Какие уровни интеллекта распознают у людей. Уровни значений IQ и их расшифровка

Новому и выявлять уникальные явления. Коэффициент умственного развития позволяет определить количественное выражение качеству интеллекта . Также данная величина позволяет классифицировать всех людей. IQ с более 140 приравнивается к гениальному интеллекту, в то время как обычные люди имеют показатели: от 90 до 110. Личности с уровнем IQ менее 70 могут быть диагностированы, как нуждающиеся в медицинской помощи.

Пройдите данное тестирование в сети интернет. В России есть один отличный ресурс, который позволяет не только узнать свой уровень IQ, но ошибки. Это все даст осознание того, над чем вам нужно поработать для улучшения результата. Зайдите на сайт iq-control.ru. Пройдите тест. Вам будут предложены задания и вопросы на тестирование логики, и пространственного восприятия. После того как вы ответите на последний вопрос, сайт проинформирует вас о вашем уровне IQ. Запишите в отдельное место свой результат.

Посетите специалиста по определению IQ, который может проанализировать ваш уровень на основе решения простых задач. Результаты теста IQ могут быть скорректированы с учетом возраста.

Используйте и другой метод определения уровня интеллекта . Он подойдет только тем, кто хорошо знает язык. Пройдите тестирование на проверку академических способностей. Данный тест тоже можно в сети или в любом университете. На нем уже будут общие вопросы из разных областей специальных знаний. Допустим, вы получили на нем 1300 баллов. Это будет означать, что уровень вашего интеллекта примерно 131. Конечно, здесь могут быть неточности, но тестирование дает представление как об уровне вашего интеллекта , так и об общих познаниях.

Обратите внимание

Тестирование академических знаний могут пройти только те, кто достаточно хорошо владеет английским языком, поэтому для тех, кто не входят в данную категорию, подходят только 1-4 шаги.

Интеллектуальные возможности раздаются природой неравномерно. Кто-то рождается «семи пядей во лбу», а кто-то едва дотягивает до среднего уровня. Ученые давно задумывались о том, чтобы изобрести единую шкалу измерения интеллекта. Они разработали специальные тесты, позволяющие определить возможности каждого человека.

Что представляют собой тесты на IQ

Тесты на IQ – это сборники задач и вопросов, разработанные психологами. Во многих компаниях прохождение теста на IQ является обязательным при отборе соискателей на вакансии. На Западе тестирование активно используется также для выявления способностей школьников и студентов ВУЗов.

Вычисление IQ – количественных показателей интеллекта и сравнение их с показателями людей такого же возраста. Тесты не дают представления об уровне знаний в какой-либо области, они предоставляют картину общих умственных способностей. На основании полученных результатов делаются выводы относительно пригодности человека к той или иной деятельности.

Тесты на уровень интеллекта представляют собой список заданий, расположенных по мере нарастания сложности. Это задачи затрагиваются логическое, пространственное и другие типы мышления. Все задания нужно решить за строго отведенное время. В том случае, если испытуемый не успевает решить задачи, уровень его IQ понижается.

Тест Айзенка

Тест Айзенка считается самым популярным сборником задач для проверки уровня интеллекта. Эта система опросов содержит графический, цифровой и словесный материал. Такая система позволяет компенсировать недостаточность одного вида мышления другим видом мышления.

Выполняя задания и отвечая на вопросы, человек гуманитарного склада может задействовать свои способности в словесной сфере и нейтрализовать неумение решать арифметические задачи. Испытуемый с математическим складом ума компенсирует решением аналитических задач свою неспособность разобраться с вопросами гуманитарной направленности. Считается, что тесты Айзенка дают наиболее объективную картину человеческих способностей.

Пройти тест Айзенка может любой человек. Но приступая к решению задач, нужно учитывать, что Айзенк разрабатывал свою систему для людей в возрасте от 18 до 50 лет, обладающих, как минимум, полным средним образованием. Принято считать, что именно в отношении этой категории людей тесты Айзенка показывают наибольшую объективность.

В результате прохождения теста получается определенное число IQ, которое и является показателем интеллектуального развития. Средний результат IQ у выпускников американских университетов составляет 105 баллов. Отличники показывают результат на уровне 130-140 баллов. Примерно половина всех опрошенных добивается результата, расположенного в пределах 90–110 баллов. IQ меньше 70 считается показателем умственной отсталости.

Самый высокий уровень IQ у австралийского математика, автора теоремы Грина-Тао, его зовут Теренс Тао. Получение результатов свыше 200 баллов — очень редкое явление, ведь большинство жителей нашей планеты едва набирают 100 баллов. Людей с крайне высоким IQ (более 150) можно найти среди Нобелевских лауреатов. Именно эти люди двигают науку вперед, совершают открытия в различных профессиональных отраслях. Среди них американская писательница Мэрилин вос Савант, астрофизик Кристофер Хирата, феноменальный читатель Ким Пик, способный прочитывать страницу текста за несколько секунд, британец Дэниел Таммет, запоминающий тысячи цифр, Ким Унг-Йонг, который уже в 3 года учился в университете и другие известные личности с поразительными способностями.

Как формируется IQ человека?

На уровень IQ влияет несколько факторов, в том числе наследственность, окружающая среда (семья, школа, социальный статус человека). Также значительно влияет на результат прохождения теста возраст испытуемого. В 26 лет, как правило, интеллект человека достигает своего пика, а потом только снижается.

Стоит отметить, что некоторые люди с исключительно высоким Ай Кью в повседневной жизни оказывались совершенно беспомощными. Например, Ким Пик не мог застегнуть пуговицы на одежде. К тому же не у всех такой талант появлялся с рождения. Дэниел Таммет получил свою способность запоминать огромные количества цифр после страшного припадка эпилепсии в детстве.

Уровень IQ выше 140

Люди с показателями IQ свыше 140 – это обладатели отличных творческих способностей, которые достигли успехов в разных научных отраслях. Среди известных личностей с результатом теста интеллектуальных способностей от 140 – Билл Гейтс и Стивен Хоукинг. Такие гении своей эпохи известны своими выдающимися способностями, они вносят неимоверно высокий вклад в развитие знаний и науки, создают новые изобретения и теории. Таких людей всего 0,2 % от всего населения.

Уровень IQ от 131 до 140

Высокие показатели IQ есть только у трех процентов населения. Среди известных людей, обладающих подобным результатом прохождения теста – Николь Кидман и Арнольд Шварценеггер. Это успешные люди с высокими умственными способностями, они могут достигать высот в разных сферах деятельности, науке и творчестве. Хотите проверить, кто умнее — вы или Шварценеггер?

Уровень IQ от 121 до 130

Интеллектуальный уровень выше среднего показывает всего 6 % населения. Таких людей видно в ВУЗах, так как они являются обычно отличниками по всем дисциплинам, успешно заканчивают университеты, реализуют себя в разнообразных профессиях и достигают высоких результатов.

Уровень IQ от 111 до 120

Если вы думаете, что средний уровень iq составляет примерно 110 баллов, то вы ошибаетесь. Этот показатель относится к интеллекту выше среднего. Люди с результатами тестов от 111 до 120 обычно трудолюбивы и тянутся к знаниям всю свою жизнь. Таких людей среди населения около 12 %.

Уровень IQ от 101 до 110

Уровень IQ от 91 до 100

Если вы прошли тест, а результат оказался менее 100 баллов, не стоит расстраиваться, ведь этот средний показатель у четверти населения. Люди с такими показателями интеллекта хорошо учатся в школе и ВУЗах, они устраиваются на работу в сфере менеджмента среднего звена и других специальностей, не требующих значительных умственных усилий.

Уровень IQ от 81 до 90

Десятая часть населения обладает уровнем интеллекта ниже среднего. Их результаты прохождения теста на IQ составляют от 81 до 90. Эти люди обычно нормально учатся в школе, однако чаще всего не получают высшего образования. Работать они могут в сфере физического труда, в отраслях, не требующих применения интеллектуальных способностей.

Уровень IQ от 71 до 80

Еще одна десятая часть населения имеет уровень IQ от 71 до 80, это уже признак умственной отсталости меньшей степени. Люди с таким результатом в основном посещают специальные школы, но могут закончить и обычную начальную школу со средними отметками.

Уровень IQ от 51 до 70

Около 7 % людей имеют легкую форму умственной отсталости и уровень IQ от 51 до 70. Они обучаются в специальных заведениях, однако способны позаботится о себе сами, и являются относительно полноценными членами общества.

Уровень IQ от 21 до 50

Около 2 % людей на Земле имеют уровень интеллектуального развития от 21 до 50 баллов, они страдают слабоумием, средней степенью умственной отсталости. Такие люди не могут обучаться, однако способны позаботится о себе, но чаще всего имеют опекунов.

Уровень IQ до 20

Люди с тяжелой формой умственной отсталости не поддаются обучению и воспитанию, имеют уровень интеллектуального развития до 20 баллов. Они находятся под опекой других людей, так как не могут о себе позаботиться, и живут в собственном мире. Таких людей в мире 0,2 %.

Статья предназначена, во-первых, для тех психологов, кому в работе приходится сталкиваться с понятием "уровень интеллекта человека" (например, проводя профотбор), во-вторых, для всех тех людей, которые любят в процессе общения делать поспешные выводы об интеллектуальном уровне своих собеседников.

Многие любят судить об интеллекте других людей. А некоторым это положено делать по долгу своей профессии (тем же психологам, например). Только вот как это сделать? Как понять, насколько человек, так сказать, «интеллектуален»?

Два высших образования у него? Замечательно! О-очень умный, наверное. А пойдёт, например, в лес за грибами, не дай бог заблудится - и всё, там и останется. И образования не помогут. А какой-нибудь деревенский пенсионер дядя Федя с образованием в четыре класса церковно-приходской - будет в этом же лесу чувствовать себя как дома. И кто в данном случае окажется умнее? С такой, житейской точки зрения?

Или другой пример. Поможет ли степень доктора наук (да в той же психологии, например) починить сломавшийся в пути автомобиль? А какой-нибудь Ваня из соседней дЯрЁвни (который слово "психология" меньше, чем с тремя ошибками не напишет) тут же подойдёт и разберётся в поломке, потому что с детства со всякой техникой возился. Так что интеллект - это понятие не такое уж и простое, как кажется на первый взгляд...

А как-то услышал я о каком-то учёном (не помню фамилию), который в 26 лет стал самым молодым кандидатом наук в своё время. Прикинул я, что к чему. Значит, получается так. Закончил этот вундеркинд школу и пошёл в институт. Это нормально. Примерно в 22 года закончил институт, затем 4 года аспирантуры - и вот результат, в 26 лет кандидат наук. В армию он, конечно, не пошёл: на фиг надо, пусть дураки служат. Работать - тоже нигде толком не работал. Т.е., в свои 26 лет он кроме своего института в жизни ничего-то и не видел. Можно ли такого человека назвать УМНЫМ? Это ещё большой вопрос.

Но это всё было так, вступление. А теперь давайте подойдём к этому вопросу более серьёзно и с более научной точки зрения.

Что же такое интеллект?

Одним словом и не скажешь. Точнее - скажешь, конечно, но это будет слишком расплывчато. Ум. Разум. Рассудок. Вот что такое интеллект. Только вряд ли от этих слов что-то стало понятнее. В психологический словарь, конечно, можно залезть - но там тоже слишком общо всё представлено. А вот если с практической точки зрения? Если нужно нам определить, оценить уровень интеллекта человека? По каким критериям это сделать?

Привожу свои собственные выводы по этому вопросу. Сначала все эти критерии перечислю, потом разъясню подробнее.

Итак, в понятие «интеллект» входит:

    гибкость мышления;

    опыт (как в каком-то конкретном деле, так и жизненный опыт в целом);

    уровень образования;

    уровень общей эрудиции и знаний;

    внимательность;

    память человека;

    развитие некоторых личностных качеств;

    наличие живого ума, интереса к жизни, любопытства.

Если вы со мной в чём-то не согласились - подождите, я ещё не закончил. Сейчас объясню всё более подробно.

Под цифрой 1 у нас стоит гибкость мышления. Наверное, это основной критерий, по которому можно оценить интеллект человека. Психологи, исследуя продуктивное и творческое мышление, выделяют гибкость как один из его факторов, а в качестве основного критерия гибкости мышления выдвигают такой показатель, как целесообразное варьирование способов действий, способность к переосмысливанию функций объекта, использованию его в новом качестве. Сейчас объясню на человеческом языке. В типичном тесте на гибкость мышления испытуемому предлагается перечислить все возможные способы использования какого-то обычного предмета. Например, обычной авторучки. Понятно, что ей можно что-то написать или нарисовать. А кроме того, можно ей землю взрыхлить в цветочном горшке. В подростковом возрасте мы из ручек мундштуки делали. А при большом желании можно её и в качестве холодного оружия использовать. А собираясь куда-то в поход, можно на старую ручку ниток намотать про запас. Может быть, не самое удобное решение, но ведь можно же? Можно! Говоря более научным языком, гибкость мышления проявляется в условиях проблемной ситуации и заставляет человека выявлять ранее не анализировавшиеся признаки объекта, а затем, переосмысливая их, решать возникшую проблему. Т.е. использовать предмет не по назначению.

И, конечно, гибкость мышления не распространяется только на выявление новых функций предметов. Гибкость мышления - это и наблюдательность, и умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперёд, разглядеть за видимыми явлениями их скрытые причины, установить закономерности, и т.д.

Кроме того, гибкость мышления не стоит особняком, сама по себе. Она связана и со всеми остальными составляющими, которые были перечислены выше. Ведь чтобы найти в объекте другие стороны его использования - нужно иметь для начала хоть какой-то жизненный опыт и знания. Внимательность позволяет выявить какие-то мелочи и использовать их. Хорошая память дополняет опыт и знания: что толку изучать какие-то науки, если потом ничего не можешь вспомнить в нужный момент? Что касается личностных качеств, то, например, хитрость - это и есть та же самая гибкость мышления.

Как можно определить уровень гибкости мышления? Один из вариантов только что был описан: предъявить испытуемому какой-нибудь предмет и попросить назвать несколько ситуаций, в которых этот предмет можно применить не по его прямому назначению. Особенно нас интересуют нестандартные способы его применения. Другой вариант - нестандартные задачки. Знаете, такие бывают, с виду как математические, но обычными способами не решаются. Только здесь нужно не переусердствовать и не делать поспешных выводов о человеке. Если вы проводите какие-то мероприятия, например, по профотбору - то очень многое даст и наблюдение за испытуемым, а точнее, за его поведением в затруднительных для него ситуациях.

Но оставим гибкость мышления, потому что надо рассмотреть ещё и другие составляющие интеллекта.

Под 2-м и 3-м пунктами у нас стоит опыт и уровень образования. В сущности, и то и другое предполагает владение определённым количеством разнообразной ПОЛЕЗНОЙ (в отличие от следующего пункта) информации. А если это не просто опыт, а СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ опыт - то это ещё и какие-то практические навыки. Самый лучший вариант - это соединение образования и опыта. Образование - это теоретический фундамент, опыт - это использование теоретических знаний на практике. Когда после окончания вуза устраиваешься на работу по специальности - кажется, что все эти институтские знания бесполезны, настолько практика удалена от теории. Но это только на первый взгляд. Позже, когда выявляется острая нехватка практических знаний, зачастую снова обращаешься к тем же учебникам и много полезной информации там находишь. Но это всё так, к слову…

4-й пункт - уровень общей эрудиции и знаний. Т.е. это знания обо всём и ни о чём. Такие знания помогают разгадывать кроссворды, например. Но всё-таки иногда в жизни они могут пригодиться и с большей пользой. В основном (как лично мне кажется), с их помощью удаются аналогии. Например, вы хорошо знаете историю. Исторические знания сами по себе бесполезные в повседневной жизни, но могут вам помочь лучше понять, допустим, современную политическую ситуацию.

5-й и 6-й пункты - внимательность и память. Тут, по-моему, всё понятно, немного раньше я уже об этом говорил. А вот 7-й и 8-й пункты рассмотрим чуть подробнее. Какие ещё личностные качества, кроме упомянутой хитрости, можно отнести к интеллекту? Например, уверенность в себе и смелость. Каким образом, спросите вы? Представьте себе студента на экзамене, который в целом знает материал, но перепугался, переволновался и всё забыл или перепутал. Вывод преподавателей: тупой и безмозглый, двух слов связать не может. Это не так! - скажите вы. А я вам возражу. Почему, собственно, не так? Дело не сделано, поставленная цель (сдать экзамен) не выполнена, фактический результат деятельности равен нулю (точнее, двойке). Если оценивать деятельность этого студента с точки зрения конечного результата - да, тупой и безмозглый. А всё потому, что не хватило уверенности в себе, смелости, решительности, даже где-то (в меру) и наглости. Интересно, что эти качества проявляются не только в роли составляющих интеллекта, но и во многом являются его производной . Другими словами, та же смелость в нашем примере со студентом - это не только одна из ПРИЧИН высокого интеллекта, но одновременно и его СЛЕДСТВИЕ. Действительно, УМНЫЙ человек знает, что, в принципе, нечего бояться всех этих профессоров, особенно если ты хоть немного знаешь материал. Ну не такие уж они и страшные, чтобы перед ними трястись и заикаться. Т.е. умный человек усилием воли может подавить свой страх и своё волнение, настроиться на нужную деятельность и отбросить в сторону другие мысли. Он где-то слышал, что несколько глубоких вдохов помогают унять волнение. Применил - помогло. Основы саморегуляции это называется. А почему он всё это умеет? Почему он этому смог научиться, а другие нет? Да потому что он любопытный от природы, обладатель пытливого ума. Он никогда не пройдёт мимо какой-то более-менее полезной информации, ему всё интересно. В то время как кто-нибудь другой никаких интересов в жизни не имеет, кроме как пожрать-поспать-пивка попить, телек посмотреть, ну и ещё чего-нибудь, не будем подробности уточнять. Ну и откуда тут взяться интеллекту? Это вот то, что касается любопытства, живого ума, интереса к жизни и им подобных качеств.

Разумеется, всё это здесь написано коротко и поверхностно. При желании можно было ещё много чего приписать и много примеров привести.

Зачем я вообще написал эту статью?

Во-первых, может быть, хоть немного облегчу задачу тем, кто этот интеллект должен каким-то образом оценивать. Во-вторых, усложню задачу любителям оценивать интеллект в повседневной жизни, по нескольким первым словам собеседника. Не так всё просто! И вот вам живой пример.

В ходе моей трудовой деятельности (точнее сказать - служебной деятельности) мне доводилось общаться с самыми разными людьми, причём со всех концов России. И я подметил, что половина из них произносят слова - «позвОнишь», «позвОнят», вместо «позвонИшь», «позвонЯт». Многие бы уже сделали об этих людях выводы, что у них низкий уровень интеллекта, или как минимум ниже среднего.

Но почему, собственно? Ведь такое «неправильное» произношение для многих просто удобнее и привычнее! Но это даже не главное. ОТКУДА ВЫ ВООБЩЕ ВЗЯЛИ, ЧТО ПРАВИЛЬНО, А ЧТО НЕПРАВИЛЬНО? Из словаря? А кто составил словарь? Да такой же человек, как и вы, как и я, как и они! Кстати, в разных словарях есть разные варианты произношения этого слова. И если вы произносите «звонИшь», то произносите тогда и «дружИшь», «варИшь», «дарИшь». Эти слова не я придумал, они тоже из словарей взяты и их тоже навязывали в разное время как нормы русского языка.

Ну, лично я (если кому интересно) слово «звонишь» произношу и так и так, а то будете думать, что я здесь свою точку зрения отстаиваю. Дело не в этом. Просто РАЗВЕ МОЖНО ПО ТАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА? А ведь оценивают же! И самое главное, кто оценивает? Люди, которым сказали, что «вот так правильно, а так неправильно», и они теперь как попугаи это повторяют, даже не пытаясь осмыслить. А такое «попугайство», знаете ли, далеко не признак высокого интеллекта. Так что, прежде, чем оценивать других - оцените-ка свой собственный интеллект для начала!

Если кто посчитает концовку статьи слишком резкой - прошу меня извинить: я не ставил себе цель кого-то обидеть, просто хотел заставить немножко задуматься.

Многие люди и представить не могут, что во время разговора их собеседник не только внимательно слушает, но и невольно оценивает уровень интеллекта. Существуют специальные методики, с помощью которых людей обучают правильной оценке уровня интеллектуальных способностей. Практически все компании имеют в своём штате сотрудника, который проводит собеседование, применяя на практике данную методику, тем самым отбирая лучших кандидатов на престижные вакансии.

Ум - базис, интеллект - надстройка.
Илья Нисонович Шевелев

Внешние признаки

Необходимо разобраться, какие же внешние проявления выдают низкий уровень интеллекта, а какие свидетельствуют о наличии высокого уровня интеллекта. Итак:

1. Следите за своей речью

При разговоре не стоит произносить слова слишком медленно либо чересчур быстро.

В первом случае собеседник может решить, что перед ним человек с заторможенными мыслительными процессами.

А во втором случае есть вероятность того, что вас просто не поймут либо решат, что вы страдаете неврологическими расстройствами.

2. Уделяйте должное внимание своей внешности

Что бы не говорили, а внешность играет немаловажную роль. Как говориться в известной пословице, встречают по одёжке, но провожают всё-таки по уму. Однако, внешняя привлекательность всё равно оказывает огромное влияние на подсознательную оценку уровня интеллекта собеседника.

По мнению специалистов в области психологии, красиво и опрятно одетый человек всегда кажется умным и порядочным, даже если таковым не является. В психологии это называют эффектом ореола или гало-эффектом .

3. Научитесь слушать

Научитесь внимательно, не перебивая, слушать собеседника. Ведь о человеке, который не в состоянии осуществлять контроль над своими эмоциями, можно составить не очень лицеприятное мнение.

Контролируемая эмоциональная восприимчивость очень важна при оценке уровня интеллекта.

4. Регулярно посещайте стоматолога

Не стоит недооценивать того впечатления, которое на собеседника может произвести внешний вид вашей улыбки.

Согласно мнению психологов, люди, которые следят за здоровьем и внешним видом своих зубов, считаются умными и успешными.

5. Тренируйте память

«Работайте» над своей памятью. Улучшайте способность к запоминанию большого количества информации. Ведь, как утверждают психологи, эта способность и является одним из проявлений высокого уровня интеллекта.

Игра "6 лягушек": проверьте Вашу память и проявите свой интеллект!

Правила: Нужно переместить лягушек слева направо, и наоборот. Лягушки прыгают одна через другую.

6. Глубоко дышите

Как известно, при глубоком дыхании человеческий мозг насыщается кислородом, что способствует активизации мыслительных процессов.

Глубокие многозначительные вздохи характеризуют человека в глазах собеседника как надёжного, умного и рассудительного, на которого можно положиться в любой ситуации. Соответственно, собеседник будет больше доверять вам.

7. Держите осанку

Около 80% информации человек, в процессе общения, подсознательно воспринимает с помощью подсказок, которые дают жесты и поза собеседника. В психологии это называют «языком» тела.

Так, если человек во время беседы постоянно сутулиться, дёргает ногами и отводит взгляд в сторону, собеседник невольно охарактеризует его как человека стеснительного, ленивого, лживого и даже глупого.

8. Расширьте свой кругозор

Перед человеком грамотным и начитанным в жизни открывается большое количество возможностей в самых разных сферах. Он более успешен на своём профессиональном поприще, более качественно реализует свои таланты, он имеет больший успех у противоположного пола.

Понятие человеческий интеллект включает в себя способность индивида к процессу познания, обучения, осмысления, решения разнообразных задач, приобретению опыта и умения применить полученные знания на практике.

На сегодня ведущей теорией, объясняющей формирование интеллекта, признана теория Пиаже. Он выделил несколько стадий в этом процессе в зависимости от возраста.

1 стадия сенсомоторная – когда у ребенка появляются первые рефлексы и навыки. В возрасте старше 12 месяцев дети начинают осознавать реальность окружающего мира, у них возникают первые собственные понятия. Характерна постановка цели и стремление ее достичь. Такое поведение говорит, что появляются первые признаки интеллекта.

2 стадия носит название «предваряющая операции». Ребенок младше 7 лет уже проявляет символическое интуитивное мышление, может выстроить решение определенной задачи, не применив на практике. Об окружающем мире сформированы очевидные понятия.

3 – это стадия конкретных операций. Достигая возраста 7-12 лет, ребенок начинает пользоваться своими собственными познаниями об окружающем мире, развивается способность производить четкие операции с определенными объектами.

4 стадия – стадия формальных операций. Дети после 12 летнего возраста формируют способность абстрактно, а затем формально мыслить, что характерно для созревшего интеллекта. Складывается собственный образ окружающего мира, накапливается информация.

Общество, несомненно, оказывает значительное влияние на интеллект человека посредством языка, межличностных взаимоотношений и т.д.

Кроме теории Пиаже была предложена концепция обработки информации. Всякая информация после попадания в человеческий мозг обрабатывается, сохраняется, преобразуется. По мере взросления улучшается способность переключать внимание, решать абстрактные задачи.

В начале 20 века для оценки интеллекта были разработаны различные варианты тестов. Для детей до 13 лет использовали тест Симона-Бине, позже усовершенствованный в шкалу Стенфорда-Бине.

Немецким психологом Штерном был предложен метод определения уровня интеллекта посредством коэффициента отношения интеллектуального возраста ребенка к его реальному возрасту (IQ). Одним из популярных методов остается метод, использующий прогрессивные матрицы Равена.

Эти методики не потеряли актуальности и сегодня. Нужно сказать, что согласно исследованиям, достаточно редко людям с высоким интеллектом, определенном при помощи тестов, удается полностью реализоваться в жизни.

Структура интеллекта

Современные психологи выдвигают разные теории относительно того, что умственные способности могут быть различной структуры: одни считают интеллект комплексом отдельных способностей мозга, другие придерживаются взгляда, что в основе интеллекта лежит единая общая способность мозга к умственной деятельности.

Промежуточное положение занимает теория «текучего» и «кристаллизованного интеллекта», основанная на том, что при решении различных задач надо либо приспосабливаться к новым условиям (текучий интеллект), либо пользоваться навыками и прошлым опытом (кристаллизованный интеллект).

Первый вид интеллекта генетически обусловлен и снижается после 40 лет, второй формируется под воздействием среды и от возраста не зависит.

Исследования доказывают, что интеллект индивида не только генетически запрограммирован, но и зависит от множества факторов – интеллектуального климата в семье, профессии родителей, расы, пола, обширности социальных взаимодействий в детстве, здоровья и питания, методов воспитания ребенка. Поскольку интеллект тесно связан с памятью, развитие последней формирует интеллект.

Айзенком была определена такая структура интеллекта: насколько интенсивны интеллектуальные операции, производимые индивидом, насколько он стремится найти ошибку и его настойчивость в этом процессе. Эти элементы положены в основу теста оценки IQ.

Спирмен считал, что в интеллект состоит из генерального фактора (G), других групповых качеств – механических, вербальных, вычислительных и специальных способностей (S), которые определяются профессией. А Гарднером была выдвинута теория множественности интеллекта, согласно которой он может иметь различные проявления (вербального, музыкального, логического, пространственного, математического, телесно-кинестетического, межличностный характера).

Виды интеллекта

Интеллект человека имеет много видов, каждый из которых поддается тренировке и развитию на протяжении всей жизни.

Видами интеллекта являются логический, физический, вербальный, творческий пространственный, эмоциональный, музыкальный, социальный, духовный. Каждый из них отвечает за различные процессы и развивается с помощью соответствующих занятий. Чем выше интеллект, тем дольше сохраняется работоспособность и жизнелюбие.

Уровни интеллекта

Как известно, уровень интеллектуального развития индивида оценивается при помощи специальных тестов IQ по шкале, которая имеет максимальную оценку в 160 баллов.

Примерно около половины населения земли обладает средним интеллектом, то есть коэффициент IQ находится в промежутке от 90 – 110 баллов.

Но при постоянных упражнениях его можно поднять примерно на 10 баллов. Около четверти землян обладают высоким интеллектуальным уровнем, то есть IQ больше 110 баллов, а остальные 25% имеют низкий интеллектуальный уровень с IQ менее 90.

Из людей высокого уровня интеллекта около14,5% набирают 110-120 баллов, 10% набирают 140 баллов и только лишь 0,5% людей являются владельцами интеллекта выше 140 баллов.

Поскольку оценочные тесты рассчитаны на разный возраст, взрослый человек с высшим образованием и ребенок могут показать одинаковый IQ. Уровень интеллекта и его активности, согласно выводам психологов, остается неизменным в течение всей жизни.

Интеллектуальное развитие детей до возраста 5 лет происходит идентично, затем у мальчиков начинает преобладать пространственный интеллект, а у девочек вербальные способности.

Например, известных математиков-мужчин гораздо больше, чем математиков-женщин. Уровень интеллекта различается и в разных расах. Для представителей афроамериканской расы он в среднем составляет 85, для европейцев 103, для евреев 113.

Мышление и интеллект

Понятия мышления и интеллекта очень близки. Если говорить просто, под понятием интеллекта подразумевается «ум», то есть свойство и способности человека, а вот процесс мышления – это «осмысление».

Итак, эти детерминанты соответствуют разным аспектам единого явления. Обладая интеллектом, обладаешь мыслительным потенциалом, а реализуется интеллект в процессе мышления. Недаром человеческий вид носит название «Homo sapiens» – человек разумный. И потеря разума ведет к потере сущности человека.

Развитие интеллекта

С давнего времени люди придумывали способы развития интеллекта. Это различные игры: ребусы, шахматы, головоломки, нарды. В 20 веке ими стали компьютерные интеллектуальные игры, которые тренируют память, повышают концентрацию внимания.

Значительно способствуют развитию интеллекта математика и точные науки, помогающие совершенствованию логического и абстрактного мышления, дедуктивных и аналитических способностей. Занятия точными науками приучают мозг к порядку, оказывают положительное влияние на структурирование мышления. Обогащение новыми знаниями, повышение эрудиции также стимулируют развитие человеческого интеллекта.

При помощи чего можно развить интеллект? Существует несколько вариантов. Например, согласно японской системе необходимо заниматься решением простых математических задач на время, читать вслух. Также очень полезно участвовать в тренингах, обучении, различных групповых играх.

В современном мире очень важно развитие эмоционального интеллекта – способности человека к осознанию и постижению своих эмоций и умению их генерации так, чтобы повысить интенсивность мышления и интеллектуального роста.

Эти данные развивают для улучшения регуляции собственного эмоционального состояния, а также умения влиять на окружающую обстановку, что осуществляет регуляцию эмоций других людей. Это, в свою очередь, служит залогом успеха в деятельности человека.