3 поход крестоносцев. Третий крестовый поход – кратко

Крестовые походы как военно-религиозное явление возникли во времена правления римского папы Григория Седьмого и были направлены на освобождение от «неверных» Палестины и Иерусалима, где находился гроб Господень, а также распространение христианства военным путем среди язычников, мусульман, жителей православных государств и еретических движений. В последующие столетия крестовые походы велись преимущественно ради христианизации населения Прибалтики, подавления еретических проявлений в ряде европейских стран или для решения каких-то личных задач лиц, возглавлявших престол в Ватикане.

Всего было девять военных кампаний. К чему стремились основные участники Третьего приблизительно отражает их притязания в конкретном походе в общих чертах так:

Кто ходил в крестовые походы?

Рядовые участники Третьего крестового похода по своему составу не сильно отличались от контингента, принимавшего участие в подобных действиях ранее. Например, в первом походе принимали участие многочисленные французские вельможи того времени, которые со своими дружинами и примыкавшими к ним монахами и обывателями (были даже дети, готовые идти на «неверных» во имя обещанного папой прощения всех грехов) различными путями пришли в Константинополь и в 1097 году перешли Босфор.

Триста тысяч крестоносцев участвовали в одном из походов

Общее число крестоносцев достигало приблизительно трети миллиона человек. Через два года они с боями достигли Иерусалима, вырезав значительную часть мусульманского населения, проживавшего здесь. Потом рыцари со своими войсками вели войны как с мусульманами, так и с греками, византийцами и др. Они основали несколько христианских государств на территории Ливана, которые контролировали торговлю между Европой, Китаем и Индией до тех пор, пока не были открыты новые пути в азиатские земли через Восточную Русь. Торговлю через русские земли также попытались контролировать с помощью крестоносцев, поэтому сторонники этого военно-религиозного движения дольше всего сохранялись именно в Прибалтике.

Древняя Эдесса как повод для войны

Участники Третьего крестового похода (1147-1149) фактически были задействованы во втором Это событие также начиналось с прибытия в Константинополь германского короля Конрада со своими войсками в 1147 году. Предпосылками для второй волны военных действий на Священной земле послужило то, что мусульманская цивилизация активизировалась и стала возвращаться на отбитые у нее ранее земли. В частности, была захвачена Эдесса, в Иерусалиме умер король Фульк, имевший также владения во Франции, а его дочь не могла обеспечить должной защиты интересов из-за мятежа вассалов.

Святой Бернард благословлял немцев и французов на поход

Участники третьего крестового похода (фактически второго, в середине 12-го века) готовились не один год. Предполагалось, что за него активно выступит Евгений Третий, который, однако, в то время был ослаблен как авторитет демократическими течениями в Италии (под руководством Арнольда Брешианского). Французский правитель рыцарь по духу, тоже претерпевал некоторые колебания, пока на поход его не благословил Папа Римский в лице Святого Бернарда, который прочитал проповедь о необходимости освобождения Гроба Господня в 1146 году, вдохновив население средней и южной Франции. Участники 3 крестового похода (историки считают его вторым) вышли из Франции общим числом около 70 тысяч человек, к которым по пути присоединилось столько же людей из паломников. Годом позже Святой Бернард вызвал такую же волну среди германского населения, когда прибыл с визитом к королю Конраду.

Переправившись через Босфор, германцы короля Конрада столкнулись с таким сопротивлением сельджуков, что не смогли пройти вглубь страны и, в конце концов, вернулись на родину (в том числе Конрад и король Людвиг Седьмой). Французы же пошли вдоль берегов Малой Азии, и наиболее знатные из них приплыли в Сирию в 1148 году. почти в полном составе погибли во время перехода. Эдесса, отбитая крестоносцами у «неверных», была опять отвоевана мусульманами, Нур ад Дин захватил земли рядом с Антиохией, курды под предводительством Ширку захватили Египет, в котором воцарился впоследствии знаменитый Саладин, подчинивший себе также мусульманскую Сирию, Дамаск и часть Месопотамии.

Обострение отношений на Востоке после смерти Балдуина Четвертого

В те годы в Иерусалиме правил тяжело больной проказой Балдуин Четвертый, который был хорошим дипломатом и удачно поддерживал нейтралитет между Иерусалимом и Дамаском. Однако после его смерти некто Ги де Лузиньян сочетался браком с сестрой Балдуина, провозгласил себе королем Иерусалима и стал провоцировать Саладина на военные действия, в которых последний более чем преуспел, отвоевав у крестоносцев почти все земли.

Военные успехи Саладина привели к тому, что в Европе появились потенциальные участники третьего крестового похода, которые захотели ему отомстить. Новую военную операцию на востоке с благословления Папы Римского возглавили Фридрих Барбаросса, король Филипп Август Второй (французский) и Ричард Львиное Сердце - король Англии того времени. Стоит отметить, что Филипп и Ричард явно недолюбливали друг друга. Это было обусловлено тем, что Филипп был мастером интриг (в том числе с братом Ричарда, Иоанном Безземельным, который руководил Англией в отсутствие основного правителя), что не отличало его английского противника. Последний, впрочем, многое терпел, не пуская в ход военную силу своего государства.

Фридрих Барбаросса был осторожным военачальником

Такие отношения имели между собой главы государств - участники Третьего крестового похода. Фридрих Первый, как полагают некоторые историки, был далек от подобных склок и готовился к своему предприятию на Востоке очень тщательно. Есть некоторые данные, что он перед походом провел переговоры и с Византией, и с иконийским султаном, и, возможно, с самим султаном Саладином. По договору с византийским императором участники 3 крестового похода получали свободный проход через земли и поставку провианта по заранее установленным ценам. Венгерский король Бэла, не участвовавший в походе, провел армию Барбароссы через свою территорию оптимальным путем. Но во время пути на германцев начали нападать шайки разбойников. В число крестоносцев стали входить местные жители, недовольные своими правителями, что увеличило число боевых столкновений.

С какими трудностями столкнулись германские участники Третьего крестового похода? Фридрих 1 не учел, что после переправы Босфора в марте 1190 года его уже истощенным войскам придется идти по Малой Азии, ранее опустошенной войнами с сельджуками, где они будут испытывать проблемы с вьючными животными и провиантом. Король Германии одержал крупную победу при Иконии, но в Киликии, при переходе через горную речку Салеф, Фридрих захлебнулся и погиб. Это разрушило успех всего предприятия, так как часть крестоносцев вынуждена была вернуться в Европу морским путем, а часть, дошедшая до Агры (основной цели похода) под руководством герцога Швабского участвовала в сражениях вместе с остальными христианами.

Ричард и Филипп пошли морским путем

Другие высокопоставленные участники Третьего крестового похода (1189-1192) прибыли для осады Агры со своими войсками весной 1190 года. По пути Ричарду удалось захватить Кипр. А вот Агра, преимущественно из-за противоречий между Ричардом и Филиппом, продержалась до лета 1191, почти два года. Часть французских рыцарей после этого отплыла на родину под руководством своего короля. Но некоторые, вроде Генриха Шампанского, Гуго Бургундского и др. остались воевать в Сирии, где нанесли поражение Саладину при Арсуфе, но не смогли вернуть Иерусалим. В сентябре 1192 г. участники Третьего крестового похода подписали с султаном мирный договор, по которому христиане могли только посещать Священный город. Ричард Львиное сердце после этого вернулся на родину. Приблизительно в этот же период появился тевтонский который получился путем преобразования немецкого госпитального братства Св. Марии, организованного в период нашествия на Восток.

Результаты крестовых походов

Какие результаты имели государства-участники Третьего крестового похода? Таблица показывает, что европейцы и народы Востока, скорее, больше потеряли от этих исторических событий. Но стоит отметить, что Крестовые походы в качестве результата имели не только гибель большого количества людей, ослабление средневековых форм правления, но и способствовали сближению между собой классов, различных национальностей и народов, содействовали развитию мореплавания и торговли, распространению христианства, взаимному проникновению культурных ценностей Востока и Запада.

Третий крестовый поход (1189 - 1192 гг.) был инициирован римскими папами Григорием VIII и (после смерти Григория VIII) Климентом III.
В этом Крестовом походе на Святую землю приняли участие четверо самых могущественных европейских монархов - германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, австрийский герцог Леопольд V и английский король Ричард I Львиное Сердце.
Положение христианских государств на Святой земле после Второго крестового похода осталось в том же состоянии, в каком оно находилось до 1147 г.
В самих христианских государствах Палестины замечается внутреннее разложение, которым и пользуются соседние мусульманские властители. Распущенность нравов в антиохийском и иерусалимском княжествах обнаруживается особенно резко после окончания Второго крестового похода .
В начале 80-х годов XII века в Иерусалимском королевстве на Святой земле проживало 40000-50000 человек, из которых не более 12000 были латинянами (христианами с западноевропейскими корнями). Остальные являлись коренными обитателями этой страны: «восточные» христиане, мусульмане, евреи, самаритяне. 5

На Святой земле возросли мощь и влияние военно-монашеских орденов (тамплиеров и госпитальеров), в их распоряжении находилось подавляющее большинство христианских замков и крепостей, которые только они и могли эффективно защищать.
Теоретически защита Иерусалимского королевства являлась обязанностью всего западноевропейского христианства, но в действительности, после провала Второго крестового похода в 1148 году, латинским государствам приходилось рассчитывать только на собственные силы. Их правители нуждались в большом количестве профессиональных воинов и финансовой поддержке, а не в пришлых ордах воинственных крестоносцев , которые убирались восвояси, взбудоражив мусульманский мир. 5

В то время как Палестина постепенно переходила в руки Нуредина, на севере возрастали притязания со стороны византийского царя Мануила I Комнина, который не упускал из виду вековой византийской политики и употреблял все меры, чтобы вознаградить себя за счет ослабевших христианских княжеств.
Рыцарь в душе, человек в высшей степени энергичный, любящий славу, царь Мануил готов был осуществлять политику восстановления Римской империи в ее старых пределах. Он неоднократно предпринимал походы на Восток, которые были для него весьма удачны.
Его политика клонилась к тому, чтобы постепенно соединить антиохийское княжество с Византией. Это видно между прочим из того, что после смерти первой своей жены, сестры короля Конрада III, Мануил женится на одной из антиохийских принцесс. Вытекавшие отсюда отношения должны были в конце концов привести Антиохию под власть Византии. 4
Таким образом, как на юге, вследствие успехов мусульман, так и на севере, вследствие притязаний византийского царя, христианским княжествам Святой земли во второй половине XII столетия угрожал близкий конец.
Самоуверенность военной элиты латинских государств все еще питалась опытом легких побед Первого крестового похода , что, с одной стороны, положительно отражалось на моральном духе христиан, но с другой стороны, стало одной из основных причин разразившейся вскоре военной катастрофы.
После того, как власть над Египтом перешла к Саладину, исламские правители началицеленаправленную борьбу против «франков» (так здесь называли всех проживающих на Ближнем Востоке европейцев).
Важной переменой на Ближнем Востоке стало возрождение концепции «джихад» (jihad), «войны с неверными», долго дремавшей, но вновь призванной к жизни мусульманскими богословами-суннитами XII века. «Джихад» стал организованной кампанией по отвоеванию Святой земли , так же как крестовый поход ставил целью ее завоевание.
Мусульмане, однако, не стремились обратить врага в свою веру мечом, поскольку ислам никогда не одобрял насильственное обращение. Тем не менее, XII век стал временем ужесточения религиозной позиции ислама, большей нетерпимости и возросшего давления на местных христиан восточного толка. Те же принципы мусульмане-сунниты применяли и в отношении мусульманского меньшинства, шиитов. 5
Саладин был мудрый тактик и политик. Он сознавал силу своих врагов, как сознавал и собственные слабости. были сильны, когда держались вместе, но поскольку между ними шли бесконечные схватки за власть, Саладин сумел привлечь на свою сторону некоторых баронов, а затем начал натравливать их друг на друга.
Мало-помалу он вверг государства крестоносцев в полную изоляцию, объединившись сначала с сельджуками, а потом с Византией. Ему было на руку, что крестоносцы не ладят между собой.
Тогдашний король Иерусалима Балдуин IV был правителем слабым и больным, он страдал лепрой, то есть проказой, весьма распространенной на Востоке.
Военная угроза все усиливалась, но сроки перемирия между христианами и мусульманами еще не истекли. В 1184-1185 гг. крестоносцы отправили в Европу посланцев, чтобы объяснить там всю серьезность положения. На Западе уже начали собирать деньги, но пока мусульмане не пустили в ход оружие, здесь не прозвучало и призывов к новому крестовому походу на Святую землю .
Весной 1187 г., еще до истечения срока перемирия, один из франкских баронов Рено Шатильонский (Рейнальд де Шатийон) вероломно напал на мусульманский караван, перевозивший товары из Дамаска в Египет. Он и прежде грабил мусульманских паломников, идущих в Мекку, и разорял портовые города на Красном море. И поскольку Рено не пожелал возместить ущерба, Саладин объявил войну.

До существенных потерь территорий, последовавших за битвой при Хаттине, Иерусалимское королевство располагало довольно значительной армией. Согласно реестрам времен короля Бодуэна IV, в феодальном ополчении королевства насчитывалось 675 рыцарей и 5025 сержантов, не считая туркополов и наемников.
Всего же королевство могло выставить свыше 1000 рыцарей, включая контингенты, присланные из графства Триполи (200 рыцарей) и княжества Антиохия (700 рыцарей). Некоторое количество рыцарей всегда можно было набрать из числа прибывших в Святую землю пилигримов.
Кроме того, тамплиеры содержали в Святой земле постоянный орденский контингент численностью свыше 300 рыцарей и несколько сотен сержантов и туркополов. Также и госпитальеры, еще в 1168 году обещавшие дать в помощь королю для вторжения в Египет 500 рыцарей и 500 туркополов (хотя остается неясным, где они могли собрать такие силы, поскольку их орденский контингент на Ближнем Востоке также насчитывал не более 300 братьев-рыцарей). Численность войск могла быть также повышена за счет местного туземного ополчения. 5
Саладин сделал ставку на полномасштабное сражение до того, как христиане выберутся с безводного плато и достигнут Тивериадского озера. Предполагаемое место сражения, разумеется, уже было осмотрено разведчиками Саладина. Его план действий был довольно простым: противник не должен достичь воды, пехоту следует отделить от конницы и обе части войск полностью уничтожить.
Дальнейшие события протекали почти в полном соответствии с замыслами Саладина, если не считать того, что с места битвы спаслось значительно большее количество христиан, чем он расчитывал. 5
3 (4) июля 1187 г. у селения Хаттин (Хыттин) разгорелось жестокое сражение (битва при Хаттине или Тивериадское сражение) между крестоносцами и мусульманами. Мусульманское войско Саладина численно превосходило силы христиан.
Христианская армия выступила из лагеря в обычных порядках: конница прикрывалась рядами пехоты, а также лучниками и арбалетчиками, готовая отбросить зарвавшихся мусульман контрударами.
Первые атаки армии Саладина были ею отбиты, но при этом было потеряно множество лошадей. Но, что более важно, христианская пехота дрогнула и в больших количествах начала оставлять свои порядки и отходить в восточном направлении. Мусульманские источники утверждают, что страждущие от жажды пехотинцы бежали по направлению к Тивериадскому озеру, несмотря на то, что оно находилось значительно дальше, чем источник в Хаттине, и, следовательно, не нужно было совершать столь длительный переход, чтобы напиться. Христианские хронисты объясняют это движение масс крестоносной пехоты ее стремлением найти убежище от врага на Рогах Хаттина.
Моральный дух пехотинцев был настолько подавлен, что они лишь безучастно взирали на бой, который продолжала вести христианская кавалерия вокруг трех расставленных шатров у подножия Рогов. Несмотря на неоднократные приказания короля Гвидо и увещания епископов защитить Святой Крест, они упорно отказывались спуститься, отвечая: «Мы не пойдем вниз и не будем сражаться, потому что мы умираем от жажды». 5
Тем временем оказавшиеся незащищенными лошади рыцарей -крестоносцев были сражены неприятельскими стрелами, и уже большая часть рыцарей сражалась в пеших порядках.
Остается неизвестным, когда сарацинами был захвачен Святой Крест, но то, что это было сделано воинами Таки ад-Дина, не вызывает сомнения. Одни источники указывают, что Таки ад-Дин предпринял мощную атаку на христиан после того, как позволил графу Раймону прорваться через линию мусульманских войск. В ходе этой атаки был убит державший Крест епископ Акры, но прежде, чем святая реликвия попала в руки Таки ад-Дина, она была перехвачена епископом Лидды.
Другие источники полагают, что после гибели епископа Акрского епископ Лиддский перевез святыню на южный Рог, где она и была, в конце концов, захвачена во время одной из последних атак, проведенных войсками Таки ад-Дина. Однако когда бы это ни случилось, с потерей реликвии дух христианских войск был окончательно подавлен. 5
В битве при Хаттине крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. Бесчисленное множество их полегло в бою, а оставшиеся в живых были взяты в плен.
Среди попавших в плен христиан оказались король Гвидо де Лузиньян, его братья Жоффруа де Лузиньян и коннетабль Амальрих (Амори) де Лузиньян, маркграф Гвиллельмо де Монферрат, Рейнальд де Шатийон, Гумфред де Торон, магистр Ордена тамплиеров Жерар де Ридфор, магистр Ордена госпитальеров Гарньс (Гарднер) де Наплус (очевидно, временно возглавивший Орден после смерти Роже де Мулена до избрания нового магистра, сам Гарнье официально занял этот пост лишь три года спустя, в 1190 году), епископ Лидды, множество других баронов, а также и Рено Шатильонский.
Еще перед сражением Саладин поклялся собственноручно отрубить голову этому нарушителю перемирия. Так, по всей видимости, и произошло. 2
Все попавшие в плен туркополы, как изменившие мусульманской вере, были казнены прямо на поле сражения. Остальные пленники 6 июля прибыли в Дамаск, где Саладин принял решение, оставившее кровавое пятно на его хваленой человечности.
Всем захваченным тамплиерам и госпитальерам был предоставлен выбор: или принять ислам или
умереть.
Обращение в веру под страхом смерти противоречило мусульманским законам, но, в данном случае, рыцари духовных орденов казались Саладину чем-то вроде христианских ассасинов и, таким образом, слишком опасными, чтобы их помиловать.
Поэтому 250 отказавшихся перейти в ислам рыцарей были зарезаны. Лишь некоторые воины-монахи совершили акт вероотступничества...
Остальные бароны и рыцари были отпущены за выкуп, а большинство крестоносцев незнатного происхождения и пехотинцев продали в рабство.
Сражение при Хаттине было выиграно в результате тактического превосходства мусульманской стороны, поскольку Саладин заставил своего противника сражаться в выгодном ему месте, в выгодное ему время и в выгодных ему условиях. 5
Поражение в битве при Хаттине имело роковые последствия для государств крестоносцев . У них больше не было боеспособного войска и Саладин мог теперь беспрепятственно действовать в Палестине.
По словам арабского летописца, он захватил 52 города и крепости.
10 июля 1187 г. войсками Саладина был взят важный порт Аккон, 4 сентября пал Аскалон, две недели спустя началась осада Иерусалима, который сдался в начале октября.
В противоположность крестоносцам Саладин не устроил резни в побежденном городе и за выкуп выпустил из него христиан. В качестве выкупа Саладин взял по 10 золотых динаров за мужчину, по 5 золотых динаров за женщину и по 1 золотому динару за ребенка.
Те лица, которые не внесли выкупа, были обращены Саладином в рабство. Таким образом, не прошло и ста лет с тех пор, как крестоносцы захватили Иерусалим, а он уже был ими потерян. Это свидетельствовало прежде всего о той ненависти, которую крестоносцы внушили к себе на Востоке. 6
Мусульманские воины снова овладели своей святыней - мечетью аль-Акса. Триумф Саладина был безграничен. Даже такие неприступные крепости, как Крак и Крак-де-Монреаль, не выдержали натиска мусульман.
В Краке французы под конец даже выменяли своих жен и детей на съестные припасы, но и это им не помогло. В руках христиан осталось всего несколько мощных крепостей на севере: Крак-де-Шевалье, Шатель Блан и Маргат...
Для того, чтобы спасти оставшиеся территории на Святой земле и отвоевать Иерусалим, был организован третий, наиболее известный крестовый поход .
Необходимо было поддержать и честь церкви, и дух всего западного христианства. Невзирая ни на какие затруднения и препятствия, папа принял под свое покровительство идею поднятия Третьего крестового похода . В ближайшее время было составлено несколько определений, имевших целью распространить мысль о крестовом походе по всем западным государствам.
Кардиналы, пораженные событиями на Святой земле , дали папе слово принять участие в поднятии похода и проповедуя его, пройти босыми ногами по Германии, Франции и Англии. Папа же решился употребить все церковные средства к тому, чтобы облегчить участие в походе по возможности всем сословиям. Для этого было сделано распоряжение о прекращении внутренних войн, рыцарям облегчена была продажа ленов, отсрочено взыскание долгов, объявлено, что всякое содействие освобождению христианского Востока будет сопровождаться отпущением грехов. 2
Обязательным налогом, непосредственно связанным с Третьим крестовым походом , была знаменитая Саладинова десятина (1188 год). Этот налог был также введен во Франции и в Англии, и его отличало то, что он был гораздо выше предыдущих, а именно - одна десятая доля годового дохода и движимого имущества всех подданных, как мирян, так и клириков и монахов. Не платили налог только крестоносцы , получавшие десятину от каждого своего вассала, не отправлявшегося в поход.
Саладинова десятина принесла колоссальный доход - один из хронистов пишет, что только в Англии было собрано 70 000 фунтов, хотя, возможно, он и преувеличивает. Во Франции введение этого налога натолкнулось на сопротивление, что помешало Филиппу II получить столь же значительную сумму. Более того, Филиппу даже пришлось пообещать, что ни он, ни его преемники не будут более облагать своих подданных подобным налогом, и, судя по всему, они это обещание сдержали. 7
И все же средств на третий крестовый поход было собрано довольно много...
Весной 1188 года германский император Фридрих I Барбаросса принял решение об участии в Третьем крестовом походе на Святую землю.
Кораблей не хватало, поэтому решено было не идти морем. Большая часть войска двинулась по суше, несмотря на то, что путь этот был нелегок. Предварительно были заключены договоры с балканскими государствами, чтобы обеспечить крестоносцам беспрепятственный проход через их территории. Это крайне раздосадовало византийского императора.
11 мая 1189 г. войско вышло из Регенсбурга, оно было огромно, до 100 000 человек, хотя, возможно, эта цифра и завышена. Возглавил его 67-летний император Фридрих I.
А сын Фридриха Генрих отплыл с итальянским флотом, который должен был помочь крестоносцам переправиться через Дарданеллы в Малую Азию.
В Анатолии крестоносцы вступили на земли сельджуков. Перед этим они заключили договор с турецким правителем Коньи о свободном проходе через его земли. Но тем временем султан Коньи был свергнут собственным сыном, и прежний договор утратил силу.
Из-за нападений сельджуков и нестерпимой жары крестоносцы продвигались вперед очень медленно. Среди них начались повальные болезни.
Значение Фридриха I Барбароссы вполне оценил Саладин и со страхом ожидал прибытия его в Сирию. В самом деле, Германия, казалось, готова была поправить все ошибки прежних крестовых походов и восстановить на Востоке достоинство немецкого имени, как неожиданный удар уничтожил все добрые надежды...
10 июня 1190 г. император Барбаросса утонул при переправе через горную речку Салеф. Его гибель была тяжелым ударом для немецких крестоносцев .
Особого доверия к Фридриху, старшему сыну Барбароссы, у германских крестоносцев не было, а потому многие повернули обратно. Лишь небольшое число верных рыцарей продолжило свой путь под предводительством герцога Фридриха. 7 октября они подошли к Аккону (Акре) и осадили его. 2
Зимой 1190-1191 гг. в осажденном городе начал свирепствовать голод...


На успех Третьего крестового похода большое влияние оказало участие английского короля Ричарда I Львиное Сердце. Ричард, человек в высшей степени энергичный, живой, раздражительный, действовавший под влиянием страсти, был далек от идеи общего плана, искал прежде всего рыцарских подвигов и славы. В самих сборах его к походу слишком рельефно отразились черты его характера.
Ричард окружил себя блестящей свитой и рыцарями , на свое войско, по свидетельству современников, он издерживал в один день столько, сколько другие короли издерживали в месяц. Собираясь в поход, он все переводил на деньги; свои владения он или отдавал в аренду, или закладывал и продавал. Таким образом, он действительно собрал громадные средства; его крестоносное войско отличалось хорошим вооружением. Казалось бы, что хорошие денежные средства и многочисленное вооруженное войско должны были обеспечить успех предприятия...
Часть английского войска отправилась из Англии на кораблях, сам же Ричард переправился через Ла-Манш, чтобы соединиться с французским королем Филиппом II Августом и направить свой путь через Италию. Движение это началось летом 1190 года.
Оба короля предполагали идти вместе, но многочисленность войска и возникшие при доставке пропитания и фуража затруднения заставили их разделиться.
Французский король шел впереди и в сентябре 1190 года прибыл в Сицилию и остановился в Мессине, поджидая своего союзника. Когда прибыл сюда и английский король, движение союзного войска было задержано теми соображениями, что начинать поход осенью по морю неудобно; таким образом оба войска провели осень и зиму в Сицилии до весны 1191 года. 2
Между тем Ричард по прибытии в Сицилию заявил свои притязания на норманнские владения. Фактически он обосновывал свое право тем, что за умершим Вильгельмом II была замужем Иоанна, дочь английского короля Генриха II и сестра самого Ричарда. Временный узурпатор норманнской короны, Танкред, держал в почетном заключении вдову Вильгельма.
Ричард потребовал выдать ему сестру и заставил Танкреда дать ему выкуп за то, что английский король оставил за ним фактическое обладание норманнской короной. Этот факт, возбудивший вражду между английским королем и германским императором, имел большое значение для всей последующего.
Все это ясно показало французскому королю, что ему не удастся действовать по одному плану с королем английским. Филипп считал невозможным, ввиду критического положения дел на Востоке, оставаться далее в Сицилии; в марте 1191 года он сел на корабли и переправился в Сирию.
Главная цель, к которой стремился французский король, был город Птолемаида (французская и немецкая форма - Accon, русская - Акра). Этот город в течение времени от 1187-1191 годов был главным пунктом, на котором сосредоточивались виды и надежды всех христиан. С одной стороны к этому городу направлялись все силы христиан, с другой - сюда стягивались мусульманские полчища.
Весь Третий крестовый поход сосредоточился на осаде этого города; когда весной 1191 года прибыл сюда французский король, казалось, что главное направление дел дадут французы.
Король Ричард не скрывал, что он не желает действовать заодно с Филиппом, отношения к которому особенно охладели после того, как французский король отказался от женитьбы на его сестре.
Флот >, отплывшего из Сицилии в апреле 1191 года, был захвачен бурей, и корабль, на котором шла новая невеста >, принцесса Беренгария Наваррская, был выброшен на остров Кипр.
Остров Кипр находился в это время во власти Исаака Комнина, который отложился от византийского императора того же имени. Исаак Комнин, узурпатор Кипра, не различал друзей и врагов императора, а преследовал свои личные эгоистические интересы; он объявил своей пленницей невесту английского короля. Таким образом, Ричард должен был начать войну с Кипром, которая была для него непредвиденна и неожиданна и которая потребовала от него много времени и сил.
Завладев островом, Ричард заковал в серебряные цепи Исаака Комнина; начался ряд торжеств, сопровождавших триумф английского короля: впервые англичане приобрела территориальное владение на Средиземном море. Но само собою разумеется, что Ричард не мог рассчитывать на долгое обладание Кипром, который находился на таком большом расстоянии от Британии.
В то время, когда Ричард праздновал на Кипре свою победу, когда он устраивал торжество за торжеством, на Кипр прибыл титулярный король Иерусалима Ги де Лузиньян; мы называем его титулярным королем потому, что фактическии он не был уже королем Иерусалима, он не имел никаких территориальных владений, а носил только имя короля. Ги де Лузиньян, прибывший в Кипр, чтобы заявить знаки преданности английскому королю, увеличил блеск и влияние >, который и подарил (по сведениям из других источников - продал) ему остров Кипр.
В апреле 1191 г. к Аккону (Акре), осажденному немецкими крестоносцами , подоспел французский флот, а вслед за ним и английский.
После прибытия Ричарда I Львиное Сердце (8 июня) все крестоносцы молчаливо признали его лидерство. Он отогнал армию Салах-ад-Дина, шедшую осажденным на выручку, после чего повел осаду столь энергично, что мусульманский гарнизон капитулировал. 6
Саладин всячески старался избежать заранее оговоренного выкупа, и тогда английский король Ричард I Львиное Сердце не колеблясь приказал убить 2700 плененных мусульман. Саладину пришлось просить перемирия...
При занятии Акры среди христиан имел место весьма неприятный случай. Герцог Австрийский Леопольд V, завладев одной из стен города, выставил австрийкое знамя: Ричард I> велел сорвать его и заменить своим; это было сильным оскорблением для всего немецкого войска; с этого времени Ричард приобрел себе в лице Леопольда V непримиримого врага.
Французский король дошел до крайнего раздражения; неприязнь Филиппа к Ричарду раздувала слухи о том, что английский король замышляет продать все христианское войско мусульманам и даже готовится посягнуть на жизнь Филиппа. Раздраженный Филипп оставил Акру и отправился домой...
отошли к югу и направились через Яффу в сторону Иерусалима. Иерусалимское королевство было восстановлено, хотя сам Иерусалим по-прежнему оставался в руках мусульман. Столицей королевства стал теперь Аккон. Власть крестоносцев ограничивалась в основном полосой побережья, которая начиналась чуть севернее Тира и тянулась до Яффы, а на востоке не доходила даже до реки Иордан.
Поскольку Филипп II ранее вернулся во Францию, в войске > воцарилось единоначалие, и его дальнейшие действия против Саладина, а также уважение, которое эти два воина питали друг к другу, составили самый известный эпизод в истории крестовых походов на Святую землю . 1
После умело подготовленного броска вдоль побережья (один из его флангов был защищен морем), Ричарддал бой и разбил Саладина под Арсуфом (1191 г.).
Вообще же столкновение это служило апофеозом двухнедельного противостояния турков и крестоносцев , которые 24 августа выступили на юг из недавно освобожденной Акры. Главной целью похода франков служил Иерусалим, дорога к которому лежала со стороны побережья от Яффы.
Почти сразу арьергард, состоявший из французских рыцарей герцога Гуго Бургундского, подвергся атаке мусульман, смешался и был окружен ими, однако Ричарду удалось выручить хвост колонны.
В результате на самые опасные участки - в авангард и в арьергард - он поставил братьев-рыцарей военню-монашеских орденов - тамплиеров и госпитальеров. Связанные строгим уставом и привычные к дисциплине куда больше, чем их светские товарищи, монахи в доспехах больше других годились для выполнения подобных задач.
Хотя крестоносцы вообще, и Ричард в частности, ассоциируются в массовом сознании с кавалерией, король понимал жизненную важность пехоты. Держа в руках щиты, одетые поверх кольчуг в толстые войлочные балахоны, копейщики прикрывали малочисленных рыцарей и особенно их коней на марше, а лучники и арбалетчики компенсировали «огневую мощь» конных лучников противника.
Основная нагрузка в обороне колонны на маршруте легла на пехоту. Насчитывавшая до 10 000 человек, она была разделена примерно надвое так, чтобы конница (всего до 2000 чел.) и обоз находились между двумя эшелонами. Поскольку крестоносцы двигались в южном направлении, правый фланг им прикрывало море. Кроме того, с моря они получали снабжение от крестоносного флота на всем пути там, где береговая линия позволяла кораблям подойти близко к берегу.
Ричард приказал, чтобы оба эшелона ежедневно менялись местами, один день сдерживая наскоки мусульман, а другой - в относительной безопасности шагая вдоль берега.
Саладин располагал не менее чем 30 000 воинов, которые делились в пропорции 2:1 на кавалерию и пехоту. Пехоту его хронисты называют «черной», хотя также описывают как бедуинов «с луками, колчанами и круглыми щитами». Не исключено, что речь может идти о суданских воинах, которых правители Египта часто брали о свои войска как умелых лучников.
Однако не они, а конные лучники представляли источник наибольшей тревоги для крестоносцев . Амбруаз, поэт и крестоносец , так говорит об угрозе го стороны противника:
«У турок одно преимущество, служившее источником большого урона для нас. вооружены тяжело, тогда как сарацины имеют лук, палицу, меч или копье со стальным наконечником.
Если им приходится уходить, за ними не угнаться - лошади их столь хороши, что нигде в мире нет подобных, кажется, будто они не скачут, но летят словно ласточки. Они словно жалящие осы: погонишь их - бегут прочь, а повернешься - догоняют». 8
Только когда неприятель был дезорганизован потерями и измотан, Ричард давал рыцарям приказ довершить дело сокрушительным броском.
На побережье возле Арсуфа Салах-ад-Дин устроил засаду, а затем организовал мощную атаку на тылы колонны Ричарда I, чтобы вынудить арьергард крестоносцев ввязаться в бой.
Сперва Ричард I> запретил оказывать сопротивление, и колонна упорно продолжала марш. Потом, когда турки совсем осмелели, а давление на арьергард стало совершенно невыносимым, Ричард приказал трубить заранее обусловленный сигнал к атаке.
Хорошо скоординированная контратака застала ни о чем не подозревавших турок врасплох.
Битва кончилась буквально за несколько минут...
Повинуясь приказам >, крестоносцы преодолели искушение броситься преследовать разгромленного противника. Турки потеряли около 7 тысяч человек, остальные обратились в беспорядочное бегство. Потери крестоносцев составили 700 человек.
После этого Салах-ад-Дин ни разу не решался вступать с Ричардом I в открытый бой. 6 Турки были вынуждены перейти к обороне, но несогласованность действий не дала крестоносцам развить успех.
В 1192 г. Ричард I> выступил на Иерусалим, по пятам преследуя Салах-ад-Дина, который, отступая, применял тактику выжженной земли - уничтожал все посевы, пастбища и отравлял колодцы. Нехватка воды, отсутствие корма для лошадей и рост недовольства в рядах его многонациональной армии вынудили Ричарда волей-неволей прийти к заключению, что осадить Иерусалим он не в состоянии, если не хочет рисковать практически неизбежной гибелью всего войска.

Он неохотно отступил к побережью. До конца года происходило множество мелких стычек, в которых Ричард I проявил себя доблестным рыцарем и талантливым тактиком.
Штабная служба и организация снабжения его армии на порядок превосходили типичные для средневековья. Ричард I предусмотрел даже прачечную службу чтобы одежда была чистой, во избежание распространения эпидемий. 6
Оставив надежду взять Иерусалим, 1 сентября 1192 года Ричард подписал договор с Саладином. Этот постыдный для чести Ричарда мир оставлял за христианами небольшую береговую полосу от Яффы до Тира, Иерусалим оставался во власти мусульман, Святой крест не возвращен.
Саладин даровал христианам мир на три года. В это время они могли свободно приходить на поклонение святым местам.
Через три года христиане обязывались войти в новые соглашения с Саладином, которые, само собой разумеется, должны были быть хуже предыдущих.
Этот бесславный мир лег тяжелым обвинением на Ричарда. Современники подозревали его даже в измене и предательстве; мусульмане упрекали его в чрезмерной жестокости...
9 октября 1192 г. Ричард покинул Святую землю ...
На троне Ричард I Львиное Сердце находился десять лет, но из них провел в Англии не более года. Умер он при осаде одного из французских замков 6 апреля 1199 г., раненный стрелой в плечо... 4
Осада Акры составляет роковую ошибку со стороны деятелей Третьего крестового похода ; крестоносцы бились, тратили время и силы из-за небольшого клочка земли, в сущности никому не нужного, вполне бесполезного, которым хотели наградить иерусалимского короля Ги де Лузиньяна.
С уходом Ричарда Львиное Сердце героическая эпоха крестовых походов в Святую землю подошла к концу... 1

Источники информации:
1. «Крестовые походы » (журнал «Древо познания» № 21/ 2002 г.)
2. Успенский Ф. «История крестовых походов »
3. сайт Википедия
4. Вазольд М. «»
5. Донец И. «Битва при Хаттине»
6. «Все войны мировой истории» (по Харперской энциклопедии военной истории Дюпюи)
7. Райли-Смит Дж. «История крестовых походов »
8. Беннет М., Брэдбери Дж., Де-Фрай К., Дикки Й., Джестайс Ф.«Войны и сражения Средневековья»


Тем не менее, церковнослужители и монахи увернулись от участия в христианском походе. Все же в этот раз к организации крестового похода подошли более благоразумно, дабы исключить весь тот сброд, что был угнетающей обузой при двух предыдущих походах, было введено ограничение цензом. В подготовленные третьего похода организаторы были столь осмотрительны и осторожны. К венгерскому королю, императору Греции, и к сельджукскому султану Кылыч-Арслану, что с враждой смотрел на могущество Саладина, были отправлены посольства. Саладина также осчастливили визитом послов, однако после того, как он отверг предложенный ультиматум, ему объявили войну. Становится понятно, что о грубом и хаотичном военном беспорядке, как во время первого похода, тут и речи не может быть, форма государственных отношений делается более приличной.
Теперь не составляло трудности организовать управление империей в отсутствие императора: он передал всю власть сыну Генриху, вернувшемуся из Италии. Только вот стечения обстоятельств вызвали у императора подозрения: Генрих Лев совсем недавно возвратился с туманного Альбиона в Германию, но все же воздержался от предложения поучаствовать в походе. В связи с этим надо было бы принять меры безопасности и обезопасить свое королевство от стараний захватить власть в отсутствие Фридриха. В апреле 1189 году на рейхстаге всеми единогласно было решено "еще на три года" выслать неугомонного принца с отчизны. Под конец апреля с Регенсбурга, что был для всех участников похода сборным пунктом, в путь тронулось множество вооруженных паломников. Впереди огромной армии выступало войско, состоявшее со ста тысяч рыцарей, надежно вооруженных, благоразумно предугадываемых. Крестоносцы решили пойти по стопам Готфрида, и они пустились вниз по Дунай реке.

Герои Третьего Крестового Похода

В Крестовом походе участвовали практически рыцари и знатные феодалы западноевропейских государств. А вот бедняки были изначально не допущены к участию в походу. При формировании войска, император Фридрих приказывал беднякам выдать по 3 марки. Те, у кого такой сумы не было, не допускались к крестовому походу, ведь малопригодный к борьбе народ отягощал полк, и только путался под ногами. Активное участие в Третьем походе играли и феодальные страны.
Ричард Львиное Сердце навсегда оставил о себе память в заморских краях. Арабы называли его Малик Рид, то есть Царь Ричард . Почти до XIX арабские женщины страшили своих расплакавшихся детей Маликом Ридом.

События Третьего Крестового Похода

Совсем юный курд Юсуф ибн Айюб завладел Египтом и принял титул султана, вместе с тронным именем: ал-Малик ан-Насир Салах-ад-Дин. Иными словами его звали Победоносный король, Заступник Веры, однако европейцы называли его Саладином. Он сумел расширить свои имения до Сирии и Палестины, как предусмотрительный дипломат и талантливый военачальник Саладин принимается за планомерное наступление на Иерусалим. 1187 год ознаменовался, проигрышем крестоносцев , Саладин разбил их войско и вступил в Иерусалимское королевство . Европа еще долго была в шоковом состоянии. Папа римский обнародовал крестовый поход и призвал к прекращению всех христианских войн. Ведь во главе Третьего христианского похода стояли два соперника: король Франции Филипп II Август и король Англии Ричард Львиное Сердце . Самодержцы не прекращали между собой ссориться. Каждый из королей преследовал свои цели. Вот примером Филипп, он повиновался только требованиям папы римского, и беспокоился о своем королевстве даже больше чем об Иерусалиме, Ричард же размечтался о славе больше, чем о спасении Гроба Господнего .
Отвоевать Иерусалимское королевство крестоносцам так и не удалось, поэтому третий Крестный поход не принес желаемого результата.

Итоги Третьего Крестового Похода

Третий крестовый поход завершился не так, как ожидала Европа, хотя в этом нет ничего странного. Ведь с самого начала, этот поход являлся завоевательным делом, и его руководящая роль относилась к государственной власти. Ни для кого, со всех трех военачальников, крестовый поход религиозного характера не имел более или менее существенного значения. Жадность, ненависть, желание поживиться, привели крестоносцев к поражению.


20.05.2019

Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы, носили на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых.

Причины крестовых походов (кратко)

Выступление в было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров.

Крестоносцы отправляются в первый крестовый поход. Миниатюра из рукописи Гийома Тирского, XIII в.

Настоящее ополчение выступило в Первый крестовый поход только осенью 1096 г., в виде 300.000 хорошо вооруженных и превосходно дисциплинированных воинов, под предводительством самых доблестных и знатных рыцарей того времени: рядом с Готфридом Бульонским , герцогом Лотарингским, главным предводителем, и его братьями Балдуином и Евстафием (Эсташем), блистали; граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, герцог Роберт Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд, князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. В качестве папского наместника и легата войско сопровождал епископ Адемар Монтейльский.

Участники Первого крестового похода прибыли различными путями в Константинополь, где греческий император Алексей вынудил у них ленную присягу и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний. В начале июня 1097 войско крестоносцев появилось пред Никеей, столицей сельджукского султана, и после взятия последней подвергалось чрезвычайным трудностям и лишениям. Тем не менее, им были взяты Антиохия, Эдесса (1098) и, наконец, 15-го июня 1099, Иерусалим , бывший в то время в руках египетского султана, безуспешно пытавшегося восстановить свое могущество и разбитого наголову при Аскалоне .

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099. Миниатюра XIV или XV вв.

Под влиянием известия о завоевании Палестины в 1101 г. двинулось в Малую Азию новое войско крестоносцев под предводительством герцога Вельфа Баварского из Германии и два других, из Италии и Франции, составившие в общей сложности армию в 260.000 человек и истребленные сельджуками.

Второй крестовый поход (кратко)

Второй крестовый поход – кратко , Бернард Клервоский – краткая биография

В 1144 году Эдесса была отнята турками, после чего папа Евгений III объявил Второй крестовый поход (1147–1149), освобождая всех крестоносцев не только от их грехов, но вместе с тем и от обязанностей относительно их ленных господ. Мечтательный проповедник Бернард Клервоский сумел, благодаря своему неотразимому красноречию, привлечь ко Второму крестовому походу короля французского Людовика VII и императора Конрада III Гогенштауфена. Два войска, составлявшие в общей сложности, по уверениям западных хронистов, около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь и Малую Азию, Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких крупных поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Оба государя возвратились в свои владения, и Второй крестовый поход окончился полным неуспехом

Государства крестоносцев на Востоке

Третий крестовый поход (кратко)

Поводом к Третьему крестовому походу (1189–1192) послужило завоевание Иерусалима 2 октября 1187 могущественным египетским султаном Саладином (см. статью Захват Иерусалима Саладином). В этом походе участвовали три европейских государя: император Фридрих I Барбаросса , французский король Филипп II Август и английский Ричард Львиное Сердце . Первым выступил в Третий крестовый поход Фридрих, войско которого по пути возросло до 100.000 человек; он избрал путь вдоль Дуная, по дороге должен был преодолевать происки недоверчивого греческого императора Исаака Ангела, которого только взятие Адрианополя побудило дать свободный проход крестоносцам и помочь им переправиться в Малую Азию. Здесь Фридрих разбил в двух сражениях турецкие войска, но вскоре после этого утонул при переправе через реку Каликадн (Салеф). Сын его, Фридрих, повел войско далее чрез Антиохию к Акке, где нашел других крестоносцев, но вскоре умер. Город Акка в 1191 сдался на капитуляцию французскому и английскому королям, но открывшиеся между ними раздоры принудили французского короля вернуться на родину. Ричард остался продолжать Третий крестовый поход, но, отчаявшись в надежде завоевать Иерусалим, в 1192 заключил с Саладином перемирие на три года и три месяца, по которому Иерусалим остался во владении султана, а христиане получили прибрежную полосу от Тира до Яффы, а также право свободного посещения Святого Гроба.

Фридрих Барбаросса - крестоносец

Четвертый крестовый поход (кратко)

Подробнее - см. в отдельных статьях Четвёртый крестовый поход , Четвертый крестовый поход – кратко и Взятие Константинополя крестоносцами

Четвертый крестовый поход (1202–1204) имел первоначально целью Египет, но участники его согласились оказать помощь изгнанному императору Исааку Ангелу в его стремлении снова взойти на византийский трон, что увенчалось успехом. Исаак вскоре умер, а крестоносцы, отклонившись от своей цели, продолжали войну и взяли Константинополь, после чего предводитель Четвертого крестового похода, граф Балдуин Фландрский, был избран императором новой Латинской империи, просуществовавшей, однако, только 57 лет (1204–1261).

Участники четвёртого крестового похода у Константинополя. Миниатюра к венецианской рукописи "Истории" Вильгардуэна, ок. 1330

Пятый крестовый поход (кратко)

Не принимая во внимание странного Крестового похода детей в 1212 году, вызванного желанием испытать действительность воли Божьей, Пятым крестовым походом можно назвать поход короля Андрея II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского в Сирию (1217–1221). Вначале он шёл вяло, но после прибытия с Запада новых подкреплений крестоносцы двинулись в Египет и взяли ключ для доступа в эту страну с моря – город Дамиетту. Однако попытка захватить крупный египетский центр Мансуру успеха не дала. Рыцари ушли из Египта, и Пятый крестовый поход окончился восстановлением прежних границ.

Штурм крестоносцами Пятого похода башни Дамиетты. Художник Корнелис Клас ван Виринген, ок. 1625

Шестой крестовый поход (кратко)

Шестой крестовый поход (1228–1229) совершил германский император Фридрих II Гогенштауфен . За долгие отсрочки начала похода папа отлучил Фридриха от церкви (1227). На следующий год император всё же отправился на Восток. Пользуясь раздорами тамошних мусульманских владетелей, Фридрих завёл с египетским султаном аль-Камилем переговоры о мирном возвращении христианам Иерусалима. Чтобы поддержать свои требования угрозой, император и палестинские рыцари осадили и взяли Яффу. Угрожаемый ещё и султаном дамасксксим, аль-Камиль подписал с Фридрихом десятилетнее перемирие, вернув христианам Иерусалим и почти все земли, некогда отнятые у них Саладином. По окончании Шестого крестового похода Фридрих II короновался в Святой Земле иерусалимской короной.

Император Фридрих II и султан аль-Камиль. Миниатюра XIV века

Нарушение перемирия некоторыми пилигримами повело через несколько лет к возобновлению борьбы за Иерусалим и к окончательной его потере христианами в 1244 г. Иерусалим отняло у крестоносцев тюркское племя хорезмийцев, вытесненное из прикаспийских областей монголами во время движения последних на Европу.

Седьмой крестовый поход (кратко)

Падение Иерусалима вызвало Седьмой крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского , давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В августе 1248 французские крестоносцы отплыли на Восток и провели зиму на Кипре. Весной 1249 армия Людовика Святого высадилась в дельте Нила. Вследствие нерешительности египетского полководца Фахреддина она почти без труда взяла Дамиетту. Задержавшись там на несколько месяцев в ожидании подкреплений, крестоносцы в конце года двинулись на Каир. Но у города Мансуры путь им преградила сарацинская армия. После тяжких усилий участники Седьмого Крестового похода смогли переправиться через рукав Нила и даже на время ворваться в Мансуру, но мусульмане, воспользовавшись разделением христианских отрядов нанесли им большой урон.

Крестоносцам следовало отступать к Дамиетте, однако вследствие ложных понятий о рыцарской чести они не поспешили сделать это. Вскоре их окружили крупные сарацинские силы. Потеряв множество солдат от болезней и голода участники Седьмого Крестового похода (почти 20 тысяч человек) были вынуждены сдаться в плен. Ещё 30 тысяч их товарищей погибло. Христианские пленники (в том числе и сам король) были освобождены лишь за огромный выкуп. Дамиетту пришлось вернуть египтянам. Уплыв из Египта в Палестину, Людовик Святой ещё около 4 лет провёл в Акке, где занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину.

Восьмой крестовый поход (кратко)

Вследствие полной безрезультатности Седьмого крестового похода и постоянных нападений на христиан Палестины нового египетского (мамлюкского) султана Бейбарса тот же король Франции Людовик IX Святой предпринял в 1270 году Восьмой (и последний) крестовый поход. Крестоносцы поначалу вновь думали высадиться в Египте, но брат Людовика, король Неаполя и Сицилии Карл Анжуйский , склонил их плыть в Тунис, который был важным торговым конкурентом Южной Италии. Выйдя на берег в Тунисе, французские участники Восьмого Крестового похода стали ждать прибытия войска Карла. В их тесном лагере началась чума, от которой умер сам Людовик Святой. Мор причинил армии крестоносцев такие потери, что приехавший вскоре после смерти брата Карл Анжу предпочёл прекратить поход на условиях выплаты правителем Туниса контрибуции и освобождения им христианских пленников.

Смерть Людовика Святого в Тунисе во время Восьмого Крестового похода. Художник Жан Фуке, ок. 1455-1465

Конец Крестовых походов

В 1286 отошла к Турции Антиохия, в 1289 г. – ливанский Триполи, а в 1291 – Акка, последнее крупное владение христиан в Палестине, после чего они вынуждены были отказаться и от остальных владений, и вся Святая Земля соединилась опять в руках магометан. Так окончились Крестовые походы, стоившие христианам стольких потерь и не достигшие первоначально намеченной цели.

Итоги и последствия крестовых походов (кратко)

Но они не остались без глубокого влияния на весь склад общественной и экономической жизни западноевропейских народов. Последствием Крестовых походов можно считать усиление власти и значения пап, как главных их зачинщиков, далее – возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих ленных владетелей; введение в Европе позаимствованных у восточных народов ремесел и искусств. Итогами Крестовых походов было увеличение на Западе класса свободных земледельцев, благодаря освобождению от крепостной зависимости участвовавших в походах крестьян. Крестовые походы содействовали успехам торговли, открыв ей новые пути на Восток; благоприятствовали развитию географических знаний; расширив сферу умственных и нравственных интересов, они обогатили поэзию новыми сюжетами. Ещё одним важным итогом Крестовых походов было выдвижение на историческую сцену светского рыцарского сословия , составившего облагораживающий элемент средневековой жизни; следствием их было также возникновение духовно-рыцарских орденов (Иоаннитов, Тамплиеров и Тевтонов), игравших немаловажную роль в истории. (Подробнее - см. в отдельных статьях

ТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД


Карта третьего крестового похода

Если можно себе представить «матч всех звёзд» в Средние века, то им вполне можно назвать Третий крестовый поход». Практически все яркие персонажи того времени, все самые могущественные правители Европы и Ближнего Востока приняли в нём непосредственное участие. Ричард Львиное Сердце, Филипп II Август, Фридрих Барбаросса, Саладин. Каждый - личность, каждый - эпоха, каждый - герой своего времени.

Фридрих Барбаросса

После Второго крестового похода дела христиан на Востоке пошли ещё хуже. Лидером и надеждой мусульманского мира стал выдающийся государственный деятель и талантливый полководец султан Саладин. Вначале он стал правителем Египта, затем подчинил себе Сирию и другие территории на востоке. В 1187 г. Саладин взял Иерусалим. Известие об этом стало сигналом к началу очередного Крестового похода. Римские легаты сумели убедить двинуться на восток могущественных государей Франции, Англии и Германии - Филиппа, Ричарда и Фридриха.

Германский император избрал для движения уже известный путь через Венгрию и Балканский полуостров. Его крестоносцы во главе с умудрённым опытом и практичным 67-летним Барбароссой первыми отправились в поход весной 1189 г. Естественно, отношения немцев с византийцами традиционно испортились, как только латиняне оказались на территории Византии. Начались стычки, разразился дипломатический скандал. Фридрих всерьёз подумывал об осаде Константинополя, но, в конце концов, всё более или менее разрешилось, и германская армия переправилась в Малую Азию. Она с трудом, но уверенно продвигалась на юг, когда случилось непоправимое. Император утонул при переправе через речку Салеф. Это событие произвело на пилигримов удручающее впечатление. Многие из них вернулись домой. Оставшиеся двинулись к Антиохии.

"Смерть Фридриха Германского". Г. Доре

Французы и англичане договорились выступать вместе. Хитрый и тонкий Филипп со времён войны против Генриха II Плантагенета был в самых дружественных отношениях с молодым английским королём Ричардом I . Последний был Филиппу полной противоположностью. Государственные дела интересовали его постольку-поскольку. Гораздо больше его занимала война, подвиги, слава. Первый рыцарь своего времени, физически сильный, отважный, Ричард Львиное Сердце был недальновидным политиком и плохим дипломатом. Но пока, перед походом, дружба монархов казалась незыблемой. Некоторое время у них пошло на подготовку, в рамках которой в их странах был установлен специальный налог на все слои населения - так называемая саладинова десятина. Ричард вообще очень усердствовал, собирая деньги. Говорили, что король и Лондон бы продал, если бы на него нашёлся покупатель. В результате под его командованием собралась значительная армия.

Филипп Август и Ричард выступили в поход весной 1190 г. Путь их лежал через Сицилию. Здесь выявилась вся хрупкость их союза. Ричард предъявил претензии на этот остров. Он начал военные действия против сицилийцев (точнее - норманнов, владевших королевством), в ходе которых поссорился с более мирным Филиппом. Наконец англичане и французы отправились дальше. Войска Филиппа благополучно достигли восточного берега Средиземного моря, а англичан застигла буря, прибившая их к берегам Кипра. Ричард отвоевал остров у узурпатора Исаака Комнина и объявил своим владением. Вскоре он заложит его тамплиерам. Только в июне 1191 г. он прибыл к Акре.

Гвидо Лузиньян

У этого приморского сирийского города разворачивались основные события. Собственно, крепость не должна была представлять для христиан стратегической ценности. В борьбу за неё поначалу (ещё в 1189 г.) ввязался, лишённый своего города, правитель Иерусалима Гвидо Лузиньян. Постепенно к нему присоединились все приходившие поодиночке отряды из Европы. Поодиночке их и перемалывали мусульмане. Осада затянулась, возле Акры вырос, по сути, христианский рыцарский город. Акра была прекрасно защищена, по морю из Египта и по суше из Месопотамии ему поступало продовольствие и подкрепление. Саладин находился вне города и постоянно совершал набеги на осаждавших. Крестоносные войска страдали от болезней и жары. Прибытие французов, а особенно Ричарда, вдохновило крестоносцев на более энергичное ведение боевых действий. Рылись подкопы, строились осадные башни… Наконец в июле 1191 г. крепость была взята.


Осада Акры

Развить успех на востоке крестоносцам помешала привычная распря. Возник спор из-за кандидатуры нового иерусалимского короля. Филипп поддерживал героя обороны Тира Конрада Монфераттского. Ричард выступал за Гвидо Лузиньяна. Были проблемы и с дележом добычи. Свидетельством ожесточённых противоречий стал эпизод с Леопольдом Австрийским. Он водрузил над одной из башен Акры свой стяг, а Ричард приказал сорвать его. Чудом удалось тогда избежать кровавого столкновения христиан между собой. Филипп, недовольный и раздражённый действиями Ричарда, да и просто считавший свою миссию выполненной, отбыл во Францию. Английский король остался единственным лидером крестоносного воинства. Полного доверия и одобрения своих действий он не получил. Его отношения с Саладином были непоследовательными. Султан отличался большим политическим тактом и многими истинно рыцарскими качествами, которые ценили в нём европейцы. Он охотно шёл на переговоры, но когда Ричард любезничал с противником, его подозревали в измене. Когда же он предпринимал более резкие шаги, христиане имели все основания быть недовольными. Так, после взятия Акры рыцари предъявили Саладину чрезмерно тяжёлые для него условия выкупа мусульманских заложников: возвращение всех захваченных территорий, деньги, Древо Креста… Саладин медлил. Тогда разгневанный Ричард приказал умертвить две тысячи мусульман - акция, ужаснувшая их единоверцев. В ответ и султан приказал убить пленников христиан.

От Акры Ричард двинулся не на Иерусалим, а на Яффу. Путь этот был очень труден. Саладин постоянно тревожил рыцарские колонны. Большая битва произошла при Арзуфе; здесь Ричард проявил себя и как удивительно храбрый воин, и как хороший полководец. Рыцари наголову разбили численно превосходящего врага. Но результатами этой победы королю воспользоваться не удалось. Английский король и султан в 1192 г. заключили мир, совершенно не отвечавший целям похода. Иерусалим оказался в руках мусульман, хоть и был открыт для мирных христиан-паломников. В руках крестоносцев оставалась лишь узкая прибрежная полоса, начинавшаяся севернее Тира и доходившая до Яффы. Ричард, возвращаясь домой, в Австрии попал в плен к затаившему на него злобу Леопольду и провёл в темнице два года. Это был очень правильный конец неправильной войны.