Деятельность правителя дарья 1. Расширение территории восстания


Участие в войнах: Подавление восстания в Вавилоне. Завоевание Индии. Вторжение в Скифию. Войны с Грецией.
Участие в сражениях: Марафон.

(Darius I) Один из величайших персидских царей, великий полководец

Дарий I принадлежал к младшей линии Ахеменидов и персидским царем он стал в результате заговора. Когда царь Камбис, старший сын Кира Великого, скончался, властью в стране завладел жрец Гаумата (мидийский маг), который выдал себя за младшего брата Камбиса Бардию. Заговорщики - семь знатнейших персов - решили покончить с самозванцем, и решили, что следующим царем Персии станет тот, чья лошадь заржет первой, когда они буду выезжать из дворцовых ворот.

Гаумата был убит. Последний удар нанес ему сам Дарий . Теперь нужно было определиться, кто станет новым царем. И тогда Дарий пошел на хитрость. Он условился со своим конюхом, что тот спрячет за воротами дворца кобылу, которая недавно разрешилась жеребенком от коня Дария. Едва заговорщики выехали из ворот дворца, как конь Дария , почуяв кобылу, рванулся вперед и громко заржал. Заговорщики в один голос объявили Дария царем Персии и чтобы в дальнейшем никто не смог оспорить его право на царский трон, Дарий взял в жены дочь Кира Великого Атоссу .

В наследство Дарию I досталась великая империя, простиравшаяся от Индии до Египта . Но после смерти Кира, она начала разваливаться. Покоренные народы не желали оставаться под властью персов, мятежи вспыхивали то в одном регионе за другом. Дарий был вынужден снарядить огромную армию и отправляться в поход. Сначала он двинулся на вавилонян, понимая, что если сумеет усмирить их, то и другие народы успокоятся.

Дарию удалось привести к покорности Вавилон. На очереди была Мидия. Затем последовали вторжения в Египет, Финикию и в ряд греческих городов. После этого Дарий со своим войском выдвинулся в Индию. Империя Ахеменидов была восстановлена.

Но управлять столь гигантской державой было нелегко. Гонцы, выезжавшие с важными сообщениями в самые дальние концы страны, нередко были в пути до полугода. Тогда Дарий I разделил свою империю на сатрапии, во главе которых поставил верных ему людей - сатрапов. От ключевого города каждой из сатрапий он велел проложить мощеные дороги и через небольшие промежутки разместить охранные посты, на которых можно было сменить коней. Теперь время в пути сократилось до нескольких недель.

В 517 г. до н. э. Дарий I подступил к границам Индии. Серьезного сопротивления он не встретил. Из захваченных земель он образовал индийскую сатрапию. Это была самая дальняя восточная провинция персов. Двигаться дальше на восток Дарий не стал и вернулся в свои земли. Его называли царем царей, так как он завоевал все соседствующие с ним царства.

Теперь Дарий решил покорить земли, расположенные вдоль нижнего течения Дуная. В 512 г. до н. э. по наведенному деревянному мосту он переправил свои войска на восточный берег реки и оказался во владениях скифов . Но эти кочующие племена и не думали воевать с хорошо вооруженными персами. Они засыпали колодцы с водой, сожгли все за собой и угнали свой скот в дальние степи. Войска Дария страдали от жажды и голода. Солдаты начали выказывать недовольство. Погоня за скифами привела к ощутимым потерям, и Дарий повернул свою армию назад.

Вернувшись в родные земли, персидский царь начал планировать очередной поход. На этот раз против греков, основавшихся на Балканском полуострове. Дарий велел построить корабли, которые могли бы переправить через море многотысячную армию. Корабли были построены, и в 490 г. до н. э. отряды персов высадились на побережье близ деревушки Марафон . Там их встретило хорошо малочисленное, но хорошо организованное афинское войско во главе с военачальником Мильтиадом .

Греки отчаянно бились за родину и, несмотря на десятикратный перевес врага, победили. Мильтиад послал в Афины гонца. Гонец, пробежав без остановки от Марафона до Афин сорок два километра и, крикнув горожанам: «Радуйтесь, мы победили!», умер.

Дарий I впервые потерпел настоящее поражение. Раздосадованный, он возвратился на родину. Он хотел наказать греков, восстановить свою репутацию непобедимого полководца, но осуществить это так и не удалось.

Вскоре Дарий умер от неизвестной болезни. Персидский трон унаследовал его сын Ксеркс .

Смерть Дария

Город Афины и Марафонское поле расположены на полуострове. Основной порт, ведущий в город, находится на южном побережье полуострова, однако персы высадились на его северной стороне. Естественно, они бежали с поля боя на север. Когда персы оказались вне пределов досягаемости греков, в море, они пребывали в растерянности, не зная, что предпринять. Датис отнюдь не желал возвращаться к Дарию с вестью о таком поражении. Однако он полагал, что повторная высадка на греческое побережье вряд ли дала бы иной результат.

Греческий проводник Гиппий погиб в сражении. Он предчувствовал гибель, поскольку наутро перед битвой находился в чрезвычайно удрученном состоянии, хотя до этого утра был полон оптимизма и уверен в победе персов, но неожиданно его настроение изменилось. Уверенность Гиппию придавал сон, уныние же его проистекало из пустячного повода. Знамением, обещавшим успех предприятию персов, к которому грек присоединился в качестве проводника, он посчитал сон, в котором увидел себя разговаривающим с матерью. Утром, пытаясь истолковать сон, Гиппий посчитал, что мать представляла его родной город – Афины, в котором восстановится его власть. Подтверждение небесными силами реальности надежд Гиппия вернуть власть крайне воодушевило грека. Он пошел бы в бой с полной уверенностью в победе, если бы другое происшествие, случившееся во время высадки персов на берег, не повергло его чаяния в прах. Вся ответственность за высадку лежала на греке. Он расположил корабли вдоль побережья в нужных местах, обеспечил успешную высадку войск и следил за тем, чтобы они построились на берегу в боевом порядке. И вдруг стоя на берегу, он внезапно расчихался. Гиппий был уже стариком, а его оставшиеся зубы сильно расшатаны. Один из них выпал и оказался в песке. Это обстоятельство крайне расстроило Гиппия, он счел его дурным предзнаменованием. Грек долго смотрел на свой бесполезный теперь зуб и затем изрек в отчаянии, что все кончено. Падение зуба в родную землю вынудило Гиппия по-новому истолковать вещий сон, теперь у него не было надежды на благополучный исход экспедиции. После этого он продолжал готовить персов к сражению, но в его душе роились дурные предчувствия. Гиппий действовал вяло и нерешительно. Когда наутро после битвы греки осматривали поле брани, труп Гиппия нашли среди изуродованных останков персов, покрывавших землю.

Теперь персидский флот двигался вдоль побережья Аттики без греческого проводника, однако персам все еще не хотелось покидать страну. Они шли вдоль побережья вплоть до мыса Суниум, расположенного на юго-восточной оконечности полуострова. Корабли обогнули мыс и следовали вдоль южного побережья полуострова до тех пор, пока не вышли на траверз Афин. В это время к Афинам подошли спартанцы, посланные на помощь афинянам, но они опоздали, Марафонская битва уже закончилась. Персы, увидев с палуб галер, что страна приготовилась их встретить во всеоружии, больше не осмелились высадиться на берег. Персидский флот взял курс к берегам Азии.

Естественно, Датис нервничал. Он опасался гнева Дария, ибо восточные деспоты считали военные поражения худшими из преступлений. Однако поход нельзя было рассматривать как полный провал. Датису удалось захватить много греческих островов, на борту галер везли много пленных и значительные трофеи. И все же самое главное поручение Дария выполнено не было, и персидский военачальник не испытывал ни малейших иллюзий относительно приема, который ему окажут в Сузах.

Ночью Датис увидел сон, крайне обеспокоивший его. Он проснулся утром под впечатлением увиденного во сне эпизода, из которого военачальник узнал, что его воины во время похода разграбили греческий храм, а трофеи спрятали на одной из галер. Датис немедленно приказал обыскать каждый корабль. Наконец на одной из них обнаружили золотую статую Аполлона. Датис поинтересовался, как называется город, из которого вывезена статуя. Делий, ответили ему. Делий располагался на побережье Аттики около места высадки персов, откуда они двинулись на Марафонское поле. У персидского военачальника не было возможности тайком пробраться к храму и установить статую Аполлона на прежнем месте. Поэтому он решил поместить статую на время в Делосе, пока не представится случай перевезти ее в Делийский храм.

Делос – небольшой, но весьма знаменитый остров почти в центре Эгейского моря, находящийся недалеко от того места, где Датис обнаружил на галере статую греческого бога. Остров считался священным, на нем совершались религиозные церемонии и ритуалы, на нем не допускались, насколько возможно, ссоры, насилие, страдания и смерть. С острова эвакуировали всех больных, там не производилось захоронение покойников. Военные корабли и воины при приближении к острову прекращали войну. Враждебные флоты становились на якорь возле острова, их экипажи наблюдали чарующие картины мира, спокойствия и счастья на берегу. В центре острова бил из-под земли большой естественный фонтан, точнее, источник диаметром тридцать футов, огороженный частично скалами, частично выстроенной людьми стеной. Эта чудная родниковая вода орошала богатую растительностью плодородную долину, по которой водный поток несколько миль причудливо извивался, пробиваясь к морю. Порт примыкал к большому населенному городу, а весь остров украшали храмы, дворцы, колоннады и другие прекрасные архитектурные сооружения, вызывавшие восхищение у всех его гостей. Эта красота и великолепие, однако, уже давно исчезли с лица земли. Сейчас остров выглядит безмолвным, пустынным и заброшенным, он превратился в унылое пастбище, на котором среди древних развалин пасется домашний скот. На острове ничего не осталось от былого великолепия, разве что фонтан. Он все еще выносит из-под земли чистую прозрачную воду, которая не прекращает беспрерывного вечного течения.

Именно на острове Делос и решил поместить Датис золотую статую. Он привез ее на своей флагманской галере и сам доставил статую на священный остров. Персидский военачальник поместил святыню в большой храм Аполлона, поручив жрецам передать ее при случае в прежний Делийский храм.

После этого персидский флот снова вышел в море и направился к берегам Азии, где войска наконец благополучно сошли на берег.

Различные подразделения армии отправили в провинции, к которым они принадлежали, а Датис с войсками, состоявшими из персов, двинулся в Сузы. Он вез трофеи и пленных, но был весьма не уверен в приеме, который ему окажет Дарий. К счастью для Датиса, во время прибытия персидской армии в Сузы царь находился в благодушном настроении. Он принял военачальника без проявления гнева и даже к пленным отнесся гуманно.

Перед тем как закрыть тему знаменитого похода, который завершился великой битвой на Марафонском поле, стоит рассказать о неординарных обстоятельствах, которые сопутствовали в дальнейшем жизни выдающегося полководца греческих войск в этой битве – Мильтиада. До сражения он не выделялся среди других греческих военачальников, но после победы его верховенство в греческом командовании стало неоспоримым. Другие военачальники приняли ведущую роль Мильтиада и не претендовали на равенство с ним. Ему было позволено вести боевые действия по своему усмотрению. Если бы битва была проиграна, Мильтиад, пусть даже и не погибший на поле брани, потерял бы все. Но поскольку греки победили, он поднялся на вершину славы и известности.

В этом, как и во всех подобных случаях, успех или неудача зависели от обстоятельств, не поддающихся человеческому предвидению или контролю. Военачальник, оказавшийся в таких обстоятельствах, вынужден ставить на кон все, и это столь же опасно, как метание жребия, определяющего жизнь или смерть.

Он посчитал некоторые островные государства Эгейского моря соучастниками персидского вторжения и объявил им войну. И первым привлек его внимание остров Парос. Этот большой и стратегически важный остров располагается в центре южной части Эгейского моря. Он овальной формы и вытянут в длину на 12 миль. Остров имел разнообразную растительность и был весьма живописен, его почва отличалась плодородием, на его западном берегу у моря располагался большой город, тоже называвшийся Парос.

Во время возвышения Мильтиада остров и город Парос представляли собой богатое и могущественное государственное образование. Мильтиад придумал, как наказать население. Он решил потребовать огромную контрибуцию в виде штрафов за то, что греческий военачальник рассматривал как измену, то есть соучастие в агрессии против соотечественников. Чтобы не дать паросцам подготовиться к защите острова, греческий военачальник держал в секрете цель экспедиции на остров афинян. Он предложил афинянам построить флот из 70 кораблей и передать их под его командование. Мильтиад сказал, что не хотел бы раскрывать свои планы, но в случае успеха обещал вернуться в ближайшее время в Афины с богатыми грузами, которые обогатят город и возместят расходы горожан на оснащение флота.

Популярность и влияние Мильтиада после победы в Марафонской битве были столь велики, что все согласились с его несколько странным предложением. Афиняне построили и оснастили флот, сформировали экипажи кораблей и контингент войск вторжения. Все это передали под командование Мильтиада. Воины и экипажи на галерах не знали целей и пункта назначения похода. Мильтиад обещал им щедрое вознаграждение, в остальном, по его словам, они должны во всем положиться на своего полководца. Участники похода удовлетворились этими условиями, и флот отбыл в море.

Жители Пароса были, разумеется, удивлены прибытием флота афинян, но они приготовились, насколько позволяло время, к энергичному сопротивлению непрошеным гостям. Мильтиад осадил город и послал туда гонца с требованием выплатить в качестве выкупа огромную сумму денег. Одновременно он предупредил, что, если паросцы не выплатят этой суммы или, как минимум, не дадут гарантий ее выплаты, он не покинет остров, пока не возьмет город штурмом и не разрушит его до основания. Островитяне отвергли ультиматум и стали активно готовиться к обороне. Вскоре обнаружилось, что паросцы преуспели в строительстве оборонительных укреплений гораздо больше, чем Мильтиад в осаде города. Афинский военачальник понял, что штурм укрепленного острова в Эгейском море – дело гораздо более трудное, чем бой с недисциплинированными ордами персов на Марафонском поле. Мильтиад обнаружил, что храбрость и дисциплина его войск уравновешивались теми же качествами со стороны противника, имевшего вооружение и сноровку не хуже, чем у афинян. Короче говоря, здесь греки сражались против греков, и в конце концов афинский военачальник убедился, что перспективы на победу его войск становятся все более сомнительными и туманными.

Такое состояние дел, конечно, беспокоило и удручало Мильтиада. Ведь после обещаний, данных афинянам, военачальник не мог вернуться ни с чем в Афины. Пока он пребывал в смятенном состоянии, его воины захватили в плен группу островитян, и среди них была женщина. Оказалось, что это жрица одного из паросских храмов, ее звали Тимо. Афинскому военачальнику подумалось: вдруг плененная жрица поможет ему. Поскольку жрица служила в паросском храме, она могла влиять на богов этого храма или, по крайней мере, знала способы добиться их благоволения.

Мильтиад встретился с Тимо и спросил жрицу, что она могла бы сделать для получения от божеств Пароса содействия его планам захвата города. Та ответила, что легко могла бы это сделать, если бы Мильтиад строго следовал ее рекомендациям. Ободренный военачальник с готовностью обещал ей это. Тогда жрица тайком снабдила его наставлениями. Существо этих наставлений неизвестно, разве что они раскрываются в ходе последующих событий.

Близ города имелся храм, посвященный богине Керес, покровительнице Пароса. Храм был огорожен забором, однако в него можно было пройти через ворота, когда они не запирались изнутри. Следуя указаниям Тимо, Мильтиад пошел ночью в этот храм с несколькими слугами. Он попытался войти в храм через ворота, однако они оказались запертыми. Тогда он перелез через забор и в соответствии с наставлениями Тимо направился в храм. Как явствует из предания, какие бы действия ни предпринимал Мильтиад по указаниям Тимо, они на самом деле были не средством получения благоволения божества, а, наоборот, провоцировали его гнев. Когда Мильтиад приблизился к храму, его охватил суеверный ужас. Обезумев от страха, афинский военачальник пустился наутек. Он добежал до забора и, пытаясь в спешке перебраться через него, соскальзывал вниз. Слуги попытались его подсадить. Однако у Мильтиада ничего не получалось, он стонал от боли. Слуги обнаружили у него вывих. Военачальнику оказали помощь, но вместо выздоровления его недуг становился все более серьезным. Словом, великий победитель персов был низвергнут с пьедестала. Он лежал в постели и стонал как ребенок.

Вскоре Мильтиад решил снять осаду Пароса и вернуться в Афины. Он вернулся домой без богатой добычи. Разочарование афинян вскоре сменилось неприязнью, о славе победителя в Марафонской битве все забыли. Враги и соперники, умолкшие после его успехов, воспрянули духом. Они связывали неудачу с неумелым командованием экспедицией.

Один из ораторов даже предложил лишить Мильтиада статуса, обвинив его в том, что его подкупили персы и потому осада Пароса превратилась в фарс. Военачальник не мог опровергнуть эти обвинения, поскольку лежал в это время в постели, корчась от боли. Вывих перешел в открытую рану. Усилия лекарей не принесли выздоровления. Больной быстро терял силы. Его сын Кимон делал все возможное, чтобы спасти отца от обеих опасностей. Он защищал отца в ходе судебных разбирательств и оказывал ему врачебную помощь в тюремной камере. Однако хлопоты сына не дали результатов. Трибунал признал Мильтиада виновным, военачальник умер от раны.

Его приговорили к выплате огромного штрафа. Он составлял сумму расходов города на экспедицию в Парос, и, поскольку сборы на экспедицию проходили через ведомство Мильтиада, того обязали возместить их потерю. Этот приговор, так же как и отношение соотечественников с Мильтиадом, рассматриваются человечеством как несправедливые и жестокие. Когда Мильтиад умер, Кимон узнал, что не сможет получить тело отца для почетного захоронения, пока не выплатит штраф. У него не было собственных средств для этого. В конце концов Кимону удалось собрать необходимую сумму благодаря пожертвованиям родственников своего отца. Он внес сумму штрафа в городскую казну, тело героя было предано наконец земле.

Жители Пароса сначала крайне возмутились поведением жрицы Тимо. Им казалось, что она предала город. Паросцы даже хотели убить ее, но не посмели, поскольку лишение жизни жрицы выглядело кощунством. Тогда паросцы попросили оракула Дельфийского храма высказать свое суждение об обстоятельствах дела, узнать у него, может ли казнь жрицы считаться законной. По их словам, вина жрицы в том, что она указала врагу способ захватить город, более того, она осмелилась допустить врага на торжественные мистерии в храме, наблюдать которые запрещалось любому человеку нежреческого сословия. Оракул вынес суждение, что жрицу не следует наказывать, поскольку она не совершила ничего дурного. Крах Мильтиада был предопределен богами, а Тимо невольно служила инструментом осуществления его судьбы.

Но вернемся к Дарию. Его стремление подчинить греков и присоединить их страну к своим владениям, его решимость осуществить свою цель не только не уменьшились, а усилились после того, как первое вторжение персидской армии на греческую территорию было отбито. Афиняне разгневали царя. Казалось, он рассматривал их мужество и энергию в защите родины как личное оскорбление и преступление. Дарий решил организовать новый поход в Грецию, мобилизовав еще больше сил и средств. На этот раз он решил сам командовать армией и приготовиться к походу так, как подобает великому властителю половины мира. Царь разослал повеления во все провинции и подвластные территории выделить свои квоты войск, лошадей, кораблей и военного снаряжения и сосредоточить их в пунктах сбора, которые он назовет перед выступлением в поход.

Подготовка к походу длилась несколько лет. Но прежде чем реализовать свои завоевательные планы, царь решил урегулировать вопрос о наследовании престола. У него было несколько сыновей, каждый из них мог претендовать на трон, если царь не вернется из похода, а также вовлечь империю в разрушительные гражданские войны для подкрепления своих претензий. Историки утверждают, что в Персии даже существовал закон, не позволяющий монарху покидать страну без назначения наследника. Трудно себе представить, на основе какой власти или авторитета этот закон мог претворяться в жизнь, или поверить в то, что монархи, подобные Дарию, могли считаться в своих действиях с каким-либо законом. Во всех сообществах, диких или цивилизованных, существуют законы, регулирующие отношения между людьми. Они опираются на обычаи или юридические постановления судов. Большинство деспотических правителей и абсолютных монархов считают себя обязанными следовать этим законам в тех случаях, когда они определяют судьбы их подданных. В тех же случаях, когда речь идет об их поступках или решениях, они редко признают какую-либо иную власть, кроме импульсов собственной самодержавной воли.

У Дария было несколько сыновей, включая двух, которые претендовали на наследование трона отца. Старший из них родился еще до того, как Дарий стал царем. Его звали Артобазан. Другой сын родился от Атоссы, дочери Кира, которую Дарий взял в жены после восшествия на престол. Его звали Ксеркс. Артобазан считал, что имеет неоспоримое право быть наследником отца как старший сын. Между тем Ксеркс указывал, что Артобазан родился в то время, когда Дарий еще не был царем. Тогда он был частным лицом, а сыновья могут при рождении наследовать то, чем реально владеют их отцы. Сам же Ксеркс считал себя старшим сыном среди царевичей, рожденных в период, когда отец правил в качестве царя, и потому именно он является подлинным наследником престола. Как сын Атоссы он являлся также внуком Кира и, следовательно, обладателем наследственных прав великого основателя империи.

Дарий решил вопрос о престолонаследии в пользу Ксеркса и затем занялся подготовкой к военному походу. Этим планам, однако, не суждено было осуществиться. Неожиданно царь заболел и умер как раз перед выступлением в поход. Его сын Ксеркс взял в свои руки бразды правления империей.

Новый царь сразу же занялся делом отца и выступил в поход против греков во главе своих войск. Однако этот поход и по численности войск, принимавших в нем участие, и по расстоянию, которое преодолели эти войска, и по огромному значению его результатов заслуживает права считаться одним из величайших военных предприятий, на которое посягнули человеческие амбиции и власть. Тем не менее, рассказ об этом грандиозном предприятии и его конечной судьбе относится уже к истории правления Ксеркса.

Величие Дария, несомненно, в величии его властных полномочий, но не личности. Он был абсолютным властителем почти половины известного тогда мира и в качестве такового привлекает внимание человечества, которое глядит с восхищением и страхом на эти необъятные прерогативы власти, как на горные вершины, просто потому, что они высоки. За время своего правления Дарий не совершил каких-либо великих дел и не достиг великих целей. Он даже не совершил каких-либо ярких поступков эмоционального характера. В памяти людей он остается как иллюстрация величия без достоинства, успеха без заслуг, обширной и долговременной власти без внушительных результатов, целей без их достижения, всемирной известности без уважения и восхищения. Человечество восхищается Цезарем, Ганнибалом, Александром Македонским, королем Альфредом и Наполеоном благодаря их свершениям. Его интересует Дарий лишь благодаря его высокому положению. Его удивляет это высокое положение, так же как и ржущий конь, вознесший Дария на вершину власти.

Из книги Дарий Великий. Владыка половины Древнего мира автора Эббот Джекоб

Глава 4 Восшествие на престол Дария Несколько дней после убийства магов в городе царили возбуждение, суматоха и смятение. Не было наследника династии Кира, которому следовало занять пустующий трон. Ведь ни Камбиз, ни Смердис сыновей не оставили. Правда, были дочь Смердиса

Из книги Дедушкины рассказы. История Шотландии с древнейших времен до Флодденского сражения 1513 года. [с иллюстрациями] автора Скотт Вальтер

Глава XV ЭДУАРД БАЛЬОЛЬ ПОКИДАЕТ ШОТЛАНДИЮ - ВОЗВРАЩЕНИЕ ДАВИДА III - СМЕРТЬ СЭРА АЛЕКСАНДРА РЭМСИ - СМЕРТЬ РЫЦАРЯ ЛИДЗДЕЙЛСКОГО - СРАЖЕНИЕ У НЕВИЛЛ-КРОССА - ПЛЕНЕНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ КОРОЛЯ ДАВИДА (1338-1370) Несмотря на отчаянное сопротивление шотландцев, земля их пришла

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Закат и падение Римской Империи автора Гиббон Эдвард

Глава XXVII Смерть Грациана. - Уничтожение арианства. -Св. Амвросий. - Первая междоусобная война с Максимом. - Характер, управление и покаяние Феодосия. - Смерть Валентиниана II. - Вторая междоусобная война с Евгением. - Смерть Феодосия. 378-395 г.н.э. Слава, приобретенная

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

5. Отпадение от Генриха IV имперских сословий. - Он слагает с себя королевскую власть. - Он добивается снятия с него церковного отлучения Каносса (1077 г.). - Нравственное величие Григория VII. - Охлаждение ломбардцев к королю. - Он снова сближается с ними. - Смерть Ченчия.

автора Иванов Юрий Григорьевич

Из книги Камикадзе. Пилоты-смертники автора Иванов Юрий Григорьевич

Глава IX. Смерть в небе и смерть с неба Дух Ямато против американского сверхоружия26 апреля 1944 года шестерка японских истребителей, осуществлявшая патрулирование в небе Китая к северу от Гималайских гор, заметила следующий на большой высоте гигантский самолет с

автора Олмстед Альберт

Цитадель Дария В отличие от Персеполя Сузы не были основаны царем. С доисторических времен на этом месте жили люди, красотой расписной керамики которых мы восхищаемся сейчас. На холме, который постепенно образовался из мусора, оставленного ими, последующие поколения

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Восстание в Египте и смерть Дария На похоронах быка Аписа, которые состоялись, видимо, в 488 г. до н. э., генерал Ахмос (Амасис) сопроводил божество в зал бальзамирования, а затем с эскортом из лучников и отобранных солдат - в некрополь. Ахмос ночей не спал, стремясь сделать

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Дворец Дария Самая южная часть ападаны, соответствовавшая по размеру отрытым портикам на трех других сторонах зала, подразделялась на ряд комнат, напоминавших лабиринт. Из этой части был проход во дворец Дария, расположенный на самом высоком уровне террасы. Однако

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

Из книги Ледяной поход. Воспоминания 1918 г. автора Богаевский Африкан Петрович

Глава XI Решение Корнилова атаковать Екатеринодар. Бои 29, 30 марта. Смерть полковника Неженцева. Последний военный совет в жизни Корнилова. Его смерть утром 31 марта Сравнительная легкость, с какой моей бригаде удалось разбить и отбросить большевиков, наступавших 27 марта от

Из книги Александр Македонский автора Бриан Пьер

III. Смерть Дария и окончательное подчинение Греции (лето 331 - лето 330 г. до н. э.) С этого момента все стремления Александра были сосредоточены на окончательном разгроме войск Дария и захвате в плен его самого. Первую часть этой программы ему удалось осуществить в сражении

автора

Глава 1. Восточный поход до гибели Дария

Из книги Македонского разбили русы [Восточный поход Великого полководца] автора Новгородов Николай Сергеевич

Глава 2. Восточный поход «после Дария» Противоречие между Восточной и Западной традициями в освещении Восточного похода Александра Ученые считают, что «существуют две основные традиции повествования об Александре: западная – историческая и восточная – литературная

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Глава V. Флот царя Дария Арабы вышли на морскую арену как наследники многовековой легендарной славы финикийцев, не сумевших пережить завоевания Александра Македонского. Их корабли, строившиеся на верфях города Фарса, наполнили новым смыслом библейские фразы о

Дарий I, царь государства Ахеменидов в 522-486 до н. э. Провел административные, налоговые и другие реформы; осуществил значительное строительство. Время царствования Дария I - период наивысшего могущества Ахеменидов.

Реформатор

Дарий I, Дараявауш, царь Персии (522-486 до н. э.) из династии Ахеменидов. В 522-521 подавил восстания в Вавилонии, Мидии, Маргиане, Эламе, Египте и Парфии. Ок. 518 завоевал северо-западную часть Индии. В 512 (по Геродоту) совершил неудачный поход против скифов Причерноморья, окончившийся отступлением персидской армии. При Дарии I начались греко-персидские войны 500-449 до н. э. Провёл ряд реформ, в результате которых вся держава была разделена на военно-административные округа (сатрапии), упорядочена налоговая (податная) система; представители персидской знати получили большие богатства, должности сатрапов и начальников крепостей, а также наследственные владения в различных странах империи; была реорганизована армия, ядром которой стали пехотные и кавалеристские части, состоявшие из персов. Реформы Дария I, образцовое содержание старых торговых путей и строительство новых, восстановление канала от Нила до Суэца , который соединил Египет через Красное море с Персией, введение чеканки золотой монеты (дариков) - всё это способствовало развитию международной торговли в широких масштабах. При Дарии I развернулось большое строительство (храмы в Мемфисе, дворцы в Сузах, царская резиденция Персеполь и др.). Время царствования Дария I было периодом наивысшего могущества Ахеменидов. Но уже при нём стала обнаруживаться слабость государства. Дарий I стал терпеть неудачи в греко-персидских войнах. Особенно крупным было поражение в Марафонской, битве 490 до н. э.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

Персидский царь

Дарий I, Дараявауш - персидский царь (522-486 гг. до н.э.). Принадлежал к боковой ветви царского рода Ахемени-дов; его отец Гистасп (Вистаспа) и дед Арсам (Аршама) служили Киру Великому. Сам Дарий I принимал участие в египетском походе Камбиса. В сентябре 522 г. с помощью шести знатных персов - Аспафина, Гобрия, Гидарна, Йнтафрена, Мегабиса и Отана - Дарий I расправился с магом Гауматой, который захватил царскую власть, выдав себя за сына Кира Смердиса. Соратники провозгласили Дария I царем. Вступив на престол, он восстановил родовые святилища персов, разрушенные самозванцем Гауматой, вернул крестьянам-общинникам отнятые у них пастбища и скот. Затем он подавил крупные антиперсидские восстания в Вавилоне, Эламе, Мидии, Парфии и других областях.
С самого начала царствования Дарий I вынужден был провести ряд реформ, направленных на укрепление внутреннего положения Персидского царства. Прежде всего, он разделил свою обширную державу на 23 сатрапии, которые перечислены в знаменитой Бехистунской надписи в следующем порядке: Персия, Элам, Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет, Каспиана, Лидия, Иония, Мидия, Армения, Каппадокия, Парфия, Дран-гиана, Арейя, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Гандхара, Сака, Сат-тагидия, Арахосия, Мака. Во главе каждой сатрапии был поставлен сатрап (от перс, хшат-рапаван - блюститель страны). Сатрапы назначались царем из представителей персидской знати. Каждый сатрап был, по сути дела, неограниченным правителем своей области и следил за состоянием хозяйства и военного дела, вершил суд, а также обеспечивал своевременное поступление налогов в царскую казну. Геродот сообщает, что ежегодно в Сузы из сатрапий поступало 14 560 талантов серебра. Чрезмерная самостоятельность сатрапов иногда приводила к тому, что некоторые из них поднимались на восстания против верховной власти. Так было, например, в случаях с Оройтом, сатрапом Лидии, и Ариандом, сатрапом Египта, которых Дарий I вынужден был казнить за неповиновение.
Позаботился Дарий I и об организации военного дела. В мирное время регулярное войско состояло из отрядов персов и мидян, которые несли гарнизонную службу. Ядром -персидского войска являлась личная гвардия царя, десять тысяч так называемых "бессмертных", во главе которых стоял хазарапату. Во время войны повелитель Персии собирал под своим началом огромное ополчение со всего государства, причем каждая сатрапия выставляла определенное число воинов. Ежегодно проводились военные смотры как в столице царства, так и в провинциях, на которых проверялась боевая готовность отдельных родов войск.
Для обеспечения нормальных связей между различными частями огромного государства Дарий I вел активное дорожное строительство. Главная магистраль царства, так называемая царская дорога, соединила между собой Сузы и Эфес, ее протяженность достигала 2 400 км.
Кроме нее были и другие дороги. На этих дорогах имелось множество станций на расстоянии 25 км одна от другой, которые обслуживали царскую почту по принципу эстафеты. Геродот с восхищением замечает, что в отдельных случаях царское послание из Суз достигало Эфеса всего за семь дней.
Большое значение Дарий I придавал упорядочению финансов. Он ввел единую для всего царства денежную систему, заимствованную из Лидии и Греции. При нем стали чеканиться золотые дарики весом 8,4 г, которые имели хождение как в Персии, так и в других странах. Прерогатива чеканки золотой монеты оставалась за царем, в сатрапиях чеканились серебряные монеты значительно меньшего достоинства.
Продолжая политику своих предшественников, Дарий I стремился расширить границы Персидского царства. В 517 г. он покорил саков-массагетов. Три года спустя 700-тысячное персидское войско под личным командованием царя переправилось через пролив Геллеспонт и, пройдя по Фракии, вторглось в пределы скифских племен. Этот поход окончился полной неудачей для персов: изнуренное блужданиями по бескрайней степи персидское войско вынуждено было повернуть назад, понеся большие потери. На обратном пути Дарий I подчинил Фракию и наложил дань на Македонию. Оправившись от неудачи скифского похода, Дарий I захватил часть Индии в бассейне реки Инд.
В 500 г. вспыхнуло антиперсидское восстание греческих городов Малой Азии. При поддержке афинян восставшие захватили Сарды, столицу Лидии. На подавление восстания потребовалось шесть лет. В 494 г. персидский флот разгромил морские силы греков у острова Лада. Вскоре пал Милет, центр восстания. Дарий I приказал разрушить этот город до основания, а жителей продать в рабство.
В 492 г. Дарий I организовал поход на Балканскую Грецию. Экспедиционный корпус под предводительством полководца Мардония переправился через Геллеспонт и двинулся по фракийскому побережью на запад. Вдоль берега шел персидский флот. Когда персы огибали мыс Афон, на море поднялась сильная буря, которая уничтожила большую часть кораблей. Сухопутные силы персов подверглись нападению фракийцев. Таким образом, поход Мардония окончился полным провалом.
В 490 г. Дарий I предпринял новый поход на Элладу. Отборное 30-тысячное войско по приказу царя возглавили полководцы Датис и Артаферн. Достигнув побережья Аттики, они высадились близ селения Марафон. Здесь афинское ополчение под командованием Мильтиада нанесло персам поражение. Потеряв на поле битвы 6 400 воинов, Датис и Артаферн вернулись в Персию.
Дарий I рассчитывал вторгнуться в Элладу с большими силами и приступил к подготовке нового похода. Однако в разгар приготовлений в Египте вспыхнуло крупное восстание, которое поддержали афиняне. Дарий I вынужден был сосредоточить все свое внимание на подавлении египетского восстания, но в октябре 486 г. накануне выступления в Египет он умер.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Древний полководец

Сын персидского правителя Гистаспа, принадлежал к младшей ветви правящей династии Ахеменидов. О начале его жизни не известно почти ничего.

Став царем Персии, Дарий силой оружия подавил крупные восстания против правящей династии Ахеменидов в Вавилонии, Персии, Мидии, Маргиане, Эламе, Египте, Парфии, Саттагидии и мятежи кочевых племен в Средней Азии.

Около 518 года до н. э. Дарий завоевал северо-западную часть Индии - западный берег реки Инд. Затем - северо-западную часть Пенджаба, расположенного восточнее этой реки. Персидские завоевания в Индии продолжались до 509 года. Дарий I посылал греческого моряка и географа Скилака исследовать реку Инд до Аравийского моря.

После успешного индийского похода персидской армии Дарий I решил подчинить себе скифов северного Причерноморья. Однако новый поход 511 года оказался для него неудачным.

При царе Дарии I началась серия греко-персидских войн (500-449 годы до н. э.), которые шли с переменным успехом. Главными противниками Персидской державы в этих войнах были Афины и некоторые греческие города-государства на полуострове Пелопоннес.

Поводом для первой греко-персидской войны 492 года до н. э. стало восстание малоазиатских греческих городов, которые находились под гнетом сатрапа - наместника царя Персии. Восстание начал город Милет. Тогда Афины послали на помощь восставшим грекам Малой Азии 20 боевых кораблей с войском на борту. Сильная Спарта отказала в помощи восставшим.

Против греческих государств Дарий I совершил два больших военных похода. Первый состоялся в 492 году, когда царь послал в Грецию войско под командованием своего зятя Мардония. Сухопутная армия шла по южной части Фракии, а флот двигался вдоль морского побережья. Однако во время сильного шторма у Афонского мыса большая часть флота персов погибла, а их сухопутные войска, лишившись поддержки с моря, стали нести большие потери в частых столкновениях с местным населением. В конце концов Мардоний решил вернуться назад.

В 491 году Дарий I направил в Грецию послов, которые должны были привести к покорности свободолюбивых греков. Ряд небольших греческих городов-государств не устоял и признал власть персов над собой. Но в Афинах и Спарте царские послы были убиты.

В 490 году состоялся второй поход. Царь отправил против Греции большую армию под командованием опытных полководцев Датиса и Артаферна. Персидское войско на европейскую территорию доставил огромный флот. Персы разрушили город Эритрею на острове Эвбее и высадились около Марафона, всего в 28 километрах от Афин.

В Марафонской битве персидское войско подверглось полному разгрому и потеряло только убитыми 6400 человек, не считая пленных и раненых, которых на ушедших на восток кораблях царского флота насчитывалась не одна тысяча. В день 13 сентября 490 года афиняне потеряли всего 192 своих воина.

Эта победа вдохновила другие греческие города-государства на сопротивление господству Персии.

Царь Дарий I прославился как крупный государственный деятель, политик и военный реформатор. При Дарии I была упорядочена налоговая система, что значительно упрочило экономическое благополучие Персидской державы, а царская казна стала стабильно пополняться за счет снижения финансовых злоупотреблений в сатрапиях. Поэтому и внутренних возмущений, и мятежей против царской власти становилось гораздо меньше.

Образцово содержались старые торговые пути и строились новые. Царь прекрасно понимал, что от процветания внешней и внутренней торговли, безопасности дорог Персии для торговцев во многом зависит благополучие государства, равно как и доходы казны и персидской знати. Торговля в Персии при Дарии I процветала еще и потому, что через ее территорию проходили многие оживленные торговые пути от Средиземноморья в Индию и Китай.

Был восстановлен судоходный канал от Нила до Суэца, который соединил богатый Египет с Персией. Царь Дарий I заботился о развитии флота и безопасности морской торговли, благополучии приморских портовых городов, приносивших в его казну немалые доходы. По свидетельству историков Древнего мира, персидского властелина египтяне почитали наравне со своими фараонами-законодателями. Даже жители далекого Карфагена признавали, хотя и номинально, власть Дария.

Дарий I, по традиции того времени, задолго стал готовиться к своей смерти. По его повелению в скалах Накши-Рустама, близ города Персеполя, была сооружена царская гробница, которую украшали великолепные скульптуры. Она и стала последним прибежищем самого могущественного правителя Древней Персии. Его прямые наследники не проявили ни полководческих и дипломатических дарований, ни последовательности во внешней политике.

Достигнув наивысшего расцвета в правление Дария I, государство Ахеменидов после его смерти стало неуклонно приходить в упадок, прежде всего из-за военных поражений, и терять свои владения.

Использованы материалы сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Далее читайте:

«Из-за превосходности его сердца...» (Громов А.Б., Табан С.Н. Персия: история неоткрытой страны / ред. О. Шатохина. – 2-е изд., дополн. – С., 2017 ).

Кир II Великий (? - 530 до н. э.), первый царь (с 558 до н. э.) государства Ахеменидов.

Ахемениды , царский род, правивший в Персии в 700-330 гг. до Р. Х.

Исторические лица Ирана (биографический справочник)

Дарявахуш принадлежал к младшей ветви царского рода Ахеменидов и вплоть до 522 г. до Р. Х. не имел никаких надежд когда-либо занять персидский трон. Его жизнь резко переменилась после того как он принял участие в заговоре Отана и пятерых других знатных персов против правившего тогда в Персии царя . Согласно официальной версии (изложенной в Бехистунской надписи и у греческих историков, в частности у Геродота), Отан заподозрил, что под именем скрывается самозванец - мидийский маг Гаумата (настоящий Бардия был тайно умерщвлен за несколько лет до этого по приказу его брата ). Сговорившись между собой, Отан и шесть его сподвижников проникли во дворец и убили царя (был ли это настоящий или в самом деле самозванец, теперь уже установить невозможно). Затем заговорщики стали совещаться о том, кто из них должен занять престол. Наконец они решили поручить выбор воле богов, а именно: чей конь первым заржет при восходе солнца, когда они выедут за городские ворота, тот и будет царем. Дарявахуш оказался в этом опыте удачливее других - его жеребец первым подал голос, и таким образом, согласно уговору, он стал персидским царем. (Геродот пишет, что своим успехом Дарявахуш был обязан хитрости его конюха - ночью тот свел у городских ворот жеребца хозяина с одной из кобылиц, которую тот очень любил, когда же на другой день жеребец проходил мимо этого места, он бросился вперед и громко заржал.)

Едва утвердившись у власти, Дарявахуш должен был подавлять восстания, охватившие многие персидские провинции. Особенно опасным был мятеж в Вавилонии - самом сердце Персидской державы. По свидетельству Бехистунской надписи, там произошло следующее: некий Нидинту-Бел объявил себя сыном последнего вавилонского царя Набунаида и стал править под именем Набукудурриуцура III. Дарявахуш лично возглавил поход против восставших. Первая битва произошла в середине декабря 522 г. до Р. Х. у реки Тигр и закончилась победой персов. Через пять дней они одержали новую победу в местности Зазана у Евфрата. Нидинту-Бел бежал в Вавилон, но вскоре был захвачен в плен и казнен (посажен на кол). Умиротворяя страну, Дарявахуш около трех месяцев прожил в Вавилоне. В феврале 521 г. до Р. Х. до него дошла весть о новом восстании в восточных сатрапиях: Персии, Мидии, Эламе, Маргиане, Парфии и Саттагидии. Наиболее массовым было выступление в Маргиане. Подавляя его, сатрап Бактрии Дадаршиш перебил более 50 тысяч человек, а саму страну превратил в пустыню. В то же время в Персии некто Вахьяздата объявил себя царем Бардией и нашел среди народа широкую поддержку. Дарявахуш должен был рассылать войска во все концы своей державы. В конце февраля 521 г. до Р. Х. царская армия под командованием Вивана разбила Вахьяздату в области Гандутава в Арахосии. Но и тогда мятежники не сложили оружия. Потребовалось еще две битвы (одна произошла в мае у города Раха в Персии, другая - в июле у горы Парга), чтобы окончательно сломить их сопротивление. Вахьяздата попал в плен и был казнен вместе с 52 своими ближайшими сподвижниками.

В то же время почти вся Мидия оказалась в руках некоего Фравартиша, выступавшего под именем Хшатрату из рода мидийских царей. Этому самозванцу удалось установить свой контроль также над Ассирией, Арменией, Парфией и Гирканией. Дарявахуш отправил против него своего полководца Видарну. В мае произошла ожесточенная битва в местности Кундуруш. В ней пало 35 тысяч мидийцев, и еще 18 тысяч оказались в плену. В июне персы схватили и казнили самого Фравартиша. Против мятежников в Парфии и Гиркании вел борьбу отец царя Виштаспа. Окончательно эти сатрапии были умиротворены только в июне после разгрома основных сил восставших в местности Патиграбана. Много хлопот доставило Дарявахушу восстание в Армении. Местные жители дали персам пять больших сражений, но только в июне 521 г. до Р. Х. они были окончательно разбиты у горы Уяма и в местности Аутиара.

Между тем воспользовавшись, что главные силы персов оказались отвлечены на окраины империи, в августе 521 г. до Р. Х. вновь поднялись вавилоняне. Некто Арахта (по одним свидетельствам, армянин, по другим - урарт) выдал себя за царевича Набукудурриуцура, сына Набунаида. Он захватил Вавилон, Сиппар, Борсиппу, Урук и провозгласил себя царем. Дарявахуш послал против него армию во главе с персом Виндафарной. В ноябре 521 г. до Р. Х. мятежники были разбиты. Артахта оказался в плену и кончил свою жизнь, как и все другие предводители мятежников - был посажен на кол. Город Вавилон лишился своих внешних стен, которые были разрушены по приказу царя.

Поразив всех своих врагов и упрочив свою власть, Дарявахуш приступил к новым завоеваниям. В 519 г. до Р. Х. он совершил поход на саков Тиграхауда, обитавших вблизи Аральского моря. В 517 г. до Р. Х. персы покорили северо-западную часть Индии, где в это время существовало много небольших государств. Из этих земель была образована сатрапия Индия, включавшая в себя нижнее и среднее течения реки Инд. Она стала самой крайней восточной провинцией державы Ахеменидов. Продвигаться дальше на восток персы не пытались. Зато на западе они делали одно приобретение за другим. В том же 517 г. до Р. Х. персидская армия во главе с Отаной захватила остров Самос. Жители Лемноса и Хиоса признали власть персов добровольно. Около 516 г. до Р. Х. Дарявахуш предпринял большой завоевательный поход в Северное Причерноморье. Покорив без боя греческие города по обоим берегам Геллеспонта, он переправился через Боспор во Фракию. Отсюда персидская армия вышла к низовьям Дуная и, перейдя на восточный берег реки, оказалась во владениях скифов. Те не решились вступить с персами в открытый бой и стали отступать в глубь степей, угоняя скот, сжигая за собой траву и засыпая колодцы. Гоняясь за их стремительной и постоянно ускользающей конницей, Дарявахуш довел своих воинов до полного изнеможения. Наконец он понял тщетность своих усилий и отступил обратно за Дунай.

Сам он вернулся в Персию, а европейскую войну поручил своему полководцу Багабухше. Тот покорил греческие города на северном берегу Эгейского моря и подчинил персидскому царю племена фракийцев. Когда персидская армия подошла к границам Македонии, ее царь Александр I поспешил заявить о своей покорности и выдал сестру замуж за персидского вельможу. В Македонии и Фракии остались персидские гарнизоны. Около 512 г. до Р. Х. обе эти страны образовали самую западную из персидских сатрапий под названием Скудра. То было время наивысшего могущества державы Ахеменидов: в конце жизни Дарявахуша она простиралась от реки Инд на востоке до Ионического моря на западе, от Аральского моря на севере до границ Эфиопии на юге.

Следующей жертвой персидских завоеваний должна была стать материковая Греция. Прелюдией к грандиозной войне с греками послужило мощное ионийское восстание, начавшееся осенью 499 г. до Р. Х. и охватившее в короткий срок все западное побережье Малой Азии от Геллеспонта на севере до Карии на юге, а также многие острова Эгейского моря. Оно оказалось полной неожиданностью для персов. Восставшие, во главе которых стоял тиран Милета Аристагор, совершили поход в глубь страны, взяли и сожгли царскую столицу Сарды. Однако уже летом 498 г. до Р. Х. они были наголову разбиты под Эфесом. Остатки их войска разбрелись по своим городам. В конце 497 г. до Р. Х. военные действия переместились на Кипр. В большой морской битве ионийцы одержали победу, но тогда же в сражении на суше киприоты потерпели поражение. Возглавлявший их царь Саламина Онесил погиб в бою. Впрочем, персам потребовался еще целый год на то, чтоб окончательно замирить остров. В 496 г. до Р. Х. персидские военачальники одержали важную победу над примкнувшими к грекам карийцами и начали осаду ионийских городов. Один за другим они были взяты. Наконец, весной 494 г. до Р. Х. персы с суши осадили Милет, являвшийся главным оплотом восстания. Большой ионийский флот мешал осаде города с моря. Но после того как персы выиграли морскую битву при Ладе, кольцо блокады сомкнулось. Осенью персы подтянули к городу осадные орудия, а затем штурмом взяли его. Большая часть милетян погибла, оставшиеся в живых были обращены в рабство и угнаны в Персию. Сам город оказался сильно разрушен и уже никогда не смог восстановить своего прежнего могущества. В 493 г. до Р. Х. капитулировали Хиос и Лесбос. После чего вся Иония вновь оказалась под властью Ахеменидов. Но Дарявахуш понимал, что персидское господство в Малой Азии и во Фракии будет непрочным до тех пор, пока греки Балканского полуострова сохраняют свою независимость. Казалось, что покорение этой сравнительно небольшой страны, распадавшейся к тому же на множество враждовавших между собой государств, не составит для персов большого труда, но дальнейшие события показали, что война с греками может быть очень тяжелой.

Первый же поход против Эллады в 492 г. до Р. Х., возглавляемый зятем Дария Мардонием, окончился неудачей - во время бури около Афонского мыса на Халкидском полуострове утонуло 300 персидских кораблей и погибли около 20 тысяч человек. Сухопутная армия, которой пришлось вести тяжелые бои с восставшими фракийцами, также понесла большие потери.

Персы учли сложность обходного движения вдоль северного побережья Эгейского моря и приняли смелое решение - переправить армию на кораблях прямым путем из Малой Азии сразу в Аттику. Военным приготовлениям сопутствовала и дипломатическая подготовка, Дарий рассчитывал на раскол в стане врага. При персидской армии состоял изгнанный из Афин Гиппий.

В 491 г. до н. э. во все полисы Балканской Греции были направлены персидские послы с требованием полной покорности или, по крайней мере, нейтралитета в грядущей войне. Многие города островов, Фессалии и Беотии подчинились, но наиболее сильные полисы, Спарта и Афины, категорически отвергли требования. Спартанцы сбросили послов в колодец, а афиняне низвергли их со скалы.

В 490 г. до н. э. персы под командованием Датиса и племянника царя Артаферна совершили очередную попытку захвата. Персидская армия сосредоточилась на острове Самос, затем была перевезена на Эвбею. Через некоторое время на Марафонской равнине, всего в 40 км от Афин, высадился многочисленный персидский десант. Из Марафона можно было совершать нападения на главный город Аттики по суше, а флоту лишь нужно было обогнуть мыс Сунний, чтобы атаковать Афины с моря. На Марафонской равнине 13 сентября 490 г. до н. э. состоялось одно из самых известных сражений античности. Поле боя представляло собой ровную, окруженную горами долину на берегу моря, удобную для действий иррегулярной персидской конницы. Ее у персов было 10 тысяч, а, кроме того, в армии находилось большое количество пеших лучников.

Афинскими войсками командовало десять стратегов, и большинство из них сомневались в возможности противостоять столь многочисленному персидскому войску и предлагали ограничиться обороной города. Однако иного мнения придерживался стратег Мильтиад, чья точка зрения в итоге и победила. Мильтиад еще недавно был правителем афинской колонии Херсонес Фракийский и имел возможность познакомиться с персами, их военной организацией и манерой вести ближний бой. Он убедил коллег-стратегов не отсиживаться в слабо укрепленных Афинах, а быстро идти навстречу врагу и у Марафона дать решающее сражение. К будущему месту битвы из Афин подошло десятитысячное пешее войско, большинство которого составляло афинское ополчение. Надо сказать, что взрослый афинянин зачастую был уже довольно опытным воином. Для этого была создана система военно-патриотического воспитания. С 18 лет юноши два года проходили обязательную военную службу и оставались военнообязанными до 60 лет. Много внимания уделялось вопросам тактики, боевых построений. Основу войска составляли гоплиты, тяжеловооруженные пехотинцы, действующие в плотном строю - фаланге. В армии была установлена строгая дисциплина.

Спарта заняла выжидательную позицию и не прислала свои отряды, сославшись на религиозный праздник. Воины Лакодемона прибыли на место событий, когда дело уже было сделано. Тысячу человек прислал небольшой союзный Афинам городок Платеи из Беотии. Количественно, таким образом, афинская армия сильно уступала персидской, но качественно превосходила ее. Обученным и сплоченным гоплитам, защищавшим свои полисы, противостояла разноплеменная необученная персидская армия, многие солдаты которой сами были уроженцами мест, захваченных персидскими оккупантами.

Мильтиад, зная, что преимущество персов состоит в более многочисленной коннице, которая, как правило, стремится наносить удары с флангов, расположил своих гоплитов на ширине в 1 км, уперев их фланги в горы, для чего даже пришлось растянуть строй. С этой же целью - выдержать напор всадников - правое и левое крылья греческой армии имели большее количество шеренг в глубину, чем центр. Справа сосредоточились лучшие гоплиты Афин, левый фланг был отдан платеянам.

По всем правилам греческой военной науки при приближении персов фаланга гоплитов перешла на беглый марш навстречу неприятелю, чтобы самим нанести более сильный удар, а кроме того, побыстрее преодолеть пространство, простреливаемое лучниками. Персам, однако, удалось прорвать эллинский центр. Зато на флангах персидская конница никак не могла справиться со стойкими гоплитами, ей пришлось отступить с большими потерями. Сразу же Мильтиад приказал крыльям сомкнуться и повернуться лицом к частям противника, прорвавшим центр. Для персов новая сильная атака не потерявшей строя фаланги обернулась катастрофой. Они беспорядочно бежали, погрузились на корабли и ретировались. Общие потери греков составили лишь 192 человека, противник недосчитался шести с половиной тысяч воинов. В Афины тут же был послан гонец - воин Фитипид. Он в полном вооружении преодолел несколько десятков километров бегом, на Афинской агоре прокричал «Мы победили!» и упал замертво. В память об этом легендарном эпизоде на Олимпийских играх современности разыгрываются медали в марафонском беге - на 42 км 192 м.

Персы еще надеялись опередить Мильтиада и напасть на оставленные без защитников Афины с моря, их флот двигался вдоль берега, но и греческий полководец вел свою армию форсированным маршем и прибыл в город раньше кораблей врага. Постояв на афинском рейде, персы, понимая бесперспективность дальнейших действий, отплыли в Малую Азию. Победа афинян имела важные политические последствия. Греки впервые дали мощный отпор персам, был нанесен косвенный удар по реакционным кругам Эллады, доказано превосходство демократической организации и на войне. Пример Афин воодушевил и обнадежил отчаявшихся было жителей покоренных городов-государств Малой Азии, да и другие народы Востока.

В последующие годы Дарявахуш не оставлял мысли о новом походе против Греции и тщательно готовился к нему, но он умер раньше, чем успел осуществить свои планы. Погребен Дарий в сооруженной им и украшенной произведениями скульптуры гробнице в скалах Накши Рустами близ Персеполя.

ДАРИЙ - имя 3 персидского царей из династии Ахеменидов, а также Мидянина, упоминаемого в Книге пророка Даниила.

Дарий I Великий.
(550-486 годы до Р.Х.; Езд 4. 5, 24; 5. 5-7; 6. 1, 12-15; Агг 1. 1, 15; 2. 10; Зах 1. 1, 7; 7. 1), потомок не по прямой линии персидской династии Ахеменидов, сын Гистаспа. В 522 году до Р.Х. Дарий вступил на престол после Камбиса, сына Кира, подавив крупный политический мятеж против официальной власти. Он нанес поражение узурпатору магу Гаумате, который, провозгласив себя Бардией (2-м сыном Кира), организовал восстание, поддержанное всеми центральными персидскими провинциями. Подавив многочисленные восстания, в течение года Дарий смог вернуть контроль над основной территорией империи (кроме Малой Азии и Египта). К 517 году он расширил границы империи, которая стала включать территории от Ливии до Индии. Таким образом, в результате правления Дария границы Ахеменидской державы простирались от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до 1-го порога Нила на юге. В 519 году Дарий приступил к осуществлению административно-финансовых реформ. Он разделил империю на сатрапии . На должность сатрапов при Дарии, как правило, назначались персы, чьи функции были разграничены с обязанностями военачальников. При Дарии был создан центральный аппарат управления империей с единой канцелярией. Дарий кодифицировал и привел к единообразию местные законы, установил новую систему государственных податей с фиксированными суммами, упорядочил сбор налогов и увеличил воинский контингент. Дарий ввел в обращение единую золотую монетную единицу, составившую основу ахеменидской денежной системы. При Дарии арамейский язык приобрел статус официального не только в западных, но и в восточных сатрапиях.

Сообщения о восшествии Дария на престол и его деяниях запечатлены в Бехистунской надписи, которая так же, как и надпись на могиле Дария в Накши-Рустеме (близ Персеполя, Иран), дает сведения о персидских религиозных воззрениях этого периода. Почитание Ахуры Мазды в эпоху Дария приобретает черты основного культа, а зороастризм становится официальной религией, но допускалось почитание и других богов. Попытка Дария завоевать Грецию в ходе так называемых греко-персидских войн окончилась поражением в битве при долине Марафон в 490 году. В 486 году в Египте вспыхнуло восстание против персидского господства. Дарий умер, так и не успев его подавить.

Сопровождавшая приход Дария к власти политическая катастрофа возродила мессианские ожидания у вернувшихся в Иерусалим из плена иудеев и привела к подъему пророческого движения. Пророки Аггей и Захария призывали к ускорению работ по восстановлению храма после отказа иудеев на предложение самарян принять участие в этом деле. Работы возглавляли потомок династии Давида Зоровавель, которого персидские власти назначили царским наместником в Иудее, и первосвященник Иисус (Агг 1. 1; 2. 4). Пророки видели в возведении храма первый шаг к восстановлению Иудейского царства и предвещали полное избавление от чужеземного ига: особые надежды возлагались на «отрасль» из дома Давидова, которой был в их понимании Зоровавель (Агг 2. 23; Зах 3. 8; 6. 12). На 2-м году царствования Дария в государственном архиве в Экбатанах (ныне Хамадан, Западный Иран) была найдена копия декрета персидского царя Кира от 538 года до Р.Х., в котором он разрешал иудейским пленникам вернуться в Иерусалим и восстановить разрушенный храм (Езд 6. 1-5). На этом основании Дарий разрешил возобновить постройку, пресекая попытки противодействия со стороны самарян, и на 6-м году его царствования (около 516 года до Р.Х.) строительство храма завершилось - примерно через 70 лет после его разрушения (Езд 6. 15). Вероятно, в период правления Дария между Зоровавелем и первосвященником Иисусом произошли разногласия относительно разделения властных полномочий. В результате Зоровавель больше не упоминался в мессианских текстах.

В царствование Дария получает окончательное оформление административная структура Иудеи, которая сохранялась на протяжении последующих 200 лет персидского владычества. Иудея при Дарии называлась по-арамейски Яхуд и была одной из независимых провинций в сатрапии Заречье с административным центром в Иерусалиме, которая управлялась наместником. На севере она граничила с провинцией Самарией, на юго-западе - с филистимской провинцией Ашдод. Входило ли в ее состав Заиорданье, точно неизвестно. Иудее при Дарии была предоставлена широкая внутренняя автономия. В основе ее управления стояла гражданско-храмовая община Иерусалима, которой руководили первосвященник и главы влиятельных семей. Согласно указу Дария, местные власти выделяли средства для строительства храма, а также скот и все необходимое для совершения регулярных жертвоприношений в храме по закону Моисееву. При этом в указе упоминается пожелание царя, чтобы священники «молились о жизни царя и сыновей его» (Езд 6. 8-10), что свидетельствовало об обычае того времени молиться о верховной власти. Этот обычай соблюдался и впоследствии (исключая Хасмонейский период) и символизировал зависимость Иудеи от персидидских, а впоследствии от греческих и римских властителей. Царствование Дария было для Иудеи спокойным периодом, благоприятным для экономики. Иудеи принимали участие в международной торговле, поддерживаемой персидскими властями. В переписи населения Яхуда времен Дария упоминаются не только города в наделах Иуды и Вениамина, но и Бет-Эль (Вефиль) Ефрема и селения на севере приморской полосы. В общей сложности в переписи указано около 40 тысяч подданных.

Дарий II.
изначально носивший имя Ох, известный также под прозвищем Нот (греч. νόθος - внебрачный ребенок; около 442-404 годов до Р.Х.), сын Артаксеркса I от вавилонской наложницы. Правил западной частью империи с 423 по 404 год до Р.Х. Его правление не отличалось стабильностью и характеризовалось дальнейшим ослаблением государства, восстаниями в Мидии, Лидии, Сирии и Египте. Многие папирусы из Элефантины датируются временем его правления. Один из папирусов - 5-го года правления (419 год до Р.Х.), предписывающий иудеям Элефантины соблюдать Пасху, был издан от его имени (так называемое Письмо о Пасхе - ANET, N 491). Храм в Элефантине был разрушен в 14-й год его правления. Предполагают, что Дарий упоминается в Неем 12. 22 как «Дарий Персидский», что позволяет датировать приведенный там список левитов. Во время правления Дария иудейским первосвященником был Иаддуй II.

Дарий III Кодоман.
(около 380-330 годов до Р.Х.), сын Арсама, брата Артаксеркса II, последний царь из династии Ахеменидов. Был возведен на престол Багоем, отравившим в 338 году Артаксеркса III, а в 336 году и его сына Арсеса. Потерпел поражение от Александра Македонского в битвах при Иссе (333) и Гавгамелах (331), бежал в Бактрию, где был убит своим родственником Бессом. О его поражении говорится в 1 Макк 1. 1.

Дарий Мидянин.
Персидский царь, упоминаемый только в Книге пророка Даниила (Дан 5. 31; 6. 1, 6, 9, 25, 28; 9. 1; 11. 1), для которого нет прямых параллелей во внебиблейских источниках. По этой причине некоторые исследователи ставят под сомнение историческую достоверность библейских свидетельств (Koch). Согласно Дан 5. 28 - 6. 2, в возрасте 62 лет Дарий захватил Вавилонское царство (после смерти Валтасара) и провел административные реформы, разделив страну на 120 сатрапий. Пророк Даниил, будучи оклеветан сатрапами и князьями, был брошен во львиный ров по приказу царя (Дан 6. 14-17). После освобождения Даниил «преуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского» (Дан 6. 28). В 1-й год царствования «Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским» (Дан 9. 1) Даниилу было дано откровение о «70 седминах» (Дан 9). Таким образом, Книга пророка Даниила говорит о царствовании Дария между царствованием Валтасара и Кира I Персидского. Как греческие, так и вавилонские источники ясно показывают, что именно Кир I Персидский, а не Дарий был завоевателем Вавилона и стал реальным преемником вавилонских царей (ср.: 2 Пар 36. 20). Нет исторических свидетельств о мидийском вторжении в Вавилон или мидийском доминировании в этом ареале. Попытки решения проблемы исторической идентификации Дария восходят к I веку до Р.Х., когда в греческом переводе Прото-Феодотиона имя Дария в Книге пророка Даниила было заменено именем Артаксеркса (что соответствует современному отождествлению с Киром I). В I веке по Р.Х. Иосиф Флавий утверждал (Ios. Flav. Antiq. X 11. 4), что Дарий носил у греков другое имя, и это позволяет отождествить его с кем-либо из известных в истории персоналий. Существует маловероятный вариант его идентификации с Набонидом, которому приписывается создание независимой династии в городе Харране, правившей в период между последними законными царями Вавилона и царями Элама. Однако Харран находился на севере и принадлежал не Вавилону, а Ассирии; возможно, он был в подчинении мидийцев нек-рое время после 612 года до Р.Х. Идентификация с Дарием I также проблематична: везде, где Дарий I упоминается в Священном Писании, подчеркивается его персидское, а не мидийское происхождение (Езд 4. 5, 24; 6. 14), что подтверждается и в Бехистунской надписи (1. 1-11). В исторических книгах ВЗ прослеживается четкая последовательность персидских царей: Кир, затем Дарий (Езд 4. 5; 6. 14); маловероятно, чтобы в Книге пророка Даниила последовательность событий была описана неверно или искажена (ср.: Дан 6. 28). Также маловероятна идентификация Дария с Киаксаром, царем мидийским, основанная на рассказе Ксенофонта в «Киропедии». Согласно ему, Астиаг, предпоследний мидийский царь, имел 2 детей - Киаксара и Мандану. Киаксар наследовал отцу, а Мандана вышла замуж за персидского царя Камбиса и родила будущего персидского царя Кира. После взятия Вавилона Кир поставил над Вавилоном в качестве вассального царя своего дядю Киаксара, получив взамен руку его дочери. После смерти Киаксара Кир воцарился над всем востоком (смотри: Рождественский). Эта гипотеза не согласуется с внебиблейскими источниками. Наиболее вероятна идентификация Дария с персидским правителем Губару (Гобрием) (аккадское Gubaru / Ugbaru; греческое Γωβρύας), упоминающимся как в вавилонских источниках, так и у греческих историков. В 535 году Кир создал единую провинцию из Месопотамии и Заречья. Губару был правителем Гутиума (вавилонское название Мидии), когда, будучи уже в преклонном возрасте (Xen. Cyrop. IV 6. 1-7), от имени Кира захватил Вавилон, был поставлен вице-регентом Месопотамии и назначал местных правителей в стране вплоть до своей смерти, последовавшей 6 месяцами позже («Летопись Набонида» - ANET, N 306-307). Его правление носило характер почти полной самостоятельности. Примечательно, что Берос (около 350-280 годов до Р.Х.) в своем списке вавилонских царей старую династию Гутиума назвал «мидийскими тиранами», что соответствует титулатуре Книги пророка Даниила. Староперсидоеск имя Дария могло быть использовано при восшествии на престол как особое тронное имя (что соответствовало обычаям того времени), которое не было зафиксировано в древних источниках из-за непродолжительного времени его правления.