Гунны - это кочевой народ. Атилла - вождь гуннов

Постраничная нумерация сносок сохранена в верхнем индексе.

Глава IX.

От Валамира до Аттилы.

С укреплением и развитием высшего типа варварских отношений у гуннов начинается второй, мировой по своей значимости и известности период их истории.

Первое событие, которое отмечается источниками в связи с возвышением гуннов, - разгром аланов 1 около 370 г. связан с именем Валамира. Как сообщают древние авторы, в частности Аммиан Марцеллин, аланы были кочевниками. Во многом они были похожи на гуннов 2 . Для характеристики их социального строя достаточно указания Аммиана Марцеллина: «они (аланы) не имели никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения; в судьи они до сих пор выбирают лиц, долгое время отличавшихся военными подвигами» 3 . Отличие их от гуннов Аммиан Марцеллин видит в том, что они «с более мягким и более культурным образом жизни» 4 . Кроме того, некоторые авторы отмечают и антропо-

Происхождение восточноевропейского гуннского племенного союза в научной литературе ещё не выяснено. Несомненно, что в состав западного гуннского объединения входили древние птолемеевские «хунн» и «хоны» Кавказа. Имела место бесспорная связь между гуннским образованием и предшествующим скифо-сарматским. В образовании большого объединения гуннского типа несомненную роль сыграли, вступившие в гуннский союз, охотничьи и пастушеские племена Поволжья и даже Приуралья. Повторяем, что кочевые образования юго-восточной Европы, вошедшие в гуннский племенной союз, сформировались как его часть, вероятно, задолго до конца IV в. в связи с восточными кочевниками гуннами. В каких формах осуществлялась эта связь, сейчас можно установить только в общих чертах. Однако, как покажем далее, для поздних гуннов, и особенно для аваров, эта связь документируется археологическим материалом и прежде всего волжскими памятниками. Отмечают монголоидный тип гуннов, в противовес европеоидному аланов, и древние авторы (например Аммиан Марцеллин).

В Восточной Европе до гуннского завоевания имели место два крупных племенных союза - аланский и готский. Объединяя большинство племен Восточной Европы, они не включали в свой состав племена Поволжья и Приуралья, где складывалась экономика племен, ведущих, в частности, скотоводческое хозяйство. Эти скотоводы выделялись из массы охотничьих племен, например, Приуралья. Свидетельством этому являются археологические находки Приуралья и Прикамья, связывающиеся с культурами юга 4 . Вероятно, из этой среды и составилась значительная часть «автохтонов» восточноевропейских

гуннов, которые в совокупности с более южными племенами (напоминаю, что готский и аланский союз не включали всего населения юга Восточной Европы), с остатками того же разбитого аланского союза, а также вместе с азиатскими гуннами (в свою очередь смешавшимися с среднеазиатскими племенами и не представляющими чистых «монгольских» гуннов), составили западногуннский племенной союз.

Надо оговориться, что каждое из приведённых выше сообщений о гуннах у античных авторов не обладает оригинальностью и зачастую является новой редакцией старого сюжета. Эту некритическую преемственность античных авторов, особенно в отношении народов восточного происхождения показал Ю. Юнге 1 .

На основе этих сообщений возникли по существу две версии: одна, - указывающая на местное происхождение гуннов, - с нашей точки зрения более древняя, когда гунны просачивались ещё в небольшом количестве в южнорусские степи, ассимилировались местной средой, а посему, не составляя обособленного этнического целого, были восприняты как местные племена, и другая - более поздняя, - отражающая уже массовое проникновение восточных гуннов в IV в. Попытку примирить эти две версии видим мы у Иордана.

Связь с Востоком, с азиатскими гуннами, выражалась в том, что часть гуннов после распада гуннского племенного объединения на Востоке двинулась на Запад, отношения с которым через яньцай или аланья (аланов) поддерживались с сравнительно древних времён. Особый интерес в этой связи представляют племена юебань, жившие в середине V в. на территории Семиречья, в долине Или и, возможно, на Тяньшане. О них история Северных дворов сообщает: «Владение юебань лежит от Усуня на северо-запад, от Дай в 10 930 ли. Это есть аймак, прежде принадлежавший Северному хуннскому шаньюю, прогнанному китайским полководцем Дэусянь (93 г. н.э. - А.Б. ). Северный шаньюй, перешед через хребет Гиньвэйшань, ушёл на запад, в Кангюй, а малосильные, которые не в состоянии были следовать за ним, остались по северную сторону Кучи. Они занимают несколько тысяч ли пространства, и по числу составляют до 200 000 душ. Жители области Лянчжоу владетеля ещё называют шаньюй - государь. Обычаи и язык одинаковы с гаогюйскими, но более опрятности» 2 .

Этот отрывок представляет исключительный интерес. Прежде всего он указывает, что значительная часть гуннских племён была на территории Советского Союза и, повидимому, ближайшим образом связана, как было указано в главе VI, с этногенезом племён, из которых позднее образовались среднеазиатские народы. Сходство по языку с гаогюйцами свидетельствует об их тюркоязычности и этническом родстве с уйгурами 1 . Этот отрывок представляет также интерес и потому, что это совершенно достоверный факт движения гуннов на запад, подтверждающий, в какой-то мере, передвижения части гуннов с Востока на Запад. Движение их, как мы выше отметили, происходило, видимо, севернее Сыр-дарьи, через страну кангюй.

Марксистско-ленинская наука не отрицает такого типа переселений 2 . Известны многочисленные указания К. Маркса и Ф. Энгельса о характере и причинах переселений, например: «То же давление избытка населения на производительные силы заставило варваров с плоскогорий Азии вторгаться в древние культурные государства. Здесь под другою внешнею формою действовала та же причина. Только оставаясь в небольшом числе, они могли продолжать быть варварами. То были пастушеские племена, охотники и воины; их способ производства требовал обширного пространства земли для каждого отдельного индивидуума, как то имеет место ещё поныне у индейских племён Северной Америки. Когда они увеличивались в числе, то сокращали друг другу площадь производства. Поэтому избыточное население было вынуждено пускаться в те великие сказочные странствия, которые положили начало образованию народов в древней и новой Европе» 3 .

В этом объяснении даётся разгадка причин передвижения какой-то части азиатских племён в эпоху гуннов. Но совершенно ясно, что не они были «праотцами» европейских народов, и не это доказывают К. Маркс и Ф. Энгельс. И суть заключается не в личных духовных качествах такого варвара-завоевателя, и не в самом акте завоевания. «Феодализм, -

говорят К. Маркс и Ф. Энгельс, - вовсе не был перенесён в готовом виде из Германии; его происхождение коренится в военной организации варварских войск во время самого завоевания, которая лишь после завоевания, благодаря воздействию найденных в завоеванных странах производительных сил, развилась в настоящий феодализм» 1 .

Из всех высказываний по данному вопросу явствует одно - ни Ф. Энгельс, ни К. Маркс не отрицали таких передвижений и, судя по их словам, относили их к сравнительно далеким временам, во всяком случае включая и время гуннов.

Принимая историческую возможность такого передвижения, мы, однако, основное внимание уделяем вопросу участия в гуннском племенном союзе автохтонных племён. Каковы бы ни были размеры движения из Азии, не оно определило возникновение гуннского образования на Западе. Корни этого образования в значительной мере надо искать в истории местных, восточноевропейских племён. На антропологическом и лингвистическом материалах исследователи стремятся доказать автохтонное происхождение гуннов. Они отмечают, что антропологический тип не является показателем для утверждения о миграции кочевников из Азии, так как, например, антропологические данные тюркской «расы» настолько разнородны, что говорить о каком-либо расовом единстве западных и восточных тюрок не приходится 2 .

Более осёдлые скотоводы и в антропологическом типе отличаются от номадов. Мы отмечали ранее кочевников двух типов - «гуннского» и «аланского». Это деление крайне условно и показывает лишь, что вопрос о степени влияния разных условий кочевого быта на различие в антропологических типах ещё не решён. Если эта проблема будет разрешена, то тогда, возможно, объяснится и наличие на юге России двух антропологических типов, «гуннского» и «аланского», в Азии гуннского и динлинского. Мы предполагаем, что различия между гуннами и аланами вызваны принадлежностью тех и других не только к разным этническим группам племён, но и к разным социально-экономическим образованиям. Гунны происходили из районов степей, в прошлом были охотниками и скотоводами; аланы были скотоводами пастушеского типа (т.е. знали земледелие). Может быть, в этих условиях происхождения и формирования гуннских и аланских племён и кроются объяснения различия их антропологического типа.

Самыми ярыми миграционистами - Ам. Тьерри и Ю. Клапротом высказывалась мысль, что в Восточной Европе гунны приобрели финские антропологические черты в результате смешения их с уральскими, угрофинскими народами. Бесспорно, что в гуннском племенном союзе Запада надо учитывать новые племенные образования охотников-скотоводов лесостепной полосы. Для Ю. Клапрота - это угрофинские народы. Для нас это - совокупность этнически разнообразных племён, по социальному строю сравнительно сходных с аналогичными племенами Центральной Азии в эпоху сложения там гуннского племенного союза. Как мы покажем далее, многие предметы материального производства западноевропейских гуннов могут быть объяснены на основании данных раскопок, например, Пермского края. Многие памятники гуннской культуры в Западной Европе корнями своими уходят в эпоху существования культуры обществ Ананьинского и Пьяноборского типов. Объяснение вещей Петроссы, например, мы ищем здесь, а не на далёком от Венгрии Алтае. Доступный науке материал по культуре гуннов скорее позволяет установить связь между европейскими гуннами и предшествовавшими образованиями, чем всецело увязывать происхождение западных гуннов с восточными. Только сравнительно небольшая часть явлений найдёт себе объяснение в восточном происхождении. Судя по тому, что аланы были такими же, как и гунны, кочевниками, можно предполагать, что часть из них включилась в гуннскую орду, другая часть передвинулась к югу, на Северный Кавказ, где следы их сохранились вероятно в сабирах, а до наших дней среди племени осетин, возможно, в дигорах «тохарах» 1 . Несомненно, что смешение гуннов с аланами происходило ещё в приаральских степях, на восточных границах расселения аланов. С другой стороны, и Приаралье с древнейших времён, как показал С. Толстов,

было связано с Приуральем. Возможно, тогда складываются те этнокультурные близости, в которых всё больше и больше утрачивались восточные элементы гуннов. Напомним, что уже среднеазиатские гунны являлись носителями местной, т.е. среднеазиатской, культуры.

Гунны двинулись к южным степям Восточной Европы, представлявшим собою удобные пастбища и потребную для форм хозяйства гуннов территорию. Естественной границей этой территории на западе был Днепр. Здесь и произошло столкновение гуннов с готами в 371 г.

В первую очередь гунны столкнулись с остготами. У греческих и латинских авторов, говорящих о варварских обществах юга Восточной Европы, имеются неоднократные упоминания о разгроме готов.

Готы в то время (время Германариха) были обществом, стоявшим на ступени формирования классовых отношений варварского «полугосударства» (К. Маркс). Успех пропаганды Ульфилы и распространение христианства служат этому подтверждением. Некоторые данные о внутреннем строе готов дают возможность предполагать, что у них процесс разложения родового строя основывался на широко развитом рабстве. Труд рабов использовался, главным образом, в развитом у готов земледелии. О социально-экономических отношениях готов к моменту гуннского завоевания имеются яркие свидетельства древних авторов.

Готы, называемые многими источниками скифами, во времена Германариха господствовали над многими племенами, в частности над племенами, жившими по Борисфену, т.е. Днепру.

Имеется любопытный рассказ Иордана о готах: «В то время, когда Германарих, хотя он, как я выше сказал, вышел победителем из борьбы со многими народами, однако же начал думать о появлении гуннов, вероломные россомоны (роксолане, - А.Б. ), бывшие у него в рабстве, нашли случай погубить его» 1 . Апологет готов, Иордан объясняет победу гуннов смертью Германариха. Источники скупы на факты о внутреннем устройстве готов, но, хотя и немногочисленные, приведённые данные отчётливо говорят о сильной степени разложения родового строя у готов и об их известной слабости по сравнению с сохраняющими ещё свою варварскую силу гуннами. Вскоре после разгрома остготов гунны столкнулись с вестготами 2 .

Подобно тому как аланы включались в состав гуннской орды, так и часть вестготов под начальством Гунимуда, сына Германариха, вошла в состав гуннского племенного союза, другая часть направилась на запад, к римским границам.

Вторым местом борьбы гуннов с готами, вернее с вестготами, были берега Днестра (Истра). Здесь был нанесён вестготам сокрушительный удар, они были разбиты на две части, одна из них во главе с Атанарихом была отброшена на Карпаты 1 , другая под начальством Фритигерна искала защиты у Рима 2 .

По этому поводу источники сообщают: 3 «Побеждённые скифы (готы, - А.Б. ) были истреблены уннами, и большинство их погибло; они их ловили и избивали вместе с жёнами и детьми, причем не было предела жестокости при избиении; другие, собравшись вместе и обратившись в бегство, числом немного меньше 200 000...» 4 . Иордан сообщает, что вестготы «общим приговором решили отправить в римскую землю посла к императору Валенту, брату старшего Валентиниана, прося дать им часть Фракии или Мизии для поселения, на основании римских законов, с повиновением его воле» 5 . В 376 г. император Валент принял готов, а в 378 г. произошло большое восстание вестготов 6 .

Собственно первоначальное движение гуннов заканчивается на Днестре. Проспер Аквитанский (середина V в.) отмечает, что «племя гуннов опустошает землю готов, которые, будучи приняты римлянами без сложения оружия, поднимают восстание» 7 .

Филосторгий, описывая движение гуннов вслед за готами, указывает, что, «перейдя через замёрзшую реку (Истр, - А.Б. ),

одни из гуннов вторглись своими полчищами в Римскую землю и, пройдя по всей Фракии, разграбили всю Европу» 1 . О занятии Фракии гуннами говорит и Зосим 2 . Известно успешное выступление гуннов против готов под предводительством Ульда и битвы Ульда с Гаином 3 . Созомен, описывая поход гуннов под предводительством Ульда во Фракии, указывает, что Ульд, взяв путём измены мизийский город Кастра Мартис «совершал оттуда набеги на остальную Фракию и по своей самонадеянности не хотел и слышать о договоре с римлянами» 4 .

Во времена Ульда происходит распад кочевой гуннской орды 5 . Огромная территория и большое число покорённых племён, а также рост классовых отношений, - всё это, вместе взятое, препятствовало закреплению достигнутых успехов. Столь грандиозные завоевания привели гуннское общество к усилению классообразующих процессов. Гуннская орда ослабевает, чем воспользовалась Восточноримская империя. Феодосию, разбившему готов, удалось разбить и гуннов, находившихся в пределах его империи. Зосим сообщает, что «множество уннов заняло обитаемые ими (скифами, т.е. готами, тайфалами и другими племенами, - А.Б. ) области; император Феодосий стал готовиться со всем войском к войне» 6 . Непосредственно военной операцией ведал Модар, «происходивший из скифского рода, но незадолго перед тем перебежавший к римлянам и за высказанную верность получивший начальническую должность в войске» 7 . Успешные военные операции привели к тому, что «Фракия, которой грозила самая печальная участь, на время успокоилась после столь неожиданной гибели пребывавших в ней варваров» 8 . Ульд спасся бегством за Истр, а основная масса войска, состоявшего из ряда племён (Созомен особо выделяет скифов 9 ),

попала в рабство. Одних продали по дешёвой цене, других даром роздали в рабство 1 , или они попали в «вассальные» отношения: «значительное число их, оставшихся непроданными, получило приказание жить в разных местах» 2 . Победа Восточноримской империи над варварами-гуннами и обращение захваченных в плен гуннов в рабство - временно затормозили развитие классовой дифференциации в гуннском обществе и нанесли удар всему объединению. Гуннское образование распадается. События, связанные с первым распадом гуннского варварского объединения, показывают, что завоевания, если они не сопровождались у племён-завоевателей быстрым формированием государства, оказывались непрочными. Гуннский племенной союз был слишком велик, чтобы его можно было сохранить средствами патриархально-родового строя. Захват варваров в рабство Восточноримской империей, удар, нанесённый гуннам Феодосием, только временно приостановили рост могущества гуннов, создали все предпосылки для их возрождения. Гунны имели в качестве своего союзника сельское население Восточноримской империи, варваризировавшееся во время Валента и Феодосия. Надо помнить, что в составе этого населения было немало задунайских варваров, жаждущих освобождения.

Подъём гуннской орды и третий, самый значительный, этап истории западных гуннов (V в.) связаны с именем их вождя Руя или Ругилы 3 . Распадение гуннской орды было недолговременным. Однако нам не известны вожди гуннов этого периода. Гунны не совершали походов, и поэтому источники, в частности византийские, почти не знают имён их вождей. Возможно, что варварское общество в короткий период упадка вообще не имело вождей типа Валамира.

Приск Панийский сообщает, что Руя (Руа) «решился вести войну против амилзуров, итимаров, тоносуров, войсков и других народов, поселившихся на Истре и прибегавших к союзу с римлянами» 4 . Племена, с которыми Ругила вёл борьбу, вероятно, жили ранее по северному побережью Чёрного моря и входили в состав гуннской орды во время первого этапа их истории. Ругила пытался ещё раньше устано-

вить прерванный во времена Ульда мир с римлянами и вторично послал в Константинополь некоего Ислу. Несогласия между Ругилой и Римской империей объясняются задержкой и невыдачей гуннам их перебежчиков. Ругиле удалось снова объединить племена, и он даже перешёл Дунай и занял Паннонию 1 . В результате этого усиления он и потребовал «возвращения всех перебежчиков, свободной и равноправной торговли на границе и увеличения ежегодной дани до 700 фунтов золота» 2 .

При Ругиле гунны обменялись с Империей посольствами. К римлянам был послан Исла, который вернулся обратно с Сангилахохм, но гунны и римляне не пришли к окончательному соглашению. Рутила объединял племена, главным образом, в восточной части степей. Продолжение дел Ругилы выпало на долю его племянника - Аттилы, который вошёл в историю, как один из самых крупных представителей варварских образований. Не случайно А. Тьерри пишет, что «имя Аттилы завоевало себе место в истории человеческих гениев рядом с именем Александра и Цезаря» 3 .

Собственно, после смерти Ругилы, последовавшей в 433 г., наследниками его являлись два племянника, Бледа и Аттила, сыновья его брата Мундзука. История первых 8 лет их царствования неясна. С 445 г., после смерти Бледы, Аттила становится единственным вождём гуннского объединения.

1 См.: Ю. Кулаковский. Аланы по сведениям классических и византийских авторов. Чтения общества Нестора Летописца, XIII. Спорную точку зрения об археологических памятниках аланов высказывает Ю. Готье: Кто были обитатели Верховного Салтова? ИГАИМК, V, стр. 65-84. См.: ИС, ч. 3-4, гл. I.

2 См.: Амвросий. CK, II, вып. 2, стр. 350, - Орозий, CK, II, вып. 2, стр. 406. Дегинь предполагает, что аланы были разбиты северными гуннами, которые под предводительством Чжичжи удалились в Европу; в начале нашей эры, по его заключению, гунны с берегов Яика завоевали соседей на западе, называемых «яньцай», упоминаемых ещё Птолемеем и являющихся известными аланами (см.: Dеguines. Histoire générale des Huns, I, ч. 2, 1756, стр. 278-279). Упомянутые яньцай были известны Китаю, на основании чего Ф. Хирт предполагает, что Китай познакомился с ними через своих купцов, бывавших у гуннов и аланов. На этом же основании, в интересах торговли, как предполагает Ф. Хирт, и произошло передвижение гуннов с Востока на Запад; см.: F. Hirt. Über Volga-Hunnen und Hiung-nu, стр. 250 сл. Ср. также его: Mr. Kingsmill and the Hiung-nu. Leipzig, 1910, отд. отт. из AOS, XXX, 1909.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Революционная эмиграция в Лондоне. Эмиграция из Англии, Соч., т. IX. стр. 278-279.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. 1935, стр. 63.

2 Т. Трофимова. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. М., 1949.

1 Павел Орозий сообщает, что «два клана готов (остготы и вестготы, - А.Б. ), затем аланы и гунны грабили друг друга, производя разные убийства» (CK, II, вып. 2, стр. 406). Это место свидетельствует о характерных для такой стадии общественных отношений раздорах внутри варварских объединений. См. также о совместном упоминании гуннов и аланов: Аврелий Виктор, CK, II, вып. 2, стр. 318. - Латиний Пакт, Дрепания. CK, II, вып. 2, стр. 346. - Амвросий, CK, II, вып. 2, стр. 353. Несомненно, что восточноиранские элементы в аланской этнической группе, тесно связанные прежде всего с Хорезмом, отражают древнее состояние аланских племён. «Иранизация» верхушки этих племён - древнее гуннского вторжения. Последнее имело значение только для расселения народов Северного Кавказа и, быть может, некоторой тюркизации равнинных племён. Устойчивая самобытность культуры племён Кавказа удержалась и при гуннском нашествии. Ср. точку зрения В.И. Абаева, считающего аланов догуннского периода иранскими племенами (см. его: Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1949).

1 Иордан, ук. соч., стр. 240; см.: Am. Thierry, Histoire D’Attila, I, стр. 16.

2 О разгроме готов и смерти Германариха см. П. Шафарик. Славянские древности, I, кн. 2, стр. 248-250, - ИС. ч. 3-4, стр. 29 сл.

1 См.: Аммиан Марцеллин, CK, II, вып. 2, стр. 343; см.: Сократ, CK, I, вып. 3, стр. 751.

2 См.: Созомен, CK, I, вып. 3, стр. 763.

3 Оросий, CK, II, вып. 2, стр. 404; см.: Созомен, CK, I, вып. 3, стр. 762 сл.

4 Евнапий, CK, I, вып. 3, стр. 727.

5 Иордан, ук. соч., стр. 240; см.: Эвнапий Сардиец. Византийские историки, СПб., 1861, стр. 125. - Амм. Марцеллин, CK, II, вып. 2, стр. 342-344.

6 На истории готов в Восточноримской империи мы здесь специально не останавливаемся. Необходимо отметить лишь, что в Восточноримской империи готы поднимают восстание (восстание 378 г. и бой у Андрианополя). По указаниям Зосима, готы предпочли «предаться уннам, чем погибнуть в страшных мучениях, которые обыкновенно бывают следствием голода» (Зосим, CK, I, вып. 3, стр. 803) или «произошло такое избиение скифов (готов, - А.Б. 6 CK, I, вып. 3, стр. 804.

В гуннах обыкновенно видят тюркский народ сюнну или хьюнг-ну (Huing-nu), упоминаемый в китайских хрониках еще за несколько столетий до Р.Х. Под натиском империи Хань гунны якобы постепенно откочевывали из Внутренней Азии на запад, включая покоренные народы - угров, монголов, тюркские и иранские племена - в свою орду. Около 370 г. они переправились через Волгу, разгромили аланов и затем набросились на остроготов.

Этой точки зрения придерживаются главным образом ученые «евразийской» школы для иллюстрации своих концептуальных построений. Однако письменные источники и археология говорят, что исторические судьбы сунну оборвались в начале н. э. где-то на территории Средней Азии. Все первое столетие н. э. - это эпоха непрерывного упадка некогда могущественного племенного объединения. Голод, бескормица и внутренние распри привели к тому, что в середине I в. держава сюнну, охватывавшая Южную Сибирь, Монгольский Алтай и Манчьжурию, распалась. Часть сюнну откочевала на запад, в некую страну «Канцзюй» (предположительно на территории Киргизии). Здесь один их отряд численностью в 3000 воинов, возглавляемый шаньюем Чжи-Чжи, был разгромлен китайцами и полностью уничтожен (убито 1518 человек и попало в плен свыше 1200). Другие орды сюнну, мигрировавшие в этот район, в течение I в. были подчинены племенным союзом сяньби. Характерно, что источники ничего не сообщают о дальнейшем продвижении сюнну на запад. Бегут «неизвестно куда» только их вожди - шаньюи, а основная масса племени остается на месте. Так, наиболее крупая орда сюнну, насчитывавшая 100 000 кибиток, после своего поражения в 91 г. «приняла название сяньби», то есть влилась в это племенное объединение. Археологических памятников сюнну западнее Средней Азии не обнаружено. Таким образом, родство гуннов и сюнну/хьюнг-ну основывается евразийцами исключительно на некотором сходстве их имен. Поэтому правы те исследователи, которые полагают, что «их отождествление (с народом хьюнг-ну. - С. Ц.), некритично принимаемое многими учеными... в действительности не обосновано и противоречит данным лингвистики, антропологии и археологии…» [Свод древнейших письменных известий о славянах. Составители: Л. А. Гиндин, С. А. Иванов, Г. Г.Литаврин. В 2-х т. М., 1994. Т. I, 87-88].

Вопрос об этнической и языковой принадлежности гуннов доныне остается дискуссионным. Я придерживаюсь мнения, что европейские гунны IV-V вв. должны быть отождествлены с племенем хунну, о котором уже в середине II в. писал Птолемей, помещая его на территорию «между бастарнами и роксоланами», то есть значительно западнее Дона, вероятно, где-то между Днестром и Средним Поднепровьем. По всей видимости, эти хунны принадлежали к угро-финской языковой семье. В языках некоторых уральских народов слово «гун» или «хун» означает «муж», «человек» [Кузьмин А. Г. Одоакр и Теодорих. В кн.:Страницы минувшего. М., 1991, с. 525]. Но хуннская орда была, конечно, неоднородна по своему этническому составу. Скорее всего к середине IV в. хунны подчинили себе угорские и булгарские племена Подонья и Поволжья. Это племенное объединение и получило в Европе название «гунны».

Вторжение гуннов в Северное Причерноморье и Крым было подобно падению камня, вызвавшему сход горной лавины. Военное преимущество гуннам обеспечивала их тактика. В начале сражения, избегая рукопашного боя, они кружили вокруг противника и осыпали его стрелами до тех пор, пока вражеские боевые порядки не приходили в полное смятение, - и тогда решительным ударом собранных в кулак конных масс гунны довершали разгром; в рукопашном бою они орудовали мечами, «нисколько не помышляя о себе», как замечает Аммиан Марцеллин. Их стремительное вторжение застало врасплох не только римлян, но и племена Северного Причерноморья. Современники в связи с этим единогласно пишут о «внезапном натиске», «внезапной буре» и уподобляют гуннское нашествие «снеговому урагану в горах».

В 371 г. гунны ворвались во владения готского короля Эрманариха. Ряд раннесредневековых авторов, в том числе Иордан и Прокопий Кесарийский, приводят в связи с этим забавный случай, который помог гуннам проникнуть в Крым. Однажды гуннская молодежь охотилась на оленей на берегу Мэотиды (Азовского моря) и прижала одну самку к самой воде. Неожиданно она бросилась в воду и пересекла море вброд, увлекая за собой охотников. На другом берегу, то есть уже в Крыму, она исчезла, но гунны не огорчились: ведь теперь они узнали то, о чем раньше и не подозревали, а именно, что в Крым, к остроготам, можно попасть, минуя хорошо охраняемый Перекопский перешеек. Вернувшись к сородичам, охотники сообщили о своем открытии, и гунны всей ордой вторглись в Тавриду по пути, указанному им животным. История с оленихой, если это, конечно, не легенда, могла произойти только в одном месте - в Сивашском заливе, через который с севера на юг тянется Арабатская стрелка - узкая и длинная коса, на севере очень близко подходящая к берегу моря. Это еще раз подтверждает, что остроготов атаковали хунны Птолемея, а не сюнну, пришедшие из-за Волги, которые в таком случае должны были появится в Крыму со стороны Тамани.

Королевство остроготов было превращено гуннами в груду развалин, население подверглось массовой резне, сам престарелый Эрманарих в отчаянии покончил с собой. Большинство остроготов отступило на запад, к Днестру; оставшиеся признали власть гуннов, и только небольшой части остроготов, укрепившейся на Керченском полуострове удалось сохранить свою независимость (их потомки были известны под именем готов-трапезитов* еще и в XVI в.).

* Трапезунтом в древности называлась гора Чатырдаг в южном Крыму; Иордан знает также крымский город Трапезунт, разрушенный гуннами.


Сражение между гуннами и готами

Гунны между тем обрушились на везеготов, устроив им настоящую бойню. «Побежденные скифы (везеготы. - С. Ц.) были истреблены гуннами и большинство их погибло, - пишет современник этих событий Евнапий, - причем не было предела жестокости при их избиении». В 376 г. десятки тысяч спасающихся от нашествия везеготских семейств появились на берегу Дуная, умоляя римские власти позволить им переправиться и поселиться во Фракии. За ними шли остроготы, слыша за своей спиной топот и ржание гуннских лошадей. Император Валент согласился принять везеготов, намереваясь использовать их для пограничной службы на дунайской оборонительной линии. Однако переправа такого огромного количества людей заняла много времени; подвоз припасов не был организован должным образом, и среди везеготов разразился голод. Римские чиновники вместо помощи «варварам» использовали ситуацию в целях личного обогащения. За кусок хлеба они заставляли везеготов отдавать им в рабство жен и детей. Дошло до того, что любого раба продавали за десять фунтов говядины или за ковригу хлеба. Аммиан Марцеллин пишет даже, что римляне «по ненасытности своей, набрав откуда только было можно собак, давали их по одной за каждого раба», а Иордан утверждает, что голодные везеготы порой продавали своих детей в рабство за «дохлятину - собачью и других нечистых животных».

Доведенные до отчаяния везеготы взбунтовались, опустошили Фракию, и римлянам пришлось усмирять их силой оружия. Но на помощь разбитым везеготам пришли остроготы, переправившиеся через Дунай без императорского позволения и приглашения. 9 августа 378 г. на равнине возле Адрианополя римские легионы были растоптаны готской кавалерией; решающая роль в победе принадлежала остроготам и их союзникам аланам, которые «как молния» обрушились на врага. Император Валент пал в сражении и даже тело его не было найдено. По известию Иордана, он укрылся в каком-то поместье близ Адрианополя, а готы, не зная об этом, сожгли дом вместе с ним. Его преемник, император Феодосий I, с большим трудом спас положение, даровав готам права федератов (союзников империи, получающих регулярное жалованье). Тем временем в Паннонию вступила гуннская орда, увлекая за собой аланов, угров, булгар и другие кочевые племена южных степей. Эти события были началом Великого переселения народов.

Страшное опустошение Северного Причерноморья, произведенное гуннами, не замедлило отразиться на самих разрушителях, среди которых разразился голод. Приостановив наступление на запад, гуннская орда в конце IV столетия перевалила через Кавказ и наводнила Переднюю Азию, разоряя и грабя города и массами уводя население в рабство. Сельские местности Сирии и Каппадокии совершенно обезлюдели. Осаде подверглась Антиохия; Иерусалим и Тир готовились к отражению нашествия; Аравия, Финикия, Палестина и Египет, по словам писателя V в. Иеронима, «были пленены страхом». Гунны отступили только после того, как иранский шах двинул против них крупные силы.

Именно здесь, в степном лагере Аттилы, мы слышим первое славянское слово, долетевшее до нас из бездны времен. И обозначает оно - о, Русь, это ты! - хмельной напиток. Приск, один из участников византийского посольства 448 г. к Аттиле, рассказывает, что по пути к лагерю гуннов посольство останавливалось на отдых в «деревнях», жители которых поили послов вместо вина питьем, называемым по-туземному «медос», то есть славянским мёдом. К сожалению, Приск ничего не говорит об этнической принадлежности гостеприимных и хлебосольных жителей «деревень», но этот отрывок из его сочинения можно сопоставить с более поздним известием Прокопия Кесарийского о том, что войска ромеев переправлялись через Дунай, чтобы поджечь деревни славян и разорить их поля. Стало быть, этническая принадлежность задунайских соседей не была для византийцев тайной.

Другое славянское слово донес до нас Иордан. Он рассказывает, что после смерти Аттилы его труп был выставлен посреди степи в шатре, и всадники, объезжая его кругом, устраивали нечто вроде ристаний, оплакивая его в погребальных песнопениях, в которых превозносились подвиги покойного. «После того как он был оплакан такими рыданиями, - пишет Иордан, - они устраивают наверху его кургана великое пиршество, которое они сами называют страва, и, сочетая в себе поочередно противоположное, выражают похоронную скорбь, смешанную с радостью, и ночью труп, тайно скрытый в земле, окружают покровами - первый из золота, второй из серебра, третий из прочного железа... И, чтобы такие богатства были сохранены от человеческого любопытства, они, вознаградив гнусностью, уничтожили предназначенных для этого дела, и мгновенная смерть с погребенным последовала для погребавших».

Иордан прав лишь отчасти, приписывая убийство устроителей могилы Аттилы стремлению гуннов скрыть место погребения своего предводителя. Точнее, перед нами - древний обычай убийства слуг вождя для сопровождения его в загробный мир. Например, Менандр под 576 г. сообщает, что в день погребения правителя Западного Тюркского каганата Дизабула были убиты кони умершего и четверо пленных, которых как бы послали в загробный мир к усопшему, чтобы рассказать ему о совершенной в его честь тризне. Как часть похоронного ритуала для знати, этот обычай зафиксирован также у русов еще в начале X в.

Несмотря на то, что описание похорон Аттилы имеет этнографические параллели в погребальных обрядах не только кочевников, но и вообще многих народов древности, - термин «страва» (strava) в смысле «погребальное пиршество, поминки» известен только в славянских языках. Так, в польском и чешском он имеет значение «пища». Возможно, гунны заимствовали его у славян вместе с какими-то чертами, обогатившими их собственный погребальный обряд [Свод, I, с. 162-169].

Сознавая слабость обоих частей разделенной Римской империи, Аттила вел себя как подлинный повелитель мира. С ножом у горла он требовал от западного и восточного императоров выполнения всех своих требований и даже капризов. Однажды он велел византийскому императору Феодосию отдать ему богатую наследницу, на которую зарился один из его воинов: насмерть перепуганная девушка спаслась бегством, но Феодосий, чтобы предотвратить войну, был вынужден найти ей заместительницу. В другой раз Аттила потребовал от западноримского императора Валентиниана священные сосуды, спасенные епископом города Сирмия при разграблении гуннами этого города. Император ответил, что такой поступок будет с его стороны святотатством и, пытаясь удовлетворить алчность гуннского вождя, предложил вдвойне оплатить их стоимость. «Мои чаши - или война!» - ответил Аттила. В конце концов, он захотел получить от Феодосия баснословную дань, а от Валентиниана - его сестру Гонорию и половину империи в качестве приданого. Встретив от того и другого отказ в своих притязаниях и будучи, кроме того, взбешен попыткой одного из членов посольства Приска отравить его, он решил атаковать сразу обоих своих врагов. Два гуннских посланника в один день предстали перед Феодосием и Валентинианом, чтобы сказать им от имени своего повелителя: «Аттила, мой господин и твой, приказывает тебе приготовить дворец, ибо он придет».


Средневековые изображения Аттилы

И он действительно пришел в страшный 451 год. Потрясенные современники уверяют, что его приход возвестили кометы, лунное затмение и кровавые облака, посреди которых сражались призраки, вооруженные пылающими копьями. Люди верили, что наступает конец света. Аттила виделся им в образе апокалипсического зверя: одни летописцы наделяли его головой осла, другие свиным рылом, третьи лишали его дара слова и заставляли издавать глухое рыканье. Их можно понять: это было уже не нашествие, а потоп, Германия и Галлия исчезли в водовороте людских масс, конных и пеших. «Кто ты? - кричит Аттиле святой Лу (St. Loup) с высоты стен Труа. - Кто ты, разметавший народы, как солому, и ломающий короны копытом своей лошади?» - «Я Аттила, Бич Божий!» - звучит в ответ. - «О, - отвечает епископ, - да будет благословен твой приход, Бич Бога, которому я служу, и не я остановлю тебя».

Помимо гуннов Аттила привел с собой булгар, аланов, остроготов, гепидов, герулов, часть франкских, бургундских и тюрингских племен; современные источники умалчивают о славянах, однако не приходится сомневаться, что они присутствовали в качестве вспомогательных отрядов в этой разноплеменной орде. По словам Иордана, гунны держали во власти весь варварский мир.


Аэций

И все же на этот раз «Гесперия» устояла. Полководец Аэций, последний из великих римлян, противопоставил гуннской орде коалицию германских племен - гибнущую цивилизацию должны были отстаивать варвары. Знаменитая Битва народов произошла в июне 451 г. на обширных Каталаунских полях в Галлии, близ современного Труа (в 150 км восточнее Парижа). Ее описание современниками напоминает рагнарёк - последнее грандиозное побоище богов в германской мифологии: 165 тысяч убитых, ручьи, вздувшиеся от крови, обезумевший от бешенства Аттила, кружащийся вокруг гигантского костра из седел, в который он намеревался броситься, если бы неприятель ворвался в гуннский лагерь... Противникам так и не удалось сломить друг друга, но спустя несколько дней Аттила, не возобновив сражения, увел орду назад в Паннонию. Солнце античной цивилизации замедлило свой кровавый закат.


Битва на Каталаунских полях. Средневековая миниатюра

На следующий год Аттила опустошил Северную Италию и, обремененный добычей, снова вернулся в придунайские степи. Он готовился нанести удар по Византии, но в 453 г. внезапно скончался, на другой день после свадьбы с германской красавицей Ильдико, которую молва обвиняла в отравлении «Бича Божьего» и «осиротителя Европы». Впрочем, Ильдико вряд ли была новой Юдифью. Скорее всего, как об этом свидетельствует Иордан, Аттила умер во сне от удушья, вызванного часто случавшимся у него носовым кровотечением. После его смерти гуннская империя быстро распалась. Вскоре, потерпев поражение от готов на реке Недао, гунны ушли из Паннонии назад в южное Поднепровье и на Северный Кавказ.

Гуннское «опустошение мира» сыграло важную роль в истории славянского этноса. В отличие от скифских, сарматских и готских вторжений, нашествие гуннов было чрезвычайно масштабным и привело к разрушению всей прежней этно-политической ситуации в варварском мире. Уход на запад готов и сарматов, а затем и распад империи Аттилы позволил славянам в V в. начать широкую колонизацию Северного Подунавья, низовьев Днестра и среднего течения Днепра.

В начале пятого века в мире внешне сохранялось привычное для античной эпохи расположение государств: примерно на одной широте тянулась «цепочка империй» от Атлантического до Тихого океанов. На крайнем Западе по-прежнему находилась Западно-Римская империя, со столицей в Равенне. К востоку от неё располагалась Восточно-Римская (Византийская) империя со столицей в Константинополе. За ней находился могучий Иран, руководимый шахской династией Сасанидов; дальше – Индия во главе с династией Гуптов; и у Тихого океана – Китай, точнее - несколько враждующих друг с другом «Китаев».

На деле существование этих империй было призрачным. С севера на всём протяжении их атаковали многочисленные «варварские» племена, которые даже селились на территориях этих империй, создавая прообразы средневековых королевств. Наиболее могучим из этих варварских племенных объединений были азиатские кочевники гунны. Когда-то они кочевали в степях Монголии, Северного Китая и Южной Сибири, но были вытеснены оттуда другими кочевниками. В результате гунны захватили всю Среднюю Азию и всю степь от Урала до Карпат, а потом и примыкающие к ней лесные зоны, – вплоть до Балтийского моря. В конце концов, в подчинении у гуннов оказалась почти вся Германия, что и вызвало массовое переселение германцев вместе со степняками – аланами, на территорию Римской империи. Оставшиеся вынуждены были гуннам покориться.

Лёгкость, с которой гунны захватили почти весь Запад, нависнув чёрной тучей над обеими Римскими империями и Ираном, объясняется совершенством их военной техники, которой давно овладели китайцы и окружающие их племена, но не знакомой на Западе до прихода гуннов. Гунны великолепно справлялись с прицельной стрельбой из лука на полном скоку и метанием дротиков; при помощи изобретения стремян они могли быстро поворачиваться в седле и стрелять во всех направлениях. Но вскоре покорённые ими народы также овладели этой техникой, и господство гуннов над ними несколько ослабло.

Кроме того, распространившись по огромной территории, гунны стали растворяться среди окружающих народов. Держава гуннов распадалась на многочисленные «улусы», и связь между ними постоянно ослабевала. Долгое время гунны делились на два основных улуса – Восточный и Западный. В Восточный улус «Чёрных гуннов» входила вся степь от Днепра до Урала, и Средння Азия. Жившие там гунны сохраняли свой изначальный жизненный уклад, поскольку условия степей позволяли им пасти свои многочисленные стада. Их ставкой был палаточный город Кара-Балин (по предположению многих историков, – на территории нынешнего Киева). Великим ханом «чёрных гуннов» был Каратон. Ему подчинялись (благодаря удачному расположению на Днепре) и западные гунны, несмотря на наличие собственных ханов. Римские империи и Иран платили ему дань и высылали заложников, что способствовало неожиданному сближению постоянно воюющих между собой Византийской империи и Ирана.

В заложниках у Каратона был, в числе прочих, римский офицер Аэций, родившийся в степной провинции Паннонии, и потому великолепно с детства владевший гуннской военной техникой и языком. С 409 по 416 годы Аэций находился в плену у вестготов, пока вестготы во главе с королём Вальей не заключили мир с Римской империей и не вернули пленников. Однако в 415 г. византийские агенты убили хана придунайских гуннов - Доната. Чтобы задобрить Каратона, византийцам и римлянам пришлось отправить к нему знатных заложников. И Аэций, только освободившись от готов, оказался среди гуннов, которых он поразил своим военным мастерством.

Западные гунны к этому времени заметно отличались от восточных, – степей за Днепром было мало и стада пасти было негде. Гунны просто становились правящей верхушкой у германских и славянских племён, перенимая их культуру, язык, имена. На Западе сложилось три улуса, – ими руководили сыновья Каратона. Ближе к Днепру находился улус «Волинана» (Волынь) во главе с Ругилой, после гибели Доната ему отошли также земли нынешней Болгарии. На Среднем Дунае находился улус хана Бейбарса (Бавария), на Эльбе – улус Октара (Ак-Тюрка), в честь которого население большей части Германии стало называться тюрингами («ак-тюрингами»). Октар постоянно оказывал нажим на живущих вдоль Рейна бургундов, а также саксов Северной Германии, вынужденных массово переселяться в Британию. Фактически в улусах Бейбарса и Октара ничего гуннского не осталось, – это были германские племенные объединения, руководимые гуннами, полностью перенявшими германскую культуру и женатыми на германских «принцессах». На дочери самого Октара, похоже, женился король франков Фарамонд, обезопасив себя таким образом от гуннского вторжения.

Постепенно гунны совсем бы растворились среди европейских племён, как растворились во Франции и Испании бывшие кочевники аланы. Однако произошёл новый всплеск «Великого переселения народов», и всё началось сначала. Создавшие кочевую империю на севере Китая жужане (будущие авары) во главе с правившим с 410 г. их вторым каганом Хулю (вплоть до его убийства собственными вельможами в 415 г.) активно, при помощи Китая, захватывали Прибайкальскую Сибирь. Многие обитавшие там народы бежали в Среднюю Азию. Самым крупным из бежавших народов были тюрки-уйгуры (не целиком). В Средней Азии произошёл переизбыток населения. Гунны стали давить на Иран и государства-оазисы - Мерв, Балх и т.д. Окончательно пало Кушанское царство в Афганистане, когда-то бывшее огромной империей, охватывающей всю Среднюю Азию и Индию. Иранский шах Йездегерд, который смог добиться мира на внешних границах, а также религиозного мира внутри страны, смог создать коалицию из племён Средней Азии, с которыми ранее Ирану приходилось воевать. В противовес «чёрным гуннам» выступила разношёрстная коалиция, состоявшая из бывших ираноязычных горожан долины реки Эфталь – эфталитов, а также - потомков кушан – кидаритов, тюрков – хионитов, часть уйгуров, потомков массагетов, называющих себя «алхан» (то есть аланами), каких-то «ложных аваров» и многих других. Коалиция стала называться «белыми гуннами» (по-тюркски – акацирами). Ведущую роль в ней стали играть наиболее цивилизованные среди этих племён эфталиты.

«Чёрные гунны» были из Средней Азии выбиты. Об этом говорят многочисленные монеты, изготовленные в те времена в Иране, Кушане, городах-оазисах, но неожиданно попавшие в Карпаты и другие места расселения европейских гуннов. Таким образом, среднеазиатские гунны бежали в Европу. Сначала они расположились в степях Поволжья и Причерноморья, в рамках своего же улуса. Однако «белые гунны» развивали своё наступление и вскоре выбили «чёрных» и оттуда. В 420 г. Кара-Балин пал. Каратон, по-видимому, был убит. Заложники, включая Аэция, вернулись на родину.

Отныне степи к востоку от Днепра стали принадлежать акацирам – странному народу, в котором сочетались иранские, тюркские и финно-угорские корни. Позже название акациров стало произноситься как «хазары». Первым великим ханом (каганом) акациров-хазар был Каридах. Оставшиеся в Средней Азии по-прежнему назывались эфталитами. С хазарами они больше не имели ничего общего, у них были другие проблемы: в 418 году, воспользовавшись уходом гуннов и акациров, в Среднюю Азию вторглись жужане. Теперь их возглавлял каган Датань. Переподчинив кидаритов, они стали вместе с ними и остатками «чёрных гуннов» вести войну против эфталитов и поддерживавшего их Ирана. От окончательного разгрома спасла новая ссора жужаней с Китаем.

После разгрома Восточного улуса, гуннам и сопутствовавшим им тюркским племенам (булгарам и др.) пришлось целиком перебазироваться в Западную Европу. Их новым верховным правителем стал Ругила. Опасаясь дальнейшего продвижения акациров, он попросил у римского императора Гонория предоставить ему для расселения на правах «федератов» (то есть несения военной службы) провинцию Паннонию, – нынешнюю Венгрию. Венгерские степи («Пушта») подходили для кочевого образа жизни гуннов. Гонорий охотно на это согласился. На высоком берегу реки Тисы Ругила строит новую столицу империи гуннов, защищённую гораздо лучше, чем Кара-Балин. Ругила получает высокое римское воинское звание и «оклад» в 350 фунтов золота. Часть гуннов по просьбе римских властей была отправлена во Францию, – подавлять крестьянское восстание «багаудов», где им пришлось воевать под началом отца Аэция – военачальника Гауденция. Теперь уже гуннам пришлось высылать знатных заложников в Рим, в том числе племянника Ругилы – 14-летнего Атиллу. Занимавший благодаря расположению сестры императора Галлы Плацидии важное положение при дворе, 24-летний красавец Аэций хорошо знал Атиллу, находясь в плену у гуннов. Встретив Атиллу как лучшего друга, знавший гуннский язык Аэций обеспечил ему блестящее образование, особенно в области военной стратегии. В результате не утративший гуннских «волчьих» повадок, Атилла приобрёл облик и привычки римского аристократа, хорошо разбиравшегося в римских придворных интригах.

Всё это вело Европу к новой катастрофе.

Иллюстрации:

1. Гуннские идолы

3. Руины Мерва в Туркмении

4. Белые гунны

Борис Грейншпол

__________________________________________________________

Этот период европейской истории открывается мощнейшей волной вторжения на широкие пространства Юго-Восточной Европы азиатских кочевников. Миграция огромных полчищ кочевников из Средней Азии вошла в историю как гуннское нашествие. Первые упоминания о гуннах у европейских авторов относятся к середине II в. н.э., когда отдельные группа их проникают в Прикаспийские и Нижневолжские степи и оседают там. Во второй половине IV в. уже огромные массы гуннского населения, объединенные в большой племенной союз, ринулись в Юго-Восточную Европу. По пути из Средней Азии в Приуралье и Прикаспий к азиатским воинственным племенам присоединились ранее осевшие здесь гунны, а также местные аланы и угорские племена.

Форсировав около 370 года Волгу, гунны устремляются в Предкавказье и Подонье. Алано-сарматы, проживавшие в донских землях, на первых порах пытались оказать сопротивление гуннским ордам, но внезапность нашествия и огромное численное превосходство привели к победе гуннов. Приазовское ираноязычное население было частично истреблено, частью рассеяно, а какие-то группы его присоединились к гуннам и участвовали в их дальнейшем продвижении в западном направлении (рис. 104).

Одновременно другая большая группа гуннов направилась к Таманскому полуострову и, перейдя по льду Керченский пролив, вторглась в Крым. Богатые города Боспора подверглись опустошительным погромам, население - массовой резне. Пантикапей из крупного города, каким он был в середине IV в., превратился в небольшой поселок. Многие античные города окончательно погибли в огне пожарищ.

В 375 г. гунны «внезапным натиском» вторглись в пределы владений готского короля Германариха. Они встретили сначала упорное сопротивление. Однако боевая мощь Германариха основывалась на военных отрядах различных севернопричерноморских племен, и при первых мощных ударах со стороны гуннов из готского войска отошли росомоны. В результате остроготское государственное образование было разгромлено, а Германарих вынужден был покончить жизнь самоубийством. Часть остроготов была покорена гуннами, а остальные во главе с Витимиром отошли на запад. К ним присоединилась и часть аланского населения. Преследуя остроготов, гунны вышли к Днестру, пересекли его и вынудили отступавших отойти к отрогам Карпат. В 376 г. значительная часть везиготов, по-видимому, также в связи с нападениями гуннов, с разрешения имперетора Валента переселилась в Мезию в пределы Римской империи.

Вопрос о сущности и пределах государства Германариха дискуссируется в исторической литературе. Каких-либо оснований для отождествления этого политического объединения с черняховской культурой, о чем неоднократно высказывались догадки, в распоряжении науки просто нет. Черняховская культура была образованием, обусловленным прежде всего развитием провинциальноримской ремесленной деятельности. Государственное объединение Германариха, по-видимому, было аморфным недолговечным военно-политическим формированием. О нем ничего не знают современные историки, и рассказывает только Иордан, который явно приукрашивает историю готов. Не подлежит сомнению, что Готский союз обосновался где-то в пределах черняховского ареала, скорее всего, в северо-западной части Причерноморья и на Нижнем Днепре.

Гуннское нашествие затронуло весь черняховский ареал. Погром гуннами севернопричерноморских земель опустошил эту территорию, большая часть черняховских поселений прекратила существование, ремесленные центры, снабжавшие своей продукцией широкую округу, оказались полностью разрушенными, поступление импортных вещей прервалось. Разрушение гуннскими ордами жизни и культуры населения Северного Причерноморья стало концом черняховской культуры. «Побежденные скифы были истреблены гуннами, - писал современник гуннского нашествия Евнапий, - и большинство их погибло: одних ловили и избивали вместе с женами и детьми, причем не было предела жестокости при их избиении; другие, собравшись вместе и обратившись в бегство, числом не менее 200000 самых способных к войне…» переселились в другие земли, главным образом за Дунай. Условия жизни в лесостепных регионах Днестровско-Днепровского междуречья коренным образом изменились. Ситуация усугублялась и враждой оставшихся на нижнем Днепре и покорившихся гуннам готов с антами. Об одном из эпизодов, когда анты были разгромлены готским королем Винитарием, говорилось выше. Попытки этой части готов (к ним присоединились и некоторые аланские племена) освободиться от гуннской зависимости оказались безуспешными - в последнем сражении на реке Эрак готы были разбиты гуннским вождем Баламбером и готский король Витимир погиб в бою. Севернопричерноморские степи оказываются в полной власти кочевников. Из гуннских племен, обосновавшихся в степях Юго-Восточной Европы, наиболее значительным были акациры, локализуемые Приском Панийским весьма неопределенно в Припонтийской Скифии.

Основные орды гуннов продолжили движение на запад (рис. 104). Разгромив вестготов где-то на нижнем Днестре, гунны достигли Дуная и вторглись в пределы Римской империи, разорив несколько пограничных крепостей. Пройдя огнем и мечом по Фракии, гунны осели в степных просторах Нижнего Подунавья, а после того, как аланы, составлявшие авангардную группу гуннского воинства, в 406 г. оставили Паннонию, переместившись вместе с вандалами в Галлию, гуннские орды освоили и степные просторы Среднего Подунавья. Вскоре гуннское могущество возрастает, гунны подчиняют себе окрестные народы расширяют свою территорию. В 434 г. они осаждали Константинополь. Результатом деятельности известного вождя гуннов Аттилы (445-454 гг.) стало создание мощной Гуннской державы. Организовав несколько походов в Центральную Европу, этот гуннский повелитель значительно расширил подвластную территорию. Он свергал королей и включал в свою державу побежденные народы - франков, бургундов, тюрингов и, очевидно, часть славян, проживавших в верхних течениях Вислы и Одера. Обосновавшиеся в Средней Европе гунны удерживали в своей власти и северопричерноморские племена. Повелителем акациров и других причерноморских народов Аттила поставил своего старшего сына Эллака. Иордан отмечает, что гунны держали во власти весь варварский мир.

Племена хунну, или гунны, известны китайцам еще до н.э. Их воинственный кочевой союз сложился где-то на северных рубежах Китая еще в V - III вв. до н.э. В ту пору население нынешней Западной Монголии и Северо-Западного Китая говорило в основном на индоевропейских языках (иранских, тохарских и др.). Индоевропейцы обитали на западе в пределах нынешнего Казахстана. На севере от них обитали угорские народы, от которых в наши дни уцелели лишь венгры и небольшие западно-сибирские этносы - ханты и манси. Прежде их сородичи обитали и на Южном Урале, и в Южной Сибири.

Хунну, или гунны, долгое время вели борьбу с китайцами с переменным успехом. Последний нередко сопутствовал кочевникам благодаря тому, что практически все мужское население у них являлось потенциальными воинами, а легкая конница позволяла маневрировать и одерживать верх над китайской пехотой. В то же время длительные контакты с китайцами не сводились только к войнам, но между кочевниками и оседлым населением существовал взаимовыгодный обмен товарами и навыками, в том числе и военными. В силу этого гунны издавна многому научились у китайцев, которые в ту пору были одним из самых цивилизованных народов земли.

Вопрос об этнической принадлежности гуннов до сих пор не ясен. Скорее всего, среди них были и прототюрки, точнее, общие для той поры предки тюрок и монголов, а также маньчжурские племена.

Во II в. до н.э. гунны потерпели серьезные поражения в столкновениях с китайцами и под их напором устремились на запад, воюя и побеждая соседние народы, среди которых главными были так называемые юэджи - родственные сакам-скифам. Юэджи, в свою очередь, должны были отходить на запад, в пределы Средней Азии и нынешнего Казахстана. В ходе такой борьбы гунны где-то ко II в. н.э. вышли к Волге, где их и фиксируют для той поры некоторые античные авторы. На большом пути от Монголии до Волги гунны увлекли с собой массу иных племен, прежде всего угорских и иранских. Так что пришедшие к порогу Европы кочевники уже не являли однородной этнической массы.

На берегах Волги гунны вынуждены были, задержаться почти на два века, поскольку встретили мощное сопротивление со стороны алан, обитавших тогда между Волгой и Доном. Аланский племенной союз был сильным политическим объединением. Аланы, как и гуны, были кочевники, и не случайно авторы IV в., описывая гуннов и алан как совершенно разные по расовому типу племена, подчеркивают их почти одинаковый кочевой быт. И у тех, и у других основной силой была конница, причем у алан часть ее была тяжеловооруженной, где даже кони имели броню. Аланы бросались в сражение с криком "марга" (смерть) и стали достойными противниками для выпестованных в столетних сражениях с китайцами восточных кочевников.

Однако в 70-х годах IV в. исход двухвекового соперничества был решен в пользу гуннов: они разгромили алан и, перейдя Волгу, а затем Дон, устремились на поселение " ". Письменные источники пишут о поражении готов в войне с гуннами, отмечая, что уже сам необычный европейцам вид гуннов приводил готов и их союзников в ужас.

Большую роль в победе играло превосходство гуннской конницы, которая после разгрома алан обрушилась на мирные поселения "черняховцев", где политически господствовали готы. Перед этим страна алан подверглась ужасному погрому. Часть алан была оттеснена в районы Предкавказья, другая должна была подчиниться завоевателям и затем вместе с ними двинуться в поход на запад. Наконец, немалая часть побежденных вместе с поверженными готами также устремилась на запад. В V - VI вв. мы встречаем алан и в Испании, и в Северной Африке. Сходная судьба постигла и готов. Так называемые визиготы ушли сначала на Балканы, в пределы Римской империи, а затем и дальше на запад (сначала в Галлию, а затем в Испанию). Другая их часть, так называемые остготы, первоначально подчинилась гуннам и вместе с ними воевала в Европе, в том числе и против своих соплеменников. Наконец небольшая часть готов осталась в горном Крыму и на Тамани, где их потомки кое-как еще известны до XVI в.

Археологические данные показывают картины страшного разгрома страны "черняховцев". Была уничтожена весьма перспективная ранняя цивилизация, носители которой вынуждены были скрываться в лесостепной полосе, оставив степь в распоряжение пришлых кочевников. Гунны не остались в наших южных степях, и пошли дальше на запад, сделав центральной областью своей "империи" Паннонию (нынешняя Венгрия). Эта историческая область издавна была прибежищем для многих племен и народов. В IV - V вв. там жили славяне, часть потомков сарматов, вероятно, кельты, германцы и другие племена. Гунны составляли там только господствующую прослойку. Ученые полагают, что этнический тип гуннов и их язык изменились за период их перекочевий из Монголии в Европу. Сами гунны попали под цивилизационные влияний местного оседлого населения. Знаменитый Аттила уже имел дворцы и прочие атрибуты оседлого быта. Доказано, что имя Аттила переводится с готского языка и означает "батюшка". Когда Аттила двинулся в поход против Римской империи, в составе его орде были и готы, и аланы, и многие другие племена. Попытка Аттилы завоевать Западную Европу завершилась сражением на Каталуанских полях (северной Франции, Шампань) в 451 г., где столь же многонациональные римские армии под предводительством Аэция преградил путь ордам Аттилы. Вернулись в Паннонию, гуннский владыка Аттила умер (453 г.).

Наследники Аттилы перессорились друг с другом. Покоренные народы использовали их распри и заставляли основную часть гуннов уйти на восток в причерноморские степи.

Только на центральном Кавказе сохранялся мощный массив аланского (иранского) этноса, который отправился после гунского погрома и воссоздал свое политическое объединение - Аланский союз.

В западном Предкавказье в VI в. господствующее положение заняли булгары. После распада Тюркского каганата именно Булгарский союз стал играть главную роль на Северном Кавказе, а слабость обитания булгар получила наименование Великая Булгария. Она занимала приблизительно территорию нынешнего Краснодарского края, севернее реки Кубань. Возможно, булгарам подчинялась и часть адыгов, обитавших на левом берегу этой реки.

Булгары соперничали с западными тюрками, хотя это соперничество и было относительно скромным. Скорее всего, булгары стремились утвердить свое господство на запад, в степях нынешней Украины до Дуная, что им в первой половине VII в. удалось после гибели Антского союза. В то же время на протяжении VI - начала VII в. через эти степи периодически шли на запад различные орды смешанного происхождения, чаще всего именуемые аварами (обрами по славянским источникам).

Этническая принадлежность авар также не ясна. Скорее всего, это была какая-то угорская орда, прорывавшаяся на запад через враждебную тюркскую среду, господствующую в Тюркском каганате. На западе, в Паннонии возник Аварский каганат, правители которого стали вместе с булгарами союзниками Ирана и ирано-византийских войнах первой трети VII в. В 626 г. имела место знаменитая осада Константинополя аварами, в которой в качестве союзников последних участвовали и славяне.

UPD (10/09/2018) На фото экспонаты выставки «Кочевники Аркаимских степей» из фондов Музея археологии и этнографии Челябинского государственного университета (сайт "Реальное Время" https://realnoevremya.ru/galleries/941)

Оценка статьи: