Тематическое планирование занятий для школы раннего развития "от слова к букве". План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" по программе "Преемств

Конспекты занятий по обучению грамоте и развитию речи по программе «Преемственность» Н.А.Федосовой к рабочей тетради

«От слова к букве»

Конспект составила : воспитатель МБОУ ЦО «Каразей»

Детский сад «Земляничка» Черкасова Ольга Владимировна

Занятие № 1 (ч.1, с 4 –5)

Тема: Составление рассказа по картине.

Образовательные области:

Цель: Укрепление эмоционального контакта и делового сотрудничества воспитателя с детьми, расширение и углубление знаний детей о признаках осени, развитие познавательных и творческих способностей.

Задачи:

Образовательная:

Составление рассказа по картине. Составление словаря на тему «Осень».

(дифференциация звуков [с], [з]. Выделение первых звуков в слове).

Словарная работа: Различие предметов по существенным признакам (одежда, обувь, головной убор).

Формирование грамматического строя речи: Действия – оделся, одевается, обувается.

Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве (строке).

Конструирование листьев деревьев (берёза, осина, дуб).

Развивающая: Развитие любознательности, активности, способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; умение работать по правилу, по образцу, адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения.

Воспитательная: Воспитание навыков самообслуживания, умения слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предпосылки УУД:

- Коммуникативные: Умение слушать педагога, задавать вопросы; выделять из речи педагога жесты (посмотрите на доску, посмотрите в окно, посмотрите на дверь) и реагировать на них;

Регулятивные: Умение анализировать предметы; письмо по образцу; принимать положительно инструкцию к работе и положительно на неё реагировать;

Познавательные: Умение сравнивать предметы, выделять их общие признаки и различия;

Личностные:

Предварительная работа:

Оборудование:

Для детей:

Для педагога: Картины с изображением осенних пейзажей; картинки с изображением головных уборов и обуви; предметные картинки; рабочая тетрадь №1; магнитофон, аудиозапись Чайковский «Времена года».

План проведения:

3. Классификация предметов.

4. Физкультминутка.

8. Итог занятия.

Ход занятия

1. Составление рассказа по картине.

- Сейчас мы с вами прослушаем музыку великого русского композитора П.И.Чайковского «Времена года». Когда вы будете слушать, то закройте глаза и представьте себе всё то, что хотел сказать нам композитор в этом произведении.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку на стр. 4 и ответить на вопросы:

Какое время года на ней изображено? (Осень).

Какие приметы осени вы знаете? (Ответы)

Какого цвета листья бывают осенью? (Ответы)

Осенью идут очень частые дожди. Какие бывают дожди осенью? (мелкие, моросящие, холодные, грибные).

Чем занимаются осенью люди? (Ответы).

Во что одеты дети изображённые на рисунке?

Все ли дети одеты по сезону? (Ответы).

Воспитатель предлагает придумать рассказ. Дети придумывают рассказ по картине. Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными. Воспитатель следит чтобы рассказ получился законченным.

Выберите одежду для мальчиков на стр.93 (ботинки, брюки, куртка, шапка).

Помогите художнику – раскрась рисунок.

2. Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве.

Выполнение заданий в тетради №1, стр.4.

Воспитатель предлагает дорисовать недостающие картинки стр.5.

3. Классификация предметов

Какие предметы изображены на рисунке?

Как их можно назвать одним словом?

Какой предмет лишний?

4. Физкультминутка.

В комнату зашёл мой папа.

(шаги с высоким поднимание ног)

Мама убрала в шкаф шляпу.

(встать на цыпочки, руки вверх)

В конуру залез наш пёс.

(присесть, руки к коленям)

Гриша нам арбуз принёс.

(встать, руки развести в стороны)

5.Отгадай загадку и нарисуй отгадку

Воспитатель загадывает загадку.

Падают с ветки

Золотые монетки.

Ответ предлагает нарисовать.

6. Выделение первых звуков в слове.

Затем просит назвать первые звуки слов – названий предметов.

7. Конструирование листьев деревьев.

Воспитатель предлагает вырезать листья деревьев (берёза, осина, дуб).

8. Итог занятия: - Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ). А что нового узнали? (Ответ). Какие качества помогли вам при выполнении заданий? (Терпение, внимательность, сила воли, сосредоточенность). Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?

Занятие №2 (ч.1, с 6 -7)

Тема: Составление рассказа на тему «Осень»

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель: Расширение и углубление знаний детей о признаках осени, развитие познавательных и творческих способностей детей, познакомить с понятием предложение.

Задачи:

Образовательная:

Совершенствование и развитие устной речи: Составление рассказа на тему «Осень», составление словаря на тему «Осенний наряд деревьев»; определение звуков осени (шум падающих листьев, шум упавших листьев, шум сильного дождя, шум воды).

Формирование чёткого произношения звуков: Речевая пятиминутка (дифференциация звуков [с], [ш]). Выделение звуков в слове.

Гигиенические правила письма: Обведение предметов по контуру. Описание предметов. Письмо в ограниченном пространстве (строка и междустрочное пространство).

Конструирование листьев деревьев (клён, рябина, ива).

Развивающая: Развитие любознательности, активности, умения адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; развитие способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; умения работать по правилу, по образцу. Воспитательная: Слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предпосылки УУД:

Коммуникативные: Умение слушать педагога, задавать вопросы; различать голоса детей, педагога; невербально общаться (мимика).

Регулятивные: Умение анализировать предметы; осуществлять действия по образцу.

Познавательные: Выделять их общие признаки и различия; устанавливать аналогии.

Личностные: Положительно относиться к занятиям.

Предварительная работа: Чтение стихотворений, рассказов об осени; отгадывание загадок.

Оборудование:

Для детей: Рабочая тетрадь №1, ручка, цветные карандаши, ножницы.

Для педагога: Предметные картинки; рабочая тетрадь №1; магнитофон, аудиозапись «Звуки природы», «Звуки дождя», «Звуки падающих листьев».

План проведения:

2. Конструирование листьев деревьев.

3. Разучивание стихотворения.

4. Физкультминутка.

5 . Нарисуй недостающие картинки.

6. Выделение звуков в слове.

7. Письмо в ограниченном пространстве (строка и междустрочное пространство).

8. Итог занятия.

Ход занятия

1. Составление рассказа на тему «Осень».

Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок на стр.6 и ответить на вопросы.

Какое время года изображено на рисунке? (Осень).

А скажите, по каким признакам, приметам вы определили, что на этом рисунке изображена именно осень, а никакое другое время года. (Ответы).

Ребята, а вам нравится осень? (Ответы).

Какие времена года вы ещё знаете? (Назвать их в определённой последовательности).

Какие осенние месяцы вы знаете? (Назвать их в определённой последовательности).

Что ещё изображено на рисунке? (Ответы).

Какие деревья сбросили свой наряд? (Ответы).

Сейчас мы с вами прослушаем запись звуков и определим, что это за звуки. («Звуки дождя», «Звуки падающих листьев»).

Определение звуков осени (шум падающих листьев, шум упавших листьев, шум сильного дождя, шум воды).

2. Конструирование листьев деревьев.

3. Разучивание стихотворения.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение А.Плещеева стр.6.

О чём рассказывается в стихотворении?

Как вы думаете, какая погода описана в этом стихотворении?

Как вы это поняли? Вспомните, как говорится об этом в стихотворении?

Как вы думаете, какое настроение у человека, когда он видит такую погоду?

Воспитатель читает стихотворение с установкой на запоминание.

4. Физкультминутка.

На горе растут грибы,

(руки вверх, хлопок над головой)

Под горой растут грибы.

(руки через стороны вниз, присесть, хлопок)

5. Нарисуй недостающие картинки стр.7

Воспитатель предлагает нарисовать недостающие картинки (эмоции человека).

6. Выделение звуков в слове.

Воспитатель предлагает назвать первые звуки каждого слова – названия предмета.

Какое слово у вас получилось?

(по выбору воспитателя)

7. Письмо в ограниченном пространстве (строка и междустрочное пространство).

Выполнение заданий в тетради на стр.7. Письмо в ограниченном пространстве (строка и междустрочное пространство).

8. Итог занятия: - Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ). А что нового узнали? (Ответ). Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?



Конспект занятия к рабочей тетради
«От слова к букве» Н.А.Федосовой
Конспект составила: воспитатель МБОУ ЦО «Каразей»
детский сад «Земляничка» Черкасова Ольга Владимировна
Занятие №9 (ч.1, с.22-23)
Тема: Составление своего рассказа по выбранной теме
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Продолжать учить составлять рассказ по выбранной теме. Разбор и разучивание стихотворения «Месяц, месяц мой дружок».
Задачи:
Образовательная:
Совершенствование и развитие устной речи: Составление своего рассказа на выбранную тему; составление предложений.
Формирование чёткого произношения звуков: (дифференциация звуков [ч], [ш], [щ]). Выделение звуков в слове.
Формирование грамматического строя речи: Классификация предметов «Лишний предмет».
Гигиенические правила письма: Работа в ограниченном пространстве (обведение по контуру). Дополнить предмет (снежинки).
Конструирование предметов из полуовалов (луна, месяц, снежинка).
Развивающая: Развитие любознательности, активности; умение адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Воспитательная: Формировать необходимые навыки и умения, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Предпосылки УУД:
- Коммуникативные: Умение строить речевые высказывания в устной форме; слушать педагога, задавать вопросы; внимательно слушать отвечающего.
- Регулятивные: Самостоятельно достраивать предметы; осуществлять действия по заданному правилу.
- Познавательные: Выделять общие признаки и различия; устанавливать аналогии; составлять целое из частей.
- Личностные: Положительно относиться к занятиям.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, скороговорок.
Оборудование:
- для детей: Рабочая тетрадь №1, ручка, цветные карандаши.
- для педагога: Предметные картинки; рабочая тетрадь №1.
План проведения:



4. Физкультминутка.
5. Разучивание стихотворения «Месяц, месяц мой дружок»

7. Работа в ограниченном пространстве (обведение по контуру); дополнить
предмет (снежинки).

9. Итог занятия.
Ход занятия
1. Составление своего рассказа по выбранной теме
Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок на стр.22.
- Что вы видите на нём?
- Что снится малышу?
- Что снится коту?
Предлагает составить рассказ.
- Начните его так: «Наступила ночь…»
- Не повторяйте рассказы друг друга. После прослушивания рассказов предложить детям докрасить рисунок.
2. Звуковой анализ слов; звуковая схема слов
Воспитатель предлагает назвать по порядку звуки в словах луна, мышка.
- Составьте звуковую схему слова луна.
- Составьте звуковую схему слова мышка.
3. Формирование чёткого произношения звуков [ч],[ ш], [щ];
Далее предложить детям чистоговорки со звуками [ч],[ ш], [щ] (по выбору воспитателя)
4. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
(соответствующие движения)
5. . Разучивание стихотворения «Месяц, месяц мой дружок»
Воспитатель предлагает послушать стихотворение А.Пушкина «Месяц, месяц, мой дружок» на стр.23.
- О чём говорится в этом стихотворении? (месяце)
- Как поэт называет месяц (мой дружок, позолоченный рожок, круглолицый, светлоокий)? Почему?
- Как понять «тьма глубокая»?
- Что такое обычай?
- Кто появляется на небе вместе с месяцем?
Воспитатель читает стихотворение с установкой на запоминание. Работа над произношением: интонация, темп речи, паузы. Выделение голосом слов.
6. Классификация предметов «Лишний предмет»
Далее воспитатель предлагает назвать предметы, изображённые на стр.23.
- Выделите первый звук в каждом слове.
- Найдите лишний предмет в каждом ряду.
7. Работа в ограниченном пространстве (обведение по контуру); дополнить предмет (снежинки).
Затем воспитатель предлагает выполнить задание: обведи по контуру, дорисуй снежинку.
8. Конструирование предметов.
Воспитатель объясняет, как выполнить конструирование предметов из полуовалов (луна, месяц, снежинка).
9. Итог занятия: - Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ). А что нового узнали? (Ответ). Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?


Приложенные файлы

Тематическое планирование развивающих занятий по курсу «От слова к букве»

Устная речь. Предложение. Слово.

Знакомимся с правилами при письме.*

Обучение правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка.

Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги

Развитие умения и навыков связной монологической и диалогической речи.

Написание вертикальных линий.

Обучение связному, логичному и последовательному изложению содержания услышанного с опорой на иллюстрации.

Формирование пространственной ориентации на листке бумаги (справа, слева, в центре, в верху, в низу)

Формирование навыка отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.

Регулируем нажим на карандаш, ручку.

Обучение рисованию линий сверху вниз слева на право в ограниченном пространстве, раскрашиванию в пределах контура рисунка.

Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах.

Обучение проведению вертикальных линий сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисованию в ограниченном пространстве.

Понятие буквы и звука.

Развитие зрительно-моторной координации, чувства пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу.

Слог. Деление слов на слоги.

Ознакомление с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника).

Звуки [а], [ о ]. Буквы А а, О о. Схема предложения.

Обучение рисованию вертикальной штриховки, увеличивая и уменьшая высоту линии.

Звуки [ ы ], [ у ] Буквы ы, У у. Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения.

Обучение обводу рисунка по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развитие пространственного видения.

Звуки [ и ], [ э ]. Буквы И и, Э э. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

Обучение рисованию волнистой линии, слева направо.

Звуки [ й’а], [а]. Буква Я я Звуки [ й’у], [у]. Буква Ю ю. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам. Деление слов на слоги.

Закрепление умения рисовать волнистые линии, закрашивать рисунок в пределах контура

Звуки [ й’э], [э]. Буква Е е Звуки [ й’о], [о]. Буква Ё ё. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Закрепление умения рисовать волнистые линии, закрашивать рисунок в пределах контура.

Звуки [л – л’]. Буква Л л. Звуки [ м – м’]. Буква М м. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану.

координации.

Звук [ н –н"]. Буква Н н. Звук [ р –р’], Буква Р р. Драматизация сказки «Теремок».

Закрепления умения проводить линии разных видов: вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные. Развитие зрительно-моторной координации.

Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Буквы В в, Ф ф.

Обучение «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формирование восприятия форм предмета, зрительно-двигательную координацию. Закрепление понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх, низ.

Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Буквы З з, С с.

Формирование умения штриховать только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры, соблюдая параллельность линей.

Звуки [ ш ], [ ж ]. Буквы Ш ш, Ж ж.

Формирование умения ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно рисовать графические узоры по образцу.

Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, П п. Составление рассказа-описания.

Закрепление умения рисовать линии разного вида: прямые, пунктирные, волнистые, спиралевидные, в разных направлениях.

Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Д д, Т т. Составление рассказа на заданную тему.

Развитие умения дорисовывать и располагать изображение на всем листе бумаги, раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка.

Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг, К к. Составление рассказа-описания.

Совершенствование умения рисунка.

Звуки [х-х’], [ц ]. Буквы Х х, Ц ц.

Совершенствование умения обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, раскрашивать рисунок аккуратно, соотносить направление штрихов с формой рисунка.

Звуки [щ’], [ч’], [ й’]. Буквы Щ щ, Ч ч, Й й. Рассказы о весне.

Закрепление умения самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы штриховки сверху вниз, слева направо.

Ь и Ъ знаки. Драматизация сказки «Колобок».

Моделирование и конструирование предметов из элементов букв различной конфигурации.

Чтение слогов и слов с изученными буквами. Игры «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово»

Моделирование и конструирование предметов из элементов букв различной конфигурации.

Игра «Путешествие в стране букв»

Моделирование и конструирование предметов из элементов букв различной конфигурации.

*- курсивом выделены темы занятий по подготовке к обучению письму.

Конспект занятия в группе раннего развития «Будущий первоклассник»
по программе Н.А.Федосовой «Преемственность»
Курс развивающих занятий «От слова к букве»

Учитель: Ырмак Т.А.
ГБОУ Школа № 806(3)
г.Москва
05.12.2016

Тема занятия: «Буквы Н, н»

Цель занятия: познакомить детей с буквами Н, н

Задачи: образовательные:
формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества;
формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремление открыть знания, приобрести умения;
формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
формирование способности оценивать меру своего продвижения к цели урока;
обогащение словарного запаса, речи детей;
развивающие:
развивать фонематический слух;
развитие мелкой моторики, тонко – координированных движений;
развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
развитие общеучебных умений и навыков;
воспитательные:
воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
воспитание способности высказывать свою точку зрения.

Оборудование: аудиозапись («Азбука для малышей»), бумажные варежки, конверты с элементами букв, листки с нарисованными лицами (у каждого ребёнка), магнитная азбука.

Литература для учителя и обучающихся: учебник – тетрадь «От слова к букве»

Ход занятия
I. Орг.момент. Целеполагание.
- Проверьте, ребята, всё ли у вас готово к началу занятия.
Сегодня наша копилка пополнится новыми знаниями. Мы познакомимся с новой буквой, а с какой - вы узнаете чуть позднее. А сейчас давайте вспомним те буквы, которые мы уже знаем.
II. Работа в парах.
Игра «Свяжи варежки»
Варежки по одной раздаются детям, с написанными на них изученными буквами большими и маленькими. По сигналу учителя каждый ищет пару своей варежке. Выполнив задание, оба ребёнка подходят, прикрепляют варежки на доску и говорят, например: «У нас варежки с буквами Л л».
III. Знакомство с буквами Н, н.
Прослушивание а/з.
- Ребята, прослушайте а/запись и скажите, с какой буквой мы будем знакомиться.
2. Работа с предметными картинками.
(с.28 «От слова к букве»)
- Назовите слова, обозначающие предметные картинки.
Дети произносят слово, затем поочередно каждый звук, закрашивают кружочки, которые обозначают звуки слова, в разные цвета.
(гласные звуки – красным цветом, твёрдые согласные звуки – синим цветом, мягкие звуки – зелёным).
Физкультминутка
- Я пущу солнечного зайчика, а вы глазками и поворотами головы наблюдайте за ним.
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне,
Перепрыгнул на картинку
Задержался на цветке.
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Вот он спрятался в тетрадке
С нами он играет в прятки,
Раз, два, три, четыре, пять,
Тихо будем продолжать.

Работа с сюжетной иллюстрацией.
- Опишите, кого вы видите на рисунке.
- Назовите слова, в которых вы услышали новые звуки.
- Где они расположены в начале, в середине или в конце слова?
- Составьте по этому рисунку небольшой рассказ.
- Дорисуйте и раскрасьте недостающие предметы. Что это?
- Где расположен новый звук, какой он – твёрдый или мягкий?
4. Конструирование букв их элементов, печатание букв.
- Рассмотрите печатные буквы, которые вы видите на с.29.
- Одинаковые они или разные?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Достаньте из конверта элементы букв, рассмотрите их. Соберите буквы из элементов.
- Напечатайте буквы на с.29
Физкультминутка
Игра – упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки
вперёд и обратно.
Занимательные упражнения.
- Послушайте, а затем произнесите быстро.
На мели мы лениво налима ловили.
- Поставьте точки под буквами, которые вы знаете.
IV. Подведение итога занятия.
- С какой буквой познакомились на занятии?
V. Рефлексия.
На листке у каждого ребёнка изображены три человечка с разной мимикой.
- Оцените свою работу на занятии.
- Кому было на занятии всё понятно, со всеми занятиями справлялись уверенно, дорисуйте человечку улыбку.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, изобразите лицо человечка нейтральным.
- Кому на занятии работать было очень трудно, с заданиями не справлялись, изобразите лицо человечка грустным.


Приложенные файлы

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я, я; случаем обозначения ею двух звуков [й"а].

Задачи:

  • Познакомить с буквой Я.
  • Познакомить с элементами, написанием буквы Я.
  • Развитие звуко-буквенного анализа.
  • Развивать навык чтения и письма слогов и слов с буквой Я.
  • Познакомить с функцией буквы Я в словах (смягчение согласных).
  • Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: игровое поле «Волшебный лес», предметная картинка с изображением мальчика Яши, предметные картинки: мяч, мясо, пряники, яблоки, семья, ящерица, змея, листья, якорь; пособие «Яхты», листы с прописями (на каждого ребёнка), карандаши (простой, красный, синий. Зелёный – на каждого ребёнка), текст загадок, слоговые таблицы; элементы буквы Я (на каждого ребёнка), стилизованное изображение буквы Я.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Знакомство с героем занятия – мальчиком Яшей.

(Логопед выставляет на доску картинку с изображением мальчика и игрового поля «Волшебный лес».)

Знакомьтесь, это Яша. Ему нужно пройти через этот лес и попасть к бабушке Яги за волшебными яблоками. Но лес - необычен, нужно преодолеть много трудностей и преград. Поможем Яше?

II. Основная часть.

Яша отправился в путь. Вот и первое препятствие - на пеньке лежит конверт, Посмотрите, что в нём? (Картинки.)

1. Игра «Послушай и назови»

На доске картинки: змея, листья, якорь, ящик, яблоко.

Логопед предлагает послушать загадки, назвать отгадки:

Послушайте загадку:

«Круглое, румяное с дерева упало,

Тане в рот попало». (Яблоко.)

«Весной появляются.

Всё лето растут,

А осень придёт – опадут!» (Листья.)

«Она шипит, она пугает,

Под листья быстро уползает» (Змея.)

«Кораблям надёжный друг!

Лапой сжал морской я грунт.

И на дне морском лежу

Крепко корабли держу». (Якорь.)

«Я темного цвета,

Стою на земле.

И много вещей

Хранится во мне». (Ящик.)

Найдите отгадку на картинках.

Вывод: во всех словах мы бы записали букву Я.

2. Знакомство с буквой Я.

Она необычна тем, что может обозначать два звука, вот послушайте слова: йаблоко, йакорь, йащик. Что слышите? (В начале слова два звука ЙА.) Верно, нет звука Я, есть только буква Я, которая обозначает два звука.

А теперь давайте посмотрим, как выглядит эта буква (стилизованная буква Я).

1. Прослушивание стихотворения.

2. Разбор элементов.

3. Составление буквы Я из элементов.

4. Запись буквы Я в тетради.

Яша перебрался через широкую полянку на другую сторону леса. Пошёл по извилистой дорожке и дошёл до речки. Как перебраться на другой берег? (На плоту, на лодке и т.д.) А можно и на яхтах.

3. Игра «Яхты»

Посмотрите на эти яхты, что заметили? (На первой я – в начале схемы, на второй – в середине, на третьей – в конце.)

Предметные картинки: мяч, мясо, пряники, яблоки, семья, ящерица, змея, листья, якорь.

Ящерица мяч семья.

Якорь мясо змея.

Яблоки пряники листья.

Яша с вашей помощью попал на другой берег. Хотите немного отдохнуть? (Ответы детей.) Тогда давайте разучим вместе с Яшей физминутку.

4. Физминутка.

Назвали все слова мы по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки - раз, два. три.

Легкие прыжки - раз, два, три.

Вот и вся зарядка - раз, два, три,

Мягкая посадка – раз. два, три.

5. Индивидуальная работа в прописях.

Рассмотрите листы с заданием.

В первой строке повторите заглавную букву Я.

Во второй строке буквы Я я.

Закрасьте букву Я красным карандашом.

Определите, где находится буква Я в названии предметов, запишите их в схемах слов.

Задания мы выполнили. Продолжаем путь.

6. Игра «Прочтите и запишите».

А вот и избушка Бабы-Яги. Хозяйка нас встречает и новое задание.

Ход игры: прочтите слоги и слова.

ян - ня ям – мя ят – тя

яс - ся як – кя яд – дя

як няня дядя

Запишите слоги и слова, «зажгите» огоньки под буквами. За выполнение Баба-Яга даст нам волшебные яблоки.

(После анализа логопед раздаёт детям картинки с яблокам - дыхательная гимнастика «Яблоки» для уголка дыхательной гимнастики.)

Что заметили? Буква Я «дружит» с мягкими согласными.

III. Итог занятия.

Назовите слова, которые начинаются с буквы Я.