Чижевский солнечная активность. Солнечно-биосферные связи

Космизм Александра Чижевского, или Почему мир сошел с ума

Вадим Горелик (Франкфурт-на Майне)

или Почему мир сошел с ума

За разнообразие талантов его называли « Леонардо ХХ века » . За приверженность изучению Солнца и солнечного излучения - «солнечным человеком». За нетрадиционный взгляд на марксизм-ленинизм - « врагом под маской ученого». Труды его до сих пор малоизвестны. Но имя его слышал каждый - Александр Чижевский. О нем и его теории космических эр хотим мы вспомнить сегодня.

Многие задают себе вопрос: «Что происходит сегодня с миром? Похоже, что все просто сошли с ума». Необыкновенные природные катаклизмы (смерчи, наводнения, цунами, землетрясения, эпидемии) и техногенные катастрофы (падают самолеты, тонут корабли, аварии на атомных объектах), чудовищная агрессивность при протестных акциях (сожженные машины, разбитые витрины, вандализм на стадионах), политики ведут себя как боевые петухи, доказывая друг другу, кто из них круче с помощью ядерных и ракетных «игрушек». Остервенение широких масс достигает апогея: за одно слово или карикатуру убивают. Жестокость зашкаливает. Политологи интеллигентно называют это полосой турбулентности, в которую вступил мир. Но мало кто задумывается о причинах такого глобального явления.

Солнце - наше все. То, что жизнь на Земле обязана своим возникновением Солнцу, написано в школьных учебниках. А вот то, что наша жизнь есть в большей степени явление космическое, чем земное, и все процессы, происходящие на Земле и в нашем обществе, сильно зависят от процессов, происходящих на Солнце (рис.1), стало известно не так давно.

И это открыл Александр Чижевский - один из крупных ученых минувшего века, основоположник космо- и гелиобиологии, человек, предложивший новое философское понимание глобальных земных процессов. Из простой истины, что солнечная энергия лежит в основе всего происходящего на Земле, он вывел и математически доказал влияние циклов солнечной активности (ЦСА) на периодичность и интенсивность земных природных (землетрясения, цунами, эпидемии) и общественных (войны, революции, мятежи, финансовые кризисы) катаклизмов, которые очень дорого обходятся человечеству.

Трудный путь гения. Он родился 26 января 1897 г. в семье генерал-майора русской армии. После Калужского реального училища продолжил учебу в Московском археологическом и коммерческом институтах и на физико-математическом и медицинском факультетах МГУ. В 1918 г. Чижевский защищает в МГУ докторскую диссертацию «О периодичности всемирно-исторического процесса», в которой на большом фактическом материале доказывает влияние ЦСА на все происходящие на Земле процессы. Венцом его открытия стала монография «Земля в объятьях Солнца», написанная Чижевским на французском языке (Париж, 1938 г.). На русском языке эта книга была опубликована только в 1973 г. уже после его смерти под названием «Земное эхо солнечных бурь».

Открытие Чижевского сразу получило признание. Он был действительным членом 18-ти академий мира, почетным профессором многих университетов Европы, Америки и Азии. В 1939 г. в Нью-Йорке первый международный конгресс по биологической физике и космической биологии избирает Чижевского почетным президентом и выдвигает его на Нобелевскую премию.

Но уже в 1940 г. начинается «средневековый процесс» над Чижевским. Его обвиняют в отступлении от принципов марксизма-ленинизма. Дело Чижевского курирует Вышинский. В «Правде» появляется разгромная статья «Враг под маской ученого».

Чижевский изгнан со всех постов, но остается пока на свободе. Арестовали его в 1942 г. по обвинению в очернении советской власти. Это стоило Александру Леонидовичу 8 лет лагерей и еще 8 дали как спецпоселенцу.

Реабилитировали только в 1962 г., а через два года его не стало.

Суть открытия Чижевского. Чижевский проанализировал большой исторический материал и обнаружил корреляцию максимумов ЦСА (большого количества пятен на Солнце) и массовых катаклизмов на Земле. Было установлено, что периодичность максимальных значений ЦСА изменяется в диапазоне от 8 до 16 лет, в среднем - 11 лет (Рис. 2). Чижевский показал, что в периоды повышенной солнечной активности на Земле происходят войны, революции, стихийные бедствия, катастрофы, эпидемии. Отсюда сделан вывод о влиянии 11-летнего ЦСА на климатические, геологические и социальные процессы на Земле.

«Астронома, читающего эпидемиологию холеры, - пишет Чижевский, - невольно изумляет тот факт, что хорошо знакомые ему годы солнечных бурь и ураганов вызывают столь великие бедственные явления и, наоборот, годы солнечного успокоения и мира совпадают с годами освобождения человека от безграничного ужаса перед этим неодолимым невидимым врагом».

Принципиально важным с точки зрения сегодняшней ситуации в мире является открытая Чижевскимзависимостьот ЦСА психической деятельности не только отдельного человека, но и народных масс, вызывающая их агрессивность, воздействие ЦСА на психику первых лиц государств и их команд, вероятность принятия ими неконструктивных решений на различных уровнях управления государством, приводящим к нарушениям экономики и к военным конфликтам.

Наряду с этим ученый предостерегал от упрощенного понимания его теории. Солнце - не причина появления тех или иных земных катаклизмов. Они могли бы проявляться и без воздействия солнечных бурь, под влиянием социально-экономических и геологических факторов, но время их появления и, главное, их интенсивность тесно связаны с пиками ЦСА. Солнечная активность - это спусковой крючок для процессов, происходящих на земле и в обществе. Поэтому изучение солнечных бурь необходимо для прогнозирования вероятности появления природных, биологических и общественных катаклизмов.

Теория Чижевского сегодня. За прошедшие годы теория Чижевского не только подтвердилась, но и стала востребованной. Зловещая триада: виртуальная коммуникация, легко образующая толпу за считанные часы, агрессивная телевизионная пропаганда, зомбирующая эту толпу, и технический прогресс на службе у варваров настолько усиливают эффект ЦСА, что это стало уже глобальной проблемой. Чем дальше, тем больше людей вовлекается в авантюры психически неустойчивых лидеров, и мир все больше сходит с ума.

Последние события во Франкфурте, в марте 2015 г. (пик 24 цикла) во время открытия нового здания Европейского банка, когда озверевшие толпы протестующих сожгли полицейские машины и ранили 89 полицейских, наглядное тому подтверждение.

Теперь обогащенные знанием, попытаемся с помощью рис. 2 понять, почему мир сходит с ума. Отметим, что средний уровень ЦСА неуклонно повышается, и в настоящее время он вдвое выше, чем в 1800 г. Сегодня изучены 23 солнечных цикла, а с 2008 г. начался 24 цикл, который достиг максимума в 2013-2014 г.г. По прогнозам NASA 24 цикл будет двухпиковым и вызовет мощные магнитные бури.

А теперь сопоставим некоторые наиболее значительные общественные и природные катаклизмы с максимумами ЦСА. При этом нужно учесть временной лаг (отклонение 1-2 года) событий от максимумов ЦСА из-за инерционности глобальных процессов.

15 цикл (1913-1923, максимум в 1917 г.). Первая мировая война и революции в России и Германии.

17 цикл (1933-1944, максимум в 1937 г.) Вторая мировая война.

19 цикл (1954-1964, максимум в 1958 г.) Суэцкий кризис 1956-1957 г.г. и вторжение СССР в Венгрию в 1956 г.

20 цикл (1964-1976. максимум в 1968 г.) Война 1967-1968 гг. между Израилем и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком, Алжиром и вторжение СССР в Чехословакию в 1968 г.

22 цикл (1986-1996, максимум в 1989 г.) Землетрясение в Армении, уничтожившее город Спитак (1988), распад СССР (1990).

23 цикл (1996-2008, максимум в 2000 г.). Распад Югославии, сопровождавшийся гражданскими войнами.

И, наконец, последний 24 цикл (2008-2019, максимум в 2013-2014 г.г.). Глобальный финансовый кризис. Крупнейшее землетрясение в Японии, приведшее к аварии на атомной станции Фукусима, появление «Исламского государства», второй майдан в Украине, аннексия Крыма и гибридная война в Донбассе, противостояние Россия-Украина и Россия-США.

Как жить дальше? На извечный российский вопрос «Кто виноват?» мы попытались ответить с помощью Чижевского. А вот на второй извечный российский вопрос: «Что делать?» - ответить труднее. Найти управу на Солнце нам не по силам. А вот на людей, подверженных влиянию солнечного излучения - вполне. В своей знаменитой книге «Земное эхо солнечных бурь» А. Л. Чижевский писал: «Государственная власть должна знать о состоянии Солнца в любой данный момент. Перед тем, как вынести то или иное решение, правительству необходимо справиться о состоянии светила: светел, чист ли его лик или омрачен пятнами? Солнце - великий военно-политический показатель: его показания безошибочны и универсальны». Теоретически правильно, но как быть с самими лидерами, которые тоже люди? Там же Чижевский предложил экранировать при пиках ЦСА палаты тяжело больных пациентов. Интересно представить ситуацию в мире, если бы подобным образом экранировались головные уборы и кабинеты неадекватных политиков, менеджеров и финансовых деятелей?

Есть немало предложений от физиков и психологов по тестированию лидеров, принимающих решения. Существует же сегодня тестирование умственных способностей по коэффициенту IQ. Может быть, стоит ввести аналогичный обязательный коэффициент неадекватности (КН) для тестирования психомоторики лидеров? И при некотором пограничном значении КТ ограничивать доступ таких людей к руководящим должностям?

Астроном, физик, медик, биолог, историк... А еще – поэт и живописец и – Человек...

Пятна на Солнце, затмения, приближение блуждающих комет волнуют умы некоторых наших сограждан, похоже, с такой же силой, как другую часть – возможность нового дефолта и подорожание бензина. Правда, есть и третья группа (возможно, самая большая), которую уже ничем не испугаешь. “Стоит ли волноваться из-за каких-то там пятен!”

Александр Чижевский еще в 20-х гг. обнаружил, что солнечная активность влияет на экстремальные земные события – эпидемии, войны, революции… До этого астрологи в течение двух тысячелетий тщились доказать, что звезды управляют судьбой людей и государств. Иногда их предсказания сбывались – люди ведь внушаемы…

Кто-то из великих философов обронил: “Звезды управляют дураками”. Фразу можно продолжить:

“…а дураки управляют звездами”. То есть дурацкое поведение и дурацкие мысли больших масс людей (агрессия, ненависть) провоцируют землетрясения, наводнения, те же пятна на Солнце… Которые, в свою очередь, провоцируют… и т.д. Такое вот современное “развитие” Чижевского.

Годы солнечной активности – это то, что на поверхности. А внутри... Может быть, Солнце – тот самый океан Солярис, “активное” зеркало, в котором все наши скверны отражаются гигантскими протуберанцами?

А если так, то “неча на зеркало пенять!..”

Это имя на небосклоне науки ХХ в. блистает звездой первой величины. Не той, что занесена в толстые академические тома, а живой, трепетной, которая будет светить независимо от официального научного “рейтинга”. Александр Леонидович Чижевский (1897–1964) стал Коперником ХХ в., ликвидировав геоцентризм в его последнем прибежище. Земля не только обращается вокруг Солнца – все живое на нашей планете пульсирует в ритмах солнцедеятельности, – установил он. Всю жизнь он смотрел на Солнце, а Оно смотрело через него на современников.

На Первом Международном конгрессе по космической биологии, состоявшемся 30 лет назад в Нью-Йорке, Чижевского назвали Леонардо да Винчи ХХ века. Ученый: астроном, физик, медик, биолог, историк. А еще поэт и живописец.

ПРЕДЧУВСТВИЕМ ИСТИНЫ назвал поэзию французский историк и социолог Ипполит Тард. В 1919 г. молодой калужанин Александр Чижевский написал стихотворение, в котором провидел свою судьбу. Посвящено оно было Галилео Галилею:

И вновь и вновь взошли

на Солнце пятна,

И омрачились трезвые умы,

И пал престол, и были неотвратны

Голодный мор и ужасы чумы

И жизни лик подернулся гримасой:

Метался компас, буйствовал народ,

А над Землей и над людскою массой

Свершало Солнце свой законный ход.

О ты, узревший солнечные пятна

С великолепной дерзостью своей,

Не ведал ты, как будут мне понятны

И близки твои скорби, Галилей!

Спустя много лет инквизиторы нашего времени будут пенять Чижевскому на то, что с этими “пятнами” он посмел связывать помрачения в делах человеческих – эпидемические и социальные катастрофы, неурожаи, моровые поветрия… В кровавой и мутной замяти конца века мы видим наглядное подтверждение его идей. А в спецслужбах разных стран ныне целые отделы занимаются анализом солнечной активности...

ЕГО ПРЕДКИ по матери были из Невьянов – голландцев, прибывших в Россию при Петре I и верно служивших новому Отечеству. По линии отца в нем текла примесь польской крови. В 1915–1916 гг., следя за происходящим на русско-германском фронте, где находился со своим артиллерийским дивизионом его отец, Александр Чижевский сделал поразившее его современников открытие. Усиление солнечной активности, фиксируемое в телескоп, совпадало по времени с активизацией боевых действий. Заинтересовавшись, он провел статистическое исследование среди родных и знакомых на предмет возможной связи нервно-психических и физиологических реакций с появлением вспышек и пятен на Солнце. Математически обработав полученные таблички, он пришел к потрясающему выводу: Солнце влияет на всю нашу жизнь гораздо тоньше и глубже, чем это представлялось до этого.

Наше светило – дирижер стихийных процессов на Земле? Бунты, войны, революции, массовые психические “эпидемии”, – всё подчиняется некоей “воле” извне? Признать подобное было более чем смело. Не случайно и Циолковский, выслушав Чижевского, выразительно постучал по своему темени: “А как вы учтете это?”

ЧИЖЕВСКИЙ НЕ ИГНОРИРОВАЛ роли личности, экономических, политических и других “двигателей” истории, что ему впоследствии приписывали недоброжелатели. Он не был фаталистом и неоастрологом, в чем его с пеной у рта обвиняли всю жизнь. Он был ученым, изучавшим факты. И вот будущий историк-археолог, готовивший магистерскую диссертацию на тему “Русская лирика восемнадцатого века”, зарывается в исторические хроники и летописи. Оказывается, испокон веков люди с удивительной ясностью чувствовали влияние Солнца, отражая это в мифах и религиях. “Я лишь облек древнюю мысль в форму таблиц и графиков и показал возможность прогнозирования стихийных событий на Земле”, – говорил ученый. Несмотря на спорность темы, ему удалось в 1918 г. защитить в МГУ докторскую диссертацию по всеобщей истории и открыть первую страницу историометрии. Выбранный путь требовал естественно-научных подтверждений – и Чижевский заканчивает еще физический и медицинский факультеты Московского университета. На вопрос, чему он, собственно, посвятил себя, ученый с некоторым вызовом отвечал: “Электричеству жизни!”

СУДЬБУ ЧИЖЕВСКОГО легкой не назовешь. Вокруг его жизни сплетено множество небылиц, хотя в ней есть действительно загадочные страницы. Говорили, например, что большевики ненавидели и боялись его и потому-де упрятали в лагеря. На самом деле арестовали его во время войны в эвакуации по банальному бытовому доносу. Как он сам рассказывал, следователи НКВД, сочувствуя ему, постарались сделать все, чтобы он получил минимальный срок – 8 лет. В шарашке и лагерях, где он отбывал, находились начальники, позволявшие ему вести исследовательскую работу. Грязью в печати его действительно поливали всю жизнь, но частенько это делали не партийные идеологи, а коллеги-ученые.

Чижевский не вписывался в цеховые рамки “большой науки”.

После первых же публикаций 20-х годов о влиянии солнечных циклов на земные события на ученых собраниях его стали клеймить “солнцепоклонником” и “мракобесом”... “У меня требовали официального отказа от многолетних исследований, покаяния и публичного осквернения собственных работ…. Это было даже зафиксировано в протоколах ВАСХНИЛ”, – рассказывал впоследствии ученый.

На защиту своего друга решительно выступил К.Э. Циолковский. В декабре 1926 г. в США профессор Колумбийского университета Владимир де Смитт доложил своим коллегам о работах Чижевского. Сообщения вызвали настоящую сенсацию, и многие научные общества стали избирать русского ученого своим действительным и почетным членом. Это лишь добавило желчи его оппонентам в СССР. С сочувствием отнесся к А.Л. Чижевскому народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко, чем навлек на себя недовольство Сталина. Но вот Семашко лично встречается с “вождем народов” – и дело улаживается! Рассказывают, что уже после войны в ответ на попытки “доброхотов” подвести Чижевского под новый срок, Сталин сказал: “Надо еще посмотреть, враг ли он”. Видимо, Солнце в тот момент благоприятствовало Чижевскому…

ЕЩЕ ОДНА ЛЕГЕНДА приписывает Чижевскому участие в некоей закрытой советской спецлаборатории, основной задачей которой была выработка алгоритма управления психикой больших масс людей. На самом деле ученый в конце 20-х годов работал консультантом лаборатории зоопсихологии в Уголке Дурова, где Бехтерев и Кажинский проводили опыты по телепатическому воздействию на животных. Чижевский же занимался там вторым своим излюбленным научным направлением – аэроионизацией воздуха и, между прочим, продлил вдвое жизнь любимой обезьяне Дурова.

ПОСЛЕ ССЫЛКИ, наезжая в Москву сперва нелегально, а затем и официально возвратившись в 1961 г., Александр Леонидович пытался добиться продолжения своих научных работ в каком-нибудь институте. Но тщетно. Времена изменились. Теперь Чижевского не травили, как в 30-х (нескольких ругательных статей он

, впрочем, еще “удостоился”). Его просто замалчивали, вальяжно отстраняли. Иронически ухмылялись за спиной и в то же время активно пользовались его идеями и разработками.

Была и частная поддержка некоторых ученых, но официально Чижевский оставался для академии и властей предержащих чудаком-сумасбродом. Безвредным, но подозрительным.

Поступив на работу зав. лабораторией в один из трестов, он продолжал свои исследования по аэроионаторам. Смекнув, что на этом можно сделать деньги, директор треста попытался “раскрутить” немедленное производство еще “сырых” приборов. Чижевский отказался: “Не хочу работать с проходимцами”. Ушел на пенсию и, почти замкнувшись в своей маленькой квартире на Звездном бульваре, продолжал работать в одиночку. Писал воспоминания, картины, стихи. Размышлял о Космосе.

ОН НЕ БЫЛ ПОХОЖ на классического ученого-чудака. Подтянутый, выглядевший значительно моложе своих лет, но самое главное – доброжелательный, всем своим обликом сеющий вокруг себя свет. Любознательный, сдержанный в оценках, но необычайно реактивный в любом своем несогласии – таким помнят его все, кто с ним общался в последние годы жизни...

“Какой же он ученый – ведь он пишет стихи” – высказался о Чижевском некий академик. Александр Леонидович сам чрезвычайно стеснялся своих поэтических опытов, хотя о них с одобрением отзывались в свое время Валерий Брюсов и Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин и Павел Флоренский...

“В 1916 г., – рассказывал Чижевский, – я издал в Калуге сборник своих вирш... Потом, много лет спустя, выкрал из Ленинской библиотеки хранившийся там экземпляр и сжег”. “Из вас вышел бы неплохой поэт, если бы вы меньше увлекались наукой, – сказал ему Маяковский. – Поэзия и наука очень ревнивы: они не признают любовниц”.

“Брак” Чижевского был заключен, несомненно, с наукой – и, несмотря ни на что, это был счастливый брак.

УМЕР ЧИЖЕВСКИЙ погожим декабрьским днем 1964 года. Его хоронили на Пятницком кладбище в Москве (недалеко от Рижской эстакады). Был только узкий круг друзей и последователей. Кто-то принес вышедший аккурат в день похорон номер “Партийной жизни”, где некий борзописец потешался над “выжившим из ума шарлатаном по имени Чижевский”.

Солнце в этот день светило ярко и торжественно.

Леонид Голованов, Андрей Самохин

Александр Леонидович Чижевский (1897–1964) – одна из выдающихся фигур нашего времени, «Леонардо ХХ века», как его иногда называли. Крупный ученый, поэт, художник, безукоризненный моральный авторитет, он был также глубоким мыслителем-космистом. Ему принадлежат многочисленные идеи мировоззренческого плана. Фундаментальное значение многих из них было очевидно и раньше. В 30-е годы за нетрадиционный взгляд на социально-исторические процессы А.Л.Чижевскому был приклеен ярлык «враг под маской ученого», и он долгие годы провел в заключении. Некоторые мировоззренческие размышления Чижевского настолько опережали свое время, что лишь сейчас мы начинаем, наконец, осознавать их эвристическую силу, все более и более убеждаясь в том, что они должны стать ориентирами современной науки и культуры, хотя и в новой, модернизированной форме. Сегодня, когда культура, включая философию, находится в кризисе, когда духовное вытесняется материальным, массовая культура доминирует над культурой подлинной, когда ослабевает интерес к науке, современному знанию о мире особенно нужны новые смыслы. В этом контексте становится все более важной роль космического мировоззрения. « Космос направляет мир к овладению Красотою » . Космизм был тем целенаправляющим стержнем, который привел А.Л.Чижевского к ряду выдающихся открытий. Одно из них – разработка ключевых фрагментов междисциплинарного направления исследований, которое сейчас называют «большой историей». Это направление включает биологическую и социальную эволюцию человека в рамки универсального эволюционизма – от флуктуации вакуума, породившей нашу Вселенную, до глобальных проблем современной цивилизации.

НЕОБХОДИМОСТЬ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Творческое начало А.Л.Чижевский видел прежде всего в природе. Любовь к творчеству, проявляющая себя в разных формах, « безусловно присуща » и человеку. Философия, наука, искусство, поэзия – каждое из этих высших творческих проявлений человеческого духа привлекало Чижевского, в каждое он внес свой вклад. Особенно его интересовали относимые им « к вопросам величайшей важности » следующие мировоззренческие проблемы: « …удастся ли нам когда-нибудь познать природу как она есть, а не как нам кажется. Хаос или гармония управляют всем происходящим в мире; однородно или многоразлично вещество, создающее видимый мир, и что оно представляет из себя; смертна или бессмертна органическая жизнь, случайна или вездесуща она; смертен или бессмертен мир; конечно или бесконечно пространство » . Подобно В.И.Вернадскому, настаивавшему на необходимости «научного мировоззрения», он подчеркивал, что огромную и даже доминирующую роль в решении этих фундаментальных проблем мировоззрения должна играть наука. Свою философскую позицию Чижевский называл «критическим реализмом» или «научным реализмом», что является синонимом материализма. В основе этой позиции лежит « уверенность, что создаваемая наукой, и только наукой, физическая картина мира представляет собой не одну лишь творческую способность нашего ума, а отражает подлинно существующие и независимые от нас процессы природы ». По его мнению, необходимо такое « приближение к научному постижению вещи в себе, которое стремится освободить научную картину мира от всякого антропоморфизма » . Материалистическая тенденция – доминирующая и определяющая черта мировоззрения Чижевского. В контексте своего понимания критического, или научного, реализма Чижевский высказал интересные соображения о процессе познания мира. Например, обсуждая природу философских принципов, выходящих за границы как экспериментального, так и теоретического исследования (цель которых « разгадать внутреннюю сущность вещей и дали неба »), он отметил, что открытию этих принципов содействуют образы, возникающие либо при участии каких-нибудь внешних факторов, либо « исключительно с помощью углубленного мышления и творческой фантазии ». При зарождении образа « имеет, очевидно, большое значение творческая интуиция » , подчеркивал Чижевский. К числу сделанных таким путем открытий он относил ряд философских концепций, нашедших впоследствии блестящее научное оправдание – атомизм Лукреция, образные «предчувствия» средневековых алхимиков о возможности превращения химических элементов и другие. Образы содействуют поискам связей между различными явлениями природы, дают возможность « рассматривать невидимое под образом видимого », исследовать « явления, не поддающиеся опыту » . Трактовка понятия материи в философской концепции Чижевского совершенно недвусмысленна. Материя рассматривается им как проявление энергетического начала: « Материальный мир есть арена последовательных и закономерных комбинаций и колебаний единого мирового субстрата – электричества. Материя образована из электричества… » . В дальнейшем движении своей философской мысли Чижевский высказывает идею, им самим называемую пифагорейско-платоновской. Это – идея о едином мировом законе, или принципе, стоящем по ту сторону природных явлений. « Если мы примем электро-атомистическое мировоззрение, согласно которому материя не существует, а есть лишь одно или два имматериальных электричеств, мы, согласно вышесказанному, должны будем невольно прийти к убеждению, что существует лишь один или два каких-то основных принципа, которые, воздействуя на то или иное “электричество”, создают и материю, и весь видимый внешний мир. Таким путем все многообразие ощущаемого мира, столь запутанное и разнохарактерное, будет объединено и сведено к обнаружению единого физического закона, действующего на единое физическое начало » . Достижения современного ему естествознания Чижевский интерпретировал так: « Идея неоплатоников о едином мировом субстрате и идея пифагорейцев о едином правящем принципе постепенно отрываются из недр времени и подготавливаются к более интенсивной жизни в грядущем » . Рассматривая проблемы симметрии в природе, он склонялся к тому, что иногда называют «пифагорейской мистикой чисел». Например, симметрия в строении листьев на дереве или чешуек на сосновой шишке подчиняется строгим числовым закономерностям того типа, открытие которых приписывается пифагорейцам. «Золотому сечению» пифагорейцев, которое в эпоху Возрождения называли еще Божественной пропорцией, видя в ней меру мировой Гармонии, Чижевский придавал большое значение. Все эти соображения он связывал с существованием «точного, извечно-сущего космического закона», определяющего изучаемые нами явления природы. Помимо материалистических, энергетистских, пифагорейских, неоплатонических идей, в концепции Чижевского немалое место занимают и астрологические представления, но коренным образом переосмысленные с позиций современной ему науки. Многочисленны обращения Чижевского и к древней мудрости Востока. Например, одна из центральных идей его концепции – идея ритма в космической эволюции – имеет своим истоком как античную, так и восточную философскую мысль. Идеи и образы, свойственные самым разным философским традициям, моделируют концепцию Чижевского, но это отнюдь не признак какой-то непоследовательности или эклектичности. В связи с этим вспомним известные слова Альберта Эйнштейна о том, что естествоиспытатель не может при построении своего мира понятий слишком сильно ограничивать себя принципами какой-либо одной философской системы. Он будет казаться реалистом, говорил Эйнштейн, поскольку объект его исследований – внешний мир, идеалистом – поскольку научные понятия теории он рассматривает как «свободные творения человеческого духа», не вытекающие непосредственно из опыта, платоником и пифагорейцем – поскольку считает логическую простоту необходимым и действенным инструментом исследования и т.д. С большой искренностью это высказывание раскрывает отношение великого естествоиспытателя к мировоззренческим, философским основаниям научного поиска. Невозможность вывести принципиально новое знание из уже известного заставляла его выходить за пределы эмпирического и теоретического уровня науки, в мировоззренческую сферу – для формирования новых идеалов и норм познания, новой научной картины мира. И таким был путь не одного только Эйнштейна. И Коперник, и Кеплер, и Ньютон, и Бор, и А.А.Фридман, создатель теории расширяющейся Вселенной, – все они шли аналогичным путем. Их творчество вдохновлялось теми философско-мировоззренческими идеями, которые были наиболее созвучны их собственным научным проблемам, причем, как правило, при этом более или менее органично сочетались взгляды разных мыслителей. Мировоззрение Чижевского также было многосторонним. Оно возникло на стыке разных традиций – философских и эзотерических. Все это не только вполне естественно, но и неизбежно на крутых поворотах человеческого познания, тем более в современную эпоху диалога культур Запада и Востока.

«ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОСМИЗМ» А.Л.ЧИЖЕВСКОГО

Чижевского справедливо относят к русским космистам. И действительно, все его творчество – мировоззренческое, научное, художественно-поэтическое – буквально пронизано образами, метафорами, идеями связи человека и космоса. Эта связь наполняет многообразными смыслами и понимание А.Л.Чижевским «большой истории». Специфика космизма Чижевского заключалась в том, что, проявляя большой интерес к проблемам космической экспансии человечества, а также к «активно-эволюционному подходу», он сам этих проблем не разрабатывал. Более того, из некоторых его высказываний следует, что он неодобрительно оценивал призывы к «покорению природы». Он писал, например, что антропогеография должна отказаться от старого взгляда, « будто бы с ростом культуры человек подчиняет себе природу и постепенно освобождается от нее » . Он видел большую долю истины в старой мысли, высказанной еще Бэконом: « Природой можно повелевать, только подчиняясь ей ». Вместе с тем он еще не мог видеть в полной мере негативных моментов технологического процесса, считая, что если человек « берет от природы все, что ему необходимо для поддержания собственной жизни, то этот факт ясно показывает, что человеческие агрегаты представляют собой некоторую составную часть природы, но ни в коем случае не полную ее противоположность… » . Акцент в мировоззренческих размышлениях Чижевского сделан на единстве космической и земной природы и человека: « …мы должны представлять себе человека и его агрегаты, сообщества и коллективы как продукт природы, как часть ее, подчиненную ее общим законам » . Иными словами, его интересовали преимущественно аспекты космизма, связанные с осмыслением единства мира и человека как неотъемлемой части этого мира. Свое понимание основного принципа космизма Чижевский формулировал так: « В свете современного научного мировоззрения судьбы человечества, без сомнения, находятся в зависимости от судеб Вселенной » . Приведем еще одно его высказывание, которое разъясняет смысл этого принципа: « Человечество, населяющее Землю, находится под постоянным, мощным и сложным воздействием Космоса, которое мы лишь с трудом учимся улавливать и понимать. Но для нас уже нет никакого сомнения в том, что жизнедеятельность и отдельного человека, и всего человечества находится в тесной связи с жизнедеятельностью всей Вселенной. <…> В этом научном воззрении, всецело вмещающем в себя философские догадки древних, заключается одна из величайших научных истин о мировом процессе как едином и цельном явлении. Охватывая все стороны неорганической и органической эволюции, он представляет собой явление вполне закономерное и взаимозависимое во всех своих чувствах и проявлениях » . Эти мысли практически совпадают с идеями других русских космистов, особенно Циолковского. Но интерпретация принципа космизма, вкладываемый в него конкретный смысл у Чижевского отличается большим своеобразием. Он подробно обосновал взгляд, которого у других космистов мы не встречаем и который в 20–30-е годы прошлого века выглядел «еретическим». Впрочем, не менее «еретическим» воспринимается он и сейчас. Речь идет о влиянии на науку астрологии как социокультурного феномена. « Может быть, первый человек, посмотревший на звездное небо, распростертое над ним в тишине темно-синей ночи, понял, что хор движущихся в вышине светил составляет нечто общее с его подножием – с Землею и не может поэтому не иметь с нею прямой, хотя и невидимой связи. Из такого элементарного наблюдения, подкрепленного доводами самой непритязательной логики, родилась та “мнимая” наука, которая называется астрологией » . Астрология, по А.Л.Чижевскому, представала влиятельным феноменом мировой культуры на протяжении тысячелетий, затем была похоронена, но, как оказалось, преждевременно. Пережив ряд глубоких преобразований, человеческая мысль вернулась к тем « первоначальным философским концепциям, которыми болела на заре истории человечества », включая и астрологию. Особенно импонировало Чижевскому сложившееся в умах астрологов, еще за тысячелетия до начала опытного изучения природы, « глубочайшее убеждение в том, что жизнь представляет собой лишь трепет космических сил, поток космической энергии, направленной сверху вниз ». К этому он добавлял, что, « объясняя мировой процесс вибрацией космических сил, астрология тем самым освобождала мысль от гнета церковной догмы и освежала ее дуновением широчайших просторов, шествовала впереди всех наук как их лучшее философское завершение, как передовой боец за свободу человеческого духа » . Конечно же, не о возрождении каких-то древних суеверий говорил Чижевский. Он имел в виду лишь некоторые мировоззренческие идеи, целенаправляющие современный научный поиск. « В то же время всякому ясно, что между нашими выводами и астрологией – такая же пропасть, как между электрической химией и наукой о философском камне », – решительно подчеркивал он . Наиболее характерная черта космизма Чижевского, выявляющая его глубинные связи с эзотерикой, – энергетическая направленность. Смысл разработанной им версии космизма составляет принцип превращения космической, прежде всего солнечной энергии в энергию психических процессов людей и человеческих сообществ, что определяет, согласно Чижевскому, некоторые важнейшие черты социально-исторических процессов. О влиянии энергетики космоса на человечество говорили, как известно, и другие космисты, особенно К.Э.Циолковский. Он считал, что «воля космоса», то есть психическая энергия «высших разумных сил», передается человечеству и определяет многие стороны его жизнедеятельности. Но в космической философии Циолковского эта идея не является основополагающей, тогда как у Чижевского мысль о воздействии энергетики космоса на энергетику земных процессов – основная и наиболее оригинальная. И надо сказать, что в современную эпоху, когда освоение дальнего космоса остается нереализованной мечтой, разрабатывавшийся Чижевским аспект космизма, связанный с изучением роли космических факторов в биологических, психологических и социально-исторических процессах, становится наиболее значимым для современной культуры.

ПРИНЦИПЫ ЗАКОНООБРАЗНОСТИ, ЕДИНООБРАЗИЯ И ДЕТЕРМИНИЗМА

Ключевое место в философской концепции Чижевского занимает идея существования единого закона всего сущего. Единство мира Чижевский понимал как его единообразие. « Вселенная, которой управляет один-единственный закон, части которого мы познаем с таким трудом, не может быть разнородна и не одинакова на всем своем великом протяжении. Как у нас на Земле, так и на расстоянии миллиардов световых лет – властвует та же закономерность, та же целесообразность и гармония » . Принцип единообразия в контексте своего «энергетического космизма» Чижевский обосновывал следующим образом: « Материальный мир есть арена последовательных, а потому и закономерных комбинаций единого субстрата – электрона. Поэтому мы будем утверждать, что физическая картина отдаленного мира похожа на нашу! Но мы смеем утверждать, что если существует материя, то ее проявление подобно тому, каковое наблюдаем и мы. Мы можем также утверждать, что единый принцип, создающий наш мир, один и тот же и проявляется в самых удаленных участках Вселенной с той же последовательностью и в том же порядке действия. Таким образом, мы приходим к утверждению Единства образующего физического закона во всей Вселенной » . Из этого единообразия мира как следствие выводится «единство логического мышления», поскольку оно развивается в неразрывной связи с внешним миром. Другим аргументом, подтверждающим единообразие мира, была для Чижевского мировая гармония. Идея единообразия и порядка жизни всего мироздания «б езусловно вытекает из каких-либо основных его свойств, основных его законов ». Таким свойством и является гармония мира. « Человеческий род, населяющий земной шар, может служить образцом того творческого воздействия, которое расточается Вселенной в силу ее совершеннейшей гармонии». Постоянное отображение этой мировой гармонии человеческим мозгом «только и могло породить тот строй мысли, каким наделены ныне представители культурных рас » . Таким образом осуществляется в философской концепции Чижевского единство различных образов мира. Но если « Земля и все населяющее ее живое представляют собой органическую систему, zoon – Платона, следует предположить, что могущественные нарушения, имеющие иногда место в физико-химической среде Земли, должны вызывать мощные пертурбации и в органическом ее царстве. Таким образом, следовало допустить, что наиболее крупные движения в человеческом мире протекают одновременно с какими-либо колебаниями или изменениями сил окружающей природы » . Мы еще раз убеждаемся, что мировоззренческие принципы действительно выступают у А.Л.Чижевского в качестве направляющего стержня для разработки его научной концепции. Принцип единообразия космоса лежит в основе принятого Чижевским подхода к исследованию проблем взаимосвязи космических и земных факторов, который был типично редукционистским1. Если свойства космоса определяются принципом единообразия, то « не должны ли быть приложены к изучению исторического процесса и социальной эволюции методы и принципы физики и математики? Владения физики – вся Вселенная, вся целиком, а потому физика должна сказать свое слово при рассмотрении любого в мире вопроса. Она должна осветить лицо истории своими законами о веществе, связать человека с человеком, человечество с природою путем установления для органических существ законов, аналогичных законам неорганического мира… Современная точная наука мало-помалу уже вступает на этот путь, человеческая воля становится доступной опыту, и сам человек из сферы чудес переводится в ряд закономерных физико-химических явлений природы » . Конечно, такой подход является спорным. Попытки сведения высших проявлений психической деятельности человека к физико-химическим факторам предпринимались неоднократно, но успеха не имели, хотя редукционизм – один из наиболее популярных и признанных методов современной науки. Обратим, однако, внимание на весь контекст процитированных рассуждений. Основное в них – признание единого закона мира. Сегодня эта мысль Чижевского очень созвучна поискам современной физики, нацеленным на построение «единой теории всего». Несмотря на прямые, казалось бы, редукционистские рассуждения, в своей концепции Чижевский подразумевает выведение свойств различных структурных уровней мира из этого пока не открытого закона еще не созданной физической теории, закона, который жестко детерминирует все процессы в космосе, связывая их единой цепью. Принцип пандетерминизма, то есть причинно-следственной связи всего со всем также является смысловым стержнем этой концепции, соединяющей различные образы мира. Детерминизм выступает формой проявления единого физического закона, лежащего в основе космоса. По словам Чижевского, « в жизни природы все последовательно и все сопричинно связано между собою. Мир есть сложная система зависимых переменных, а не музей отдельных явлений, не перечень неподвижных фактов » . Вот почему и жизнедеятельность человечества причинно обусловлена жизнедеятельностью Вселенной. Принцип детерминизма выполняется в космосе А.Л.Чижевского с исключительной жесткостью и без каких бы то ни было модификаций. Ему подчинены все энергетические процессы, среди которых особое место занимают переходы космической энергии в психическую энергию индивидов и человеческих сообществ. « Силы внешней природы связывают и освобождают заложенную потенциально в человеке его духовную сущность и принуждают интеллект действовать или коснеть » . Анализируя понимание Чижевским принципа причинности в контексте современной научно-философской мысли, мы убеждаемся, что этому принципу он иногда придавал несколько расширенный смысл. Согласно обычному пониманию принципа причинности, одно явление (причина) при определенных условиях способно порождать другое (следствие). От связей изучаемых явлений с остальными, а тем более с космосом в целом, при этом отвлекаются. Если же причина и следствие рассматриваются в контексте мирового целого, детерминизм как бы растворяется в образе всеобщего взаимодействия. Специфика исследований Чижевского состоит, однако, именно в том, что он решал комплексную проблему взаимодействия множества космических и земных факторов, в которой переплетаются разные звенья причинно-следственных цепей, то есть уровни причин, рождающих космические влияния на земные процессы. Но в то же время в своей концепции А.Л.Чижевский рассматривал эти причинно-следственные связи и в обычном, то есть более узком смысле. Необходимо отметить, что в современных представлениях многие уровни реальности (например, изучаемые субатомной физикой) описываются не строгими причинно-следственными связями, а статистическими, вероятностными закономерностями. Они сейчас рассматриваются не как приблизительное знание точных причинно-следственных законов (что было в концепции А.Л.Чижевского), а как самостоятельная и, возможно, даже более фундаментальная черта космоса. Активно пробивает себе дорогу и идея, согласно которой наиболее глубинным космическим фактором является не детерминизм, а, напротив, спонтанность (самопроизвольные, беспричинные изменения). Однако вполне возможно, что все эти принципы и идеи не исключают друг друга, а окажутся, в конечном счете, дополнительными, описывающими разные аспекты мирового процесса.

ПРИНЦИП КОСМИЧЕСКОГО РИТМА. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ А.Л.ЧИЖЕВСКОГО

Принцип эволюции был высказан А.Л.Чижевским в форме, которая по сути предвосхищает современную концепцию универсального эволюционизма. Космос, считал он, « не знает истощения, ему присуща вечная жизнь, обусловленная ритмом, отбиваемым колоссальным космическим маятником » . В духе учений восточной мудрости размышлял Чижевский о том, что мировая гармония обусловлена ритмами космической эволюции. Одна из основных задач науки состоит, по его мнению, в создании «эволюционной теории» законов природы. В этом контексте Чижевский говорил о присущей явлениям природы связи, выражаемой характерным для них образом, который он возводит « до степени принципа природы, то есть такого начала, каковым руководствуется природа во всех своих проявлениях. Единство принципа вносит в мир Гармонию, а Гармония является важнейшим пробным камнем вероятности всякого учения. Принцип этот и есть – principium universale circulationis – т.н. всеобщий принцип кругооборота ». Философская концепция Чижевского пронизана « общею идеей: Палигенезиса, Вечного Возрождения, Вечного Круговорота – Бессмертия Космоса! ». Может быть, « этот принцип, проводимый природою во всех своих проявлениях, и есть та удивительная, затаенная в сокровенных основах мироздания простота, которую предчувствовали древние, воспели поэты и о которой говорили нам философы. Или это, может быть, и есть та великая мировая Гармония, которая одинаково одухотворяет, движет согласно непреложных законов по непреложным путям как самые грандиозные, так и самые ничтожные, еле ощутимые процессы » . А.Л.Чижевский рассматривал бесконечную причинно-следственную цепь событий, детерминируемых «единым физическим законом», который определяет не только фундаментальные свойства космоса и его структуру, но также процессы универсального эволюционизма. Он пришел к выводу: идея хаоса возникает потому, что каждое физическое явление « оказывается результатом бесконечно большого числа причин », совокупностью которых определяются те или иные его аспекты. « То есть ни одно явление, каковое доступно нашему непосредственному наблюдению, не является причиною и следствием одновременного действия одного и того же физического закона, а представляет из себя в известной степени итог исторически складывающихся факторов и комплекс всех местных сопричастных его проявлению обстоятельств и условий » . Но исследователь обычно принимает во внимание только некоторые из них, пренебрегая другими. Отсюда и возникают в познании образы хаоса. Если же мы, изучая природу, частью которой является, согласно Чижевскому, и общество, будем переходить от одного звена к другому в общей цепи явлений, то усмотрим в них « последовательность и закономерность, а следовательно, и известную гармонию » , которая, в противоположность хаосу, является, таким образом, фундаментальной чертой бытия. Что можно сказать об этих размышлениях? С позиций современной науки они представляют несомненный интерес, но требуют определенных уточнений. Во-первых, синергетика, то есть теория самоорганизации, не рассматривает хаос как нечто совершенно бесструктурное, неорганизованное и как бы незакономерное. Хаос заключает в себе набор аттракторов – тенденций дальнейшей эволюции; они и определяют направленность космических процессов становления. Во-вторых, синергетика отказалась от образа мира, процессы в котором определяются жесткими причинно-следственными цепями. Процессы эволюции имеют «точки бифуркации», в этих точках самоорганизующаяся система непредсказуемым способом выбирает возможные пути дальнейшей эволюции. Это свидетельствует о том, что движение познания к «первопричинам всех причин» не может следовать логике жесткого детерминизма. В-третьих, ритмические процессы, обнаруживаемые в космосе, с точки зрения современной физики и синергетики оказываются лишь аспектом необратимых изменений космических структур. В-четвертых, современная физика действительно открыла в субатомном мире ряд фундаментальных симметрий, но обнаружены и процессы их спонтанного нарушения, которые концепцией Чижевского не предусматриваются. В целом же образ универсального эволюционизма, предвосхищенный Чижевским, вошел в парадигму современной науки, – но в иной, вероятностной форме.

О КОСМИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ, БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Мировоззренческие идеи А.Л.Чижевского сыграли роль основания, целенаправляющего разработку его концепции влияния космических факторов на геофизические, биологические и социальные процессы. Выход в мировоззренческую сферу диктовался синтетичностью этой проблемы, необходимостью сопряжения знаний естественных и гуманитарных наук. Для объединения их в систему требовались принципы высокой степени общности. Чижевский эти принципы нашел, что и предопределило его научный успех. Исследуя протекание геофизических, биологических и социально-исторических процессов на собранном им огромном статистическом материале, Чижевский показал тесную связь ритмических изменений этих процессов с циклами космической, в частности солнечной, активности. Он установил, что в хаотической, казалось бы, структуре земных процессов можно выявить ритмы, обусловленные космической энергетикой. В причинную зависимость от солнечной активности им были поставлены такие геофизические факторы, как, например, напряженность земного магнитного поля, частота появления полярных сияний, колебания климата, землетрясения и многие другие. Далее, периодические колебания солнечной активности оказались причинным фактором, оказывающим заметное влияние на процессы рождения и смертности, развертывания эпидемий и пандемий и др. Эти исследования Чижевского получили самое широкое признание, их и сейчас интенсивно продолжают во многих странах. Иное отношение сложилось к наиболее впечатляющим результатам, которые были получены Чижевским при изучении космических факторов социально-исторических процессов. « Изучая статистические основные моменты всемирно-исторического процесса, – писал он, – мы пришли к выводу о могущественном влиянии солнечных факторов на поведение человеческих масс, обусловленное, по-видимому, энергетическим механизмом. Этот вывод позволил нам включить всемирно-исторический процесс в ряд явлений природы и рассматривать его как явление космическое » . Как известно, световое излучение Солнца остается постоянным с точностью до нескольких процентов на всем протяжении социальной истории человечества. Но корпускулярная активность Солнца, которая заключается в выбросе масс заряженных частиц, периодична. Ее цикл охватывает в среднем 11,2 года. Статистический анализ исторического процесса выявил в нем периодические изменения, которые оказались практически одновременными с колебаниями корпускулярной активности Солнца. Войны, революции, массовые волнения, в том числе религиозные, распространение ересей, политических заговоров и так далее строго совпадают с максимумами солнечной активности. Это касается и различных эпидемий (холеры, гриппа, возвратного тифа, полиомиелита и так далее). На основании этого Чижевский формулирует положения, характеризующие течение человеческой истории: « 1. На различных континентах Земли, в различных странах, у различных народов, зависящих или не зависящих один от другого в политическом или экономическом отношении, а равно и по отношению к занимаемой территории, главные моменты их исторической жизни, сопряженные с движением больших масс, стремятся быть синхроничными; количество протекающих одновременно в различных участках Земли исторических событий с приближением к максимуму солнцедеятельности постепенно увеличивается, достигая наибольшего числа в эпохи максимумов, и уменьшается с приближением к минимуму. Это позволяет считать каждый цикл исторических событий всемирно-исторического процесса – всеобщим. 2. В каждом столетии всеобщий цикл исторических событий повторяется ровно 9 раз. На всем протяжении всемирной истории человечества, начиная с 500 г. до Р.Х. и по сие время, в каждом веке нами обнаружено по 9 отчетливо обрисовывающихся концентраций начальных моментов исторических событий. Таким образом, можно считать, что каждый цикл всеобщей исторической, военной или общественной деятельности человечества равен, в среднем арифметическом, 11 годам. 3. Эпохи концентраций исторических событий разделены между собою эпохами, в течение которых количество вновь возникающих исторических событий падает до минимума. 4. Эпохи концентраций исторических событий совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности; эпохи разряжений совпадают с эпохами минимумов. За время с 1610 г. последние положения нужно считать установленными вполне, ввиду значительного количества исторических данных, а затем и точности наблюдений за солнцедеятельностью. 5. Более или менее длительные исторические события, продолжающиеся в течение нескольких лет и получающие решительное проявление в эпоху максимума солнцедеятельности, а также сопутствующая этим событиям эволюция идеологий, массовых настроений и пр., протекают по всеобщему историческому циклу, претерпевая следующие ясно обнаруживаемые этапы:

ПЕРИОД ЭТАПЫ ВОЗБУДИМОСТИ I минимальная возбудимость II нарастания возбудимости III максимальная возбудимость IV падение возбудимости

Эти четыре этапа (назовем их периодами) стремятся быть вполне одновременными с соответствующими им эпохами солнцедеятельности: минимумом пятен, нарастанием максимума, максимумом и убыванием максимума с переходом в минимум » . Откуда человеческие массы черпают ту огромную энергию, которую они затрачивают в процессах социально-исторической активности? С точки зрения А.Л.Чижевского, массовые движения человеческих коллективов и сообществ представляют собой не что иное, как процесс преобразования получаемой Землей солнечной энергии. Необходимо, однако, проследить механизмы этой трансформации. Как уже отмечалось, А.Л.Чижевский сводил энергию социальных процессов к психофизической энергии человеческих организмов. По его мнению, социальные движения подобны психическим эпидемиям. Они развиваются на той же самой основе, что и истерии, то есть на почве ущемления инстинктивных потребностей. Их возбудителями являются «темные области» человеческой психики, управляющие некоторыми механизмами нашего поведения. Изучение индивидуальных психических реакций позволит подойти к более глубокому пониманию коллективных реакций, возникающих в массах под влиянием условий, препятствующих полному выявлению их интересов. Мост от индивидуальных реакций к коллективным представляет собой то, что, согласно А.Л.Чижевскому, может быть названо «нервно-психической конституцией» социальных масс. Ибо каждый способен на истерию, поскольку в нем заложены древние формы инстинктов, скрытые рядом последующих наслоений. Как только эти наслоения спадают, человек и человеческий коллектив оказываются во власти древних инстинктов. В связи с этим рождается парадоксальная мысль: « Я хочу сказать, что историей надлежит заниматься психиатрам и невропатологам, а историкам изучать психиатрию. В результате такого обмена знаниями с лица истории должна быть сорвана та маска, которая до неузнаваемости искажает ее зоологические черты. Бог истории – это инстинкт, физиологическая реакция человечества на непрерывное воздействие внешнего мира » . Изучение этих воздействий, определяемых космическими факторами, приведет человечество к постепенному овладению своими психическими силами, что в корне изменит условия его жизни. Разработанная А.Л.Чижевским концепция космических факторов биологических и социальных процессов является, несомненно, одним из наиболее ценностно-значимых достижений научной мысли ХХ века, сравнимых с созданием квантовой механики или генетики. Она непосредственно касается проблемы судеб человечества, которая с такой неотвратимостью поставлена перед современной цивилизацией. Казалось бы, концепция космических факторов исторического процесса должна вызвать в современной культуре немедленный взрыв интереса, по крайней мере, не меньший, чем ее космобиологический аспект. Но этого пока не случилось. В очередной раз возникла парадоксальнейшая ситуация – подобно многим другим достижениям научной мысли, опередившим свое время, социально-исторического аспекта концепции А.Л.Чижевского вот уже многие десятки лет как бы не замечают. Почему же? Конечно, о невысказанных мотивах можно только догадываться, но все же рискнем обозначить некоторые из них. Несомненно, в какой-то мере свою роль сыграло недостаточное знакомство с этим аспектом концепции А.Л.Чижевского, которая была опубликована в Калуге в 20-е годы прошлого столетия небольшим тиражом, а затем попала в контекст «репрессированной науки». Сейчас идеологические запреты сняты, но свое дело они сделали, на многие десятилетия окружив концепцию А.Л.Чижевского завесой недоверия, страха и забвения, надолго вытеснив ее из культуры. Инертное отношение к замечательным социально-историческим идеям А.Л.Чижевского объясняется, кроме того, комплексом вполне понятных факторов социокультурного и научного характера. В связи с этим выделим три основных, на наш взгляд, момента. Во-первых, в современной культуре существует большое число влиятельных концепций социально-исторического процесса, с которыми идеи А.Л.Чижевского либо плохо совместимы, либо даже им антагонистичны. Во-вторых, восприятие концепции Чижевского в собственно научном контексте затруднено тем, что она находится, как уже отмечалось, на стыке многих научных дисциплин. Выдвинуть такую концепцию мог только энциклопедически образованный человек, каким и был Александр Леонидович Чижевский, но широчайший кругозор необходим также и для понимания и оценки его концепции. Увы, для нашего времени характерна узкая специализация, новых Ломоносовых оно не рождает. В-третьих, при обсуждении концепции А.Л.Чижевского часто высказывались «принципиальные» возражения по поводу ее существа. Отметим следующие: – недостаточная математическая проработанность концепции на основе современных статистико-вероятностных методов; – сведение социально-исторических проблем к психологическим, с особым акцентом на феномене массовой истерии. Тем самым вообще отрицался вклад А.Л.Чижевского в решение проблем «большой истории». Подобного рода претензии лишь подчеркивают настоятельную необходимость дальнейшей разработки концепции А.Л.Чижевского на уровне современной науки, анализа имеющихся в ней упрощений, отказа от устаревших моментов, свойственных ей, как и любой научной концепции. Ведь речь идет о наиболее приоритетных вопросах современной культуры. Биосфера и социосфера Земли представляют собой открытые системы, самоорганизация которых определяется не только земными, но и космическими факторами (во многом – квантовыми механизмами). Современная синергетическая парадигма либо уделяет этим факторам в контексте человеческой истории недостаточное внимание, либо даже игнорирует их. Но есть достаточно веские основания считать, что концепция самоорганизующейся Вселенной не может пройти мимо этих влияний. Носящие резко нелинейный характер, эти воздействия во многих случаях оказываются определяющими. Конечные выводы А.Л.Чижевского зависят от принятых им устаревших предпосылок (пандетерминизм) лишь по своей форме, но не по содержанию. Они могут быть включены в современную постнеклассическую науку. Причинно-следственная связь спонтанных нестационарных процессов на Солнце с жизнедеятельностью биосферы и социосферы может быть понята в контексте вероятностного способа описания и объяснения. Концепция Чижевского выступает необходимым фрагментом сценария самоорганизующейся Вселенной. Она имеет первостепенное значение для разработки проблем «Большой истории», непосредственно включая социально-исторические события в рамки процессов космической самоорганизации. Спонтанные проявления вспышечной активности Солнца играют роль спусковых механизмов, периодически вызывающих нелинейные по своей природе земные последствия. Выявленные А.Л.Чижевским механизмы воздействия солнечной активности на социально-исторический процесс по своей сути совпадают с теми, которые сформулированы Г.-К.Юнгом в его аналитической психологии. Чижевский обнаружил влияние солнечной активности на сферу коллективного бессознательного и через нее – на человеческую историю. Это влияние носит вероятностный, стохастический характер. Так, не во всех странах одновременно происходят эпидемии, войны, революции, но вспышки на Солнце нелинейным образом усиливают влияние земных факторов. Отсюда следует, что концепция космических факторов биологических и социальных процессов является, вопреки распространенному равнодушию, одним из наиболее ценностно значимых достижений научной мысли XX века, сравнимым с разработкой квантовой механики или генетики. Она непосредственно затрагивает перспективы человечества в условиях нарастания глобальных проблем техногенной цивилизации. Будем же надеяться, что русский космизм, открывший дорогу к пониманию будущего, – в том числе концепция А.Л.Чижевского, – поможет человечеству и нашей Родине, России найти выход из временного тупика, в котором оказалась современная цивилизация.

2.2. Религиозно-философский космизм.

«И вновь, и вновь взошли на Солнце пятна,
И омрачились трезвые умы,
И пал престол, и были неотвратны
Голодный мор и ужасы чумы.
И вал морской вскипел от колебаний.
И норд сверкал, и двигались смерчи.
И родились на ниве состязаний Фанатики, герои, палачи...»

А.Л. Чижевский

На основании статистических исследований А.Л. Чижевский в 20-х годах ХХ века, обнаружил взаимосвязь пятен на Солнце и 11-ти летним историческом циклом (до него это цикл был выявлен ещё в начале XIX века).

«В начале XX века он на основе обработки статистического материала по истории более 50 государств (с 500 г. до н.э. и до 1914 года н.э.), пришёл к выводу, что массовые явления - войны, мятежи и революции - связаны с 11-летними циклами солнечной активности […]

При этом А.Л. Чижевский выделял четыре интервала плотности событий, связанных с появлением пятен на Солнце: первые 3 года - 5% событий, вторые 2 года - 20% событий, следующие 3 года - 60% событий и, наконец, последние 3 года - 15% событий. Он предсказал, что в период повышения солнечной активности с 1927 по 1929 г. должны происходить социально-исторические события, которые могут изменить политическую карту мира. Теперь мы знаем, что в конце 20-х годов в прошлом веке действительно разразился крупный экономический кризис, в России набирал силу тоталитарный режим, а в Германии дозревала ситуация к становлению фашизма. Хотя вряд ли результаты работы А.Л. Чижевского можно трактовать как однозначные. Раскладывая события по временной шкале легко впасть в ошибку».

Иваницкий Г.Р., Круговорот общество и наука, М., «Наука», 2005 г., с. 235-236.

«Основной цикл солнцедеятельности только приблизительно составляет 11 лет. В действительности же продолжительность его достигает иногда 16, а иногда 17 лет. Назревание максимума, его продолжительность и упадок не намеряются определёнными сроками, а всякий раз варьируют, вследствие пока ещё неизвестных причин. Поэтому при установления и тем более попытках предсказать состояние Солнца в какой-либо точке периода необходима, чрезвычайная осмотрительность. Переломы в деятельности Солнца, знаменующие собой точки наивысшего подъёма и наименьшего падения, могут быть названы с точностью лишь через несколько месяцев, а иногда и годы спустя путём сличения с данными солнцедеятельности за более или менее продолжительный срок. […]

… было бы совершенно неверным предполагать, что заболевания или смертные случаи вызываются космическими или атмосферно-теллурическими явлениями. Этого, конечно, допускать нельзя. Речь может идти о том толчке со стороны указанных внешних факторов, который, падая на подготовленный организм, приводит его к гибели. Если стать на эту точку зрения, то станет ясным, что время усиленной смертности определяется космическими факторами, а число смертей - готовностью организма к восприятию внешнего влияния, в данном случае космических радиации вредоносного характера.

Поэтому, естественно, необходимо строго разделять: 1) внешнее воздействие на организм и 2) готовность организма к его восприятию. Это две вещи совершенно разного значения.

Тем не менее не лишено вероятности и то предположение, что если данного характера космическое излучение повторяется часто или имеет слишком большую длительность, то и оно может настолько расшатать организм, что станет фактором готовности, т. е. обратится из фактора предрасполагающего в фактор вызывающий, провоцирующий. Иными словами, длящегося в течение многих дней влияния даже самых слабых электрических импульсов было бы, пожалуй, достаточно, чтобы в конечном итоге вызвать расстройство в электрическом хозяйстве больного организма».

Чижевский А.Л., Земное эхо солнечных бурь, М., «Мысль», 1976 г., с. 29 и 323.

А.Чижевский при поддержке родных поставил свои первые опыты по «живому и мёртвому» воздуху. Его исследования показали, что отрицательно ионизированный воздух умножает жизненные силы любых организмов и в должных количествах может служить эффективным лечебным средством. Наличие электрических зарядов в воздухе – одно из необходимых условий жизни и нормального развития организмов.

К 1926 – 1927 году он окончательно утвердился во мнении, что колебания жизненных функций человека и других живых организмов тесно связаны с возмущениями в окружающем их пространстве, и вирулентность микроорганизмов стоит в прямой зависимости от каких-то солнечных излучений. Результаты исследований открывали новые пути в развитии многих наук, но в 1942 году он по нелепому доносу был арестован и помещен в тюрьму.

Но продолжить исследования помог случай. Когда Чижевский находился в тюрьме, там началась эпидемия болезни, которую удалось локализовать, благодаря его ценным советам. С того времени администрация тюрьмы делала все возможное для обеспечения его научной деятельности. Ему оборудовали лабораторию, позволили выбрать из заключенных высококвалифицированных помощников для своей работы. Когда подошел срок освобождения, Чижевский попросил остаться там еще на некоторое время для окончания серии своих экспериментов по изучению электрических свойств эритроцитов крови. После срока заключения его ждала высылка в лагерь. Попав туда, почти не было шансов выжить из-за сложных условий жизни, но снова случай помог ему. В лагере он встретил Нину Вадимовну Эндельгардт. Представитель древнего рода, крепкого здоровья, привычная к деревенской жизни, она зарабатывала на жизнь себе и ему рукоделием. Чижевский, чтобы скрасить атмосферу той жизни, рисовал и писал стихи. (4) Держась вместе, помогая друг другу, им удалось выжить. После лагеря они поженились. После освобождения они жили в Москве, и их маленькая однокомнатная квартира стала местом сбора исследователей биосферы со всего союза. Союз с Н.В.Эндельгардт сыграл огромную роль в сохранении научных работ А.Л.Чижевского. Когда профессора не стало, Нина Вадимовна сама тщательно упаковала все его архивы, сшила в папки и сдала в архив АН СССР. (4) Также она помогала подготавливать и проводить чтения памяти А.Л.Чижевского, которые были организованы по инициативе секции физики МОИП (Московское общество испытателей природы). В феврале 1968 года в МОИПе состоялись первые Чтения памяти учёного. В течение долгого времени они были центром притяжения друзей и последователей Александра Чижевского и представляли собой всесоюзные конференции, в которых участвовали представители разных наук. Нине Вадимовне пришлось вынести и последние нападки на гелиобиологию. В день смерти Чижевского, 22 декабря 1964 года, вышел номер журнала «Партийная жизнь», в котором была опубликована идеологическая пасквильная статья о деятельности и научном наследии А.Чижевского. (1) После нее лагерь исследователей Солнца разделился на 2 группировки. Представители одной предпочли принять позицию властей. Другая группа предпочла истину, неся в редакцию журнала как опровержение списки научных работ А.Чижевского и дипломы зарубежных академий. Было послано письмо в ЦК КПСС, создана комиссия для расследования. В результате в мартовском номере журнала редакция поместила заключение комиссии, отметив, что «тем самым исправляет допущенную ошибку». (1)

Роль периодической деятельности Солнца Чижевский понимал как роль регулятора процессов Земли во времени и силе их проявлений, но ни в коем случае не отрицал роли людей в них. Подметив вначале общие закономерности взаимодействия биосферы с солнцедеятельностью, он стремился понять механизм происходящих процессов взаимодействия живой природы с внешней средой. Он исследовал биологическое действие положительно и отрицательно заряженных ионов, установил сильную реактивность микроорганизмов на солнечные возмущения и обнаружил возможность прогнозировать возмущения на Солнце с помощью определенных микроорганизмов. Он заложил основу структурного анализа крови, открыл упорядоченность эритроцитов в кровотоке, дал наброски теории электрического и магнитного взаимодействия структурных элементов крови. Все это он рассматривал как единую систему взаимодействия организма и окружающей его среды. (2) Его теория позволила рассматривать микроорганизмы как электрические резонаторы, настроенные на прием волн определенной частоты, позволила прогнозировать эпидемические процессы на Земле. Одним из свойств заряженных аэроионов является способность очищать воздух от микроорганизмов и мелких частиц. На практике это применялось в сельском хозяйстве, к сожалению недолго. Лампой Чижевского пользуются в медицине.

После первых чтений его имени многие научные институты стали заниматься вопросом солнцедеятельности. В 1970 году на специальном заседании бюро отделения общей физики и астрономии АН ССР был обсуждён вопрос, поднятый Чижевским ещё в 1925 году «О развитии исследований по гелиобиологическим связям». В 1973 году была впервые издана на русском языке книга «Земное эхо солнечных бурь», изданная в своё время на французском языке.

В последнее время исследования о влиянии солнечной активности на живую среду Земли проводятся в двух направлениях: 1) поиск областей корреляции (связи) солнечной активности с земными процессами и 2) посредством каких физических факторов внешней среды происходит влияние Солнца на биологические организмы. Первое направление по сути чисто иллюстративное, т.к. о роли солнечной активности на сегодняшний день уже никто не сомневается. Второе направление менее изученное, но продолжает развиваться учеными. Уже сейчас можно найти результаты некоторых таких исследований. В литературе (3, с.5) указывается, что размножение фагов (живые структуры, аналогичные вирусам) ускоряется в момент прохождения грозы, во время возмущения магнитного поля Земли. Стимулирующе действует и радиоизлучение на частоте 200 мГц. Под действием космических факторов у бактерий может развиваться лекарственная устойчивость, усиливаться токсичность. Вирусы развиваются (мутируют) в новые формы, против которых у организмов защита еще не выработалась. В некоторых опытах на бактериальную культуру воздействовали таким меняющимся магнитным полем, какое бывает при магнитных бурях. Агрессивность бактерий мышиного тифа увеличилась в 3 раза, штаммы стафилококка под действием магнитного поля увеличили свою устойчивость в 300 раз. В связи с солнечной активностью меняется состав слюны и желудочного сока у человека, то есть, даже таким образом регулируется устойчивость к заболеваниям.

Наше все более глубокое понимание связи с космическим пространством заставляет решать все более серьезные вопросы – как окружающие нас физические поля влияют на человека. Что происходит с человеком при все более увеличивающемся электромагнитном излучении, а также при ультразвуковом и шумовом воздействии. Решать этот вопрос требуется безотлагательно.

Солнечная активность теперь воспринимается как одна из сил, которые неизбежно объединяют нас с Вселенной.

Марианна Доценко (ЛОР)

(Магистр биологических наук)

2008 г.

Литература:

1) А.Л.Чижевский. Неизданное, библиографиия, размышления, развитие идей. Москва, РАЕН, 1998.

2) А.Л.Чижевский. «Земное эхо солнечных бурь». Москва, Мысль, 1973.

3) Ю.В.Мизун, Ю.Г.Мизун «Тайны будущего» Москва, Вече, 2000.

4) N.Cimahovica. «Heliobiologijas likloci» Zvaigznota debess, Nr.177, Riga, 2002.