Категория деятельности в психологии. Структура и основные характеристики

Д. является одним из фундаментальных понятий в отечественной психологии и рассматривается в качестве психологической категории.

В отечественной психологии деятельность определяют как специфический вид человеческой активности направленный на творческое преобразование совершенствованием действительности и самого себя.

В отличие от активности животного, Д. человека носит продуктивный характер Д. всегда целенаправленно активна. По сложившейся в психологии традиции, под поведением понимают внешние проявления психической Д.человека

Психол. теория Д. начала разрабатываться в 20-х-начале 30х г. (Л. С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Б.Ф. Ломов). Психологические теории деятельности основываются на философии диалектического материализма – теории К. Маркса, ее главный для психологии тезис – не сознание определяет бытие, Д., а наоборот, бытие, Д. человека определяет его сознание. Философское открытие Маркса состоит в том, что познание не существует вне жизненного процесса, который по своей природе своей есть процесс материальный, практический. Отражение действительности возникает в процессе развития реальных связей познающих людей с окружающим их человеческим миром, этими связями определяется и в свою очередь оказывает обратное влияние на их развитие.

Рубинштейн С.Л.: сущность данного подхода – субъект, в своих деяниях, в актах своей творческой, субъективной деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них создается и определяется. Поэтому, тем, что он делает можно определять то, что он есть.

С точки зрения Рубинштейна - Д. характеризуется субъективностью (Д.всегда осуществляется личностью как субъектом), содержательностью, реальностью, предметностью. Кроме того, Д.носит творческий и развивающий характер, сознательный и целенаправленный.

1935г. – 40 г Рубинштейн выделяет внутри Д. разноплановые компоненты движение –действие – операция – поступок, в разрешении их взаимных связей с целями мотивами и условиями Д. В центре этих компонентов находится действие, которое является единицей психологии, действие всегда целенаправленно и сознательно, целью является конкретный результат. Соотношение целей с условиями в которых ее предстоит реализовать определяет задача, которая должна быть действием.



Составными частями действия являются операции, которые необходимы для достижения результата составляющего цель конкретного действия.

Всякое действие, направляясь на определенную цель, исходит из тех или иных побуждений. Более или менее осознанные побуждения выступают как мотив, то или иное побуждение становится для человека мотивом действия через соотнесение его с целью, также как с другой стороны, объект на который направляется действие, и который побуждает к нему становятся целью действия через соотнесение с мотивом. Мотивы и цели Д.носят обобщающий, интегрирующий характер проистекают из потребности их интересов.

Действие, которое воспринимается и осознается действующим субъектом как общественный акт, как проявления субъекта, которое выражает отношение субъекта к другим людям – это поступок (особая форма действия).

Виды действий - рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые.

Специфически человеческим видом является волевое действие, т.е. сознат. акт, направленное на осуществление определенной цели.

Движения - это механизмы, посредством которых осуществляются действия, выражающие поведение, движения человека направлены на предмет, на орудие как средства труда.

Виды Д. – труд, игра, учение.

Труд – сознательная целенаправленная Д., которая направляется на осуществление результата, до действия данного в представлении трудящегося и регулирующаяся волей в соответствии с ее сознательной целью.

Игра – осмысленная Д, которая разрешает противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка и ограниченностью его оперативных запросов.

А.Н. Леонтьев: Д. это активный, целенаправленный, содержательный процесс, в ходе которого человек целенаправленно осуществляет действия с предметным миром рассматривая предметную Д. как процесс внутри которого возникает психическое. Д присуща как человеку, так и животному, но у животных как жизнедеятельность.

Четко различая внешнюю Д. и внутреннюю Д. Внешняя Д чувственно предметная, материальная Внутренняя Д.- Д по оперированию образами представлениями о внешней среде, т.е. идеальная Д - больше сознания; т.к. формируется на основе внешней деятельности.

Процесс перехода внешней предметной Д. во внутреннюю Д. – интериоризация.

Переход от внутренней психи. Д. к внешней Д.- экстериоризация.

В роли субъекта в деятельности могут выступать индивид группа. Становление субъекта Д. осуществляется тогда когда человек овладевает содержанием Д.

Строение Д.- потребности - мотив –Д

Анализ любой Д. начинается с анализа предметного содержания потребности и мотива, т.е. определенному мотиву и потребности соответствует определенный вид Д.

Потребность – состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне человека. Переживаемая человеком потребность побуждает человека к Д., к поиску предмета ее удовлетворения.предмет потребности это действительный мотив (форма проявления потребности) на основе одной и той же потребности могут возникнуть мотивы к различным видам Д. и наоборот

Одна и та же Д. вызывается различными мотивами и потребностями

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению цели. Которая будет осуществляться в тех или иных условиях, требует выполнения действия по поиску предмета отвечающего мотиву и удовлетворяющего потребность.

Цель - представляемый результат Д.

Действия как составная часть Д. любая Д осуществляется в форме действий / цели действий.

Способы осуществления действия операции – это преобразования действия ставшие способом осуществления других более сложных операций мало осознающихся/ совсем не осознающихся, в отличии от действий.

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина:

Проявления активности субъекта – действия. Действия внешние (предмет.,матер.,) и внутренние (психич., идеальные).

Совокупность внешних действий образует внеш., предмет.Д . а совокупность внутр. –психич. Д.

Психическая Д.- это единая совокупность умственных действий. Внутренние умственные действия есть интериоризованные, ставшие идеальными предмет действие.

Интериоризация – процесс формирования психики из материального это процесс индивидуального присваивания социального результатом являются образы понятия и вообще знания.

Процесс формирования умственных действий по этапам.

1. этап составления предварительного представления о задании образование ориентировочной основы действия – главная задача и главное содержание этого этапа при выполнении действия это ориентирующая основа, определяет процесс ориентировки в задании

2. Материализация мысленных свойств и отношений вещей, нужно подвергнуть действия сложной обработке;

2.1 развернуть (т.е. показать все его операции в их взаимных связях;

2.2 выделить те свойства объекта, которые нужны для выполнения этого действия, т.е. обобщить его, когда это будет достигнуто, некоторые операции действия начинают сокращаться

3. после достижения наивысшей материализованной формы (наиболее обобщенной сокращенной и достаточно освоенной), действие отрывает от его последней внешней опоры это этап перенесения действия в план громкой речи без опоры на предмет. Речь есть форма предметного действия.

4. перенесение громко речевого действия во внутренний план заканчивается этот этап свободным проговариванием действия целиком – про себя. Звуковая форма речи становится представлением, звуковым образом слова.первой формой собственного умственного действия оказывается четко развернутая речь про себя.

5. сокращение самой речевой формулы. Внешняя речь начинает превращаться во внутреннюю. Так Предметное действие оказавшись в разных формах внешней речи в конце концов становится актом внутренней речи.

Подход Б.Ф. Ломова

Индивид как субъект Д. В Д. формируется развивается проявляется так / иначе вся совокупность процессов состояний и свойств индивида, которые принято обозначать как психические. Д. Как детерминанта совокупности психических процессов и свойств субъекта; психическое как фактор Д.

Структура любой Д. едина – она включает внешнюю и внутреннюю

Основные образующие Д.:

Мотив, цель, планирование, Д, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решения, действие проверка результатов и коррекция действия. Вектор «мотив –цель «является ведущим регулятором Д. определяющим строение и динамику всех др. ее составляющих. Каждая новая цель приводит к изменению мотивационной сферы, что создает возможность постановки новой цели.

Цель как образ выступает в качестве предпосылки определяющей начало Д.. Образ-цель – это специфическое явление опережающего отражения. В плане Д отражающаяся стратегия и тактика на основе объективных и субъективных условий выполняемой Д.

Информация о текущем состоянии предметов.

Идеальное специализированное отражение преобразуемого в Д. предмета, складывающаяся по ходу выполнения конкретного действия и подчиненная задаче этого действия – оперативный образ. Рассогласование между оперативным образом и образом целью определяет направление поиска решения в процессе которого происходит выдвижение гипотез, их проверка и оценка те принятие решения, конкретные действия.

В ходе выполнения Д. совершаются переходы действий с реальными предметами в действия с идеальными и наоборот.

которой полнее раскрывается категория деятельности. Отмечая смежность, и вместе с тем несовпадение двух указанных категорий, мы приступаем к критике постулата сообразности, ставящего знак тождества между процессами осуществления деятельности и активностью. Категория «активность» должна высвободить деятельность из телеологического панциря обыденных представлений выявить в ней что-то иное, существенное. Что именно, - мы увидим в дальнейшем.

Глава 4. Категория активности в психологии

Понять развитие категориального строя науки значит, как показано в работах М. Г. Ярошевского и его школы, раскрыть не только импульсы логического самодвижения научной мысли, но и социокультурный контекст возникновения и взаимодействия категорий науки. Анализируя социокультурную ситуацию становления, а точнее «остановления» научной мысли в нашей стране в 30-70-е годы, мы констатируем, что активность не получила своего достаточного освещения, находясь в тени других категорий. (Движение категории «активность» в истории психологии, соотношение ее с другими категориями подробно освещены в кандидатской диссертации автора и в его книге). Динамика ее статуса может быть метафорически описана в терминахзащитных механизмов , с той лишь разницей, что в данном случае речь идет не об инвидидуальном, а об общественном сознании (сознании научных сообществ).

Вытеснение. Активность (как общепсихологическая категория) иактивность личности (понятие частное) вплоть до самого последнего времени не освещались ни в общенаучных, ни в философских, ни в специальных психологических энциклопедиях и словарях. Книга Н. А. Бернштейна (Очерки по физиологии активности. М. , 1966), оказавшая существенное влияние на развитие психологии, могла послужить примером, однако этого не произошло. Первые словарные публикации на эту тему (Краткий психологический словарь, 1985) подготовлены нами.

Мысль о «защитных механизмах» сознания научных сообществ и о том, что их функционирование позволило категории «активность» сохранить себя в трудной истории психологии советского периода, была высказана автором впервые на II конференции по социологии личности Всесоюзной социологической ассоциации (Паланга, 1988) и затем в докладе на VII Всесоюзном съезде общества психологов

СССР (Москва, 1989). Попытка проанализировать движение категорий науки в терминах психоанализа, как выяснилось позже, не оказалась беспрецедентной. На одном из недавних совещаний психологов

Ограничение. Бытует не вполне справедливая шутка, что психология 60-70-х гг. представлена в основном работами из области уха, горла, носа и зрачка; однако нельзя не признать, что определенный крен в областьпознавательных процессов в эти годы имел место. Закипавшие в «коллективном бессознательном» импульсы исследовать активную человеческую природу находили выходы в области психологии восприятия, хотя и здесь должны были быть надежно защищены от возможных упреков в витализме. Эта линия разработок, чрезвычайно плодотворная для психологии, способствовала выживанию в ней категории активности.

Рационализация. Методологически богатая категорияпредметной деятельности также давала убежище для разработки категории активности - иногда за счет обращения к таким, казалось бы, самораспадающимся, внутреннепарадоксальным понятиям, как например, уподобительная (!) активность.

Действие этих защитных механизмов (а их список мог быть, безусловно, расширен за счет таких, как изоляция, отрицание и т. п.) предотвращало исчезновение, а точнее - торжественное выдворение из отечественной психологии целого класса явлений активности. И, таким образом, категорияактивность продолжала существовать в психологии подспудно - иногда в виде фигур умолчания, а иногда - в симбиозе с

С именем Л. С. Выготского связано, как известно, представление о культурноисторическом опосредовании высших психических функций. В историкопсихологических исследованиях, освещающих взгляды Л. С. Выготского, обычно подчеркивается, что активность выступала для него как обусловленная использованием «психологических орудий». В целях нашего анализа укажем, что в работах Л. С. Выготского и его сотрудников активность раскрывается также и со стороныстановления ее как знаковой, орудийной. С особенной рельефностью этот план представлений об активности выявляется при анализе черт, присущих «инструментальному методу», развитому в работах Л. С. Выготского и его сотрудников. Как известно, экспериментальный метод предполагал создание ситуации свободного выбора относительно возможности обращения к «стимулусредству» при решении поставленной перед испытуемым задачи. Необходимость использования в деятельности «стимула-средства» не навязывалась испытуемому извне. Действие со «стимулом-средством» являлось результатом свободного решения испытуемого. В зависимости от уровня развития субъекта, внешние «стимулысредства» выступали существенно по-разному. Они могли как соответствовать, так и не соответствовать возможностям их использования; их применение могло выступать как во внешней, так и во внутренней форме. «Психологическое орудие» означало не столько принудительновоздействующее на субъекта начало, сколько точку приложениясил самого индивида, которые как бы «вбирают» в себя знак. Индивид тем самым рассматривался, по существу, как активный.

Ни один исследователь проблемы активности не может пройти мимо теории установки Д. Н. Узнадзе. Ядро научных исследований и основной акцент в понятийном осмыслении «установки» приходятся на указание зависимого характера активности субъекта от имеющейся у него установки, т. е. готовности человека воспринимать мир определенным образом, действовать в том или ином направлении. Активность при этом выступает как направляемая установкой и благодаря установке как устойчивая к возмущающим воздействиям среды. Вместе с тем объективно в психологической интерпретации феномена установки содержится и другой план, определяющийся необходимостью ответа на вопрос о происхождении («порождении») установки. Этот аспект проблемы разработан значительно меньше, чем первый. Основатель теории установки Д. Н. Узнадзе, подчеркивая зависимость направленности поведения от установки, призывал к изучению генезиса последней, и этим - к изучению активности как первичной. Этот призыв не ослаблен, а, наоборот, усилен временем. Трудность, однако, заключается в недостаточности простого постулирования активности как исходного условия для развития психики. Поэтому некоторые современные исследователи в области теории деятельности (А. Г. Асмолов, 1974, 1976), видя в установке механизм стабилизации деятельности, подчеркивают, что установка является моментом, внутренне включенным в саму деятельность, и именно в этом качестве трактуют установку как порождаемую деятельностью. Это положение представляется нам особенно важным для понимания связи активности и установки. При исследовании предметной деятельности субъекта открывается возможность специального разграничения двух слоев движения, представленных в деятельности: один из них структурирован наличными установками, другой первоначально представляет собой совокупность предметнонеоформленных моментов движения, которые как бызаполняют«просвет»междуактуально действующими установками и выходящими за их рамки предметными условиями деятельности. Именно этот, обладающий особой пластичностью слой движения (активность) как бы отливается в форму новых установок субъекта.

Быть может, сейчас более, чем когда-либо, раскрывают свой конструктивный смысл для разработки проблемы активности теоретические взгляды С. Л. Рубинштейна. Ему принадлежит заслуга четкой постановки проблемы соотношения «внешнего» и «внутреннего», что сыграло важную роль в формировании

психологической мысли. Выдвинутый С. Л. Рубинштейном принцип, согласно которому внешние воздействия вызывают эффект, лишь преломляясь сквозь внутренние условия, противостоял как представлениям о фатальной предопределенности активности со стороны внешних воздействий, так и истолкованию активности как особой силы, не зависящей от взаимодействия субъекта с предметной средой. С данным принципом тесно связаны представления о направленности личности (понятие, которое вошло в обиход научной психологии после опубликования «Основ общей психологии» в 1940 г.), идея пассивноактивного характера потребности человека. Еще ближе к обсуждаемой проблеме стоит положение, рассмотренное в последних работах С. Л. Рубинштейна, о выходе личности за рамки ситуации, который мыслился в форме разрешения субъектом проблемной ситуации.

Особый подход к проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» утверждается в работах А. Н. Леонтьева. В книге «Деятельность. Сознание. Личность» предложена, по существу, формула активности: «Внутренне (субъект) воздействует через внешнее и этим само себя изменяет». Потребовалось введение категории деятельности в психологию и вычленение в деятельности особых ее единиц, чтобы подготовить почву для постановки вопроса о тех внутренних моментах движения деятельности, которые характеризуют постоянно происходящие переходы и трансформации единиц деятельности и сознания.

Деятельность, сознание, отражение, установка, значимость, отношения и т. п.

Все это категории и понятия, принявшие в свой состав идею активности. Позволим себе высказать мнение, что сама их привлекательность для психологов и, следовательно, жизнеспособность была вызвана этим союзом. Но в нем активность как бы утратила часть собственной энергии жизни. Ушло таинство особого рода причинности, - присущее ей одной, активности, положение «между»: детерминацией со стороны событий прошлого (стимул) и образами потребного будущего(цель).

Отрицая стимул-реактивную схему интерпретации поведения и сознания, мы привычно обращаемся к телеологическим схемам, возможность которых сохраняется даже в таких концептуальных альтернативах, как «пристрастность психического отражения», «первичная установка» и др. Преодоление парадигмы детерминации Прошлым составило целую эпоху становления психологической мысли в мире.

В 70-е гг. , на «старте» разработки проблемы активности в нашей стране, интерес исследователей к категории активности был обусловлен, помимо собственно научных «импульсов», неприятием некоторых тенденций в общественной жизни, заключал в себе аргументыпротив: «полного единомыслия» в сфере идеологии; представлений о возможности вывести цели бытия каждого отдельного человека из «правильно осмысленных» целей общественной жизни; постоянно декларируемой гармонии личных и общественных интересов и т. д.

Протест заключал в себе особую эстетику отрицания: личность как «специально человеческое образование. . . не может быть выведена из приспособительной деятельности», «созидание одно не знает границ. . . » (А. Н. Леонтьев); «психика - не административное учреждение» (В. П. Зинченко); ЖИЗНЬ человеческой культуры и человека в ней как «диалогика» (В. С. Библер); «Не человек принадлежит телу, а тело - человеку» (Г. С. Батищев); «Индивидом - рождаются, личностью - становятся, индивидуальность - отстаивают» (А. Г. Асмолов). Формировался особый взгляд на человека как преодолевающего барьеры своей природной или социальной ограниченности существа.

Пафос отрицания, по существу, совпадал здесь с пафосом провозглашения Будущего, - в виде предмета стремлений, - детерминантой происходящего. Но нельзя обойти вопрос о природе самих этих стремлений: что они, по сути и откуда берутся?

Один из возможных путей исследования здесь заключается в том, чтобы адекватно осмыслить своеобразие того типа причинности, который скрывается за

феноменом активности человека. Речь идет об актуальной причинности, о детерминирующем значении момента в отличие от других форм детерминации, будь то детерминация со стороны прошлого (обычные причинноследственные отношения: действующая причинность) или со стороны возможного будущего (в видецелевой причинности). Корректную форму описания такого типа причинности мы встречаем у И. Канта в его представлениях овзаимодействии (илиобщении) субстанций. С этой точки зрения активность системы есть детерминированность тенденций ее изменения теми инновациями, которые возникают в ней актуально (здесь и теперь) - это детерминизм именно со стороны настоящего, а не прошлого (в виде следов предшествующих событий), или будущего (в виде модификации этих тенденций событиями, с которыми еще предстоит столкнуться).

Актуальная причинность может быть раскрыта на примерах таких психологических понятий, как «первичная установка» (Д. Н. Узнадзе), «детерминирующая тенденция» (Н. Ах), « значимость» (Н. Ф. Добрынин), «настроение» (В. М. Басов), «схема» (У. Найсер) и др. Особняком стоит понятие «поля» К. Левина. Каждое из этих понятий фиксирует роль текущего момента в детерминации происходящего, однако специфика актуальной причинности видна еще в них неотчетливо: прошлое и будущее все еще властно заявляют о себе в смысловом контексте их использования. Некоторые из этих понятий, например, настроение, могут рассматриваться как посредники, промежуточные переменные в схеме стимул - реакция; другие -- обслуживают схемы (телеологической) причинности, выступая или инструментом для достижения цели (схема), или в качестве целевой ориентации (первичная установка, детерминирующая тенденция

и т. п.) Таким образом, в идее актуальной причинности мы вновь оказываемся перед альтернативой: либо старая стимул-реактивная схема, обновленная промежуточными переменными, либо телеологическая парадигма, предлагающая нам только один способ видения актуальной детерминации - цель, выступающую в каждый момент в том или ином обличий (уже знакомый нам постулат сообразности). Левиновское понятие «поле» свободно от указанных ограничений. Однако принцип «здесь и теперь» в интерпретации «сил», действующих на субъект, не объясняет рождения подлинно новых целей. Даже в тривиальных случаях действия в поле побуждений, связанных с хорошо известными предметами, определение цели - особый акт, поднимающийся над «полем», хотя и обусловленный им (так, рука, берущая вещь, не промахивается, не оказывается между предметами, хотя в той или иной степени привлекательными могут оказаться многие. Поведение в редких случаях представимо как движение согласно равнодействующей многих сил. Но признавая ограниченность принципа «поля» для понимания целеполагания, необходимо отметить продуктивность самой идеи «здесь

и теперь» для причинного истолкования поведения, открывающей путь к преодолению телеологического подхода. Правда, эта возможность в должной мере не оценена в психологии, может быть, потому, что и сам К. Левин дал основания для отождествления результирующей многих валентностей с целью (и форме интенции, «квазипотребности»).

Причинность «здесь и теперь», принцип актуальной детерминации, содержит в себе, как мы считаем, возможность объяснить полагания таких целей, которые не предваряются ранее принятыми целями.

При обсуждении этой третьей возможности, указывающей самый корень активности целеполагания, необходимо дать обобщенное представление о цели, не сводя ее к «образу необходимого» как предшествующему самому акту действования (хотя это и непросто в связи с общепринятым в психологии отождествлением цели с «моделью потребного будущего» (Н. А. Бернштейн).

В общем виде мы могли бы определить цель, исходя из категорий возможного и действительного. Цель есть образ возможного как прообраз действительного. Возможное, применительно к индивиду, - это некоторое его состояние в будущем в

виде соотношения между его собственными свойствами и свойствами окружения (состояние). Опираясь на это общее определение, мы придерживаемся здесь весьма широкого представления о цели, включая сюда и мотивацию действия (она не может быть осмыслена иначе, как «внутренняя цель стремлений», согласно Хекхаузену); и цель как сознательно предвосхищаемый результат действия; и задачу как цель, выступающую в некотором контексте условий деятельности. Кроме того, необходимо допустить (а отказ от постулата сообразности вынуждает нас к этому), что существуют и особого рода цели, не выводимые из предшествующих (первоцели активности).

Существенно важный вопрос состоит, на наш взгляд, в том, чтобы понять сам источник рождения новой цели. Ведь прежде чем цель будет воплощена в действии, более того, прежде чем цель будет принята индивидом как следствие «опрозывания цели действием» (А. Н. Леонтьев), она должна быть вчерне представлена им (первоцель); но рождение первоцели само должно быть понято как детерминированное. И такая детерминанта есть. Мы полагаем, что это - переживание человеком возможности действия (состояние Я могу).

Возможности как таковые - еще не цели, но лишь условия их достижения и постановки. Но, будучи переживаемыми возможности непосредственно, то есть без содействия дополнительных стимулов, превращаются в движение мысли или по- ведения,-воплощаются в активности. Переживания - и в этом мы глубоко солидарны с В. К. Вилюнасом (1990) - образуют ту часть «образа мира» (А. Н. Леонтьев, С. Д. Смирнов), которая служит реальной детерминантой активности человека. Обратимся к опыту самоанализа и рассмотрим переживаниеЯ могу. Мы увидим, что чувство возможного неудержимо в своих превращениях; оно как бы заряжено действием, производит его «из себя». И в той же мере переживание беспомощности(Я не могу!) как бы поглощает активность, делает человека беспомощным.

Актуальный детерминизм в форме переживания собственных возможностей действия как причины целеполагания объясняет выдвижение индивидом действительно новой цели, не выводимой из уже принятых целевых ориентации (будь то мотив, предшествующая цель, задача или фиксированная установка). В ином случае, идея активности как целеполагания либо просто повисает в воздухе (новая цель появляется, как кролик в шляпе у фокусника), либо не содержит в себе никакой новизны, как это иногда бывает, когда целевые ориентации одного уровня выводят из целевых ориентации другого.

Теперь можно вернуться к данному выше обещанию обсудить вопрос о соотношении «активности» и «деятельности». Этот вопрос -предмет оживленной дискуссии в философской литературе (Е. А. Ануфриев, А. Н. Илиади, Ю. Л. Воробьев, М. С. Каган, В. Ю. Сагатовский, Б. С. Украинцев, Л. В. Хоруц и др.). Сравнивая объем понятий «активность» и «деятельность», авторы приходят к контрастным решениям. Один полюс суждений: отождествление активности с самодвижением материи (в этом случае деятельность, разумеется, становится лишь частным проявлением активности). Другой полюс: интерпретация деятельности как «субстанции» (и тогда активность фигурирует в качестве ее «модуса»).

Предлагая свое решение, я не сравниваю объемы обсуждаемых понятий. Мне представляется более продуктивным - установить отношения взаимопреемственности и взаимопроникновения между активностью и деятельностью.

Общее определение активности мы находим у И. Канта, в «Критике чистого разума». Активность определяется им как причинность причины (встречалась ли когда-нибудь читателю более лаконичная, исчерпывающая, интуитивно-достоверная дефиниция «активности»?). В психологическом плане активность может быть осмыслена как «причинность» индивида по отношению к осуществляемой им самим деятельности, - как ее «индивидная» образующая. Активность становится видимой в процессах инициации («запуска») деятельности, ее осуществления, контроля над

ее динамикой и др. К сфере проявлений активности относится, таким образом, совокупность обусловленных индивидом моментов движения деятельности.

Нет деятельности вне активности и активности вне деятельности. Формулируя это положение, подчеркнем, что последняя трактуется здесь в широком смысле. Под деятельностью подразумевается динамическая связь субъекта с объектами окружающего мира, выступающая в виде необходимого и достаточного условия реализации жизненных отношений субъекта «молярная единица жизни» (А. Н. Леонтьев). Могут быть рассмотрены 3 рода соотношений активности и деятельности.

Активность как динамическая образующая деятельности. Рассматривая деятельность в ее становлении, мы с необходимостью должны признать существование таких изменений, вносимых субъектом в систему его отношений с миром, которые выступили бы в виде основы возникающей деятельности. Особенность этих процессов заключается в том, что начало свое они берут в самом субъекте, порождены им, однако форма их всецело определяется независимыми от субъекта предметными отношениями. Активность раскрывается здесь как представленная в движении возможность деятельности. Обусловленное субъектом движение как бы впитывает в себя мир, приобретая формы предметной деятельности. Говоря о порождении психического образа, мы поясняли это на примере движения руки, копирующей форму предмета. Специальные исследования деятельности дают основания считать, что ее мотивы и цели первоначально также рождаются в результате «соприкосновения» живого человеческого движения и окружающих обстоятельств. Итак, активность - динамическая образующая деятельности в ходе становления ее основных структур.

Активность как динамическая сторона деятельности. Завершение процесса становления деятельности не означает ее эмансипации от активности. Последняя выступает теперь в двояком плане. Прежде всего - как то, в чем обнаруживает себя течение деятельности. В отличие от мотивационных, целевых, орудийных и других отношений, фиксирующих статическую («структурную)» сторону деятельности, активность характеризует ее динамическую сторону. Активность - движение, в котором реализуются указанные отношения.

Динамическая сторона деятельности (активность) не исчерпывается, однако, лишь процессами течения последней, т. е. такими процессами, в которых развертываются уже накопленные в опыте субъекта (или присвоенные им) структуры деятельности. К явлениям активности следует также отнести и то, что было обозначено А. Н. Леонтьевым как «внутрисистемные переходы» в деятельности («сдвиг мотива на цель», превращение исходной деятельности в действие, реализующее отношения более развитой формы деятельности, и т. п.). В этих переходах осуществляется развитие деятельности.

Активность как расширенное воспроизводстводеятельности. В самом общем плане расширенное воспроизводство деятельности может быть определено как процесс обогащения мотивов, целей и средств исходной деятельности, а также психического образа, опосредствующего ее течение. Но что значит «обогащение мотивов, целей, средств и психического образа?»

Речь, очевидно, должна идти не о том, что мотивы, цели, средства и психический образ в системной организации развитой деятельности аналогичны (равносильны, равноценны) исходным мотиву, цели, средствам и психическому образу и попросту расширяют их спектр: развитие деятельности выражается в углублении ее мотивов, возвышении целей, улучшении используемых средств, совершенствовании психического образа. Новые и предшествующие моменты деятельности - несимметричны. Так, новый мотив деятельности как бы вырастает из предшествующего и содержит его в себе в виде необходимой, но не исчерпывающей его части. Следование новому мотиву предполагает реализацию субъектом предшествующего мотива, но вместе с тем удовлетворение потребности, первично инициировавшей поведение, не гарантирует еще возможности реализации

нового мотива, возникшего в деятельности. Достижение первоначально принятой цели необходимо, но еще недостаточно для достижения вновь поставленной цели. Решение исходной задачи с применением доказавших свою пригодность средств стимулирует постановку новой задачи, но само по себе еще не дает средств к решению этой задачи. Складывающийся психический образ ситуации не только содержит в себе тот образ, на базе которого регулировалась исходная деятельность, но и превосходит его.

Развитая форма деятельности, таким образом, не только предполагает (подразумевает) возможность реализации основных отношений исходной деятельности, но и означает порождение отношений, выходящих за рамки первоначальных. Новая деятельность содержит в себе исходную, но устраняет присущие ей ограничения и как бы поднимается над ней. Происходит то, что мы определяем как расширенное воспроизводство деятельности.

Процессы, осуществляющие расширенное воспроизводство деятельности, охватывают собой течение последней и характеризуют ее внутреннюю динамику. Поэтому-то и понимание активности как динамической стороны деятельности здесь не утрачивает своей силы, однако принимает новую форму. Зафиксируем ее в следующем определении: активность есть обусловленное индивидом расширенное воспроизводство деятельности.

И, наконец, активность на высшем ее уровне определяется нами как переход предшествующей формы деятельности в высшей точке ее развития к новой форме деятельности. Этот переход иногда выступает в виде «скачка», знаменующего собой становление существенно новой деятельности.

Итак, активность в системной организации деятельности занимает различное место: 1. Активность - динамическая «образующая» деятельности (она обеспечивает опредмечивание потребностей, целеобразование, присвоение «психологических орудий», формирование установок, становление психического образа и т. д.); 2. Активность - динамическая сторона деятельности (процессы осуществления деятельности и «внутрисистемные переходы» в ней - сдвиг мотива на цель и т. д.); 3. Активность - момент расширенного воспроизводства деятельности (ее мотивов, целей, средств, психического образа, опосредствующего течение деятельности) и - «скачка» к качественно иным формам деятельности.

Сказанное позволяет следующим образом охарактеризовать связь активности и деятельности в пределах единого определения. Активность есть совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности.

Условием определения понятия «активность» в более специальном значении является разграничение процессов реализации деятельности и процессов движения самой деятельности, еесамоизменения. К процессам осуществления деятельности относятся моменты движения, входящие в состав мотивационных, целевых «единиц» и операциональных образующих деятельности и переходов между ними. Собственноактивность, в отличие от процессов осуществления деятельности, образуют

моменты прогрессивного движения самой деятельности (ее становления, развития и видоизменения).

Моменты осуществления деятельности и моменты прогрессивного движения последней выступают как со стороны единого целого. Они группируются вокруг одного и того же предмета, который, согласно А. Н. Леонтьеву, является основной, «конституирующей» характеристикой деятельности.«При этом предмет деятельности выступает двояко: первично -в своем независимом существовании как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично -как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может». Заметим, что здесь в определении предметности деятельности особо выделен факт первоначальной независимости ее предмета от

Категория деятельности в отечественной психологии является центральной. Содержание именно этой категории помогает понять тайну психики, в том числе и души человека. Принятие этой категории в качестве основной парадигмы ориентирует исследователя не на содержание готовых структур сознания, а на процесс, в результате которого они возникают, и, следовательно, приводит к более глубокому пониманию их природы. Деятельностный подход в психологии указывает на то, что в основе психических образований лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней, что именно в результате этого взаимодействия рождаются идеальные образования, в которых в равной мере представлены как свойства самого субъекта и его организма, так и свойства объектов окружающего мира.


Деятельность есть наше определение.
И . Кант

Категория деятельности в отечественной психологии используется не столько в качестве предмета психологического анализа, сколько в качестве объяснительного принципа при анализе психических явлений и процессов. Этот принцип не Противоречит тем трем объяснительным принципам, о которых упоминалось в первой главе. Скорее он является развитием и продолжением принципа системности, поскольку Принцип деятельности рассматривает психическое функционирование как системную организацию психических процессов, состояний и свойств личности, эта организация направлена на выполнение


Глава 9. Деятельность и способности
какой-то конкретной задачи по преобразованию действительности или приспособлению к ней. В то же время деятельность понимается и как специфически человеческая, предметная, исторически обусловленная форма активности. Как объяснительный принцип категория деятельности привлекается для описания возникновения психических явлений вообще и разных их уровней в частности.
Здесь уместно будет вспомнить то, о чем говорилось в самом начале - свойства объектов раскрываются только в процессе их взаимодействия друг с другом. Следовательно, свойства объектов окружающего мира в той форме, в которой они предстают перед субъектом, являются результатом его взаимодействия с ними. В таких свойствах объектов, как «красное», «тяжелое», «теплое», «маленькое», «круглое», несомненно представлены свойства объектов и свойства если не субъекта, то по крайней мере организма; а уж в таких свойствах, как «приятное» или «неприятное», «нужное» или «ненужное», в большей степени присутствуют скорее качества субъекта, чем объекта как такового. Между тем все перечисленные качества есть не что иное, как психические образования, в которых объект дан субъекту. Для того чтобы они возникли, субъекту необходимо вступить в контакт с объектом - увидеть, взять в руки, потрогать, ощупать, «прислушаться» к возникающим при этом изменениям в состоянии внутренних органов, оценить степень нужды в объекте, т. е. выполнить ряд действий с ним.
Действия, в результате которых рождается знание об объекте, необходимо
определенным образом организовать. Что же организует эти действия субъекта,
чем они направляются? При ответе на этот вопрос мы вновь
_____________ сталкиваемся с вездесущей двойственностью природы позна-


Физический мир ,
существующий
независимо от
восприятия , может
иметь определенное
структурное сходство
с миром наших
восприятий .
Б . Рассел

ния: действия субъекта направляются как нуждами и свойствами организма субъекта, так и свойствами объекта. Например, форму шара можно воспроизвести в психических структурах только в том случае, если субъект обладает возможностью ощупать его, т. е. физически уподобить структуру своих действий структурному свойству объекта - шарообразной его форме. Из опытов и наблюдений известно, что организмы, лишенные такой возможности, не формируют психических образов, в которых отображена форма объектов. В опытах Хелда и Хейна было показано, что котята, с момента рождения имевшие возможность видеть объекты, но не имевшие возможности трогать их лапами, не могли в дальнейшем зрительно различать форму объектов.
Тайна психики заключается в том, что только в результате активных действий субъекта, связанных с уподоблением структур организма структурным свойствам объекта, в идеальных психических структурах воспроизводятся структурные характеристики объектов и явлений окружающего мира. Психический образ «красный цвет» есть активное воспроизведение в структуре нервных потенциалов длины (т. е. структурной характеристики) волны электромагнитного излучения, равной 700 нм. Во всех психических образах, являющихся результатом активных действий организма, воспроизводятся либо структурные характеристики самих объектов, либо возникающие в момент взаимодействия с объектом структурные изменения в самом организме. В свете и цвете


9.1. Категория деятельности в психологии
воспроизводится длина волны электромагнитного излучения, в запахах и вкусе - молекулярная структура химических веществ, в ощущениях давления и тяжести - структура изменений тканей тела, обусловленная силой давления и массой объекта, в звуке - структура звуковых волн, в ощущениях, исходящих от внутренних органов, - функциональные и органические изменения структуры тела.
Следовательно, тайна психики связана с активностью организма, а активность организма - с тайной жизни, одной из характеристик которой есть активность. Активность самой жизни является основой активности субъекта. Активное взаимодействие субъекта с объектом приводит к возникновению психических структур. Именно поэтому и говорят, что психический образ (точнее, его содержание) рождается не в глубинах мозга, а на сенсорной поверхности в момент ее соприкосновения с объектом.
Важность непрерывного контакта с внешним миром для ___________


Структурные характеристики объектов и явлений окружающего мира воспроиз водятся в идеальных психических структу рах только в результа те активных действий субъекта , связанных с уподоблением структур организма структурным свой ствам объекта .

поддержания нормального психического функционирования подтверждается опытами по так называемой строгой сенсорной изоляции. Цель опытов заключается в том, чтобы выяснить, как изменяются психические процессы в условиях максимального ограничения контактов человека с окружающим миром. При максимальном ограничении одновременно зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных и других ощущений у людей спустя некоторое время наблюдается нарушение нормальной психической деятельности вплоть до полной ее дезорганизации. У животных в таких условиях наблюдается прекращение всякой активности - они впадают в ступор. К сожалению, это единственное, что мы можем узнать о состоянии их психики в этих условиях.
Поскольку в психическом образе одновременно представлены как свойства объекта, так и свойства субъекта, но при этом именно субъект выступает в качестве активной стороны в этом процессе, можно сказать, что сложность психических структур, т. е. сложность знаний субъекта о мире будет зависеть от сложности форм взаимодействия с объектами мира. На это обстоятельство впервые обратили внимание американские ученые Ньюелл и Саймон. Они утверждают, что сложность поведения прямо связана со сложностью условий, сопутствующих Целенаправленной активности живых организмов. В сложности же поведения отражается сложность тех психологических структур, которыми поведение управляется. Это положение можно проиллюстрировать следующими фактами. Лягушка является довольно сложно устроенным организмом с достаточно развитым головным мозгом (по сравнению, например, с нервными ганглиями пчелы). Однако лягушка не в состоянии зрительно распознавать форму объектов. Это объясняется тем, что для обеспечения своего организма пищей лягушке достаточно, отражая действительность на уровне зрительных ощущений, точно и быстро реагировать только на местоположение летящего мимо нее насекомого (мелкого предмета), форма которого не имеет значения. Простая структура действий с объектом в данном случае приводит к формированию простых зритель-


Глава 9. Деятельность и способности
ных образов. У пчел же добывание пищи связано с осуществлением очень сложных действий, а воспроизведение в действиях формы объекта играет в этом процессе далеко не последнюю роль. В результате у пчел формируются сложные зрительные психические структуры, позволяющие им различать, например, геометрические формы объектов, что совершенно недоступно лягушке.
Вывод о том, что сложность психических структур, в том числе и у человека, зависит от сложности или богатства его активных действий с объектами окружающего мира, имеет очень важное следствие для педагогики; сложность и богатство знаний и умений обучаемого зависит от степени его активности при самостоятельном взаимодействии с учебным материалом.
Поскольку «деятельность» - это термин, необходимо разобраться с его значением, попытаться определить это значение и показать его специфику по сравнению с такими родственными понятиями, как «действие», «движение», «активность», «операция».


Под «человеческой
деятельностью» , мы
понимаем прежде
всего осознанную ,
целенаправленную
активность человека ,
которая может
развенчиваться как
в физическом
пространстве , так и
в пространстве
психических образов .

Для разведения философских понятий «движение», «активность», «жизнедеятельность» и «деятельность» М. С. Каган предлагает соотносить их со сложностью форм движения материи. Для обозначения всеобщего свойства материи предлагается термин движение. С появлением жизни как формы существования материи появляется и новая форма движения, которую предлагается обозначить термином активность. Форму движения, характеризующую активность животных, автор предлагает называть жизнедеятельностью. И, наконец, только целенаправленную активность человека предлагается называть деятельностью. Для устранения некоторой жесткости в определении поня- тия «деятельность», возникающей при таком строгом подходе, можно согласиться с определением известного отечественного психолога Г. В. Суходольского, который определяет деятельность как «целесообразную жизнедеятельность, свойственную высокоорганизованным животным (деятельность животных) и людям (человеческая деятельность)».
Отличительной характеристикой человеческой деятельности является лежащее в ее основе осознанное целеполага-ние. Только человек может ставить перед собой осознанные цели и соответствующим образом выстраивать свое поведение для их достижения. Следовательно, специфически человеческой является деятельность осознанная. Это не значит,
что в деятельности человека не принимают участия неосознаваемые психические образования. Это означает только то, что, когда мы употребляем термин «человеческая деятельность», мы имеем в виду прежде всего осознанную, целенаправленную активность человека, которая может разворачиваться как в физическом пространстве, так и в пространстве психических образов. Неосознаваемые потребности, значения категорий объектов и даже цели также принимают участие в деятельности человека, однако они не являются ее существенной характеристикой, а относятся к области неосознаваемой, часто импульсивной, не всегда последовательной и понятной области жизнедеятельности человека.


9.2. Макроструктура деятельности



9.2. Макроструктура деятельности


Действие - целенаправленная актив ность , связанная с достижением частных целей при осущест влении более широкой деятельности .

Деятельность человека имеет сложный генетический, функциональный и структурный характер. Она имеет свои истоки, «причины» и более или менее определенную структурную и функциональную организацию. Ее состав, о котором мы будем говорить ниже, многокомпонентен. В ее осуществление вовлекаются психические процессы, состояния и свойства личности разного уровня сложности. В зависимости от целей эта деятельность может длиться годами или даже всю жизнь. Однако, какой бы сложной она ни была, как бы долго она ни длилась, ее можно описать, используя универсальные единицы, в которых отражается не содержательный, а именно структурно-уровневый подход к ее описанию. Единицами деятельности, представляющими собой ее более мелкие фрагменты, но в то же время сохраняющими специфику ее психологического содержания, являются те ее элементы, которые закреплены в понятиях действие и операция.
Таким образом, деятельность человека имеет многоуровневый характер. Высшим ее интегративным уровнем является собственно деятельность, определяемая мотивом и направляемая соответствующей этому мотиву «генеральной» целью. Достижение этой цели всегда сопровождается возникновением частных проблем, решение которых связано с постановкой частных целей. Целенаправленную активность, связанную с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности, принято в психологии называть действиями. И, наконец, наиболее элементарным структурным уровнем деятельности является операция - та конкретная совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий (например, физическими свойствами объекта, местоположением, ориентацией в пространстве, доступностью и т. д.).
Операция - конкретная совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий
Взаимоотношения между деятельностью, действием и операциями можно проиллюстрировать на следующем примере. Предположим, у школьника возник сильный мотив - сконструировать такую модель самолета, которая летала оы быстрее других известных ему моделей, была бы маневреннее и управлялась при этом с земли. Создание такой модели и есть та генеральная цель, которая будет определять структуру всей деятельности, связанной с ее достижением. Для достижения этой цели нашему школьнику необходимо решить множество частных задач: изучить соответствующую литературу, посоветоваться со знающими людьми, приобрести необходимые материалы и инструменты, спроектировать и представить в чертежах будущую модель, изготовить и собрать модель, испытать ее в полете. Решение каждой из этих задач связано с постановкой конкрет-


L 80 Глава 9. Деятельность и способности
ных частных целей, например «изготовить модель по чертежу». Практическое достижение этой частной цели и есть действие как единица его деятельности. Изготовление модели в свою очередь возможно благодаря выполнению операций (например, выпиливания, склеивания и т. д.), каждая из которых зависит уже не от целей деятельности и действия, а от конкретных условий - свойств обрабатываемого материала, формы и особенностей инструментов, свойств клея и т. п. Несмотря на то что сами по себе операции определяются условиями, в которых осуществляются действия, их появление в структуре деятельности школьника обусловлено в конечном итоге той генеральной целью, которую он перед собой поставил, и поэтому именно они включаются в структуру этой деятельности и являются ее элементарными единицами.
Представление целенаправленной активности человека в форме такой упорядоченной иерархической структуры; деятельность-действие-операция является достаточно условным, поскольку и действия, и отдельные операции тоже можно рассматривать как отдельные деятельности, каждая их которых мотивирована, имеет цель и определенную функциональную организацию, универсальную для любого уровня целенаправленной активности. Вместе с тем такое представление удобно, поскольку позволяет выделить те специфические основания, которые отличают эти уровни друг от друга и таким образом понять смысл активности в каждый данный момент. Такой структурно-уровневый подход описывает макроструктуру деятельности человека. Наряду с ним используется подход, который анализирует внутреннюю структуру, «внутреннюю архитектонику» (П. К. Анохин) деятельности, которая, как только что было упомянуто, имеет универсальный характер и остается неизменной и обязательной для любого уровня целенаправленной активности.
9.3. Внутренняя структура деятельности
Описание и понимание внутренней структуры деятельности позволяет глубже осознать роль и значение отдельных психических процессов и функций в организации целостного, целенаправленного поведения человека и таким образом открывает возможности для сознательного анализа и коррекции поведения в том случае, если оно оказывается недостаточно эффективным. Понимание внутренней организации деятельности может повысить эффективность процесса обучения, а также усвоения учениками новых знаний и навыков. Общие закономерности организации целенаправленной активности были установлены отечественными физиологами А. Н. Бернштейном (при изучении организации движений) и П. К. Анохиным (при исследовании активности мозга на нейрональном уровне). В дальнейшем П. К. Анохин сформулировал общую теорию функциональных систем, которая, по мнению автора, является


Философские предпосылки введения понятия деятельности (Д) в психологию:

1. Гегель даёт принципу Д (характеристика абсолютного духа, связанная с имманентной потребностью в самоизменении) структурно развёрнутое выражение через категории цели, средства, результата . «Субъект есть деятельность удовлетворения влечений ».

2. Маркс видел специфику человеческой Д в её производственном характере, в труде . Воздействуя на внешнюю природу, человек изменяет свою собственную природу (АНЛ: «люди в своей общественной по своей природе Д производят и своё сознание»). «Продукт труда есть труд, закреплённый в предмете, это естьопредмечивание труда ». «Каждое из человеческих отношений к миру – зрение, слух, обоняние, хотение, Д,– все органы его индивидуальности являются в своём предметном отношении, в своём отношении к предмету, присвоением последнего, присвоением человеческой действительности». Критика предшествующего материализма: предмет и действительность берутся в форме объекта или созерцания, а не как человеческая Д, практика.

Теоретико-методологические предпосылки теории деятельности (ТД):

· Преодоление постулата непосредственности путём введения категории предметной Д – «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» (Юдин). (Постулат непосредственности описал Узнадзе как гипотезу непосредственности, «при принятии которой поведение осуществляется помимо соучастия субъекта, личности как конкретной целостности»).

· Идея Д как единство процессов отражения и преобразования действительности

· Идея единства «внешних» и «внутренних » форм Д и формирование «внутреннего» через интериоризацию «внешнего»

· Идея единства субъективного и объективного , индивидуального и социального в Д и через Д

· Историко-генетический принцип анализа , реализующий системный подход в смысле Маркса. (Системный анализ есть анализ движения, порождающего явления, т.е. раскрытие субстанции этих явлений, их сущности)

(АНЛ) Деятельность – «молярная единица индивидуального бытия человека, осуществляющая то или иное жизненное его отношение, т.е. целостная, неаддитивная система, обладающая многоуровневой организацией».

Узнадзе (ученик Вундта): «Всякая активность есть отношения субъекта к действительности», «Активность имеет всегда предметный характер», «Воздействуя на него непосредственно, действительность настраивает человека к действию по отношению к предмету – на этой основе субъект развёртывает целесообразные акты поведения». Поведение у Узнадзе «интенционально, предметно, молярно». Установка – механизм стабилизации Д. Установки: смысловые, целевые, операциональные, и уровень психофизиологических механизмов – реализаторов установки.

Блонский видел задачу психологии в изучении поведения. Что он вкладывал в это понятие? Поведение – это действие, поступок. «Общественное производство является базисом, на котором основывается поведение человечества. Марксистская т.зр.». не бихевиорист: в предмет психологии должны включаться все факторы, обуславливающие поведение . «Поведение индивидуума есть функция поведения окружающего общества».

Басов в 1926 году ввёл в пси понятие ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Ввёл представление о специфическом строении, принципиальной планомерности и целенаправленности Д.

ЛСВ. «Сознаваемость нами нашей психики выводится из действенного характера наших реакций». Говорил о «своеобразии активного трудового приспособления человеком природы к себе, в противоположность пассивному приспособлению животных к среде».Пиаже ЛСВ критикует за «отсутствие практической деятельности ребёнка», отрыв от практики при социализации. Перекличка с Марксом : «предметы окружающего мира как бы требуют от нас известных действий». Перекличка с АНЛ : «человеческая личность представляет собой иерархию деятельностей, из которых далеко не все сопряжены с сознанием» + понятие «ведущий тип Д» (применительно к игре в дошкольном возрасте). ЛСВ критикует Левина за противопоставление двух «сортов» Д: мышления и реальной Д в актуальной ситуации и говорит, что есть два единства динамических функций : мышление и реальная Д.

Рубинштейн критиковал АНЛ за теорию и периодизацию развития психики и за рассмотрение Д как исходного понятия. «Поскольку Д выступает в качестве взаимоотношения между субъектом Д и окружающим миром, нельзя объявить Д ведущей и определяющей». «В действительности действие и Д – практически материальные процессы, которые определяются не психологическими критериями». Рубинштейн рассматривал Д и бытие отдельно, несвязно. В конце 50х, позиция смягчается. Пишет, что «основным способом существование психического является его существование в качестве процесса, в качестве Д». Различает Д и процесс. «Д – процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру». «Психология изучает не только психическую Д, но и психические процессы». «При объяснении любых психических явлений личность выступает как связанная воедино совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». Возникает мысль о способе существования психического в качестве Д.

Вехи ТД по Леонтьеву

К началу 1940 годов:

1. Практическая Д ребёнка , реализующая отношение ребёнка к действительности, есть формирующая сила его сознания. В Д – единство субъекта и действительности

2. Главное противопоставление – не «внешнее» и «внутреннее», а«образ» и «процесс» . Образ отстаёт от процесса. Овладеть орудием, значением = процессом, операцией.

3. Предмет психологии Д субъекта по отношению к действительности, опосредованная отображением этой действительности . Отображение = переживание. Т.е., пси изучает, как действительность становится переживанием субъекта.

4. Д структурна . Образующие: субъект, предмет, мотив, средство, задача . Это непсихологические понятия. Корреляты: для продукта – цель, для мотива – потребность, для средства и способа действия – значение, для задачи – намерение. Единицы Д – Д, действие, операция.

5. Разделение типов Д : игра, труд, …, формы Д: практическая, теоретическая.

6. Д - высшая форма жизнедеятельности .

7. Формы переживания суть формы переживания смысла Д.

8. Проблема личности – проблема взаимосвязи деятельностей. Переход от «действовать, чтобы удовлетворять потребности» к «удовлетворять потребности, чтобы действовать, чтобы делать дело своей жизни».

9. Генезис действий связан с расчленением совместной производственной Д людей и т.о. осознания цели действия, способа и орудия. Фаза подготовки, фаза осуществления. Условие этого отражения – язык.

К 60м годам («Проблемы развития психики»):

1. Д - процесс, осуществляющий жизнь субъекта

2. Развитие Д приводит к возникновению психического отражения реальности

3. Д - процесс, переводящий отражаемое в отражение

4. Психическое отражение опосредует Д и управляет ею

5. Психическое отражение у человека кристаллизуется в продуктах Д.

К 70м годам («ДСЛ»)

1. Сознание - система внутренней регуляции процессов Д.

2. Психическое отражение реальности - её субъективный образ

3. Д входит в предмет психологии своей особой функцией – полагания субъекта в предметной действительности и её преобразования в форму субъективности

4. Повторение за ЛСВ идеи об интериоризации ВПФ. Интериоризация – процесс формирования внутреннего «плана сознания».

5. Главное различение: не внешнего мира и мира внутренних явлений (Декарт – Локк), а предметная реальность и Д субъекта.

6. Личность – иерархия Дтей и их мотивов. Личность человека (в отличие от индивида) порождается Д.

Гальперин. Попытка понять отношение между внутренней и внешней Д привела к формированию гипотезы поэтапного формирования умственных действий . Психическая Д - результат перенесения внешних материальных действий в план отражения – в план восприятия, представлений и понятий. Формирование ориентировочной основы действия – главная задача и содержание первого этапа формирования действия. «Система отражённых форм предметного действия составляет конкретное содержание психической Д, скрытой за разными психическими явлениями». В дискуссии 1969 г. Гальперин указывал, что в ТД выпадает операциональная сторона Д ; показано, что действие влияет на формирование психических образований, но не показано, как именно . «Отсутствие психологической теории о предметном, операциональном содержании Д коренилось в неопределённом «классическом» представлении о предмете психологии.

9. Деятельность как родовое качество человека и конституирующая характеристика специфики и особенностей его психологии и "механизмов" психического развития.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность человека отличается от активности животных тем, что 1)она носит продуктивный, творческий, созидательный характер, а у активности животных потребительская основа; 2) она преобразует его самого; 3)связана с предметами материальной и духовной культуры.

Исходным вариантом деятельности, наиболее простым по своей структуре, будет неопосредствованный вариант взаимодействия организма со средой. Последующее развитие (и, соответственно, усложнение) деятельности связано с изменением ее структуры - возникновением опосредствованных форм. Спецификой труда как истинно человеческой деятельности в отличие от деятельности животных является то, что это «процесс, опосредствованный орудием и вместе с тем опосредованный общественно». Акцент ставился на втором факторе - коллективном характере деятельности. Также важна роль разделения труда, появляющегося у человека. Третья стадия – когда не орудие, совершенствующее, увеличивающее возможности органов, и не другой член сообщества, а орудие, замещающее этого другого является специфическим человеческим способом опосредствования деятельности. Таким образом, описание основных стадий эволюции деятельности должно быть дополнено еще одним, качественно новым этапом, во время которого структура деятельности обогатилась третьим опосредствующим звеном - орудиями, функция которых в отличие от естественных орудий предыдущего этапа заключается в замещении других представителей сообщества и, следовательно, в вытеснении общественного опосредствования. Структура психической деятельности на третьем этапе качественно отлична от строения деятельности предшествующих стадий, характерных для мира животных, и универсальна для всех представителей человечества. Специфичным для деятельности человека также является ее творческий характер. Описание деятельности, специфичной для человека, может быть дополнено и новыми отношениями. Например, последовательное развитие деятельности связано не только с введением новых опосредствующих звеньев, но и с преобразованиями субъекта и объекта.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов.

По форме деятельности

принято различать действие и движение.

Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи.

Движение – составная часть действия.

Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов – «взять», «переместить», «отпустить» – в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. В разных видах движений эти элементы отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются.

С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и координированностью.

Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения.

С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы:

Основные характеристики деятельности

это предметность и субъектность.

Специфика предметной определенности деятельности – в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов – ключевыми раздражителями, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.

Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности, а в личностном смысле – «значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.

При анализе деятельности

выделяются три плана ее рассмотрения:

1) генетический – в нем исходной формой любой человеческой деятельности является совместная социальная деятельность, а как механизм развития психики выступает интериоризация, в ходе которой происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятельность;

2) структурно-функциональный – в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому.

3) динамический – здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности.
Для отечественной психологии А.Н. Леонтьев останется автором оригинальной психологической теории деятельности .

Основные моменты теории деятельности Леонтьева

1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (например, такие как: интроспективная психология; гештальт психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (такие как: бихевиоризм; необихевиоризм);

2) введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях обязательно предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития психического отражения.