Урок по астрономии " Звёздное небо". Звездное небо

Урок №1

Звездное небо.

§38

    30000 звезд невооруженным глазом

    Созвездие - …

Всего: … созвездий

    1603г. Иоганн Байер -

Звёзды созвездий обозначаются буквами греческого алфавита.

α - самая яркая звезда созвездия; β - менее яркая; γ - менее яркая , чем β; δ, ε, ζ и т. д.

Яркие звезды: ……..

19в. Норман Погсон – шкала звездных величин

Блеск небесных светил –

Фотометр - …

    Видимая звездная величина …

6 групп звездных величин ….

Видимая звездная величина т- …

Абсолютная звездная величина М - …

1 астрономическая единица =149,6 млн.км .(среднее расстояние от Земли до Солнца).

1пк(парсек) =206265 е.е.=3,26св.лет.

1 световой год (св.год) – это расстояние которое луч света со скоростью почти 300000км/с пролетает за 1 год. 1 световой год равен 9,46 миллионам миллионов километров!

Практическая работа№1

Работа с ПКЗН (подвижная карта звездного неба)

Задание 1.

Запишите видимую и абсолютную звездную величину (стр.166)

Название

Видимая звездная величина, т

Абсолютная звездная величина, М

Солнце

Полярная звезда

Сириус

Вега

Арктур

Альтаир

Задание 2.

    Посмотреть созвездия.

    Рассмотреть границы созвездий.

    Найти Полярную звезду, созвездия Большой и Малой Медведицы, Ориона, Лиры и т.д.

    Сколько видимых звезд находится в созвездиях: Козерог, Большая Медведица, Кит, Ворон, Дева, Волосы Вероники, Лира.

5. Какое созвездие по площади больше (визуально) Лира или Дева?

6. Найдите и назовите еще большее созвездие.

Ответьте на вопросы:

1. Понятие созвездия. Сколько существует созвездий на небе?

2. Почему на звездных картах не отображаются Солнце, Луна и планеты?

3. Какой греческой буквой обозначается самая яркая звезда в созвездии?


Урок по окружающему миру во 2 классе раскрывает основные понятия: Вселенная. Космос, звезды и созвездия. Ребята знакомятся с видами телескопов, названиями созвездий. Узнают о том, кто дал эти названия. Также ученикам предлагается побыть в роли астрономов и дать названия некоторым созвездиям, сравнить с настоящими. На уроке присутствует и театральная мини-постановка, используется проектная работа "Что такое зодиак", выполненная учениками раньше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ВО 2 КЛАССЕ

ТЕМА: ЗВЁЗДНОЕ НЕБО

Цели урока: обобщить элементарные представления о Вселенной, Солнце, звездах; дать понятие "созвездие", "астрономия",

познакомить с назначением телескопа, учить находить на карте-схеме звёздного неба известные созвездия, развивать творческое воображение, любознательность.

Оборудование: плакат "Карта звездного неба", выставка книг о Космосе, текст "Созвездие Лебедя", атрибуты для героев сценки, мультимедийная презентация "Звёздное небо".

I. Сообщение темы, цели урока.

Мир, в котором мы живём, огромен, разнообразен, необозрим.

Пространству нет ни начала, ни конца, оно беспредельно. Тем и интересно для изучения.

И особенно интересные явления совершаются на небе. По небу

движутся Солнце и Луна.

А вид звездного неба - это бриллиантовая россыпь множества звезд, который всегда привлекал. завораживал человека. Когда-то очень дав-

но один мудрец сказал, что если бы звездное небо было видно только

В каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.

Михаилу Васильевичу Ломоносову - великому русскому ученому - принадлежат слова, которые идут, кажется, из глубины души каждого из нас, поднявших глаза на звездное небо:

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна…

Звездное небо - великая книга Природы. Сегодня на уроке мы

Сколько звезд на небе?

Кто придумал названия созвездиям?

Что такое Зодиак?

II. Вселенная. Солнце. Количество звезд.

Вселенная… Какое красивое, величественное слово. Что оно означает?

(Так называют весь мир, который включает в себя

Землю, Солнце, звезды и всё пространство между ними).

Во Вселенной бесчисленное множество звезд. Одна из них, самая близкая к нам,- Солнце. А почему днём мы не видим другие звезды? (Ответы детей).

Днём Солнце "перекрывает" своим ярким светом более слабый свет других.

Далёких звезд, и мы их не видим. Кажется, что нет ничего, кроме Земли с её обитателями, голубого неба и яркого солнышка.

Но вечером, когда наше дневное светило исчезает за линией горизонта,………

небо становится совсем другим. Звёзды так далеки от нас, что кажутся песчинками по сравнению с Солнцем. Но как их много! Всё небо усыпано крошечными светлячками, далёкими солнцами. Сколько же их? Нельзя ли их сосчитать?

Ученик.

Узнать, сколько звёзд на небе, люди пытались очень давно. Тех, кто проводил бессонные ночи, рассматривая и наблюдая звезды, так и называли - звездочёты. Позже их стали называть астрономы ("астр" значит звезда). А наука, которая

Изучает звёзды - астрономия. С помощью современных телескопов

(приборов для наблюдения за звездами) ученые пришли к выводу: "Звёзд на небе 200 миллионов. Примерно".

Как видим, даже с помощью новейших телескопов ("теле" - далеко, "скоп"-наблюдаю) учёные не могут дать точное число звезд. Примеры телескопов: космический "Хаббл", радиотелескоп. Обсерватория в ст. Зеленчукской -

дом-башня (44 м в высоту), с круглой крышей-куполом.

III. Созвездия. Названия созвездий.

С древних времен люди наблюдали за звездами на небе и заметили, что в их расположении есть определенный порядок, сохраняющийся постоянно.

Фантазируя, древние астрономы наделяли группы звезд очертаниями людей, предметов. животных. Так появились созвездия - участки звездного неба,

Где звезды объединены в разнообразные фигуры. Всего на небе 88 созвездий.

На рисунках и картах для удобства звезды соединены линиями. Вы, конечно, понимаете, что на небе нет таких линий. Их нужно проводить мысленно

от звезды к звезде, чтобы увидеть нужную фигуру.

У каждого созвездия есть свое название. Многие названия были даны

астрономами, которые жили очень давно в Древней Греции. Древние треки

Думали, что богов - множество. Самый главный из них - Зевс, властелин мира,

Он поддерживает порядок во Вселенной. Истории о жизни и деяниях богов

Назвали "мифы" (сказания, предания). Именно из древнегреческих мифов мы узнаем, почему то или иное созвездие так назвали. Названия созвездий - это имена героев мифов.

Очертание этого созвездия, похожего на ковш, вам должно быть знакомо . (Ответы детей).

Да, древние астрономы назвали это созвездие Большая Медведица . А вот как она оказалась на небе нам расскажет…, прочитавшая один из древнегреческих мифов.

Ученица.

В давние -давние времена жила красавица по имени Каллисто. Она рискнула соперничать с богиней Герой - супругой самого главного бога Зевса. Разгневанная Гера отомстила Каллисто: превратила её в медведицу. Долго бродила несчастная медведица по горам, скрываясь от стрел охотников. Но Зевс не дал ей погибнуть.

Он навсегда поселил Каллисто-медведицу на небе, превратив её в красивое созвездие.

Если провести взгляд от стенки ковша Большой Медведицы вверх, найдём Полярную звезду . Это звезда - компас, по которой ориентируются все путешественники: она указывает направление на север. Полярная звезда - это одна из звёзд другого созвездия, тоже похожего на ковш, только меньшего размера.

Да, это созвездие Малой Медведицы , в которую была превращена любимая собака красавицы Каллисто. Так Зевс позаботился о том, чтобы его возлюбленной не было скучно на небе.

Вот на этой карте-схеме мы можем видеть те созвездия, которые видны на небе в любое время года.

Давайте попробуем найти известные нам созвездия. (Дети выходят к карте-схеме и показывают Б.Медведицу, Полярную звезду, М.Медведицу).

Если мысленную линию, с помощью которой мы нашли Полярную звезду, провести дальше, она укажет нам на созвездие Кассиопея. Его главные звезды образуют фигуру, похожую на букву "М". Но только эта буква как будто растянута за "ножки". Созвездие названо по имени царицы Кассиопеи, которая, согласно легенде, когда-то правила в одной из южных стран.

Между Кассиопеей и малой Медведицей находится созвездие Цефей . Пожалуй, оно похоже на покосившийся домик. Это созвездие названо по имени легендарного царя Цефея - мужа Кассиопеи.

А неподалеку можно увидеть созвездие Дракон. Тело чудовища изогнулось между Малой и Большой Медведицами. Эти три созвездия связаны между собой красивой легендой, которую вы можете прочитать в древнегреческих мифах.

IV. Физминутка.

Выше к звездам!

Выше к звездам!

Сядем в ракету и улетим!

Мимо Сатурна,

Мимо Урана

Быстро промчимся

И приземлимся!

V. Самое красивое созвездие. Попробуем дать название созвездию.

Зимой небо украшает одно из самых замечательных созвездий - Орион. Оно по форме похоже на бант. Посредине цепочка из трех звезд, расположенных по прямой линии. Это, так сказать, пояс Ориона. Кого же можно себе представить, глядя на яркие звезды? (Ответы детей).

Название Орион - это имя охотника из древнегреческих мифов. Глядя на звезды, не так уж трудно представить себе могучего охотника, поднявшего вверх тяжелую дубину.

Самые яркие звезды этого созвездия - Бетельгейзе (что означает "плечо") и Ригель (что означает "пятка").

Давайте теперь послушаем наших артистов, которые готовы показать вам небольшую сценку, из которой вы узнаете, почему этому созвездию дали название в честь охотника Ориона.

(Сценка)

Орион. Я - сын Посейдона, бога морей!

Я сильный, отважный,

И тем знаменит,

Что лучшим охотником меня все зовут!

Гера. О, храбрый охотник, смельчак Орион!

Ты воин хороший, но Слишком хвастлив!

Орион. Речь моя - не пустые слова.

Вчера в схватке победил я быка!

И нет ни на небе, и нет на земле

Зверя, который по силе был бы равен мне!

Гера. Ты хвастаешь, воин!

Забыл, кто есть Я?

Лишь взмахом руки, лишь силой желанья

Любого могу покарать!

Узнай силу бога: смертелен укус Скорпиона!

Я предлагаю вам выступить в роли астрономов. Что напоминает вам это созвездие? Как бы вы его назвали? (Ответы детей).

Давайте прочитаем, чем интересно созвездие Лебедь.

СОЗВЕЗДИЕ ЛЕБЕДЯ

Это созвездие можно увидеть летоми осенью. Оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями,летящего вниз, к земле. В созвездии Лебедя самая яркая звезда Денеб,означает "хвост". Лебедь живёт в сказках и легендах многих народов,

где он часто бывает наделён сверхъестественными качествами.

А какие сказки, в которых встречается лебедь, знаешь ты?

Давайте посмотрим, какие книги об этой прекрасной птице принесли на выставку ребята.

VI. Проверим себя.

Выполняются задания в рабочей тетради (с. 15 № 1,2).

Взаимопроверка.

VII. Что такое Зодиак? Защита проекта "Путешествие по Зодиаку".

В основе слова "зодиак" лежат греческие слова "животное" и "круг". Таким образом, его дословный перевод означает "круг животных". И действительно, 11 зодиакальных созвездий из 12 (исключение составляют Весы) носят название живых существ: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. На фоне именно этих созвездий происходит видимое перемещение Солнца. Поэтому разные народы связывали Зодиак с образом "небесной дороги".

Путешествие по Зодиаку принято начинать с созвездия Овна. В нашей книжке-раскладушке мы не только рассказываем о том, как появились такие названия у созвездий Зодиака, но каждый из вас может определить по своему дню рождения к какому знаку Зодиака он относится.

VIII. Итог урока.

1. Рефлексия. Ученикам предлагается заполнить листок-анкету.

2. Сегодня мы убедились, что в природе столько нераскрытого, непознанного. Познание - это постоянный путь, восходя по которому выше и выше, с каждым шагом видишь больше и дальше. Конца познанию нет, как нет конца пространству и времени, нет конца миру, в котором мы живём.

Наблюдайте! Узнавайте! И тогда будет интересно жить!

Тема . Предмет астрономии. Созвездия. Ориентирование по звездному небу.

Цели урока .

Учащиеся должны знать:

1) созвездие – это участок неба с установленными границами;

2) существует 88 созвездий;

3) все звезды в созвездиях обозначаются буквами греческого алфавита в порядке убывания яркости (наиболее яркие имеют ещё и собственные имена), затем буквами латинского алфавита и далее, если исчерпаны ресурсы алфавитов, нумеруются;

4) есть исключения из правила – первыми буквами алфавита названы не самые яркие звезды;

5) звезды в созвездиях находятся на различных расстояниях от наблюдателя;

6) семь основных звезд Большого Ковша;

7) причины изменения контуров созвездий;

8) положение созвездия изменяется в течение суток.

Учащиеся должны уметь:

1) находить на звездном небе Полярную звезду,

2) определять северное направление по положению Полярной звезды,

3) определять время наилучшей видимости созвездия, звезд;

4) определять время восхода и захода созвездий.

Основные понятия . Созвездия. Небесные объекты: звезды и планеты.

Демонстрационный материал . Подвижная карта звездного неба. Планетарий. Иллюстрации.

Самостоятельная деятельность учащихся. Выполнение поисковых заданий с помощью электронного планетария .

Мировоззренческий аспект урока. Развивать навыки логического мышления учащихся и научного подхода к изучению мира. Созвездия не имеют ничего общего с персонажами мифов и легенд; на самом деле в созвездия входят звезды (и другие объекты, о которых учащиеся узнают в дальнейшем), расположенные на границах определенного участка неба, причем звезды в созвездиях находятся на огромных расстояниях друг от друга, а их «соседство» кажущееся.

Использование новых информационных технологий . Работа с интерактивным электронным планетарием.

План урока.

Формы использования

планетария

Время, мин

Приемы и методы

1.1. Предмет астрономии

Объяснение учителя

1.2 Созвездия:

· определение,

· порядок обозначения звезд, расстояние до звезд,

изменение контура созвездия с течением времени

Иллюстрации

Объяснение учителя

1.3 Большой Ковш, нахождение Полярной звезды, ориентирование по сторонам горизонта. Малая и Большая Медведица.

Иллюстрации, планетарий

Объяснение учителя.

выполнение кратких поисковых заданий

1.4 Видимое изменение положения созвездий в течение суток.

Работа с планетарием

1.5 Определение по подвижной карте звездного неба времени лучшей видимости звезд, кульминации, восхода и захода светил

Самостоятельная работа учащихся

1.6 Самостоятельная работа с планетарием и подвижной картой

работа с подвижной картой и планетарием

1.7 Домашнее задание

Запись на доске учителя

Конспект урока.

На заре человеческого общества, когда впервые возникло примитивное производство, уже кочевым племенам необходимо было ориентироваться при переходах с места на место с тем, чтобы отыскать путь к прежним местам стоянок. При возникновении земледелия появилась необходимость вести хотя бы грубый счет времени для регулирования сельскохозяйственных работ. Единственное, что было, есть всегда с нами, а вернее над нами, - это звездное небо, по которому древние народы стали постепенно учиться ориентироваться на местности и вести счет времени.

Иллюстрация: звездное небо без контуров созвездий

Рис. Звездное небо в области созвездия Орион (зимнее небо).

«Не исключено, что более трех тысячелетий назад халдейский пастух знал звездное небо лучше, чем большинство из нас, хотя и считал, что земля плоская, а звезды – это фонарики». «Мы не часто смотрим в географический атлас, но легко найдем на карте десятки стран. Звезды видны каждую ясную ночь, они доступны для изучения и как бы бросают вызов нашей любознательности; однако не каждый из нас может найти и назвать десяток созвездий».

Как же можно ориентироваться по звездам, если их видно на небе великое множество? Легко запутаться в этом обилии ярких точек. Но, во-первых, звезд, видимых невооруженным глазом не так уж много – всего около 3000, а наиболее ярких и интересных – около 30, и то в нашем полушарии некоторые из них совсем не видны.

Во-вторых, человеческий мозг устроен так, что в кажущемся хаосе он хочет отыскать осмысленные фигуры. Сами того не желая, мы ищем и узнаем в контурах деревьев, облаков, гор знакомые очертания людей, животных, предметов. Это не просто игра, а глубоко укоренившееся свойство человеческого сознания. Есть основания полагать, что еще на заре человечества люди начали ориентирование среди множества звезд, видя мысленным взором фигуры, образуемые группами звезд, что облегчает задачу. Такие звездные фигуры или сочетания звезд называются созвездиями . На всех языках германской группы (кроме английского) понятие «созвездие» означает дословно «звездная картина». Например, на фоне этих звезд, (учитель обводит курсором область звездного неба, где находится созвездие Орион) древние рисовали охотника – Ориона.


Иллюстрация: созвездие Ориона из атласа Гевелия .

Но, логично, что все звезды должны быть «прописаны» по определенному адресу, поэтому желательно уточнить, где заканчивается одно и начинается другое созвездие. Современные границы и названия созвездий утверждены в 1922 году на первом съезде Международного астрономического союза. Все небо было разделено на 88 созвездий. В настоящее время под созвездием подразумевают не выделяющиеся группы ярких звезд, а участки звездного неба, так что все звезды (яркие и слабые) причислены к созвездиям.

Появляются современные границы созвездий на звездном небе.

Рассмотрим одну из наиболее ярких групп звезд в северном полушарии, которую выделили практически все народы в созвездие, астеризм «Большой Ковш». (см. статью «Астеризм Ковш Большая Медведица»)

https://pandia.ru/text/80/154/images/image005_36.jpg" width="241" height="178 src=">MsoTableProfessional" cellpadding="0 " width="571" style="width:428.4pt;border-collapse:collapse;border:none">

Название

Величина

m

Расстояние, пк

Бенетнаш

Обратим внимание, расстояние до звезд различно, например, расстояние до звезды Бенетнаш 101 св. г., а до Мицара 79, тем не менее, они проецируются в одну область неба и образуют одно созвездие.

Пошаговая анимация «Астеризм Большой Ковш Большой Медведицы»

Вообще говоря, все звезды находятся на различном расстоянии от наблюдателя и в определенный участок неба проецируются все звезды, находящиеся внутри «конуса» со сложной поверхностью, вершина которого совпадает с глазом наблюдателя.

Иллюстрация: расстояния до звезд Большого Ковша.

https://pandia.ru/text/80/154/images/image009_17.jpg" width="623" height="233 src=">

Пошаговая анимация «Движение звезд и изменение конфигурации созвездий»

Большой Ковш – составная часть созвездия Большая Медведица, которое имеет самые большие размеры из видимых в северном полушарии – 1280 квадратных градусов) и насчитывает 118 звезд, видимых невооруженным глазом. Чтобы проследить все созвездие, надо найти сначала Большой Ковш, затем, ниже, три пары неярких звезд, образующих лапы медведицы, и мысленно достроить остальное.

Звездное небо в области Большой Медведицы. Контуры созвездия Большой Медведицы.

По астеризму «Большой Ковш» легко определить северное направление:

2) продолжаете эту линию и замечаете довольно яркую звезду. Это и есть Полярная звезда. Не найти ее невозможно – в этом месте нет других ярких звезд.

Метод нахождения Полярной звезды.

https://pandia.ru/text/80/154/images/image015_13.jpg" width="420 height=387" height="387">

Вращение звездного неба. 88 созвездий

Если вы живете в северном полушарии в средних широтах, то вы встаете лицом к Полярной и впереди у вас – север, за спиной – юг, слева – запад, справа – восток.

Т. к. небесный свод вращается и за сутки делает полный оборот, то видимое положение созвездий изменяется со временем, одни созвездия восходят, другие заходят. Определить положение данного созвездия в данное время можно с помощью подвижной карты звездного неба либо планетария.

Возьмите «Подвижную карту». На внешнем крае карты вы видите сектора с названиями месяцев, к ним примыкает шкала с цифрами, обозначающими даты. Теперь посмотрите на накладной круг. На внешнем крае круга нанесены часы. Положите круг на карту так, чтобы совместить отметку «23 ч» на круге с датой 2 сентября на карте. Участок неба, который вы видите в «окне» – то, что вы можете наблюдать над горизонтом 2. 09 в 23 часа на широте Москвы. Край «окна» на накладном круге – это линия горизонта для широты Москвы. Здесь обозначены стороны света. Объекты, находящиеся на востоке, восходят на западе – заходят.

Задание учащимся. Выберите то же время и дату на планетарии и сравните вид звездного неба над горизонтом.

1. Какая звезда восходит на востоке в 6.00 утра 20 июля ? (a Малого Пса)

Проведите на подвижной карте мысленно линию, соединяющую точки севера и юга – это полуденная линия. Светила, которые в данный момент находятся на полуденной линии, занимают свое самое высокое положение над горизонтом в течение суток, говорят, что они кульминируют.

2. Определите время и дату кульминации b Ориона.

Если вращать накладной круг по карте, то имитируется суточное вращение небесной сферы.

3. Всегда ли видно созвездие Большой Медведицы полностью? Когда оно занимает наивысшее положение над горизонтом?

Самостоятельная работа.

1) На «слепой карте» обозначить контуры Большого Ковша, Малого Ковша, других любых двух созвездий. Проверить по планетарию.

2) Указать стороны горизонта на слепой карте.

Тест

1. Созвездием называется...

А) определенная фигура из звезд, в которую звезды объединены условно;

Б) участок неба с установленными границами;

В) объем конуса (со сложной поверхностью), уходящего в бесконечность, вершина которого совпадает с глазом наблюдателя;

Г) группа ярких звезд.

2. Если звезды в нашей Галактике движутся в разных направлениях, причем относительная скорость движения звезд достигает тысяч километров в секунду, то следует ожидать, что очертания созвездий заметно изменяются...

А) в течение одного года; Б) за века; В) за тысячелетия

Г) за время, равное средней продолжительности человеческой жизни;

3. Северный полюс мира в настоящее время...

А) совпадает с Полярной звездой;

Б) находится в 1°,5 от a Малой Медведицы;

В) находится около самой яркой звезды всего небосвода - Сириуса;

Г) расположен в точке, вблизи которой нет звезд видимых невооруженным глазом, поэтому обнаружить его можно только с помощью приборов.

А) Лебедь Б) Волопас В) Лев Г) Близнецы

5. Определите звезду, кульминирующую 1. 09 приблизительно в 21 час.

А) a Лиры - Вега Б) a Лебедя - Денеб В) a Орла - Альтаир Г) a Возничего - Капелла

6. Ниже перечислены созвездия, незаходящие за горизонт круглый год в наших широтах. Назовите исключение.

А) Дракон Б) Близнецы В) Малая Медведица
Г) Жираф Д) Кассиопея Е) Цефей Ж) Ящерица

7. Назовите яркую звезду, восходящую 5. 09 4-5 часов утра в Москве.

А) a М. Пса - Процион Б) a Льва - Регул В) a Орла - Альтаир

8. Назовите пару звезд, указывающую на Полярную звезду.

А) 2-1 Б) 5-4 В) 6-7 Г) 5-6

9. Ниже перечислены созвездия полностью находящиеся над горизонтом 22 часа 1. 01 кроме одного. Укажите это созвездие.

А) Дракон Б) Гончие Псы В) Большая Медведица Г) М. Лев

Д) Рысь Е) Рак Ж) Близнецы З) Орион

И) Персей К) Андромеда Л) Козерог М) Телец Н) Овен

10. Назовите яркую звезду, сияющую на западе 10. 09 в 20 часов.

А) a Орла - Альтаир Б) a Волопаса - Арктур

В) a Возничего - Капелла Г) a Девы – Спика

11. Ниже перечислены созвездия, невидимые на наших широтах. Назовите исключение.

А) Южная корона Б) Центавр Г) Паруса Д) Эридан

12. Назовите созвездие, восходящее 20. 09 примерно в 20 часов.

А) Дева Б) Возничий В) Телец

Ответы на тест