Чередование гласных в корнях слов.
Корней с чередующимися и трудными для написания гласными в русском языке сравнительно немного. Чтобы при письме не делать ошибок в правописании безударных гласных в этих случаях, необходимо знать правила.
Чередование, и - е
В корнях бир-бер-, пир-пер-, мир-мер-, стил-стел-,
дар- дер- и подобных, где и чередуется с е, пишется и только тогда, когда за корнем следует суффикс -а-: собираю - соберу, запирать - запереть, умирать - умереть, постилать - постелить, раздирать - раздеру.
На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а-(-я-) чередуется с -им - или -ин -, например: сжать - сжимать, примять - приминать, начать - начинать, снять - снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-.
Надо запомнить правописание слов сочетать, сочетание.
Проверь себя
Упражнение 1 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс -а - двумя.
Уб..раю комнату - уб..ру комнату, отп...рать замок - отпереть замок, зам...реть от восторга - зам...рать от восторга, раст...реть сахар в ступке - раст...рать сахар в ступке, уд...рает без оглядки - уд...рёт без оглядки, разж...гать костёр - разж...чь костёр, выч...тать одно число из другого - выч...сть одно число из другого, пожать руки - пож...мать руки, прокл...нать кого-нибудь-проклясть кого-нибудь, занять позицию - зан...мать позицию.
Чередование а - о.
1 .В корнях лаг- - лож- и кас- - кос- буква а пишется, если за
корнем следует суффикс -а-: полагать - положить (исключение: полог), касаться - коснуться.
2 .В корне плав- - плов- буква а пишется во всех случаях, кроме
слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы .
3 .Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко); обмакнуть (перо в чернильцу); корень мок- пишется в словах со значением „пропускать жидкость", „становиться влажным": сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.
Проверь себя
Упражнение 2 . Перепишите слова и словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание. С выделенными словами составьте предложения (устно).
Изл...гать, изл...жить, предпол...гать, предпол...жить, прик...саться, прик...снуться, предпол...жение, предпол...гаемый, соприк...саться, нал...гать, ул...жение, прил...гательное, разложение, разл...гать; пл...вцы, попл...вок, распл...влять, вы-пл...вка, пл...вучесть, выпл...влять; обувь пром...кает, обм...-кнуть кисть в краску, хорошая пром...кашка, непром...каемое пальто, вым...кнуть под дождём.
4 . В корнях клан- -клон-, твар- -твор - под ударением может быть
и а, и о, без ударения - только о, например: кланяться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение. Исключение: утварь.
В корне гар - гор- в безударном положении также обычно бывает о
(под ударением - а ), например: загореть - загорать, загорелый, загар. Исключение: выгарки.
5 . В противоположность рассмотренным в п. 4 корням, в корне зар
зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но зори, зарево.
6 . Необходимо запомнить написание слов с корнем скак-(скач-) - скоч- , например: скакать, вскочить, заскакать, заскочить, скачок, выскочка, подскочить.
7 . Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с „равный" („одинаковый"), например равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах равнение, равняться, равняйся, поравняться, равнина; корень роен- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с „ровный" („гладкий", „прямой"), например: ровнять, (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.
8 . В корне раст- -рос- гласная а без ударения пишется лишь перед
согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.
Исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщический, ростовский и т. д.
Проверь себя
Упражнение 3 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их правописание.
Держать р...внение в рядах, совершать равномерное движение, разр...внять грядки, ср...внить два числа, неср...внимые величины, подр...внять кусты сирени, увеличить ур...вень производства, р...вняться на передовиков, решить уравнение, удачное сравнение, зар...внять канаву, великолепная р...внина; буйная пор...ель, р...сти вширь и вглубь, неправильное ср...щение кости, зар...стать травой, болото пор...ело мхом, новая отр...сль промышленности, нар...стить силы, отвратительный р...стовщик.
От чего зависит написание |
Корни с чередующимися гласными |
Выбор гласной |
Исключения | |
1. От последующей согласной |
перед Г пишетсяА , перед Ж пишетсяО |
`поло г |
изла гать - изло жить |
|
раст-/рос- |
перед СТ иЩ пишетсяА , перед С пишетсяО |
ро сток Ро стов Ро стислав ро стовщик отра сль |
ра сти выра щенный выро сли |
|
скак-/скоч- |
перед К пишетсяА, перед Ч пишетсяО |
ска чок ска чи ска чите ска чу |
ска кать выско чка |
|
2. От наличия или отсутствия суффикса -а- |
блест-/блист- стел-/стил- |
И , если нет, -Е |
соче тать словосоче тание |
Выби рать – выбе ру |
кля-/клин- |
если есть суффикс -а-, то пишетсяИ , если нет, -А/Я |
вни мательно |
||
если есть суффикс -а-, то пишетсяА , если нет, -О |
ка сание ко снуться |
|||
3. От ударения |
клон-/клан- твор-/твар- |
О |
`утва рь |
заго` релый укло` ниться тво` рение |
плов-/плав- |
в безударном положении пишется А |
зо ре`вать пло` вец пло в`чиха пло в`цы плы ву`ны |
оза` рение спла в`лять |
|
4. От лексического значения |
О – в значении: (не)пропускать жидкость;А – в значении: погружать в жидкость |
непромо каемый обма кнуть |
||
ровн-/равн- |
О – в значении: ровный, прямой, гладкий; А – в значении: равный, одинаковый |
ра внина (ровный, гладкий) |
заро внять сра внить |
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на группы в зависимости от того, чем определяется выбор той или иной гласной в корне.
Оз…рение, прик…сновение, выск…чка, выж…гание, р…стовщичество, скл…нение, з…рница, пог…релец, неприк…сновенность, пл…вчиха, тв…рение, соч…тание, вск…чить, зар…стание, бл…стящий, ур…вновешенность, откл…нение, разг…еться, м…крота, зад…рать, зан…мательный, удовлетв…рение, м…кание, благотв…рительность, быстрораств…римый, спл…влять, р…вноденствие, самовозг…раемость, неук…снительно, безотл…гательный, местопол…жение, подм…чивший, пл…вунец, прир…внять, ср…внительно-исторический, нар…щение, подр…стковый, р…внозначный, повзр…слеть, обск…кать, отр…слевой, одухотв…ренность, бл…стательный, нач…нающий, бракосоч…тание, рассч…тать, пон…тийный, расст…лающийся, обсч…таться, обм…реть.
Задание 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с чередующимися гласными в корне.
1. Сквозь волнистые туманы проб…рается луна. 2. Бывало, жалуешься, если от супа пахнет дымом, или жаркое перег…рело, или вода не бл…стит, как хрусталь. 3. Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто зам…рало, уп…раясь в темноту, круглое красноватое отражение. 4. Молодые деревья р…сли очень тесно, ничей топор еще не к…снулся до их стройных стволов. 5. И голод и холод выносит, всегда терпелива, р…вна. 6. Все почтительно прекл…нили головы. 7. Гости Анны Павловны долго еще говорили о пол…жении отечества и делали различные предпол…жения об исходе сражения, которое на днях должно было быть дано. 8. Мы с Павлом приб…рали мастерскую, а вечером меня заставляли раст…рать краски. 9. Наружность артиста сначала как будто невыразительная, ничего не говорящая, но всегда готовая претв…риться в самый неожиданный сказочный образ. 10. Мастерство и сердце – вот два р…вновеликих сл…гаемых, которые в своем соч…тании и создали живопись Репина. 11. Ольга Николаевна обм…кнула ручку в чернильницу и сделала надпись на фотографии. 12. Как раз в это время на луговину, где г…рел костер, выск…чил игривый жеребец.
Чередование гласных в корнях русских слов - системное явление. Корней с чередующимися гласными не очень много, всего 20. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок. И с легкостью выполнить задание А13.
1. Чередование гласных в корнях бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , чет//чит , блест//блист , стел//стил : стереть-стирать
Если в слове с корнями: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -жег-//-жиг-, -мер-//-мир-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит-, - блест-//-блист-, -стел-//-стил-
есть суффикс а,
пиши в корне и
: убирать
, блистать
,
нет суффиксаа,пиши е:
берёт, блестеть.
2.Чередование гласных в корнях кос//кас : коснуться - касаться
Если в слове
· есть суффикс а, пиши в корне а : касаться, касание,
· нет суффикса а, пиши о: коснуться, прикосновение
3.Чередование гласных в корнях мок//мак : вымок - макать
Если в словах с корнями -мок- //-мак- значение:
«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем
,
«погружать в жидкость», пиши а: макать
.
4. Чередование гласных в корнях ровн//равн : выровнять -уравнять
Если в словах с корнями -ровн-//-равн- значение:
«ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогу
, заровнять ямки
,
«равенство», пиши а:
уравнять в правах, равносторонний.
5. Чередование гласных в корнях гор//гар , твор//твар , клон//клан : блин подгоре´л
Если корни -гар- //-гор- , -твар- //-твор- , -клан- //-клон-
без ударения, пиши о
: гори´т
, клони´лся
, твори´ть
,
под ударением, пиши, как слышишь: зага´р
, кла´няться
, тво´рчество
, тва´рь
.
Исключение:
при´гарь
6. Чередование гласных в корнях зор//зар : заря´
Если корни -зар-//-зор-
без ударения, пиши а: заря´, зарни´цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо´ри.
Исключение: зорева´ть
7. Чередование гласных в корнях плов//плав : поплаво´к– пловцы´ (искл.)
Если корни -плав-//-плов-
без ударения, пиши а: поплаво´к,
под ударением пиши, как слышишь: пла´вать, пла´вание, заплы´в.
Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´
8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ , лаг//лож , скак//скоч : выросло растение , слагаемое - сложение , скакать - выскочка
Если в корне согласные:
· с, пиши о : росла, ст или щ , то а : расти, выращенный,
· перед ж , пиши о : предложение, перед г , то а : слагаемое,
· ч
, пиши о
: выскочка,
к
, то а
: скакалка.
Исключение: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав
Список корней нужно выучить:
1-9: -бер-//-бир- , -пер-//-пир- , -мер-//-мир- , -жег-//-жиг- , -тер-//-тир- , -дер-//-дир- , -чет-//-чит- , -блест-//-блист- , -стел-//-стил-
10: -кас-//-кос-
11: -мок-//-мак-
12: -ровн-//-равн-
13-15: -гор-//-гар- , -твор-//-твар- , -клон-//-клан-
16: -зор-//-зар-
17: -плов-//-плав-
18-20: -рос-//-раст-//-ращ- , -лаг-//-лож- , -скак-//-скоч-
9 задание
Приставок в русском языке много.
Одни пишутся всегда одинаково, делать ошибки в их написании особенно обидно.
Некоторые приставки пишутся строго по правилу: пойми, как действовать, и не ошибёшься.
А есть такие, которые требуют постоянного внимания, например приставки пре-
и при-
.
Узнай, как писать русские приставки.
Раньше задания на правописание приставок включали и слова с другими орфограммами:
И и Ы в корне после приставок на согласный
- Ъ и Ь.
Но сейчас формулировка задания изменена. В задании 9
будут только слова, в которых пропущены буквы в приставках.
Какие приставки пишутся всегда одинаково?
1. Приставки в- , об- , от- , над- , под- , у- , о- , вы- , на- , за- , до- , по- , пере- : войти - внести - вбежать - встать
Нет проблем! Пиши их всегда одинаково!
Многие приставки пишутся всегда одинаково, например: вбежать, встать. Слышишь разные звуки в начале этих слов? Звуки [в] и [ф] - это разные произношения одной приставки в-. Почему произношение может быть разным? Это зависит от последующего звука. Работает закон оглушения звонких перед глухими. Итак, произносить эти приставки мы можем по-разному, в зависимости от фонетической позиции в слове, но пишем их всегда одинаково.
Запомни:
Запомнить эти приставки поможет список примеров:
Надпись, подпись и увёртка,
окончание, отвёртка,
выход, вход и нападение,
и доход, и объедение,
а еще заход, поход
и подземный переход.
В русских словах также встречаются заимствованные иноязычные приставки:
дез-, контр-, транс-, пост-, суб-, супер-, пан-.
Пиши их всегда одинаково.
2. Приставка с-: сдача
Существует только приставка с-.
Ошибочные написания этой маленькой приставки настолько распространены, что пришлось выделить особое правило. Дело еще и в том, что многие путают приставку с- с приставками, оканчивающимися на буквы с или з . О них речь пойдёт ниже.
Пиши приставку с- всегда одинаково: и перед гласными, и перед любыми согласными: сдача, сделать, смыть.
Перед парными звонкими согласными приставка с- произносится как [з]: cделать, сдать.
Не путай:
В словах здесь, здание, здоровье , (не видно) ни зги и других подобных буква з относится к корню.
Какие приставки пишутся неодинаково?
1. Приставки, оканчивающиеся на буквы з и с : беспомощный – бездомный
Внимание на границу приставки и корня!
Приставки: раз-// рас-, из-//ис-, без-// бес-, воз-// вос-, вз-// вс-, низ-// нис-, через-// черес-, чрез-// чрес- если корень слова
· начинается на гласный или звонкий согласный, пиши с буквой з : бездомный,
· если корень начинается на глухой согласный, - с буквой с : беспомощный.
2. Приставки пра-//про : правнук – прогульщик
Думай о значении:
Если выражены значения:
· «давность, история, древность, отдаленность времен, явлений, отношений, лиц», пиши пра-: прадед,праславянский язык,
· любые другие - пиши приставку про-: простоять(долго), просмотреть(быстро, бегло), прописать (назначить лечение), пророссийская политика и т. д.
3. Приставки раз- (рас-)//ро´з- (ро´с) : расписать – ро´спись
Внимание на ударение:
В приставках раз-, рас-//роз-, рос-
· без ударения пиши а : расска´з,
· под ударением – о : ро´сказни.
4. Приставки пре-//при- : премилый , преграда – прийти , привязать , прикрыть , придорожный
Думай о значении:
Пиши пре-, если передаются значения:
· «очень» - премилый, престарый,
· «пере» - преграда.
Пиши при-, если передаются значения:
· «приближение» - прийти, приехать,
· «присоединение» - пришить, привязать,
· «чуть-чуть» - прикрыть, приоткрыть,
· «около, близко» - прибрежный, придорожный
Внимание:
Многие слова не входят в перечисленные группы: привыкать, присутствовать, прислушаться и другие. Их написание старайся запомнить.
Не путай:
В ряде слов пре и при входят в состав корня: причина, привет, приказывать, превратить, презирать, препятствие и другие. Такие написания старайся запомнить.
Внимание:
Не путай слова с приставками со сложносокращёнными словами: пединститут, политиздат, спортинвентарь. Никакого отношения к этому правилу они не имеют.
Внимание:
Для расширения языкового опыта обратись к рубрике СОС.
СОС - это многоцелевой словарь-трансформер. Можно создать список слов, задав параметры по интересующей тебя теме, например, по заданию 9
. Актуальный материал см. в Правильном словарике. Можно регулировать уровень сложности по классам или по параметрам: "Лёгкие", "Трудные", "Важные", "Новые".
СОС - это эффективная помощь при подготовке к ЕГЭ.
10 задание
Задание 10 не включает орфограммы с н - нн (этой теме посвящено отдельное задание. Но и без них объём материала велик, потому что русский - это язык с развитой суффиксальной системой: суффиксов множество. Грамотному человеку нужно знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов. Однако в КИМах встречаются далеко не все суффиксы. Формулировки заданий предполагают поиск слов либо с буквой е , либо с буквой и . Это позволяет существенно сузить круг «нужных» суффиксов. Более того, в огромном большинстве тренировочных вариантов, подготовленных ФИПИ, в заданиях реально встречаются в основном глаголы в неопределённой форме, причастия, деепричастия, прилагательные. Могут ли быть вопросы относительно правописания суффиксов существительных? Да, потому что, во-первых, это предусмотрено «Обобщённым планом экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку» и, во-вторых, суффиксы существительных с уменьшительно-ласкательным значением встречаются в заданиях.
Предлагаю порядок изложения справочного материала для подготовки не в соответствии с традицией (от существительных к другим частям речи), а по частотности, с которой слова встречаются в КИМах. Итак, порядок таков: глагольные формы (включая причастия и деепричастия), прилагательные, а уж потом существительные (их, похоже, не более 10%). Тот, кто претендует на максимально высокий балл, должен дойти с нами до самого конца.
Советую всем внимательно рассматривать примеры. Осознанно выученный пример будет служить образцом для рассуждений по аналогии.
Cуффиксы глаголов
1. Суффиксы ова, ева, ыва, ива: рисовать, горевать - опаздывать, оценивать
Проверяй себя, для этого определи форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.
Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть сочетания
· ую, юю , то пиши суффиксы ова, ева: советовать - советую, командовать - командую
· ываю, иваю , то пиши суффиксы ыва, ива: опаздывать - опаздываю, рассматривать - рассматриваю
Примечание:
ева и ива - это фонетические варианты суффиксов ова и ева, которые встречаются после мягких согласных.
2. Различение суффиксов
е + ва и ыва, ива: одолевать, заболевать - оправдывать, успокаивать
Внимание на ударение.
Суффикс ва всегда под ударением: одолева´ть, заболева´ть.
Перед суффиксом ва пиши суффикс е.
Суффиксы ыва, ива безударные: записывать, склеивать, прицеливаться
.
Не путай:
В словах типа наливать, распевать буквы и и е в корне.
3. Суффиксы в неопределённой форме глагола:
видеть, красить
Cуффиксы у глаголов 1-го спряжения различны. Суффикс глагольной основы 2-го спряжения и.
Внимание:
Глаголы-исключения для выполнения этого задания интереса не представляют: ведь нужно узнать букву не в окончании, а в суффиксе. Поэтому, если ты определяешь букву в суффиксе неопределённой формы глагола, смело пиши е в глаголах-исключениях на еть с безударной буквой в суффикcе: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть и производных от них: увидеть, завидеть, обидеться и других подобных. В остальных словах-исключениях суффикс в ударной позиции.
4. Суффиксы в причастиях и деепричастиях.
Взадании 10
никто не проверяет, знаешь ли ты суффиксы причастий и деепричастий. В причастиях и деепричастиях пропущены гласные основы, от которой образованы данные в заданиях формы.
Примеры из заданий:
скле...вающий, выдёрг...вая, прицел...вающийся, понаде...вшийся, зачервив...вший, повизг...вая
Не стоит отвлекаться на форму причастия и деепричастия, вспоминать их суффиксы. Нужно заняться другим: научиться безошибочно определять, от какого глагола образованы причастия и деепричастия.
Скле...вающий
- от склеИвать
выдёрг...вая
- от выдёргИвать
прицел...вающийся
- от прицелИваться
понаде...вшийся
- от понадеЯться
зачервив...вший
- от зачервивЕть
повизг...вая
- от повизгИвать
Типичной ошибкой является смешение глаголов разных видов при восстановлении исходной формы. Например, ошибочно полагать, что причастие склеивающий
образовано от глагола склеить
, прицеливающийся
- от прицелиться
и т.п. Во множестве случаев подобная ошибка приведёт к неправильному определению гласной буквы.
Правильно: Склеивающий
образовано от склеивать
, прицеливающийся
- от прицеливаться
.
Суффиксы прилагательных
Здесь рассматриваются только суффиксы отымённых прилагательных, так как именно этот материал относится к теме (отглагольные прилагательные - это слова, в суффиксах которых встречается орфограмма н-нн ). Список суффиксов прилагательных, образованных от имён существительных, не сводится к двум правилам, приведённым ниже, но в практике ЕГЭ использованы слова именно на эти правила.
1. Суффиксы ив, ев, лив, чив: красивый - боевой, счастливый, доверчивый
Внимание на ударение.
В прилагательных, образованных от существительных:
- под ударением пиши суффикс ив: краси´вый
- без ударения - суффикс ев: боево´й.
Пиши суффиксылив, чив и под ударением: счастли´вый,
и без ударения: дове´рчивый.
2. Суффиксы ов, оват, овит - ев, еват, евит: деловой, сероватый, ядовитый - речевой, синеватый, боевитый
Внимание на последний согласный корня.
После твёрдых согласных пиши суффиксы ов, оват, овит: деловой, сероватый, ядовитый.
После мягких согласных, шипящих, ч
и ц
пиши суффиксы ев, еват, евит: речевой, синеватый, боевитый.
Суффиксы существительных
Похожая информация.
Корни с чередованием - тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов. Не секрет, что наш язык - потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке. Потому-то и происходит путаница.
Чередование: что это такое
Корни с чередованием - это такие значимые части слова, где существует вариативность написания гласной либо согласной буквы. Зависит это от многих факторов: последующих букв, ударения, местоположения.
Как правило, явление чередования прослеживается при изменении формы слова: друг - дружба (вариативность согласных г/ж) или возить - везти (вариативность о/е). какие могут быть чередования в русском языке? Для начала поговорим о гласных.
- о - ы - у: сохнуть - усыхать - сухой;
- о - ы(и): бой - бить; вой - выть;
- о - е - и: мор - умереть - умираю; ожог - жечь - выжигать;
- о - а: рост - растить.
Нередки случаи, когда гласные "о" либо "е" чередуются с нулем звука. Такие звуки принято называть беглыми: день - дня; сон - о сне.
Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.
Правописание зависит от ударения
Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.
Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву "о". Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар - загорелый; угар - подгореть; разгореться - разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки . Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть - однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».
Также выбор в безударной позиции буквы "о" наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец - тварь; сотворить, творение . Исключение - слово утварь .
Пишется "о" в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение - кланяться; наклонился, уклонение . Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон .
Букву "а" следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница - зорька; заря - зори . Исключения - зоревать, зорянка .
Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня -плав-: плавает, плаванье, поплавок. "О" употребляется только в словах пловец, пловчиха , а слово плывун пишется вообще с "ы".
Правописание зависит от последующего согласного
От последующего согласного будут зависеть буквы "а" и "о", входящие в следующие корни с чередованием:
1. -Лаг-/-лож-: перед "г" следует писать "а", а перед "ж" употребляется "о": полагать, предлагать, слагаемое , но сложение, положить, предложить . Исключение - слово полог . С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно. Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».
2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: "а" употребляется перед сочетанием с "т" или "щ"; перед "с" пишется "о": растить - выращивать - выросли ; возраст - сращение - заросли . Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав .
3. Чередование -скак-/-скоч-: перед "к" употребляется "а", перед "ч" необходимо писать "о": скакать - выскочка ; проскочить - проскакать . Есть в правиле исключения: скачок, скачу .
Правописание зависит от последующего гласного
Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) - втереть (совершенный вид).
Правило достаточно простое: в корнях с чередованием "е - и" следует писать "и", если после корня наблюдается суффикс "а". Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:
- -бер-/-бир-: заберу - забираю; переберу - перебираю; изберу - избираю;
- -чет-/-чит-: вычет - вычитать; почет - почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
- -дер-/-дир-: выдернуть - выдирать; отдерешь - отдирать;
- -стел-/-стил-: стелет - устилает; постелить - постилать;
- -мер-/-мир-: вымереть - вымирать; умереть - умирать;
- -жег-/-жиг-: обжечься - обжигать; зажечь - зажигать;
- -тер-/-тир-: натереть - натирать; затереть - затирать;
- -блест-/-блист-: заблестеть - блистать; блесна - блистательный;
- -пер-/-пир-: отпереть - отпирать; запер - запирала.
Также от последующего суффикса -а- зависит гласная "а" в корнях -кас-/-кос-: касание - прикоснуться; касательная - коснуться .
Правописание зависит от лексического значения
Особую сложность представляют корни с чередованием гласных, где необходимо правильно растолковать значение слова.
Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс. Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье . Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное .
Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие . Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква "о": сровнять яму с землей ; выровнять асфальт ; разровнять грядки . У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну .
Чередование согласных
Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:
- к - ч: рука - ручной;
- х - ш: грех - грешный;
- г - ж - з: друг - дружочек - друзья;
- д - ж - жд: водить - вожатый - сопровождать;
- б - бл: любовь - влюбленный;
- п - пл: ослеп - ослепла;
- в - вл: ловит - улавливает;
- м - мл: кормить - кормлю.
Чередование гласных в корне - это когда в одном корне при сохранении его лексического значения пишутся разные буквы. Проверить безударные гласные ударением в таком случае невозможно, их написание основано на ряде особых правил.
I. Правописание гласных в корне зависит от ударения
А и О под ударением | безударная позиция |
-га́ р- : зага́ р, га рь, нага́ р | -го р- : заго ра́ть, заго ре́лый, пого ре́лец искл.: вы́га рки, и́зга рь, при́га рь |
-за́ р- и -зо́ р- : за́ рево, лучеза́ рный, зо́ ри | -за р- : оза ри́ть, за ря́, за рни́ца, оза рённый, за ря́нка (птица), за рева́ть * |
-кла́ н- и -кло́ н- : кла́ няться, покло́ н непрекло́ нный | -кло н- : покло ни́ться, откло ня́ться накло не́ние |
-тва́ р- и -тво́ р- : тва́ рь, тво́ рчество, тво́ рческий | -тво р- : тво ре́ние, натво ри́ть, вытво ря́ть искл.: у́тва рь |
II. Правописание гласных зависит от последующего согласного в корне
-ра ст -, -ра щ - | -ро с - |
перед СТ , Щ - А ра сту́т, зара стёт, вы́ра щенный | перед С - О вы́ро сли, вы́ро сший, не́доро сль искл.: ро сто́к, о́тра сль, ро стовщи́к, Ро сто́в, Ро стисла́в |
-ска к - | -ско ч - |
перед К - А ска ка́ть, уска ка́ть, ска ка́лка, на ска ку́ | перед Ч
- О
вско чи́ть, подско чи́ть, вы́ско чка искл.: ска ч о́к, ска ч у́, ска ч и́ |
-ла г - | -ло ж - |
перед Г - А изла га́ть, предпола га́ю, прила га́тельное | перед Ж - О изло жи́ть, предполо же́ние, стихосло же́ние |
III. Правописание гласного зависит от суффикса
Правило «ИрА»: в корне пишется И , если сразу за ним суффикс -а-.
-би ра- / -бе р- | соби ра ть - собе рёт, выби ра ть - выбе ру |
-ди ра- / -де р- | уди ра ть - уде ру, отди ра ет - отде рёт |
-ти ра- / -те р- | выти ра ет - выте р, сти ра ю - стё р |
-пи ра- / -пе р- | опи ра ться - опе реться, запи ра ли - запе ртый |
-ми ра- / -ме р- | уми ра ть - уме р, зами ра ть - заме рший |
-жи га- / -же г- | выжи га ть - выже г, зажи га ть - зажё г |
-сти ла- / -сте л- | рассти ла ет - рассте лил, перести ла ть - пересте лив |
Бли ста- / -бле ст-, Бле сн- | бли ста ть, бли ста ющий, бли ста тельный бле стеть, бле стящий, забле стеть бле снуть, бле сна, отбле ск |
Чи та- / -че т- | вычи та ть - выче сть искл.: соче тание, соче тать |
В корне пишется А , если после корня следует суффикс -а-.
-ка са- / -ко с- | ка са ться - ко снуться, неприка са емые, прико сновение |
IV. Правописание гласного зависит от значения корня
-ра вн- «равный, одинаковый, наравне» | -ро вн- «ровный, гладкий, прямой» |
ра вня́ть, прира вня́ть; зарплаты сотрудников подра вня́лись, ра вне́ние искл.: по́ро вну | ро вня́ть, вы́ро внять; бойцы подро вня́лись (встали ровно), у́ро вень искл.: ра вни́на |
-ма к- «окунать, погружать в жидкость» | -мо к- «становиться мокрым, пропускать влагу» |
ма ка́ть, ма кну́ть, обма кну́ть | намо ка́ть, промо ка́ть, промо кну́ть, непромо ка́емый |
* Ещё несколько лет назад слово за ревать считалось исключением из общего правила и писалось с корнем зор-. Сегодня правило гласит, что нужно писать через А : за ревать. Так рекомендует «Русский орфографический словарь», именно такое написание соответствует и правилам полного академического справочника:
§ 35. … зар - зор. На месте безударного гласного пишется А .
Из «Объяснительного русского орфографического словаря-справочника» (авт. Е. В Бешенкова, О. Е. Иванова, Л. К. Чельцова):
Слова за ревать, за рянка, за ревой изменили написание в словарях последних десятилетий. С 1999 г. в академическом орфографическом словаре даётся слово за ревать . До 1974 г. словари рекомендовали писать слово зорянка с корнем зор-. «Орфографический словарь русского языка» в 13-м издании 1974 г. утвердил в качестве нормативного написание за рянка.
Слово за ревой с 1991 г. рекомендуется писать только с корнем зар- , хотя в орфографическом словаре 1974 г. приводились оба варианта, а в 1956 г. было только зоревой, в словаре Д. Н. Ушакова - заревой.
Как имя собственное утвердилось написание Зоревая пушка (в Петербурге), хотя в общем случае пишется за ревая пушка. В качестве примера приведём название рассказа В. Шукшина, которое до сих пор пишется то «Заревой дождь», то «Зоревой дождь».
В произведениях Шолохова слово зоревать только с корнем зор-:
- ― А это мы к утру итоги подобьем: кому горевать, а кому зоревать и во сне потягиваться.
- (М. А. Шолохов. Поднятая целина.).
- ― Долго зорюешь , Пантелей Прокофьич! ― шумели припотевшие косари.
- (М. А. Шолохов. Тихий Дон.).