Детский христианский рассказ всегда готов. Христианские рассказы детская молитва

В главе 11 Левита и в главе 14 Второзакония даются четкие правила относительно того, что можно есть, а что нельзя. Это своего рода рецепт здоровой диеты и образа жизни. Та пища, которая разрешена Богом, помогает нам расти здоровыми. Та же, которая запрещается, может нанести значительный урон нашему здоровью.

Чистые животные

Левит 11:1-3

И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: Скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всякого скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте.

Второзаконие 14:3-6

Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы. Олень и серна, и буйвол и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте.

В Левите 7:22-24 говорится, что мы не должны есть жира из любого из вышеперечисленных животных, а также из животных, умерших своей смертью или убитых другим животным. Нам не позволено принимать этот жир в пищу, из него разрешается лишь варить мыло или делать свечи.

Левит 7:22-24

И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте. Тук из мертвого и тук из растерзанного зверем можно употреблять на всякое дело, а есть не ешьте его.

Кровь животных также не годится в пищу.

Бытие 9:4

Только плоти с душою ее, с кровью ее не ешьте

Левит 3:17

Это постановление вечное в рода ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте.

Второзаконие 15:23

Только крови его не ешь: на землю выливай ее как воду.

Нечистые животные

Бог говорит нам о тех животных, которые можно употреблять в пищу, а также о тех, мясо которых есть нельзя.

Левит 11:4-8

Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И свиньи, потому что копыта у него раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас. Мяса их не ешьте и к трупам не прикасайтесь; нечисты они для вас.

Второзаконие 14:7-8

Только сих не ешьте, из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас. И свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.

Здесь Бог говорит нам не принимать в пищу мясо таких животных, как свиньи, кролики, верблюды и лошади. Медики выяснили, что подобные животные могут вызывать различные заболевания. Принимая в пищу мясо этих животных, мы подвергаем опасности наше сердце, печень и другие органы.

Свиньи являются переносчиком большего количества заболеваний, чем любое другое животное. Под «свининой» понимаются все продукты, которые производятся из этого мяса – ветчина, колбасы, котлеты, пельмени…

Не имеет значения, в какой чистоте содержатся свиньи, это не преуменьшает риск цирроза печени. Тем же людям, которые принимают алкоголь и едят свинину, следует помнить, что для них риск заболеваний печени увеличивается. Но все равно, основной причиной цирроза все-таки остается свинина.

Чистая рыба

Левит 11:9

Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя (в воде, в морях ли или реках), тех ешьте

Второзаконие 14:9

Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя.

Таким образом, чистыми в воде являются те животные и рыбы, у которых есть перья или плавники. Сюда входят такие животные и рыбы, как лосось, окунь, форель, мерланг, карп и многие другие.

Нечистая рыба

Левит 11:10-12

А все те, у которых нет перьев и чешуи (в морях ли, или реках, из все, плавающих в водах, и из всего, живущего в водах), скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи, в воде, скверны для вас.

Второзаконие 14:10

А все тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас.

И вновь Бог не случайно запретил употреблять в пищу эти виды водных обитателей. Медики знают, что эти виды рыб и ракообразных могут накапливать в себе значительное количество тяжелых металлов, а также содержать естественные отравляющие вещества. Для людей они могут оказаться губительными.

Нечистые птицы

Левит 11:13-19

Из птиц гнушайтесь сих (не должно их есть, скверны они): орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, филина, рыболова и ибиса, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.

У Бога были серьезные причины запрещать нам употреблять в пищу мясо этих птиц. Одной из наиболее очевидных является то, что большинство, если не все из этих птиц питаются падалью. Это означает, что они едят, в том числе, и мясо мертвых животных. Это не сулит человеку, который ест это мясо, ничего хорошего, поскольку их мясо может оказаться источником какого-нибудь заболевания. В их организме также содержаться ферменты, помогающие им переваривать эту падаль и мясо других нечистых животных, которые могут оказаться губительными для человека.

Чистые птицы

К чистым относятся птицы отряда куриных, индюк, голуби и голубки, все, у кого есть зоб. Утки и гуси также относятся к чистым птицам.

Закон Бога, касающийся насекомых

Левит 11:20-23

Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех лапах, скверны для вас. Из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле. Сии ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас.

Некоторым из нас может показаться странным есть жуков, однако, для некоторых людей в мире саранча является частью их каждодневного рациона. Если вы очень голодны, вы тоже можете попробовать. Бог разрешает принимать в пищу саранчу, сверчков и кузнечиков.

Закон Бога, касающийся животных, которые ходят на лапах

Левит 11:27

Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера.

Нельзя принимать в пищу кошек, собак и других четвероногих, которые ходят на лапах.

Закон Бога, касающийся грызунов и рептилий

Левит 11:29-31

Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою, анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет. Сии нечисты для вас из все пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера.

Левит 11:41-42

Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его. Всего, ползающего на чреве, и всего, ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных, пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны.

В этом месте Бог говорит нам не есть животных, подобных змеям, ящерицам, крысам, мышам, муравьям, червям и многим другим, относящихся к отряду грызунов, рептилий и жуков. Впрочем, многие из нас в любом случае не ели бы этого.

Бог говорит нам о том, что мы должны и чего не должны употреблять в пищу.

В главе 11 Левита и в главе 14 Второзакония даются четкие правила относительно того, что можно есть, а что нельзя. Это своего рода рецепт здоровой диеты и образа жизни. Та пища, которая разрешена Богом, помогает нам расти здоровыми. Та же, которая запрещается, может нанести значительный урон нашему здоровью.

Законы Бога, касающиеся животных

Чистые животные

Левит 11:1-3 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: Скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всякого скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте.

Второзаконие 14:3-6 Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы. Олень и серна, и буйвол и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте.

Это означает, что разрешается принимать в пищу мясо тех животных, которые имеют раздвоенные копыта или разрез на них, а также тех, которые жуют жвачку.

Разрешается есть мясо коров, оленей, буйволов, а также коз и овец.

В Левите 7:22-24 говорится, что мы не должны есть жира из любого из вышеперечисленных животных, а также из животных, умерших своей смертью или убитых другим животным. Нам не позволено принимать этот жир в пищу, из него разрешается лишь варить мыло или делать свечи.

Левит 1:22-24 И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте. Тук из мертвого и тук из растерзанного зверем можно употреблять на всякое дело, а есть не ешьте его.

Кровь животных также не годится в пищу.

Бытие 9:4 Только плоти с душою ее, с кровью ее не ешьте

Левит 3:17 Это постановление вечное в рода ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте.

Второзаконие 15:23 Только крови его не ешь: на землю выливай ее как воду.

Нечистые животные

Бог говорит нам о тех животных, которые можно употреблять в пищу, а также о тех, мясо которых есть нельзя.

Левит 11:4-8 Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И свиньи, потому что копыта у него раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас. Мяса их не ешьте и к трупам не прикасайтесь; нечисты они для вас.

Второзаконие 14:7-8 Только сих не ешьте, из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас. И свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.

Здесь Бог говорит нам не принимать в пищу мясо таких животных, как свиньи, кролики, верблюды и лошади. Это является очень веской причиной для того, чтобы не есть их мясо. Медики выяснили, что подобные животные могут вызывать различные заболевания. Принимая в пищу мясо этих животных, мы подвергаем опасности наше сердце, печень и другие органы.

Свиньи являются переносчиком большего количества заболеваний человеку, чем любое другое животное. Под «свининой» понимаются все продукты, которые производятся из этого мяса – ветчина, колбасы, которые содержат в себе свинину. Медикам известно, что существует связь между свининой, принимаемой человеком в пищу, и заболеваниями печени. Этим заболеваниям подвержены даже дети.

Не имеет значения, в какой чистоте содержатся свиньи, это не преуменьшает риск цирроза печени. Тем же людям, которые принимают алкоголь и едят свинину, следует помнить, что для них риск заболеваний печени увеличивается в несколько раз. Но все равно, основной причиной цирроза все-таки остается свинина.

Более детальная информация и всестороннее изучение вопроса о том, есть или нет свиное мясо, содержится в статье Законы, касающиеся пищи .

Законы Бога, касающиеся рыбы

Чистая рыба

Левит 11:9 Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя (в воде, в морях ли или реках), тех ешьте

Второзаконие 14:9 Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя.

Таким образом, чистыми в воде являются те животные и рыбы, у которых есть перья или плавники. Сюда входят такие животные и рыбы, как лосось, окунь, форель, мерланг, карп и многие другие.

Нечистая рыба

Бог также говорит нам о том, какую рыбу нельзя принимать в пищу.

Левит 11:10-12 А все те, у которых нет перьев и чешуи (в морях ли, или реках, из все, плавающих в водах, и из всего, живущего в водах), скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи, в воде, скверны для вас.

Второзаконие 14:10 А все тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас.

Это большая категория, включающая в себя значительное количество разнообразных рыб и ракообразных, таких как акулы, рыба-меч, зубатка, киты, дельфины, креветки, крабы, лобстеры, морские моллюски, устрицы и многие другие.

И вновь Бог не случайно запретил употреблять в пищу эти виды водных обитателей. Медики знают, что эти виды рыбы и ракообразных могут накапливать в себе значительное количество тяжелых металлов, а также содержать естественные отравляющие вещества. Для людей они могут оказаться губительными. Кроме того, нечистые рыбы часто являются источником пищи для чистых рыб, а также животных, мясо которых разрешается принимать в пищу. Мы приносим вред окружающей среде, употребляя эти запрещенные виды. Кроме того, нечистые рыбы часто питаются падалью чистых, принося тем самым пользу экологии. Другая рыба, у которой отсутствует чешуя, зачастую помогает в очищении поверхности рек и озер.

Законы Бога, касающиеся птиц

Нечистые птицы

Левит 11:13-19 Из птиц гнушайтесь сих (не должно их есть, скверны они): орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, филина, рыболова и ибиса, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.

Этот перечень кажется довольно длинным, но в действительности нам разрешается принимать в пищу большое количество птицы.

У Бога были серьезные причины запрещать нам употреблять в пищу мясо этих птиц. Одной из наиболее очевидных является то, что большинство, если не все из этих птиц питаются падалью. Это означает, что они едят, в том числе, и мясо мертвых животных. Это не сулит человеку, который ест это мясо, ничего хорошего, поскольку их мясо может оказаться источником какого-нибудь заболевания. В их организме также содержаться ферменты, помогающие им переваривать эту падаль и мясо других нечистых животных, которые могут оказаться губительными для человека.

Чистые птицы

К чистым относятся птицы отряда куриных, индюк, голуби и голубки, все, у кого есть зоб. Утки, гуси и лебеди также относятся к чистым птицам.

Большинство из других птиц являются нечистыми. Наука узнает все больше фактов о распространении вирусных заболеваний через нечистых птиц. На практике получается, что от нечистых заболевания распространяются на чистых птиц, как, например, в Гонконге, где уток зачастую выращивают рядом со свиньями. От свиней вирусы передаются к мигрирующим нечистым птицам, которые, в свою очередь, являются звеном в цепи питания человека.

Это же может являться источником вспышек пневмонии, начавшихся в Азии. Мы все знакомы с угрожающей пневмонией, которая является обычным явлением зимой, и которой подвержены многие из нас. Чистые птицы обычно не подвержены таким заболеваниям, но при определенных условиях они тоже могут быть инфицированы. В главе 11 Левита даются основные правила гигиены, которые мы должны соблюдать всегда и везде для того, чтобы избежать заражения.

Закон Бога, касающийся насекомых

Левит 11:20-23 Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех лапах, скверны для вас. Из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле. Сии ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас.

Некоторым из нас может показаться странным есть жуков, однако, для некоторых людей в мире саранча является частью их каждодневного рациона. Если вы очень голодны, вы тоже можете попробовать. Бог разрешает принимать в пищу саранчу, сверчков и кузнечиков.

Закон Бога, касающийся животных, которые ходят на лапах

Левит 11:27 Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера.

Нельзя принимать в пищу кошек, собак и других четвероногих, которые ходят на лапах.

Закон Бога, касающийся грызунов и рептилий

Левит 11:29-31 Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою, анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет. Сии нечисты для вас из все пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера.

Левит 11:41-42 Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его. Всего, ползающего на чреве, и всего, ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных, пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны.

В этом месте Бог говорит нам не есть животных, подобных змеям, ящерицам, крысам, мышам, муравьям, червям и многим другим, относящихся к отряду грызунов, рептилий и жуков. Впрочем, многие из нас в любом случае не ели бы этого.

Люди, которые поступают вразрез с законом Бога, касающимся пищи

Многие люди во всем мире принимают в пищу то, что Бог запретил нам. Из наиболее распространенных продуктов можно отметить свинину и ракообразных. И существуют люди, которые принимают в пищу все то, что Бог не разрешил нам есть.

Некоторые говорят, что для Бога не имеет значение, что именно мы едим, однако, это неправда.

Иисус сказал, что ни одна черта не перейдет из закона, пока не исполнится все (Мф 5:17-18). А до того времени, пока все, сказанное в Библии, исполнится, мы должны соблюдать Божьи Законы, в том числе, касающиеся пищи.

От Матфея 5:17-18 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говоря вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

Некоторые говорят, что, судя по главе 10 Деяний, нечистую пищу употреблять можно. На самом деле в этой главе речь идет о том, что Бог показал Петру, что путь к спасению открыт теперь и для неевреев, которые до этого времени считались нечистыми.

В Послании к римлянам 2:13-15 говорится о том, что Бог пишет Свой закон в нашем сердце, и спасены будут не те, кто слышали закон, а те, кто следовали ему.

Римлянам 2:13-15 Потому, что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут. Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую.

Бог любит нас, и Он дает нам осознать Его законы в наших сердцах так же, как и в Его Библии. Он сказал, что нам должно есть. Так же Он объяснил, чего принимать в пищу нельзя. Мы должны повиноваться Его законам, чтобы быть здоровыми и быть угодными Богу. Если человечество сделает все, что от него зависит, чтобы защитить и сохранить окружающую среду в чистоте, планета Земля станет гораздо лучшим местом для проживания, а люди станут здоровее.

Более подробное изучение законов, касающихся еды, а также всего, что с этим связано, вы можете найти в статье Законы, касающиеся пищи .

Суббота, 16 Авг. 2014

Священные писания просты для тех, кто прост, но сложны для ловкачей. Современному читателю Библии может показаться, что во многих местах это писание поощряет мясоедение. Но так ли это на самом деле?

Более важной диетой является не крайнее средство Ноя (связанное с наводнением, уничтожившим всю растительность), как сказано в Бытие Гл. 9:3, а изначальная диета, провозглашенная Господом в Бытие Гл. 1:29:

Это очень ясно выделено, однако, опять же, все следует изучать в контексте.

Например, случай с перепелами, посланными Богом для детей Израиля после того, как они вкусили его манны (Числа 11:31) — это хороший пример цитаты, не соответствующей контексту.

Действительно, стихи 31 и 32 (Числа) описывают этот момент появления перепелов и последующий пир. Но необходимо прочитать и стих 33, чтобы понять все содержание абзаца:

«И пока мясо еще было в их зубах, не будучи съедено, как возгорелся гнев Господа и поразил их Господь великой язвою».

Т.е. Он был отнюдь не рад их мясоедению.

Кроме того, при изучении ранней истории Церкви становиться ясным, что ее отцы-основатели признавали вегетарианский идеал. Можно изучить историю их жизни: Тертуллиан, Плиний, Ориген, Св. Иоанн Златоуст — этот список можно продолжать и продолжать. А обет вегетарианства, которому следовали эти христианские отцы, может подсказать нам многое из того, что мы прочитали бы в Библии до её переработки на различных Вселенских соборах и дальнейшей в так называемом "Синодальном переводе" ...

«И пока мясо еще было в их зубах, не будучи съедено, как возгорелся гнев Господа и поразил их Господь великой язвою»

Числа 11:33

С наступлением эпохи императора Константина (4-й век) христиане-вегетарианцы вынуждены были оставаться в подполье, поскольку Константин был мясоедом. К тому же, он был маньяком, и книги по истории христианства изобилуют рассказами о том, как он вливал расплавленный свинец в горло христиан-вегетарианцев за избранную ими диету. Между прочим, он умертвил и свою жену, бросив её в жбан с кипящей водой.

Что значит «не убий»?

Священные писания просты для тех, кто прост, но сложны для ловкачей. Библия ясно говорит «Не убий» (Исход 20:13). Невозможно сказать это проще. Точное еврейское слово: tirtzach, что буквально переводится: «Не убий».

Один из величайших ученых еврейско-английской лингвистики (в 12-м веке) доктор Рубен Алкалей написал в своем величайшем труде, полном еврейско-английском словаре, что слово «tirtzach» относится «к любому виду убийства вообще». Слово «1о», как вы можете догадаться, означает «Не».

НЕ УБИВАЙТЕ! Посмотрим правде в глаза, Библия очень ясно говорит по этому поводу.

Ведическая литература также дает здесь ясные указания. На самом деле, Веды говорят о том, что находится выше обычного вегетарианства — ведь даже убийство растений влечет греховные последствия. Поэтому Веды предписывают молочно-растительную диету, или лакто-вегетарианство , которая приносит наименьший вред живым существам, а также особый процесс , освобождающий человека от минимальных греховных последствий убийства растений.

В элементарной форме этот процесс дается в Бхагавад-Гите , а подробно описывается в Шримад-Бхагаватам . Применение этого процесса, который сосредотачивается вокруг воспевания Святого Имени Господа с любовью и преданностью, превращает пищу в прасадам, что в переводе с Санскрита означает «милость Господа».

Христос, Библия и мясо

Многие исследователи Библии, настаивающие на том, что Христос ел плоть животных, очевидно, руководствуются в своих суждениях личными привычками и убеждениями. Желание уступать предрассудкам и поддерживать существующую традицию характерно для людей на протяжении многих столетий, но сегодня истина ещё более важна, ибо сейчас человек все больше проявляет свою независимость.

Уважаемый исследователь Библии В.А. Холмс-Гор исследовал частое употребление слова «meat» /мясо/ в Евангелиях Нового Завета, которое очень часто встречается в английских версиях Библии. Он проследил его значение до изначального греческого оригинала.

Таким образом, каноническая версия стиха 21:5 Иоанна «Есть ли у вас пища (meat) — неверна. Это надо перевести: «Есть ли у вас еда».

Рыба — не мясо. А что говорит об этом Библия?

«Рыба» — другое слово Библии, часто переводимое неверно. Имеется в виду не существо, живущее в воде, а символ, с помощью которого ранние христиане могли узнавать друг друга. Проще говоря, это был секретный знак, очень необходимый в эпоху тотального преследования, до признания христианства государственной религией.

Знак рыбы был тайным символом и словесным паролем, происходящим от греческого слова «ichthus» — рыба. Поэтому он представлял из себя акростих, составленный из заглавных букв греческой фразы: «Iesous Christos Theou Uios Soter» — «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

Но символ рыбы не был одобрен римлянами. Они выбрали знак креста, предпочитая сосредоточиться больше на смерти Иисуса , чем на его выдающейся жизни. Возможно, что это одна из причин, по которой лишь десятая часть Его жизни записана в канонических писаниях. Опущена большая часть из Его первых 30-ти лет.

Сколько же поклоняющихся прямо из церкви направляются к себе домой и садятся за пир есть зарезанных животных, нарушая те самые заповеди, которые они только что защищали?

Приводимые стихи в статьях Библия и вегетарианство. Цитаты из Ветхого завета и Библия и вегетарианство. Цитаты из Нового завета должны рассеять все сомнения читателя в этой связи.

По материалам книги Стивена Роузена «

Наверное, вкус можно назвать самым «простым», прямолинейным и плоским из всех чувств. Трудно прожить без зрения и слуха. Невозможно без осязания. А вот вкус, казалось бы, не играет такой уж важной роли. Что он нам дает? Всего то возможность различать пищу, то, что мы потребляем, чтобы выжить. Но все оказывается не так уж и просто, когда речь заходит о библейском понимании пищи.

Чтобы не размывать это понятие и не распылятся, мы сконцентрируемся на трех основных моментах.

Пища Бога

Между тем ученики просили Его, говоря: «Равви! Ешь». Но Он сказал им: «У Меня есть пища, которой вы не знаете». Поэтому ученики говорили между собой: «Разве кто принес Ему есть?» Иисус говорит им: «Моя пища – творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». (Евангелие от Иоанна 4:31-34)

Такие слова мы читаем в Писании. «У меня есть пища, которой вы не знаете». Христос дает понять ученикам, а на самом деле всем людям в их лице, что у Него есть пища, которая не доступна им. Она доступна их пониманию, она даже в некоторой степени понятна, но она недоступна им в том смысле, что лишь Христу уготовано вкусить ее. Что же это за божественная пища? Поэтому ученики говорили между собой: «Разве кто принес Ему есть?» Иисус говорит им: «Моя пища – творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Итак, пища Христа – это план Отца, это Его воля. И воля эта касается напрямую Сына и никого более. На эту трапезу приглашен лишь Он.

Из этого короткого отрывка мы можем почерпнуть очень много информации. Во-первых, смерть на кресте Христос сравнивает с пищей! То есть с тем, что по сути должно давать жизнь, а не отнимать ее. Почему? Потому что в результате этой трапезы, жизнь будет дарована всему человечеству в виде Нового Завета – Причастия, истинной божественной трапезы, о которой мы еще скажем позднее. Во-вторых, Христос говорит о том, что пища эта – «дело» Отца. Не дело Христа, но дело Отца. Не дело людей, но дело Отца. Не дело пророков, но дело Отца. Пища, дарующая вечную жизнь в Царстве Небесном – такая пища может быть приготовлена только Отцом. Сравнивая Свою смерть на Кресте с пищей, Христос дает нам ключ к пониманию множества образов. Теперь становятся более глубоко понятны иные Его слова, которые касаются Его наставлений и заповедей. Всякая пища – от Бога. Всякая пища – должна приближать нас к Царству Небесному, а не отдалять от него.

Пища людей

Мы не станем говорить о множестве описаний пиров, блюд, еды и прочего. Мы станем говорить лишь о тех моментах, которые в свете вышесказанного способны заиграть по-новому и стать ключами к дверям, которые ранее и видны-то вовсе не были.

К примеру, мы читаем в Писании следующие, казалось бы, привычные нам слова:

Он сказал им в ответ: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». (Евангелие от Луки 3:11)

Ну что тут может быть нового и непонятного? Делись едой, когда у тебя достаток. А точно ли здесь речь идет о еде? Разве речь идет не о «деле» Отца? Пища – это неизменный образ пищи Отца, вечной жизни, Его благодати. Если у тебя достаток, если ты уже живешь по слову Божию, поделись этим Словом с другим, с ближним. Вот о чем говорит Христос. Мы призваны делиться Словом. И именно в процессе преломления хлеба с ближним, мы наиболее явственно чувствуем вкус пищи! И вкус к жизни тоже!

Апостол Павел дает нам подтверждение этой мысли:

Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей . (2 послание Коринфянам 9-10)

Четкую аналогию со Словом Божиим мы можем увидеть, внимательно прочтя отрывок из одного из псалмов:

Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои; от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались к вратам смерти. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их. (106 псалом:17-20)

От всякой пищи отвращалась душа людей, которые страдали за свои грехи. Конечно же, речь уже здесь идет не о еде, но о совсем иной пище, о той, от которой способна отвратиться сама душа! Но дальше происходит еще более невероятная вещь. Господь дарует им истинную пищу – Свое Слово. В результате, Он спасает грешников от Вечной Смерти. Каким же образом это происходит? Покаяние, конечно же, покаяние: Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их.

Человек способен обратиться всегда, даже в самой ужасной ситуации, когда от всякой пищи отвращается его душа, когда душа не может ничем напитаться, а значит – умирает. Даже тогда человек в состоянии покаяться, и Господь услышит. Он даст человеку Свет, Свое Слово, Свою пищу, чтобы душа его не умерла, но была спасена от вечной могилы.

Покаяние и смирение – вот способ добычи пищи для души. Мы читаем об этом в другом псалме:

Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные. Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает вовек. Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь. Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой . (110 псалом:2-5)

Господь откликается на зов смиренных — Пищу дает боящимся Его.

При этом, нужно очень четко разделять понятие вкуса К жизни (жизнь духа) и вкуса жизни (жизнь тела). Первое приближает нас к Царству Небесному. Второе – нет, а в некоторых случаях может и отдалять. Достаточно прочесть несколько замечательных отрывком из Библии, чтобы убедиться в этом:

Ибо Царство Божие – не пища и питье, но праведность, и мир, и радость в Святом Духе . (Послание к Римлянам 14:17)

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мной. Пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог уничтожит и то, и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела . (1 послание Коринфянам 6:12-13)

Пища не приближает нас к Богу; ибо едим ли мы – ничего не приобретаем, не едим ли – ничего не теряем . (1 послание Коринфянам 8:8)

Снова и снова читаем:

И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего . (1 послание Коринфянам 8:13)

И уж конечно, не следует забывать, что всякую пищу дает нам Господь. Об этом мы молимся каждый раз молитвой, которой Он сам нас научил: «Хлеб насущный даруй нам на сей день». Об этом же читаем в псалме:

Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это море великое и пространное, там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом . (103 псалом 24-28)

Итак, всякая пища – от Бога, но не всякая пища полезна. Есть пища для тела, есть пища для души. Именно от второй во многом зависят наши взаимоотношения со Христом, именно пища для души формирует в христианине смирение, необходимое для того, чтобы Господь открылся, ответил на покаянное воззвание и открыл врата Царства Небесного.

Причастие

Говорить о пище и вкусе в Библии и не сказать о Причастии – невозможно. В этом проявляется основное, удивительное значение вкуса в Библии, в христианстве, в жизни вообще.

Приведем отрывок, который раскрывает нам тайну Евхаристии – полностью:

Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: „И будут все научены Богом“. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога, – Он видел Отца. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я – хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что едящий его не умрет. Я – хлеб живой, сошедший с небес; едящий хлеб этот будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Тогда иудеи стали спорить между собой, говоря: «Как Он может дать нам есть плоть Свою?» Иисус же сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоть Сына Человеческого и пить кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питье. Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец и Я живу Отцом, так и едящий Меня жить будет Мной. Этот-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли; едящий хлеб этот жить будет вовек». (Евангелие от Иоанна 6 глава 44:58)

У каждого из нас есть свои любимые продукты, свои вкусовые предпочтения, но Причастие… Причастие – это нечто совсем иное. Причастие – это универсальный вкус! Это вкус вечной жизни, благодати, даруемой Господом. Это вкус, который может быть желанным для каждого человека. Он может стать постоянным ресурсом и источником жизни каждого! Вот в чем проявляется сила образа вкуса в христианстве. Вот что дарует нам Писание, то есть – Слово Божие. Здесь – в Причастии – сходятся лучами все наши чувства. Все здесь работает на то, чтобы раскрыть перед нами масштаб тайны Царства Небесного. Свет и Слово ведут нас к нему, осязанием мы подбираемся к его границам. Вкус раскрывает нам его сущность и содержимое – Иисуса Христа. Все чувства без исключения подчинены одной правде – правде божественного откровения. Плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питье. Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец и Я живу Отцом, так и едящий Меня жить будет Мной.

Синтез, универсальность, синергия – Причастие дарует человеку цельность, возможность раскрыться полностью, и, прежде всего, в любви.

Николай Сыров

Изображение: interarte.pl

В начале первого века новой эры работник винодельни получал один денарий в день. Человеку, ухаживающему за больным, платили 2 динария в день.

В библейские времена динарий составлял ежедневную плату римскому воину (как драхма – греческому). Кроме того, динарий составлял обычную дневную плату солдата или рабочего - поденщика. Как правило, работнику платили один динарий за 12-часовой рабочий день или трудиться почти целый день.

Хлеб. В первом-втором веках буханка хлеба стоила одну двенадцатую часть денария. Маленькая буханка - одну двадцать четвертую часть денария.

Оливковое масло. Одна амфора оливкового масла из Галилеи стоила одну тирскую драхму (или один денарий)

Фрукты. В первом-втором веках гранаты стоили между одной и восемью прутами за штуку. Виноградная гроздь или 10 инжирин - 8 прут, огурец (который должен был быть превосходен) - целый денарий

Недорогая еда для свадебного стола обходилась в 1 денарий (видимо, на человека)

Дешевая еда , включающая небольшую булку, тарелку чечевицы, два стакана вина стоила одну двенадцатую денария.

● Живой скот. В первом-втором веках бык стоил 100 денариев, а теленок - всего 20 денариев. Новорожденный осленок - 2-4 денария. Баран - 8 денариев, а ягненок - 4 денария.

Израильтяне не знали сахара. Вместо него обычно использовали мед диких пчел (см. истории Ионафана в 1 Цар. 14:25-27 и Самсона в Суд. 14:8). «Медом» называли также сироп, который варили из фиников и плодов рожкового дерева.

Вином, смешанным с оливковым маслом, обрабатывали раны. (Добрый самарянин возливал масло и вино на раны человека, пострадавшего от разбойников (см. Лук. 10:34).

" и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино ; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем "(. Лук. 10:34)

На Святой Земле в библейские времена: фиги, финики, оливки, виноград, пшеницу, ячмень и гранаты. Плоды этих растений составляли основную часть рациона местных жителей.

Знаменитый повар из Израиля смогла восстановить рецепты блюд библейских времен. По ее словам, одно из самых древних блюд - "ашишим", оладьи из дробленых бобов красной чечевицы и семян кунжута, политые медовым сиропом. Это лакомство ели при дворе царя Соломона, оно упоминается и в "Песне песен".

Употребление в пищу сырого зерна есть в Палестине и в наши дни. Современные арабы часто срывают верхушки растений, трут их в руках и едят.

Жареное зерно - еще один вид пищи, которую часто если в библейские времена. Это блюдо готовится из зерна пшеницы, которая еще не полностью созрела. Его жарили в сковороде или на железном блюде.

В библейские времена кроме пшеницы и ячменя, выращивали также просо и спельта. Предпочтение отдавали пшенице, ячмень считался пищей для бедных. Спельта являлась низким сортом пшеницы.

В некоторых местах Палестины хлеб настолько почитают, что люди не встают приветствовать пришедшего гостя, если в этот момент они преломляют хлеб. Гостю придется подождать, пока они закончат. Все, что касается хлеба: от посева зерна и до выпечки, осуществляется во имя Бога.

На Востоке существует традиция преломления, а не нарезки хлеба. Резать хлеб там означает разрушать жизнь. Так как Христос преломлял хлеб во время Вечери Господней, то выражение "преломление хлеба" стало использоваться в отношении причастия.

Выпечка хлеба занимала до 4-х часов, так как сначала зерна ячменя или пшеницы нужно было перемолоть в муку, а вымешанное тесто должно было подняться без дрожжей.

Пекли хлеб по-разному. Выкапывали в земле яму и разводили в ней огонь. Когда все дрова сгорали, золу убирали и лепили по краям ямы, которая от огня была очень горячей, плоские лепешки из теста. Иногда хлеб пекли на раскаленных камнях или на широкой, но неглубокой глиняной миске, которую вверх дном клали на огонь.

В Палестине часто делали временные печки т.к. народ часто кочевал с места на место. Обычно такие печки делали из глины и были довольно удобны для выпечки хлеба. Студенты христиане из университета (William Jessup) воссоздали одну из таких печей.

В богатых домах имелись глиняные духовки, внешне очень похожие на пчелиный улей. В нижней части духовки разводили огонь, а в верхнюю помещали хлеб. Пользовались популярностью и просто поджаренные на металлическом противне молодые хлебные зерна. К праздникам готовили пирожные и печенье.

Наиболее распространенными овощами в библейские времена были бобы и чечевица. Исав продал своему брату первородство за чечевичную похлебку.

Из фруктов в пищу употребляли оливки и виноград, которые ели свежими, сушили изюм (1Ц. 25:18) или делали вино. Гранаты выращивали для получения сока.

Смоквы упоминаются в Библии довольно часто. За год с дерева собирали три урожая. Несмотря на необычный вкус и сочность, ранние смоквы долго не хранились, зато поздние смоквы сушили и хранили в связках. Использовали смоквы также и в медицинских целях.

В библейские времена пищу подавали обычно на стол. Отдельных тарелок для каждого не было. В Библии сказано, что Гедеон положил мясо в корзину, а бульон налил в горшок. Мясо, как правило, если руками.

Хлеб обычно пекли каждый день . Сначала женщины отделяли зерна ячменя или пшеницы от семян плевел (этот сорняк растет вместе с пшеницей и ячменем и очень похож на них). Затем зерно мололи. В раннюю эпоху его просто растирали камнями, позднее стали молоть с помощью двух жерновов, один из которых был закреплен неподвижно, а второй вращался на оси. Потом замешивали тесто, добавляя в муку воду или оливковое масло.

Мытье рук имело большое значение для израильтян . Они внимательно следили за этим при каждом приеме пищи. Воду лили (в большинстве случаев это делал слуга) на руки, которые держали над умывальницой. Такая необходимость возникла потому, что евреи не пользовались столовыми приборами. Елисей лил воду на руки Илии (4 Цар. 3:11). Это было важной обязанностью слуги.

Пищу принимали на коврах, которые расстилали на земле или ели за низким столом.

Молитву благодарности произносили после принятие пищи. В книге Втор. 8:10 говорится " И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе". Это мог сказать один человек, а остальные говорили "Аминь".

В крестьянском доме трапезы были очень простыми. Как такового завтрака не было вообще. В лучшем случае перекусывали по пути на работу. В середине дня обычно ели хлеб с оливками. Вечером подавали овощное пюре. «Ложками» служили куски хлеба, которые макали в общий котел. Если в доме были важные гости, в горшок с овощами могли положить мясо. Ели сидя на полу.

В богатом доме все было по-другому. В новозаветные времена за обедом гости возлежали на ложах, с трех сторон окружавших квадратный стол. И если меню бедняков, как правило, состояло из единственного блюда, то у знатных людей выбор был достаточно широк.

Жившие в шатрах кочевники всегда предлагали гостю остаться у них на три дня и четыре часа (ни больше, ни меньше): именно столько времени, считали они, нужно для того, чтобы гость смог подкрепиться. Питались они в основном хлебными лепешками и молоком.

Простые люди мясо ели очень нечасто. Изредка они закалывали овцу или козу, чтобы накормить гостя. Обеспеченные люди могли позволить себе телятину или говядину.

В Галилейском, а также в Средиземном море ловили рыбу. Часто рыбу готовили на углях. Рыбу также сушили - так удобно было брать ее с собой в дальнюю дорогу. В Иерусалиме были Рыбные ворота. Название ворот, скорее всего, говорит о том, что поблизости было место, где торговали рыбой.

В качестве приправ служили в основном укроп, мята, тмин, листья горчицы и рута. Чаще всего из приправ употреблялась соль. В Мишне (Шаббат 6:5) еще упоминается перец. Для возбуждения аппетита употреблялись каперсы. Мед считался изысканной едой и очень ценился.

Чеснок использовался израильтянами в пищу и как лекарство задолго до того, как Моисей вывел народ Израиля из Египта. Изображения головок чеснока были найдены на стенах египетских гробниц, построенных около 3200 лет до Рождества Христова, то есть за долгие века до времен Иосифа.

Считалось, что чеснок придавал силы строителям пирамид и отвагу римским легионерам. Чеснок используется в профилактике некоторых видов ра-
ка. Люди, которые регулярно едят чеснок, реже заболевают раком желудка, прямой кишки и пищевода.