Значение гексаграммы 17. Главное в гуа

Канонический текcт

Изначальное свершение; благоприятна стойкость. Хулы не будет.

  1. В службе будет перемещение. Стойкость — к счастью. — (Если и) , выйдя из ворот, будешь связан (с правильным для тебя, то) будешь иметь успех.
  2. Сблизишься с малыми детьми — потеряешь возмужалых людей.
  3. Сблизишься с возмужалыми людьми — потеряешь малых детей. — В последовании будешь добиваться и достигнешь. — Благоприятно пребывание в стойкости.
  4. (Если) в последовании и захватишь что-нибудь, (то) стойкость — к несчастью. (Если) будешь обладать правдой и будешь на (верном) пути, (то) тем самым будет ясность. — Какая может быть хула?
  5. Правдивость по отношению к прекрасному. — Счастье.
  6. То, что взято, — сблизься с ним; и то, что следует (за тобою) , — свяжись с ним. — Царю надо проникнуть к западной горе.

Вольность, очерченная в предыдущей гексаграмме, создает те условия общего равенства, в которых господствует настроение радости. Поэтому она подготовляет данную ситуацию свободного и радостного последования за ведущим человеком, ибо здесь имеются в виду, прежде всего те обстоятельства, при которых низшие добровольно подчиняются более развитому человеку и следуют за ним, охваченные его идеями. Так же и в сфере познания, когда наступило не только само познание объекта, но и радость познания, то ничего не остается больше, как только в познании объективно существующего обрести свободу в подчинении объективной истине. Так наступает то развитие познающего, которое коренится в изначальной объективности мира. Однако при таком развитии необходито для благоприятного исхода стойкое владение собой, ибо если сам познающий управляет собою через объективное познание, то, чтобы последовать за истиной, он должен сам подчинить себя ей и стойко соблюдать это подчинение. Только тогда он может избежать надвигающейся порчи, о которой будет речь в следующей гексаграмме. Лишь при соблюдении указанного поведения можно рассчитывать на благополучный исход последования. Поэтому и в тексте читаем: Последование. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Хулы не будет.

1

В ситуации последования существенна полная согласованность с требованиями времени. Потому самое важное здесь — это неизменно следить за изменениями ведущего и правящего и следовать за ними. Однако это не должно быть доводимо до крайности, до беспринципного подчинения правителю, наоборот, только стойкость дает правильное и счастливое начало процесса последования, суть которого в том, чтобы человек сдвинулся с косно занимаемой им позиции и вне своих владений достиг успеха. Исходя из этих мыслей, мы можем понять текст: В начале сильная черта. В правящем предстоит перемена. Стойкость — к счастью. Выйдешь за ворота, в твоих связях будет успех.

2

Каждая ступень, следующая после предыдущей, представляет собою более развитые и совершенные силы. В данной ситуации особенно приходится подчеркнуть, что все менее развитое должно для своего развития следовать за более развитым. Поэтому конкретно, в условиях, описываемых второй позицией данной гексаграммы, особенно необходимо последование за высшими, более развитыми. Но именно здесь есть опасность отдаться лишь одному импульсу последования, очерченному на предыдущей ступени, ибо это сильный импульс (символизирован сильной чертой, единственной в нижней триграмме, суть которой движение). Поэтому текст предупреждает: Слабая черта на втором месте. Если свяжешься с младенцем, то утратишь возмужалых.

3

Невозможно одновременно движение вперед и назад. Нельзя последовать одновременно и развитым, и за отставшим. На этой позиции кризиса должен быть произведен решительный выбор. Но всякий выбор, по сути своей, связан с утратой отвергнутого. Эта утрата может заслонить собой все переживания и сбить человека с правильного направления. Но оно должно быть в полной стойкости соблюдено тем, кто его выбрал. В пояснении такой ситуации текст говорит: Слабая черта на третьем месте. Если свяжешься с возмужалым, то утратишь младенца. Но впоследствии будешь искать и обретешь! Благоприятно пребывать в стойкости.

4

Если в ситуации последования и обретается что-либо, то суть не в обретении, а в самом последовании. Однако легко может случиться, что обретенное настолько занимает человека, что он стремится лишь стойко сохранить его, забывая о том, что в данной ситуации его задача лишь последование за более развитым. Поступив так, человек попадает в конфликт с требованиями времени, поэтому его ждет несчастье. Если же, наоборот, обладая правдой, он не сойдет со своего правильного пути, то никакая хула не может угрожать ему. В этом смысле говорится в тексте: Сильная черта на четвертом месте. Если в последовании будет захват и пребудешь стойким, то будет несчастье. Если же, владея правдой, пребудешь на пути и от него будет, ясность, то какая может быть хула?

5

Если то, что представлено пятой позицией, и является тем высшим, за чем следует все остальное в данной ситуации, то и во всех предыдущих позициях (по комментаторской литературе, во всех, кроме третьей) есть нечто положительное и прекрасное, что присуще им. Поэтому на данной ведущей позиции необходимо найти совершенно правильное отношение к этому подлинно прекрасному. Тогда данная позиция будет выражать специфическую черту последования — гармоническое включение личного в общественное, т.е. то, что в терминологии «Книги Перемен» называется счастьем. Для этого нужна громадная сила доверия и правдивости, которой не могут поколебать сомнения. Эта сила символизирована сильной чертой, занимаемой по норме пятую, наиболее деятельную позицию. Поэтому в лаконическом тексте мы находим: Сильная черта на пятом месте. Будь правдив по отношению к прекрасному. Счастье.

6

Если на данной позиции и необходимо соединиться с тем, сто добыто на предыдущей, но это уже нельзя считать простым последованием, ибо предыдущая позиция ниже, чем данная. Впрочем, эта именно невозможность последования совершенно понятна, если принять во внимание то, что на этой позиции заканчивается ситуация последования. Однако в пройденных этапах многое достигнуто, и нецелесообразно рвать с ним. Поэтому здесь рекомендуется восстановить связь с ним. Восстанавливаемая связь с прошлым образно выражается в необходимости жертвоприношения у западной горы (т.е. горы Цзи, которая для племени Чжоу, в котором сложилась Книга, была на западе). У этой горы племя Чжоу начало свою жизнь. Поэтому жертвоприношение у западной горы равнозначно восстановлению отношений с предками, т.е. связи с достигнутым развитием в предыдущем. В тексте мы читаем: Наверху слабая черта. Свяжись с тем, что добыто, соединись с тем, за кем следуешь. Царю надо совершить жертвоприношение у западной горы.

Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Возбуждение и подвижность. В подвижности только начало процесса носит случайный характер все остальное вполне предопределено. Вы только в начале выбираете за чем следовать, а потом следуете за тем, в чем чувствуете разрешение.

Интерпретация Хейслип

Сейчас не время привлекать к себе сторонников; вам нужно скорее укрепиться на своих позициях. И если вдруг даже цели ваши изменятся — не отступайтесь от своих принципов. Не гонитесь сразу за громким успехом и крупной победой: удовольствуйтесь пока малым, а оно и повлечет за собой большое. Не нужно плыть против течения, и все придет в порядок. Очень вероятно, что желание ваше исполнится, но будьте готовы к большим жизненным переменам.

Изначальное свершение; благоприятна стойкость. Хулы не будет.

В службе будет перемещение. Стойкость - к счастью. - (Если и), выйдя из ворот, будешь связан (с правильным для тебя, то) будешь иметь успех.
Сблизишься с малыми детьми - потеряешь возмужалых людей.
Сблизишься с возмужалыми людьми - потеряешь малых детей. - В последовании будешь добиваться и достигнешь. - Благоприятно пребывание в стойкости.
(Если) в последовании и захватишь что-нибудь, (то) стойкость - к несчастью. (Если) будешь обладать правдой и будешь на (верном) пути, (то) тем самым будет ясность. - Какая может быть хула?
Правдивость по отношению к прекрасному. - Счастье.
То, что взято, - сблизься с ним; и то, что следует (за тобою), - свяжись с ним. - Царю надо проникнуть к западной горе.

Название

Суй (Последование): приходить или уходить в установленной последовательности; соответствовать, подчиняться; в стиле чего-либо, согласно общей идее; двигаться в одном направлении; следовать учению, школе или религии. Иероглиф изображает три следа, идущие один за другим.

Образный ряд

Вас увлекает мощная сила. Подчинитесь неизбежному ходу вещей и следуйте ему. Идите по тропе, проложенной для вас, по пути наименьшего сопротивления. Руководствуйтесь здравым смыслом. Вы участвуете в ряде событий, тесно связанных друг с другом. Это принесет пользу и просветление. Следуйте за призывом и отпустите то, что осталось в прошлом. Возникает новый центр осознания. Избавьтесь от жестких взглядов, чтобы старые привычки могли исчезнуть. Весь мир следует циклу времен года; вы же следуете за изначальной идеей, присущей потоку событий.

Внешний и Внутренний миры

Водоем и Гром

Слова поощрения, произнесенные во внешнем мире, пробуждают новую энергию изнутри. Сочетание триграмм подчеркивает необходимость предпринять новое действие.

Следование образцу, личности или процессу содержит скрытую возможность постепенного осознания своих желаний.

Последовательность

Вольность приводит к последованию. Осознание этого позволяет пользоваться им.

Определение

Последование означает движение с потоком сущего.

Образ

искусный ремесленник вырезает и полирует кусок нефрита.

Символ

толкать телегу бревном.

Среди туманов гремит гром. Последование.

Благородный человек следует за другими, чтобы получить паузу для передышки.

Линии гексаграммы

Вначале девятка

В службе будет перемещение. Стойкость - к счастью.
Если, выйдя из ворот, будешь связан с правильным для тебя, будет успех.

Необходимо следить за изменениями правящего и следовать за ними, но не вплоть до слепого подчинения. Путь открыт. Если вы покинете привычное место и сделаете правильный выбор, то достигнете первоначального результата.

Шестерка вторая

Сблизишься с малыми детьми -
Утратишь возмужалых людей.

Менее опытное должно следовать за более опытным. Нарушив этот принцип, вы рискуете утратить направление. Сейчас вы одни, без союзников, и должны приспосабливаться к тому, что встает у вас на пути.

Шестерка третья

Сблизишься с возмужалыми людьми -
Утратишь малых детей.
В последовании будешь искать и обретешь.
Благоприятно пребывание в стойкости.

Сделав решительный выбор, вы восстанавливаете естественный ход вещей. Необходимость начинать заново приводит к исканиям, но при надлежащей выдержке и терпении желаемое будет достигнуто.

Девятка четвертая

Если в последовании захватишь что-нибудь,
То стойкость - к несчастью.
Если будешь обладать правдой, пребывая на верном пути,
То понимание прояснится.
Какая может быть хула?

Ваша задача - не в обретении, а в доследовании. Если вы следуете за кем-либо из корыстных побуждений, путь будет закрыт (несчастье). Определите свое место в жизни. Обладая правдой (связь с духами), вы не сойдете с правильного пути. Тогда вы поймете, за чем нужно следовать. Это может быть новым началом для вас.

Девятка пятая

Будь правдив с прекрасным.
Счастье.

Стремление к совершенству благоприятно, так как в ситуации есть связь с духами. Ваше доверие к выбранному пути непоколебимо. Путь открыт (счастье).

Наверху шестерка

Свяжись с тем, что добыто.
Соединись с тем, за кем следуешь.
Царю надо совершить жертвоприношение у Западной горы.

Ситуация заканчивается, но многое уже достигнуто, и было бы неразумно рвать связь с прошлым и связь времен в целом. Восстановление этой связи Символизируется жертвоприношением у Западной горы (священная гора Цзи во времена династии Чжоу).

Ассоциативное толкование

  1. Снежный гусь несет послание сквозь облака. Это означает хорошие источники информации.
  2. Куча монет означает богатство.
  3. Человек сидит за красными воротами. Это означает «быть у власти».
  4. Человек стоит перед красными воротами. Это означает «искать славы и богатства».

Объяснение отдельных яо по Чжоу-гуну.

Первое яо.

Начальная девятка. Стандарты всегда меняются. Настойчивость приносит удачу. Выйти через дверь и найти компанию - значит начать действовать.

  1. Вы обнаруживаете, что ваши последователи теряют интерес к делу. Вы выходите и находитесь среди них и понимаете, что только их личные интересы несколько из¬менились, в целом же они готовы следовать за вами, когда вы приблизите свои планы к их интересам.
  2. Применяемые методы могут отличаться, но принцип - тот же.
  3. Великий человек знает, как быть на гребне волны своего времени.

Второе яо.
Шестерка вторая. Она остается с молодым человеком и теряет своего мужа.

  1. Вы связываетесь с группой приятных людей, у которых на самом деле нет никаких четких планов. Позже встречаете кого-либо с более ясным умом и более активного и понимаете, что потеряли много времени зря.
  2. Вы не способны сделать выбор между двумя вариантами.
  3. Не поддавайтесь искушению малых приобретений, иначе будет большая потеря.

Третье яо.
Шестерка третья. Если она последует за мужем, то расстанется с этим молодым человеком. Она найдёт то, к чему стремится, через следование. Настойчивость Благоприятна.

  1. Вы присоединяетесь к новому коллективу, который работает очень интенсивно, и замечаете, что теперь все реже видите старых друзей. Сначала вы грустите, затем осознаете, что ваша жизнь стала лучше вследствие ваших новых инициатив.
  2. Вы хотите чего-либо и получаете именно это.
  3. Всегда критически относитесь к себе, тогда все будет совершенным.

Четвертое яо.
Девятка четвертая. Следование успешно. Настойчивость - к неудаче. Но если вами движет искренность, то ум прояснится. Что тут может быть неправильного?

  1. Все идет хорошо. Вы продолжаете, и вдруг неудача. Вы пересматриваете свои действия и чувства и видите, что вы не придерживались высших стандартов и были эгоистичны. Хотя вы понесли убытки, зато исправили положение вещей, и теперь чувствуете себя лучше.
  2. Не будьте слишком благодушны к своим манерам.
  3. Следовать правде - как карабкаться по круче.

Пятое яо.
Девятка пятая. Искренне следуйте Благому. Удача.

  1. Вы много запланировали на сегодня и вдруг видите человека, которому нужна помощь. Отставляете свои дела в сторону и оказываете эту помощь. Тот человек счастлив, и вы чувствуете, что сделали сегодня что-то стоящее.
  2. Надо решить, что хорошо и правильно, и не отступать от этого.
  3. Надо решить, что следует сделать в первую очередь.

Шестое яо.
Верхняя шестерка. Он встречается с верным последователем, который приводит его назад в коллектив. Царь представляет его Западной Горе.

  1. Вы оставляете коллектив, чтобы действовать самостоятельно, но один из товарищей, который понимает вас, приходит и убеждает вас вернуться. От этого выигрывают все, а ваш вклад вознаграждается по достоинству.
  2. Начните сначала; выходите из своего убежища.
  3. В вашем доме скоро будут счастливые события.

Общее толкование по Ю.Шуцкому

Вольность, очерченная в предыдущей гексаграмме, создает те условия общего равенства, в которых господствует настроение радости. Поэтому она подготовляет данную ситуацию свободного и радостного последования за ведущим человеком, ибо здесь имеются в виду, прежде всего те обстоятельства, при которых низшие добровольно подчиняются более развитому человеку и следуют за ним, охваченные его идеями. Так же и в сфере познания, когда наступило не только само познание объекта, но и радость познания, то ничего не остается больше, как только в познании объективно существующего обрести свободу в подчинении объективной истине. Так наступает то развитие познающего, которое коренится в изначальной объективности мира. Однако при таком развитии необходито для благоприятного исхода стойкое владение собой, ибо если сам познающий управляет собою через объективное познание, то, чтобы последовать за истиной, он должен сам подчинить себя ей и стойко соблюдать это подчинение. Только тогда он может избежать надвигающейся порчи, о которой будет речь в следующей гексаграмме. Лишь при соблюдении указанного поведения можно рассчитывать на благополучный исход последования. Поэтому и в тексте читаем: Последование. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Хулы не будет.

1
В ситуации последования существенна полная согласованность с требованиями времени. Потому самое важное здесь - это неизменно следить за изменениями ведущего и правящего и следовать за ними. Однако это не должно быть доводимо до крайности, до беспринципного подчинения правителю, наоборот, только стойкость дает правильное и счастливое начало процесса последования, суть которого в том, чтобы человек сдвинулся с косно занимаемой им позиции и вне своих владений достиг успеха. Исходя из этих мыслей, мы можем понять текст: В начале сильная черта. В правящем предстоит перемена. Стойкость - к счастью. Выйдешь за ворота, в твоих связях будет успех.

2
Каждая ступень, следующая после предыдущей, представляет собою более развитые и совершенные силы. В данной ситуации особенно приходится подчеркнуть, что все менее развитое должно для своего развития следовать за более развитым. Поэтому конкретно, в условиях, описываемых второй позицией данной гексаграммы, особенно необходимо последование за высшими, более развитыми. Но именно здесь есть опасность отдаться лишь одному импульсу последования, очерченному на предыдущей ступени, ибо это сильный импульс (символизирован сильной чертой, единственной в нижней триграмме, суть которой движение). Поэтому текст предупреждает: Слабая черта на втором месте. Если свяжешься с младенцем, то утратишь возмужалых.

3
Невозможно одновременно движение вперед и назад. Нельзя последовать одновременно и развитым, и за отставшим. На этой позиции кризиса должен быть произведен решительный выбор. Но всякий выбор, по сути своей, связан с утратой отвергнутого. Эта утрата может заслонить собой все переживания и сбить человека с правильного направления. Но оно должно быть в полной стойкости соблюдено тем, кто его выбрал. В пояснении такой ситуации текст говорит: Слабая черта на третьем месте. Если свяжешься с возмужалым, то утратишь младенца. Но впоследствии будешь искать и обретешь! Благоприятно пребывать в стойкости.

4
Если в ситуации последования и обретается что-либо, то суть не в обретении, а в самом последовании. Однако легко может случиться, что обретенное настолько занимает человека, что он стремится лишь стойко сохранить его, забывая о том, что в данной ситуации его задача лишь последование за более развитым. Поступив так, человек попадает в конфликт с требованиями времени, поэтому его ждет несчастье. Если же, наоборот, обладая правдой, он не сойдет со своего правильного пути, то никакая хула не может угрожать ему. В этом смысле говорится в тексте: Сильная черта на четвертом месте. Если в последовании будет захват и пребудешь стойким, то будет несчастье. Если же, владея правдой, пребудешь на пути и от него будет, ясность, то какая может быть хула?

5
Если то, что представлено пятой позицией, и является тем высшим, за чем следует все остальное в данной ситуации, то и во всех предыдущих позициях (по комментаторской литературе, во всех, кроме третьей) есть нечто положительное и прекрасное, что присуще им. Поэтому на данной ведущей позиции необходимо найти совершенно правильное отношение к этому подлинно прекрасному. Тогда данная позиция будет выражать специфическую черту последования - гармоническое включение личного в общественное, т.е. то, что в терминологии «Книги Перемен» называется счастьем. Для этого нужна громадная сила доверия и правдивости, которой не могут поколебать сомнения. Эта сила символизирована сильной чертой, занимаемой по норме пятую, наиболее деятельную позицию. Поэтому в лаконическом тексте мы находим: Сильная черта на пятом месте. Будь правдив по отношению к прекрасному. Счастье.

6
Если на данной позиции и необходимо соединиться с тем, сто добыто на предыдущей, но это уже нельзя считать простым последованием, ибо предыдущая позиция ниже, чем данная. Впрочем, эта именно невозможность последования совершенно понятна, если принять во внимание то, что на этой позиции заканчивается ситуация последования. Однако в пройденных этапах многое достигнуто, и нецелесообразно рвать с ним. Поэтому здесь рекомендуется восстановить связь с ним. Восстанавливаемая связь с

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем - Разрешение и радостность, во внутреннем - Возбуждение и подвижность. В подвижности только начало процесса носит случайный характер все остальное вполне предопределено. Вы только в начале выбираете за чем следовать, а потом следуете за тем, в чем чувствуете разрешение.

Интерпретация Хейслип

Сейчас не время привлекать к себе сторонников; вам нужно скорее укрепиться на своих позициях. И если вдруг даже цели ваши изменятся - не отступайтесь от своих принципов. Не гонитесь сразу за громким успехом и крупной победой: удовольствуйтесь пока малым, а оно и повлечет за собой большое. Не нужно плыть против течения, и все придет в порядок. Очень вероятно, что желание ваше исполнится, но будьте готовы к большим жизненным переменам.

Описание внешней и скрытой гексаграмм

В проявленном мире сверкают ценные слитки золота на дне прозрачного озера. Уже сейчас в жизни имеются значительные достижения, уже сейчас радостным свершением добыт ценный клад.

Прямо под озером в земле проросло маленькое семечко дерева. Внутри родилось беспокойство о том, как бы не утратить, не потерять достигнутое.

Росток начинает быстро, как гром, расти, питаясь водой. Беспокойство по поводу возможных потерь очень быстро растёт.

Дерево выпивает всю воду из озера и скрывает под своими корнями слитки золота. Опасения реализуются реальными событиями, разрушающими ценные достижения.

Там, где раньше было прозрачное озеро с золотыми слитками, завтра будет расти огромное дерево. Мирская суета поглотит радостное свершение и ценный клад золота так, что о них останется только воспоминание.

На ПОДСОЗНАНИИ ветер колышет могучую крону зеленого дерева. Идет богатая разнообразными событиями жизнь.

Дерево глубоко корнями проникло в землю, а тонкими ветвями устремилось в голубое небо. Жизнь состоит из забот о прочном материальном достатке, попытках разобраться в происходящих событиях и духовных исканиях.

Прямо под деревом начинает расти гора. Гора символизирует авторитетное мнение, некую идею. Идея не проверяется на фактах, а в основном принимается за непоколебимую истину на уровне подсознания.

Дерево не выдержит сильного ветра на вершине горы и упадет вниз. Останется одна громадная гора. Внутренняя уверенность в незыблемости выбранной концепции вытесняет все сомнения и искания из подсознания. Какие бы события не происходили вовне, в глубине души имеется непоколебимая концепция для их объяснения. Это убивает перемены, а значит и саму жизнь.

Общее толкование гексаграммы №17

В проявленном мире радостным свершением добыт ценный клад. Это вызывает необычайное оживление, активность и возбуждение. Бездумное следование за великим достижением и чрезмерные страхи о его возможной утрате сведут на нет значение свершения. Клад скроется в суетных попытках его сохранить. Так толпа догматических поклонников великого учителя сводит на нет его учение неистовым почитанием. РАБОЛЕПИЕ.

На подсознании РАБОЛЕПИЕ только усиливается. Дерево вцепилось в вершину растущей горы корнями. Гора – это великое свершение, большой авторитет, незыблемая концепция. Это слепое, непоколебимое следование за чьим-то авторитетом в ущерб своему внутреннему учителю. Рост дерева противоречит его положению на вершине горы и кончится полным крахом ситуации – гибелью дерева. РАБОЛЕПИЕ прекращает рост, останавливает развитие и ведёт к краху.

Неблагоприятно. Принятие на веру чужих идей и концепций. Слепое следование за чужим авторитетом неизбежно приведет к краху на всех уровнях. Благоприятно. Мыслить и решать задачи самостоятельно. Верить, прежде всего, в себя и свою интуицию, а только затем принимать в расчет чужие достижения, как бы велики они не были.

МНОГОМЕРНОСТЬ

(ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ ВИБРАЦИЯ ГЕКСАГРАММЫ №17)

САМООБОЖЕСТВЛЕНИЕ

САМООБОЖЕСТВЛЕНИЕ – вера в то, что мы являемся Богами в теле человека. САМООБОЖЕСТВЛЕНИЕ - это поиск ответов на все вопросы, прежде всего внутри самого себя. САМООБОЖЕСТВЛЕНИЕ убирает саму основу для РАБОЛЕПИЯ, делая его просто невозможным. Человек, живя в двойственном мире, всегда будет сомневаться в своей божественной природе. Эти сомнения часто будут приводить его к РАБОЛЕПИЮ.

ВЦЕПИВШИСЬ КОРНЯМИ В ВЕРШИНУ ГОРЫ, РАЗВЕ МОЖЕТ ДЕРЕВО ЦВЕСТИ?

РАБОЛЕПИЕ – добровольное слепое беспрекословное подчинение идее или авторитету.

Позиции для осознания:

1. Раболепие - принижение, существенная недооценка самого себя, представление себя ограниченным, маленьким. Вечный поиск: кто бы наставил, научил, как же жить.

2. Раболепие - понимание того факта, что любые наши самостоятельные действия глупы и ничтожны. Любые поступки должны служить Высшим силам или тому, через кого реализуются эти силы. Только это и имеет смысл!

3. Раболепие. «Я обязан заботиться обо всех, с кем связан. У них так много опасных проблем! Кто же им поможет, если не я? Среди тех о ком я забочусь, естественно, нет меня самого. Ведь я забочусь о ком-то, а забота о самом себе есть проявление эгоизма. Да, я раб своих родных, друзей и чувства долга. Это хорошо, поскольку моя жизнь принесена в жертву на алтарь любви к моим близким».

4. Раболепие - отказ от своих земных интересов и абсолютное подчинение своему гуру, сообществу, идее.

5. Полное добровольное подчинение своему Высшему Я, Богу. Это подчинение своего эго перед своей же Божественной частью. Оценка любых событий с точки зрения Высшего Я. Такое «раболепие» на самом деле приводит к истинному величию.

6. «Не доверяйте тому, что Вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что Вы считаете правдой, к чему Вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету Ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему», - Гаутама Будда.

7. «Это очень важный момент - признать, что весь мир свободен - все имеет право быть таким, какое оно есть. До тех пор, пока вы не дадите всему миру свободу соглашаться или не соглашаться с вами, пока вы не дадите каждому человеку свободу любить или не любить вас, одобрять или не одобрять вас, смотреть на вещи так же как вы или по-другому - до тех пор, пока вы не дадите миру причитающуюся ему свободу, вы и сами никогда не освободитесь», - Адьяшанти.

8. «Гоняться по всему свету за гуру и их системами, читать новейшие книги о том о сем и все прочее в этом роде представляется мне совершенно пустым, совершенно никчемным занятием - вы можете объехать вокруг Земли, но вам все равно придется вернуться к себе. Без познания глубин самого себя, без познания субстанции собственной мысли и откуда она приходит - ваши поиски, несомненно, будут абсолютно тщетны, а действия бессмысленны, не так ли? И не имеет при этом значения, американец ли вы или индиец или какова ваша религия», - Джидду Кришнамурти «Первая и последняя свобода».

9. «Раб начинает так: «Они виноваты в том, что я…» Свободный начинает: «Я виноват в том, что я», - М. Жванецкий.

10. «Кое-чего Вы уже достигли, Вы не хотите быть слугой. Теперь Вам осталась самая малость - перестать хотеть быть господином», - Стругацкие.

11. «Мы никогда не будем счастливы в играх, созданных другими…», - Вадим Демчог.

«И-цзин» также известно под названием «Чжоу И» - означает цикличность перемен. И-цзин принят конфуцианской традицией во II веке до нашей эры. В древнем Китае было распространена практика гадание. Книга Перемен И-Цзин также пользовалась популярностью. Это сложная гадательная система, отражающая не только человека, но и весь мировой процесс в целом. В этом и состоит отличие мировоззрения древних китайцев – человек участвует в течение жизни как равный земле и небу, он сам принимает решения и способен взаимодействуя с окружающим миром подчинять его, влиять на свою судьбу и судьбу окружающих.

Главная идея этой книги – изменчивость. Свет сменяет тьму, времена года сменяют друг друга, меняются люди, судьбы и только книга «И-Цзин» до сих пор помогает страждущим найти свой путь в жизни.

Гадание по книге перемен, толкование, позволяет получить развернутый разбор ситуации с возможными вариантами ее дальнейшего развития. Обращающийся к такому инструменту гадания как И-Цзин, сам принимает решение или не принимает его, но книга перемен указывает не только пути, но и последствия. Книга перемен состоит из 64 гексаграмм, которые выражают какой-либо жизненный аспект. Каждая гексограмма подробно отвечает о развитии ситуации в целом и пути выхода из нее. Рассмотрим одну из них – гексограмма 17.

Эта гексограмма носит название «Суй», что в переводе на русский язык означает – последование. Дополнительные значения гексаграммы – «Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Хулы не будет».

Философский смысл данной гексаграммы - ситуация последования. Это прежде всего полная согласованность. Следовать за изменениями ведущего и правящего, но при этом гексаграмма 17 также говорит о стойкости, которая поможет достичь успеха. Все менее развитое должно следовать за более развитым. Благоприятно пребывать в стойкости. Если в ситуации последования обретается что-то, то суть не в обретении, а в самом последовании. Однако легко может случиться, что обретенное настолько занимает человека, что он стремится лишь стойко сохранить его, забывая о том, что в данной ситуации его задача лишь последование за более развитым.

Но также необходимо найти правильное отношение, а именно гармоничное включение личного в общественное, то есть все сводиться к достижению счастья. Счастье достигается за счет соединения с тем, что дорого. Последование. Перевод этой гексаграммы достаточно сложен поэтому в адаптированном переводе используются следующие значения: «Движение в направлении, последование за кем-то, подчинение кому-то, согласованность общих идей. Последовательность в учении, в религии. Иероглиф изображает три следа идущие один за другим».

Что может сказать данная гексограмма современному человеку? Вступление во времена перемен. Руководящие позиции укреплены, верность принципам и идеалам. Следование за своей цели, какой бы она не была. Малые победы приведут за собой большие. Если вопрос о желании, то желание исполнится с большей долей вероятности, но также повлечет за собой серьезные перемены в жизни. Мощная сила заставляет идти по выбранному пути. Сопротивление бесполезно. События, которые сейчас происходят, тесно связаны между собой, избавление от привычек, очищение сознания.

Для наглядности рассмотрим некоторые примеры, о чем может говорить выпадение данной гексаграммы. В первую очередь это касается карьерных достижений. Человек, которому выпадает эта гексограмма стоит на пути принятия решений, которые могут повлиять на его судьбу в целом. Если же решение принято не будет, то судьба поведет его по своему пути. Выберут за него. Оракул советует – принимайте решение и следуйте ему. Будьте стойкими, идите к своей цели.

Если говорить о личных отношениях, то человеку, которому выпадает гексограмма «Суй» можно посоветовать задуматься, а верен ли путь, по которому сейчас идете? За тем ли следуете? Того ли слушаете? И если ответ на эти вопросы положителен, то можете просто плыть по течению – течение вынесет куда надо.

Если при обращении к оракулу «И-Цзин» был задан конкретный вопрос (вопросы, связанные с приобретением или продажей недвижимости, переездами и прочие подобные вопросы), то для получения более точного ответа необходимо дополнительно воспользоваться данным оракулом в другой день. Ведь по правилам прибегать к оракулу «И-цзин» можно не более одного раза в день. Кроме этого правила существуют еще и другие. Для более точного результата необходимо их соблюдать.

Одно из правил гласит – нельзя спрашивать у книги совета в случая зломыслия. Если мысли направлены против других людей, то лучше выберете какой-нибудь другой способ гадания. Другое правило рекомендует часто не пользоваться этой гадательной системой и если на вопрос книга перемен отвечает уклончиво, то нельзя пытаться второй раз подряд получить более понятный ответ.

Как же именно нужно гадать? Для начала необходимо привести свои чувства и мысли в порядок и настроиться на вопрос. Вопрос должен быть важен, не стоит испытывать оракул по пустякам. Выбрать три монеты и поочередно подбросить их шесть раз. Каждый раз, при попадании большинства монет орлом вверх, рисуете сплошную линию. Если же большинство монет (2 из трех) выпадают вверх решкой, то пунктирную. Линии нужно рисовать снизу вверх, подкинув монеты шесть раз и получив шесть линий, гексаграмму можно считать законченной и нужно искать ее значение под соответствующим номером.

Выберите номер гексаграммы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 и смотрите ее толкование ниже

Книга Перемен – толкование гексаграммы №17

Суй. Последование

Вольность, очерченная в предыдущей гексаграмме, создает те условия общего равенства, в которых господствует настроение радости. Поэтому она подготавливает данную ситуацию свободного и радостного последования за ведущим человеком, ибо здесь имеются в виду прежде всего те обстоятельства, при которых низшие добровольно подчиняются более развитому человеку и следуют за ним, охваченные его идеями. – Так же и в сфере познания, когда наступило не только само познание объекта, но и радость познания, тогда ничего не остается больше, как только в познании объективно существующего обрести свободу в подчинении объективной истине. Так наступает то развитие познающего, которое коренится в изначальной объективности мира. Однако при таком развитии необходимо для благоприятного исхода стойкое владение собой, ибо если здесь сам познающий управляет собою через объективное познание, то, чтобы последовать за истиной, он должен сам подчинить себя ей и стойко соблюдать это подчинение. Только тогда он может избежать надвигающейся порчи, о которой будет речь в следующей гексаграмме. Лишь при соблюдении указанного поведения можно рассчитывать на благополучный исход последования. И в тексте читаем:

Последование.
Изначальное развитие.
Благоприятна стойкость. Хулы не будет.

1. В ситуации последования существенна полная согласованность с требованиями времени. Потому самое важное здесь – это неизменно следить за изменениями ведущего и правящего и следовать за ними. Однако это не должно быть доводимо до крайности, до беспринципного подчинения правителю, наоборот, только стойкость дает правильное и счастливое начало процесса последования, суть которого в том, чтобы человек сдвинулся с косно занимаемой им позиции и внесвоих владений достиг успеха. Исходя из этих мыслей, мы можем понять текст:

В начале сильная черта.
В правящем предстоит перемена.
Стойкость – к счастью. Выйдешь за ворота, [в твоих] связях будет успех.

2. Каждая ступень, следующая после предыдущей, представляет собою более развитые и совершенные силы. В данной ситуации особенно приходится подчеркнуть, что все менее развитое должно для своего развития следовать за более развитым. Поэтому конкретно, в условиях, описываемых второй позицией данной гексаграммы, особенно необходимо последование за высшими, более развитыми силами. Но именно здесь есть опасность отдаться лишь одному импульсу последования, очерченному на предыдущей ступени, ибо это сильный импульс (символизирован сильной чертой, единственной в нижней триграмме, суть которой – движение). Поэтому текст предупреждает:

Слабая черта на втором [месте].
Если свяжешься с младенцем, то утратишь возмужалых.

3. Невозможно одновременно движение вперед и назад. Нельзя последовать одновременно и за развитым, и за отставшим. На этой позиции кризиса должен быть произведен решительный выбор. Но всякий выбор по сути своей связан с утратой отвергнутого. Эта утрата может заслонить собой все переживание и сбить человека с правильного направления. Но оно должно быть в полной стойкости соблюдено тем, кто его выбрал. В пояснение такой ситуации текст говорит:

Слабая черта на третьем [месте].
Если свяжешься с возмужалым, то утратишь младенца.
Но впоследствии будешь искать и обретешь.
Благоприятно пребывать в стойкости.

4. Если в ситуации последования и обретается что-либо, то суть не в обретении, а в самом последовании. Однако легко может случиться, что обретенное настолько занимает человека, что он стремится лишь стойко сохранить его, забывая о том, что в данной ситуации его задача лишь последование за более развитым. Поступив так, человек попадает в конфликт с требованиями времени, поэтому его ждет несчастье. Если же, наоборот, обладая правдой, он не сойдет со своего правильного пути, то никакая хула не может угрожать ему. В этом смысле говорится в тексте:

Сильная черта на четвертом [месте].
Если в последовании будет захват и пребудешь стойким,
то будет несчастье. Если же, владея правдой, пребудешь на пути
и от него будет ясность, то какая может быть хула?

5. Если то, что представлено пятой позицией, и является тем высшим, за чем следует все остальное в данной ситуации, то и во всех предыдущих позициях (по комментаторской литературе, во всех, кроме третьей) есть нечто положительное и прекрасное, что присуще им. Поэтому на данной ведущей позиции необходимо найти совершенно правильное отношение к этому подлинно прекрасному. Тогда данная позиция будет выражать специфическую черту последования – гармоническое включение личного в общественное, т.е. то, что в терминологии "Книги перемен" называется счастьем. Для этого нужна громадная сила доверия и правдивости, которую не могут поколебать сомнения. Эта сила символизирована сильной чертой, занимающей по норме пятую, наиболее деятельную позицию. Поэтому в лаконическом тексте мы находим:

Сильная черта на пятом [месте].
Будь правдив по отношению к прекрасному.
Счастье

6. Если на данной позиции и необходимо соединиться с тем, что добыто на предыдущей, то это уже нельзя считать простым последованием за высшим, ибо предыдущая позиция ниже, чем данная. Впрочем, эта именно невозможность последования совершенно понятна, если принять во внимание то, что на этой позиции кончается ситуация последования. Однако в пройденных этапах многое достигнуто, и нецелесообразно рвать с ним. Поэтому здесь рекомендуется восстановить связь с ним. Восстанавливаемая связь с прошлым образно выражается в необходимости жертвоприношения у западной горы (т.е. горы Ци, которая для племени Чжоу, в чьей среде сложилась "Книга", была на западе). У этой горы племя Чжоу начало свою жизнь. Поэтому жертвоприношение у западной горы – равнозначно восстановлению отношений с предками, т.е. связи с достигнутым развитием в предыдущем. В тексте мы читаем:

Наверху слабая черта.
Свяжись с тем, что добыто, соединись с тем, за кем следуешь.
Царю надо совершить жертвоприношение у западной горы.

Гексаграмма 17. Суй

Суй указывает, что (при обозначенных ею условиях) будут большие достижения и успехи. Но для преуспеяния следует проявить стойкость и справедливость. (Тогда) не будет беды.

1. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на первом месте указывает, что человек меняет цель своих устремлений; но если он будет стоек и справедлив, то обретет счастье. Выйдя за ворота (своего дома) в поисках союзников, он добьется успеха.

2. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на втором месте указывает на того, кто держится за мальчика и отпускает мужа зрелого и опытного.

3. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на третьем месте указывает на того, кто держится за мужа зрелого и опытного и отпускает мальчика. Такой последователь найдет то, что ищет; но для преуспеяния следует соблюдать стойкость и справедливость.

4. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на четвертом месте указывает на того, за кем следуют (другие) и кто обретает (приверженцев). Даже если он сохранит стойкость и справедливость, будет несчастье. (Но) если он будет искренен на своем пути и проявит это открыто, то разве может его постигнуть беда?

5. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на пятом месте указывает на (царя), искреннего в (пестовании всего) превосходного. Будет счастье.

6. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на верхнем месте указывает на то, что (искренность) соблюдается стойко, и ей твердо привержены, и крепко привязаны к ней. (Мы видим) царя, который приносит с нею жертвы на западной горе.

Комментарии Дж. Легга

Суй символизирует идею следования. Сказано, что она следует за Юй - символом гармонии и удовлетворения. Если эти условия будут соблюдены, люди наверняка последуют за вождем; за тем же, кем они не довольны, они не пойдут. Гексаграмма обращена и к тому, кто следует за другими, и к тому, кто ведет других за собой; именно в силу своей гибкости и разносторонней применимости она предвещает большие достижения и успехи. Однако и последователь, и тот, за кем следуют, должны руководствоваться представлениями о долге и справедливости. См. также примечания к комментариям Вэнь-вана и «Великой традиции образов» .

Черта 1 сильна и властвует над нижней триграммой. За ней последуют слабые черты, но она располагается ниже их, на самой нижней позиции всей фигуры. Поэтому возникает образ человека, меняющего цель своих устремлений. Но природная мощь, о которой свидетельствует сила данной черты и ее расположение на правильной позиции , предвещают ее адресату успех. «Выйти за ворота, чтобы обрести союзников» означает, что человек, к которому она обращена, обладает гражданским чувством и способен подняться над эгоистическими соображениями.

Черта 2 слаба. Естественная связь объединяет ее с сильной 5-й чертой ; но она предпочитает держаться за черту, расположенную под нею, вместо того чтобы дождаться 5-й и последовать за ней. Отсюда проистекает символический смысл текста - нет нужды пояснять, что он заключает в себе дурное предзнаменование.

Черта 3 также слаба, но она следует за сильной чертой, расположенной над нею, и расстается с 1-й чертой, устремляясь в противоположную сторону по отношению к той, в которой движется черта 2, - так что исход ее движения оказывается иным. Однако она слаба и не объединена с 4-й чертой естественной связью, чем и объясняется предостережение, изложенное в заключительных фразах.

Черта 4 сильна и занимает место первого министра по соседству с царем на 5-й позиции . Однако наличие приверженцев у первого министра может подорвать верховную и единоличную власть государя, и только искренняя преданность спасет его от беды и несчастья.

Черта 5 сильна, расположена на подобающем ей месте и имеет соответствие со 2-й чертой, поэтому ее значение благоприятно.

Исход событий, описываемых гексаграммой, обозначает черта 6, символизирующая идеал следования в духе искреннейшей приверженности долгу. Эта идея распространяется не только на людей, но и на духовные сущности. «Западная гора» - это гора, у подножия которой было основано первое поселение дома Чжоу в 1325 году до н.э. Употребление слова «царь» переносит нас из эпохи Вэнь-вана по меньшей мере во времена царя У-вана .

Примечания переводчика

Дж. Легг ссылается на два фрагмента и собственные примечания к ним.

Первый отрывок - из комментариев Вэнь-Вана: «1. В (гексаграмме) Суй мы видим, как сильная (триграмма) занимает место ниже слабой; мы видим (в той и другой соответственно) указания на движение и удовольствие - в этом (идея) Суй. 2. “Будут большие достижения и успехи; и стойкая справедливость поможет избегнуть беды”. - В такое время вся поднебесная будет следовать (за предводителем). 3. Воистину, Суй означает великие и важные времена».

Комментарий Дж. Легга: «Триграммы Чжэнь [молния, нижняя триграмма в составе гексаграммы Суй] и Дуй [верхняя триграмма] противопоставлены друг другу как сильная и слабая. Чжэнь по системе Вэнь-вана - это “старший сын”, а Дуй - “младшая дочь”. Впрочем, “сильная” здесь может относиться и к сильной черте, занимающей нижнюю позицию в гексаграмме. Как отмечает комментатор династии Сун, “сильная черта ян не должна находиться под слабой чертой инь, как происходит здесь. Таким образом, в Суй высокий ставит себя ниже низкого, благородный - ниже презренного”; то есть человек ценит других выше, чем самого себя, и отсюда проистекает идея следования. Далее, Чжэнь символизирует силу, производящую или возбуждающую движение, а Дуй обозначает удовольствие; и в соединении того и другого заключена та же идея [следования]».

Второй фрагмент - из «Великой традиции образов» [«Да сян чжуань»], одного из древнейших комментариев к «И Цзин»:

«Суй образована из (триграммы, обозначающей воды) озера и (триграммы) молнии (скрытой) в нем. В соответствии с этим благородный муж, когда начинает темнеть, входит (в дом) и [ложится] отдыхать».