В каком году была династия романовых. Главные тайны династии Романовых

Романовы – русский боярский род, начавший свое существование в 16 века и давший начало великой династии русских царей и императоров, правивших вплоть до 1917 года.

Впервые фамилию «Романов» использовал Федор Никитич (патриарх Филарет), назвавший себя так в честь деда Романа Юрьевича и отца Никиты Романовича Захарьевых, он и считается первым Романовым

Первый царский представитель династии – Михаил Федорович Романов, последний – Николай 2 Александрович Романов.

В 1856 году был утвержден герб рода Романовых, на нем изображен гриф, держащий золотой меч и тарч, а по краям восемь отрезанных львиных голов.

«Дом Романовых» - обозначение совокупности всех потомков разных ветвей Романовых.

С 1761 года в России царствовали потомки Романовых по женской линии, а со смертью Николая 2 и его семьи, не осталось прямых наследников, которые могли бы претендовать на престол. Однако, несмотря на это, сегодня по всему миру живут десятки потомков царской семьи, той или иной степени родства, и все они официально принадлежат к дому Романовых. Семейное древо современных Романовых очень обширно и насчитывает множество ветвей.

Предыстория правления Романовых

Единого мнения, откуда пошел род Романовых, среди ученых не существует. На сегодняшний день распространены две версии: согласно одной предки Романовых прибыли на Русь из Пруссии, а согласно другой - из Новгорода.

В 16 веке род Романовых стал приближен к царю и мог претендовать на трон. Произошло это благодаря тому, что Иван Грозный женился на Анастасии Романовне Захарьиной, и вся ее семья теперь стала родней государю. После пресечения рода Рюриковичей, Романовы (бывшие Захарьевы) стали главными претендентами на государственный трон.

В 1613 году на царство был избран один из представителей Романовых – Михаил Федорович, что и послужило началом длительного правления династии Романовых в России.

Цари из династии Романовых

  • Федор Алексеевич;
  • Иван 5;

В 1721 году Россия стала Империей, а все ее правители – императорами.

Императоры из династии Романовых

Конец династии Романовых и последний Романов

Несмотря на то, что в России были императрицы, Павел 1 принял указ, согласно которому российский престол мог быть передан только мальчику – прямому потомку рода. С этого момента и до самого конца династии в России правили исключительно мужчины.

Последним императором был Николай 2. Во время его правления политическая ситуация в России сильно накалилась. Японская война, а также Первая Мировая сильно подорвали веру народа в государя. В результате, 1905 году, после революции, Николай подписал манифест, который давал народу обширные гражданские права, но и это не очень помогло. В 1917 году разгорелась новая революция, в результате которой царь был свергнут. В ночь с 16 на 17 июля 1917 года вся царская семья, включая пятерых детей Николая, была расстреляна. Также были пойманы и убиты другие родственники Николая, находившиеся в царской резиденции в Царском селе и других местах. Уцелели лишь те, кто был заграницей.

Российский престол остался без прямого наследника, а государственный строй в стране сменился – монархия была свергнута, Империя разрушена.

Итоги правления Романовых

Во время правления династии Романовых Россия достигла настоящего расцвета. Русь окончательно перестала быть разрозненным государством, закончились междоусобицы, и страна постепенно начала набирать военную и экономическую мощь, что позволяло ей отстаивать собственную независимость и противостоять захватчикам.

Несмотря на трудности, которые периодически происходили в истории России, к 19 веку страна превратилась в огромную могущественную Империю, которой принадлежали огромные территории. В 1861 году было полностью отменено крепостное право, страна перешла на новый тип хозяйства и экономики.

Виртуальная выставка

400-летие Дома Романовых

В 2013 г. отмечается 400-летие дома Романовых. Празднование приурочено к воцарению Михаила Фёдоровича Романова на московский престол 11 июня 1613 года (в Успенском соборе Московского Кремля по решению Земского собора). Воцарение Михаила Фёдоровича стало началом новой правящей династии Романовых.

В обширной литературе, посвященной истории Дома Романовых и отдельным царствованиям, нет однозначной трактовки роли самодержцев — преобладают крайние, зачастую полярные точки зрения. Однако, как бы ни относиться к династии Романовых и ее представителям, объективно оценивая наш исторический путь, следует признать, что именно при Романовых Россия стала одной из великих держав мира, с ними связаны ее победы и поражения, взлеты и падения, достижения и политические и экономические провалы, обусловленные в значительной мере нараставшим несоответствием общественного строя задачам времени. Дом Романовых - это не история частной семьи, а собственно и есть история России.

Романовы — русский боярский род, носивший такую фамилию с конца XVI века; с 1613 года — династия русских царей и с 1721 года — императоров всероссийских, а впоследствии — царей Польши, великих князей Литвы и Финляндии, герцогов Ольденбурга и Гольштейн-Готторпа и великих магистров Мальтийского Ордена. Прямая ветвь рода Романовых на всероссийском престоле пресеклась после смерти императрицы Елизаветы Петровны; с 5 января 1762 года императорский престол перешёл к династии Гольштейн-Готторп-Романовской, сыну Анны Петровны и герцога Карла-Фридриха Гольштейн-Готторпского, по династическому договору их сын Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский (будущий император всероссийский Пётр III) признавался членом императорского Дома Романовых. Таким образом, по генеалогическим правилам императорский род (династия) именуется Гольштейн-Готторп-Романовской (Гольштейнъ-Готторпъ-Романовской династии), а императорский дом — Романовых.

Начало

Конец XVI в. принес нашей Родине тяжелое потрясение, ставшее первым шагом к Смуте. Со смертью Царя Феодора Иоанновича (1598 г.) пресеклась Династия Рюриковичей. Еще раньше, в 1591 г., в Угличе погиб младший представитель Династии св. Царевич Димитрий. Впрочем, права его на наследование Престола были весьма спорны, т.к. он родился от пятого венчанного (а фактически от седьмого) брака Царя Иоанна Грозного, и считался незаконнорожденным.

Свыше 700 лет Рюриковичи правили Россией. И вот их не стало. Трудно описать то впечатление, которое произвел конец Династии. Русский народ столкнулся с беспрецедентным случаем и нужно было решить вопрос, от которого зависели судьбы государства. Дому Московских Великих Князей и Царей должен был наследовать Род, имеющий полное законное на то право. Из потомков Рюрика, после гибели Князей Старицких, не осталось никого, кто обладал бы такими правами. Ближайшими родственниками Московского Дома являлись князья Шуйские, но их родство было 12-ой (!) степени. Кроме того, в соответствии с принятыми в то время на Руси нормами византийского права, ближнее свойство (т.е. родство через жену) предпочиталось дальнему кровному родству.

Исходя из этого (муж и жена составляют "плоть едину") брат Ирины Годуновой, жены Царя Феодора Иоанновича, Борис Годунов, считался одновременно и Его братом. Именно Годунова и призвали тогда на Царство с благословения Патриарха Иова. Определение по этому поводу вынес Земский Собор 1598 г.

И Царь Борис занял Престол не по "праву" избрания, а по праву наследия. Следующим родом в таком порядке наследования были Романовы, потомки первого шурина Иоанна Грозного - Никиты Романовича Захарьина-Юрьева.

Борис Годунов царствовал относительно безмятежно до возникновения в 1603 г. первых слухов о Самозванце. Появление "царевича Димитрия" заставило народ усомниться в законности воцарения Годунова. Как это ни парадоксально, но явление самозванчества свидетельствует о стихийном легитимизме Русского народа. Для того, чтобы занять Престол, нужно было обладать законными на то правами или выдать себя за обладателя таковых. В противном случае можно сколько угодно "избирать", "назначать" и "провозглашать" Царя - никакой поддержки это получить не могло. Но "царевич Димитрий" - якобы чудом спасшийся сын Иоанна Грозного - не мог не найти отклика в русских сердцах. И вот смерть уносит Царя Бориса, его сын Феодор убит, и торжествующий Самозванец въезжает в сопровождении поляков в Москву.

Отрезвление наступило не сразу. Может быть, процесс тянулся еще дольше, если бы не опрометчивое поведение Лжедимитрия в отношении Православной Церкви. Самозванец дерзнул короновать в Успенском соборе свою супругу Марину Мнишек, не крестив ее, а ограничившись миропомазанием. Сын Иоанна Грозного, по народному понятию, никогда не поступил бы подобным образом. Менее чем через две недели после, кощунственного венчания Самозванец был убит. Но основы Российского Царства так поколебались, что остановить Смуту простой ликвидацией Лжедимитрия стало уже невозможно.

Царь Василий Шуйский по-своему он стремился принести пользу Отечеству. Но трон этого единственного в истории России выборного Царя не мог быть прочным. "Выкрикнутый" на Красной площади случайной толпой, связавший себя обязательствами перед боярами, Царь Василий никогда не чувствовал себя уверенным Самодержцем. А потому не мог он эффективно противостоять ни внешним, ни внутренним врагам, и повествование о его - до смешного легком - низложении говорит нам о бесплодности внедрения чуждых традиций и законов. Конца Смуте не предвиделось.

Спасти Россию суждено было II Ополчению, руководители которого сумели извлечь некоторые уроки из прежних ошибок и создать единое народное движение. Воодушевленные посланиями Патриарха Гермогена нижегородский гражданин К. Минин и кн. Д. Пожарский объединили русских людей под знаменем борьбы за освобождение и восстановление Православного Царства. Позднее к ним присоединился и кн. Д. Трубецкой с остатками I Ополчения. В октябре 1612 г. казаки взяли приступом Китай-город, и вскоре осажденные в Кремле поляки капитулировали. В освобожденной столице появились условия для устроения государственной жизни.

В начале 1613 г. в Москву съехались посланцы "всея земли" на Великий Земский и Церковный Собор, главнейшей задачей которого было определение Законного Наследника Престола.

Когда в очередной раз на Соборе разгорелся спор о кандидатуре, некий галицкий дворянин подал записку, обосновывающую права Михаила Феодоровича на его родстве с Царем Феодором Иоанновичем (отец Михаила Митрополит Филарет был двоюродным братом Царя Феодора и наследовал бы сам, если бы не монашеский постриг, совершенный над ним в царствование Бориса Годунова), со ссылкой на авторитет замученного Патриарха Гермогена. Своим поступком он вызвал гнев бояр, грозно вопрошавших, кто осмелился принести такое писание. Тогда выступил казачий атаман и также положил письменное заявление. На вопрос кн. Пожарского, о чем идет в кем речь, атаман ответил: "О природном (выделено мной - А.З.) Царе Михаиле Феодоровиче". "Повесть о Земском Соборе 1613 г." приводит речь атамана, в которой он определен-но указал на незаконность "выборов" Царя и обосновал права на Престол юного Михаила Романова.

Окончательное решение по вопросу престолонаследия было принято 21 февраля 1613 г. Разосланная во все концы Русской Земли грамота возвещала, что "человеколюбивый Бог по смотрению Своему вложи в сердца всех людей Московского государства от мала до велика и до сущих младенцев единомышление, чтобы обрати на Владимирское, и на Московское, и на все государства Российского Царствия Государем Царем и Великим Князем всея Русии Михаила Феодоровича Романова-Юрьева". Утвержденная грамота Собора закрепляла Престол за Династией "в роды и роды" и предавала анафеме любого нарушителя священной клятвы верности Дому Романовых. Воцарение Дома Романовых стало победой порядка над смутой, и в начале XVII в. в России утвердилась новая династия, вместе с которой государство функционировало более трехсот лет, переживая взлеты и падения.

Последний российский царь Николай II, расстрелянный с семьей в Екатеринбурге в 1918 году, до сих пор одна из самых противоречивых фигур отечественной истории. Несмотря на почти столе-тие, прошедшее с тех трагических событий, отношение к нему в обществе резко полярное. С од-ной стороны, Русская православная церковь причислила его с семьей к лику святых, с другой — "хозяин земли русской" (его собственное определение) общественным мнением воспринимается как бездарный глава государства, который не смог спасти от гибели не только страну, но даже собственную семью.

Нужно отметить, что юридически члены царской, а затем императорской, семьи не носили вообще никаких фамилий («царевич Иван Алексеевич», «великий князь Николай Николаевич» и т. п.). Кроме того, с 1761 года в России царствовали потомки сына Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла-Фридриха, которые по мужской линии происходили уже не от Романовых, а от Гольштейн-Готторпов (младшая ветвь Ольденбургской династии, известной с XII века). В генеалогической литературе представители династии начиная с Петра III носят название Голштейн-Готторп-Романовы. Несмотря на это, названия «Романовы» и «Дом Романовых» практически общепринято употреблялись для неофициального обозначения Российского Императорского Дома, герб бояр Романовых был включён в официальное законодательство.

После 1917 года фамилию Романовых официально стали носить (по законам Временного правительства, а затем в эмиграции) практически все члены царствовавшего дома. Исключение составляют потомки великого князя Дмитрия Павловича. Он был одним из Романовых, кто признал Кирилла Владимировича императором в изгнании. Женитьба Дмитрия Павловича на Одри Эмери была признана Кириллом морганатическим браком члена царствующего дома, а супруга и дети получили титул князей Романовских-Ильинских (сейчас её носят двое внуков Дмитрия Павловича — Дмитрий и Майкл/Михаил, а также их жёны и дочери). Остальные Романовы также вступили в морганатические (с точки зрения российского закона о престолонаследии) браки, однако не посчитали нужным менять фамилию. После создания Объединения князей дома Романовых в конце 1970-х Ильинские стали его членами на общих основаниях.

Генеалогическое древо Романовых

Генеалогические корни рода Романовых (XII-XIV вв.)

МАТЕРИАЛЫ ВЫСТАВКИ:

Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова (1613 г.)
Российский Императорский Дом: Официальный сайт

Династия Романовых. Данный ресурс посвящён всем правившим в России представителям старинного рода Романовых, их жизни, важным событиям, войнам и всему тому, что связано с эпохой самодержавного правления.
Династия Романовых. 400-летие Земского Собора 1613 года: Электронная коллекция Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина (Санкт-Петербург). В обширную коллекцию включено около 900 единиц хранения. Среди них - официальные документы, мемуары, дневники, деловая и личная переписка, фрагменты кинохроники, фотографии и живописные произведения, аудиозаписи радиопередач, научно-популярные фильмы, исторические исследования, библиография и многое другое.

Михаил Федорович Романов (12 июля 1596—13 июля 1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года). После смерти Патриарха Ермогена (Гермогена) Русская земля «обезглавилась». «Третий Рим» оказался и без Царя, и без Патриарха. Впервые в русской истории был созван Совет Земли Русской - не по воле верховной церковной или высшей светской власти, а по воле народа. Земский собор, проходивший в Москве в январе - феврале 1613 годабыл самым представительным из всех Земских соборов. Его собрания проходили в Успенском соборе, так как в Москве в тот период не существовало иного помещения, способного вместить столь многочисленное общество. По заключению историка С.Ф. Платонова, в Соборе приняло участие не менее 700 «делегатов» (при избрании Годунова их насчитывалось 476). Это было действительно «Русское национальное собрание», представители которого особо были озабочены тем, чтобы их решение выразило волю «всей земли». Выборные хотя и имели широкие полномочия, но свои решения всё-таки рассылали на опрос городов. Собравшись после многолетних жестоких событий, междоусобицы, люди были разделены недавним прошлым. Оно ещё было живо, и на первых порах давало о себе знать взаимными упрёками и обвинениями, тем более что среди претендентов на русский престол фигурировали лица и роды, напрямую втянутые в политические коллизии Смуты: князь Д.Т. Трубецкой, князь В.В. Голицын, князь Ф.И. Мстиславский, князь Д.М. Пожарский и некоторые другие.

Все они отличались древностями рода, но ни у одного из них не было явных преимуществ на трон. Называлось и имя шестнадцатилетнего племянника царя Фёдора Ивановича, боярина Михаила Романова. Авраамий Палицын, келарь Свято-Троицкого монастыря(Лавры), вспоминал: «И многие дни о том говорили всякие люди всего Российского Царствия с великим шумом и плачем». Впервые имя боярского сына как единственного лица, достойного царского сана, после падения царя Василия Шуйского летом 1610 года назвал Патриарх Ермоген. Но тогда слова Святого Пастыря не были услышаны. Теперь же они приобрели характер великой исторической политической акции. Решение в пользу Михаила Романова оказалось всеобщим. Как справедливо заключил один из авторов, «только внушением Святого Духа можно объяснить столь единодушное решение собрания людей, которые ещё год назад смотрели один на другого, как на злейших врагов». О Соборе 1613 года, ставшего судьбоносным в истории России, много написано и сказано.«Различные группировки продвигали своих кандидатов, блокировали других. Дело грозило затянуться. И тут был найден компромисс. Казаки выкликнули имя 16-летнего Михаила Романова, который после освобождения Кремля находился в своей вотчине в Костромском уезде... Боярство также поддержало его, так как Романовы входили в элиту русской аристократии, а Михаил приходился внучатым племянником Анастасии Романовой, первой жене Иоанна Грозного. Кроме того, боярская группировка не отказалась от старой идеи - поставить на русский трон зависимого от неё монарха и тем самым ограничить самодержавныйдеспотизм. Один из влиятельных бояр-выборщиков утверждал: «Миша Романов молод, разумом ещё не дошёл, и нам будет поваден». По бесхитростному замечанию летописца, «многие же от вельмож, желающее царем быть, подкупахуся, многи и дающи и обещающи многие дары».Как бы то ни было, но в том, что 21 февраля 1613 года в Успенском соборе, перед главным алтарём Руси, имя Михаила Фёдоровича Романова было единогласно утверждено, - явлен был знак особой Божией благодати Руси.

В Смуту дважды до того Русская земля, на земских соборах 1598 и 1606 годов, провозглашала царя и дважды ошибалась. Эти неудачи слишком дорого стоили, и об этом все знали. Речь шла не о «выборе», как некоей механической процедуре получения максимального числа голосов тем или иным претендентом, а об установлении «достойности». О православном восприятии процедуры цареизбрания очень хорошо написал генерал М.К. Дитерихс (1874 - 1937), занимавшийся расследованием обстоятельств убийства Царской семьи в Екатеринбурге. Он составил об обстоятельствах того злодеяния подробный отчёт. Одновременно генерал провёл историческую реконструкцию народных представлений о царской власти, в системе понимания которых события 1613 года имели ключевое значение. «К Михаилу Фёдоровичу Романову, - писал М.К. Дитерихс, - нельзя применить определения, что он был «выборный царь», так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям о «выборах», установленных правилами и тенденциями современных «гражданских идей»... Дебаты на Земском Соборе сосредотачивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть царём на Руси» соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли»... Земские люди 1613 года, собравшись на «выбирание» Государя, предоставляли «избрать» Царя Господу Богу, ожидая проявления этого избрания в том, что о Своём Помазаннике Он вложит в сердце «всех человецех единую мысль и утверждение». Царя посылает людям Господь, и посылает тогда, когда они сподобятся заслужить Его милость. И удел земных разглядеть этот промыслительный дар и принять с благодарственной молитвой. Таков высший духовный смысл события, происшедшего 21 февраля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Даже при самой тщательной документальной реконструкции ситуации 1613 года значение события, его внутренний смысл невозможно постичь без учёта промыслительного предопределения. Ибо все фактурные доказательства и логические аргументы всё-таки не проясняют главного: почему же именно Михаил Романов стал царём на Руси. Михаил Романов мало кому был известен. Отец Фёдор Никитич (ок. 1564–1633), принявший монашество в 1601 году под именем Филарета, томился в польском плену. Мать, принявшая по принуждению Годунова постриг под именем Марфы, находилась в монастыре. Все главные боярские роды, передравшиеся за свои преимущества, фактически склонились в пользу царя-иностранца. И только праведный Патриарх Ермоген в своём молитвенном усердии распознал имя будущего царя. Народ и все делегаты Собора, просвещённые Святым Духом, склонились безропотно в пользу единого решения. Как заметил С.Ф. Платонов, «по общему представлению, Государя сам Бог избрал, и вся земля Русская радовалась и ликовала». Участник тех событий келарь Троице-Сергиева монастыря (Лавры) Авраамий Палицын заключил, что Михаил Фёдорович «не от человека, но воистину от Бога избран». Он видел доказательство этой исключительности в том, что при «собирании голосов» на Соборе не случилось никакого разногласия. Сие же могло случиться, как заключал Палицын, только «по смотрению Единого Все- сильного Бога». Уже после избрания Михаила, после рассылки грамот о том «во все концы Русской земли» и после присяги и крестоцелования - даже после всего этого в Москве не знали, где находится новый Царь. Направленное к нему в начале марта 1613 года посольство отбыло в Ярославль, или «где он, Государь, будет». Избранник же скрывался в костромской родовой вотчине «Домнино», а позже вместе с матерью переехал в костромской Ипатьевский монастырь, где его и отыскала делегация Земского Собора. Как известно, первоначально и сама инокиня Марфа, и её сын Михаил наотрез отказались от царской участи… «Божие бо есть дело, а не человеческий разум...» В событиях 1613 года победили не мирские страсти, не «политические технологии», не групповые интересы, а религиозная Идея. Михаил стал царём не по воле родовитых и именитых, не по воле родителей, и не в силу прагматических или корыстных расчётов тех или иных сил, а, как заключил исследователь, «давлением народной массы». Отражением этого национального воодушевления стала Утверждённая Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Фёдоровича Романова, подписанная участниками Собора и составленная в мае 1613 года. В «Грамоте» приведены различные эпизоды последующих часов, когда решалась будущая судьба Руси и когда мать и сын упорно говорили «нет» на все стоны и мольбы собравшего народа. Тогда архиепископ Феодорит выступил с пастырским поучением, начав его словами: «Милосердный государь Михайло Фёдорович! Не буди противен Высшего Богу промыслу, повинися святой Его воле; никто же боправеден бывает, вопреки глагола судбам Божиим». Архипастырь изложил евангельское понимание долга христианина, сослался на авторитет Святых Отцов Церкви и привёл в качестве Богоизбранности единогласное решение Собора. «Глас Божий - глас народа». Владыка не ограничился оглашением неколебимых инозаконных правил и обратился к историческим примерам, связанным с историей Второго Рима. Это очень важный момент, позволяющий понять, что в русском сознании «русская история» и «греческая история» существовали в едином понятийном пространстве. «Греческое Царство» давало образцы того, как «надо» и как «не надо» жить и править. И те и другие на Руси знали и черпали в давнем кладезе опыта ответы на свои, казалось бы, совсем местные вопросы. Задание для христианской власти одно и то же во все времена. Потому Феодорит и ссылался на примеры Равноапостольного Константина, императоров Феодосия Великого, Юстиниана и других цареградских императоров и василевсов, правивших по воле Божией и утверждавших Дело Христа на земле. Такая же участь уготована и Михаилу Фёдоровичу, и он как христианин не может уклониться от исполнения Воли Всевышнего. Мольбы и увещевания сломили упорство инокини Марфы и юного Михаила. Мать обратилась к сыну со словами: «Божие бо есть дело, а не человеческий разум; аще бо на то будет воля Божия, буди так, и се сотвори». И Михаил, обливаясь слезами, принял царскую ношу как христианское послушание. Михаил Романов прибыл в Москву, а 11 июля 1613 года в Успенском соборе состоялось его венчание на царство.

Михаил Романов стал первым царём новой династии, занимая царский престол с 1613 года по 1645 год. При нём сложился удивительный союз между Священством и Царством, не имевший аналогов ни до, ни после. При Михаиле Фёдоровиче функции «царства» и «священства» были как бы гармонизированы в пользу Церкви, когда духовному пастырю принадлежала решающая роль в мирских делах. Династия Романовых будет править Россией триста с лишним лет, пока трагически не оборвётся, опять же в июле, в подвале Ипатьевского дома... Известно, что Романовы - младшая ветвь одного из древнейших московских боярских родов Кошкиных - Захарьиных - Юрьевых. В самых ранних родословных XVI – XVII веков все единодушно называли прародителем рода Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя, жившего в XIV веке. Потомки Андрея Кобылы хорошо известны по различным документам средневековой Руси. Но напрасно искать там их фамилии. Тогда была, как принято говорить, трёхчастная форма имени: имя собственное - отца - деда. Фёдор Никитич Романов (отец будущего царя Михаила), его отец Никита Романович Юрьев, затем Роман Юрьевич Захарьин

После заочного избрания на царство Михаила Федоровича Романова Земский собор назначил ехать к нему большую делегацию во главе с рязанским архиепископом Феодоритом. В число делегатов-челобитчиков вошли чудовский, новоспасский и симоновский архимандриты, троицкий келарь Авраамий Палицын, бояре Ф.И. Шереметев и В.И. Бахтеяров-Ростовский, окольничий Ф. Головин, а также стольники, приказные люди, жильцы и выборные от городов. В связи с тем, что точного места нахождения новоизбранного царя никто не знал, наказ им был такой: «Ехать к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси в Ярославль или где он, государь, будет». Только в пути делегаты выяснили, что Михаил с матерью находятся в Ипатьевском монастыре недалеко от Костромы, куда они и прибыли 13 марта 1613 года. На следующий день им была назначена аудиенция. Первая реакция инокини Марфы и ее шестнадцатилетнего сына на известие об избрании Михаила царем был решительный отказ, как отмечают летописи, «с гневом и слезами». Под этим отказом были серьезные причины, ибо мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь в столь молодом возрасте вступал на престол в такой крайне сложной обстановке. Главная трудность заключалась в том, что государство находилось в состоянии войны сразу с двумя державами – Польшей и Швецией, которые, оккупировав часть российской территории, выставляли своих кандидатов на московский престол. Более того, у одного из противников в качестве пленника находился отец вновь избранного московского царя – Филарет (Федор) Никитич Романов, а вступление сына на престол могло отрицательно сказаться на его судьбе. Тяжелым было и внутреннее состояние Московского царства. Большую опасность для государства продолжали представлять казачий атаман Иван Заруцкий со своей невенчанной женой и ее сыном «царевичем Иваном», имевшие широкую поддержку со стороны казаков и русской вольницы, распоясавшейся за годы Смуты и державшей в страхе население практически всех областей, включая и московские окрестности. Но самая страшная опасность для Михаила и его матери крылась, как тогда говорили, в малодушестве московских людей, которые, присягнув последовательно Борису Годунову, его сыну Федору, Гришке Отрепьеву, Василию Шуйскому, Тушинскому вору, королевичу Владиславу, предали их одного за другим, руководствуясь своими корыстными соображениями. Мать и сын имели полное право опасаться, что нового царя ждет та же участь – измена, а вслед за ней и позорная смерть. Такой судьбы для своего сына инокиня Марфа, конечно же, не желала. И только угроза посольства, что «Бог взыщет на нем конечное разоренье государства», если Михаил откажется подчиниться воле Земли об его избрании на престол, растопило лед недоверия. Марфа благословила сына, и он принял от архипастыря соборные грамоты и державный посох, пообещав в скором времени быть в Москве. Однако путешествие из Костромы в Москву растянулось по времени почти на два месяца. По мере приближения к столице к Михаилу Федоровичу все с большей очевидностью приходило осознание того, что он гол, нищ и недееспособен. Государственная казна была пуста, как и продовольственные запасы царского двора. Армия из-за невыплаты денежного содержания распалась и занималась грабежом ради собственного пропитания. На дорогах хозяйничали разбойники, свои и чужие. Последствиями этого прозрения стали многочисленные царские грамоты, одна за другой уходившие в Москву. В них Михаил, нужно полагать с подачи своих советников, требовал от Земского собора, чтобы бояре, дворяне, торговые люди исполнили свою часть «общественного договора», а именно обуздали разбойничьи шайки, бродившие по городам и весям; очистили дороги от грабителей и убийц, парализовавших всякое перемещение людей и товаров; восстановили дворцовые села и волости, являвшиеся основным источником пополнения царской казны денежными, продовольственными и иными запасами, предназначенными не только для «царского обихода», но и содержания служилых государевых людей. Оскудение же царской казны доходило до того, что царскому поезду не хватало лошадей и подвод, в связи с чем часть сопровождавших царя людей вынуждена была идти пешком. Да и сам стольный город, как свидетельствует соответствующая переписка, не был готов к приему царя, ибо «хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя, да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли. Мостов, лавок, дверей и окошек нет, надобно делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть». Тем не менее царский поезд медленно, но верно приближался к Москве. С 21 марта по 16 апреля царь находился в Ярославле, 17 апреля он прибыл в Ростов, 23 апреля – в село Сватково, а 25 апреля – в село Любимово. На следующий день, 26 апреля, он торжественно вступил в Троице-Сергиеву Лавру, а в воскресенье, 2 мая, уже «всяких чинов московские люди» вышли за город для встречи своего государя. В тот же день состоялся его торжественный въезд в столицу, а затем и благодарственный молебен в Успенском соборе Кремля. 11 июля 1613 года считается днем рождения новой династии. В этот день Михаил Федорович Романов был венчан на царство. Перед венчанием два стольника – Иван Борисович Черкасский, родственник царя, и вождь-освободитель князь Дмитрий Иванович Пожарский – были возведены в боярское достоинство. После этого в Успенском соборе казанский митрополит Ефрем провел волнующую церемонию помазания и венчания на царство. Ему помогали князь Мстиславский, осыпавший царя золотыми монетами, Иван Никитич Романов, державший шапку Мономаха, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой со скипетром и новый боярин князь Пожарский с яблоком (державой). На следующий день по случаю царских именин чествовался новый думский дворянин Кузьма Минин. Каких-либо других пожалований, льгот, милостей, подарков простому народу и знатным людям новый царь, в отличие от своих предшественников, дать не мог: казна была пуста. Трудность положения нового царя усугублялась еще и тем, что в его ближайшем окружении, как утверждают исследователи, не оказалось людей если не равных, то хотя бы отдаленно напоминающих митрополита Алексия, Сильвестра, Алексея Адашева или Бориса Годунова. В его команде не было людей, способных сформулировать и последовательно реализовывать государственную программу, отвечающую национальным требованиям русского народа, измученного полувековыми «испытаниями на прочность» опричниной Ивана Грозного, стихийными бедствиями Борисова царствования, иностранным нашествием и внутренними смутами. Как отмечали иностранные наблюдатели, «все приближенные царя – несведущие юноши; ловкие и деловые приказные – алчные волки; все без различия грабят и разоряют народ. Никто не доводит правды до царя; к царю нет доступа без больших издержек; прошения нельзя подать без огромных денег, и тогда еще неизвестно, чем кончится дело…». Первую скрипку в этом «оркестре» играли родственники матери Михаила – Борис и Михаил Салтыковы, заботившиеся исключительно о своем должностном положении и своем обогащении, в то время как герои Первого и Второго народного ополчения были отодвинуты на второй план или вовсе сошли с исторической сцены. Более того, при любой возможности новые фавориты под разными предлогами старались их унизить, ущемить. Так, князь Пожарский, из местнических соображений отказавшийся объявлять боярство новопожалованному боярину Борису Салтыкову, был подвергнут унизительной процедуре – «выдаче головой». Выдача головой– обряд удовлетворения исков. В данном случае дьяк привел пешком князя Пожарского во двор Салтыкова, поставил его на нижнем крыльце и объявил Салтыкову, что царь выдает ему Пожарского головой. Салтыков озвучил Пожарскому его вину перед ним и отпустил со словами: «Повинную голову меч не сечет». Единственное, что спасало Московское царство от возобновления смуты, так это активная позиция и активная роль Земского собора и Боярской думы, которые делали все от них зависящее, чтобы вывести отечество из кризиса. Ведь, по существу, Михаил Федорович, принимая царский венец, как бы делал одолжение земству. Собор, умолявший его принять на себя ответственность за судьбу государства, со своей стороны взял на себя обязательства навести в стране порядок: прекратить междоусобия, грабежи и разбои, создать приемлемые условия для отправления державных функций, наполнить царскую казну всем необходимым для достойного «обихода» царского двора и содержания войска. Всенародно избранный Земский собор начал выполнять свои обязательства сразу же, о чем свидетельствует его переписка с Михаилом. Вот выписка из его доклада царю, еще находившемуся в пути: «Для сбора запасов послано и к сборщикам писано, чтоб они наскоро ехали в Москву с запасами… О грабежах и воровствах заказ учинен крепкий, воров и разбойников сыскиваем и велим их наказывать. Дворян и детей боярских без государева указа с Москвы мы никого не отпускали, а которые разъехались по домам, тем всем велено быть к государеву приезду в Москву». К польскому королю Собор направил посольство с предложением перемирия и размена пленными, а к «заворовавшимся» казакам и многочисленным шайкам «гулящих людей» посланы грамоты с предложением прекратить «братоубийства» и идти служить новоизбранному царю против шведского короля, захватившего Великий Новгород и его окрестности.... Узнав об избрании царем Михаила Романова, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой отряд поляков отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила, но по дороге заблудился. Простой крестьянин Иван Сусанин, дав "согласие" показать дорогу, завел их в дремучий лес. После пыток Сусанин был зарублен, так и не показав дороги к монастырю, погибли и поляки - покушение не удалось.

По возвращении в Москву Филарет согласился быть патриархом. С этого момента (1619 г) на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время. При Михайле Федоровиче велась война со Швецией, в результате которой по Столбовскому миру 1617 России вернулись Новгородские земли, а берега Балтийского моря остались у Швеции. Не удалось отвоевать Смоленск и ряд русских территорий у Польши во время войны 1632-1634. Успешно были продолжены колонизация Сибири и строительство засечных черт - оборонительных сооружений на южной окраине государства.

Династия Романовых ведет свое начало от царя Михаила Федоровича , избранного на русский престол 3 марта 1613 года. А почти 200 лет спустя император Павел I в 1797 году издал Закон о престолонаследии, согласно которому, право на престол сохранялось за каждым членом Дома Романовых независимо от его пола, за исключением тех, кто добровольно отказался от своих прав на него.

Царствование Романовых можно разделить на три периода.

Первый связан с царствованием Михаила Федоровича (1613-1645), его сына Алексея Михайловича (1645-1676) и сына Алексея Михайловича Федора Алексеевича (1676-1682).

Второй связан с появлением нового титула монарха в Российской империи: император. Он включает в себя периоды царствования Петра Великого (1682-1725), Екатерины I (1725-1727), Петра II (1727-1730), Анны Иоанновны (1730-1740), Ивана VI (1740-1741), Елизаветы (1741-1761), Петра III (1761-1762) и Екатерины II Великой (1762-1796).

Последний период пришелся на правление Павла I (1796-1801), Александра I (1801-1825) Николая I (1825-1855), Александра II (1855-1881) и Александра III (1881-1894) , когда престол в Доме Романовых стал передаваться по прямой мужской линии согласно указу Павла I о престолонаследии.

304 года у власти

304 года династия Романовых стояла у власти в России. Потомки Михаила Федоровича правили вплоть до Февральской революции 1917 года. Михаил Федорович Романов был избран на царство в 16 лет Земским собором. Выбор пал на юного князя, потому что он был потомком Рюриковичей, первой династии русских царей.

Не были долгожителями

Большинство русских царей и императоров из династии Романовых прожили достаточно короткую жизнь. Михаил Федорович прожил 49 лет, за годы его правления ему удалось восстановить централизованную власть в стране. Больше 50 лет прожили только Петр I, Елизавета I Петровна, Николай I и Николай II, а больше 60 — Екатерина II и Александр II. До 70 лет не дожил никто. Меньше всех прожил Петр II: он умер в 14 лет.

Гольштейн-Готторпы

Прямая линия наследования престола у Романовых пресеклась еще в XVIII веке. Елизавета Петровна, дочь Екатерины I и Петра I, не имела детей, так что назначила преемником своего племянника, будущего Петра III. На нем линия Романовых прервалась, но появилась новая, Гольштейн-Готторп-Романовы, которая тянется по женской линии, поскольку мать Петра — родная сестра Елизаветы.

Два царя на престоле

В конце XVII века на престол венчали сразу двух царевичей. После смерти царя Алексея Михайловича старший сын Федор Алексеевич царствовал недолго и неожиданно в 1682 году умер. По закону о престолонаследии царем должен был стать следующий по старшинству пятнадцатилетний Иван , но он не отличался ни умом, ни здоровьем. Тогда решено было венчать на престол одновременно двух братьев: Ивана и десятилетнего Петра, будущего Петра I. Так как старший брат по немощи своей, а младший — по малолетству не были способны самостоятельно управляться с государственными делами, то до совершеннолетия Петра правительницей государства стала их старшая сестра, царевна Софья.

По случаю венчания на царство на Ивана и Петра были возложены царские венцы: на Ивана — старинная шапка Мономаха, на Петра — специально сделанный по этому поводу новый венец, получивший название шапки Мономаха второго наряда. Также в придворных кремлевских мастерских был изготовлен двойной трон. На его изготовление пошло более двухсот кг серебра.

Самая богатая династия

До Февральской революции 1917 года династия Романовых считалась одной из самых богатых в Европе. Украшения для российского императорского двора создавали лучшие мастера того времени: Иероним Позье и Карл Фаберже, Карл Болин и Готтлиб Ян.

Любители охоты

Многие монархи династии Романовых страстно любили охоту. При Алексее Михайловиче в Москве создали специальный Сокольничий двор, а при Елизавете Петровне в Царском Селе построили охотничий павильон «Монбижу». Охотничьи традиции продолжали Анна Иоанновна, Екатерина II и Александр III. У других членов императорской семьи были иные увлечения. Например, Петр I играл на барабанах, волынке и гобое, Николай I делал гравюры на меди и раскрашивал их акварелью, а Мария Федоровна , жена Павла I, вырезала камеи из камня и стекла.

Многочисленные войны

За время правления Романовых территория России выросла почти в пять раз. Каждый монарх династии Романовых оставлял своему наследнику страну по размерам большую, чем получил от предшественника.

На время правления Романовых выпали:

  • Русско-польская война (1654-1667)
  • Русско-турецкие войны
  • Северная война (1700-1721)
  • Семилетняя война (1756-1763)
  • Русско-австро-французская война (1805)
  • Отечественная война (1812)
  • Русско-японская война (1904-1905)
  • Первая мировая война (1914-1918).

За последние 300 с небольшим лет самодержавие в России было непосредственно связано с династией Романовых. Они сумели закрепиться на престоле еще во времена Смуты. Внезапное появление на политическом небосклоне новой династии является крупнейшим событием в жизни любого государства. Обычно оно сопровождается переворотом или революцией, но в любом случае смена власти тянет за собой отстранение старой правящей элиты насильственным путем.

Предыстория

В России возникновение новой династии было обусловлено тем, что ветвь Рюриковичей прервалась со смертью потомков Ивана IV Грозного. Такое положение дел в стране породило не только глубочайший политический, но и социальный кризис. В конечном счете это привело к тому, что в дела государства стали вмешиваться иноземцы.

Надо отметить, что никогда еще в истории России не менялись так часто правители, приводившие с собой новые династии, как после смерти царя Ивана Грозного. В те времена претендовали на престол не только представители элиты, но и других социальных слоев. Иностранцы также пытались вмешаться в борьбу за власть.

На троне один за другим появлялись потомки Рюриковичей в лице Василия Шуйского (1606-1610), представители нетитулованного боярства во главе с Борисом Годуновым (1597-1605), были и вовсе самозванцы - Лжедмитрий I (1605-1606) и Лжедмитрий II (1607-1610). Но никому из них так и не удалось долго задержаться у власти. Так продолжалось до 1613 года, пока не пришли русские цари династии Романовых.

Происхождение

Сразу надо отметить, что этот род как таковой пошел от Захарьевых. А Романовы - не совсем верная фамилия. Все началось с того, что т. е. Захарьев Федор Николаевич, решил изменить свою фамилию. Руководствуясь тем, что его отец был Никита Романович, а дед - Роман Юрьевич, он придумал себе фамилию «Романов». Таким образом род получил новое имя, используемое и в наше время.

Царская династия Романовых (годы правления 1613-1917) началась с Михаила Федоровича. После него взошел на трон Алексей Михайлович, прозванный в народе «Тишайшим». Далее был Затем правила Алексеевна и Иван V Алексеевич.

Во время правления - в 1721 году - государство окончательно переформировалось и стало Российской империей. Цари канули в Лету. Теперь государь стал императором. В общей сложности Романовы дали России 19 правителей. Среди них - 5 женщин. Вот таблица, где наглядно показана вся династия Романовых, годы правления и титулы.

Как уже было сказано выше, российский престол иногда занимали и женщины. Но правительство Павла I приняло закон о том, что титул императора отныне может носить лишь прямой наследник из числа мужчин. С тех пор ни одна женщина больше не всходила на престол.

Династия Романовых, годы правления которых приходились не всегда на спокойные времена, еще в 1856 году получила свой официальный герб. На нем изображен гриф, держащий в лапах тарч и золотой меч. Края же герба декорированы восемью отрубленными головами львов.

Последний император

В 1917 году власть в стране захватили большевики, которые свергли правительство страны. Император Николай II был последний из династии Романовых. Ему дали прозвище «Кровавый» за то, что во время двух революций 1905 и 1917 годов по его приказу было убиты тысячи людей.

Историки считают, что последний император был мягким правителем, поэтому допустил несколько непростительных ошибок как во внутренней, так и внешней политике. Именно они привели к тому, что ситуация в стране накалилась до предела. Неудачи в Японской, а затем и Первой мировой войнах сильно подорвали авторитет самого императора и всей царской семьи.

В 1918 году, в ночь на 17 июля царская семья, в состав которой входили, кроме самого императора и его жены, еще и пятеро детей, была расстреляна большевиками. Тогда же погиб и единственный наследник русского престола - маленький сын Николая, Алексей.

Наше время

Романовы - это древнейший боярский род, давший России великую династию царей, а затем и императоров. Они правили государством немногим более трехсот лет, начиная с XVI века. Династия Романовых, годы правления которых закончились с приходом к власти большевиков, прервалась, но несколько ветвей этого рода существуют и сейчас. Все они проживают за границей. Примерно 200 из них имеют различные титулы, но ни один не сможет занять российский престол, даже в случае реставрации монархии.