Франция в средние века. Положение в Европе

Первой династией, царствовавшей во франкском королевстве до середины VII в., были Меровинги . При них франки расширили пределы своего государства на восток, подчинив своей власти некоторые соседние германские племена, но зато королевство само часто делилось, и между отдельными его частями велись ожесточенные войны.

Средневековая Франция

В эту эпоху в государстве франков совершилось взаимодействие и смешение римских и германских начал быта, и постепенно происходило слияние пришельцев и туземцев в новую романскую народность, будущих французов. На почве Галлии франкские короли сделались наследниками власти и громадных земельных богатств римских императоров , но из-за системы вознаграждения за службу раздачею земель, Меровинги ослабили королевскую власть.

Этим воспользовались так называемые майордомы , которые сделались настоящими правителями государства. Один из таких майордомов, Пипин Короткий , в 752 г. провозгласил себя королем и тем положил начало новой династии, известной под названием Каролингов (от имени сына Пипина – Карла Великого).

Из этого положения королевская власть во Франции стала выходить в начале XII в. Ей помогали в её усилении, с одной стороны, духовенство, с другой – города , восставшие против своих сеньоров. Главною своею задачею Капетинги XII и XIII вв. ставили присоединение к своей области новых и новых владений и возвышение королевской власти над феодальным миром путем создания новых учреждений (бальи, прево, сенешали, королевский совет, парламент и т. д.). В XIII в. весьма деятельную поддержку своим стремлениям они нашли в легистах, как называли юристов, изучавших римское право и проводивших в жизнь его принципы. Правда, в начале XIV в. во Франции возникло сословно-представительное учреждение (генеральные штаты), которое делало попытки прочным образом ограничить королевскую власть, но постоянные раздоры между представленными на генеральных штатах сословиями препятствовали им в этом стремлении, тем более, что короли в своей борьбе с феодализмом пользовались сочувствием и поддержкою народной массы.

Политическая история Франции в конце средних веков была в сущности историей усиления королевской власти. В 1328 г. прекратилась династия Капетингов, и у новой династии (Валуа ) престол стали оспаривать английские короли, вследствие чего между Францией и Англией возникла война , продолжавшаяся около ста лет и сопровождавшаяся внутренними смутами.

Лишь в середине XV в. французам удалось освободить свою территорию от англичан, и с этого момента опять возобновился процесс усиления королевской власти. Генеральные штаты в середине XV в. сами подписали свой смертный приговор, согласившись на постоянный налог для содержания королевской армии . Во второй половине XV в. Людовик XI вел ожесточенную борьбу с феодальным миром и вместе с двумя своими преемниками (Карлом VIII и Людовиком XII) окончательно объединил Францию. Всем этим подготовлено было во Франции торжество абсолютизма , который характеризует её новую историю (особенно XVII и XVIII вв.).

Главнейшие хронологические даты

Начало завоевания Галлии франками (486). Принятие франками христианства (496). Отражение арабского нашествия (732). Образование и распадение монархии Карла Великого (768 – 843). Основание герцогства Нормандии (911). Переход королевского трона к династии Капетингов (987). Отвоевание Нормандии у англичан французскими королями (1214). Завоевание южной Франции (1229). Первые генеральные штаты (1302). Начало Столетней англо-французской войны (1338). Битва при Креси (1346). Жакерия (1358). Битва при Азенкуре (1415). Освобождение Орлеана

Французское королевство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии этапы феодальной раздробленности (IХ-ХIII вв.), сословно-представительной монархии (XVI-XV вв.) и абсолютной монархии (XVI- XVIII вв.).

В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли практически независимые политические образования. Соответственно власть короля на местах была или очень слабой, или отсутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях - "королевском домене" - он полностью контролировал ситуацию.

Вся структура государства этого периода определялась структурой феодальных поземельных отношений, выражавшейся в системе вассалитета.

Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (условного наследственного земельного владения). Они считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассалы короля (герцоги и графы), оставляя себе домен, передавали значительную частью своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам. И так вплоть до самой многочисленной группы "однощитовых" рыцарей. Но в реальности подчинение вассала было обусловлено лишь возможностью сеньора заставить вассала повиноваться.

Глава государства - король в этот период был выборным. Его избирали представители знати и бывшие иерархи церкви. Как уже отмечалось, власть короля на многих территориях была номинальной. Этому способствовало и утвердившееся во Франции правило: "Вассал моего вассала - не мой вассал".

В этих условиях единственным, по существу, органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явилась Королевская курия, или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны.

Управление на местах было во многом схоже с системой управления времен франкской монархии. Центральное управление осуществляли министериалы, местное - прево.

Судебная власть еще не была отделена от административной. Судебные органы организационно не обособились от других систем управления. Господствовал принцип "суда равных", когда каждый мог судиться только с равными ему в социальной иерархии.

Несвободное население, крестьян судили их феодалы или их должностные лица - министериалы и прево.

Начиная с XIII в. во Франции усиливается тенденция укрепления королевской власти и создаются предпосылки для преодоления раздробленности страны. Как результат происходит отмена выборности короля, рост королевского домена. К концу XIII в. королевский домен стал самым большим феодальным владением во Франции. На пути укрепления королевской власти важное значение имели реформы Людовика IX. Прежде всего это судебная реформа, которая сделала разрешение споров между феодалами исключительно прерогативою короля или назначенных им судей. Была создана специальная судебная инстанция - Парижский парламент. В рамках финансовой реформы вводится королевская золотая монета в качестве единственного расчетного средства в домене короля, а затем и в рамках всей страны.

В XIV в. объединение страны завершается. Государство принимает форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная власть сочетается с представительством от сословий - Генеральными штатами.

Можно выделить три основные причины усиления королевской власти и преодоления раздробленности. Это поддержка городов, мелкого и среднего дворянства и необходимость борьбы с врагом.

Начало работы представительных собраний от сословий позволило консолидировать все общественные силы, выступающие за объединение страны. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На этих собраниях обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, но прежде всего введение новых налогов. Введение постоянных общегосударственных налогов позволило королевской власти создать постоянную профессиональную армию взамен рыцарского ополчения и бюрократический аппарат управления.

В 1302 г. впервые было созвано общефранцузское собрание сословий, получившее название Генеральных штатов.

Первая палата состояла из высшего духовенства. Во второй - заседали выборные от дворянства. Причем наиболее знатные в состав палаты не входили, а принимали участие в работе королевской курии. Третье сословие, как правило, состояло из представителей городских советов (эшвенов). Каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сословия имели преимущество.

Генеральные штаты созывались по инициативе короля, и он имел возможность навязать нужное им решение.

Но в 1357 г., в период глубокого политического кризиса, королевская власть была вынуждена издать указ, получивший название "Великий мартовский ордонанс". Согласно ему Генеральные штаты собирались два раза в год без предварительной санкции короля, имели исключительное право введения новых налогов и контроля за расходами правительства, давали согласие на объявление войны или заключение мира, назначали советников короля.

После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV в. они перестают созываться.

К органам центрального управления в этот период относились Государственный совет, осуществлявший руководство и контроль отдельных звеньев государственного аппарата, и Счетная палата - орган финансового управления.

На местах страна была разделена на бальяжи и превотажи во главе с бальи и прево, осуществлявшими текущее управление, сбор налогов и наблюдение за судебными органами.

К началу XVI в. во Франции в основном оформляется абсолютная монархия. Она характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредотачивается в руках наследственного главы - короля. Соответственно ему подчинялся весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. А все французы, включая дворянство и аристократию, рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословным подчинением.

Система государственного управления включала: Государственный совет - высший совещательный орган при короле, который дополняли Совет финансов, Совет депеш и т.д., Генеральный контролер финансов и государственные секретари по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Кроме того, существовали аппарат местного управления и полиция.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА ФРАНЦИИ

Источники права: в IХ-ХI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, которое сложилось на территории его проживания. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями - кутюмами.

В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права.

Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы.

В зависимости от источников права страна делилась на две части: к югу от реки Луары - "страна писаного права", так как там действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Север Франции считался "страной обычного права", так как там основным источником были местные обычаи - кутюмы.

Письменными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы.

Источником права, вносившим единообразие, было римское право. Если на "Юге" оно выступало в качестве основного источника права, то на "Севере" оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник "писаного разума".

Вещное право. Основным объектом вещных прав была земля. В феодальном праве существовало два основных вида вещных прав на землю: право собственности и право держания.

Аллод - форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей; земля свободно отчуждалась и передавалась по наследству. Был характерен лишь для раннего средневековья.

С развитием феодализма основной формой права на землю стало держание, полученное от вышестоящего владельца и связанное целым рядом условий. Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные.

Первые благородные (дворянские) держания были в форме бенефиция. Под бенефицием понималось имущество, находившееся лишь в пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несения службы, по наследству не передавался и со смертью владельца возвращался собственнику. В IX в. Бенефиции становятся наследственным держанием, названным в Х в. феодом, леном, фьефом. В X-XI вв. получил распространение процесс инфеодации, т.е. передачи аллодов их собственниками королю или крупным феодалам с получением их обратно в виде феодов.

Феод - благородное (дворянское) держание земли, полученное на основе вассальных связей. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины - рельефа.

Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания - цензива. Цензива - это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наследству уплачивался определенный налог.

Главное отличие цензивы от феода в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цензивы - ее плательщиком и именовался вилланом.

Держатель цензивы должен был периодически признавать зависимость своего участка от сеньора, выплачивать определенные повинности в пользу сеньора - ценз, сеньор имел право на 1/10 дохода от земельного участка, барщину в течение 3-12 дней в году, право на ренту, т.е. определенный налог с каждого нового владельца, который он получал помимо ценза, право охоты на землях крестьян и т.д.

При смене владельца все повинности, лежащие на цензиве, переходили к новому лицу.

Земельные владения лично несвободных крестьян (сервов) находились лишь в их пользовании.

Семейное и наследственное право

Семейно-брачные отношения в основном регулировались нормами канонического права, кутюмами и королевскими ордонансами.

Для вступления в брак необходимо было достичь определенного возраста: мужчинам от 13 до 15 лет, женщинам - 12 лет. Необходимо было согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30-летнего, а дочерьми 25-летнего возраста последнего не требовалось.

Дочь умершего вассала должна была получить согласие сеньора, который мог указать ей жениха, способного нести службу. У нее было право потребовать на выбор трех кандидатов.

Для сервов действовало правило, запрещающее брак со свободными или крепостными другого господина без согласия господ. При заключении брака выплачивалась особая пошлина сеньору - формарьяж, которая компенсировала отказ от права "первой ночи".

Первоначально для заключения брака было достаточно согласия сторон и фактического брачного сожительства, затем церковь добилась обязательного церковного освящения брака. Брак, заключенный без церковного обряда, признавался не действительным. Недействительными признавались также браки между несовершеннолетними, не крещеными, родственниками, заключенные под влиянием насилия или ошибки, браки духовенства.

Развод, по каноническому праву, не допускался. Главой семьи являлся муж, а жена обязана была повиноваться мужу и всюду следовать за ним.

Обычное право устанавливало общность движимого и благоприобретенного недвижимого имущества со дня бракосочетания. На юге Франции, где действовало римское право, общности имущества не возникало. Тем не менее во всех случаях жена была не вправе отчуждать имущество без согласия мужа, в том числе дарение и обмен, заключать договора и выступать в суде. Было лишь два исключения: жена могла заключать договора лишь для выкупа мужа из плена и выдавать приданое своим дочерям в отсутствие мужа.

Муж управлял приданым жены, пока длился брак. После смерти мужа приданое переходило жене, после смерти жены - ее наследникам.

Наследование происходило по нисходящей линии, ближайшими родственниками и лишь при их отсутствии по восходящей. Причем имущество отцов шло наследникам по отцовской линии, имущество матерей - по материнской.

Уголовное право и процесс

В области уголовного права приблизительно до XVI в. господствовали постановления обычного права. Согласно "Кутюмам Бовези" различались: преступления, караемые смертью, 2) преступления, караемые долголетним тюремным заключением с конфискацией имущества и 3) преступления, влекущие конфискацию имущества без смертной казни, без увечья и тюремного заключения. При этом подчеркивалось, что сила наказания должна зависеть от проступка, а также оттого, кто его совершил и кому нанесен ущерб.

Становление абсолютизма способствовало оформлению единой системы преступлений и наказаний. Всю совокупность преступлений, предусмотренных правом этого периода, можно разделить на три категории:

1) преступления против религии: богохульство, атеизм, ересь, колдовство и т.д.;

2) преступления против государства: посягательство на короля и членов его семьи, измена королю, посягательство на безопасность государства;

3) преступления против частных лиц.

Наказания в этот период преследуют выраженную цель устранения и носят чрезвычайно жестокий характер. Виды наказания подразделялись на:

1) тяжкие наказания: различные виды смертной казни, вечная ссылка, пожизненная каторга и т.п.;

2) членовредительные и телесные наказания: отрезание языка, ушей, носа и т.д., бичевание плетьми;

3) тюремное заключение и срочные каторжные работы;

4) позорящие наказания: штраф с выставлением у позорного столба, не сопровождаемые выставлением у позорного столба и прочие.

В период феодальной раздробленности судебный процесс продолжает оставаться обвинительным, дело возбуждается по инициативе истца (потерпевшего), судоговорение происходит в форме спора между сторонами, которые обладают равными процессуальными правами. Представительство первоначально не допускалось, но с XIII в. начинают появляться адвокаты.

Наилучшим видом доказательств считалось признание. До XIIIв. Активно использовались пытки водой или железом (ордалии). При свидетельских показаниях требовалось наличие 2-х свидетелей. Не могли свидетельствовать родственники, слуги или зависимые лица.

Своеобразным видом доказательств был судебный поединок. Дворяне дрались верхом и в полном вооружении, простолюдины - палками. Духовные лица, женщины, дети и мужчины старше 60 лет могли выставлять вместо себя специальных бойцов.

С установлением абсолютизма право возбуждения уголовного дела переходит к органам государства, которые по собственной инициативе ведут следствие и разыскивают преступника. Процесс подразделяется на две стадии: тайный розыск преступника и его изобличение и затем публичное и открытое судоговорение, которое, впрочем, вскоре тоже становится тайным.

Устанавливается система формальных доказательств, где законом определены вес и значение каждого доказательства. Используется пытка как средство признания обвиняемого.

В XVII в. происходит разделение уголовного и гражданского процессов.

Франкское государство — изначально королевство на территории римской провинции Галлия (современная Франция, Западная Швейцария, Бельгия), затем — в эпоху империи — на территории почти всей Западной и части Центральной Европы.

481—511 Правление короля франков Хлодвига I из династии Меровингов. Завоевал почти всю Галлию и объединил под своей властью всех франков, чем положил начало франкскому государству, которое после смерти короля разделили между собой его сыновья.

507 В битве при Пуатье Хлодвиг I разбил вестготов и захватил весь юго-запад Галлии (Аквитанию).

534—536 Франки завоевали Бургундию и Прованс.

613—629 Правление Лотара II. При нём государство франков вновь становится единым.

714—741 Правление последних Меровингов. Фактическая власть сосредоточена в руках майордома (высшего должностного лица при дворе) Карла Мартелла. Подавил военные смуты в королевстве. Конфисковал часть церковных земель и раздал их феодалам, укрепил военные силы государства.

732, 4 октября В сражении при Пуатье франкское войско под командованием Карла Мартелла разгромило вторгшихся из Испании арабов. Остановлено дальней шее продвижение арабов в Западную Европу.

741—768 Правление короля Пипина Короткого, сына Карла Мартелла. Фактически, в качестве майордома, управлял страной с 741. Основал династию Каролингов. Объединил под своей властью всю страну — от Ла-Манша до берегов Средиземного моря.

768—814 Правление короля Карла Великого (Шарлеманя), с 800 — императора Запада. Его завоевания (в773—774 Лангобардского королевства в Италии, в 772—804 Саксонии и др.) привели к образованию обширной империи. Политика Карла Великого (покровительство церкви, судебная и военная реформы) содействовала формированию феодальных отношений в Западной Европе. Империя Карла Великого распалась вскоре после его смерти.

788 Карл Великий упразднил герцогскую власть в Баварии и разделил эту область на графства,

801 Франки отняли у арабов Барселону.

814—840 Правление Людовика Благочестивого. Безуспешно пытался сохранить целостность унаследованной от отца (Карла Великого) империи. Раз делил управление ею между сыновьями в 817 (сохранив за собой верховную власть); произвёл передел империи в 829.

843 Раздел империи Карла Великого по Верденскому договору. Образование Западно-Франкского государства на территории современной Франции во главе с королём Карлом II Лысым. Правил до 877 как первый король Франции.

855 Образование королевств Лотарингия и Прованс.

870 Переход части территории Лотарингии под управление Западно-Франкского королевства.

898—923 Правление Карла III Простоватого. Уступил норманнам территорию Нормандии (911). В этом же году завладел всей Лотарингией. Захвачен знатью, поднявшей против него мятеж, с 923 находился в заключении.

Династия Капетингов

987—996 Правление Гуго Капета. Основатель династии Капетингов, правившей Францией до 1792.

1031—1060 Правление Генриха I. Боролся за трон с братом Робертом, отдал ему в правление герцогство Бургундия. Испытывал сильное давление вассалов, безуспешно воевал (1054) с герцогом Вильгельмом I Завоевателем, будущим королём Англии. В 1049 женился на Анне, дочери киевского князя Ярослава Мудрого. После смерти мужа она фактически управляла страной при своём малолетнем сыне, короле Филиппе I.

1108—1137 Правление Людовика VI Толстого. Усиление центральной власти, положен конец сопротивлению феодалов в королевских владениях.

1152 Потеря королевством территории на юго-западе Франции — герцогства Аквитания, со столицей Бордо, попавшего под английское влияние. Начало длительной территориальной борьбы между Францией и Англией.

1180—1223 Правление Филиппа II Августа. Успешно проводил политику централизации государства, ограничил самостоятельность феодальной знати. Отвоевал у Англии французские территории (Нормандию и др.). Превратил Францию в ведущую европейскую державу.

1215 Основан Парижский университет, один из старейших в мире.

1226—1270 Правление Людовика IX Святого. Провёл реформы по централизации государственной власти. Возглавил 7-й (1248—1254) и 8-й (1270) крестовые походы. Заключил Парижский договор 1259, по которому Англия отказалась от притязаний на все французские территории, кроме Гиени (Аквитании).

1257 Основание Сорбонны — богословского колледжа в Латинском квартале Парижа. С 1554 — теологический факультет Университета, с XVII в. — распространённое название всего университетского комплекса.

1285—1314 Правление Филиппа IV Красивого. Расширил территорию королевских владений. Поставил папство в зависимость от французских королей. . Созвал первые Генеральные штаты (1302). Добился от папы упразднения в 1312 католического духовно-рыцарского ордена Тамплиеров.

1328—1350 Правление Филиппа VI, первого короля из династии Валуа — боковой ветви Капетингов. Избран королём вопреки притязаниям на французский трон короля Англии Эдуарда III (внука французского короля Филиппа IV), что послужило поводом к началу Столетней войны с Англией (1337).

1358 Жакерия — крестьянское восстание во Франции, вызванное главным образом непомерными военными налогами. Подавлено королевскими войсками.

1412—1431 Годы жизни Жанны д"Арк (Орлеанской Девы) — народной героини Франции. Происходила из крестьянской семьи. Возглавила борьбу Франции против англичан в ходе Столетней войны, в 1429 освободила от осады Орлеан. Попала в плен, обвинена в ереси и сожжена 30 мая 1431 на костре в Руане по приговору церковного суда.

1422—1461 Правление Карла VII. Коронован в Реймсе в 1429 при содействии Жанны д"Арк. При нём закончилась Столетняя война. Способствовал получению французской Церковью определённой независимости от папства (1438).

1477 Поражение Бургундского герцогства в сражении при Нанси и гибель герцога Карла Смелого. Бургундия стала частью Франции.

1483—1498 Правление Карла VIII. В результате брака с Анной Бретонской присоединил к французской короне Бретань (1491). В 1494 начал Итальянские войны.

1498—1515 Правление Людовика XII. Походом в 1499 возобновил Итальянские войны 1494—1559. Провёл реформы по реорганизации войска, по упорядочению суда, налогообложения, монетной системы.

1515—1547 Правление Франциска I. Стремился превратить Францию в абсолютную монархию. В 1516 заключил с папой Болонский конкордат, сделавший Церковь во Франции государственным учреждением, а церковные доходы — средством вознаграждения дворянства.

1532 Окончательное присоединение герцогства Бретань к Франции. Завершение объединения страны.

1547—1559 Правление Генриха П. В 1547 учредил чрезвычайный трибунал при парижском парламенте, судивший еретиков (гугенотов). Его войска заняли в 1552 герцогства Мец, Туль, Верден (в «Священной Римской империи»). В 1559 подписал мир, завершивший Итальянские войны.

1558 Французские войска под командованием герцога Франсуа Гиза взяли крепость-порт Кале — последний оплот англичан на территории Франции.

1560—1574 Правление Карла IX. Фактически страной правила его мать Екатерина Медичи.

1562—1598 Религиозные войны между католиками и гугенотами, активная сила — мелкое дворянство. Возглавляла оба лагеря феодальная знать, стремившаяся посадить на королевский престол своего ставленника. С вступлением на французский престол в 1594 Генриха IV военные действия в основном закончились.

1572, 24 августа Варфоломеевская ночь — массовая резня гугенотов католиками в Париже, организованная Екатериной Медичи и двоюродным братом короля Генрихом Гизом.

1574—1589 Правление Генриха III, последнего короля из династии Капетингов-Валуа. Боролся с Генрихом Наваррским и Гизами. В мае 1588 из-за народного восстания в Париже бежал в Шартр. Убит монахом — приверженцем Гизов.

Династия Бурбонов

1589—1610 Правление Генриха IV (фактически с 1594), первого из династии Бурбонов. С 1562 король Наварры (Генрих Наваррский). Во время религиозных войн — глава гугенотов. После его перехода в католицизм в 1593 признан королём Франции («Париж стоит мессы»). Генрих ГУ издал Нант-ский эдикт (1598), завершивший религиозные войны; способствовал укреплению абсолютизма. Убит католиком-фанатиком.

1624—1642 Фактическое правление кардинала Ришелье во Франции в эпоху корбля Людовика XIII. Способствовал укреплению абсолютизма. Лишил гугенотов политических прав; провёл административную, финансовую, военную реформы; подавлял феодальные мятежи и народные восстания. Вовлёк Францию в Тридцатилетнюю войну.

История Франция, которая находится в самом центре Европы, началась задолго до появления постоянных поселений людей. Удобное физико-географическое положение, близость морей, богатые запасы природных ресурсов способствовали тому, чтобы Франция в течение всей своей истории была «локомотивом» Европейского континента. И такой страна остается сейчас. Занимая ведущие позиции в Европейском Союзе, ООН и НАТО, Французская республика и в 21 веке остается государством, чья история создается каждый день.

Расположение

Страна франков, если с латинского языка перевести называние Франции, находится в регионе Западной Европе. Соседями этой романтической и красивой страны являются Бельгия, Германия, Андорра, Испания, Люксембург, Монако, Швейцария, Италия и Испания. Берега Франции омывается теплым Атлантическим океаном и Средиземным морем. Территория республики покрыта горными вершинами, равнинами, пляжами, лесами. Среди живописной природы скрываются многочисленные памятники природы, исторические, архитектурные, культурные достопримечательности, руины замков, пещеры, крепости.

Кельтский период

Во 2 тысячелетии до н.э. на земли современной Французской Республики пришли кельтские племена, которых римляне называли галлами. Эти племена стали ядром формирования будущей французской нации. Территория проживания галлов или кельтов римляне называли Галлией, которая входила на правах отдельной провинции в состав Римской империи.

В 7-6 вв. до нашей эры в Галлию приплыли на кораблях финикийцы и греки из Малой Азии, основавшие на побережье Средиземного моря колонии. Сейчас на их месте существуют такие города, как Ницца, Антиб, Марсель.

Между 58 и 52 годами до нашей эры Галлию захватили римские солдаты Юлия Цезаря. Результатом более, чем 500-летнего правления стала полная романизация населения Галлии.

Во время римского господства произошли и другие важные события в истории народов будущей Франции:

  • В 3 веке нашей эры в Галлию проникло и стало распространяться христианство.
  • Вторжение франков, которые покорили галлов. После франков пришли бургунды, алеманы, вестготы и гунны, которые совсем положили конец римскому правлению.
  • Франки дали имена народам, которые проживали в Галлии, создали тут первое государство, заложили первую династию.

Территория Франции еще до нашей эры стала одним из центром постоянных миграционных потоков, которые проходили с севера на юг, запада на восток. Все эти племена оставляли свой след в развитии Галлии, а галлы принимали элементы различных культур. Но самое большое влияние оказали именно франки, сумевшие не просто выгнать римлян, но и создать свое королевство в Западной Европе.

Первые правители Франкского королевства

Основателем первого государства на просторах бывшей Галлии является король Хлодвиг, который возглавлял франков во время их прихода в Западную Европу. Хлодвиг был представителем династии Меровингов, которую основал легендарный Меровей. Его считают мифической личностью, поскольку 100% подтверждений его существования не находят. Хлодвига считают внуком Меровея, и был достойным продолжателем традиций своего легендарного деда. Хлодвиг возглавил Франкское королевство с 481 г., уже к этому времен прославился многочисленными военными походами. Хлодвиг принял христианство, его крестили в Реймсе, что случилось в 496 г. Это т город стал центром крещения остальных королей Франции.

Женой Хлодвига была королева Клотильда, которая вместе с мужем почитала святую Женевьеву. Она была покровительницей столицы Франции – города Парижа. В честь Хлодвига называли следующих правителей государства, только во французском варианте это имя звучит как «Людовик» или Ludovicus.

Хлодвиг Первый раздел страну между четырьмя своими сыновьями, которые особых следов в истории Франции не оставили. После Хлодвига династия Меровингов стала постепенно угасать, поскольку правители практически не выходили из дворца. Поэтому пребывание у власти потомков первого франкского правителя называют в историографии периодом ленивых королей.

Последний из Меровингов Хильдерик Третий стал последним королем своей династии на франкском престоле. Его сменил Пипин Короткий, прозванный так за свой небольшой рост.

Каролинги и Капетинги

Пипин пришл к власти в середине 8 века, и основал новую династию во Франции. Называлась она Каролингская, но не от имени Пипина Короткого, а его сына – Карла Великого. Пипин вошел в историю, как умелый управленец, который до коронации был майордомом Хильдерика Третьего. Пипин фактически управлял жизнью королевства, определял направления внешней и внутренней политики королевства. Прославился Пипин и как умелый воин, стратег, гениальный и хитрый политик, который в течение 17-летнего правления пользовался постоянной поддержкой католической церкви и Папы Римский. Такое сотрудничество правящего дома франков закончилось тем, что глава Римо-католической церкви запретил французам выбирать представителей других династий на королевский престол. Так он поддержал Каролингскую династию и королевство.

Расцвет Франции начался при сыне Пипина – Карле, который большую часть жизни провел в военных походах. В результате чего, территория государства увеличилась в несколько раз. В 800 г. Карл Великий стал императором. В новую должность его возвел Папа Римский, который надел корону на голову Карла, реформы и умелое руководство которого вывели Францию в ТОП ведущих средневековых государств. При Карле были заложены основаны централизации королевства, определен принцип престолонаследия. Следующим королем стал Людовик Первый Благочестивый – сын Карла Великого, успешно продолжавший политику своего великого отца.

Представители династии Каролингов не сумели удержать централизованное единое государство, поэтому в 11 в. государство Карла Великого распалась на отдельные части. Последним королем рода Каролингов был Людовик Пятый, когда он умер, то на трон взошел аббат Гуго Капет. Прозвище появилось из-за того, что он все время носил капу, т.е. мантию светского священника, которая подчеркивала его духовный сан после восхождения на трон в качестве короля. Для правления представителей династии Капетингов характерно:

  • Развитие феодальных отношений.
  • Появление новых классов французского общества – сеньоров, феодалов, вассалов, зависимых крестьян. Вассалы находились на службе у сеньоров и феодалов, которые обязаны были защищать своих подданных. Последние платили им не только службой в войске, но и дань в виде продуктовой и денежной ренты.
  • Постоянно происходили религиозные войны, которые совпали с периодом Крестовых походов в Европе, который начался в 1195 г.
  • Капетинги и многие французы были участникам крестовых походов, участвуя в защите и освобождении Гроба Господнего.

Капетинги правили до 1328 г., выведя Францию на новый уровень развития. Но удержаться у власти наследникам Гуго Капета не удалось. Эпоха средневековья диктовала свои правила, и у власти вскоре оказался более сильный и хитрый политик, которого звали Филипп Шестой из династии Валуа.

Влияние гуманизма и Ренессанса на развитие королевства

В течение 16-19 вв. Францией управляли сначала Валуа, а потом Бурбоны, принадлежавшие к одной из ветвей династии Капетингов. Валуа тоже принадлежали к этому роду, находились при власти до конца 16 в. После них престол до середины 19 в. принадлежал Бурбонам. Первым королем этой династии на французском престоле был Генрих Четвертый, а последним – Луи-Филипп, которого выгнали из Франции в период смены монархии на республику.

Между 15 и 16 веками страной управлял Франциск Первый, при котором Франция полностью вышла из эпохи средневековья. Для его правления характерно:

  • Совершил два похода в Италию, чтобы предъявить притязания королевства на Милан и Неаполь. Первый поход был успешным и Франция на некоторое время получила под свое управление эти итальянские герцогства, а второй поход был неудачным. И Франциск Первый потерял территории на Апеннинском полуострове.
  • Ввел королевский займ, который через 300 лет приведет к краху монархии и кризису королевства, который никто не смог преодолеть.
  • Постоянно воевал с Карлом Пятым, правителем Священной Римской империи.
  • Соперницей Францией была и Англия, которой в то время управлял Генрих Восьмой.

При этом короле Франции искусство, литература, архитектура, наука и христианство вошли в новый период развития. Случилось это, в основном, благодаря влиянию итальянского гуманизма.

Особое значение гуманизм имел для архитектуры, что отчетливо прослеживается в замках, построенных в долине реки Луары. Замки, которые в этой части страны возводились для того, чтобы охранять королевство, стали превращаться в роскошные дворцы. Их украшали богатой лепниной, декором, меняли внутренний интерьер, который отличался роскошью.

Также при Франциске Первом возникло и стало развиваться книгопечатанье, которое оказало огромное влияние на формирование французского языка, в том числе и литературного.

Сменил Франциска Первого на престоле его сын Генрих Второй, ставший правителем королевства в 1547 г. Политика нового короля запомнилась современникам успешными военными походами, в том числе против Англии. Одна из битв, о которой пишут все учебники истории, посвященные Франции 16 в., произошла возле Кале. Не менее знаменитыми являются битвы англичан и французов под Верденом, Тулем, Мецем, которые Генрих отбил у Священной Римской империи.

Генрих был женат на Екатерине Медичи, которая принадлежала к знаменитому итальянскому роду банкиров. Королева управляла страной, когда на троне находились трое ее сыновей:

  • Франциск Второй.
  • Карл Девятый.
  • Генрих Третий.

Франциск правил всего год, а потом умер от болезни. Наследовал ему Карл Девятый, которому на момент коронации было десять лет. Его полностью контролировала мать – Екатерина Медичи. Запомнили Карла, как ревностного поборника католицизма. Он постоянно преследовал протестантов, получившие название гугенотов.

Ночью с 23-го на 24-е августа 1572 года Карл Девятый отдал приказ вычистить всех гугенотов во Франции. Это событие получило название Варфоломеевская ночь, поскольку убийства происходили накануне дня св. Варфоломея. Через два года после резни Карл умер, и королем стал Генрих Третий. Его противником за престол был Генрих Наваррский, но его не выбрали, поскольку он был гугенотом, что не устраивало большую часть дворян и знати.

Франция в 17-19 вв.

Эти столетия были очень бурными для королевства. К основным событиям можно отнести:

  • В 1598 году Нантский эдикт, который издал Генрих Четвертый, закончил религиозные войны во Франции. Гугеноты стали полноправными членами французского общества.
  • Франция принимала активное участие в первом международном конфликте – Тридцатилетней войне 1618-1638 гг.
  • Королевство пережила свой «золотой век» в 17 в. при правлении Людовика Тринадцатого и Людовика Четырнадцатого, а также «серых» кардиналов – Ришелье и Мазарини.
  • Дворяне постоянно боролись с королевской властью за расширение своих прав.
  • Франция 17 в. постоянно сталкивалась с династическими распрями и междоусобными войнами, что подрывало государство изнутри.
  • Людовик Четырнадцатый втянул государство в войну за испанское наследство, что вызвало вторжение иностранных государств на территорию Франции.
  • Короли Людовик Четырнадцатый и его правнук Людовик Пятнадцатый уделяли огромное влияние созданию сильной армии, что позволяло проводить успешные военные компании против Испании, Пруссии и Австрии.
  • В конце 18 века во Франции началась Великая Французская революция, которая вызвала ликвидацию монархии, установление диктатуры Наполеона.
  • В начале 19 века Наполеон провозгласил Францию империей.
  • В 1830-х гг. была предпринята попытка восстановить монархию, которая продержалась до 1848 г.

В 1848 году во Франции, как и в других странах Западной и Центральной Европы, вспыхнула революция, которая называлась Весна народов. Следствием революционного 19 века стало установление во Франции Второй Республики, которая просуществовала до 1852 г.

Вторая половина 19 в. была не менее увлекательной, чем первая. Республика была сброшена, вместо нее установлена диктатура Луи Наполеона Бонапарта, правившего до 1870 г.

Империю сменила Парижская коммуна, которая вызвала установление Третьей Республики. Она просуществовала до 1940 г. В конце 19 в. руководство страны проводило активную внешнюю политику, занимаясь созданием новых колоний в разных регионах мира:

  • Северной Африке.
  • Мадагаскаре.
  • Экваториальной Африке.
  • Западной Африке.

В течение 80-х – 90-х гг. 19 вв. Франция постоянно соперничала с Германией. Противоречия между государствами углублялись и обострялись, что вызвало отделение стран друг от друга. Франция нашла союзников в Англии и России, что способствовало образованию Антанты.

Особенности развития в 20-21 вв.

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война, стала для Франции шансом вернуть потерянные Эльзас и Лотарингию. Германия по Версальскому договору вынуждена была отдать этот регион обратно республике, в результате чего границы и территория Франции приобрели современные очертания.

В межвоенный период страна активно участвовала в работе Парижской конференции, боролась за сферы влияния в Европе. Поэтому активно принимала участие в действиях стран Антанты. В частности, вместе с Британией отправила свои корабли в Украину в 1918 г., чтобы бороться против австрийцев и немцев, которые помогали правительству Украинской Народной республике выгнать большевиков со своей территории.

При участии Франции были подписаны мирные договора с Болгарией и Румынией, которые поддерживали Германию в Первой мировой войне.

В середине 1920-х гг. были установлены дипломатические отношения с Советским Союзом, подписан с руководством этой страны договор о ненападении. Опасаясь усиления фашистского режима в Европе и активизации ультраправых организаций в республике, Франция пыталась создать военно-политические союзы с европейскими государствами. Но от нападения Германии в мае 1940 г. Францию не спасло. Войска Вермахта в течение нескольких недель захватили и оккупировали всю Францию, установив в республике профашистский режим Виши.

Страна была освобождена в 1944 г. силами Движения Сопротивления, подпольного движения, союзнических армий США и Британии.

Вторая война больно ударила по политической, общественной и экономической жизни Франции. Выйти из кризиса помог план Маршалла, участие страны в экономических евроинтеграционных процессах, которые в начале 1950-х гг. развернулись в Европе. В середине 1950-х гг. Франция отказалась от колониальных владений в Африке, предоставив бывшим колониям независимость.

Политическая и экономическая жизнь стабилизировалась во времена президентства Шарля де Голля, который возглавил Францию в 1958 г. При нем была провозглашена Пятая республика во Франции. Де Голль вывел страну в лидеры на Европейском континенте. Были приняты прогрессивные законы, которые изменили общественную жизнь республики. В частности, женщины получили право голосовать, учиться, выбирать профессии, создавать собственные организации и движения.

В 1965 г. страна впервые выбирала главу государства путем всеобщего голосования. Президентом де Голль, который пробыл у власти до 1969 г. После него во Франции президентами были:

  • Жорж Помпиду – 1969-1974 гг.
  • Валерии д’Эстен 1974-1981 гг.
  • Франсуа Миттеран 1981-1995 гг.
  • Жак Ширак – 1995-2007 гг.
  • Николя Саркози – 2007-2012 гг.
  • Франсуа Олланд – 2012-2017 гг.
  • Эммануэль Макрон – 2017 – до нынешнего времени.

Франция после Второй мировой войны развивала активное сотрудничество с Германией, став с ней локомотивами ЕС и НАТО. Правительство страны с середины 1950-х гг. развивает двусторонние связи с США, Британией, Россией, странами Ближнего Востока, Азии. Оказывает руководство Франции поддержку бывшим колониям в Африке.

Современная Франция – это активно развивающаяся европейская страна, которая является участником многих европейских, международных и региональных организаций, оказывает влияние на формирование мирового рынка. Внутренние проблемы в стране присутствуют, но продуманная успешная политика правительства и нового лидера республики Макрона способствует разработке новых методов борьбы с терроризмом, экономическим кризисом, проблемой сирийских беженцев. Франция развивается в соответствии с мировыми тенденциями, меняя социальное и правовое законодательство так, чтобы и французам, и мигрантам было комфортно жить во Франции.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

План

1. Сеньориальная монархия (IX-XIII вв).

2. Сословно-представительная монархия (XIV-XV вв).

3. Абсолютная монархия (XVI-XVIII вв).

1. СЕНЬОРИАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ.

В IX—XIII вв. был завершен захват сеньорами крестьянских земель. Отныне в постоянном пользовании, а в ряде случаев владении крестьян находились лишь сравнительно небольшие участки (парцеллы) господской земли. Экспроприация крестьянских земель сопровождалась дальнейшим порабощением крестьян, превращением их в феодально-зависимых. Формы и степень этой зависимости были весьма многообразны. Большинство крестьян стали сервами или вилланами.

Феодальные повинности виллана не были связаны с его личной зависимостью. Виллан мог передать (продать) свою парцеллу другому лицу. Это освобождало его от сеньориальных повинностей, которые переходили на нового владельца, Более тяжелым было положение сервов, находившихся в личной наследственной зависимости от своего господина. В его пользу они выполняли ряд повинностей, выплачивали значительное число различных податей и платежей.

Государственный строй. Королевство состояло из множества фьефов — феодальных владений (герцогств, графств и т.д.). Собственно власть короля на местах была очень слабой или отсутствовала совсем. Более или менее уверенно король чувствовал себя лишь в своих личных владениях — королевском домене.

Король был выборным. После смерти главы государства новый король выбирался его вассалами и высшими иерархами французской церкви.

Королевская курия, или Великий совет, была, по существу, единственным общегосударственным органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел в большей части страны. Великий совет по своему характеру представлял собой съезд крупнейших феодалов страны.

Управление на местах еще во многом повторяло систему управления времен франкской монархии. Домен короля был сравнительно невелик и почти совпадал территориально с его личными хозяйственными владениями. Домен был территориально разделен на превотажи (округи), во главе которых находились прево — управляющие главного в этом округе королевского имения. Министериалы (в центре) и прево (на местах) назначались королем и были ответственны только перед ним.

Суд. Ему были присущи все характерные черты средневековой юстиции. Каждый свободный должен был судиться неудом равных». Подсудность каждого лица зависела от той ступени иерархии, на которой оно находилось. Соответственно вассал короля мог быть судим только ему равными — вассалами короля. Таким судом становилась Королевская курия.

Большими правомочия в области суда была наделена церковь. Помимо обычной сеньориальной юстиции в своих владениях церковь рассматривала дела определенной персональной и предметной подсудности.

2. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ.

В конце периода феодальной раздробленности (особеннов XIII в.) наметилась тенденция к усилению королевской власти, которая получила поддержку горожан. К этому времени города становятся центрами ремесла и торговли. В социальном отношении городское население не было однородным: богатые купцы-ростовщики, состоятельные собственники мастерских, рядовые ремесленники и городская беднота. Между городским патрициатом и рядовыми горожанами имели место серьезные противоречия.Но по ряду важных вопросов города выступали почти как единое целое. Все горожане были противниками внутренних феодальных войн, сопровождавшихся разбоем феодалов. Развитию ремесел и торговли мешали границы многочисленных сеньориальных владений, на которых подчас устанавливались различные провозные пошлины. Более того, города были опутаны многочисленными поборами и повинностями в пользу феодалов, на земле которых они находились.

Монархия, опираясь на поддержку горожан, среднего и мелкого дворянства, начала расширять свой домен. Уже к концу XIII в. королевский домен, увеличившись в несколько раз, стал самым большим феодальным владением Франции, а короли — самыми могущественными среди сеньоров. В их руках сосредоточилась достаточная сила для того, чтобы принуждать большую часть своих вассалов к повиновению и предотвращать попытки дробления королевского домена.

В этот период были приняты важные меры, имеющие целью ослабить сепаратизм феодальной знати. Среди них особое значение имели реформы Людовика IX (середина XIII в.),

Судебная реформа. В королевском домене была запрещена частная война, т.е. разрешение споров между сеньорами путем вооруженной борьбы. Соперники должны были обращаться в королевский суд, В остальных сеньориях были введены так называемые «40 дней короля». В течение этого срока феодалы не могли начинать частную войну. Они были обязаны обратиться в королевский суд, который рассматривал их спор по существу. Только по истечении 40 дней, если суду не удавалось разрешить дело (подобных случаев с каждым годом становилось все меньше), стороны могли начинать войну.

Усложнившиеся функции королевской юстиции потребовали ее организационного обособления. Из Королевской курии была выделена особая судебная палата — Парижский парламент- Это учреждение, ставшее высшей апелляционной инстанцией (за ним были сохранены и некоторые административные функции), в основном состояло из профессиональных юристов.

Финансовая реформа. В королевском домене в качестве главной расчетной единицы была введена королевская золотая монета. Вскоре благодаря своему высокому качеству она стала самой авторитетной монетой в стране и вытеснила местные деньги из обращения. Из Королевской курии выделилось еще одно учреждение — Счетная палата. Ведя учет поступлений судебных пошлин, она впервые в истории королевства получила реальную возможность непосредственно «прикоснуться» к финансам отдельных сеньорий, а главное — способствовать увеличению доходов короны.

Основные черты общественного строя. Этот период характеризуется значительным развитием городской промышленности и торговли. Возросла экономическая роль городов на юге Франции (Марселя, Тулузы, Бордо и некоторых других). Важными центрами городской промышленности стали Париж и Орлеан (самые крупные города королевского домена).

В связи с развитием товарно-денежных отношений феодалы начали заменять часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. Для сеньоров экономически наиболее развитых областей был предпочтительней лично свободный крестьянин — держатель наследственного земельного надела — цензивы. Цензитарий был обязан выплачивать своему господину твердо фиксированный ежегодный денежный платеж — ценз, выполнять определенные повинности. При соблюдении этих условий крестьянин имел право передавать по наследству свою цензиву и даже продать ее с согласия сеньора. Будучи лично свободным, он мог сменить местожительство и профессию (уйти в город и т.д.). Но на нового держателя цензивы возлагались все сопутствующие ей феодальные повинности.

Сословия . В рассматриваемое время завершилось юридическое оформление сословий. Все население страны делилось на три сословия: первое — духовенство, второе — дворянство, все остальные свободные составили третье сословие. Первые два считались привилегированными, что, прежде всего, освобождало их от налогов и повинностей, которые были возложены на третье сословие.

Важные сдвиги в социально-экономических отношениях обусловили существенные изменения в государстве, с завершением периода феодальной раздробленности государство приняло форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная королевская власть сочеталась с представительством от сословий — Генеральными штатами (общенациональным органом, имеющим право разрешать введение новых налогов). Создавались более благоприятные условия для формирования единого общенационального рынка и дальнейшего экономического и социального развития страны.

Органы государственной власти. Королевская власть. Процесс оформления сословно- представительной монархии был сложным и противоречивым. Он начался с усилением королевской власти, неразрывно связанным с преодолением феодальной раздробленности. Это стало возможным в силу ряда причин:

Во-первых, еще более укрепились социально-экономические основы союза королевской власти и городов, благодаря росту городской промышленности и торговли города смогли оказывать монархии помощь, значительно большую, чем раньше.

Во-вторых, вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства, т.е. подавляющая часть господствующего класса. В условиях подъема антифеодального движения крестьянства дворяне уже не были в состоянии защитить свои интересы силами локальных рыцарских ополчений. В сильной королевской армии они видели единственный оплот сохранения своего привилегированного положения. Монархия могла также дать им новые источники дохода, предоставив службу в армии и государственном аппарате.

В-третьих, сильная королевская власть была нужна для борьбы с внешним врагом. В этот период Франция подвергалась иностранным нашествиям, ставившим ее подчас на грань национальной катастрофы.

Генеральные штаты. Первые собрания сословного представительства — штаты возникли в отдельных провинцияхеще в XIII в. Это были периодически созывавшиеся собрания высшего духовенства,сеньоров, мэров городов соответствующей провинции. Штаты рассматривали различные вопросы, главным изкоторых было утверждение единовременных денежных сборов — «помощей». На первых порах провинциальные штатысозывались местными правителями и содействовали консолидации отдельных областей. Но очень скоро они оказалисьпод контролем короля.

В 1302 г. впервые было созвано общефранцузское собрание сословий. Его стали называть Генеральными штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях.

События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские и городские восстания) превратили Генеральные штаты в важнейший орган государства. Тогда и сложилась их структура.

Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства. Во вторую посылались выборные от дворянства. Причем наиболее знатные (герцоги, графы) в состав палаты не входили. Они как непосредственные вассалы короля принимали участие в выработке решений в составе Королевской курии. «Третье сословием выбирало своих депутатов. Как правило, в выборах участвовал городской патрициат, депутатами были мэры и эшвены (члены городских советов). Все вопросы рассматривались раздельно по палатам, где решение выносилось простым большинством голосов. Решение утверждалось всеми палатами, причем каждая палата имела только один голос. Таким образом, привилегированные сословия всегда имели гарантированное большинство. Генеральные штаты созывались по усмотрению короля. Но поскольку введение новых налогов и единовременных сборов требовало предварительного согласия Генеральных штатов и, в частности, согласия «третьего сословия», короли вынуждены были обращаться к ним довольно часто. Духовенство и дворянство от налогов были освобождены (имели «налоговый иммунитет») и лишь давали согласие на обложение «третьего сословия».

Последовавшее вскоре победоносное завершение Столетней войны содействовало дальнейшему укреплению королевской власти, В ее распоряжении были многочисленная наемная армия, бюрократический аппарат управления, которые содержались за счет постоянных налогов, назначаемых теперь без предварительного одобрения Генеральных штатов. Власть короля распространялась на территорию, почти равную современной Франции. С точки зрения правящих кругов. Генеральные штаты выполнили предназначавшуюся им роль. Начиная с XV в. Генеральные штаты перестают созываться (в XVII в. были созваны один раз, в XVIII в. тоже один раз). Взамен их правительство начинает изредка, по своему усмотрению, созывать собрание нотаблей (именитых подданных). Но это учреждение имело чисто совещательные функции.

Органы государственного управления. К центральным органам относились: Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руководство и контроль за отдельными звеньями управления и Счетная палата — финансовое управление.

Среди должностных лиц наибольшее значение имели: канцлер, осуществлявший текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц, во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты

ордонансов; коннетабль - командир конного рыцарского войска, с XIII в. — командир королевской армии; камерарий — казначей; палатины — королевские советники, выполнявшие отдельные особо важные поручения короля.

Должностные лица, составившие основные кадры нового государственного аппарата управления, были, как правило, люди незнатные, обязанные своим возвышением королю. Среди них было немало окончивших университетский курс юриспруденции, включая римское право. Их называли легистами (от лат. закон). Они зарекомендовали себя как наиболее ревностные и последовательные сторонники централизации и усиления королевской власти и составили наиболее влиятельную группу должностных лиц. С их помощью короли оттеснили именитую знать от основных рычагов государственного управления.

Отношения вассалитета постепенно сменились относительно централизованным многозвенным бюрократическим аппаратом. Это сопровождалось утратой сеньорами-землевладельцами непосредственной государственной власти над непривилегированным населением своих фьефов и соответственно ограничением их иммунитетных прав.

Управление большим королевским доменом уже не могло осуществляться, как раньше, дворцовыми служащими, совмещавшими заведование личными королевскими имениями с государственным управлением. Последнее стало исключительной компетенцией королевских чиновников.

Вместе с тем государственное управление во вновь присоединенных провинциях не было единообразной системой. В тех из них, которые вошли в состав королевства на основе договора (не были завоеваны), структура аппарата управления, как правило, не менялась, потому что правительство обязывалось соблюдать местные кутюмы (обычаи). При этом многие местные сеньоры добивались определенных льгот на занятие государственных должностей. Король не всегда имел возможность сразу назначить на важнейшие посты в местном управлении своих людей. Сепаратистские тенденции, еще не изжитые полностью, проявлялись, прежде всего, в стремлении отдельных групп королевских должностных лиц занять более независимое положение по отношению к центру, укрепить свою корпоративную автономию.

Все это усложняло и замедляло процесс создания централизованного государственного аппарата, но не могло изменить или тем более отменить его.

Королевский домен был разделенна почти равные административные единицы — бальяжи. Ими управляли бальи — чиновники, которые назначались королем. Наних было возложено текущее управление — сбор налогов, наблюдение за деятельностью административно-судебных органов и т.д.

Бальяжи делились на превотажи во главе с прево. Эти должностные лица, некогда являвшиеся управляющими королевскими имениями, были наделены военной, административной, финансовой и судебной властью в округе.

На Юге централизация и унификация государственного аппарата была выражена несколько слабее. Главами южных округов (их чаще всего называли сенешалами) являлись представители местной знати.

Суд. В развитии судебных учреждений обозначились следующие тенденции.

Во-первых, некоторые судебные правомочия изымались у феодалов и церкви и передавались королевской юстиции. Соответственно юрисдикция королевских судов значительно расширилась: они могли пересмотреть любое решение сеньориального суда.

Во-вторых, наметилось постепенное обособление судов от административных органов и соответственно формирование судебной системы централизованной монархии.

Еще при Людовике IX на базе Королевской курии был создан высший суд королевства — Парламент. Вначале в нем доминировала феодальная знать, но вскоре они уступили место королевским легистам. Парламент стал высшим апелляционным судом. Его разделили на палаты: большую (судебную), несколько следственных, а через некоторое время — на несколько палат прошений. Парламент рассматривал наиболее важные уголовные и гражданские дела, мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ранее рассмотренных или вновь представленных доказательств. Установленный порядок пересмотра судебных дел по существу, который стал называться апелляцией, вводил контроль центрального суда над местными судами.

Церковный суд в значительной мере утратил черты сеньориальной юстиции. Он трансформировался в специальный суд по делам особой предметной и персональной подсудности (ереси, колдовство, сожительства, ростовщичество и т.д.). Сложилась инстанционная система церковных судов. Низшей инстанцией был суд официалов — специальных уполномоченных епископа, второй инстанцией — суд архиепископа, следующей — суд кардинала. Высшей инстанцией, рассматривавшей наиболее важные дела, имеющие канонический характер, а также некоторые гражданско-правовые дела, главным образом семейные, был суд римской курии.

В XIV в. создается специальный орган уголовного преследования и обвинения — прокуратура. Первоначально это была группа особо доверенных людей короля — прокураторов, официально уполномоченных следить за соблюдением интересов короны при судебном рассмотрении общегосударственных, местных и даже частных дел. Вскоре их функции расширились. Королевские прокураторы стали выступать в судах как обвинители по делам, которые затрагивали прямо или косвенно интересы монархии, отождествляемые с интересами государства.

3. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ.

Основные черты общественного строя. В XVI в. во Франции появилась мануфактура — первая стадия капиталистического промышленного производства. Мануфактура частично потеснила ремесленное производство в таких крупных экономических центрах, как Париж, Марсель, Леон, Бордо. Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений привело к формированию единого общенационального рынка.

Укрепление экономических и политических связей между отдельными провинциями страны содействовало окончательному оформлению единой нации.

Развитие капитализма вызвало важные сдвиги в социальной структуре общества. Помимо основного господствующего класса — феодалов появился новый класс крупных собственников — буржуазия. Ее.первоначальное ядро составил городской патрициат — богатые купцы, ростовщики, банкиры, очень часто становившиеся собственниками мануфактур. Но этой начальной стадии французской буржуазии были присущи некоторые особенности. Многие буржуа считали выгодным для себя купить должность в судах (парламентах) или административных органах. Правительство, постоянно нуждавшееся в средствах, начало продавать государственные должности, т.е. право на занятие определенного поста в аппарате управления и суде (купленная должность могла передаваться по наследству согласно эдикту 1604 г.). Владельцы должностей справедливо полагали, что жалованье и другие «доходы» вполне оправдывают вложенный капитал. Некоторые должности давали право на дворянский титул, Их носители покупали землю и формально ничем не отличались от потомственных дворян («дворянства шпаги»). В итоге появилась особая прослойка дворян — выходцев из «третьего сословиям («дворянство мантии»). Ее представители вели образ жизни родового дворянства, но вместе с тем не порывали своих политических и экономических связей с основной частью буржуазии. Они очень часто брали на себя защиту ее интересов в государстве.

С развитием товарно-денежных отношений значительная часть крестьянских повинностей была заменена денежными платежами. Дворянство, не довольствуясь этим, вводило дополнительные поборы, обращалось к правительству с просьбой увеличить налоговое обложение крестьянства с последующей передачей собранных средств привилегированным. Львиная доля налогов уходит на содержание двора и его окружения (жалованье, субсидии, подарки, пенсии). В итоге резко возрастает роль королевского фиска в эксплуатации крестьянства.

Как и раньше, население страны делилось на три сословия. Духовенство и дворянство сохранили все свои привилегии, включая аналоговый иммунитета. В состав «третьего сословия» вошло крестьянство.

Основные черты государственного строя. Изменения в социально-экономической структуре французского общества обусловили и трансформацию государства. К началу XVI в. абсолютная монархия в основном оформилась. В ходе своего развития она приобрела во Франции наиболее законченную, последовательную форму. Абсолютизм характеризовался, прежде всего, тем, что вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти сосредоточивалась в руках наследного главы государства — короля. Соответственно ему подчинялся весь централизованный государственный механизм — армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. Все французы, включая дворян, рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословно подчиняться.

Основная часть дворянства, продолжавшего оставаться господствующим классом, не только смирилась с таким положением, но и служила опорой трону. Важным фактором, во многом способствовавшим усилению относительной независимости королевской власти, явилось особое соотношение классовых сил, сложившееся во Франции. В стране утвердилось своеобразное равновесие двух классов: дворянства, начавшего ослабевать, но еще крепко держащегося за свои привилегии и командные посты в государстве, и буржуазии, все более набирающей силу. Буржуазия еще не могла претендовать на политическую доминирующую роль в стране, но в экономической области и отчасти в государственном аппарате она успешно противостояла дворянству. Используя в своей политике противоречия между этими двумя классами, королевская власть добилась значительной относительной самостоятельности.

При Людовике XIV (вторая половина XVII — начало XVIII в.) французский абсолютизм достиг высшей ступени своего развития,

Органы государственной власти и управления. Концентрация всей полноты государственной власти в руках монарха привела к прекращению деятельности Генеральных штатов. Были резко ограничены права парламентов и, прежде всего Парижского парламента. Эдикт 1641 г. обязал его беспрепятственно регистрировать все ордонансы и другие нормативные акты, исходящие от короля. Причем для этого уже не требовалось его личного присутствия. Парламенту было запрещено принимать к рассмотрению какие-либо дела, касавшиеся правительства и его административного аппарата.

Светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью уже в начале XVI в. Болонский конкордат 1516 г. предоставил королю исключительное право назначать кандидатов на посты высших иерархов католической церкви во Франции. Очень скоро последующее утверждение этих кандидатур папой превратилось в формальность. В результате выдвижение на высшие церковные должности фактически стало одним из видов королевского пожалования.

Укрепление власти короля сопровождалось резким ростом бюрократического аппарата и усилением его влияния.

Формирование государственного аппарата во Франции рассматриваемого периода характеризуется рядом особенностей. Во-первых, многие должности правительство продавало, что приносило немалый доход монархии, но имело и отрицательные последствия. Великое множество чиновников заполнило страну. Держатели государственных должностей чувствовали себя относительно независимо по отношению к монархии, которая не могла уволить их с государственной службы (отзыв был возможен, если чиновник совершил должностное преступление, установленное в судебном порядке).

Во-вторых, в период политических кризисов XVI в., особенно во время религиозных войн, правительство с целью привлечения на свою сторону знати вынуждено было передать ее представителям некоторые важные посты в государственном аппарате: губернаторов, бальи, прево и некоторых других. Эти должности затем по традиции стали достоянием отдельных аристократических семей.

В итоге часть государственного аппарата, созданного в период сословно-представительной монархии, не соответствовала своему первоначальному назначению. Она оказалась в руках тех кругов, которые стремились возродить провинциальный сепаратизм, укрепить свою корпоративную автономию.

Центральные органы государственного управления представляли собой ряд различных учреждений, созданных в разные периоды.

Государственный совет. В его состав входили представители высшей придворной аристократии и «дворянства мантии», Государственный совет фактически превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли специальные советы: совет финансов, совет депеш (сообщения с мест) и т.д.

Функционировали и другие органы: тайный совет, ведению которого подлежал, в частности, кассационный пересмотр некоторой категории дел, аппарат канцлера — почетного представителя короля, председательствовавшего в его отсутствие в советах. Часть этих органов действовала более или менее постоянно (совет депеш, совет финансов), но другие функционировали от случая к случаю или не созывались вообще. Тем не менее, должностные лица этих учреждений продолжали числиться на государственной службе и получали огромное жалованье. Таким путем монархия «подкармливала» и привлекала на свою сторону алчную и своевольную знать.

Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли Генеральный контролер финансов и четыре государственных секретаря по военным, иностранным, морским делам и делам двора.

В компетенцию Генерального контролера финансов, по сути первого министра, входило множество вопросов. Он осуществлял руководство сбором и распределением денежных и иных материальных ресурсов королевства, проверял деятельность должностных лиц на местах. В его ведении находились промышленность, торговля, финансы, государственные работы (строительство портов, крепостей, дорог и т.д.), пути сообщения.

Аппарат Генерального контролера и государственных секретарей напоминал министерскую (ведомственную) систему управления.Но полного, четкого разграничения по отраслям управления еще не было,

В ведении каждого секретаря находилось определенное число губернаторств, хотя главные задачи, стоявшие перед ними, были весьма далеки от проблем местного управления.

Формально Генеральный контролер и государственные секретари были подведомственны определенным королевским советам. Но в действительности они подчинялись только королю.

Король решал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики в узком кругу лиц, пользующихся его особым доверием. Среди них Генеральный контроль и государственные секретари занимали одно из первых мест. Эти совещания стали называться Малым королевским советом.

Местные органы государственного управления. В рассматриваемый период территория королевства была разделена на женералитэ, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интендантства, соответствовавшие территориальным подразделениям финансового, военного, церковного, судебного и административного ведомств. Границы этих территориальных единиц часто не совладали.

Провинциальные штаты, там, где они сохранились, созывались только с разрешения короля и проводили свои заседания под контролем интенданта или лица, им уполномоченного. Правомочия провинциальных штатов сводились главным образом к раскладке налогов и сборам единовременных «добровольных» пожертвований короне.

Важное место вмеханизме абсолютизмаво Франции заняла полиция. Наделенная широкими правомочиями,она стала вездесущей. Произвол и коррупция были обычной нормой поведения ее чинов. Была установлена цензура книг, просмотр частной корреспонденции.

Суд. Одновременно функционировало несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городские, церковные. Суды нередко дублировали друг друга, усиливаяэтим волокиту. Бесконечно тянулись споры о подсудности.

В рассматриваемое время продолжалось усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560) и Мулинским ордонансом (1566) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдикт 1788 г. оставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания.

Особую значимость имели военные суды. Были суды морские и таможенные.

Вершиной всего этого судебного комплекса был король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему заверенному лицу любое дело любого суда.

Неопределенность компетенции, наделение судебными функциями административных органов, многозвенность юстиции создавали благоприятную почву для царивших в судах произвола и волокиты. Тон в этом задавали правительство и сам король.

Начиная с правления Ришелье в постоянную практику вошло бессрочное тюремное заточение по приказу короля. Короли выдавали своим приближенным бланки приказов, где не были указаны имена, Обладатель такого документа мог вписать фамилию неугодного ему лица и упрятать его в тюрьму. Бланки приказов очень часто оказывались в руках фаворитов и фавориток короля, которые, используя их, сводили счеты с неугодными им лицами. Практика применения таких приказов («летр де каше») приняла массовый характер. Во времена Ришелье их было использовано более 50 тысяч.