Аппарат управления. Административные должности в вкл

НАМЕСТНИК - в Рос-сии:

1) в 1-й четверти XIII - конце XVI веков долж-но-ст-ное ли-цо ме-ст-но-го административного и во-енного управ-ле-ния, а так-же су-да, на-прав-ляв-шее-ся кня-зем-су-ве-ре-ном или ца-рём в ка-че-ст-ве сво-его не-по-средственного пред-ста-ви-те-ля в до-ме-ни-аль-ные го-ро-да и зем-ли.

Со-блю-да-ли по-ли-тические и ма-те-ри-аль-ные ин-те-ре-сы сво-его сень-о-ра. Су-ще-ст-во-ва-ли на-ря-ду с во-лос-те-ля-ми, в XIV - середине XVI веков Наместники со-став-ля-ли ве-ду-щий ин-сти-тут ме-ст-но-го управ-ле-ния. В го-ро-дах Северо-Восточной Ру-си за-ме-ни-ли по-сад-ни-ков , а час-тич-но, со вре-ме-нем, и ты-сяц-ких в ка-че-ст-ве глав ме-ст-ных ор-га-нов вла-сти.

Впер-вые упо-ми-на-ют-ся в Нов-го-ро-де (1216), Вла-ди-ми-ре (1225-1226 годы), Смо-лен-ске (1283). С XIV века ин-сти-тут кня-же-ских Наместников по-лу-чил все-об-щее рас-про-стра-не-ние в Северо-Восточной и Северо-Западной Ру-си. Су-ще-ст-во-ва-ние Наместников до-ку-мен-таль-но за-фик-си-ро-ва-но в Яро-слав-ском (впер-вые в 1320-х годов), Твер-ском (не позд-нее 1362-1364 годов), Рос-тов-ском (не позд-нее 2-й тре-ти XV века), Ря-зан-ском (Наместники в Рос-ти-слав-ле не позд-нее ру-бе-жа XV и XVI веков) кня-же-ст-вах; в го-ро-дах Вла-ди-мир-ско-го ве-ли-ко-го кня-же-ст-ва Пе-ре-яс-лав-ле (За-лес-ском), Юрь-е-ве (Поль-ском), Ко-ст-ро-ме и др. (не позд-нее 2-й тре-ти XIV века). В Нов-го-род-ской рес-пуб-ли-ке в XIV-XV веках ве-ли-ко-кня-же-ские Наместники осу-ще-ст-в-ля-ли суд совместно со сте-пен-ны-ми по-сад-ни-ка-ми; кон-тро-ли-ро-ва-ли со-блю-де-ние ин-те-ре-сов сво-его сень-о-ра как во внутренней жиз-ни рес-пуб-ли-ки, так и в её ме-ж-ду-народных от-но-ше-ни-ях (например, при-сут-ст-во-ва-ли при за-клю-че-нии Нов-го-род-ских тор-го-вых до-го-во-ров, до-го-во-ров с Ли-вон-ским ор-де-ном и др.). В Псков-ской рес-пуб-ли-ке из-вест-ны Наместники, на-прав-ляв-шие-ся слу-жи-лы-ми князь-я-ми из чис-ла их вас-са-лов в псков-ские при-го-ро-ды-кре-по-сти, но при-но-сив-шие при этом при-ся-гу рес-пуб-ли-кан-ским вла-стям.

Со 2-й половины 1340-х годов от-ме-че-ны Наместники в Мо-ск-ве, с конца XIV века су-ще-ст-во-ва-ли Наместники как московских великих кня-зей, так и по оче-ре-ди - московских удель-ных кня-зей. Во 2-й половине XIV - середине XVI веков Наместники удель-ных кня-зей на-хо-ди-лись в боль-шин-ст-ве го-ро-дов фак-ти-че-ски всех уде-лов Московского великого княжества. В ме-ж-ду-кня-же-ских вой-нах и кон-флик-тах XIV - середины XV веков (в мо-с-ков-ско-твер-ском со-пер-ни-че-ст-ве за ве-ли-ко-кня-же-ский стол во Вла-ди-ми-ре в 1320-1370-е годы., Мо-с-ков-ской усо-би-це 1425-1453 годов и др.) Наместники бы-ли главным ору-ди-ем за-кре-п-ле-ния вла-сти кня-зей-со-пер-ни-ков над на-се-ле-ни-ем го-ро-дов и их ок-ру-ги на спор-ных тер-ри-то-ри-ях, а так-же на тех зем-лях, где раз-во-ра-чи-ва-лись во-енные дей-ст-вия. Во 2-й половине XV - XVI веках из-вест-ны при-мер-но в 110 го-ро-дах и зем-лях Русского государства. Наместники сыг-ра-ли зна-чительную роль в пе-ре-строй-ке по-зе-мель-ных и слу-жеб-ных от-но-ше-ний кня-зей, бо-яр и де-тей бо-яр-ских кня-жеств и зе-мель, вклю-чае-мых в со-став Московского великого княжества и Русского государства, в за-кре-п-ле-нии там административно-су-деб-ной и фи-нан-со-вой вла-сти московских мо-нар-хов над тяг-лым на-се-ле-ни-ем. При-мером слу-жит дея-тель-ность Ф.В. Ба-сен-ка в Суз-да-ле (на за-клю-чительном эта-пе по-гло-ще-ния Ни-же-го-род-ско-Суз-даль-ско-го княжества в конце 1440-х - середине 1450-х годов), князя И.В. Стри-ги Обо-лен-ско-го в Яро-слав-ле (при ли-к-ви-да-ции Яро-слав-ско-го княжества в 1463-1467 годах), князя И.В. Обо-лен-ско-го Лы-ко в Великих Лу-ках и За-воло-чье (1477/1478 годы); Я.З. и Ю.З. За-харь-и-ных-Кош-ки-ных в Нов-го-ро-де (в 1485-1495 годах, с пе-ре-ры-ва-ми). По-след-ние ли-к-ви-ди-ро-ва-ли зем-ле-вла-де-ние нов-го-род-ско-го бо-яр-ст-ва и про-ве-ли пер-вую вол-ну мас-со-вых ис-по-ме-ще-ний в Нов-го-род-ской зем-ле вы-ход-цев из центральных уез-дов.

Власть Наместника рас-про-стра-ня-лась пре-имущественно на тяг-лые тор-го-во-ре-мес-лен-ные слои го-ро-жан и тяг-лое на-се-ле-ние сель-ской ок-ру-ги го-ро-дов (обыч-но т. н. го-род-ские ста-ны), од-на-ко, в раз-ной сте-пе-ни, - и на при-ви-ле-ги-рованные слои на-се-ле-ния. Из-на-чаль-но (ве-ро-ят-но, до ру-бе-жа XIV и XV веков) Наместники осу-ще-ст-в-ля-ли свои обя-зан-но-сти, пе-ре-ме-ща-ясь по вве-рен-ной им тер-ри-то-рии по оп-ре-де-лён-но-му мар-шру-ту и в оп-ре-де-лён-ное вре-мя (т. н. про-езд-ной суд Наместников; по нов-го-род-ским дан-ным - по-сле Пет-ро-ва дня, т. е. по-сле 29 ию-ня). Позд-нее Наместники управ-ля-ли и су-ди-ли, на-хо-дясь в по-сто-ян-ных ре-зи-ден-ци-ях (дво-рах Наместников). Наместник, его ап-па-рат (со-сто-ял из хо-ло-пов-по-слу-жиль-цев) и ре-зи-ден-ция со-дер-жа-лись ме-ст-ным тяг-лым на-се-ле-ни-ем в рам-ках сис-те-мы корм-ле-ний. Обыч-но в один го-род на-прав-лял-ся один Наместник. Од-на-ко при-мер-но в 25 го-ро-дов ре-гу-ляр-но на-зна-ча-лось по два и бо-лее Наместников, что оп-ре-де-ля-лось по-ли-тическим, во-енным или хо-зяйствееным зна-че-ни-ем го-ро-дов (сре-ди них - сто-ли-цы ве-ли-ких, столь-ных или удель-ных кня-жеств, цен-тры внеш-ней и тран-зит-ной тор-гов-ли, про-мы-сло-вые го-ро-да), ус-ло-вия-ми их вклю-че-ния в со-став Русского государства, тра-ди-ция-ми (например, со-вме-ст-ных вла-де-ний великих и удель-ных кня-зей в различных кня-же-ст-вах или та-ких же вла-де-ний Нов-го-род-ской рес-пуб-ли-ки, великих кня-зей вла-ди-мир-ских и мо-с-ков-ских) и др. В боль-шин-ст-во та-ких го-ро-дов (Вла-ди-мир, Мо-ск-ва, Ко-лом-на, Ко-ст-ро-ма, Му-ром, Нов-го-род, Ве-ли-кие Лу-ки, Псков, Вязь-ма, Смо-ленск, Пе-ре-яс-лавль-Ря-зан-ский и др.) Наместники на-зна-ча-лись из пред-ста-ви-те-лей выс-шей, ти-ту-ло-ван-ной и не-ти-ту-ло-ван-ной зна-ти, пре-им. из дум-ных чи-нов. До по-след-ней тре-ти XV века Наместники ста-но-ви-лись поч-ти ис-клю-чи-тель-но чле-ны го-су-да-ре-вых дво-ров как великих кня-зей (мо-с-ков-ских и твер-ских), так и удель-ных (мо-с-ков-ских и, ве-ро-ят-но, твер-ских), вы-ход-цы, за не-боль-ши-ми ис-клю-че-ния-ми, из ста-ро-мос-ков-ских и ста-ро-твер-ских бо-яр-ских ро-дов (Бу-тур-ли-ных, Че-ляд-ни-ных, Мо-ро-зо-вых , Пле-щее-вых, За-бо-лоц-ких, Бо-ри-со-вых, Жи-то-вых, Кар-по-вых, Бо-кее-вых и др.). Пе-ре-ход прак-ти-че-ски всех пред-ста-ви-те-лей кня-же-ских до-мов Рю-ри-ко-ви-чей на ста-тус-ные по-зи-ции слу-жи-лых кня-зей великих кня-зей мо-с-ков-ских за-мет-но рас-ши-рил «кад-ро-вый ре-зерв» Наместники: с 1460-1470-х годов Наместники ста-ли ре-гуляр-но на-зна-чать пред-ста-ви-те-лей ста-ро-дуб-ских, суз-даль-ских, яро-слав-ских, рос-тов-ских и других Рю-ри-ко-ви-чей. Дли-тель-ные сро-ки пре-бы-ва-ния Наместника в од-ном го-роде бы-ли срав-ни-тель-но ред-ки и вы-зы-ва-лись осо-бы-ми об-стоя-тель-ст-ва-ми, при этом не-од-но-крат-ное ис-пол-не-ние обя-зан-но-стей Наместника од-ним ли-цом в различных го-ро-дах в раз-ное вре-мя бы-ло дос-та-точ-но рас-про-стра-не-но. Служ-ба Наместников, осо-бен-но у лиц с дум-ны-ми или ста-тус-ны-ми чи-на-ми, не яв-ля-лась един-ст-вен-ным и глав-ным их за-ня-ти-ем: она со-вме-ща-лась с государственно-административной и при-двор-ной служ-ба-ми в Мо-ск-ве, по-езд-ка-ми в со-ста-ве русских по-сольств в другие стра-ны, но глав-ное - с ре-гу-ляр-ной и прак-ти-че-ски еже-год-ной во-енной служ-бой вне го-ро-дов, где они бы-ли Наместники. В от-сут-ст-вие Наместника его за-ме-нял (толь-ко в ка-че-ст-ве су-дьи низ-шей ин-стан-ции) главным образом ти-ун, о ре-ше-ни-ях ко-то-ро-го бы-ло не-об-хо-ди-мо док-ла-ды-вать су-деб-ным ко-мис-си-ям бо-яр в Мо-ск-ве или са-мо-му великому кня-зю.

В XIV - середине XV веков весь-ма вы-со-ким бы-ло зна-че-ние во-енных функ-ций Наместника в сво-их го-ро-дах (обо-ро-на, мо-би-ли-за-ция слу-жи-лых лю-дей, дей-ст-вия по пре-ду-пре-ж-де-нию не-ожи-дан-ных на-па-де-ний и т. п.), ко-то-рое за-мет-но сни-зи-лось в центральных и северных рай-онах по-сле 1450-х годов. Од-на-ко оно рез-ко воз-рос-ло в западных и юго-западных го-ро-дах Русского государства в пе-ри-од поч-ти по-сто-ян-ных рус-ско-ли-тов-ских войн (по-след-няя четверть XV - 2-я четверть XVI веков); в юго-восточных и сред-не-волж-ских го-ро-дах (1521-1552 годы) в свя-зи с ка-зан-ских ха-нов на-бе-га-ми, ка-зан-ско-рус-ски-ми вой-на-ми и во вре-мя ка-зан-ских по-хо-дов; на южном по-гра-ни-чье (с 1521 года) в свя-зи с крым-ских ха-нов на-бе-га-ми. В со-от-вет-ст-вии с тра-ди-ция-ми и в кон-крет-ной во-ен-но-по-ли-тической об-ста-нов-ке Наместники ря-да круп-ных го-ро-дов (Нов-го-ро-да, Пско-ва, Смо-лен-ска и др.) ис-пол-ня-ли ди-пло-ма-тические обя-зан-но-сти. Наместники раз-ре-ша-ли по-зе-мель-ные кон-флик-ты, раз-би-ра-ли де-ла о зай-мах и др.

К ком-пе-тен-ции Наместников от-но-си-лись так-же: над-зор за при-шлы-ми людь-ми, кре-сть-ян-ски-ми пе-ре-хо-да-ми, за об-щественным по-ряд-ком, осо-бен-но в дни при-ход-ских и об-щин-ных пи-ров-брат-чин; кон-троль над зе-мель-ны-ми сдел-ка-ми в обо-ро-те свет-ских и цер-ков-ных вот-чин-ных зе-мель (су-ще-ст-во-вал ин-сти-тут док-ла-да Наместников великому или удель-но-му кня-зю ак-тов по по-куп-ке, об-ме-ну или раз-де-лу та-ких вла-де-ний; ско-рее все-го, док-ла-ды про-из-во-ди-лись эпи-зо-ди-че-ски); вы-да-ча льгот-ных об-роч-ных гра-мот на срок на за-пус-тев-шие зем-ли, на экс-плуа-та-цию про-мы-слов; кон-троль за ис-поль-зо-ва-ни-ем кня-же-ских ле-сов, за рыб-ной лов-лей в ре-ках и озё-рах и пр.; над-зор за сбо-ром про-ез-жих та-мо-жен-ных по-шлин и др.

Осо-бую ка-те-го-рию Наместников со-став-ля-ли Наместники, имев-шие пра-во «бо-яр-ско-го су-да». Они вы-да-ва-ли до-ку-мен-ты на оформ-ле-ние или под-твер-жде-ние хо-лоп-ст-ва (пол-ные, до-клад-ные, т. н. бег-лые и пра-вые гра-мо-ты), на ли-к-ви-да-цию хо-лоп-ской за-ви-си-мо-сти (от-пу-ск-ные гра-мо-ты); вы-но-си-ли окон-чательные су-деб-ные ре-ше-ния по уго-лов-ным де-лам выс-шей юрис-дик-ции (обыч-но - по де-лам об убий-ст-ве, раз-бое и др.) в от-но-ше-нии тяг-ло-го городского и сель-ско-го на-се-ле-ния (в т. ч. во вла-де-ни-ях им-му-ни-стов), а так-же в от-но-ше-нии отдельных групп слу-жи-лых де-тей бо-яр-ских; вы-но-си-ли вер-дикт о кон-фи-ска-ции иму-ще-ст-ва и смерт-ной каз-ни из-вест-ных пре-ступ-ни-ков.

На су-де у Наместников (по край-ней ме-ре, с конца XV века) при-сут-ст-во-ва-ли другие ли-ца кня-же-ской ад-ми-ни-ст-ра-ции (двор-ские, кня-же-ские тиу-ны), пред-ста-ви-те-ли («до-б-рые лю-ди») тяг-ло-го го-род-ско-го и сель-ско-го на-се-ле-ния. Они при не-об-хо-ди-мо-сти дол-ж-ны бы-ли под-твер-дить пе-ред судь-я-ми выс-шей ин-стан-ции или кня-зем-су-ве-ре-ном пра-виль-ность хо-да про-цес-са и точ-ность его фик-са-ции в пра-вой гра-мо-те. Нор-мы су-да Наместников (по гражданским и уго-лов-ным де-лам, по про-цес-су-аль-ным во-про-сам), ба-зи-ро-вав-ше-го-ся на тра-диционном пра-ве Московского великого княжества, фик-си-ро-ва-лись в уго-лов-ных на-ме-ст-ничь-их гра-мо-тах (не-ред-ко вы-да-ва-лись князь-я-ми-су-ве-ре-на-ми по ини-циа-ти-ве ме-ст-но-го на-се-ле-ния или при не-об-хо-ди-мо-сти адап-ти-ро-вать ме-ст-ные нор-мы к об-ще-го-су-дар-ст-вен-ным по-сле вклю-че-ния кня-же-ст-ва или зем-ли в со-став Русского государства), в жа-ло-ван-ных тар-хан-но-не-су-ди-мых гра-мо-тах (ре-гу-ли-ро-ва-ли от-но-ше-ния Наместника со свет-ским или цер-ков-ным им-му-ни-стом и тяг-лым на-се-ле-ни-ем его вла-де-ний), а так-же в вы-да-вае-мой им до-ку-мен-та-ции. Эти нор-мы бы-ли ко-ди-фи-ци-ро-ва-ны в Су-деб-ни-ке 1497 года (ста-тьи 18, 20, 37-45, 65) и Су-деб-ни-ке 1550 года (ста-тьи 22-24, 62-79) (смотри в статье Су-деб-ни-ки XV-XVI веков). Статья 64 Су-деб-ни-ка 1550 года вы-во-ди-ла всех слу-жи-лых де-тей бо-яр-ских из-под юрис-дик-ции Наместников по лю-бым де-лам.

По ме-ре ус-лож-не-ния за-дач по управ-ле-нию обя-зан-но-сти Наместники пе-ре-да-ва-лись (не все-гда по-сле-до-ва-тель-но) но-вым ме-ст-ным ор-га-нам: го-ро-до-вым при-каз-чи-кам, губ-ным ста-рос-там (смотри в стать-ях Губ-ная ре-фор-ма 1530-1550-х годов, Губ-ные уч-ре-ж-де-ния). По-сте-пен-ная ли-к-ви-да-ция ин-сти-ту-та Наместников бы-ла вы-зва-на кри-зи-сом сис-те-мы корм-ле-ний, оформ-ле-ни-ем еди-но-об-раз-ной струк-ту-ры уезд-ных кор-по-ра-ций слу-жи-ло-го дво-рян-ст-ва, зна-чительным уси-ле-ни-ем ро-ли со-слов-но-го пред-ста-ви-тель-ст-ва тяг-ло-го городского и сель-ско-го (чер-но-сош-ные и двор-цо-вые кре-сть-я-не) на-се-ле-ния в ор-га-нах ме-ст-ной вла-сти, бы-ст-рым фор-ми-ро-ва-ни-ем при-ка-зов. Зем-ская ре-фор-ма 1555-1556 годов при-ве-ла к рез-ко-му со-кра-ще-нию чис-ла Наместников, ко-то-рые во 2-й половине XVI века про-дол-жа-ли дей-ст-во-вать в не-ко-то-рых го-ро-дах-кре-по-стях на западном и осо-бен-но южном по-гра-ничье. С середины XVI века (в мас-со-вом по-ряд-ке в Смут-ное вре-мя) по-сте-пен-но рас-про-стра-ни-лась прак-ти-ка на-зна-че-ния вме-сто Наместников го-ро-до-вых вое-вод (смотри в статье Вое-во-да). По-след-ние упо-ми-на-ния о Наместниках от-но-сят-ся к концу XVI века.

2) Из-вест-ны так-же Наместники от-дель-ных цер-ков-ных ие-рар-хов (не позд-нее XIV-XVI веков) - ми-тро-по-ли-тов, нов-го-род-ских ар-хи-епи-ско-пов (в т. ч. в Пско-ве), за-ни-мав-шие-ся де-ла-ми внут-ри-цер-ков-но-го управ-ле-ния и вхо-див-шие в со-став су-дов, со-вме-ст-ных с Наместниками или ины-ми пред-ста-ви-те-ля-ми ве-ли-ких, «столь-ных» (са-мо-сто-ят.) и удель-ных кня-зей. В XXI веке до-лж-ность Наместника со-хра-ни-лась в ря-де муж-ских мо-на-сты-рей РПЦ (преж-де все-го, став-ро-пи-ги-аль-ных), где на-стоя-те-лем мо-на-сты-ря яв-ля-ет-ся пат-ри-арх или епар-хи-аль-ный ар-хие-рей, при этом не-по-средственное ру-ко-вод-ст-во осу-ще-ст-в-ля-ет его на-ме-ст-ник.

3) В 1580-1700-х годах почетный ти-тул, жа-ло-вав-ший-ся гла-вам русских де-ле-га-ций, на-прав-ляв-ших-ся на пе-ре-го-во-ры с иностранными ди-пло-ма-та-ми. Наи-бо-лее по-чёт-ны-ми яв-ля-лись ти-ту-лы, об-ра-зо-ван-ные от на-зва-ний древ-ней-ших го-ро-дов Вла-ди-мир-ско-го великого княжества и са-мых круп-ных го-ро-дов со-сед-них зе-мель и кня-жеств (на-ме-ст-ник Нов-го-род-ский, Псков-ский, Чер-ни-гов-ский, Смо-лен-ский, Вла-ди-мир-ский, Суз-даль-ский, Твер-ской, Му-ром-ский, Ря-зан-ский, Ка-зан-ский, Ас-т-ра-хан-ский и др.).

4) В со-от-вет-ст-вии с по-ло-же-ния-ми гу-берн-ской ре-фор-мы 1775 года си-но-ним ге-не-рал-гу-бер-на-то-ра (до 1796 года).

5) В XIX - начале XX веков долж-ность гла-вы ме-ст-но-го управ-ле-ния Цар-ст-ва Поль-ско-го (1815-1874 годы), Кав-каз-ско-го на-ме-ст-ни-че-ст-ва (1844/1845-1881, 1905-1917 годы), на-ме-ст-ни-че-ст-ва Даль-не-го Вос-то-ка (1903-1905 годы). На-зна-чал-ся им-пе-ра-то-ром. При Наместниках со-стоя-ло на-ме-ст-ни-че-ское прав-ле-ние, по-мощ-ни-ки по во-енной и гражданской час-ти, а так-же со-вет Наместника (в начале XX века). Наместник управ-лял ре-гио-наль-ной ад-ми-ни-ст-ра-ци-ей, по-ли-ци-ей, осу-ще-ст-в-лял об-щий над-зор за ап-па-ра-том управ-ле-ния, су-дом, со-слов-ны-ми уч-ре-ж-де-ния-ми; в начале XX века ве-дал гражданскими и по-гра-нич-ны-ми де-ла-ми сво-его края. Ему под-чи-ня-лись все пра-ви-тельственные ли-ца на под-ве-дом-ст-вен-ной тер-ри-то-рии, он на-зна-чал и уволь-нял лю-бое долж-но-ст-ное ли-цо, кро-ме чи-нов су-деб-но-го ве-дом-ст-ва, Государственного бан-ка и Государственного кон-тро-ля. Яв-лял-ся глав-но-ко-мандующим войск, на-хо-див-ших-ся на под-ве-дом-ст-вен-ной ему тер-ри-то-рии, вой-ско-вым на-каз-ным ата-ма-ном рас-квар-ти-ро-ван-ных там ка-зачь-их войск, осу-ще-ст-в-лял административную вы-сыл-ку, на-ла-гал административные взы-ска-ния на отдельных лиц или сель-ские об-ще-ст-ва.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Из предложенных ниже вариантов выберите те формы государственности, которые существовали в древней Руси (IX–XIII вв.):

1) конституционная монархия;

2) раннефеодальная монархия;

3) самодержавная монархия;

4) сословно-представительная монархия;

5) феодальная республика.

Определите номера правильных ответов.

2. В правление какого князя (княгини) было создано древнерусское право, изложенное в «Русской правде» (XI век):

1) князя Владимира I (Красное Солнышко);

2) князя Владимира II (Мономаха);

3) княгини Ольги (Святой);

4) князя Ярослава (Мудрого)?

3. Приведите термин, которым обозначалось народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел. ВЕЧЕ

4. Приведите название отряда воинов, объединявшихся вокруг князя и со-ставлявших привилегированный слой русского феодального общества в IX–XI веках. ДРУЖИНА

5. Кто осуществлял законодательные функции в Новгородской феодальной республике в XII–XIV веках:

2) вече;

4) посадник;

5) Совет господ;

6) тысяцкий?

Выберите номера правильных ответов.

6. Из предложенных Вам вариантов выберите фактического главу Совета господ Новгородской феодальной республики:

1) архиепископ;

3) посадник;

4) тысяцкий.

7. Приведите название должности военного предводителя городского ополчения на Руси до середины XV века. ВОЕВОДА

8. Наместники в великокняжеском управлении исполняли функции:

1) главы всей княжеской администрации;

2) кандидата на должность (на «место»);

3) представителя княжеской администрации в других городах ;

4) управляющего княжеским двором?

9. Какие изменения произошли в сфере управления удельных княжеств с началом монгольского владычества :

1) не произошло никаких изменений;

2) появились новые институты управления, учрежденные завоевателями, ограничившие княжескую власть;

3) резко возросла роль великого князя;

4) усилилась роль удельных князей ?

Выберите номер правильного ответа.

10. Приведите название способа содержания должностных лиц в течение всего периода их службы за счет местного населения Руси. КОРМЛЕНИЕ

11. Установите соответствие между социальными функциями князя и его титулованием на Руси с XI по XV века:

Княжеский титул

Социальная функция

А. Великий князь

1. Владелец земельного удела на вотчинном, то есть наследственном праве Б

Б. Князь-государь

3) комиссариат;

4) министерства;

5) сенат.

Определите номер правильного ответа.

49. Приведите название органов городского сословного управления в России, появившихся при Петре I. ГОРОДСКИЕ МАГИСТРАТЫ

50. В январе 1722 года правительством Петра I был издан закон, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издание этого за-кона содействовало бюрократизации государственного аппарата и явилось важным моментом в оформлении абсолютизма в России. Приведите название этого закона. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

51. Из предложенных ниже названий законодательных актов выберите до-кумент, разработанный при активном участии Петра I, который, с одной стороны, определял порядок прохождения службы чиновниками в императорской России, а с другой стороны, способствовал бюрократизации государственного аппарата:

1) духовный регламент;

2) Соборное уложение;

3) строевое уложение;

4) табель о рангах;

5) устав о службе гражданской.

Определите номер правильного ответа.

52. Табель о рангах представляла собой:

1) иерархическую систему чинов, титулов, званий, определявшую продвижение по служебной лестнице;

2) систему наказаний государственных служащих;

3) систему вознаграждений на государственной службе;

4) феодально-иерархическую систему, заменившую местничество?

Определите номер правильного ответа.

53. Из предложенных вариантов выберите орган государственного управления Российской империи, осуществлявший контроль за службой чиновников в петровское время:

1) Ближняя дума;

2) Государственный Совет;

3) Правительствующий Сенат;

4) Тайная канцелярия.

Определите номер правильного ответа.

54. Приведите название документа, разработанного при активном участии Петра I, который устанавливал порядок службы во всех учреждениях Российского государства и, по сути, являлся уставом государственной службы в XVIII - начале XIX веков. НЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

55. В ходе Северной войны со Швецией в устье Невы Петр I заложил крепость Санкт-Петербург. Назовите фамилию первого губернатора Санкт-Петербурга. МЕНЬШИКОВ А. Д.

56. Из предложенных ниже вариантов, выберите претендента на российскую императорскую корону по Уставу о престолонаследии 1722 года:

1) первенец императора, независимо от того сын это или дочь;

2) старший сын императора;

3) брат императора;

4) тот, кого император укажет в завещании.

Определите номер правильного ответа.

57. Приведите название высшего правительственного органа в России в 1726–1730 годах, которому подчинялись Сенат и Коллегии. ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ

58. Назовите высшее государственное учреждение, созданное указом Анны Иоанновны в 1731 году как совет при императрице. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

59. Какое название носили временные коллегиальные органы в России в XVIII веке, созываемые для кодификации законов? Приведите это название. УЛОЖЕННЫЕ КОМИССИИ

60. Из приведенных ниже вариантов выберите название временных коллегиальных органов во время царствования Екатерины II, созываемых для кодификации законов:

1) Государственная дума;

2) Государственный совет;

3) дворянское собрание;

4) уложенная комиссия;

5) учредительное собрание .

61. Из приведенных ниже вариантов выберите название административно-территориальных единиц, на которые делились губернии, начиная с 1775 г.: УЕЗД

4) провинции;

6) уезды.

Укажите номер правильного ответа.

62. Приведите название административно-территориальных единиц, на ко-торые делились губернии начиная с 1775 года. УЕЗД

63. Из приведенных ниже названий органов городской исполнительной власти в Российской империи выберите те, что были образованы в соответствии с Жалованной грамотой городам (1785 г.):

1) бурмистерская палата (ратуша);

2) градоначальство;

3) ратгауз;

4) шестигласная дума.

64. Приведите официальное название с 1785 г. председателя городской думы и одновременно городской управы в Российской империи. Городской голова.

65. Установите соответствие между административно-территориальными единицами Российской империи и должностными лицами, которые их возглавляли:

Названия административно-территориальных единиц

Возглавлявшие их должностные лица

А. Дистрикт

1. Воевода - Б .

Б. Провинция

2. Городничий Г .

3. Земский комиссар – А .

Г. Уездный город

4. Капитан-исправник – В .

66. Из перечисленных ниже мероприятий правительства Екатерины II выберите преобразование, несущее на себе печать просвещенного абсолютизма: 1

1) Манифест о созыве депутатов в «Комиссию для сочинения проекта нового уложения »;

2) отмена гетманства в Малороссии (Украина);

3) указ, запрещающий крестьянам жаловаться на своих помещиков;

4) указ, запрещающий крестьянам заниматься торговлей;

5) указ, запрещающий промышленникам покупать крепостных крестьян к своим предприятиям.

Укажите номер правильного ответа.

67. Установите соответствие между названиями тех или иных законодательных актов XVIII века и их содержанием:

Название правового документа

А. Грамота на права, вольности и преимущества благородного рос-сийского дворянства

1. Закон, регулирующий вопросы существования Российского императорского дома Г

Б. Устав о наследии престола

2. Законодательный акт, определивший порядок прохождения государственной службы чиновниками В

В. Табель о рангах

3. Законодательный акт, освободивший дворян от обязательной государственной военной и гражданской службы А

Г. Учреждение об императорской фамилии

4. Законодательный акт, устанавливающий порядок престолонаследия, согласно кото-рому вопрос о выборе преемника передавал-ся на усмотрение царствующего императора Б

68. Приведите название сословных объединений купечества в Российской империи XVIII–XIX веков. ГИЛЬДИИ

69. Приведите название сословия в Российской империи XVIII–XIX веков, мужская часть которого была обязана с 18 лет нести военную службу в течение 20 лет. КРЕСТЬЯНЕ, МЕЩАНЕ

70. Приведите имя императора, при котором был принят закон о престолонаследии, восстанавливавший допетровский порядок перехода власти монарха по прямой линии от отца к старшему сыну. ПАВЕЛ 1

71. Из предложенных Вам документов выберите законодательный акт XVIII века о порядке прохождения службы в армии и гражданских учреждениях:

1) духовный регламент;

2) Соборное уложение;

3) строевое уложение;

4) табель о рангах .

Определите номер правильного ответа.

72. Приведите название центрального органа военного управления в Российской империи в XVIII - начале XIX веков. ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

73. Приведите наименование высшего законосовещательного органа Российской империи в XIX веке. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, НЕПРЕМЕННЫЙ СОВЕТ

74. При каком российском императоре был введен «Устав о службе гражданской»:

1) при Петре I;

2) при Павле I;

3) при Александре I;

4) при Николае I?

75. Назовите фамилию одного из высших сановников Российской империи в период царствования Александра I, ставшего автором плана государственных преобразований, имевших целью придать самодержавному строю формы конституционной монархии. СПЕРАНСКИЙ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

76. В октябре 1809 г. статс-секретарь Александра I представил императору проект реформ, получивший название «Введение к Уложению государственных законов», в котором был заложен принцип

разделения властей. Из перечисленных ниже органов власти, предложенных Сперанским, выберите государственный орган, в котором были сосредоточены законодательные функции:

1) Государственная дума ;

2) Государственный совет;

3) министерства;

4) Сенат.

Определите номер правильного ответа.

77. Установите соответствие между государств енными деятелями царствования Александра I и теми преобразованиями, которые в умах современников и потомков связаны с их именами:

Государственные деятели

Реформы, связанные с их именами

1. Указ о предоставлении купечеству, мещанству и казенным крестьянам права покупать ненаселенные земли (1801 г.) Б

2. Издание указа «О вольных хлебопашцах» (1803 г.) В

3. Организация военных поселений (1809 г.) А

4. Введение «Общего учреждения министерств» (1811 г.) Г

78. Какой принцип был положен в основу деятельности центральных органов исполнительной власти согласно министерской реформе Александра I:

2) принцип демократического централизма;

3) принцип коллегиальности;

4) принцип целесообразности?

Из предложенных вариантов выберите правильный.

79. Назовите фамилию всесильного временщика при императоре Александре I, осуществлявшего в 1815–1825 годах фактическое руководство государством. АРАКЧЕЕВ АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ

80. Установите соответствие между разрабатываемыми в первой четверти XIX в. проектами освобождения крестьян от крепостной зависимости и их авторами, сановниками императора Александра I:

А. Отмена крепостного права является необходимым условием обновления России, но решение этой проблемы нужно отложить на будущее

Б. Необходимо освободить крестьян посредством выкупа их у помещика и последующим наделением землей за счет казны

В. Отношения между крестьянами и помещиками следует строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно

3. жил г. А

4. (нет)

81. Приведите название особой организации вооруженных сил Российской империи с 1810 по 1857 гг., при которой строевая служба совмещалась с ведением сельского хозяйства . ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ

82. В 1810 году по воле императора Александра I была создана особая организация войск в России, совмещавших военную службу с занятием сельским хозяйством. Из предложенных ниже альтернатив выберите основную причину формирования таких воинских контингентов:

1) вариант развития России в случае отмены крепостного права;

2) заселение малоосвоенных территорий Сибири хлебопашцами;

3) создание воинских формирований из проштрафившихся солдат;

4) создание резерва обученных войск без увеличения расходов на армию . – ЭТОТ ОТВЕТ

Определите номер правильного ответа.

83. Из предложенных ниже альтернатив выберите форму, отраженную в конституционном проекте декабриста: - 1_

1) конституционная монархия;

2) республиканский строй;

3) самодержавная монархия;

4) сословно-представительная монархия.

Выберите номер правильного ответа.

84. Из приведенных ниже фамилий декабристов, казненных на валу крон-верка Петропавловской крепости, укажите автора программного доку-мента, получившего название «Русской правды» или «Заповедной госу-дарственной грамоты великого народа российского, служащей заветом для усовершенствования России и содержащей верный наказ как для на-рода, так и для временного Верховного правления»:

1) Бестужев-;

3) Муравьев-;

4) ;

Определите номер правильного ответа.

85. Какой орден из перечисленных ниже был высшим в системе наград российских чиновников в XIX веке:

1) Св. Александра Невского;

2) Св. Андрея Первозванного ;

3) Св. Анны;

4) Белого Орла;

5) Св. Владимира;

6) Св. Станислава?

Выберите номер правильного ответа.

86. Из предложенных ниже вариантов выберите имя государя, при котором аристократическая модель государственной службы была заменена бюрократической:

3) Екатерина II;

4) Николай I;

5) Александр II.

Определите номер правильного ответа

87. Из указанных ниже фамилий сановников императора Николая I выберите автора проекта реформы управления государственными крестьянами:

3) ;

Укажите номер правильного ответа.

88. Ближайший сановник императора Николая I граф Егор Францевич Кан-крин провел в жизнь (1839–1843 гг.) одну из самых удачных реформ этого царствования. Из приведенных ниже мероприятий царского пра-вительства выберите и укажите реформу:

В. Потомственные почетные граждане

3. На военной и гражданской службе с 11 класса Г

Г. Личные почетные граждане

4. Ученые или художники, имеющие степень, а также купцы, если они пробыли в 1-ой гильдии 10 лет, во 2-ой гильдии - 20 лет В

Укажите номер правильного ответа.

149. Республикой какого типа является Российская Федерация по Конституции 1993 года:

1) Парламентской;

2) Президентской ;

3) Смешанного типа;

4) Советской?

Выберите номер правильного ответа.

Местное управление до середины XVI века строилось на основе системы кормлений. Государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости в административно-территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами, кое-где сохранялись еще "земли", существовали также "разряды" - военные округа.

Во главе отдельных административно-территориальных единиц, на которые стало делиться Русское государство, стояли должностные лица - представители центра. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него "корм", т.е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление, таким образом, было одновременно видом государственной, военной и иной службы и формой вознаграждения княжеских вассалов за нее.

Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т.е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков, праведчиков и др.) и иметь собственные военные отряды для обеспечения внутренних и внешних функций феодального государства.

Управление городом и уездом возглавлял на началах кормления наместник, административное подразделение - волость находилась в ведении волостеля. Агентами наместников и волостелей являлись тиуны, доводчики, праведчики и другие. Характерным является и то, что как в грамотах наместничьего управления, так и в Судебниках говорится не только о кормленщиках, но и об их агентах. В этих законодательных актах прослеживается особое внимание законодателя к такому лицу в аппарате наместника как тиун, что может быть объяснено его особой ролью. Тиун, фактически сосредоточив все функции по управлению уездом или волостью в своих руках, творив суд и расправу над местным населением, являлся, таким образом, посредником между самим кормленщиком и местными жителями. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на такую весомую роль в управлении, на практике тиун, так же, как и другие агенты, являлся холопом наместника и находился в личной зависимости от последнего, что нашло свое закрепление в законодательстве.

Главным должностным лицом на местном уровне, ответственным за действия своего аппарата, является наместник. Что же касается праведчиков и доводчиков, то они остаются по-прежнему личными агентами кормленщика. Таким образом, одной из отличительных черт наместничьей системы управления является осуществление наместниками и волостелями функций по управлению не с помощью официальных должностных лиц, а при содействии находящихся в личной зависимости от кормленщика лиц.

Среди административных полномочий наместников следует указать на осуществлении ими деятельности в области поземельных отношений - участие в таких хозяйственных делах, как сдача на оброк пустых княжеских земель, иногда непосредственное участие в подряде на льготу новых тяглецов, надзор за деятельностью княжеских слободчиков, дворских и приказчиков. Кроме этого, местные власти контролировали заключение важнейших сделок, ведали организацией торговли, в том числе межгосударственной. Наместничьей администрацией осуществлялись некоторые полицейские функции: наблюдение за порядком на пирах и братчинах, запрещение въезда на подведомственную территорию посторонних людей и т.д. Нельзя не отметить еще одну очень важную сферу административной деятельности кормленщиков - это организация военного дела на подведомственной территории. Полномочия местной власти в военной сфере могут быть сведены к нескольким основным направлениям: наместники могли возглавлять местные дворянские ополчения, надзирать за городскими укреплениями и гарнизоном, возглавлять защиту осажденного города. Именно через их аппарат шли распоряжения князя о сборе на службу. Кроме того, в крупнейших приграничных городах администрация кормленщиков выполняла важнейшие дипломатические функции, проводя в жизнь внешнеполитическую линию великокняжеской власти, олицетворением которой она и являлась на местном уровне: это приемы посольств, участие в переговорах с соседними державами, заключение межгосударственных соглашений и т.д.

Но, все же, основной функцией наместников было отправление правосудия, именно это направление деятельности детально регламентируется законодателем в Уставных грамотах и в Судебниках. Судебные функции занимали одно из центральных мест в деятельности кормленщиков и их аппарата, пошлины от отправления которых являлись к тому же весьма существенным источником их доходов. Компетенция наместников в данной сфере распространялась на самый широкий круг дел как гражданского, так и уголовного характера. И именно в судебной деятельности местных властей за изучаемый период произошли наиболее существенные перемены, связанные с совершенствованием организации судопроизводства, усилением контроля, и которые существенным образом повлияли на деятельность кормленщиков.

Общая характеристика направлений деятельности наместничьих органов позволяет сделать вывод, что их компетенция носила универсальный характер и не сводилась только к сбору налогов и осуществлению суда. Являясь представителями великокняжеской власти на местах, они выполняли основные функции аппарата власти и поэтому были наделены судебными, административными и финансовыми полномочиями. Сосредоточивая в своих руках все важнейшие нити, они пронизывали все сферы управления, представляя тем самым каркас существовавшей тогда системы местных учреждений. В этом и заключалось качественное отличие кормленщиков от других должностных лиц на местах, выполнявших частные, зачастую одноразовые поручения.

Система наместничьего управления, как одно из средств объединения русских земель воедино, на первоначальном этапе централизации сыграла прогрессивную роль, благодаря универсальности функций кормленщиков.

Таким образом, оценивая деятельность кормленщиков в функциональном отношении можно прийти к выводу, что наместники и волостели, обладавшие всеобъемлющими полномочиями, являлись вполне самостоятельными, автономно действовавшими на местах (от имени и по распоряжению великого князя) органами управления.

Однако ко второй половине XV в., правительство приходит к пониманию необходимости установления контроля над местными властями, а также регулирования их деятельности. Предпринимаемые законодателем меры постепенно складываются в целый план, направленный к стеснению, а потом и к отмене кормлений.

Этот план включал в себя три направления:

1. Законодательное урегулирование деятельности местного аппарата;

2. Ограничение компетенции наместников;

3. Установление контроля над местными органами.

Прежде всего, правительство стало точнее определять законодательным путем, установившиеся в силу обычая или практики права и ответственность кормленщиков. Среди этих мер можно выделить следующие:

регламентирование размера кормов и законодательное установление порядка их сбора (ст.38, 40, 65 Судебника 1497 г.), а также точного размера пошлин и штрафов;

установление порядка обжалования действий кормленщиков (ст.45 Судебника 1497, ст.75 Судебника 1550 г.);

установление ответственности кормленщиков и их людей за злоупотребления и нарушения по службе (ст.67, 69-71, 75 и другие).

Судебник 1550 г. вносит не менее важные изменения и в другом направлении, отчетливо проводя линию на укрепление и развитие новых учреждений в системе местного управления. Продолжая оставаться вплоть до 50-х годов XVI века главными органами в аппарате местного управления Русского государства, наместничье управление чем дальше, тем сильнее испытывало давление со стороны возникающих в процессе развития централизованного государства новых институтов. Важнейшим из этих институтов, развитие которого приходится на первую половину XVI века, был институт губных старост. Новшество, вносимое Судебником 1550 г. и заключалось в том, что Судебник санкционировал развитие губных учреждений, вводя их в общую систему местного управления и устанавливая взаимоотношения с ними старых органов - кормленщиков.

Стремясь устранить существующие трения между местными органами и подведомственным населением, снизить возможность злоупотреблений кормленщиками своей властью, а также завоевать популярность у местных феодалов, законодатель вводит правило, согласно которому при рассмотрении судебных дел наместником или тиуном должны присутствовать "добрые" или "лучшие" люди. Привлечение местного населения было направлено не только на осуществление контрольных функций над деятельностью наместников, но и на постепенное их упразднение. Сам по себе факт участия земских властей в наместничьем суде не являлся до середины XVI в. новостью, однако Судебник 1550 г. пошел гораздо дальше по линии расширения роли и значения старост и "лучших" людей в местном управлении - участие земских властей Судебник превращает в общую и обязательную норму. Во-первых. Судебник предписывает, что в тех волостях, где ранее не было земских властей, им быть; во-вторых, подчеркивает обязательность их участия для всех наместников и волостелей без исключения, теперь даже в мелких судебных делах кормленщики ставятся под контроль выборных местных представителей.

Помимо своего прямого и непосредственного участия в наместничьем суде старосты выполняли еще одну очень важную функцию, а именно: осуществляли составление разметных книг в городах. Книги эти представляли собой списки посадского тяглого населения с указанием, "сколько рублев кто царевы и великого князя подати дает". Именно с помощью разметных книг определялась законность или незаконность исков посадских людей между собой и исков населения к наместникам. При этом, в качестве обязательного условия законности исков к наместникам, Судебник ставил присылку старостами и целовальниками в Москву разметных книг. А так как они составлялись старостами и хранились у них, они (старосты) тем самым получили возможность оказывать влияние на исход исков.

Судебник 1550 г. содержит еще очень важную норму, посвященную контрольным функциям земских властей. В этой статье определяется порядок рассмотрения дел при докладе наместниками результатов своего труда в вышестоящей инстанции. В случае спора при докладе участвуют земские власти, которым отводится решающая роль при рассмотрении споров.

Оценивая деятельность "лучших" людей в местном управлении, можно определить функции земских властей, в основном как контрольные, осуществление которых может быть сведено к четырем формам: во-первых - участие непосредственно в самом судебном процессе, во-вторых - участие при докладе дела в вышестоящей инстанции в случае спора, в-третьих - составление размерных книг, в-четвертых - дача санкции при аресте и взятии на поруки.

Отчетливо выраженная тенденция Судебника 1550 г. на усиление контроля над наместничьим управлением "снизу" дополняется контролем со стороны центральных органов и прежде всего через институт доклада, что уже было отмечено выше. Таким образом, два вида контроля - со стороны местных обществ и со стороны центральной власти - дополняли друг друга, имея своей целью ограничение власти и произвола со стороны наместников и волостелей в отношении подвластного населения.

Специфика правового положения наместников и волостелей в системе местного управления, их функциональные особенности позволяют выделить некоторые особенности этой системы управления:

"натуральный" характер управления, что проявлялось в той форме, в которой получал вознаграждение наместник за исполнение обязанностей по управлению;

"личный" характер службы в аппарате кормленщиков, что выражалось в отношениях личной зависимости лиц, входивших в состав наместничьей администрации от возглавлявших местные органы наместников и волостелей;

универсальность выполняемых местными управителями функций, а именно всеобъемлющий характер полномочий кормленщиков, сосредоточивших в своих руках административные, военные, финансовые и судебные полномочия.

С течением времени кормленая система в том виде, в каком она была представлена в XIV-XV веках, приходит в упадок. Кризис системы местного управления выразился как во внутренних, так и во внешних проявлениях. Во-первых, сокращаются сроки пребывания кормленщиков на должности, видимо, чтобы перепустить через кормления возможно большее число лиц, князья стали сокращать сроки кормлений. Для последней четверти XV в. наиболее обычным сроком следует считать годичный. В виде особой милости князь "перепускал" кормленщика на второй год, давая прибавку к первому году четверть кормления, половину, три четверти или даже целый год. Во-вторых, наместничества теряют свою целостность. Распространенными становятся кормления, данные в управление нескольким наместникам. Уже к концу XV в. известны случаи выделения в особые кормления должностей тиуна, доводчика, приведчика, а в первой половине XVI в. это становится более распространенным явлением.

Эти перемены не прошли бесследно, они изменили саму суть этой системы управления, так как в итоге кормленщик из судьи и управителя превращался в простого сборщика налогов. Не занимаясь управлением, а часто и не имея такой возможности из-за проживания в другом уезде, наместник приспосабливался к такому положению, либо посылая для сбора дохода своих людей, либо сдавая пожалованный ему доход на откуп.

Дробление кормлений в самых разнообразных формах, сокращение сроков кормленой службы разрушительно влияли на наместничью систему управления извне, но существовали так называемые и внутренние проявления кризиса. По мере развития и усиления княжеской власти из всей массы кормленых доходов происходит изъятие наиболее доходных статей. Фискальный интерес побуждал изъять из рук наместников такие доходные статьи, как различные таможенные пошлины. Все это в итоге приводило к снижению доходности кормленых должностей.

Не менее важный процесс разрушения шел со стороны привилегированного землевладения: частного, церковного и монастырского. Распространение иммунитетных привилегий на все большее количество рядовых служилых людей, (отразившее процесс политического возвышения дворянства) приводило к сужению компетенции кормленщиков и лишало их части доходов.

Как организация княжеской власти, наместничества разрушались и тем, что из компетенции местных учреждений выделялись некоторые отрасли управления и поручались особым приказным людям - городским приказчикам. Введением в 40-х годах XVIв. губных учреждений из компетенции наместников были изъяты очень важные дела - разбойные и татиные, которые к тому же составляли для кормленщиков прибыльную статью.

Таким образом, в результате этих перемен к середине XVI в. от когда-то великих кормлений остались жалкие остатки. Возникнув как аппарат великокняжеского управления на местах, наместники и волостели сыграли важную роль в процессе борьбы великокняжеской власти против феодальной раздробленности, за создание централизованного государства. Однако эта прогрессивная роль себя вскоре исчерпала, и наместничье управление по мере укрепления централизованного государства оказалось во все растущем противоречии с центральной государственной властью.

Княжеская администрация состояла из чиновников, которых

Во главе первой группы стояли посадники и тысяцкие. Исто- рики отмечают, что «Со времени Олега князья, для управления городами, назначают своих дружинников, которые являются под именем мужей при Олеге, посадников, начиная с Ярополка и на- 1"пиков с половины XII столетия. Деятельность посадников и наместников опиралась на осо- бый характер их службы, по которому они, считая себя обязы- выющим князя своего службою, смотрели на управляемый ими ирод или область, как на законный, признаваемый и князем ис- точник собственного дохода и благополучия. В вознаграждение эти доходы они должны были представлять собою князя, то есть заботиться о его выгодах и интересах».

Посадник заменял в городе или в целой области князя. Толь- ко в том городе, где жил князь, посадника не было. У посадни- ком были свои отроки.

Тысяцкий был начальником земского ополчения, так что Подчиненный ему округ назывался тысячей. Этим чиновникам подчинялись печатник, таможенники, мытники и пр.

Во второй группе важнейшие обязанности при княжеском дворе выполняли тиуны - слуги для самых разнообразных по- ручений по княжескому хозяйству; тиунам поручались и дела по управлению княжеством. С середины XII в. тиун огнищный, или главный ключник, часто назывался дворским, т. е. дворец- ким. С течением времени из княжих дворовых слуг вышло и еще несколько важных чиновников - ловчие, стольники, околь- ничие.

Вече собиралось в городах для решения важных государст- венных дел и с усилением княжеской власти во второй поло- вине XIII в. прекратило свое существование. Обычно в случаях чрезвычайных вече собирал сам князь, его поверенный или те, кто выступал против князя.

Дружина князя играла наиболее значительную роль до начала XII в., когда почти все дружинники стали владельцами земли - вотчинниками.


можно разбить на две группы. К первой группе принадлежали чиновники, которые относились к органам государственного управления. Вторая группа состояла из личных слуг князя, ис- полнявших дворцовые обязанности, но в то же время имевших поручения по управлению княжеством.

Старшая дружина состояла из бояр, мужей, огнищан, млад- шая - из гридей, отроков и детских, милостников, пасынком и парубков.

Дружина первоначально проживала обособленно на содержании предводителя - князя племенного княжества. В X в. Отчетливо прослеживается деление дружины на две основные части - «бояр» и «гридей».

В XI-XII вв. усложняется структура государственного аппа- рата управления, формируемого из дружинников.

Русская Правда дает широкий перечень лиц княжеской адми- нистрации, выполнявшей государственные функции управления и сбора налогов - дани, торговых и судейских пошлин:

Княжий тиун (правитель-наместник князя в городе, зани- мавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя);

Мытник (человек, собиравший торговые пошлины);

Вирник (человек, собиравший «виру» - деньги, вы- плачиваемые преступником в пользу князя за совершение преступления);

Емец (собирал «продажи» - плату в пользу князя, вноси- мую преступником за кражу), а также выполнял функции; управления личным хозяйством князя;

Ключник;

Княжий тиун огнищный, или огнищанин (от слова «огни- ще» - дом, управитель личным хозяйством князя);

Княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.

Рядом с лицами, занятыми в управлении княжеским хозяй- ством, Русская Правда упоминает тех же лиц в хозяйстве бояр- ском, например боярский тиун. Социальная принадлежность; всех этих людей могла быть разной: это могли быть и свободные люди на службе князя, и лично зависимые от него холопы, че- лядь, рабы, и отпущенные им на волю и посаженные на землю челядины. Но в целом государственную власть делили между собой князья и самые знатные бояре.

В Киевской Руси во главе княжеского управления стоял со- вет при князе, составлявшийся из его бояр. Совет этот не носил постоянного названия; отдельное совещание-заседание этого со- вета иногда называлось думой.

Название «бояре» происходит от древнерусского слова «бо- ляр» - боец, дружинник. Большинство историков разделяют бо- яр X-XI вв. на княжеских (княжих мужей) и земских (старцев

Градских, потомков родоплеменной знати). Они представляли (шипим слой общества и были обязаны служить в войске кня- зи оставаясь полными хозяевами на своей земле.

Хотя Боярская дума как совещательный орган не имела по- стоянного состава, юридически не была оформлена и созывалась По мере надобности, ее влияние на политику князя было весь- мa ощутимым. Она принимала участие в решении важнейших Государственных вопросов: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение

ряда судебных и финансовых дел и др. Совет символизировал Ирана и автономию вассалов и обладал правом вето.

Младшая дружина, как правило, в совет князя не входила. Но в разрешении важных вопросов тактического характера князя обычно советовался с дружиной в целом.

С появлением у дружинников вотчинных владений соверша-

ется решающий шаг к их выходу из дружинной организации. Во второй половине XII-XIV вв. на место дружины становится княжеский «двор» - организация лиц, находящихся более или менее постоянно при князе и получивших название «дворяне», или слуги.

Двор включил в себя часть бывшей «младшей» дружины - (Прокоп и частично детских. Бояре и другая часть детских, став- ши вотчинниками, превратились в поземельных вассалов кня- зя они остались военно-служилой знатью, но перестали быть знатью дружинной.

Исследователи отмечали: «Система местного управления и Московском княжестве называлась системой кормления. Такое наименование она получила потому, что посылавшиеся и юрод и волости наместники и волостели вместе с их мно- гочисленными административными и судебными агентами (тиу- нами, доводчиками, наделыциками, праветчиками и др.) имели в виду главным образом, свои личные интересы, а не государ- ственные дела.

Города и волости давались в «кормление» боярам и вольным слугам. Права кормленщиков - наместников и волостелей были очень широкими: они собирали поборы («корм») с подвластного населения, взимали судебные, торговые и свадебные пошлины, вершили суд, выполняли полицейские функции, ведали ремонтом дорог, мостов и другими делами. Кормленщики, как правило, назначались на короткий срок (на один год)». Существовала и более древняя, чем княжеская, система земского управления: в стольном городе была сложность тысяцкого которому подчинялись сотские и десятские.

Земское боярство существовало в славянских племенах уже в VII-VIII вв., а возможно, и ранее. Звание боярина имела крупные землевладельцы и известные воины - «сильнейшие люди страны». Земские бояре назывались по именам городов - черниговские, ростовские, суздальские.

В войне и военных походах участвовали княжеская дружи- на, отряды княжеских и земских бояр и ополчение, состоявшем из жителей городов и сел. Старшие дружинники - «передних лепшие мужи» - назывались княжескими боярами. Основную постоянную военную силу князя составляли «отроки» или «дет- ские» младшей дружины.

Высшие места в дворцовом и местном управлении Киевским государством занимали старшие дружинники - думцы князя Они же назначались княжескими тиунами, конюшими, посад- никами, наместниками, тысяцкими и воеводами земских полков, Некоторые должности передавались по наследству. Старшим дружинники имели собственные военные отряды «отроков», подчинявшиеся только им. Младшие дружинники служили при княжеском дворе ключниками, конюхами и управляющими небольшими волостями. Лучшие «отроки», отличившиеся на военной и гражданской службе, переходили в старшую дру- жину.

Княжеским воином в то время мог стать любой, даже ино- странец, и из младших дружинников дослужиться до звания княжеского мужа или боярина. Княжеские бояре получали в на- граду за службу земли и сближались с земскими. Земские бояре старейших родов постепенно утрачивали свою независимости и обособленное положение, поступали на княжескую служб и в свою очередь сближались с княжеским двором. Бояре-земле- владельцы в XIII-XIV вв. пользовались большими привилегия- ми, практически освобождавшими их вотчины от подчиненности князю и подтверждавшимися особыми княжескими жалован- ными грамотами. Бояре-вотчинники имели право суда и сбора налогов. В военное время по приказу князя бояре обязаны были со своими дружинами участвовать в боевых действиях. Боярская служба была вольной, обязательной она стала только при Иване III.

Бояре времен раздробленности были вольными слугами кня- зей и в любое время могли отказаться от службы и перейти к другому князю. Такие условия постоянно обеспечивались осо- быми статьями княжеских договоров: «а боярам и слугам межи нас вольным воля».


В соответствии с правилом, действовавшим до XVI в., при переходе к другому князю бояре сохраняли все права на свои вотчины. В договоре московского князя Дмитрия Ивановича Донского и тверского князя Михаила Александровича было ука-

зано «А кто бояр и слуг отъехал от нас к тебе или от тебя к нам, а села их в нашей вотчине в Великом княжении, или в твоей вотчине в Твери, в те села нам и тебе не вступатися». При перемене службы боярские вотчины входили в состав земель нового князя. Однако с конца XIV в. ситуация измени- лась. И княжеских договорах стало указываться, что вотчина hi мчавшего боярина остается у старого князя при сохранении бояринома своих прав частной собственности на землю. Боярин и служить другому князю, но уже не вместе со своими зем- лями. И удельные времена появились особые княжеские слуги -

Слуги под дворским - подчиненные дворецкому и владевшие

имениями, пожалованными им из дворцовых земель князя. Име- нии поместья давались не в собственность, а при условии кня- кой службы и отбирались при уходе от князя. Поместье представляло собой деревню или несколько деревень с селом в центре, с пашенной землей, лугами и лесом. Так зарождался слой дворян-помещиков. Во главе княжеской службы стоял тысяцкий - предводитель земских полков и городского и сельского ополчения. Главный дворский, или дворецкий, ведал двором и дворцом а в стольном городе, всеми княжескими землями, контролировал владельцев этих земель, вел все княжеское хозяйство. Ему подчинялись княжеские слуги, дворяне и все дворские ведавшие дворами и дворцами князя в других городах княжества.

Судебные органы еще не сложились, их функции осуществ- лял либо сам князь или представитель администрации, либо

специальные должностное лицо - вирник и его помощники,

проводившие сбор штрафов и пр. Судебными полномочиями чьи или также церковные органы и феодалы-вотчинники.

Таким образом, основными признаками становлении древнерусского государства стали: особая система органов и учреждений, осуществлявших функции государственной власти; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных


государством; определенная территория, на которую распространялась юрисдикция данного государства. В IX-XII вв. сложилось Древнерусское государство Киевская Русь - государство исторически переходно- го типа, как основной институт политической системы классового общества, охраняющий его экономические и социальные структуры.

Вопросы для повторения

1. Назовите этапы становления государственности в Древней Руси.

2. Раскройте механизм государственного управления Киевской Руси.

3. Дайте вашу оценку норманнской теории.

4. Каков вклад великих князей в становление государственности Руси?

5. Расскажите о содержании и значении Русской Правды.

6. Дайте характеристику налоговой системы в Древней Руси.

Приведите название отряда воинов, объединившихся вокруг князя и составлявших привилегированный слой русского феодального общества в IX - XI веках

Дружимна - княжеское войско. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками и слугами князя.

Как военная сила, дружина помогает князю в добывании выгодного стола, поднимает значение князя в глазах народа: князь, который сумел сгруппировать вокруг себя наибольшее количество искусных воинов, является наиболее надёжным защитником своего княжества - а это имело громадное значение в эпоху постоянной напряжённой борьбы с иноплеменниками. Поэтому князья ценят свою дружину, берегут её, щедро одаряют.

Наместники в великокняжеском управлении исполняли функции

  • 1). Главы всей княжеской администрации;
  • 2). Кандидата на должность (на «место);
  • 3).Представителя княжеской администрации в других городах;
  • 4). Управляющего княжеским двором

Ответ 3).Представителя княжеской администрации в других городах

3.3 Назовите государя (великого князя, царя), в правлении которого была ликвидирована система кормления

Кормлемние - вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Ликвидировано при Иване IV Грозном земской реформой 1555 - 1556 гг. В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых). Сбор налога производился на чёрных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками.

3.4 Приведите название кодекса законов Русского государства, принятого Земским Собором в царствование Алексея Михайловича, завершившего юридическое

Соборное Уложение - свод законов, принятый Земским собором в 1648-1649 гг. при Алексее Михайловиче.

3.5 Приведите название феодально-иерархической системы в Русском государстве (XI - XVII веков), официально регулировавшей служебные отношения между членами служилых фамилий на военной и административной службе, а также при дворе великого князя (царя)

Тамбель о рамнгах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») - закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).