабре 2001 года Чилингаров был избран членом Высшего совета партии "Единая Россия". в 2003 году как "единоросс" и представитель Таймырского (Долгано-Ненецкого) одномандатного избирательного округа №219 Чилингаров стал депутатом Госдумы в четвертый раз и вновь занял пост вице-спикера.
В апреле 2006 года Чилингаров был избран членом правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
В январе 2007 года два вертолета Ми-8 ФСБ России с Чилингаровым, директором ФСБ Николаем Патрушевым и его заместителем Владимиром Проничевым на борту совершили посадку в центре Антарктиды. Руководителем экспедиции был Чилингаров. Российские СМИ отмечали, что два отечественных вертолета впервые в истории достигли Южного полюса.
В марте 2007 года Чилингаров фигурировал в СМИ в связи со скандалом вокруг фигуры министра здравоохранения и социального развития РФ Михаила Зурабова. На своей пресс-конференции Чилингаров сообщил, что депутаты "Единой России" на заседании фракции договорились, что позволят Зурабову остаться на своем посту до 20 марта, хотя лично он был против такого решения. Согласившись с доводами коллег по партии, Чилингаров подчеркнул, что если отправить Зурабова в отставку немедленно, то "министр займется коммерцией, и спрашивать будет не с кого". Тогда же Чилингаров заявил, что Министерство здравоохранения и социального развития следует разделить на два ведомства: министерство социального развития и министерство здравоохранения. 4 апреля 2007 года парламент, признав деятельность Зурабова на посту министра неудовлетворительной, также предложил разделить Минздравсоцразвития на два министерства.
На той же пресс-конференции Чилингаров поддержал адресованное законодательному собранию Санкт-Петербурга предложение руководителя "Единой России" Бориса Грызлова отозвать из Совета Федерации его спикера и лидера "Справедливой России" Сергея Миронова. Чилингаров заявил, что вместо Миронова членом верхней палаты парламента от северной столицы мог бы стать он сам. Тем не менее, 21 марта 2007 года депутаты законодательного собрания Петербурга подтвердили полномочия Миронова в качестве своего представителя.
Летом 2007 года Чилингаров выступил руководителем арктической экспедиции на судне "Академик Федоров". Сообщалось, что отправившиеся в нее российские ученые были намерены собрать доказательства того, что шельф Северного Ледовитого океана (богатый газом и нефтью), является продолжением Сибирской континентальной платформы и структурно идентичен береговой части северной границы России. Чилингаров лично руководил погружениями глубоководных аппаратов "Мир-1" и "Мир-2" на дно океана в точке Северного полюса. Сообщалось, что "Мир-1" (на его борту находился Чилингаров и депутат единоросс Владимир Груздев) установил на дне титановый флаг России и "капсулу с посланием будущим поколениям". Представителями Соединенных Штатов Америки этот шаг был расценен как пропагандистский и подвергся критике - с научной и юридической точки зрения. Несколько дней спустя Чилингаров на посвященной итогам экспедиции пресс-конференции (проведенной под флагом "Единой России", побывавшем с полярниками в батискафе на дне Северного Ледовитого океана) заявил, что "на недовольных нам наплевать. Арктика всегда была российской и осталась российской". Отмечалось также, что полярники – Чилингаров и океанолог Анатолий Сагалевич – по возвращении в Москву посетили президентскую резиденцию в Ново-Огарево, где их с успешным завершением уникального эксперимента поздравил Владимир Путин. Президент отметил, что результаты экспедиции должны быть "положены в основу позиции России" по решению проблемы принадлежности арктического шельфа. С успешной экспедицией на Северный полюс Чилингарова поздравил и президент непризнанной республики Абхазия Сергей Багапш (сообщалось, что в ее ходе на полюсе был установлен и государственный флаг Республики Абхазия). 10 января 2008 года за мужество и героизм в экстремальных условиях и успешное проведение арктической экспедиции на судне "Академик Федоров" Чилингарову было присвоено звание Героя России.
В октябре 2007 года Чилингаров возглавил региональный список кандидатов в депутаты от "Единой России" в Архангельской области и Ненецком автономном округе на выборах в Государственную Думу РФ пятого созыва.
2 декабря 2007 года Чилингаров принял участие в выборах депутатов Государственной Думы РФ пятого созыва. Согласно итогам голосования, "Единая Россия" победила, набрав 64,3 процента голосов избирателей, а Чилингаров в очередной раз стал депутатом Госдумы РФ.
В конце октября 2011 года Чилингаров был избран депутатом собрания представителей муниципального образования Солопенское Алексинского района Тульской области, получив 99,7 процента голосов. В прессе писали, что это было ему необходимо для того, чтобы впоследствии стать представителем администрации Тульской области в Совете Федерации. Планировалось, что на этом посту он сменит "назначенца прежнего губернатора Тульской области Вячеслава Дудки" Анатолия Васькова, отправленного в отставку новым губернатором Владимиром Груздевым.
14 ноября Груздев своим указом утвердил Чилинагрова на посту в Совете Федерации.
Чилингарова называли одним из инициаторов создания специальных комитетов и комиссий по Северу в Госдуме и Совете федерации. Он выдвинул ряд национальных программ помощи Северу, обеспечил формирование кредитного Полярного фонда. По мнению ряда наблюдателей, Чилингаров оставался "по сути единственным государственным деятелем, который пытался обратить внимание правительства на проблемы Севера". Наряду с этим публиковалась и информация о предвыборных обещаниях Чилингарова, которые так и остались невыполненными. В ряду оригинальных инициатив Чилингарова отмечались его неоднократные выступления в Думе, в которых России предлагалось поддержать международные проекты транспортировки в Азию и Европу антарктических айсбергов для получения пресной воды. Будучи депутатом, Чилингаров продолжал организовывать и возглавлять полярные экспедиции, а в 2003 году при его содействии была открыта долговременная дрейфующая станция "Северный полюс-32" - первая после закрытой в 1991 году "СП-31". Занимался он и развитием арктического туризма.
Чилингаров - доктор географических наук, член-корреспондент Академии естественных наук России, почетный профессор Государственной морской академии имени адмирала Макарова, член Международного клуба исследователей, Британского Королевского географического общества. В июне 2009 года он был избран президентом Государственной полярной академии. Чилингаров автор более 50 научных публикаций. Как первый в мире человек, который в течение шести месяцев побывал на Южном и Северном полюсах, Чилингаров занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Чилингаров награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, знаком Почета, орденом "За морские заслуги" и многими медалями. В 2005 году указом президента России ученому-депутату было присвоено звание "Заслуженный метеоролог Российской Федерации". Кроме того, министр обороны Павел Грачев наградил Чилингарова именным пистолетом, а в 2006 году Чилингаров был удостоен знака "За содействие МВД России". В 2008 году Чилингаров (армянин по национальности, активный член общества "Россия - Армения") был удостоен высочайшего ордена Армении "Святой Месроп Маштоц" - за "значительный вклад в сфере науки и укрепление армяно-российских отношений". В мае 2010 года Чилингарову как дважды герою страны на его родине, в Петербурге, был установлен памятник - бронзовый бюст работы скульптора Фридриха Согояна. Присутствовавший на церемонии открытия памятника Чилингаров отметил, что воспринимает ее "с большим волнением, но по-философски".
СМИ отмечали, что Чилингаров увлекается белыми медведями - собирает их фигурки из разных материалов, а также все, что связано с этими животными. По некоторым данным, Чилингаров - азартный игрок, заядлый посетитель казино.
Чилингаров женат, у него двое детей - сын и дочь.



Ч илингаров Артур Николаевич – известный исследователь Арктики и Антарктики, крупный учёный-океанолог, государственный и политический деятель, доктор географических наук, профессор; начальник спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток»; руководитель Высокоширотной арктической глубоководной экспедиции «Арктика-2007»; один из четырёх человек, удостоенных одновременно званий Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации.

Родился 25 сентября 1939 года в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) в семье служащего. Армянин. Окончил 10 классов. Работал слесарем-монтажником на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе. В 1963 году окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени адмирала С.О.Макарова по специальности «океанология».

Вся его деятельность непосредственно связана с исследованиями Арктики и Антарктики. Начав в 1963 году работу в Арктической научно-исследовательской обсерватории в посёлке Тикси в качестве инженера-гидролога, он изучал Северный Ледовитый океан и океаническую атмосферу. В 1965 году был избран первым секретарём Булунского РК ВЛКСМ Якутской АССР. В 1969-1971 годах возглавлял высокоширотную научную экспедицию «Север-21», являлся начальником дрейфующих станции «Северный полюс-19» и «Северный полюс-22».

В 1971 году был назначен начальником станции «Беллинсгаузен» 17-й Советской антарктической экспедиции. В 1974-1979 годах начальник Амдерминского территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды. В 1979-1986 годах начальник Управления кадров и учебных заведений, член коллегии Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. В 1981 году за разработку методики погрузо-разгрузочных работ на ледовый припай Ямала он был удостоен Государственной премии СССР.

В середине февраля 1985 года научно-исследовательское судно «Михаил Сомов» прибыло в район станции «Русская», расположенной в тихоокеанском секторе Антарктики. Ему предстояло сменить состав зимовщиков, доставить топливо и продукты. Внезапно начался шторм. Скорость ветра достигала 50 м/с. Судно блокировали тяжёлые льдины, и оно вынуждено было дрейфовать со скоростью 6-8 км в сутки. Толщина льда в этом районе достигала 3-4 м. Расстояние от судна до ледовой кромки – около 800 км. «Михаил Сомов» оказался прочно пленённым в море Росса Южного океана. По команде из Москвы часть экипажа и исследователей сняли вертолёты и переправили на другие суда. На «Михаиле Сомове» оставались 53 человека во главе с капитаном В.Ф.Родченко.

Чтобы выручить из дрейфующей ловушки судно, по просьбе Госкомгидромета СССР Министерство морского флота СССР выделило ледокол «Владивосток» Дальневосточного морского пароходства, а Министерство гражданской авиации СССР – вертолёты палубного базирования под командованием Б.В.Лялина. Их прибытие к морю Росса требовало значительного времени.

Ударными темпами стали загружать ледокол «Владивосток» дополнительным горючим, продовольствием, комплектами тёплой одежды (на случай длительной зимовки, а то и высадки людей на лёд), тройным запасом буксировочных тросов, запасными частями для буксировочных лебёдок. Ни на «Михаиле Сомове», ни на «Владивостоке», ни в министерствах не могли предположить, как будет складываться ситуация. Море Росса было мало исследовано и таило массу загадок. А в это время судно «Михаил Сомов» было лишено подвижности. Руль и винт были заклинены льдом. Видимость ограничена сумерками южно-полярной ночи. Температура воздуха – минус 20-25 градусов. Корабль дрейфовал в центре устойчивых многолетних льдов.

Капитан В.Ф.Родченко мобилизовал всё для жизнеобеспечения «пленника». Вёл наблюдение за массивными подвижками льдов, за торосами, находящимися в опасной близости. Три раза в сутки выходил на связь со станцией «Молодёжная», которую в буквальном смысле, «раздирали» редакции газет, радио, телевидения множества стран мира, требуя информации: «Как там «Михаил Сомов»?». Из-за магнитных бурь сам экипаж утратил слышимость Москвы и Ленинграда.

К концу июня «Михаил Сомов» пережил сотый день дрейфа. Вблизи корабля поднялись торосы. Их высота достигла верхней палубы. Пришлось сократить расход электроэнергии, пара, пресной воды. Отказались от обогрева ряда служебных помещений, балластных танков. Санитарный день (стирку, душ, баню и так далее) теперь устраивали только два раза в месяц. Принятые меры позволили экономить ежедневно до 2,5 тонн горючего. Капитан В.Ф.Родченко жёстко поставил задачу: продержаться до подхода «Владивостока».

Выйдя 10 июня 1985 года из Владивостокского порта, ледокол «Владивосток», выжимая всю мощь из машин, устремился в южные широты. В Новой Зеландии на его борт поднялся назначенный Советом Министров СССР начальник специальной экспедиции по оказанию помощи «Михаилу Сомову» А.Н.Чилингаров. На известного полярника возлагалась ответственность за координацию действий всех технических средств и личного состава в спасении «Михаила Сомова» из ледового плена.

На 36-й день не без риска и огромных трудностей «Владивосток» (не созданный для сильных штормовых условий открытого океана) преодолел «ревущие» 40-е и «неистовые» 50-е широты. Часто оба его борта полностью уходили под воду. Однако размещённый в укрытиях палубный груз удалось сохранить. Ледокол установил радиотелефонную связь с «Михаилом Сомовым» и «Павлом Корчагиным» (последний подстраховывал «пленника» у кромки льда). Обменявшись данными обстановки, пожелали друг другу скорой встречи.

Вскоре стали попадаться айсберги. На ходовом мостике усилили вахту. 18 июля 1985 года встретились с «Павлом Корчагиным». Взяли у него вертолёт и пожелали счастливого возвращения в Архангельск. На всех парах «Владивосток» пошёл таранить молодые льды. До «Михаила Сомова» оставалось 600 миль. Весть о прибытии «Владивостока» обрадовала экипаж «Михаила Сомова». Несмотря на отчаянные штормы и беспросветную круглосуточную ночь, они с удесятерённой энергией готовились к встрече: перебрали главные двигатели, проверили гребную установку, освободили ото льда винт и руль. Дабы не дать последним вмерзнуть вновь, главные двигатели «гоняли» круглосуточно. Сэкономленные запасы топлива позволяли делать это.

26 июля 1985 года «Владивосток» уже галсами «колесил» вокруг «Михаила Сомова», обкалывая льды. Ненастная погода не благоприятствовала действиям экипажей. Дули страшные юго-западные ветры. Температура воздуха была минус 34 градуса. Антарктика грозила схватить, сковать намертво, привязать к себе оба ледокола. В.Ф.Родченко понимал, что ухудшающаяся погода на раздумья, а тем более на «жаркую» встречу экипажей двух судов времени не отпускала. Поэтому, как только «Михаил Сомов» был оторван ото льдов, «Владивосток» сразу же двинулся по пробитому им же каналу в обратный путь. Побыстрее от злополучного места «Михаил Сомов» уверенно последовал за своим освободителем. Два островка огней в южно-полярной ночи двигались вперёд, к чистой воде, к далекой Родине.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 года за образцовое выполнение задания по высвобождению научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» изо льдов Антарктики, умелое руководство судами при спасательных операциях и в период дрейфа и проявленные при этом мужество и героизм, начальнику спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток» присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1986-1992 годах заместитель председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, начальник Главного управления по делам Арктики, Антарктики и Мирового океана. В 1990 году был избран президентом Ассоциации советских полярников (ныне – Ассоциация полярников России).

В 2002 году А.Н.Чилингаров возглавил полёт одномоторного самолёта Ан-3Т на Южный полюс. Была показана эффективность использования лёгкой авиационной техники на ледовом щите Антарктиды: заметное достижение на фоне свёртывания присутствия России в Антарктике. Однако транспортный Ил-76, доставивший из России в экспедицию маленький Ан-3Т, не смог затем оторваться от ледника и возвратиться домой. Выручили американцы: отправили участников экспедиции на своих самолётах. А.Н.Чилингаров много сделал для развития арктического (в официальной терминологии экстремального) туризма, организовывая воздушные экскурсии на Северный полюс с высадкой на лёд сотен людей, зачастую с детьми. В 2003 году его стараниями была открыта долговременная дрейфующая станция «Северный полюс-32», первая после свёртывания программы исследования Арктики в 1991 году.

Летом 2007 года А.Н.Чилингаров, являвшийся специальным представителем Президента РФ по вопросам международного полярного года (каковым был объявлен 2007 год), возглавлял российскую Высокоширотную арктическую глубоководную экспедицию «Арктика-2007» на Северный полюс. В задачу данной экспедиции входило более детальное изучение строения дна в приполюсном районе самого северного на земле океана, а также проведение ряда уникальных научных исследований. Экспедиция под руководством А.Н.Чилингарова была призвана стать важным этапом в объединении усилий как российских, так и международных научных центров в изучении процессов, происходящих в современных условиях в Арктике и влияющих на климат всего северного полушария.

7 августа 2007 года уникальная экспедиция была успешно завершена. На дне Северного ледовитого океана 2 августа 2007 года с помощью глубоководного аппарата «Мир-2», с находившимися на его борту акванавтами: пилот Евгений Черняев, австралиец Майкл Макдауэл и председатель правления Международного центра «Ферринг» Фредерик Паулсен, на глубине в 4261 м (с координатами 0 градусов 0,097 минут N; 0 градусов 0,018 минут E), был установлен флаг России и капсула с посланием к потомкам. А.Н.Чилингаров в судовом журнале MVK экспедиции «Арктика-2007» сделал запись: «Погружение и всплытие без комментариев. Хорошо, что снова видим Арктику. Поздравляю всех россиян с покорением Северного полюса Земли!».

У казом Президента Российской Федерации № 4 от 9 января 2008 года за мужество и героизм, проявленные в экстремальных условиях, и успешное проведение Высокоширотной арктической глубоководной экспедиции Чилингарову Артуру Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

В декабре 2008 года он был назначен специальным представителем Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике. Тогда же он был освобождён от должности специального представителя Президента РФ по вопросам Международного полярного года.

Депутат Государственной Думы РФ 1-го (1993-1995), 2-й (1995-1999), 3-го (1999-2003), 4-го (2003-2007) и 5-го (2007-2011) созывов. Член депутатской группы «Новая региональная политика – Дума-96» (1993-1995), сопредседатель депутатской группы «Российские регионы» (1995-2003), член фракции «Единая Россия» (2003-2011). В 1993-2007 годах заместитель председателя Государственной Думы РФ. В 2003-2011 годах член Комитета Государственной Думы РФ по обороне. Член Высшего совета Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Член Совета Федерации РФ (с 2011). Представитель от исполнительного органа государственной власти Тульской области. С 2011 года член Комитета Совета Федерации РФ по международным делам.

А.Н.Чилингаров – известный полярный исследователь, крупный российский учёный-океанолог, автор и соавтор более 50 научных работ, среди которых 4 монографии и 1 атлас, по проблемам освоения Арктики и Антарктики. Он внёс большой вклад в исследование полярных регионов Земли: в его работах выполнен комплексный географо-экономический и социально-географический анализ современного состояния Арктики и Субарктики, даны оценки роли различных факторов в развитии региона. Инициировано новое направление исследований – географическая информатика Арктики и Субарктики.

Он пользуется широкой международной известностью как видный деятель экологического движения, активный участник заключения Договора об Антарктике. Президент Ассоциации полярников России, член Морской коллегии при Правительстве РФ, член Русского географического общества, член Королевского географического общества Великобритании, член Клуба исследователей США, сопредседатель Фонда международной гуманитарной помощи и сотрудничества.

Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса как первого человека, который в течение шести месяцев сумел побывать на обоих полюсах планеты – Северном и Южном.

Живёт и работает в городе-герое Москве.

Награждён советскими орденами Ленина (14.02.1986), Трудового Красного Знамени (8.04.1981), «Знак Почёта» (17.03.1976), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й (12.06.2007) и 4-й (21.07.2014) степени, «За морские заслуги» (27.01.2003), медалями, иностранными наградами, в том числе орденом Бернардо О’Хиггинса (2006, Чили), орденом Почётного легиона (2007, Франция), орденом Святого Месропа Маштоца (17.09.2008, Армения), орденом Дружбы (19.06.2009, Южная Осетия).

Почётная грамота Президента Российской Федерации (25.09.2009). Заслуженный метеоролог РФ (11.02.2005). Доктор географических наук (2001), профессор, член-корреспондент РАН (с 2008) и РАЕН (с 1994), почётный профессор Государственной морской академии имени адмирала С.О.Макарова, профессор Академии военных наук, профессор по Международной кафедре ЮНЕСКО.

Лауреат Государственной премии СССР (1981), премии «Человек года» Русского биографического института (2002), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2008). Награждён медалью «Символ Науки» (2007).

В 2010 году бронзовый бюст А.Н.Чилингарова был установлен на Аллее Героев в Московском парке Победы в Санкт-Петербурге.

Сочинения:
Под ногами остров ледяной: [О дрейфующей станции "Северный полюс-19"] / в соавторстве с М.Евсеевым, Э.Саруханяном; [Предисловие А.Ф.Трешникова]. 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Гидрометеоиздат, 1986;
Образование в области охраны окружающей среды: Методическое пособие / в соавторстве с В.А.Гороховым; Гос. ком. СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Научно-методический совет по высшему гидрометеорологическому образованию Минвуза СССР, Методический совет по среднему гидрометеорологическому образованию. - Л.: Гидрометеоиздат, 1987;
Роль советских ученых в изучении Арктики и Антарктики. - М: Гос. ком. СССР по науке и технике, 1989;
Размышления о российском Севере / в соавторстве с Е.М.Кокоревым. - М.: Янус-К, 1997;
Глубина 4261 метр: Высокоширотная, арктическая, глубоководная экспедиция 2007 г. (в соавторстве с Паулсеном Ф., МакДауэлом М.). - М., 2007, 152 стр.