Как объяснить ребенку, что такое теракт? Презентации на тему терроризм и безопасность человека в современном мире, виды террористических актов, антитеррор для классного часа и уроков обж.

К сожалению, ситуация в мире с каждым годом становится все напряженней, и каждый может оказаться в эпицентре опасных событий. Обеспечить безопасность детей в чрезвычайных ситуациях – самая важная задача взрослых. Не стоит заблуждаться, думая, что ничего непредвиденного с членами вашей семьи произойти не может. Наоборот, ваша святая обязанность – научить ребенка правилам поведения в экстремальных ситуациях, возможно, эти знания спасут ему жизнь.

В этой статье пойдет речь о безопасности детей, оказавшихся в опасной жизненной ситуации. Древние римляне называли ужас, страх словом «террор». Оттого и сегодня все самые страшные действия одних людей против других мы называем терроризмом. К сожалению, никто в нашем красивом, многообразном и быстро меняющемся мире не застрахован от этой опасности. Защита детей от терроризма во всех странах поставлена во главу угла. Ничего не знать, не представлять, как вести себя в условиях, грозящих смертельной бедой – опасно. И совсем другое дело - понимать и уметь справляться если не с самой опасностью, так с собственным страхом, знать, как действовать, если попал в ситуацию, угрожающую здоровью и самой жизни.

Детям на случай ЧС: опасные ситуации в жизни ребенка

«Осведомлен - значит вооружен». Нашим детям приходится жить в мире, где ежедневно звучат стрельба и взрывы, а по телевизору показывают в прямом эфире захват заложников и последствия террористических актов. Понятно, что малышей не стоит перегружать информацией и пугать, говоря, что, мол, вот придут террористы и всем будет плохо! Поэтому делай так... (и по списку зачитываете пункты «Памятки»), Делать этого, конечно, не надо. Но если малыш увидел в новостях или услышал от взрослых о террористическом акте, не отмахивайтесь от вопросов ребенка, лучше поговорите с ним на важную и сложную для всех тему. Ведь ребенок понимает, что взрослых тоже тревожит сюжет из теленовостей.

Объем информации и ее «подача» зависят от возраста ребенка. Малышам и дошкольникам не нужны длинные лекции о безопасности». Им нужно знать об их личных действиях в определенных ситуациях, чтобы ребятишки не паниковали, а смогли сориентироваться, насколько это возможно, в сложной обстановке. А вот младшим школьникам и подросткам можно рассказать подробнее и о терроризме, и о террористах, и о поведении обычных людей при возникновении такой угрозы.

Но перед началом обучения детей правилам безопасности выясните, что знает ваш ребенок о терроризме. Как понимает и представляет себе поведение людей во время каких-то страшных и угрожающих событий? Поможет вам небольшой тест. Внимательно выслушайте мнение ребенка по вопросам, пусть выберет ответ, какой он считает правильным. А вы обязательно похвалите за правильный ответ и расскажите, как действовать, если малыш ошибся.

Для взрослого нетрудно заметить, что все правильные ответы «В». А вот у ребенка могут быть ошибки, поэтому помогите малышу, доходчиво объяснив, почему нельзя «самому захватывать террориста» или дышать слезоточивым газом. Многие малыши считают, что они уже большие для «взрослых войн», храбрятся и думают: «Вот я бы уж не растерялся, сразу бы понял, что это террорист, и схватил его!» Мягко разубедите ребенка, скажите, что в нашем государстве есть специальные организации, где готовят настоящих бойцов против террористов. Они умеют действовать в сложных ситуациях, и мешать им во время таких операций не нужно. Лучшая помощь взрослым в настоящей войне - не мешать. А борьба с терроризмом это и есть настоящая война.

Настоящая война - это не «игра в войнушку». Но отказываться от игры не надо, наоборот! Именно в игре можно обучить малыша каким-то основным, базовым моделям поведения в любых, даже самых критичных ситуациях. Ребенок быстрее запомнит правила поведения в чрезвычайных ситуациях, как вести себя при захвате заложников или при обнаружении опасных предметов, если поиграть с ним в «фильм». Только предупредите малыша сразу, что «боевики» с героем-одиночкой вроде Бэтмана или Человека-Паука - это фантазия. В жизни проявлять геройство против вооруженных бандитов ни в коем случае нельзя, многие из террористов психически неуравновешенные люди, а некоторые находятся еще и под воздействием разных наркотических веществ. И человек, решивший «сам победить всех плохих, как в кино», рискует не только своей жизнью, но и подвергает опасности других.

В реальности даже взрослые в сложных ситуациях теряются и от страха не могут сообразить, что делать. А ребенок? Ему-то каково? Панический страх не завладеет вашим малышом, если он уже «был» в подобной ситуации, пусть даже в игре. Рассказывая детям о защите в чрезвычайных ситуациях, ваша задача - создать такой «сценарий фильма», чтобы проиграть как можно более подробно самые разные опасные ситуации. Ведь чтобы ребенок сумел «теоретические знания» применить, если понадобится, в жизни, ему одних бесед мало, нужна практика. Вот и практикуйтесь в играх!

Можно во время обучения детей правилам поведения при ЧС разыграть ситуацию с игрушками, когда плюшевый медвежонок находит возле дома яркий пакет, из которого виден хвост вертолетика на радиоуправлении. Что он должен сделать? Взять поиграть? Или не подходить, а сказать родителям или другим взрослым, что кто-то оставил возле подъезда сверток?

Или представьте, что произошел взрыв (например, из-за неисправной газовой плиты), и ваш дом разрушился. Как вести себя под завалом? Пусть деревянный Буратино сыграет роль такого «заваленного», а вы на примере игрушки обязательно покажете малышу, как надо действовать.

А можете, обучая ребенка поведение в экстремальных ситуациях, предложить «тренироваться», чтобы стать настоящим «спасателем». Такие героические игры не только обучают малыша навыкам поведения в сложных ситуациях, но и повышают самооценку, Укрепляют уверенность в себе.

Когда что-то случается внезапно, нет времени на раздумья, надо суметь защитить себя и своего ребенка, т. е. действовать. А для этого и вы, и ваш малыш должны знать, как действовать правильно.

Памятка для детей по противодействию терроризму

С представленной ниже памяткой для детей по противодействию терроризму необходимо ознакомиться всем членам семьи и доходчиво объяснить непонятные моменты малышу.

Памятка детям «О противодействии терроризму»:

Терроризм - это одно из самых страшных преступлений. Бандиты совершают его, чтобы добиться своих злых целей. Для этого они нагнетают страх в обществе и совершают насилие над людьми. Все террористы - преступники, и после того, как они попадают в руки стражам правопорядка, их судят и сажают в тюрьмы.

Скорее всего, вам не придется столкнуться с этим страшным злом - терроризмом, но, к сожалению, угроза терактов существует, и лучше всего быть к ней готовыми. Мы расскажем вам о том, что делать, если теракт все же произошел.

Всегда готов! Вы никогда не должны бояться, и это - главное.

Но вы всегда должны быть настороже. Нужно быть внимательным к тому, что происходит вокруг, замечать, всели нормально.

Надо знать, где находятся выходы из здания, в котором вы находитесь.

Нельзя принимать пакеты, сумки, коробки и даже подарки от посторонних людей.

Ни в коем случае нельзя трогать предметы, оставленные на улице, в транспорте, в магазинах и общественных местах, даже если это игрушки, мобильные телефоны.

Надо знать, где находится ближайшие травмпункт и поликлиника, на случай, если вы или кто-то из ваших родных или знакомых получил ранение или травму.

Всегда относитесь серьезно к просьбам покинуть здание (эвакуироваться), даже если вам говорят, что это учения. Такие просьбы надо выполнять обязательно!

Если объявили эвакуацию, помните, что надо держаться подальше от окон, стеклянных дверей.

В чрезвычайных ситуациях следуйте указаниям родителей и старших.

Если все же бедствие произошло, не мешайте работе спасателей, полицейских, врачей, пожарных.

Инструкция для детей по защите от терроризма

Мишенью для террористов чаще всего являются правительственные здания, аэропорты, крупные магазины, электростанции, школы, транспортные средства, места проведения массовых мероприятий. Поэтому, посещая такие места, нужно быть внимательным и обращать внимание на все подозрительное.

Помните, что террористические акты бывают нескольких видов: это захват заложников, угоны транспортных средств, взрывы, угроза применения насилия.

В вашей семье должен всегда храниться специальный набор предметов первой необходимости. В нем должна быть аптечка (набор лекарств, бинтов), запас свежей воды и долго хранящихся продуктов, радио, фонарик, новые батарейки. Все это должно быть компактно упаковано в сумку, которую будет удобно нести.

В случае бедствия это поможет и вам, и вашим родителям. Вы сможете мгновенно эвакуироваться, имея с собой все необходимое. Помните, что набор предметов первой необходимости вашей семье, скорее всего, не понадобится, но лучше всегда быть готовым.

Помимо этого набора предметов первой необходимости, который должны собирать взрослые, вы также можете собрать свой детский набор. Его можно положить в старый портфель или сумку. Главное, чтобы его было легко нести.

Ознакомившись с инструкцией по защите от терроризма можно предложить детям собрать следующие вещи:

  • Пару любимых книжек:
  • карандаши, ручки, бумагу;
  • ножницы и клеи;
  • маленькую игрушку, головоломки;
  • фотографии семьи и любимых домашних животных.

Вашей семье следует разработать план эвакуации и встречи в случае теракта, чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. Надо, чтобы каждый член семьи знал, что ему делать и где встречаться с остальными родственниками. Этот план надо запомнить, чтобы не потеряться, если вдруг что-то произойдет, когда вы будете далеко от дома; например, вы находитесь в школе или играете у товарища, ваши родители на работе, а сестренка или брат в детском саду.

Составлять план необходимо всей семьей. Для этого нужно сесть и обсудить, какие происшествия могут случиться, что нужно сделать, чтобы быть к ним готовым, что делать, если начнется эвакуация из вашего здания или из вашего района. Необходимо договориться всей семьей о том, где встречаться после эвакуации. Надо знать, куда звонить для того, чтобы проверить, где находятся ваши родственники. Например, стоит запомнить телефонный номер дяди, тети или бабушки, которые живут в другом конце города. Тогда, если что-то случится, вам следует позвонить им и сказать, где вы находитесь, чтобы родственники могли легко вас найти.

Также полезно поговорить с соседями о том, как действовать в случае бедствия или теракта. Узнайте, нет ли среди них врачей, спасателей, полицейских - это всегда может пригодиться.

Бедствие или теракт может произойти в любой момент, без предупреждения. Вам и вашим родителям может быть страшно. Вероятно, вам придется покинуть дом, и вы не сможете, какое-то время ходить в школу, спать в своей любимой постели.

Есть несколько советов по поведению детей в опасных ситуациях, которые необходимо помнить, что бы ни произошло!

  • Бедствие не может длиться очень долго, скоро все будет нормально.
  • Если вы долго не можете вернуться домой, найдите себе какое-нибудь занятие. Думайте о том, что на новом месте вы найдете новых друзей, и скоро все будет хорошо.
  • Если вам страшно, попросите родителей или других взрослых помочь. Они объяснят, что происходит, и обязательно помогут. Не бойтесь задавать вопросы, например, такие: «Как долго мы будем находиться в убежище?», «Когда мы снова пойдем в школу?»
  • Если вы будете запоминать или записывать, что вы чувствуете, или рисовать картинки про то, что с вами происходит, это может вам помочь. Знайте, что если вы плачете, ничего плохого в этом нет. Но помните, что все обязательно наладится!
  • Ваша помощь тоже может понадобиться: например, если вы находитесь в убежище, можете сидеть с маленькими детьми, мыть полы или готовить еду.

Поведение детей в опасной ситуации: если взяли в заложники

Действия и поведение детей в чрезвычайных ситуациях должно быть четко скоординированным, ни в коем случае нельзя поддаваться панике.

К сожалению, возможны ситуации, когда вы или ваши знакомые оказываются в заложниках у террористов. В этом случае надо помнить следующее.

Обычно возможность скрыться с места захвата есть только в первые минуты теракта. Если рядом с вами нет террористов, если вас никто не видит, и вы можете скрыться, нельзя стоять на месте, следует как можно скорее убежать с места захвата. Не пользуйтесь электрошокерами, газовыми баллончиками, потому что террористы - злые люди, которым ребенок, оказавшийся в экстремальной ситуации, и даже многие взрослые не смогут оказать сопротивления.

Если скрыться нельзя, то верьте: вас обязательно спасут и освободят. Но сделают это не сразу. Поэтому надо настроиться на то, что какое-то время, возможно несколько дней, вы будете находиться вместе с террористами. Ни в коем случае не нужно кричать, высказывать свое возмущение, громко плакать, потому что террористы очень часто агрессивны и злы. Плач и крики только еще больше раздражают и озлобляют террористов.

Также надо быть готовыми к тому, что в течение довольно длительного времени вам могут не давать есть и пить. Поэтому надо экономить силы. Особенно это важно, если в помещении будет мало воздуха. Если же вам запретят ходить по помещению, то надо делать простые физические упражнения: напрягать мышцы ног и рук, шевелить пальцами.

Не делайте резких движений - это озлобляет террористов.

И взрослым, и детям в случае ЧС нельзя впадать в панику. Думайте о чем-нибудь хорошем, вспоминайте книги, решайте в уме математические задачи, молитесь. Слушайте и запоминайте, о чем разговаривают террористы, как они выглядят, но делайте это как можно более незаметно.

И помните, что с террористами ведут переговоры, и вас освободят!

Если вы поняли, что начался штурм, надо держаться как можно дальше от окон и дверей. Старайтесь найти укрытие и быть на максимально возможном расстоянии от террористов. Ни в коем случае не хватайтесь за брошенное террористами оружие! Если вы ранены, старайтесь как можно меньше двигаться - это уменьшит кровопотерю. Если террорист угрожает вам оружием, надо выполнить все его требования, потому что ваша главная задача - спасти свою жизнь.

Если раздаются хлопки свето-шумовых гранат (когда яркий свет бьет в глаза, звук ударяет по ушам или вы почувствовали резкий запах дыма), надо упасть на пол, закрыть глаза, не тереть их, закрыть голову руками и ждать, пока спасатели не выведут вас из здания.

После освобождения надо обязательно сказать спасателям свои имя, фамилию, адрес, где вы живете.

Детям о защите в чрезвычайных ситуациях: если произошел взрыв

При угрозе взрыва помните главное правило: никогда не трогайте подозрительные предметы или оставленные кем-то вещи. Если вы увидели оставленную кем-то сумку, портфель, игрушку, мобильный телефон или другой предмет - даже не приближайтесь к нему, а сообщите о находке взрослым.

Первое действие взрослых и детей в ЧС, когда произошел взрыв – упасть на пол.

Если в здании или в помещении, где вы находитесь, произошел взрыв, главное - сохранять спокойствие. Будьте уверены, что сможете выбраться. После того как взрыв произошел, надо как можно скорее покинуть это здание. Ни в коем случае не задерживайтесь для того, чтобы собрать свои книги, игрушки, другие вещи, или для того, чтобы позвонить. Если вокруг вас падают вещи, мебель, обломки, срочно спрячьтесь под партой или столом, пока не прекратится падение вещей, затем быстро бегите из помещения. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом!

В случае возникновения пожара после взрыва необходимо пригнуться как можно ниже или даже ползти, при этом стараясь выбраться из здания как можно быстрее.

Ребенок, находящийся в подобной экстремальной ситуации, должен обмотать лицо влажными тряпками или одеждой, чтобы дышать через них.

Если в здании пожар, а перед вами закрытая дверь, прежде чем открывать ее, потрогайте ручку тыльной стороной ладони. Если ручка не горячая, медленно откройте дверь и проверьте, есть ли в соседнем помещении дым или огонь и не мешает ли вам что-либо выбраться. Если в соседней комнате нет серьезной задымленности или огня, выбирайтесь, низко пригибаясь к полу. Если дым и огонь не дают вам пройти, обязательно закройте дверь и ищите другой выход из здания.

Если ручка двери или сама дверь горячая, никогда не открывайте ее. В крайнем случае, выбираясь из здания, можно воспользоваться окнами. Если вы не можете выбраться из здания, необходимо подать сигнал спасателям, что вам нужна помощь. Для этого можно размахивать из окна каким-либо предметом или одеждой. Все эти действия детей в чрезвычайной ситуации помогут защитить свою, а может быть и чужую жизнь.

Правила поведения детей, находящихся в экстремальной ситуации под завалом

Если вас завалило, не старайтесь самостоятельно выбраться. Осмотритесь, есть ли вокруг вас свободное место, в которое вы могли бы проползти. Если под рукой есть обломки стола или парты, надо постараться укрепить то, что над вами находится. Отодвиньте от себя острые предметы.

Ребенок, оказавшийся в опасной ситуации, при наличии мобильного телефона должен позвонить спасателям по номеру «112». После этого надо ждать. Закройте нос и рот носовым платком и одеждой. Стучите по трубе или стене, чтобы спасатели могли услышать, где вы находитесь. Кричите только тогда, когда услышали голоса спасателей и думаете, что они могут вас услышать.

Помните, что, когда вы кричите, вы можете наглотаться пыли и даже задохнуться. Дышите глубоко и ровно; осмотрите и осторожно ощупайте себя. Если у вас есть жидкость, пейте как можно больше. Ни в коем случае не разжигайте огонь. Старайтесь сохранять спокойствие, думайте о чем-то хорошем и верьте, что спасатели помогут вам.

Как быть с домашними животными? В случае бедствия или теракта опасности подвергаетесь не только вы, но и ваши домашние любимцы. Если вам нужно срочно эвакуироваться, лучше всего взять животное с собой - не стоит оставлять его одного. Но при этом помните, что животных нельзя брать с собой в убежище.

Если вы не можете взять животное с собой, убедитесь, что оно находится в наиболее безопасной точке квартиры, например, в ванной. Оставьте ему достаточно еды и воды. Не привязывайте животное.

К сожалению, это далеко не все опасные ситуации, которые могут случиться в жизни ребенка, но полученные базовые знания могут оказаться очень полезными.

Обучение детей безопасности: основные правила поведения

Каждый родитель обязан научить детей правилам безопасности, ведь их поведение часто далеко от идеального. «Никогда не разговаривай с неизвестными». Нет, это не цитата из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это - одно из важнейших правил поведения, которое должно быть внушено ребенку с детства. Правда, надо очень точно определить для малыша, что такое в данном случае «не разговаривай» и кто такие «неизвестные» (или, как принято говорить сейчас, «незнакомцы»). Вот как понять «не разговаривай»? Заходим с мамой в магазин, она и сама здоровается, и меня учит - но ведь продавец незнакомый, а мы с ним разговариваем? Или уходим из поликлиники и гардеробщице говорим «до свидания» - но ее мы тоже не знаем? Есть правила вежливости, и в таких случаях мы общаемся с незнакомыми людьми. Но если незнакомец заводит с тобой разговор или пытается тебя куда-то увести, вступают в силу правила безопасности.

Гораздо сложнее объяснить малышу, что не всем взрослым надо доверять. В силу возраста ребенок всех старших воспринимает сильными, умными, надежными. Поэтому научите ребенка отказу: говорить «нет» в ситуациях, когда поведение взрослого «не такое», «необычное», «странное». И конечно, научите безусловному отказу, когда малыша пытаются позвать куда-то, увести без разрешения родителей. Поэтому перечислим коротко, что должен знать малыш.

Определять и знать названия всех частей своего тела, включая интимные. Тогда он сможет внятно рассказать вам, если вдруг кто-то попытается дотронуться до ребенка или совершить насилие.

Отличать «хорошие» прикосновения от «плохих». П. Лич сделала небольшую классификацию.

«Хорошие» прикосновения:

  • Обнять, когда этого хочет ребенок.
  • Подержаться за руки.
  • Нежно обнять ребенка за плечи.
  • Нежно поцеловать в щеку перед сном.
  • Покачать или подержать на руках маленьких детей.

«Плохие» прикосновения:

  • Объятие слишком крепкое и долгое.
  • Непрошеный поцелуй.
  • Щекотать ребенка после его просьбы перестать.
  • Прикосновения взрослого к интимным местам.
  • Взрослый заставляет ребенка потрогать или поцеловать его.

Научите малыша, если кто-то пытается его «потрогать», говорить четко и громко: «Это нехорошо! Отпустите меня!», или «Меня нельзя трогать!», или «Не трогайте здесь - это мои интимные места!»

  • Научите малыша, что физические ласки (объятия, поцелуи, поглаживания) позволены только членам семьи (или нескольким главным людям в его жизни). В общении с другими людьми достаточно слов.
  • Малыш должен твердо знать, что нельзя без вашего разрешения принимать подарки или угощения от людей, не принадлежащих к вашему семейному (близкому) кругу.
  • От родителей нельзя ничего скрывать. Здесь уместно привести слова П. Лич: «Скажите вашему ребенку: «Взрослые не должны просить детей держать что-то в тайне» и «Взрослым не позволено говорить ребенку, что с ними или их родными случится что-то плохое, если он не согласен хранить что-то в тайне». В некоторых известных из СМИ случаях домогатели с целью заставить молчать своих юных жертв пользовались угрозами типа «убить на их глазах любимых кроликов или котят»; затем они говорили детям, что далее наступит их очередь, если они не будут хранить тайну. Скажите вашим детям, что никто не смеет угрожать им, и добавьте: «Если любой взрослый попытается запугиванием вынудить тебя хранить тайну, немедленно приходи ко мне».

Одно из основных правил безопасности ребенка – уметь различать знакомых и незнакомых. «Незнакомец» - это тот, кого ты не знаешь.

Выучить необходимую информацию о себе: имя, фамилию, домашний адрес или номер телефона кого-то из родителей. Полезно эти данные «знать назубок», чтобы в стрессовой ситуации «вспомнить автоматически» (наверное, вы знаете, что иногда от волнения невозможно припомнить самые элементарные вещи).

Знать и уметь пользоваться номерами телефонов службы спасения. МЧС - единый номер службы спасения для звонков с сотовых телефонов в экстренных ситуациях (можно звонить даже без сим-карты, без денег на счете и с заблокированной клавиатурой телефона), телефон - 112. Можно позвонить по номерам: 101, 102, 103, 104 (до 2017 года действуют и «старые» номера: 01, 02, 03, 04).

Цели:

  • объяснить сущности терроризма, его типы и цели;
  • совершенствование у школьников знаний о терроризме;
  • основ безопасности в ЧС;
  • формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.

Задачи:

  1. Изучить правила поведения при теракте;
  2. Развивать навыки поисковой, исследовательской работы;
  3. Формирование умения работать в группах.

Оборудование:

  • видеомагнитофон,
  • телевизор,
  • мультимедийный проектор,
  • плакаты с надписями “Терроризм-уроза общества”, “Война против беззащитных”,
  • магнитная доска,
  • заготовки для памяток.

(Вначале учащиеся просматривают кадры хроники о действиях террористов в Буденовске, Москве, Беслане, США).

Ход беседы

Учитель. Тероризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. За последнее десятилетие крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения. Это страшные страницы истории…

Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер. Существенные изменения и в формах терроризма и в практике борьбы с ним произошли и в нашей стране. Россия столкнулась с вопиющими фактами его проявления, как на собственной территории, так и в ближнем зарубежье. События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года.

Сегодня мы собрались для обсуждения проблемы, которая заявлена следующим образом: “Терроризм-угроза обществу”. В наше беседе принимает участие представитель Нарымского отряда МЧС (Ф.И.О.)

Итак, что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.

Выступает группа учащихся “Историки”.

Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).

Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия.

В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров

П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.

В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.

Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период 1990-1993 годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия. Вопрос: для чего?

Начиная с 1992 года, в России широкое распространение получило такое явление, как заказные убийства неугодных лиц. Жертвами их стали и становятся журналисты, депутаты Государственной Думы, предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты…

Происходящее поражает сознание, но вот парадокс: в начале третьего тысячелетия население России стало привыкать к сообщениям об очередных заказных убийствах, перестрелках на улицах городов.

Учитель. В чем же сущность терроризма?

На этот вопрос нам ответят ребята из группы “Политологи”.

Выступление группы учащихся “Политологи”.

Словари определяют понятие “терроризм” как насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнение международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств. Это систематическое применение или угроза применения насилия против мирных жителей как шантаж существующих органов власти для достижения определенных политических, социальных или экономических целей.

Типы современного терроризма:

  • Националистический
  • Религиозный
  • Политический

Учитель. Какова современная статистика терроризма?

Слово передаем второй группе “Статисты”.

Выступление второй группы учащихся “Статисты”.

(показ статистических слайдов через компьютер)

Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

1999 год Москве взорваны два жилых дома. Погибли 200 человек.

  • Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс, Буденовск, Кизляр, Беслан, где пострадали многие и многие ни в чем не повинные граждане России.
  • Октябрь 2002 – захват заложников в Москве – Театральный центр на Дубровке.
  • 6 февраля 2004 год - взрыв в вагоне московского метро, унесло жизни около 50 человек.
  • Всплеск терроризма произошел в 2003 году. Среди наиболее масштабных и кровавых можно выделить:
  • 12 мая - взрыв у жилых домов в Надтеречном районе Чечни. Погибли 59 человек, 320 получили ранения;
  • 5 июля взрыв в Москве (Тушинский рынок) погибло - 17 человек, 74 получили ранения;
  • 5 декабря взрыв в электричке в Есентуках – погибли 32 человека, ранено - 150.
  • 9 декабря – Москва взрыв на Манежной площади (погибли 7 человек, ранено-13.)
  • 2004 год весь мир заставил содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90 человек.

Разгул терроризма – сегодня не только российская, но уже и острейшая международная проблема. Об этом свидетельствуют многие факты, но особенно красноречивы взрыв в Нью-Йорке Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года, унесшего жизни 3,5 тысяч человек, объединенные в одну цепь взрывы 11 марта 2004 года в пригородных поездах в центре Мадрида (Испания), бесконечные теракты в Израиле, на Филлипинах, в других странах.

Учащиеся на магнитной доске вывешивают плакаты:

Учитель. Как же не стать жертвой теракта? Об этом, об основных правилах поведения в условиях угрозы террористических актов, мы просим рассказать нашего гостя, представителя Надымского МЧС (Ф. И.О.)

БЕСЕДА:

Ребята, как же не стать жертвой теракта? (Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение терактов, Такой регион, например, Северный Кавказ. Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.)

Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.))

Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.)

Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).

Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).

Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).

Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать).

РЕФЛЕКСИЯ.

По итогам беседы, учащимся дается такое задание.

“Ситуация”.

“Во время дискотеки началась сильная потасовка, сопровождающаяся давкой …” (Ваши действия).

“Вас захватил в заложники, человек ограбивший магазин…” (Ваши действия). Учащиеся предлагают свои проекты действий из данных ситуаций, идет обсуждение.

Группа учащихся “Эксперты” (руководитель: представитель МЧС, курирует участников группы, действия учащихся по выходу из данных “ситуаций”)

Группам учащихся выдаются карточки.

“Закончи предложения, текст” Например:

Карточка №1 “При террористических актах может…”

Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия ……………

Карточка №2 “Если ты оказался в заложниках…”

Помни:……………..

Карточка №3 “Если вам поступили угрозы по телефону”

Вы должны:…………………………………..

Карточка №4 “Вы обнаружили подозрительный предмет”

Ваши действия: …………………………..

Карточка №5 “Если вы услышали выстрелы, находясь дома”

Вам необходимо:

Карточка № 6 “Если рядом прогремел взрыв”

Ваши действия…………………

После работы в группах, повторение правил, (представитель МЧС вместе с ребятами проводят корректировочную работу), учащимся раздаются памятки “Если ты оказался заложником”.

Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы?

(Ответы учащихся)

Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм в России обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное влияние на все стороны общественной жизни страны. Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.

Использованная литература:

  1. Романченко Ю. статья “Терроризм: нынешнее состояние проблемы”. Ж-л, ОБЖ, апрель 2002
  2. Орлов В. Статья “Война против беззащитных”. Ж-л, ОБЖ, сентябрь 2004.
  3. Газета “Азбука безопасности”, июль 2006 г.
  4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание в средней школе. Издательство “Учитель”, Волгоград.

Детский терроризм – эти слова, как это ни ужасно, все чаще и чаще слышим мы со всех сторон. Раньше показывали по телевидению, и мы читали в СМИ про детей-убийц, учеников ИГИЛа, перерезающих горло людям. Теперь ТВ хотя бы перестало показывать эти жуткие сцены в эфире.

Осуществляли это зачастую довольно маленькие дети, лет шести и немного старше, нередко не умеющие читать и писать. Как раз тот возраст, когда дети идут в школу, возраст овладения предметной деятельностью – так считается в науке психология. Действительно, они прекрасно овладевают навыками убийц и даже не испытывают никаких мук раскаяния. Но учат их в этой страшной школе только науке убивать.

Этих детей просто подбирают на улице, ведь большей частью они дети-сироты, в других случаях их просто покупают у отчаявшихся родителей. Эти дети, еще не имея в силу возраста критического отношения к происходящему, легко и охотно овладевают навыками убивать. Им показывают, что и как делать – и они повторяют это.

Из школьной истории мы помним, как аплодировали люди в зале суда некой Вере Засулич, стрелявшей в обер-полицмейстера Трепова. Тогда присяжные оправдали ее, и она гордо покинула зал под овацию публики.


При этом «учителя» вкладывают им в голову ненависть к тем, кто является врагом, а врага им тоже указывают. В результате такого «обучения», а потом и «практики убийств» из них вырастают настоящие звери, вообще без нравственных начал, в которых не осталось ничего человеческого, для которых убить живое существо ничего не стоит.

А ведь что значит поднять руку на другого человека, убить его – разве может сделать это каждый? Для этого солдат, а это уже взрослые люди, долго обучают, заставляя преодолевать в себе нравственные запреты, переступать через свои усвоенные общественные стандарты. «Не убий» – это мы все знаем и помним из заповедей.

Что же говорить о детях? У них не сформирована личность, не закончено развитие высших психических функций, поэтому на фоне совершаемых ими убийств развитие такой личности идет уродливым путем. Есть и другие дети и подростки, которые сами приходят к возможности похожего поведения – разрешают себе убивать других.

«Разрешенный» терроризм

Мы слышали о событиях, происходивших в разных странах, когда школьники приносят в школу оружие и разделываются со своими одноклассниками и не одноклассниками, учителями, а также со всеми, кто попадется под руку. Этому находятся разные объяснения: жестокое отношение к ним в школе, травля соучениками. Подростки или дети не могли больше выдержать свое внутреннее напряжение, а убрать его они смогли, только осуществив акт агрессии. В каких-то других случаях были и психически больные дети.

Вспомним, когда и как терроризм стал общественным явлением, приветствуемым в обществе. А ведь это случилось в нашей стране в конце XIX века. Из школьной истории мы помним, как аплодировали люди в зале суда некой Вере Засулич, стрелявшей в обер-полицмейстера Трепова. Тогда присяжные оправдали ее, и она гордо покинула зал под овацию публики.

Терроризм, как джин из бутылки, вырвался в мир и из запретного действия стал нормальным, почти разрешенным явлением. Он стал соблазном для многих людей, способом добиться некой справедливости, возможностью сбросить накопившуюся злость.

Этот 15-летний здоровый парень ударил учительницу тесаком и выстрелил два раза в голову. Фактически она приняла удар, предназначенный для других, на себя.


Обида, злоба, недовольство собой и миром направляются на любого представителя власти или вообще на любого человека, который фактически назначается виновным за ВСЕ. Терроризм стал как бы разрешенным. И информация об этом, увы, уже донесена почти до каждого человека на планете. Она даже косвенно пропагандируется: нам ведь чуть ли не ежедневно сообщают СМИ про те или иные террористические акты.

Интернет также заполонен всем этим – а что это, как не своеобразная косвенная пропаганда? «Ты видишь наши действия – делай как мы». И этот информационный вирус может легко войти в сознание человека, а уж тем более ребенка, и заразить это сознание, поскольку в наше время нет четкой грани между хорошим и плохим, добром и злом не только у детей, но и у взрослых.

Школьник с тесаком и ружьем

Вспомним недавно произошедшие трагические события в престижной школе поселка Ивантеевка в Подмосковье. Ученик 9-го класса Михаил Пивнев принес на урок пневматическое оружие, тесак для разделки мяса – все это для того, чтобы отомстить «обидчикам» – своим одноклассникам. Он свободно прошел мимо охраны с большой сумкой и зашел в класс информатики, когда уже начался урок.

Так случилось, что в соседнем классе проходила съемка первоклассников и было записано, как он каким-то страшным, спертым от злобы голосом закричал, что «этого он ждал три года». Учительница смогла вывести его из класса, попыталась поговорить с ним, чтобы остановить. Разговор не получился, произошла ссора. Этот 15-летний здоровый парень ударил ее тесаком и выстрелил два раза в голову. Фактически она приняла удар, предназначенный для других, на себя.



В это время его «обидчики», одноклассники, закрывшись в маленькой комнате этого класса, пытались вылезти из окна второго этажа. Никто не был убит, но дети получили травмы, вылезая из окна. В определенном смысле учительница их спасла, пожертвовав собой.

Вскоре приехала нацгвардия, и подросток был ими арестован. Охранник, который беспрепятственно пропустил опаздывающего на урок парня, к тому же несшего большую сумку, просто трусливо сбежал, когда только услышал выстрелы. Учительница оказалась в реанимации, была прооперирована и, к счастью, осталась жива.

Можно ли это назвать террористическим актом? Думается, все же можно, хотя парень и пришел мстить конкретным людям, но пострадал человек, не имеющий никакого отношения к его обиде, могли пострадать и другие, также посторонние для него люди.

Мы ведь не всегда отдаем себе отчет в том, что это значит – суицидальные мысли у человека. А означает это то, что он не ценит свою жизнь. Если человек не ценит свою жизнь, то как же он может ценить жизнь других людей?


Перенесемся на минуту в Америку. В 1999 году произошел теракт в американской школе, когда два подростка с оружием пришли мстить одноклассникам и, наверное, учителям. Тогда погибло 13 человек и 37 было ранено.

Оказалось, что эти «мстители» стали для Миши Пивнева своего рода героями, образцами для подражания: больше того, он хотел почувствовать то, что они испытывали, когда пришли в школу убивать. Об этом он говорил своей подруге. Он считал нормальным стать, как они, как те, кто убивал безоружных и более слабых, чем они, людей.

Он хотел, как эти американские подростки, прийти в школу 11 сентября, возможно, с кем-то еще, и повторить этот теракт, а после покончить с собой. Но он изменил срок задуманного действия и появился в школе 5 сентября. За 5 минут до событий он позвонил подруге, друзьям, предупредив их, наверное, для того, чтобы они не пострадали.

Кто этот «герой»?

Кто он – этот «герой»? Начнем с того, что это самая лучшая школа в Ивантеевке, а папа «героя» – бизнесмен. С отцом, как выяснилось, у подростка были сложные, натянутые отношения. Его сестра рассказала о том, что в классе ее брата обижали, об этом же говорила и его подруга. Как обижали, непонятно: парень вполне себе здоров физически, увлекался оружием, копировал своим внешним видом военных, носил «берцы». Судя по словам его друга, именно над этой обувью и насмехались его одноклассники.



Глядя на снимки, выложенные на его страничке, где он в военизированной форме демонстрирует себя, становится понятно, что он показывает окружающим, какой он сильный, смелый, мужественный, крутой, как он уверен в себе. Вряд ли такого парня могли бить. Подшучивать – конечно! Но за это не убивают, а ведь он собрался сделать именно это!

Тогда, может быть, он мстил за событие, которое случилось три года назад? Получается, что это событие произошло в 5-6 классе. А ведь это очень большой срок для такого возраста, и три года – это почти пропасть для того, чтобы сохранить желание отомстить. Но Миша все запомнил и стал строить планы личной мести. Так что можно говорить о мстительности этого подростка.

В телестудии его друг рассказал о том, что Миша стрелял по нему из пневматического оружия, требуя, чтобы он освободил «тарзанку». Несмотря на случившееся тогда, этот мальчик впоследствии сумел с нашим «героем» подружиться. Увлекаясь оружием, Пивнев с друзьями стрелял в лесу по мишеням – нам был показан старый автобус. Все это свидетельствует о повышенной агрессивности подростка. Стало известно, что он наблюдался у психиатра из-за суицидальных мыслей.

Мы ведь не всегда отдаем себе отчет в том, что это значит – суицидальные мысли у человека. А означает это то, что он не ценит свою жизнь. Если человек не ценит свою жизнь, то как же он может ценить жизнь других людей? И если вспомнить о его агрессивности, то становится очевидным, что он мог стать и стал опасным для других людей. Получается, что у окружающих его людей не оказалось критериев того, что должно было насторожить.

О готовящемся событии знали многие: и друзья, и враги, и подружка, и, наверное, сестра. Судя по печальному итогу, все считали, что это эпатаж подростка и это не их дело.


Никто из взрослых почему-то не обратил серьезного внимания на его мстительность, агрессивность, на выбор в качестве кумиров убийц, пришедших в школу убивать так же, как убивает волк в овчарне беззащитных овец. Никто не обращал внимания и на то, что он уже позволил себе стрелять по людям.

Так как же это поведение можно объяснить, хотя бы каким-то образом попытаться понять? Первое, что приходит в голову, – нездоровая психика. Обида, случившаяся три года назад, дала толчок развитию заболевания. Оно потихонечку прогрессировало, проявляясь в суицидальных мыслях и в сформировавшейся сверхценной идее мести. Если это так, то его поступок – поступок больного человека, и его будут лечить.

А если он здоров психически и просто посчитал для себя возможным убить людей за что-то, произошедшее три года назад, то ему придется отвечать по закону за это разрешение себе.

В любом случае здоров ли он или нет, будет определять психиатрическая экспертиза, назначенная судом. Но что можно сделать нам всем в обычной жизни, когда мы сталкиваемся с таким поведением? Мы же не психиатры! Да и врач не всегда может точно определить, что у человека не все в порядке с психикой.

Все знали, но ничего не сделали

Как можно было это предотвратить? На телешоу говорили об оперуполномоченных по делам подростков. Возможно, их более активной работы не хватает: нужны какие-то каналы доведения информации до соответствующих людей, тех, кто может оценить и что-то предпринять.

Надо особо отметить, что даже одноклассники Миши почувствовали опасность и ходили к директору школы, и тот им обещал поговорить с подростком. Сделал ли что-нибудь директор или не сделал ничего, мы сейчас не знаем, но этот акт агрессии не был предотвращен.

Более того, о готовящемся событии знали многие: и друзья, и враги, и подружка, и, наверное, сестра. Судя по печальному итогу, все считали, что это либо эпатаж подростка и это не их дело, что его угрозы и заявления несерьезны, либо полагали, что все каким-то образом обойдется.

Может быть, наши дети стали инфантильными созданиями: они перестали считать, что не только могут что-то сделать, но и обязаны? А быть может, они не имеют четких нравственных критериев для того, чтобы отличить добро от зла, хорошее от плохого, благородство от подлости?


В нашем обществе сообщать людям, принимающим меры, хотя бы и об опасности для других почему-то считается доносительством, почти подлостью. Может быть, поэтому не было рассказано о стрельбе Михаила Пивнева по людям. А ведь подростка могли остановить, наказать, даже просто привлечь внимание его родителей, возможно, поставить на учет в детскую комнату полиции или просто полечить у психотерапевта, что, возможно, предотвратило бы трагедию.

Большинство знакомых читали его странички в Интернете и поэтому представляли ход его мыслей и знали о намерении отомстить. Наверняка доктор, у которого наблюдался подросток, предупреждал родителей о возможных агрессивных действиях по отношению к другим людям. Впрочем, достоверно мы не знаем, сделал он это или нет. Если предупредил, то почему родители ничего не сделали?

Наверное, со школьниками надо проводить профилактические беседы о тех настораживающих моментах в поведении окружающих их людей, которые являются лакмусовой бумагой по выявлению человека, способного нанести вред окружающим. Детям надо четко рассказать, что они должны делать в случаях возникновения или возможности возникновения опасных ситуаций, т. е. обучить их правильному реагированию. Информирован – значит вооружен.

В любом случае поведение друзей, подруги вызывает вопросы – они не кинулись спасать людей, а стали пассивными наблюдателями этих событий. Может быть, наши дети стали инфантильными созданиями: они перестали считать, что не только могут что-то сделать, но и обязаны? А быть может, они не имеют четких нравственных критериев для того, чтобы отличить добро от зла, хорошее от плохого, благородство от подлости? Может быть, что-то стало не так с воспитанием наших детей?

Очень важно донести до их сознания, что их предосторожность может спасти человеческие жизни, в том числе жизни родных и друзей, и что их ответственное поведение может означать только одно: они – герои, а не доносчики, а их бездействие может привести к гибели людей.

Мы обязаны знать и помнить …(классный час о терроризме).

О себе: Стаж работы 36 лет, имею звание «Почетный работник общего образования. Моя мечта и цель: жизнь без слез, без насилия, без страха. Дети должны радоваться жизни.

Цели: 1. Показать обучающимся на примерах событий в мире, что такое терроризм, каковы его последствия, какие возможные способы защиты от него существуют;
2. Показать на примерах реального трагического события в Беслане, что такое взаимопомощь, героизм, патриотизм, бдительность.
3. Воспитывать стойкость характера, чувство сострадания.

Ход мероприятия:

Господь всевышний!
Зло останови!
Невинных не унизив оправданьем
Не надо крови,
Дай нам всем любви
Сердца наполни
Счастья ожиданьем!

Разрознен мир…
И нестерпима боль…
Чем я могу помочь,
Найти причину?
Как излечить могу я эту хворь?
Чтоб выдрать с корнем
Подлую личину?

1. Слово классного руководителя.
Дорогие ребята!
Вас уже не водят за руку в школу, вы уже самостоятельно добираетесь до дома, ходите в магазины, ездите в трамваях, автобусах, троллейбусах. Каждый день вашей жизни приносит новые впечатления, знания, интересные события!
Но вы знаете, что в жизни бывают и огорчения, а иногда и горе: дорожные происшествия, пожары, ушибы, переломы и т.д. Об этом мы говорили с вами на классных часах.
А сегодня я хочу поговорить с вами об очень страшном горе, которое может случиться с каждым из нас в любом городе, в любой стране. Это терроризм.
Мы должны понять, что это такое, как правильно вести себя, если вдруг случится с тобой эта беда, какие есть способы защитить себя.

ТЕРРОР – в переводе с латинского- это «ужас» «зло», подавление, запугивание людей.
ТЕРРОРИЗМ –это убийства, поджоги, взрывы, захват заложников. Там, где террор, там смерть, искалеченные люди.
ТЕРРОРИСТЫ – это группа людей, которая совершает теракты. Это крайне жестокие люди, которые любыми способами хотят запугать нас.
Все они — преступники, хотя очень часто прячутся за красивыми словами. Но этим словам верить нельзя. Они совершают теракты. Их задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнить требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.
ТЕРАКТ не знает заранее своих жертв, ибо направлен против государства, но всегда при этом страдают люди.
К крупным терактам относятся события в Японии в метро в 1995 г (погибло-12 чел., было отравлено газом -5 тысяч чел.).
Взрывы жилых домов в Москве, Буйнаксе, Волгодонске в 1999г (погибло более 300 чел.).
Атака захваченных самолётов башен Всемирного торгового центра в Нью – Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентябре В 2001г. (погибло более 3 тысячи чел.) и много других страшных терактов.

Памятка (раздаются детям).

Что бы ни случилось, мы должны знать, как не стать жертвой террористов.
1. Быть осмотрительными (если увидели пакет, коробку, чемодан)
2. Какие действия надо применять при обнаружении подозрительных предметов (не трогать, не вскрывать, поставить в известность администрацию)
3. Если вы услышали выстрелы, находясь дома? Ваши действия? (не входить в комнату, со стороны которой слышаться выстрелы, не стоять у окна, позвонить по телефону 112)
4. Если прогремел взрыв. Ваши действия? (упасть на землю пол, если ранило, дождаться спасателей, оказать помощь)
5. Если оказались в заложниках. Ваши действия (помнить главное – остаться жить: не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Выполнять все команды. Ничего не предпринимать без разрешения, помните, что спецслужбы начали действовать.

2. Слово классного руководителя.

Когда – то люди бережно хранили огонь, передавая его друг другу.
Огонь жизни был дороже всего. Так же передаётся из поколения в поколение свет подвига. Этот свет помогает людям жить, преодолевать трудности, делает их духовно богаче, чище и благороднее. Одним из таких подвигов стал подвиг детей, учителей, военных в роковом теракте в г. Беслане.

1 сентября 2004 года.
В тот день светило солнце жарко
И осень шелестела за окном.
День знаний начинался радостно и ярко,
Но стал для тысяч
Самым чёрным днём.

На линейку по поводу Дня Знаний собралось в североосетинской школе около 2000 чел. Террористы всё продумали, ведь по национальной традиции детей в школу провожают не только родители, но и многочисленные родственники, друзья. Их расчёты оправдались: только детей дошкольного возраста было около 130, самой младшей из них, Алине Сулеймановой, было 5 месяцев. Террористы ворвались на машинах во двор школы неожиданно и сразу стали стрелять и загонять людей в школу. 3 дня Беслан напоминал пороховую бочку. Люди всего мира следили за событиями, которые разворачивались в бесланской школе. 54 часа бандиты удерживали заложников, издевались над ними, морили голодом, не давали воды, угрожали и расстреливали одних, чтобы запугать других. В кабинете русского языка боевики устроили расстрельную комнату. Террористы ставили к стенке тех, кто вёл себя плохо – кричал или не слушал команд. Только в первый день таких оказалось 20 детей. В общей сложности, только вслушайтесь в эти страшные цифры: по официальным данным погибло 334 человека, из них – 186 детей, 17 учителей, 118 родственников, гостей и друзей, 13 бойцов спецназа, свыше 700 человек было ранены.

Снова дорога, снова опасность,
Снова вы думаете не о себе.
Люди в погонах!
Честь вам и слава!
Мчались спасти вы бесланских детей!

Песня М.Михайлова «Беслан».

Минута молчания.

Нам нужен мир!
Тебе и мне
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Нам нужен мир!
Трава в росе
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир,
Прекрасный мир, полученный в наследство!

Рассказ о журавликах как символе памяти о погибших.

Песня «Журавли».

Выпустить гелевые шары и журавлики.

Что сказать детям, которые увидели новости вместе с нами? Услышали, что погибло много людей…

Во‑первых, уберите детей от телевизоров. Это главный совет: дети не должны смотреть новости.

Но нельзя же изолировать детей от реальной жизни совсем?

А это не жизнь. Подумайте, с каким количеством реальных смертей сталкивается в жизни среднестатистический человек, если он не на поле боя или не в каких-то других экстремальных обстоятельствах? Ну максимум с пятью-шестью. Наша психика, условно говоря, не рассчитана на большее. Тем более — психика детей. Им не нужно видеть концентрацию смертей и горя по всему миру ежедневно. Поэтому еще раз: уберите их от телевизора, детям не нужно смотреть новости о теракте.

Если это все-таки случилось — ребенок посмотрел новости. Что ему сказать?

Маленьких детей — дошкольников, младших школьников — просто успокаиваем. Говорим, это страшно, но очень далеко, и мама и папа с тобой, рядом с нами ничего не случится. Ни в коем случае не надо пускаться в подробные объяснения, что это пришли плохие люди и убили хороших людей. Это запускает очень серьезные страхи. Ребенок-то знает про себя, что он хороший, и что это значит — что к нему могут прийти плохие дяди и убить его просто так? Я в своей практике сталкиваюсь с таким неврозом постоянно. Поэтому — маленьких детей просто успокаиваем. Детям постарше достаточно будет сказать, что да, есть плохие люди, которые нападают с оружием, и мы будет от них защищаться, мы это умеем. Но опять же — говорить детям о терроризме нужно максимально спокойно, без подробностей.

Что говорить подросткам?

А вот подростки уже потребуют более серьезного разговора, и тут важно не свалиться в пропаганду. Подросткам очень важно, чтобы все происходящее вокруг отвечало их чувству справедливости и законности. Доносите мысль о том, что все будет налажено, все придет в равновесие, терроризм будет остановлен и наказан. Не говорите детям о терроризме и экстремизме словами из телевизора, говорите максимально нейтрально и спокойно. Никого не оскорбляйте ни в коем случае, потому что ребенок идет в школу после вашего разговора, а в этой школе у него одноклассники — других национальностей, других культур, этот разговор не должен провоцировать ненависть между детьми. Конечно, то, что вы скажете, будет зависеть от вашей семейной позиции по этому вопросу. Но — будьте аккуратнее.

Чего дети боятся больше всего? Каких новостей?

Того же, что и все мы, — умереть, потерять близких. Теракт — он ведь устраивается именно для того, чтобы запугать нас, внушить ужас, мы в одну секунду начинаем чувствовать, что все в мире зыбко, что смерть ходит рядом.

Как реагировать нам — и какое наше настроение должен считывать ребенок? Мы же должны его учить сопереживанию?

В любом случае все наши разговоры должны транслировать эту мысль: рядом со мной, взрослым, ты в безопасности, я никогда не дам тебя в обиду, и мы со всем справимся. Пусть это не объективная правда, но это то, в чем должен расти ребенок, это помогает ему жить, и это в конечном счете превращается в полезную функцию в голове, приучает его спокойно и конструктивно реагировать на трудные ситуации в жизни.

Как не бояться нам самим, взрослым?

Нельзя не бояться, когда есть угроза теракта . Надо бояться. Глупо отрицать страх и, допустим, все-таки лететь в те страны или через те страны, в которых ведутся боевые действия. Глупо бравировать и совсем не слушать свой инстинкты. Страх, когда он оправданный, полезная функция. Другое дело, что с ним делать потом — идти громить в ответ или идти помогать тому, кому плохо, и думать, что делать дальше, как исправить ситуацию.