Теория развития вольфганг келер. Биографии великих людей

Вольфганг Келер родился 21 января 1887 г. в Эстонии, в Ревеле (Таллин), в семье директора школы и домохозяйки. Его детство прошло в Германии. Обучаться он также начал в одной из германских школ. Келер получил блестящее образование в университетах Тюбингена, Бонна и Берлина. В 1909 г., когда Вольфгангу исполнилось 22 года, он получил степень доктора философии в области психологии в университете Берлина и вплоть до 1935 г. возглавлял Институт психологии в Берлине. Начало научной деятельности Келера также приходится на 1909 г. В период с 1913 по 1920 г. Вольфганг Келер от Прусской академии наук возглавлял исследовательскую работу по изучению поведения человекообразных обезьян на острове Тенерифе. По окончании своих наблюдений Вольфганг написал книгу «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» (1917). В 1922 г., после серии блестящих экспериментов по изучению восприятия и интеллекта шимпанзе, которые принесли Вольфгангу Келеру международное признание, был назначен директором Института психологии при Берлинском университете. В этом институте Келер продолжал основанные на теории гештальта исследования и в 1929 г. опубликовал труд «Гештальтпсихология» - манифест школы гештальтпсихологии, созданной им совместно с Куртом Коффкой и . В 1938 г. Келер пишет книгу «Роль ценностей в мире фактов» В 1935 г. Келер подал в отставку в знак протеста против вмешательства нацистов в дела университета и эмигрировал в США. В 1955 г. он стал сотрудником Института перспективных исследований в Принстонском университете, а в 1958 г. - профессором психологии Дартмутского колледжа. Умер Келер в Энфилде (шт. Нью-Гэмпшир) 11 июня 1967 г.

Основные положения теории Вольфганга Келера

Первые работы Келера, посвященные исследованию интеллекта шимпанзе, привели его к наиболее значимому открытию - открытию инсайта (озарения). Исходя из того, что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы, Келер создавал такие ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции, которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы двухфазными, так как состояли из двух частей. В первой части обезьяне нужно было при помощи одного орудия получить другое, которое было необходимо для решения проблемы (например, при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, находящуюся на некотором расстоянии от клетки). Во второй части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели, например для получения банана, находящегося далеко от обезьяны.

Эксперимент должен был помочь понять, каким способом решается задача - происходит ли слепой поиск правильного решения (по методу проб и ошибок) или обезьяна достигает цели благодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию. Эксперименты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути, т.е. происходит мгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи. Объясняя феномен инсайта, он доказывал, что в тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления.

Келер провел серию экспериментов по исследованию процесса мышления у детей. Он предлагал детям проблемную ситуацию, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами, например, им предлагалось достать машинку, которая была расположена высоко на шкафу. Для достижения цели дети включали в гештальт со шкафом лестницу, если лестницы не оказывалось, были использованы другие предметы: ящики, стол со стулом.

Келер считал, что психическое развитие связано с переходом от схватывания общей ситуации к ее дифференциации и формированию нового, более адекватного ситуации гештальта. Опыты Келера доказывали мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления, в основе которого лежит инсайт.

Вольфганг Кёлер (нем. Wolfgang Köhler; 21 января 1887, Таллин, Россия - 11 июня 1967, Нью-Гемпшир, США) - немецкий и американский психолог, один из основателей гештальт-психологии, совместно с Максом Вертгеймером и Куртом Коффкой.

Вольфганг Келер родился в семье директора школы и домохозяйки. Его детство прошло в Германии. Обучаться он также начал в одной из германских школ. Келер получил блестящее образование в университетах Тюбингена, Бонна и Берлина. В 1909 г., когда Вольфгангу исполнилось 22 года, он получил степень доктора философии в области психологии в университете Берлина и вплоть до 1935 г. возглавлял Институт психологии в Берлине. Начало научной деятельности Келера также приходится на 1909 г. В период с 1913 по 1920 г. Вольфганг Келер от Прусской академии наук возглавлял исследовательскую работу по изучению поведения человекообразных обезьян на острове Тенерифе. По окончании своих наблюдений Вольфганг написал книгу «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» (1917).

В 1922 г., после серии блестящих экспериментов по изучению восприятия и интеллекта шимпанзе, которые принесли Вольфгангу Келеру международное признание, был назначен директором Института психологии при Берлинском университете. В этом институте Келер продолжал основанные на теории гештальта исследования и в 1929 г. опубликовал труд «Гештальтпсихология» - манифест школы гештальтпсихологии, созданной им совместно с Куртом Коффкой и Максом Вертгеймером.

В 1938 г. Келер пишет книгу «Роль ценностей в мире фактов» В 1935 г. Келер подал в отставку в знак протеста против вмешательства нацистов в дела университета и эмигрировал в США. В 1955 г. он стал сотрудником Института перспективных исследований в Принстонском университете, а в 1958 г. - профессором психологии Дартмутского колледжа.

Книги (2)

Гештальт-психология

Представители возникшего в начале XX века научного направления гештальт-психологии (от нем. Gestalt форма, структура) надеялись создать новую психологию по типу наук о природе, моделью для них служила физика.

Посредником между физическим полем и целостным восприятием должна была стать новая физиология целостных и динамических структур гештальтов. Главная задача гештальтизма состояла в том, чтобы дать новую интерпретацию фактам сознания как единственной психической реальности.

В данный том вошли работы двух крупнейших представителей гештальт-психологии Вольфгана Келера и Курта Коффки, cтавшие классикой научной психологии.

Исследование интеллекта человекоподобных обезьян

В своем исследовании Вольфганг Кёлер задается вопросом и хочет исследовать, существует ли у высших животных, у человекоподобных обезьян, интеллект в собственном смысле этого слова, т. е. тот тип поведения, который издавна считается специфическим отличием человека.

Главное и важнейшее значение работы Кёлера, основной вывод, который ему удалось сделать, состоит в научном оправдании этого наивного ожидания, что человекообразная обезьяна не только в отношении некоторых морфологических и физиологических признаков стоит к человеку ближе, чем к низшим видам обезьян, но также и психологическом отношении является ближайшим родственником человека.

Кёлеру удалось показать, что человекоподобные обезьяны обнаруживают интеллектуальное поведение того типа и рода, которое является специфическим отличием человека.

Вольфганг Келер (1887-1967) - немецкий и американский психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Доктор философии (Берлинский университет, 1909) .

В. Келер также исследовал особенности интеллектуального развития личности, исходя из поиска закономерностей создания в воображении человека гештальта. Он считал, что обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к другому восприятия и осознания ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является, по мнению Келера, образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс «переструктурирования гештальта» и считал, что он происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта. Для того, чтобы подчеркнуть мгновенный, а не длительный по времени характер мышления, Келер дал этому моменту переструктурирования название «инсайт», то есть озарение

Келер провел эксперимент, в котором детям предлагалось достать машинку, расположенную высоко на шкафу. Для того, чтобы ее получить, нужно было использовать разные предметы - лесенку, ящик, стул. Оказалось, что если в комнате была лестница, дети быстро решали предложенную задачу. Сложнее было в том случае, если надо было догадаться использовать ящик.

Но наибольшие затруднения вызывал вариант, когда в комнате не было других предметов, кроме стула, который надо было отодвинуть от стола и использовать как подставку .

Келер объяснял эти результаты тем, что лестница с самого начала осознается функционально как предмет, помогающий достать что-то расположенное высоко. Поэтому ее включение в гештальт со шкафом не представляет для ребенка трудности. Включение ящика уже нуждается в некоторой перестановки, поскольку ящик может осознаваться в нескольких функциях. Что касается стула, то он осознается ребенком не сам по себе, но уже включенным в другой гештальт - со столом, с которым он представляется ребенку единым целым. Поэтому для решения данной задачи детям надо сначала разбить целостный образ "стол - стул " на два, а затем уже стул соединить со шкафом в новый образ, осознав его новую функциональную роль. К подобным же выводам о роли «инсайта» в переструктурировании прошлых образов пришел и М. Вертгеймер, который исследовал процесс творческого мышления у детей и взрослых.

Сказанное проливает свет на несколько странный факт: первая программная работа гештальтпсихологии, принадлежавший Келеру, был посвящен вопросам физической химии и называлась «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» (1920). Психолог, занимавшийся до этого акустическими ощущениями и зоопсихологией, обратился к коллоидной химии не из-за капризные изменения в профессиональных интересах. Теория гештальта не могла претендовать на серьезную роль без естественнонаучного обоснования. Поэтому она и начинается с келеровськои книги о физических гештальт. Келеру и его коллегам представлялось, что принцип гештальта - единый для различных порядков явлений - позволит по - новому решить психофизическую проблему, приводя сознание в соответствие с физическим миром и в то же время не лишая его самостоятельной ценности. Это решение выразилось в понятии «изоморфизм».

Изоморфизм означает, что элементы и их отношения в одной системе взаимно однозначно соответствуют элементам и их отношениям в другой. Физиологическая и психологическая системы, согласно гештальтистськои гипотезе, изоморфны друг другу (подобно тому как топографическая карта соответствует рельефу местности).

В. Келер доказал, что при успешном решении интеллектуальной задачи происходит видение ситуации в целом и ее преобразование в гештальт, из-за чего меняется характер приспособительных реакций. Исследования Келера расширили рамки представлений о природе навыков и новых форм поведения человека и животных. Келер также занимался изучением феномена транспозиции, в основе которой лежат реакции организма не в отдельные, разрозненные раздражители, а на их соотношение. Он считал, что психологическое знание следует строить по образцу физического, поскольку процессы в сознании и организме как материальной системе находятся во взаимно однозначном соответствии (изоморфизм). Руководствуясь этой идеей, Келер распространил понятие о гештальт на головной мозг. Это побудило его последователей постулировать наличие в мозгу электрических полей, служащих коррелятом психических гештальтов при восприятии внешних объектов.

Kohler, 1887-1967) -нем.-амер. психолог, один из создателей гештальт-психологии. В 1910-х гг., работая на антропоидной станции Прусской академии наук (на острове Тенерифе), исследовал мышление у шимпанзе и сделал вывод о несостоятельности понимания мышления животных в бихевиоризме как решения задач путем слепых проб и ошибок (см. Метод проб и ошибок) и о наличии у человекообразных обезьян (в отдельных случаях и у животных на более ранней филогенетической ступени) интеллектуального (продуктивного) поведения. Проанализировав условия решения обезьянами продуктивных задач, он заключил, что в основе такого решения должно лежать образование "хорошего гештальта" в зрительном поле животного (см. Инсайт).

Позже, занимаясь общепсихологическими вопросами, пришел к выводу о наличии целостных структур (гешталътов) не только в сознании, но и в физиологии и физическом мире, в связи с чем при решении психофизиологической проблемы разделял концепцию антилокализационизма. Идеи К. о наличии принципиальной общности строения целостных структур в различных сферах реальности сыграли определенную роль в становлении системного подхода в психологии. Эмигрировав в США (1935), К. продолжил исследования "по проблеме электрофизиологических основ образования геш-тальтов в сознании. Удостоен награды "За выдающийся вклад в науку" Амер. психологической ассоциацией (1956), был президентом этой ассоциации. (Е. Е. Соколова.)

КЁЛЕР Вольфганг

(1887-1967) -немецко-американский психолог, один из лидеров гештальтпсихологии. Специалист в области общей и экспериментальной психологии, психофизиологии и сравнительной психологии, философии психологии и теоретической психологии. В США с 1935 по 1958 г. К. -профессор Суотморского колледжа. Был избран Президентом АРА (1958), почетным доктором многих ун-тов, членом Американской академии наук и искусств, Национальной академии наук, членом Американского философского общества. Имел награду АРА За выдающийся научный вклад (1957). Образование получил в Берлинском ун-те (1909, д-р философии). Профессиональную деятельность начал с работы на научной станции исследования антропоидов (1913-1920, Канарские острова), где экспериментально доказал в опытах над животными роль инсайта как принципа организации поведения. (The mentality of apes, 1917, 1925). Общеизвестны его опыты с человекообразной обезьяной по кличке Султан, которая должна была соединить два шеста, чтобы достать банан. Этот эксперимент сформировал основу для идеи К. об инсайте в научении, т.е. неожиданного осознания нужных взаимосвязей. Работая с животными, К. показал, что они способны к восприятию взаимосвязей, реагируя на больший или более яркий из двух стимулов и отвергая даже тот стимул, на который они были натренированы. В гештальтпсихологии этот феномен называли законом транспозиции и использовали его, когда критиковали бихевиоризм за предпочтение одиночных раздражителей и пренебрежение молярными аспектами ситуаций-стимулов. Описывая свои опыты с животными с позиций гештальта, К. особое внимание обращал на формирование неожиданных связей в рассудочных и мыслительных процессах (Ага! - феномен), где научение играет минимальную роль и особенно ясно проявляется перцептивная природа решения задач. В студенческие годы был под большим влиянием идей Макса Планка и всегда считал, что физика в конечном счете объяснит биологические процессы, а биология, в свою очередь, даст ответы на вопросы психологии. Изучая акустическое и зрительное восприятие и иллюзии, К. открыл некоторые регулярности и на их основе постулировал существование нейронных полей мозга, ответственных за различные феномены восприятия (Gestalt Psychology , 1929, 1947). Он усовершенствовал концепцию психофизического изоморфизма Вертгеймера (Wertheimer), утверждая существование макроскопических зональных процессов, заключавшихся в том, что нервные импульсы, возникавшие в одной точке мозга, распространяются в дистальном направлении. Эти психохимические особенности нервной ткани, по мнению К., формируют органические корреляты таких гештальт-концепций, как группировка, сегрегация, точность и замыкание. Группировка описывает восприятие объектов, находящихся близко друг от друга в зрительном поле, которые воспринимаются как группы объектов, а не как некоторое количество не связанных между собой предметов. Точность - другой гештальт-принцип, утверждающий, что перцепция происходит в отношении формы, наиболее узнаваемой в данных обстоятельствах. Замыкание описывает тенденцию к восприятию неполной фигуры как целостной, например разомкнутого круга как целого. К. оказывал большое влияние на современных ему ученых. Он был одним из основателей и редакторов журнала Psychologische Forschung. В 1920 г. возглавил психологическую лабораторию Берлинского ун-та; в 1921 г. получил звание профессора Геттингенского ун-та; с 1922 по 1935 г. заведовал кафедрой психологии Берлинского ун-та. Подвергая свою жизнь опасности, он несколько лет противостоял нацистам, угрожавшим закрыть его Психологический ин-т при Берлинском ун-те. В 1935 г. К. эмигрировал в США, где работал более 30 лет. Там были опубликованы дальнейшие его труды: The Place of Value in a World of Facts, 1938; The present situation in brain physiology / American Psychologist, 13, 1958; Unsolved problems in the field of figural after-effects / Psychological Record, 15, 1965; The Task of Gestalt Psychology (1969). К концу жизни получил признание и на родине. В 1965 г. К. получил звание Почетный житель Берлина; в 1967 г. был избран почетным президентом Немецкого психологического общества. В рус. пер. издано: Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, М., 1930; переиздано в Хрестоматии по общей психологии. Психология мышления, М., МГУ, 1981. Л.А. Карпенко