Что такое бессоюзное и союзное подчинительная связь. Сложные бессоюзные предложения

Тема урока «Сложные предложения с разными видами связи. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях».

Сегодня мы поговорим о предложениях с разными видами связи; узнаем, какими бывают эти предложения; выясним некоторые особенности этих предложений.

Мы уже многое знаем о сложных предложениях. В речи мы чаще всего пользуемся простыми предложениями. Например:

-[Погода испортилась ]. [Мы решили поторопиться ].

Но иногда на приходится связывать простые предложения в сложные. Сложное предложение – предложение, у которого две грамматические основы и более. Например:

-[Погода испортилась ], [мы решили поторопиться ].

-[Погода испортилась ], и [мы решили поторопиться ].

-[Погода испортилась ], (поэтому мы решили поторопиться ).

Средства связи простых предложений могут быть разными. Мы соединяем простые предложения в составе сложного при помощи интонации. Если кроме интонации мы не используем больше ничего, то такое предложение называется бессоюзным (БСП). Если вместе с интонацией мы пользуемся сочинительными союзами, то предложение называется сложносочинённым (ССП). А если к интонации присоединяются подчинительные союзы – это сложноподчинённые предложения (СПП).

Однако бывает так, что нам нужно сообщить в одном предложении слизком много информации. В таком случае для нашей цели недостаточно ни одной из разновидностей сложных предложений, поэтому нам необходимо обратиться к многочленному предложению, то есть к СПП с несколькими придаточными. Но если мы можем в одно предложение добавлять несколько придаточных, то что может помешать нам совместить разные виды связи в одном предложении?

В сложном предложении могут совмещаться разные виды связи. Благодаря этому мы можем выразить информацию так, как захотим.

Создадим такое предложение из простых предложений:

Начался дождь. Капли гулко барабанили по стеклу. В доме было тепло и уютно. Дедушка затопил камин.

Многочленное предложение будет выглядеть так:

бессоюзная связь сочинительная связь подчинительная связь

-[Начался дождь ]; [капли гулко барабанили по стеклу], но [в доме было тепло и уютно ], (ведь дедушка затопил камин).

Получается довольно сложная конструкция. Именно поэтому предложения с разными видами связи также называются сложными синтаксическими конструкциями (ССК).

С видами связи в ССК мы давно знакомы: это сочинительная, подчинительная и бессоюзная. В ССК возможны различные комбинации с различными видами связи. Например, сочинительная связь часто сочетается в одном предложении с подчинительной (сочинение + подчинение).

сочинительная подчинительная

1.[Часы пробили ], и [раздался звонок на урок], (который все встретили общей радостью).

подчинительная сочинительная

2.[Мне так и не рассказали ], (что говорилось на собрании) и (почему собеседники так мрачны ). что?

(сочинительная связь используется для однородного подчинения, запятая перед и не ставится)

подчинительная сочинительная

3.(Когда мы вошли в комнату), [беседа смолкла ] и [на нас посмотрели очень внимательно].

(между главными предложениями между союзом и запятая не ставится, потому что придаточная часть является общей для обеих частей)

Составим схемы на эти предложения:

    [- =], и [= -], (который…).

    […гл.], (что…) и (почему…).

    (Когда…), [- =] и [- =].

Сочинительная связь может сочетаться не только с подчинительной, но и с бессоюзной связью (сочинение + бессоюзие).

бессоюзие сочинение

    [ Потеплело] ; [на полях появилась первая поросль] , и [деревья отряхнули ветви от снега].

    предложения обособлены по значению

[ = ]; [ = -], и [ - =].

бессоюзие сочинение

    [ Отец учил сына живописи] – [сын хотел стать скульптором], и [ его мечта осуществилась].

    противопоставление, можно вставить а

[ - = ] - [ - = ], и [ - = ].

бессоюзие сочинение

    [Мы заметили ]: не только [малыши наряжали ёлку], но и [их родители с удовольствием приняли участие].

    отношения дополнения, можно вставить союз что

[ - =]: не только [- =], но и [- =].

Существует ещё и третья комбинация ССК: подчинение + бессоюзие.

бессоюзие подчинение

    [ Я принял решение]: [поговорить с другом], (когда увижу его).

    отношения пояснения, можно вставить а именно

[- = ]: […], (когда…).

подчинение бессоюзие

    (Несмотря на то что на улице палило солнце ),[ возле озера было прохладно ]; [ныряли с плеском утки , /блаженствующие в воде/].

    3 предложение имеет свои знаки препинания (прич.оборот)

Несмотря на что?

(Несмотря на то что…), […]; [= -, /п.о./].

бессоюзие подчинение

    [Загрохотала лавина ] – [тяжким стоном отозвалась гора ],(на склоны которой ложилась неподъёмная тяжесть снега).

    резкая смена событий

[= -] - [= -], (…которой…).

Наконец, мы можем сочетать в одном предложении все три вида связи: сочинение + подчинение + бессоюзие.

вторая часть поясняет значение первой, можно вставить а именно.

бессоюзие подчинение

    [Сон изменился ]: [теперь она шла по тёмному коридору], (который весь был увешан картинами), и [с этих картин за ней пристально и остро следили глаза портретов]. сочинение

[- = ]: […сущ.], (который…), и [ … О и О = - ].

подчинение бессоюзие

    (Когда внутри машины заскрипело и загрохотало ),[ шофёр ударил по тормозам]; [он бодро нырнул под капот, /посоветовав нам подождать/]; но [мы вовсе не протестовали против неожиданной остановки]. сочинение

    3 предложение имеет свои знаки препинания (деепричастный оборот)

(Когда…О и О), [- =]; […,гл, /д.о./]; но [- =].

В ССК один из видов связи обычно является основным. Вернёмся к предложению:

основной вид связи

-[Начался дождь]; [капли гулко барабанили по стеклу], но [в доме было тепло и уютно], (ведь дедушка затопил камин). наименее важный

(основной здесь является бессоюзная связь, первая часть предложения наиболее независима, за ней следует сочинительная связь. И, наконец, наименее важный вид связи – подчинительная).

Основной вид связи можно определить при членении сложной конструкции на блоки. Например, в нашем предложении мы можем выделить два основных блока: в 1 блок войдут 1и 2 часть, связанные при помощи бессоюзной связи; во 2 блок войдут 3 и 4 часть.

1 блок 2 блок

-[[Начался дождь]; [капли гулко барабанили по стеклу]], но [[в доме было тепло и

уютно], (ведь дедушка затопил камин)].

Помните, что не следует увлекаться сложными предложениями в речи. Ведь из-за чересчур сложных конструкций речь выглядит перегруженной, запутанной, непонятной. Рассмотрим предложение:

-[Вчера мы были в музее на выставке картин современного художника]; [конечно, я не особенно люблю современное искусство], но [подруга уговорила меня пойти], (потому что считает), (что мы должны повышать свой культурный уровень); и [я не разочаровалась]: [пейзажи были великолепны], а [дивные натюрморты поражали]; (когда же мы добрались до портретов)– [восторгу не было предела]…

(в предложении 10 частей, в котором присутствуют все три вида связи. Но это не придаёт предложению выразительности, не делает его более понятным. Оно выглядит пугающе. В речи таких конструкций лучше избегать).

Итак, многочленное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором совмещаются разные виды связи. Такие предложения также называются сложными синтаксическими конструкциями (ССК). В этих предложениях виды связи могут комбинироваться следующим образом:

    Сочинение + подчинение.

    Сочинение + бессоюзие.

    Подчинение + бессоюзие.

    Сочинение + подчинение + бессоюзие.

· Сегодня мы поговорим о предложениях с разными видами связи.

· Узнаем, какими бывают эти предложения.

· Выясним некоторые особенности этих предложений.

Мы уже многое знаем о сложных предложениях. Настолько многое, что можем даже запутаться среди понятий и определений. Кажется, нам пора сказать: «Повторение – мать учения!»

Итак, в речи мы чаще всего пользуемся простыми предложениями. Погода испортилась. Мы решили поторопиться.

Но иногда нам приходится связывать простые предложения в сложное. Сложным мы называем предложение, в котором две грамматические основы или более.

Погода испортилась, мы решили поторопиться.

Погода испортилась, и мы решили поторопиться.

Погода испортилась, поэтому мы решили поторопиться.

Однако бывает так, что нам нужно сообщить в одном предложении слишком много информации. В таком случае для наших целей недостаточно ни одной из разновидностей сложных предложений.

В таком случае мы обращаемся к многочленному предложению. Так называется сложноподчиненное предложение, в котором несколько придаточных.

При этом в многочленном предложении связь между частями − союзная подчинительная.

Но если мы можем добавлять в сложное предложение несколько придаточных, то что может нам помешать совместить разные виды связи в одном предложении?

В сложном предложении могут совмещаться разные виды связи . Благодаря этому, мы можем выразить информацию так, как захотим.

Предложения с разными видами связи также называются многочленными.

Создадим одно такое предложение из простых.

Начался дождь. Капли гулко барабанили по стеклу. В доме было тепло и уютно. Дедушка затопил камин.

Начался дождь; капли гулко барабанили по стеклу, но в доме было тепло и уютно, ведь дедушка затопил камин.

Первая и вторая части нашего предложения связаны при помощи бессоюзной связи, вторая и третья – при помощи сочинительной связи, а третья и четвертая – при помощи подчинительной связи.

Посмотрите, у нас ведь получилась довольно сложная конструкция!

Именно поэтому предложения с разными видами связи называются также сложными синтаксическими конструкциями (ССК) .

С видами связи, которые встречаются в многочленных предложениях, мы давно знакомы. Это сочинительная , подчинительная , бессоюзная связь.

Интересно то, что в многочленных предложениях возможны различные комбинации видов связи.

Например, сочинительная связь часто сочетается в одном предложении с подчинительной .

Часы пробили, и раздался звонок на урок, который все встретили общей радостью. В данном случае при помощи придаточной части раскрывается одна из частей предложения.

Мне так и не рассказали, что говорилось на собрании и почему собеседники так мрачны. Сочинение здесь используется, чтобы подчеркнуть однородное подчинение. Обратите внимание: поскольку подчинение однородное, запятой перед и мы не ставим.

Когда мы вошли в комнату, беседа смолкла и на нас посмотрели очень внимательно. В этом примере придаточное предложение является общим для двух частей. При этом запятую перед и мы вновь не ставим.

Сочинительная связь может сочетаться не только с подчинительной, но и с бессоюзной. То есть, в многочленном предложении могут сочетаться сочинение и бессоюзие .

Потеплело; на полях появилась первая поросль, и деревья отряхнули листья от снега . Первые два предложения связаны бессоюзной связью, мы разделяем эти части точкой с запятой, поскольку они обособлены по значению. Вторая и третья часть связаны при помощи сочинения.

Отец учил сына живописи – сын хотел стать скульптором, и его мечта осуществилась. Мы ставим между первой и второй частью тире, поскольку между ними возникают отношения противопоставления. Вторая и третья часть связаны при помощи сочинения.

Мы заметили: не только малыши наряжали елку, но и их родители с удовольствием приняли участие.

Двоеточие между первой и второй частью ставится, поскольку возникают отношения дополнения. Вторая и третья часть связаны при помощи сочинения. Это подтверждает союз не только… но и .

Создадим схему предложения «Потеплело; на полях появилась первая поросль, и деревья отряхнули ветви от снега».

Какую еще комбинацию видов связи мы можем представить? Подчинительная и бессоюзная связь . Такое сочетание тоже возможно.

Я принял решение: поговорить с другом, когда увижу его . Между первой и второй частью возникают отношения пояснения, поэтому мы ставим двоеточие. Третья часть является придаточной по отношению ко второй.

Несмотря на то, что на улице палило солнце, возле озера было прохладно; ныряли с плеском утки, блаженствующие в воде . Первая часть – придаточная по отношению ко второй части. Между второй и третьей частью ставится точка с запятой, потому что третья часть имеет свои знаки препинания.

Загрохотала лавина – тяжким стоном отозвалась гора, на склоны которой ложилась неподъемная тяжесть снега . Между первой и второй частью мы поставим тире, поскольку происходит стремительное, внезапное развитие событий. Между второй и третьей частью складываются подчинительные отношения: третья часть – придаточное определительное.

Наконец, мы можем сочетать в одном предложении все три вида связи.

То есть, в многочленном предложении могут сочетаться сочинение, подчинение и бессоюзие .

Сон изменился: теперь она шла по тёмному коридору, который весь был увешан картинами, и с этих картин за ней пристально и остро следили глаза портретов . Первая и вторая часть соединяются при помощи бессоюзной связи, между ними ставится двоеточие, поскольку вторая часть поясняет значение первой. Вторая и третья часть связаны при помощи подчинения, а третья и четвертая – при помощи сочинительной связи.

Когда внутри машины заскрипело и загрохотало, шофер ударил по тормозам; он бодро нырнул под капот, посоветовав нам подождать; но мы вовсе не протестовали против неожиданной остановки. Первая и вторая части соединяются при помощи подчинения, после второй части ставится точка с запятой, так как третья часть имеет свои знаки препинания. Третья и четвертая часть связаны при помощи сочинительной связи. Но между ними также ставится точка с запятой.

Создадим схему первого из наших примеров.

В многочленных предложениях один из видов связи является обычно основным .

Начался дождь; капли гулко барабанили по стеклу, но в доме было тепло и уютно, ведь дедушка затопил камин .

Основной является бессоюзная связь: первая часть предложения наиболее независима. За ней следует сочинительная связь, и наконец наименее важный вид связи – подчинительная.

Основной вид связи можно определить при членении сложной конструкции на смысловые блоки.

Например, в нашем предложении мы можем выделить два основных блока: в первый войдут первая и вторая часть, связанные при помощи бессоюзной связи. А во второй блок войдут третья и четвертая часть.

Помните, что не следует увлекаться сложными предложениями в речи. Ведь из-за чересчур сложных конструкций речь выглядит перегруженной, запутанной, непонятной.

Рассмотрим предложение. Вчера мы были в музее на выставке картин известного художника; конечно, я не особенно люблю современное искусство, но подруга уговорила меня пойти, потому что считает, что мы должны повышать свой культурный уровень; и я не разочаровалась: пейзажи были великолепны, а дивные натюрморты поражали; когда же мы добрались до портретов – восторгу не было предела…

В предложении десять частей, причем присутствуют все три вида связи. Но это не придает предложению выразительности, не делает его более понятным. Напротив, оно выглядит пугающе. В речи таких конструкций лучше избегать.

Что же нам требуется запомнить?

Многочленное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором совмещаются разные виды связи.

Такие предложения также называются сложными синтаксическими конструкциями .

В многочленных предложениях виды связи могут комбинироваться следующим образом:

· сочинение и подчинение;

· сочинение и бессоюзие;

· подчинение и бессоюзие;

· сочинение, подчинение и бессоюзие.

Как найти сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью?

  1. БРАВО! УМНЫЕ ТАКИЕ, ПОДРЯД ОДНО И ТО ЖЕ СКОПИРОВАЛИ
  2. э бля
  3. Например:

    например:





  4. Например:

    например:


  5. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  6. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  7. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  8. зачем одно и то же?
  9. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  10. пи (д) рилы
  11. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  12. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ.
  13. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  14. плюс 2 балла
  15. Ваще офигели!
  16. И вам не стыдно? человеку действительно непонятно, а вы....

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Бывает трудно отличить простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми, и сложное предложение, особенно если одна из частей сложноподчинённого предложения представляет собой неполное предложение.

Например: Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Следует помнить, что однородные члены предложения могут соединяться только сочинительными союзами.

Не следует путать сочинительный союз, связывающий части сложного предложения, и сочинительный союз, связывающий однородные члены предложения:

Я устал и прилёг отдохнуть.- союз связывает однородные сказуемые;

Я устал, и мне захотелось отдохнуть.- союз связывает части сложносочинённого предложения.

Если в сомнительном предложении имеется подчинительный союз, то перед вами сложноподчинённое предложение, вторая часть которого представляет собой неполное предложение:

Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Я очень торопилась, но всё равно опоздала.

С частью сложного предложения можно спутать обособленный член предложения, уточняющий член предложения, вводную конструкцию, сравнительный оборот.

Например: Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

Многие газы, например водород, легче воздуха.

Кажется, его зовут Иваном.

Убедитесь в том, что перед вами часть сложного предложения с самостоятельной грамматической основой, а не какая-либо из перечисленных конструкций.

Особо следует отметить, что целевой оборот с союзом чтобы - это придаточная часть сложноподчинённого предложения, грамматическая основа которой состоит из сказуемого, выраженного инфинитивом:

Чтобы запомнить стихотворение, она прочитала его вслух шесть раз.

Если придаточное предложение оказывается внутри главного, можно допустить ошибку в подсчёте количества частей сложного предложения (в вариантах ответов на задание такого рода иногда указывается количество частей сложного предложения).

Найдите грамматические основы предложений, входящих в состав сложного.

В предложении ровно столько частей, сколько грамматических основ. Например:

Он быстро изучил то, что тогда было известно в области математики, и даже занялся собственными исследованиями.

Основа первой части: он изучил и занялся.

Основа второй части: что было известно.

Следовательно, в сложном предложении две части.

Бывает непросто определить виды связи между частями сложного предложения с разными видам связи.

Например: Останавливаться было нельзя: как только я переставал двигаться, ноги засасывало, а следы наливались водой.

Тип связи определяется по союзу. Найдите союзы, с помощью которых связаны части сложного предложения. Если союза между какими-то частями нет, то связь между ними бессоюзная, если союз сочинительный или подчинительный, то связь соответственно сочинительная или подчинительная.

В приведённом примере предложение состоит из четырех частей. Первая (останавливаться было нельзя) и третья (ноги засасывало) связаны бессоюзной связью, вторая (как только я переставал двигаться) и третья (ноги засасывало) связаны подчинительной связью с помощью подчинительного союза как только, третья и четвертая (следы наливались водой) - сочинительной связью с помощью сочинительного союза а.

Сложное предложение. Типы сложных предложений

Кроме простых предложений, в речи часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем мысли более развернуто, связывая их между собой.

Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.

Шторм уже утих, ветер ослаб.

Как аукнется, так и откликнется.

Мороз был страшный, но яблони выжили.

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов (или союзных слов - относительных местоимений и наречий). В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов (союзное).

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.

Сложносочинённые предложения - это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.

Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.

Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, - придаточным.

Если в Мышкине будешь (придаточное), зайди к Ефимкиным (главное).

Камешек хочу найти (главное), каких у вас не бывает (придаточное).

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Если сложное предложение состоит из трёх и более частей, то одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие - при помощи подчинительных союзов, третьи - без союзов. Такое предложение называется сложным предложением с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, не было во мне никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность, но зато вместо того во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. (Н.В. Гоголь).

(Это сложное предложение, состоящее из шести простых, части которого связаны подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.)

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет ], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил

Сложноподчиненные предложения (СПП) – синтаксические конструкции, содержащие два и более простых предложения, связанные подчинительной связью между собой и соединенные соответствующими союзами. Подчинительная связь в сложном предложении бывает нескольких видов в зависимости от смысловых отношений между его структурными элементами.

Для того, чтобы определить предложения с подчинительной связью, нужно их проверить на соответствие следующим параметрам:

  • два и более простых предложения, которые представляют собой неравноправные части: одна является главной, вторая – придаточной;
  • есть подчинительный союз или союзное слово;
  • на письме его части разделяются запятой.

В СПП от главной части к придаточной можно поставить вопрос. От него зависит тип связи. Примеры: «Мы не смогли получить вовремя инструкции (почему?), потому что очень устали и рано пошли домой», «Когда мне понадобится помощь, я обращусь к нужным источникам (когда?)».

Связь в словосочетании

Полезное видео: что такое сложноподчиненные предложения

Средства подчинительной связи

Части предложения соединяются с помощью подчинительных союзов: пока, как, если, так что, с тех пор как, будто и многих других. Каждый союз выражает определенный вид отношений, которые различаются по смыслу.

Иногда для соединения главной и зависимой частей используют другие языковые средства – союзные слова, в которые входят:

  • относительные : кто, что, какой и др.;
  • относительные местоименные наречия: почему, как, когда и др.

Союзные слова и союзы, которые выражают разные смысловые отношения, представлены в таблице:

Тип средства связи Смысловые отношения Примеры
Изъяснительные формулирует пояснение Я сказала маме, чтобы она не беспокоилась обо мне
Временные Указывают на время действия, уточняют время Марина заказала цветы тогда, когда услышала, что у Маши День Рожденья
Причинные выражает причину действия Я никогда раньше не думала об этом, потому что не знала, что так может случиться
Условные Формулируют условные отношения Дмитрий сделал бы заказ сразу, если бы знал, что товар подорожает.
Целевые Формулируют целевые отношения Оксана пела, чтобы заработать денег
Уступительные Формулируют уступительные отношения Несмотря на то, что на улице шел дождь, людей на пляже было много.

Союз и союзное слово – это элементы, которые связывают части сложного предложения. В схематическом изображении союз принадлежит к придаточному, он не является членом предложения.

Внимание! Союзное слово не только соединяет два структурных элемента, но и играет синтаксическую роль в придаточном.

Например: «Не существует таких событий, которые можно было бы изменить». В этом примере слово «которые» является не союзом, а союзным словом.

Виды подчинения

В сложном предложении может быть не одно, а несколько зависимых частей. Они связываются между собой разными способами. В зависимости от этого выделяют такие виды подчинения:

  • однородное;
  • параллельное;
  • последовательное;
  • комбинированное.

Каждый вид имеет свои особенности и отличается от остальных определенными характеристиками.

Виды подчинительной связи

Однородное и параллельное

Однородная связь образуется при условии, что все зависимые части относятся к главной или принадлежат к одному типу. Например: «Мне казалось, что я вижу день, что я слышу странные звуки, что я ощущаю холод».

Три придаточных в этом примере отвечают на один вопрос и относятся к главному по одному признаку. Они относятся к одному слову и принадлежат к одинаковому виду. В этом случае все зависимые элементы относятся к одному типу и отвечают на один вопрос.

Параллельное подчинение возникает в конструкциях, в которых не соблюдено одно из условий однородного.

Например, придаточные части могут относиться к одному слову, но при этом отвечать на разные вопросы. Например: «Когда я дочитала книгу, сложно было понять (когда? что?), что именно я чувствовала к ее героям», «Когда как за окном бушевала буря, я читала книгу (когда?, какую?), в которой рассказывалось об истории, которая произошла с детьми, когда они отдыхали в лесу с родителями».

Однородная связь

Последовательное и комбинированное

Последовательное подчинение – это связи в предложении, при которых зависимые части связаны между собой «цепочкой»,т. е. каждый следующий элемент зависит от предыдущего. Их определяют как придаточные разной степени. Например: «Максим увидел фильм (какой?), где играл тот актер (какой?), которого он любил (когда?), когда был ребенком (каким?), который был влюблен в картины про героев».

В этом примере второе придаточное зависит от первого, третье – от второго, четвертое – от третьего. Вопросы в таких предложениях задаются последовательно от одной части к следующей. Они могут быть разными и выражать разные смысловые отношения.

В комбинированном подчинении употребляются все виды подчинения: смешиваются параллельное, последовательное, однородное. Это характерно для длинных конструкций с большим количеством зависимых. Например: «Вчера я так устала, что не могла понять, то ли голова болит от погоды, то ли от завала на работе». В этом примере использованы два вида связи: последовательное и однородное подчинение.

Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого
предложения.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну. . .
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна
Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.
(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и
фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась,
но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер,
погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её
слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и
оглохла не только она, но и её душа…

Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение
с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру
в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая
Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что
ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, –
сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что
он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».
(6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Мне объяснить что ж такое сложное предложение с бессоюзной и
союзной сочинительной связью? И сложноподчинённое предложение
с однородным подчинением придаточных. И как отлечить Сложносоиненные предложения от сложноподчиненных предложений?


Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями: 53

Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных: 4

Сложное предложение с разными видами связи - сложное предложение, состоящее из нескольких грамматических основ, две из которых, например, связаны бессоюзной связью, а третья присоединяется к ним сочинительной связью. Например: Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… Объяснение: Первая грамматическая основа - сказуемое вынули, вторая грамматическая основа также - это сказуемое вынули. Между ними нет союза, стоит тире, то есть это бессоюзная связь. А дальше идёт третья грам. основа (подлжащие она и душа, сказуемое оглохла), и она присоединяется ко второй сочинительным союзом и. Таким образом в этом предложении два типа связи - бессоюзная и сочинительная.

Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных - это когда придаточные относятся к одному и тому же слову в главном или ко всему главному. Однородные придаточные могут соединяться между собой без союзов и при помощи союзов и, а, но. Пример: Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. Придаточные: что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма относятся к одному и тому слову в главной части - рассказала. И соединяются союзом и.

Сложносочиненные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких грам. основ, соединенных сочинительными союзами и, а, но и др. Части сложносочиненного предложения равноправны, могут употребляться друг без друга.

Сложноподчиненные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких грам. основ, соединенных подчинительными союзами что, как, когда, где, потому что и др. Части сложноподчиненного предложения неравноправны, не могут употребляться друг без друга, так как придаточная часть зависит от главной.

Бессоюзная и союзная связь

между частями сложного предложения

Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия


  • продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе;
  • систематизировать знания о бессоюзной и союзной (сочинительной и подчинительной) связи между частями сложного предложения;
  • отрабатывать навык выполнения задания данного типа

Задание по данной теме

в КИМах формулируется

следующим образом:

Среди предложений … найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной (подчинительной) связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Чтобы выполнить это задание,

попробуйте составить

алгоритм действия


Алгоритм выполнения

данного задания

Определите количество грамматических основ в предложении

Одна грамматическая

Две и более

грамматических основ

предложение

предложение

сочинённое

подчинённое

бессоюзное


Алгоритм выполнения

задания

Найди предложение, в котором

более двух грамматических основ

Установи тип связи между простыми предложениями

в составе сложного

сочинительный тип связи:

предложения

относительно

самостоятельны, связаны

союзами И, ДА(=И), НО,

ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО),

А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…

подчинительная связь: от

главного предложения придаточному можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО,

КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО,КОТОРЫЙ …

бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу


Бессоюзное сложное предложение

, .

(перечисление фактов)

; .

(перечисление фактов, предложения распространены, осложнены)

Весело и беззаботно поют птицы , порхают бабочки.

Кусты орешника разрослись по берегам ручья ; к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы.

: [ причина ].

(потому что)

Осень Павел не любил : она приносила ему страдания.

: [ пояснение ].

(а именно)

Через некоторое время слышим : чибисы кричат во всё горло.

: [ дополнение ]

(и увидел, и услышал, и почувствовал)

[ → ] - [ ← ].

(противопост.)

Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Я поднял глаза : надо мной радостно сияло безоблачное небо.

: [ дополнение ].

(как, что)

[ время, условие ] - .

(когда, если)

- [ вывод (так что) ].

Вдруг Павел почувствовал : чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки.

Настанет утро двинемся в путь.

Назвался груздем полезай в кузов.

Солнце дымное встаёт будет день горячий.

Сыр выпал с ним была плутовка такова.


Сложносочинённое предложение

, сочинительный союз .

[ Упали две-три крупные капли дождя ] , и [ вдруг блеснула молния ] .

[ Лишь ивол ги кричат ] , да [ кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы ] .

То [ солнце тусклое блестит ] , то [ туча чёрная висит ] .

Не то [ светало , не то [ темнело ] .

Сочинительные союзы

Соединительные

Противительные

И, да(и), тоже, также; ни..., ни; как..., так и

Разделительные

А, но, да(но), зато, однако, же и др.

Или, либо, то..., то..., не то..., не то...


Сложноподчинённое предложение

, ( подчинительный союз …) .

( Подчинительный союз …) , .

[… , ( подчинительный союз …) , … ] .

[ Я вернулся в город ] , (где прошло моё детство ).

(Если открыть окно ) , [ комната наполнится ароматом летних цветов ].

[ Отец, ( когда вернулся с рыбалки) , похвастался невиданным уловом ] .

Виды придаточных предложений .

Определительные

Изъяснительные

Какой? Чей?

Союзные слова

Обстоятельственные

Вопросы косвенных падежей

Что, как, чтобы, будто, словно.

Какой, который, каков, чей, кто, что, где

Указательные слова

Смысловые вопросы

Тот, такой, таков, всякий, любой

Кто, что, чей, как отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько.

Я живу в доме, который находится на краю деревни [..сущ.], (который).

[Он знал], (что основа всего – нравственность).


Придаточные обстоятельственные

Где? Куда? Откуда?

[ Никогда не возвращайся туда], где был счастлив. […туда], (где…).

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Сравнения

Как? Насколько?

Образа действия и степени

(Когда открыл окно), [комната наполнилась ароматом цветов] . (Когда…), .

Как? Каким образом? В какой мере? до какой степени?

[Герасим вырос немой и могучий], (как дерево растёт на плодородной почве). , (как …).

Зачем? С какой целью? Для чего?

[Дядюшка пел так], (как поёт простой народ).

, (как …).

При каком условии

[Всякое дело надо любить], (чтобы хорошо его делать). , (чтобы …).

Почему? Отчего?

По какой причине?

[Куплю новый телефон], (если будут деньги).

, (если …).

Следствия

[Я не пришёл в школу], (потому что заболел).

, (потому что …).

Что из этого следует

Несмотря на что? Вопреки всему?

[Погода была холодная, ветреная], (так что сугробы намело высокие). , (так что).

[ Мы вышли на прогулку], (хотя шёл дождик).


Инструкция по работе

с учебным тренажёром

  • Каждое задание имеет несколько вариантов ответа. Вы должны выбрать один правильный.

2. Если вы выбрали правильный ответ, то по щелчку мыши появляется значок «плюс» (правильно).

3. Если вы выбрали неверный ответ, то по щелчку мыши появляется значок «минус» (неправильно).

4. Переход к следующему заданию осуществляется щелчком мыши.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. Но навесной обстрел противника не утихал. Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю.


Проверьте свои знания

Ребята облазили весь остров в поисках нерастаявшего снега. Серёже удалось найти в расселинах между скалами остатки прошлогоднего, спрессовавшегося, как лёд, снега. Тайком от Петровича Серёжу спустили, на верёвке, он топором рубил снег и в ведре отправлял его наверх. Лазить по скалам было опасно. Петрович категорически запретил это делать, но ребята украдкой приносили Ильиничне вёдра прошлогоднего снега. Она всё ворчала, грозила пожаловаться бригадиру, но от снега не отказывалась: надо же было готовить обед.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–3 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7) Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было .


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. Но и уезжать надолго не приходилось. Самый первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые...


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. Бабушка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремоту. (4) И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона - мир потухал и отдалялся от неё со всей своей суетой. Лишь грохот войны ещё слышала она и вздрагивала от этого грохота. И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

На мостике стояли капитан Замятин, начальник экспедиции и несколько человек из команды. С напряжёнными, сосредоточенными лицами они глядели на море и небо. Все понимали, что суда проходят теперь особенно опасный участок Баренцева моря: в любую минуту может вынырнуть из глубины перископ подводной лодки, а в небе появиться фашистский самолёт. Эта собранность моряков передалась ребятам: они стали сдержаннее. Десятки глаз следили за поверхностью беспокойного моря, за серыми, быстро бегущими облаками.


Проверьте свои знания

Туловище у кайры вальковатое, ноги отодвинуты далеко назад, а пальцы соединены плавательными перепонками. По земле она передвигается медленно и неуклюже, взлететь может только со скалы и с воды. (3) Она отлично плавает, а нырять может на глубину до десяти метров, под водой передвигается с помощью крыльев. Весит кайра до двух килограммов, мясо её съедобно. Единственное яйцо она кладёт прямо на скалы, оно имеет такую форму, что не скатывается с камней. Яйцо кайры равно по весу двум куриным и не уступает им в питательности. Местные промышленники собирают яйца кайры также и для приманки песцов.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Дни стоят уже необычно тёплые. В весеннем воздухе разлита прохлада. Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идёт огромная работа. День и ночь корни всеми своими мочками вбирают влагу из земли, обильно напоённой недавно стаявшим снегом. Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели серёжки на ольхе, хотя корни лежат ещё под снегом. На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры. Я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших. Боль стала моей неразлучной спутницей. (….. Она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–6 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Девочка звала собаку к себе:

Кусачка, пойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь? Ну, пойди же!

Но Кусака не шла: боялась.

Старик разгладил длинную бороду.

Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Старик, наклонившись к самому уху мальчика, прошептал что-то.


Проверьте свои знания

Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно, потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся. И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался. Я повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–10 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? Дашь мне его домой?

– Нет, не дам: это подарок.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее, а мама всё не шла. Тут Мишка говорит:

– Не дашь, значит, самосвал?

И протянул мне коробку от спичек. Я взял её, открыл и сначала ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто я держал сейчас в руках крошечную звёздочку.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

– Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47.. Таня! Загляни в шкатулку!

– Нету, – тихо сказала Таня. – Похоронка на месте, фотографии, а писем нет.

Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир! (4… Краб неделю просидел под кроватью. Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6…) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.


на уроке

МОЛОДЦЫ!

Знания прочные:

можно работать с тестом

БУДЬТЕ

ВНИМАТЕЛЬНЫ

Было много ошибок:

нужно повторить правило


Всем

спасибо

за работу!


  • Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.
  • Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.

3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.

4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/6?page=3

Использованный материал

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет ], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил