Китай. Срединное государство

Всеобщая история. История средних веков. 6 класс Абрамов Андрей Вячеславович

§ 32. Китай – «Срединное государство»

Китай – «Срединное государство»

Китай – одна из крупнейших стран мира с древней историей и богатой культурой. Государство возникло здесь около четырех тысяч лет назад. С тех пор периоды существования единого государства неоднократно сменялись временами раздробленности. Но в течение многих веков устройство государства и образ жизни обитателей Китая почти не менялись. Китайцы считали свою страну центром мира и называли «Срединным государством» или «Поднебесной империей». Здесь, по их мнению, жили самые умные и талантливые люди, существовал самый справедливый общественный порядок. Даже природа и климат страны были, как им казалось, самыми лучшими. Китайцы считали своего императора повелителем и всех окрестных земель. Поэтому любое посольство иностранной державы они воспринимали как символ выражения покорности императору.

Все остальные народы китайцы считали варварскими, которые «имеют лицо человека, а сердце змеи». Ничего хорошего для себя жители Срединного государства от соседей не ждали и относились к ним с явным пренебрежением. На протяжении всей своей истории китайцы вели войны с пограничными странами и племенами. Главная угроза исходила от кочевников, живших к северу от границ Китая. Для защиты от их вторжений еще в древности была построена Великая китайская стена.

Будда. Китайская скульптура. XII век

В периоды существования единого государства правителям Китая силой удавалось отражать вторжения врагов и даже заставлять северные племена платить дань. Ослабление Китая, распад его на враждующие государства нередко приводили к подчинению значительных частей страны иноземной власти. Однако со временем завоеватели смешивались с более культурным и многочисленным местным населением. «Северные варвары» отказывались от своего языка, обычаев, меняли имена и одежду на китайские. Даже создавая свои государства, завоеватели стремились подражать китайским порядкам. Культура, образ жизни и мудрость китайцев были привлекательны для окружающих народов.

Верблюд. Статуэтка эпохи Тан

Монгольское завоевание Китая

В VII веке Китай был объединен под властью династии Тан. Однако мятежи в армии и вторжения иноземцев привели к ослаблению государства, и в начале X века династия Тан была свергнута. За периодом смут и раздробленности в середине X века последовало объединение Китая династией Сун.

Кочевники – соседи Китая. Средневековый рисунок

В первой половине XIII века на страну обрушились монголы. После завоевания Северного Китая они приступили к покорению Южного Китая. В 1279 году государство Сун было уничтожено, а его последний император попал в плен. Весь Китай оказался под властью жестоких чужеземцев, став частью Монгольской державы. Монгольское правление продолжалось почти сто лет. Завоеватели, ненавидевшие китайцев, решили было истребить носителей пяти самых распространенных китайских фамилий, вместе составлявших около половины населения страны. Земли, лишившиеся населения, должны были превратиться в пастбища для скота кочевников. Однако поразмыслив, монголы решили, что им выгоднее сохранить китайцам жизнь и собирать с них большие налоги.

Китайская бронзовая монета

В середине XIV века жестокая власть монгольских правителей вызвала народное восстание. Его возглавили члены тайной организации «Белый лотос». В 1368 году восставшие заняли столицу Китая город Пекин, изгнав монголов из страны. Их предводитель был провозглашен императором, положившим начало династии Мин.

Китай в VII–XII веках

Какие народы граничили с Китаем? Куда были направлены завоевательные походы китайских императоров? Как изменилась территория Китая в XII веке по сравнению с VII веком?

Учения китайских мудрецов

В Китае с древности было распространено несколько религий, которые мирно уживались друг с другом. Все религии находились под покровительством государственной власти, а император являлся верховным жрецом всех богов. Древние верования были языческими: все китайцы верили в духов, оборотней, почитали усопших предков, поклонялись нескольким сотням божеств. Среди божеств встречались и реальные люди, прославившиеся в прошлом – мудрецы, герои, императоры, выдающиеся чиновники.

Китайская пагода – место поклонения буддистов

В I веке н. э. в Китай из Индии проник буддизм – учение об освобождении от страданий и достижении состояния полной отрешенности от внешнего мира (нирваны). Со временем эта религия стала одной из самых распространенных в Китае. Большое число почитателей было также у возникшего еще в древности даосизма. Согласно этой религии человек должен стремиться достичь согласия с природой и естественным течением жизни.

Китайские ученые. Средневековый рисунок

Всеобщим уважением в Китае пользовалось учение Конфуция – мудреца, жившего в VI–V веках до н. э. Благородные люди, по мнению Конфуция, должны обладать такими качествами, как любовь, благосклонность, человечность, верность, а также чувством долга. Важнейшим правилом жизни, ниспосланным людям самим Небом, Конфуций считал уважение к старшим. Сын должен повиноваться родителям, младший брат – старшему, жена – мужу, подчиненный – начальнику, друзья – долгу верности. Только если эти правила соблюдаются, в государстве царит порядок и процветание.

Самой важной добродетелью человека является сыновья почтительность. По мнению Конфуция, лучше умереть, чем отказаться почитать родителей. «Молодые люди, – говорил мудрец, – должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его – уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг». Столь же важно, как и почитание родителей, подчинение власти государства. Однако и правитель должен вести праведную жизнь и добиваться уважения народа. После смерти мудреца китайцы стали обожествлять Конфуция и сооружать в его честь алтари и храмы.

Какие качества, по мнению Конфуция, должны быть присущи молодым людям?

Государство в Китае

Государственная власть играла важнейшую роль в жизни китайцев. На вершине общества стоял император, обладавший огромной властью. Он выступал посредником между небесными и земными силами. Китайцы считали, что его власть исходила от Божественного Неба. Поэтому императора в Китае именовали Сыном Неба. Он не только должен был правильно управлять своими подданными, но и «отвечал» за природные явления. Император в соответствии с календарем, созданным учеными, возвещал о начале сева или уборки урожая.

Китайская ваза. XIV век

Император считался «подателем жизни» не только для своих подданных, но и для всех живых существ. Поэтому любое сопротивление ему рассматривалось как тягчайшее преступление. Конфуций сравнивал императора с ветром, а народ – с травой: «Куда дует ветер, туда и трава гнется». Все жители Поднебесной были одинаково бесправны перед императором, который являлся еще и верховным собственником всей земли в стране. Любое слово императора было законом.

Император из династии Тан. Средневековая миниатюра

Согласно учению Конфуция, высшей целью власти было обеспечение общественного блага. Поэтому император должен был заботиться о народе и прислушиваться к его мнению, чтобы править справедливо. Народная поговорка гласила: «Когда государь нарушает закон, он становится подобным простолюдину». Утверждения о том, что император нарушил волю Божественного Неба, служили оправданием для многочисленных переворотов и мятежей. В результате императоров свергали и даже убивали. Из более чем двухсот императоров за всю историю Китая треть умерли насильственной смертью.

Императорский дворец

Китайские чиновники

В Китае не было родовой знати, и власть императора опиралась на многочисленных чиновников. Они отвечали за все стороны жизни – от сбора налогов до постройки каналов, дорог, дамб, дворцов. Должности чиновников не передавались по наследству, считалось что ими должны становиться самые мудрые, талантливые и добродетельные люди. Любой, кто претендовал на получение ученой степени, дававшей возможность стать чиновником, должен был выдержать трудный экзамен. Будущие чиновники писали поэму в стихах на заданную тему, а также сочинение, выявлявшее знание законов, трудов Конфуция и других древних мудрецов. Сдав экзамен, одаренные люди, даже если они происходили из простого народа, могли рассчитывать на получение важных должностей. Однако преимущество получали представители богатых семей, так как они могли обеспечить своим детям хорошее образование. А это было непросто! Согласно учению Конфуция, достигнуть совершенства человек мог лишь путем упорного учения и праведного труда. Поэтому в Китае высоко ценились знания и образованные люди. Ученые и чиновники были освобождены от уплаты налогов и выполнения повинностей.

Китайский чиновник. Средневековая статуэтка

Обучение в школе было долгим и трудным. Занятия продолжались с семи утра до шести вечера. Чтобы овладеть чтением и письмом, нужны были хорошая память и твердая рука. В китайской письменности существует 80 тыс. иероглифов. Но лишь немногие знали все иероглифы, даже ученые помнили только 25–30 тысяч. Образованному человеку было достаточно знать 6–7 тыс. знаков.

Китайские иероглифы

Детей обучали грамоте по «Книге трех иероглифов», в каждой строке которой было лишь три знака. Освоив ее, ученики переходили к чтению «Книги тысячи иероглифов», в которой из тысячи знаков ни один не повторялся. Затем следовало заучивание изречений Конфуция и других древних авторов. Вслед за обучением чтению ученики приступали к постижению искусства письма. Они должны были научиться красиво и четко писать иероглифы кисточкой и тушью.

Поэзия и живопись Китая

Зародившееся еще в древности, китайское искусство в Средние века достигло совершенства. Художники и поэты любили описывать разнообразную природу Китая – его горы, речные долины, леса. Особенностью искусства было стремление показать, что человек является частью природы и должен жить в соответствии с ее законами.

Поэзия и живопись Китая были тесно связаны между собой. Поэт и художник пользовались кистью и тушью, чтобы создавать свои творения на бумаге или на шелке. Многие поэты были и живописцами. Об одном из них говорили: «В его стихах – картины, в его живописи – поэзия». Сами иероглифы, которыми записывали стихи, благодаря их живописности становились произведением искусства.

Какие мысли стремились отразить китайские художники и поэты?

Подведем итоги

Китай в Средние века был высокоразвитым государством, обладавшим богатым культурным наследием древности. Несмотря на вражеские вторжения и смуты внутри страны, Китай сохранил свою культуру и самобытность.

1279 Подчинение монголами Южного Китая.

1368 Изгнание монголов из Китая. Начало правления династии Мин.

«Когда ведешь себя ты правильно, то за тобой пойдут и без приказа. Когда же ты ведешь себя неправильно, не послушают, хоть и прикажешь».

(Поучение Конфуция правителю)

1. Как было устроено Китайское государство? Какова была власть императора?

2. Какие религии существовали в Китае? В чем заключались основные положения этих вероучений?

3. Почему учение Конфуция способствовало усилению влияния государства в Китае? Обоснуйте свое мнение.

4. Расскажите о школе в Китае. Почему там высоко ценилось образование?

Некоторые ученые называют Китай конфуцианской страной. Как вы думаете, почему?

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

КИТАЙ Китайская мифология очень сложна, не сведена в более или менее стройную систему; из многих богов нелегко, а то и невозможно выбрать самых главных, великих. Другая особенность: очень часто мифы складывались на основе реальных событий или реальных исторических

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

14.3. Средневековые наваррцы - это «античные» спартанцы Средневековое Афинское государство каталанцев - это «античное» Афинское государство 78а. ВОЕННОЕ ГОСУДАРСТВО НАВАРРЦЕВ В XIV ВЕКЕ Н.Э. Наваррцы известны в истории средневековой Греции как воинственная «банда

Из книги Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая автора Лависс Эрнест

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Древнейший Китай. Шан-Иньское государство Во второй половине III тыс. до н. э. у потомков племен культуры яншао возникает имущественная дифференциация и обособляется властная верхушка. Согласно древнекитайской историко-литературной традиции, первой наследственной

Из книги Имитаторы. Иллюзия «Великой России» автора Казинцев Александр Иванович

Часть I ГОСУДАРСТВО? ГДЕ ВЫ ВИДИТЕ ГОСУДАРСТВО?!

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

Из книги Между страхом и восхищением: «Российский комплекс» в сознании немцев, 1900-1945 автора Кенен Герд

Европейское «срединное царство» Позитивный образ, противостоящий разорванному, упадочному миру Запада и его российским террористическим отражениям (их реальным прообразом послужила, видимо, «партия социалистов-революционеров» Бориса Савинкова, проводившая политику

ИСТОРИЯ ПОНЯТИЙ

ЧТО ТАКОЕ КИТАЙ? СРЕДИННОЕ ГОСУДАРСТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ МИФЕ И РЕАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

© 2012 С.В. ДМИТРИЕВ, С.Л. КУЗЬМИН

"В Китае все жители китайцы, и даже сам император - китаец"

Г.Х. Андерсен

Обсуждая историю и политику Китая, часто подчеркивают его уникальность в том смысле, что его историческое развитие не вписывается в тенденции, общие для большинства государств. Например, нередко можно встретить мнение, что, несмотря на то что Китай не единожды завоевывался иноземцами, при этом, в силу ряда особенностей своей культуры, он не становился частью других государств (что бывает с завоеванными народами), так как иноземцы быстро растворялись среди своих подданных и становились их частью. Это мнение, отчасти верное (ассимиляционные способности китайской культуры и правда очень велики), как представляется, коренится в традиционной синоцентристской концепции истории, разработанной китайскими историками-конфуцианцами много веков назад. Ее суть, помимо прочего, состояла в том, что Китай является единственным государством в своем роде, главным в мире, и поэтому не может быть частью никакого другого государства. В рамках этой концепции периоды иноземного правления рассматривались как династии - иностранные по происхождению, но мало чем отличающиеся от своих китайских предшественниц или последовательниц.

В данной статье мы постараемся разобраться в том, насколько эта концепция близка к истине. Это особенно важно потому, что она оказала сильное влияние на мировую синологию, а китайская наука, которая в последние десятилетия занимает все более важное место в мировой иерархии, почти официально считает эту концепцию своей методологической основой. Во многом это объясняется тем, что данные идеи крайне удобны для современных политических целей руководства КНР, которые зачастую далеки от стремления к научной строгости и правде [Кузьмин, Дмитриев, 2010-2011].

Ключевые слова: Китай, Срединное государство, государственная идеология, историческая мифология, национализм.

Важнейшие наши источники - естественно, китайские, написанные в разное время. Однако нельзя упускать из виду, что традиционная китайская историография носила официальный характер. Например, в империи Цин даже в Новое время независимого историописания фактически не было, печатаемые исторические трактаты подвергались цензуре, а тексты, не соответствующие официальной доктрине, - зачастую и уничтожению. Понимание предназначения истории и трактовка исторического процесса всегда оставались конфуцианскими: никакой другой исторической науки в императорском

Китае быть не могло. Поэтому необходимо опираться и на некитайские источники, в частности тибетские и монгольские, которые зачастую освещают одни и те же события и понятия совсем по-другому.

При анализе проблемы полезно прежде всего проанализировать само понятие "Китай" и его аналоги. Понимание термина Китай (кит. Чжун-го ф Щ - Срединное государство, или Тянь-ся - Поднебесная) и его эквивалентов разными народами и в разное время было неодинаковым. Впервые эти термины упоминаются в текстах, восходящих к эпохе правления династии Чжоу (1122-249 гг. до н.э.), причем скорее всего к ее позднему периоду - Восточной Чжоу (770-249 гг. до н.э.). Возможно, именно поли-этничность княжеств, группировавшихся вокруг чжоуского вана, объясняет специфику столь малоконкретного термина, определяющего ареал китайской культуры. Династия Шан (1766-1122 гг. до н.э.), свергнутая чжоусцами, судя по всему, представляла в основном моноэтничную общность. Окружавшие Шан племена, многие из которых были близкородственны шанцам и находились под сильнейшим влиянием шанской культуры, могли столетиями признавать себя вассалами шанского правителя, но от этого ни в коей мере не становились шанцами, остававшимися единственным государствообра-зующим народом, дающим этому государству имя. При этом влияние шанской культуры на соседей было столь сильно, что многие из них к концу существования династии, видимо, мало отличались от собственно шанцев, но слияния не происходило, поскольку такая концепция полностью противоречила воззрениям шанцев на государство и народ.

Система, установленная чжоусцами (которые были одними из давних вассалов Шан), изначально была совершенно иной. Строить государство на шанских принципах, объявив единственным государствообразующим народом чжоусцев, было уже невозможно. Во-первых, судя по всему, покоренные шанцы были гораздо многочисленнее и культурнее завоевателей. Во-вторых, чжоусцы во многом восприняли шанскую культуру и были не столь уж отличны от завоеванных (по всей видимости, на заре истории Шан отличия между шанцами и окружавшими их племенами были заметнее, что и повлияло на формирование их картины мира). Это облегчало принятие мульти-этничной концепции государства. В-третьих, готовя свержение Шан, чжоусцы сформировали коалицию из союзных племен, которые, конечно, требовали своей доли в новом государстве. В любом случае завоеванные чжоусцами земли были слишком велики, чтобы править ими централизованно, поэтому большинство вновь присоединенных территорий было отдано в управление членам чжоуского правящего дома Цзи и наиболее отличившимся военачальникам. Ван был сильнее любого из своих вассалов по отдельности, но не более того; к тому же со временем наметилась тенденция к смене баланса сил в пользу удельных княжеств.

Таким образом, Западночжоуское государство представляло собой скорее конфедерацию, стержнем которой был чжоуский правящий дом, но не сами чжоусцы, как племя. Все, управлявшиеся правителями, признававшими себя вассалами чжоуского вана и следовавшими установленному политическому этикету, считались его подданными и соответственно частью Срединного государства, или Поднебесной. По-видимому, в наиболее древних случаях употребления термина Чжун-го он означал ванскую столицу или ванский домен, что вполне вписывается в нашу концепцию, так как именно факт признания власти вана и политическая ориентация на его столицу были главными объединяющими факторами той конфедерации политий, которые впоследствии станут Китаем.

Новая модель государства оказалась весьма эффективной: территории, контролировавшиеся вассалами чжоуского вана, значительно превосходили пределы Шанского государства и быстро расширялись: фактическое отсутствие узкоэтнической составляющей в новой концепции государства значительно облегчало подчинение иных народов, их вовлечение в орбиту китайской культуры и ассимиляцию. Свою роль сыграло

и то, что при раздаче земель основатели чжоуского государства особенно щедро раздавали соратникам территории на границах с иноземными народами. Эти земли зачастую еще только предстояло завоевать и подчинить, но зато, если это удавалось, у такого удела были все шансы на быстрый рост и усиление за счет захвата территорий "варваров". У внутренних уделов, которые на начальном этапе считались более престижными и чьи правители очень высоко стояли в чжоуской иерархии, такого "простора для маневра" не было.

В период Восточного Чжоу, когда, по всей видимости, входят в оборот рассматриваемые термины, реальная власть вана фактически сошла на нет. Это не мешало четкому осознанию его подданными, пусть и формальными, своей принадлежности к одной общности - скорее культурной, чем политической. Иначе и не могло быть, ведь вплоть до воцарения династии Цинь (221-206 гг. до н.э.) центральная власть в китайской ойкумене если и существовала, то была в значительной степени сакральной и номинальной: чжоуский ван, конечно, признавался Сыном Неба, верховным владыкой всей земли, посредством своей благой силы обеспечивающим правильную смену времен года и плодородие почвы, но власть его в период Восточного Чжоу вне границ довольно скромного ванского домена носила скорее религиозно-магический, нежели политический характер. Поднебесной (или Срединным государством) в то время называлась совокупность политий, признающих верховный авторитет чжоуского вана и, следовательно, разделяющих основные ценности чжоуской культуры. Ведь признание такого авторитета считалось главным критерием приобщения к цивилизации.

Далеко не всегда эти политии были китайскими по этническому составу: царство Чу населяли предки современных хмонгов (мяо), жители У и Юэ были родственны вьетам (юэ), циньцы, возможно, изначально были одним из кочевых прототибетских племен. Собственно говоря, частью этого кочевого мира изначально были и чжоусцы, но к периоду Восточного Чжоу они, восприняв шанское наследие, стали законодателями культуры, которой суждено было стать собственно китайской. В ряде княжеств, где управляли китайские династии (Ци, Янь), среди населения, очевидно, были значительные иноэтничные группы: наречия даже разных китайских царств сильно отличались друг от друга. Недаром еще один обобщающий термин, обозначающий китайцев как этническую общность (хуа-ся ЩЖ "все ся"), хранит в себе следы этого разнообразия внутри этноса, которое, конечно, было следствием того, что к концу Восточного Чжоу собственно китайцы были потомками очень многих племен, ассимилированных и собранных воедино во многом благодаря гибкой политике чжоусцев.

Авторитет чжоуской (т.е. китайской) культуры был столь велик, что иноэтничные царства не только охотно воспринимали ее1, но и сознательно включались в борьбу за место в чжоуской политической иерархии, признавая себя вассалами чжоуского вана, а свои государства - частью Поднебесной. Те, кто не включался в эту систему, считались племенами, а не государствами, хотя, конечно, часто это было не так: в шанский и за-падночжоуский периоды среди этих "племен" (например, в среднем и нижнем течении Янцзы) были политии, если и уступавшие китайским государствам по степени развития, то незначительно. При этом надо понимать, что, например, чусцы, получая от вана не сишком высокое (согласно чжоуской иерархии) звание цзы для своего правителя, конечно, не хотели стать очередным вассалом слабого чжоуского вана, а стремились включиться в борьбу за гегемонию на Китайской равнине, что можно было сделать, только приняв правила этой борьбы. Даже заклятые враги чжо

САМОЙЛОВ Н. - 2010 г.

  • ИЗУЧЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

    ЛОМАНОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ, ТИТАРЕНКО МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВИЧ - 2013 г.

  • » на правление. Соответственно, точным переводом является «Центральная страна» или «Центральное государство».

    Термин «чжунго » не используется в истории Китая постоянно. Он имел разнообразный культурный и политический подтекст в зависимости от эпохи .

    Название China используют для Китая в Центральной Европе , в частности в португальском, испанском, английском, немецком и румынском языках. В польском используется Chiny . Название Kina используется преимущественно в Северной Европе , в частности в Дании, Норвегии и Швеции , а также в сербохорватском языке . В Греции используется название Κίνα .

    История

    Китай - одна из древнейших цивилизаций мира. Она стоит в одном ряду с цивилизациями шумеров Тигра и Евфрата , индийцев Инда и египтян Нила . Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизационных центров. Её достижением стала, в первую очередь, логографическая система письма, которая используется сегодня в странах Восточной Азии .

    Доисторический период

    Археологические находки показывают, что древние люди вида Homo erectus заселили территорию современного Китая между 2,24 млн - 250 тыс. лет назад. В местности Чжоукоудянь вблизи Пекина были найдены останки так называемого синантропа , которые датируются 550-300 тыс. лет назад. Синантропы умели изготавливать простые каменные орудия и добывать огонь.

    Приблизительно 70 000 лет назад новые люди современного вида Homo sapiens заселили Китайскую равнину, вытеснив синантропов и их потомков. Наиболее ранние остеологические подтверждения существования современных людей на территории Китая (человеческие останки со стоянки Люцзян) датируются 67 тысячелетием до н. э.

    Государственность Китая имеет очень длинную историю. Легенды, возникновение которых историки относят к третьему тысячелетию до нашей эры , донесли до нас имена первых трёх властителей и пяти императоров Китая.

    Согласно современной историографии, первой династией Китая была Ся . Некоторые китайские ученые считают, что доказательством её существования служат раскопки городских поселений и могил вблизи Эрлитоу в провинции Хэнань . Эта археологическая культура датируется периодом от 2070 до 1600 до н. э. В поселениях найдены мастерские для производства бронзовых сосудов, керамика, штампы с простейшими иероглифами. Большинство западных учёных отрицает существование этой династии.

    Древние государства на территории Китая

    Первой исторически достоверной династией считается династия Шан (другое название Инь), которая контролировала территории равнины реки Хуанхэ в Восточном Китае между XVIII и XII столетиями до н. э. Её уничтожил один из западных вассальных родов, который основал династию Чжоу , которая правила с XII до V века до н. э. Центральная власть новой династии ослабла в связи с возрастанием политической и экономической мощи удельных правителей, которые создали в середине VIII века до н. э. ряд формально независимых государств. С V по II века до н. э. эти государства постоянно воевали между собой, однако в 221 до н. э. были объединены Цинь Ши Хуан-ди в единую империю. Новая династия Цинь просуществовала несколько десятилетий, но именно она сформировала Китай как имперское образование.

    Период господства династии Хань продолжался с 206 до н. э. по 220 годы. В этот период началось формирование китайцев как единого этнического сообщества.

    Средневековые государства на территории Китая

    После дезинтеграции Китая в III-VI веках в связи с нападениями кочевников с севера, империя была объединена династией Суй в 580 году. VII-XIV века, время господства династий Тан и Сун , считаются «золотым веком» Китая. Именно в этот период произошло большинство научных открытий и достижений в культуре. В 1271 году монгольский правитель Хубилай объявил начало новой династии Юань . В 1368 году, в результате антимонгольского восстания, началась новая этнически китайская династия Мин , которая правила Китаем до 1644 года.

    Империя Цин

    Последней императорской династией Китая стала династия Цин , которую начали завоеватели Китая маньчжуры . Она была свергнута революцией в 1911 году.

    Как и большинство китайских режимов, правление Цин было авторитарным . Часто использовались жёсткие методы для обеспечения стабильности власти. Во время господства маньчжурской династии Цин этнических китайцев-ханьцев заставляли носить долгую косу, как у маньчжуров, в знак верности новой династии.

    В XVIII веке технологически мощный Китай проводил активную политику покорения народов Центральной Азии , которых китайцы издревле считали «варварами». Однако в XIX веке он сам стал жертвой «варваров Запада» - колониальной политики стран Западной Европы и США . Наиболее разрушительную роль для цивилизации Китая сыграли Опиумные войны , в результате которых к 1860 году Китай окончательно попал в экономическую зависимость от Великобритании и Франции.

    Республиканский Китай

    1 января 1912 года с падением династии Цин была создана Республика Китай (другое название Китайская Республика). Сунь Ятсен , лидер Национальной Партии Гоминьдан , был провозглашён первым президентом. Вскоре его сместил с этой должности бывший генерал цинских войск Юань Шикай , который провозгласил себя новым императором, однако его империя умерла вместе с ним.

    После Юань Шикая Китай оказался де-факто раздробленным на ряд провинциальных правительств, хотя де-юре международная общественность признавала центральной только Пекинскую власть. В 1927 году партия Гоминьдан под командованием Чан Кайши смогла объединить страну. Столица была перенесена в город Нанкин . Поскольку националисты захватили власть и создали однопартийное правительство, в стране появилась мощная оппозиция - коммунисты . Продолжалась борьба между правительственными войсками и красными партизанами, которая ослабляла Китай и тормозила проведение демократических реформ.

    Китайско-японская война 1937-1945 годов на некоторое время объединила националистов и коммунистов против общего врага. Но после капитуляции Японии в 1945 году, государственная сокровищница Республики оказалась пустой. Это стало причиной взаимных обвинений Гоминьдана и Компартии Китая, которые привели к гражданской войне . Победа коммунистов вынудила правительство Республики Китай перебраться на остров Тайвань , где она существует и сегодня.

    «Два Китая»

    С победой в гражданской войне Коммунистическая партия Китая провозгласила себя правопреемницей Республики Китай и 1 октября 1949 года основала новое государство - Китайскую Народную Республику (КНР).

    В 1997 году КНР вернула себе территорию Гонконг от Великобритании и в 1999 году территорию Макао от Португалии .

    Современность

    Хотя правительство Китайской Республики не отказалось от своих претензий на Китай, Тибет и Внутреннюю Монголию , оно всё больше идентифицирует себя как правительство острова Тайвань . Политические круги Китайской Республики пребывают в постоянной диалектической борьбе относительно вопроса провозглашения независимости острова. КНР считает Тайвань неотъемлемой частью своего государства, а потому постоянно пытается вытеснить представителей Китайской Республики из разных международных организаций, усиливая его изоляцию.

    На сегодня 23 государства, включая Ватикан , продолжают признавать Китайскую Республику официальным Китаем. В противовес этому, большинство правительств мира рассматривают КНР как законного представителя Китая.

    Территория

    Историческое деление Китая

    Административные единицы высшего уровня Китая изменялись в зависимости от правящей династии или правительства. К этим единицам относят, в первую очередь, края и провинции. Среди единиц нижнего уровня существовали префектуры, подпрефектуры, департаменты, командирства, уезды и округа. К современным административным единицам относят города уровня подпрефектуры, города уровня округа, населённые пункты и городские общины.

    Большинство китайских династий размещали свою резиденцию в сердце Китая, его этнически китайской части - долине реки Хуанхэ . Эти династии расширяли свои владения за счёт иностранных территорий Внутренней Монголии, Маньчжурии , Синьцзяна , Тибета, Вьетнама и Кореи . Хотя последняя манчьжурская династия Цин, наследниками которой считают себя КНР и Республика Китай , включила в Китай большинство вышеупомянутых земель, сам Китай имеет определённые древние границы - Великая китайская стена на севере, Тибетское плато на западе и джунгли Индокитая на юге.

    На востоке, вдоль побережья Жёлтого и Восточно-китайского морей находятся аллювиальные равнины, которые плотно заселены. На севере, на краю плато Внутренней Монголии можно увидеть травянистую степь. Юг Китая покрыт холмами и невысокими горами. В центрально-восточной части расположены дельты Хуанхэ и Янцзы . Большинство пахотных земель находятся вдоль этих рек. Южная провинция Юньнань является частью так называемого субрегиона «Большой Меконг», в который входят Мьянма , Лаос , Таиланд , Камбоджа и Вьетнам .

    В западной части Китая на севере находится большая аллювиальная равнина, а на юге - известняковое плоскогорье, покрытое холмами средней величины. В этой части Китая расположены Гималаи , с самой высокой в мире горой Эверестом . Северо-запад покрыт пустынями, такими как Такла-Макан и пустыня Гоби , которые постоянно разрастаются. В течение тысячелетий горы провинции Юньнань служат природной границей, которая отделяет Китай от Бирмы , Лаоса и Вьетнама.

    Климат Китая разнообразен. Северная зона, которая включает Пекин , характеризуется очень холодными зимами. Центральная зона, которая включает Шанхай , умеренная. Для южной зоны, которая включает Гуанчжоу , характерен субтропический климат.

    В связи с частыми засухами и несовершенным хозяйствованием часто случаются пылевые или песчаные штормы весной. Ветер разносит пыль в восточном направлении, до Тайваня и Японии . Шторма иногда достигают Западного побережья США . Вода, эрозия грунтов и загрязнение окружающей среды Китая перерастают из внутренних китайских проблем в международные.

    Общество

    Демография

    Население Китая (КНР и Республики Китай) составляет 1390 миллионов человек в 2012. Это одна пятая часть всего населения Земли . Хотя в КНР проживает более 100 этносов, коммунистическое правительство признаёт только 56. Наибольшей этнической группой Китая являются ханьцы (собственно китайцы) - 91,9 %. Она неоднородна и делится на ряд этнографических групп, большинство из которых - это бывшие самодостаточные этносы, ассимилированные китайцами-ханьцами.

    «Разговорный китайский» или «байхуа » - письменный стандарт для путунхуа, который используется официально с XX века. До этого стандартом письменного языка был классический китайский язык «вэньянь », по образцу средневековой латыни . Этот язык является до сих пор обязательным для изучения в высшей школе.

    Китайские языки основаны на иероглифической письменности, в то время как языки чжуан, тибетский , уйгурский и монгольский имеют собственные алфавиты.

    Религия

    Благодаря «культурной революции» 62 % населения КНР (797,7 миллионов человек) называют себя атеистами. Однако для значительной группы материковых китайцев религия играет очень важную роль, особенно буддизм , даосизм и конфуцианство (в последнее время и католичество - более 50 млн).

    КНР - атеистическое секулярное государство, однако в нём позволяется следование религиозным практикам, которые признаны правительством. То есть, существует возможность реализовать, хотя и ограниченно, право свободы совести. Даосизм и буддизм, вместе с моралистическим конфуцианским кодексом были основными религиозными учениями Китая в течение 2 тысячелетий, поэтому даже коммунистическое правительство не может пренебрегать этой традицией.

    В середине февраля 2006 года группа экспертов по правам человека из Объединённого Королевства Jubilee Campaign опубликовала 140-страничный материал, состоящий из секретных документов, нелегально переданных сотрудниками Министерства общественной безопасности Китая в Комитет по расследованиям религиозных гонений. Ранее свидетельства о садистских преследованиях верующих в КНР просачивались сквозь информационные барьеры довольно часто, но упомянутый документ - это первый случай, когда в распоряжении ошеломлённых исследователей оказались официальные документы, по которым стало возможно судить о размахе антирелигиозной деятельности нео-маоистов, их методологии и планах.

    Согласно этим документам, правительство Китая занимается планомерным исследованием «культов», которые способны стать «подкрадывающейся угрозой нашей безопасности и защиты». Под ними подразумеваются все религиозные организации, не зарегистрированные органами общественной безопасности, кроме четырнадцати зарегистрированных и, по мнению партийного руководства, «миролюбивых и безопасных». В составе же «подкрадывающейся угрозы», кроме местных культов, оказались общины католиков и протестантов, решившие не присоединиться к «патриотическим» религиозным организациям, которые контролирует атеистическая власть, нелегальные буддистские и прочие религиозные группы. За такого рода «угрозу национальной безопасности КНР» верующие - христиане, мусульмане и прочие, рискуют оказаться в пожизненном заключении либо быть казнёнными.

    Культура

    Каллиграфия Мифу (Династия Сун )

    События XIX-XX столетия вынудили китайцев задуматься над необходимостью отказа или сохранения собственной цивилизационной модели. Западники обещали Китаю «светлое будущее» при условии тотальной вестернизации и ставили в пример Японию . Политика насаждения демократии в традиционном китайском обществе потерпела поражение - частично из-за авторитарной «традиции» управления, а частично из-за внутренних и внешних войн.

    Китайское общество сохраняло средневековые традиции до начала в КНР так называемой «культурной революции ». Её целью было реформирование китайского села, пропаганда новых коммунистических ценностей, создание новой передовой китайской культуры, «не ограниченной конфуцианскими догматами». В результате «революции» многие культурные деятели были репрессированы, а большинство традиций - ликвидированы как «регрессивные практики» или «феодальные пережитки». Было проведено реформирование иероглифической письменности, что сделало недоступными для будущих поколений тексты произведений, которые писались их предшественниками. Однако с 1980-х годов «культурная революция» была прекращена, а коммунистическое правительство взяло курс на формирование «патриотично настроенной нации», начав реставрацию традиций.

    На Тайване подобных культурных реформ не проводили, уважая традиции письменности и чиновничества. Значительная часть бюджета Республики Китай шла на подготовку специалистов в области культуры.

    Система письма

    Китайская иероглифика насчитывает свыше 50 тысяч знаков. Она изменялась и имела разные стили написания. Первые знаки появляются на костях для гадания за 2 тысячелетия до н. э. Каллиграфия, умение красиво писать иероглифы, считается в Китае вершиной искусства. Большинство священных текстов буддизма, даосизма и конфуцианства написаны от руки.

    Книгопечатание развивалось со времени правления династии Сун. Академии учёных, которые занимались изданием и переписыванием классики, традиционно спонсировались государством. Члены императорской семьи нередко принимали участие в учёных советах.

    Экзамены

    Одной из основных черт традиционной китайской культуры были государственные экзамены. Они способствовали воспитанию образованной элиты, поскольку кандидат, который хорошо знал классические тексты, независимо от социального происхождения был способен занять ранг чиновника. Последние имели высокий социально-экономический статус. Люди гуманитарных занятий - писатели, философы, учёные - были людьми «первого сорта» в Китае. Государство их всецело поддерживало.

    Наука

    Технологические открытия Китая были следующими:

    • Доменная печь (сталь)
    • Фейерверк и ракета

    Известный русский геополитик-эмигрант Петр Николаевич Савицкий в своей статье «Географические и геополитические основы евразийства» (1933 г.) писал, что Россия имеет гораздо больше оснований, чем Китай, называться Срединным Государством. Как следует понимать это определение применительно к общей картине мiра и насколько оно соответствует действительности, покажет будущее, но, прежде чем обратиться к некоторым пророчествам относительно грядущих судеб России и Китая, напомним читателю, что полностью о пророчестве можно судить только после его исполнения. «Скажут: зачем тогда существует пророчество? Пророчество существует для того, чтобы установить смысл грядущих времен, а не их факты. Поэтому все толкования должны ограничиваться установлением только точного смысла событий, а не их фактического протекания. Это-то и есть пророчество...»

    «Три мiра Азийско-Европейского материка» по В.И. Ламанскому и направление русской колонизации по В.П. Семенову-Тян-Шанскому.

    Итак, среди известных пророчеств роль Китая в судьбе вселенского Православия и России наиболее загадочна . Еще за несколько лет до большевистского переворота о. Иоанн Кронштадтский предсказал, что освобождение России придет с «востока» (что не исключает и духовного понимания этого слова). А иеросхимонах Аристоклий Афонский (†1918 г.) об этих апокалиптических событиях говорил так: «...Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не очень долго» .

    Современный Китай – это страна с ежегодным темпом прироста экономического потенциала в 13%, тогда как в мiре он составляет 1,4%, в Европе – 0,5%, в США – 2%. С 1979-го по 1993 год валовой внутренний продукт Китая вырос в четыре раза.

    Эксперты по внешней политике России указывают на расселение китайцев на Дальнем Востоке и в Сибири как на факт, с которым Россия может столкнуться в самом ближайшем будущем. Речь не идет о военной конфронтации и изменении границ, но в постепенном утрачивании Россией контроля над этой территорией и в увеличении влияния китайцев и росте их миграции в эти районы.

    Многие аналитики отмечают, что современный Китай не только играет стабилизирующую роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но является также источником проблем регионального масштаба. К их числу относится вопрос внутрирегиональной миграции, масштабы которой уже сегодня достигли уровня 2 млн. человек. В этой связи обращается внимание на то, что намеченная структурная реформа китайской экономики неизбежно будет сопровождаться дополнительным высвобождением рабочей силы, что, вероятно, создаст проблемы для стран данного региона. Наибольший рост безработицы прогнозируется в Северо-Восточном Китае, где ожидается свертывание производства на многих предприятиях. С учетом ужесточения иммиграционной политики США и резким сокращением рабочих мест для китайцев в Южной Корее следует, видимо, ожидать более серьезных, по сравнению с прошедшим десятилетием, миграционных волн граждан КНР в районы российского Дальнего Востока и Сибири.

    Все это сопровождается подспудным демографическим давлением. Нелишне напомнить, что на всем российском Дальнем Востоке проживает около 7 миллионов человек. Тогда как в одной северо-восточной провинции Китая Хэйлуньцзян, которая граничит с Хабаровским краем и Амурской областью, – 156 миллионов. Всего же китайские провинции вдоль российской границы населяют 330 млн. человек. Значительная часть из них сегодня вовлечена в различные формы проникновения на юг Дальнего Востока.

    Официальные статистические данные свидетельствуют, что около полумиллиона китайцев ежегодно пересекают границу с Россией. Точное количество иммигрантов определить практически невозможно, т. к. почти 90% из них живут по поддельным документам, используя один паспорт на несколько человек. Уже сегодня китайское население Сибири составляет значительную часть и продолжает неуклонно увеличиваться, чему способствует и экономическая политика, проводимая администрациями сибирских регионов. Серьезный прецедент для дальнейшего роста китайской миграции уже есть. В рамках заседания координационного совета по внешнеэкономической деятельности Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» в августе – сентябре 1999 года принято решение о формировании на Дальнем Востоке российско-китайского торгового комплекса, нечто вроде свободной зоны торговли, что предполагает безвизовый въезд на территорию сопредельного государства, определенные льготы предприятиям и дальнейшее развитие инфраструктуры.

    Не станем судить о всем китайском народе по тем криминальным группам, которые сегодня составляют определенный вес и в российской уголовной среде. Плодотворнее обратиться к мнению известнейшего русского миссионера Дальнего Востока архиепископа Николая (Касаткина), который так характеризовал в прошлом веке китайцев: «Вот народ-то будущего – величайшего из всех судеб, доставшихся на долю других народов. Великий народ, и теперь бы могущий задавить весь свет, – а как он мирен! Негде жить ему – а разве он подумал о завоевании Кохинхины, Сиама, Бирманы? Какой же другой народ на свете удержался бы? Из европейских ни об одном и представить себе этого нельзя»

    После распада СССР Китай стал для Америки главной политической и геостратегической проблемой в Евразии. С одной стороны, Китай – ведущий торговый партнер США с мощным политическим лобби в Вашингтоне. С другой – это сверхмощное государство, идеологически враждебное США и не подверженное прямому американскому влиянию.

    Сегодня Россия – единственная держава, провозгласившая курс на стратегическое сотрудничество с Китаем и не отвергнутая Пекином в качестве такого партнера. Но Россия еще и единственная держава, способная поставить под вопрос американское лидерство не только в Евразии, но и во всем мiре.

    Время покажет, как станут развиваться события в восточном регионе России, мы же предлагаем рассмотреть Сибирь и Дальний Восток с точки зрения сакральной географии.

    Как уже говорилось выше, территория Святой Руси есть Святое Скинии или церковь таинственного Храма, тогда как Сибирь – его трапезная, место предстояния язычников и оглашенных, готовящихся к принятию христианства. Современный Китай – наименее христианизированная страна мiра, но страна, население которой составляет самую значительную часть народонаселения всей Земли, и начавшееся уже сегодня вхождение народов Китая в Сибирь, в трапезную Храма можно считать началом подготовки к последней всемiрной Евангельской проповеди, которая напрямую связывается с Воскресением России.

    Однако не следует понимать проповедь в узком смысле этого слова: «слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1Кор.2:4). Пожалуй, уже вся вселенная пресыщена пустословием экзальтированных западных «евангелистов-миссионеров». Сегодня мiр ищет примеры подлинной святости и дел, достойных имени Христа. Таким делом будет явное для всех чудо Воскресения России.

    Спасение рода человеческого от последствий грехопадения Адама не исчерпывает цели Пришествия в мiр Бога Слова. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» – так сформулировали учение о спасении святитель Ириней Лионский и святитель Афанасий Александрийский. Обожение и святость есть подлинное призвание человека. Евангельская проповедь призывает к преображению всего земного мiропорядка, всех житейских отношений по образцу совершенных, небесных, чтобы люди стали «согражданами святым и своими Богу» (Еф.2:19).

    Еще великий русский писатель Н.В. Гоголь отмечал, что Русская Православная Церковь, «которая как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся... как бы снесена прямо с Неба, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши, которая может произвести неслыханное чудо на виду всей Европы, заставив у нас всякое сословие, званье и должность войти в их законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве , дать силу России и изумить мiр согласной стройностью [своего] организма...» .

    Согласится с мнением великого русского писателя было бы разумно.

    «Мишень, пронзенная стрелой». Таков прототип китайского иероглифа «чжун» - середина. (Нечто вроде русской буквы «Ф».) Чжунго - Срединное государство. Так именуют китайцы свою страну с тех пор, как император Цинь Ши-Хуанди в 221 году до нашей эры объединил семь враждовавших княжеств в бассейне Хуанхэ и построил Великую стену для защиты от набегов кочевых племен. Китайцы с глубокой древности привыкли считать свою страну центром Поднебесной, а на другие народы взирать как на варваров или своих вассалов. Этот наивный эгоцентризм наложил глубокий отпечаток на национальный характер. Под его воздействием в сознании китайских правителей укоренилось пренебрежение к остальному миру - изоляционизм и консерватизм. А это привело к роковым последствиям, когда с середины прошлого века Китай стал объектом колониальной экспансии западных держав и Японии.

    Если Китай - центр Поднебесной, а Пекин - столица Срединного государства, то центром столицы должен быть императорский дворец. Именно он и стал им в 1420 году по воле императора Юнлэ. Мало найдется в мире городов, являющих собой столь безупречное воплощение единого архитектурного замысла. Запретный город, то есть ансамбль из 9999 дворцовых помещений, симметрично расположен относительно линии, которая проходит от южных городских ворот до северных. Она служит осью планировки исторической части города. На этой восьмикилометровой прямой расположены все архитектурные доминанты старого Пекина. Императорский дворец был домом для 24 императоров династий Мин и Нин, а также тюрьмой для последнего из них, о чем с исторической достоверностью рассказывает фильм Бертолуччи.

    Все улицы старого Пекина идут с юга на север или с востока на запад, пересекаясь только под прямыми углами. Из-за этого у коренных пекинцев настолько развилось чувство направления, что вместо слов «направо» или «налево» они говорят: «Идите на север, а на третьем повороте поверните на восток». Утверждают даже, что если пекинца, потерявшего сознание на улице, отвезти на «скорой помощи» в больницу и спросить, где болит, он, не задумываясь, ответит: «На западной стороне живота».

    Словом, план Пекина похож на лист из тетради в клеточку. Своей расчерченностью и симметрией город отражает присущий китайскому характеру рационализм, склонность к субординации и порядку. Именно такую столицу должен был построить себе народ, который возводит чуть ли не в ранг религии то, что мы привыкли называть «китайскими церемониями». Как сложились эти черты, помогут понять три ключа к китайской душе.

    Овчинников В.В. Своими глазами. Страницы путевых дневников. М., 1990.