Александр блок биография кратко. Краткая биография блока

Ключевые слова

БЫТИЕ ИДЕИ / ГЕРОЙ-ИДЕОЛОГ / ЖАНРОВЫЕ ФОРМЫ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН / ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН / ФИЛОСОФСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ / IDEA"S BEING / IDEOLOGUE PERSONAGE / GENRE FORMS / IDEOLOGICAL NOVEL / POLYPHONIC NOVEL / RUSSIAN LITERATURE PHILOSOPHIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы - Лученецкая-Бурдина Ирина Юрьевна

В статье рассмотрены особенности художественного метода Ф.М. Достоевского, определённого им как «реализм в высшем смысле слова». Общепризнано, что в противоположность классическим романам XIX века Достоевский создаёт особую жанровую форму , тип философского романа, в котором происходит своеобразная эстетизация идеи. В статье показан механизм воплощения этого творческого задания, определены идеологические координаты романов «Преступление и наказание (1866) и «Идиот» (1868). Установлено, что идея является сюжетообразующим фактором и обусловливает многоуровневую структуру произведения. Доказано, что романы Достоевского, начиная с «Преступления и наказания», необходимо рассматривать с точки зрения показа в них эмпирической реальности, с одной стороны, и метафизической проблематики, с другой. Эти планы повествования объединяет уровень обобщённо-символической образности. Изображение жизни идеи как сюжетообразующего фактора философского романа обуславливает композиционную организацию произведений, систему образов, способы изображения самосознания героев-идеологов, особенности повествовательной организации и хронотоп. Рассмотрена роль общекультурных образов и интертекстуальный аспект романов. Выработанный Достоевским в 1860-1870-х гг. оригинальный жанр будет реализован в последующих философских романах. Новая жанровая форма романа определяется как универсальная, объединяющая в единое художественное пространство различные жанровые параметры: идеологический роман , полифонический роман , роман-трагедия, религиозная трагедия.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению, автор научной работы - Лученецкая-Бурдина Ирина Юрьевна

  • Культурные реалии как способ выражения философской проблематики романа Ф. М. Достоевского «Идиот»

    2012 / Лученецкая-Бурдина Ирина Юрьевна
  • Проблема поэтики Достоевского

    2018 / Ван Чуньхун
  • Композиционные рифмы у Тургенева и Достоевского (на материале романов «Отцы и дети» и «Преступление и наказание»)

    2017 / Ребель Галина Михайловна
  • Анализ сцен и эпизодов в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

    2012 / Верина Ульяна Юрьевна
  • Художественная антропология Ф. М. Достоевского в творчестве А. П. Чехова: любовный конфликт как проблема греха и прощения

    2004 / Живолупова Н. В.
  • Вечная тема в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

    2008 / Кукуева Асият Абдуллаевна
  • Путь «От смерти к жизни» («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Отлучённый» С. Лагерлёф)

    2016 / Сухих О.С.
  • Православие в художественном мире романа Ф. М. Достоевского "преступление и наказание"

    2008 / Сыромятников О. И.
  • О роли стихотворных реминисценций в романах Достоевского

    2016 / Криницын Александр Борисович

Novel genre peculiarities in Fyodor Dostoyevsky’s creative work of 1860s to 1870s

Features of Fyodor Dostoyevsky’s artistic method which was defined by him as the «utter realism» have been considered in the article. It is conventional, that, unlike the 19th century classical novels, Fyodor Dostoyevsky created a special genre form, a type of the philosophical novel in which a peculiar aestheticisation of the idea happens. The mechanism of the embodiment of this creative task is shown in the article, ideological coordinates of the novels «Crime and Punishment » (1866) and «The Idiot» (1868) are determined. It was shown that the idea is a plot-forming factor and causes multilevel structure of the work. It was proved that novels by Fyodor Dostoyevsky, since «Crime and Punishment», are necessary to be considered from the point of view of display of empirical reality in them, on the one hand, and of metaphysical perspective, on the other hand. These plans of the narration are united by the level of general-symbolical figurativeness. The image of the idea life as a philosophical novel’s plotforming factor causes the composite organisation of works, system of images, ways of the image of consciousness of the ideologue personages, features of the narrative organisation and chronotope. The role of the novels’ common cultural images and intertextual aspect have been considered. The original genre which was developed by Fyodor Dostoyevsky in 1860s1870s will be realised in the subsequent philosophical novels. The novel’s new genre form is defined as universal, uniting various genre parameters an ideological novel , a polyphonic novel , a tragedy novel, a religious tragedy in uniform artistic space.

Текст научной работы на тему «Особенности романного жанра в творчестве Ф. М. Достоевского 1860-1870-х годов»

УДК 821.161.1.09"18"

Лученецкая-Бурдина Ирина Юрьевна

доктор филологических наук, профессор Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ РОМАННОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 1860-1870-Х ГОДОВ

В статье рассмотрены особенности художественного метода Ф.М. Достоевского, определённого им как «реализм в высшем смысле слова». Общепризнано, что в противоположность классическим романам XIX века Достоевский создаёт особую жанровую форму, тип философского романа, в котором происходит своеобразная эстетизация идеи. В статье показан механизм воплощения этого творческого задания, определены идеологические координаты романов «Преступление и наказание (1866) и «Идиот» (1868). Установлено, что идея является сюжетообразую-щим фактором и обусловливает многоуровневую структуру произведения. Доказано, что романы Достоевского, начиная с «Преступления и наказания», необходимо рассматривать с точки зрения показа в них эмпирической реальности, с одной стороны, и метафизической проблематики, с другой. Эти планы повествования объединяет уровень обобщённо-символической образности. Изображение жизни идеи как сюжетообразующего фактора философского романа обуславливает композиционную организацию произведений, систему образов, способы изображения самосознания героев-идеологов, особенности повествовательной организации и хронотоп. Рассмотрена роль общекультурных образов и интертекстуальный аспект романов. Выработанный Достоевским в 1860-1870-х гг. оригинальный жанр будет реализован в последующих философских романах. Новая жанровая форма романа определяется как универсальная, объединяющая в единое художественное пространство различные жанровые параметры: идеологический роман, полифонический роман, роман-трагедия, религиозная трагедия.

Ключевые слова: бытие идеи, герой-идеолог, жанровые формы, идеологический роман, полифонический роман, философский потенциал русской словесности.

Русские писатели на рубеже 18601870-х гг. осознали неизбежность смены идеологических установок и необходимость поиска нового художественного языка. В эти годы наиболее отчётливо проявился философский потенциал русской словесности, которую А.Ф. Лосев назвал «кладезем самобытной русской философии». «В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского, Максима Горького, - писал он, - часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубеждённый и сведущий судья назовёт эти решения не просто "литературными" или "художественными", но философскими и гениальными» . Вопросы философии, политики, религии решались в России с помощью искусства. При этом важно подчеркнуть, что собственно эстетические задачи нередко отодвигались на второй план во имя решения мировоззренческих проблем. Повышенный идеологизм русской культуры 1860-1870-х годов предопределил роль литературы, которая взяла на себя не свойственную ей функцию философского осмысления мира, когда в художественной форме решались важнейшие проблемы бытия.

Величайшими русскими романистами-философами по общему признанию явились Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Г.С. Померанц справедливо замечал, что сближает этих писателей то, «что любая проблема, которую они ставят, имеет духовные измерения и, в конечном счёте, есть духовная проблема» . Философская проблематика, за-

нимавшая их умы, охватывала широчайший спектр вопросов. Бессмертие души человека и идея вседозволенности, соотношение свободы и необходимости, веры и неверия, вечности и конечности жизни - вот лишь некоторые их тех вопросов, которые поднимались в эти годы.

В конце 1850-х гг. совершается исход Ф.М. Достоевского из «мёртвого дома» и возвращение в литературу. Писателю было важно осмыслить и заново оценить реалии русской жизни. Для воплощения идеологической позиции «символа веры» ему были необходимы новый художественный язык, новая писательская оптика и, соответственно, особые жанровые формы.

В предлагаемой статье предпринята попытка выявить основные способы воплощения идеологической проблематики в романном творчестве Достоевского 1860-70-х гг. Общепризнано, что в противоположность классическим романам XIX века Достоевский создаёт новую жанровую форму, которую называли «идеологическим романом» (Б.М. Энгельгард), «полифоническим романом (М.М. Бахтин), «романом-трагедией» (Вяч. Иванов), «религиозной трагедией» (К.В. Мочульский). Для уточнения жанровой природы этих произведений, определения основных принципов романного мышления представляется важным определить, какие писательские стратегии избирает Достоевский при создании романа нового типа.

Откровение совершилось в «Записках из подполья» (1864). В этом произведении «подпольным парадоксалистом» сформулированы проблемы, которые будут решаться в дальнейшем творчестве писателя:

Какова диалектика цели и средств;

© Лученецкая-Бурдина И.Ю., 2016

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2016

Как соотнесены законы природы и личное желание, нравственный закон и человеческая природа;

Принять ли финал мироустройства с лозунгом земного рая, материального благополучия и всеобщего равенства без духовного братства?

Для ответа на эти и другие мучительные вопросы Достоевский избирает особый художественный метод, который называет «реализмом в высшем смысле слова». Полемизируя с журналистами и критиками, он даёт своё понятие реализма, выстраивая его на оппозиции «действительность» -«реализм». Традиционным реалистам писатель противопоставляет собственный «идеализм». Об этом он писал в конце 1868 года А.Н. Майкову: «Совершенно другие я понятия имею о действительности и реализме, чем наши реалисты и критики. Мой идеализм - реальнее ихнего. Господи! Пересказать толково то, что мы все, русские, пережили в последние десять лет в нашем духовном развитии, - да разве не закричат реалисты, что это фантазия! А между тем это исконный, настоящий реализм! Это-то и есть реализм, только глубже, а у них мелко плавает!» . Спустя несколько месяцев Достоевский продолжит эту тему в письме к Н.Н. Страхову: «У меня свой особый взгляд на действительность, и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд по-моему не есть еще реализм, а даже напротив» .

Исследователи неоднократно указывали на особый идеологический характер романов Достоевского. «Достоевский, - писал Б.М. Энгельгард, -изображал жизнь идеи в индивидуальном и социальном сознании, ибо её он считал определяющим фактором интеллигентного общества. <...> Подобно тому, как центральным объектом для других романистов могло служить приключение, анекдот, психологический тип, бытовая или историческая картина, для него таким объектом была идея. Он культивировал и вознёс на необычайную высоту особый тип романа, который. может быть назван идеологическим. <...> Его героиней была идея» . Рассматривая особенности романного мира Достоевского, М.М. Бахтин утверждал, что «идея в его творчестве становится предметом художественного изображения, а сам Достоевский великим художником идеи» . Таким образом, философская идея в романах Достоевского определяет его систему координат, проблематику, структуру образов, особенности повествовательной организации, хронотоп.

Важным конструктивным принципом философской прозы, как отмечают литературоведы, является наличие в произведениях персонажей или сюжетных линий, выражающих различные концепции и «вытекающий отсюда принцип столкно-

вения или сопоставления сознаний и типов поведения» . Таким образом, полемика, спор, диалог становятся обязательным атрибутом философского романа.

В произведениях Достоевского мир раскрыт через самосознание героев, действующих лиц, которые неизбежно вступают в диалог. Не события, но дискуссии по поводу событий ставятся в центр повествования. Все происходящие события - внешние по отношению к обсуждаемой идее. Трагедия разыгрывается в духовном мире персонажей и означает преодоление математической истины и постижение истины абсолютной. Событийная сторона в произведении неизменно занимает подчинённое положение по отношению к идеологической: события ведут к дискуссиям и философским прозрениям, сиюминутное уступает место размышлениям о вечном и идеальном.

Философская идея становится объектом художественного изображения. При этом для соблюдения «чистоты эксперимента» автор нередко обращается к условно сконструированным ситуациям, вопреки их реалистической мотивировке. Так, появление Николая в сцене допроса Раскольникова Порфирием Петровичем («Преступление и наказание», ч. 4, гл. 6) актуализирует важную для Достоевского тему страдания и означает недостаточность юридической мотивировки преступления. Аналогично князь Мышкин чудесным образом получает наследство от друга отца Павлищева, что позволяет автору ввести его в высший круг и практически упразднить социологическую проблематику. Цель авторского «произвола» - показать «ландшафт идей», сосредоточить внимание читателя на философской проблематике. Движение мысли, её художественное обоснование и проверка жизнеспособности составляют главный интерес в романах и определяют особенности их сюжетной организации.

Романы Достоевского необходимо рассматривать как многоуровневую структуру, выделяя различные пласты текста: социальной конкретики и философского обобщения, эмпирических данных и метафизических прозрений, реалистического изображения и символического обобщения. Его романы не имеют, на первый взгляд, продуманной конструкции. Достоевский почти не заботится о реальном правдоподобии изображаемой человеческой жизни. Его цель заключается в ином: постигнуть хаотические движения души, представить её глубины, красоту и вызываемые ею страсти, показать испытания, которые должна пройти христианская любовь.

В романе «Преступление и наказание» (1866) события реальной жизни (встреча с Мармеладо-вым, посещение его квартиры, письмо от матери) подчинены задаче сформулировать проблему: должен ли Раскольников подчиниться обстоятельствам

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «jij- № 5, 2016

или вступить с ними в борьбу? Может ли человек своевольно исправить пути промысла Божия? Возможно ли совершить малое зло (пролить «кровь по совести») ради большого добра, убить человека из «любви к человечеству»? В философском романе, по определению литературоведов [см.: 2, с. 95-96], должна присутствовать исходная философема. В первой части романа позиция героя-идеолога изложена в разговоре студента и офицера в распивочной (гл. 6). Этот разговор определяет вектор развития сюжета и прогнозирует итог. Студент становится лицом мировой драмы, а первая часть романа является философской завязкой, где формулируется художественная модель проблемы: «За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна» .

Координата будущего - второй сон-грёза Рас-кольникова. Он принципиально важен для разрешения проблемы: «Ему всё грезилось... что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Он же всё пьёт воду, прямо из ручья. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блёстками песку. Вдруг он ясно услышал, что бьют часы» . Африка и Египет - библейская земля, начало великого Исхода и утоления жажды, перспектива для героя. В эпилоге не произойдёт ничего нового: воскресение Лазаря-Раскольникова повторит сцену этого видения-сна. Первым обратил внимание на важность этого эпизода и прокомментировал его В.В. Агеносов в своей работе, посвящённой генезису философского романа .

Большое значение в романах Достоевского приобретает герой-идеолог. Его изображение подчинено разработке философской идеи. К.В. Мо-чульский, определяя роль Раскольникова в системе образов романа, писал: «Раскольников не только композиционный, но и духовный центр романа. Трагедия происходит в его душе, и внешнее действие лишь обнаруживает его душевные конфликты». Важно финальное уточнение литературоведа: «Во всех романах Достоевского в центре стоит человек, решающий загадку своей личности (Раскольников, князь Мышкин, Ставрогин, Версилов, Иван Карамазов)» . Определяя роль князя Мышкина в романе «Идиот» (1868), А.Л. Волынский называл его «главной идейной фигурой», отмечая важность не внешнего изображения, но внутреннего осмысления: «Мышкин не художественно изображённый живой человек, а, так сказать, идея человека в его мистической природе, в его назначении бросать на жизнь свет высшей

правды. <.> Образ Мышкина очерчен скорее психологическими, чем пластически-художественными приёмами» . У Достоевского герой не столько персонаж с индивидуальным характером и поступками, сколько носитель кардинального вопроса человеческого бытия.

Автора интересует бытие идеи в индивидуальном сознании. Заметим, что в противоположность Достоевскому для Л.Н. Толстого наиболее важным оказывается отражение мира в индивидуальном сознании героя, психологическая мотивировка его поведения. Представляя своего героя, Достоевский в отличие от Толстого практически исключает пласт бытовых подробностей. На эту особенность художественного метода писателя указывал М.М. Бахтин: «У Достоевского нет объективного изображения среды, быта, природы, вещей, т. е. всего того, что могло стать опорой для автора. Многообразнейший мир вещей и вещных отношений, входящий в романы Достоевского, дан в освещении героев, в их духе и в их тоне» . Задача отмеченной писательской стратегии заключалась в том, что Достоевскому необходимо было обнаружить и показать самосознание персонажа. Мышкин живёт в другом измерении - странником на неизведанной земле. Масштаб мышления «последнего в своём роде» князя не исчерпывается привычными категориями обыденного сознания. Он предстаёт в романе ангельским духом, олицетворяющим невинную и свободную душу, человеком до его грехопадения, живущим вне реального пространства и времени. Подобным образом Достоевский разрабатывает и другие художественные образы: Рогожин оказывается носителем иррациональных тёмных сил человеческой природы; Настасья Филипповна являет образ бесовской красоты, гибнущей и губительной одновременно.

В мире романов Достоевского место и обстановка действия неизменно связаны с действующими лицами. Это и реальное пространство, и «духовный символ». Внешний мир не имеет у писателя самостоятельного значения: он очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана через сознание персонажа, как его функция. Пространство, где находится герой, становится «ландшафтом его души» . Так, комнату Раскольнико-ва Достоевский сравнивает со шкафом, сундуком, гробом. Дом Рогожина сопровождает такое описание: «Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого. И снаружи и внутри как-то негостеприимно и сухо, всё как будто скрывается и таится, а почему так кажется по одной физиономии дома - было бы трудно объяснить. Архитектурные сочетания линий имеют, конечно, свою тайну» .

Отличительная черта романов Достоевского заключается в том, что для раскрытия философской идеи писатель привлекает различные

художественные средства: организация времени и пространства, предметная детализация, использование литературных и общекультурных аллюзий и реминисценций. В романе «Идиот» философские проблемы решаются не путём абстрактных рассуждений персонажей, а через восприятие ими живописного образа Христа. Картина Г. Гольбейна-младшего оказывается средоточием философской проблематики романа и позволяет автору высказать важнейшие мысли и задать вопросы о существовании Бога. Право на голос получает каждый из персонажей; их идеи и идеалы проецируются на живописное полотно, и гольбейнов Христос становится «точкой диалогической встречи» различных самосознаний персонажей. Роль живописных образов в раскрытии философской проблематики романа «Идиот» детально рассмотрена нами в статье «Культурные реалии как способ выражения философской проблематики романа Ф.М. Достоевского "Идиот"» .

В романах Достоевского в отличие от Толстого нет всеобъемлющего видения автора, но есть множество изобразительных ракурсов, вследствие которых авторская позиция не декларируется как абсолютная истина, но представлена как одна из возможных точек зрения. Сопоставляя их авторские позиции, Г.С. Померанц писал: «Я сравнивал роман Толстого с монархией, в которой сталкивается много умов и воль, но окончательное решение, кто прав, кто виноват, принадлежит одному государю; а роман Достоевского - с парламентом, в котором автор сохраняет за собой только роль спикера. Можно также сравнить роман Толстого с ньютоновской вселенной, весьма сложной, но вложенной в пространство всеобъемлющего авторского ума с единой системой координат; а роман Достоевского - это вселенная релятивистская, в которой бесчисленное множество равноправных точек отсчёта» . Множественность субъективных точек зрения в романах Достоевского на проблему позволяет «открыть» героя, прояснить его мировоззренческие установки, организовать структуру полифонического романа, представить варианты разрешения философских проблем. Искомая истина рождается в споре голосов, а точки зрения персонажей высвечивают сокровенные духовные силы или человеческое бессилие перед Вечностью. Показателен в этом отношении диалог Свидригайлова и Раскольникова в 6 главе 4 части романа «Преступление и наказание». Безблагодат-ность Свидригайлова, его будущий грех проявляются в его представлении о вечности: «Нам вот всё представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете,

в этом роде иногда мерещится» . В этом контексте отсутствие категоричности у Рас-кольникова возможно рассматривать как залог его будущего преображения. Вечность же, в представлении Достоевского, дано почувствовать лишь тем, кто принял свой Крест и уверовал в Красоту, спасающую Мир.

Для понимания идейно-философской концепции и системы образов романов Достоевского важное значение имеют тексты Нового Завета. Христос для него - «великий и конечный идеал развития всего человечества». Идея бессмертия души понимается писателем как высшая идея жизни: «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно - идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные "высшие" идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из неё одной вытекают» . Подобные мировоззренческие установки обусловили особенности повествовательной организации произведений и характер использования в них евангельских образов. В романах Достоевского при наличии примет времени, знаков эпохи, важны вневременные координаты, на которые указывают постоянные обращения автора к Священному Писанию. Присутствие евангельского материала в структуре романов обнаруживается на разных уровнях: от включения прямых цитат до символизации художественного текста. Обращение к мифу создаёт фон, на котором прочитываются произведения, а заимствованные сюжетные мотивы придают тексту символическое звучание. Так, в романе «Преступление и наказание» центральный мотив воскресения героя опирается на евангельскую притчу о воскресении Лазаря. Притча проецируется на сюжет романа, расширяя его повествовательное пространство. В «Бесах» мотив бесовства восходит к евангельской притче об излечении бесноватого. На страницах этого романа Достоевский по-своему переосмысливает Апокалипсис и в его символике находит сходство со многими реальными событиями. Практически все герои романа хорошо знакомы с текстом Апокалипсиса, они цитируют его, используют его образы для самохарактеристики. Важно уточнить, что писатель не мистифицирует конкретно-историческую действительность, но в мистике древних мифов открывает истоки двух противоборствующих сознаний, ибо Апокалипсис предупреждает о грядущем смешении понятий добра и зла, красоты и безобразия.

В центре романов Достоевского - проявление универсальной сущности мира. При этом особое значение приобретает категория художественного времени. Если Толстой сосредоточивает своё внимание на движении человека во времени, то для Достоевского более важным оказывается погружение героя во всемирно-исторический контекст,

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 5, 2016

что достигается использованием евангельских образов и параллелей. Так, судьба Раскольникова соотносится с новозаветной притчей о Лазаре; образ Мышкина задумывался автором как земное воплощение «князя-Христа»; Ставрогин объясняется при помощи символики Откровения Иоанна Богослова. Герои Достоевского предстают одновременно и участниками конкретных событий, и вневременными образами, воплощающими великие идеи. Библейские аллюзии, используемые Достоевским при создании художественных образов, переводят их во вневременной план и наполняют символическим звучанием.

Следуя логике развития идеи, Достоевский моделирует интересующую проблему на нескольких уровнях. Сюжет развивается в двойном измерении: внешний уровень прочтения текста - уровень опи-сательности - дополняется обобщённо-символическим. Именно этот - второй - уровень становится для писателя основным. Определяя особенности художественного метода Достоевского, К.А. Сте-панян писал: «"Реализм в высшем смысле" есть такое изображение действительности, при котором метафизическая реальность, - именно реальность, - просвечивает сквозь происходящее; люди живут в мире, центром которого является Бог и в котором реально, бытийственно присутствуют Христос и Богородица, апостолы и святые, духовные силы различных уровней. События происходят здесь и сейчас, но на фоне совершающейся в вечности Евангельской истории. Эти два плана изображения - мир земной и мир Небесный, время и вечность - постоянно сосуществуют во взаимопроникновении и почти все персонажи в той или иной степени осознают это и действуют в соответствии с этим» . Таким образом, основным принципом организации романного мира Достоевского становится сочетание противоположностей, а основной чертой художественной структуры его романов - дихотомия, соответствующая характеру развития философской мысли автора.

В прозе Достоевского «реализм в высшем смысле» предполагает интерес писателя к постановке и обсуждению философских и религиозных проблем. Евангельский материал выполняет в его произведениях роль смыслового контрапункта. При этом евангельские элементы, ассимилированные поэтикой Достоевского, в художественной структуре его романов играют определяющую

роль в формировании нравственно-философской концепции.

Решение обозначенных проблем обусловило появление в творческой практике писателя универсальной жанровой формы - философского романа, сопрягающего в единый художественный образ идеологические и метафизические проблемы, трагический пафос человека XIX века, осознавшего своё одиночество в мире без Бога, коммуникативные установки, ориентированные на диалог в поисках утраченной истины. Выработанные Ф.М. Достоевским в 1860-1870-х гг. принципы романного письма станут основой для всей философской прозы писателя.

Библиографический список

1. .Из русской думы // сост., авт. портретов и текста «От сложителя» худож. Ю. Селиверстов: в 2 т. - М.: Роман-газета, 1995. - Т. 2. - 256 с.

2. Агеносов В.В. Генезис философского романа. - М.: Изд-во МГПИ, 1986. - 131 с.

3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Сов. Россия, 1979. - 318 с.

4. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. - Киев: «Next», 1994. - 510 с.

5. Волынский А.Л. Достоевский. - СПб.: Тип. «Энергия», 1906. - 502 с.

6. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. -Л.: Наука, 1972-1990.

7. Лученецкая-Бурдина И.Ю. Культурные реалии как способ выражения философской проблематики романа Ф.М. Достоевского «Идиот» // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - № 2. - Т. 1 (Гуманитарные науки). - С. 205-209.

8. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М.: Республика, 1995. - 607 с.

9. Померанц Г.С. Открытость бездне. Этюды о Достоевском. - New York: Liberty publishing house, 1989. - 472 с.

10. Степанян К.А. К пониманию «реализма в высшем смысле» (на примере романа «Идиот») // Достоевский и мировая культура: альманах. - М., 1998. - № 10. - С. 54-64.

11. Энгельгард Б.М. Идеологический роман Достоевского // Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы. Сб. 2. - М.; Л.: Мысль, 1924. - С. 78-93.

12. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути её изучения. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 184 с.

Александр Александрович Блок (1880-1921) – выдающийся русский поэт-символист, писатель, драматург, публицист, переводчик, критик. Классик русской литературы, один из самых ярких представителей поэзии Серебряного века, оказавший влияние на творчество многих литературных деятелей – современников и потомков.

Детство

Будущий поэт родился в знатной дворянской семье. Отец Александра Александровича Блока – Александр Львович - был профессором Варшавского университета. Брат отца в то время занимал высокий государственный пост. Мать Александра Александровича Блока – Александра Андреевна - была дочерью ректора Санкт-Петербургского университета.

Брак родителей поэта просуществовал недолго: после рождения сына Александра Андреевна ушла от мужа и больше никогда к нему не возвращалась. Оставив сыну фамилию отца, она вышла замуж за гвардейского офицера. Детство Александра Александровича Блока прошло на окраине Санкт-Петербурга в военных казармах. Учился он во Введенской гимназии.

Первая любовь

Когда Александру было 16 лет, во время отдыха с матерью в немецком курортном городе он встретил женщину, которая оставила неизгладимый след в его жизни. Интересным фактом об Александре Александровиче Блоке является то, что этой женщиной была Ксения Садовская – тридцатисемилетняя замужняя дама, ровесница матери Блока. Пылкая восторженная любовь гимназиста нашла отклик в сердце взрослой женщины с непростой судьбой. И она ответила на его чувства, к огромному неудовольствию матери Александра. Но разгоревшемуся роману мать не сумела препятствовать.

Настало время разъезжаться. Влюбленные простились, договорившись писать друг другу и непременно встретиться в Петербурге.

Через некоторое время они встретились, и их отношения продолжились. Но было очевидно, что их связь временная. Ревность, ссоры, выяснения отношений стремительно несли Блока и Садовскую к неминуемому разрыву. К тому же Александр начал увлекаться Любой Менделеевой, что горячо поддерживала его мать. Встречи становились все реже, письма – все холоднее.

Ксения Садовская прожила тяжелую, полную испытаний жизнь и умерла нищая, душевнобольная в одесской больнице. После ее смерти в подоле юбки Ксении нашли перевязанные розовой лентой 12 писем от Блока и засохшую розу.

В творчестве Александра Александровича Блока образ Садовской прослеживается не только в раннем периоде, о ней написано немало стихотворений и после разрыва, и после известия о ее кончине. Так синеглазая красавица с туманным шлейфом навечно осталась в бессмертных стихотворениях своего возлюбленного.


Начало творческого пути

Александр Блок написал свои первые стихотворения, будучи пятилетним ребенком. Через пять лет им были написаны два выпуска журнала «Корабль», а впоследствии – 37 номеров журнала «Вестник», который он писал вместе со своими братьями.

В 1898 году Александр стал студентом юридического факультета Петербургского университета. Но уже через три года он принял решение перевестись на историко-филологический факультет.

Интересным фактом об Александре Александровиче Блоке является то, что он увлекался театром и даже записался в театральный кружок. Но сценических ролей у него не было. Будущий поэт охотно принимал участие в домашних постановках.

«Прекрасная дама»

С детских лет Блок каждое лето отдыхал в подмосковном имении дедушки. Неподалеку находилось имение друга дедушки – известного химика Дмитрия Менделеева. Дочь Менделеева – Любочка – увлеклась красивым мечтательным Сашей и старалась обратить его внимание на себя. Это ей удалось не сразу. Сближению Любы и Александра немало способствовала мать начинающего поэта. Но их роман не раз обрывался и никак не мог прийти к логической развязке – свадьбе. Наконец, в 1903 году, Блок сделал Любе предложение, и она ответила согласием. Так начался брак, принесший обоим супругам лишь страдания и несчастья.

Люба – героиня первой книги стихотворений Александра Александровича Блока «Стихи о Прекрасной даме». Он превозносил свою возлюбленную, на всю жизнь она осталась главной женщиной его жизни. Но поэт хотел воспринимать жену как возвышенное, неземное создание, Прекрасную Даму из грез. Поэтому сразу после свадьбы он объявил ей, что супружеские отношения по этой причине между ними невозможны. Люба была шокирована. Пытаясь привлечь внимание мужа, она кокетничала, наряжалась, но вместо мужа завлекла в свои сети его друга – поэта Андрея Белого. Мучительный любовный треугольник вскоре распался, отразившись в творчестве Блока. Возникшая позже близость между супругами лишь разочаровала их.


Семья Александра Александровича Блока

Александр Блок вовсе не был верным мужем. Бесконечное количество женщин из публичных домов, романы с известными актрисами и певицами, конечно, были известны Любе. И она старалась не отставать от мужа: ее многочисленные мимолетные романы были известны всем. Как результат разгульной жизни – пристрастие к вину.

Детей у Александра Александровича Блока быть не могло из-за перенесенного в юности сифилиса.

Люба играла в театре, часто ездила на гастроли. Блок мучился от одиночества, сильно скучая по жене, которую, вопреки всему, называл главной женщиной в своей жизни.

Когда жена забеременела от очередного случайного любовника, Блок, как ни странно, обрадовался и объявил, что готов признать ребенка своим. Но несчастный младенец прожил совсем немного. Александр был убит горем. Так появилось стихотворение Александра Александровича Блока «На смерть младенца».

В этот же период (1909 год) умер отец поэта.

Странствия

Пытаясь обрести душевное равновесие, Блок с женой едут на отдых в Италию, а после – в Германию. Странствия находят отражения в творчестве поэта. За итальянские стихотворения Александра Блока приняли в общество, называемое «Академией», в котором также состояли такие известные поэты, как Брюсов и Анненский.

В 1911 году летом супруги едут во Францию, а затем – в Бельгию и Нидерланды. Через два года Александр Блок вновь едет во Францию. Примечательно, что в этой стране поэту абсолютно не нравилось, он тяготился местным бытом и нравами. Но пребывать там ему советовали доктора.

Написанная в эти годы драма «Роза и Крест» была высоко оценена К. Станиславским и В. Немеровичем-Данченко. Но поставлена в театре не была.

В 1916 году поэт был призван на службу в инженерную часть. Служил в Белоруссии.

Творчество

Символизм увлек Блока в начале его творческого пути - никакой конкретики, только символы, намеки, таинственность, загадки. Это направление было близко мироощущению поэта.

В стихотворениях Блока наблюдается синтез повседневного и мистического, одухотворенного и бытового. Его дореволюционной поэзии присуща плавность и музыкальность. Произведениям Александра Александровича Блока, написанным позднее, свойственны пронзительные интонации цыганского песенного фольклора, как следствие увлечения поэта популярной в то время певицей Любовью Дельмас и частого посещения кафе-шантанов.

Одной из главных особенностей поэзии Блока является метафора. По его словам, у настоящего поэта должно быть метафорическое мировосприятие, чтобы в его стихах романтическое виденье жизни было не данью высокому поэтическому слогу, а естественным взглядом поэта на мир.

Новаторством Александра Блока является то, что он стал использовать дольник как единицу ритма стихотворной строки. Он освободил русское стихосложение от канонов, введенных Ломоносовым и Тредиаковским, которые требовали счета слогов по стопам - определенное метрическое упорядоченное количество и расположение неударных слогов. Позднее за Блоком последовали почти все поэты нового времени.

Поэт и революция

Если Февральскую революции многие представители творческой интеллигенции приняли с надеждой на положительные изменения в жизни государства, то Октябрьская революция разделила их на тех, кто принял революцию и стал на сторону новых властей, и на тех, кто категорически не принял революцию и эмигрировал из страны.

Александр Александрович Блок решил, что должен быть на Родине в это трудное время. В мае 1917 года он работал в Чрезвычайной следственной комиссии. Отчет о работе в этой комиссии он поместил в журнал «Былое» и книгу «Последние дни императорской власти».

Октябрьскую революцию поэт принял с восторгом, за что его резко осуждали в петербургских литературных кругах. В адрес Блока было сказано и написано немало уничижительных слов, его позиция вызвала гнев и непонимание Ивана Бунина, писавшего об этом в своем произведении "Окаянные дни".

Ребяческая радость поэта, считавшего революцию стихией, пламенем и не замечавшего (или не желающего замечать) ее жестокости и кровопролития, продлилась недолго. Заблуждением Блока не замедлили воспользоваться большевики, надеясь привлечь на свою сторону представителей интеллигенции громким именем Александра Блока. Его назначали на различные должности, включали в многочисленные комиссии, причем зачастую без его ведома.


Поэма "Двенадцать"

В творчестве писателя Александра Александровича Блока поэма "Двенадцать" стоит особняком. Это абсолютно исключительное, нетипичное для автора произведение, до конца не понятое ни современниками Блока, ни его потомками, вызывающее бесконечное количество споров и разногласий. Блок в этой поэме практически неузнаваем.

Александр Александрович стремился осмыслить события Октябрьской революции не только в публицистических произведениях. И это было толчком к появлению произведения.

Это удивительно, но ключом к пониманию данной поэмы является творчество известного в дореволюционные времена Петрограда поэта-шансонье Михаила Савоярова. Грубоватое творчество Савоярова Блок высоко ценил и с удовольствием посещал его концерты.

Разумеется, в литературных кругах новую поэму Александра Блока единодушно осудили. Все привыкли к его возвышенной поэзии, а появившийся в этой поэме стиль был сродни уличным куплетам.

Подготавливая жену Любовь Дмитриевну к чтению поэмы на концертах и вечерах, поэт водил ее на концерты Савоярова, чтобы она поняла и прочувствовала стиль, эксцентричную и даже несколько эпатажную манеру исполнения. Сам Александр Блок в такой манере читать стихи не умел.

Возможно, поэт считал язык уличного босяка или уголовника единственно возможным в сложное послереволюционное время.

После революции

Неожиданно в феврале 1919 года Блока арестовали из-за подозрения в участии в антисоветском заговоре. В тюрьме поэт провел немногим более суток, благодаря заступничеству Анатолия Луначарского. Но произошедшее сильно его потрясло и повлияло на переоценку ценностей, а также ускорило прозрение Блока, очарованного революционной стихией.

Напряженная общественная работа, пребывание в холодном сыром Петербурге, тоска и накопившаяся усталость подорвали и без того слабое здоровье поэта. У него открылось несколько серьезных болезней, как телесных, так и душевных. Творчеством Александр Блок некоторое время не занимался. Его тело мучили невыносимые страдания. Вместе с этим поэт находился в глубочайшей депрессии.

В 1920 году умер отчим Блока. Мать стала жить с Александром и Любовью Дмитриевной. Обстановка в доме чрезвычайно накалилась, так как самые близкие поэту женщины совершенно не ладили между собой.

Знаменитая речь

На собрании в Доме литераторов по случаю годовщины смерти А. С. Пушкина Александр Александрович Блок выступил с речью «О назначении поэта». В ней он поднимал вопросы, волнующие каждого литературного деятеля: кто такой Поэт и какова его роль в истории. Рассуждения Блока о Пушкине дают понимание того, как высоко он ставил пушкинское творчество, по достоинству оценивая его огромное значение для русской поэзии. Это отличает Александра Александровича Блока от футуристов, считающих Пушкина лишь пережитком прошлого. По словам Блока, оценка личности поэта чернью меняется, характеризуя лишь чернь, а не поэта. А когда у поэта отнимают право свободно творить, он не может более жить.


Последний год

В 1921 году поэт попросил разрешения на выезд на лечение в Финляндии. Но в этом ему было отказано. Благодаря ходатайству Максима Горького и Анатолия Луначарского разрешение на выезд Блоку и его жене наконец дали. Но было уже поздно. Почти нищий, тяжело больной, разочарованный, обиженный и отчаявшийся поэт скончался. Ему был всего 41 год.

Перед самой смертью Блока по Петрограду ходили слухи о его помешательстве, ведь в бреду он был одержим одной лишь навязчивой мыслью: уничтожить все до единого экземпляры поэмы «Двенадцать». Получив отказ на просьбу выехать за границу на необходимое лечение, Блок уничтожил некоторые записи, а также отказался от еды и лекарств. Находился он при этом в полном сознании, что опровергает слухи о его сумасшествии.

Проводить Александра Блока в последний путь пришло всего две сотни человек. В их числе были друзья-коллеги поэта. Похоронили поэта на Смоленском православном кладбище в родном Петрограде. В 1944 году его прах был перезахоронен на Литературных помостках Волковского кладбища.

Жена Александра Блока пережила его на 18 лет, внезапно скончавшись с именем мужа на устах.


Со смертью Блока уходила целая эпоха. Певец возвышенных чувств, интеллектуал, рыцарь – он был чужим для нового времени. Недаром он так возненавидел свою поэму "Двенадцать": поэт понял, как глубоко он заблуждался, как подло его использовали и бросили ненужного, умирающего.

Поэтам-современникам Блока также досталась незавидная судьба: слишком многих советская власть уничтожила или морально, или физически.

(457 слов) Стык XIX и XX веков не обошёлся без знаменательного феномена. Им стал Александр Александрович Блок, эпохальный поэт, яркая звезда символизма.

Поэт был рождён в союзе Александра Львовича Блока и Александры Андреевны Бекетовой в 1880 году. Браку приват-доцента и дочери ректора не суждено было быть счастливым, даже рождение сына не поправило положение. Спустя девять лет родители Александра официально развелись.

Детские годы Блока проходили за границей и на окраинах Петербурга. Лето будущего поэта протекало в Подмосковье в имении деда.

Образование и творческий путь

Лучше всего юного Александра Блока можно охарактеризовать как человека, отличавшегося широтой знаний и увлечений. Уже в пять лет он стал слагать стихи. Введенская гимназия приняла мальчика сразу во второй класс.

Его литературный талант требовал воли, и четырнадцатилетний Блок создаёт домашний журнал «Вестник». Это была своего рода игра, которой были увлечены все члены семьи: мать, кузены, бабушка и дед. Александра манили театральные подмостки, но актёром стать ему не было суждено. В год совершеннолетия он закончил историко-филологический факультет.

Личная жизнь и «Прекрасная Дама»

В семнадцать лет юношу впервые поразила любовь. Но у этого чувства одна деталь: его избранница, Ксения Садовская, была ровесницей матери Блока. Этот роман изначально был обречён, но все же стал красной нитью в творчестве поэта.

Первое увлечение Александра шокировало мать, поэтому во многом она повлияла на его отношения с Любовью Менделеевой. Развязкой нового романа стал малоудачный брак. Благоговение Блока перед супругой сочеталось с изменами, он лишь восхищался ею, а физически близок не был, зато искал знакомства с девушками легкого поведения. Сама молодая женщина тоже не отставала от мужа. В конце концов, супруги примирились, и Любовь Менделеева стала той самой Прекрасной Дамой, которой поэт посвятил цикл стихов.

Творчество

Поскольку Александр был личностью нестандартной, его творческий гений примкнул к символизму. Повседневность, мистика, быт и фольклор – все уживалось в его творениях.

Александра Александровича волновали все стороны жизни: от размышлений о любви и красоте природы до острых социальных проблем. Особый оттенок его творчеству добавляла метафора. Блок проявил себя как замечательный поэт, драматург и публицист.

Отношение к революции

Александр Блок относился к числу людей, ожидавших от революции колоссальных перемен. Он верил, что происходящее должно сделать жизнь лучше, но перевороты любят кровь. «Детский» восторг поэта сменился осознанием и отвращением.

Мы описали это подробно на примере его поэмы «12». Это произведение — пятно на творчестве литератора. Поспешное принятие Октябрьской революции подтолкнуло Блока к её написанию. Интеллигенция единодушно осудила поэму, как и сам автор, но позднее, когда он просил перед смертью уничтожить все экземпляры книги.