Чем занимается замполит в армии. Воспитательная работа (замполиты)

В Вооруженные силы вернутся замполиты. Замы командиров воинских частей по воспитательной работе станут заместителями по работе военно-политической. Изменится не только название должности, скорректируют и круг их обязанностей. Замполиты будут отвечать за патриотизм военнослужащих, обеспечивать «глубокое понимание» госполитики в области обороны, тогда как раньше во главу угла ставилось поддержание дисциплины и воспитание личного состава.

Идейно убежденные

В Минобороны «Известиям» рассказали, что ведомство разработало проект указа президента о внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных сил. В армии и на флоте будут введены новые должности - заместители командира полка (корабля 1-го ранга), батальона, роты, эшелона и гарнизона по военно-политической работе. Они придут на смену замам по воспитательной работе. Документ находится на стадии ведомственных согласований.

Цель введения военно-политической работы в Вооруженных силах - «формирование профессионально подготовленной, идейно убежденной, сильной духом личности военнослужащего, сплоченных и слаженных воинских коллективов, способных к выполнению задач... в любых условиях... обеспечение морального превосходства при выполнении войсками (силами) учебно-боевых задач», сказано в пояснительной записке к проекту.

Минобороны занимается формированием Главного военно-политического управления (ГлавВоенПУР). Процесс должен быть завершен к 1 декабря нынешнего года. За это время будут определены штатная структура ГлавВоенПУРа, его полномочия и приняты кадровые решения.

Первый после командира

В проекте указа, с которым ознакомились «Известия», отмечено, что заместители командира полка (корабля 1-го ранга) по военно-политической работе станут прямыми начальниками для всего личного состава и будут подчиняться непосредственно командирам полков или кораблей.

Они станут отвечать за проведение военно-политической работы (ВПР). ВПР должна обеспечить «глубокое понимание и поддержку» личным составом госполитики в области обороны. В зоне ответственности замполитов - формирование высоких военно-профессиональных, боевых, морально-политических и психологических качеств, верности воинскому долгу и военной присяге.

Они будут обязаны знать «морально-политическое и психологическое состояние» военнослужащих и своевременно докладывать о ситуации командиру. Замполиты займутся укреплением единоначалия, сохранением военной и государственной тайны солдатами и офицерами. Прописано и формирование у военнослужащих патриотизма, бдительности и ответственности.

Для этого замполиты должны проводить занятия по военно-политической подготовке, они будут отвечать за «военно-политическое информирование личного состава о событиях в мире и в Российской Федерации, жизни и учебно-боевой деятельности Вооруженных сил», а также за мероприятия по разъяснению личному составу последних «решений президента РФ - Верховного главнокомандующего».

Ближе к солдату

В батальонах и ротах замполиты будут ближе к личному составу. Батальонному нужно будет знать морально-политические и военно-профессиональные качества каждого офицера, прапорщика и сержанта. Участвовать в подборе отделений, расчетов и экипажей с учетом психологической совместимости, религиозности и отношения к службе.

Ротный замполит будет отвечать в том числе за создание актива, подбор редактора боевого листка и планирование мероприятий, проводимых в комнате досуга. Он должен будет знать запросы и нужды солдат и поддерживать связь с их родными и близкими. Ему предстоит проводить мероприятия по предупреждению правонарушений и девиантного поведения, а также предотвращению наркомании среди личного состава.

Против информационной войны

Обязанности замполитов будут отличаться от тех, что исполняли воспитатели. Они будут делать акцент на занятиях по военно-политической подготовке и политинформациях. Главной задачей воспитателей было поддержание воинской дисциплины и собственно воспитательная работа «с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего».

В новом проекте сказано о «формировании морально-политической и психологической готовности военнослужащих к выполнению учебных и боевых задач».

Но из документа исчезнет понятие морально-психологического обеспечения (МПО), то есть поддержания способности военнослужащих выполнять боевые задачи в экстремальных условиях. Занятия по МПО обеспечивают уверенность солдат и офицеров в своих силах и боевой технике, веру в правоту своих действий и психологическую устойчивость - то есть те качества, без которых невозможно удачное ведение боевых действий.

Без морально-психологического обеспечения войска не останутся, считает зампред Общественного совета при Минобороны Александр Каньшин.

В современных условиях информационного противоборства на мировой арене эта работа требует усиления, - отметил он. - Есть внешняя причина - необходимость противодействовать информвойне. Есть и внутренняя. Страна у нас многонациональная и многоконфессиональная, а армия должна быть единым организмом. Люди, имеющие разные взгляды, разную религию, разное воспитание должны быть объединены политико-воспитательной работой.

В работе людей, отвечающих за психологический микроклимат в соединениях, будут сделаны новые акценты. При этом армия не будет служить политическим силам.

Вернутся политические занятия, но без коммунистической идеологии, - отметил эксперт. - Не будет наносного. В военнослужащих надо воспитывать патриотизм, и они должны знать Конституцию и законы.

Справка «Известий»

В Красной армии в 1918 году появились комиссары. Они надзирали за деятельностью командования воинских частей и отвечали за пропагандистскую работу.

Позднее - получили право вмешиваться в работу командиров. В дальнейшем институт комиссаров был заменен институтом заместителей командиров по политический части (замполитов). В 1991-м их сменили заместители командиров по воспитательной работе.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

классного руководителя 5-11 классов.

Настоящая инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Закона РФ "Об образовании" «Конвенции о правах ребенка» 1993 года; Федеральной и региональной программ развития воспитания; методических рекомендаций по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 21.06.2001 г.№ 480/30-16); Межведомственной программы развития дополнительного образования и иных нормативных актов.

1. Общие положения

1.1. Классный руководитель и офицер-воспитатель кадетской школы, является работником общеобразовательного учреждения муниципального общеобразовательного учреждения Кадетская школа имени генерала А.П. Ермолова г. Ставрополя, осуществляет деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.

1.2. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора общеобразовательного учреждения из числа лиц, имеющих высшее педагогическое образование, или опыт работы с детьми не менее 1 года, без предъявления требований к стажу работу в должности классного руководителя, в том числе по представлению заместителя директора по воспитательной работе, и непосредственно подчиняется директору общеобразовательного учреждения. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя и офицера-воспитателя кадетской школы, их обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе или другого офицера-воспитателя

1.3. Классный руководитель и офицер-воспитатель должен знать:

Основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики, физиологии детей и подростков;

Методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального психотренинга, современными методами индивидуальных и групповых занятий в рамках класса;

Особенности воспитательной системы;

Условия работы и особенности проведения занятий в данном общеобразовательном учреждении.

1.4. Классный руководитель в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ "Об образовании",Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом общеобразовательного учреждения и прочими документами в сфере образования.

1.5.Офицер – воспитатель назначается из числа офицеров запаса или преподавателей, согласно, приказа директора КШ.

Офицер – воспитатель подчиняется директору КШ и заместителю директора КШ по ВВР.

В своей деятельности офицер – воспитатель руководствуется Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», типовым положением «Об общеобразовательном учреждении», Указами Президента РФ, Уставом и локальными правовыми актами КШ (в том числе правилами внутреннего распорядка, настоящей должностной инструкцией).

2. Функции

Основными направлениями деятельности классного руководителя и офицера-воспитателя являются:

2.1. организация деятельности классного коллектива учащихся;

2.2. организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся;

2.3. организация внеучебной жизни класса;

2.4. изучение личности и коррекция в воспитании учащихся;

2.5. социальная помощь и защита учащихся;

2.6.взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными работниками.

2.7.основным направлением деятельности офицера – воспитателя является обучение кадет кадетской составляющей программы обучения МОУ КШ и контроль за выполнением кадетами Устава КШ, требований и приказов администрации КШ.

3. Должностные обязанности классного руководителя и офицера-воспитателя.

классный руководитель

офицер-воспитатель

Ведет журнал успеваемости учащихся;

план военно-воспитательной работы

ведет "личные дела" учащихся и следит за их оформлением;

организует дежурство в соответствии с графиком по школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в Уставе общеобразовательного учреждения;

План воспитательной работы с классным коллективом.

заботится о внешнем виде учащихся; ежедневно проводит утренний осмотр

в дни дежурства класса по школе классный руководитель дежурного класса находится в школе

ведут рабочие тетради офицера-воспитателя

работает с активом класса, дает поручения и их контролирует

организует работу младших командиров

организует питание, собирает справки оплату, присутствует с детьми в столовой

строит класс перед столовой, заводит и присутствует с детьми в столовой

осуществляет контроль за посещаемостью, с выяснением причин пропусков занятий без уважительных причин;

выясняет причины отсутствия на построении заполняет строевую записку

совместно с социальным педагогом посещает семьи "трудных" детей; ведет тетради наблюдений за детьми «группы риска»

ведет работу с детьми «группы риска»

работает с ученическими дневниками, выставляет оценки, делает замечания с записью в дневник

еженедельно анализирует дневник поведения класса

контактирует с родителями по поводу успеваемости учащихся

контактирует с родителями по поводу нарушения формы одежды и нарушений дисциплины, успеваемости учащихся

проводит родительское собрание, согласуя тему с офицером

присутствует на родительском собрании, раскрывая свои темы

организует культурные экскурсии, походы в театр, на выставки и т.

организует полевые выходы

способствует благоприятному микроклимату в классе -проводя классные часы на сплочение

формирует межличностные отношения учащихся –ведя кадетские часы, беседы о патриотизме

заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную, спортивную деятельность;

заботится о здоровье учеников, проводя спортивные мероприятия на кадетском компоненте.

обязательно проводит один тематический кл.час в месяц

обязательно проводит один тематический кл.час в месяц-урок мужества, памяти.

ведет папку классного руководителя

проводит ПХД, ответственный за раздевалки

создает портфолио класса

посещает уроки по необходимости

страхует учащихся

проводит построения на плацу, во время проведения общешкольных мероприятий

ведет журнал по ТБ

разбирают драки, кражи, ЧП во время уроков, случаи грубых нарушений дисциплины

дает характеристику на учащихся(опекаемых, многодетных и т.д.)

дает характеристику в военкомат

проводит профориентационную работу

готовит учащихся на совет по профилактики

готовит характеристику на учащихся на совет по профилактики

организует работа с ветеранами

дежурит на вечерах

участвует в акциях согласно плана ВР (подарок, письмо и т.д.)

отвечает за летнюю военно-полевую практику

присутствуют на школьных вечерах, и готовят учащихся согласно положения

собирают ксерокопии паспортов, полюсов и т.д.

отвечает за наличие школьных принадлежностей у учащихся

отвечает за фонды класса, школы

сдает отчет по итогам четверти, года

планирует каникулы и досуг учащихся во внеурочное время

Права классного руководителя и офицера-воспитателя

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения;

4.2. присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока);

4.3. Изучать воспитательный процесс на уроках, проводимых учителями-предметниками;

4.4. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения;

4.5. Поощрять учащихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения;

4.6. Участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации обучающихся, созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

4.7. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних;

4.8. Самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития общеобразовательного учреждения;

4.9. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;

4.10. Участвовать в работе молодежных школьных объединений, содействовать их функционированию

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка Школы, законных распоряжений директора Школы, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, офицер – воспитатель и классный руководитель несет дисциплинарную ответственную в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых и служебных обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.Циклограмма классного руководителя

Ежедневно : работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся, организация питания учащихся, организация дежурства в классном кабинете, индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно: классный час (по плану), проверка дневников учащихся, проведение мероприятий в классе (по плану), работа с родителями (по ситуации), работа с учителями-предметниками (по ситуации), встреча со школьным врачом, медсестрой по вопросам здоровья учащихся,

Ежемесячно:

Один раз в четверть : оформление классного журнала по итогам четверти, семинар (учеба) классных руководителей, анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть: обсуждение в классе на классном часе, проведение родительского собрания.

Один раз в год: проведение открытого мероприятия, оформление личных дел учащихся, анализ и составление плана работы класса, обсуждение итогов в классе на классном часе, статистические данные класса.

Циклограмма офицера-воспитателя

Ежедневно : работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся, проведение утреннего осмотра и физической зарядки

Еженедельно: проверка дневников поведения. ПХД,

Ежемесячно: посещение уроков в своем классе, консультации у школьного психолога, встреча с родительским активом, совещание с органами самоуправления по планированию работы на предстоящий месяц.

Один раз в четверть : оформление журнала по итогам четверти, анализ выполнения плана работы за четверть, проведение родительского собрания.

Один раз в год: проведение открытого мероприятия

4. Ответственность классного руководителя и офицера-воспитателя

Классный руководитель несет ответственность:

5.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах общеобразовательного учреждения, законных распоряжений директора, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством РФ;

5.2. за несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет ответственность, предусмотренную организационными документами общеобразовательного учреждения;

5.3. за применение, в том числе однократное, методов психического или физического насилия над личностью учащегося классный руководитель может быть освобожден от обязанностей в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом "Об образовании". Увольнение за такой проступок не является мерой дисциплинарной ответственности;

5.4. виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством РФ.

5.5.За военную подготовку в объеме программы «Кадетского компонента», воспитание, воинскую дисциплину и морально – психологическое состояние кадет;

5.6.За формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, развитие у кадет качеств, необходимых для выполнения воинского долга;

5.7.За проведение занятий по строевой подготовке в объеме программы «Кадетского компонента»;

5.8.За поддержание внутреннего порядка на закрепленной территории и в аудитории;

5.9.За добросовестное выполнение кадетами обязанностей дежурного класса по школе.

Заместители по политической части были у командира мотострелкового и ему равного по численности личного состава подразделения, у командира батальона и полка. Начальник политического отдела дивизии или корпуса, армии — тоже являлся заместителем по политической части командира дивизии, корпуса или армии. Однако рассмотреть перечень задач, которые решает эта категория военных, лучше на примере замполита батальона, так сказать, среднего звена всей иерархической структуры политического аппарата.

До 1991 года прямая и каждодневная задача замполита — политическое, идеологическое, нравственное воспитание армейской молодежи: солдат и сержантов, прапорщиков и офицеров того подразделения, которое ему доверено службой. Организовал он эту работу в целом ряде направлений, определенными формами и методами, главными из которых являлись политические занятия с солдатами и сержантами, политическая учеба прапорщиков и идеологическая подготовка офицеров.

Командиров взводов и рот, проводящих политические занятия с солдатами и сержантами, замполит обучал передовой методике чтения лекций, проведения самостоятельной подготовки и семинаров. Организовал с ними консультации по каждой из изучаемых тем, помогал богаче подобрать и лучше обработать лекционный материал. С молодыми руководителями групп политзанятий, скажем, с командирами взводов, недавно прибывшими из военных училищ, проводил показные занятия по принципу «Делай, как я». Иногда на более сложные и емкие темы политических занятий он собирал слушателей целого ряда групп в одну аудиторию и проводил с батальоном одну лекцию, причем командиры и замполиты подразделений, как правило, находились здесь же, со своими подчиненными, и тоже слушали замполита батальона, изучая материал и учась у него этой непростой работе — лекционному методу общения с обучаемыми.

Замполит направлял деятельность партийных и комсомольских групп и организаций, сложившихся в подразделениях. Сообща с секретарями партийных коллективов планировал и обсуждал повестки предстоящих партийных или комсомольских собраний, изучал возможности партийного влияния на те или иные процессы, проходящие в воинских коллективах, скажем, подготовку к приему молодого пополнения или увольнению в запас воинов, отслуживших положенные сроки, подготовку и проведение учений, весенних или осенних проверок и так далее. В этой работе замполит через секретарей организации или групп проводил в партийные коллективы указания, решения КПСС, партийные постановления и т. д.

Прежде всего замполит и его помощники, партийные и комсомольские активисты заботились о том, чтобы во всей системе жизни и службы подразделений личный состав не ощущал сбивов и недостатков в продовольственном и вещевом обеспечении, то есть чтобы солдаты и сержанты были всегда и своевременно накормлены, одеты и обуты, имели возможность хорошо отдохнуть после напряженного учебного дня, получили газеты и письма от родных и близких, посмотрели кино, почитали книги и т, д. Образно говоря, у командира подразделения заботы отеческие, а у замполита — материнские.

Именно к нему солдат и сержант, прапорщик и офицер могли в любое время дня и ночи прийти с самыми неслужебными своими заботами, скажем, такими, которые стали в армии довольно типичными: девушка перестала писать письма, мама заболела, скоро увольнение в запас, надо подготовиться к поступлению в вуз, а необходимых учебников нет; в соседней части служит брат, а мне хотелось бы служить вместе с ним, и так далее. И замполит внимательно разбирался с этими заботами своих подчиненных. Если может решить тот или иной вопрос сам, делал это без промедления. А если без помощи командира не обойтись, замполит отыскивал возможность решить ту или иную проблему солдата и на самом высоком командном уровне.

Самые рабочие дни замполита — это субботы и воскресенья, и, разумеется, все праздничные дни, хотя и в будни было забот невпроворот. В эти дни он и его помощники все силы отдавали организации досуга солдат и сержантов: организации встреч с интересными людьми, репетициям и концертам коллективов художественной самодеятельности, проведению спортивных состязаний, диспутам и конференциям в библиотеке, просмотру кинофильмов в клубе и зрительским спорам вокруг увиденного. Замполит помогал встретиться солдату и приехавшим к нему родителям, «пробивал» увольнение в город тому, кому это сегодня крайне необходимо, заботился о том, чтобы в солдатском кафе было все самое вкусное, находил всех именинников в подразделениях, поздравлял их и приглашал в столовой за особый стол, где непременно были самые аппетитные, почти домашние угощения.

Автор заголовка неизвестен. Однако на просторах интернета в различных форумах эта тема поднимается постоянно и обсуждается с неимоверным пылом. Видимо, сильно наболело! Давайте обратимся к некоторым фактам и проанализируем, из-за чего сыр-бор. Комиссаров касаться не будем, а обратимся к новейшей . До сентября 1991 года все было ясно, замполит есть замполит. А вот после… Вместо замполита ввели помощника командира по воспитательной работе. А с 1992 года прекратилась профессиональная подготовка воспитателей в военных училищах.


Можно констатировать, что система воспитания военнослужащих была разрушена. Однако все гораздо глубже. Почему-то именно с утратой института политработников в девяностых годах связывают расцвет дедовщины. Думается, что это спорный тезис. И до девяностых годов дедовщина имелась. Просто у СМИ не было возможностей обсуждать эту проблему. Понятие Священного Долга служения Отечеству практически размылось. Главная заслуга у молодежи теперь - “откосить” от армии. И армия потихоньку начала деградировать.

Только через 10 лет, в 2002 году была признана ошибка, и в военных ВУЗах была введена специальность “офицер-воспитатель”.

Среди вопросов, обсуждаемых в обществе, есть такие:

- кто идет в политические училища? Фанаты или выдающиеся представители молодежи?
У офицеров бытует мнение, что политработники создали свой клан и постоянно его пополняют за счет выпускников училищ. Господа офицеры! А вспомните - что вы знали об армии, об уставах, о политработе, когда зелеными абитуриентами сдавали в лагерях вступительные экзамены. Знали единицы. Знали те, у которых была возможность эти знания получить по наследству. Да и то! Эти теоретические знания не позволяли иметь полное представление о будущем. Поэтому можно утверждать, что на политфаки училищ шла просто молодежь, не фанаты и не выдающиеся представители. Просто те, кто что-то, где-то услышал, а может, конкурс был меньше. Да мало ли по какой причине.

А весь остальной опыт получался и получается, как и у офицеров командных и инженерных специальностей, непосредственно в процессе выполнения функциональных обязанностей. Рядом с опытными офицерами. Именно в общении с опытными офицерами возникали и возникают перекосы в понимании действительности.

 приходилось ли лично встречать достойных людей среди замполитов/воспитателей?
До сих пор среди офицеров-командиров ходят разговоры, что замполиты ничего не делали и не делают. Что в военной службе ничего не понимают. В РВСН замполит ракетного полка в обязательном порядке сдает экзамен на допуск к самостоятельному дежурству и заступает на БД первым номером боевого расчета. В ПВО та же картина. Да и в остальных родах войск то же самое. Как такие факты?

Вот что пишет офицер С.Иванников: «Да, моя специальность заместитель командира отдельной радиолокационной роты по воспитательной работе, и по боевому расписанию все офицеры-воспитатели, так же как и я, занимали ЛЮБОЙ боевой пост, который необходимо было заполнить. Я до сих пор смогу сработать, например, оператором ико на 19ж6» .

Или вот пишет гвардии рядовой М.: «О нашем замполите никаких обидных прозвищ не припомню. Взрослый человек, внешности отнюдь не геройской, ростом чуть ниже среднего. Никогда нас ничем не "доставал". На проверке (итоги года) взял и легко пробежал с нами 10км, хотя мог бы и не бегать, не то что ротные, взводные - с нами никогда не бегали, всегда занимались сами по себе» .

 замполиты носят форму, погоны, а какова их роль, ответственность, совесть, честность?
Пишет выпускник ВПА им. В.И.Ленина, офицер Петрос Нерсесян: «Там, где во главе части, соединения стоял умный, образованный командир, там и замполит правильно находил свое место. А то, что среди политработников встречались непорядочные офицеры, так ведь политработники падали не с Луны. Они из нашего родимого общества со всеми пороками. Впрочем, как и командиры, и милиционеры. Изменение статуса замполитов считаю глубочайшей ошибкой. Необходимо было коренным образом реформировать этот институт, но не ломать огульно все и вся. С юбилеем ВПА, уважаемые коллеги. Честь имею» . С ним нельзя не согласиться.

Или вот еще. Пишет уже молодой офицер А.Теребинов: «Командир заставляет делать, а замполит объясняет солдату, зачем это нужно. Если командир не может заставить - плохо. Если человек не понимает, для чего он что-то делает - тоже не лучше. Командир будет всегда. А кто людям объяснит необходимость правильно и честно выполнять ими свой долг?» . Не правда ли точно! И это офицер нового поколения. Хорошо, что среди молодых офицеров есть ответственные люди.

Вот высказывание другого офицера: «И были добросовестные политработники-пахари, которые, не жалея живота своего, эти обязанности выполняли. Но.... вот уважением пользовались не те, кто согласно букве уставных обязанностей замполита "направлял, усиливал, обращал внимание и активизировал" и прочее, а те, кто эти обязанности выполнял по принципу "делай как я". И если бы 100% политработников служили по этому принципу, то институт политорганов бы не рухнул в одночасье за своей ненадобностью в начале 90-х, поскольку был бы нужен.... » . И это высказывание имеет право на существование.

А вот мнение начальника политотдела зенитно-ракетного полка войск ПВО, выпускника ВПА им. В.И.Ленина Матвейчука Валерия: «Не нужен сегодня в ВС институт надсмотрщиков, законспирированных под инженеров солдатских и офицерских душ.

Однако настоящие инженеры душ человеческих ой как нужны и эту роль будут успешно выполнять представители религиозных конфессий».

Общие высказывания участников споров по теме статьи - с обеих сторон выступают обиженные. Автор этих строк так же имел негативный опыт общения с политработниками на уровне заместителя начальника политотдела. Однако этот факт не дает права огульно перенести негативный опыт на всех политработников. Так же как и среди командиров и инженеров, среди политработников были, есть и будут разные люди, плоть от плоти продукт общества. Общество. Вот где основа.

Компания «ЛимузинКом» заказ лимузинов на свадьбу, для проведения вечеринок, юбилеев, детских праздников, встреч из роддома, деловых поездок и других мероприятий а городе Санкт-Петербурге. Лимузины - Хаммер Н2, Инфинити QX56, Инфинити FX35 и другие. В любое удобное для вас время вы можете заказать лимузин Online на сайте limuzincom.ru

Интервью с заместителем командира части по работе с личным составом.

- Первый вопрос будет терминологический. Специалистов вашего профиля в армии так повсеместно «замполитами» и называют?

Да. Это уже настолько прижившееся понятие, что… Ну сами посудите, как звучит «заместитель командира по работе с личным составом»?! Длинно. «Зам по личному составу»?! Не очень. А «замполит» звучит четко и емко. Это даже имя нарицательное: человек, который много и грамотно говорит.

- Какие учебные заведения готовят будущих заместителей командиров по работе с личным составом?

Традиционно их готовит Военный университет. Не могу точно сказать готовит ли сейчас, но до недавнего времени обучение велось и в Новосибирском военном институте. До реформы армии подготовку специалистов по морально-психологическому обеспечению вели в 7 высших военных учебных заведениях.

- Должность «замполита» может занять офицер, не имеющий профильной специальности?

По моему опыту: большинство офицеров, занимающих должности заместителей командиров по работе с личным составом, не имеют подготовки по данному профилю в учебных заведениях. Либо это инженеры, танкисты и т.п., которые волею судеб попали на эту должность, либо это офицеры, получившие гражданское образование в вузе с военной кафедрой. Последние могут иметь какие-либо культурологические, психологические, юридические специальности.

- То есть можно сказать, что пришел офицер после военной кафедры служить, а его специально ставят на должность «замполита», где качество подготовки вроде и не так важно и ответственности поменьше?

По большей части так дела и обстоят, так как уровень подготовки в военном вузе и на военной кафедре несопоставим. Вот и ставят человека туда, где он, образно говоря, меньше всего навредит. Или же есть и такой вариант: «Давай пока сюда, а там, если проявишь себя, то посмотрим».

- На уровне батальонов, бригад «замполиты» есть, а в ротах их вернули? Были ведь такие планы.

В тех подразделениях, где мне доводилось бывать, я их не видел. Но насколько я знаю, подготовка таких специалистов ведется. Просто их должности не вводят повсеместно и сразу, чтобы их место не заняли непрофильные специалисты. То есть должности вводят только под конкретных выпускников. Это очень грамотный подход, который исключает ошибки молодой российской армии начала 90-х.

- На ротном уровне специалисты реально нужны?

Да. Но их вводят не везде. Общевойсковые подразделения, где численность личного состава превышает 100 человек, должны быть укомплектованы заместителями командиров рот по работе с личным составом.

- Что входит в обязанности нынешнего «замполита»?

Давайте обратимся к уставу. «Замполит» - а в уставе еще написано, что заместитель командира по воспитательной работе, а не заместитель командира по работе с личным составом – отвечает за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние, общественно-государственную подготовку личного состава и действенность работы по обеспечению безопасности военной службы.
В войсках бытует расхожее мнение, что «замполит» - это специалист по неясным вопросам. Если, положим, вопрос не входит в компетенцию ни одного из замов, то им должен заняться «замполит». Хотя «замполит» сам не понимает, почему именно он всем этим занимается [смеется] .

- В работе «замполита» в современной российской армии сохраняются элементы работы «замполитов» советского времени?

Например, в то время была общественно-политическая подготовка, а сейчас – общественно-государственная. Зачитаю темы занятий из плана по ОГП на текущий год. Первая тема для всех категорий военнослужащих «Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики». И тут же «Задачи солдата и матроса воинской части/корабля на текущий учебный год». Потом изучаются важнейшие военные сражения, имевшие место быть в разные периоды, Дни воинской славы, примеры героизма, города-герои. Изучается система государственного устройства, государственной власти. Вопросы традиционных религий, традиций, присущих народам России. Эти вопросы очень важны, так как только в моем подразделении на данный момент проходят службу военнослужащие более чем десяти национальностей. Далее изучается российское законодательство, ответственность военнослужащего. Что такое воинский коллектив. Кроме того, мы изучаем основы международного гуманитарного права. По поводу него хочу сказать отдельно.
Я начинал свою службу в части, которая находится далеко от всех горячих точек, и в тот момент каких-либо активных действий наша армия вообще не вела. Аспекты международного гуманитарного права нас как бы вообще не касались. Я был убежден, что эта дисциплина не нужна. И вот первая же командировка дала осознание того, что это надо было изучить еще вчера. Сейчас, уже будучи руководителем занятий, я объясняю, что это актуально как никогда, что это должен знать каждый солдат. Что при получении приказа на выполнение боевой задачи уже не будет времени на обучение солдата этому. Поэтому надо сегодня знать, что – вот мой собственный пример – когда военнослужащий берет [в качестве трофея] и носит форму армии иностранного государства, потому что она лучше, то он нарушает нормы этого гуманитарного права.
Вот это основные темы занятий. Кроме того, у нас всегда есть резерв тем: одну тему в месяц мы можем самостоятельно предложить к изучению, исходя из текущей обстановки.
Есть еще система информирования – это 30 минут времени между завтраком и подъемом флага. Это какое-либо сообщение о событиях в стране или за рубежом. Кроме того, отдельно по распорядку дня есть просмотр информационных программ: либо «Вести» в 20 часов, либо «Время» в 21 час. Но неправильно просто смотреть, военнослужащим необходимо разъяснять, что значит то или иное событие, какие последствия они вызовут.
Обычно на информировании затрагиваются 3 темы максимум, одна из которых главная. В поиске профильных тем очень помогает сайт Министерства обороны, так как любые заявления первых лиц, руководства Вооруженных сил там выкладываются. Я читаю темы по 2 раза, запоминаю ключевые тезисы и говорю без бумажки. Потому что, если я читаю с нее, то мне веры нет. Если я говорю, то значит знаю, о чем говорю, и слушатель мне верит в таком случае.
Есть еще такое понятие как оперативное информирование, когда происходит какое-либо важное событие. Например, когда турки сбили наш самолет, я на ближайшем построении, которое было через полчаса после появления данной информации в новостных лентах, довел эту информацию личному составу. Чем кое-кого даже напугал. После подошел ко мне один из военнослужащих и спросил: «Теперь мы в Сирию поедем?!» Пояснил ему, что прямо сейчас не поедем, но знать информацию о таком событии должны.

- Как Вы подаете такую информацию?

Любая информация, любые слова, которые доводит офицер личному составу, должны быть объективны. Никакого искажения не допускается. Все по факту: сегодня в такое-то время был сбит наш самолет. Есть предположения экспертов, что самолет был сбит ракетой «земля-воздух». Это нарушение таких-то и таких-то норм международного права, так как самолет, по заявлению Министерства обороны, находился там-то и его сбивать было нельзя. Одного летчика ищут, другой, скорее всего, погиб. Все это говоришь не от своего лица, а сообщаешь источник информации. Потом, когда появилось больше информации о том, как был сбит самолет, на плановом информировании сообщаешь новые факты.
Вообще же информирование военнослужащих возложено на их непосредственных командиров. Но в данном случае, зная, что уровень подачи информации будет ниже по качеству, взял их функции на себя.

- Такую оперативную информацию из каких источников берете?

Про тот же самолет я услышал по радио в машине. Всегда, когда еду в машине, включаю «Business FM», «Вести FM», «Маяк» и еще одну местную региональную радиостанцию. Там каждые 15 минут есть новости. Если есть актуальная информация, которая касается военнослужащих, то я ее сообщаю. Как раз, когда приезжаю в часть, то подразделение уже построено на утренний развод. Либо, если что-то очень важное, то даю команду на срочное построение.

- Как часто проводится информирование?

Обычное информирование проводится два раза в неделю. Военно-техническое информирование и правовое информирование проводятся раз в неделю через неделю, чередуясь. Кроме этого, если уж касаться всех моих занятий, то два раза в неделю проводится общественно-государственная подготовка. Кроме того, есть общие собрания, воспитательная работа и досуговые мероприятия на воскресенье, например, просмотр фильмов. Если вот у нас была Пасха, то тема беседы с личным составом «Светлое Христово Воскресение». Так как у нас нет штатного помощника командира по работе с верующими военнослужащими, мы приглашаем представителей Русской православной церкви, с которыми поддерживаем отношения в нашем районе. Приезжают члены православной общины, проводят небольшой концерт в клубе. На мероприятие приглашаются военнослужащие, исповедующие православие, причем исключительно по желанию.

- Сверху какие-либо идеологические установки спускаются?

Все темы, по которым мы проводим занятия по общественно-государственной подготовке, приходят из Главного управления по воспитательной работе. Сами конспекты публикуются в журнале «Ориентир». Тут есть проблема, потому что данный журнал не всегда вовремя приходит в войска, а на сайте электронная версия выкладывается именно что без тем по общественно-государственной подготовке. Вопрос: зачем так делать, если это издание Министерства обороны, ориентированное на военнослужащих Министерства обороны? В журнале поясняют, что, мол, жизнеспособность издания зависит от напечатанных экземпляров. В интернете, конечно, есть ресурсы, которые публикуют эти темы из «Ориентира», но сложность возникает именно с актуальными темами, которых нет, скажем, в прошлом или позапрошлом выпуске.

- То есть время от времени просто приходится искать в интернете отсканированные доброхотами выпуски этого журнала?

Не время от времени, а постоянно приходится. Еще приходится следить за командирами подразделений, чтобы они использовали актуальные темы на информировании. А то ведь могут взять какую-нибудь старую тему, где еще тот же Сердюков упоминается…

- Кстати, о бывшем министре. Разборы его деятельности проводятся? Результаты дела «Оборонсервиса» рассматриваются?

Редко его вспоминают. Касаемо оценки деятельности. Я сам ее никогда не озвучиваю, потому что это вызывает бурю эмоций у личного состава. Большинство военнослужащих по контракту, офицеры крайне негативно к нему относятся. Если все же речь об этом заходит, то стараюсь сказать, что кроме негативных вещей были и позитивные. Например, при нем началось создание новой формы. Прекрасно помню, как он говорил, что у нас должна быть современная семислойная форма. Я тогда в своем воображении не мог представить, что форма может состоять из каких-то семи слоев. Вот я провожу такие параллели и говорю, что деятельность Сердюкова была достаточно многогранна.

- Вы уже упомянули журнал «Ориентир», в котором публикуются нужные по работе темы. Что еще читаете из учебных пособий что вообще читаете не по работе и есть ли на это время?

Это проблема, читать просто некогда. Мне помогают в работе некоторые телевизионные программы, например, «Служу России» или «Военная тайна» с Виктором Прокопенко. Оттуда очень удобно брать клишированные фразы, слоганы, которые потом можно использовать в воспитательной работе для формирования общественного сознания. Которыми можно «мочить». Мы не должны бояться слова «пропаганда», потому что по руководящим документам моя работа значится «пропагандистской».
Что читаю не по работе. В основном, слушаю аудиокниги по пути домой, когда в командировку еду и т.п. Таким образом я перечитал всю классическую литературу и произведения, связанные с армией: Толстой, Бунин, Куприн, Пушкин, Достоевский. Сейчас есть много блогеров, которые пишут про военную тематику на форумах, в соцсетях.
Вообще все, что я читаю во внеслужебное время так или иначе связано с психологией, мировоззрением, с изучением оружия, опытом иностранных армий. Например, если ты «замполит» зенитного дивизиона, то ты не можешь не знать особенности техники, стоящей на вооружении в твоем подразделении. Это обязательно понадобится по службе. Хотя бы для того, чтобы иметь авторитет в глазах военнослужащих. Не надо бояться просить подчиненных показать тебе как делается то, в чем ты не разбираешься. Это добавит откровенности в ваши отношения.

- Вы сказали, что смотрите «Военную тайну». Не секрет, что в данной передаче немало ляпов и ошибок…

Там нередко обсуждаются темы, по которым информацию в иных местах трудно найти. Например, что в западном обществе о нас распространяются шаблоны, что русские – пьяницы, а в передаче приводятся примеры, что там пьют не меньше. И это подается не обрывочно, а такими комплексными сюжетами по 20 минут об одном. Позволяют посмотреть на тему под таким углом, который в других СМИ не встретишь. Да, я вижу, что там есть ошибки, что их информация не неопровержима, но из этих передач можно почерпнуть полезный материал.

- Если посмотреть различные аналитические программы на государственных каналах, почитать и послушать провластных общественных деятелей, публицистов, то нетрудно заметить продвижение некоего общего тренда: Россия в кольце внешних врагов, а изнутри пытается поднять голову «пятая колонна». Поэтому, мол, надо сплотиться вокруг действующей власти, чтобы противостоять нападкам враждебных сил. Вы личному составу тнформацию подаете в том же ключе?

Начнем с того, что среди военнослужащих по контракту и офицеров есть люди, которые зачастую мыслят клише типа «все власть придержащие воруют», «у нас опасно публично выражать свое мнение», «кровавый режим всех посадит». При этом глубоко в тему они не вникают. Я стараюсь реагировать так:
- Все воруют!
- Кто «все»?
- Да все об этом знают!
- Кто эти «все знают»? Приведите хоть один пример.
- Да вот тот же Путин!
- А что у него?
- Ну вот панамские оффшоры!
- Приведите пример, чтобы лично на него было хоть что-то там зарегистрировано.
- Да все знают, что он ворует!
Я пытаюсь на своих занятиях вести конструктивный разговор, а не довольствоваться слухами про «все знают». Разъясняю, что есть оппозиционные силы, которые стремятся склонить общественное мнение на свою сторону, но мы – военнослужащие и не можем рассуждать о том, будем ли мы выполнять приказ или не будем. То есть я отделяю мух от котлет.
Что же касается неких установок о проведении официального курса в жизнь. Такого нет. Сверху ничего не спускается. Есть понимание того, что мы [«замполиты» - прим.] не можем давать оценки деятельности вышестоящего командования. Я довожу офицерам, что этого делать нельзя. Политическим темам мы оценки не даем, потому что это общественно-государственная подготовка, а не политическая.
В армии запрещена какая-либо предвыборная агитация. Даже если командир части попытается сказать, что есть вот такая ведущая партия, которая повышает нам денежное довольствие, то я буду первый, кто скажет ему, что так делать нельзя. Что у нас кроме этой партии есть еще и другие партии, которые принимают эти же законы.
Я, как «замполит», могу подсказать как участвовать в политической жизни, но во внеслужебное время. Как бороться с коррупцией, например, посредством обращений в органы исполнительной власти. То есть я должен дать военнослужащему понимание того, как он может защитить свои права, в том числе, участвуя в политической жизни. Но не подталкиваю его к определенному выбору. Тем самым я закрываю вопрос с обсуждением конкретных политических персон, их деятельности на территории части.

- Занятия с контрактниками и с военнослужащими по призыву совместные?

Нет. У занятий с этими категориями военнослужащих разная тематика. Уточню, что занятия со всем своим подразделением проводит командир, а вот отдельно с контрактниками занимаюсь я. При этом обеспечение всех занятий – планы, конспекты – это все «замполит».
Кроме занятий существует и индивидуальная воспитательная работа. Каждый офицер должен иметь план проведения воспитательной работы с личным составом. За день офицер обязан побеседовать в рамках этого плана хотя бы с одним военнослужащим. На практике же, зачастую, больше. Не все они фиксируются и оформляются, как положено. Например, на днях выходил с КПП и увидел, что дежурный выкинул окурок на проезжую часть. Наряд же до проезжей части убирает, а саму дорогу нет. Военнослужащий же «культурный», поэтому чтобы не сорить у себя он пошел и выкинул окурок на проезжую часть. Я не смог пройти мимо этого прапорщика. Три-пять минут спокойно и без раздражения проводил с ним беседу, что так делать нельзя. Объяснил почему нельзя, почему после этого он сам себя уважать не должен. Привел различные примеры, в том числе, из законодательства, из соображений морали. Поговорил о том, как сделать так, чтобы так больше не делать. И он это понял.

- А с самими «замполитами» вышестоящее командование какие-либо занятия проводит?

Такие занятия должны проводиться раз в полгода перед началом очередного учебного периода на уровне гарнизона, армии, округа.

- Военные психологи в работе помогают?

На уровне соединения – той же бригады – есть группы психологического обеспечения. Руководит ею офицер – это капитанская должность, у которого в подчинении находятся гражданские специалисты. Система эта очень действенная. Когда ранее в каждом батальоне была должность психолога, то этот офицер зачастую выполнял лишь общие обязанности. То есть перекрывал вопросы, на решение которых не хватало общевойсковых офицеров: заступал в наряд, привлекался к проведению каких-либо занятий. Когда должность психолога убрали, то его задачи попытались переложить на «замполита». Но специалист по работе с личным составом – не психолог, там ведь более тонкие материи, решаются иные задачи. И эти задачи могут оказаться «замполиту» и не по плечу.
Сейчас, когда есть группа психологического обеспечения, то трудно представить работу «замполита» без взаимодействия с ней. Психологи работают на уровне подразделения и полностью выдают рекомендации по каждому военнослужащему: что нельзя с ним делать, как организовать взаимодействие с ним. Если командир прислушивается к их рекомендациям, то он во многом может избежать каких-либо нештатных ситуаций.

- Есть отдельные подразделения, отдельные батальоны, где по штату не полагается группа психологического обеспечения. Как там организована психологическая работа?

Есть периодичность психологического тестирования военнослужащих: минимум раз в полгода его проходят абсолютно все – и солдаты, и офицеры. Его проводит либо выездная группа психологов, либо непосредственно сам «замполит». В последнем случае необходимо работать очень четко. Бывает так, что офицер садит какого-нибудь смышленого солдата за себя, чтобы он тест заполнил. Не потому что он что-то там скрывает, а потому что у него времени нет. А потом выясняется, что по результатам тестирования этому офицеру нельзя доверять командование. Тогда такого офицера уже вызывают непосредственно к психологам, и он у них проходит тестирование. Такие случаи были.
Тестирование офицеров – очень важный момент. Они ведь не только сами за себя отвечают, а еще и за личный состав. Бывало же, что офицеры срывались, вели себя неадекватно. Почему так? Потому что контроль был упущен, с ним не проводилась работа. Внешне такой офицер вроде как негодяй, а начинаешь разбираться и видно, что он просто погряз в своих проблемах, внутриличностных противоречиях.

- Бывало ли так, что офицера отстраняли от службы после изучения результатов его тестов?

Мне известны случаи, когда психолог приходил к командиру и, не вдаваясь в детали, говорил: «Данного человека необходимо немедленно выключить из той или иной ситуации, освободить от исполнения служебных обязанностей». Командир предоставляет ему отпуск, перед убытием в который с проблемным офицером работает психолог.

- Уточню: командир в таком случае обязан отпустить в отпуск или может отпустить?

Может. Но опытный командир не откажется от тех рекомендаций, что дает психолог.

- Нынешнего штата психологов достаточно для охвата всех военнослужащих? Помню, что на моей базе 2 штатных психолога успевали только тестировать вновь прибывшее пополнение да каждодневно работать с личным составом, заступающим в караул.

Сейчас в штате общевойсковой бригады 5-6 специалистов. Кроме того, главное в психологической работе – это выделить группу риска, то есть людей, которых необходимо поставить на динамическое наблюдение. А это далеко не весь состав бригады. Эти люди постоянно посещают психологов, выписываются рекомендации по работе с ними. Также в задачу психологов входит отбор людей на сержантские должности и работа с заступающими в караул.

- Как выглядит такой отбор на сержантские должности?

Командир, если желает поставить какого-либо военнослужащего на должность сержанта, собирает ведомости проверки по всем предметам обучения – там, естественно, должны быть оценки «хорошо» и «отлично», – и рекомендации психолога на предмет наличия у кандидата способностей к командованию, работе с личным составом. Например, в них может быть написано о повышенной агрессии, возможности применения физической силы в случае неповиновения или неспособности делать выводы из сложившейся ситуации. То есть кандидат может быть семи пядей во лбу, с отличной подготовкой, но в тоже время иметь асоциальное поведение. Такой человек не подходит для занятия командной должности.

- Вы рассказали, как должно быть, а на практике…?

Нет-нет-нет, в моем подразделении сержанта не назначат… Я даже больше скажу, контрактника у меня на службу не возьмут без рекомендации психолога. Есть, конечно, случаи, когда рекомендации психолога не берутся во внимание вообще. Это все от командира зависит.

- В караул могут поставить военнослужащего, если есть рекомендация психолога этого не делать?

Конечно командир может пренебречь рекомендацией психолога, но в этом случае он берет всю полноту ответственности на себя. Вряд ли офицер так сделает, потому что сам своими руками прикрепляет заключение психолога к караульной ведомости и подтверждает, что ознакомился с ним.

- Вам вменена обязанность агитировать военнослужащих по призыву подписать контракт?

Есть определенный перечень должностей, которые должны замещаться военнослужащими по контракту. Исходя из этого перечня перед каждым командиром ставится задача о проведении отбора военнослужащих на службу по контракту. Практика показывает, что свой контрактник из твоего батальона гораздо лучше, чем человек пришедший с гражданки. Приходящего ты не знаешь, а своего – знаешь, как облупленного, так как он себя уже проявил на службе так или иначе. Ты понимаешь, что ждать от него в той или иной ситуации.
Задачи по отбору ставятся количественные, то есть каждый месяц ты должен сагитировать на контракт примерно столько-то человек. Не может быть так, чтобы за месяц никого не предоставили.

- План отбора реалистичный? Его можно выполнить?

В целом, да.

- Сколько человек в месяц Вы должны привлечь на службу по контракту за месяц?

Грубо говоря, по одному человеку в месяц с роты. Один-два кандидата из 20 человек.

- А если не получается? Ну вот не идут люди, не хотят?

Можно перенести на следующий месяц, но тогда потребуется в два раза больше человек. Можно, как я уже говорил, с гражданки привлечь. Как уже говорил, вариант с привлечением не очень хороший, так как такой человек неизвестен. Практика показывает, что потом он в любой момент может захотеть уволиться. Мол, нашел более высокооплачиваемую работу, жена на развод подает, зарабатываю мало, увольте меня. При этом по негативной статье он не хочет увольняться просто никак. Начинается формальный подход к службе, не желает выполнять свои обязанности. И получается то, о чем предупреждали: не надо брать контрактника со стороны.

- Я правильно понимаю, что и сейчас командиры всячески стараются затягивать увольнение контрактников, чтобы не получать нагоняй свыше из-за снижения уровня укомплектованности подразделения военнослужащими по контракту? Мол, чего ж ты, товарищ офицер, не удержал человека, не думаешь о показателях?!

Да. «Вы слабо работаете [с личным составом] ! Вы их не воспитываете!» Но когда человек изначально на службу идет, чтобы просто пережить тяжелые времена, а срок службы-то три года, то сложно изменить подход к делу такого контрактника.
Если у контрактника через некоторое время после прохождения трехмесячного испытательного срока появляется цель уволиться, то я им предлагаю три варианта.
Первый. Все-таки продолжить службу до окончания срока контракта. Но тогда цель контрактника не выполняется.
Второй. Служить плохо и уволиться сразу. То есть мы собираем весь негатив и увольняем его по «плохой» статье с соответствующими последствиями: восстановиться на службе нельзя, попасть в какие-либо силовые структуры и госорганы проблематично.
Третий. Пытаемся уволиться по «положительной» статье: заболели родственники – нужен уход, нашел более высокооплачиваемую работу.
Некоторые пытаются уволиться по третьему варианту, но я еще ни разу не видел успешных попыток.

- «Замполит» проводит какие-либо занятия с офицерами своего подразделения?

Есть система работы с командным составом подразделений. На занятиях разъясняется как работать с разными категориями военнослужащих. На конкретных примерах разъясняем как, например, вести личные дела, применять дисциплинарную практику, взаимодействовать с контрактниками и призывниками, представителями различных национальностей, как организовать и о чем говорить на общегосударственной подготовке.
Для качественного проведения таких занятий необходимо, кстати, и присутствовать в конкретных подразделениях, чтобы посмотреть, как командир взаимодействует со своими подчиненными. Если он ничего, кроме как кричать и матом ругаться в духе сержанта из «Цельнометаллической оболочки» или персонажа Нагиева с пародией «10-я рота», не может… Я всегда привожу эти примеры, показываю этих персонажей, человек смотрит, смеется и не всегда понимает, что поступает точно также. Надо дать понять, что вот так делать нельзя и объяснить почему нельзя. При этом следует понимать, что точно также не следует говорить, что нужно работать только вот так, как вот этот человек, который все делает правильно. Все люди разные и у каждого свой стиль работы. Просто каждый должен понимать, что должен находиться в определенных рамках, за пределы которых не надо выходить.
Аксиома – бить нельзя. Почему нельзя – это офицеру надо объяснить. Потому что как только ты человека ударил, то тем самым показал ему экстремум своей негативной реакции. Значит человек будет думать, что все что до удара – все можно. Не бьет – и нормально, потому что крайняя реакция у него – это удар. Также и с криком: чем громче офицер будет орать, исходя на сопли и слюни, тем меньше его будут слушать, когда он говорит нормально. При этом офицер может искренне не понимать, в чем дело: «Я же ору на них, потому что они не понимают! Ору, а они не слушают! Они все тупые уроды!» А какого можно ожидать отношения от солдата, если ему говорят, что они все заведомо уроды?! Поэтому я офицерам всегда объясняю, что бить нельзя, орать не надо. При этом надо разделять два понятия: крик и командный голос. Одно дело, когда ты говоришь, чтобы все слышали, другое - когда багровеешь, таращишь глаза и переходишь на визг.
И еще о педагогике. Никогда не говори того, что не сможешь сделать, а если сказал, то ты должен это сделать. Педагогику проходят во всех военных учебных заведениях. Любой офицер ее изучает, но это не означает, что он овладел ее методами и принципами. К сожалению. Поэтому я всегда говорю: «Не обещайте того, чего вы потом не сделаете. Вы можете сколько угодно орать потом, не поможет. Надо объяснять правила «игры». Сказал, что накажешь за то и это? Накажи. Тогда тебя будут уважать хотя бы просто за то, что ты держишь слово».

- Офицеры на занятиях действительно слушают или же «раз надо, значит присутствуем»? Нетрудно себе представить возможную логику того же ротного: «Я каждый день с солдатами уже несколько лет общаюсь, знаю какой к кому подход нужен. А тут мне человек со стороны, у которого и личного-то состава в подчинении нет, что-то там рассказывает про работу с военнослужащими».

Отношение к твоим занятиям проистекает от степени ответственности, с которой ты подходишь к выполнению своих обязанностей. Я в эту профессию пошел сознательно и мне нравится та работа, которой я занимаюсь. В любой деятельности есть негативные стороны, которые мне не очень нравятся, включая какое-либо негативное отношение, с которым относятся ко мне. Но это до тех пор, пока люди не сталкиваются с результатами моей работы. Это не говорю о том, что вот я какой классный «замполит». Нет. Просто если ты сам относишься к своим мероприятиям и предметам как к наиважнейшим, когда сам всем этим живешь, заставляешь офицеров этим заниматься и спрашиваешь с них за это, то и отношение будет соответствующее. «Посмотри, да он бьется до конца!» То есть мне уже не скажут, что ОГП не нужно, что информирование можно пропустить.

- К «замполитам» предъявляются требования по владению иностранными языками?

Никаких требований по знанию иностранных языков к офицерскому составу не предъявляется, за исключением некоторых разведподразделений. Зачастую это является проблемой, особенно в мероприятиях за пределами Российской Федерации. Мне известен случай, когда наши военнослужащие в качестве миротворцев ООН участвовали в совместном патрулировании в зоне одного вооруженного конфликта. Переводчик, офицер одной из стран бывшего СССР, достаточно вольно переводил то, что говорили наши офицеры. Совсем вольно. Было понятно, что что-то не то, но никто из наших миротворцев не владел в должной мере английским языком.