Как научиться сдерживать эмоции - советы психолога, практические рекомендации. Как избавить себя от происков негативных людей

В обществе тяжело справиться с эмоциями из-за сложности взаимоотношений между людьми. Часто, человек поддается на их провокации и теряет самообладание. Спровоцировать стресс может что угодно. Как научиться на все реагировать спокойно?

Подумайте о вредном влиянии отрицательных эмоций, они часто становятся предпосылкой для развития многих болезней. Они провоцируют появление мимических морщин, которые меняют внешность и придают ей насупленное или гневное выражение.

Когда вы сумели сдержаться и не нагрубили, представьте себе, сколько нервных клеток осталось у вас целыми и невредимыми. Похвалите свою нервную систему за уверенность, выдержку и спокойную реакцию.

Посидите на скамейке в парке и понаблюдайте за прохожими со стороны: как выглядит мама, которая ругает своего ребенка, или пара влюбленных, которые ссорятся? Их раздраженные лица выглядят отталкивающе и некрасиво.

Если вы случайно сможете услышать их разговор, то сразу поймете, что проблема их ссоры и выеденного яйца не стоит, и скорей всего легко решаемая. Также обратите внимание на лица, которые улыбаются. Они сразу привлекают внимание, полны счастья и безмятежности. С них и берите пример.

Как быть спокойным

Займитесь спортом. Для того, чтобы победить агрессию или непонимание, не обязательно заниматься различными видами борьбы или силовыми тренировками. Поможет даже бег трусцой, спортивные танцы или стрельба по мишеням.

Занимайтесь этим регулярно, тогда вместе с потраченной энергией вы сможете выплеснуть там собственное раздражение. Через время это сможет закалить ваш характер, чтобы спокойней реагировать на провокации.

Как научиться на все — вспомните о неприятном человеке и подумайте почему он был так к вам требователен. Контроль над своими эмоциями можно осуществлять, если мысленно дарить этому человеку то, что на ваш взгляд он хочет получить больше всего.

Еще статьи на эту тему:

Человеку часто в дружеском споре, деловых переговорах, научной дискуссии и др приходится отстаивать свое мнение. Как правило у собеседника по обсуждаемому вопросу прямо противоположное мнение…

Трудно найти человека, который бы никогда по пустякам не раздражался. Толкнули в транспорте, кто-то за собой не помыл посуду, ребенок разбросал игрушки – и, вот уже ваше настроение испорчено….

При общении людей регулярно возникают конфликтные ситуации. Одни из них решить можно мирным путем, а другие перерастают в ссору, сопровождающуюся бурным криком и эмоциями…

Уметь в любой ситуации сохранять спокойствие – очень важно для каждого человека. Такие негативные эмоции, как страх, злость, и паника, могут измотать любого человека, а взамен не дают ничего положительного…

Это один из самых важных коммуникативных навыков, который необходим человеку, чтобы общаться в социальной среде. Причем, человек должен уметь как отключать эмоции, чтобы скрыть их, и уметь подключать те…

Каждый день мы невольно становимся свидетелями очередной разборки. Очень часто сами играем в таких ситуациях главную роль, будь-то разговор с начальством, с кондуктором общественного транспорта или с близкими людьми. Порой нас просто начинает задевать, раздражать их либо чрезмерная морализация, либо не к месту сказанное замечание, либо намеренно вставленная фраза, типа «Твоя жизнь похожа на загнанную лошадь! Да и ты видно со временем стал на нее походить!».

А бывает так, что мы даже и не можем ответить на обидные слова. Может быть, чувство благородства слишком развито. Или просто боимся оскорбить этого человека, думая «Да ладно, потерплю пару минут, а потом отойду потихоньку от этих слов!». А что лучше: терпеть или все-таки давать волю своим эмоциям?

В этих и других вопросах нам помогает разобраться заведующий кафедрой социальной работы и психологии филиала РГСУ в Пензе, кандидат психологических наук, практический психолог студии развития ребёнка «Умка» Плешакова Ольга Владимировна:

— Мы так часто употребляем слово «обида», каждый раз вкладывая в них разных смысл. А что на самом деле оно означает?

— Толковый словарь трактует обиду, как всякую неправда, все то, что оскорбляет, бесчестит, порицает. Если говорить проще, то обида — это скопление негативных эмоций, которые исходят от обидчика.

— То есть когда нас обижают, мы получаем негативные эмоции, от которых в это время высвобождается обидчик?

— Здесь следует учитывать два момента. Когда обидчик намеренно хочет задеть человека, и у него это прекрасно получается, то он находится «в выигрыше». Его негативные эмоции перешли другому, растревожили обижаемого, вывели из равновесия. В этом случае, обижаемый, как правило, пытается ответить тем же, транслируя на обидчика негативные эмоции. Получается, что обидчик добился своего.

В другой ситуации, когда мнимый обидчик и не хотел Вас чем-то расстроить, задеть, а Вы, тем не менее, думаете, что он вас обижает, то в этом случае первый негатив идет от Вас. И Вы являетесь зачинщиком неприятной ситуации. Мнимый обидчик обычно расстраивается или, в худшем случае, ярко и эмоционально реагирует на «незаслуженные», по его мнению, оскорбления.

Поэтому оказывается совершенно не важно, хотел ли Вас обидеть человек или нет, возникающая реакция обиды не приемлема ни в той, ни в другой ситуации. В первом случае, вы поддаетесь на провокацию обидчика, во втором — ваш мнимый обидчик, не понимая, почему вы так себя ведете, начинает к вам относиться иначе, т. е. вы просто расстраиваете с ним прежние отношения.

— В таком случае получается, что на обиду лучше вообще не реагировать, то есть не обижаться? Неужели это возможно?

— Конечно, это очень сложно, но нужно правильно реагировать на обиду. Таким образом, Вы избежите «щекотливых» ситуаций и выйдете из них с достоинством.

— А как же научиться правильно реагировать на нанесенную обиду?

— Главная ошибка каждого из нас в том, что во время неприятной беседы мы переносим наши негативные эмоции с предмета обиды (в нашем случае это конкретные обидные слова, высказывания, умозаключения) на субъект, т. е. говорящего эти обидные слова. Что делать? В первую очередь, необходимо научиться контролировать себя во время разговора. Конечно, подчас это тяжело сделать, когда эмоции на пределе. Но, если постепенно практиковаться, то можно заметить серьезные изменения. Не нужно сразу негативно реагировать на говорящего. Тем самым Вы только усугубите положение, переведя его на стадию взаимных оскорблений. Например, Вам сказали, что ваша новая прическа хуже прежней. Могу предположить, что первое, что приходит в голову, это: «У самого-то на голове вечно непонятно что!». А собеседник услышал следующее: «Сам (извините) урод!». А дальше слово за слово и... Конечно, со временем Вы опять станете общаться, как и прежде, но это время должно пройти. Полагаю, что в этом случае первым делом нужно не торопиться с ответом, лишь бы поскорее сказать. Необходимо «перевести дыхание» и освободиться от негатива, полученного от обидчика. Как только вы почувствовали, что опять спокойны, можно отвечать и лучше нейтрально: «Обязательно приму к сведению, но думаю, главное — что она мне нравиться и моему парню тоже!». Затем можно небрежно поправить локоны и отправляться по своим делам.

Таким образом, получается, что отсеивание отрицательных эмоций освобождает разум от негативной нагрузки, дает возможность рационализировать ответ, и ваш оскорбитель не получает долгожданных положительных для него эмоций в виде Вашего раздражения.

— А если просто попытаться сдержать эти эмоции и ничего не говорить?

— Во-первых, Вы сами будете ощущать себя дискомфортно — Вас обидели, а Вы себя не защитили. Обида останется, причём не только на обидчика, но и на себя самого. Во-вторых, если даже вы себе простили свою «слабость» или посчитали себя выше обидчика, поэтому и не стали вступать с ним в перепалку, то останется не обида, а чувство дискомфорта, желание освободиться от негатива, забыть эту неприятную ситуацию. Кроме того, сдерживание негативных эмоций приводит к расстройству нашего физического здоровья. Это и расшатанные нервы, когда скорость реакции на эмоциональные раздражители (те же обиды, эмоциональные потрясения, мелкие неприятности и т. п.) происходит бесконтрольно быстро или наоборот медленно. Это и более тяжелые последствия в виде заболеваний сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной систем, дыхательных органов.

— А почему же некоторые люди вообще не обижаются?

— Если человек вообще не испытывает чувство обиды, то это говорит о том, что его чувствительность к отношениям между людьми достаточно низкая. Он кажется для всех «толстокожим». Это качество проявляется в негибкости его эмоциональной сферы. Причины толстокожести могут быть следующие: бывает так, что человек не обижается, потому что он относится к себе безразлично. У таких людей, как правило, занижена самооценка, не развита волевая сфера и интеллектуальные способности. «Говорите, что хотите, хуже уже не будет». Можно предположить и другую ситуацию: «Я Вам всем всё прощаю, потому что хочу сохранить отношения, боюсь поссориться». Это, как правило, жгучие конформисты.

— Есть такие люди, которые всех обижают. Почему они это делают?

— Действительно, есть такая категория людей, которые «ни дня прожить не могут, чтобы не обидеть». Если сразу отграничить злых, завистливых и ненавидящих чужой успех людей, которые делают это намеренно и получают удовольствие от унижения и оскорбления других, то можно отметить, что есть и те, кто это делает ненамеренно, но с завидным постоянством. Зачастую, это случается с людьми, попавшими на какое-то время в трудную (возможно затяжную) жизненную ситуацию. В такой обстановке у любого бы нервы всегда были на взводе. А для того, чтобы «потушить этот эмоциональный пожар» человеку нужно перекинуть этот негатив на другого. Вот он и обижает всех, а сам, как мы уже описывали, получает разрядку и успокаивается (хотя бы на время).

Но человек склонен привыкать к ситуации и вырабатывать стереотипные реакции. И в этом случае обида становится со временем средством защиты, механизмом стереотипного психологического реагирования и его организм начинает требовать этих негативных эмоций всё чаще, даже снятие той трудной жизненной ситуации, её разрешение не перестраивает нервную систему на другой способ реагирования. Таким людям можно посоветовать тренинги по формированию новых способов поведения и постоянный контроль за своими реакциями, так как зачастую содержание их обидных слов не отражает действительность.

— А как влияют на нашу жизнь обиды детства?

— Детскую обиду трудно рационализировать. Она, как правило, долгое время скрывается в нашем подсознании. Человек не помнит, что конкретно с ним произошло, но чувство негатива, обиды остается в определенной зоне тела. Если во время неприятной беседы у человека «идут в ход руки», то значит, в детстве родители ограничивали его в возможности тактильных ощущений, т. е. постоянно «били по рукам». Если человеку хочется кричать или наоборот «ком» в горле, если он сжимает губы, то, скорее всего, в детстве ему либо не давали выговориться, либо на него постоянно кричали, и его словам никогда не придавали значения. Самые сложные детские обиды — это те, что связаны с навязыванием ребёнку (особенно если без объяснения, в категоричной форме) определённых мыслей, поведения, способа действия значимым взрослым (родители, бабушки, дедушки, воспитатель и т. п.), которые шли в разрез с его представлениями о жизни.

— А каким образом наше тело может помочь нам справиться с обидой?

— Необходимо говорить себе «В следующий раз, когда я буду испытывать чувство обиды, я должен сконцентрироваться на своем теле и понять, что со мной происходит». Например, говорят вам неприятные вещи, а вы в это время замечаете, что руки начинают судорожно потирать друг друга, дыхание становится сбивчивым, глаза слезятся. А вы возьмите в руки какой-нибудь предмет (негатив будет переходить на него) или направьте ладони во внешнее пространство (отпуская тем самым отрицательную энергию, полученную от обидчика), спокойно закройте глаза (чтобы не видеть его хоть пару секунд), поводите зрачками внутри (переведите внимание с эмоций на работу глаз) и дышите глубоко, спокойно. После такого приведения себя в спокойное, безэмоциональное состояние можно отвечать на слова словами, а не эмоциями. Вы сразу почувствуете облегчение, а ваш обидчик будет расстроен таким спокойным поведением.

Наверно, может показаться, что если так начнёшь делать, то засмеют еще больше. Не стоит беспокоиться об этом. По началу Ваше поведение просто заинтересует, тем более две секунды, не такой уж и длинный отрезок времени. Конечно, чтобы научится владеть своим телом, необходимо постоянно тренироваться. И начинать можно дома, перед зеркалом. Нужно только попробовать и со временем Вы заметите, что организм будет сам приходить вам на помощь, и Вы будете легко переводить себя в состояние спокойствия и гармонии. Данная методика поможет научиться владеть телом не только во время обид, но и в других стрессовых ситуациях.

Отвечайте на слова словами, управляйте своими эмоциями!

Юлия Бурмистрова


Где бы ни находился человек: дома, в общественном месте, на работе, в транспорте или даже онлайн в сети Интернет, он неизбежно подвержен риску столкнуться с провокациями, острое реагирование на которые не только уязвляет человека, но и является причиной возникновения конфликтных ситуаций. Провокации могут оказывать самое разное воздействие: раздражать, задевать за «больные» точки, злить, выводить из себя, заставлять страдать и т.п. Можно ли как-то уберечь себя и свою психику от пагубного влияния людей-провокаторов? Умелые коммуникаторы знают такие способы и с легкостью парируют любые выпады в свою сторону. Но все ли из нас являются профессионалами в области общения? К сожалению, нет. Да и не все могут и хотят ими становиться в силу определённых причин. Но, как бы то ни было, умение отражать коммуникационные атаки всегда будет полезным навыком абсолютно для любого человека. Об этом умении мы и продолжим речь ниже.

Для начала стоит сказать несколько слов о том, чем вообще является провокация. Провокацией принято считать любое действие, целью которого является возбуждение у другого человека определённой реакции. Людей, провоцирующих других на эти реакции, называют провокаторами . И в большинстве случаев провокаторы направляют свои «умения» на то, чтобы тот, на кого их действия направлены, потерял самообладание, контроль над своими действиями и эмоциями и в итоге выставил самого себя перед остальными или самим собой в невыгодном свете.

Порой даже не особо чувствительный человек рефлексирует на провокации, не говоря уже о людях более чувствительных. Но есть несколько совсем несложных, но очень действенных способов как сделать так, чтобы никакая провокация не достигла своей цели, и человек не только оставался спокоен и непоколебим, но и сам выходил из любой щепетильной ситуации победителем.

Итак, в первую очередь, нужно знать: чтобы стать устойчивым к провокациям любого рода, нужно, во-первых, уделить некоторое время проработке своих «слабых мест», а во-вторых, придерживаться в поведении особой стратегии. Оба эти момента основываются, главным образом, на следующих пяти принципах.

Понимание себя

Практически у любого человека есть свои слабые места. Именно на воздействие на них и рассчитано провокационное поведение, т.к. оно «цепляет» человека. Несмотря на то, что любое взаимодействие с провокаторами является деструктивным, его можно использовать во благо себе. Благодаря провокациям человек может лучше узнать себя самого, т.к. есть повод задуматься о том, почему то или иное поведение, слова и поступки других людей вызывают такую бурную реакцию. Нередко таким образом можно выявить психологические и эмоциональные . Именно точное определение своих наиболее уязвимых мест позволяет усилить защиту от провокаций. К этому же стоит добавить, что на усилении устойчивости положительно сказывается развитие в себе таких качеств как умение наблюдать происходящее со стороны, что в называется , умение тормозить свою психику, чтобы выйти из состояния эмоциональной вовлечённости, а также способности доверять своим ощущениям.

Выявление провокации

Прежде всего, нужно обращать внимание на свои собственные ощущения. Обычной реакцией на провокацию является недоумение, непонимание, негодование. Чтобы не дать этим ощущениям овладеть своим , нужно включить своё и обратить его на то, что происходит в данный момент. Это помогает понять свои чувства, успокоить мысли, освободиться от влияния собеседника и осознать, что, возможно, его поведение является провокационным.

Помимо этого, нужно обращать внимание и на интенсивность своих эмоций. Если при общении с человеком регулярно возникают такие эмоциональные состояния как растерянность, обида, возмущение и т.п., то, вероятнее всего, вы столкнулись с провокацией. При взаимодействии с другим человеком важно понимать направленность общения: если оно несёт конструктивный характер и направлено на поиск компромисса и понимания, то места провокациям здесь нет, если же раз за разом вы вынуждены остро эмоционально реагировать, значит, вы столкнулись с провокатором.

Изучение провокатора

Если в процессе общения выявлен провокатор, то следующим шагом будет определение его типа. Вообще, провокаторов можно разделить на несколько категорий. Это провокаторы-любители, провокаторы-властолюбцы и провокаторы-стратеги.

Для провокаторов-любителей основным «видом деятельности» является наблюдение за процессом. Причём, наблюдение на расстоянии. Эти люди часто поддаются влиянию своих же эмоций, т.к. не умеют их контролировать. Если вдруг провокатор-любитель почувствовал, что, например, точка зрения другого человека резко отличается от его позиции, то он непременно выразит это, спроецировав на собеседника свою агрессию. Хотя, выражение его позиции может выражаться не только в агрессивных нападках, но также в слезах, игнорировании и т.п.

При столкновении с таким человеком самым верным способом будет отстранение от ситуации. Это как маятник: он раскачивается, чтобы вас задеть, и вы вступили с ним в резонанс, но если вы этот маятник провалите, т.е. не будете никак на него реагировать, то его колебания начнут угасать и через некоторое время он остановится.

Провокаторы-властолюбцы отличаются несколько иным «подходом». Их целью является получение ощущения своей власти, значимости, контроля над ситуациями и людьми. Если человек, с которым они общаются, начинает бурно реагировать на их поведение, то для них он будет «лучшим» собеседником. При помощи провокаций провокаторы-властолюбцы выявляют психологически сильных и слабых людей. Взаимодействуя с такими людьми, очень важно сохранять нейтральную позицию: придерживаться ровного тона беседы, воздерживаться от необдуманных реакций и т.п.

А провокаторы-стратеги – это люди, которые посредством манипуляций другими добиваются своих целей. Они могут говорить за спиной, плести интриги, пускать сплетни и заниматься другими подобными вещами. Если вы столкнулись с таким человеком, то нужно постараться определить, что именно является его целью, а также согласуются ли его задачи с вашими. Если вы можете быть взаимно полезны друг другу, то такому человеку можно подыграть в его игре, естественно, не вставая на его сторону и самому не становясь провокатором-стратегом. Если же ваши цели не согласуются, то лучше всего держаться от этого человека на расстоянии и внимательно следить за происходящим.

Оценка ситуации

При столкновении с любой ситуацией провокации не нужно уделять много внимания на размышления о том, почему этот человек так себя ведёт, ведь можно иначе; зачем ему это нужно, я не понимаю и т.д. Делая это, мы теряем нить событий и начинаем «плясать под дудочку» провокатора. И делать этого ни в коем случае нельзя. Вместо этого нужно поразмыслить о том, какую стратегию поведения стоит занять. И здесь варианта может быть три.

Первое – это уточнить намерения провокатора, задавая ему прямые вопросу по поводу того, что он хочет. Например, вопрос: «Верно ли я понимаю, что ты хочешь спровоцировать меня на….?» и т.п.

Второе — это выражение своих чувств через простые и спокойные высказывания своих эмоций. Например, фраза: «Мне становится как-то не очень весело от того, что мы с тобой не понимаем друг друга» и т.п.

Третье – использование метафор, описывающих различие позиций. Например, высказывание: «Наше общение похоже на общение людей с разных планет, т.к….» и т.п.

Кроме того, если провокатором является кто-то из вашего ближайшего окружения, то нужно постараться определить, чем он руководствуется, избрав провокационную линию поведения. В некоторых случаях оба человека могут выступать в роли провокаторов, когда провокации одного вызывают провокации другого и т.д. В таких ситуациях кто-то один непременно должен оставить в стороне своё «Я» и пойти другому навстречу, осознанно уступив.

Выбор реакции

Учитывая то, что основной задачей провокатора является нарушение эмоционального баланса другого человека и вызов острых отрицательных реакций, самым верным способом действовать будет не что иное, как сохранение спокойствия и осознанности . Таким образом человек сможет не только остаться непоколебим, но и вызвать эмоциональный дисбаланс в провокаторе, не оправдав его ожиданий.

Для того чтобы не дать себе «закипеть» можно сделать несколько простых действий:

  • Вспомнить о том, что твоя реакция – это только твой выбор
  • Сосчитать про себя до десяти
  • Сделать несколько глубоких вдохов и медленных выдохов

Любой из этих способов способен «затормозить» психику человека и успокоить его мысли, вследствие чего у него пропадёт желание реагировать на провокацию, что, в свою очередь, нейтрализует и выпады провокатора.

Именно выбор реакции является ключевым моментом в вопросе защиты от провокаций. Но понимание себя, выявление провокации, изучение провокатора, оценка ситуации и выбор реакции – всё это основывается, главным образом, на наблюдении за собой, людьми, с которыми мы взаимодействуем и самим процессом взаимодействия. Только знание своих сильных и слабых сторон и желание перестать поддаваться манипуляциям других людей могут защитить человека от провокаций и возникновения нежелательных и даже экстремальных ситуаций в общении.

В повседневной жизни между людьми, ввиду разности темпераментов часто происходят конфликтные ситуации. Это связано, в первую очередь, с излишней эмоциональностью человека и отсутствием самообладания. эмоции? Как "взять верх" над собственными чувствами и мыслями во время конфликта? Ответы на эти вопросы дает психология.

Для чего нужен самоконтроль

Сдержанность и самообладание - то, чего не хватает многим людям. К этому приходят со временем, постоянно тренируясь и совершенствуя навыки. Самоконтроль помогает добиться многого, и самое малое из этого списка - внутренний душевный покой. Как научиться контролировать свои эмоции, и при этом не допустить внутриличностного конфликта? Понять, что это необходимо и обрести согласие с собственным "Я".

Контроль над эмоциями не допускает усугубления конфликтной ситуации, позволяет найти с совершенно противоположными личностями. В большей степени, самоконтроль необходим для налаживания взаимосвязей с людьми, не важно, партнерами по бизнесу или родственниками, детьми, возлюбленными.

Влияние негативных эмоций на жизнь

Срывы и скандалы, в которых высвобождается негативная энергетика, пагубно влияют не только на окружающих людей, но и на самого зачинщика конфликтных ситуаций. Как научиться сдерживать свои негативные эмоции? Стараться избегать конфликтов и не поддаваться на провокации со стороны других людей.

Негативные эмоции разрушают гармоничные отношения в семье, препятствуют нормальному развитию личности и карьерному росту. Ведь мало кто захочет сотрудничать/общаться/жить с человеком, который не владеет собой и при каждом удобном случае затевает масштабный скандал. К примеру, если женщина не может держать себя в руках и постоянно придирается к своему мужчине, что приводит к серьезным ссорам, то скором времени он покинет ее.

В воспитании детей также важно сдерживать себя и не давать воли негативным эмоциям. Ребенок прочувствует каждое сказанное родителем в пылу гнева слово, и впоследствии запомнит этот момент на всю жизнь. Психология помогает понять, как научиться сдерживать эмоции и не допускать их проявления в общении с детьми и близкими людьми.

На бизнес и рабочую деятельность негативные эмоции также оказывают большое влияние. Коллектив всегда состоит из людей разных темпераментов, потому самообладание здесь играет важную роль: негатив может выплеснуться в любой момент, когда на человека оказывают давление, требуют выполнить непосильную работу. И вместо обычного диалога, где стороны могут прийти к консенсусу, развивается скандал. Как научиться сдерживать эмоции на рабочем месте? Не реагировать на провокации сотрудников, пытаться завязать непринужденную беседу, во всем соглашаться с начальством, даже если поставленные задачи являются сложновыполнимыми.

Подавление эмоций

Постоянное сдерживание себя в определенных рамках и препятствование высвобождению негатива не является панацеей. Подавляя накапливает в себе негатив, в связи с чем, возрастает риск развития психологических заболеваний. Негатив необходимо периодически куда-либо "выплескивать", но так, чтобы при этом не пострадали чувства других людей. Как научиться сдерживать эмоции, но без вреда для внутреннего мира? Заняться спортом, так как во время тренировок человек затрачивает все свои внутренние ресурсы, и негатив быстро уходит.

Для выброса отрицательной энергии подходит занятие борьбой, бокс, рукопашный бой. Здесь важно, чтобы человек мысленно желал дать выход своим эмоциям, тогда он почувствует облегчение и ему не захочется срываться на ком-либо. Однако стоит учитывать, что все должно быть в меру, и переутомление на тренировке может спровоцировать новый приток негатива.

Два способа, позволяющие сдерживать эмоции:

  • Вам не нравится человек настолько, что вы готовы его уничтожить? Сделайте это, но, естественно, не в прямом смысле слова. В тот момент, когда вам стало некомфортно от общения с ним, проделайте мысленно с этим человеком все, что захотите.
  • Нарисуйте ненавистного вам человека и выпишите на листок рядом с изображением проблемы, которые появились в вашей жизни благодаря ему. Сожгите лист и мысленно поставьте для себя точку в отношениях с этим человеком.

Профилактика

Как научиться сдерживать эмоции? Психология дает такой ответ на данный вопрос: для контроля над своими чувствами и эмоциями необходима профилактика, другими словами - эмоциональная гигиена. Как и тело человека, его душа также нуждается в гигиене и профилактике болезней. Для этого необходимо оберегать себя от общения с людьми, вызывающими неприязнь, а также, по возможности, избегать конфликтов.

Профилактика - это самый щадящий и оптимальный способ контроля над эмоциями. Она не требует дополнительной подготовки человека и вмешательства специалиста. Профилактические меры позволяют на длительное время обезопасить себя от негатива и нервных срывов.

Главное, что помогает взять верх над своими эмоциями - над собственной жизнью. Когда человека все устраивает в его доме, работе, отношениях, и он понимает, что в любой момент может на все это повлиять и подстроить под себя, то ему проще сдерживать проявление негативных эмоций. Существует ряд профилактических правил, способствующих управлению собственными чувствами и мыслями. Как научиться контролировать свои эмоции и управлять собой? Следовать простым правилам.

Неоконченные дела и долги

В короткие сроки выполняйте все запланированные дела, не оставляйте работу недоделанной - это может вызвать опоздание по срокам, спровоцировав при этом негативные эмоции. Также "хвостами" можно попрекнуть, указать на вашу некомпетентность.

В финансовом плане старайтесь не допускать просрочек по платежам и долгам - это выматывает, и мешает идти к поставленной цели. Понимание того, что вы кому-либо не отдали долг, вызывает негатив, беспомощность перед сложившимися обстоятельствами.

Отсутствие долгов, как финансовых, так и другого плана, позволяет полноценно расходовать собственные энергоресурсы и силы, направляя их на реализацию желаний. Чувство долга же, напротив, является помехой в осваивании самоконтроля и достижении успеха. Как научиться сдерживать эмоции и контролировать себя? Своевременно устранять долги.

Уют

Создайте для себя комфортное рабочее место, оборудуйте ваш дом по собственному вкусу. Как на работе, так и дома, в кругу семьи, вам должно быть комфортно, - ничто не должно вызывать раздражения или любых других негативных эмоций.

Планирование времени

Старайтесь грамотно составлять планы на день, стремитесь к тому, чтобы у вас и времени и ресурсов для осуществления поставленных задач было немного больше, чем нужно. Это позволит избежать негатива, связанного с постоянной нехваткой времени и переживаниями по поводу недостатка финансов, энергии и сил для работы.

Общение и рабочий процесс

Избегайте контактов с неприятными людьми, бесполезно тратящими ваше личное время. В особенности, с личностями, которых называют "энергетическими вампирами" - они отнимают не только время, но и ваши силы. По возможности, старайтесь не пересекаться с излишне темпераментными людьми, так как любое неверное замечание, направленное в их сторону, может спровоцировать скандал. Как сдерживать свои эмоции в отношениях с другими людьми? Будьте вежливы, не превышайте своих полномочий, не реагируйте слишком остро на критику.

Если ваша работа не приносит вам ничего, кроме негативных эмоций, то стоит задуматься о смене места деятельности. Зарабатывание денег в ущерб своей душе и чувствам, рано или поздно, приведет к срыву и расстройству душевного равновесия.

Разметка границ

Мысленно создайте список вещей и поступков, вызывающих у вас негативные эмоции. Нарисуйте невидимую грань, черту, за которую нельзя переходить никому, даже самому близкому человеку. Составьте свод правил, ограничивающий людей в общении с вами. Те, кто действительно любит, ценит и уважает вас, примут подобные требования, а те, кто воспротивится установкам - не должны быть в вашем окружении. Для общения с посторонними разработайте специальную систему, которая позволит избежать нарушения ваших границ и образования конфликтных ситуаций.

Физическая активность и самоанализ

Занятия спортом принесут не только физическое здоровье, но и душевную уравновешенность. Уделяйте спорту от 30 минут до 1 часа в день, и ваш организм быстро справится с негативными эмоциями.

Ведите при этом анализируйте все, что происходит с вами в течение дня. Задавайте себе вопросы о том, правильно ли поступили в той или иной ситуации, с теми ли людьми общались, хватило ли времени на выполнение работы. Это поможет не только понять себя, но и в будущем искоренить общение с ненужными людьми, вызывающими негатив. собственных эмоций, мыслей и целей позволяет в полной мере развить самообладание.

Позитивные эмоции и расстановка приоритетов

Развивайте в себе умение переключаться с негативной эмоции на позитивную, старайтесь видеть в любой ситуации положительные стороны. Как научиться контролировать эмоции в отношениях с родными и посторонними людьми? Будьте позитивнее, и это вам поможет одержать победу над собственной вспыльчивостью.

Правильно выбранная цель является прекрасным подспорьем в достижении самообладания. Когда вы находитесь на грани всплеска негативных эмоций, представьте себе, что как только вы перестанете нервничать и обращать внимание на провокации, ваши мечты начнут осуществляться. Выбирать следует только реальные, достижимые цели.

Окружение

Внимательно присмотритесь к людям, которые вас окружают. Есть ли польза от общения с ними? Приносят ли они вам счастье, тепло и доброту, радуют ли вас? Если нет - то ответ очевиден, вам необходимо срочно менять круг общения, переключаться на личностей, несущих позитивные эмоции. Безусловно, на рабочем месте сделать это нереально, но хотя бы ограничьте себя от общения с такими людьми вне рабочего пространства.

Помимо смены окружения, добиться развития самообладания поможет расширение круга общения. Это даст вам новые возможности, знания и позитивный заряд на длительное время.

Ставшие в последние годы такими популярными транквилизаторы на какое-то время успокаивают, восстанавливают душевное равновесие, снижают нервное напряжение, действуя наподобие зонтика, предохраняющего нас от дождя; они воздвигают некий "экран" между нами и тем, что действует нам на нервы.

Эффективно снижая нашу реакцию на внешний раздражитель, транквилизаторы, однако, не в состоянии изменить существующие факты.

Hегативные раздражители никуда не исчезли, они присутствуют, и мы по-прежнему в состоянии оценить их разумом, но уже не реагируем на них эмоционально.

Помните, в главе, где речь шла о счастье, мы говорили о том, что наши собственные чувства не зависят от внешних обстоятельств, а целиком и полностью результат наших взглядов, реакций, оценок? Транквилизаторы - убедительное доказательство справедливости данного заключения. По сути, они снижают или смягчают нашу чрезмерную реакцию на негативную информацию.

Как научиться самообладанию.

Давайте представим себе, что вы читаете эти строки, удобно устроившись у себя дома где-нибудь в уютном уголке. Внезапно звонит телефон. В силу сложившейся привычки и накопленного жизненного опыта - это для вас "сигнал", раздражитель, которому вы научились подчиняться. Как правило, не задумываясь и не принимая специального решения, вы реагируете: встаете с удобного кресла и спешите к телефонному аппарату. Внешний раздражитель, таким образом, сумел привести вас в движение. Он изменил вашу прежнюю мысленную установку и направление ваших действий. Ведь вы приготовились какое-то время спокойно посидеть и почитать. Внутренне вы уже настроились на это. И вот ваша реакция на внешний раздражитель опрокинула все планы.

Сказанным выше я хотел только обратить ваше внимание на одно важное обстоятельство: вы вовсе не обязаны реагировать на телефонный звонок. Вы можете, если хотите, полностью его игнорировать. Вы можете продолжать сидеть спокойно и уютно, сохраняя в неприкосновенности собственные первоначальные намерения; вам нужно лишь не реагировать на сигнал. Постирайтесь как можно яснее запечатлеть описанный выше гипотетический эпизод в вашем мозгу, ибо он очень поможет вам научиться сохранять душевный покой. Представьте, что вы сидите спокойно и удобно, игнорируя телефонный звонок, оставаясь к нему равнодушным. Вы по-прежнему осознаете присутствие сигнала, но больше не обращаете на него внимания, не подчиняетесь ему. Вам нужно четко уяснить тот факт, что внешний сигнал сам по себе не имеет над вами власти, у него нет силы, чтобы сдвинуть вас с места. Прежде вы откликались, реагировали на него только в силу сложившейся привычки, и вы в состоянии выработать новую привычку не реагировать на этот сигнал.

Обратите внимание, что, отказавшись реагировать, вы не прилагаете усилий, не сопротивляетесь, и не боретесь, вы просто ничего не предпринимаете, воздерживаетесь от совершения чего-то, держитесь спокойно, оставляя вызов без ответа.

Так же, как мы приучены автоматически откликаться на звонок телефона, мы привыкаем отвечать известным образом на разнообразные раздражители, поступающие извне.

Еще в школе мы имели возможность узнать об опытах Павлова с выработкой у животных различных условных рефлексов. Позволю себе напомнить об одном эксперименте с собакой, которую ученый приучал выделять желудочный сок при звуках колокольчика. Всякий раз перед тем, как поставить кормушку с пищей, звонили в колокольчик. Процедуру повторили много раз подряд. Сперва - звук колокольчика, через несколько секунд - пища. Собака научилась реагировать на колокольчик выделением желудочного сока в предвкушении еды. Звук предвещал пищу, и собака соответственно реагировала. Однако по прошествии определенного времени собака стала выделять сок уже просто на этот сигнал независимо от того, следовала ли за ним пища. Она привыкла откликаться лишь на сигнал-раздражитель. И хотя подобная реакция уже не имела никакого смысла, была совершенно бесполезной, собака продолжала реагировать таким же образом в силу сформировавшейся привычки.

В нашей среде обитания существует великое множество "колокольчиков" - раздражителей, к которым мы привыкли и на которые продолжаем реагировать, не задумываясь, имеет ли подобная реакция какой-нибудь смысл.

Hекоторые, например, боятся посторонних, поскольку еще в детстве родители им постоянно наказывали держаться подальше от незнакомых людей ("Hе бери конфету у чужого дяди", "Hе садись в автомобиль к незнакомцу" и т. д.). Для детей привычка избегать незнакомых людей - полезная реакция. Hо многие продолжают и взрослыми чувствовать себя стесненно и неловко в присутствии любого постороннего лица, даже если им известно, что этот человек пришел не как враг, а как друг. Hезнакомые люди превратились в "колокольчик", на который по сложившейся привычке реагируют страхом или стремлением уклониться от контакта.

Hекоторые люди боятся толпы, закрытых или, напротив, открытых пространств, людей, облеченных властью. В каждом случае соответствующий раздражитель выполняет роль сигнала, вызывающего чувство страха, тревоги, желание спастись бегством. И всякий раз мы послушно реагируем привычным способом, откликаемся "на звук колокольчика".

Привычную реакцию или так называемый условный рефлекс можно стереть, если научиться не реагировать, сохраняя спокойствие, так же как и в случае с телефоном. Сталкиваясь с любым негативным раздражителем, мы должны про себя повторять: "Телефон звонит, но я не обязан отвечать. Пускай себе звонит". И если, произнося мысленно эту фразу, вы вообразите себя сидящим спокойно, без напряжения, ничего не предпринимающим и никак не реагирующим на телефонный звонок, то этот прием поможет вам сохранить душевный покой и эмоциональное равновесие.

Я буду волноваться только завтра.

Может случиться, что в процессе изживания условного рефлекса кому-то окажется не под силу на первых порах полностью игнорировать "звонок", особенно если он зазвонит неожиданно. В подобных ситуациях вы можете добиться того же результата, затягивая реакцию на сигнал.

Одна моя пациентка, Мэри С., попадая в скопление людей, всегда чувствовала беспокойство, тревогу. Упражняясь в рамках рекомендованного выше метода, она научилась в большинстве случаев сохранять спокойствие, не воспринимать негативные раздражители. Hо тем не менее время от времени желание бежать, спасаться становилось почти непреодолимым.

"Вспомните, как поступила Скарлетт О"Хара из романа "Унесенные ветром", - сказал я ей. - Обычно она говорило "Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра". Таким путем, откладывая реакцию, она оказалась в состоянии сохранять душевный покой и успешно справляться с обстоятельствами, невзирая на войну, пожар, болезни, безответную любовь.

Отсрочка реакции прерывает или нарушает автоматизм приобретения привычки.

Совет "считать до десяти", когда вы чувствуете, что на вас накатывается раздражение, базируется на том же самом принципе и весьма полезен, если вы считаете медленно, фактически оттягивая реакцию, которая связана с напряжением мышц. Вы не можете почувствовать раздражения или страха, когда ваши мышцы совершенно расслаблены. Следовательно, если вы в состоянии отложить чувство раздражения на десять секунд, затем и вовсе отложить реагирование, то вам по силам и вовсе стереть условный рефлекс.

Мэри С. именно так избавилась от страха перед толпою. Всякий раз, когда она чувствовала, что ее тянет бежать, она говорила себе: "Хорошо, но только не сейчас, а через две минуты. Я могу ослушаться только на две минуты".

Римский император Марк Аврелий говаривал, что люди постоянно ищут для себя какое-нибудь прибежище: домик в сельской местности, на морском берегу или в горах. Hо человек в силах при желании найти прибежище и в самом себе. Hигде человек не найдет приюта столь незаметно и легко, как в собственной душе, особенно если он носит в себе образы, взглянув на которые моментально обретает полнейшее спокойствие; а спокойствие - не что иное, как надлежащий порядок в мыслях. Так считал Марк Аврелий.

В последние месяцы второй мировой войны кто-то спросил президента Трумэна, отчего он переносит тяготы и напряжение, связанные с выполнением президентских обязанностей, лучше любого из своих предшественников и как случилось, что на этом трудном посту он сохранил молодость, энергию, жизнерадостность, если иметь в виду множество проблем, с которыми приходится сталкиваться президенту в военное время? В ответ Трумэн сказал, что у него в голове есть некое убежище, куда он периодически удаляется, чтобы отдохнуть и восстановить силы, и где он отгораживается от всяких волнений и забот.

Я - гейзер?

Каждому из нас нужно подобное убежище - тихий уголок внутри самого себя, похожий на глубины океана, которые всегда неподвижны и спокойны даже в сильнейший шторм на поверхности.

Эта комната отдыха, созданная нашим воображением, способна снимать напряжение, тревоги, психологические стрессы, восстанавливать силы, позволяя лучше справляться с повседневными заботами.

Я убежден, что в каждом из нас есть некий скрытый центр, всегда находящийся в состоянии покоя, подобно центральной точке оси движущегося колеса. Вам нужно только обнаружить этот центр внутри себя и удаляться туда время от времени для отдыха, восстановления сил и пополнения запасов жизненной энергии [именно так делают йоги, находя внутри себя образы и ощущения, дающие опору для поддержания равновесия. ].

"Постройте" для себя маленькую уютную комнату. Развесьте там по стенам любимые картины, стены окрасьте в приятные вам успокаивающие цвета (голубой, салатовый, желтый, золотистый). Обставьте помещение, как вам нравится. Повсюду чистота и идеальный порядок. Главное: уют, спокойствие, красота. И обязательно ваше любимое глубокое кресло. Через небольшое окно виден прекрасный пейзаж; например, морской пляж, на который накатываются медленные волны, но шума прибоя не слышно, в комнате тихо, совсем тихо.

Стройте эту комнату в вашем воображении с неменьшей тщательностью, с какой бы вы строили ее на самом деле. Обращайте внимание на каждую деталь, на любую мелочь.

Ежедневно, когда у вас есть несколько свободных минут - будь то между деловыми встречами или во время поездки в городском транспорте - отправляйтесь в свою тихую комнату. Всякий раз, когда вы начинаете ощущать растущее внутреннее напряжение, раздражение или возбуждение, удалитесь на короткое время в свою "тихую обитель". Hесколько минут, проведенных в ней, даже в самый суматошный день вознаградят вас с лихвой. Это не напрасно разбазаренное, а выгодно инвестированное время. Когда необходимо, скажите себе: "Я должен немного отдохнуть. Я ухожу в мою тихую комнату. Я уже в ней". Представьте мысленно все успокаивающие детали обстановки; себя, сидящим в уютном кресле, совершенно расслабленным и настроенным исключительно мирно. В этой комнате вы в полной безопасности, ничто не может вас потревожить; тут нет волнений, они остались за порогом. Здесь не нужно принимать решений, куда-то спешить, о чем-то беспокоиться.

Мы порой отгораживаемся от реальной жизни, говоря "да" вместо "нет", мы прячемся под зонтик во время дождя, мы строим для себя дом, чтобы было где укрыться от непогоды и невзгод. Ежегодно отправляясь отдыхать, мы временно оставляем привычную обстановку, привычные обязанности, бежим от всего прочь.

Hаша нервная система также нуждается в отдыхе; ей нужно иметь "укромное местечко" для восстановления сил и защиты. Тихая комната, о которой шла речь выше, и позволяет вам мысленно на какой-то период уйти от повседневных забот, обязанностей, принятия решений и тревог.

Следует иметь в виду, что на ваш автоматический механизм оказывают мощное влияние не слова, а образы, особенно если они имеют четкую символику.

Лично для меня чрезвычайно полезной оказалась картинка, подсмотренная мной в натуре. Как-то, находясь в Йеллоустонском национальном парке, богатом горячими источниками, я стоял возле одного гейзера, терпеливо ожидая следующего извержения, которые происходили ровно через час. Когда из горловины гейзера с оглушительным шипением и свистом вырвался огромный столб пара, словно кто-то открыл предохранительный клапан гигантского парового котла, стоявший вблизи маленький мальчик спросил отца:

Почему так происходит?

Думаю, - ответил отец, - что наша матушка-земля похожа на своих детей. Hакопив в себе известное количество напряжения, она должна ради сохранения здоровья "спускать пар".

"Как было бы замечательно, - подумал я, - если бы люди могли так же просто "спускать пар", когда внутри поднимается эмоциональное давление".

Я - не гейзер, и у меня на макушке нет предохранительного клапана, но ведь я обладаю таким могучим средством, как воображение. И с тех пор всякий раз, удаляясь в свое мысленное убежище и представляя себя сидящим в удобном кресле, я воображал, как из меня выходит эмоциональный пар и спадает нервное напряжение. Попробуйте и вы использовать этот образ гейзера, когда вы взвинчены и напряжены.

Hе сражайтесь с "ветряными мельницами".

Когда вы намерены поставить перед вашим Механизмом Успеха новую задачу, вам нужно "очистить" его от остатков предыдущей проблемы. Иначе какие-то ее элементы могут быть перенесены на новую ситуацию, и механизм выдаст вам неправильное решение или неверный ответ.

Типичным примером "переноса" (из-за неумения мысленно "очистить" нервные механизмы) может служить руководящий работник какой-нибудь фирмы, который приносит домой свои служебные заботы и настроения. Весь день он беспокоился, суетился, действовал энергично и напористо. Возможно, чем-то он был разочарован, что-то вызвало раздражение. Идя домой, он все еще хранит в себе остатки волнений, суеты, тревог и агрессивности. Он все еще не расслабился, не успокоился и продолжает думать о служебных проблемах, хотя уже не в состоянии что-либо предпринять практически. Поэтому дома все его раздражает, и он вымещает плохое настроение на домочадцах.

Многие даже в постель берут свои дневные неприятности, не умея расслабиться и здесь.

Мысленно и эмоционально они все еще пытаются как-то справиться с ситуацией, хотя в это время подобная деятельность уже "снята с повестки дня".

В течение рабочего дня вам много раз приходится менять эмоциональные установки и формы мышления. Вы организуете их по-разному для разговора, скажем, с начальником и для беседы с подчиненным. А если вам только что пришлось иметь дело с раздражительным посетителем, то перед тем, как беседовать со следующим, вам необходимо реорганизовать свои мысли и чувства, в противном случае вы можете перенести свой эмоциональный настрой на разговор с перспективным клиентом и тем самым создать условия для негативных результатов.

Служба одной довольно крупной корпорации обнаружила, что члены ее руководящего звена часто, сами того не замечая, отвечают на телефонные звонки суровым, сердитым, неприязненным голосом. Оказалось, что, если звонок раздается в разгар лихорадочной деятельности, в процессе трудного рабочего совещания или когда сотрудник испытывает по какой-либо причине раздражение, в голосе отвечающего невольно присутствуют злость и враждебность, приводящие в замешательство ничего не подозревающих клиентов. Психологи рекомендовали руководящим работникам корпорации прежде чем поднять телефонную трубку, задержаться на 5 секунд и улыбнуться.

Чрезвычайно полезно знать, что "переносить" можно не только отрицательные, но и положительные эмоции (приветливость, любовь, спокойствие, душевное равновесие и т.д.).

Как мы уже неоднократно указывали выше, совершенно невозможно ощущать страх, гнев, тревогу, если ваши мышцы абсолютно расслаблены, если вы находитесь в состоянии покоя.

Я удалялся в свой "тихий уголок" непосредственно перед операцией и сразу же после нее. Ведь хирургия требует высокой степени концентрации, хладнокровия и самоконтроля. Брать с собой в операционную раздражение, агрессивность или личные заботы никак нельзя, ибо это может окончиться для пациента катастрофой. Поэтому я всегда перед хирургической операцией основательно "чищу" свой механизм. Вместе с тем высочайшая концентрация внимания и полная отрешенность от посторонних вещей никак не подходят для обыкновенной житейской ситуации - будь то интервью с дотошным журналистом в клинике или светская беседа на пышном балу. По этой причине, покидая операционную, я также отправляюсь на короткое время в свое "убежище", чтобы приготовить, так сказать, чистый стол для новых дел.

Подобный метод помогает вам создать для себя некий психологический зонтик, который защитит вас от раздражителей, поможет обрести спокойствие духа и добиться лучших результатов в работе.

Hа протяжении всей книги мы постоянно говорили об адекватном реагировании, о ваших реакциях на условия окружающей среды. Однако человек является не пассивным, а активным действующим лицом этого процесса. Мы реагируем не просто в силу необходимости, подчиняясь прихотям существующих в данный момент внешних факторов. Мы постоянно стремимся к какой-то цели, которую определяем сами; мы же намечаем путь движения к ней. Лишь затем, с учетом поставленной цели и начерченного курса, мы реагируем соответствующим образом, то есть в той манере, которая работает на желаемый конечный результат.

Если наша реакция на негативную информацию не продвинет нас к намеченной цели, то нет необходимости реагировать вообще. И если наша реакция уводит нас в сторону от намеченного курса, это означает, что верной реакцией будет воздержание от всякой реакции.

Когда вы игнорируете "телефонный звонок", вы поддерживаете состояние собственной стабильности. Подобный внутренний стабилизатор не позволяет ни мелкой ряби, ни крутым волнам швырять вас в жизненном море, сбивать с верного курса, выводить из себя.

Разновидностью неадекватной обстоятельствам реакции, порождающей тревогу, неуверенность и внутреннюю напряженность, являются скверные привычки реагировать на существующие только в вашей фантазии заботы и неприятности. Многие из нас создают в своем воображении "ветряные мельницы", с которыми сражаются изо всех сил, используя весь регистр эмоциональных переживаний. Hа действительные негативные факты накладывается еще и наша фантазия. Мы неотступно думаем, например, о том, что могло бы, по нашим предположениям, произойти здесь или там, что следовало бы предпринять, если бы что-то подобное произошло. Встревоженные, мы мысленно рисуем в черном цвете последствия созданного нашим воображением события или явления, а затем реагируем на негативные образы так, словно они есть на самом деле. Вы, конечно, помните, что наша нервная система не в состоянии отличить реальный чувственный опыт от воспроизведенного в ярких красках мысленного переживания?

Hереальным негативным раздражителям вы можете противопоставить не какое-либо действие, а полное бездействие. Правильной реакцией на тревожные фантастические картины явится их полное игнорирование. Проанализируйте свое окружение, установите, что в нем существует фактически, и реагируйте спонтанно только на реальность. Внимательно следите за всем происходящим вокруг вас. Тоща ваша реакция всегда будет соответствовать фактам, а вымышленный мир вы просто не будете замечать.

Средства первой помощи.

Помните, что внутреннее беспокойство или чувство, противоположное покою, почти всегда является следствием чрезмерной реакции на тревожные сигналы.

Практикуя игнорирование "телефонного звонка", вы создаете постоянно действующий "внутренний транквилизатор", ставите зонтик между собою и раздражителями. Говорите себе: "Пусть он звонит сколько ему угодно".

Упражняясь в оттягивании привычного реагирования, вы избавляетесь от привычки чрезмерной реакции, стираете старые условные рефлексы.

Расслабление - также естественный транквилизатор, оно исключает любое реагирование. Hаучитесь физически расслабляться в ходе ежедневных тренировок, и если потом в вашей повседневной деятельности возникнет ситуация, когда вам нужно будет что-то игнорировать, мысленно представьте себя в расслабленном состоянии.

Постройте мысленное убежище и всякий раз, когда вам нужно успокоиться, а также "очиститься" от остаточных эмоций, удаляйтесь туда.

Перестаньте "сражаться с ветряными мельницами". Эмоционально реагируйте только на то, что реально существует здесь и теперь, а все остальное оставляйте без внимания.

Представьте себя сидящим неподвижно и совершенно спокойно в то время, как ваш коллега изрыгает проклятия и бушует. Или выполняющим свои ежедневные обязанности поочередно, одну за другой, спокойно, собранно, без спешки. Или идущим не спеша по дороге, не обращая внимания на лихорадочную спешку вокруг и подталкивания сзади. Вообразите себя в различных ситуациях из вашего прошлого, которые раньше выводили вас из себя; только теперь, не реагируя, сохраняете спокойствие, чувство собственного достоинства.

Ваш "психологический термостат".

В нашем организме есть встроенный термостат, - тоже своего рода "автопилот", - который поддерживает температуру тела на постоянном уровне - 36,6 С, независимо от того, мороз на улице или тропическая жара.

Точно так же каждый из нас обладает и своеобразным "психологическим термостатом", который позволяет нам поддерживать ровную эмоциональную атмосферу внутри нас, невзирая на изменения эмоциональной "погоды" вокруг. Многие не пользуются подобным термостатом, потому что не знают о его существовании, не подозревают, что такое возможно. Ваш "психологический термостат" так же важен для здоровья вашего духа, как физиологический термостат для здоровья вашего тела. Вам вовсе нет необходимости заимствовать внешние настроения. Hачните пользоваться им, выполняя рекомендованные в этой главе методы и приемы.