Абсолютное и относительное время. Относительное и абсолютное время

С самого начала следует четко сказать, что наша попытка объяснить морфологическую эволюцию в терминах генетики развития будет постоянно тормозиться своеобразием предмета, доводящим порой до отчаяния. В отличие от очевидных физиологических или морфогенетических изменений, которые возникают в жизни отдельной особи и которые можно непосредственно наблюдать и изучать экспериментально, эволюционные изменения живых организмов ускользают от наблюдения и масштабы их ограничены. Вследствие этого большая часть наших сведений о морфологической эволюции получена путем изучения не организмов, а их ископаемых остатков, которые мы можем рассматривать как организмы, пользуясь всеми знаниями, почерпнутыми из биологии. Этим мы вовсе не хотим сказать, что единственным источником наших данных об эволюции служит палеонтологическая летопись; мы просто хотели привлечь внимание к тому, что сведения, получаемые при изучении ископаемых остатков, качественно иные, нежели результаты биохимических, эмбриологических и генетических исследований, составляющие большую часть этой книги. Лишь обратившись к палеонтологической летописи, мы можем воссоздать подлинную эволюционную историю не только ныне живущих организмов, но и давно вымерших линий. Столь же важное значение имеют геологические данные, позволяющие измерять абсолютное время, на основании которого можно вычислить скорости эволюционного процесса.

В действительности существуют две шкалы геологического времени - относительная и абсолютная. Относительная шкала была создана в XIX в.; в ее основе лежит открытие английского инженера и маркшейдера Уильяма Смита (William Smith), что некоторые характерные ископаемые остатки, когда бы и где бы он их ни находил, всегда бывают расположены в слоях породы в одной и той же последовательности по отношению друг к другу. Это открытие легло в основу большинства геологических методов. Метод относительного датирования исходит из двух простых допущений. Первое состоит в том, что более молодые слои лежат поверх более древних, а второе - в том, что для каждого определенного геологического слоя характерны, как это обнаружил Смит, свои определенные ископаемые остатки. Среди них встречаются виды, которые жили только короткое время, и поэтому их можно обнаружить лишь в небольшом интервале стратиграфической летописи. Они послужили руководящими ископаемыми, которые дали возможность коррелировать слои горных пород на обширных территориях и построить относительную шкалу времени. Относительной шкалой времени пользовались задолго до того, как Дарвин опубликовал «Происхождение видов» (1859 г.), однако ее связь с абсолютным временем была в лучшем случае весьма слабой. В XVIII в. стали понимать, хотя и очень медленно, что описанная в Библии хронология событий, которую в общем принимали не только обычные люди, но и ученые, охватывает слишком короткий период времени, чтобы в него могли вместиться огромные изменения, произошедшие в истории Земли, даже если согласиться с теорией катастроф, гласившей, что жизнь многократно уничтожалась опустошительными стихийными бедствиями. Считалось, что Всемирный потоп был лишь последней из этих катастроф, раз за разом уничтожавших все, что было сотворено прежде.

Но историю Земли и жизни на ней можно было рассматривать и с иной точки зрения. Ее выдвинул в 1795 г. Дж. Хаттон (J. Hutton) в своей «Теории Земли». Хаттон утверждал, что происходящие сейчас процессы эрозии и воздыманий могли бы за достаточное время полностью изменить лицо Земли. Эту тему исчерпывающим образом разработал Чарлз Лайель (Charles Lyell) в своей книге «Основы геологии», впервые опубликованной в 1830 г. Она доминировала в геологии под названием доктрины униформизма. Ни в каких катастрофах или силах, не наблюдаемых на Земле в настоящее время, нет нужды: дожди и морозы и просто время могут сравнять горы с землей. Беспредельность времени - вот ключ к познанию истории Земли. Хаттон писал: «Мы не можем найти никаких следов начала и никаких наметок конца ».

Дарвиновская эволюция, приводящая к постепенным изменениям путем отбора мелких вариаций, требовала очень продолжительного времени: теория униформизма обеспечила это время. Однако за этим последовал тяжелый удар. Физик Уильям Томсон (William Thomson), позднее лорд Кельвин, в работах, опубликованных в 1862 г. и позднее, показал, что принцип униформизма противоречит второму закону термодинамики. Неограниченное время невозможно, потому что, хотя суммарная энергия во Вселенной остается постоянной, количество энергии, доступной для использования, уменьшается. Таким образом, Вселенная должна приближаться к своему концу. В этом Томсон был абсолютно прав. Только данная им оценка времени, остающегося до этого конца, была слишком занижена. Единственным известным в XIXв. механизмом, который мог бы нагревать Солнце, было гравитационное сжатие. Томсон показал, что такой механизм ограничивает жизнь Солнца, а тем самым и Земли сроком менее 100 млн. лет. Это очень сильно урезало время, имевшееся в распоряжении эволюции, так как лишь в последней пятой части истории Земли обнаружены следы многоклеточных организмов.

Теория Эйнштейна внесла в понимание мировых закономерностей, связанных со временем, следующие постулаты:- не абсолютно, т.е. одновременность событий находит смысл в одной системе отсчета. Ход времени зависит от движения, поэтому он относителен;- пространство и время составляют четырехмерный мир;- силы тяготения оказывают влияние на время: чем больше , тем медленнее время;- , зависящая от гравитации, может изменяться, но только в сторону уменьшения;- у движущегося тела имеется запас кинетической энергии: масса его больше, чем масса этого же тела в состоянии покоя.Эйнштейн, отказавшись от ньютоновского понятия абсолютного времени, не просто доказал, что время всегда относительно, но и прочно увязал его с гравитацией и скоростью тела, зависящей от системы отсчета. Именно Эйнштейн в начале ХХ столетия ближе всех к пониманию относительности времени.В соответствии с теорией относительности скорость времени напрямую зависит от удаленности объекта от центра тяготения, а также скорости движения объекта. Чем больше скорость, тем короче время.Для более понятного раскрытия относительности времени можно привести . Человек остается в специально подготовленной комнате с одним окном, и часами для отмерения проведенного времени. Если по прошествии нескольких дней спросить у него, сколько он пробыл в этой комнате, то его ответ будет зависеть от подсчета закатов и восходов и от часов, на которые он обязательно поглядывал. При его подсчетах, например, он пробыл 3 дня, но если сказать ему, что было поддельным, а часы спешили, то все его подсчеты потеряют смысл.Относительность времени совершенно отчетливо можно пережить во сне. Иногда кажется, что его сновидение часами, а на самом деле все происходит в считанные секунды.

Специфическое восприятие во время стресса обусловлено тем, что организм работает в тяжелых условиях. Биохимические процессы в нем в это время протекают очень напряженно, внешние деструктивные влияния угнетают деятельность нервной системы, и организм на это реагирует очень резко.

Инструкция

Чтобы понять, что происходит с организмом и психикой человека во время стресса, нужно определить, что же такое этот стресс и каким он бывает. Стрессом называют разрушительные биохимические процессы, которые формируются в организме человека под влиянием всевозможных непривычных факторов. Сами эти факторы могут быть очень различными, положительными и отрицательными. Появление положительных стрессовых факторов тоже несколько нарушает нормальное функционирование организма, но такой стресс чаще называют полезным, так как он тонизирует организм и стимулирует его активность. А вот отрицательные стрессовые факторы приводят к психофизиологическим изменениям, порой довольно серьезным.

Стресс – это очень тяжелое время, когда человеку необходимо, в первую очередь, выжить: именно так на этот процесс смотрит природа. По этой причине под влиянием стресса у людей сначала вырабатывается адреналин. В действительности, это происходит чаще, чем кажется, так как жизнь заполнена стрессами. Проблемы начинаются, когда человек перестает справляться с этими вызовами, а организм оказывается утомлен вечным напряжением.

Во время стресса под действием адреналина активизируется нервная система, которая инициирует дальнейший биологический сценарий под названием «стресс». Главным его последствием является попытка организма напрячь все органы восприятия как можно сильнее. Зрачки становятся расширенными, чтобы обработать как можно больше входящей информации. Внимание повышается, так как любая мелочь может свидетельствовать об ухудшении ситуации и необходимости скорой реакции. Слух становится лучше. Нос ощущает все запахи. По этой же причине восприятие становится острее, человек на биохимическом уровне всеми возможными способами улавливает информацию о том, что происходит и как справиться с ситуацией. Но современного человека в состоянии стресса все эти четко проявившиеся детали обычно только раздражают. Нервное напряжение и повышенная чувствительность часто приводит к тому, что стресс лишь усиливается.

Помимо органов восприятия, изменения касаются и других функциональных особенностей организма. Напрягаются мышцы, так как все силы нужно, по мнению организма, бросить на то, чтобы поддерживать в активном состоянии самое главное. Подавляется деятельность важных механизмов саморегулирования. Начинает хуже работать иммунная система, количество лейкоцитов в крови падает. Казалось бы, почему так происходит, ведь во время стресса людям нужно совершенно обратное? Причина в том, что стресс в течение долгих тысяч лет эволюции у человека был только одного типа: опасность, от которой можно убежать. Дикий зверь, природная катастрофа, неудачная охота или агрессивный представитель своего вида: с любым стрессом из этой группы можно справиться, если очень быстро передвигать ногами.

Активная социальная жизнь появилась у человеческих особей не так уж давно. Специалисты по эволюции доказывают, быстрое развитие человеческий вид получил благодаря общественным отношениям, которые заставили мозг очень быстро развиваться. Эволюционные механизмы, появившиеся задолго до социализации живых существ, в отношении людей иногда дают немного странный эффект, так как образ жизни человека далек от естественного природного.

В 1905 году Альберт Эйнштейн предположил, что законы физики универсальны. Так он создал теорию относительности. Ученый потратил десять лет на доказательство своих предположений, что стало основой для нового раздела физики и дало новые представления о пространстве и времени.

Притяжение или гравитация

Два объекта притягивают друг друга с определенной силой. Она получила название гравитации. Исаак Ньютон открыл три закона движения, основываясь на этом предположении. Тем не менее, он предполагал, что гравитация является свойством объекта.

Альберт Эйнштейн в своей теории относительности опирался на то, что законы физики выполняются во всех системах отсчета. В результате было обнаружено, что пространство и время переплетены в единую систему, известную как «пространство-время» или «континуум». Были заложены основы теории относительности, включающие в себя два постулата.

Первый – это принцип относительности, который говорит о том, что невозможно определить опытным путем, покоится ли инерциальная система или движется. Второй – принцип инвариантности скорости света. Он доказал, что скорость света в вакууме является постоянной величиной. События, которые происходят в определенный момент для одного наблюдателя, могут происходить для остальных наблюдателей в другое время. Эйнштейн также понял, что массивные объекты вызывают искажение в пространстве-времени.

Экспериментальные данные

Хотя современные приборы и не могут зафиксировать искажения континуума, они были доказаны косвенным образом.

Свет вокруг массивного объекта, например, черной дыры, изгибается, заставляя ее действовать как линзу. Астрономы обычно используют это свойство для изучения звезд и галактик позади массивных объектов.

Крест Эйнштейна – квазар в созвездии Пегаса, является прекрасным примером гравитационного линзирования. Расстояние до него составляет около 8 миллиардов световых лет. С Земли квазар видно благодаря тому, что между ним и нашей планетой находится еще одна галактика, которая работает как линза.

Еще одним примером может быть орбита Меркурия. Она изменяется с течением времени в связи с кривизной пространства-времени вокруг Солнца. Ученые выяснили, что через несколько миллиардов лет Земля и Меркурий могут столкнуться.

Электромагнитное излучение от объекта может немного запаздывать внутри гравитационного поля. Например, звук, исходящий от подвижного источника изменяется, в зависимости от расстояния до приемника. Если источник движется в сторону наблюдателя, амплитуда звуковых волн снижается. По мере удаления амплитуда увеличивается. То же самое явление происходит с волнами света на всех частотах. Это называется красным смещением.

В 1959 году Роберт Фунт и Глен Ребка провели эксперимент, чтобы доказать существование красного смещения. Они «выстрелили» гамма-лучами радиоактивного железа в сторону башни Гарвардского университета и выяснили, что частота колебаний частиц на приемнике меньше расчетной за счет искажений, вызванных гравитацией.

Столкновения двух черных дыр, как считается, способны создать «рябь» в

Раздел «Определения» заключается знаменитым «Поучением», в котором Ньютон излагает свои взгляды на пространство и время, относительное и абсолютное движение. Ньютон хорошо знает, что наблюдаемые в природе движения имеют относительный характер: «движение и покой, при обычном их рассмотрении, различаются лишь в отношении одного к другому, ибо не всегда находится в покое то, что таковым простому взгляду представляется», - говорит он в пояснении к «Определению III», и описание их требует задания системы отсчёта. Но Ньютон полагал, что можно говорить об абсолютном движении тел, заимствуя у Гассенди представления об абсолютном пространстве и времени. Вот как определяет он эти фундаментальные в его механике понятия:

«I /. Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью.

Относительное, кажущееся, или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения, мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: час, день, месяц, год.

II. Абсолютное пространство по самой своей сущности безотносительно к чему бы то ни было внешнему остаётся всегда одинаковым и неподвижным.

Относительное есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное: так, например, протяжение пространств подземного воздуха или надземного, определяемых по их положению относительно Земли. По виду и величине абсолютное и относительное пространства одинаковы, но численно не всегда остаются одинаковыми. Так, например, если рассматривать Землю подвижною, то пространство нашего воздуха, которое по отношению к Земле остаётся всегда одним и тем же, будет составлять то одну часть пространства абсолютного, то другую, смотря по тому, куда воздух перешёл, и, следовательно, абсолютно сказанное пространство беспрерывно меняется.

III. Место есть часть пространства, занимаемая телом, и по отношению к пространству бывает или абсолютным, или относительным. Я говорю «часть пространства», а не положение тела и не объемлющая его поверхность. Для равнообъёмных тел места равны, поверхности же от несходства формы тел могут быть и неравными. Положение, правильно выражаясь, не имеет величины, и оно само по себе не есть место, а принадлежащее месту свойство. Движение целого то же самое, что совокупность движений частей его, т. е. перемещение целого из его места то же самое, что совокупность перемещений его частей из их мест, поэтому место целого то же самое, что совокупность мест его частей, и, следовательно, оно целиком внутри всего тела.

IV. Абсолютное движение есть перемещение тела из одного абсолютного его места в другое, относительное-из относительного в относительное же».

Признавая объективное существование пространства и времени, Ньютон становится на материалистическую точку зрения. Но, отрывая абсолютное пространство и время от реальных вещей и процессов, Ньютон придает этим категориям метафизический характер. Абсолютное время характеризуется, по Ньютону, равномерностью течения; для относительного времени, постигаемого в процессах, например движениях светил, такой равномерности может и не быть. «Возможно, что не существует (в природе) такого равномерного движения, которым время могло бы измеряться с совершенной точностью». Абсолютное пространство Ньютона - это абсолютно неподвижное пространство. «Как неизменен порядок времени, так неизменен и порядок частей пространства. Если бы они переместились из мест своих, то они продвинулись бы (так сказать) в самих себя, ибо время и пространство составляют как бы вместилища самих себя и всего существующего. Во времени всё располагается в смысле порядка последовательности, в пространстве- в смысле порядка расположения. По самой своей сущности они суть места, приписывать же первичным местам движения нелепо. Вот эти-то места и суть места абсолютные, и только перемещения из этих мест составляют абсолютные движения».

На практике же мы имеем дело с относительными движениями, связывая системы отсчёта с теми или иными телами. «Может оказаться, что в действительности не существует покоящегося тела, к которому можно было бы относить места и движения прочих». Абсолютное же время и пространство непостижимы чувствами и теряют свой физический характер, превращаясь в чистые абстракции. Можно было бы обойтись при физических исследованиях и без этих абстракций, оперируя с теми пространственно-временными представлениями, к которым приводит изучение реальных процессов.

Однако Ньютон полагает, что существуют физические способы обнаружения абсолютных движений, т. е. перемещений тел в абсолютном пространстве. Обнаружить равномерное прямолинейное движение системы отсчёта невозможно по классическому принципу относительности Галилея, принимаемому и Ньютоном. Но можно обнаружить проявления абсолютного движения системы. Абсолютное движение отличается от относительного тем, что приложенные силы действительно изменяют абсолютное движение тела, в то время как относительное движение может изменяться и без действия сил на тело - достаточно только, чтобы силы действовали на окружающие тела. Если подвесить на верёвке сосуд с водой и, закрутив верёвку, предоставить ей возможность раскручиваться, то будут наблюдаться следующие явления: сосуд приходит в движение, вода же неподвижна, и её поверхность плоская. По мере раскручивания верёвки вода также начинает вращаться, и это скажется в повышении её уровня у стенок и понижении в центре - части воды удаляются от оси вращения. Таким образом, в начальный момент относительное движение сосуда и воды было наибольшим, однако никаких проявлений этого относительного движения воды не наблюдалось. Затем относительное движение сосуда и воды уменьшилось, вода пришла во вращение так же, как и сосуд, и это проявилось в удалении частиц воды от оси вращения. Вот это-то стремление вращающихся тел удалиться от оси вращения и даёт возможность распознать абсолютное вращение. «Таким способом, - говорит Ньютон, - могло бы быть определено количество и направление кругового движения внутри огромного пустого пространства, где не существовало бы никаких внешних доступных чувствам признаков, к которым можно было бы относить положения шаров. (Речь идёт у Ныотона о воображаемом опыте исследования вращательного движения шаров, связанных нитью, ось вращения которых проходит через центр тяжести шаров. По натяжению нити можно констатировать, вращаются шары или нет.) Если бы в этом пространстве, кроме того, находились ещё некоторые весьма удалённые тела, сохраняющие относительное друг к другу положение, подобно тому, как наши неподвижные звёзды, то по перемещению шаров относительно этих тел мы не могли бы определить, чему принадлежит это перемещение - телам или шарам. Но если бы мы, определив натяжение нити, нашли, что это натяжение как раз соответствует движению шаров, то мы заключили бы, что движение принадлежит шарам, а не внешним телам, и что эти тела находятся в покое».

Ньютон и полагает, что задачей механики является «нахождение… истинных движений но причинам, их производящим, по их проявлениям и по разностям кажущихся движений и, наоборот, нахождение по истинным или кажущимся движениям их причин и проявлений». Так вошла в физику ньютонианская концепция абсолютного пространства и времени.

Галилей считал, что движение можно описать в евклидовой системе отсчета (СО), распространенной на все пространство и сохраняющейся неизменной во времени, что, тем самым, абсолютизирует пространство и время. Исаак Ньютон в "Математических принципах натуральной философии" эту идею сформулировал следующим образом:
1)"абсолютное пространство, в силу своей природы, безотносительно к чему-либо внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным".
2)"абсолютное, истинное или математическое время само по себе и в силу своей внутренней природы течет одинаково, безотносительно к чему-либо внешнему".
3)"время и пространство составляют как бы вместилища самих себя и всего существующего. Во времени все располагается в смысле порядка последовательности, в пространстве - в смысле порядка положения. По самой своей сущности они суть места, приписывать же первичным местам движения нелепо. Вот эти-то места и суть места абсолютные, и только перемещения из этих мест составляют абсолютные движения".

Ньютон ввел восемь постулатов о времени:
Время существует само по себе и своим существованием не обязано чему бы то ни было в мире.
Все моменты времени равноправны между собой и одинаковы: время - однородно (изотропно).
Ход времени всюду и везде одинаков.
Ход времени одинаково равномерен в прошлом, настоящем и будущем.
Время простирается от настоящего неограниченно назад в прошлое и неограниченно вперёд в будущее.
Время обладает одним измерением.
Промежутки времени измеряются, складываются и вычитаются, как отрезки евклидовой прямой.

Ньютон также ввел восемь похожих постулатов для пространства с единственным отличием, что пространство - трехмерное.

Абсолютное пространство в классической механике - трёхмерное евклидово пространство, в котором выполняется принцип относительности и преобразования Галилея. Тем не менее, выделить абсолютное движение в качестве эталона в абсолютном пространстве не возможно, поскольку, если наблюдатель находится в инерциальной системе отсчёта, то он никакими опытами не сможет выяснить, движется ли она равномерно и прямолинейно относительно какой-либо другой ИСО или нет.
"Возможно, что не существует (в природе) такого равномерного движения" - писал Ньютон - "которым время могло бы измеряться с совершенной точностью. Все движения могут ускоряться или замедляться, течение же абсолютного времени измениться не может. Длительность или продолжительность существования вещей одна и та же, быстры ли движения (по которым измеряется время), медленны ли, или их совсем нет».

Далее Ньютон предостерегает от очарования ложными выводами:
"время, пространство, место и движение составляют понятия общеизвестные. …эти понятия обыкновенно относятся к тому, что постигается нашими чувствами. Отсюда происходят некоторые неправильные суждения, для устранения которых необходимо вышеприведенные понятия разделить на абсолютные и относительные, истинные и кажущиеся, математические и обыденные".

Так есть ли в природе абсолютное время? Ответ однозначный: да, есть! Это момент "здесь и сейчас". Этот момент изменяется с одинаковой темпоральностью хоть на краю галактики, хоть внутри атома. Мы нигде не найдем в бесконечном пространстве точку, где момент времени "здесь и сейчас" опаздывает или опережает сам себя же. А уж ускориться или замедлиться в локальном пространстве темпоральность момента "здесь и сейчас" никак не может ни по какой причине, тем более из-за такого параметра, как скорость движения объекта, что проповедуется в СТО. Время "здесь и сейчас" - это тотальное явление, не имеющее фронта распространения. Оно пронизывает материю во всех ее масштабах и является единотемпоральным. По той причине, что момент "здесь и сейчас" является всеобщей точкой на стреле Движения - одной из компонент триединого Абсолюта.

Если верить современным научным сказкам, то в летящей ракете момент "здесь и сейчас" не совпадает с моментом этого же "здесь и сейчас" на Земле. Тем более, как следует из СТО, момент "здесь и сейчас", якобы, зависит от выбора системы отсчета. В фантазиях Эйнштейна создана каша из задержки электромагнитных сигналов и постулата о постоянстве скорости света в любой СО. Этот постулат формирует разрыв реальности в виде мгновенного скачка от евклидова пространства к псевдоевклидову. Эффект деформации пространства и времени получается еще в преобразованиях Галилея. Это - чисто математическая деформация, обусловленная поворотом осей координат. Но от ортогональности пространства-времени никуда не деться, поскольку мы оперируем таким понятием, как скорость v=dx/dt, где эта ортогональность уже введена э-приори. В природе, существующей в режиме "здесь и сейчас", только разум может определить скорость перемещения объекта, поскольку для ее выявления необходимы, как минимум, две пространственно-временные координаты. И если одна пространственно-временная координата, например, фиксируется "здесь и сейчас", то вторую координату можно извлечь только из памяти, зафиксировавшей положение объектов в ранее пройденный момент "здесь и сейчас".

В философии акаши говорится, что компоненты Абсолюта - Идея, Пространство и Движение - переплетены друг с другом. Это ведь совершенно разные понятия, переплетение и ортогональность. Если для ортогонального случая скорость передвижения объекта определяется как v=ds/dt, то в СТО эта ортогональность нарушается, поскольку угол между осями s и t становится меньше 90 градусов. Соответственно, меняется и смысл производной в такой системе координат. Но это еще не все: угол между осями s и t в СТО зависит непосредственно от самой же скорости перемещения объекта по сравнению со скоростью света и, в добавок, ни ось времени после поворота координатных осей, ни ось перемещения не совпадают с осями поворота. Этот фактор усиливает истоки апориальности современной теории движения, в связи с чем СТО - теория с огромным количеством парадоксов.

Передача информации о происходящих событиях в интерпретации Галилея и Ньютона подразумевается мгновенной, осуществляющейся со скоростью, равной бесконечности. Но это - не вполне корректная интерпретация данного феномена. Мгновенное наличие у точки пространственно-временной координаты, в первую очередь, означает, что в момент времени "здесь и сейчас" точка имела, имеет или будет иметь конкретные пространственные координаты. "Имела" - это прошлое, "имеет" - это настоящее, "будет иметь" - это будущее. Почему возникают такие сущности, как "прошлое" и "будущее"?

Прошлое и будущее придумал разум. Разум также научился дифференцировать прошлое и будущее на отдельные статические события-точки. Это есть умозрительное время. А динамично перемещающаяся точка "здесь и сейчас" - единственное реальное время. Такой вывод следует из смысла понятия Движения, как одного из трех аксиоматических понятий Абсолюта:

Абсолют=Идея+Пространство+Движение

Данная формула получена из индусского представления об акаше, где можно выделить четыре направления:
1) акаша, как физический элемент, носитель света и звука (ошибочный европейский перевод "эфир") и т.д., или идея наполнителя;
/без обиняков: разговор идет о поле, как о пластилине-материи/
2) акаша, как безграничное пространство мистического опыта, близкое по природе к Абсолюту, Брахману;
3) акаша, как метафизическая сущность, вечная субстанция, служащая вместилищем всего, что есть в мироздании (пространство-вместилище);
4) акаша, как пустое пространство, отсутствие препятствий для всякого рода движений.
Если из этой четверки в основу положить три кита, т.е. пункты 1), 3) и 4), а над ними расположить 2), то получаем искомую формулу.

Более корректное доказательство формулы следует из Брихадараньяка-упанишады:

Она спросила: Яджнявалкья! То, что выше неба, то, что ниже земли, то, что между ними обоими между небом и землей, то, что называют прошедшим, настоящим и будущим, во что вплетено это?
Он ответил: То, что выше неба, Гарги, то, что ниже земли, то, что между ними обоими - между небом и землей, то, что называют прошедшим, настоящим и будущим, это вплетено в пространство.
Она сказала: Хвала тебе, Яджнявалкья, ты верно ответил мне на этот вопрос. Приготовься к другому
Спрашивай, Гарги
Яджнявалкья!.. Во что же вплетено пространство?
Он ответил: Поистине, Гарги, это называют брахманы непреходящим. Оно ни толсто, ни тонко, ни коротко, ни длинно, ни красно [подобно огню], ни прилипчиво [подобно воде], оно ни тень, ни тьма, ни ветер, ни пространство...
Поистине, Гарги, это непреходящее есть невидимое видящее, неслышимое слышащее, немыслимое мыслящее, непознаваемое познающее. Нет иного видящего, кроме него, нет иного слышащего, кроме него, нет иного мыслящего, кроме него, нет иного познающего, кроме него. Гарги! в это непреходящее поистине вплетено пространство.
Она сказала: Почтенные брахманы! Цените то, что вы можете ограничиться одним лишь почитанием его. Поистине никто из вас не победит его в споре о Брахмане. После этого умолкла дочь Вачакну.

Каждая ипостась Абсолюта раскладывается на две части:
Идея=качество+количество
Пространство=место+протяженность
Движение=время+длительность

Абсолют имеет два смысла: ВСЕ и ИМЯ. За ИМЕНЕМ Абсолюта скрывается Бог, природа, программа, принцип и т.д. Под смыслом ВСЕГО подразумевается архив/каталог/банк данных/список и т.д. информации, которой располагает или будет располагать разум. В потенциале этот массив информации бесконечен и включает в себе абсолютно ВСЕ.

Как видно из разложения Движения и Пространства, время - это своеобразное место, но только не в Пространстве, а на фоне бесконечной и непрерывной смены череды причинно-следственных отношений. Именно это течение причинно-следственных отношений и называется стрелой Движения. Поскольку время - это место, то к нему применимо понятие точки на этой стреле. И не важно, эта точка находится в прошлом-будущем, или находится в настоящем: место есть место, а непрерывная смена мест с единой темпоральностью есть формальное определение Движения. Другое дело длительность: это "расстояние" между двумя точками-местами. Длительность - это уже содержательная часть Движения.

Казалось бы: абсолютное время, как постоянно движущаяся точка "здесь и сейчас" известно. Так в чем причина нескончаемых споров о пространственно-временном континууме? Здесь можно выделить несколько основных причин:
1)конечностью скорости передачи информации о происходящих событиях;
2)сложностью синхронизации часов в различных СО на протяжении длительного периода измерений;
3)отсутствием достоверной информации о точности работы часов в различных гравитационных условиях;
4)сомнением применимости постулата постоянства скорости света в различных СО (Абсолют Эйнштейна);
5)наличие в СТО большого количества парадоксов, что может свидетельствовать об ошибочности теории.

В заключение следует еще раз напомнить о предостережениях Ньютона:
"...Отсюда происходят некоторые неправильные суждения, для устранения которых необходимо вышеприведенные понятия разделить на абсолютные и относительные, истинные и кажущиеся, математические и обыденные

Относительное время - это время, которое мы измеряем по часам, психологическое время. Структура относительного времени является искусственной, созданной человеком, и она приносит очевидную пользу: мы имеем возможность планировать свою жизнь и расставлять приоритеты только в контексте относительного времени. Прошлое, настоящее и будущее - необходимые понятия для осмысления и планирования жизни; когда мы решаем, что именно важнее всего сделать, относительное время позволяет нам измерить будущее (в часах, днях или годах) - с тем чтобы мы смогли успешно достичь своей цели. На практике это означает анализ прошлого опыта (сколько времени это занимало ранее?), оценку возможных вариантов (сколько времени это займет, если я сделаю это так или эдак?) и рациональное планирование каждого дня, с тем чтобы тратить время эффективно, а не транжирить его, постоянно отвлекаясь или сосредоточиваясь на менее важных делах.

Абсолютное время не поддается измерению, это текущий «настоящий» момент природного мира, и он значим для нас не меньше, чем относительное время. Попадая в сферу абсолютного времени, мы видим и воспринимаем себя и мир вокруг вне контекста времени относительного. В сфере абсолютного времени никакого количественного времени нет - мы полностью присутствуем в настоящем моменте и концентрируемся на стоящей перед нами задаче, не задумываясь ни о прошлом, ни о будущем. Парадоксально, но как только мы достигаем полного присутствия в абсолютном времени, мы тут же теряем самосознание. Именно это имел в виду великий японский учитель дзен XIII века Эйхэй До- гэн, когда сказал: «Познать буддизм означает познать себя. Познать себя означает забыть себя. Забыть себя означает пробудиться со всеми и вся».

Мы познаем себя, чтобы на основе накопленного жизненного опыта понимать, что мы собой представляем. Понимать, что мы собой представляем, - значит понимать, как мы проецируем свой прошлый опыт на настоящее и будущее. Например, когда я произношу слово небо> в вашем сознании формируется образ неба. Вы знаете, как выглядит небо, потому что видели его раньше; однако ваше представление о небе может отличаться от моего. Что еще более важно, когда вы выходите на улицу, вы, вероятно, не обращаете внимания на небо, потому что считаете, что вам уже известно, как оно выглядит, - ведь вы видели его бесчисленное множество раз. Однако небо выглядит по-разному в каждый момент времени, оно всегда неповторимо и изменчиво.

То же самое касается и нас самих. Мы уверены, что знаем, кто мы такие, поскольку представление о себе сформировано у пас на основе прошлого опыта. Как и в случае с относительным временем, мы уверены в своих представлениях о самих себе (так нам удобно) - и становимся столь же предсказуемыми, как течение относительного времени. Однако в сфере абсолютного времени этого медленного движения вперед, всех этих впечатлений из прошлого просто не существует; представления, сформированные человеком на основе относительного времени, исчезают. Переживание абсолютного времени - это восприятие мира таким, каким он является в данный момент, и оно требует освобождения от пут наших убеждений и понятий.


Когда мы абстрагируемся от своих представлений о себе и о мире, поразительно, насколько удивительными становятся обычные вещи: небо оживает, оживают цветы, само время оживает, и наши чувства вместе с ним. В таком состоянии полноты жизни мы более уравновешены, более собраны и более продуктивны. Ощущение полноты жизни сообщает новый смысл нашей работе и отношениям, оно открывает для нас новые возможности, поскольку прошлое больше не сковывает нас; в результате мы усиливаем сосредоточенность, увеличиваем творческий потенциал и продуктивность, и страх отступает.

В беседах и в своей книге «Мое внезапное озарение» невролог Джилл Болт Тейлор очень подробно рассказывает о том, как она ощущала себя во время инсульта. Когда у нее случился инсульт, она испытала мучительное ощущение того, что левое полушарие ее мозга перестало функционировать, и, поскольку в рабочем состоянии осталось только правое полушарие, время для нее остановилось и все рациональное, аналитическое мышление вдруг исчезло, в результате чего она испытала огромную радость и счастье. Она ощущала безмятежность и открытость миру, и это было совершенно новым и потрясающим переживанием, ставшим для нее откровением смысла, любви и полного принятия мира. Затем, осознав, что у иее случился инсульт и что ей необходима помощь, она как-то сумела активизировать левое полушарие мозга, чтобы набрать номер телефона. Безусловно, левое полушарие нашего мозга нам необходимо, но Тейлор хотела сказать следующее: не забывайте о своем правом полушарии; не проживайте свою жизнь, игнорируя безвременное и ни с чем не сравнимое состояние сознания, всегда доступное нам.

Самое замечательное заключается в том, что нам нет необходимости выбирать между относительным и абсолютным временем. Как в той дзенской притче о флаге, мы можем охватить все одновременно - флаг, ветер и паше сознание. В рамках относительного времени мы можем рационально планировать жизнь, расставляя приоритеты и сначала делая то, что важнее всего. Однако в период работы и в перерывах мы можем входить в сферу абсолютного времени, где каждое мгновение неповторимо и где любая деятельность, за которую мы беремся, кажется (и на самом деле является) новой и живой.