Что включает в себя понятие грамотности. Орфографическая грамотность как общая языковая культура и признак грамотности и воспитания личности

С чего начинается финансовая грамотность

Что такое финансовая грамотность

У меня давно зрела идея написать на блоге отдельную статью про финансовую грамотность в широком смысле этого понятия. Уверен, что она будет актуальной для многих читателей, особенно начинающих инвесторов. К сожалению, поток ошибок, о которых я постоянно слышу от читателей, эту актуальность доказывают. Обойти вопросы грамотного отношения к своим , культуре и психологии инвестирования, я не мог и раньше, неоднократно затрагивая различные аспекты этого вопроса. Например, в своем апрельском посте о , а также в обзорах . Сегодня постараюсь подойти к проблеме комплексно и ответить на важные вопросы:

  • Что включает в себя понятие финансовой грамотности и с чего она начинается?
  • Как влияет финансовая грамотность на успешность инвестора?
  • Как инвестору повысить свою финансовую культуру и как это определяет ваш путь к финансовой свободе?

Происхождение и содержание понятия финансовой грамотности

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Чтобы не размывать предмет разговора, начнем с определения. Мне ближе такая формулировка: финансовая грамотность – это уровень знаний и навыков в сфере финансов, достаточный для правильной оценки экономических процессов и для принятия осознанных решений, связанные со сбережениями, инвестициями, страхованием, и будущей пенсией.

В понятие финансовой грамотности стоит также включить квалифицированное потребительское поведение человека. Вряд ли вы будете спорить с тем, что в бывшем СССР, относительно недавно строившем коммунизм, большая часть населения не обладает даже элементарной финансовой грамотностью. Это историческое наследие преодолевается с трудом, и оно сказывается даже на людях, работающих в финансовой сфере. Я лично знаю банковских служащих, которые, имея неплохие по российским меркам доходы, постоянно попадали в кредитную зависимость и не имели четкого плана .

Увы, даже наличие высшего финансового образования не гарантирует автоматически наличие финансовой грамотности. Конечно, ситуация постепенно меняется, но Россия в рейтинге по этому показателю пока находится на 24 месте, рядом с Камеруном, Мадагаскаром, Зимбабве и Белоруссией (исследование S&P, 2015 г.), а количество финансово грамотных у нас составляет 38%. Население разных стран мира опрашивалось ­­на предмет понимания трех вопросов: % ставка (в том числе ), . Исследование выявило и другие печальные подробности: россияне в среднем не знают, на что идут около 30% их расходов, а планируют семейный бюджет на срок более месяца 10% населения. 77% семей вообще не говорят с детьми о деньгах, считая это предосудительным. Одним словом, в нашей стране нет ни массовой традиции финансового планирования, ни широкого распространения практических навыков.

К случаю вспоминаются мрачные истории с постсоветскими – МММ, Властелина, Чара-банк, Русский дом Селенга, ГК Хопёр, которые обобрали миллионы наших сограждан, пользуясь их наивностью и легкомысленным отношением к собственным деньгам. Правда и то, что россияне в этом не уникальны: достаточно вспомнить нашумевшую компанию миллиардера с Wall Street Бернарда Мейдоффа, который обанкротил тысячи доверчивых инвесторов по всему миру и в 2008 году сел в тюрьму на 150 лет. К сожалению, в вопросах финансового образования наших детей, мы не можем полагаться на школу. Уроки ликбеза введены только с 1 сентября 2016 года, да и то факультативно. Поэтому важно постоянно работать над своим финансовым самообразованием и показывать пример всем домочадцам. И, конечно, придерживаться управленческого отношения к деньгам, в противовес столь широко распространенному потребительскому подходу (заработал – потратил).

Как финансовая грамотность влияет на успешность инвестора

Инвесторы – это небольшая обеспеченная часть населения страны, и многим из них свойственны типичные заблуждения в отношении к деньгам. Во всяком случае, преодолеть их и выйти на профессиональный уровень не так просто: для этого требуются время, усилия и прилежное овладение полезными знаниями и правилами поведения. Думая над темой статьи, я задался вопросом: а как соотносятся между собой профессиональная финансовая квалификация и финансовая грамотность в широком смысле? Должен ли инвестор или трейдер со стажем работать над повышением своей финансовой культуры или это относится только к людям других профессий и обывателям?

Ответ дает сама жизнь. Все вы, так или иначе, были свидетелями ситуаций, когда вполне себе опытный управляющий счетом или трейдер на фондовой бирже не из-за форс-мажора, а под влиянием стресса, азарта, отсутствия там, где они должны быть. Часто из-за элементарной жадности. Все мы живые люди, но несдержанность в эмоциях, импульсивность, легковесное отношение к собственной инвестиционной стратегии – это нарушение правил финансового поведения и пренебрежение риск-менеджментом. И это говорит о пробелах в общей финансовой компетентности.

Перефразируем восточную мудрость: финансово грамотный человек, не имеющий денег, рано или поздно их приобретет; финансово неграмотный человек, имеющий много денег, обязательно их потеряет.

Как инвестору повысить свою финансовую грамотность

Мы подошли к вопросу о том, какими методами и средствами частный инвестор может повысить собственную финансовую грамотность, а также повлиять на воспитание своих детей в правильном русле. Предлагаю свой набор правил.

  1. Осмысленный, серьёзный подход к деньгам. Избавление от потребительского мышления и переход к формированию будущих , приносящих стабильный (желательно пассивный) доход.
  2. Учет и планирование личного\семейного бюджета. Распределение финансов на доходную и расходную часть, с постатейной отчетностью, подобно бухгалтерскому балансу. Изменить в семье отношение к этому процессу, сделать из него увлекательный квест, убедить домашних в пользе и личной заинтересованности каждого. Ничто так не мотивирует, как честно заработанные бонусы и подарки, а главное – достижение совместно поставленной общей цели.
  3. Постановка долгосрочных финансовых целей, которые будут мотивировать вас на приобретение финансовых знаний и навыков. Желательно обеспечение дополнительного дохода, позволяющего часть поступлений (от 10%) инвестировать. Даже если ваш текущий доход на основной работе позволяет не искать подработки, дополнительным источником может быть, как прибыль от инвестирования, так и экономия на существующих расходах. Главное — начать свою инвестиционную практику как можно раньше, чтобы сформировать устойчивые полезные навыки и повысить тем самым свою финансовую грамотность. Считаю, что это даже важнее, чем полученная за это время прибыль.
  4. Выстраивание правильных отношений с финансовыми учреждениями: страховыми компаниями, налоговой службой и др. Правила простые: читайте условия и договор (даже то, что мелким шрифтом). Не берите потребительские кредиты без особой нужды, не допускайте просроченной кредитной и налоговой задолженности. Делайте самостоятельно предварительные расчеты, благо сейчас все калькуляторы есть онлайн.
  1. Выделение бюджета на саморазвитие (). Самообразование, чтение, курсы, тренинги, вебинары, платные консультации, – все это впрямую работает на повышение вашей финансовой квалификации. Многое из этого можно найти в сети бесплатно, здесь важнее дисциплина и мотивация.
  2. Чаще иметь дело с финансовыми инструментами: ничто так не поднимет вашу финансовую грамотность, как реальная деятельность. Именно недостаток практики делает людей финансово беспомощными.

Заметьте, я не перечисляю здесь рекомендации, как прибыльно и безопасно инвестировать или торговать, это темы для других статей. Я говорю о нормах поведения, без соблюдения которых не могут быть созданы условия для постоянного повышения вашей финансовой грамотности. Это критично важные предпосылки к тому, чтобы вы и ваша семья проделали свой путь к финансовой свободе.

Для сбора статистических данных ЮНЕСКО, исходя из вышеозначенной позиции, предложило считать грамотными того, кто имеет минимальный уровень функциональной и минимальной грамотности, где под первым имеется в виду уровень грамотности, делающий возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении, под вторым – способность читать и писать простые сообщения. Определение понятия «неграмотность» (illiteracy) связано с позицией авторов, либо трактующих грамотность как компетенцию, либо включающих в понятие пользование этими умениями в различных ситуациях. По мнению первых, неграмотен тот, кто не умеет читать и писать вообще. По мнению вторых, в эту же группу включаются и те, кто может прочесть или написать только самые простые предложения.
Далее потребовалось определить минимальную и функциональную грамотность. Так, Венецки предлагает заменить слово минимальная на базовую и рассматривать базовую грамотность как необходимую грамотность. Он считает, что базовый или минимальный уровень грамотности соответствует тому, что Грей (1925) и Шалл (1983) называли вторым уровнем в схемах развития, это может быть тот минимальный уровень, который достаточен для последующего самостоятельного чтения с целью самообразования.
По мнению Грея, он обеспечивается не менее, чем четырьмя-пятью годами обучения в школе, что, возможно, верно для сегодняшнего времени, когда большинство детей в развитых странах посещают начальную школу в течение шести лет. Однако исторический опыт России и Америки показывает, что удалось достичь грамотности населения за более короткие сроки обучения. Таким образом, по мнению Венецки, базовый уровень грамотности и обеспечивает самостоятельное развитие грамотности человека, а необходимая грамотность, как уровень, зависящий от социального контекста конкретной страны, изменяется со временем по мере изменения экономической и социальной ситуации в стране. Таким образом, он относит базовый уровень грамотности к индивиду, а необходимый уровень грамотности к социальной сфере общества. В литературе сегодня можно встретить целый ряд понятий, связанных с термином «грамотность» (literacy): традиционная грамотность, функциональная грамотность, грамотность для выживания, маргинальная грамотность, функциональная грамотность взрослых, культурная грамотность, информационная грамотность. Причем слово грамотность (literacy) широко применяется в англоязычных странах и по существу стало широкоупотребимым понятием. Так, многие организации, связанные с образованием, имеют слово Literacy в своем названии: Literacy Volunteers of America, National Center on Adult Literacy, United Kingdom Literacy Association; оно также привычно в названиях книг: «Teaching Literacy from Using Information Technology: A Collection of Articles From the Australian Literacy Educators" Association (Joelie Hancock, Editor 1999). В других языках (немецком, шведском, финском, русском) термин «грамотность» пока однозначно не определен и употребляется в разных значениях.
Функциональная грамотность остается удобным и широко используемым термином определяющим возможности выше базовой грамотности и позволяющим определять уровень деятельности человека с использованием печатного слова. Количество и качество печатных материалов, которыми пользуется человек, меняется со временем и различно в разных странах. Количество печатных материалов и новые технологические средства требуют увеличения скорости чтения, скорости понимания и принятия решения.
Термин «функциональная грамотность взрослых» (Nafziger 1976) сразу поставил вопрос о том, кого же в данном случае считать взрослым. Опять же, обращаясь к рекомендациям, изложенным в документах ЮНЕСКО, взрослым в контексте понятия грамотности следует считать человека старше 15 лет.
Если необходимая грамотность (или функциональная гpaмотность) – это способность, которая проявляется в социальном контексте, то взрослым в каждой стране следует считать того человека, от которого общество ожидает такого поведения. «Взрослость» регламентируется за конами страны: в каком возрасте человек может иметь паспорт, получить водительские права, начать самостоятельную трудовую деятельность, записаться в клуб, участвовать в голосовании, самостоятельно путешествовать, когда он начинает принимать участие в деятельности, охватывающей его район, город, страну. В большинстве стран этот возраст определяется между 16-ю – 18-ю годами. Венецки считает, что слово «функциональная» здесь лишнее, т.к. речь идет о характеристике грамотности. И функциональная, и традиционная (или необходимая) грамотности являются почти синонимичными понятиями, только первое делает акцент на бытовой, а второе – на трудовой контекст их применения. Маргинальная грамотность и грамотность выживания являются видовыми понятиями функциональной грамотности, определяя ее нижний предел. Понятие культурной грамотности определяет то, что каждая нация считает необходимым включить в данное понятие.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

грамотность

грамотности, мн. нет, ж. (книжн.).

    Отвлеч. сущ. к грамотный во 2 и 3 знач. Письма его показывают, что полной грамотностью он еще не владеет. Грамотность рисунка. Политическая грамотность.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.

    1. Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. области.

      Образованность, просвещенность.

  • Энциклопедический словарь, 1998 г.

    грамотность

    определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать - к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (т. н. функциональная грамотность).

    Грамотность

    (от греч. grammata ≈ чтение и письмо). Г. как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия «Г.» меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов. В дореволюционной России и в др. странах с невысоким уровнем школьного образования грамотными считались лица, умеющие только читать; в развитых капиталистических странах ≈ лица, владеющие навыками чтения и письма. Вопросы определения понятия «Г.», его статистического обозначения во время переписей населения в конце 19 в. и 1-й половине 20 в. неоднократно рассматривались на европейских и международных совещаниях по демографической статистике и программам переписей населения. Генеральная конференция ЮНЕСКО (10-я сессия, Париж, 1958) рекомендовала всем странам при проведении переписей населения считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни. В странах, достигших сплошной Г. населения, применяется показатель образования, а показатель Г. сохраняет познавательное значение лишь в исторической оценке развития культурного строительства. Однако оба показателя находят применение в международной характеристике культурного уровня населения стран мира. В дореволюционной России при недоступности школ для детей трудящихся, в условиях запрета обучения детей нерусских национальностей на родном языке, при отсутствии письменности у многих народностей миллионы детей были лишены возможности обучаться грамоте. По данным переписи 1897, использованным В. И. Лениным в характеристике Г. дореволюционной России, в составе всего населения империи был 21% грамотных, а за вычетом детей до 9 лет ≈ 27% (по Сибири соответственно 12 и 16%, по Средней Азии ≈ 5 и 6%). Великая Октябрьская социалистическая революция открыла всем народностям СССР доступ в школы с обучением на родном языке. Декретом, подписанным В. И. Лениным 26 декабря 1919, всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке ≈ по желанию. Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения приняла массовый характер, миллионы неграмотных вовлекались в организованные для них школы грамоты , широко проводились подготовительные мероприятия по осуществлению всеобщего обязательного школьного обучения (см. Всеобщее обучение). За период с 1923 по 1939 в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных. Уровень грамотности женщин за 13 лет (1926≈1939) повысился почти вдвое. Общую картину грамотности см. в табл. 1 и 2. Табл.

      ≈ Процент грамотных в возрасте 9≈49 лет

      Население

      Годы переписи

      Городское:

      Сельское:

      Городское и сельское:

    1. ≈ Процент грамотных сред и населения союзных республик в в озрасте 9≈49 лет (по переписи 1970)

      Союзные республики

      Городское население

      Сельское население

      Городское 11 сельское население

      Украинская ССР

      Белорусская ССР

      Узбекская ССР

      Казахская ССР

      Грузинская ССР

      Азербайджанская ССР

      Литовская ССР

      Молдавская ССР

      Латвийская ССР

      Киргизская ССР

      Таджикская ССР

      Армянская ССР

      Туркменская ССР

      Эстонская ССР

      Значительные успехи в ликвидации неграмотности достигнуты и в других социалистических странах, население этих стран почти полностью грамотно. Достаточно высокая Г. населения в экономически развитых капиталистических странах (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония и др.).

      Серьёзных успехов в борьбе за Г. населения добиваются народы Азии и Африки, вставшие на путь государственной и национальной независимости. Однако уровень Г. населения в экономически слаборазвитых, зависимых или долгое время находившихся под иностранным господством странах продолжает оставаться низким. По данным ЮНЕСКО (1962), в Африке ≈ около 120 млн., неграмотных (около 80% среди взрослых); в Азии и Океании (без социалистических стран) ≈ около 350 млн. (свыше 50%), в арабских странах ≈ около 44 млн. (около 80%). В большинстве стран Латинской Америки количество неграмотных достигает 50≈60%. В 1965, по данным ЮНЕСКО, в мире насчитывалось 750 млн. неграмотных. Низкая степень охвата детей школами во многих странах ведёт к росту числа неграмотных ≈ ежегодно их число возрастает в среднем на 3,5 млн. чел. В 1966 Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла предложение Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности (Тегеран, 1965) об учреждении Международного дня распространения грамотности (8 сентября).

      Термин «Г.» обозначает также: а) наличие соответствующих знаний в какой-либо области (политическая грамотность, техническая грамотность); б) умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка (грамматическими, стилистическими, орфоэпическими и др.).

      М. П. Кашин.

    Википедия

    Грамотность

    Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст , касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения - доля грамотных в возрасте 15 лет и старше. Индекс грамотности (называемый иногда просто грамотность ) данного народа есть отношение между числом грамотных и численностью всего населения. Отношение это обычно выражается в процентах. Индекс грамотности если и не измеряет, то, во всяком случае, характеризует уровень развития начального образования.

    Грамотность - фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством. Однако грамотность может выступать и как орудие пропаганды той или иной идеологии в обществе. Чему и как служит грамотность, зависит от условий, в которые поставлено народное образование данной страны.

    Степенью распространения грамотности характеризуется степень участия народа той или иной страны в умственной жизни всего человечества, но характеризуется лишь до известной степени, так как и народы неграмотные участвуют и участвовали, хотя, возможно, и в меньшей мере, в накоплении умственных и нравственных сокровищ человечества.

    Примеры употребления слова грамотность в литературе.

    Сочинитель Михайло Аврамов, обладавший для своего времени достаточной грамотностью , в стихосложении был не весьма искусен.

    И лишь по мере того как грамотность стала распространяться в обществе, литературный рассказ или повесть смогли сравниться в популярности с комедией.

    Но когда китайский паломник посетил Индию, грамотность была уже вполне распространенным явлением.

    Здесь, в библиотеке, Георгий увидел, как высоко развита была грамотность в Киевской Руси и сколь пагубно отразился на ней распад великого государства.

    Нельзя сопоставить и возможность равного и всеобщего доступа к грамотности для тех, кто пользуется иероглифами, и для тех, у кого в ходу простой и удобный алфавит.

    А распространение книг, грамотности и международных связей давало этим малым монархам, этим монархам собственности возможность развивать общность идей и единство сопротивления, чего не было ни в одном из предыдущих периодов мировой истории.

    Потому так настойчиво заботились православные братства о распространении грамотности , о просвещении на родном, русском языке.

    Переводя и печатая библейские книги, он хотел их сделать первыми рассадниками грамотности и науки на Руси.

    Он злобился на новгородских бояр, на посадника, на граждан, изменивших ему, сыну Александра, и не мог забыть этих лиц, этой спокойной осанки вятших, этих уверенных речей и твердых глаз, этого богатства не напоказ, этого достоинства в каждом горожанине, встреченном на тесовой новгородской мостовой, деловитой грамотности посадских людей, строгой красоты иконного письма, гордой свободы горожанок.

    Но спираль судьбы еще не дописала свой причудливый виток, и в тридцать седьмом году понудила милиционера Бойко отколотить на свадьбе рыжего пьяницу и вора Прыжова, сельсоветовского писаря, который наутро, мучаясь от побоев, похмелья и избытка грамотности , сообщил в НКВД, что лично видел, как Бойко горько плакал, узнав о казни матерого троцкиста Ануфрия Беспрозванного, незаконнорожденного подкулачника, симулировавшего душевную болезнь для успешного ведения злостной антисоветской пропаганды.

    У товарища большого ума и грамотности не было возраста - то ли года двадцать три, то ли лет пятьдесят семь.

    Ибо восприятие материала и отношение к нему редактора будут на десять, двадцать, а иногда и на пятьдесят процентов зависеть от внешнего вида и грамотности статьи.

    Впрочем, хороший вкус и грамотность прививало гимназистам не столько затверживание правил, хотя и это давало в итоге положительные результаты.

    Вдруг один из собеседников, человек вполне преданный учению Льва Николаевича, возразил на это, что развитие грамотности ничего особенно радостного представлять не может.

    Только незаурядностью его личности и можно: объяснить тот факт, что малообразованный старик, более чем скромный даже в части элементарной грамотности , всегда был на высоте положения!

    Грамотность – это высокая степень владения навыками письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Однако понятие грамотности исторически имело и другие значения.

    Базовое, исторически изначальное определение грамотности – это умение читать и писать (грамота = письмо). Каких-нибудь сто лет назад такое определение было актуально. Ведь в России было много безграмотных, велась борьба за грамотность (От тех времен нам досталось слово ликбез – ликвидация безграмотности.). Людей, причем не только детей, но и взрослых, буквально учили читать-писать.

    Само слово грамота (от греческого grammata) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. А уж если мог написать – то и вовсе искусник. Во всех народах в древности умение читать и тем более писать почиталось особо.

    Русское название документов грамотами было заимствовано из Византии, где grammata обозначала послания, указы, письменные документы вообще.

    С введением всеобщего начального, а потом и среднего образования представление о грамотности как умении читать-писать стало неактуальным. Такая отличительная характеристика попросту оказалась лишена смысла, поскольку людей, не умеющих читать-писать, в современной цивилизованной стране практически нет. Примерно с 50-х годов Xx века понятие «грамотность» в русском языке обрело новое значение. Сейчас мы понимаем под грамотностью не просто умение читать-писать, а умение писать правильно, то есть без ошибок, прежде всего орфографических и пунктуационных (наиболее регламентированных и наиболее заметных).

    Соответственно, сегодня грамотность – это соблюдение базовых правил русского языка, прежде всего на письме . Синоним слова «грамотность» в таком понимании – «правописание».

    Грамотность человека в этом понимании имеет интересное свойство. Когда она есть, она незаметна. Зато когда человек пишет безграмотно, то это заметно сразу и сразу понижает социальный статус такого человека. С точки зрения личных интеллектуальных качеств человека можно выстроить такую последовательную цепочку: грамотность – образованность – просвещенность. Грамотность является фундаментом образованности.

    Сама по себе грамотность не является залогом успеха; однако безграмотность вполне может стать залогом неуспеха, тем более в условиях растущей деловой конкуренции.

    Соблюдение каких правил определяет уровень грамотности человека? Что такое правила языка вообще?

    Правила – это предписания соблюдать нормы языка. Соотношение понятий «правила» и «нормы» примерно такое: ученые на основании исторических тенденции вырабатывают и фиксируют нормы языка, а педагоги перерабатывают эти нормы в правила и обучают правилам учеников. Норма предписывает правильное употребление каждого речевого выражения, а правила обобщают принципы, заложенные в нормах, и являются наиболее общим, типизированным изложением норм. Например, нормой является написание а после ч в слове чаша . А правилом является предписание, гласящее, что после ч и щ пишется а .

    Иными словами, правило – это закон, а норма – это каждый конкретный случай. Обобщение этих случаев и приводит к формированию закона, то есть правила.

    Нормы не всегда сгруппированы в правила. Многие нормы требуют запоминания не правила, а самого конкретного варианта правильного употребления. Например, нет правила, согласно которому слово негоциант надо писать через е ; эту норму стоит запомнить в частном порядке.

    Как уже показано в предыдущих главах, одной из важных характеристик литературного языка является его нормированность.

    Важным признаком нормы литературного языка является ее устойчивость (или стабильность). Благодаря устойчивости норм литературный язык соединяет поколения. Нормы языка обеспечивают преемственность культурных и языковых традиций. Но этот признак является относительным, поскольку литературный язык развивается, допуская изменение норм.

    Как же формируется норма? Многие полагают, что основополагающим источником нормы литературного языка является частота употребления речевого варианта. Как говорит большинство – так и правильно. Это неверный подход. Высокая частота употребления может быть характерна и для речевых ошибок. Самый яркий пример – большинство русскоговорящих людей ставят ударение в слове звонит на первый слог. Но это не означает, что большинство право. Нет, большинство говорит неправильно. Ударение в этом слове надо ставить на последний слог. Так что высокая частотность речевого варианта не всегда или не сразу обуславливает его переход в норму.

    Это в физике если определенные обстоятельства приводят к одному и тому же результату, то они признаются закономерными – следствием действия некоего закона. А в языкознании повторение результата не связано с проявлением объективных законов. Признаком нормы является не столько частотность (массовость), сколько отобранность, признанность, общеобязательность (Хотя, бесспорно, и частотность употребления рано или поздно может повлиять на признание варианта нормативным.).

    Еще одним признаком литературной нормы является соответствие авторитетным источником – чаще всего произведениям известных писателей. Однако тут также следует оговориться, что в произведениях самых великих писателей встречаются и ненормативное словоупотребление, например, фрагменты разговорной, диалектной или даже бранной лексики.

    Обобщая эти признаки нормы, можно вывести следующее определение.

    Литературная норма – это относительно устойчивый способ выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества.

    Это определение при всей простоте подчеркивает еще одно важное отличие норм языка от законов, например, физики. Нормы языка – это нечто такое, что живет благодаря именно предпочтению людей, людей образованных, лучшей части общества. В других науках, особенно в точных, такой способ установления норм (законов) даже вообразить невозможно. Никогда закон всемирного тяготения не будет признан таковым лишь потому, что на нем настаивает Ньютон со своим авторитетом и яблоком. В языкознании предпочтения авторитетных ученых и мастеров слова имеют решающее значение для установления норм.

    Ученые выделяют несколько видов литературных норм (определяющих соответствующие правила).

    Фонетические нормы регламентируют правильное произношение звуков, правильное использование артикулярного аппарата для производства звуков русского языка. К примеру, нормативным является твердое произношение звука [г] в слове город , тогда как на юге России многие произносят смягченное [г] – то есть говорят неправильно.

    Орфоэпические нормы регламентируют правильное произношение слов в целом. Правильное использование устной речи регламентируют также акцентологические нормы – нормы правильной расстановки ударений.

    Морфологические и словобразовательные нормы регламентируют правильное употребление частей слова. На письме эти нормы образуют правила орфографии – правила правильного написания слов.

    Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний и предложений. Они определяют, к примеру, уместность использования союзов или предлогов, правила построения предложений и так далее. Для смысловой и интонационной организации речи в русском языке, как и во многих других, применяются знаки препинания. Поэтому синтаксические нормы реализуются в правилах синтаксического сочетания слов, а также в правилах пунктуации .

    Правила пунктуации и правила орфографии – наиболее жестко и четко регламентированная сфера правил русского языка. При всем их многообразии они достаточно просты в изучении, им обучают в школе. Несоблюдение этих правил дает самые заметные образцы неграмотности. Можно сказать, что правила орфографии и пунктуации составляют минимум, базу общей языковой грамотности. Если уже человек неграмотен в этой сфере, то он неграмотен вообще.

    Лексические нормы предписывают правильное употребление слов для обозначения тех или иных явлений. К примеру, слово нелицеприятный часто употребляют неправильно, говорят: нелицеприятный разговор, нелицеприятные выводы , имея в виду неприятный разговор и неприятные выводы. Слово нелицеприятный не является синонимом слова неприятный , хотя внешне и похоже (это паронимы). Нелицеприятный означает беспристрастный, объективный, справедливый. Нелицеприятные выводы , – это такие выводы, которые сделаны, «не взирая на лица», то есть не учитывая статус того, в отношении кого они сделаны. Это объективные выводы, а вовсе не неприятные.

    Такие лексические ошибки нередки – люди иногда неправильно понимают значение слова и неправильно его употребляют. Явление паронимии в русском языке довольно распространено: удачливый – удачный, скрытый – скрытный, патронаж – патронат, представился – преставился, представить – предоставить, лагуна – лакуна , маститый – мастистый и т.п. Эти слова еще называют иногда «ошибкоопасными» – люди часто ошибаются, употребляя один из паронимов, имея при этом в виду значение другого. Например, патронат – это защита, покровительство, шефство. А патронаж – это медицинское сопровождение, чаще всего при беременности. Ну и что означает фраза под патронажем президента ? Она означает, что кто-то путает президента с акушеркой. А мастистый автор – это автор… хорошей четкой масти. Потому что мастистый – это характеристика окраса животных. А вот маститый – опытный, авторитетный, сведущий.

    Иногда лексические ошибки связаны с неправильным употреблением устаревших слов, когда слово в памяти языка еще живо, но значение его подзабыто. Пример – неправильное употребление старославянского слова довлеть . В древности было изречение: довлеет дневи злоба его , что означает: «каждый день ему хватает забот». Довлеет означало «хватает, достаточно, вдосталь». Однако по созвучию со словом давить люди стали постепенно употреблять слово довлеть в значении «давить, оказывать давление»: над ним довлеет одна мысль, над ним довлеет бремя ответственности . Вроде как более красивая, возвышенная форма глагола давить . Строго говоря, это неправильно. Однако распознать лексическую ошибку могут уже только большие знатоки языка.

    Другой источник лексических ошибок связан с неправильным употреблением иноязычной лексики или научной терминологии. К примеру, корифей российской публицистики Отто Лацис любил при случае напоминать молодым журналистам, что фраза быть в эпицентре событий – нелепая. В самом деле, в геологии эпицентр – это точка на поверхности земли над центром землетрясения. Но никак не центр землетрясения. То есть, если строго следовать переносу значения из геологии, то быть в эпицентре событий – это значит быть… на поверхности событий, а не в их центре. Маститый публицист, безусловно, справедливо указывает на нелепость этой фразы. Однако надо учесть и то, что с шестидесятых годов, когда эта фраза появилась (на волне моды применять научные термины в обиходе), она уже укоренилась и понимается в значении «быть в центре событий». Дело в том, что это словосочетание стало фразеологизмом. А фразеологизм может иметь свое, совершенно другое значение, нежели значения входящих в него слов. Например, фразеологизм стреляный воробей вовсе не подразумевает ни птички, ни ее расстрела. Так что при своем возникновении фраза быть в эпицентре событий , безусловно, была результатом лексической ошибки. Но, став фразеологизмом, скорее всего, уже не является лексической ошибкой.

    Стилистические нормы предписывают правильное, уместное употребление языковых средств сообразно с ситуацией. К примеру, стилистической ошибкой является смешение слов разных стилей (если это не художественный прием): Я сегодня запрограммировала пойти к окулисту. Надо заострить внимание детей на этом вопросе. Павел Власов еще пуще сплачивал своих единомышленников. Стилистической ошибкой, оцениваемой как проявление некультурности, будет употребление социально-заниженной лексики в торжественной речи или в официальной ситуации.

    Соблюдение всего комплекса норм литературного русского языка лежит в основе культуры речи .

    Термин «культура» (от латинского сultura – возделывание) изначально обозначает некое искусственное создание, возделывание, упорядочивание чего-либо (первоначально речь шла о возделывании земли). Это некое усилие, которое делает дикое культурным. Поэтому культура – это прежде всего ограничение дикой природы человеческим усилием. Культура – это всегда результат усилий.

    Культура речи – это возделывание речи, приведение ее к некоему наилучшему образцу, соответствующему литературным нормам и представлению о красивой речи.

    Правильность речи обеспечивается соблюдением норм литературного языка. Это во многом действительно технический навык, достигаемый, как и прочие навыки, тренировкой. «Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор, – считал римский оратор Цицерон, – потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина».

    Однако культура речи предполагает не только технический навык правильного использования средств языка, но и мастерство использования всего того богатства, которое заложено в родном языке. Поэтому культура речи определяется как правильностью речи, так и богатством внутреннего мира человека, уровнем его образованности, его эрудицией, а еще – и прежде всего - его желанием следовать образцам прекрасного и создавать их. Или хотя бы подражать им..

    Таким образом, культура речи связана не только с нормативностью, соблюдением правил языка, но и с красотой речи. Если представить себе некий компьютер, выдающий идеально правильную речь (а сегодня это уже реальность), то о таком компьютере вряд ли можно сказать, что он обладает культурой речи. Для реализации представления о культуре речи нужна еще некоторая одухотворенность, некое творческое умение наделять речь особым смыслом, внешней и внутренней красотой.

    Высокий уровень культуры речи становится для менеджера конкурентным преимуществом. Необходимо повышать собственный образовательный уровень, уровень владения гуманитарными знаниями, а также приобретать специальные навыки и знания в области риторики, речевого этикета, стилистики, коммуникативистики, психологии, социологии, философии. Об основных положениях этих наук, важных с точки зрения культуры речи и эффективного использования речи в деловой практике, разговор пойдет в следующих главах.

    С давних времен под грамотностью принято было считать степень образованности человека и уровень его культуры. Качества, согласитесь, весьма важные для отдельного человека и для общества в целом.

    Каждый, кто осознает свой уровень развития как более низким, чем у окружающих его людей, стремится преодолеть этот барьер, обучаясь и занимаясь самосовершенствованием.

    Это свойственно людям честолюбивым, с чувством собственного достоинства и здоровыми амбициями. К тому же, только грамотный и образованный человек способен рассуждать о важных вещах и предметах и более объективно смотреть на мир.

    Понятие «грамотность» буквально означает умение писать и читать, соблюдая грамматические каноны и правила правописания. Упрощенно, в бытовом смысле, грамотность толкуется как навык чтения, письма и восприятия небольших текстов.

    Сегодня даже начальный уровень грамотности, включающий небольшой словарный запас и знания основных правил грамматики, позволяет человеку двигаться вперед. Поэтому детей стремятся рано научить чтению и письму.

    В эпоху Просвещения грамотными были лишь знатные вельможи. Любая девушка из знатной семьи могла изъясняться на французском, знала латынь, умела отлично читать и писать на родном языке. Люди, принадлежащие к бедному классу, были весьма малограмотными.

    А в более ранние Средние века даже знать не могла похвастаться своей грамотностью. Письмо и чтение поручалось специально выученным писцам и чтецам. Синьорам и вельможам требовалось лишь произносить напористые и внушительные речи.

    До нашей эры разные народы сильно отличались друг от друга уровнем грамотности. В начале нашей эры наибольшей грамотностью отличались иудеи. Каждый иудейский город имел свою школу.

    Высокий уровень грамотности для того времени был и у жителей Греции. Мальчиков там отдавали в школы, девочек обучали грамоте няни и матери.

    В Индии же считалось позором для женщины быть грамотной. Читать и писать там умели только жрецы и некоторые мужчины.

    Но все же грамотные и образованные люди всегда признавались более развитыми и умными в большинстве стран. Поэтому и нам всегда есть к чему стремиться. Совершенству нет предела!