Dark souls куда идти после анор лондо. Локации - Anor Londo

Танцовщица Холодной долины.

Применяет агрессивную тактику и быстрые удары, плюс к этому ещё сумасшедшие комбо. Попав под них, вас ожидает быстрая смерть. Делаем следующее: бегаем у нее под ногами и пытаемся забежать сзади. Старайтесь не стоять перед ней, ибо она вас схватит и бросит на землю, добавив сверху огненным мечом. Во второй фазе у нее будет ещё один меч и все те же круговые удары.

Подробный гайд —
После смерти босса активируем костёр и подносим чашу на алтарь. Смотрим ролик.

Дальше спекаемся по лестнице на перекрёсток. Справа — тупик, впереди — помещение с рыцарями, а нам нужно налево. Идём по лестнице в коридор, бежим в самый конец и сражаемся с рыцарем. Победить его тяжело — щит башенный, да и коридор узкий. В помещении справа находится шахта лифта, можете сбросить его туда. Как справились, садимся в лифт.

Не доезжаем до конца, а спрыгиваем на промежуточном этаже. Впереди появится скелет, расстреливаем его с лука. Бежим все время прямо мимо алтаря. Ликвидируем охранника который стережёт покой ещё одного босса и по ступенькам спускаемся в здание.

Ойцерос, Снедаемый король.

Смотрим видеоролик и начинаем бой. В босса имеется хороший запас здоровья. В первой половине боя нужно опасаться ударов посохом и прыжков. Приманиваем Ойцероса к тем воротам из которых вы вышли, а потом бежим в правый угол. Забавно, он застрял. Берём стрелы и расстреливаем на расстоянии противника. Кстати стрел нужно много. Во второй фазе враг станет более подвижным и будет постоянно прыгать. Так что продолжаем расстреливать его на безопасной дистанции.
Подробный гайд —
После победы бежим в открытую дверь и убиваем там воина с длинной шеей. Собираем в конце зала титанитовую чешую и бежим к костру. Отправляемся в Иритилл.

Иритилл Холодной долины.

Бежим от костра все время прямо. Как добежим до овальной террасы сворачиваем налево на лестницу. Подымаемся по ней и оказываемся уже в знакомом зале со спящими великанами.
Взбираемся наверх по ступенькам и выбегаем из помещения. Идём до края парапета и сворачиваем направо. Здесь у нас два перехода. Взбираемся по одному из них и поворачиваем налево.
Главная проблема в этой локации — рыцари. Они стреляют огромными стрелами и ещё добивают мечом. Придётся попотеть. Как проблема будет решена бежим по террасе, сворачиваем направо и спрыгиваем на крышу ведущую вниз. На площадке убиваем двух врагов и двигаемся вниз по коридору. Идём пока не наткнёмся на обрыв. Справа от него будет стоять некий механизм. Активируем его и заходим на башню, бежим в самый вверх и включаем ещё один механизм.
Двигаемся на другую сторону замка. Сохраняемся у костра справа.

Добро пожаловать в Анор Лондо.

По ступенькам взбираемся наверх, там путь охраняют два рыцаря. В центральный вход мы не зайдём, так что бежим налево, поворачиваем направо и подымаемся по лестнице.
Здесь у нас выбора нет — спускаемся и вступаем в бой с тремя дьяконами, мечущими огненные. Ликвидировав цели заходим в туманную дверь.

Олдрик, пожиратель богов.

Олдрик использует два вида магии, а также стрелы. Старайтесь не попадать под обстрел, иначе будет ещё тяжелее и уклоняйтесь от магии. Ждём на безопасном расстоянии пока босс не израсходует магию. Как только начнёт перезаряжать, быстро подбегаем и наносим удары. Лучше всего зайдите ему за спину и бейте его по хвосту. В это время он не будет сильно сопротивляться, да и на атаку не нарвётесь. Бьём до тех пор пока Олдрик не телепортируется. Перед атакой намажьте меч огненной магией. После превращения босс вытащит огненную коссу и стрелять стрелами будет уже точнее. От стрел уклоняемся прыжками секунд 5, главное что бы у вас выносливости хватило.

После смерти Олдрика смотрим ролик и сохраняемся у костра.

Anor Londo

Краткая сводка

Боссы NPC Враги Ценный лут
Dragon Slayer Ornstein / Executioner Smough
Dark Sun Gwyndolin
Lady of the Darkling
Solaire of Astora
Knight Lautrec of Carim
Siegmeyer of Catarina
Gwynevere
Giant Blacksmith
Silver Knight (Sword)
Silver Knight (Lance)
Silver Knight (Greatbow)
Bat Wing Demon
Sentinel (normal)
Sentinel (royal)
Mimic
Painting Guardian
Prowling Demon
Black Iron Set
Silver Knight Set
Havel"s Set
Dragon Tooth
Silver Coin x5
Gold Coin
Titanite Chunk

Карты

Соединения

  • Sen"s Fortress
  • The Duke"s Archives (После получения Lordvessel )
  • Опциональная локация Painted World Of Ariamis (Требуется Peculiar Doll )

Общие примечания

  • Если Вы хотите покинуть Anor Londo, то Вы можете пройти в начало локации и поговорить с крылатыми демонами. Если Вы нападёте на него, то он улетит. Но если Вы перезагрузите игру, то он снова там будет.
  • Если Вы убьёте Gwynevere , то дневной свет пропадёт из Anor Londo, и опустится чёрная ночь. Это так же удаляет всех обычных врагов и помещает новых враждебных НПС по локации, включая и хранительницу огня у костра. Так что подумайте об этом, если Вам, например, нужен дроп с обычных врагов в локации. Вы также не сможете вступить в ковенант blade of the darkmoon до конца прохождения, так как Dark Sun Gwyndolin станет к Вам враждебным. Тёмный Anor Londo - это отличное место, где к Вам могут вторгнуться члены ковенанта blade of the darkmoon , даже если Вы убили боссов в Anor Londo.
  • При первом прохождении уровень в 45-60 является идеальным для нахождения напарников. 1

Важные подсказки

  • Иногда среднюю часть этого уровня проще пробежать (после горгульи у второго костра), так как крыши и мосты представляют достаточно большую опасность.
  • Рекомендуется быть в человеческой форме и позвать кого-то на помощь. В одиночку проходить эту локацию достаточно трудно, так что лучше призвать НПС или игрока. Также Анор Лондо - это сладкое место для вторженцев разных видов, включая Gravelords , Dragon Spirits и Black Phantoms .
  • Возьмите с собой около 20 ядовитых стрел, так Вы избежите много нервотрёпки.
  • После убийства горгулий, сразу после поворачивающего механизма и поворота моста, Вы попадёте на большие ступеньки. Справа и слева и на платформах Вы можете увидеть маленьких крылатых демоном. Как минимум 2-3 шутки из них можно убить из лука. Когда Вы выстрелите в них от начала ступеней, они развернутся, пойдут к Вам и упадут. Также удобно для фарма.
  • А наверху ступеней Вас ждут два огромных рыцаря. Чтобы убить их быстро, забегите в проход слева или справа и бейте их оттуда. Они не могут пройти и практически не смогут по Вам попасть, хотя иногда стоит отходить от ударов.

Торговцы

  • Giant Blacksmith

Прохождение

Видео-прохождение:

Вы попадаете в Anor Londo после убийства Iron Golem в конце Sen"s Fortress . В первый раз Вас выкинут наверху длинной лестницы. В конце Вы увидите гигантского рыцаря, Вы можете сразиться с ним или просто пройти мимо, и он не обратит внимания. Если это Ваш первый визит, то двух рыцарей слева лучше тоже проигнорировать и выйти из залы направо. В комнате слева Вы найдёте костёр. Теперь можете вернуться и убить их двоих, желательно по одному, и открыть сундук, который они охраняют, в котором лежит Demon Titanite .

У костра Вы встретите Lady of the Darkling , которая является хранительницей огня. Она может повысить уровень Вашей Estus Flask , и у неё много интересной информации касательно Анор Лондо и Duke"s Archives .

Когда выйдите из комнаты с костром, слева будет ещё одна зала с двумя гигантскими рыцарями, охраняющими сундуки. В сундуке слева лежит Twinkling Titanite , а правый сундук - это Mimic . Вы можете ударить его, чтобы он проснулся. С него падает Crystal Halberd . Не тратьте время на поход далее, так как там за туманом Duke"s Archives , но Вы туда пока пройти не можете.

Прямо напротив костра есть лифт, который ведёт вниз. Внизу Вы встретите горгулью. Если отрубить ей хвост, то можно получить Gargoyle Tail Axe . Теперь развернитесь и спрыгните на уступ рядом со ступеньками. Левая сторона ведёт к сундуку с Demon Titanite .

Правая сторона ведёт к деревянной постройке, по которой можно попасть к церкви. Заходите через окно. Рядом будет лестница, приготовьтесь сражаться с Painting Guardian , который упадёт на Вас с балки. Они используют Throwing Knives , так что держите поднятым щит или быстро двигайтесь. После того, как Вы убили двух Painting Guardian s, взбирайтесь по лестнице и идите по балкам, блокируя атаки новых Painting Guardian s. На балках, если встать прямо перед углом и спровоцировать их на прыжок, то можно легко избавиться таким образом от них.

Посередине балок висит люстра. Вы можете ударить по ней, чтобы она упала, и Вам стали доступны предметы на ней. Теперь обратите внимание, что в дальней левой части есть сундук, третий этаж. Чтобы получить его, спуститесь по лестнице и спрыгните к ногам статуи Gwynevere, идите налево, прокатитесь между колоннами, взберитесь по ступенькам и остерегайтесь Painting Guardian, который поджидает Вас сзади за углом. После него Вы найдёте сундук, в котором лежит Divine Blessing . Чтобы вернуться, проделайте всё тоже самое. Спрыгните вправо, прокатитесь мимо колонн. Теперь, когда Вы снова у лестницы, идите через иллюзорную дверь и пробегайте по мостику к спиральным ступенькам, поворачивайте рычаг. Повернув ступеньки, Вы сможете пересекать мост с Горгульями. После того, как убьёте её, спустите башню два раза вниз, чтобы попасть к костру.

Вы также можете поехать вниз (или наверх, если Вы опустились дважды), чтобы попасть на первый этаж церкви, которая кишит Painting Guardian s. аккуратно убейте их и соберите все предметы на полу. Если Вы потрогаете картину, имея в инвентаре Peculiar Doll , Вы попадёте в Painted World of Ariamis . Это путь в одну сторону, пока не пройдёте всю локацию.

Но вернёмся к спиральной башне, поднимите её на уровень с Горгульей и идите по большим ступенькам к замку. Справа Вы увидите Bat Wing Demon s. Если Вы выстрелите в правого, то он упадёт вниз. Наверху ступеней - два гигантских рыцаря. Вы можете либо выманить их по одному и убить, либо пробежать. Несмотря на их размер, они могут протиснуться через ворота, так что Вам надо будет миновать и следующую группу врагов тоже.

Здесь 3 Bat Wing Demon s, которых Вы можете индивидуально скинуть со здания, выстрелив в среднего и правого (не привлеките внимание левого) стрелой или ножом. Иначе же среднего можно убить, просто подбежав и ударив его с разбегу, скинув с крыши. Оставшийся не представляет из себя трудности сам по себе, но опасайтесь их атак копьём, которые наносят электрический урон. Также Вы можете просто пробежать, они не могут следовать за Вами на мост, но они могут кидаться в Вас, если Вы достаточно близко. Как бы Вы с ними ни разобрались, продолжайте двигаться дальше вниз. Ступив на мост, Вы привлекаете внимание двух лучником в огромными луками вдалеке (они стреляют чуть ли не копьями). Их так называемые стрелы скинут Вас без труда с моста, так что продолжайте двигаться, чтобы в Вас не попали.

В башни после моста - ещё два Bat Wing Demon s, но они не обратят на Вас внимания, пока Вы не попадёте в саму башню, так что задержитесь здесь, если надо полечиться. Как только они заметят Вас, Вы можете отойти обратно на мост, и они либо упадут, пытаясь достать Вас, либо застрянут. Только не отходите от них очень далеко, иначе они будут атаковать издалека. Как бы то ни было их легко убить. Иначе же можно пробежать их, вбежав на мостик слева к большой колонне с уступом. Вы можете остановиться здесь, чтобы получиться, ни лучники, ни демоны не могут Вас тут достать.

Когда будете готовы, огибайте колонну и бегите по следующему мостику. Это, наверное, самая раздражающая часть локации, поскольку, пытаясь подбежать к любому из лучников, второй просто засветит Вам стрелой в зад. Проще всего миновать их, надев Ring of Fog , если оно у Вас есть. Это сократит их дальность видения, так что дальний не будет по Вам стрелять.

*Как разобраться с лучниками *

  • Безопаснее всего использовать ядовитые стрелы. Вам надо в каждого из них попасть три раза, чтобы отравить. Этот эффект Вам надо включить дважды, ещё тремя стрелами, чтобы они умерли. Рекомендуется взять как минимум 20 стрел, если Вы вдруг промахнётесь. Если Вы пройдёте где-то на треть по узкому мостику, то их стрелы будут заблокированы боковыми постройками. Вы можете здесь спокойно целиться и стрелять. Придётся, конечно, долго подождать, пока их здоровье кончится по 3 единицы за секунду, но это не так бесит, как бесконечные фронтальные нападения на узких бортиках.
  • Если у Вас есть Ring of Fog , то можно забежать к колонне после первого мостика и двух Bat Wing Demon s по направлению к лучникам. Остановиться у колонны и встать на краю. Возьмите лук и как минимум 50 дальнобойных стрел (я использовал Feather Arrow ). Убедитесь, что Вы можете отойти ровно влево после выстрела, потому что после него лучник сразу же запустит в Вас стрелу, даже с надетым кольцом. Стреляйте в лучника с правой стороны. Выстрелите два раза и спрячьтесь. Повторяйте. Чтобы сохранить время, стреляйте ему в голову, это собьёт его атаку, и Вы сможете просто без остановки стрелять в него. В зависимости от Вашего лука и стрел, Вам понадобится в районе пары десятков выстрелов (с feather arrow и Long Bow +1 ушло примерно 45 стрел). Вы также можете использовать Poison Arrow s, купленные у undead female merchant в стоках в Undead Burg .
  • Если у Вас с этим такие же проблемы, как и у меня, то без кольца Ring of Fog Вам это место не пройти - есть два способа получить его. Первый - это вступить в ковенант Forest Hunter и достигнуть уровня, когда Альвина Вам его даст. Второй - это пройти Catacombs, убить босса Pinwheel и попасть в Tomb of Giants. Это очень тёмная локация, так что Вам не помешает заклинание Cast Light. Чтобы получить его, убейте Гидру в Darkroot Basin, выйдите из локации и зайдите снова, пройдите в пещеру за озером, где Вы бились с Гидрой. Там будет Gold Crystal Golem. Он сильнее Blue Golems, но если Вы будете держаться сбоку или сзади, то он почти ничего не сможет сделать. Убив его, Вы освободите Dusk of Oolicile, которая поблагодарит Вас и оставит призывной знак на берегу у озера, где была Гидра. Вызовите её, чтобы купить полезные заклинания, включая Cast Light. С этим Вы теперь можете пройти Tomb of Giants до того места, где Вы встречаете Patches, и он скинет Вас в яму, где Вы найдёте Skull Lantern. Вы можете воспользоваться Homeward Bone, чтобы улететь из локации, если Вы не хотите драться тут с сильными врагами, тем более, что у Вас уже, наверняка закончилось Cast Light (лимит - 3). Рекомендуется обменять лампаду у Snuggly the Crow (или Hawk Girl) на Ring of Fog. Не думайте дважды об этом бартере, так как позже Вы сможете получить Sunlight Maggot в срезе между Demon Ruins и Lost Izalith. Sunlight Maggot - это шлем, которые обладает той же освещающей функцией, но длится всё время, что он надет.
  • Ещё можно скастовать iron flesh , когда дойдёте до колонны. Стрелы будут попадать в Вас, но они не снесут Вас с мостика. Вы затем можете просто идти на рыцаря с поднятым щитом, и он в итоге упадёт вниз. Выпейте бутылку, когда дойдёте до угла, где рыцарь переключается на меч.
  • Стратегия без использования предметов: В зависимости от того, с какой стороны Вы обходите колонну, левый рыцарь меняет положение. Если обойти колонну справа, он спустится ниже, если обойти слева, то его позиция почти не изменится (позиция правого лучника вообще почти не меняется). Дальше просто подбегайте к левому лучнику, когда он сменил положение (не тратьте энергию, так как по балке Вы можете идти относительно безопасно), теперь либо скидывайте его, либо колите в спину, либо пусть он сам спрыгнет и упадёт. А вот теперь Вам понадобится много энергии и её восстановления, чтобы дойти обратно до правого рыцаря.
  • Если у Вас нет Ring of Fog , то бегите по последнему мостику, но не до конца, а так чтобы колонна слева отгородила Вас от левого лучника. Двигайтесь вверх-вниз по мостику, чтобы избежать атак правого рыцаря, пока Вы услышите, чтоы левый больше не стреляет. Когда приметите паузу, бегите на уступ и к нему. Либо катитесь, либо блокируйте щитом. Когда Вы подойдёте достаточно близко, чтобы он переключился на меч, отходите обратно. В большинстве случаев он упадёт сам. Если же нет, то вы можете попробовать его скинуть. Это не Чёрные Рыцари, а обычные враги, которые снова появятся, так что не переживайте о пропавшем дропе. Таких ещё много будет туда, куда Вы пойдёте. Примечание: у лучника справа есть предмет, но лучше дойти сначала до костра, чтобы потом не делать всё заново.
  • Это место лучше проходить в кооперативе, так как лучники вряд ли будут вдвоём атаковать одного и того же человека.
  • Хорошая стратегия для волшебников: забегите за колонну, скастуйте там Hidden Body . Это позволит Вам добежать до правого и забить его врукопашную, и никто из них больше в Вас не выстрелит.

После лучников продолжайте двигаться по уступу вправо и спрыгните на балкон. Зайдите в зал. За первой дверью слева Вас ждёт костёр.

В этой локации в основном обитают Серебряные Рыцари, которые в принципе те же Чёрные рыцари. Если Вы до этого уже бились с ними, то Вы знаете, как вести себя и с Серебряными.

После костра на другой стороне зала есть ещё одна дверь. Внутри Рыцарь с сундуком, в котором лежат 3x Sunlight Medal . От костра налево есть спиральная лестница. Не идите по ней сразу же, а пройдите в другую сторону комнаты и убейте там Серебряного рыцаря. Иначе он погонится за Вам по лестнице. Рядом с ним - двери налево и направо. Дверь слева - это не тупик, а секретный проход. Ударьте по камину, Вам откроются ступеньки вниз в тёмный подвал. Тут Вы найдёте комплект брони Havel"s Armor Set , а также его щит Havel"s Greatshield и Dragon Tooth . Остерегайтесь ложного сундука, который стоит в отдалении. Атакуйте его. С Mimic упадёт Occult Club . Дверь справа отсюда нельзя открыть. Идите к лестнице и отправляйтесь на следующий этаж.

Там Вы найдёте 2 сундука в углах комнаты. Оба ложные, и после смерти с них падают 5x Silver coin и 1x Gold coin 2 . Здесь два коридора. Один ведёт к серебряному рыцарю с дверьми по правую и левую стороны, а другой ведёт к тупику с дверьми по правую и левую стороны. В коридоре с тупиком за левой дверью Вас ждёт серебряный рыцарь с копьём и Soul of a Hero (Вы можете убить Titanite Demon ниже заклинания, он не будет атаковать, но Вы потеряете выпадающий с него demon titanite). Дверь справа ведёт в пустую комнату с драконьими головами. Обе эти комнаты являются тупиковыми, и в принципе их не обязательно посещать. Если Вы пойдёте в другой коридор, с серебряным рыцарем, то Вы сможете открыть там только левую дверь, потом что правая дверь заперта с другой стороны, но позже она будет срезом.

Серебряный рыцарь в конце ведёт к ещё одному тупику, так что Вам не обязательно убивать его. Если Вы зайдёте в дверь слева, то попадёте в спальню, но опасайтесь следующей двери, так как там справа поджидает серебряный рыцарь. Когда с ним будет покончено, Вы можете подниматься по ступенькам. Вы попадёте на крышу, где один серебряный рыцарь будет слева, а другой - подальше впереди перед дверным проходом. Сначала попытайтесь выманить левого и убить его на своих ступеньках. Спуститесь по его ступенькам вниз, Вы встретите Siegmeyer of Catarina , он будет стоять перед дверью.

Поговорите с ним, пока он не начнёт повторять одну и ту же фразу. После этого откройте дверь, но будьте осторожны, там 3 серебряных рыцаря. Сначала убейте того, что справа сразу у двери. Затем просто выманивайте их по одному. Когда убьёте их, идите в конец комнаты, там Вы найдёте дверь, которая ведёт к срезу, о котором мы говорили ранее, а также сундук с Demon Titanite слева от кровати в комнате со срезом. После этого вернитесь к Зигмейеру и поговорите с ним ещё раз. Он наградит Вас Tiny Being"s Ring . Возвращайтесь по ступенькам на крышу и сразитесь с другим рыцарем, который там остался. После этого спускайтесь по спиральной лестнице за ним, за дверью слева есть Titanite Demon , а за дверью справа - два серебряных рыцаря (с копьями), два сундука с комплектом брони silver knight armor и срез назад в коридор, который ведёт к костру. Но вернёмся к коридору после второй спиральной лестницы. Выходите из этого здания. Слева будут 2 лестницы, одна ведёт вниз, другая - наверх. Пойдите по лестнице наверх, чтобы попасть к Giant Blacksmith . Дойдя до верха, идите по площадке, игнорируйте разбитое стекло слева. После стекла спуститесь по ступенькам и зайдите в проход слева. Теперь спускайтесь к Giant Blacksmith . Не опасайтесь его вида, он дружелюбен, если не нападать.

Когда закончите говорить с ним, вкатитесь в одну из бочек, чтобы открыть путь к сундуку, в котором лежит Hawk Ring . После сундука выходите через проход рядом с кузнецом. Справа будет крылатый демон, и ещё один будет подальше слева. Дверь слева ведёт к началу, где большие ступеньки и два гигантских рыцаря. Это новый срез. После того, как Вы откроете его, вернитесь к кузнецу и поднимайтесь по ступенькам. Теперь можете вернуться направо к разбитому стеклу. Спустившись там вниз, Вы попадёте к телу с Dragonslayer Greatbow и несколькими Dragonslayer Arrow s.

Чтобы выйти с этого балкона, спускайтесь вниз к демонам и забегайте опять к кузнецу.

Если Вы планируете убить двух гигантских рыцарей в зале, то лучше пройти через кузнеца и сначала убить лучника, чтобы он не запускал в Вас гигантские стрелы. С этой точки у Вас не получится выманить их по одному, так что просто привлеките их внимание и отходите обратно на ступеньки. Тут, возможно, будут надписи других игроков, которые посоветуют Вам атаковать с падением. НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО. Потому что Вы, возможно, пораните одного из них и окажетесь между ними, и Вас забьют. Просто подождите, пока они взберутся по ступенькам. Когда они дойдут до верха, они потеряют интерес и пойду обратно, Вы теперь можете бить их на всю полоску энергии, и они не будут сопротивляться. Или же можете упасть с уступа с включённым захватом и попытаться в полёте нанести как можно больше ударов, постарайтесь приземлиться на холм, чтобы откатиться. Повторяйте. Остерегайтесь чуда, которое могут кастовать вот эти конкретные рыцари, оно может поразить Вас, даже если Вы находитесь на ступеньках над ними. После того, как Вы разберётесь с ними, идите в противоположную сторону от туманных врат и поищите слева рычаг, который открывает огромные ворота. Не бойтесь, два рыцаря, которые стоят там, не нападут на Вас, если Вы не нападёте на них. Эти рыцари очень уязвимы к ядовитым стрелам.

1 . Так было в моём случае, но у кого-то может сработать и с другими диапазонами.

2 . Ни один из этих Mimic s не может пройти в дверь. Если Вы не можете их убить, то попробуйте использовать это против них.

What A View - The Bat Wing Demons that picked you up from Sen"s Fortress will drop you at the top of the stairs of the entrance to Anor Londo , with an amazing view. From here you"ll see a massive cathedral taking up most of the view - that"s where you"ll be headed. Getting there isn"t easy though, and getting inside is even harder. Follow the stairs down until you come across a Sentinel , don"t worry them as they are passive unless provoked so keep your distance, and head into the door on the left. Through the door you"ll see two more Sentinels to your left with a chest behind the one on the right. Head right, through the door into the giant courtyard .

Exploring the Courtyard

Dark Moon Bonfire - In the great doorway on the left, you"ll find the Darkmoon Knightess next to a bonfire ; s he is a Fire Keeper so her presence here allows this bonfire to refill 10 Estus Flasks right off the bat, no kindling required. You can kill her for a Fire Keeper Soul if you wish, but doing so will disable this bonfire for this play-through, even though you can still spawn there after death. She is aligned with the Blade of the Dark Moon covenant, so if you want to stay on her good side it"s advised to avoid betraying them too.

Go back up to the giant courtyard, and head back into the building containing two Sentinels with a chest behind one of them. The Sentinels will fight you if you approach them but they can be taken out without getting their attention if you stand far enough away and use a bow. Alternatively, if you take them on, one at a time in close-combat, they"re not too much trouble as they turn slowly and can be rolled through as well. Just keep an eye out for their very long range and nearly 360-degree halberd sweep attacks, which can strike players even behind them. Access the chest to find a Demon Titanite .

Mimics and Chests - Once you"re done, head through the courtyard into the great doorway, straight ahead. You"ll find a hall with another two Sentinels , this time guarding two chests. The chest on the right is a Mimic - defeat it for a Crystal Halberd or just leave it alone. The chest on the left contains a Twinkling Titanite . You"ll likely notice a doorway on the right side of this room with another Sentinel guarding a staircase behind him, but this staircase leads to the golden fog gate - The Duke"s Archives - which is inaccessible until you place the Lordvessel - which you will collect after completing Anor Londo .

Into The Chapel - Head back to the bottom of the stairs and you will see a flying buttress on your right that you can walk up - if you"re having trouble finding it, let the Orange Guidance Soapstone be your, well, guide. Proceed with caution to the top and then roll on to the balcony to the right (Note: It is generally easier to roll off the buttress onto the balcony below if you do so at an angle, rather than going all the way up the buttress and then trying to roll straight forward onto the balcony). You"ll notice a broken window on the balcony leading into the chapel and once you walk through it, a Painting Guardian drop down and engage you. These guys move and attack like the thieves in Lower Undead Burg in combat, so avoid turning your back on them. Another will engage you from the other side of the room before you continue up the ladder on the left.

The Chapel Rafters

Atop The Chapel - The objective is to make your way across the other side of the chapel by walking along the rafters . Be careful! A fall from this height will kill you, regardless of your vitality or anything else, and that is only made more difficult by Painting Guardians ahead, as you go along. There"s a few ways you can deal with these:

  1. Their throwing knives at a distance can be blocked with your shield up which will eventually force them to engage you hand-to-hand. Wait on the other side of a corner from them while they approach to see them fall through the rafters, to their death, when they try to attack at the junction.
  2. Alternatively, you can range attack them or fight them at the junctions where you can get a little bit of room to work with.
  3. Another option is using straight line attack weapons such as spears or thrusting swords, which should prevent you from moving laterally and falling.

Note: The large statue at the back of the room hides a secret staircase, if you have the Darkmoon Seance Ring equipped. At the bottom of the stairs you"ll find a spot where you can kneel before a fog gate and converse with Gwyndolin , who will be able to induct you into the Blade of the Dark Moon covenant. Alternatively, you can take him on as an optional boss fight. So, if you"ve defied the odds and have already been to the Catacombs and gotten the Darkmoon Seance Ring , then go right ahead. Otherwise make a note of the area and move on - you can come back here later in the game once you obtain the Darkmoon Seance Ring . Do NOT enter the fog gate unless you wish to fight Gwyndolin .

The Chapel Floor

Back To The Chapel - Go back out, up the spiral stairs , turn the rotary lever clockwise to make the tower go up and then head back down the stairs where you can enter the ground floor of the chapel you traversed earlier, along the rafters. In here you will encounter a decent amount of Painting Guardians that are easily dealt with - if you stick to luring them out one by one. Eventually you will arrive at the fallen chandlier from earlier to claim the Sorcery: Great Magic Weapon .

Alternate World - On the left corner of the chapel there is the Black Iron set , a Greatsword , and a Black Iron Greatshield . Finding these items will also mean you"ve found the large painting on the wall. This painting, if examined, will take you to the Painted World of Ariamis if you"ve revisited the starting room in the Northern Undead Asylum to acquire the Peculiar Doll .


If you choose to enter the painting, you will not be able to leave until you reach the boss at the end of the Painted World of Ariamis . Once you"re done in here, head back outside and up the stairs where you"ll see two paths: one leading to the walkway where you fought the first gargoyle from earlier - this opens a shortcut to avoid traversing the chapel rafters again - and the other going toward a large staircase that leads up to the cathedral .

Infiltrating the Cathedral

Big Boys - At the top of the large staircase , you"ll reach the Cathedral"s main entrance with two Sentinel guarding the door - lure them one at a time or alternatively, if you stand centrally near the top of the steps you should be able to just see the left Sentinel"s head over his shield; you can kill both Sentinels from here with a bow and they won"t even move to attack you.

Batmen - Once they"re dealt with, face the cathedral and you"ll notice the entrance door straight ahead which can only be unlocked from the other side, there"s also a small locked door to your left (with the same problem) and an small open door to the right. Go through your only option and you"ll find stairs to your right, leading down to a ledge with three Bat Wing Demons . The easiest way to dispose of them is to fight them on the edge of a platform and knock them off, they have very low poise and any hit will push them backwards. The Emit Force miracle may come in handy here.
Alternatively, when you go through, you can go to the left, and slowly drop down onto a thin ledge. Take a batwing demon with you, and it will fall down.

Once you have dealt with the three of them, on the left side of the ledge you"ll find a flying buttress leading down. At the bottom there are two more Bat Wing Demons hiding behind the pillars on either side of you. Unless you"re confident in beating them swiftly, lure them back to the buttress and deal with them there. The alternative is to ignore them - make sure you"re completely healed up - and bolt it up the next flying buttress , on the left.

Test Of Your Patience - There are two Silver Knight Archers up on far away ledges firing at you with Dragonslayer Bows - these will knock you back (and probably off the platform) if you get hit. The Ring of Fog (or Hidden Body sorcery) could come in handy, in this section as the archers wont be a threat until you are closer. Try one of the strategies below, which ever suit your character build and play-style better:


  • Method 1 (for melee builds): Equip and two-hand a greatshield (or if you have high enough STR, simply equip a greatshield). Sprint up the roof arch toward the Silver Knight"s position, go left around the structure in the center and then run up the next arch to the top. Quickly turn right and follow the narrow ledge toward the Knight , rolling (facing the wall) when he fires arrows to dodge them. Keep your shield up, get right up close and lock-on to him to ensure you"re always facing him and he"ll switch to a sword. As his attacks deflect, he will fall to his death off the narrow ledge. Now go back to the arch and go left to take on the other one using the same stratagy - over here you will find a Soul of a Hero .
  • Method 2 (for archers): Poison Arrows work well. Two hits close together are usually enough to poison an enemy. If you"re standing in the right spot on the first flying buttress , before the midway tower. While there are spots in this first buttress that allow for protection from theSilver Knight Archers" arrows, the arc of your arrows will allow you to hit them! The poison effect can apply and deal fatal damage even if you are too far away for the arrow impact itself to do any damage. Poison both of them, and let them die. This also works on the Sentinels , who won"t attack unless you"re quite close to them. If you don"t have Poison Arrows , you can acquire around a hundred poison arrows for 10,000 souls from the Female Undead Merchant at the Lower Undead Burg .
  • Method 3 (for magic builds): Equip a shield and your lightest armor and sprint up the buttress , and stop to replenish your stamina at the midway structure. By sprinting you should not take any damage from the snipers. Wait until the snipers stop shooting and then run around the structure and up the next section of the flying buttress with you shield held aloft. Head right at the top and wedge yourself between the knight and the drop. If you have the the Soul Mass spell (available if you rescued Big Hat Logan ), equip this before you reach the top of the buttress Two of the orbs get knocked off by the building but it hurts the sniper without having to worry about the controls at a time you can easily fall. As a magic user, this section is hard but achievable if you focus on speed and movement - Soul Mass helps immeasurably.
    Method 3.1 (for magic builds) Get past the archers by sprinting up to the midway structure. Wait until the archers stop firing arrows at you. Equip the Lingering Dragoncrest Ring and then cast Hidden Body . Walk as fast as possible without drawing the attention of the archers around the central structure and up the buttress until you can lock onto the archer on the right. Then hit him with your heaviest hitting spell, like Soul Spear .
  • Method 4 (Hybrid builds): Equip your spear, and your shield with the highest stability, and be sure to be below 50% weight. Equip the Lingering Dragoncrest Ring or Ring of Fog . Sprint up the buttress to the mid point tower. Wait for the archers to stop shooting. While still out of their view, cast Hidden Body if you don"t have the Ring of Fog , and quickly Switch back to your melee weapon before you run. Quickly, move around the tower, and up the second flying buttress . At the top, hold your shield up, move quickly over to the archer on the right. Stay in that corner before the curve, the archer will switch to sword. His engagement will likely result in his plummet, if not, use your spear for encouragement.
  • Parry method (all builds) : Equip a good stability light or medium shield you can parry with, and the Dark Wood Grain Ring . Advance to the midway structure, and then up the next walkway. Do not stop; if you are moving properly all arrows should miss you along the way. Once at the top, immediately roll your way to the Silver Knight Archer on the right, dodging anything he shoots at you and particularly to reduce the odds the other knight shoots you in the back. As you approach, the knight should switch to his sword and shield. Block and wait for him to swing at you, then parry and riposte him; the best time to do this is after he shield bashes you, which he always follows with an obvious, slow right hand sword slash that is easily parried. With a sufficient weapon you should be able to kill him with the riposte while the other archer is unable to hit you. You may then proceed around the edge, or backtrack to kill the other archer in whatever way you wish. You may also accomplish this, blocking arrows instead of rolling, but this is more dangerous as the blocks will slow you down and may knock you off. With a little practice at parrying this is one of the easiest and fastest ways to get through this trouble spot. If for some reason the knight refuses to switch to his sword and shield, use the corner of the curved catwalk as protection from his arrows and stab him in between shots by moving forward slightly then retreating. You can also hit him with various spells or miracles from there.

Once the Knight on the right is gone (at the very least), follow the ledge to the right and drop down onto the balcony below to enter the fog gate .

Inside the Cathedral

Rest With An Old Friend - Once through, you"ll be in a corridor with a door on either side, and a spiral staircase at the end. Enter the door on the left first for a well-deserved break at a bonfire with Solaire of Astora , instead of heading right and having to frustratingly face a Silver Knight , after dealing with the hell that was the Silver Knight Archers . Once you"ve had your rest, it"s time to get frustrated. The Silver Knight (Spear) guards a chest behind him holding 3x Sunlight Medal . Head back out the room and behind the spiral stairs to find another Silver Knight guarding two more doors. Deal with him and proceed to the left door - the other one"s locked from the other side.

Become The Rock - In this room you"ll find a fireplace that has reveals a secret passage, after being hit. Follow the resulting stairs down to find yourself in a very dark room with 5 chests , one of which is a mimic. The mimic can be easily identified as being the only one that is sitting alone - every other chest down here will have another chest right beside it. The four regular chests will contain Havel"s Set , the Dragon Tooth , and Havel"s Greatshield . Killing the mimic grants you an Occult Club . Now go back out to the corridor and climb the spiral stairs.

At the top you"ll see two doors: The one on the right contains nothing, while the one on the left contains a Silver Knight and a Soul of a Hero . Look down over the balcony in this room to find a Titanite Demon on the floor below (Tip: You can target the Titanite Demon from up here and if you find the right spot, killing him with ranged attacks, saving you a lot of hassle later. This will also remove a favorite tactic by PvP invaders, namely hiding in the Titanite Demon"s room to either lure you into a difficult fight, or so that they can run up behind you when you bypass them and try to make it to the main cathedral.). Heading back towards the staircase you just climbed, you"ll find a Mimic in both corners of the room; one"s holding a Gold Coin and the other"s holding 5 Silver Coins .

Rooftop Courtyard - Walk around the staircase to find a corridor with a door on either side and a Silver Knight Archer in the doorway at the end - zigzag up the corridor to dodge his arrows and take him out, there"s nothing on the balcony behind him but a nice view. The door on the right is locked from the other side but the left door goes into a bedroom and into an ambush; a Silver Knight will jump you from the right side of the door. From here, go up the stairs to find the rooftop courtyard and immediately you"ll notice two Silver Knights ; an archer on an archway at the other end of the courtyard, and a regular one at the doorway on the left. Stick to the railing on the left as you approach the Silver Knight , staying clear of the range of the archer . After you deal with the first one, proceed to zig zag the archer and take him on. Head back and into the doorway the other Silver Knight was guarding.

Aiding Siegmeyer

NOTE: If you"re in a hurry/ worried about invasions, you can skip this area by not talking to Siegmeyer , or entering the room, and head back to the courtyard. He will remain here until you come back and help him, regardless of your progress in Anor Londo .

That"s What Friends Do - At the bottom of the staircase, you"ll find Siegmeyer of Catarina , again. Exhaust his dialog set to learn of his plight, in that he can"t go any further due to the enemies in the next room. Being the great you are, you"re going to take them out for him; whether you speak to him prior or not, you"re still doing him a service and will prompt the same response if you talk to him after you"ve cleared the room.

Outside the Cathedral

There is a gap in the fencing here that you can walk through, and drop down to an area with a few Bat Wing Demons , ensure you"ve healed up since it"s a long enough drop. If you look around before you drop, you should be able to spot three Bat Wing Demons ; one on the right, another on the left, and one straight ahead beside a doorway, of where you will be landing. You"ll find another Bat Wing Demon to the left down some stairs on a ledge. Down on the ledge you"ll find a corpse with a Titanite Chunk , and if you look to the right as you"re coming back up you"ll see a door that leads back to the main entrance - opening a very welcome shortcut.

Big Help - The doorway mentioned in the above paragraph leads to the Giant Blacksmith . You"ll likely notice the chest that he"s blocking access to; it contains the Hawk Ring . Killing him is very much ill-advised as he"s the only one who can ascend a weapon to lightning status, make Boss Soul Weapons , and he also sells a variety of titanite (including the otherwise very rare Twinkling Titanite , following patch 1.05). To get to the chest , as you can approach along the left wall and continually roll/push forward and wedge yourself in beside the Giant until you get a prompt to open the chest. Sometimes the Giant Blacksmith will shift position slightly to either block or allow you to reach the chest. Just be patient and wait for him to move his arm again and you will be able to move past him. If you do accidentally attack him, instead of killing him, return to the Bell Tower in the Undead Parish and absolve your sins with the help of Oswald the Pardoner .

Note: PvP invaders may attempt to lure you into fighting or killing the Giant Blacksmith in order to make your play through harder, so avoid any fights in his workshop. It is often better to let yourself be killed than risk killing him.

The Entrance Hall


IMPORTANT:

  1. You will have to fight two very difficult opponents, one with lightning damage, the other with hard hitting AOE attacks.
  2. THE SECOND PART OF THE BATTLE:
    1. Killing Ornstein Smough absorb Ornstein "s power, buffing him as well as, granting him lightning damage and some of his move set.
    2. Killing Smough first will trigger a cinematic showing Ornstein absorb Smough "s power, buffing him as well as. granting him a substantial increase in size and some of his move set.
  3. You will be able to purchase the armor of whoever you killed last at Firelink Shrine under the aqueduct , leading to the Upper Undead Burg .

Princess Gwynevere and the Lordvessel

The Princess - After killing the bosses you will be able to access the elevators in the corners at the back of the boss arena. Up them, you"ll notice a bonfire and to the left, a large door nearby leading to the chamber of Princess Gwynevere . She will give you the Lordvessel , allowing you to now warp between selected bonfires , and guide you as to what"s the next step in your quest. She will also offer the ability to join the Princess Guard covenant .


Note : Although a Soul Spear will kill the Giant Knights in 1 hit, using the Crystal Soul Spear resulted in the knights giving more souls .

Welcome to IGN"s Walkthrough for Dark Souls. This section takes you to the fabeled region known as Anor Londo.

Ah, Anor Londo. Take in the sprawling vista below you when you land, slap down a message that says "Praise the Sun" or "Gorgeous View" then proceed on your merry way down the steps.

Anor Londo is a vast place and will truly challenge you. It may not be as poisonous as Blighttown was but this is still one dangerous area, so if you"re struggling, be sure to go back to an earlier point and level up a few times before coming back to Anor Londo.

Landing in Londo [ edit ]


At the bottom of the stairs you"ll see your first new enemy, and like the rest of Anor Londo, he"s a big one. This is a Sentinel , an extremely large, cumbersome but damaging enemy. He fights in a similar style to the Berenike Knights and his attacks are easily dodged, but if he hits you, you"ll certainly know about it.


The easiest way to beat the Sentinels is to lock on and wait for them to attack with their shield. You"ll know they"re about to do this as they raise their arms, so when they do, retreat quickly behind them and hit a few attacks. Rinse, repeat and job done!

When the first Sentinel is dead head into the nearby building and marvel at the architecture. To the left of you are some temptations in the form of a chest, but there"s also two more Sentinels standing guard in front of it.

The easiest way to fight these two is to take them on one at a time, and the easiest way to do this is to shoot an arrow at one of them to lure it towards you. Kill that one, then dispatch the other. When they"re both dead, head to the chest and open it to find Demon Titanite .


From here you should turn around and head straight out into the main courtyard. You have a choice of direction here - straight on, left, or right. Choose left first and head down the stairs to find Anor Londo"s first bonfire. This bonfire is guarded by the Fire Keeper, Darkmoon Knightess , who is standing nearby. Talking to her will reveal your next aim is to head outside and straight ahead.


Note: Since she is a Firekeeper, killing her will extinguish this bonfire for good. It"s pretty advisable not to do so.

Mimicry Will Get You Nowhere Fast

From the bonfire you"ll want to head back out and - to advance the plot - go forwards. Let"s get some items first though, shall we?

Head to the left instead and enter the large building similar to the one with the two Sentinels. In here are - yup - two more Sentinels. Kill them like you did the others.

Once they"re both pushing up the daisies you"ll no doubt notice there"s two chests in the room. Now remember what I said earlier about hitting all the chests you encounter from now on to watch out for Mimics? The right hand chest is one of these creatures. Fight it just like you did the one from earlier and you"ll receive a Crystal Halberd when it dies. The other chest contains the rare resource Twinkling Titanite .

Outside to the left is another Sentinel, but the path up from him will lead to a dead end (for now). Instead go back to the main courtyard and head left to find an elevator. Ride it all the way to the bottom and go down the lovely winding staircase.

From here, go outside onto the large bridge. You"ll now be promptly charged by a Bell Gargoyle . This enemy is non-respawnable and is very like the Bell Gargoyles you fought earlier apart from the fact that he attacks with lightning rather than fire. He"s relatively easy to beat, just use similar strategy to that you used in the Undead Parish and he"ll die quite easily. If you chop off his tail he"ll drop the Gargoyle Tail Axe , and he may also drop the Gargoyle Helm , Gargoyle"s Shield , and Gargoyle"s Halberd upon death.

The bridge ahead of you is completely out, so you"re going to have to unleash some of your architecture climbing skills to progress. Before you do that, face towards the stairs you"ve just come down and drop down to the left, following around the path. You"ll eventually come to a chest which contains Demon Titanite .

Head back around and under the archway to the other side. Now just to the right there"s a big slanted section of a building leading upwards - this is climbable, so head on up. When you get to the top, drop off to the right and land on the balcony.

Be careful as you head through the broken window - two new enemies, the Painting Guardians , are about to drop down from above. They attack from range with throwing daggers, so rush at them and stab them a few times before they manage to get through your defense.


With them breathing no longer head up the nearby ladder to emerge up on the rafters of the massive building. Note the presence of three more Guardians in the distance - snipe them if you can, as the narrow pathways can be dangerous.


When you"re ready, walk carefully along the narrow beams, following them along to the other side of the room. When you get to the central area you may notice a chandelier below you with an item on it. DO NOT drop down to it. Instead, hit the chain hanging from the ceiling a couple of times and it"ll break, sending the chandelier plummeting downwards.

Mechanisms and Mysterious Magical Murals [ edit ]

From here, head across the beams again to the other side. Dispatch any Painting Guardians you find along the way and head to the nearby ladder and climb down.

At the bottom of the ladder look down off the ledge. See the narrow walkway? Drop down to that and wander over to the other side and drop into the hall. Head up the stairs and kill another Painting Guardian. Up here there"s a chest, so open that up for a Divine Blessing .

From here, drop down to the ledge again, head to the other side, go up the stairs and through the White Light Gate. Huzzah, you"re back outside.

Now see that fancy looking wheel-thingy in front of you? That machine can be used to rotate the bridge below you, allowing you to access more of Anor Londo.

To begin with, push it once and you"ll be treated to a clip of the bridge slotting neatly into place. A Bell Gargoyle will now, fairly quickly, make it"s way across the bridge and attack you. He is fairly easy to take down in the confining space around the bridge-device. Block, dodge,use the stone pillars for cover and do what you do to dispatch him. From here, don"t go directly across the bridge - instead go down the stairs to arrive at a new walkway that"ll lead you to the bottom of the room where you just scaled the rafters.