Как правильно распеться перед выступлением. Что делать с дыханием при распевке? Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Первое, что нужно знать обо мне — я не обладал изначально никакими выдающимися ораторскими или голосовыми навыками. Мне пришлось это все развивать в себе. Практически с нуля.

В 2005 году я был обычным парнем, с обычным, скучным голосом, не особенно уверенным в себе и своих навыках общения.

Но все изменилось, когда я пришел в клуб ораторского искусства (принадлежащий ко всемирной ораторской системе «Toastmasters» ) и начал пробовать выступать. Получалось не очень. Но я понял, что хочу выступать хорошо! И, более того, всегда мечтал научиться петь и стать профессиональным певцом.

Но все состоявшиеся артисты, которые меня прослушивали, в унисон твердили, что мой голос — не для сцены и шансов стать певцом у меня нет . Был только один человек, который в меня поверил — это ученый и тренер из Санкт-Петербурга Владимир Павлович Багрунов , у которого я в ноябре 2007 года прошел 3х-дневный групповой тренинг. Именно тогда и началось настоящее развитие моего голоса! Уже весной 2008 г. я стал его представителем в Киеве и начал преподавать по методике моего учителя, а летом того же года сбылась моя мечта — я поступил на вокальный факультет Киевской консерватории на 2й курс. Через 3 года, в 2011 г. — закончил ее и получил диплом бакалавра по специальности «Артист музыкального театра» .

Мои ораторские сертификаты и награды

Одновременно пришли и ораторские успехи — если раньше меня слушали без особого интереса, и о победе в конкурсах можно было только мечтать, то, в результате развития своего голоса и речи, я начал занимать на них призовые места, а в 2015 году стал победителем Всеукраинского конкурса! Еще одним достижением стало получение звания Заслуженного оратора в августе 2013 года. Кстати, я до сих пор являюсь единственным человеком в Украине, кто имеет такое звание.

В данный момент я также являюсь солистом-вокалистом киевского театра «КХАТ «, и выступаю на профессиональной сцене, как актер.

В этом месте не могу не выразить благодарность всем тем людям, которые помогли мне добиться успеха: Владимир Павлович Багрунов — мой первый учитель по постановке голоса, давший мне «дорогу в жизнь с красивым голосом». Его методика и сейчас является основой большинства упражнений в нашей Школе. Павел Васильевич Тютюнник — метр украинской вокальной педагогики. Помог мне стать настоящим певцом уже после окончания консерватории, из его системы взяты многие упражнения на громкие звуки, а также четкое понимание, от чего зависит сила и красота голоса. Александр Иванович Кравченко — мой любимый учитель актерского мастерства. Его фраза «Актер растет на похвале» является лейтмотивом и моих занятий. Глеб Валентинович Кривенко — психолог, ведущий мастер-классов по психодраме и импровизации, которые я посещал в течение 4 лет. Именно он дал мне ценнейшие советы по поводу моей речи, с которой я стал Чемпионом Украины по ораторскому искусству в 2015 году. И, конечно же, Александр Васильевич Токарчук — мой любимый тренер по сцендвижению. Его упражнения на телесное раскрепощение просто потрясающие!

Благодаря этим людям и моей работе над собой я стал тем, кем являюсь сейчас. Разница в моем голосе «до и после» хорошо слышна в этом видео:

Занятия с такими прекрасными педагогами позволили набрать достаточно знаний и умений, чтобы сформировать собственный уникальный подход и систему обучения , которую я назвал «Постановка голоса, речи и харизмы «, а также собственный педагогический стиль . В нем выделить в нем такие 5 ключевых пунктов:

  1. «Актер растет на похвале». И мои ученики тоже. Я стараюсь создать максимально комфортную и мотивирующую атмосферу на своих занятиях, потому что верю, что только в такой атмосфере человек может по-настоящему раскрыться и избавиться от зажимов, а значит и звучать максимально красиво и уверенно.
  2. Работа на результат . В сознании и учителя, и ученика всегда должен быть тот результат, который последний хочет получить, а значит нужно не только делать упражнения, а и беседовать, объяснять, развивать у человека способность, в частности, слышать и оценивать свой голос и голоса других, четко понимать принципы, по которым голос функционирует и видеть ту дорогу, по которой ты придешь к поставленному голосу.
  3. Я выкладываюсь. Мне нравится моя работа, поэтому во время занятий я отдаю ученикам очень много энергии, но меньше у меня ее не становится:) Особенно когда человек старается и сразу видишь результат своей работы.
  4. Мне нужно доверие и мотивация ученика . Я бы не смог, наверное, быть учителем в школе. Не люблю работать с тяжелой, немотивированной аудиторией. Хотя и умею мотивировать. Только когда есть доверие к педагогу и желание получить результат, то учитель получает настоящее удовольствие от работы, а ученик развивается семимильными шагами. Именно так, как правило, у меня и происходит.
  5. Я открыт к критике . Высказывайте пожелания, как Вы хотите, чтобы проходило занятие, но с доверием и уважением. Мне очень важно Ваше мнение. Педагог должен постоянно обучаться и совершенствоваться.

Вот собственно и все, что хотелось бы рассказать о себе, как о педагоге и тренере.

Подробнее о моей системе обучения, упражнениях и техниках, которые я применяю, можно узнать в разделе .

Буду рад видеть Вас на занятиях! Там уже поговорим не обо мне, а о Вас;) Приходите за результатом!

От того, насколько чисто и уверенно певец исполняет музыкальные произведения, зависит его успех перед публикой. Профессионалы знают, что распевки для вокалистов важны как перед выступлением на сцене, так и в процессе ежедневных занятий.

Бережное отношение к певческому органу помогает наращивать мастерство, исполнять сложные партии профессионально. Вокальные распевки не только делают голосовые складки эластичными, но и увеличивают приток крови к гортани, легким, губам, языку. Стремление к повышению профессиональных навыков обязывает исполнителя проводить системную работу с хрупким голосовым инструментом.

Спортсмены перед состязаниями тренируют мышцы для их подвижности и эластичности, вокальные распевки выполняют такую же роль. Подготовленные голосовые складки послушны, ими легче управлять, защитить мышцы и связки от травм.

  • расширения диапазона;
  • развития музыкального слуха;
  • управления голосом в координации со слуховыми возможностями;
  • формирования певческих навыков.

Многие достигают больших высот в творчестве, исполняя вокальные распевки ежедневно.

Общие правила упражнений для голоса

Неопытным исполнителям трудно овладеть широким диапазоном, поэтому к занятию приступают, используя вокальные распевки на одной ноте. Постепенно увеличивают интервал до квинты, и только в конце разминки переходят на выполнение октавного диапазона и более.

Определенный цикл, длительность занятий определяется задачами, поставленными перед исполнителем, и первое время упражнения отнимают больше времени.

Что нужно знать неопытным вокалистам

Ни один педагог не станет рекомендовать новичкам интенсивно исполнять вокальные распевки, добиваться успеха в решении сложных и подчас невыполнимых задач. Вначале им предлагают упражнения для двух‒трех нот, расположенных рядом. Добиться хорошей техники исполнения можно лишь последовательными, грамотно организованными уроками.

Все вокальные распевки объединяются по одному общему принципу. Выбирается тональность, соответствующая возможностям ученика. Каждый раз поднимают короткую музыкальную фразу на полтона выше до тех пор, пока не наступит предел возможностей, после чего исполняют вокальные распевки по хроматизму в обратном порядке.

Разминки для вокалистов с высоким и низким голосом практически не отличаются. Во всех случаях разогрев начинают со средних нот диапазона исполнителя. Для колоратурного сопрано подбирают вокальные распевки, направленные на тренировку подвижности, легкости звучания. Для низкого диапазона - медленный темп с упором на кантилену.

Как работать с детьми

Бережное отношение к певческому аппарату в детском возрасте - главная задача педагогов. Развивающиеся органы легко травмировать, они требуют особого внимания, а в пересмотре цикла занятий нуждаются подростки во время ломки голоса.

Но вокальные распевки не отличаются от работы взрослых, а чтобы удержать внимание детей, им предлагают шуточные тексты, применяют другие развлекательные приемы.

Научиться правильно дышать

Для новичков вокальные распевки не обходятся без тренировки дыхания. Важная ступень в стремлении к певческому мастерству для некоторых исполнителей поначалу кажется забавным моментом.

Не все понимают вначале, что от правильного дыхания зависит успех исполнителя. Многие делают ошибку, когда тренировку голоса для его постановки базируют на грудном дыхании. Такое исполнение приводит к завершению карьеры певца, едва начавшись.

Существуют не только распевки для начинающих, но и специальные упражнения для дыхания. Одно из них выполняется при ровной осанке, с опущенными плечами.

  • Руки укладывают на живот, медленно вдыхают воздух через нос, не спеша выдыхают.
  • Должно появиться чувство напряжения в прессе.
  • Выполняют 8‒10 повторов, а в течение дня контролируют себя, пока не выработается привычка дышать правильно.

Стандартные упражнения

Нередко задают вопрос, отличается ли распевка для хора от индивидуальной тренировки голоса. Профессионалы используют одинаковые задания для разогрева с единственным различием - при работе с коллективом выполняются шаблонные правила, а частные уроки проводят с учетом конкретных целей.

  1. Занятия начинают с тренировки на средних нотах, которые не провоцируют чрезмерное напряжение связок и мышц. Такие вокальные распевки направлены на укрепление дыхательной опоры. В процессе занятия «разогреваются» мышечные ткани, а педагог следит за правильностью формирования звука.
  2. После разминки голосового аппарата отрабатывают задания по развитию навыков хорошей , расширению диапазона. Предлагают исполнить вокальные распевки в пределах одной октавы, когда звуки проходят плавно между ступенями при внятных речевых оборотах. Постепенно формируется четкая дикция. Каждый репетитор вооружен своей тактикой, но все педагоги учитывают особенности ученика.
  3. Заключительный этап проводится с целью освоения навыков по исполнению скачков, отрывистого звучания, различных украшений. Такие вокальные распевки под силу певцам, освоившим первоначальные упражнения.

Типовое упражнение

Педагоги нередко приступают с разминки, сомкнув губы. Извлекают звук по полутонам, похожий на мычание, но зубы при этом должны быть разжаты. Упражнение продолжают выполнять, проговаривая «ма, мэ, ми, мо, му» до максимальной высоты. После чего повторяют, удерживая дыхание на одной тональности, затем на полтона выше и так до предела, продолжают в обратном порядке. Чередование слогов полезно менять (ми, мэ, ма, мо, му).

Упражнение «Метро»

При плавном скольжении вверх по хроматическому звукоряду и обратно поют «до-о-о, де-е-е, ди-и-и, до-о-о, ду-у-у-у» и «бра, бре, бри, бро, бру». Методический прием помогает расширению диапазона исполнителя.

Прием «стаккато»

Прерывистое пение на слог «лё-о-о-о» выполняют от I ступени звукоряда к V вверх и в обратном порядке, каждый раз повышая тональность на полтона. Упражнение напоминает заразительно смеющегося человека.

Нередко педагоги в процессе занятий применяют вокальные распевки, объединенные с определенными телесными движениями. Такие методы позволяют освободить голосовой аппарат, освоить координацию, необходимую при исполнении вокальных номеров.

Существует много пособий, где подобраны результативные методики прошлых лет, новые интересные разработки для преодоления профессиональных трудностей. Покорение вершин мастерства с использованием многовекового опыта предшественников является главным условием творческого успеха!

Здравствуйте, дорогие друзья!

Многие из нас обожают петь или хотели бы научиться этому мастерству сирен. Правильно поставленный голос завораживает, ноты пьянят и обладают колоссальным излучением и темперамента обладателя.

Конечно же, не всем хватает уверенности в собственных силах, чтоб отправиться к преподавателю по вокалу. Многих сдерживает нехватка времени, мысль, часто приходящая в голову мужчинам: «а что подумают люди?» и конечно же кусачая, финансовая составляющая этого вопроса.

Именно поэтому, мы оттачиваем свое мастерство где придется: в ванной, в караоке, на корпоративе, дуэтом с котом или с друзьями на кухне. Но как натренировать голосовые связки в домашних условиях? Без вреда здоровью и получая при этом не малый профит?

Упражнения для разогрева и прокачки «голосовых мышц», можно и нужно выполнять в домашних условиях, предварительно определившись с миссией. Вы хотите стать профессиональным исполнителем и посвятить этому ремеслу все свободное время? Это один вектор пути.

В случае, когда вы хотите блистать на вечеринках, исполняя известные хиты, замечая отвисшие от восторга челюсти слушателей - это абсолютно иной путь развития. Но объединяет эти схожие пути становления — подход к предстоящей работе, желание, и систематическое выполнение упражнений.

Люди, которые не вникали в суть того, «как это работает? » изначально могут испытывать дискомфорт или необычные ощущения в области горла. Боятся этого не нужно, но подходить здраво к началу вашего опыта, как эксперта в области теории и, непосредственно, практики необходимо сразу.

Научиться красиво петь мгновенно - невозможно. Я не говорю сейчас о врожденных и нечеловеческих возможностях. Мне хочется привести пример среднестатистического человека, берущего уроки вокала.

Во-первых, скорее всего, в детстве, он лично или его родители заметили склонность к подпеванию песенкам из мультфильмов и удачному попаданию в ноты. Далее следовал путь к педагогу, проверка ребенка на наличие слуха, «вступительный» тест на пригодность и начало обучения с перспективой.

Во-вторых, многие люди, которые уже слушают готовый продукт в записи по радио, выложенный файл в Интернете, забывают о предварительной работе. А так же о приложенных усилиях исполнителя и методикам, которые позволили понять азы мастерства и применить их на практике.

Польза тренировок

Как поставить голос? — Спросите вы. Отвечу так: даже если вы не видите себя оперным певцом через пять лет или суперзвездой большой сцены, репетиции способны подтянуть технику речи. Органично чистая речь, без явно выраженных изъянов и привычки бормотать себе под нос, чрезвычайно важна, как на рабочем поприще, так и в обыденных, житейских делах.

Чтобы у вас получилось говорить четко и внятно, а так же обладать звонким и приятным голосом, нужно прибегнуть к артикуляционным тренировкам. Что это значит?

В ротовой полости расположено большое количество мышц, которые обеспечивают качественное извлечение звука с верхнего и нижнего регистра с помощью связок и посыла. А раз это мышцы, то они непременно нуждаются в развитии и нагрузке!

Для того, чтобы разогреть свой речевой аппарат за короткий срок, я посоветую вам применять эти проверенные упражнения. Время, которое следует выделить для проработки каждого из них, не должно быть меньше 2-3 минут. Запомните важное правило. Ваше положение тела всегда должно быть вертикальным! Сидя, лежа, вверх ногами - плохой вариант, по причине перекрывания доступа к диафрагме и не качественному забору воздуха.

И еще одна особенность. Стремитесь брать воздух нижней частью живота, а в момент его подачи - напрягать мышцы процесса, по примеру «выталкивания».

Упражнения

  1. Перед тем, как вы начнете извлекать звук из своего горла, я упомяну надобность по началу делать это в одиночестве, чтобы никто не мешал вам полностью отдаться процессу.
    Итак, представьте, процесс ополаскивания рта. Только вместо того, чтобы запрокидывать голову вверх и набирать полный рот воды, вам нужно медленно поворачивать голову слева-направо с характерным, резонирующим звуком.
  2. Глубокий вдох-пауза-задержка дыхания. При сомкнутых губах, нужно разомкнуть челюсти и слегка округлить рот, будто бы вы собираетесь сказать букву «о и м».
    В результате, у вас должен образоваться мычащий звук и при этом, нужно делать легкую пальпацию ноздрей и зоны гайморовой пазухи (еле уловимое постукивание)
  3. Аналогично второму, только вместо постукивания по ноздрям, совершите манипуляцию по носогубным морщинам (мимическим).
  4. Произносите звук «бы-бы-бы-бы-бы», на выдохе. Со вторым разом, добавьте пальпацию верхней губы.
  5. Произнося звук «мы-мы-мы-мы-мы» или «сэ-сэ-сэ-сэ-сэ». Со вторым подходом, добавьте пальпацию нижней губы.
  6. Запаситесь глубоким вдохом через рот. Приготовьте кулачок, для легкого постукивания груди слева-направо, произнося при этом нараспев звук «ааа-ооо-ууу» в нижнем регистре.
    Звук должен быть ровным, чуть тише обычного, поскольку используются нижние ноты. Не спешите израсходовать воздух. Делайте упражнение плавно.

Что исключить?

Для пения очень полезно использовать табу на некоторые продукты перед началом репетиции, проработки упражнений или публичного выступления.

А именно, стоит отказаться от:


Вместо этого, я посоветую вам остуженные, не сладкие травяные чаи, а так же чистую воду комнатной температуры. Иногда полезно добавление в нее чайной ложки меда.

В нашем современном мире, не обязательно иметь дома живой инструмент, вам достаточно скачать приложение или установить программу с уже готовыми заготовками для проигрывания.

Что касается важного. В музыкальной индустрии, полно непонятных терминов и названий, с которыми вам предстоит столкнуться.

В человеческом теле есть 3 вида резонаторов, с помощью которых мы извлекаем звук:

  • грудные (легкие, бронхи и трахея);
  • головные (рот и носоглотка);
  • центральные (гортань).

Основная проблема людей, которые только начали работать со звуком, состоит в том, что они задействуют исключительно головной резонатор.

Старайтесь петь и говорить, используя грудину. Звук получиться более объемным и целостным.

Опять-таки, без предварительного разогрева, совершать эти манипуляции категорически нельзя. Поскольку на связках могут образоваться узелки, опасные для дальнейшей деятельности. Не бережливый подход к голосу, обеспечит вас походом к фониатру.

Друзья, будьте здоровы и осваивайте новые горизонты и поприща.

Я искренне желаю вам побед! Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о своих проверенных способах тренировки голосовых связок.

До встречи на блоге, пока-пока!

Первая часть статьи - теоретическая - вряд ли будет интересна профессионалам, они и без того всё прекрасно знают. Переходите сразу к нотам распевок, листайте ниже!
Начинающим теоретическая часть к изучению обязательна!

Распевание перед пением имеет три основные функции.

1. Распевка - как разминка перед тренировкой. Перед тем, как начать тренировку, мы подготавливаем к ней организм, приводим его в тонус, разогреваем мышцы для того, чтобы они были эластичными и могли безопасно растягиваться, чтобы движения стали более управляемыми: всё это делается для того, чтобы избежать травм. Распевание перед пением имеет абсолютно то же назначение. В теле голосовых складок находятся мышцы, которые так и называются - мускулис вокалис. Именно их и нужно разогреть перед основным занятием, основной вокальной работой. Разогретые голосовые связки гораздо лучше и приятнее управляются, они более послушны. И распеванием мы в значительной степени предохраняем голосовой аппарат от какого-либо травматизма.

2. - это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Первая и главная такая задача - расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.

3. Распевание позволяет певцу настроиться , сосредоточиться, сконцентрироваться, включиться в процесс, попасть "на нужную волну", подготовиться к занятию психологически: забыть о проблемах и делах, привести голову в порядок:)

Основные правила распевания

  1. Нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки.
  2. Распевание начинают с примарной зоны - с середины вашего диапазона.
  3. Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь предельно высоких нот, которые певец взять просто не может, спускаются вниз.
  4. Как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более. Всё это зависит от уровня профессионализма певца. Начинающий вряд ли справится с октавными упражнениями даже в конце распевания.
  5. Длительность и сам набор упражнений для распевки определяется, конечно же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока вокала.
  6. Если вы начали петь, и слышите, что голос сегодня "как-то не звучит" , распевайтесь более последовательно, более аккуратно, в более щадящем режиме и отведите распевке больше времени, чем обычно.
  7. Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко и не в полный голос, так как в таком режиме ваши связки не разогреются. Если распеться необходимо, но громкие звуки издавать из-за каких-то обстоятельств категорически нельзя, можно распеваться с закрытым ртом (это не столь эффективно, но может пригодиться иногда как выход из положения). При распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и перехода на крик.
  8. Обязательно ли менять упражнения в каждом распевании? Вовсе нет. Можно распеваться на одних и тех же любимых и удобных упражнениях. А можно и менять, чередовать распевки, чтобы решать необходимые задачи.

Отличается ли распевка для высокого голоса от распевки для голоса низкого?

По сути нет. Можно использовать одинаковые распевки. В любом случае распевание должно начинаться с центра, с середины голосового диапазона певца. Распевание для разных певческих голосов может отличаться только исходя из конкретных задач. Например, для лирико-колоратурного сопрано значительное место в распевании должны занимать упражнения в быстром темпе, направленные на выработку лёгкости и подвижности голоса. Для низких голосов более актуальна работа над тягучестью, кантиленой - эти задачи решаются в медленных темпах.

Распевки для детей

Вокальная работа с детьми подразумевает ещё более щадящее отношение к голосовому аппарату. Необходимо также корректировать её в мутационный период. Что касается распевок для детей, можно использовать все те же самые вокальные упражнения, что и при работе со взрослыми, разбавляя их при необходимости упражнениями с шуточными, детскими текстами.

Распевка для начинающих

В этом случае используются упражнения небольшого диапазона: распевки на одной ноте, на двух-трёх соседних нотах, в конце распевания упражнения могут захватывать квинту, но не подразумевать решение сложных технических задач. Избегайте большой длительности и высокой интенсивности занятия. Здесь важно не количество, а качество! Ни один адекватный педагог по вокалу не порекомендует самостоятельно заниматься развитием голоса. Вам нужен профессиональный контроль.

Распевка для вокалистов

Отличается ли она от распевки для хора ? Практически нет. Можно смело использовать одни и те же упражнения. Отличие лишь в том, что работа в хоре более стандартизированная, а в вокале распевки подбираются более индивидуально, чтобы решать конкретные для человека, индивидуальные задачи.

Прокомментирую одно устойчивое, но неправильное выражение.

Распевка для голоса . Распевки не для голоса ... не бывает. Наверное, потому что именно голос мы используем для пения, и ничто иное! Поэтому "распевка для голоса" - это абсолютно неграмотное выражение, не используйте его!

Распевки - ноты

Сначала размещаю ноты, а ниже - комментарии.
Нумерацию сделала для удобства - если с кем-то будете обсуждать, нумерация пригодится. Или вы можете договориться с учеником, что в следующий раз работаете с упражнениями под такими-то номерами.
В целом я старалась поместить упражнения в порядке от более простого к более сложному, но всё индивидуально: у одного певца может легко получаться то, что с трудом даётся большинству, и наоборот, не получаться какие-то простые вещи.

Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол-тона, перемещаются вверх, а затем вниз.

1)

"Ми-мэ-ма-мо-му". Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. Удобно при необходимости проработать отдельные гласные - их форму. На начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте.
Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: "бри-брэ-бра-бро-бру".

2)

Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный "и" часто используется в распевках, потому что он "достаёт" звук, делает его более ярким. Но если "и" - основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы он не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту не "грузите", подставьте её аккуратно.

3)

Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.

4)

Удобная распевка, вырабатывающая кантилену. На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся "А". Если учащийся поёт несмело и не в полный голос, прошу сделать его крещендо на первой ноте: "Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно открыть рот, сделать зевок, можете взять первую ноту аккуратно, а если чувствуете, что всё в порядке, что взяли ноту удобно, делайте в ней крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!"
Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.

5)
Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения, которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними, плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.

6)

Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.

7)

Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать "л" в начале, затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее "лё-о-о" - тенуто, не стаккато.

8)

Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу.

9)

Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы челюсть мгновенно "падала" вниз, на верхних нотах это особенно важно.

10)

Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.

11)

Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх, одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку. Слоги запросто можно менять.

12)

Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Стаккато должно быть достаточно активным - в этом случае вы почувствуете движение диафрагмы.

13)

Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.

14)

Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.

15)

Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование штрихов.

16)

В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в медленном темпе - будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром - подвижность. В быстром темпе особенно следите за тем, чтобы избегать глиссандирования в шестнадцатых (скольжения, когда уже непонятны конкретные ноты, понятно только общее направление мелодии). Предпоследнюю - нижнюю - ноту - в любом случае спойте аккуратно, не меняя вокальную позицию.

Усложнение нескольких предыдущих распевок. Также избегайте глиссандо в шестнадцатых - в этом беглом движении должна быть понятна каждая нота.

18)

Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.

19)

В этом вокальном упражнении удобно ощутить "тяжесть" верхней ноты и поставить её на дыхание. Если использовать эту распевку в хоре, необходимо обратить внимание на утрирование буквы "р" - каждый раз, в каждом "брраво". В сольном пении достаточно просто хорошо, внятно проговорить "р".

Достаточно сложное вокальное упражнение. Способствует выработке кантилены, выравниванию диапазона. Сформировать и хорошо, вдоволь распеть первую ноту, стараться не отрывать и не акцентировать верхнюю ноту. Пойте на "А" или на "О". Нисходящие восьмушки можно петь рубато (в данном случае слегка ускоряя).

По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять дыхание.

Сложное вокальное упражнение. Первая часть исполняется легато, вторая - стаккато, лишь последняя нота тянется. Обратите внимание на широкий диапазон децимы.

Достаточно сложное упражнение. Обратите особое внимание на интонирование тонического секстаккорда в нисходящем движении - у учащихся наверняка там будет фальшь.

Для профессионала с лёгким светлым голосом будет удобно, для начинающего - пожалуй, нереально.

Очень сложное вокальное упражнение, и сложно оно в первую очередь для интонирования (то есть в первом такте, где мы видим штрих стаккато, довольно сложно чётко и чисто попасть во все ноты). Отлично развивает и музыкальный слух, и координацию между голосом и слухом. Темп быстрый.

Надо сказать, это не все распевки, которые я использую. Некоторые я придумываю на ходу, особенно на индивидуальных занятиях вокалом (когда необходимо решение индивидуальных задач). В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, "классические" вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они расположены от простого к сложному.

На самом деле распевки легко придумать самостоятельно. Выбираете диапазон, который вам нужен. Берёте гласную, которую надо проработать, если стоит такая задача, а если не стоит, используйте гласные "а" или "о". Можно использоваться какой-нибудь текст вроде "Розы в саду", "Я пою, хорошо пою", если текста нет, можно использовать слоги, особенно удобны и "вокальны" сонорные согласные, очень часто используются слоги, начинающиеся с "м": "ма", "ми". И сочиняете элементарный мотивчик. Большинство распевок строятся на движении сверху вниз, нередки распевки с движением снизу вверх и обратно, а вот распевки с исключительно восходящим движением используются редко.

Есть ещё одна интересная особенность - в 99% случаев распевки имеют мажорный лад!;))) Ну а зачем грустить? Надо радоваться жизни и возможности петь!!!

Вам также может быть интересно: