Как нужно готовится к школе. Как подготовить ребенка к школе, и где это можно сделать? Курсы подготовки к школе

До 1 сентября, казалось бы, еще далеко. Но многие родители уже сейчас начинают готовить свое чадо к поступлению в первый класс. Подкрепляет такое стремление негласное мнение о том, что чем больше знаний у ребенка, тем лучше. В свою очередь, школы активно поддерживают это стремление родителей. Они попросту отказываются брать детей, которые не умеют хорошо читать, писать и считать.

В то же время специалисты предупреждают: для ребенка важна не столько эрудированность, сколько здоровье и психологический настрой на учебу — детям часто надоедает «грызть гранит науки» из-за усталости и высоких требований.Мы решили разобраться, как лучше подойти к вопросу подготовки детей к школе, и какие нюансы психологии малышни нужно при этом учитывать.

Берем всю ответственность в свои руки

Психологи говорят, что готовность к школе — это определенный социальный, физический и нервно-психологический уровень развития ребенка. Для того чтобы первоклассник мог получать удовольствие от учебы, он должен быть относительно самостоятельным, внятно и быстро говорить и обладать хотя бы минимальным багажом знаний.

Многие мамы жалуются, что даже в обычных школах детям выдвигают очень серьезные требования, и при поступлении в первый класс обычной районной СШ приходится сдавать экзамены. Хотя по закону — это самоуправство, с которым можно и нужно бороться. Напомним: осенью 2011 года парламент запретил проверять уровень знаний во время приема детей в школы. Нардепы тогда заявили, что тестирование часто используется школьной администрацией как предлог для требования денег у родителей.

По словам директора Бориспольской общеобразовательной школы № 6 I-III степени аккредитации Веры Мазуры, в обычную школу мальчиков и девочек должны принимать лишь на основе разговора с психологом.

Определенные тесты могут проводить в гимназиях или в специализированных школах. Там, как правило, требуют, чтобы дети умели уже немного читать и считать хотя бы до десяти. «Но общеобразовательные школы никаких тестов не проводят. Психолог разговаривает с ребенком и задает ему несложные вопросы. Например, нужно додумать предложение: «В лесу живут...». Такие вопросы помогут определить уровень логического мышления дошкольника и его психологический настрой», — отмечает Мазура.

Однако Вера Ивановна подчеркивает, что начинать учить малышей нужно задолго до школы, поскольку у них очень «хваткая» память. Педагог рекомендует родителям не упустить нужный момент и начинать понемногу развивать мышление и расширять знания своего малыша.

Мамы говорят

Мама 7-летнего Стаса Ирина вспоминает, что ее сын при поступлении в школу буквы уже знал, но складывать их в слоги и читать слова целиком еще не умел. Она сама учила его азбуке, а также счету до десяти. Ирина уверена, что не хотела бы, чтобы ее сын перед школой посещал специальные подготовительные заведения. «А зачем тогда школа? Что он будет там делать? Ведь нет такой нормы, которая бы обязывала брать в школу только тех детей, которые умеют хорошо читать и считать, чтобы уровень развития детей в классе был примерно одинаковым», — сетует она.

«Мы не посещали детских клубов, где помогают в подготовке к школе, сами с мужем учили сына читать и писать. Подготовительные занятия предложили нам в гимназии, в которую мы собираемся идти 1 сентября. Для нас они бесплатные, так как мой сын — уже в списках первоклашек 2012-2013 гг. конкретной школы», — рассказывает мама 6-летнего Марка Евгения. Вместе с тем, Евгения против лишних «перегрузок» для ее сына, она опасается, что из-за них ему может разонравиться познавать новое.

И опасения родителей не беспочвенны. Так, мама двух дочерей Юлия на собственном опыте выяснила, что слишком высокий уровень развития иногда мешает ребенку в первом классе. «Моя старшая к первому классу уже умела читать, писать, считать, разговаривать на английском. При поступлении в школу она без проблем сдала сложные тесты. Учителя ее очень хвалили. А в сентябре мою дочь начали учить как ребенка, который не умеет ни писать, ни читать. Задания были на уровне — научиться ровно писать палочки. Конечно, ей такая наука быстро наскучила», — возмущается Юлия. Она подчеркивает, что при поступлении в первый класс не нужно гнаться за требованиями школы, в которую вы хотите записать своего ребенка. Юлия убедилась в этом на примере младшей дочери. «Младшую готовили иначе: читать по слогам, считать немного. И сейчас ей интересно в школе. Она учится с удовольствием!» — рассказывает мама.

За помощью к специалисту

Если ваше чадо идет в этом году «первый раз в первый класс», а у вас категорически не хватает времени на его подготовку, да и бабушки далеко, можно обратиться в детский клуб. Хотя некоторые родители водят своих детей в такие учреждения с момента, когда малыши только научились ходить.

Для подготовки именно к школе клубы предлагают, как правило, стандартный «набор» занятий. Это — знакомство с окружающим миром, математика, развитие речи, чтение, подготовка руки к письму, английский язык, музыка, хореография, творчество. «Все подобные учреждения коммерческие. Общеобразовательные школы таких услуг не предоставляют», — говорит Вера Мазура. Обучение в детских клубах стоит по-разному, но, как минимум, 300 грн в месяц за 4 занятия родителям выложить придется. Радует, что в детских клубах можно оплатить для начала лишь пробное занятие, чтобы оценить реакцию своего чада, да и самому ознакомиться с методикой преподавания.

Бывает, что заботливые папы и мамы решают нанять своему дошкольнику домашнего репетитора. За час своих уроков педагоги берут от 100 грн. Если же с выездом к вам домой — от 150 грн. Длительность индивидуального занятия, как правило, составляет 45 минут — 1 час. «Побочным» эффектом такого дошкольного обучения может стать нестандартный подход преподавателей. «Бывает, что родители «перестраховались» и наняли малышу учителя, который оказался либо не слишком квалифицированным, либо новатором, напрочь отвергающим стандартную программу. После таких занятий ребенок приходит 1 сентября в школу и оказывается, что его нужно переучивать, что хуже всего», — сетует директор школы.

Психологический аспект

Специалисты говорят: если ваш ребенок умеет хоть немного читать и считать до десяти, ему будет легче учиться в первом классе. Ведь такие подготовленные дети уже понимают сам процесс обучения и готовы воспринимать новую информацию, «удерживать» внимание. Однако знания — это не единственное, что нужно ребенку, который идет в первый класс. Дошкольник должен быть готов к школе психологически.

Квалифицированный психолог, общаясь с малышом, может уже на первом занятии выяснить, хочет ли ребенок идти на контакт, есть ли у него социальная адаптированность. Психологическая готовность к школе включает в себя несколько составляющих. Первой специалисты называют мотивационную готовность. Она означает положительное отношение к школе и желание учиться, стремление занять новое социальное положение — стать школьником. Другой составляющей является умственная или познавательная готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений. Есть также волевая готовность, которая демонстрирует достаточно высокий уровень развития произвольного поведения. Психологи также отмечают и коммуникативную готовность, что указывает на способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.

«В большинстве случаев дошкольников готовят к учебному году родители и бабушки-дедушки. В среднем, на 30 детей в классе, как правило, 4-5 человек не умеют ни читать, ни считать», — рассказывает Вера Мазура. По словам директора школы, эти дети из не очень благополучных семей. Таким малышам приходится нелегко в первый год обучения. Им тяжело войти в процесс учебы, а также психологически приспособиться к ней. Поэтому иногда родителям детей с психологической неготовностью рекомендуют подождать со школой еще год.

«Иногда психологически не готовы к школе дети не только из неблагополучных семей. Сейчас стало больше детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. Такой ребенок, как правило, очень умный, о нем говорят, что он «схватывает все на лету». Но держать подолгу внимание не может. К нему нужен особый подход, когда он идет в первый класс. Это ложится на плечи его учителя», — рассказывает директор школы. По словам Мазуры, дети с дефицитом внимания часто нуждаются в индивидуальных занятиях, поскольку на уроке в классе гиперактивному ребенку трудно сосредоточиться, и он не слушает учителя.

Все хорошо в меру

Бывает, что ребенок без проблем прошел свое первое в жизни собеседование. Он готов учиться и общаться с новым для него коллективом. Но родителям нужно тщательно следить за мотивацией дошкольника. «Проблемой для ребенка может стать желание его родителей «нагрузить» свое дитя наукой со всех сторон. В этом деле важно не переусердствовать», — говорит директор школы. Ведь ребенок, которого родители решили очень тщательно подготовить к школе, начинает сильно уставать. И в итоге — теряет всяческое желание к учебе.

«Родители более опытные, как правило, не хотят перегружать своих детей. Один из родителей как-то даже сделал небольшой эксперимент: его ребенок охотно изучал английский. Папа решил «подключить» еще и французский. У ребенка сразу же упал интерес к учебе, после чего эксперимент быстро закончили», — отмечает Мазура.

Психологи акцентируют внимание родителей на том, чтобы они ни в коем случае не перегружали своих детей. Иначе — «пружина может лопнуть»: ребенок начинает сопротивляться процессу обучения, часто отвлекаться. Иногда интерес к учебе может совсем пропасть. Плохо, если это произошло уже в начальных классах, когда учебный процесс только начался. А вот вернуть мотивацию ребенку, чтобы он вновь «загорелся» учебой, будет уже очень непросто.

По словам психологов, мама и папа должны, конечно, вместе с ребенком заниматься и постигать азы науки. Общее времяпрепровождение укрепит семейные связи и убедит малыша, что его сильно любят и уделяют достаточно внимания. Однако родителям необходимо учитывать нагрузки при обучении своего чада. Ребенок должен хотеть учиться, а не думать, что «нынче в школе первый класс — вроде института».

Первоклашек становится все больше

Как сообщили в Департаменте общего среднего и дошкольного образования министерства, количество первоклассников в Украине ежегодно увеличивается, начиная с 2007-2008 гг. В нынешнем году в первый класс по всей стране пойдут, согласно прогнозам, 430,1 тысячи детей. Это на 16 тысяч больше, чем в прошлом. В одной только столице 1 сентября за парты в первый раз сядут около 27,2 тысячи малышей. Надеемся, что все они полюбят школу и будут учиться с удовольствием!

Не только школьники в сентябре приступают к учебе — начинают работать и многочисленные курсы подготовки к школе. Развивающие занятия набирают дошкольников, обещая «гармоничное развитие» или «развитие интеллекта». Способны ли они по-настоящему подготовить ребенка к школе? Или готовность к школе надо приобретать не за партой?

«Сейчас столько кружков раннего развития, подготовка к школе начинается чуть ли не с трех лет. Все стремятся как можно раньше напичкать детей знаниями — считают, что это им поможет в дальнейшем. Но не вредят ли эти занятия эмоциональному, душевному развитию ребенка?»

Когда родители чем-то занимаются с ребенком, чем угодно — игрой, рукоделием или рассматриванием карточек со слогами, — они сопровождают это эмоциями. Малыша берут на руки, носят, улыбаются ему, берут его пальчики в свои руки, разговаривают, поглаживают, хвалят. И ребенок получает от родителей то, что ему действительно нужно: они проводят это время в общении с ним.

Однако сейчас, к сожалению, чаще получается так, что после трех лет мамы и папы передоверяют эти занятия посторонним людям. И вот это уже совсем неполезно. Трех-пятилетний ребенок к обучению не готов, потому его и не ведут в школу. Ведущая деятельность дошкольников — игровая, и основное развитие до семи лет по-настоящему возможно только в игре. Дошкольники не готовы учиться ни в «урочной», ни даже в игровой форме: они не могут сидеть подолгу, рука не готова писать, ум не готов признавать чужое «надо».

Поначалу дети идут на подготовку к школе с энтузиазмом. Но скоро они понимают: эта новая «игра» — скучная и обременительная. Однако ни родители, ни детские образовательные учреждения не предлагают им ничего другого. Занятия для развития интеллекта, по сути, ничего не развивают: это только впрыскивание ребенку несистемных, бессвязных знаний, не складывающихся в общую картину мира.

Ребенок может выучить все марки машин, потому что восхищается ими. Этот интерес основан на чувственном, эмоциональном восприятии: «Мне нравится!». А может вызубрить названия столиц всех стран мира или химических элементов, благо пособия вроде «Периодической таблицы для грудничков» легко купить, — но это будет не знание, а иллюзия: за ним нет никакого смысла. Ребенок заучивает новые слова как попугай — ему приятно, что его за это хвалят, что можно лишний час побыть вместе с папой и мамой, что он оказывается в центре внимания.

Родители напрасно думают, что эта механически заученная информация потом поможет ребенку в учебе. Вспомните, как мы сами в детстве любили песни на иностранном языке, совершенно не понимая их смысла, и как не задумываясь повторяли за мушкетерами: «Красавице Икуку, счастливому клинку», полагая, что красавицу так и зовут — Икуку... Осознание, понимание смыслов приходит намного позже.

— Наташ, я увидела объявление на автобусной остановке. В центре детского творчества происходит набор на подготовку к школе. Я записала телефон.
— Мама, Мите еще рано! Ему сейчас играть надо, а не цифры учить.
— Наташ, все нормальные дети в его возрасте давно чему-то учатся. Ну посмотри, вон Женя у Васильевых уже все буквы знает и считает до пятнадцати. И на английский ходит.
— А бизнес-образование он еще не получает?
— Ты зря иронизируешь, между прочим.
— Мама, я серьезно говорю! Давно уже пишут, что детей не надо слишком рано сажать за парту, что им это вредно, они от этого вырастают эмоционально недоразвитыми.
— А ты растишь умственно недоразвитого! Это лучше?

Лучшие учителя в этом возрасте — родители. Если хотите развивать ребенка — ходите с ним в походы и на прогулки, собирайте и разглядывайте травки, записывайте и зарисовывайте. Когда путешествуете — ищите страны и города на карте, отмечайте маршруты. Хотите научить считать — отправляйтесь в магазин и вместе с сыном или дочерью подсчитайте, например, сколько каких конфет можно купить на сто рублей? Все это должно происходить в непрерывном эмоциональном контакте, причем положительном, — так эмоциональное воспитание не будет проходить в отрыве от интеллектуального развития.

Кто-то из моих друзей верно подметил: если ребенок больше обычного скандалит и куксится, значит, ему необходимы новые впечатления — какая-то поездка, поход в зоопарк, в театр или кино. Новые впечатления стимулируют развитие мозга. А «развивалки», на которые ребенка водят, потому что «все хорошие папы и мамы так делают», — нет. Это лишь удовлетворение родительского самолюбия, примитивная дрессировка.

Занятия и игры с родителями должны доставлять радость. А вот если приходится заниматься чем-то неприятным или неинтересным — скажем, ребенок терпеть не может обязательную логопедическую гимнастику, — так это как раз тот самый случай, когда лучше передоверить дело профессионалу. И ребенок будет при нем меньше капризничать, и маме останется то, что приносит и ей, и ребенку радость.

Учительствовать родителю не стоит, а вот стать партнером по интеллектуальным играм необходимо. Ведь даже самая нетерпеливая мать не будет обзывать ребенка балбесом, если он не сразу научится играть в лото или шахматы. Любые игры: парочки, домино, бродилки с кубиком, шашки — чрезвычайно важны для эмоционального и интеллектуального развития. Ребенок учится выигрывать, не оскорбляя других, и проигрывать, не теряя достоинства, учится сдерживать эмоции, соблюдать очередь, сравнивать, считать, продумывать ходы — и родители не будут раздражаться, если ребенок им проиграет. Игр сотни, зачем же всегда выбирать самую скучную из них — «подними руку и ответь на вопрос»?

Именно в игре созревает самое главное для школы качество — произвольность, умение делать то, что задали, а не то, что хочется. Если этого нет — нет и готовности к школьному обучению. Готовности к школе научить нельзя, она созревает вместе с ребенком. А родители могут помочь сформировать комплекс знаний об окружающем мире и поддержать ребенка при переходе от дошкольного детства к непростым учебным будням.

Словом, проблема не в том, что интеллектуальное развитие подменяет собой эмоциональное. Проблема в том, что родители сдают ребенка на занятия и умывают руки, считая, что дело сделано, и фактически лишают его жизненно необходимого — общения с самыми важными для него людьми.

Вот и началась пора подготовки к школе будущих первоклассников. А вы уже определились с подходящей методикой? Столько всего надо: чтение, математика, логика, языки… И на все эти занятия у вас хватит времени? А дети – так ли необходимо им все это сейчас, при том, что читать, считать и писать будут учить в школе?
Остановитесь на минутку и постарайтесь определить цель, к которой вы стремитесь, выбирая программу дошкольной подготовки для своего малыша. Сможет ли она обеспечить все потребности первоклассника?

Проанализировав необходимые для начинающего школьника знания и навыки, можно выделить следующие:

  1. Терпение и усидчивость, готовность высидеть полчаса за партой.
  2. Умение пользоваться ручкой и карандашом.
  3. Выработанные привычки здорового образа жизни, устойчивые гигиенические навыки.
  4. Выражение собственных эмоций и частичное умение управлять ими. Активная реакция на эмоции окружающих людей, их верное восприятие, различие позитивной и негативной сторон. Наличие развитого воображения, фантазии, эмоциональная реакция на увиденное или прочитанное.
  5. Применение средств общения, как вербальных, так и при помощи мимики, интонации и жестов, умение вести диалог, общаться не только с ровесниками, но и со взрослыми. Способность правильно высказать просьбу и выразить мысли.
  6. Развитое мышление, благодаря которому возможно изучение и соблюдение принятых в обществе норм и правил поведения, а также планирование собственных действий для достижения поставленной цели. Умение выполнять инструкции, работать по образцу.
  7. Определенный уровень концентрации внимания, позволяющий решать соответствующие возрасту ребенка задачи, база знаний для решения возникающих проблем. Также будущий ученик должен обладать большим объемом навыков, которые требуются для разнообразных видов его деятельности.
  8. Знание своей половой принадлежности, понимание родственных отношений и связей, знание традиций и ценностей своей семьи. Ребенок умеет говорить на родном языке и знает свою страну.

Однако даже при наличии всех этих знаний и умений нет гарантии, что первоклассник будет успешно заниматься – крайне важны и психологическая готовность к школе, и стремление ребенка узнавать новое и получать знания.

Отсюда вопрос: как же можно качественно и эффективно подготовить малыша к 1-му классу?

И ответ довольно прост:
Развивать мозг!
Есть отличный способ развития малыша с пяти лет и его подготовки к школе, который будет базой для любого обучения, – уникальная методика тренировки мозга и развития интеллекта. И этот курс является оптимальным, так как может заменить несколько разных методик!
Тренируясь, ребенок получает активный мозг, умеющий учиться и позволяющий радоваться самому процессу обучения и получать от него удовольствие. Ведь именно полноценно развитый мозг малыша даст ему возможность легко включиться в школьный процесс и справиться с учебными нагрузками.

Дошкольное развитие в Соробан имеет ряд преимуществ:
синхронное развитие двух полушарий;
стимулирование роста новых синапсов, укрепление нейронных связей между мозговыми клетками;
усовершенствование творческих и познавательных навыков.
И все это происходит с тренировками ментального счета – сложной мыслительной функции.

В результате дошкольная подготовка Соробан помогает:

  • формированию позитивного отношения к школе и пониманию учебного процесса;
  • развитию логики, памяти и мышления, концентрации и внимания;
  • умственному и интеллектуальному развитию;
  • вырабатыванию навыков коммуникации, избавлению от страха нахождения в коллективе;
  • появлению уверенности в собственных силах.

Школа устного счета Соробан является лидером технологий развития интеллекта.

Только у нас для знакомства с этой уникальной методикой вы получаете пробный месяц. Приходите, мы с нетерпением ждем в нашей школе вашего малыша!

Фото с сайта pervenec.com

Психологи предупреждают: лето – испытательный срок для родителей. За эти три месяца каждая семья должна найти ответ на вопрос: для чего их дети учатся в школе. Исходя из него, родители выстраивают стратегию отдыха и занятий для своего ребенка в летнее время.

О том, почему надо перестать волноваться и как выстроить летом занятия для детей младшего школьного возраста, рассказывает Виктория Витальевна Кожевникова , детский психолог, мама двоих детей, президент Ассоциации Фрёбель-педагогов.

– Часто родители спрашивают, зачем нужно заниматься летом с детьми? Почему не дать детям отдохнуть от школы? Одна учительница даже пугала родителей: если не будете летом заставлять ребенка читать книжки, он разучится читать. Это возможно?

– Нет, конечно! Даже если ребенок все лето проведет на диване, глядя в потолок, он не разучится читать. Давайте вспомним себя, взрослых. Почему мы уходим в отпуск и в это время не работаем? Ведь мы не утверждаем, что за этот месяц мы так расслабимся, что потом не сможем работать с той же эффективностью. Пора безделья – это тоже хорошо. Почему же дети не могут иметь три месяца свободного времени?

На этот вопрос психологи и педагоги дают разные ответы. Я думаю, что летние каникулы – это как перерыв в тренировках. Если человек занимается профессиональным спортом, у него не должно быть трехмесячного перерыва.

Возможно, это спорно – сравнивать школу с профессиональным спортом. И все же летние каникулы всегда порождали много споров. Лето ставит перед родителями философский вопрос: для чего наши дети учатся в школе.

Некоторые родители уверены: дети учатся для того, чтобы каждый день получать знания, сдать ЕГЭ на высокие баллы, поступить в престижный институт, всю жизнь работать и на пенсии отдохнуть.

Если родители отвечают так, то каждое лето для них – это суперорганизованная операция. Им кажется, что любая праздная минутка лета вредит их ребенку.

Если такие родители не отправляют детей в лагерь (который тоже суперорганизован, свободного времени во время смены быть не должно), то они организуют людей, которые обязаны присматривать за их детьми.

Лето для таких мам и пап – период угрызений совести: им кажется, что они сделали недостаточно для интенсивных занятий своего ребенка. А раз так – они будут виноваты в том, что осенью у него начнутся проблемы в школе.

В таких семьях летом детей контролируют даже больше, чем в осенне-зимний период. Ответственность чаще всего возлагается на бабушек. В итоге – стресс: бабушки чувствуют себя неэффективными, а ребенок, чтобы ускользнуть от тотального контроля, уходит в компьютерные игры…

Ведущие российские психологи придерживаются другой точки зрения на летние каникулы. Они считают, что главное в школе – научить детей учиться.

В этом смысле школу действительно можно сравнить с большим спортом. Тренироваться надо не для того, чтобы быть лучшим (по достижениям) в классе или в команде, а для того, чтобы справляться с вызовами жизни.

Простой пример: никто не знает, какие задания будут предложены школьникам на Всероссийской проверочной работе несколько лет спустя. Неужели ребенок станет неуспешным в жизни из-за того, что не смог ответить на сложный вопрос теста? Нет, он будет успешным, если мы научим его искать нужную информацию.

Фото с сайта babyblog.ru

– Получается, что задача родителей на лето – не заставлять детей заниматься, а стать их тренерами. Что для этого нужно сделать?

– Это и просто и сложно одновременно. Но все уже придумано до нас. Надо вовлечь детей в игру!

Время, когда ребенок учится в начальной школе, – это период открытий. Для чего мы учим детей дошкольного возраста играть и фантазировать? Разве это делается для подготовки к школьным занятиям? Нет, для того, чтобы дети в начальной школе попытались осуществить свои фантазии.

В этом возрасте они представляют себя то капитанами кораблей, то путешественниками в джунглях, то жителями домов, построенных на деревьях…

А мы говорим им летом: математика, русский, английский язык, чтение… Учитесь, учитесь! Как будто лето предназначено для того, чтобы ребенок, пойдя в школу первого сентября, учил на уроках то же самое!

Удобнее всего дать ребенку школьные задания на листочке, сказать: «учи!» – и заниматься своими делами. Но именно летом вся информация, которую дети будут (или не будут) учить, доступна и из других источников. Это – и зоопарки, и театры, которые работают до середины июля (а потом еще ездят в разные города на гастроли), и экскурсии, и просмотр интересных фильмов, которые не были просмотрены за зиму. И, наконец, игры!

Главное, что следует помнить родителям: ребенок должен летом играть не один, а в кругу семьи или со сверстниками. Если они играют шумно и весело, если у них происходит общение, если им интересно друг с другом, взрослые могут быть спокойны: дети готовятся к школе.

– Значит, если ребенок летом занят игрой со сверстниками, он готовится к школе? Не обязательно давать ему летом дидактическую игру?

– Не обязательно. Только если ваш ребенок хорошо мотивирован, ему будут интересны специальные игры для подготовки к школе. В нашем детстве было много таких игр: помните игру с двумя электродами, когда при правильном ответе загоралась лампочка? Такие настольные игры рассчитаны на самопроверку: ребенок сам, без взрослых, перебирает карточки, зажигает лампочки, отвечает на вопросы и сам себя проверяет. Например, игра «Обучающий калейдоскоп » подходит и для дошкольников, и для младших школьников. При правильном ответе совпадают карточки на магнитиках.

Родители должны помнить: игра – это возможность показать детям ту область, которую они еще не видели, посмотреть на мир с другой стороны, увидеть новые горизонты. Они дают ему игру не для того, чтобы он занимался тем или иным школьным предметом.

Фото с сайта earlychildtrainingcenter.com

Играя, ребенок может подтянуться по школьной программе. Но для этого – он не должен знать, что, играя, он учится.

В противном случае самая веселая игра превратится в те же занудные «110 тестов по математике», выданные ему на лето в школе.

Младшая школа – это прекрасный период для семейных игр. Потому что ребенку в это время нравится то, что нравится маме и папе. В этом возрасте лучший вариант – когда родители играют летом вместе с ним в одну игру и получают удовольствие от этого. Это полезно всем и помогает готовиться к школе.

Надо, чтобы родители поняли суть игры и сами увлеклись, играя в нее с детьми. Вот тогда будет эффект!

– Родители часто жалуются: купили настольную игру, но в ней настолько запутанные правила, что мы сами ничего не понимаем…

– Да, родители иногда сталкиваются с такой трудностью. Зато дети, если им интересно, быстро разбираются во всем сами. Любимая всеми игра «Монополия» отлично развивает счет, стратегию, тактику, но… родителям надо полдня, чтобы разобраться в ее правилах. А этого времени у них нет. И коробка с «Монополией» отправляется на полочку.

Сейчас в интернет-магазинах игр администраторы отвечают на любые вопросы о правилах игры (если что-то в инструкции оказалось непонятным). Не бойтесь обращаться к продавцам игровых магазинов и просить объяснений. Обычно продавцы спрашивают родителей о возрасте ребенка, о том, мальчик или девочка, и чем он увлекается. Летом я бы предложила подбирать игру от обратного: рассказать продавцу, какие у вашего ребенка затруднения по школьным предметам.

– Неужели можно подобрать игру по любому школьному предмету?

– Можно купить даже несколько аналогов одной и той же игры: от самого дешевого до более дорогого варианта. Сетевые игровые магазины есть почти в каждом городе. «Детский мир», «Мосигра», «Игровед», «Бегемотик» заказывают самые разнообразные настольные игры.

Например, ваш ребенок не любит математику. Значит, подбираем ему на лето настольную игру, в которой без знания математики невозможно выиграть. Моим детям очень нравится игра «Скоростные улитки». Это вроде игры в гусек, но надо играть не кубиками, а устным счетом. В зависимости от того, правильно ли ты считаешь, у тебя будет больше ходов. Если ты неправильно посчитал, ты проиграл. При этом ребенок не понимает, что он упражняется в счете. Он играет и должен победить.

Фото с сайта game-review.su

Для развития математических навыков полезны детские карточные игры: они дают упражнения на логику и стратегию. В популярных карточных играх «Уно» или «Свинтус» надо считать, выбирать стратегию и, исходя из этого, сбрасывать карты.

Если у вашего ребенка проблемы с русским языком, можно обратиться к разработкам замечательного педагога Татьяны Барчан, которая преломляет через детские игры программу начальной школы. В ее игре «Падежи на виражах» игроки переходят на следующий уровень, если правильно употребили падеж. Дети с увлечением играют, не зная, что повторяют сложный раздел школьной программы.

Впрочем, если нет возможности купить игру, для летних занятий русским языком с ребенком отлично подойдут знакомые всем нам ребусы. Или – совместное семейное решение кроссвордов.

– Как бы вы посоветовали родителям заниматься летом с теми, кто уже учится в 6-7 классе?

– Родители редко занимаются с детьми этого возраста: они не всегда сами понимают, что написано в школьных учебниках. Они могут только проконтролировать летние занятия своего ребенка. А самое главное – в этом возрасте интерес к учебе поддерживают уже не родители, а сверстники ребенка, его компания. Родители больше не являются для него авторитетом. Их главная позиция – не мешать.

Впрочем, я убеждена, что родители изначально должны настроиться на принцип «не мешать». Ребенок – это не продолжение своих родителей. Ребенок – это независимый человек со своими особенностями.

Помочь ему может только наш совет: ни поесть, ни выучить урок за него мы не можем. Можете сколько угодно твердить ему, что необходимо заниматься летом по школьной программе. Это уйдет в воздух. Вопрос надо ставить так: как мотивировать ребенка для этих занятий. Он должен ответить для себя на вопрос: для кого он занимается? Для себя? Для школы? До школы три месяца. Или для мамы?..

Иногда мама выбирает полезную компьютерную игру, предлагает ребенку поиграть в нее и – контролирует его, заглядывая в его планшет. Но когда появляется соблазн выбрать между полезным и вкусным, большинство детей (в этом они похожи на взрослых!) выбирает вкусное. Поэтому в полезную компьютерную игру ребенок будет играть до тех пор, пока мама сидит рядом с ним. Как только мама уйдет, он нажмет две кнопочки, и откроет на планшете что-то совсем другое.

Фото с сайта mel.fm

– Если ребенок летом находится в интернете по восемь часов – что бы вы посоветовали?

– Оставьте ребенку планшет и заберите у него зарядное устройство. Одной зарядки хватает на три дня. Либо ребенок научится дозировать свое присутствие в интернете, растягивая его на три дня, либо – истратит зарядку на телефоне за восемь часов и оставшиеся два дня просидит без интернета. Но это будет его решение, и он примет его самостоятельно.

Обратите внимание: сегодня во многих книжных магазинах появилась популярная полочка на тему: «Чем заняться с ребенком, если в доме отключили свет и интернет». Это – тренд нашего времени: родители хотят узнать как можно больше о разнообразных играх, помогающих развивать детские способности. Некоторые из этих игр пришли еще из нашего детства, а некоторые – из детства наших бабушек. Это – хорошо забытое старое.

Когда я провожу семинары в разных регионах, я всегда спрашиваю у слушателей: в какие игры вы хотели бы поиграть? Педагоги начинают описывать известные им дидактические игры. Тогда я предлагаю вспомнить, в какие игры они сами играли в детстве. Мне нравится, что многие слушатели после этого впервые начинают припоминать и заносить в блокнот игры своего детства.

Оказывается, в общении с современными детьми это работает! Наши дети, погруженные в свои планшеты, многих игр просто не знают. А это – отличное семейное времяпровождение на лето.

– В интернете есть много познавательных ресурсов, полезных для занятий по школьной программе. Они способны задержать детское внимание летом? Есть ли способ переключить внимание ребенка на эти сайты?

– Не знаю, стоит ли это делать. Такие ресурсы, конечно, есть: например, уроки.ру . С этим ресурсом знакомят в школе, он связан со школьной программой, там можно встретить немало интересных материалов. Но это – не игра, в которую можно с увлечением играть на планшете. А дети хотят и должны летом играть!

Поэтому не бойтесь спросить у своих детей, во что они играют или какую новую игру на лето они хотят. Вся детская субкультура ушла из дворов нашего детства и переместилась в YouTube. Именно там дети и узнают о новых играх.

На YouTube есть и ресурсы для взрослых, рассказывающие о популярных детских играх. Познакомьтесь с любимыми компьютерными играми ваших детей, попытайтесь понять, насколько они полезны и какие качества развивают. Полезные игры вы увидите сразу. Если ребенок берет планшет и увлекается играми, которые развивают стратегию и тактику, ловкость и умелость – например, познавательными «Майнкрафт» (Minecraft), шахматами, «Энгри бердс» (Angry birds) – почему бы не позволить в них играть?

Фото с сайта mel.fm

Виктория Витальевна Кожевникова советует игры, которые помогут детям в увлекательной форме вспомнить школьную программу.

Вас беспокоит, что ребенок забудет за лето правила русского языка?

Подберите ему игру на развитие языковых навыков. Для этого можно зайти на сайт «Игротеки ».

Если учительница перед началом каникул объяснила вам, какие разделы школьной программы по русскому языку «западают» у вашего ребенка, у вас есть возможность подобрать в интернет-магазине игру, которая поможет ему подтянуться по предмету. Игры, разработанные педагогом Татьяной Барчан, называются, на первый взгляд, довольно скучно: «Правописание слов с непроизносимыми согласными» или «Спряжение глаголов. Окончания глаголов 2 лица ед. числа, глаголы-исключения». Но играть в них увлекательно – это проверено. И к тому же вы точно знаете, какую проблему решаете с помощью этой игры.

В такую игру обязательно вложено методическое пособие для родителей. Играть можно и вдвоем с ребенком, и с его друзьями, и всей семьей. Для тех, кто хотел бы заняться на каникулах всей семьей русским языком в игровой форме, подходят классические игры «Словодел», «Скрабл», «Тик-так бум». Существуют варианты «Скрабла» на любые вкусы: в одном из вариантов фишки – круглые, а слова выкладываются в любом направлении, даже по диагонали.

У ребенка проблема с математикой?

Купите ему игру, которая развивает математические представления: «Геоборд», «Танграм», «Колумбово яйцо», логические карточки, судоку и т.д.

Веселые игры, связанные с математикой, разрабатывает «Банда умников ». Например, игра «Делиссимо» помогает весело освоить сложную тему дробей.

Хотите, чтобы дети вспомнили программу по предмету «Окружающий мир»?

Для этих целей подходят мемори и игры с функцией самопроверки (в каталоге). В интернете можно найти много разнообразных детских экспериментальных наборов, позволяющих заниматься физикой, химией, биологией. Хорошо помогают для летних занятий разнообразные «Сундучки знаний »: «Космос», «Окружающий мир», «Динозавры».