«Красавица» А. Пушкин

Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

Анализ стихотворения «Красавица» Пушкина

Созданию многих произведений А. С. Пушкин часто посвящал большое количество времени. Его рукописи испещрены зачеркнутыми фразами, исправлениями, рисунками, набросанными в минуты тяжелого раздумья. Вместе с тем поэт обладал большим талантом к импровизации. В первой половине XIX в каждая светская женщина имела свой альбом, в который желающие могли что-нибудь написать. Пушкин часто вписывал в такие альбомы небольшие стихотворения, созданные в момент внезапно нахлынувшего вдохновения. Сам поэт несерьезно относился к подобным мимолетным наброскам. Однако даже в этих «шалостях» чувствуется рука гения. Одним из таких стихотворения является «Красавица» (1832 г.), вписанное в альбом Е. М. Завадовской.

Произведение было опубликовано при жизни Пушкина, но современники не догадывались, кому оно адресовано. Поэт был женат, Завадовская также состояла в браке. Чтобы не допустить неизбежных сплетен и пересудов, Пушкин не открыл своей тайны.

Надо заметить, что стихотворение не содержит ничего предосудительного. Автор просто восхищается непревзойденной красотой женщины и даже не намекает о возможном любовном чувстве. Женитьба, естественно, наложила оковы на любовные похождения великого поэта, но она не могла помешать ему восторженно относиться к красивым женщинам.

В первой части стихотворения Пушкин благоговейно описывает образ красавицы. Он не упоминает детали физической внешности или характера. Красота показана через впечатление, которое вызывает женщина у окружающих, а также через сравнение с соперницами («красавиц… бледный круг в ее сиянье исчезает»).

Во второй части автор обращается к образу мужчины. Он уверен, что никто не сможет устоять перед этой неземной красотой. Даже влюбленный человек, сердце которого занято другой, невольно остановится, пораженный «святыней красоты». Обращаясь к неизвестному собеседнику, Пушкин не обещает ему возникновение романа. Пораженному мужчине придется лишь в оцепенении стоять, «благоговея богомольно».

Такой целомудренный характер стихотворения, скорее всего, объясняется женитьбой поэта. Согласно свидетельствам современников, Пушкин обожал Н. Гончарову и действительно прекратил ветреную жизнь. Найдя, наконец, свой идеал, он стал относиться к другим женщинам как к произведениям искусства, но не более того.

07:34 am - Адресаты лирики Пушкина

ПУШКИНБЛАГОГОВЕЛПЕРЕДКРАСАВИЦЕЙЗАВАДОВСКОЙ

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В её сиянье исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б в сердце ни питал

Ты сокровенное мечтанье,-

Но, встретясь с ней, смущенный, ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

А.С.Пушкин.«КРАСАВИЦА» / в альбом Г****/, 1832

Это стихотворение, появившееся в 1835 году в «Библиотеке для чтения», доставило немало хлопот пушкинистам. Кого воспел Александр Сергеевич?В чей альбом вписаны его рукой эти великолепные строфы? Буква Г с четырьмя звёздочками давала простор для догадок. И в разное время назывались вдохновительницами комплимента жена поэта Наталья Гончарова, жена Николая 1 государыня Александра Федоровна и графиняДарья Фикельмон (кандидатура графини представлялась более вероятной).

Лишь столетие спустя, в 1930 году, нашелся автограф стихотворения. Он оказался вырванным из альбома графини Елены Михайловны ЗАВАДОВСКОЙ (годы жизни 1807-1874). Целое исследование автографу и графине Завадовской посвятил авторитетный пушкинист М.А.Цявловский. Он привел и стихотворение другаПушкина князя Вяземского о красавице севера,которую князь противопоставляет красоте южанок:

Сын севера признал другой закон…

………………………………………..

Красавиц севера он любит безмятежность,

Чело их, чуждое язвительных стрстей,

И свежесть их лица, и плеч их белоснежность,

И пламень голубой их девственных очей.

Цявловский своё расследование закончил так: «Образ красавицы, даваемый в стихах Вяземского, очень близок к тому, который начертан в стихахПушкина. И здесь, и там – женщина ослепительной, но холодной, спокойной красоты. Такой, конечно, и была графиня Е.М.Завадовская, внушившая Пушкину одно из совершеннейших его лирических стихотворений».

Елена Михайловна была женщиной исключительной, прямо-таки легендарной красоты. С ней сравнивали всех других красавиц как с эталоном. Генерал Ермолов, впервые увидев жену Пушкина, Наталью Николаевну, писал в 1831 году: «Гончаровой-Пушкиной неможет быть женщина прелестнее. Здесь многие находят её несравненно лучше красавицы Завадовской». В Париже, на балах в 1837 году, Завадовская, по отзыву А.Н.Карамзина, была первой красавицей. Как вспоминала современница М.Ф.Каменская, Завадовская на балах«всегда убивала всех своею царственной красотой»…

Эту«святыню красоты» Пушкин встречал в петербургском обществе и, конечно, был принят в её доме. Кроме того с фамилией Завадовских поэт поддерживал отношения ещё и по линии брата мужа красавицы, бретёра (заядлого дуэлянта) и игрока графа А.П.Завадовского. Его Пушкин хотел во весь рост изобразить в ненаписанном романе «Русский Пелам».

В восьмой главе «Евгения Онегина» изображен большой свет. О своей героине Татьяне поэт пишет:

Она сидела у стола

С блестящей Ниною Воронскою,

Сей Клеопатрою Невы;

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не могла,

Хоть ослепительна была.

К этой блистательной, гордой и надменной Нине относится сохранившаяся в рукописи строфа:

В волненьи перси, плечи блещут,

Вкруг стана вьются и трепещут

Прозрачной сетью кружева,

Горит в алмазах голова;

И шелк узорной паутиной

Сквозит на розовых ногах…

Живое лицо, введенное в роман Пушкина под именем Нины – графиня Завадовская. Писатель Вересаев в 1926 году пытался доказать, что это была А.Ф.Закревская. Но есть авторитетное свидетельство о живом прототипе Нины Воронской. Князь Вяземский в письме к жене, тогда неизвестном Вересаеву, просит её прислать образцы материи для Нины Воронской: «так названа Завадовская в Онегине».Да и Аграфена Закревская, женщина капризной чувственности и густого сладострастия, не подходит под эпитеты гордой, надменной, «мраморной» красавицы…

Ещё одно открытие последовало в 1930 году: нашлось письмо графини Завадовской Пушкину от 16 мая 1832 года. Ровным, мелким почерком она писала по-французски: «Вы осуществляете, Милостивый Государь, живейшее и постоянное моё желание, разрешая мне послать к Вам мой альбом. –Я слишком ценю возможность владеть памяткой от Вас, чтобы не быть Вам весьма благодарной за сделанное Вами обещание. Примите уверение, прошу Вас, в этом, как и в моих самых отличных чувствах».

В посланный графиней альбом и был вписан автограф стихотворения «Красавица». Вежливое письмо графини свидетельствует о буднях Пушкина, когда он исправно нёс альбомную повинность светским красавицам.Однако нет сомнения, что свой прекрасный мадригал «ВСЁ В НЕЙ ГАРМОНИЯ, ВСЁ ДИВО»гений поэзии писал не по принуждению, а в приподнятом настроении и в творческом порыве!

«Красавица» Александр Пушкин

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье,-
Но встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

Анализ стихотворения Пушкина «Красавица»

В первой половине 19 века практически у каждой знатной женщины Петербурга был заветный альбом, в котором она хранила рисунки и дорогие сердцу стихи, дарственные надписи, пожелания от близких людей и философские заметки. Именно в такие альбомы Пушкин постоянно заносил свои произведения, многие из которых рождались спонтанно, но при этом отличались изяществом и удивительной гармонией.

К такому произведению, бесспорно, относится и стихотворение «Красавица», опубликованное в 1834 году. Однако долгое время исследователи творчества поэта терялись в догадках, кому же именно оно посвящено и в чей альбом было вписано рукой поэта. Сомнения развеялись лишь относительно недавно, когда в руки исследователей случайно попал альбом первой петербургской красавицы и кокетки Елены Влодек, к которой Пушкин питал довольно нежные чувства. Именно в ее роскошном альбоме и был найден автограф стихотворения «Красавица», подлинность которого установили эксперты.

Сам Пушкин не придавал особого значения этому стихотворению, считая его очередной светской шалостью . Тем не менее, он по памяти записал его в свой дневник, утаив при этом, кто же является адресатом. И это неудивительно, ведь к тому времени Пушкин уже был женат и не хотел давать своей супруги поводов для обид. Однако устоять перед женской красотой поэт был не в состоянии. Именно поэтому от этого произведения веет некоторой сдержанностью, в нем нет признания в любви. Есть лишь искреннее восхищение женщиной, которая «покоится стыдливо в красе торжественной своей».

Автор подчеркивает, что у той, кому он посвятил эти строки, нет соперниц среди «бледного круга» петербургских барышень. Однако и подругами она не может похвастаться, так как зависть – одно из наиболее сильных и разрушительных человеческих чувств. Тем не менее, эта таинственная незнакомка, имя которой будет раскрыто лишь спустя полтора века, притягивает к себе взоры случайных прохожих, куда бы они ни спешили по своим делам. И им не остается ничего иного, как остановиться посреди улицы и провожать восхищенным взглядом ту, которая пленила их воображение, «благоговея богомольно перед святыней красоты».

Стихотворение «Красавица» впервые было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения», вызвав всевозможные сплетни в светских кругах. И друзья, и враги Пушкина терялись в догадках, кому же именно оно посвящено . Однако поэт и Елена Влодек, к тому времени уже ставшая супругой полковника Завадовского, решили сохранить свою маленькую тайну.

ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА ЗАВАДОВСКАЯ
Графиня Долли Фикельмон: "Мадам Завадовская полностью опрвдывает свою репутацию красивой женщины. Высокая, статная, с великолепными правильными чертами, ослепительным цветом лица, но о ней можно сказать, как говоришь, стоя перед прекрасной картиной: "Как можно было бы полюбить ее, если бы в ней были жизнь и душа!" (Дневник. Осень 1829 года.)

..Елена Михайловна Завадовская родилась 2 декабря 1807 г. в семье героя войны 1812 года,польского дворянина,генерал адъютанта Михаила Федоровича Влодека и Александры Дмитриевны Влодек, урожденной графини Толстой. Воспитание и образование - обычные для российской дворянской семьи среднего достатка и знатности. Но появление шестнадцатилетней панны Хелены Влодек на светских балах вызвало настоящий всплеск восторга - и посыпались предложения руки и сердца от молодых(и не очень), знатных(и не очень)женихов России и Польши. Красавица же ко всем была доброжелательно-равнодушна Осенью 1824 года состоялась её помолвка с графом Завадовским. Василий Петрович Завадовский был "узаконенным сыном" бывшего фаворита Екатерины Второй, графа Петра Завадовского, от любовника его жены, князя Ивана Ивановича Барятинского - факт, установленный совершенно точно!
Красавец граф имел значительное состояние (у него было более 3 тыс. душ крестьян, дачи на юном берегу Крыма и близ Петербурга, дом в Нарве), делал отличную карьеру как чиновник для особых поручений Министерства внутренних дел - и вполне равнодушная к нему Елена всё же вышла за него замуж - 31 октября 1824 года состоялся еще один обыкновенный для того времени светский брак. Появление юной Завадовской в Петербургском высшем свете было триумфальным. Её ослепительная красота становится буквально легендарной. Современники как бы соревнуются, высказывая своё восхищение в письмах и дневниках.

Не обошли вниманием красавицу и известные поэты.1832 год стал временем своеобразного конкурса на лучшие стихи, посвященные 25-летней Завадской. Первым в ее альбом пишет И И Козлов

"Твоя красою блещет младость,
Ты на любовь сердцам дана,
Светла, пленительна, как радость,
И как задумчивость, нежна."

Далее в состязание вступает П.А.Вяземский. И, если в чисто альбомных стихах Козлова образ Завадовской лишен всякой индивидуальности, то у Вяземского прорывается неподдельное восхищение. В противоположность красоте южанок

"Красавиц севера он любит безмятежность,
Чело их, чуждое язвительных страстей,
И свежесть их лица, и плеч их белоснежность,
И пламень голубой их девственных очей.
Он любит этот взгляд, в котором нет обмана,
Улыбку свежих уст, в которой лести нет,
Величье стройное их царственного стана
И чистой прелести ненарушимый цвет.
Он любит их речей и ласк неторопливость,
И в шуме светских игр приметные едва,
Но сердцу внятные: чувствительности живость
И, чувством звучные, немногие слова.
Красавиц севера царица молодая!
Чистейшей красоты высокий идеал!.."

А С Пушкин посвятил Завадовской стихотворение
"Красавица"

"Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье;
Но встретясь с ней,смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты."

В дальнейшем Елена Михайловна неофициально разошлась с мужем и почти всё время проводила с сыном за границей, во Франции, где покоряла Париж своей по-прежнему изумительной красотой. Но горе настигло её и там - в декабре 1842 года умирает её единственный сын, 14-летний Петр. Ни с мужем, ни с Россией Завадовскую уже почти ничего не связывает.
...Василий Петрович Завадовский умер в 1855 году; Елена Михайловна пережила его на 19 лет. Она умерла 22 марта 1874 г. - и погребена вместе с мужем и сыном в Фёдоровской церкви Александро-Невской лавры..

Продолжение следует....