Крестьянская война XVII века в Китае. Крестьянская война в Китае XVII века Крестьянская война в китае 1628 1647 статья

Китай в XVI-XVIII веках

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Начало крестьянской войны. Действия повстанцев на севере Китая в 1628-1638 гг.

Грандиозное выступление народных масс, которое потрясло феодальный Китай во второй четверти XVII в., явилось закономерным результатом крайнего обострения классовых противоречий в условиях начавшегося в стране социального кризиса. Мощный взрыв стихийной антифеодальной борьбы был ответом китайского крестьянства на безудержный рост эксплуатации со стороны господствующего класса и его государства.

Признаки надвигающейся бури появились уже с начала 20-х годов XVII в., когда на территории империи Мин вновь одно за другим заполыхали крупные крестьянские восстания.

Широкое повстанческое движение развернулось в юго-западной провинции Гуйчжоу, где вместе с китайским населением против феодальных угнетателей выступили представители народности мяо. В 1622 г. на вооруженную борьбу поднялись крестьяне Шаньдуна, возглавляемые приверженцами оживившего свою деятельность тайного общества «Белый лотос». Только ценой больших усилий минским войскам удалось потушить эти очаги народного возмущения, жестоко расправиться с участниками восстаний. Однако феодальные правители уже не могли сдержать дальнейшее стремительное нарастание массового сопротивления.

Колыбелью долголетней крестьянской войны, пламя которой вскоре забушевало на обширных просторах Китая, стали северо-западные районы страны - пров. Шэньси и ближайшие к ней области Ганьсу. Положение народных масс на этой окраине Минской империи было особенно тяжелым. Северные пределы Шэньси и Ганьсу долгое время подвергались опустошительным монгольским набегам. Хроническим бедствием для местного населения являлись неурожаи - следствие естественного разрушения здешних лёссовых почв, частых засух, налетов саранчи и пр. Истощенные недородами хозяйства земледельцев изнемогали под непосильным бременем налогов и повинностей, становились

легкой добычей богатеев-помещиков и нещадно обиравших народ ростовщиков. Скотоводы и ремесленники, занимавшиеся выделкой шерстяных тканей и добычей полезных ископаемых, жестоко страдали от дороговизны продовольствия, всевозможных поборов и ограничений в торговле и промыслах.

Разорение шэньсийских тружеников приняло катастрофические размеры в годы бесконтрольного хозяйничанья в провинции алчных ставленников временщика-евнуха Вэй Чжун-сяна. На севере Шэньси царили голод и вымирание, население питалось кореньями трав и корой деревьев. В горах и лёссовых пещерах все чаще возникали мятежные отряды обезземеленных крестьян и бездомного бродячего люда. Из своих тайных станов они совершали нападения на казенные обозы с зерном, проезжих чиновников, разоряли ближайшие помещичьи гнезда. Слабость местных правительственных войск благоприятствовала повстанцам. Часть гарнизонов Шэньси и Ганьсу к тому времени перебросили на северо-восток для участия в военных действиях против маньчжуров. Оставшиеся соединения были мало боеспособными из-за нехватки оружия, провианта и участившихся случаев дезертирства. Беглые воины присоединялись к восставшим и нередко становились их вожаками.

В засушливом 1628 г. в мятежные лагеря хлынули массы голодных и обездоленных. Силы повстанцев на северо-западе выросли и окрепли. Прежняя тактика мелких местных операций уже не отвечала изменившимся условиям борьбы, которые подсказывали необходимость объединения или хотя бы согласования действий многочисленных самостоятельных отрядов. Осенью того же года большинство шэньсийских повстанческих групп после смелого рейда в окрестности г. Сиань собралось в горах на востоке провинции. Здесь десять наиболее известных начальников отрядов были провозглашены ванами, т. е. князьями, что означало, очевидно, признание их главными предводителями восстания. Из них источники донесли до нас имена Лo Жу-цая, вожака отряда китайцев-мусульман Ма Шоу-ина, Лю Го-нэна и др. Большим влиянием среди повстанцев пользовался командир конной дружины Гао Ин-сян, получивший титул Чуанского вана. Именно к нему присоединился выходец из бедной крестьянской семьи, бывший пастух, а затем почтовый курьер Ли Цзы-чэн (1606-1645), который впоследствии сыг-рал выдающуюся роль в ходе крестьянской войны.

Выдвижение предводителей-ванов не привело к созданию единой повстанческой армии, но способствовало сплочению под их знаменами ряда мелких, разрозненных отрядов. Одновременно на территории Шэньси вспыхнули новые очаги восстания. В число его участников наряду с крестьянством и ремесленной беднотой влилось множество посыльных, конюхов и слуг закрытых властями провинциальных почтовых станций. Вооруженная борьба разгоралась все сильнее. Зимой 1628/29 г. повстанцы контролировали уже многие сельские районы провинции, захватывали уездные города и неоднократно угрожали крупным окружным центрам. Восстание постепенно перерастало в массовую крестьянскую войну против феодалов.

Напуганное размахом повстанческого движения на северо-западе, минское правительство перебросило в Шэньси значительные воинские силы из Сычуани и других мест. Весной 1629 г. опытным военачальникам карателей удалось нанести серьезный урон отрядам крестьян на юге провинции, в долине р. Ханынуй. Однако на севере Шэньси и в соседних районах Ганьсу, где позиции повстанцев оказались более прочными, правительственные войска не могли добиться успеха. Военные

действия здесь приняли затяжной характер. Терпевшие поражения повстанческие группы быстро восстанавливали свои силы, погибших вожаков сменяли новые. Среди последних был и беглый солдат Чжан Сянь-чжун (1606-1646), выдвинувшийся вскоре в число наиболее видных крестьянских предводителей.

Напряженная борьба на севере Шэньси продолжалась более двух лет. За это время район восстания был буквально наводнен карательными войсками, стянутыми из многих провинций, столицы империи и даже из районов, где проходили военные операции против маньчжуров. Положение повстанцев постепенно ухудшалось. Действовавшие по-прежнему разобщенно их отряды все чаще попадали в окружение, блокировались в безлюдных горных местностях, испытывая острую нехватку продовольствия. В таких условиях летом 1631 г. один из повстанческих вожаков, Ван Цзы-юн, выдвинул план объединенного похода на восток, в пров. Шаньси, а в случае удачи - дальше, на Пекин. На этот призыв откликнулись командиры 36 крестьянских отрядов - большинство старых ванов и молодых предводителей, которые согласились действовать сообща под началом Ван Цзы-юна.

В мае 1632 г. 200-тысячное крестьянское войско, переправившись через Хуанхэ, вступило в пределы Шаньси. На первых порах поход был успешным. Встречая поддержку местного населения - крестьян, рудокопов, жителей небольших городов, повстанцы в короткий срок овладели южными районами Шаньси. В начале следующего 1633 г. их передовые отряды, опрокинув кордоны карателей, вышли к границам столичной провинции. Минский двор лихорадочно укреплял южные подступы к Пекину. На стенах крепостей устанавливались отлитые с помощью европейских миссионеров пушки. Против повстанцев выступили части императорской гвардии и отборные войска, вооруженные мушкетами. В столкновениях с ними крестьянские отряды, располагавшие лишь холодным оружием, понесли тяжелые потери. В кровопролитных боях погибли многие их вожаки, в том числе главный предводитель Ван Цзы-юн. Повстанцы вынуждены были отступить. Поход на столицу потерпел неудачу.

Не сумев прорваться назад, в родные районы Шэньси, восставшие устремились на юг. Ареной их действий стали территории провинций Хэнань и Хубэй. Повсюду, где появлялись повстанческие отряды, местное население тысячами присоединялось к ним, снабжало продовольствием и лошадьми. Однако после гибели Ван Цзы-юна повстанческое войско опять распалось на самостоятельные группы, что существенно ослабляло восстание. Разрозненным отрядам становилось все труднее вести войну с огромной правительственной армией. Даже самые сильные из них порой попадали почти в безвыходное положение. Крестьянские вожди вновь на практике постигали невыгодность разобщенных действий.

В феврале 1635 г. по инициативе Гао Ин-сяна в Инъяне (пров. Хэнань) состоялась встреча предводителей восстания для обсуждения вопросов дальнейшей тактики. На этом совете присутствовали 13 ванов- начальников повстанческих групп - вместе с подчиненными им командирами 72 отрядов. Большинство участников собрания высказалось за объединение сил. В качестве плана совместных действий после острых споров было принято предложение молодого вождя Ли Цзы-чэ-на. По его замыслу повстанцы создавали несколько крупных соединений, часть которых получала задачу сковать силы минских карательных войск в пределах Хэнани и Хубэя. Одновременно главная, ударная группировка должна была развернуть наступление в восточном направлении, а затем при благоприятных обстоятельствах - на север, к сто-

лице империи. План предусматривал взаимодействие повстанческих отрядов на основе признания вожаками старшинства Чуанского вана Гао Ин-сяна.

Важное значение имело принятое совещанием также по предложению Ли Цзы-чэна решение о распределении поровну захваченных в боях трофеев. Этот принцип отражал стихийные уравнительные устремления, присущие крестьянству феодальной эпохи.

Новая попытка объединения способствовала укреплению лагеря восстания и ряду его последующих успехов. В соответствии с намеченным планом наиболее боеспособные крестьянские отряды под предводительством Гао Ин-сяна, Чжан Сянь чжунаиЛи Цзы-чэна выступили из Хэ- нани на восток, в пров. Аньхуэй. Здесь, как и в других районах, на их стороне были симпатии деревенских масс и бедноты в городах. Местные правительственные войска оказались бессильными сдержать натиск повстанцев, один за другим занявших несколько административных центров, в том числе большой окружной город Фэнъян.

Однако достигнутое в Инъяне соглашение о единстве оказалось вскоре нарушенным. Среди повстанческих вожаков, привыкших к полной самостоятельности, произошел раскол. Чжан Сянь-чжун, отделившись, ушел со своими отрядами на юг, в пров. Цзянси. Отказались от дальнейшего выполнения плана похода на столицу и Гао Ин-сян с Ли Цзы-чэном. Лагерь восстания снова разделился на независимые друг от друга группы.

К лету 1635 г. крестьянская война, распространяясь все шире, охватила уже огромную территорию. Повстанческие отряды действовали одновременно в районе Наньцзина, в Шэньси, в Хэнани, Хубэе и на восточной окраине Сычуани. В стихийном порыве крестьяне расправлялись со своими угнетателями - феодалами, чиновниками, ростовщиками, сжигали налоговые реестры и долговые расписки, делили между собой имущество богачей. В захваченных городах они открывали двери тюрем и казенных складов, чинили суд над наиболее ненавистными представителями власти. Однако на этом этапе движения повстанцы еще не занимались организацией своего управления, вопросами хозяйственной помощи деревне. Они даже не могли на сколько-нибудь длительный срок закрепиться на одном месте, создать себе постоянные базы в районах с плотным населением. Их борьба по-прежнему носила характер стихийной партизанщины. Непрерывные длительные походы утомляли воинов-крестьян. Расправившись с местными притеснителями, освободившись на время от налогов и долгов, многие из них стремились вернуться в родные деревни, чтобы воспользоваться плодами своих военных успехов.

Императорский двор решил пойти на уступки населению, чтобы разложить ряды повстанцев изнутри. В июне 1636 г. правительство объявило об амнистии всем участникам восстания, которые сдадут оружие. Крестьянам, которые вернутся в свои деревни, власти обещали помощь, вождям восстания - официальные чины. Эта мера дала свои результаты. Часть крестьян ушла из отрядов, ряды повстанцев начали редеть.

В первой половине 1636 г. минский двор, воспользовавшись временным затишьем в военных действиях против маньчжуров, перебросил лучшие части своих войск на подавление восставших. Уменьшившиеся в числе, раздробленные крестьянские отряды стали терпеть поражения. Попал в засаду на юге Шэньси и был разгромлен отряд Гао Ин-сяна. Прославленного крестьянского вожака схватили и отправили в Пекин, где подвергли мучительной казни. Летом 1638 г. Чжан Сянь-чжун, 

Ma Шоу-ин и некоторые другие предводители, попав в безвыходное положение, сдались правительственным войскам. Несколько позже потерпел поражение и Ли Цзы-чэн, до этого совершивший походы в Сычуань и на север Шэньси. С горсткой воинов ему едва удалось вырваться из окружения и скрыться в горах.

К концу 1638 г. минским военачальникам удалось рассеять все крупные повстанческие группы. Их командиры либо погибли, либо принесли повинную властям, либо прятались в тайных убежищах. Крестьянская война, многие годы потрясавшая северные районы Китая, казалось, была подавлена. Однако феодалы рано торжествовали победу.

В условиях жесточайшего обострения классовых противоречий восстание не могло погибнуть.

Крестьянская война 1628-1647 годов - гражданская война в Китае, ставшая одной из основных причин падения империи Мин .

Крестьянская война в Китае

Крестьянская война в Китае 1628-1647 годов
Дата 1628-1647
Место Территория Внутреннего Китая от р. Янцзы до Великой Китайской стены
Итог Поражение восстания;
Начало маньчжурского завоевания Китая
Противники
Командующие
  • Ван Цзыюн †
  • Гао Инсян #†

Предыстория

Население империи Мин к началу XVII века увеличилось в 3-4 раза по сравнению с концом XVI века. Рост населения, массовое разорение крестьянства и стихийные бедствия резко обострили продовольственную проблему. Массовый голод вёл к людоедству, грабежам и разбоям. Мелкие спорадические волнения перерастали в локальные бунты, а те - в серьёзные массовые восстания.

Ход событий

В 1632 году повстанцы переправились через Хуанхэ и начали яростное наступление на юге провинции Шаньси . В 1633 году развернулись ожесточённые бои на подступах к столичной провинции , в одном из которых погиб Ван Цзыюн. Видя, что к Пекину пробиться не удаётся, повстанцы отступили и были прижаты к Хуанхэ. На их счастье мороз сковал реку, и они смогли по тонкому льду перейти в провинцию Хэнань . В качестве ведущего лидера повстанцев тогда выдвинулся Гао Инсян, принявший титул «Чуанский князь».

В 1634 году Гао Инсян повёл крестьянские войска в долину реки Хань и провинцию Сычуань . На юге провинции Шэньси колонна Гао Инсяна попала в ловушку в Чэсянском ущелье. Оправившись от поражения, «чуанские войска» возобновили борьбу и одержали победы в сражениях под Лунчжоу и Ханьчжуном .

В 1635 году 13 ведущих командиров повстанцев собрались на совещание в Инъяне. На совещании был выработан общий план действий, в соответствии с которым был осуществлён поход в долину реки Хуайхэ , во время которого был взят Фэнъян - третья столица Китая. Здесь произошёл разрыв между Гао Инсяном и Чжан Сяньчжуном , после чего последний повёл своё войско в долину реки Янцзы . Гао Инсян и другие вожди двинули свои колонны на запад, в провинцию Шэньси, где провели несколько победных сражений.

В 1636 году произошёл окончательный разрыв между Гао Инсяном и Чжан Сяньчжуном, после чего наступило полное разобщение повстанческих сил. В результате «чуанские войска» потерпели ряд поражений, а затем были полностью разгромлены у Чжоучжи; Гао Инсян попал в плен и был казнён в Пекине. После этого новым «чуанским князем» и главой «чуанских войск» повстанцы провозгласили Ли Цзычэна , который со своей колонной одержал ряд побед в Шэньси. В 1637 году он совершил рейд в провинцию Сычуань, где безуспешно осаждал Чэнду . Чжан Сяньчжун после взятия Сянъяна в провинции Хубэй повёл своё войско в долину Янцзы, неудачно осаждал Аньцин и потерпел тяжёлое поражение в одном из сражений.

В 1638 году наступил спад повстанческого движения. Войска Чжан Сяньчжуна и ещё трёх вождей согласились на почётную капитуляцию и перешли в лагерь правительственных сил. «Чуанские войска» были разгромлены в битве у крепости Тунгуань на границе провинций Шэньси и Шаньси; сам Ли Цзычэн с горсткой всадников укрылся в горах. В начале 1639 года на почётную капитуляцию пошли ещё 18 повстанческих вождей со своими отрядами.

Летом 1639 года Чжан Сяньчжун возобновил военные действия; его примеру последовали 15 ранее капитулировавших вождей. В одном из сражений 1640 года Чжан Сяньчжун потерял всё войско.

Тем временем Ли Цзычэн возродил своё войско и совершил поход в провинцию Хэнань, где в 1641 году овладел Лояном . Потом он безуспешно осаждал Кайфэн , а затем одержал верх в бою у Сяньчэна. Чжан Сяньчжун собрал новое войско, но после победы под Хуанлином в провинции Хубэй был разгромлен у Синьяна в провинции Хэнань. В 1642 году Ли Цзычэн во второй и третий раз осаждал Кайфэн, однако накануне своего неизбежного падения город был затоплен. Тем временем вокруг «чуанских войск» объединились главные повстанческие вожди.

В 1643 году Ли Цзычэн совершил успешный поход в долину реки Хань, и здесь предпринял первую попытку организации постоянной власти с центром в Сянъяне; при этом он пошёл на убийство непокорных вождей разбойной вольницы. После победы под Жучжоу в провинции Хэнань он овладел крепостью Тунгуань и городом Сиань , который сделал столицей созданного здесь повстанческого государства. В начале 1644 года Ли Цзычэна провозгласили императором новой династии Шунь . После этого началось победное шествие на Пекин, города крепости и правительственные войска сдавались новому государю без боя.

После двухдневной осады 24-25 апреля крестьянская армия 26 апреля 1644 года вступила в Пекин. Минский император Чжу Юцзянь повесился; на юге Китая лоялисты продолжили сопротивления под флагом династии, вошедшей в историю как «Южная Мин ». После взятия Пекина в крестьянской армии произошло массовое падение дисциплины, и город стал ареной грабежа и насилия.

16 мая Ли Цзычэн с войском выступил из Пекина против минской армии полководца У Саньгуя . Последний вступил в союз с маньчжурским князем-регентом Доргонем . 26-27 мая в битве под Шаньхайгуанем крестьянское войско было разгромлено ; У Саньгуй и Доргонь двинулись на Пекин, из которого Ли Цзычэн отступил на запад.

Тем временем Чжан Сяньчжун совершил победоносный поход в провинцию Сычуань, где создал Великое Западное Государство со столицей в Чэнду.

Весной 1645 года войска Ли Цзычэна были разгромлены цинской армией в битве у Тунгуаня. Повстанцы продолжили отступление на юг в долину реки Хань, в их руководстве начался разброд, а в октябре погиб Ли Цзычэн. Его войско во главе с Ли Го было вынуждено перейти под начало властей Южной Мин.

В 1646 году Чжан Сяньчжун был вынужден оставить столицу Великого Западного Государства и выступить с войском на север против наступающей цинской армии. 2 января 1647 года его войско было разгромлено в решающей битве у Сичуна на холмах Фэнхуан, а сам он пал в бою. Разбитое войско отступило на юг через реку Янцзы и провинцию Гуйчжоу в провинцию Юньнань , где в середине 1647 года преемники Чжан Сяньчжуна нашли компромисс с властями Южной Мин.


Вопрос о степени разложения феодализма и времени зарождения в Китае элементов новых экономических отношений еще не достаточно изучен. Накопленные материалы свидетельствуют о том, что в XVI в. в феодальном Китае появились крупные купеческие компании, занимавшиеся торговлей тканями, фарфором, бумагой. В ряде случаев купцы-посредники подчиняли городских и сельских ремесленников, снабжая их сырьем. Но эти но вые отношения наблюдались лишь на сравнительно ограниченных территориях в устье Янцзы и некоторых других районах, причем и здесь они сосуществовали с казенными ремесленными мастерскими и мануфактурами.

Господство феодалов препятствовало развитию китайской экономики. Помещики всячески усиливали феодальную эксплуатацию крестьянства, что вызывало обострение классовой борьбы и привело к крестьянской войне.

В 1622 г. значительную территорию провинции Шаньдун охватило крестьянское восстание, руководимое тайным религиозным обществом «Белый лотос». Вскоре после его подавления восстали крестьяне провинции Шэньси, а в 30-х годах к ним присоединилось крестьянство других провинций Северного Китая.

Крестьянское восстание развернулось, когда Китай вел войну с маньчжурскими племенами, являвшимися до того в течение длительного времени его вассалами и данниками. Маньчжуры, жившие на территории современного Северо-Восточного Китая, подчинили себе соседние племена и захватили обширную территорию, а затем начали вторжение во внутренние районы Китая.

Необходимость вести войну с маньчжурами и одновременно подавлять крупные крестьянские восстания крайне осложнила положение правившей в тот период Китаем династии Мин. Правительство императора сняло часть войск с маньчжурского фронта и направило их против восставших крестьян. К 1638 г. правительственным войскам удалось разгромить повстанческие крестьянские армии.

Но это была временная победа. В 1639-1640 гг. восстание вспыхнуло с новой силой. В ряды повстанцев вливались не толь ко крестьяне, но и ремесленники, городская беднота. Вождем восстания стал талантливый полководец и организатор Ли Цзычэн. Он родился в крестьянской семье, юношей поступил на должность конного курьера почтовой станции. В течение многих лет Ли Цзычэн возглавлял повстанческие отряды. Теперь ему удалось объединить разрозненное крестьянские отряды и создать из них сильную, боеспособную армию с единым командованием.

Минские армии терпели поражения: То на одном, то на другом участке правительственные войска переходили на сторону повстанцев. В апреле 1644 г. крестьянская армия вступила в Пекин. Незадолго до этого повстанцы провозгласили Ли Цзычэна императором. Минская династия перестала существовать. Ее последний император покончил жизнь самоубийством.

К тому времени, когда повстанцы вступили в Пекин, восстание охватило почти весь Северный Китай. На обширной территории были отменены старые налоги, ликвидированы кабальные долги. Был нанесен сильный удар по феодальным порядкам.

Расшатывая феодальные порядки, крестьянская война объективно способствовала созданию более благоприятных условий для развития производительных сил.

Однако, как и другие крестьянские войны средневековья, война китайских крестьян, возглавленных Ли Цзычэном, не могла привести к победе крестьянства.

Вступление повстанческих войск в Пекин было кульминационным пунктом восстания. Но положение повстанцев и их правительства было трудным. Крестьянские массы устали от войны, их вожди не имели четкой программы. Между тем продолжалось наступление маньчжуров на Китай.

Военные действия на маньчжурском фронте вели правительственные войска под командованием У Саньгуя. Ли Цзычэи всту пил в переговоры с У Саньгуем, предложив ему объединить силы для борьбы с маньчжурами. Но У Саньгуй и многие китайские феодалы считали своим главным врагом восставших крестьян. Они предпочли сговориться с маньчжурскими правителями, став на путь прямой измены собственному народу. У Саньгуй обратился к маньчжурам за поддержкой. Объединенные силы маньчжуров и предателя У Саньгуя двинулись на Пекин. Повстанцы оставили город без боя. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. С этого времени в китайской столице утвердилась маньчжурская династия Цин.

Повстанческие армии около года продолжали борьбу, но силы были неравны. Крестьянская война окончилась поражением. Северный Китай перешел под власть маньчжуров.

Однако и после этого китайский народ продолжал борьбу. Отступившие остатки крестьянской армии, войска и население Центрального и Южного Китая в течение нескольких лет отражали натиск завоевателей. Только после упорных боев маньчжурам удалось взять в 1645 г. Янчжоу и Нанкин и вступить затем в провинции Южного и Юго-Западного Китая. Но здесь вспыхнули восстания против захватчиков. Восставшие овладели обширными районами провинций Хунань, Сычуань, Гуанси. Восстания охватили также Чжэцзян, Фуцзянь, Шэньси и Ганьсу. Благодаря поддержке значительной части китайских феодалов маньчжуры смогли подавить эти восстания. Только насе ление прибрежных районов Фуцзяни и о-ва Тайвань, возглавляемое Чжэн Чэнгуном, создало самостоятельное государство и сопротивлялось до 1683 г.

Власть династии Цин распространилась на весь Китай. Маньчжуры заставляли всех мужчин-китайцев в знак покорности обривать часть головы, а волосы на макушке заплетать в длинную косу, т. е. носить национальную маньчжурскую прическу.

Маньчжурское завоевание знаменовало собой победу феодальной реакции в Китае, оно закрепило феодальные порядки и феодальную отсталость страны. Вместе с тем маньчжурским и китайским феодалам приходилось считаться с последствиями великой крестьянской войны, сокрушившей династию Мин.

Первое время крестьяне не вносили налогов и не выполняли повинностей. Это положительно сказалось на экономическом развитии страны. Но по мере упрочения власти феодальной монархии вновь развернулся процесс концентрации земель в руках помещиков.

При Цинах сохранилось и стало более четким разделение земель на две категории - государственные и частновладельческие. К государственным землям относились обширные поместья императорского дома, маньчжурской аристократии (на правах пожалования, передаваемого по наследству), командиров «восьмизнаменных» войск (маньчжурские войска состояли из восьми корпусов - «знамен»); земли военных поселений; земли, принадлежавшие храмам, монастырям, школам. Собственностью государства считались леса, горы, пастбища.

Владения императорского дома и маньчжурской аристокра тии сформировались в результате конфискаций, проведенных после завоевания главным образом на территории столичной провинции и в Шаньдуне, а также в районах расположения «восьмизнаменных» войск. Собственностью цинского дома считалась вся Маньчжурия, куда доступ китайцам был закрыт. Обширные территории плодородных земель Маньчжурии пусто вали. Земли военных поселений были расположены вдоль границ империи и на вновь завоеванных территориях. Их обрабатывали крестьяне - военные поселенцы. Государственные земли не облагались налогами.

Однако земли, в той или иной форме являвшиеся собственностью феодального государства, составляли меньшую часть

обрабатываемых земель Китая. Большинство обрабатываемых земель относилось к категории частновладельческих. Их собственниками были феодалы-помещики, чиновники, купцы, ростовщики, отчасти крестьяне. При этом неуклонно сокращалась площадь земли крестьян-собственников. Наблюдался процесс концентрации земель в руках крупных помещиков, который сочетался с сохранением большого числа мелких и средних помещиков. Частновладельческие земли могли свободно покупать ся и продаваться.

Таким образом, формы землевладения в Китае были иными, чем в Индии и некоторых других странах Азии. Если в Индии основной формой феодальной собственности на землю была государственно-феодальная, то в Китае верховная собственность императора на землю была уже подорвана и в значительной мере являлась номинальной, там преобладала помещичья собственность как одна из разновидностей феодальной собственности на землю.

После укрепления власти династии Цин были проведены переписи населения и крестьянских хозяйств, на основе которых устанавливались налоги и феодальные повинности. Деревня была связана круговой порукой, системой объединения дворов в десятки, сотни и т. д.

В этих условиях крестьяне, лишившиеся земли или владеющие незначительными клочками, вынуждены были арендовать землю у помещиков на кабальных условиях, зачастую отдавая большую часть урожая и нередко выполняя целый ряд других феодальных повинностей.

Основной формой эксплуатации крестьянства была феодальная рента. Иногда это была, принудительная отработочная рента как результат переходящей из поколения в поколение наследственной задолженности крестьянина помещику. В других случаях за арендуемый клочок земли крестьянин обязан был безвозмездно работать на помещика. Но наибольшее распространение имела рента продуктами, или натуральная рента, сочетавшаяся с выполнением некоторых повинностей. В отдельных районах помещики взимали арендную плату в денежной форме.

Уклад жизни и быт китайской деревни, основанные на господстве натурального хозяйства, оставались почти неизменны ми из поколения в поколение. Земледелие сочеталось с занятием ремеслами. Каждая крестьянская семья, как правило, сама удовлетворяла свои скудные потребности в хлопчатобумажных тканях и частично в других предметах ремесленного производства.

Еще в период средневековья в Китае выросли многочисленные города. В Пекине проживало более 3 млн. человек, в крупных центрах провинций насчитывались сотни тысяч жителей.

Как и большинство городов Индии, китайские города являлись в первую очередь административными центрами, но вместе с тем они играли важную роль как центры ремесла и торговли. Феодальный характер китайского города проявлялся в установлении строго регламентируемой иерархии городов от уездного центра до столицы. Даже крупные поселения городского типа, не бывшие административными центрами, официально не считались городами.

Городские ремесленники, у которых занятие ремеслом пере давалось по наследству из поколения в поколение, объединялись в цехи. Маньчжурские власти усилили фискальные и полицейские функции цехов. Купцы объединялись в гильдии. Некоторые из них являлись крупными торговыми компаниями. Большую роль в китайских городах играл ростовщический капитал. В них имелись банки, ломбарды, меняльные лавки. Деньги давались в долг под большие проценты.

Хотя установление маньчжурского господства усилило позиции феодальных элементов и феодальную реакцию в Китае, тем не менее и при Цинах продолжало расти товарное производство, расширялся внутренний рынок, развивалось ремесленное производство, наблюдался рост мануфактур.

В Нанкине, Ханчжоу, Сучжоу и других пунктах работали крупные императорские мануфактуры, изготовлявшие шелк, парчу, атлас, чесучу, бархат. Расширялось производство изделий из фарфора на крупных мануфактурах в провинциях Цзянси, Фуцзянь, Чжэцзян. На них существовало четко выраженное разделение труда.

Изготовление фарфора, который славился на весь мир, приняло весьма значительные размеры. Только в Цзиндэчжэне (пров. Цзянси), даже не имевшем официального статуса города, действовало 3 тыс. печей для обжига фарфора, принадлежавших феодальному государству или частным предпринимателям. Француз Дюгальд писал: «Сие местечко, где живут настоящие художники фарфора, столь же многолюдно, как самые большие города в Китае».

Товарное производство и торговля, получившие значительное распространение в феодальном Китае, являлись составным эле ментом феодальной экономики.

Сословия. Государственный строй

Политическая надстройка Цинской империи призвана была сохранять и защищать феодальные производственные отношения. Этой же цели служило и сословное деление феодального китайского общества.

К высшему сословию, привилегии которого передавались по наследству, принадлежали маньчжуры: родственники императора и их потомки - «желтопоясные», имевшие привилегию носить пояс императорского, желтого цвета, «краснопоясные» и, «железношлемные» - потомки приближенных первых маньчжурских императоров.

Привилегированным сословием, принадлежность к которому не передавалась по наследству, были шэньши - «ученые». Чтобы стать шэньши, необходимо было сдать экзамен и получить ученую степень. Формально правом сдавать экзамен пользовались не только помещики, но и крестьяне, ремесленники, однако на подготовку к экзамену требовалось тратить многие годы, иметь средства для оплаты учителей и т. п. Сама процедура сдачи экзамена на ученую степень была чрезвычайно сложной. Обычно экзамен выдерживало не более 8-10% державших, в основном отпрысков состоятельных родителей, которые могли обеспечить своим детям возможности для продолжительной учебы и дать соответствующую мзду чиновникам и экзаменаторам. Естественно, что получение звания шэньши в большинстве случаев стало привилегией помещиков, богатых купцов и ростовщиков. Зачастую помещики покупали звание шэньши, не сдавая экзаменов. Звание шэньши было в феодальном Китае своеобразной формой личного дворянства. Из среды шэньши назначались управители городов, судьи и другие высшие чинов ники. Европейцы прозвали их мандаринами (от португальского «мандар» - «управлять»). Большая часть шэньши не состояла н а государственной службе, но являлась тем не менее влиятельной прослойкой господствующего класса.

Низшие ступени сословно-иерархической лестницы составляли сословия земледельцев, ремесленников и торговцев. Сословная и классовая принадлежность не всегда совпадали. Сословие земледельцев включало не только крестьян, но и помещиков. В сословии ремесленников числились и владельцы крупных по тому времени мастерских и мануфактур. На самом низу сословной лестницы находились актеры, цирюльники, оружейные мастера, низшие служители канцелярий, рабы. Они не могли вступать в брак с представителями других сословий.

Цинская монархия и китайские помещики всячески укрепляли китайскую феодальную государственную систему как главное орудие обуздания и подчинения эксплуатируемого большинства города и деревни.

Во главе государства стоял неограниченный монарх - богдыхан. Высшей властью при богдыхане обладал Военный совет, состоявший из маньчжурской знати. Функции кабинета министров осуществляли «любу» («шесть приказов»): чинов, налогов, церемоний, военный, уголовный, общественных работ.

Собственно Китай делился на провинции, которые, в свою очередь, соответственно разделялись на области (фу), округа (чжоу), уезды (сянь). Во главе провинций стояли назначаемые богдыханом военный и гражданский губернаторы, над которыми стоял наместник, возглавлявший военную и гражданскую власть нескольких провинций. Высшие должности на местах по большей части также занимали представители маньчжурской знати.

Большую роль в подавлении сопротивления народных масс играла армия. Первоначально она состояла только из солдат-маньчжуров. В дальнейшем к службе в «восьмизнаменной» армии привлекались монголы, а затем и китайцы. При этом все служившие в «восьмизнаменных» войсках, независимо от своего национального происхождения, рассматривались как представители привилегированного сословия. Они получали щедрое воз награждение.

Позднее была создана армия «зеленого знамени», формировавшаяся из китайцев. Ее солдаты получали малое жалованье, были плохо вооружены.

Религиозно-идеологическая система феодального Китая имела свои особенности. Морально-этические учения преобладали в ней над чисто религиозными представлениями и догмами. Духовенство не стало в Китае отдельным влиятельным сословием.

Многие столетия господствующее положение в духовной жизни китайцев занимало конфуцианство. Создатель этого учения Конфуций (ок. 551-479 гг. до и. э.) призывал к строгому соподчинению в отношениях между людьми в семье и обществе, основанному на уважении и почитании старших по возрасту и общественному положению: «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном». Ки тайские феодалы выдвигали на первый план и пропагандировали наиболее реакционные стороны учения Конфуция - о божественном происхождении императора, подчинении власти и т. п. Конфуцианство стало официальной государственной доктриной, одним из объектов культового поклонения.

Наряду с конфуцианством в древнем и средневековом Китае получил широкое распространение даосизм. Его основоположником считается легендарный Лао-цзы. До сих пор исследователям не удалось доказать или опровергнуть существование Лао-цзы, которого принято считать современником Конфуция. Согласно учению Лао-цзы, все существующее, природа, жизнь людей - это бесконечный поток естественного развития, «Вели кое Дао (Путь)». Человек должен стремиться постичь Дао. Возникнув как философское учение, даосизм в I-II вв. становится религией, включившей в систему своих представлений элементы народных верований, магии и шаманства.

Тогда же в Китае начинает распространяться и буддизм, который в средние века приобрел большое влияние.

На протяжении веков происходил своеобразный синтез конфуцианства, даосизма и китайского буддизма.

К началу нового времени в Китае уже утвердилась комплексная система религиозных верований со своей иерархией куль тов. Церемонии, связанные с почитанием Неба, Земли, императорских предков, осуществлялись самим императором - «сыном Неба». Общекитайский характер носили культы Конфуция, Лао-цзы и Будды, в честь которых сооружались многочисленные храмы. Далее следовали культы явлений и сил природы, культы отдельных районов и, наконец, домашние (семейные) культы.

Цины использовали эту систему идеологического воздействия на народные массы для духовного порабощения трудящихся и освящения феодальных порядков.



1628-1647

Место Причина

Маньчжурская экспансия

Итог

Маньчжурское завоевание Китая

Противники Командующие Потери
неизвестно неизвестно

Крестьянская война 1628-1647 годов - гражданская война в Китае, ставшая одной из основных причин падения династии Мин.

Предыстория

Население империи Мин к началу XVII века увеличилось в 3-4 раза по сравнению с концом XVI века. Рост населения, массовое разорение крестьянства и стихийные бедствия резко обострили продовольственную проблему. Массовый голод вёл к людоедству, грабежам и разбоям. Мелкие спорадические волнения перерастали в локальные бунты, а те - в серьёзные массовые восстания.

Ход событий

В 1628 году в провинции Шэньси разрозненные полуразбойные ватаги стали создавать повстанческие отряды и избирать вождей. следующем году правительство ликвидировало казённые почтовые станции, и оставшиеся без средств уволенные конные курьеры, являвшиеся прекрасными наездниками и отчаянными удальцами, пополнили лагерь повстанцев.

Поначалу властям удалось разгромить ряд повстанческих отрядов в долине реки Хань, но ответом на это стал новый подъём вооружённой борьбы. 1631 году в Шэньси 36 повстанческих вождей договорились о координации действий. Один из них - Ван Цзыюн - был признан верховным лидером. Повстанцы выработали план похода на Пекин.

В 1632 году повстанцы переправились через Хуанхэ и начали яростное наступление на юге провинции Шаньси. 1633 году развернулись ожесточённые бои на подступах к столичной провинции, в одном из которых погиб Ван Цзыюн. Видя, что к Пекину пробиться не удаётся, повстанцы отступили и были прижаты к Хуанхэ. На их счастье мороз сковал реку, и они смогли по тонкому льду перейти в провинцию Хэнань. качестве ведущего лидера повстанцев тогда выдвинулся Гао Инсян, принявший титул «Чуанский князь».

В 1634 году Гао Инсян повёл крестьянские войска в долину реки Хань и провинцию Сычуань. На юге провинции Шэньси колонна Гао Инсяна попала в ловушку в Чэсянском ущелье. Оправившись от поражения, «чуанские войска» возобновили борьбу и одержали победы в сражениях под Лунчжоу и Ханьчжуном.

В 1635 году 13 ведущих командиров повстанцев собрались на совещание в Инъяне. На совещании был выработан общий план действий, в соответствии с которым был осуществлён поход в долину реки Хуайхэ, во время которого был взят Фэнъян - третья столица Китая. Здесь произошёл разрыв между Гао Инсяном и Чжан Сяньчжуном, после чего последний повёл своё войско в долину реки Янцзы. Гао Инсян и другие вожди двинули свои колонны на запад, в провинцию Шэньси, где провели несколько победных сражений.

В 1636 году произошёл окончательный разрыв между Гао Инсяном и Чжан Сяньчжуном, после чего наступило полное разобщение повстанческих сил. результате «чуанские войска» потерпели ряд поражений, а затем были полностью разгромлены у Чжоучжи; Гао Инсян попал в плен и был казнён в Пекине. После этого новым «чуанским князем» и главой «чуанских войск» повстанцы провозгласили Ли Цзычэна, который со своей колонной одержал ряд побед в Шэньси. 1637 году он совершил рейд в провинцию Сычуань, где безуспешно осаждал Чэнду. Чжан Сяньчжун после взятия Сянъяна в провинции Хубэй повёл своё войско в долину Янцзы, неудачно осаждал Аньцин и потерпел тяжёлое поражение в одном из сражений.

В 1638 году наступил спад повстанческого движения. Войска Чжан Сяньчжуна и ещё трёх вождей согласились на почётную капитуляцию и перешли в лагерь правительственных сил. «Чуанские войска» были разгромлены в битве у крепости Тунгуань на границе провинций Шэньси и Шаньси; сам Ли Цзычэн с горсткой всадников укрылся в горах. начале 1639 года на почётную капитуляцию пошли ещё 18 повстанческих вождей со своими отрядами.

Летом 1639 года Чжан Сяньчжун возобновил военные действия; его примеру последовали 15 ранее капитулировавших вождей. одном из сражений 1640 года Чжан Сяньчжун потерял всё войско.

Тем временем Ли Цзычэн возродил своё войско и совершил поход в провинцию Хэнань, где в 1641 году овладел Лояном. Потом он безуспешно осаждал Кайфэн, а затем одержал верх в бою у Сяньчэна. Чжан Сяньчжун собрал новое войско, но после победы под Хуанлином в провинции Хубэй был разгромлен у Синьяна в провинции Хэнань. 1642 году Ли Цзычэн во второй и третий раз осаждал Кайфэн, однако накануне своего неизбежного падения город был затоплен. Тем временем вокруг «чуанских войск» объединились главные повстанческие вожди.

В 1643 году Ли Цзычэн совершил успешный поход в долину реки Хань, и здесь предпринял первую попытку организации постоянной власти с центром в Сянъяне; при этом он пошёл на убийство непокорных вождей разбойной вольницы. После победы под Жучжоу в провинции Хэнань он овладел крепостью Тунгуань и городом Сиань, который сделал столицей созданного здесь повстанческого государства. начале 1644 года Ли Цзычэна провозгласили императором новой династии Шунь. После этого началось победное шествие на Пекин, города крепости и правительственные войска сдавались новому государю без боя.

После двухдневной осады 24-25 апреля крестьянская армия 26 апреля 1644 года вступила в Пекин. Минский император Чжу Юцзянь повесился; на юге Китая лоялисты продолжили сопротивления под флагом династии, вошедшей в историю как «Династия Южная Мин». После взятия Пекина в крестьянской армии произошло массовое падение дисциплины, и город стал ареной грабежа и насилия.

16 мая Ли Цзычэн с войском выступил из Пекина против минской армии полководца У Саньгуя. Последний вступил в союз с маньчжурским князем-регентом Доргонем. 26-27 мая в битве под Шаньхайгуанем крестьянское войско было разгромлено; У Саньгуй и Доргонь двинулись на Пекин, из которого Ли Цзычэн отступил на запад.

Тем временем Чжан Сяньчжун совершил победоносный поход в провинцию Сычуань, где создал Великое Западное Государство со столицей в Чэнду.

Весной 1645 года войска Ли Цзычэна были разгромлены цинской армией в битве у Тунгуаня. Повстанцы продолжили отступление на юг в долину реки Хань, в их руководстве начался разброд, а в октябре погиб Ли Цзычэн. Его войско во главе с Ли Го было вынуждено перейти под начало властей Южной Мин.

В 1646 году Чжан Сяньчжун был вынужден оставить столицу Великого Западного Государства и выступить с войском на север против наступающей цинской армии. 2 января 1647 года его войско было разгромлено в решающей битве у Сичуна на холмах Фэнхуан, а сам он пал в бою. Разбитое войско отступило на юг через реку Янцзы и провинцию Гуйчжоу в провинцию Юньнань, где в середине 1647 года преемники Чжан Сяньчжуна нашли компромисс с властями Южной Мин.

Литература

  • О. Е. Непомнин «История Китая: Эпоха Цин. XVII - начало XX века» - Москва: «Восточная литература», 2005. ISBN 5-02-018400-4
  • Симоновская Л.В. Великая крестьянская война в Китае 1628–1645 гг. М., 1958.


Крестьянская война в Китае (1628-1647) Информацию О

7. Крестьянская война IX в. и крах династии Тан

Явным свидетельством развивающегося династийного кризиса стали все участившиеся выступления низов общества, начавшиеся еще во время мятежа Ань Лушаня в 762 г. в пров. Чжэцзян. В стране периодически вспыхивали разрозненные восстания разорившихся крестьян, бунты военных. Все это было ответом на неспособность государственной власти обеспечить социальный порядок в стране и ограничить произвол чиновников, взимавших налог выше освященной традицией нормы.

В период обострения династийного кризиса росло число тех, кто в трудную годину выпадал из рамок веками выстроенной социальной структуры и лишался элементарных средств к существованию. Так, в восстании 859 г. в пров. Чжэцзян, ставшем преддверием надвигавшегося хаоса в стране, основную массу повстанцев составляли беглые крестьяне. Вызовом верховной власти, нарушавшей принцип взимания налога и тем разрушавшей сцепление различных социальных сил в обществе (а значит и его стабильность), стало создание восставшими своего собственного государства. В нем они надеялись обрести не только средство защиты от произвола, но прежде всего единственно доступный им в сложившихся условиях способ сохранения и поддержания своей собственной жизни.

Отвергнув аморальную политику верхов, противоречащую доктрине конфуцианства, восставшие, как умели, решительно реализовывали свое понимание принципа справедливости. Они захватывали казенные и монастырские кладовые, а похищенное зерно и награбленные ценности делили между собой.

Эта тенденция к претворению на практике всеобщей уравнительности в период политической дезорганизации особенно ярко проявилась в крестьянской войне, когда в 874 г. вспышки протеста по всей стране переросли в массовое движение.

Сначала в восстаниях, разразившихся в Ганьсу, Шэньси, Хэнани, Аньхуе и Шаньдуне, наиболее влиятельным из повстанческих лидеров стал Ван Сяньчжи. В 875 г. к нему присоединился Хуан Чао - выходец из семьи, разбогатевшей на контрабандной торговле солью. В отличие от рядовых крестьян он знал грамоту, прекрасно владел мечом, стрелял на скаку из лука. В 876 г. войска Ван Сяньчжи и Хуан Чао уже контролировали пять провинций в междуречье Хуанхэ и Янцзы. Воззвания лидеров движения, аккумулирующие настроения восставших, обличали жестокость и продажность чиновников-лихоимцев, нарушение законов, превышение налоговых ставок. Все это способствовало созданию в стране «механизма» долговременного эмоционального возбуждения. Крайние меры, немыслимые в период стабильности, воспринимались теперь не только как дозволенные, но и как справедливые. Начался грабеж богатых землевладельцев. В первую очередь протест восставших был направлен против представителей официальной власти. Повстанцы сжигали казенные реестры и долговые записи, уклонялись от выплаты налогов и отбывания повинностей. Захватывая государственное имущество, они «по справедливости», как они ее понимали, распределяли его между нуждающимися.

В 878 г. Ван Сяньчжи совершил поход на Лоян. Подступы к столице охранялись правительственными войсками и наемной конницей кочевников. В битве за Лоян погибло 50 тыс. восставших, а Ван Сяньчжи был схвачен и казнен. Апогеем восстания стал момент, когда Хуан Чао, возглавив повстанческий лагерь, принял титул «Великого полководца, штурмовавшего Небо». Он назвал свое войско справедливым средством возмездия правящим кругам, презревшим свою обязанность в отношениях к подданным. С этого момента восстание переросло в крестьянскую войну: именно тогда возникла реальная угроза уничтожения правящей династии. В конце 878 г. войско Хуан Чао, укрепив свою власть на юге страны, переправившись через Янцзы, двинулось по землям Чжэцзяна, Фуцзяни и Гуандуна. В 879 г. был взят Гуанчжоу, где произошла стычка повстанцев с жителями иностранного поселения, в частности с персидскими и еврейскими купцами.

Из Гуандуна повстанцы ушли на Север. Однако в Хубэе, близ Санъяна, их войско, потерпев поражение, вновь направилось на Юг. На правом берегу Янцзы под прикрытием мощных потоков реки повстанческие вожди собрали новые силы и летом 880 г. вновь выступили на Север, двигаясь по Великому каналу. В конце того же года без боя был занят Лоян. Раскол в обществе усилился настолько, что многие из горожан, в том числе военачальники и гражданские чины, присоединились к восставшим.

Чтобы защитить другую свою столицу - Чанъань, правительство направило гвардейские части к Тунгуаню - естественной крепости у изгиба Хуанхэ. Но судьба Чанъаня была решена - перевес оказался на стороне восставших. Император вместе с приближенными бежал, а повстанцы в начале 881 г. вступили в столицу.

Как сообщали средневековые летописцы, «разбойники шли с распущенными волосами и в парчовых одеждах». Хуан Чао как глава крестьянской иерархии «ехал в колеснице из золота», а охрана его была в расшитых одеждах и пестрых богатых шапках.

Сведения о политике восставших после взятия столицы крайне противоречивы и неполны. Но очевидно, что они начали с преследований тех, кто, по их мнению, был повинен в бедах страны. Как сообщают источники, Хуан Чао приказал убивать членов императорской фамилии и изгонять со службы чиновников трех высших рангов. Очевидцы сообщали и о других карательных мерах Хуан Чао: «Богачей разували и гнали босыми. Задержанных чиновников убивали, поджигали дома, если не могли там ничего найти, а всех князей и знатных людей уничтожали». Вместе с тем также отмечалось, что «разбойники» делились своей добычей с бедняками, «раздавая им ценности и шелка».

Уничтожив носителей императорской власти и заняв танский дворец, повстанцы провозгласили Хуан Чао императором. Теперь перед ним встала задача устроения государства. Создавая его структуру ради выживания и утверждения новой власти, Хуан Чао в соответствии с конфуцианскими представлениями заботило прежде всего создание административного аппарата. Его привилегированной частью стали соратники и военачальники Хуан Чао, получившие назначение на посты советников и членов различных коллегий. Преследуя на первых порах танскую правящую элиту, руководители восстания постепенно изменили политику в отношении чиновников, возвратив их на прежние места. Были предприняты меры для наведения порядка. Воинам запретили убивать и грабить население. В Чанъане соблюдались все конфуцианские обряды. В духе традиции утверждалось, что повелением Неба мандат на правление Поднебесной был предоставлен новому справедливому императору. В мае 883 г. Хуан Чао был вынужден покинуть столицу. В 884 г. в Шаньдуне его войско оказалось в безвыходном положении, и тогда, как гласит легенда, Хуан Чао покончил жизнь самоубийством.

Крестьянская война, несколько лет бушевавшая в стране, по напряженности и размаху не имевшая прецедента в истории Китая, потерпела поражение. В 907 г. правящая династия была свергнута, распался прежде мощный госаппарат - главная скрепа империи. Страна раскололась на мелкие государства, а их властители, соперничая друг с другом, претендовали на трон сына Неба. Время между 906 и 960 гг. традиционная историография назвала «Эпохой пяти династий и десяти царств». «Возраст» династий, приходивших в упадок, не превышал 13-16 лет, и сменявшие друг друга карликовые государственные образования были недолговечны.

На Юге в ходе крестьянской войны произошло ослабление местной власти, дробление крупного землевладения. Здесь стало преобладать мелкое землевладение, частично основанное на труде арендаторов. Землевладельцы нередко предоставляли льготы держателям, обрабатывающим их поля. Заинтересованность новых хозяев в улучшении ирригации, в возделывании целины привела к некоторому подъему сельского хозяйства и оживлению городского ремесла. Увеличился торговый обмен, расширилось речное и морское судоходство. Области в долине Янцзы и к югу от нее становились экономически развитыми районами.

Иным было положение на Севере, где борьба за власть затянулась надолго: в жестоких войнах новые династии постоянно сменяли друг друга. Многие города подверглись разграблению. В начале X в. одна из богатейших столиц мира - Чанъань - была сравнена с землей, а в междоусобной борьбе 30-х годов была разрушена и значительная часть Лояна с его великолепными дворцами и библиотеками. Враждовавшие между собой военачальники облагали население поборами по своему произволу. Запустение деревень, упадок ирригационной системы, ветхость дамб вызывали частые разливы Хуанхэ. Потерявшие кров земледельцы уходили на юг. Население резко сократилось. Опустели и пограничные военные поселения. Все воинские силы оказались вовлеченными во внутренние распри.

Положением в Китае воспользовались кидане. Их многолетние торговые и политические связи с империей способствовали переходу от кочевого образа жизни к оседлому, приобщению к земледелию. Но политический строй киданей еще долго хранил отпечаток старых порядков. Восемь больших родовых организаций (аймаков) пользовались самоуправлением и возглавлялись старейшинами. Лишь в 916 г. один из влиятельных вождей Апоки (Амбигань) из рода Елюй, нарушив выборное начало, провозгласил себя императором. В 937 г. новое государство стало называться Ляо. Его глава широко привлекал ханьских чиновников, попавших в плен, к строительству государственного аппарата. По китайскому образцу была создана и киданьская письменность. Строились города, поощрялся рыночный обмен, налаживалась добыча руды и соли.

Киданьские правители вмешивались в политическую жизнь Китая. В свою очередь, китайские власти искали помощи у киданьской конницы и потому платили киданям дань шелком и уступали им северные районы страны. Под власть Ляо перешло 16 земледельческих округов, находившихся на территории современных провинций Хэбэй и Шаньси.

Необходимость стабилизации внутреннего положения принудила кайфынских правителей реорганизовать армию и из отборных воинов создать гвардию для противостояния государству Ляо. Походы на север были трудны и дорогостоящи. Опасность вторжения со стороны киданей стимулировала прекращение междоусобных войн и объединение страны. Поэтому, когда в 960 г. войска, вышедшие в поход против киданей, провозгласили военачальника Чжао Куанъиня императором династии Сун, он получил широкую поддержку не только войска, но и горожан Кайфына, жаждущих мира.

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Крестьянская война (1524-1525 гг.) Общественное движение и социальная борьба в Германии конца XV - начала XVI в. достигли своей кульминации в Крестьянской войне 1524-1525 гг. Одна из ее причин -ухудшение экономического, социального и правового статуса крестьян, особенно в

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 4. Реформация и крестьянская война в Германии Причины РеформацииXV–XVI века были для Европы временем религиозных исканий. В результате изобретения книгопечатания Библия и комментарии к ней стали доступными не только для священнослужителей, но и для многих грамотных

Из книги Сталин против «выродков Арбата» автора Север Александр

Вторая Крестьянская война Формально она началась в 1930 году – ответ крестьян на проводимую Иосифом Сталиным политику коллективизации. О ее масштабах и количестве активных участников журналисты и историки спорят до сих пор. Одни утверждают, что она представляла большую

Из книги Секреты пирамид [Созвездие Ориона и фараоны Египта] автора Бьювэл Роберт

VII КРАХ ЧЕТВЕРТОЙ ДИНАСТИИ Яромир Малек, директор Института Гриффита, считает, что нет особой нужды вести исторические исследования, чтобы определить, какая пирамида была построена первой: «Достаточно просто взглянуть на их силуэт: ступенчатая пирамида… принадлежит к

Из книги Утопия у власти автора Некрич Александр Моисеевич

Крестьянская война Война «красных и белых», регулярной Красной армии и регулярных белых армий была лишь частью гражданской войны. Второй ее частью была война крестьянская. История России знает большие крестьянские войны, в 17-м веке - восстание Степана Разина, и в 18-м -

Из книги Период Македонской династии (867 - 1057 гг.) автора Успенский Федор Иванович

Глава X ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЦАРЕЙ МАКЕДОНСКОЙ ДИНАСТИИ. НОВЕЛЛЫ. КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА Есть полное основание выделить период Македонской династии в истории Византии и назначить ему совершенно самостоятельное место. Но это не потому, чтобы преемники Василия принесли на трон

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Крестьянская война 1773–1775 гг Социальная борьба во второй половине XVIII в. во многом напоминала борьбу, что велась и прежде. Каждодневная, зачастую незаметная для наблюдателя борьба крестьян со своими угнетателями выливалась в побеги, а часто и в вооруженные конфликты. Как

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Крестьянская война тайпинов Эта форма вначале оказалась традиционной для Китая, т.е. такой, в которой почти не была заметной антииностранная, антизападная линия недовольства. Даже напротив, чуждые традиционной структуре западные христианские идеи сыграли чуть ли не

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга вторая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§2. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ И.И. БОЛОТНИКОВА Если о Василии Шуйском практически нет солидных работ, поскольку основные события шли как бы без него и часто против него, то о крестьянской войне и Иване Исаевиче Болотникове (ум. в 1608) написано много книг и

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

Крестьянская война в Германии Протестное общественное движение, вызванное обострением социально-экономических и политических противоречий в Германии на протяжении XV – начала XVI в., достигло своей кульминации во время крестьянской войны 1524–1525 гг. Первые выступления

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОИНА И ПАДЕНИЕ ДИНАСТИИ МИН Глубокий кризис, выражавшийся в массовом разорении крестьян, глубоком недовольстве части чиновников и лауреатов, ремесленников и торговцев, волнениях в армии, вел к тому, что по всей территории Поднебесной множились шайки

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ Нападение крестьян на рыцаряРеформация, начатая Лютером, нашла своих сторонников во всех слоях населения Германии. Интересно, что каждый находил в ней что-то свое и подстраивал религиозные идеи Лютера, зачастую искажая их, под свои чаяния.

Из книги Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры автора Хлевнюк Олег Витальевич

Коллективизация и крестьянская война Распространенное в массовом историческом сознании и в работах многих историков и публицистов жесткое противопоставление «программ» Сталина и «правых» - «программ» индустриального скачка и продолжения нэпа, - как правило,

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Реформация и Крестьянская война в Германии В XVI веке Германия, простиравшаяся от Балтийского моря до Альп, представляла собой причудливое сочетание богатства и бедности, быстрого прогресса в промышленности, банковском деле и отсталости в сельском хозяйстве.Главную роль

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

6. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева В период царствования Екатерины II обострились социальные противоречия и усиливались стихийные антикрепостнические выступления крепостных и приписных крестьян, горожан, работных людей, казаков. Причиной

Из книги Оккультные силы СССР автора Колпакиди Александр Иванович

АЛЕКСАНДР БOРИCOВ. КРАХ ТИБЕТСКОЙ ДИНАСТИИ В знаменитом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона о врачебной практике П. А. Бадмаева сказано выразительно: «Лечит все болезни какими-то особыми, им самим приготовленными порошками, а также травами; несмотря на насмешки