Человек потому не поддается определению первоначально. «Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет

«Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам»
Ж.-П. Сартр

Вступление:
Экзистенциализм Сартра есть уникальное явление философской мысли. Оно не может существовать в чистом, теоретическом виде, противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима и означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Собственное понимание сказанного:
Однако для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Так я понимаю сказанное Сартром.
Подводка к проблеме:
Проблема самоизменения, самовоспитания, саморазвития, поднимаемая Сартром, есть лишь дверь, за которой стоят многочисленные вопросы, главным из которых, думаю, является «для чего человек должен что-то делать из себя?». Для ответа на этот вопрос нужно более широко взглянуть на жизнь человека.
Постановка проблемы:
Более высоким, обобщающим понятием философии экзистенциализма является, по моему мнению, понятие смысла жизни. И именно проблему соотношения смысла жизни и саморазвития я бы хотела исследовать в данном эссе.
Вступление к тезису 1:
В чем смысл жизни? Это очень интересный философский вопрос. В рамках моего рассуждения нет смысла отвечать на него, хотя бы потому, что у каждого человека он свой. Я же говорю об абстрактном индивиде.
Если приравнивать смысл жизни и цель существования индивида, то можно заметить, что понятием уравнивающим эти два начала становится ни что иное как счастье.
Необходимость определения категории счастья очевидна. Как это часто бывает, согласия по данному вопросу среди философов нет, но, в самом общем смысле, можно сказать, что под этой категорией понимается внутренняя удовлетворенность индивида своим существованием. Счастливый человек - тот, кто себя таковым считает и ощущает.

Тезис 1:
Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его! Говорит Сартр в другом своем высказывании. И это напрямую связано с темой моего рассуждения.
Это способно доказать множество примеров:

Аргумент 1:
Жены декабристов намеренно ставили крест на своей дворянской, полной привилегий жизни ради того, чтобы быть рядом и хотя-бы изредка видеть любимого человека. Они были счастливы этим и, определив смыслом жизни, любовь к своим мужьям, осуществили его. Это пример лишения себя многих благ, материальных и духовных ценностей ради смысла жизни.

Аргумент 2:
Шариков из Собачьего сердца в самом начале произведения был наделен человеческим разумом, однако как человек он не смог развить себя, буквально сделать себя человеком. И в собачьем и в человеческом обличии счастьем для него и смыслом жизни была погоня за кошками. Поэтому профессор и вынужден был вернуть его в тело Шарика. Это пример деградации индивида ради смысла жизни.

Аргумент 3:
Ломоносов еще в юности определил смысл своей жизни: «науки сочинять». Одновременно с возникновением появлялись цели, тождественные этому смыслу: учить латынь, постигать накопленные человечеством знания, и в последствие, самому писать труды, ставшие теоретической основой многих наук. И в этом выражалось счастье знать и счастье постигать непознанное.

Тезис 2:
Мы являемся тем, что мы хотим

Аргумент 1:
Пример Ломоносова, кстати, и есть показатель связующего звена между самосозданием и смыслом жизни. Для того чтобы достичь счастья, добиться цели в жизни и реализовать ее смысл, ему необходима была колоссальная работа над собой, буквально ручная лепка собственной судьбы, начиная от пешего пути за рыбным обозом и заканчивая делом всей его жизни: «Системой всей физики»

Вывод:
В итоге, мои рассуждения привели меня не только к признанию истинности цитаты Жан-Поль Сартра, но и поставили передо мной новые вопросы о смысле человеческого существования. Они сформировали мое личное мнение по данному вопросу - солидарность с автором цитаты Я достигла поставленной цели. Считаю интересной и актуальной заинтересовавшую меня проблему, так как полученные результаты особенно ценны в наше динамичное время. Время, когда, следуя западным идеалам, мы все время куда-то бежим и спешим, за чем-то гонимся, забывая мудрости Востока, а философское, вечное куда-то ускользает.

В данном высказывании автор поднимает проблему становления личности. Ж. П. Сартр говорит о том, что человек рождается индивидом (единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных свойств), а личностью (это феномен общественного развития, конкретный человек, являющейся субъектом сознательной деятельности, обладающий сознанием и самосознанием) становится, уже живя в обществе, в процессе социализации (процесс принятия индивидом культурных норм, ценностей, правил общества, в котором он живёт), причём какой именно личностью стать, он выбирает сам.

Я согласна с высказыванием Ж.

П. Сартра и считаю, что фундаментом становления личности является детский и подростковый возраст, поэтому очень важным для ребёнка в это время является его окружение: вероятнее всего, что у человека вырабатываются ценности и качества схожие с ценностями и качествами людей, влияющих на него и находящихся с ним рядом.

Вспомним биографию русского царя Ивана Грозного. Он рано лишился родителей, рос в окружении бояр, которым был безразличен и которые относились к нему пренебрежительно. В результате Иван Грозный вырос человеком мстительным, подозрительным и жестоким.

Помимо окружения, влияющего на человека в процессе его социализации, я считаю важным установки и цели самого человека, его желание или нежелание чего-либо достигать. Вспомним героя романа Ивана Гончарова "Обломов". Илья Ильич сам выбрал для себя жизнь в апатии и лени. Как не пытались Андрей Штольц и Ольга Ильинская приучить Обломова к активному образу жизни, его нежелание меняться сыграло решающую роль в его судьбе.

Таким образом, можно говорить о справедливости высказывания Ж. П. Сартра. Действительно, личностью от рождения быть невозможно, и, чтобы стать стоящим человеком, нужно прилагать к этому усилия, работать над собой и тщательно выбирать людей для близкого общения.

Обновлено: 2017-11-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причём таким человеком, каким сделать себя сам. (Жан-Поль Сартр).

Нобелевский лауреат 1964 года и кумир интеллектуалов сороковых-пятидесятых годов прошлого века Сартр сумел превратить в философию материал собственной жизни.

То ли писатель, то ли философ, то ли мыслитель, а скорее всего то, и другое, и третье одновременно, высказывал свои идеи в разных формах и регистрах: романах, пьесах, эссе, новеллах, заметках и устных выступлениях.

Наследие Сартра обширно, но в центре его философии стоит единственная проблема - проблема свободы и существования человека в мире, его ответственность за собственную жизнь.

Кратко и емко эту проблему он выразил словами:

«Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам делаю из того, что сделали из меня».

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.

Человек - это не сумма того, что у него есть, а производное того, чего у него пока нет, но может быть.

Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования Бога.

Человек есть то, что он из себя делает и как творит себя.

Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.

У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может

Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же.

Я сам - своя свобода.

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния.

Мне кажется, что у каждого из нас есть свое отчаяние, тенью следующее за нашей уверенностью в себе, за нашим спокойным настоящим.

Мои воспоминания - словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом: откроешь его, а там сухие листья.

Однако на сотню мертвых историй сохранялись одна-две живые. Эти я вызываю в памяти с осторожностью, не часто, чтобы они не износились. Выужу одну, передо мной воскреснет обстановка, действующие люди, их позы. И вдруг стоп: я почувствовал потертость - сквозь основу чувств уже проглядывает слово. Я угадываю: это слово вскоре займет место многих дорогих мне образов. Я сразу останавливаюсь, начинаю думать о другом - не хочу перетруждать свои воспоминания. Но тщетно - в следующий раз, когда я захочу их оживить, многие из них уже омертвеют.

Для того, чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но, чтобы сочувствовать чужой радости, надобно быть ангелом.

Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо.

Тот, кто в тревоге узнает, что обстоятельства его жизни - это заброшенность в такую ответственность, которая ведет к полному одиночеству, тот больше ничего не знает об угрызениях совести, о раскаянии, о самооправдании.

Я собачонка, я зеваю, по щекам катятся слезы, я чувствую, как они текут. Я дерево, ветер шелестит в моих ветвях, легонько их колеблет. Я муха, я ползу по стеклу, соскальзываю, снова ползу вверх. Иногда я ощущаю, как ласку, движение времени, иногда, чаще всего, я чувствую, как время стоит на месте. Дрожащие минуты осыпаются, погребая меня, бесконечно долго агонизируют, они увяли, но еще живы, их выметают, на смену им приходят другие, более свежие, но такие же бесплодные; эта тоска зовется счастьем. О своем одиночестве я никогда не думаю - во-первых я не знаю, как это называется, во-вторых, я его не замечаю, я всегда на людях. Но это ткань моей жизни, основа моих мыслей, уток моих радостей.

Тина Гай

Данное высказывание поднимает проблему становления личности, и я полностью с ним согласна. Всем известно, что человек появляется на свет без каких-либо навыков и знаний. С обществоведческой точки зрения, в данный период он индивид, отличающийся от других лишь биологически, эдакий чистый лист бумаги, куда можно записать всё, что угодно. Вот почему в первые годы жизни так важны окружающие его люди, которые фактически и формируют фундамент для будущей личности, проводят его социализацию. Однако социализация – процесс не кратковременный, а постоянный. Уже сформированные личности также социализируется, то есть приспосабливаются к изменениям в обществе, но уже не неосознанно, как раньше, а целенаправленно. Иными словами, человек сознательно делает себя сам.

Хорошим примером этого могут послужить дети из неблагополучных семей. Начальная социализация их ужасна, ведь в семьях алкоголиков или наркоманов нередко забывают просто покормить детей, не говоря уже об их воспитании. Естественно, что по уму, манерам и взглядам на жизнь такие дети разительно отличаются от всего благополучного общества. Они попадают под присмотр полиции, начинают рано курить, пить и вести взрослый образ жизни. Однако иногда среди таких детей появляются те, кто не желает так жить. Им приходиться пройти через множество испытаний, чтобы сформировать из себя достойную для общества личность и вырваться из грязи, что окружала их с рождения.

И совсем другой пример – современная «золотая» молодёжь. Как правило, это дети богатых и известных личностей. Их начальная социализация проходила на высшем уровне: достаток, образование, культура, путешествия. Однако попробуйте вспомнить, о многих ли из них СМИ говорят, как о людях достигших чего-то в жизни? В основном мы слышим лишь о наркотиках, прожигании жизни, деградации и смерти во время очередных гонок по ночным улицам. А всё потому, что таким детям уже не к чему стремиться, ведь богатые родители обеспечили их деньгами на всю жизнь. Им также сложно начать к чему-то стремиться, не опуститься в одно лишь удовлетворение низменных желаний и сделать из себя достойного человека.

Так, подведя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что Ж.П. Сартр был прав: человек, действительно, становится человеком лишь впоследствии, причём таким, каким он сделал себя сам.

Эссе на тему “Человек потому не поддаётся определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причём таким человеком, каким он сделает себя сам. (Ж.П. Сартр)” обновлено: 29 августа, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает.

Скарлетт Томас. Наваждение Люмаса

Я подумала о Бодрийяре и его симулякрах - о мире, состоящем из иллюзий, из копий вещей, которые перестали существовать, - копий, не имеющих оригинала. А «различие» Деррида и то, как мы принимаем на веру значение различных вещей, вместо того чтобы самим по-настоящему его испытать. Деррида часто говорит о вере. Он очень много написал о религии.
- Но все равно ведь это не весело, правда? Тебе все равно говорят, что делать. Ну, типа: да, ни в чем нет никакого смысла, но все равно ты должен следовать правилам. А мне хочется чего-то такого, что говорило бы мне, что я не должен следовать никаким правилам.
- А, ну что ж, возможно, в таком случае тебе надо к экзистенциалистам. Думаю, вот у них - веселье. Вот только проблема в том, что они сами не догадываются о том, что веселятся.

Гордон Олпорт

Центральная тема экзистенциализма: жить – значит страдать; чтобы выжить, нужно найти какой-то смысл в страдании.

The central theme of existentialism: to live is to suffer, to survive is to find meaning in the suffering.

Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм - это гуманизм

Экзистенциализм – это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма. Он вовсе не пытается ввергнуть человека в отчаяние. Но если отчаянием называть, как это делают христиане, всякое неверие, тогда именно первородное отчаяние – его исходный пункт. Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило. Такова наша точка зрения. Это не значит, что мы верим в существование бога, ... В этом смысле экзистенциализм – это оптимизм, учение о действии. И только вследствие нечестности, путая свое собственное отчаяние с нашим, христиане могут называть нас отчаявшимися.

Сергей Гандлевский

Семь ноль-ноль. Пробуждается в аккурат
трудодень, человеко-конь гужевой.
Каждый сам по себе отопри свой ад,
Словно дверцу шкафчика в душевой.

Альбер Камю. Записные книжки

Теперь я жажду не счастья, но лишь осознания.