Киевская русь в 9 10 веках кратко. Киевская Русь X-XII вв

Структура Древней Руси по данным источников

Появление Древнерусского государства относится к концу $IX$ века. Оформление государства связано с объединением двух центров восточных славян: Киева с Новгородом. Центром объединения стал Киев, а с точки зрения племен – поляне. Образование Древнерусского государства связано с именем князя Олега, который, согласно летописи, в $882$ году подчинил своей власти окружающие племена. С $X$ по $XII$ века происходит становление государства.

Замечание 1

Из источников, позволяющих получить информацию о ранней истории Древней Руси, известны немногие. В первую очередь, это летописные сведения, которые могут быть использованы только с учетом несовершенства их данных, а также Договоры Руси с греками и описание Руси в сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей».

Итак, исходя из данных источников, Древнерусское государство состояло из трех частей. Первую составляла «Русская земля» с центром в Киеве, где находился и двор великого князя, главы всего государства. Вторая часть представляла собой комплекс земель севера Восточной Европы, там проживали племена, которые заключили договор с киевским князем. По этому договору племена платили дань за управление и военную протекцию. Дань передавалась в Киев через наместника. И, наконец, третья часть – подчиненные власти Киева племенные союзы восточных славян. В целом, может показаться странным, что с виду одинаковые вторая и третья часть разделены между собой. Дело в том, что на севере речь идет о Новгородской земле, которая имела своего наместника из Киева, как правило, сына киевского князя, потому что Новгород был вторым по важности городом. Что касается других союзов племен – здесь киевский князь не встревал во внутренний уклад, вероятно, там продолжали править местные князья и родоплеменная верхушка.

Первые правители Древнерусского государства

Таким образом, как уже было сказано, согласно летописи начало Древнерусскому государству как политическому объединению положил князь Олег. В $882$ году он покинул Новгород, где правил, и двинулся на юг. Судя по всему, у Олега было внушительное войско, этнически довольно пестрое, там были и варяги, и славянские воины – представители племен кривичей, ильменских словен, и финноугры – воины чуди и мери.

Отправившись на юг, Олег занял такие города, как Смоленск и Любеч, и поставил там своих наместников князьями. Однако целью его был Киев, который он и захватил, убив его правителей – Аскольда и Дира. Затем Олег объявил Киев столицей государства.

Власть киевского князя распространялась военным путем на территориях племен древлян и северян. Племя радимичей приняли власть Киева добровольно, поскольку до этого они были данниками Хазарского каганата. Все племена, находившиеся под властью киевского князя, должны были платить ежегодную дань.

Замечание 2

Олег был успешным политическим и военным деятелем, судя по тому, что основав единое государство, он предпринял также ряд походов на Византию. Благодаря этим походам, нам доступны договоры Руси с Греками $907$ и $911$ годов. Эти договоры предоставляли торговые льготы русским купцам и решали некоторый ряд иных правовых вопросов.

Исходя их данных летописи, Олег правил на протяжении тридцати лет, а наследовал ему Игорь в $912$ году.

Князь Игорь наиболее известен своей гибелью от рук восставших древлян и последовавшей за ней местью его супруги Ольги. В самом деле, практически в начале правления Игоря древляне восстали, однако их бунт был подавлен. Древляне снова были обязаны платить дань, причем, после восстания она возросла.

В $915$ году у границ молодого Древнерусского государства появилось племя печенегов. Эти кочевники разгромили земли проживавших в степях Причерноморья хазар, а венгры и вовсе вынуждены были покинуть эти земли. Размах земель, на которых кочевали печенеги в начале X века, поражает: это территория от Волги до Прута.

Подобно своему предшественнику, Игорь также провел несколько походов на Византию. Однако первый поход, в $941$ году, был неудачным, флот Игоря был уничтожен. В $944$ году состоялся второй поход Игоря, по сути, результат был не особо удачным для Руси – по договору положения 907 и $911$ годов в целом подтверждались, но беспошлинная торговля отменялась.

В $945$ году князь участвовал в сборе дани с древлян. Согласно летописным сведениям, Игорь пытался дважды собрать дань, в результате дружинники князя были перебиты возмущенными древлянами, а сам он был казнен.

Смерть князя Игоря была отмщена его супругой Ольгой, жестоко расправившейся с древлянами. Также Ольга, уяснив, видимо, что система сбора налога явно несовершенна, провела реформу. Так, в $947$ году Ольга в Новгороде сделала нововведение: появилась система оброков и дани, жители должны были отправлять дань на определенную территорию – погост, где ее собирали специальные лица – тиуны. Княгиня Ольга также известна тем, что стала первым главой Древнерусского государства, принявшим христианство, что способствовало укреплению связей с Византией. Сын Ольги Святослав Игоревич свое княжение провел в военных походах, так что делами насущными до своей смерти продолжала заниматься его мать.

Святослав в $964$ году расширил территорию древнерусского государства за счет подчинения вятичей. Затем он нанес поражение Волжской Булгарии и сокрушил Хазарию. Русь укрепилась в Причерноморье, а также на Северном Кавказе. По смерти княгини Ольги Святослав поделил земли между своими сыновьями: Ярополку – Киев, Олегу – древлянские земли, а Владимиру – Новгород. Князь был убит печенегами в $972$ году при попытке вернуться домой из похода на Византию.

Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром

Рисунок 1.

Разделение Святославом земель привело к первой усобице между правителями Древнерусского государства. Победителем из нее вышел Владимир, ставший крестителем Древней Руси. При князе Владимире Русь завершила объединение территорий, присоединив Червоную и Карпатскую Русь, окончательно подчинив вятичей и радимичей. Попытка создания единого языческого пантеона в Киеве для укрепления единства государства провалилась, и тогда князь принял решение избрать новую государственную религию, которая бы укрепила власть Киева. Так в 988 году Русь приняла крещение. Это вывело Древнерусское государство на мировую арену. Русь получила международное равное признание.

После смерти Владимира началась новая распря между князьями. В ходе тяжелых столкновений между сыновьями Владимира многие погибли, а победил в итоге Ярослав, получивший затем прозвище Мудрый. При нем произошло оформление первого свода законов – Русской Правды. Во внешней политике род русских князей породнился с важнейшими европейскими династиями. Ярослав уделял большое внимание развитию культуры и градостроительства. Ярослав закрепил так называемую «лествичную» систему наследования, когда младший брат был наследником старшего. Эта система вызывала постоянные конфликты между родственниками.

Начало раздробленности

В середине $XI$ века на смену печенегам пришли новые кочевники – половцы. Сыновья Ярослава Мудрого, погрязшие в решении личных конфликтов, не смогли оградить государство от вторжения.

Замечание 3

Около $1072$ года Русская Правда была отредактирована Ярославичами на съезде, появилась так называемая «Правда Ярославичей».

С развитием феодальных отношений шел и рост городов. В связи с этим появлялись местные центры, стремившиеся проводить самостоятельную политику. Началась конфронтация с Киевом. Это было даже более весомой причиной грядущего начала феодальной раздробленности, чем особенности наследования великокняжеского стола. Триумвират Ярославичей не смог преодолеть раздробленность. Активные попытки укрепить и объединить государство в начале $XII$ века проводил Владимир Мономах, а затем его сын Мстислав Великий, однако они тоже не увенчались успехом.

Государство – организация политической власти общества, опирающаяся на механизмы управления и подавления.

Признаки:

1. Территория и границы

2. Аппарат управления

3. Государственный суверенитет

4. Законодательство

5. Сборы и налоги со стороны власти

Формирование древнерусского государства:

1. Началось в VI века и шло до XII века

2. Окончательно сформировалось в IX века, благодаря норманам

Предпосылки:

1. Переход от качевого образа жизни к оседлому

2. Рости численности населения

3. Разделение труда

4. Появление частной собственности и социального неравенства

5. Одинаковый уровень культурного развития племен

6. Возникновение городов

Город – любое поселение огороженое крепостной стеной

IX-X века – 25 городов

XI век – 90 городов

XII век – 134 города

Полюдье – ранняя форма сбора дани

Территория сбора полюдья обозначала границы

За счет полюдья пополнялась казна государства

Полюдье имело коммуникативную функцию (помогло выстроить вассальные отношения)

Полюдье было отменено в середине X века

Причины возникновения Древнерусского государства:

1. Создание единой военной силы, для борьбы с внешними врагами (печенеги, норманы)

2. Создание закона, для урегулирования социальных отношений

3. Необходимость единой экономической системы для дальнейшего развития

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющии Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжскии князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Лобечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

Последствия:

1. Гуманная идеология

2. Консолидация общества

3. Создание церковной организации

4. Рост грамотности

5. Возникновение литературы и церковного искусства

6. Развитие отношений с христианскими странами

Особенности Древнерусского государства:

1. Многоэтничный состав

2. Значительная территория

3. Официальная религия – восточное христианство

4. Княжеско-вечевая система власти

Билет №5

В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9-11 вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период - кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 в. с началом раздробленности она резко возросла.

Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)

Участвовали взрослые мужчины (с 12 лет)

Проходило на главной площади

С XI века стало собранием знати («300» поясов)

Князь из династии Рюриковичей

Был главой Вече

Мог захватывать новые территории

Мог получить титул князя по наследству (или от родственника)

Князь на Руси:

1. Военачальник

2. Главный судья

3. Главный сборщик подати

4. Главный дипломатический представитель

5. Основатель новых городов

6. Глава церкви

7. Главный законодатель

Формы передачи власти:

1. Лествичная

2. Отчинная

Княжеская власть – основа монархии

3. Дружина

Дружина – отряд профессиональных воинов

Возникла в V-VII веках

Структура:

1. Старшая дружина («Бояре» – изначально старшие дружинники)

2. Младшая дружина («Пасынки»)

Особенности:

1. Вассальные отношения

2. Дружинники не получали наделы (землю)

Социальная структура населения Руси:

1. Свободные люди: Знать и Смерды

2. «Полузависимое» население: закупы, изгои, «прощенники», «рядовичи»

3. Рабы: холопы(земледельцы), челядь(слуги), тиуны(управляющие)

Первые русские князья:

РЮРИК (862 - 879 г.г.)

Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь.

Согласно "Повести временных лет" призван на княжение в 862 г. ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель.

Княжил сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях.

Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу.

ОЛЕГ (879 - 912 г.г.)

В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира.

Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей.

Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г.г.).

ИГОРЬ (912 - 945 г.г.)

Отразил набеги кочевников-печенегов.

Организовал военные походы против Византии:

1) 941 г. - закончился неудачей;

2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.

Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

ОЛЬГА (945 - 969 г.г.)

Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов.

Впервые установила четкий порядок сбора дани ("полюдья") путем введения:

1) уроков определения точных размеров дани;

2) погостов - установления мест сбора дани.

Посетила в 957 г. Византию и приняла христианство под именем Елена.

В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

СВЯТОСЛАВ (964 - 972 г.г.)

Сын князя Игоря и княгини Ольги.

Инициатор и руководитель многих военных походов:

Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль (965 г.)

Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968 - 971 г.г.)

Военные столкновения с печенегами (969 - 972 г.г.)

Договор между Русью и Византией (971 г.)

Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 г. на днепровских порогах.

ВЛАДИМИР ПЕРВЫЙ СВЯТОЙ (978 (980)) - 1015 г.г.)

В 972 - 980 г.г. происходит первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Владимиром и Ярополком. Владимир побеждает и утверждается на киевском престоле.

980 г. - Владимир проводит языческую реформу. Создается пантеон языческих богов во главе с Перуном. Попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей.

988 г. - принятие христианства на Руси.

(Причины принятия христианства:

Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе;

Оправдание социального неравенства;

Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

Значение принятия христианства:

Укрепило государство и власть князя;

Способствовало приобщению Руси к византийской культуре.)

При Владимире идет дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил удачные походы против поляков, печенегов, основал новые крепости-города: Переяславль, Белгород и др.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019 - 1054 г.г.)

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.

4. 1. Территориально – политическая структура. К концу IX века завершился процесс подчинения восточнославянских догосударственных общностей, союзов, племенных княжений власти Киева. В княжение Владимира Святославовича окончательно сложилось ДРГ. Внешние границы оставались практически неизменными до середины XIII века. Составной частью ДРГ стали территории «земли» или «волости», управляемые представителем киевской династии Рюриковичей. Относительно того, как соотносились понятия «земля» и «волость» в историографии единого мнения не существует: Грушевский, Пресняков, Фроянов считали, что эти понятия равны или иногда употребляли их сочленено земля-волость; Сергеевич, Ключевский – составные части Киевской Руси именовались волостями; Юшков, Владимирский – Буданов - называли землями. Большинство источников X – XII веков «землями» называли суверенные государства, кроме того, государства обозначались часто названиями, образованными от этнонима Русь, чехи, греки и т. д. эти два способа, по-видимому, уже существовали в X веке. В частности, в русско-византийском договоре 911 г. ДРГ 6 раз обозначается как русь и 1 как Русская земля, а Византия - 4 раза как греки и 1 раз – Земля Греческая. Термином «волость» в древнерусских памятниках именуется территория являющаяся составной частью ДРГ. В ПВЛ упоминается ряд волостей: волость связывается с конкретным княжеским владением, либо владетель является вассалом киевского князя, а волостью именуется управляемая им территория. Более того, во владении одного князя могло быть несколько волостей, сам же князь сидел в центре наиболее значительном, другие управлялись его посредниками. Вероятно, территория получила право именоваться волостью, когда там появляется княжеский стол. «Волость» в письменных источниках встречается с глаголом, обозначающим действия: волости можно раздавать, отнять и т. п. Таким образом, формирование понятия «волость» происходит вместе с формированием структуры ДРГ.

Таким образом, в X – начале XII вв. Русь состояла из волостей, управляемых представителем киевской княжеской династии.

Анализ этих терминов показывает, что волость – это княжеское владение, а не владение города или иного субъекта. К концу правления Владимира известно 9 волостей, к Ярославу Мудрому – 10, Мстиславу Владимировичу – 19. Со второй Половины XI в. волости начинают закрепляться за отдельными ветвями рода Рюриковичей. Потомки Святослава владели Черниговской, Изяслава – Полоцкой. Три княжества не закреплялись ни за какой ветвью: 1) Киевское – коллективный сузеринитет княжеской династии, 2) Новгород – общерусский стол (в X – XI вв. его занимал старший сын Киевского князя, в XII – боярство оказывало решающее влияние на выбор князя), 3) Переяславское – в XII в. потомки Мономаха.

Территория обособившихся князей с началом удельного периода стала именоваться землей, т. е. так было принято называть суверенные государства. К 1137 – Новгородская Земля, к 1142 – Черниговская, к 1148 – Суздальская и т. д. То есть во 2 / 3 XIII в. завершилось обособление волостей и происходит превращение их в самостоятельные княжества, которые стали именоваться землями.

4. 2. Социально – экономическое развитие. «Русская правда» называет основным населением страны свободных общинников - людинов или людей (от­сюда: сбор дани с крестьян-общинников - полюдье).«Русская правда», рассматривая людинов, указывает, что они объединились в сельскую общину - вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи.

Вторая большая группа населения - смерды. Это, воз­можно, не свободные или полусвободные княжеские дан­ники. Смерд не имел права оставлять свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось князю. С раз­витием феодальных отношений эта категория населенияувеличивалась за счет свободных общинников.

Третья группа населения - рабы . Они известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь - это раннее название, холопы-более позднее. «Русская правда» по­казывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

Рабство было 2-х видов - полное и неполное. Источ­ники полного рабства: плен, продажа себя в рабство, же­нитьба на рабыне или выход замуж за раба; поступление на службу к князю тиуном, ключником, ратайным старо­стой и не заключение договора и т.д.

Однако полное рабство было неоднородным. Основная масса рабов выполняла черную работу. Их головы оцени­вались в 5 гривен. Рабы-надсмотрщики, управляющие,ключники были на другой ступеньке социальной лестни­цы. Голова княжеского тиуна оценивалась в 80 гривен, онмог уже выступать свидетелем на суде.

Неполные рабы - закупы появились в ХП веке. Закуп- это разорившийся общинник, пошедший в долговую каба­лу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство и он мог выкупиться, вернув долг.

Большинство историков считает, что рабство на Руси не получило широкого распространения. Другого мнения придерживаются А. П. Пьянков, М. Н. Покровский . «За­хватывать рабов и торговать ими было промыслом пер­вых властителей русской земли. Отсюда непрерывные войны между этими князьями, войны, целью которых было «ополониться челядью», т. е. захватить много рабов.Отсюда их сношения с Константинополем, где был глав­ный тогда ближайший к России невольничий рынок» (М. Н. Покровский).

Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь тоже была защищена пятигривенным штрафом. Возможно, это были не пошедшие в хо­лопство тиуны, ключники, старосты, мужья рабынь и т. д. Судя по «Русской правде», они были мелкими админист­ративными агентами.

Другая небольшая группа-изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви и т. д. Видимо, изгои по­полняли ряды городских ремесленников или княжескуюдружину, особенно во время войны.

Довольно большой группой населения Руси были ре­месленники . Города по мере роста общественного разде­ления труда становились центрами развития ремесла. К ХП веку в них насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; русские ремесленники иногда производи­ли более 150 видов железных изделий. На внешний ры­нок шли не только лен, пушнина, мед, воск, но и льняныеткани, оружие, изделия из серебра, пряслица и другие товары.

С ростом городов, развитием ремесленничества связа­на деятельность такой группы населения, как купцы . Уже в 944 г. русско-византийский договор позволяет ут­верждать существование самостоятельной купеческой профессии. Следует помнить, что каждый купец в те вре­мена был и воином. И у воинов, и у купцов был один по­кровитель - бог скота Велес. Через Русь пролегали важ­ные торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы торговали в Византии, в арабских государствах и в Европе.

Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники («мужи»). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в военных похо­дах, в сборе дани. Княжеская дружина - это составная часть аппарата управления. Дружина была неоднородна. Наиболее приближенные дружинники составляли посто­янный совет, «думу». Они именовались боярами. С ними князь советовался по важным государственным делам(принятие православия Владимиром; Игорь, получив от Византии предложение взять дань и отказаться от похо­да, созвал дружину и начал советоваться и т. д.).

Стар­шие дружинники могли иметь и свою дружину. Впослед­ствии бояре выступали в роли воевод.

Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дру­жинники составляли основу нарождающегося класса фео­далов.

Дружина была постоянной военной силой, которая пришла на смену всеобщему вооружению народа. Но на­родные ополчения еще долгое время играли большую роль в войнах.

Князь властвовал и управлял не безраздельно. Кня­жеская власть была ограничена элементами сохранивше­гося народного самоуправления. Активно действовало на­родное собрание - вече - в IX - XI вв. (в Новгороде и Пскове значительно дольше). Народные старейшины при­нимали участие в княжеской думе.

Известны три линии, по которым шло развитие форм феодальной собственности и обращение сельского населения в зависимое от господствующего класса. Во-первых, происходило «окняжение» земли и обложение свободных общинников данью, перераставшей в фео­дальную ренту. Так складывалась государственная соб­ственность, получившая впоследствии наименование «черной». Во-вторых, наблюдалось расслоение соседской общины, из которой выделялись крестьяне - землевла­дельцы, превращавшиеся затем в феодалов, и беззе­мельные люди, труд которых присваивался землевла­дельцами. Наконец, в-третьих, собственники феодалы сажали на землю рабов, становившихся зависимыми крестьянами.

До середины XI - XII вв. господствующей формой фе­одальной собственности была государственная, господст­вующим видом эксплуатации - взимание дани. К XI в. складывается землевладение княжеское (домениальное), боярское, церковное, основанное на присвоении прибавоч­ного продукта, произведенного трудом зависимого кресть­янина и посаженного на землю холопа. Процесс расслое­ния древнерусского, общества (в том числе и общины) дает заметные результаты уже к началу X в. Так, в до­говорах Руси с ВизантиейXв. упоминаются «светлые ивеликие князи», «князи», «великие бояре», «бояре» («боляре»).

Наиболее ранней формой эксплуатации крестьян ки­евскими князьями являлась дань (продуктами сельского хозяйства, промыслов, деньгами), которой они облагали сельское население.

Присоединенные территории начинали рассматривать­ся верховными правителями как государственная собст­венность. Право на сбор дани с определенных территорий получали дружинники князя. Так, «мужу» Игоря Свенельду была пожалована для этих целей земля древлян. Первоначально взыскание дани производилось посредст­вом «полюдья», то есть поездок княжеских дружинников в подвластные земли, где они кормились за счет местногонаселения до тех пор, пока не соберут дани.

Термин «полюдье» имел два значения: форма взыска­ния дани и кормление дружинников.

Дань раскладывалась по погостам и взыскивалась с «дыма» - двора, «рала» - плуга, то есть с отдельных крестьянских хозяйств. В связи с этим погосты, как посе­ления соседских общин, приобретают новое значение - административно-фискальных округов. С именем княгиниОльги летопись связывает проведение в 946 - 947 гг. ряда мероприятий, направленных на укрепление княже­ской власти в пределах сельских территорий: нормирова­ние повинностей, получавших регулярный характер, уст­ройство погостов как постоянных центров сбора дани. Си­стема «полюдья» постепенно сменяется системой «сво­за» - доставки дани в погост.

Смерды и данники стали подчиняться княжеским су­дебным органам. Система штрафов в княжескую казну вытеснила платежи в пользу потерпевших.

4. 3. Культура и быт. История русской культуры начинается с Крещения Руси, языческое время остается за порогом истории. Это совсем не значит, что оно, это языческое прошлое, не су­ществовало. Оно было, и очень яркие его следы сохраняют­ся в памяти народа, в его быту, в самом народном складе.

Наиболее древний пласт язычества - одухотворение природы, вера в леших, водяных и т. д. Следующий пласт представлен общинными, аграрными и семейно-родовым культами. В период, предшествовавший приня­тию христианства, господствовали племенные культы. Каждое племя имело своих богов-покровителей. У полян таким покровителем был Перун, у словен - Велес и т. д.

С образованием единого государства была предприня­та первая попытка превратить Киев в религиозный центр восточных славян. В договоре Олега с греками (907 г.) упоминаются и Перун, и Велес. В это время почти все восточнославянские племена были присоединены Киевом.

В договоре Игоря с Византией (944 г.) назван уже только Перун, хотя в походе участие принимали те же племена. Скорее всего, здесь наблюдается попытка поста­вить Перуна выше всех богов: Киев - центр государства и Перун - главный бог.

В середине X века отношения Киева с «примученными» племенами резко меняются. После казни древлянами князя Игоря киевским властям в вопросе религии при­шлось отступить. В договоре Святослава с Византией (971 г.) Велес вновь упоминается наряду с Перуном.

Однако в 980 году князь Владимир предпринял новую религиозную реформу - «Постановление кумиров». Это было еще одно возвеличивание Перуна, а фактически - попытка перейти к единобожию. Она оказалась неудач­ной, так как верховенство Перуна навязывалось силой союзным племенам. Неудача этой реформы предопреде­лила необходимость новых преобразований. Это не было прихотью Владимира или его бояр и дружинников, еди­нобожие было нужно для укрепления государства.

Летописец Нестор сообщает подробно, как была кре­щена Русь. При выборе веры князь Владимир, выслушав представителей разных религий - иудейской, магометан­ской и христианской остановил свой выбор на христианской, учитывая, что христианство могло осуществляться с ориентацией, как на Рим, так и на Византию.

Каковы же причины выбора православия?

В IX в. наиболее важным и злободневным был вопрос взаимоотношения христианского мира с исламским Восто­ком. Мусульманство, восторжествовав на Востоке и в Африке, утверждалось в Европе. Из бассейна Каспий­ского моря мусульманское влияние проникает в Хазарию, где вступает в борьбу с христианством и иудаизмом, и поВолге устремляется на север. Создавалась угроза фланго­вого охвата Европы исламом, в связи с чем славянский мир, и прежде всего Русь, приобрел первостепенное зна­чение для судеб европейской христианской цивилизации. Не случайно, поэтому в IX - X вв. не только Константи­нополь, Рим, Ингельгейм, но и Багдад стремились разы­грать славянскую и русскую карту. Об этом свидетельст­вуют переходы некоторых славянских отрядов на сторонуарабов. По мнению И. Экономцева, нападение Руси на Константинополь в 860 г. было спровоцировано арабами, против которых в это время выступил византийский им­ператор Михаил III. Очарованный исламской культурой князь Святослав Игоревич в свое время даже хотелперенести столицу в низовье Волги. Так что запечатлен­ная в «Повести временных лет» легенда о выборе веры князем Владимиром исторически глубоко правдива.

Кроме этого были и другие причины. Римская церковь признавала богослужебным языком только латынь. Рим­ский папа требовал полного подчинения себе королей и императоров и тем самым возвышался над ними как в религиозном, так и в политическом отношении. ПатриархКонстантинопольский признавал определенную зависи­мость от императора и ставил церковь на службу государ­ству. Константинопольская православная церковь допуска­ла возможность использования любых языков. Киевский князь выбрал, естественно, то, что ему было выгоднее.

Определяя ориентиры, Русь учитывала еще и терри­ториальную близость Византии и то, что родственные ру­сичам болгары уже приняли православие. Выбор истори­чески был предрешен в пользу Византии - государства, аналогичного по социальной сущности и по политическо­му устройству, растущему Древнерусскому государству.

По данным летописи, крещение киевлян было летом 988 года. Оно явилось официальным началом христиани­зации Древней Руси.

Новую веру, ставшую государственной, необходимо было распространить на всю территорию. Это оказалось не так-то просто, хотя кроме византийских священников в крещении активное участие принимала княжеская власть. Судя по летописям, редко где крещение народа обходилось без насилия. Новгородцев в 991 г. крестили при помощи дружины из Киева. Первые два епископа Федор и Илларион (XI в.) ничего не могли сделать с ростовчана­ми-язычниками. Жителей Мурома не смогли приобщить к православию ни сын Владимира Глеб, ни его преемник. И так было по всей Руси. Даже обращенные в христиан­ство люди часто сохраняли веру в древних богов.

Принятие христианства имело важные последствия. Князь и его окружение получили идейную основу для единства древнерусского государства. Крещение укрепилосвязи Руси с Европой.

Владимир был женат на Анне, сестре византийского императора Василия П. После ее смерти он вступил вбрак с дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена. Князь Святополк был женат на дочери польского короля Болеслава I, князь Ярослав Мудрый - на дочери швед­ского короля Олафа, князь Владимир Мономах - на доче­ри английского короля Геральда П. Дочери киевских кня­зей были замужем за правителями многих государств.

Византийское религиозное и гражданское влияние на древнерусскую культуру очевидно. Но ни о каком засилии Византии в древнерусской культуре говорить не приходится. Русь не была пассивным объектом приложения. Даже заимствованные культурные достижения под­вергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций. Воздействие византийской культуры наиболее интенсивным было на высшие слои общества, гораздо меньше его испытывали народные массы.

Принятие христианства способствовало широкому рас­пространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, при­мявшей христианство на 120 лет раньше, проник и первый межславянский литературный язык - старославян­ский. Он стал языком культа и религиозной литературы.

На местной восточнославянской основе сформировался древнерусский литературный язык. Это язык деловой письменности, исторической и повествовательной литера­туры. На нем написаны «Русская правда», «Слово о пол­ку Игореве», русские летописи, «Поучения» ВладимираМономаха и т. д. О распространении письменности среди городского населения свидетельствуют берестяные грамо­ты, найденные при раскопках в Новгороде и других горо­дах. Первые фрагментарные летописные записи появи­лись в Киеве вскоре после изобретения славянских пись­мен Кириллом и Мефодием. Они относятся ко времени княжения Аскольда (867 - 875). Обнаруженная вторичнаяязыческая летопись, описывающая княжение Игоря и Ольги, относится к 912- 946 гг. Последний раздел киев­ской языческой летописи охватывает 946 - 980 гг. и, в основном, относится к княжению Святослава и Ярополка Святославича. В нем отмечались основные события того времени: приезд посольств, отношения с печенегами, не­обычные природные явления и пр.

При Ярославе Мудром по его инициативе создается летописный свод 1093 г. Содержание этого свода посте­пенно разрасталось и к началу XII в. составило обшир­ное систематическое повествование. «Повесть временныхлет» правомерно рассматривается как введение в рус­скую историю, как энциклопедия древнерусской жизни IX -XI вв.

В развитии русского летописания чувствуется опреде­ленная религиозно-историческая тенденция или идея. Митрополит Илларион, более известен как автор слова «О законе, Моисеем данном, и о благодати и истине», окотором Е. Е. Голубинский отозвался, как о «безупречной академической речи, с которой из новых речей идут в сравнение только речи Карамзина». Рядом с этим произведением Е. Е. Голубинский ставит также «Слово о полку Игореве». Это действительно превосходный образец ора­торского искусства, хотя авторы и находятся под опреде­ленным влиянием византийской письменности, повторяют чужие темы.

Центрами древнерусской культуры были города с их ремесленным производством. В IX - X вв. насчитывалось 25 городов, в XI - 89, к концу ХП в. - 224. В городах жили и трудились ремесленники разных специальностей. Большие успехи были достигнуты в выплавке и обработ­ке металлов. Железо выплавлялось из болотных руд в сыродутных «домницах». В городах было налажено мас­совое производство железных орудий: топоров, серпов, лопат и др. Своим мастерством славились русские ору­жейники. В Европе высоко ценились кольчуги и прямые русские мечи. Древнерусские ювелиры наладили массовое производство различных украшений. Археологи обнару­жили в Киеве целую мастерскую по изготовлению стек­лянных браслетов. Много ремесленников занималось об­работкой кожи и дерева, изготовлением тканей, одежды и обуви.

Существовало в Древней Руси и школьное образова­ние. Школы для детей бояр создавались при Владимире. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Имелись школы и для подготов­ки к государственной и церковной деятельности. В них наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, географические и естественные науки.

После принятия христианства на Руси развивается монументальное каменное зодчество. Принципы строитель­ства каменных храмов были заимствованы из Византии. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X века (она была разруше­на монголами в 1240 году). В 1031-1036 гг. в г. Черниго­ве был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Верши­ной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве, построенный греческими и русскими мас­терами. Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.

Эти соборы отличаются от византийских сохранностью традиций русского деревянного строительства дохристианской эпохи: многокупольностью, шлемовидными купо­лами и многим другим.

Из Византии на Русь пришли новые для нее виды мо­нументальной живописи - мозаика, фреска и иконопись.

Самые ранние из сохранившихся произведений древ­нерусской живописи были созданы в Киеве. Суровой красотой и монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского Собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской мону­ментальной живописи. Среди фресок Софии два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, на стенах двух башен изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний и т. д.

Русская культура была подчинена единому стилю - стилю, отдаленным аналогом которого может быть указанроманский стиль на западе и юге Европы, а более близ­ким - стиль, господствовавший в Византии и странах еекультурного влияния.

Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, города и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Народы, расположенные по торговым путям, жили значительно лучше, чем жившие по дреговическим болотам и на территории Приуралья. Крестьяне жили в небольших домах. На юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные. На севере по лесам строились срубные наземные постройки с деревянными полами. Печи везде были глинобитные или каменные, но топилисьпо-черному. Окна были маленькие.

Горожане имели иные жилища. Почти не встречались полуземлянки. Часто это бывали двухэтажные дома, со­стоящие из нескольких комнат.

Значительно отличались жилые помещения князей, бояр, дружинников и священнослужителей. Под усадьбы отводились большие площади земли, строились хозяйст­венные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Бояр­ские и княжеские хоромы представляли собой дворцы. Были и каменные княжеские дворцы.

И одевались разные слои общества по-разному. Кре­стьяне и ремесленники - и мужчины, и женщины - но­сили рубахи (у женщин они были длиннее) из домоткан­ного полотна. Мужчины кроме рубахи одевали штаны, аженщины - юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи. Зи­мой носили обыкновенные шубы. Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество, конечно, было иным: из дорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышива­лись золотом. Плащи застегивались на одном плече золо­тыми застежками. Зимние шубы шились из дорогих ме­хов. Обувь у горожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожили до XX века, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли), князья носили сапо­ги, часто украшенные инкрустацией.

Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Князь с боярами и дру­жиной пировал «на сенях» (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой - золотой и серебряной. Летописец Нестор сообщает, что из-за посуды у князя и дружинников даже возникали разногласия: последние требовали вместо деревянных ложек серебряные. Более простыми были общинные пиры (братчины). На пирах обязательно выступали гусляры или скоморохи. Знамени­тые пиры Владимира, являвшиеся также своеобразным методом вовлечения в дружину, воспеты в былинах в полном согласии с летописными записями.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ

К концу 10 века на территории восточных славян образовалось раннее или протогосударство во главе с династией Рюриковичей.

Постепенно начинается феодолизация этого государства, которая идет с двух сторон. Во-первых, община выделяют князю часть своих помещичьих угодий, как плату за покровительство. Во-вторых, князь предоставляет своим боярам право сбора дани с некоторых завоеванных территорий. Те могли раздать своим дружинникам, а они в свою очередь могли обосноваться на этой земле.

Если бояре строили дом, то владения становилось вотчиной и лично принадлежала боярам, а также могла передаваться по наследству. Часть земель отходила земельным владельцам, как плата за покровительство.

Таким образом складывалась феодальная иерархия. Верховным владельцем земли был князь, дальше шли вотчинники, дальше бояре, которые получили право полного наследования своих земель. Мелкие держатели земли находились в конце феодальной лестнице, их держание земли подкреплялось договором о службе.

В первом общерусском законе «Русская правда» были оговорены следующие категории населения: свободные общинники и зависимые, то есть не полноправные в суде и без права участвовать в военной службе.

Свободные общинники, которые в свою очередь делились на смердов* и людей, обязательно служили в армии.

*Смерд (мн. смерды) - категория населения по «Русской правде», крестьянин на Руси IX-XIV веков, земледелец. Изначально свободные (в отличие от холопов), по мере развития поместной системы были постепенно закрепощены. Смерды находились в прямой зависимости от князя.

Зависимое население подразделялось на несколько категорий: челядь (члены семей смердов), холопы (слуги, рабы), рядовичи, временно зависимые их ещё называли закупами (человек получил ссуду, которую должен был отработать или отдать).

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Русь в конце 10 начале 12 века представляла собой ранне-феодальную монархию. Во главе стоял киевский князь, ему в управлении помогали совет бояр и дружинников.

Города-государства управлялись княжескими посадниками. В сельской местности управляли бояре-вотчинники. Дружина подразделялась на старинную и младшую. В старшую входили бояре и мужи. Они осуществляли суд, сбор дани управление земельными делами.

В младшей дружине состояли люди менее знатные и более молодые. В услужении князя была и так называемая «личная дружина», где служили так называемые «отроки» и «детские».

ПЕРВЫЙ ОБЩЕРУССКИЙ СУДЕБНИК «РУССКАЯ ПРАВДА»


Ярослав Мудрый в начале своего правления ввел в действие первый общегосударственный судебник - «Русская правда». Его также называли «Древней правдой». Она строго наказывала за убийство, допуская кровную месть, то есть за убийство человека родственники могли мстить убийце.

Первый свод законов касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, драк. После смерти Ярослава Мудрого трое его сыновей издали вторую версию «Русской правды», которая также называлась пространой редакцией. Они ограничили родоплеменные традиции.

За убийство теперь назначалась вира , то есть штраф. Сумма штрафа была различной в зависимости от статуса убитого. Вводился новый порядок судопроизводства.

Появился институт свидетелей и свидетельских показаний. Суд осуществлял князь и его полномочные представители. В «Русской Правде» также помещалась информация о категориях населения.

ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА КРАСНОЕ СОЛНЫШКО. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.

Владимир Святославович пришел к власти после первой распри между братьями. Он правил в Новгороде. Окончательно пришел к власти в 980 году, убив брата Олега.

Таким образом Русь на протяжении 8 лет (972-980) находилась без правителя.

Свою внутреннюю политику Владимир направил на оформление единства русский земель. Он посылал в различные земли, бывшие племенные княжения своих сыновей, которые являлись его наместниками.

В время правления Владимира была проведена первая религиозная реформа , по которой были объединены почти все восточно-славянские боги. В главе общественного пантеона встал киевский военный бог Перун Цель этой реформы оформление религиозного единства всех русских земель, рост русского государства, попытки оформить договоры с соседними странами натыкались на проблемы язычества древней Руси.

По летописной легенде перед Владимиром открылась возможность принять несколько религий: мусульманство, иудаизм, а также христианство в его западном (католическом) варианте.

Однако важнейшим государством того времени была Византия, к тому же у Руси были с ней давние торговые связи. Русь хотела использовать крещение для возвышения государства и укрепления авторитета династии на внешней арене. Византия же в будущем видела возможность политического влияния на Русь как на весьма неспокойных соседей.

Владимир согласился принять христианство , но потребовал себе в жены, сестру императора Византии Василия 2 Анну. Это могло сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе и Азии, укрепить авторитет династии внутри страны. Византия, нуждавшаяся в русской помощи против мятежников, согласилась с требованием Владимира. Русский отряд был отправлен на преодоления мятежа в Византии. Мятеж был подавлен, но греки не торопились выполнять договор о браке Анны и Владимира.

Я думаю одной из причин было то, что Владимир был язычником, несмотря на то, что он обещал креститься в христианство, а другой причиной было то, что с Византийским домом, стремились породниться многие монархи Европы и Азии, и Русь была не лучшим кандидатом на эту должность.

Когда Владимир увидел, что Анна не едет он в 988 году двинулся на центр Византии в город Корсунь и осадил его.

В конце концов Владимир добился того, что Анна вышла за него замуж и он принял крещение.

С крещением Владимира на Русь прошла мощная волна христианизации.

Вначале крещение приняло население Киева. Горожан крестили коллективно и часть насильно. Особенно трудно крещение Руси проходило в деревнях и на севере. Крещение Руси укрепило престиж Руси на мировой арене. Не было теперь сложности с заключением договоров и княжеских браков. Укрепился авторитет княжеской власти.

Русь принимает у Византии культурные достижения: возводятся храмы, появляется иконописание, развивается литература. Своеобразный итог был в том, что принятие именно православного христианства, способствовало отделению Руси от западных стран.

ПРАВЛЕНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

12 сыновей Владимира являлись наместниками в разных городах Руси. И после смерти Владимира начинается вторая усобица на Руси между детьми великого князя. Претендентом на престол оказался старший приемный сын Владимира – Святополк. Но Владимир больше любил детей от Анны: Бориса и Глеба, особенно Бориса. Оба они были жестоко убиты Святополком. Он впервые привел на Русь поляков, а второй по старшинству сын привлек на Русь варяг. В Новгороде остается княжить Ярослав Владимирович, а в Киеве – Святополк. Ярослав и Святополк столкнулись в 1016 году зимой. В итоге этой распри Святополк был полностью разгромлен и бежал в Польшу.

Ярослав в 1017 году занял город Киев.

Время правления Ярослава Мудрого – это расцвет Руси. Активно развивается каменное строительство, привлекаются ученые монахи для перевода и переписи церковных книг.

Международный престиж Руси высок. Дочери Ярослава выданы замуж за Европейских лидеров. Русь смогла сделать такой огромный шаг к процветанию ещё и потому, что во время правления Ярослава не было необходимости бороться с кочевниками. Появляется первый общерусский свод законов – «Русская Правда».

Но не сразу удалось восстановить Ярославу единство русский земель Руси. Его брат Мстислав владелец Тмутараканского княжества в 1024 году нанес ему поражение неподалеку от Чернигова. После чего Русь была поделена по левому берегу Днепра. Но в 1036 году Мстислав умирает и его часть земель переходит Ярославу.

В крупных городах и землях Руси правили сыновья Ярослава. Ярослав продолжал внешнюю политику своего отца и деда.

КНЯЖЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

После смерти Ярослава Мудрого, снова наступила княжеская междоусобица. Проходит череда восстаний. Престол в Киеве занимает старший сын Изяслав.

Но его браться Святослав и Всеволод объединяются и изгоняют Изяслава. К власти приходит Святослав. Он умирает в 1076 году и к власти вновь приходит Изяслав.

Всеволод после смерти Изяслава занимает киевский престол, а сын Всеволода Владимир Мономах правит в Чернигове. В 1093 году после смерти Всеволода власть переходит его сыну Владимиру Мономаху.


Мономах организует «любеческий съезд» в 1097 году. По-моему, этот съезд был правовым оформлением феодальной раздробленности на Руси. После «любеческого съезда» когда-то сильное и мощное государство Киевская Русь было разделено между внуками Ярослава Мудрого, а следовательно разбито на мелкие княжества, то есть феодально раздроблено и ослаблено.

Итак к власти пришел Владимир Мономах, он правил с 1113 по 1125г.

Он дал Руси новую «Русскую Правду», названную «Устав Владимира Всеволодовича». По этому уставу облегчались задолженности городской бедноты. Эти статьи ограничили произвол ростовщиков. Владимир сумел приостановить не время естественный распад древней Руси на отдельные земли. Своих сыновей он рассадил по крупным городам.

Известен Владимир Мономах своей борьбой с кочевниками. В 10-11 веках Русь беспокоили в основном печенеги. В 1036 году при Ярославе Мудром они были окончательно разгромлены и долгое время не беспокоили Владимира Всеволодовича.

Для ограждения от печенегов он создал южную оборонительную систему: сигнальные башни для оповещения о приближении врага.

В 11 веке появилась новая опасность половцы.1095 год – первое упоминание о половцах. Активную борьбу с ними вел Владимир Мономах. В 1111г. он взял крупный половецкий город Шарукань. После этого наступили моменты затишья. Но все равно половцы продолжали разорять русские города.

История Киевской Руси официально начинается в 882 году – как записано в летописи, именно тогда Олег из Рюриковичей, убив Аскольда и Дира, стал править княжеством со столицей в Киеве. Его походы, а также завоевательные войны других князей привели к тому, что земель под рукой Киева становилось все больше. Киевская Русь в 9-12 веках – это большое и развитое европейское государство.

Внешняя и внутренняя политика древнерусского государства

С самого начала внешняя политика имела сразу несколько направлений: нужно было противостоять и Византии, которая распространяла свою экспансию на Северное Причерноморье, и хазарам, которые препятствовали торговле в восточном направлении, и кочевникам-печенегами – они просто опустошали Русь своими набегами.

Византия неоднократно пыталась подчинить Древнюю Русь, но не все ее попытки были успешны. Так, после морского похода Олега на Царьград, между странами был заключен выгодный для восточнославянского государства торговый договор, правда, при правлении Игоря, после его менее удачных военных действий, условия изменились на менее благоприятные для Руси.

Самым успешным во внешнеполитическом плане было правления Святослава – он не только разбил войско Хазарского каганата и Волжскую Болгарию (предварительно захватив вятичей), но и покорил северокавказские племена и основал Тмутараканское княжество.

Рис. 1. Святослав Игоревич.

Также он заключил договор с Византией, после чего обратил свой взор на Балканы. Однако завоевание Болгарского царства в 967 году обернуло против него коварного союзника: византийский правитель оказал поддержку печенегам, те пошли на Киев, однако были разбиты Святославом. Тот вновь вернулся на Дунай и уже при поддержке болгар пошел на Царьград. Карта военных действий постоянно менялась, верх брал то Святослав, то византийская сторона, и в какой-то момент киевский князь решил вернуться в свою столицу, однако по дороге был убит печенегами.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Считается, что на убийство Святослава печенегов уговорили подосланные к ним византийское дипломаты.

Самым политически стабильным было правление его сына Владимира, однако уже в 1015 году развернулась борьба за власть, продлившаяся более 20 лет – только в 1036 году в Киеве стал править князь Ярослав, после смерти которого сыновья только укрепили власть Киевской Руси. Но это не спасло государство от феодальной раздробленности, начало которой было уже положено: единовластие киевских князей пало. Владимир Мономах, который пробовал ей противостоять, добился только временного усиления власти, а при его сыне Ярополке процесс распада государства окончательно завершился.

Рис. 2. Владимир Мономах.

Экономика и культура Киевской Руси

Русь в 9 начале 12 века была государством с феодальным землевладением. Собственниками земли были не только князья, но также бояре и дружинники, а немного позже к ним добавилась и церковь. Рабочей силой, на которой и основывалось экономическое развитие Киевской Руси, были холопы, смерды и другие категории населения. С них брали продуктовую ренту.

Что касается культуры, то она в значительной степени сформировалась под влиянием византийской традиции – это касается не только зодчества, но и живописи. Собственная литература также сформировалась под влиянием переводной, но была идейно насыщенной и совершенной в художественном плане. Самые известные произведения того времени – это “Повесть временных лет”, “Поучения” Мономаха и, конечно, “Слово о полку Игореве”.