Ефа мера веса. Библейская энциклопедия брокгауза

Первоначально очень хочу поблагодарить Mashenka без её сценария не родился бы наш!!!🌾

Всё, что нужно для выкупа есть тут ссылка
Около входа в подъезд жениха встречает инспектор любовной инспекции и показывает ему штраф с его фотографией и автомобиля.
И инспектор читает постановление 14.06.14 (Дата свадьбы) в 10:30 по адресу улица Окская, в сторону дома Невесты, водитель, управляя Розовым Запорожцем, государственный номер двигался со скоростью 207км/ч, чем превысил максимально допустимую скорость на 147 км/ч.
Собственником данного средства является Жених.
Признать Жениха виновным в любовном правонарушении и назначить наказание в виде получения прав на Семейную жизнь»
Жених будет отнекиваться и говорить, что ехал на лимузине и у него есть свидетели. На что инспектор должен быть не приклонен и сказать, что взнос за сокращенный экзамен на права составляет 5 тыс. руб.

Фото штрафа
1. Конкурс «Любовный Дартс»
Первый экзамен на проверку истинного желания получения прав на семейную жизнь!
Далее висит дартс, на котором написаны причины, по которым жених вступает в брак.
Подруги невесты дают один дротик. В случае неудачи продают следующую попытку, и продает отдельно еще один дротик и т.д.
Раз вы согласились, мы начнем экзамены на получение прав на семейную жизнь.

Дартс
2. Конкурс «Знаки любовного поведения»
Теперь можно и дальше продолжить наш экзамен. Чтобы понять в хорошие ли руки мы отдаем невесту, нужно убедиться, знаешь ли ты правила любовного поведения…Сможешь ли ты радовать и удивлять нашу невесту, чтобы она не грустила и всегда улыбалась?? Перед тобой знаки, объясни значения знаков, которые ты обязан соблюдать.

3. Конкурс «Тест на опьянение любовью»
На подносе лежат 4 платка с разными запахами духов.
Следующий экзамен на опьянение любовью. Должны же мы знать, в нашу ли невесту влюблен жених, а для этого ему нужно отгадать запах, которым пахнет она.
4. Конкурс «Тест на нервно-психическую устойчивость»
-Так а медицинская справка есть?
Ж: нет
-Раз нет, то я прошу пройти тест нервно-психической устойчивости. Подруга невесты дает лист, на котором без пробелов написаны ласковые обращения к даме сердца, например: ЛЮБИМАЯКРАСИВАЯНЕЖНАЯЯГОДКАДОБРАЯКИСАУМНАЯ и просит прочитать.
Читать неудобно, парень наверняка будет запинаться, но может и справиться с таким заданием, что сделает ему честь.
Если же он не сможет прочитать написанное, нужно спросить выпивал ли он? И всегда ли он так нервничает? Если он будет отнекиваться, попросить денежку на сокрытие алкогольного опьянения и нервных заболеваний.

5. Конкурс «Кто хочет стать Женихом»
Конкурс подразумевает проверку теоретических знаний жениха про невесту и ее семью в формате «Кто хочет стать Миллионером».
Смысл в следующем, чем больше правильных ответов даст Жених, тем меньше ему придется платить за невесту. Отмечать на шкале, количество правильных ответов.

6. Конкурс «Фотосалон»
Так как жених не взял с собой фото на права, то ему предлагается сфотографироваться. Жениху дают фломастер, и он начинает рисовать свое фото. Нужно срочное фото, все считают до 10.

ПРАВА
По результатам жениху вручаются права на семейную жизнь.
Я, капитан Государственной Любовной Инспекции, убедилась в том, что нашей невесте с тобой будет хорошо. И вручаю тебе права на семейную жизнь

Если новобрачные или их свидетели работают в Министерстве внутренних дел или являются ярыми автолюбителями, то будет уместно провести выкуп невесты в стиле ГИБДД. Также необходимо, чтобы у гостей было хорошее чувство юмора.

Такое стилизованное представление позволяет использовать большое количество анекдотов и стереотипов, связанных с работниками полиции. К тому же на подружках очень красиво выглядит форма. Но чтобы все прошло хорошо, необходимо предварительно составить сценарий выкупа невесты в стиле ГАИ и желательно в стихах.

Список реквизитов, идеи оформления помещения

Чтобы создать неповторимый и запоминающийся выкуп невесты в стиле ГАИ, придётся достаточно сильно постараться. Такой праздник нельзя будет сделать быстро, иначе он будет выглядеть некачественно и скучно, ведь требуется не только подготовить текст. Необходимо умение правильно его подать и наличие тематического реквизита.

Прежде всего понадобится подготовить полицейскую форму. Можно взять за основу стандартную экипировку постового или же использовать обычную синюю юбку-карандаш и голубую блузку с жакетом.

  1. Фуражки.
  2. Полосатые жезлы.
  3. Бутафорские радары.
  4. Свистки.
  5. Дротики для дартса и самодельная доска.
  6. 2–3 листа плотной бумаги, лучше всего купить специальную – для черчения. Подойдёт размер А0 (84 см на 119 см).
  7. Распечатанные на цветном принтере знаки дорожного движения, по два экземпляра. Подобранные так, чтобы соответствовать тематике праздника. Некоторые символы могут быть переработаны и дополнены.
  8. Бутафорские водительские права и удостоверения представителей ДПС.
  9. Плотная повязка для завязывания глаз.
  10. 5–10 метров яркой бечёвки.
  11. Игрушечный руль.
  12. Муляж радара, ручной или на треноге.
  13. Деревянные палки по 1,5 метра длиной.
  14. Белый халат и шапочка врача.
  15. Сигнальная лента (в красно-белую полоску).
  16. 10 детских машинок примерно одного размера.
  17. Распечатанные следы, желательно делать их цветными.

До того, как приедет жених с друзьями, необходимо облагородить место проведения выкупа. Чаще всего он начинается задолго до квартиры родителей невесты.

Если они живут на 1–2 этаже, то ведущие и гости ждут мужчин в начале или середине двора. Но когда квартира находится высоко, можно остановить свой выбор на придомовой территории.


Когда решили, сколько будет конкурсов и где жених встретит «инспекторов», то начинают украшать место события. Для этого на палки прикрепляют распечатанные дорожные знаки и расставляют их в хаотичном порядке по всему участку. Также следует огородить место проведения сигнальной лентой.

Если основное действо будет происходить на пролётах лестницы, то основные украшения можно оставить для внутреннего убранства подъезда. Благодаря этому можно не искать деревянные палки для создания знаков. В подъезде можно обмотать перила сигнальной лентой, по стенам развесить дорожные знаки, «памятки водителю». Если подружки невесты желают, то могут дополнить оформление лестницы с помощью белых и синих воздушных шаров.

Важно только соблюдать умеренность, и лучше всего использовать шарики, наполненные гелием, чтобы они стремились вверх, а не уныло свисали. Очень интересно выглядит, когда вместо удерживающей нитки используют сигнальную ленту.

Готовый сценарий

Несмотря на то, что большое внимание уделяется оформлению зоны, где будет проходить общение с женихом, самой важной составляющей являются конкурсы.


Поэтому необходимо решить, когда и в какой последовательности проводить испытания для мужчины и его друзей, что требует тщательной подготовки и проработки сценария.

Если же нет желания, возможности или уверенности в своём умении создавать забавные сюжетные линии, то можно использовать готовые постановки. В них необходимо только выучить свои реплики и подготовить перечисленный реквизит.

Подружки невесты надевают подготовленную форму или её имитацию и пытаются решить, где жених должен будет остановить свадебный кортеж. Это нужно сделать для того, чтобы эффектно его «остановить» с помощью полосатого жезла.

Первая подружка: Здравия желаю, инспектор ГАИ, капитан (фамилия). Вы нарушили скоростной режим. По каким причинам? Зачем торопимся? Показывают показания радара и обращают внимание на специальный знак, на котором написано «В любви нельзя спешить». Первый конкурс – проверка на трезвость.


Вторая подружка: А может быть, он нетрезвый? Ну-ка, пройдите-ка по прямой! На земле раскатывают 5–10 м бечёвки, после чего завязывают жениху глаза. Пока он начинает свой путь, один из инспекторов или их ассистент аккуратно заворачивает верёвку.

Желательно это делать на половине или последней трети отрезка. Из-за такого мужчина, доходя до поворота, может остановиться или же продолжить движение, не поняв, что что-то не так. В любом случае он не проходит испытание и должен заплатить штраф.

Первая подружка: Нарушение! Такое поведение угрожает лишением прав! Предъявите-ка разрешение на управление семейной жизнью! На этом месте жених может начать отрицать или же пытаться что-то придумать.


Вторая подруга: Ну, раз нет разрешения – придётся получать! Но для начала нужно сдать экзамены и доказать свои знания о семейной жизни. Я, конечно, могу вам посодействовать в их прохождении, но сами понимаете – нужна мотивация (характерное движение пальцами).

В этот момент жених предлагает взятку. Первый конкурс – острота зрения: жениху дают дротик от дартса, предлагают попасть в нарисованную мишень с шуточными причинами женитьбы и только в середину «по любви». Если мужчина не попадает или его не устраивает результат, то он может купить ещё дротик.

Второй конкурс – знание знаков семейной жизни.

Первая подруга: А расскажите нам о том, что означают эти знаки в семейной жизни. Жених должен выдвинуть предположение о значении развешенных картинок. При этом чем смешнее будет ответ, тем лучше.

Если мужчина затрудняется описать рисунок, то ему придётся платить штраф. Но для таких ситуаций важно, чтобы подружки сами знали примерное значение изображений.

Третий конкурс – медицинский осмотр. Он состоит из двух частей. Третья подруга (в костюме врача): Есть ли у вас медицинские справки о вашей пригодности к семейной жизни. Нет? А что же могут сказать ваши сопровождающие о вашем душевном состоянии? Дружки должны перечислить наибольшее количество положительных качеств жениха. При этом допустимо его расхваливать.

Если описание будет бледным – то придётся платить штраф «в кармашек», доктору.

Третья подруга: Ну что же, вы прошли испытание. Теперь докажите что у вас хорошая память. На этом этапе достают стопку лечебных бланков, которые отличаются только датами.


Жених должен ответить, что происходило необычного. Дни выбирают важные для будущей семьи, такие как день рожденья невесты, дата знакомства, первое свидание, подача заявления в ЗАГС и т. д. За каждое неотгаданное число необходимо заплатить штраф.

Четвёртый конкурс – точность вождения. Первая подруга: Вы прошли медкомиссию, теперь необходимо подтвердить точность вождения. Жениху выдают игрушечный руль, за его плечи берутся дружки, и он должен провести их «автомобиль» по проложенному маршруту. Для этого используют цветные следы, приклеенные к полу.

Пятый конкурс – умение парковаться.

Вторая подруга: Ну что же, теперь осталось совсем немного, вам необходимо доказать умение парковаться. Жениху вручают машинку на ниточке, и он должен её провести мимо других детских автомобилей и остановить на отмеченном месте. За каждую задетую игрушку требуется заплатить штраф.

Шестой конкурс – технический осмотр. Вторая подруга: Осталось последнее испытание для получения прав на семейную жизнь. Ответь – что ты несёшь возлюбленной. Жених показывает букет. Вторая подруга: И что это всё? Почему так скупо? Что ты ещё можешь предложить?

Жениха не пропускают к невесте, пока он не покажет кольца. Первая подруга: Ну что же, вы прошли все испытания. Я торжественно вручаю вам права на вашу семейную жизнь.

Необходимо хорошо распределить роли между ведущими конкурсов. Первая должна быть строгой и требовательной, а вторая плутоватой и находчивой.

Взятки желательно давать последней, а уже она будет уговаривать свою суровую коллегу.

Очень веселый выкуп невесты в стиле ГАИ:

Выкуп невесты в стиле ГАИ - довольно необычный способ проведения обязательной части свадебного дня. Но даже у такой далёкой от бракосочетания сферы, есть множество зацепок для проведения конкурсов. А какие вы можете придумать ситуации, связанные с ГИБДД и подходящие для испытаний жениха?


Древне-еврейские меры длины, веса, объема

Единицы длины:

Тефах - примерно 9,336см;
сит - 18,672см;
зерет - 28 см;
ама (локоть) - 56,02 см;
канэ - 3,36 м;
хевель - 28,10 м;
рис, или эстада - 149,38 м;
миль - 1,12км;
парса - 4,48км;
дерех иом (дневной переход) - 44,81 км.

Единицы площади:

Бейт рова - 32,6 м2;
бейт кав - 130,7 м2;
бейт сеа - 784,3 м2;
бейт сеатаим - 1568,6 м2;
бейт летех - 11629,6 м2;
бейт кур - 23529,2 м2.

Единицы веса :

гера (маа) - 0,5975 г
зуз - 3,585 г;
шекель - 7,17 г;
шекель га-пкудим - 1,195 г;
шекель га-кодеш (села) - 14,34 г;
тертимер - 179 г.;
манэ итальки (итальянская мера) - 358,5 г;
манэ кодеш - 573,6 г;
кикар - 21,510кг.

Единицы объема и емкости:

Бейца (яйцо) - 91,6 см3;
рвиит (четверть) - 137,3 см3;
тейман - 274,7 см3;
лог - 549,4 см3 ;
кав - 2197,6 см3;
омер - 3955,3 см3;
гин - 6592,8 см3;
таркав - 6592,8 см3;
сеа -13184,4 см3;
эфа - 39553,3 см3;
летех - 197766,6см3;
кур - 395533,2 см3.

Согласно Мишне, 2000 локтей составляют границы Субботы, то есть максимальное расстояние, на которое можно удаляться в Субботу от своего поселения, не нарушая святости Субботы.

МЕРЫ длины, площади, объема и веса,
упоминаемые в русском тесте Библии.

Приводятся наиболее вероятные и округленные их величины.

Меры длины:

перст 2 см,
ладонь 8 см,
пядь 25 см,
локоть 50 см,
локоть с ладонью: 52,5 см (Иез 40,5; ср. 2 Пар 3,3)
1 локоть = 2 пяди = 6 ладоней = 24 пальца;
* Употребление двенадцатиричной системы счисления указывает на родство др.-евр. системы мер с шумеро-аккад.
сажень 2 м,
трость 3 м,
стадия 200 м,
субботний путь 1-1,5 км; 2000 локтей (мера установлена на основании расстояния, отделявшего ковчег завета от стана израильтян в пустыне /Ис Нав 3,4/, а также на основании протяженности полей, примыкавших к левитским городам /Чис 35,5/),
поприще (в Мф 5,41) 1,478 км,
дневной путь 20-40 км

Возможно также, что упоминаемые в Библии такие меры как "шаг", "вержение камня" (т.е. расстояние, к-рое пролетает брошенный камень), "выстрел из лука" (расстояние, преодолеваемое пущенной из лука стрелой); "день пути", "некоторое расстояние", "не доходя несколько", "небольшое пространство земли" (евр. киврат-эрец, "мера земли", соотв. Быт 35,16; 48,7; 4 Цар 5,19) обозначают вполне определенное, но неизвестное нам расстояния.

Меры площади:
поле, участок - земельный участок, площадь которого можно было обработать с помощью пары волов в течение дня.

Меры объема:

1) сыпучих тел:

хомер (соответствует месопотамскому имер - "ослиный вьюк") 220 л
кор 220 л
бат, лефа 22 л

Ефа по Иосифу Флавию, соответствовала примерно 36 л, по данным археологии ок. 22 л,
сата 8 л,
каб 1,3 л,
хомер = кор = 10 еф (бат) = 30 сат = 180 каб
горсть = 0,25 каба, ок. 0,5 л
гомор = 0,1 ефы, ок. 2,2 л
сосуд (в Мф 5,15; Мк 4,1; Лк 11,33) - модиус (хлебная мера, равная прим. 8,75 л) мера в рус. тексте м.б. переводом слова ефа (Ам 8,5; Мих 6:10), а также сат (1Цар 25:18; 4Цар 7,1).
хиникс- 1,1 л;

2) меры жидкостей:

лог 0,3 л
фунт 0,5 л
каб 1,3 л
гин 4 л
бат, ефа 24 л
кор, хомер 240 л
бат = 0,1 хомера, ок. 22 л
ефа = бат, ок. 22 л.
гин = 1/6 бата, ок. 3,66 л.
лог = 1/12 гина
1 хомер = 10 батам = 60 гинам = 720 логам;
мера в Ин 2,6 - греч. метретес (букв. "измеряющий").

В Древней Греции большие сосуды определ. формы служили эталонами при измерении жидкостей. Такой измерит. сосуд вмещал ок. 39,5 л. Если упомянутые в Ин 2,6 каменные водоносы содержали в среднем по 2 меры, соотв. упомянутым выше, т.е. порядка 80 л, то вместимость всех водоносов была около 480 л.

Меры веса:
талант (евр. кикар, "круг", "круглый кусок металла") = 3000 сиклей,
1 талант: 33,510 кг - 36,600 кг;
мина (евр. мане, мана, "часть", "доля") = 50 сиклей, 558,5 г - 610 г;
сикль (евр. шекель, "вес"); в разное время вес сикля = 11,17 - 12,2 г
полсикля (евр. бека "отрубленная") = 1/2 сикля, 5,59 г - 6,1 г;
гера (евр. "зерно") = 1/20 сикля, 0,92 г - 1,01 г.;
литра (греч.) = фунт (римский) = 327,45 (или 314) г.

Римская миля – 1,48 км.
Олокоттин был равен половине номисы (солида), золотой монеты в 4,55 гр.
Стиохе, мера площади (поля), около 0,2 га
Либр - Греческое название римского фунта (libra = 327,45 г.)
Масьюна (от лат. mancsio - привал, ночлег) - сирийская мера пути. Если допустить, что она эквивалентна упомянутому в Книге Чисел (11:31) "дневному пути", равному 44,5 км. (ЕЭ, XI, 428), то указанное в апокрифе расстояние от Кесарии Палестинской до Карфагена будет весьма близким к реальности.

1) Весы. Единицей библейского веса считался сикль, шекель — «вес»; сикль подразделялся на две беки или полусикля (Исх. 30:13; Лев. 27:25; Числ. 18:16), а впоследствии и на трети (Неем. 10:32) и на четверти (1 Цар. 9:8). В беке считалось десять гер, так что двадцать гер составляли полный, так называемый священный сикль. Кроме этих мелких единиц веса были в употреблении и сложные высшие единица веса. Это так называемая мина, состоявшая из 60 сиклей (Иезек. 14:12); 60 мин, в свою очередь, составляли талант — высшую единицу веса (Исх. 38:24, 26). Талант называется по-еврейски киккар, т.е. круглый, так как самая гиря имела, вероятно, круглую форму. В нем было 3 600 сиклей.

Гири сначала были каменные, и чтобы постоянно иметь узаконенную систему веса, Моисей установил при скинии правильные весы, с которыми народ должен был сверять свои весы и гири и прибегать к ним в случае возникновения каких-либо споров. Вес этот назывался священным (сикль священный — Исх. 30:13; Лев. 27:25). Эти весы и гири впоследствии были перенесены в храм и поручены охране священников (1 Пар. 23:29). Неизвестно собственно, какую форму имели эти гири. У ассириян и египтян они имели форму различных животных (львов, волов и пр.), как это видно из различных изображений, сохранившихся на памятниках. При обыденных торговых сделках продавец и покупатель обыкновенно пользовались своими собственными весами, которые постоянно носились за поясом или в особой сумке, причем бывали случаи и обмана, посредством фальшивых гирь (против чего и направлено особое постановление закона — Второз. 25:13).

Для определения библейского веса у нас имеются данные лишь из времени Маккавеев, именно серебряные сикли; но можно предполагать, что они того же веса, какой установлен был при Моисее. В таком случае библейскую систему веса можно представить в следующей таблице:

1 гера 15,86 долей.
10 1 бека 1 зол. 65,20 д.
20 2 1 сикль 3 зол. 34,40 д.
1 200 120 60 1 мина 2 ф. 9 з. 48 д.
72 000 7 200 3 600 60 1 талант 3 п. 5 ф. 90 з.

Но такой вес был только для серебра, как наиболее ходячего и употребительного металла. Для золота вес этот несколько видоизменялся и был больше, как это можно видеть из следующей таблицы:

При помощи этих таблиц можно сделать вычисление для перевода на наш вес всех встречающихся в Библейской истории весовых единиц. Так, слуга Авраама Елеазар подарил невесте Исаака Ревекке при первой встрече с нею «золотую серьгу весом полсикля и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота». Это значит: серьга весила 2 зол. 3 доли, запястья — 40 зол. и 60 долей.

2) Деньги. Денег в смысле чеканной монеты у израильтян не было до позднейшего времени, именно периода Маккавеев. Купля-продажа большею частью производилась чрез обмен самых предметов, хотя уже рано некоторые предметы, особенно домашние животные, получили значение своего рода меновой монеты, так что стоимость известной вещи определялась известным количеством телят, овец, козлят и так далее. Но вместе с тем, ценность этих предметов скоро была переведена на драгоценные металлы, которые и стали употребляться в качестве денег, хотя и не имели еще определенной монетной стоимости, которая определялась единственно по весу. Куски серебра или золота, ходившие в виде простых слитков, колец, различных фигур, имели известный вес и по нему не только определялась их стоимость, но и придавалось им самое название. Если кусок весил талант, мину или сикль, то и назывался талантом, миной или сиклем и так далее, так что монетная система первоначально вполне соответствовала системе весовой, как она определена выше. Сикль (или сребреник) в этом смысле упоминается уже в книге Быт. 20:16, причем есть указания и на подразделение его на беки или полусикли и на геры, которых было 20 в сикле (Исх. 30:13). Из крупных денежных единиц в Исх. 37:24 ст. упоминается талант. Но слитки драгоценных металлов не имели точного, установившегося веса, а следовательно и ценности, и потому для определения их ценности приходилось часто прибегать к весам, как это было и в Египте, где на памятниках можно часто видеть изображение взвешивания слитков. В некоторых местах упоминается особая монета, так называемая кесита (Иаков купил часть поля за сто «монет», кесита — Быт. 33:19 и др.) Что, собственно, разумеется под этим названием — неизвестно; но судя по тому, что у 70 греческих толковников и в Вульгате слово это переведено словом «ягненок», можно думать, что это были такого рода слитки, которые имели форму ягненка и ходили по известной определенной цене, имея определенный вес.

Библейскую денежную систему можно выразить таким образом в соответствующей весу таблице, из которой вместе видно будет, что в этой системе сделаны некоторые отступления от весовой системы. Но чтобы определить ценность того или другого веса металла и, прежде всего, серебра, мы за норму берем русский серебряный рубль. В нем значится 4 золотника 21 доля чистого серебра. Так как на одну копейку приходится 4,05 долей серебра, то, следовательно, 1 гера серебра будет равняться 3,91 коп. Для круглоты вычисления мы полагаем ценность геры в 4 коп. и тогда вся денежная система выразится в следующей таблице:

1 гера 4 коп.
10 1 бека 40 коп.
20 2 1 сикль 80 коп.
1200 120 60 1 мина 48 руб.
60 000 6 000 3 000 50 1 талант 2 400 руб.

Чтобы составить подобную же таблицу для золота, нужно принять во внимание сравнительную стоимость этих металлов в библейское время. По наиболее тщательному исследованию оказывается, что в древности в западной Азии золото было в 13 раз дороже серебра (в Афинах в 12, а в настоящее время в 16).

Рассчитывая по этой норме, мы получим следующую таблицу золотой монеты:

После плена Вавилонского между иудеями вошли в употребление персидские червонцы, так называемые дарики, с изображением на лицевой стороне царя с копьем в правой и луком в левой руке и на обороте — неправильного четырехугольника. Эти дарики, или по-еврейски даркмоны, стали впоследствии известны под названием драхм (1 Ездр. 2:69 и пр.). Ценность их неизвестна, но приблизительно определяется в 6 рублей 25 коп., следовательно, равнялась золотому полусиклю.

При Маккавеях впервые появляется чеканная монета. Именно Симон Маккавей получил в 140 г. до Р.Х. от сирийского царя Антиоха VII право чеканить монету (1 Макк. 15:6) и от этого времени до нас дошло много монет, которые можно видеть в музеях. На лицевой стороне маккавейских сиклей значится: «Сикль (или полусикль) Израильский», а на обороте: «Иерусалим святой». При римлянах также чеканились сикли, на которых с лицевой стороны выбивалось изображение того или другого римского императора, а на обороте — женщина под деревом с надписью по сторонам: Judaea capta (Плененная Иудея).

Меры длины в Ветхом завете

Локоть (евр. амма; Быт 6:15 и др.) - основная мера длины в Библии.

Пядь (евр. зерет; Исх 28:16; 39:9; 1 Цар 17:4; Иез 43:13).

Ладонь (евр. тофах или тефах; Исх 25:25 и др.).

Палец (евр. эцба; синод. «перст»; Иер 52:21). Наименьшая мера длины в Библии.

1 локоть = 2 пяди = 6 ладоней = 24 пальца

1 пядь = пол-локтя = 3 ладони = 12 пальцев

Меры длины были приблизительными. В среднем локоть составлял 44-45 см, пядь - около 22 см, ладонь - около 7,5 см, палец - чуть меньше 2 см.

В книге Иезекииля (40:5; 43:13) в качестве меры длины упомянут локоть, отличный от обычного, - равный «локтю и ладони».

В Суд 3:16 говорится о кинжале длиной в гомед (синод. «локоть»). Более гомед в Библии не упоминается. Судя по контексту, гомед был короче локтя.

Меры площади в Ветхом завете

Цемед («парная упряжка») - участок земли, который можно вспахать за день на парной упряжке волов. Аналогичная римская мера площади - югер - составляла 1/4 гектара. Цемед упомянут в 1 Цар 14:14 и в Ис 5:10 (в Ис 5:10 в Синодальном переводе сказано просто «участок»).

На древнем Ближнем Востоке площадь поля нередко обозначалась количеством зерна, необходимого для того, чтобы его засеять. По-видимому, именно так измеряется площадь поля в Лев 27:16 (но есть и другое предположение: что речь идет о количестве зерна, которое можно собрать с поля в качестве урожая).

Меры объема сыпучих тел

Хомер (Лев 27:16; Числ 11:32; Ис 5:10; Иез 45:11, 13, 14 и Ос 3:2). Видимо, изначальный смысл этого слова - «поклажа одного осла». Равен 10 эфам.

Летех (синод. «полхомера»; только в Ос 3:2). Предположительно - половина хомера, т. е. 5 эф.

Эфа (синод. «ефа»; Исх 16:36 и др.). Основная мера объема сыпучих тел в Ветхом Завете.

Сеа (синод. «сата» или «мера»; Быт 18:6; 1 Цар 25:18; 3 Цар 18:32; 4 Цар 7:1, 16 и 18). Предположительно, равна 1/3 эфы.

Иссарон (Исх 29:40 и др.). Десятая часть эфы (так и в Синодальном переводе).

Омер (синод. «гомор»; только в Исх 16). Возможно, это объем зерна, получаемый при обмолоте одного снопа. Равен 1/10 эфы.

Кав (синод. «каб»; только в 4 Цар 6:25). Предположительно - 1/18 эфы.

Меры объема жидкостей

Бат (3 Цар 7:26 и др.).

Хин (синод. «гин»; Исх 29:40 и др.). Предположительно - 1/6 бата.

Лог (только в Лев 14). Предположительно - 1/72 бата.

Кор служил мерой объема как сыпучих тел (3 Цар 4:22; 5:11; 2 Пар 2:10; 27:5; Езд 7:22), так и жидкостей (3 Цар 5:11; Иез 45:14). Предположительно, кор равнялся хомеру.

В Иез 45:11 бат приравнен к эфе. Таким образом, получается единая система мер для сыпучих тел и жидкостей:

хомер = кор = 10 эф (батов);

эфа = бат = 1/10 хомера;

хин = 1/6 бата (эфы) = 1/60 хомера.

Судя по «Еврейским древностям» Иосифа Флавия, в его время (конец I в. н. э.) бат (как и эфа) примерно равнялся 39 л. Однако предполагают, что ранее, особенно в допленный период, значение этих мер объема было меньше (20-30 л или даже 10-20 л).

Меры веса в Ветхом завете

В эпоху Ветхого Завета в Сирии и Палестине основными мерами веса были талант (евр. киккар ) и сикль (евр. шекель ):

талант = 3000 сиклей (см. Исх 38:25-26).

Еще одна единица веса, мина (евр. мане; 3 Цар 10:17; Езд 2:69; Неем 7:71-72 и Иез 45:12), заимствована, по-видимому, из Вавилона, где была другая система мер веса:

талант = 60 мин = 3600 сиклей;

мина = 1/60 таланта = 60 сиклей;

сикль = 1/60 мины = 1/3600 таланта.

Из единиц веса, меньших сикля, в Ветхом Завете упомянуты бека (синод. «полсикля»; Быт 24:22 и Исх 38:26) и гера (Исх 30:13; Лев 27:25; Числ 3:47; 18:16 и Иез 45:12):

бека = 1/2 сикля;

гера = 1/20 сикля.

Меры веса варьировались от страны к стране и от эпохи к эпохе. Вавилонский талант ок. 30 кг, вавилонская мина - ок. 500 г, вавилонский сикль - ок. 8,3 г.

Найденные в Иудее гирьки VIII-VII вв. до н. э. свидетельствуют о существовании в ту пору следующих единиц веса: сикль (шекель) - ок. 11,5 г, бека - ок. 6 г, нецеф (в Библии не упоминается) - немного менее 10 г, пим (упоминается единственный раз в 1 Цар 13:21, но в Синодальном переводе это упоминание опущено) - чуть менее 8 г.

В Быт 33:19; Нав 24:32 и Иов 42:11 упомянута кесита (синод. «кесита» или «монета»). Возможно, это единица веса. Впрочем, Септуагинта (древний греческий перевод Ветхого Завета) передает это слово как «овца».

Меры длины в Новом Завете

Греческие меры длины

Палец (греч. дактюлос; в Библии не упоминается) - ок. 1,85 см.

Ладонь (греч. палайсте; в Библии не упоминается) = 4 пальца - ок. 7,4 см.

Фут (греч. пус; в Библии не упоминается) - ок. 29,6 cм.

Локоть (греч. пехюс; Мф 6:27; Лк 12:25; Ин 21:8 и Откр 21:17) = 6 ла-
доней = 24 пальца - ок. 44,4 см.
Cажень (греч. оргюя; Деян 27:28) = 4 локтя = 6 футов - ок. 179 cм.

Плетр (греч. плетрон; в Библии не упоминается) = 100 футов - ок. 29,6 м.

Стадия (греч. стадион; Лк 24:13; Ин 6:19; 11:18; Откр 14:20; 21:16) = 100 саженей = 6 плетров - ок. 179 м.

Некоторые из этих мер (палец, ладонь, локоть) не отличались от ближневосточных.

Римские меры длины

Пасс (лат. passus, «двойной шаг»; в Библии не упоминается) - ок. 1,48 м.

Миля (лат. mille passuum; греч. милион; синод. «поприще»; Мф 5:41) = 1000 пассов - ок. 1480 м.

Меры объёма в Новом Завете

Греческие меры объема сыпучих тел

Медимн (греч. медимнос; в Библии не упоминается) - ок. 52,5 л.

Хиникс (греч. хойникс; Откр 6:6) = 1/48 медимна - ок. 1,1 л.

Греческие меры объема жидкостей

Метрет (греч. метретес; синод. «мера»; Ин 2:6) - ок. 39,4 л.

Хой (греч. хоос; в Библии не упоминается) = 1/12 метрета - ок. 3,28 л.

Котила (греч. котюле; употреблялась и как мера объема сыпучих тел; в Библии не упоминается) = 1/144 метрета - ок. 0,27 л.

Римские меры объема в Новом Завете не упоминаются.

Меры веса в Новом Завете

Греческие меры веса

Талант (греч. талантон) = 60 мин = 6000 драхм - ок. 26 кг.

Мина (греч. мна) = 1/60 таланта = 100 драхм - ок. 435 г.

Драхма (греч. драхме) = 1/100 мины = 1/6000 таланта - ок. 4,35 г.

И талант, и мина, и драхма встречаются в Новом Завете - но не как меры веса, а как денежные единицы (цена соответствующего количества серебра). С началом чеканки монет слово драхма стало обозначать в греческом языке также и серебряную монету весом в одну драхму (см. раздел «Монеты»).

Римские меры веса

Фунт (лат. libra; греч. литра; синод. «фунт» или «литра»; Ин 12:3; 19:39) = 12 унций - ок. 327 г.

Унция (лат. uncia; в Библии не упоминается) - ок. 27 г.

Монеты

Персидские монеты

Персидские цари чеканили золотые дарики весом около 8,3 г. Под евр. адарконим (Езд 8:27 и 1 Пар 29:7) и, возможно, также под даркемоним (Езд 2:69 и Неем 7:70-72) имеются в виду персидские дарики (в Синодальном переводе в этих местах - «драхмы»).

Греческие монеты

С начала V в. до н. э. по всему Средиземноморью расходятся греческие серебряные монеты: драхмы (Лк 15:8-9), дидрахмы (монеты достоинством в две драхмы) и тетрадрахмы (монеты достоинством в четыре драхмы). Афинские тетрадрахмы весили около 17,5 г.

Эллинистические правители, начиная с Александра Македонского, чеканили статеры - монеты из золота или электра (сплава золота с серебром) весом в две драхмы. Позднее статеры чеканились также и из серебра.

Мелкой монетой служил обол (греч. оболос; 1/6 драхмы). Сперва обол чеканили из серебра, впоследствии - из меди. Самая мелкая монета называлась халк (греч. халкус - «медяшка»; 1/8 обола).

Римские монеты

Денарий (лат. denarius; греч. денарион; синод. «динарий»; Мф 18:28 и др.) - серебряная монета, примерно равная по стоимости греческой драхме.

Сестерций (лат. sestertius; в Библии не упоминается) = 1/4 денария. Первоначально сестерций чеканился из серебра, а в эпоху Нового Завета - из меди.

Асс (лат. as; греч. ассарион; синод. «ассарий»; Мф 10:29 и Лк 12:6) первоначально равнялся 1/10 денария, а в эпоху Нового Завета - 1/16 денария. Медная монета.

Квадрант (лат. quadrans; греч. кодрантес; синод. «кодрант»; Мф 5:26 и Мк 12:42) = 1/4 асса. Мелкая медная монета (весом около 1 г).

Право чеканки серебряных монет давалось в римском государстве лишь крупным городам. Медные монеты чеканились шире (в частности, и в Иудее).

Монеты городов восточного Средиземноморья

Монеты Тира и Сидона следовали греческим стандартам. Тирский серебряный сикль (шекель) соответствовал греческой тетрадрахме. Согласно позднейшим свидетельствам, иудеи платили подать на иерусалимский Храм тирскими монетами. Статер (синод. «статир»), упомянутый в Мф 17:27, - это, по-видимому, тирский сикль, а дидрахма в Мф 17:24 - тирская монета в полсикля. Под «сребрениками», которые получил Иуда, также, скорее всего, имеются в виду тирские сикли.

Самая мелкая монета, упомянутая в Новом Завете, называется лепта (греч. лептон - «мелочь»; синод. «лепта» или «полушка»; Мк 12:42; Лк 12:59 и 21:2). Про нее говорится, что она равна половине квадранта.

Пересчет древних денежных единиц в современные очень условен. Точкой отсчета может служить то, что средняя плата поденщика в начале н. э. составляла один денарий в день.

Еврейские монеты

Самые древние еврейские монеты (с надписью «Иудея») датируются первой половиной IV в. до н. э. Эти монеты - серебряные. Затем чеканка монет в Иудее прекратилась и возобновилась лишь в конце II в. до н. э., при Хасмонеях.

Иудейские правители из династий Хасмонеев и Иродов, а также сменившие их римские наместники Иудеи чеканили только мелкие медные монеты. Во время войны с Римом (66-73 гг. н. э.) еврейские повстанцы выпускали собственные серебряные монеты. Это было знаком независимости и открытым вызовом империи; по понятным причинам чеканка этих монет длилась недолго.

Еврейский календарь

Еврейский календарь - лунный: появление на небе серпа новой луны означает начало нового месяца. Промежуток между новолуниями приблизительно равен 29 1/2 суткам, и поэтому еврейский месяц длится 29 или 30 дней.

Двенадцать таких месяцев составляют 354 дня (согласно традиционному еврейскому календарю, год может длиться 353, 354 или 355 дней). Чтобы лунный календарь не слишком расходился с солнечным годом (чтобы весенние месяцы приходились на весну, летние - на лето и т. д.), время от времени - примерно раз в три года - последний месяц еврейского календаря повторяется: после него вставляется еще один месяц, с тем же названием - адар. Такой «високосный» год может длиться 383, 384 или 385 дней.

Таким образом, одно и то же число по еврейскому календарю в разные годы приходится на разные числа нашего, солнечного календаря. В приведенной ниже таблице показано, на какие месяцы нашего календаря приходится тот или иной еврейский месяц.

В Исх 12:2 предписано начинать новый год весной - с месяца авив, который позже получил название нисан. Однако издревле существовала и другая традиция - начинать новый год осенью, когда соберут урожай (она отражена в Исх 23:16 и 34:22, где сказано, что праздник собирания плодов совершается «в конце года»). Именно эта традиция восторжествовала в позднейшем иудаизме: Новым годом (евр. Рош ха-Шана) считается 1-е число осеннего месяца тишри (в Ветхом Завете на этот день приходится «праздник труб»).

Праздники

В Исх 23:14-17 и Исх 34:18-24, а также во Втор 16 перечислены три главных праздника древнего Израиля.

(1) Праздник опресноков (т. е. пресных хлебов, евр. маццот). В Исх 12-13 он связан с праздником Пасхи (евр. Песах): оба праздника служат напоминанием об уходе израильтян из Египта. Во Втор 16:1-8 праздник опресноков и Пасха слиты воедино.

(2) Праздник жатвы первых плодов. В Исх 34:22 он называется также праздником седмиц (т. е. недель; евр. Шавуот), во Втор 16:9-12 - только «праздником седмиц». В Новом Завете этот праздник называется Пятидесятницей (Деян 2:1; 20:16 и 1 Кор 16:8).

(3) Осенний праздник собирания плодов. Во Втор 16:13-15 он называется праздником кущей (т. е. шалашей; евр. Суккот).

Наиболее полный обрядовый календарь древнего Израиля содержится в Лев 23 и Числ 28-29. Помимо трех главных праздников (Пасхи/опресноков, седмиц и кущей) он включает субботы, новомесячия (первый день каждого месяца), праздник труб (первый день седьмого месяца) и день очищения (евр. Йом киппурим; см. также 16-ю главу книги Левит). Кроме того, в Лев 23:10-13 описан обряд возношения первого снопа (именно от этого дня отсчитывают семь недель до праздника седмиц).

В Числ 9:10-12 дано предписание о второй Пасхе - для тех, кто не смог совершить первую.

Позднее еврейский календарь пополнился постом в память о разрушении Храма, праздником Пурим (в память о спасении евреев от Амана; Есф 9:17-32) и праздником Ханукка (в память об очищении иерусалимского Храма при Иуде Маккавее; 2 Мак 10:1-8; в Ин 10:22 - «праздник обновления»).

К первым векам н. э. еврейский календарь в основных чертах приобрел свой теперешний вид.

Названия месяцев

В Библии мы встречаем три системы обозначения месяцев.

(1) Чаще всего месяцы называются просто по их порядковым номерам (первый - весенний месяц авив/нисан).

(2) При описании строительства Соломонова храма используются ханаанейские названия: зив (синод. «Зиф»; 3 Цар 6:1, 37), этаним (синод. «Афаним»; 3 Цар 8:2) и бул (3 Цар 6:38). Возможно, название месяца авив (Исх 13:4; 23:15; 34:18 и Втор 16:1) - тоже ханаанейского происхождения.

(3) В поздних книгах Ветхого Завета используются вавилонские названия: нисан (Неем 2:1 и Есф 3:7), сиван (Есф 8:9), элул (синод. «Елул»; Неем 6:15), кислев (синод. «Кислев» или «Хаслев»; Неем 1:1 и Зах 7:1), тевет (синод. «Тебеф»; Есф 2:16), шеват (Зах 1:7) и адар (Езд 6:15; Есф 3:7,13; 8:12; 9:1,15,17,19 и 21). Именно вавилонские названия месяцев закрепились в еврейской традиции.

Сутки, деление дня и ночи

При определении срока субботы и прочих праздников сутки у евреев считаются от одного захода солнца до другого. Таким образом, субботний покой начинается на закате в пятницу и заканчивается на закате в субботу. День очищения - это десятый день седьмого месяца (Лев 16:29; Числ 29:7), но начинается он вечером девятого числа (Лев 23:32).

День (от рассвета до заката) делится в Библии, согласно вавилонскому обычаю, на 12 частей («часов»). Однако при отсутствии инструментов для точного определения времени такое деление оказывалось слишком дробным. В Новом Завете используется следующее (приблизительное) деление дня:

третий час - середина утра;

шестой час - полдень;

девятый час - середина вечера;

двенадцатый час - закат.