Валахии влад цепеш. Иногда граф любил пошутить

В 1386 году в Сигишоаре - небольшом городке, расположенном в Трансильвании, родился человек, который оставил неизгладимый след в истории. Влад Цепеш, более известный, как граф Дракула, потомок правителя Валахии - Басараба Великого, прославился не столько благодаря своему таланту полководца, сколько мрачной жестокости, беспрецедентной даже для .

Влад III, о котором сложили многочисленные кровавые легенды, стал прототипом одного из главных персонажей романа Брэма Стокера - он известен, как граф Дракула, биография которого до некоторой степени схожа с судьбой Цепеша.

Нельзя сказать, что его юность прошла легко и безоблачно, что было бы вполне предсказуемо для настоящего принца крови - будущего повелителя Валахии. В двенадцать лет Влад III вместе со своим младшим братом в качестве заложников отправлены к турецкому султану, где он и содержится до 17 лет, что по всей вероятности негативно повлияло на его психику.

В 17 лет, после своего освобождения, Влад Цепеш, биография которого с этих пор становится весьма изменчивой, с помощью турков впервые захватывает власть и воцаряется в Валахии под именем Влада III. Средние века отличались многочисленными войнами, и долго удерживать престол молодому господарю не удалось - ставленник Яноша Хуньяди - правителя Венгрии - свергает его. Но он проявляет излишнюю самостоятельность, теряет покровительство своего венгерского повелителя, и Влад Цепеш возвращает себе престол уже при поддержке самого Хуньяди.

Разумеется, такой поворот событий не устраивал Турцию, и в 1461 году начинается война, в которой Влад III в полной мере проявляет свой талант полководца. Но, несмотря на всю свою храбрость и жестокость, (а к тому времени о нём ходили многочисленные кровавые легенды) Цепеш терпит поражение - главным образом потому, что турецкая армия значительно превосходит числом его войска. Влад III бросает разгромленную армию, и желает найти убежище во владениях венгерского короля, но тот обвиняет бывшего союзника в сговоре с турками, и заключает в темницу.

На свободу Влад III выходит более чем через 10 лет, и ему даже удаётся вновь захватить столицу Валахии, но спустя некоторое время Влад Цепеш, биография которого связана со многими смертями, погибает при загадочных обстоятельствах... Не иначе, кто-то припас для него осиновый кол:) Жизнь Цепеша оборвалась в 1476 году.

Кровавые легенды или страшная реальность?

Следует отметить, что персонаж Брэма Стокера - граф Дракула, биография которого весьма таинственна, является только слабым подобием своего прототипа. Влад Цепеш воплощает в себе всё зверство средневековья - от застенок испанской инквизиции до изощрённых турецких пыток.

Современники боялись его не меньше, чем Даже если малая часть кровавых легенд, сложенных о нём, является действительностью, то Влад III заслужил право называться вампиром, ведь для того, чтобы быть им не обязательно пить кровь - достаточно обильно её проливать...

Самое грандиозное побоище Влад Цепеш устроил в 1460 году - тогда в одном из городов Трансильвании одновременно было посажено на кол около 30 000 человек. Произошло это массовое убийство в праздник Святого Варфоломея. Над этим праздником видимо - достаточно вспомнить противостояние католиков и гугенотов во Франции и знаменитую Варфоломеевскую ночь.

Известна также легенда об одной из любовниц Цепеша, которая пыталась обмануть его, заявляя о своей беременности. Остаётся только удивляться смелости женщины, которая продолжала настаивать на своём, после того, как Влад предупреждает её о том, что он не терпит лжи. Финал истории трагичен - Цепеш вспарывает ей живот и кричит "Я же предупреждал тебя, что не люблю лжи!"

Граф Дракула, биография которого породила многочисленные кровавые легенды, не жаловался на отсутствие фантазии, его методы расправы с врагами отличались разнообразием - рубить головы, варить, сжигать, сдирать кожу или вспарывать животы было обычным делом для Влада Цепеша. Но всему вышеперечисленному господарь предпочитал сажать неугодных на кол, благодаря чему и получил своё прозвище - Цепеш - "колосажатель". Но извращённые методы расправы были обусловлены не только садистскими наклонностями правителя, такие казни преследовали и другие цели. Например, существует легенда о том, что у фонтана в самом центре столицы Валахии стояла сделанная из золота чаша. Из неё мог напиться любой желающий, но никто не осмеливался чашу украсть - подданным было известно, что с ворами Цепеш расправлялся особо жестоко.

Иногда граф любил пошутить...

Влад Цепеш обладал и неким подобием чувства юмора. Как и он любил мистификации - пил на морозе дымящийся глинтвейн, чем до смерти пугал своих придворных, полагавших, что господарь пьёт тёплую человеческую кровь...

Граф Дракула, биография которого вдохновила Брэма Стокера, породила не только кровавые легенды. Господарю была не чужда некоторая справедливость. Однажды, один проезжий купец пожаловался Цепешу, что его фургон ночью обокрали, причём пропала значительная сумма золота. Естественно Влад Цепеш не мог стерпеть подобной дерзости - воровство каралось очень жестоко, и все силы были брошены на поиски преступника, коего и обнаружили за ночь.

Украденное золото подбросили купцу, и вместе с ним подложили одну лишнюю монету. Что сталось с вором, думаю понятно, если учесть привычки Дракулы. Утром купец пришёл благодарить повелителя - он сказал, что воры не только вернули всё золото, но даже подбросили одну лишнюю монету. Цепеш мрачно усмехнулся, и сказал, что если бы купец умолчал об этой монете, то сидел бы на колу рядом с вором. Надо думать, после такого заявления купец поспешил покинуть гостеприимную Валахию.

Многие кровавые легенды о Дракуле повествуют, что Влад Цепеш имел привычку завтракать среди мёртвых и умирающих людей, насаженных на колья. Эти колья различались как расцветками, так и геометрическими формами - по этим признакам всегда можно было отличить простолюдина от знатного вельможи (вельмож сажали несколько повыше). Дракуле было недостаточно просто расправиться с неугодными, он тщательно следил за тем, чтобы колья не были заострены, что привело бы к обильной кровопотере и быстрой смерти. А тупой кол обеспечивал его жертве мучительную агонию, которая могла продолжаться в течение 4 - 5 дней.

Влад Цепеш, биография которого отличается разнообразием, стремился показать всем свою независимость. Однажды ко двору прибыли посланцы турецкого султана. Незадачливые турки напрочь отказались снимать свои головные уборы (вера не позволяет или ещё что). Разгневанный господарь приказал своим подданным прибить тюрбаны к головам турок, что и было немедленно исполнено. Впрочем, для этой процедуры использовали маленькие гвозди.

Как появились кровавые легенды о вампирах

Осиновый кол, связка чеснока и, конечно, распятие - какой фильм про вампиров обходится без этой атрибутики? Хорошим средством борьбы с нечистью также позиционируют солнечный свет, но мало кто задумывался почему.

Истоками для создания , а также их боязни солнечного света послужила одна загадочная болезнь эпохи средневековья. Она проявлялась в том, что человек не мог переносить прямых солнечных лучей, от воздействия которых кожа покрывалась пигментными пятнами, что вызывало довольно сильную боль.

Заболевание получило название "порфирия" - организм человека, поражённого этим недугом не способен самостоятельно вырабатывать красные кровяные тельца. Болезнь редкая, и в те времена ей были подвержены представители аристократии - вот откуда и тянется ниточка к графу Дракуле (который, кстати, порфирией не болел). Чтобы не испытывать боли, человек был вынужден появляться на улице только по ночам либо есть сырое мясо, чтобы восстановить кровяной баланс организма.

Другой источник приписывает появление легенд о вампирах некоей средневековой аристократке, верившей в то, что её молодость будет сохраняться вечно, если она будет принимать регулярные ванны, наполненные кровью молодых девушек. Этих девушек доставляли в её замок и убивали. Это продолжалось до тех пор, пока одной жертве не удалось бежать и рассказать о происходящем в мрачном замке правителю тех земель. Графиню заточили в её апартаментах, и обрекли на голодную смерть.

Кстати, в средние века существовало поверье, что тот, кто пьёт молодую кровь, восстанавливает свои силы и продлевает себе жизнь. Кто знает, сколько представителей аристократии тех времён прибегали к такому способу омолаживания? Возможностей у них было предостаточно...

admin этот клип наверняка будет в тему... особенно если вам нравится группа АРИЯ



Самым известным вампиром всех времен можно без преувеличения считать легендарного графа Влада Цепеша (Тепеша) Дракулу.

Влад Цепеш родился в 1431 г. В Трансильвании, в крохотном городке Сигишоара. Отец его был членом ордена Дракона, поэтому и получил прозвище Дракула. История семьи графа Дракулы довольно трагична. Его старший брат был пленен турками и сожжен ими заживо, а младший Цепеш перешел на сторону врага и воевал против своих сородичей.

Был ли на самом деле Влад Цепеш вампиром, установить невозможно, но согласно истории Дракулы, он превратился в одного из самых страшных и кровавых правителей.


Замок Влада Цепеша - Дракулы


Граф Дракула наказывал своих недругов и всех провинившихся одним излюбленным способом - сажал на кол. Рассказы о зверствах Влада Цепеш были столь ужасны, что имя графа стало ассоциироваться у людей с румынским словом «dracul» что в переводе означает «дьявол».

Влад Цепеш занял валахский престол в 1443 г. После смерти своего отца и старшего брата. Граф Дракула отличался хитростью и коварством. Одно из преданий повествует о том, как Дракула обманным путем заманил турецкий отряд в засаду. При этом между ним и турками была достигнута предварительная договоренность о встрече и мирных переговорах. Несмотря на договор, Влад Цепеш захватил турок в плен, велел раздеть донага и посадить на кол. Затем он отдал приказ сжечь их заживо.

Влад Цепеш уничтожал не только своих врагов. Его жертвами становились и собственные подданные, никто не был застрахован от возможной расправы. Подозревал граф в измене абсолютно всех. Однажды его солдаты задержали группу купцов, проезжавших с торговым караваном по земле Валахии. По приказу Влада Цепеша все они были арестованы и сожжены.


Портрет графа Дракулы


В 1462 г. Доведенные зверствами и постоянным страхом за свою жизнь бояре свергли тирана. В заточении валахский граф Дракула провел 20 лет. Однако необходимость участия Влада Цепеша в войне против османских захватчиков вынудила бояр отпустить его на свободу.

Точные причины и время смерти кровавого тирана Дракулы не установлены. Некоторые источники рассказывают о предательстве группы его приближенных, которые и убили своего господина. Согласно другим сведениям, Влад Цепеш после поражения в битве при Бухаресте переоделся турком и попытался бежать. Однако его постигла неудача, и по повелению султана Мехмеда II он был казнен в Стамбуле путем отсечения головы, после чего правитель приказал насадить его голову на кол и выставить на всеобщее обозрение.

Доподлинно же известно, что похоронен Дракула в монастыре Снагов, недалеко от города Бухареста, столицы Румынии.

Варварская фантазия Влада Цепеша не ограничивалась сажанием на кол и сожжением людей заживо. Граф Дракула старался придумывать все новые и новые способы пыток и умерщвления. По приказу Цепеша выдирали ногти, отрывали уши и головы. Если для проведения казней не хватало кольев, Дракула приказывал ослеплять приговоренных, а затем душить или варить заживо в раскаленном масле. Сам же тиран испытывал огромное удовольствие от созерцания мучений своих жертв.

Граф Дракула в образе вампира.


В прямом смысле этого слова Дракула не был вампиром. Во всяком случае каких-либо свидетельств об употреблении им человеческой крови обнаружено не было. Славу великого кровососа он получил благодаря литературной фантазии известного английского писателя Брема Стокера. Именно он заставил графа Дракулу встать из могилы и превратиться в бессмертного кровопийцу.

В 1994 г. Недалеко от небольшого городка Челяковицы, находящегося в Чехии, было обнаружено странное захоронение, датированное началом XI в. В 11 ямах находилось 13 тел, руки которых были связаны кожаными ремнями, а в область сердца воткнуты осиновые колья. Исследователи установили, что останки принадлежат мужчинам приблизительно одного возраста. Никакого научного объяснения данному факту найти так и не удалось.

Не каждый житель знает, что граф Дракула - один из самых популярных героев многих ужастиков, а также самый знаменитый вампир - это настоящая фигура, которая имела место в истории. Настоящее имя графа Дракулы — Влад III Цепеш. Жил он в 15 в. и был правителем Валашского княжества, или как ещё его называют Валахии. Цепеш - национальный герой румынского народа и местночтимый святой, который почитается местной церковью. Он был доблестный воин, и борцом против турецкой экспансии в христианскую Европу. Но тогда встаёт вопрос, почему он стал известен всему миру как вампир, который пьёт кровь невинных людей?

Так же, не всё знают, что создателем текущего образа Дракулы был английский писатель Брэм Стокер. Он являлся активным членом оккультной организации Золотая Заря. Для таких сообществ в любое время был характерен большой интерес к вампирам, который является не выдумкой писателей, или фантазёров, а конкретным медицинским фактом. Медиками давно исследованы и задокументированны , которые случаются и в наше время., который является одним из тяжелейших заболеваний. Образ физически бессмертного вампира привлекает оккультистов и черных магов, стремящихся противопоставить нижний мир мирам верхним - Божественным и духовным.

Между прочим, оккультное влечение к вампиризму («духовному» и ритуальному) является искажением изначального, древнеарийского вампиризма.

В 6 в. византиец Прокопий Кесарийский, чьи труды являются основными источниками по истории , отметил, что перед тем как славяне начала поклонятся богу громовержцу (Перуну), древние славяне поклонялись — упырям. Конечно, речь шла не о голливудских вампирах, нападающих на беззащитных девушек. В древнее, языческое время вампирами (пришло это слово от славян, которое распространилось в средние века по всей Европе) называли выдающихся воинов — героев, особо почитавших Кровь как духовную и физическую сущность. , существовали определённые ритуалы поклонения Крови - омовения, жертвоприношения и тому подобное.

Оккультистские организации полностью извратили древнюю традицию, превратив поклонение священной, духовной Крови, в поклонение биологической. Оккультисты же (в том числе и Брэм Стокер), в свою очерель исказили образ Влада Цепеша - доблестного воина, наследовавшего древние традиции франко-славян.

Появившееся в 14 веке, княжество Валахия, на знамёнах которого с древних времён, находилось изображение коронованного орла с крестом в клюве, мечом и скипетром в лапах, было первым крупным государственным образованием на территории сегодняшней Румынии.

Одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления Румынии является валашский князь Влад Цепеш.

Князь Влад IIIЦепеш, православный самодержавный господарь Валахии. Почти все, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Место и время его рождения точно не установлены. Валахия была не самым спокойным уголком средневековой Европы. Пламя бесчисленных войн и пожаров уничтожило подавляющее большинство рукописных памятников. Лишь по уцелевшим монастырским летописям удалось воссоздать облик реального исторического князя Влада, известного современному миру под именем графа Дракулы.

Год, когда родился будущий повелитель Валахии, мы можем определить лишь приблизительно: между 1428-м и 1431-м. Построенный в начале 15 в. дом на Кузнечной улице в г. Сигишоаре до сих пор привлекает внимание туристов: считается, что именно здесь увидел свет мальчик, названный при крещении Владом. Родился ли будущий господарь Валахии именно здесь неизвестно, зато установлено, что в этом доме жил его отец князь Влад Дракул. Как нетрудно догадаться, «дракул» по румынски означает дракон. Князь Влад состоял в рыцарском ордене Дракона, ставившего своей целью защиту Православия от неверных. Название этого ордена тесно связано с древними верованиями балканских народов, в балканском фольклоре змей, дракон - зачастую положительный персонаж, защитник рода, герой, побеждающий демона.

Было у князя три сына, но прославился лишь один из них - Влад. Надо отметить, что он был истинным рыцарем: храбрый воин и умелый полководец, глубоко и истинно верующий православный христианин, в своих действиях всегда руководствующийся нормами чести и долга. Влад отличался огромной физической силой. Его слава великолепного кавалериста прогремела по всей стране - и это во времена, когда люди с детских лет привыкали к коню и оружию.

Как государственный деятель Влад придерживался принципов настоящего патриотизма: борьба с захватчиками, развитие ремесел и торговли, борьба с преступностью. И во всех этих областях в самые сжатые сроки Влад III добился впечатляющих успехов. Хроники повествуют о том, что во времена его правления можно было бросить золотую монету и подобрать ее через неделю на том же месте. Никто не осмелился бы не то что присвоить чужое золото, но даже прикоснуться к нему. И это в стране, где за два года до того воров и бродяг было не меньше, чем оседлого населения - горожан и земледельцев! Как произошло такое невероятное преображение? Очень просто - в результате проводившейся валашским князем политики планомерного очищения общества от «асоциальных элементов». Суд в то время был простым и скорым: бродягу или вора, независимо от того, что он украл, ждал костер или плаха. Та же участь была уготована всем цыганам, или заведомым конокрадам, и вообще людям праздным и ненадежным.

Теперь следует сделать небольшое отступление. Для дальнейшего повествования важно знать, что означает прозвище, под которым вошел в историю Влад III. Цепеш в буквальном переводе означает «сажатель на кол». Именно заостренный кол во времена правления Влада III был основным орудием казни. Большинство казненных составляли пленные турки и цыгане. Но та же кара могла постигнуть любого, кто был уличен в преступлении. После того, как тысячи воров погибли на кольях и сгорели в пламени костров на городских площадях, новых охотников проверить свою удачливость уже не находилось.

Надо отдать должное Цепешу: он не давал поблажки никому, независимо от общественного положения. Всякого, кто имел несчастье навлечь на себя княжеский гнев, ожидал одинаковая участь. Методы князя Влада оказались также весьма эффективным регулятором экономической деятельности: когда несколько купцов, обвиненных в торговле с турками, испустили дух на колу, сотрудничеству с врагами Веры Христовой пришел конец.

Отношение к памяти Влада Цепеша в Румынии, даже в современной, совсем не такое, как в западноевропейских странах. И сегодня многие считают его национальным героем эпохи становления будущей Румынии, которое восходит к первым десятилетиям 14 в. В то время князь Басараб I основал небольшое независимое княжество на территории Валахии. Победа, одержанная им в 1330 г. над венграми - тогдашними хозяевами придунайских земель, - закрепила его права. Затем началась долгая, изнурительная борьба с крупными феодалами - боярами. Привыкнув к неограниченной власти в своих родовых уделах, они сопротивлялись любым попыткам центральной власти контроль над всей страной. При этом, в зависимости от политической ситуации, они не гнушались прибегать к помощи то венгров-католиков, то турок-мусульман. Через сто с лишним лет Влад Цепеш положил конец этой прискорбной практике, раз и навсегда решив проблему сепаратизма.

А теперь покинем Валахию и бросим взгляд на другую, пограничную с ней страну, которая сыграла решающую роль в судьбе нашего героя. К северу от Бухареста сегодня тянутся на десятки километров бесконечные кукурузные поля. Но во времена Влада III здесь шумел лес - от Дуная до предгорий Карпат расстилались зеленым морем вековые дубравы. За ними начиналось плоскогорье, пригодное для земледелия. Саксонцы и венгры издавна стремились в этот благодатный вольный край, к плодородной земле, защищенной от вражеских набегов дремучими лесами и отрогами горных цепей. Венгры называли эти места Трансильванией - «страной по ту сторону лесов», а саксонские купцы, построившие здесь хорошо укрепленные города, - Зибенбюргеном, то есть Семиградьем. Все больше людей стекалось в эту область. За какие-нибудь полстотни лет Трансильвания расцвела.

Ее города-республики - Шесбург, Кронштадт, Германштадт - росли и богатели. Более 250 сел и деревень, не знавшие турецких набегов, с избытком обеспечивали все население пшеницей, бараниной, вином и маслом. Географическое положение Трансильвании было очень выгодным: как только край стал обитаемым, по нему пошла одна из основных ветвей Великого шелкового пути. Возникли новые ремесла, новые цехи, ориентированные, в основном, на экспорт. Кроме того, трансильванцы занимались тем, что впоследствии назовут экономическим пиратством. Так, хитрые ткачи Семиградья делали ковры, почти неотличимые от турецких, и сбывали за соответствующую цену.

Богатство Трансильвании делало ее в высшей степени лакомой добычей для могущественной османской империи. Семиградье, не будучи централизованным государством, не имело собственной постоянной армии. И лишь при помощи тонких и сложных политических игр трансильванским городам удавалось обеспечить стабильность своего конгломерата. Но империя Мухаммеда I была слишком крупным противником. Никакие хитроумные доводы семиградских политиков не могли убедить турок добровольно отказаться от экспансии на север. Поэтому независимость Трансильвании оказалась тесно связанной с замыслами и действиями валашских государей: маленькое православное княжество Валахия лежало между Семиградьем и мусульманским колоссом, играя роль своеобразного буфера. Прежде чем напасть на Трансильванию, туркам требовалось покорить Валахию, и в интересах семиградцев было создать такое положение дел, чтобы султан дважды подумал, прежде чем начинать новую войну с Валахией.

Эпитет «новая» не случаен. Хотя в середине 14 в. значительная часть Балканского полуострова уже входила в состав Османской империи, турки не чувствовали себя здесь хозяевами. Восстания против турецкого ига вспыхивали то тут, то там. Они всегда жестоко подавлялись, но все же иной раз вынуждали турок идти на некоторое компромиссы. Одним из таких компромиссов было сохранение государственного статуса отдельных княжеств, при условии вассальной зависимости от султана. Была оговорена ежегодная дань - например, Валахия выплачивала ее серебром и лесом. А для того, чтобы тот или иной князь ни на минуту не забывал о своих обязанностях по отношению к повелителю магометан в Стамбуле, он должен был отправить заложником ко двору султана своего старшего сына. И если князь начинал проявлять строптивость, юношу ждала - в лучшем случае - смерть.

Такая судьба была уготована и молодому Владу. Вместе с несколькими другими высокородными отроками - боснийцами, сербами, венграми - он провел несколько лет в Адрианополе в качестве «гостя».
Об изощренных казнях мусульманского средневековья написано много книг, читать их страшно. Ограничимся описанием двух небольших и, по понятиям того времени, незначительных эпизодов, свидетелем которых был молодой Влад.

Первый эпизод - повесть о султанском милосердии. Дело было так: один из вассальных князей поднял восстание и этим обрек на смерть двух своих сыновей - заложников. Мальчиков со связанными руками привели к подножию трона, и султан Мурад милостиво объявил, что по своей бесконечной милости он решил смягчить заслуженную ими кару. Затем, по знаку властелина, один из янычар-телохранителей выступил вперед и ослепил обеих братьев. Слово «милость» применительно к данному случаю употреблялось вполне серьезно, без всякой издевки.

Вторая история связана с огурцами. Гостеприимные турки выращивали для стола пленных принцев привычные им овощи, и вот однажды обнаружилось, что с грядки похищено несколько огурцов. Дознание, срочно проведенное одним из визирей, не дало результатов. Поскольку подозрение в краже редкого лакомства падало в первую очередь на садовников, было принято простое и мудрое решение: немедленно выяснить, что находится в их желудках. «Специалистов» по вспарыванию чужих животов при дворе хватало, и волю визиря тут же исполнили. К радости верного слуги повелителя, его прозорливость получила блестящее подтверждение: в пятом по счету разрезанном животе обнаружились кусочки огурца. Виновному отрубили голову, остальным же было дозволено попытаться выжить.
Что же касается казни на колу, изобретенной турками, то редкий день обходился без этого зрелища. Гибель одного или нескольких несчастных являла собой как бы обязательный традиционный пролог к еще более обширной кровавой драме.

Трудно представить, что происходило в душе двенадцатилетнего мальчика, видевшего все это изо дня в день. Впечатления, приобретенные Владом в отроческие годы, омытые реками христианской крови, оказались решающими при формировании характера будущего господаря Валахии. Какие чувства переполняли его сердце, когда он смотрел на предсмертные муки людей, прежде всего, плененных турками христиан - жалость, ужас, гнев? Или, может быть, желание покарать турок, применив к ним их же оружие? Во всяком случае, Влад должен был скрывать свои чувства, и он в совершенстве овладел этим искусством, ведь точно так же его отец в далекой Валахии, стиснув зубы, он слушал надменные речи турецких послов, сдерживая руку, рвущуюся к рукояти меча.
Оба Влада, старый и молодой, верили, что это до поры до времени.

В 1452 г. Влад вернулся на родину, и вскоре занял опустевший валашский трон. Очень скоро ему пришлось столкнуться с противодействием бояр, мешавших проведению единой политической линии, и он повел безжалостную борьбу с ними. К тому же, бояре были явно расположены в пользу турок. Это легко понять: наместники султана не покушались на привиллегии древних родов, а лишь требовали своевременной выплаты дани. Воевать с султаном никто из бояр не собирался, а что касается дани, то вся ее тяжесть ложилась бременем на всю нацию. Олигархи, встревоженные замыслами молодого князя, стали плести интриги. Но Влад был готов к этому. Как только оппозиция сформировалась, он начал действовать, причем с энергией и размахом, совершенно неожиданными для его противников.

По случаю какого-то праздника князь пригласил к себе в столицу, в Тирговиште, чуть ли не всю валашскую знать. Никто из бояр не отклонил приглашения, не желая демонстрировать отказом недоверие или враждебность. Да и само количество приглашенных, казалось бы, демонстрировало их общую безопасность. Судя по дошедшим до наших дней отрывочным описаниям, был тот пир роскошен и прошел очень весело. Вот только закончился праздник необычно: по приказу хозяина пять сотен гостей были посажены на кол не успев протрезветь. Проблема «внутреннего врага» была решена навсегда.

На очереди была борьба с турками. Заряд ненависти к ним, накопившийся в душе молодого князя, был огромен. Влад III горел желанием показать своим учителям, что хорошо усвоил все преподанные ему уроки. Теперь наконец можно было сбросить оковы ложной покорности.

На четвертом году княжения Влад разом прекратил выплату всех форм дани. Это был открытый вызов. Поскольку детей у него не было, то не было и заложников, и султан Мурад, проявив явное легкомыслие, ограничился отправкой в Валахию карательного отряда в тысячу всадников - преподать урок непокорному вассалу и привести его голову в Стамбул, в назидание прочим.

Но все вышло иначе. Турки попытались заманить Влада в ловушку, но сами попали в окружение и сдались. Пленных отвели в Тирговиште, где состоялась казнь захваченных турок. Их посадили на колья - всех до единого, в течении одного дня. Пунктуальный во всем, Цепеш и в казни соблюдал принцип иерархии: для турецкого аги, командовавшего отрядом, был заготовлен кол с золотым наконечником.

Разъяренный султан двинул на Валахию огромное войско. Решающее сражение произошло в 1461 году, когда народное ополчение Влада III встретилось с турецкой армией, превосходившей валахов по численности в несколько раз. Турки снова потерпели сокрушительное поражение.

Но теперь Владу стал угрожать новый противник, упорный и осторожный, - богатые города Трансильвании. Дальновидные саксонские купцы, встревоженные отвагой Влада III, предпочитали видеть на валашском троне более сдержанного государя. Да и крупномасштабная война Валахии с Османской империей совсем не соответствовала их интересам. Было очевидно, что султан ни за что не смирится с поражением - ресурсы турок огромны, предстояли новые битвы, новые войны. А если все балканские страны охватит пожар, Трансильвании уже не спастись. И причина всему - князь Влад - его отчаянная борьба сделала Валахию не щитом против турок, а костью в глотке султана, подвергая этим смертельной опасности богатое Семиградье.

Так рассуждали семиградцы, начиная дипломатическую кампанию с целью устранить Влада с политической сцены. В качестве кандидата на престол в Тирговиште называли одного из фаворитов могущественного венгерского короля Дана III. Естественно, что королю такая идея пришлась по душе, и в результате отношения между Венгрией и Валахией заметно осложнились.

Кроме того, трансильванцы, действуя по мнению Тепеша, по непосредственному наущению самого дьявола, продолжали вести оживленную торговлю с турками. Стерпеть подобную дерзость было невозможно, и Влад III начал третью войну - его армия двинулась на север.

Трансильванцы жестоко поплатились за свои попытки устранить соседа. Цепеш с огнем и мечом прошел по их цветущим равнинам: города были взяты приступом. А побежденный Шесбург увидел пятьсот своих именитейших граждан на кольях посреди площади.

Но уже поверженный противник нанес Цепешу неожиданный удар.

То, что оказалось не по силам турецкой армии, сумела совершить немногочисленная., но влиятельнейшая прослойка - торговая элита Семиградья. Был применен и оказался действенным метод, хорошо известный и людям нашего времени: воззвание к «общественному мнению» с помощью печатного слова. и вот на средства нескольких торговых домов был напечатан памфлет, где анонимными авторами подробно описывалась - в искаженном виде - вся деятельность Влада. В памфлете содержались некоторые подробности, касающиеся «коварных планов» валашского государя в отношении Венгерского королевства.

Клевета принесла ожидаемый результат. Образ действий Влада III вызвал возмущение при европейских дворах, а король Дан III пришел в ярость и начал действовать.

На помощь королю пришел случай. В 1462 г. турки вновь вторглись в Валахию и после осады взяли княжескую цитадель - замок Поэнари, «орлиное гнездо» Влада III, а затем разрушили его. Погибла жена князя. Теперь об этих событиях напоминают лишь белеющие на скале руины да прозвание «река принцессы», сохранившееся за бурным потоком Аргесса.

Не ожидавший нападения Влад не успел собрать войска и бежал на север. Король Дан, очень обрадованный тем, что обстоятельства сложились так удачно, немедленно пленил Влада и заключил в темницу.

Спустя двенадцать лет Дан, уверившись в «покорности» Влада, освободил его, распустив при этом слух, что Цепеш смирил гордыню и даже якобы перешел в католичество. Осенью 1476 г. Влад вернулся на родину. Но окрепшим за время его отсутствия боярам удалось разгромить княжескую дружину. Цепеш вновь оказался во власти Дана. Бояре потребовали выдачи ненавистного им господаря и участь князя была решена. Однако Влад III бежал и принял смерть в бою.

Найдя тело Цепеша, бояре изрубили его на куски и разбросали вокруг. Позднее монахи из Снаговского монастыря собрали останки покойного и предали их земле.

Лишившись своего государя, Валахия в 16 в. окончательно попала под турецкое владычество и лишь в первой трети 19 в. в результате подъема национального движения и при поддержке России добилась, наряду с Молдавией, автономии.

Почти шесть веков назад в истории появился такой человек, как валашский господарь (князь) Влад Цепеш, и с того времени за ним тянется зловещая тень его мрачной репутации. Иногда даже кажется, что речь идет не про человека, а об настоящем исчадии ада, которое по недоразумению попало на землю. Для большинства он известный как “ужас на крыльях ночи”, кровожадный вампир, диктатор, который сажал на кол за самую ничтожнейшую провинность, и этот список можно продолжать очень и очень долго. Влад Цепеш в сознании людей — ужасное чудовище, равных которому не было до него. А может… может Влад Цепеш был обычным для своей эпохи деятелем, обладавшим разными личными качествами, просто среди которых его жестокости отводилось отнюдь не самое последнее место? О графе Дракуле пачками снимают всевозможные фильмы жанра хоррор и пишут книги, от которых леденеет кровь. О личности этого валашского князя до сих пор идут горячие споры, делаются множество попыток выяснить соотношение мифов и реальности, вымысла и правды в рассказах про этого человека. Но почти каждый раз при попытке разобраться в Владе Цепеше и его жизни, от которых нас разделяют почти на шесть веков, то неосознанно, а бывает что и намеренно про графа Дракулу создаются новые мифы и легенды.
Кем же на самом деле был Влад Цепеш, и почему именно ему досталась должность самого “главного и известного вампира”? Кем же в реальности был тот человек, который для миллионов кинозрителей и читателей стал воплощением вампира? На родине графа, в Румынии, его, как правило, считают поборником “настоящей справедливости”, защитником и спасителем родины. Это странное положение дел один из исследователей выразил так: “Небезызвестный Влад Цепеш, граф Дракула, валашский патриот и садист”.
Загадки этой личности начинаются сразу же, как только мы пробуем узнать полное имя, прозвище и титул нашего героя. Одни хроники с полной уверенностью называют валашского князя Владом III, другие же – с не меньшей уверенностью — Владом IV. И они ведут речь не об сыне и отце (порядковый номер отца Цепеша, которого тоже звали Владом, варьируется соответственно), а про одного князя. Учитывая время, что прошло с их смерти, подобные расхождения должны слабо удивлять… Но никто ведь не путает номера куда более многочисленных французских королей Людовиков!
Год рождения графа, и дата, точно установлены не были. Влад Цепеш-Дракула, скорее всего, родился в 1431 или 1430 году (некоторые исследователи называют даже 1429 или 1428 годы), когда отец будущего “вампира”, Влад Дракул, один из претендентов на валашский трон, при поддержке императора “Священной Римской империи” Сигизмунда Люксембургского, был в Сигишоаре, трансильванском городе около границы с Валахией.
В научно-популярной литературе часто связывают рождение Влада-младшего с моментом вступления его Влада-старшего в орден Дракона, куда его отца приняли 8 февраля 1431 года, по приказу императора Сигизмунда, занимавшего тогда еще и престол Венгрии. Но с коре всего на самом деле это или просто совпадение или попытка отдельных личностей такое совпадение изобрести. Похожих выдуманных, а порой и реальных совпадений в жизни Влада Цепеша-Дракулы предостаточно. Относиться к любому такому совпадению следует очень осторожно.
Итак, отец Влада III, правитель и князь Валахии Влад II (хотя по некоторым историческим документам все-таки Влад III), находясь во времена юности при дворе императора “Священной Римской империи”, действительно стал членом ордена Дракона, причем орден был престижным — его адепты были обязаны подражать христианскому Святому Георгию в его непрекращающейся борьбе с нечистой силой, которая в те времена ассоциировалась с армиями турецкого султана, наползавшими на Европу с современной Анатолии. Именно своему вступлению в орден Дракона отец Влада получил прозвище Дракон (Дракул), перешедшее потом в наследству и к герою этого рассказа. Причем так называли не одного Влада, но и двух его братьев Раду и Мирчо. Поэтому до сих пор не установлено, связывали такое прозвище с представлением о нечисти или наоборот. Как постоянное напоминание о данном обете рыцари носили изображение дракона, которого убил Георгий, висящего с раскинутыми крыльями и перебитой спиной на кресте.
Но здесь Влад II весьма перестарался: он не только показывался со знаком ордена перед своими подданными, но и чеканил монеты с изображением дракона, и драконов он даже изображал на стенах строившихся церквей. В глазах своего народа Влад II выглядел драконопоклонником и в народе закрепилось прозвище данное ему в ордене — Влад Дракул (Дракон). В “Сказание о Дракуле-воеводе” автор пишет прямо: “именем Дракула влашеским языком, а нашим — Диавол. Толико зломудр, яко же по имени его, тако и житие его”.
Есть документы, в которых это прозвище использовали иностранные владыки при официальном титуловании Влада III, когда он был господарем Валахии. Цепеш обычно подписывал документы подписью “Влад, сын Влада” с указанием всех своих владений и титулов, но известно про два письма, где он подписался “Влад Дракул”. Из этого исходит, что он носил имя Дракула с гордостью и не находил его оскорбительным для себя.
Прозвище Цепеш (Тепес, Тепез или Тепеш – в румынской транскрипции допускаются варианты), имеющее такое ужасное значение (по-румынски “Пронзитель”, “Насаживающий на кол”, “Сажатель на кол”), при его жизни румынами не употреблялось. Но его еще до гибели Влада употребляли турки. В турецком звучании это прозвище звучит как “Казыклы”. По сохранившимся сведениям похоже, что против такого прозвища валашский господарь нисколько не возражал. После смерти князя прозвище перевели с турецкого и ним стали пользоваться все, под ним же Влад и вошел в мировую историю.
Существует портрет грозного “вампира”, сохранённый в тирольском замке Амбрас. Но у историков есть сомнения: вряд ли он был именно таким, каким Цепеша изобразил средневековый художник. Современники Влада признавались, что он, в отличие от брата Рада, называемого Красивым, красотой отмечен не был. Но он был очень силён физически, прекрасным пловцом и наездником.
А вот был ли он злющим садистом или же храбрым и бескомпромиссным героем, у которого не было права на жалость, — истина у всех своя. Давайте обратимся к истории.
Княжество Валахия в те времена являло собой то самое маленькое государство, которое, как заметил мудрый лорд Болингброк из “Стакана воды”, получает какие-никакие шансы в том случае, если на его территорию претендуют сразу два больших. В данном случае на Валахии сошлись интересы католической Венгрии, наступавшей на православие, и мусульманской Порты, претендовавшей на мировое владычество. Валахия была областью, зажатой между турецкими владениями с юга (особенно после 1453 года, когда пала раздавленная турками Византия) и Венгрией с севера.
Кроме того, за спиной маленькой Валахии пряталась богатая Трансильвания (или Семиградье), принадлежавшая Венгрии, где бурно развивались ремесла, проходила ветвь Великого шелкового пути, росли самоуправляемые города, основанные саксонцами. Семиградские купцы были заинтересованы в мирном сосуществовании Валахии с турками-агрессорами. Трансильвания была своего рода буферной территорией между венгерскими и валашскими землями.
Своеобразие геополитического положения Валахии, а также религиозная специфика (исповедание народом и государями православия) противопоставляли ее как мусульманской Турции, так и католическому Западу. Это обусловило крайнее непостоянство военной политики. Правители то шли вместе с венграми на турок, то пропускали турецкие армии в Венгерскую Трансильванию. Борьбу супердержав валашские господари более-менее успешно использовали в своих целях, залучаясь поддержкой одной из них, чтобы очередным дворцовым переворотом свергнуть ставленника другой. Именно таким образом взошел на престол Влад-старший (отец), с помощью венгерского короля свергнувший своего двоюродного брата. Однако турецкое давление усиливалось, и союзничество с Венгрией мало что давало. Влад-старший признал вассальную зависимость Валахии от Порты.
Такое сосуществование достигалось по традиционному для того времени сценарию: князья отправляли ко двору турецкого султана своих сыновей в качестве заложников, с которыми обращались хорошо, но в случае мятежа в вассальном государстве немедленно казнили. Таким гарантом повиновения и стали сыновья валашского господаря: Раду Красивый и Влад, который свое далеко не столь невинное прозвище заработает позже.
Тем временем Влад-старший продолжал маневрировать меж двух огней, однако в конце концов был убит вместе с сыном Мирчо то ли венграми, то ли собственными боярами.
Кроме того, говоря об ужасах, неразрывно связанных с именем Дракулы, следует помнить о состоянии страны и существовавшей там системе власти. Государи избирались на престол из одного и того же рода, но выбор не был обусловлен какими-либо определенными принципами престолонаследия. Все решала исключительно расстановка сил в кругах валашского боярства. Поскольку любой из членов династии мог иметь множество как законных, так и побочных детей, любой из которых становился претендентом на престол (было бы кому из бояр на него поставить!), то следствием этого была фантастическая чехарда правителей. «Нормальный» переход власти от отца к сыну был редкостью. Понятно, что при стремлении зарвавшегося господаря закрепить свои полномочия, на повестку дня ставился террор, и объектом его оказывались как родичи правителя, так и всевластные бояре.
Террористические, если так можно выразиться, царствования были и до, и после Влада III. Почему же тогда творившееся при нем вошло в устные предания и литературу как превзошедшее все мыслимое и немыслимое, вышедшее за пределы самой жестокой целесообразности? Деяния этого правителя, широко растиражированные письменными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь.
Сама жизнь Влада (в румынских сказаниях он же воевода Цепеш) кажется непрестанным переходом от одной экстремальной ситуации к другой. В тринадцать лет он присутствует при разгроме турками валашских, венгерских и славонских войск в битве под Варной, затем — годы пребывания в Турции в качестве выданного отцом заложника (тогда-то он и выучил турецкий язык). В семнадцать лет Влад узнает об убийстве боярами из “венгерской” партии отца и старшего брата. Турки освобождают его и сажают на престол.
Из турецкой неволи Влад вернулся на родину законченным пессимистом, фаталистом и с полным убеждением, что единственными движущими силами политики служат сила или угроза ее применения.
Продержался он на троне первый раз недолго: венгры сбросили турецкого ставленника и посадили на трон своего. Влад вынужден был просить убежища у союзников в Молдавии. Однако проходит еще четыре года, и во время очередной (уже молдавской) смуты гибнет правитель этой страны — сторонник Влада, который гостеприимно его принял в Молдавии. Новый побег — на этот раз к венграм, истинным виновникам смерти отца и брата Дракулы, и четыре года пребывания в Трансильвании, у валашских границ, жадное выжидание своего часа.
В 1456 году конъюнктура наконец сложилась благоприятно для беглого правителя. В очередной раз Дракула занимает престол с помощью валашских бояр и венгерского короля, недовольного своим предыдущим протеже. Так началось то правление Влада Цепеша в Валахии, во время которого он и стал героем легенд и совершил большую часть своих деяний, вызывающих до сих пор самые разноречивые оценки.
На четвертом году княжения Дракула разом прекращает выплату дани туркам и ввязывается в кровопролитную и неравную войну с султанской Портой. Для успешного ведения любой войны, а уж тем более с таким грозным соперником, необходимо было укрепить свою власть и навести порядок в собственной державе. К осуществлению этой программы и приступил Цепеш в присущем ему стиле.
Первое, что, согласно исторической хронике, совершил Влад, утвердившись в тогдашней столице Валахии городе Тырговиште, — выяснил обстоятельства гибели своего брата Мирчо и покарал виновных. Он приказал вскрыть могилу брата и убедился, что тот, во-первых, был ослеплен, а во-вторых, перевернулся в гробу, что доказывало факт погребения заживо. Согласно хронике, в городе как раз праздновали Пасху и все жители принарядились в самые лучшие одежды. Усмотрев в таком поведении злобное лицемерие, Цепеш распорядился заковать всех жителей в цепи и отправить на каторжные работы по восстановлению одного из предназначавшихся ему замков. Там они должны были работать до тех пор, пока парадные одежды не превратятся в лохмотья.
Звучит рассказ психологически вполне достоверно, да и документ, в котором он содержится, вроде заслуживает доверия. Это не памфлет, написанный врагами Влада, а добротный труд, составленный бесстрастным летописцем, причем почти одновременно с происходившими событиями.
Однако зададимся вопросом: а можно ли верить этой истории, описанной в хронике?
Власть в Валахии была захвачена Владом 22 августа 1456 года, после расправы над соперником, гибель которого произошла 20 августа. При чем здесь Пасха, ведь дело шло к осени?
Более правдоподобно выглядит предположение, что события эти относятся к первому вступлению Влада на трон в 1448 году, непосредственно после гибели брата. Однако тогда он правил всего лишь два осенних месяца — с октября по начало декабря, то есть никакого пасхального праздника тоже не могло быть.
Получается, что мы имеем дело с легендой, каким-то образом исказившей действительность и связавшей воедино разные происшествия, изначально друг с другом никак не связанные. Хотя, возможно, некоторые детали, попавшие в хронику, и соответствуют реальности. Например, эпизод со вскрытием могилы Мирчо. Такое событие могло действительно произойти, причем еще в 1448 году, когда Цепеш стал правителем в первый раз.
Что наверняка подтверждается упомянутой хроникой, так это тот факт, что легенды о правлении Влада Цепеша стали складываться практически сразу же с началом этого правления. Кстати, хотя все эти рассказы содержали описание разнообразных жестокостей, совершаемых Владом, общий тон их был скорее восторженным. Все они сходились на том, что Цепеш в кратчайшие сроки навел в стране порядок и добился ее процветания. Однако средства, которые при этом он использовал, вызывают в наше время далеко не столь единодушный восторг.
С момента второго воцарения Дракулы в стране творится нечто невообразимое. К началу правления под его властью находилось (включая смежные с Валахией и контролируемые области Трансильвании) около 500 тысяч человек. За шесть лет (1456- 1462), не считая жертв войны, по личному распоряжению Дракулы было уничтожено свыше 100 тысяч. Возможно ли, чтобы правитель, пусть даже средневековый, вот так за здорово живешь уничтожил пятую часть своих подданных? Даже если в некоторых случаях под террор можно попытаться подвести какую-то рациональную основу (устрашение оппозиции, ужесточение дисциплины и прочее), то цифры все равно вызывают новые вопросы.
Происхождение легенд о Дракуле требует пояснений. Во-первых, деятельность Влада Цепеша была изображена в десятке книг — сперва рукописных, а после сделанного Гутенбергом изобретения и печатных, созданных в основном в Германии и в некоторых других европейских странах. Все они сходны, так что, видимо, опираются на какой-то один общий источник. Важнейшими источниками в данном случае являются поэма М. Бехайма (немца, в 1460-х годах жившего при дворе венгерского короля Матиуша Корвина), а также немецкие памфлеты, распространявшиеся под названием «Об одном великом изверге» в конце того же столетия.
Другая группа сборников легенд представлена рукописями на русском языке. Они близки друг к другу, похожи и на германские книги, но кое в чем от них отличаются. Это древнерусская повесть о Дракуле, написанная в 1480-х годах, после того, как Валахию посетило русское посольство Ивана III.
Есть еще и третий источник — устные предания, до сих пор бытующие в Румынии, — как непосредственно записанные в народе, так и обработанные известным сказочником П. Испиреску в XIX веке. Они колоритны, но в качестве опоры для поиска истины спорны. Наслоившийся в них за несколько веков устной передачи сказочный элемент слишком велик.