Как правильно толковать гексаграмму 64. Гадания без карт

Если говорить коротко, то гексаграмма Вэй Цзи олицетворяет собой «естественную» победу, то есть ситуацию, когда вы, практически не прикладывая усилия, спокойно движетесь к успеху, то есть просто плывете по течению. Но это «течение», конечно же, должно было быть создано вашими предыдущими усилиями. Скоро все будет хорошо!

Для наблюдателя со стороны может показаться, что сейчас вам все удается просто само собой, что вы не прилагаете к этому никаких усилий. Но на самом деле это не так. Просто до сего момента вы приложили столько сил, что создали мощный потенциал, инерцию, которая сейчас и несет вас к заветной цели. Это можно сравнить с ездой на велосипеде. Сначала вы интенсивно крутите педали, а потом, набрав нужную скорость, просто катитесь в свое удовольствие. Поэтому это «само собой» является не причиной успеха, а его закономерным следствием.

В данной ситуации очень важно не форсировать события, не пытаться навязать естественному ритму жизни свои условия. Так вы все только испортите и вместо ожидаемой «естественной» победы, получите лишь проблемы и конфликты, как с людьми, так и внутри самого себя. Позвольте течению судьбы вынести вас на берег триумфа. Прикладывайте усилия не для изменения ситуации, а только для ее корректировки. Чем естественнее будут действия, тем будет меньше напряжения и беспокойстве, тем скорее вы достигнете заветной цели и все будет замечательно! Говоря проще – не мешайте своей удаче сделать вас счастливым человеком.

© Алексей Купрейчик

Символ очень благоприятный и указывает на то, что вы стоите на пороге важных перемен.

Сейчас не стоит торопить события, необходимо набраться терпения и неуклонно продолжать движение вперед. Все ваши дела будут ярко отмечены полным успехом.

Но не торопитесь, начинать активно действовать время пока не пришло. Нужно продвигаться вперед достаточно аккуратно и осмотрительно. Только при этом условии обстоятельства вашей жизни день ото дня будут улучшаться.

Вы на пороге светлого периода, ждать счастливой жизни осталось совсем недолго. Самое главное сейчас — не проявлять излишней поспешности. Удача уже стучится в двери, она уже рядом, стоит на вашем пороге.

Внимательно и трезво анализируйте происходящее и приспосабливайтесь ко всему. Только тогда будущее обязательно порадует вас великими достижениями и новыми успехами.

Задуманное желание исполнится уже скоро, в самое ближайшее время.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 64. Незаконченность

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос — Вэй-цзи — Незаконченность.

Иероглиф изображает дерево с кроной, которая ещё не совсем сформировалась.

Вэй - еще не существующий; то, что не до конца проявлено; неполный; то, что ещё проявится со временем.

Иероглиф изображает место переправы; брод через реку; неглубокую воду, текущую по ровному дну.

Цзи - преодолевать препятствие, переправляться через реку; приносить облегчение, оказывать помощь; заканчивать начатое, успешно завершать.

Смысловые связи гексаграммы 64.Вэй-цзи

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить, как символизирующую время завершения начатого. Вы уж находитесь в состоянии, близком к концу, на самой грани важных перемен. Вы уже готовы предпринять последнее решающее усилие. Но пока не стоит этого делать. Корректируйте свои планы и накапливайте энергию, чтобы в нужный момент совершить переход, не растеряв достигнутого и не застряв на полпути. Это принесет просветление и приведет к успеху.

Образ гексаграммы – лисица, очень хитрое и осторожное животное. Она может быстро изменить поведение, если это будет необходимо, тщательно проверяет каждый свой шаг. В настоящее время разумно для вас представить себя лисицей; приспосабливайтесь ко всему, будьте готовы к любым неожиданностям, которые могут встретиться у вас на пути. Чтобы успешно завершить начатое, ясно и трезво оценивайте происходящее вокруг. Сделать правильный выбор вам поможет связь с духами.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании шестьдесят четвертой гексаграммы.

[Свершение. Молодой лис почти переправился,

(но) вымочил свой хвост — ничего благоприятного]

I. В начале шестерка.

Подмочишь свой хвост.

— Сожаление!

II. Девятка вторая.

Затормози колеса.

— Стойкость — к счастью.

III. Шестерка третья. Еще не конец!

— Поход — к несчастью.

Благоприятен брод через великую реку.

IV. Девятка четвертая.

Стойкость — к счастью! Раскаяние исчезнет.

При потрясении надо напасть на страну бесов,

и через три года будет похвала от великого царства.

V. Шестерка пятая.

Стойкость — к счастью. Не будет раскаяния.

Если в блеске благородного человека будет правда, то будет счастье!

VI. Наверху девятка.

Обладай правдой, когда пьешь вино. Хулы не будет.

Если помочишь голову, то, даже обладая правдой, потеряешь эту [правду].

Вэй - неполный, еще не существующий; то, что не проявлено, но должно проявиться со временем. Иероглиф изображает дерево с несформировавшейся кроной.

Цзи - переправляться через реку, преодолевать препятствие, оказывать помощь, приносить облегчение, успешно завершать, заканчивать. Иероглиф изображает воду, текущую по ровному дну, что указывает на брод, место переправы через реку.

Вы находитесь на грани важных перемен, готовы предпринять решающее усилие. Пока что не делайте этого. Накапливайте энергию и корректируйте свои планы, чтобы в нужное время совершить переход, не застряв на полпути. Это приведет к успеху.

Лисица - очень осторожное и хитрое животное. Она проверяет каждый шаг и может быстро изменить свое поведение, если это необходимо. Представьте себя лисицей, будьте готовы приспособиться ко всему, что может встретиться на вашем пути. Трезво оценивайте происходящее. Связь с духами поможет вам сделать правильный выбор.

  1. Человек держит длинный нож в левой руке и топор в правой. Это означает авторитет и уважение, основанные на сохранении истинной веры.
  2. Тигр сидит на земле. Это означает сильное падение авторитета.
  3. Флаг развивается над горой. Это символизирует победу в первом состязании.
  4. Человек держит флаг с иероглифом Лин — приказание, декрет. Это символ власти.


Образ:
осушить озеро, чтобы найти жемчужину.
Символ: в печали и беспокойстве для большинства людей скрывается благословение.

Объяснение гексаграмм по Вэнь Ванну

Незавершенность. Успех. Но если маленькая лиса замочит хвост, почти переправившись через реку, она не посодействует ничему.

Указание к толкованию.

  1. Это июльская гексаграмма. Она хороша зимой и плоха осенью.
  2. Преодолев в автомобиле долгую и опасную снежную бурю, вы наконец-то добрались до знакомого шоссе. Еще немного — и вы дома. Вы чувствуете такое облегчение, что позволяете себе ослабить бдительность, немедленно теряете управление и оказываетесь в кювете.

Объяснение отдельных яо по Чжоу-Гуну

Первое яо:
Начальная шестерка. Молодой лис почти переправился, (но) вымочил свой хвост — ничего благоприятного. Унижение. Сожаление.

  1. Автофургон уехал, и ваши вещи разбросаны вокруг вашего нового дома. Вы решаете сделать жене сюрприз и расставить всю мебель, не дожидаясь ее. Она приезжает и ставит вас в известность, что тяжеленная кушетка, которую вы только что с трудом дотащили на второй этаж, должна стоять внизу.
  2. У вас слишком мало сил и ресурсов,чтобы сделать все, чтобы вы хотели.
  3. «Одна луна значительно ярче, чем тысячи звезд» Качество важнее, чем количество.


Второе яо:

Девятка вторая. Он тормозит колеса. Настойчивость приносит удачу.

  1. Вы приостановились, но готовы начать движение в нужный момент.
  2. Слишком мало времени, чтобы делать мудрый или взвешанный выбор. Спешка снижает шансы на успех.
  3. Решить ключевой вопрос — значит ускорить решение проблемы в целом.

Третье яо:
Шестерка третья. Незавершенность. Нападение — к неудаче. Благоприятен брод через великую реку.

  1. Ваши планы встречают сильное противодействие. Вы оттягиваете силы, призываете своих помощников и вырабатываете совершенно новый курс, который приведет вас к цели.
  2. Можно быть строгим, если нет своекорыстных желаний.
  3. Вам придется сделать что-то, невзирая на последствия.

Четвертое яо:
Девятка четвертая. Настойчивость приносит удачу. Разочарование исчезает. Используй толчок для усмирения страны бесов. На три года получишь большие страны.

  1. Ваша группировка, наконец, получает свой шанс, и вы все вместе работаете, «производя уборку» в своей ослабленной фирме. Перестройка получается, потому что, никто не колебался, и после это следует период возрождения и процветания.
  2. Мудрый человек, знающий, что для него лучше всего, может обеспечить свою личную безопасность.
  3. Это ваш шанс. Сейчас или никогда!

Пятое яо:
Шестерка пятая. Настойчивость приносит удачу. Настойчивость приносит удачу. Свет продвинутого человека — истинный. Удача.

  1. Битва окончена и выиграна. Хорошее может случиться теперь.
  2. Небо исполнило желания человека.
  3. У вас большой талант и внимательный ум.

Шестое яо:
Верхняя девятка. Пьют вино в атмосфере подлинного доверия. Не за что винить. Но если намочишь свою голову, то воистину потеряешь ее.

  1. Труды завершены, и все, что вам остается делать, — это ждать и отдыхать с друзьями. Но если вы напьетесь, то можете испортить все, над чем так долго трудились.
  2. Следует знать, как подчиняться правильным установлениям.
  3. Вы могли подумать, что Цзи-цзи больше подходит для последней гексаграммы, поскольку означает «завершенность». Но такое расположение гексаграмм говорило бы о жизни, как о чем-то статичном и завершенном. Поэтому последняя гексаграмма говорит о том, что завершение старого цикла есть начало нового.

Выберите номер гексаграммы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 и смотрите ее толкование ниже

Книга Перемен – толкование гексаграммы №64

Вэй цзи. Еще не конец

Ситуации разворачиваются так, что, наконец, наступает хаос, но он рассматривается не как распад созданного, а как бесконечность, возможность бесконечного творчества все вновь и вновь. Не как нечто отрицательное выступает здесь хаос, а как среда, в которой может быть создано нечто совершенно новое. Безусловно, это новое творчество должно пойти по законам (и с точки зрения авторов "Книги перемен", по тем же законам, которые были указаны выше). В этом усматривается цикличность в "Книге перемен". В последнюю минуту в этой последней ситуации "Книга перемен", точно напутствие, дает указание, что здесь может произойти и чего надо остерегаться. Самое важное – это наличие полноты сил. Лучше, если их будет больше, чем надо, ибо если бы их не хватило в последнюю минуту, то ничего благоприятного нельзя было бы о кидать. Вот почему текст говорит:

Еще не конец.
Свершение.
Молодой лис почти переправился.
[Если] вымочит хвост, [то] не будет ничего благоприятного.

1. Первая позиция представляет собой лишь начало данного процесса, т.е. начало выработки необходимых сил, поэтому можно предположить, что их здесь еще мало. В первую очередь текст "Книги перемен" указывает на то, что человеку придется сильно пожалеть, если в прошлом, до того, как ему приходится переходить через хаос, он не выработал достаточного количества сил. Поэтому сказано только следующее:

В начале слабая черта. Подмочишь свой хвост.
Сожаление.

2. В то время, когда человек проходит через хаос, единственное, на чем он может держаться, это на самом себе, ибо в хаосе не на что положиться. Он должен на второй позиции, которая как раз характеризует внутреннюю жизнь человека и его замкнутость, полнейшим образом держаться на самом себе, сохранить самого себя. Поэтому в тексте говорится:

Сильная черта на втором [месте].
Затормози колеса.
Стойкость – к счастью.

3. Но вот наступает выход вовне. Он не может не наступить, и третья позиция характеризует именно его. Но здесь, когда "еще не конец", собственно говоря, еще ничего не достигнуто и еще сил не хватает. Поход, который был бы предпринят, исходя из этой позиции, мог бы быть только неудачным. И тем не менее, необходимость этого выхода вовне, необходимость предпринять новый цикл творчества здесь выступает настолько сильно, что позиция сама благоприятствует этому. Противоречивость данной позиции выражается в противоречивости афоризма, приписанного к ней:

Слабая черта на третьем [месте].
Еще не конец.
Поход – к несчастью.
Благоприятен брод через великую реку.

4. Необходимым условием работы, которая может быть предпринята на данной позиции, является та стойкость, которая свидетельствует о полноте сил. Только она может привести к удачному исходу. Но эта стойкость имеет перед собой не спокойную среду, а возбужденный хаос, и именно против него должен здесь выступать человек. Пусть его ожидают большие труды, пусть долгий срок он будет вынужден бороться, но если он будет, сохраняя стойкость, продолжать свою борьбу, то все в мире, весь мир, зашифрованный в образе великого царства, одобрит его деятельность. Против всех сил тьмы должен выступить он здесь. И "Книга перемен" советует ему:

Сильная черта на четвертом [месте].
Стойкость – к счастью.
Раскаяние исчезнет.
[При] потрясении надо напасть на страну бесов.
[И через] три года будет похвала от великого царства.

5. Стойкость, описанная на предыдущей ступени, здесь является центральной характерной чертой человека. Она сообщает ему благородство. И это благородство, как из некоего центра, может излучаться во все окружение, облагораживая его. Суть этого внутреннего благородства – в той гармонии, которая подчеркивается средней позицией в верхней триграмме Ли. Это внутренняя правдивость. То, что она должна излучаться и сиять, указывается тем, что данная черта является центральной в триграмме сияния. Так, здесь, в
пределах мрака и хаоса, внутренняя правда сияет, озаряя все вокруг, и в этом указывается возможность дальнейшего проявления света, т.е. творчества. Иными словами, здесь дается исходная точка для нового цикла, начинающегося опять в первой гексаграмме Творчество. В таком смысле может быть понят текст:

Слабая черта на пятом [месте].
Стойкость – к счастью.
Раскаяния не будет.
[Если с] блеском благородного человека будет правда,
[то будет и] счастье.

6. После того, что достигнуто уже на предыдущей позиции, остается лишь умиротворение старости. Если человек вовремя не успел приступить к творчеству, то перед ним как возможность остается лишь найти свое удовлетворение в спокойном пире. Для того чтобы дойти до такого пира, надо обладать многими силами, надо обладать внутренней правдивостью. За бездеятельность здесь нельзя винить человека, и никто его не будет хулить за это. Он заслужил свой покой. Но если бы он предпринял какое-нибудь действие, когда уже время для этого действия миновало, то он был бы захлестнут силами хаоса с головой. Все было бы им потеряно. Поэтому в тексте сказано:

Наверху сильная черта.
Обладай правдой, когда пьешь вино.
Хулы не будет.
[Если] помочишь голову, [то, даже] обладая правдой, потеряешь эту [правду].

Удача, которая отметит все ваши дела, стоит на пороге. Но действовать пока еще рано. Если будете продвигаться вперед достаточно осмотрительно, обстоятельства станут складываться лучше день ото дня. Желание исполнится в ближайшее время. На подходе счастливый период вашей жизни, ждать которого остается совсем недолго.

Ситуации разворачиваются так, что, наконец, наступает хаос, но хаос рассматривается не как распад созданного, а как бесконечность, как возможность бесконечного творчества все вновь и вновь. Не как нечто отрицательное выступает здесь хаос, а как среда, в которой может быть создано нечто совершенно новое.

Безусловно, это новое творчество должно пройти по законам (и с точки зрения авторов «Книги Перемен», по тем же законам, который были указаны выше). В этом усматривается цикличность в «Книги Перемен». В последнюю минуту в этой последней ситуации «Книга Перемен», точно напутствие, дает указание, что здесь может произойти и чего надо остерегаться.

Самое важное здесь — это наличие полноты сил. Лучше, если их будет больше, чем надо, чем если их не хватит в последнюю минуту, ибо если бы их не хватило в последнюю минуту, то ничего благоприятного нельзя было бы ожидать. Вот почему текст говорит здесь:

Еще не конец. Свершение. Молодой лис почти переправился. Если вымочишь хвост, то не будет ничего благоприятного.

Первая позиция представляет собой лишь начало данного процесса, т.е. начало выработки необходимых сил, поэтому можно предположить, что их здесь еще мало. В первую очередь текст «Книги Перемен» указывает на то, что человеку придется сильно пожалеть, если в прошлом, до того, как ему приходится переходить через хаос, он не выработал достаточного количества сил. Поэтому в тексте здесь сказано только следующее:

В начале слабая черта. Подмочишь свой хвост. Сожаление.

В то время когда человек проходит через хаос, единственное, на чем он может держаться, это на самом себе, ибо в хаосе не на что положиться. Он должен на второй позиции, которая как раз характеризует внутреннюю жизнь человека и его замкнутость, полнейшим образом держаться на самом себе, сохранить самого себя. Поэтому в тексте здесь говорится:

Сильная черта на втором месте. Затормози колеса. Стойкость — к счастью.

Но вот наступает выход вовне. Он не может не наступить, и третья позиция характеризует именно его. Но здесь, когда «еще не конец», собственно говоря, еще ничего не достигнуто и еще сил не хватает. Поход, который был бы предпринят, исходя из этой позиции, мог бы быть только неудачным.

И тем не менее необходимость этого выхода вовне, необходимость предпринять новый цикл творчества здесь выступает настолько сильно, что позиция сама благоприятствует этому. Противоречивость данной позиции выражается в противоречивости афоризма, приписанного к ней:

Слабая черта на третьем месте. Еще не конец. Поход — к несчастью. Благоприятен брод через великую реку.

Необходимым условием работы, которая может быть предпринята на данной позиции, является та стойкость, которая свидетельствует о полноте сил. Только она может привести к удачному исходу. Но эта стойкость имеет перед собою не спокойную среду, а возбужденный хаос, и именно против него должен здесь выступать человек.

Пусть его ожидают большие труды, пусть долгий срок он будет вынужден бороться, но если он будет, сохраняя стойкость, продолжать борьбу, то все в мире, весь мир, зашифрованный в образе великого царства, одобрит его деятельность. Против всех сил тьмы должен выступить он здесь. И «Книга Перемен» советует ему:

Сильная черта на четвертом месте. Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет. При потрясении надо напасть на страну бесов. И через три года будет похвала от великого царства.

Стойкость, охарактеризованная на предыдущей ступени, здесь является центральной чертой человека. Она сообщает ему благородство. И это благородство, как из некоего центра, может излучаться во все окружение, облагораживая его. Суть этого внутреннего благородства — в той гармонии, которая подчеркивается средней позицией в верхней триграмме.

Это внутренняя правдивость. То, что она должна излучаться и сиять, указывается тем, что данная черта является центральной в триграмме сияния. Так, здесь, в пределах мрака и хаоса, внутренняя правда сияет, озаряя все вокруг, и в этом указывается возможность дальнейшего проявления света, т.е. творчества. Иными словами, здесь дается исходная точка для нового цикла, начинающегося опять в первой гексаграмме творчества. В таком смысле может быть понят текст:

Слабая черта на пятом месте. Стойкость — к несчастью. Не будет раскаяния. Если с блеском благородного человека будет правда, то будет и счастье.

После достигнутого уже на предыдущей позиции, остается лишь умиротворение старости. Если человек вовремя не успел приступить к творчеству, то перед ним, как возможность, остается лишь найти удовлетворение в спокойном пире. Для того чтобы дойти до такого пира, надо обладать многими силами, надо обладать внутренней правдивостью.

За бездеятельность здесь нельзя винить человека, и никто его не будет хулить за это. Он заслужил свой покой. Но если бы он предпринял какое-нибудь действие, когда уже время для этого действия миновало, то он был бы захлестнут силами хаоса с головой. Все было бы им потеряно. Поэтому в тексте сказано:

Наверху сильная черта. Обладай правдой, когда льешь вино. Хулы не будет. Если промочишь голову, то, даже обладая правдой, потеряешь эту правду.