Анализ стихотворения на розвальнях, уложенных соломой мандельштама. «На розвальнях, уложенных соломой…» О

«На розвальнях, уложенных соломой…» Осип Мандельштам

На розвальнях, уложенных соломой,
Едва прикрытые рогожей роковой,
От Воробьевых гор до церковки знакомой
Мы ехали огромною Москвой.

А в Угличе играют дети в бабки
И пахнет хлеб, оставленный в печи.
По улицам меня везут без шапки,
И теплятся в часовне три свечи.

Не три свечи горели, а три встречи -
Одну из них сам Бог благословил,
Четвертой не бывать, а Рим далече -
И никогда он Рима не любил.

Ныряли сани в черные ухабы,
И возвращался с гульбища народ.
Худые мужики и злые бабы
Переминались у ворот.

Сырая даль от птичьих стай чернела,
И связанные руки затекли;
Царевича везут, немеет страшно тело -
И рыжую солому подожгли.

Анализ стихотворения Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой…»

Стихотворение «На розвальнях, уложенных соломой…», датированное 1916 годом, включено во второй сборник Мандельштама «Tristia». Оно тесно связано с важным событием в жизни поэта. В год его написания Осип Эмильевич первый раз посетил Москву. Город произвел на него сильнейшее впечатление, так как слишком отличался от дорогого сердцу Петербурга. В первую очередь из-за построек, значительная часть которых была возведена до времен правления Петра Великого. В начальной строке стихотворения указано, что лирический герой на розвальнях едет не один, а с неким спутником. Догадаться, кого имел в виду поэт, довольно легко. В Москве его встречала Цветаева, в которую он был взаимно влюблен. Сложившаяся ситуация вызвала у Мандельштама ряд ассоциаций, переданных в стихотворении. Пара, едущая на розвальнях, — Марина Мнишек и самозванец Гришка Отрепьев. Углич, упомянутый во второй строфе, — место гибели малолетнего царевича Дмитрия Ивановича, обстоятельства смерти которого до сих пор до конца точно не выяснены. Лжедмитрия везут по московским улицам без шапки на казнь. Действие в стихотворении развивается стремительно. Финал второй строфы – отпевание самозванца: «…и теплятся в часовне три свечи».

Под тремя встречами, по-видимому, подразумеваются три свидания с Цветаевой. Кроме того, обыгрывается знаменитая концепция «Москва – Третий Рим», введенная монахом Филофеем: «…ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Последняя строфа напоминает описание известной картины «Боярыня Морозова», принадлежащей кисти Сурикова. Там тоже и сани-розвальни, и птицы черные, и снег лежит. Так в стихотворении появляется еще одна историческая эпоха – времена правления Алексея Михайловича. Последняя строка – «…и рыжую солому подожгли» – самая сильная в произведении «На розвальнях, уложенных соломой…». По свидетельствам современников, рыжие волосы были у Григория Отрепьева, выдававшегося себя за царевича Дмитрия. После смерти тело его сожгли, а пеплом, смешанным с порохом, выстрелили из пушки в сторону Польши. Только в финале произведения становится понятно, что относится оно к интимной поэзии. С одной стороны – все хорошо, вместе с возлюбленной герой едет по московским улицам. С другой – он предчувствует скорый конец, трагическую гибель, сравнивая свою судьбу с судьбой Григория Отрепьева, полюбившего Марину Мнишек.

Произведение представляет собой пример соединения в один образ реального события в жизни автора и исторических ассоциаций, которое они у него вызвали. В результате получилась яркая картина, приоткрывающая внутренний мир поэта.

Стихотворение было написано в 1916 году. Третий год шла войн, время, вообще, было неспокойное, в воздухе витал дух революции. Вероятно, по этому Москва, которую посетил тогда Мандельштам, вызвала у него не исторические ассоциации, наполненные внутренней тревогой.

В Москве поэт встретился с Мариной Цветаевой. Ее имя вызвало у него воспоминания о Марине Мнишек, следовательно, наступлении смутного времени, тем более что наступление новой Смуты чувствовали тогда многие, в том числе, вероятно, и он.

Название «На розвальнях, уложенных соломой…» показывает незавидное положение, в котором очутился Григорий Отрепьев, с которым ассоциировал себя сам автор. В них автор изобразил самозванца, которого связанного и без шапки везут на казнь. Не названная по имени спутница героя, едущая с ним на крестьянских санях – это Марина Мнишек, в роли которой он изобразил Цветаеву. Выбор именно розвальней, скорее всего, подсказан известной картиной Сурикова, изображающей высылку из Москвы боярыни Морозовой. На данном полотне фигурируют именно они (также как снег и черные птицы), хотя сюжет и относится к более поздней эпохе российской истории. Это не имело существенного значения для Мандельштама, писавшего не об истории или реальной Москве, но выражавшего чувства, нахлынувшие на него при встрече с древней столицей и Цветаевой.

Мандельштам чувствует опасность и агрессию, исходящую от простого народа. Злые бабы и худые мужики пока просто стоят, но и поэт и читатели, знакомые с русской историей, чувствуют, что все кончится кровью.

Мандельштам, погрузившись в московскую атмосферу, обратился и к символам древней столицы. Три свечи, горящие в часовне, это древний образ Москвы, как Третьего Рима. Однако и здесь старинная концепция, вероятно, слилась у поэта с тремя встречами с Цветаевой, так как в истории о Лжедмитрии подобного сюжета нет.

Подожженная солома в последних строках произведения может означать рыжие волосы самозванца, которого, действительно, сожгли и прах, смешав с порохом, выстрелили из пушки.

Пассивного героя стихотворения показывает, что в глубине души Мандельштам не видел сил или возможности защититься от неизбежных эксцессов революционного времени, заранее чувствуя себя жертвой.

Анализ стихотворения На розвальнях, уложенных соломой по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Блока Родина

    А. Блок – это один из тех, кто пережил октябрьскую революцию. Обманувшись своим ожиданиям, он все-таки не захотел уезжать из России. Здесь сыграла роль не только любовь к родине, но и надежда на то, что Россия – на самом деле сильная держава, которая

  • Анализ стихотворения На железной дороге Фета

    Афанасий Афанасьевич Фет начал описывать путешествия по железной дороге только спустя восемь - девять лет после ее появления. Современники Фета расценивали тему путешествий, как совершенно новую и интересную.

  • Анализ стихотворения Великое чувство! У каждых дверей Некрасова

    В сложные периоды своей жизни каждый из нас подсознательно обращается к самому дорогому и близкому человеку, к маме, которая способна пожалеть и поддержать в любой трудной ситуации.

  • Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

    Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии

  • Анализ стихотворения Листопад Бунина

    Основной темой произведения является пейзажная лирика, представленная в стихотворении в описании осеннего природного пейзажа в сочетании с авторскими философскими размышлениями о жизненном человеческом смысле.

На розвальнях, уложенных соломой,
Едва прикрытые рогожей роковой,
От Воробьевых гор до церковки знакомой
Мы ехали огромною Москвой.

А в Угличе играют дети в бабки
И пахнет хлеб, оставленный в печи.
По улицам меня везут без шапки,
И теплятся в часовне три свечи.

Не три свечи горели, а три встречи —
Одну из них сам Бог благословил,
Четвертой не бывать, а Рим далече —
И никогда он Рима не любил.

Ныряли сани в черные ухабы,
И возвращался с гульбища народ.
Худые мужики и злые бабы
Переминались у ворот.

Сырая даль от птичьих стай чернела,
И связанные руки затекли;
Царевича везут, немеет страшно тело —
И рыжую солому подожгли.

Стихотворение «На розвальнях, уложенных соломой…» Осипа Мандельштама было написано в 1916 году и вошло во вторую книгу поэта «Tristia». Для его понимания нужно знать два обстоятельства из биографии Мандельштама, без них оно кажется странным и запутанным.

Во-первых, в 1916 году Мандельштам впервые приехал в Москву. Можно только представить, как поразил его этот город после «стройного рая» Петербурга. Город, где главными оставались постройки, возведенные до Петра. Во‑вторых, «мы» — это Мандельштам и Марина Цветаева, его первая разделенная любовь. Молодой человек едет на санях с девушкой, в которую влюблен, которую зовут Марина, по допетровской Москве. Становится понятно, какие ассоциации возникают в его сознании. Тем более что и сама Цветаева в это время сравнивала себя с Мариной Мнишек, а Мандельштама — с царевичем Дмитрием или Лжедмитрием.

И эти ассоциации будут связываться, конечно, со временем Бориса Годунова. Младший сын Ивана Грозного Дмитрий, погибший при невыясненных обстоятельствах в Угличе. Хлеб, оставленный в печи, потому что известие о смерти царевича поразило людей настолько, что они забыли обо всем. «По улицам меня везут без шапки». То есть меня — Лжедмитрия, Гришку Отрепьева — везут по московской улице на казнь. И тут же меня уже отпевают, потому что следующая строка — «И теплятся в часовне три свечи». Известно, что три свечи зажигали по покойнику. Получается цепочка ассоциаций: я — Дмитрий с Мариной на санях. Дальше я — Лжедмитрий, едущий на казнь, и Лжедмитрий, уже казненный, по которому зажигают три свечи.

«Не три свечи горели, а три встречи — / Одну из них сам Бог благословил, / Четвертой не бывать» — ассоциация со знаменитой формулой «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать». Три встречи могут пониматься и как три встречи Цветаевой и Мандельштама (третья — счастливая, когда у них развивается роман). С другой стороны, речь может идти и о Лжедмитриях — одному из них все-таки удалось немножко поцарствовать. «А Рим далече» — связано и с самим Мандельштамом, который в это время увлекался Римом, и c католической темой. «И никогда он Рима не любил» — то ли это Дмитрий, то ли Мандельштам, который провалился на экзамене по античным авторам.

В последней строфе можно увидеть знаменитую картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова», где есть птицы, сани-розвальни, снег. Возникает еще одна очень важная для Мандельштама ассоциация со временем Алексея Михайловича, тишайшего царя. В эти строки как бы спрессовываются разные исторические эпохи, и достигается главная задача Мандельштама — говоря о современной Москве, он одновременно говорит и об эпохе Алексея Михайловича, и об эпохе Годунова.

И наконец, ударный, как и бывает в гениальных стихотворениях, финал: «И рыжую солому подожгли». Ни одного из Лжедмитриев не сожгли. Жгли старообрядцев — тема, которая с боярыней Морозовой возникла, здесь отыгрывается. Но самое главное — рыжим был Гришка Отрепьев. В последней строке становится понятно, что это любовное стихотворение. Все прекрасно: моя любовь к тебе, мы едем, ты показываешь мне Москву. Но я уже обречен на смерть, на гибель, как обречен на смерть Гришка Отрепьев, влюбившийся в Марину Мнишек. 

<...> по сравнению с "Камнем" строение образной ткани стихов Мандельштама стало неизмеримо сложней. В рассмотренных двух стихотворениях читателю легче разобраться, если он помнит, хотя бы смутно, миф о Федре и стихи Овидия и Тибулла – Батюшкова. Но когда в основе стихотворения лежит биографический эпизод, о котором читатель ничего не знает, то сплетение поэтических ассоциаций становится для него еще более загадочным.

Таково, например, стихотворение "На розвальнях, уложенных соломой...". Возникало оно, по-видимому, приблизительно так. Мандельштам в это время был влюблен в Марину Цветаеву . Они познакомились в 1915 г. в Коктебеле, виделись зимой в Петербурге, а в феврале 1916 г. он приехал в Москву, они ездили по городу, и она "дарила ему Москву"; памятью об этом у нее остались несколько стихотворений к нему ("Ты запрокидываешь голову..." и др.).

Цветаева любила отождествлять себя со своей тезкой Мариной Мнишек; Мандельштам оказывался в роли Самозванца, принявшего имя царевича Димитрия, убитого в Угличе. Цветаева вводила его в московское православие, как Мнишек вводила Лжедимитрия в римское католичество, – тема, близкая Мандельштаму по Чаадаеву. Цветаева быстро меняла свои увлечения, и Мандельштам предвидел себе скорый конец (так оно и оказалось: следующий его визит, летом 1916 г. в городок Александров, оказался неуместен и краток, о нем написано стихотворение "Не веря воскресенья чуду..." .). Отсюда вереница ассоциаций: по Москве везут то ли убитого царевича для погребения, то ли связанного самозванца на казнь; над покойником горят три свечи, а над Русью занимается пожар Смуты, рыжий, как волосы Самозванца. Три свечи – реминисценция из Цветаевой 1911 г.: "...Где-то пленнику приснились палачи. / Там, в ночи, кого-то душат, где-то там / Зажигаются кому-то три свечи". Три свечи ассоциируются с тремя встречами: Коктебель, Петербург, Москва, четвертой не бывать. Эти последние слова сразу напоминают старую идеологическую формулу: "Москва – третий Рим, а четвертому не бывать", и отсюда мысль переносится на тягу и вражду к Риму, общую для самозванца, Чаадаева и самого Мандельштама. Эта быстрая скачка мыслей – от свеч до Рима – вся вмещается в центральную строфу стихотворения: "Не три свечи горели, а три встречи – / Одну из них сам Бог благословил, / Четвертой не бывать, а Рим далече – / И никогда он Рима не любил".

Для читателя, который ничего не знает о Цветаевой и о поездках с нею по Москве, эта строфа загадочнее всего. Без нее перед нами – синтетическая картина Москвы Смутного времени, сложенная приблизительно так же, как картина Лондона в "Домби и сыне". Но три встречи – это могут быть и встречи трех Лжедимитриев с Москвой (и только одного "Бог благословил" поцарствовать), и встречи человечества с Богом (Рим, Византия, Москва, или: иудейство, католичество, православие, или: православие, католичество, протестантство), и, вероятно, многое другое. Мандельштам сознательно не дает читателю ключа в руки: чем шире расходятся смыслы из образного пучка стихотворения, тем это лучше для него. <...>