Абдуррахман ибн ауф - великий торговец и богач, стремившийся потратить свои деньги на пути аллаха.

  • Один из первых восьми мусульман в Мекке...
  • Один из шести человек, которым Умар доверил выбрать нового халифа...
  • Один из десяти, которым Посланник Аллаха пообещал, что они войдут в Рай, и одного этого достаточно, чтобы сказать многое о этом человеке...

Его полное имя: Абдуррахман ибн Ауф ибн Абду Манаф ибн Абду ибн Аль-Харис ибн Зухра ибн Киляб ибн Мурра ибн Кааб ибн Люай. Абу Мухаммад, один из десяти обрадованных Раем...

От него передавали хадисы такие великие ученые Ислама, как Абдулла ибн Аббас, Ибн Умар, Анас ибн Малик, его дети – Мусаб, Ибрахим, Хамид, Абу Саляма и Амру...

Имам Аль-Бухари привел от него 5 хадисов, а общее количество, приведенное от него в сборнике «Бакы» составляет 65 хадисов.

До Ислама его имя было Абду Амру, или же Абдуль-Кааба, и Посланник Аллаха поменял его имя на Абдуррахман.
Али Аль-Мадаини передал, что Абдуррахман родился через 10 лет после года «Слона».

Сахля бинт Асым, описывая Абдуррахмана, сказала: «Он был высоким, светлокожим, немного горбоносым, с длинными ресницами, и длинными верхними резцами зубов, настолько, что иногда они ранили до крови его нижнюю губу. Его волосы ниспадали ниже его плеч, у него была сильная шея и огромные плечи.

Якуб ибн Утба сказал: «Абдуррахман был высоким, светлокожим настолько, что кожа иной раз принимала красноватый оттенок. Его кожа была тонкой, и он никогда не красил свои седины.

Передается, что однажды Усман ибн Аффан шел со сподвижниками по одной из дорог Мекки, и на своем пути встретил Абдуррахмана. Он повернулся к сподвижникам, сказав им: «Кто из вас сможет сравниться с этим стариком? Никто не сможет достичь его награды за два совершенных им переселения (имея в виду Эфиопию и Медину)».

Анас ибн Малик привел историю, что когда Абдуррахман совершил переселение, Посланник Аллаха побратал его с Усманом, и он сказал Абдуррахману: «У меня есть два сада, и ты выберешь из них один, который будет твоим» - на что Абдуррахман ответил: «Не делай этого. Покажи мне, где здесь находится рынок». Спустя некоторое время он разбогател настолько, что отправил семьсот верблюдов за товарами в Сирию, после чего, когда караван с продовольствием вернулся в Медину, он пожертвовал все это на пути Аллаха. В другой версии приводится, что Посланник Аллаха побратал Абдуррахмана и Саада ибн Рабиа, который предложил ему половину своего имущество и любую из двух жен, но он отказал, попросив лишь указать на рынок.

Те хадисы, в которых говорится, что Посланник Аллаха пообещал Абдуррахману, что он войдет в Рай ползком по причине его богатства, являются недостоверными и слабыми, ибо основа гласит, что Посланник Аллаха произнес: «...Абдуррахман ибн Ауф в Раю...», который передал Саид ибн Зейд, и все ученые сошлись на его достоверности. В нем не указывалось, что Абдуррахман войдет в Рай по-иному, нежели чем остальные обрадованные Раем. Любой, кто хочет узнать материал на эту тему, может открыть книгу «Абатыль фит-тарих».

Амру ибн Вахб Ас-Сакафи передает, что они были вместе с Мугирой ибн Шуабой, когда я решил поинтересоваться, был ли хоть один случай, когда Посланник Аллаха совершал молитву за кем-либо из сподвижников, кроме Абу Бакра? И Мугира ответил: «Да, мы были вместе с Пророком, когда он совершил омовение, протер свои носки и чалму, а после встал на молитву сзади Абдуррахмана ибн Ауфа, и я совершил молитву с ними, но опоздал на один ракаат, и восполнил его после окончания».

Также в другом хадисе передается, что Абдуррахман был имамом на молитве, когда вышел Посланник Аллаха, который решил присоединиться к молящимся. Абдуррахман хотел отойти назад, чтобы Пророк встал имамом, но он указал Абдуррахману, чтобы он оставался на своем месте, прочитав молитву за ним.

Аз-Зухри передает, что во время жизни Посланника Аллаха Абдуррахман вначале пожертвовал на пути Аллаха половину своего имущества – 4000 динаров, после чего он дал еще больше – 40.000 динаров. Также он жертвовал свыше тысяч верховых животных на пути Аллаха – и большая часть его денег были накоплены через торговлю. В другой версии этого хадиса сообщается, что лицемеры Медины издевались над Абдуррахманом, когда он отдал половину имущества, сказав, насколько же Абдуррахман силен показухой.

А’амаш передает от Шакыка, что Абдуррахман однажды вошел к матери правоверных Умм Саляме, сказав ей: «О, матерь правоверных! Я боюсь погибнуть по причине того, что я самый богатый среди курайшитов – я продал свою землю за 40.000 динаров». Тогда Умм Саляма сказала: «Потрать эти деньги на пути Аллаха, ибо я слышала Посланника Аллаха, который сказал: «Поистине, среди моих сподвижников будут те, кто больше никогда меня не увидят после того, как покину их». Шакык сказал: «После этого я пришел к Умару и рассказал ему про эту историю. Тогда он бросился к Умм Саляме, и просил ее сказать, есть ли он среди этих несчастных. Она ответила, что его среди них нет, и чтобы больше он не вздумал спрашивать ее про кого-либо из них».

В день битвы при Ухуде он потерял несколько своих передних зубов и остался на всю оставшуюся жизнь хромым, по причине получения свыше двадцати ранений, часть которых пришлась на его ноги.

Умар приказывал своим правителям казнить на их территории любого колдуна или колдунью и разделять между огнепоклонниками их кровосмесительные браки, и он отказывался брать от них джизья (подушный налог с немусульман) до тех пор, пока Абдуррахман не засвидетельствовал, что Посланник Аллах брал от них джизью.

Курайб от Ибн Аббаса передал, что однажды сподвижники Посланника Аллаха собрались у Умара, и он спросил их, знает ли кто-нибудь, что должен сделать тот мусульманин, который ошибся в молитве? Ибн Аббас сказал, что не знает, и тут в дом вошел Абдуррахман ибн Ауф, которому и задали этот вопрос. Тогда Абдуррахман сказал Умару: «Я слышал, что Посланник Аллаха сказал: «Если кто-то из вас ошибется в молитве, и не будет знать, сколько он совершил ракаатов, то пусть выберет между двумя и одним – один, между тремя или двумя – два, между тремя или четырьмя – три, чтобы не ошибиться в их числе. В конце молитвы пусть сделает дополнительные земной поклон до того, как выйти из молитвы».

Абу Хурейра передает, что однажды между Халидом ибн Аль-Валидом и Абдуррахманом ибн Ауфом однажды возникла ссора, после которой Абдуррахман отправился к Посланнику Аллаха, и рассказал про случившееся. Тогда он вышел к людям и сказал: «Не трогайте моих сподвижников – ибо если кто-либо из вас потратит гору золота величиной с Ухуд, он все равно не достигнет мудда (небольшая мера веса) или даже половины мудда того, что они потратили на пути Аллаха».

В версии этой истории от А’амаша он сообщает, что Посланник Аллаха сказал Халиду: «О, Халид! Не причиняй вреда человеку, который участвовал в битве при Бадре – если ты потратишь гору золота величиною с Ухуд, все равно ты не достигнешь награды за его поступки! А ты, Абдуррахман, не ругай того, кто является мечом из мечей Аллаха, который Он направляет против неверных».

Также от Саида ибн Зейда приводится, что Посланник Аллаха однажды был на горе Хира, когда она сотряслась под ним – и он воскликнул: «Утвердись, о Хира! Ибо нет на тебе никого, кроме Пророка, Сиддика (Абу Бакра) и шахида!» - и в числе присутствующих был и Абдуррахман ибн Ауф.

Приводится, что однажды Умар пришел к жене Абдуррахмана, Умм Кульсум бинт Укба и спросил ее: «Сказал ли тебе Посланник Аллаха, чтобы ты вышла замуж за господина мусульман Абдуррахмана ибн Ауфа?» - и она ответила утвердительно.

Убейдулла ибн Абдулла передает, что однажды Посланник Аллаха раздавал какие-то подарки группе людей, среди которых был Абдуррахман ибн Ауф, которому Посланник Аллаха не вручил ничего. Тогда Абдуррахман ушел, заплакав, и по дороге домой встретил Умара, который спросил его, в чем дело. Он рассказал эту историю, добавив, что убежден в том, что Посланник Аллаха не дал ему ничего по причине того, что у него есть какой-то недостаток, и он не заслуживал подарка. Умар отправился к Посланнику Аллаха и спросил его об этом, и он ответил: «Я доверил Абдуррахмана его иману (вере)». И мудрость Посланника Аллаха в этой истории заключалась в том, что он раздавал подарки слабым в своей вере мусульманам, и не дал Абдуррахману потому, что был уверен, что если он не получит подарка, то это не отразится на его религии, в противоречие новообращенным мусульманам – прим. переводчика.

От Абу Хурейры передается, что Посланник Аллаха сказал: «Лучшие из вас те, кто наилучшим образом относится к моим женам» - и Абдуррахман, услышав это, завещал женам Пророка сад, цена которого была 400.000 дирхамов.

Умм Бакр бинт Мисвар передала, что Абдуррахман продал свою землю Усману за 40.000 динаров, которые распределил среди бедняков племени Зухра, мухаджиров, и матерей правоверных. Умм Бакр сказала: «Я принесла Аише ее долю из имущества Абдуррахмана, и она спросила меня, кто это послал. Я ответила, что это деньги от Абдуррахмана, и она сказала, что Посланник Аллаха говорил своим женам: «Никто не помогает вам, кроме терпеливых».

Джафар ибн Баркан передал, что за свою жизнь Абдуррахман выкупил из рабства и освободил свыше 30.000 семей.

Имам Аз-Захаби сказал: «Самым лучшим поступком Абдуррахмана было то, что после убийства Умара он не стал добиваться к власти, и не стал предлагать кандидатуру Саада ибн Аби Ваккаса, который был ему ближайшим родственником, а передал власть Усману.

Абдулла ибн Нияр Аль-Аслями передал, что во время жизни Посланника Аллаха в Медине кроме Абдуррахмана ибн Ауфа, Абу Бакра и Умара никто не давал фетвы, даже исходя из того, что он слышал от Посланника Аллаха.

Имам Аш-Шааби передает, что Абдуррахман был ответственным за хадж мусульман в 13 году по хиджре.

Тальха ибн Абдулла ибн Ауф сказал: «Все жители Медины были как родные дети Абдуррахману – трети из них он давал в долг деньги, за другую треть он выплачивал их долги, и поддерживал родственные отношения с оставшимися».

Саид ибн Аль-Мусейиб сказал: «Между Абдуррахманом и Тальхой было недопонимание, и они редко общались. Но когда Тальха тяжело заболел, к нему пришел Абдуррахман, навещая его. Тальха поднялся на постели и сказал: «Мой брат, клянусь Аллахом, ты лучше меня!» - и Абдуррахман сказал: «Не говори так, мой брат». Но Тальха продолжал настаивать, говоря: «Нет, я прав – ведь если бы ты заболел, то я вряд ли пришел бы к тебе».

Саад ибн Аби Ваккас после убийства Умара отправил своего слугу к Абдуррахману, чтобы он передал ему предложение Саада занять место халифа, но он отверг даже мысль об этом, сказав: «Любой, кто придет к власти после Умара, подвергнется упрекам со стороны людей».

Абдуррахман ибн Азхар от своего отца, от деда приводит историю, что в тот год, когда Усмана поразила болезнь носового кровотечения, он призвал к себе слугу Хамрана, приказав ему составить указ о назначении халифом после себя Абдуррахмана ибн Ауфа. Он составил документ, и тут же отправился к Абдуррахману, поспешив обрадовать его. Но как только он сообщил ему эту новость, Абдуррахман поднялся между минбаром Посланника Аллаха и его могилой, произнеся в мольбе к Аллаху: «О, Аллах! Если дела обстоят действительно так, и Усман хочет назначить меня, то забери меня к Себе до его смерти!» - и не прошли шести месяцев, как Абдуррахман скончался.

Ибрахим ибн Абдуррахман передал, что когда его отец лежал при смерти, в один из моментов он потерял сознание, и присутствующие подумали, что Абдуррахман умер. Но он очнулся, спросил, действительно ли он был в беспамятстве, и ему подтвердили. Тогда он сказал: «Я увидел, что меня взяли и потащили двое человек, от которых исходила страшная сила. Они сказали мне: «Отправляйся, мы доведем тебе до суда Аллаха» - и мы отправились. Но по дороге встретился человек, который спросил их, куда они ведут меня, и они ответили, что на суд к Аллаху. Тогда он сказал им: «Возвращайтесь, ибо этот человек из тех, кому Аллах предписал счастье и прощение еще тогда, когда они были в чревах своих матерей. Он пробудет со своими сыновьями столько, сколько захочет Аллах» - и сын Абдуррахмана передал, что после этой истории его отец прожил месяц.

Урва передал, что Абдуррахман ибн Ауф в завещании указал, чтобы 50.000 динаров потратили на пути Аллаха. Когда эти деньги разделили, каждый человек получил почти по тысяче динаров.

Анас ибн Малик привел, что после смерти Абдуррахмана в завещании он также указал, чтобы каждая из жен Посланника Аллаха получила по 100.000 дирхамов, и этот пункт выполнили в первую очередь.

Огромное количество из ученых приводит то, что Абдуррахман скончался в 32 году по хиджре в возрасте 75 лет, и похоронен на кладбище Аль-Бакыа. (Из книги имама Аз-Захаби «Сиру а’алямин-нубаля», том 1 ).

Терпение в нужде и достатке

Абдуррахман сказал: «Мы вместе с Посланником Аллаха были в жесточайшей нужде, но терпели – сейчас же мы оказались в довольстве и достатке, и наше терпение вышло» («Сыфатуль-кыяма» имама Ат-Тирмизи, 2464 ).

Каков был Абдуррахман?

Саад ибн Хасан Ат-Тамими сказал про Абдуррахмана ибн Ауфа: «Его никто не мог отличить от его собственных слуг из-за его скромности» («Саляхуль-умма» 5:436 ).

Абдуррахман и еда

Передается, что однажды Абдуррахману принесли еду, и он, посмотрев не нее, сказал: «Убили Мусаба ибн Умейра, который был лучше меня, и мы не нашли ему погребального кафана (савана), кроме его собственного плаща. Убили Хамзу, который был лучше меня, и мы также не нашли для него никакого кафана, кроме единственного плаща. И сейчас я боюсь, что та милость Аллаха, которую Он нам сейчас оказывает в еде и богатстве будет лишь в мирской жизни, и ничего в Вечной» - после он заплакал («Фатхуль-бари», 1274 ).

Грех и его распространитель

Абдуррахман сказал: «Тот, кто услышал про какой-либо грех и распространяет это, то он подобен тому, кто совершил этот грех» («Аль-басаир» 8:36 ).

Лучшие деньги .

Абдуррахман сказал: «Самые прекрасные деньги – это те, с помощью которых я сохраняю свою честь (от впадения в грехи) и приближаюсь (посредством траты их) к своему Господу» («Маваизус-сахаба», 117 ).

Борьба против хариджитов

19 (либо 20) числа месяца рамадан 75 года хиджры (11/12 января 695 г.) неподалеку от Куфы (Ирак) состоялось кровопролитное сражение войск халифа Абдул-Малика ибн Марвана против хариджитов-азракитов. Армию омеядского халифа возглавляли два выдающихся полководца – аль-Мухаллаб ибн Абу Суфра и Абдуррахман ибн Михнаф аль-Гамиди. Во время этой битвы Абдуррахман ибн Михнаф, сын Михнафа ибн Салима аль-Азди – сподвижника пророка, мир ему и благословения Аллаха, стойко отражал нападения мятежников и пал мучеником за веру, с дозволения Аллаха. Однако эта огромная потеря не поколебала решимость мусульман во главе с халифом покончить с выступлением азракитов. Уже через два года Абдул-Малик ибн Марван подавил восстание сектантов, восстановив государственное единство халифата, подорванное хариджитами. Стабильность и сильная центральная власть в Халифате, установленные при Абдул-Малике, позволили его наследнику аль-Валиду одержать великие победы и еще больше расширить границы Халифата. Огромный вклад в дело дальнейших побед мусульман внесли полководцы, сражавшиеся не только против внешних, но и внутренних врагов.

В 70-е годы по хиджре активизировалось повстанческое движение хариджитов. В своей подрывной деятельности эти сектанты использовали методы партизанской войны, совершая стремительные налеты на мусульманские поселения, а при подходе войск халифа сразу отходя в безопасные места. Основным местом их базирования была болотистая и труднопроходимая местность неподалеку от Басры. В ходе военных действий у них сформировался культ мучеников, к отмщению которых они призывали. От рук этих фанатиков пали сотни тысяч мусульман.

Стабильность в Халифате обеспечивалась соблюдением законов Шариата. Нарушали спокойствие лишь хариджиты, которые из-за своего доктринального разделения мусульман на «верующих» и «неверующих» совершали серьезные преступления и убивали невинных людей только потому, что те не принимали их порочные убеждения. За время политической нестабильности им удалось на время укрепиться в Басре и некоторых областях Ирана. Однако в результате ударов Абдуллаха ибн аз-Зубайра и Абдул-Малика ибн Марвана они потеряли все свои позиции.

Эпизод борьбы с хариджитами, о котором пойдет ниже речь, произошел во время выступления одной из их радикальных сект – азракитов. Азракиты обязывали своих последователей участвовать в вооруженной борьбе против законной власти. Уклоняющихся от борьбы они объявляли неверными и убивали. Азракиты объявили неверными и тех, кто не разделял их убеждений, дозволив убивать женщин и детей мусульман. Одним из самых радикальных постулатов их ереси было объявление любого мусульманина, совершившего тяжкий грех, неверным, которому суждено вечно пребывать в Аду.

Для подавления хариджитского движения в 75 году хиджры наместником халифа в Ираке был назначен Хаджадж ибн Юсуф, который получил широкие полномочия. По его рекомендации назначались наместники восточных провинций – Басры, Куфы, Хорасана, Систана и др., – которые должны были подчиняться его приказам.

Имам ат-Табари в своей книге “Тарих ар-Русуль ва аль-Мулюк” (“История посланников и царей”) пишет: “Аль-Мухаллабу и Абдуррахману ибн Михнафу было доставлено письмо Хаджаджа, которое гласило: “Выступайте против хариджитов, когда вы получите это письмо!” И тогда они двинулись в среду, за 10 ночей до истечения рамадана 75 года [хиджры]. Между ними завязалось столь тяжелое сражение, которого не было прежде. Это произошло после полудня. Хариджиты бросили все свои силы против аль-Мухаллаба ибн Абу Суфры, вынудив его отступить к лагерю. Он тотчас отправил к Абдуррахману надежных людей, которые явились к нему и сказали: “Аль-Мухаллаб передает тебе: “Враг наш – один. Сам видишь, что постигло мусульман. Так пошли же подкрепление своим братьям, да смилуется над тобой Аллах!” Тогда Абдуррахман стал отправлять одно подкрепление за другим: всадников и пехотинцев. Когда наступило предвечернее время, хариджиты увидели подкрепления, прибывшие в лагерь аль-Мухаллада из лагеря Абдуррахмана: кавалерию и пехоту. Предположив, что силы аль-Мухаллада на исходе, они выставили пять или шесть батальонов против лагеря аль-Мухаллада, отправив основные силы к лагерю Абдуррахмана. Когда последний увидел, как силы врага надвигаются на него, он вышел навстречу им в окружении чтецов Корана. Чтецов возглавлял Абу аль-Ахвас, соратник Абдуллаха ибн Масуда, и Хузейма ибн Наср, отец Насра ибн Хузеймы аль-Абси, который был казнен вместе с Зейдом ибн Али и распят в Куфе [в 122 году хиджры – прим. Д.Х.]. Также вместе с Абдуррахманом вышли для сражения 71 человек, которых он отобрал. Хариджиты напали на них, и между ними завязалось тяжелое сражение. Часть людей покинула Абдуррахмана, и он остался лишь с небольшой группой терпеливых воинов, которые твердо стояли с ним до конца. Его сын Джафар ибн Абдуррахман, который был среди воинов, отправленных на выручку к аль-Мухалладу, призвал людей прийти на помощь отцу, однако лишь немногие откликнулись на призыв и последовали за ним. Он пришел и был уже совсем недалеко от отца, когда хариджиты преградили ему путь. Джафар яростно сражался, пробиваясь к отцу, пока хариджиты его не ранили. Абдуррахман ибн Михнаф вместе со своими воинами, заняв позицию на холме, сражался две трети ночи, пока не был убит со всем отрядом. На следующее утро аль-Мухаллаб пришел на поле боя и увидел бездыханное тело Абдуррахмана. Он похоронил его, совершив по нему погребальную молитву”.

Эта битва была лишь одним из эпизодов борьбы против хариджитов. Однако именно такие сражения послужили прологом к будущей победе над сектантами. Абдуррахман ибн Михнаф и другие герои этой войны, имена которых мы не знаем, отдали свои жизни ради торжества религии Аллаха и подавления опасной ереси, которая до сих пор подтачивает силы исламской уммы изнутри.

Абдуррахман ибн Ауф
араб. عبد الرحمن بن عوف
Личная информация
Имя при рождении:

Абд аль-Кааба

Отец:
События:
Дополнительная информация
Разное:

кандидат в халифы

Редактирование Викиданных
К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Абдуррахма́н ибн Ауф аль-Кураши (араб. عبد الرحمن بن عوف ‎; (0580 ) , Мекка - 652 , Медина) - один из наиболее известных сподвижников пророка Мухаммеда . До принятия ислама он носил имя Абд аль-Кааба («Раб Каабы»).

Биография

Абдуррахман ибн Ауф родился в 580 году в Мекке . Абдуррахман одним из первых принял ислам. Он участвовал на собраниях в доме аль-Аркама и дважды эмигрировал в Эфиопию и Медину .

Переселившись в Медину, Абдуррахман ибн Ауф участвовал в создании первого мусульманского государства. Он принимал участие во всех сражениях между мусульманами и их врагами .

После смерти пророка Мухаммада Абдуррахман ибн Ауф оказывал помощь Праведным халифам Абу Бакру и Умару . Он умер в 652 году в Медине .

После гибели Умара ибн аль-Хаттаба, Абдуррахман стал одним из шести кандидатов на власть в Халифате. Участники совета «шести» определились с выдвижением кандидатур Али и Усмана и должны были выбрать одного из двух кандидатов. Абдуррахман ибн Ауф некоторое время колебался, но сделал свой выбор в пользу Усмана. Голос Абдуррахмана был решающим, и Усман стал третьим Праведным халифом .

Напишите отзыв о статье "Абдуррахман ибн Ауф"

Примечания

Ссылки

  • Али-заде, А. А. Абдуррахман ибн Ауф: [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
  • / Houtsma, M.Th.; Watt, W. Montgomery // Encyclopaedia of Islam . 2 ed . - Leiden: E. J. Brill , 1960-2005. (платн.)

Отрывок, характеризующий Абдуррахман ибн Ауф

– Граф Ростов просил вас нынче приехать к нему обедать, – сказал он после довольно долгого и неловкого для Пьера молчания.
– А! Граф Ростов! – радостно заговорил Пьер. – Так вы его сын, Илья. Я, можете себе представить, в первую минуту не узнал вас. Помните, как мы на Воробьевы горы ездили c m me Jacquot… [мадам Жако…] давно.
– Вы ошибаетесь, – неторопливо, с смелою и несколько насмешливою улыбкой проговорил Борис. – Я Борис, сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. Ростова отца зовут Ильей, а сына – Николаем. И я m me Jacquot никакой не знал.
Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него.
– Ах, ну что это! я всё спутал. В Москве столько родных! Вы Борис…да. Ну вот мы с вами и договорились. Ну, что вы думаете о булонской экспедиции? Ведь англичанам плохо придется, ежели только Наполеон переправится через канал? Я думаю, что экспедиция очень возможна. Вилльнев бы не оплошал!
Борис ничего не знал о булонской экспедиции, он не читал газет и о Вилльневе в первый раз слышал.
– Мы здесь в Москве больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой, – сказал он своим спокойным, насмешливым тоном. – Я ничего про это не знаю и не думаю. Москва занята сплетнями больше всего, – продолжал он. – Теперь говорят про вас и про графа.
Пьер улыбнулся своей доброю улыбкой, как будто боясь за своего собеседника, как бы он не сказал чего нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Но Борис говорил отчетливо, ясно и сухо, прямо глядя в глаза Пьеру.
– Москве больше делать нечего, как сплетничать, – продолжал он. – Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас, чего я от души желаю…
– Да, это всё очень тяжело, – подхватил Пьер, – очень тяжело. – Пьер всё боялся, что этот офицер нечаянно вдастся в неловкий для самого себя разговор.