Белый. «Солнце» А

Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
в золотую ослепительность.

Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
красным жаром разливается.

В сердце бедном много зла
сожжено и перемолото.
Наши души - зеркала,
отражающие золото.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Солнце»

Стихотворение А. Белого «Солнце» входит в сборник «Золото в лазури». Как и многие другие произведения этого цикла, оно посвящено поэту, который оказал большое влияние на поэтический путь Андрея Белого, – Константину Дмитриевичу Бальмонту. Молодой символист даже оставил указание на своего вдохновителя, оставив эпиграф «Автору « ».

Это произведение было создано в 1903 году в имении Серебряный Колодезь, принадлежавшем отцу Андрея Белого. Известно, что поэт придавал этому месту с его неповторимыми пейзажами (чего стоит хотя бы таинственный сад, подбиравшийся к краю каменистого плато!) большое значение, связывая свои литературные взлёты с пребыванием в имении.

Вот и стихотворение «Солнце», судя по всему, относится к такому периоду поэтического триумфа. Белого регулярно печатали, он подружился со знаменитыми личностями – А. Блоком, З. Гиппиус. К тому же поэт наконец познакомился с кумиром своей юности – К. Д. Бальмонтом. Неудивительно, что в душе молодого литератора вспыхивает страстное пламя, по силе не уступающее солнечному свету.

Именно этот душевный пыл, видимо, и скрывается за яркой метафорой. В своём произведении Андрей Белый много рассуждает о том, что такое Солнце. Используя анафору, он показывает, что в основе всего – и стремления к совершенству, и любви, и мечты о славе и вечности, – лежит животворный свет вдохновения. Причём это вдохновение и есть путь, на что указывает повтор «к вечному стремительность» – «вечное окно». Восторг от осознания этой истины усилен созвучием «солнце» – «сердце», которое указывает на связь между этими явлениями.

Вторая строфа раскрывает ещё один важный компонент яркой творческой жизни. Снова строфа содержит анафору:
Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей…

Думается, роза является метафорой молодости, ведь часто в литературе цветочные лепестки сравнивают с девичьим румянцем. Встречая формулировку «роза в золоте кудрей», легко представить себе свежее лицо светловолосого юноши или вечно молодой златокудрой нимфы. Воздействие вдохновения («золото лучей») на юную душу автор описывает эпитетом «красный жар». Этот образ можно понимать как созидающую жизненную энергию, хотя в системе символов поэта красный цвет олицетворяет и опасную плотскую страсть, и тогда он служит предостережением молодым творцам.

Третье четверостишие содержит вывод о том, что такое человек и его душа. Поэт рассуждает, что наши сердца сталкиваются со многими бедами, но людям всё же удаётся победить зло в себе. В результате сердце становится чистым, способным воспринять красоту окружающего мира. «Зеркало, отражающее золото» – такая прекрасная метафора находится у Андрея Белого для человеческой души.


Статистика С самых ранних времён человечество отмечало важную роль Солнца яркого диска на небе, несущего свет и тепло. Своей жизнетворной силой Солнце всегда вызывало у людей чувства поклонения и страха. Народы, тесно связанные с природой, ждали от него милостивых даров – урожая и изобилия, хорошей погоды и свежего дождя или же кары – ненастья, бурь, града. Во многих доисторических и античных культурах Солнце почиталось как божество. Культ Солнца занимал важное место в религиях цивилизаций египтян, инков, ацтеков. Наши предки не знали, что Солнце единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеориты, кометы и космическая пыль. И первичные знания о небесном светили носили фантастический и сказочный характер.


Е ЕЕ Египетский Ра Ра древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Центром культа Ра был Гелиополь, где ему были посвящены, как его воплощения, птица Феникс, бык Мневис и обелиск Бен-Бен. Но с течением времени и развитием египетской цивилизации культ бога Солнца распространился на всю страну и фараоны стали именовать себя сыновьями Ра. Согласно египетским мифам Ра передвигался по небу на корабле и каждый день возрождался заново.


Солнце вращается вокруг Земли Ядро капсулы вируса содержит генетический материал РНК и три фермента, которые способствуют дублированию РНК при проникновении в соседнюю клетку В 150 году Птолемей создал свою геоцентрическую модель устройства мира. Согласно представлению Птолемея центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. В своём труде "Великое построение" Птолемей изложил собрание астрономических знаний древней Греции и Вавилона и сформулировал сложную модель мира с эпициклами, которая была принята в западном и арабском мире до создания гелиоцентрической системы Николая Коперника в 1543 году.


Аполлон Аполлон в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог охранитель света, покровитель наук и искусств, прорицатель. Олицетворял Солнце. Аполлон путешествовал по небу на колеснице, запряженной огненными лошадьми каждый день и приносил свет всему миру. Сложный браз Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты Аполлона лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога. Культ Аполлона в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса. В своем произведении "Рождение трагедии" философ Ницше вводит такой термин как "Аполлоническое начало" и описывает его как компонент культуры, символизирующий порядок, ясность и свет.


Вицлипуцли бог Солнца и Войны у ацтеков Вицлипуцли бог солнца, бог войны и национальный бог ацтеков, покровитель города Теночтитлан. Имя бога в переводе означает «колибри юга» или «колибри левой стороны» и связано с тем, что птица колибри олицетворяет солнце у многих племён Центральной Америки. Ацтеки верили, что Вицлипуцли постоянно сражался с тьмой и требовал постоянного пополнения сил через жертвоприношения, которые позволяли Солнцу продержаться ещё один 52-летний цикл.


10 солнц Согласно древнекитайским мифологическим представлениям, существовало не одно Солнце, - а десять. Они жили на ветвях древа фусан (шелковица) и выходили на небо поочередно. Одно из солнц садилось в пылающую колесницу, запряженную шестеркой драконов, и устремлялось в небеса. Но однажды с ветвей огромной шелковицы, которая росла на самом краю света в Сияющей долине, все десять солнц поднялись в небо. И тогда наступила жара. Погибли хлеба, посевы и деревья. Начались страшные пожары. Опасность грозила не только людям и животным сама Земля могла погибнуть. Нужно было срочно навести порядок на небесах. И тогда могущественный император Китая, равный богам Яо взял волшебный лук, стрелы которого летели так далеко, что терялись в необъятной глубине пространства, и передал его меткому и сильному стрелку И. Удостоенный такой чести И поочередно подстрелил все девять солнц и осталось на небосводе только одно Солнце, чьи лучи не были смертоносными для людей. Земля была спасена!


Эскимосские боги Луны и Солнца Эскимосы коренной народ, населяющий территории от Гренландии и Нунавута (Канада) до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия) объясняют существование Солнца и Луны легендой о лунном боге Аннингане и его сестре-богине солнца, Малине. Солярная богиня постоянно убегает от брата после раздора между ними (легенды варьируют причину). Это постоянное преследование традиционное объяснение движения солнца и луны по небу. Когда Аннинган догоняет Малину происходит затмение.


Луг Луг (в перевод с ирланд. "сияющий") чрезвычайно популярен в ирландских сагах. Луг это юный бог Солнца в шлеме, с копьем и с волшебным псом. Эти атрибуты защищают и самого Луга и тех, кто взывает к нему. Луг с Божественной любовью помогает людям развивать в себе внутреннего волшебника. Он также ассоциируется с плодородием и обеспечивает щедрый летний урожай. в кельтских легендах говорится, что Луг был замечательным ремесленником, поэтом, целителем и вообще мастером на все руки.


Скандинавский бог Солнца Фрейр то есть "господин" в скандинавской мифологии мудрый, добрый бог, властитель моря, воздуха, солнца, дождя и земной растительности, к которому обращались с мольбами о даровании мира и плодородия. Как повествуют старые легенды Фрейр помогает всем в несчастьях и ни к кому не относится враждебно. Скандинавские сказки рассказывают, что Фрер ездил на золотисто-желтом вепре Гуллинбурсти ("золотощетинный"). А еще у него был чудесный Скидбландир - лучший в Скандинавии. Этот корабль может быть огромным и мог поместить на своих палубах всю свиту Фрейра - светлых эльфов - и всех богов скандинавского пантеона, но если Фрейр кораблем не пользовался, то он складывал его в свой карман. С именем Фрейра связано название дня недели пятницы в языках германской группы (англ. Friday, нем. Freitag и т. д.).


Сурья Согласно индуистским ВедамСурью почитали как носителя света, целителя, а также как всевидящее око богов и небесного стража. Этому божеству посвящено множество гимнов. Атрибут Сурьи колесница, запряжённая семью лошадьми, олицетворяющими солнечные лучи.


Лиза и Маву Народ Фон, населяющий южную часть Бенина и народ Эве, проживающий на территориях Ганы, Того и Бенина считают Лизу, солнечное божество, и Маву, лунное божество, близнецами. Маву живёт на западе, управляет ночью, Лиза живёт на востоке, правит днём. Лунные и солнечные затмения вызваны отношениями Маву и Лизы. Маву олицетворяет мудрость мира, Лиза - силу.