К основным признакам общества не относится. Общество: понятие, признаки, функции

Признаки общества как целостной динамично развивающейся системы?

Общество − это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.

Общество неоднородно и имеет своё внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определённость. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество − это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система - это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества :

·целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством);

·устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий);

·динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение);

·открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды);

·саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей);

·пространственно-временные формы и способы социального бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застаёт уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их).

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

В самой социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах. Так, в том случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная связь) социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы - экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.

В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.

По уровню обобщения материала социологическое изучение общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта:

а) изучение "общества вообще", т.е. выделение всеобщих универсальных свойств, связей и состояний общества (в теснейшей связи с социальной философией и при её ведущей роли);

б) изучение конкретно- исторических типов обществ, ступеней развития цивилизации;

в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов.

Вообще же рассмотрение общества под углом зрения определённой социальной системы во многом обусловливается теми задачами, которые ставятся перед соответствующим социологическим исследованием.

Рассматривая основные принципы системного подхода к обществу, определим основное его понятие.

Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов.

Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Согласно литературе можно выделить несколько основных параметров, признаков, характеристик общества, как социальной системы.

1. Саморегуляция . Способность системы корректировать свою деятельность с учетом обратного влияния окружающей среды. Это значит, каждая новая ступень человеческой деятельности, желающая изменить социальные отношения, учитывает предыдущие усилия по преобразованию структуры общества. Саморегуляция осуществляется стихийным механизмом воспроизводства и развития структуры общества. А так же может осуществляться за счет сознательного и планомерного управления.

С точки зрения саморегуляции общество для успешного функционирования должно отвечать основным функциональным требованиям: адаптации, целедостижения, интеграции, удержания образца (контроль над своей средой – в первую очередь экономической); иметь цель на которую направляется социальная активность, через право упорядочивать отношения между элементами системы: индивидами, институтами, стараться сохранять и поддерживать ценности общества.

2. Открытость . Это способность системы существовать за счет обмена с окружающей средой, природой, с другими системами общества, информацией, энергией, веществом. Осуществляется она в форме открытой деятельности людей по созданию и сохранению условий жизнедеятельности, развитию обмена деятельности, созданию материальных и духовных ценностей.

3. Информационность . Это способность общества использовать социальную информацию, которую дает опыт поколений. Она позволяет делать диагноз обществу, а так же прогнозировать будущее развитие, используя в управлении комплексные и целевые программы.

4. Детерминированность . Это предопределенность, обусловленность, зависимость. Она означает, что общество в своем развитии испытывает зависимость от предыдущих состояний. Производительные силы и способы деятельности людей сегодня обязательно скажутся на жизни будущих поколений на общем направлении их развития. А конкретные формы, методы, темпы развития, определяются при этом конкретными условиями.


5. Иерархичность означает, что общество - многоплановая система, характеризуется сочетанием различных уровней и звеньев организации и субординации, подчиненности, зависимости между ними.

6. Центрированность . Означает, что в развитии общества объявляется какой - то элемент и деятельность, которые составляют здание, его основу, фундамент общества. Многие ученые объявляют в качестве центра общества - способ производства материальных благ, труд, религию, частную собственность, знания, мир.

7. Целостность - это объективное отношение к человеку, группам, общностям людей, благодаря которому создаются условия и организуется их жизнедеятельность. Признаки целостности:

а) у социальной целостности нет частей и элементов;

б) у социального пространства нет мелочи, а социальное время необратимо;

в) способности каждого из субъектов человеческой деятельности неповторимы и уникальны.

8. Антиэнтропийность . Означает, что качественным показателем прогресса общества выступает сокращение затрат труда на душу населения. А это означает, что в общественной жизни в целом сокращается доля экономической деятельности за счет повышения производительности труда, эффективности управления и роста уровня культуры. Это ведет к возрастанию роли и значения духовного начала, свободного времени в жизни людей. При этом трудом называется всякая деятельность, которая направлена на удовлетворение общественных потребностей. Ему противостоит антитруд. Он угрожает существованию общества. Он воплощает в себе процессы социальной дезорганизации, деградации, социального разложения. Он проявляется в одномерности мышления, узости интересов, недальновидности действий, однопорядковости чувств.

Какая-либо универсальная классификация общества, как утверждают учёные, затруднительна, поскольку оно является крайне сложным, многоуровневым образованием.

По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие:

· наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в её пределах социальных связей;

· универсальность (всеобщий характер);

· автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;

· интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать всё новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Некоторые социологи оптимальными признаками общества считают системное определение Р. Кёнига, согласно которому под обществом понимается:

1. Конкретный тип образа жизни.

2. Образованные народами конкретные социальные единства.

3. Основанные на договорах экономические и идейные объединения.

4. Целостное общество, то есть совокупность индивидов и групп.

5. Исторически конкретный тип общества.

6. Социальная реальность – взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры и социальные процессы.

Исторические процессы развития общества многими аналитиками определяются по различным критериям.

Так, выдающийся немецкий учёный, философ Г. Гегель всемирную возникновения и развития общества представляет в четырёх периодах: Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир.

Французский учёный Ш. Фурье считал, что человечество в своём развитии прошло периоды: «рабской» первобытности, дикости, варварства, вступило в период цивилизации. В последующем человечество пройдёт «гарантизм», «социализм», «гармонизм».

Американский учёный У. Ростоу ступени развития общества назвал «стадии роста».

Первая стадия – традиционное общество, которое представляло собой аграрное общество с примитивной техникой, с сословно-классовой структурой и властью крупных собственников.

Вторая стадия – это «переходное общество», период перехода к капитализму.

Третья стадия – это эра «взлета», подъёма, то есть период промышленных революций в странах Запада.

Четвёртая стадия – это период «зрелости», то есть индустриальное общество.

Пятая стадия – это период «высокого массового потребления».

Французский мыслитель Ж. Кондорсе процесс становления общества разделил на десять эпох: первая эпоха – эпоха первобытного состояния; вторая – эпоха перехода от пастушеского состояния к земледелию; третья – это эпоха специализации и разделения труда между людьми; четвёртая–пятая – это эпохи Древней Греции и Древнего Рима; шестая и седьмая – это эпохи Средневековья; восьмая – это эпоха книгопечатания и расцвета науки; девятая – это эпоха, которая предшествовала образованию Французской Республики; десятая – это эпоха буржуазного общества.

Американский социолог Н. Смелзер выделил четыре типа общества: общества, живущие охотой и собирательством, садоводческие общества, аграрные общества и промышленные общества.

Французский социолог Р. Арон всю историю человеческого общества подразделил на две эпохи: доиндустриальную и индустриальную.

А. Тойнби, известный английский учёный, взяв в качестве критерия оценки исторических этапов развития человеческого общества религию, выделили пять крупных живых цивилизаций:

1) православно-христианское, или византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России;

2) исламское общество, сосредоточенное в аридной зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой Китайской стены;

3) индуистское общество в тропической и субконтинентальной Индии к Юго-Востоку от аридной зоны;

4) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном;

5) западное христианское общество (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где распространены католицизм и протестантизм).

В последние десятилетия социологи говорят о возникновении совершенно нового типа общества. Основная тенденция передовых индустриальных обществ ныне состоит в смещении акцента из сферы производства в сферу обслуживания. США были первой страной, где более 50% рабочей силы использовались в отраслях сервиса. Примеру Америки вскоре последовали Австралия, Новая Зеландия, Западная Европа, Япония. Теперь постиндустриальное общество относится к обществу, основанному на информации, услугах и высоких технологиях, а не на сырье и производстве.

Информационный чип – это изобретение, который трансформирует общество, а вместе с ним и социальные отношения.

Список этих перемен практически бесконечен.

Среди современных теорий видное место занимает концепция постэкономического общества, предложенная В.Л. Иноцемцевым.

Постэкономическое общество, по его мнению, следует за постиндустриальным. Основная его черта – выход индивидуальных интересов человека из сугубо материальной плоскости, колоссальное усложнение социальной действительности, умножения многообразия моделей общественной жизни и даже вариантов её развития во времени.

В.Л. Иноземцев, в связи с этим, выделяет три масштабные эпохи: доэкономическую, экономическую и постэкономическую. В основе такой периодизации лежат два критерия: тип человеческой деятельности и характер соотношения интересов личностей и общества.на ранних этапах истории мотив деятельности объяснялся инстинктивными побуждениями как у всех биологических существ. Далее сознательный характер деятельности имел цель – создание и потребление материального продукта труда. Новый виток развития привёл к ориентации личности на совершенствование себя, своих способностей, качеств.

В таком случае налицо типология форм деятельности: предтрудовая инстинктивная активность; труд; творчество.

Что касается второго критерия – характера соподчинения интересов личностей и общества, то В.Л. Иноземцев отмечает:

1) в ранние периоды коллективный интерес группы или сообщества жёстко доминирует над индивидуальными

2) в экономическом обществе, в основе которого лежит труд, личная нажива, личный материальный интерес доминируют над интересами сообщества, развивается конкуренция.

3) постэкономическое общество характеризуется отсутствием борьбы личных интересов, стремление к материальному успеху – не главное. Мир становится поливариантным и многомерным, личные интересы людей переплетаются и вступают в неповторимые сочетания, больше не противоборствуя, а дополняя дуг друга.

Значит постэкономическое общество имеет интенсивную и комплексную хозяйственную деятельность, однако не определяется более материальными интересами, экономической целесообразностью. Частная собственность в нём деструктивна, общество возвращается к личной собственности, к состоянию неотчуждённости работника от орудий производства. Постэкономическому обществу присущ новый тип противостояния: противостояние информационно-интеллектуальной элиты и всех не вошедших в неё людей, занятых в сфере массового производства и вытесненных в силу этого на периферию общества.

Тестовые задания по обществознанию к разделу «Человек и общество» для 10кл.

1.Вариант.

1.К числу подсистем общества как системы относятся:

А.экономика

Б.профсоюз

В.класс предпринимателей

Г.церковь

2.Из перечисленного к важнейшим институтам общества не относятся:

А.природная среда обитания

Б.мораль

В.экономика

Г.семья

3.К наукам, изучающим общество, из перечисленных не относятся:

А.социология

Б.география

В.философия

Г.генетика

4.К критериям истинности относятся:

А.длительность существования суждения

Б.количество людей, придерживающихся данного суждения

В.возможность подтверждения суждения на практике

Г.непротиворечивость суждения всем предшествующим

5.Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком называется:

А.познание

Б.истиной

В.опытом

Г.представлением

6.К особенностям научного познания относятся:

А.стремление к объективности и доказательности

Б.непрерывность познавательного процесса

В.направленность познания на сферу практической деятельности людей

Г.опора на здравый смысл

7.К чувственному познанию мира относятся:

А.абстрогирование

Б.восприятие

В.обобщение

Г.сравнение

8.Общей чертой общества и природы не является:

А.наличие признаков системы

Б.процесс постоянных изменений

В.действия в роли творца культуры

Г.цикличность как основа существования

9.Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внешнего мира:

А.деятельность

Б.диалектика

В.деяние

Г.отношение

10.Признаком человеческой деятельности, отличающим ее от поведения животных, является:

А.проявление активности

Б.целеполагание

В.приспособлению окружающего мира

Г.взаимодействие с природой

11Способность человека оперировать образами окружающего мира, которая ориентирует его поведение, называется:

А.сознанием

Б.познанием

В.отражением

Г.ощущением

12.Подтвержденный практикой результат познавательной деятельности называется:

А.знанием

Б.ощущением

В.понятием

Г.суждением

13.Самопознание характеризуется способностью:

А.Поставить себя на место другого

Б.отнестись к себе объективно

В.понимать близких

Г.проявлять любопытство

14.Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнение, называется:

А.моралью

Б.правом

В.культом

Г.догмой

15.К исторически сложившимся этническим общностям относятся:

А.классы

Б.государства

В.народности

Г.маргиналы

2.Вариант.

1.К основным признакам общества как системы относятся:

А.природные условия

Б.отсутствия изменений

В.общественные отношения

Г.этап исторического развития

2.К наукам, изучающим общество, из перечисленных относятся:

А.анатомия

Б.философия

В.генетика

Г.математика

3.Понятие «общество» не включает в себя положения:

А.часть материального мира

Б.система

В формы объединения людей

Г.природная среда обитания

4.Закончить фразу:

«В философии достоверное, правильное знание называется… ».

5.Рациональное познание мира характеризует:

А.ощущение

Б.восприятие

В.представление

Г.суждение

6.Общей чертой общества и природы не является:

А.действия в роли творца культуры

Б.наличие признаков системы

В.сознательная и волевая деятельность

Г.возможность существовать независимо друг от друга.

7.Соотношение сфер общественной жизни характеризуется:

А.определяющей ролью социальной сферы

Б.господством экономической сферы

В. независимостью сфер общественной жизни

Г.сложными взаимосвязями и взаимовлиянием всех сфер.

8.Отношения природы и общества состоят в том, что:

А.общество и природа взаимосвязаны

Б.общество не зависит от природы

В.природа полностью зависит от общества

Г.общество не влияет на природу.

9.Закончить высказывание:

«В отличие от действий животного, проявление активности человека преобразует и подчиняет себе внешний мир и называется… ».

10.Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека:

А.социология

Б.социальная психология

В.философская антропология

Г.экономика

11.Какой признак не отражает особенности «человеческой деятельности»:

А.целеполагание

Б.мотив

В.приспособление к окружающему миру

Г.преобразование окружающего мира

12Познание в отличие от труда:

А.предполагает наличие цели

Б.требует от субъекта специальной подготовки

В.направлено на непознанный предмет

Г.имеет полезный характер

13.Рациональное познание в отличие от чувственного предполагает:

А.ощущение

Б.восприятие

В.представление

Г.абстрагирование

14.Закончить высказывание «Совокупность этических ценностей, основанную на определенных нормах и заповедях, называют…».

15.Специфическим свойством религии как явления культуры является:

А.вера

Б.вера в сверхъестественное

В.связь с миром переживаний человека

Г.особое мироощущение

Ответы

1.Вариант 2.Вариант.

1-1 1-3

2-1 2-2

3-4 3-4

4-3 4-истина

5-2 5-4

6-1 6-2

7-2 7-4

8-2 8-1

9-1 9-деятельность

10-2 10-4

11-1 11-3

12-1 12-3

13-2 13-4

14-1 14-мораль

15-3 15-2

Тест2

Вариант 1

1.Впроцессе развития общество:

А.обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней;

Б.обособилось от природы и стало независимо от него;

В.осталось частью природы;

Г.перестало оказывать влияние на нее;

2.Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является:

А.скачкообразность перемен;

Б.революционный характер изменений;

В.постепенность процессов;

Г.необратимость процессов;

3.Человек от животного отличается тем, что он:

А.имеет природные инстинкты;

Б.обладает большим размером мозга;

В.не зависит от природных условий;

Г.обладает членораздельной речью;

4.Человека как личность характерезует:

А.особенности строения тела;

Б.общественная активность;

В.особенности темперамента;

Г.состояние здоровья;

5К формам чувственного познания относятся:

А.суждения;

Б.наблюдения;

В.ощущения;

Г.умозаключения;

6.Создание художественного образа обязательно присутствует в деятельности:

А.кинорежиссера;

Б.политика;

В.ученого;

Г.преподавателя;

7.Под культурой в наиболее общем смысле понимается:

А.уровень воспитания;

Б.вся преобразовательная деятельность человека;

В.производство и применение орудий труда;

Г.следование правилам этики;

8.Положение человека в обществе- это:

А.социальный статус;

Б.социальная роль;

В.социальная мобильность;

Г.социальная адоптация;

9.Откланяющееся поведение- это:

А.любые изменения в жизни человека;

Б.перемещение человека в пределах своей группы;

В.несоблюдение принятых норм поведения в общстве;

Г.изменение статуса человека;

10.Племена и народности – это:

А.этнические общности;

Б.исторические типы общества;

В.социальные страты;

Г.демографические группы;

11.К функциям политических партий в демократическом обществе относится:

А.участие в коммерческой деятельности;

Б.контроль личной жизни граждан;

В.создание вооруженных групп;

Г.участие в изберательной компании;

12.Русский фмлософ А. Ф. Лосев писал: «Чтобы наука была наукой, нужна только гипотеза, и больше ничего. Сущность чистой науки заключается только в том, чтобы поставить гипотезу и заменить ее другой, более совершенной, если на то есть основания.» Что такое гипотеза? Каковы проверки гипотезы?

13.Экономика. «Богатство-не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться.»

(Наполеон-1).

В ответе следует использовать соответствующие понятия обществоведения и, опираясь на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт,привести необходимые аргументы в обосновании этой позиции.

2.Вариант.

1.Приррода:

А.является частью общества;

Б.определяет развитие общества;

В.оказывает влияние на общество;

Г.не зависит от общества;

2.Какая сфера жизни общества включает в себя отношения людей по поводу власти:

А.экономическая;

Б.политическая;

В.социальная;

Г.духовная;

3.И чеовеку, и животному свойственны потребности в:

А.социальной активности;

Б.целенаправленной деятельности;

В.заботе о потомстве;

Г.изменение среды обитания;

4.Результатом чувственного познания в отличии отрационального является:

А.обобщенное суждение о предмете;

Б.конкретный образ предмета;

В.объяснение причин изменения предмета;

Г.понятие о предмете;

5.Отклоняющееся поведение имее:

А.только позитивные последствия;

Б.только негативные последствия;

В.позитивные и неготивные последствия;

Гпоследствия,не влеяющие на развитие общества;

6.Исторические разновидности этноса – это:

А.государство;

Б.племена;

В.общины;

Г.классы;

7.Деятельность политических партий характеризуется:

А.защитой интересов определенных слоев населения;

Б.удовлетворением духовных потребностей населения;

В.сбором налогов;

Г.разваботкой фундоментальныхнаучных проблем;

8.Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется:

А.духовной;

Б.потребительской;

В.ценностно-ориентированной;

Г.практической;

9К формам чувственного познания относятся:

А.суждение;

Б.наблюдение;

В.ощущение;

Г.умозаключение;

10.Формой вертикальной социальной мобильности является:

А.создание семьи;

Б.безупркчная производственная деятельность;

В.постоянное проживание в городе;

Г.повышение по службе;

11.К социальным нормам относятся:

А.нормы морали;

Б.технологические нормы;

В.медицинские нормы;

Г.спортивные нормативы;

12.Установите соответствие:

А.игра; А.освоение опыта предшествующихпоколений;

Б.труд; Б.преобразование окружающего мира;

В.учеба; В.преобразование информации в процессе взаимодействия;

Г.общение; Г.осуществление реального действия воображаемыми средствами;

13.Изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы. В ответе следует использовать соответствующие понятия обществоведения и, опираясь на факты общественнойжизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

А.Философия. «Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему.» (А. Франс).

Тест 2

Ответы.

1.Вариант. 2.Вариант.

1-А 1-В

2-В 2-Б

3-Г 3-В

4-Б 4-Б

5-В 5-В

6-А 6-Б

7-Б 7-А

8-А 8-Г

9-В 9-В

10-А 10-Г

11-Г 11-А

12.Гипотиза- этоеще не подтвержденное предположение,выдвинутое ученым для объяснения тех или иных явлений;

1.теоретическое построение и расчеты;

2наблюдение;

3.эксперемент;

4.моделирование;

12.Г Б А В.-2вариант.

Тест3.

1.Вариант.

1.Понятие «общество» не включает в себя положение:

А.часть материального мира;

Б.система;

В.формы объединения людей;

Г.природная среда обитания;

2.Понятие «общественный прогресс» определяется признаком:

А.неизменность общественной жизни;

Б.переход от высшего к низшему;

В.возврат к отжившим общественным отношенияи

Г.переход от низшего к высшему;

3.Закончить фразу:

«Вфилософии достоверне, правильное знание называется…»

Контрольная работа

Вариант 1.

1.Соотнесите события:

1700- 1721 г.г. 1.Семилетняя война

1757- 1762 г.г. 2. Русско- турецкая война

1768- 1774 г.г. 3.Восстание Пугачева

1773- 1775 г.г. 4.Северная война

2.Что означают слова: «коллегии», «наказ», «подушная подать», «тайная канцелярия», «уезд».

3.Какую роль в проведении реформы сыграла Северная война?

4.Можно ли рассматривать Кондиции 1730 года как попытку ограничения самодержавия?

Один из сподвижников Петра1 швейцарец на русской службе, командовал флотом в Азовских походах и возглавил Великое посольство.

6.Расположи в хронологическом порядке следующие события:

1. «Битва народов»

2.Битва под Аустерлицем

3.Взятие Плевны

4.Кавказская война

5.Оборона Севастополя

6.Отечественная война

7.Присоединеие Средней Азии

7.Объясни слова: «военное поселение», «мировой посредник», «отходники», «охранка», «цензор».

8.События 14 декабря 1825 года по-разному оцениваются историками. Что это было с вашей точки зрения: бунт, восстание, путч. Обоснуйте свою точку зрения.

9.Почему Александр 2 не ограничелся только отменой крепостного права, а провел еще и другие реформы?

Вариант 2.

1.Соотнесите события и даты:

1709г. 1.Присоединение части территории Польши

1714г. 2.Полтавское сражение

1762г. 3.Первая победа на море

1772г. 4. «Манифест о вольности дворянам»

2.Что означают данные слова и выражения: «кондиции», «рекрут», «политика протекционизма», «сенат», «ревизия».

3.Как были взаимосвязаны между собой реформы Петра1?

4.Павел 1 принял указы по ограничению власти помещиков над крестьянами, однако в истории за ним закрепилась репутация тирана. Почему?

5.Определите, о ком идет речь:

Фаворит Екатерины 2, один из организаторов дворцового переворота 1762 года, за завоевание Крыма и освоение Новоросси получил прозвище «Таврический».

6.Расположи в хронологическом порядке события:

1.Венский конгресс

2.Оборона Севастополя

3.Отмена крепостного права

4.Правление Павла 1

5.Сражение на реке Березине

6.Тильзитский мирный договор

7.Объясните значение слов: «реформа», «мюридизм», «интервенция», «конвенция», «совянофилы».

8.Декабристы называли себя «детьми 1812 года». Как война могла повлиять на их мировоззрение?

9.Что такое «востсчный воп рос » и каким образом он затрагивал Российскую империю?

Анализ работы МО учителей истории, географии, биологии за 2007-2008 учебный год.

1.Тема над которой работает МО «Воспитание патриотических чувств посредством урока в условиях развивающего образования».

2.Над данной темой МО работает 6 лет.

3.Задачи: - воспитывать чуввство патриотизма посредством урока и внеклассных занятий в условиях развивающего образования;

Организовывать оптимальный учебно- воспитательный процесс на базе РО (Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова), вводить в содержание образования элементы технологии РО, способствующих развитию интеллектуальных, позновательных, исследовательских умений.

Отслеживать профессиональную компетентность педагогов с целью корректировки методической рабтоты;

Проводить диагностику и мониторинг с целью опредиления стартовога уровня и дальнейшего отслеживания развития обучающихся детей, опредиления динамики по сравнению с предыдущими диагностическими исследованиями и планированием работы на следующий учебный год;

Создать целостную систему работы с высоко мотивированными учащимися;

Сохранять и укреплять здоровье обучающихся детей через оптимизацию учебной, психологической, физической нагрузок.

4.5.Данные задачи выполнены частично т.к. их выполнение рассчитано на весь период обучения учащихся в школе, на постоянный профессиональный рост учителей.

6.В текущем учебном году проведено 4 заседания МО по темам:

Програмно-методическое обеспечение по предметам, тематическое планирование по предметам;

Подготовка и проведение школьных олимпиад по предметам, подготовка и проведение НОУ;

Проведение проверки знаний учащихся и корректировка методических подходов к обучению;

Подготовка к проведению экзаменов, анализ экзаменационного материала, итоги года.

7,8,9,10,Учителя МО работают по следующим темам:

Серикова Г.И.-«Патриотическое воспитание учащихся посредством урока в условиях развивающего образования.»

Мелещенко М.И.-«Патриотическое воспитание учащихся посредством урока.»

Мишина В.А.-«Оптимизация учебного прцесса.»

Рязанцева Р.А. «Нравственное воспитание учащихся посредством урока».

Петунин Р.В.-«Патриотическое воспитание учащихся посредством урока в условиях развивающего обучения.»

Бердникова Н.Ф.-«Развитие интереса учащихся к предмету, на основе применения информационных технологий.»

Корбова Г.Е.-«Воспитание ответственного отношения к экологии окружающей среды посредством урока.»

11.12.На прфессиональном росте учителей сказались проведение тематических педагогических советов, семинаров МО.

Приняли участие в составлении статей к альманаху Министерства образования Омской области «Нравственное воспитание подрастающего поколения.»(Мелещенко М.И. Серикова Г.И.)

Приняли участие во Всеросийском конкурсе методических разработок внеклассных мероприятий «Растим патриотов России.» (Серикова Г.И. Мелещенко М.И.)

Провели тематические уроки по истории Отечества с участием ветерана Великой Отечественной Войны Пурышевым С.А.

(Серикова Г.И. Мелещенко М.И.,Петунин Р.В.)

Провели тематичкские уроки с участием ЛИР «Наследие».

13Для контроля за качеством работы проведены следующие мероприятия:

Взатмопосещение и анализ уроков;

Проведение и анализ контрольных работ;

Проверка рабочих тетрадей;

Систематическая работа со школьной документацией.

14.15. Для повышения мативации учащихся проводилась работа по подготовке детей к участию в районных, городских, областных мероприятиях. Ученики показали следующие результаты:

1-е место в окружной олимпиаде по обществознанию (Петунин Р.В.)

1-е место в окружной олимпиаде по гражданскому праву - «Избирательное право гражданина». (Серикова Г.И.);

Лауреаты городского НОУ Мурашова Д., Гнедая С.(Мелещенко М.И.)

Лауреат областного НОУ Бабанова Л., работа опублекована в сборнике творческих работ учащихся (Мелещенко М.И.);

Победители Облостного творческого конкурса учащихся «Вахта памяти- 2008 г.» (Мелещенко М.И., Серикова Г.И.)

Приняли участие в Областном конкурсе по естествознанию «Через терни - к звездам»,учащиеся показали хорошие результаты,(Серикова Г.И., Мелещенко М.И., Мишина В.А., Бердникова НЮФ.).

Приняли участие в телекомуникационных проектах «Этикет от А до Я», «Наш город».

16.Научно – методическая база пополняется за счет собственных приобретений учителями методической литературы, учебных дисков.

17.МО принимает участие в смотре учебных кабинетов. Кабинеты находятся в хорошом состоянии.

18. 19.Для совершенствования профессионального мастерства проведена следующая работа:

Взаимопосещение уроков;

Участие в конкурсах;

Участие в подготовке и проведении тематических педсоветов.

20.Уровень подготовки учащихся за последние два года не снижается, что подтверждается результатами итоговой и промежуточной аттестации учащихсяю.

21.МО принимает участие в работе по оформлению документации, экзаменационных папок, комплектовании методическим материалоим кабинета.При подготовки учителей к аттестации текущей или промежуточной проводится обсуждение данных за определенный период времени.


Что собой представляет общество? Как возможно его существование? Какова исходная клеточка общества? На протяжении всей истории существования социологической науки ученые ищут ответы на эти важнейшие вопросы. Э. Дюркгейм видел первооснову общества в коллективном сознании. По М. Веберу, общество - это продукт социальных действий. С точки зрения К. Маркса, общество - это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

При всем многообразии в подходах к интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным . В его рамках общество предоставляется как целостная функционально связанная социальная система , элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.

При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят следующие сферы:

1.экономическая - материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями;

2.политическая - деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;

3.духовная - образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;

4.социальная - взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации.

Все сферы жизнедеятельности общества действуют в теснейшей взаимосвязи, выполняя определенные функции и являясь сложными общественными подсистемами.

Итак, общество - это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.

рассмотрим отличительные признаки общества:

1.социальность (от лат. socialis - совместный), выражающая общественную сущность жизни людей, специфику их социальных отношений, социальных взаимодействий и социальных связей;

2.способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга;

3.территория, от которой зависят многие особенности общества (для сравнения можно взять образ жизни, обычаи, культуру и религию эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории и те же характеристики жителей Восточной Европы - белорусов, украинцев, русских);

4.существование в социальном пространстве и социальном времени;

5.высокий уровень самоутверждения и саморегуляции, позволяющий обществу без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение жизненных потребностей людей;

1.наличие специальных органов для осуществления саморегуляции - социальных институтов;

2.существование субъектов социального развития (отдельных индивидов, групп, общностей, институтов), без сознания, воли и деятельности которых невозможны социальные изменения;

3.наличие социальной структуры, элементами которой могут быть:

Социальные институты;

Социальные общности;

Социальные группы, классы, слои;

Социальные организации;

Человеческие индивиды.

Большинство социологов сходятся во мнении, что в развитии общества существуют определенные тенденции и закономерности. Утверждается, что в эволюции общества существует закон ускорения социального развития , который гласит, что каждый последующий его этап проходит в более краткий, сжатый во времени период, чем предыдущий. Также в развитии человеческих обществ действует закон неравномерности политического, экономического, социального и духовного развития , вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие. Наконец, история развития различных типов обществ свидетельствует, что при всяких зигзагах, уклонениях от основного пути общественной эволюции, даже при вынужденных застоях и откатах назад, в этой эволюции существует направленность по восходящей (закон социального прогресса) .

Как самостоятельной науки ученые всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Такой универсальный для всех наук аналитический подход должен быть приемлем и для позитивной науки об обществе. Описанные выше попытки представить общество как организм, как саморазвивающееся целое, обладающее способностью самоорганизации и поддержания равновесия, по сути были предвосхищением системного подхода. В полной мере речь о системном понимании общества можно вести после создания Л. фон Берталанфи общей теории систем.

Социальная система - это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов.

Эти элементы соединены между собой устойчивыми связями и в целом образуют социальную структуру. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, с точки зрения системного подхода общество — это что-то вроде матрешки, внутри которой находится множество все более маленьких матрешек, следовательно, существует иерархия социальных систем. Согласно общему принципу теории систем, система — нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, и как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых не было у се элементов, взятых в отдельности.

Всякая система, в том числе социальная, может быть описана с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т.е. с точки зрения структуры; во-вторых, с точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой.

Отношения между элементами системы поддерживаются сами собой, никем и ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с необходимостью решения большой проблемы: как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и самим своим существованием обусловливающей его решения и поступки. Если следовать логике системного подхода, то, строго говоря, свободы индивида нет вообще, поскольку общество как целое превышает сумму своих частей, т.е. являет собой реальность неизмеримо более высокого порядка, чем индивид, меряет себя историческими сроками и масштабами, несопоставимыми с хронологическим масштабом индивидуальной перспективы. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, сведенный к объему математической точки. Тогда в ракурс социологического рассмотрения попадает не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне: ведь внутри все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т.е. вносит в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Систему спасает то, что она обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система по своей природе гармонична: она тяготеет к внутреннему балансу, и его временные нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины. Общество похоже на хороший оркестр, где гармония и согласие являются нормой, а разлад и музыкальная какофония — случайным и досадным исключением.

Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки следующим поколениям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в системе классового общества представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших помимо своей воли воспроизводят свой недостаток образования и свои трудовые навыки в своих детях.

В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать но своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала как класс в составе «третьего сословия», и л ишь когда система сословного общества уже не могла сохранять внутренний баланс, выломалась из нее, что означало гибель всей системы.

Системные характеристики общества

Общество можно представить в виде многоуровневой системы . Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные и , которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации. Различия выполняемых социальными группами функций, противостояние их целей требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах:

  • как взаимодействие индивидов;
  • как групповое взаимодействие;
  • как иерархия социальных статусов (институциональных ролей);
  • как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Описание системы в ее статичном состоянии было бы неполным.

Общество — динамическая система , т.е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Состояние системы дает представление о ней в конкретный момент времени. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния. Таково, например, свободное колебание маятника.

Общество — нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Их нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не будут отвечать этой схеме. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Кроме того, если маятник возвращается в прежнее состояние со 100%-ной вероятностью, общество никогда не возвращается назад к какой-то точке своего развития.

Общество — открытая система . Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций — непредсказуемых отклонений от стационарного состояния и бифуркаций — разветвлений траектории развития. Бифуркации всегда непредсказуемы, к ним неприменима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами по себе представляют собой нарушение этой логики. Это как бы кризисные моменты излома, когда теряются привычные нити причинно-следственных связей и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения.

Нелинейная система способна порождать аттракторы — особые структуры, превращающиеся в своего рода «цели», к которым направляются процессы социальных изменений. Это новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок. Так возникают новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, резко приобретающие общенародную популярность, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. Например, в период двоевластия в России 1917 г. непредсказуемые стремительные социальные изменения за несколько месяцев привели к большевизации советов, неслыханному росту популярности новых лидеров и в конечном счете к полной смене всей политической системы в стране.

Понимание общества как системы прошло длительную эволюцию от классической социологии эпохи Э. Дюркгейма и К. Маркса до современных работ по теории сложных систем. Уже у Дюркгейма развитие социального порядка ассоциируется с усложнением общества. Особую роль в понимании систем сыграла работа Т. Парсонса «Социальная система» (1951). Он сводит проблему системы и индивида к взаимоотношению между системами, поскольку рассматривает как систему не только общество, но и личность. Между этими двумя системами, согласно Парсонсу, существует взаимопроникновение: невозможно представить себе систему личности, которая не была бы включена в систему общества. Социальное действие и его компоненты также являются частью системы. Несмотря на то что действие само складывается из элементов, вовне оно выступает как целостная система, качества которой активизируются в системе социального взаимодействия. В свою очередь система взаимодействия является подсистемой действия, гак как каждый единичный акт состоит из элементов системы культуры, системы личности и социальной системы. Таким образом, общество представляет собой сложное переплетение систем и их взаимодействий.

По мнению немецкого социолога Н. Лумана, общество представляет собой аутопойетическую систему — саморазличающую и самообновляющуюся. Социальная система обладает способностью отличать «себя» от «других». Она сама воспроизводит и определяет собственные границы, отделяющие ее от внешней среды. Кроме того, согласно Луману, социальная система в отличие от природных систем строится на основе смысла, т.е. в ней обретают смысловое согласование ее различные элементы (действие, время, событие).

Современные исследователи сложных социальных систем фокусируют свое внимание не только на чисто макросоциологических проблемах, но и на вопросах, как реализуются системные изменения на уровне жизни индивидов, отдельных групп и общин, регионов и стран. Они приходят к выводу, что все изменения происходят на различных уровнях и взаимосвязаны в том смысле, что «высшие» возникают из «низших» и снова возвращаются к низшим, оказывая на них влияние. Нап р им ер, социальное неравенство проистекает из разницы в доходах и благосостоянии. Это не просто идеальная мера распределения доходов, но реальный фактор, продуцирующий определенные социальные параметры и оказывающий влияние на жизнь индивидов. Так, американский исследователь Р. Уилкинсон показал, что в тех случаях, когда степень социального неравенства превышает определенный уровень, оно оказывает влияние на здоровье индивидов само по себе, вне зависимости от фактического благосостояния и дохода.

Общество обладает самоорганизационным потенциалом, что позволяет рассматривать механизм его развития, особенно в ситуации трансформации, с позиций синергетического подхода. Под самоорганизацией понимаются процессы спонтанного упорядочения (перехода от хаоса к порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах.

Синергетика - новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных средах самой различной природы. Данный переход называется фазой становления, которая связана с понятием бифуркации или катастрофы — скачкообразным изменением качества. В решающий момент перехода система должна совершить критический выбор через динамику флуктуации, и этот выбор происходит в зоне бифуркации. После критического выбора происходит стабилизация и система развивается дальше в соответствии со сделанным выбором. Именно так по законам синергетики фиксируются фундаментальные соотношения между случаем и внешним ограничением, между флуктуацией (случайностью) и необратимостью (необходимостью), между свободой выбора и детерминизмом.

Синергетика как научное течение возникло во второй половине XX в. в естественных науках, однако постепенно принципы синергетики распространились и в гуманитарных науках, став настолько популярными и востребованными, что на настоящий момент синергетические принципы находятся в центре научного дискурса в системе социально-гуманитарного знания.

Общество как социальная система

С точки зрения системного подхода может рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, общество — что-то вроде набора матрешек, когда внутри большой матрешки находится матрешка поменьше, а внутри нее — еще более маленькая и т.д. Таким образом, существует иерархия социальных систем.

Общий принцип теории систем заключается в том, что система понимается как нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, — как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых нет у ее элементов, взятых в отдельности.

Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, они никем и ничем не направляются извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с большой проблемой — как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и обусловливающей самим своим существованием его решения и поступки. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, и социологическому рассмотрению подвергается не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне, так как внутри системы все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, внося в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Система сохраняется, так как обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система тяготеет к внутреннему балансу и временные его нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины.

Система умеет воспроизводить самое себя. Это происходит без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки своим детям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в классовом обществе представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших классов помимо своей воли воспроизводят в своих детях недостаток образования и свои трудовые навыки.

В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет действовать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы, социальные слои и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала в составе «третьего сословия» (первое сословие — дворянство, второе — духовенство), но когда система сословного общества не могла сохранять внутренний баланс, она «выломалась» из нее, что означало гибель всей системы.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп могут привести к гибели общества, если не будет такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, проверенные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.