Кто такой кантемир. Дмитрий Константинович Кантемир: биография

Дмитрий Константинович Кантемир

Кантемир Дмитрий Константинович (1673-1723) - государственный деятель, писатель. С года сенатор. С 1722 года действительный статский советник. С года, после смерти отца, был провозглашен господарем Молдавии, но не был утвержден турецким султаном. В 1710 году султаном назначен господарем Молдавии. В году при участии Кантемира был составлен проект договора о присоединении Молдавии к России. Призывал население Молдавии поддержать Петра I во время Прутского похода . После заключения Прутского мира был вынужден покинуть Молдавию вместе с семьей. В августе 1711 года был пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями. Один из ближайших сподвижников Петра I и его советников по восточным делам. Был широко известен как один из крупных ученых своего времени. Член Берлинской Академии Наук.

Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX - XIX веков.

Ученый

Кантемир Дмитрий Константинович (26.10.1673-21.08.1723), молдавский и российский ученый, писатель, композитор и политический деятель. Его отец был господарем Молдавии и в качестве заложника в верности отца Кантемир находился в 1687-91 в Константинополе, где обучался в греко-латинской академии. Там он настолько хорошо изучил музыку, что как композитор создал много небольших пьес. В 1710 был избран господарем Молдавии. В 1711 заключил тайный договор с Петром I о союзе против Турции и переходе Молдавии в состав России. Был принят со своим семейством и приверженцами в число русских подданных. Кантемир стал советником царя по восточным вопросам, получил титул князя и поместья в Малороссии. В 1721 получил чин тайного советника и звание сенатора, в 1722-23 участвовал в Персидском походе.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Философ

Кантемир Дмитрий (1673 - 1723) - молдавский писатель, философ, историк и востоковед, господарь Молдавии. В 1711 эмигрировал в Россию, где стал политическим советником Петра I. Член Берлинской академии (1714). Отразил в своих работах переход философского мышления от средневековья к новому времени, от схоластики к рационализму. До начала 18 в. разрабатывал философско-теологическую систему («Диван, или Спор мудреца с миром», 1698; «Неописуемый образ священной науки», 1700, и др.). Позднее эволюционировал к идеям, близким деизму и раннему Просвещению («Иероглифическая история», 1705: «Хроника давности румыно-молдо-влахов», 1716-18: «Естественная история монархий», 1714, и др.). Осмысление им исторического процесса содержало идеи об универсальном характере цивилизации, известное признание исторической закономерности в рамках теории циклического общественного развития. Наиболее известен труд Кантемира «История возвышения и упадка Оттоманской империи» (1714-16), переведенный на ряд европейских языков. Сын Кантемира Антиох Кантемир (1708-44) - русский писатель, сатирик, активный участник петровских реформ, деятель «ученой дружины» Петра I.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 180.

Энциклопедист

Кантемир Дмитрий Константинович (26.X.1673 - 21.VIII.1723) - молдавский ученый-энциклопедист и политический деятель. С 1710 года - молдавский господарь. В 1711 году заключил договор с Петром I о союзе против Турции и переходе Молдавии в состав России. Прутский поход Петра I (1711) не принес освобождения Молдавии; вместе с русскими войсками Кантемир и 4 тысячами молдаван прибыли в Россию. Кантемир стал советником царя по восточным вопросам, получил титул князя и поместья на Украине. Продолжал научную деятельность. В 1714 году был избран членом Берлинской академии. В Персидском походе 1722-1723 годов управлял походной канцелярией Петра I. Почти все труды Кантемира написаны в России под влиянием и в связи с реформами Петра I. Исторические работы Кантемира - "Историческое, географическое и политическое описание Молдавии", "Хроника стародавности романо-молдо-влахов", "История возвышения и упадка Оттоманской империи" и другие - стали известны в России и в Западной Европе. Патриотизм, вера в прогрессивную роль России на Балканах и возможности экономического расцвета Молдавии пронизывают все исторические работы Кантемира. Главным источником познания мира Кантемир считал разум - что было шагом вперед в развитии молдавской науки, - хотя наряду с разумом придавал большое значение божественной воле.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.

Государственный деятель

Кантемир Дмитрий Константинович (26.10.1673, Яссы - 21.8.1723, село Дмитровка Орловской провинции Киевской губернии), государственный деятель, писатель, историк, философ, сенатор (1721), тайный советник (1722). Младший сын молдавского господаря Константина Кантемира и Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода. Женат первым браком на Кассандре Кантакузин, происходившей из рода византийских императоров. Учителем и воспитателем Кантемира был образованный монах И. Какавела, автор учебника логики и ряда антикатолических сочинений. В ноябре 1688 Кантемир в качестве заложника отправлен в Стамбул, где встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал греческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, философии, богословию. На формирование мировоззрения Кантемира оказали влияние работы философов Антония и Спандони, натурфилософские идеи Мелетия Артского. Вернувшись через три года в Молдавию, Д.К. Кантемир принял участие в осаде крепости Сорока, занятой польскими войсками (1692). После смерти отца (1693) избран боярами господарем Молдавии, однако в результате происков валашского правителя Константина Брынковяну его кандидатура не была утверждена султаном Ахмедом И. Кантемир вновь уехал в Стамбул, где пробыл до 1710 (с небольшими перерывами) представителем молдавского господаря при султанском дворе. В 1697 участвовал в битве при Зенте (ныне - Сента, на реке Тиса), завершившейся поражением турецкой армии от австрийских войск. Завязал дружеские отношения с известным турецким ученым Саади Эффенди, послами России (П.А. Толстым), Голландии (Я. Кольером), Франции (Ш. Ферриолем). В 1710 султаном назначен господарем Молдавии с обязательством подготовки молдавской армии к войне с Россией, наведению мостов и переправ через Дунай, устройства зимних квартир для остатков разгромленной при Полтаве шведской армии Карла XII, наблюдения за действиями Брынковяну, подозревавшегося в измене Порте. Кантемир, стремившийся к освобождению Молдавии от османского ига, направил в Россию тайного посла Штефана Луку, вступившего в переговоры с Петром I о совместной борьбе с Турцией. В 1711 при; участии Кантемира составлен проект договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии, об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров и др. Призывал населении Молдавии к поддержке Прутского похода 1711. После заключения Прутского мира 1711 вместе с семьей покинул Молдавию. В августе 1711 пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в 6 тыс. руб. С 1713, после смерти жены, жил в Москве, где поддерживал связи с Феофаном Прокоповичем, В.Н. Татищевым, князем A.M. Черкасским, князем И.Ю. Трубецким, Б.П Шереметевым. Пригласил на должность секретаря и воспитателя своих детей литератора И.И. Ильинского. Научные труды Кантемира обрели европейскую известность. В 1714 избран членом Берлинской Академии наук. В 1719 женился на княгине А.И. Трубецкой (свадебный венец над его головой держал сам Петр I). Перебравшись с семьей в Санкт-Петербург, стал советником государя по делам Востока, вошел в число ближайших сподвижников императора. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. Кантемир известен как автор философских, исторических и филологических работ. К числу философских сочинений Кантемира относятся «Диван, или Спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Всеобщая сокращенная логика» (около 1700), «Исследование природы монархий» (1714), «Темные места в Катехизисе» (1720). Философские воззрения Кантемира претерпели эволюцию от теологического идеализма к рационализму и стихийному материализму. Атомистические взгляды сочетались с деистическим пониманием соотносимости Бога и природы, души и тела. Кантемир утверждал, что мир развивается по объективным законам, предопределенных Богом, однако человек с помощью науки может изучать тайны мироздания. Исторические труды Кантемира посвящены в основном Оттоманской Порте и Молдавии («История возвышения и упадка Оттоманской империи», 1714-1716; «Описание Молдавии», 1716; «Жизнь Константина Кантемира», 1716-1718; «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов», 1717-1718; «Система, или Состояние мухамеданский религии», 1719). Сочинение Кантемира по истории Оттоманской империи считалось классическим исследованием, было переведено на английский, немецкий, французский языки; Вольтер называл эту работу своей настольной книгой по Востоку. Кантемир выступал сторонником централизованного государства, противником боярского произвола. Исследовал отрицательные последствия турецкого ига на политическое, экономическое и культурное развитие подвластных Оттоманской Порте народов. Утверждал, что история - это сочетание прогресса и регресса, что «государства должны появляться и исчезать, изменяться и возрождаться и умирать, иметь какой-то конец». Этот процесс считал исторически закономерным, ибо «из смерти одного предмета зарождается другой». Одним из наиболее важных литературных трудов Кантемира стала «Иероглифическая история» (1704-1705) - первый роман на молдавском языке. В этом произведении в аллегорической форме рассказывалось о династических распрях Кантемиров и Брынковянов, о трагедии княжеств Молдавии и Валахии, государи которых, враждуя между собой, помогали султанам угнетать подвластные им народы. В 1703-1704 написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки. В 1723 в связи с болезнью возвратился в свое орловское имение Дмитровку. Похоронен в Московском Новогреческом монастыре; в 1935 по просьбе румынского правительства его останки перенесены в Яссы.

Личное дело

Дмитрий Кантемир (1673 - 1723) родился в селе Силиштень (ныне на территории Румынии). Отцом его был господарь Молдавии Константин Кантемир, матерью - Анна Бантыш, происходившая из древнего боярского рода. В ноябре 1688 года был отправлен в качестве заложника ко двору султана в Стамбул. Там учился в Патриаршей греко-латинской академии, изучил также арабский и турецкий языки. В 1691 году вернулся в Молдавию, где принял участие в осаде крепости Сороки, захваченной польскими войсками. В 1693 году после смерти отца был избран господарем Молдавии, но был у власти всего один месяц, так как его избрание не было утверждено турецким султаном. Он снова отправляется в Стамбул, уже в качестве дипломатического представителя Молдавии при султанском дворе. В это время он активно общается с греческими учеными и создает свои первые труды по философии и богословию: «Спор мудреца с миром или души с телом» (на молдавском и греческом языках), «Неописуемый образ священной науки» («Метафизика»). Тогда же Кантемир заводит связи с русскими дипломатами в Стамбуле, знакомится с послом Петром Толстым.

В 1710 году султан делает Дмитрия Кантемира господарем Молдавии и дает ему поручение подготовить молдавские войска к войне с Россией. Но Кантемир к тому времени решил, что союз с Россией принесет Молдавии независимость от турок. Он послал в Россию с тайным поручением дипломата Штефана Луку. По итогам переговоров в 1711 году в Луцке Кантемир заключил договор с Петром I, о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии и об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров. Однако Прутский поход войск Петра I закончился неудачно, русские чудом избежал полного разгрома.

После этого Дмитрий Кантемир с семьей и еще четырьмя тысячами подданных покинул Молдавию. Он поселился в России, где был пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в шесть тысяч рублей. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. После окончания похода жил в своем имении Дмитровка, где умер 21 августа 1723 года.

Чем знаменит

В Молдавии и Румынии Дмитрия Кантемира почитают как борца за освобождение страны от турецкого ига. Он ясно сознавал, что собственными силами Молдавское княжество не сможет отстоять независимость. Поэтому Кантемир, взвесив взаимоотношения стран своего времени, пришел к выводу, что единственной силой, которая в состоянии сломить Османскую империю и освободить Молдавию, станет Россия, интересы которой в это время пришли в противоречие с интересами Турции, и военный конфликт между ними стал неизбежным. Однако надежды Кантемира оправдались только после его смерти.

О чем надо знать

Дмитрий Кантемир

Дмитрий Кантемир был автором трудов в целом ряде наук, от философии до музыковедения. Знания о мусульманском Востоке, которые он приобрел в годы жизни в Стамбуле, позволили ему в последние годы создать труды, благодаря которым он стал основателем сразу нескольких направлений российского востоковедения: «Книга Систима или Состояние мухаммеданския религии», «История возвышения и упадка Османского двора» (в 1734 году вышла в Лондоне в английском переводе и вскоре была переведена и на другие европейские языки). Настоящей энциклопедией стало «Описание Молдавии», также истории родной страны посвящены «Хроника стародавности романо-молдо-влахов», «Жизнь Константина Кантемира» и «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов». В 1703-1704 годах Дмитрий Кантемир написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки.

Прямая речь

Румын по происхождению, не забывавший своей национальности, даже писавший книги на румынском языке, князь Димитрий был однако греком по образованию; хотя он знал по латыни и по италиански, однако учился он не в западных школах, а в Константинополе, в существовавшем там греческом училище, где еще сохранялись кое-какия школьныя предания старой Византии, искусно соединявшия наставление в истинах православной веры с изучением классических писателей языческой Греции. <…> Преклоняясь пред этими представителями греческой образованности и вращаясь в их среде, Кантемир усвоил себе то гордое самосознание, которое не покидало греков и под турецким игом. Подобно древним еллинам, презиравшим варваров, новые греки даже в период своего порабощения смотрели на турок свысока, благодаря тому, что успели сохранить за собою религиозную самостоятельность, а верность православию, от котораго они не отделяли своей национальности, поддерживала в них и стремление к независимости политической.

11 фактов о Дмитрии Кантемире

  • При заключении мира первым условием турецкий визирь поставил выдачу Дмитрия Кантемира, на что Петр I ответил: «Я дал ему [Кантемиру] слово сберечь его и не изменю, лучше уступлю туркам землю до Курска: мне остается еще надежда возвратить ее, но нарушение слова невозвратимо».
  • В 1714 году Дмитрий Кантемир был избран членом Берлинской академии наук.
  • Вольтер называл труд Кантемира об Османской империи своей настольной книгой по Востоку.
  • У Дмитрия Кантемира было две дочери и четыре сына. Младший его сын Антиох стал известным русским поэтом XVIII века.
  • Дочь, Мария Кантемир , была любовницей Петра I и родила от него сына. Существовала вероятность, что она станет новой женой императора, но новорожденный мальчик умер.
  • Похоронен Дмитрий Кантемир был в Москве, но в 1935 году по просьбе румынского правительства его останки были перенесены в Румынию. Ныне тело Дмитрия Кантемира покоится Трехсвятительском монастыре в городе Яссы.
  • Среди владений, пожалованных Петром Дмитрию Кантемиру, было подмосковное село Черная Грязь, ныне музей-заповедник Царицыно. В 2014 году на территории музея поставлен памятник Кантемиру.
  • Московские улица Кантемировская и станция метро «Кантемировская» названы не в честь Дмитрия Кантемира, а в честь Кантемировской танковой дивизии. В свою очередь дивизия получила название, отличившись в боях у поселка Кантемировка Воронежской области, которое действительно принадлежало Кантемиру. Однако, по совпадению, район станции «Кантемировская» прилегает к подмосковным землям вокруг села Черная Грязь, также принадлежавшего Кантемиру.
  • В Молдавии в честь Дмитрия Кантемира назван город Кантемир и русский лицей в Кишиневе.
  • В 2007 году президент Румынии Траян Бэсеску открыл в Стамбуле Музей Кантемира, находящийся в районе Фанар, в здании, где располагалось представительство Молдавского княжества при султанском дворе.
  • В фильме «Петр Первый. Завещание» роль Дмитрия Кантемира сыграл Михаил Боярский.

Материалы о Дмитрии Кантемире

В 1710 г. турецкий султан Ахмед III (1703-1730) посадил Дмитрия Кантемира на молдавский престол, арестовав политического соперника Кантемиров валашского господаря Константина Брынковяну (1688-1714). Это был, скорее, вынужденный шаг, поскольку сделано это было после того, как началась война с Россией (1710-1713), а правивший в Молдавии князь Николай Маврокордат (1709-1710), хотя и пользовался превосходной репутацией при Османском дворе, не был подходящим лицом во время войны, поскольку не имел ни храбрости, ни знания военного дела.

Дмитрий был возведен на молдавский престол по настоянию великого визиря Балтаджи Мехмета (1704-1706; 1710-1711) и крымского хана Девлет-Гирея II (1699-1702; 1709-1713). Порта даже было освободила нового молдавского князя от дани и подарков, но позже великий визирь потребовал от него постройки моста через Дунай для переправы турецкой армии и значительных сумм денег. Последнее требование крайне возмутило князя Дмитрия, и он 13 (24) апреля 1711 г. в Луцке через своего приближенного боярина Стефана Луку заключил с Петром I договор и, таким образом, de jure принял сторону России.


Историограф XIX века И.И. Голиков передает обстоятельства заключения договора между Петром I и князем Дмитрием следующим образом: «В сию же бытность Государеву в Луцке, Господарь Волошский, Дмитрий Кантемир, прислал к Монарху Греческого врача Поликолу с предложением подданства своего. Государь принял сие предложение и послал к нему диплом за своею рукою, в котором в 17 статьях описаны с одной стороны обязательности Князя, вступавшего в подданство России, а с другой обещаемые ему и потомкам его от государя за верную службу выгоды. Присягу в верности он со всем своим народом тогда учинить имеет, когда Российская армия в его Княжество вступит, и войско его с Российским соединится» . Эта версия событий, по нашему мнению, не соответствует действительности, поскольку, как следует из “The Life of Demetrius Cantemir Prince of Moldavia”, Петр I направил Г. Поликолу к князю Дмитрию, а не наоборот. А Кантемир, вероятно, в свою очередь направил Стефана Луку к Петру I для заключения соглашения от княжеского имени.

Когда российские войска стали приближаться к Яссам, князь Дмитрий объявил приближенным, войску и народу о том, что он порывает с турками и переходит на сторону России. В своем Манифесте он перечислял бедствия, которые терпела Молдавия от поработителей, и призывал: «Все люди нашей страны, берите и идите на помощь» . Как пишет в своей «Хронике» Ион Некулче , «тогда все христиане радовались москалям…» .

29 июня (10 июля) 1711 г. в Яссах князь Молдавии Дмитрий Кантемир дал клятву на верность России: «…Петр Великий вступил в Яссы, где Кантемир со своими боярами присягнул ему в верности в самый день Петра и Павла» . Этот день можно считать датой начала российского востоковедения, поскольку у России появился первый востоковед, принесший отечественной науке о Востоке международное признание.

Одной из причин, по которой Петр I особенно ценил Кантемира, были его знания в области востоковедения. По прибытии в лагерь российских войск на Пруте князь Дмитрий стал советником царя по восточным вопросам. Петр I писал: «Оный господарь - человек зело разумный и в советах способный» . Как государственный деятель Кантемир не только понял историческое значение реформ Петра I, но и содействовал их проведению.

Порта была разгневана изменою Кантемира и потребовала от Петра I его выдачи. Царь ответил, будто бы Кантемира в лагере российских войск нет, а своим приближенным сказал: «Я лучше уступлю туркам всю землю, простирающуюся до Курска, нежели выдам князя, пожертвовавшего для меня всем своим достоянием. Потерянное оружием возвращается; но нарушение данного слова невозвратимо. Отступить от чести - то же, что не быть государем» .

В результате неудачного для российской армии Прутского похода князь Дмитрий вместе со своей семьей и приближенными, двумя тысячами бояр, офицеров, слуг и прочих, вынужден был переселиться в Россию , навсегда покинув Яссы 16 (27) июля 1711 г. Царь Петр щедро вознаградил его за утрату княжества и всего состояния.

Примечания:
The Life of Demetrius Cantemir Prince of Moldavia. - In: Demetrie Cantemir Historian of South East European and Oriental Civilization. Bucharest, 1973, p. 288.
В настоящее время на территории Украины.
См.: Петр Великий на берегах Прута // Журнал министерства народного просвещения. 1847, январь.
Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. СПб., 1830, с. 659-662.
См.: Кирпиченко Н.П. К вопросу об участии молдавского народа в Прутском походе русской армии 1711 г. // Ученые записки Кишиневского педагогического института им. И. Крянгэ. Т. VIII. 1958; Энгельгардт Р.Ю. Из Прутского похода // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Т. VI. 1953.
Голиков И.И. Деяния Петра Великого. Т. 4. М., 1838, с. 226.
Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964, с. 354.
Ион Некулче (1672 – ок. 1745) - молдавский летописец. Его «Летопись Молдавской страны от Дабижы-воеводы до правления Константина Маврокордата» с предисловием и 42 легендами охватывает события 1662-1743 гг. (Neculce I. O samă de cuvinte şi letopiseţul Ţărîi Moldovei. De la Dabija-vodă pină la a doua domine a lui Constantin Mavrocordat. Bucureşti, 1960). См.: Коробан В.П., Руссев Е.М. Летописец Ион Некулче. Жизнь и творчество. Кишинев, 1958.

Neculce I. Cronica. Vol. I. Craiova, 1942, p. 123 (цит. по кн.: Ермуратский В.Н. Общественно-политические взгляды Дмитрия Кантемира. Кишинев, 1956, с. 32).
Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей Русской земли. Ч. 3. М., 1836, с. 37.
Походный журнал за 1711 г. СПб., 1854, с. 49.
Кантемир Д. Описание Молдавии. Кишинев, 1973, с. X–XI (вступительная статья В.Н. Ермуратского).
Полевой Д. История Петра Великого. Ч. 3. СПб., 1843, с. 183.
Балтаджи Мехмет в 1712 г. за то, что выпустил Петра I из окружения, был сослан на остров Лемнос, где через три года скончался.
См.: Андрианов П.М. Петр на Пруте. СПб., 1911.
По некоторым источникам - до четырех тысяч.
См.: Цвиркун В. Легенды и домыслы о жизни и деятельности Дмитрия Кантемира в России // Молдавский исторический журнал. 1994, № 2.
Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. СПб., 1830, с. 724-726.

Отрывок из книги Павла Густерина «Первый российский востоковед Дмитрий Кантемир» (М., 2008)

Публикуемый труд Д. К. Кантемира (1673-1723) - писателя, ученого-просветителя, бывшего господаря Молдовы, сподвижника и советника Петра Великого, остается одним из важнейших источников по истории Дунайских княжеств. Издание подготовлено на основе наиболее полной латинской версии кантемировского Описания Молдавии -так называемого Стурдзовского списка (ок. 1762-1764 гг.). Критическая редакция этого латинского оригинала последовательно сверена со сводной редакцией Д. Слушанского (Бухарест, 2006). Также учтены писцовые списки 1716 (с правкой и маргиналиями Д. К. Кантемира) и 1727 г. Перевод сопровождается подробными комментариями кишиневских историковА. и В. Ешану. Издание предназначено как специалистам-историкам, так и широкому кругу читателей.

Издательство: "Нестор-История" (2011)

Другие книги схожей тематики:

Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
Дмитрий Кантемир Публикуемый труд Д. К. Кантемира (1673–1723) – писателя, ученого-просветителя, бывшего господаря Молдовы, сподвижника и советника Петра Великого, остается одним из важнейших источников по истории… - Нестор-История, (формат: 170x220, 176 стр.) электронная книга 1762–1764
249 электронная книга
Кантемир Дмитрий Публикуемый труд Д. К. Кантемира (1673-1723) - писателя, ученого-просветителя, бывшего господаря Молдовы, сподвижника и советника Петра Великого, остается одним из важнейших источников по истории… - Нестор-История, 2011
897 бумажная книга
Дмитрий Кантемир Описание Молдавии. Факсимиле, латинский текст и русский перевод Стурдзовского списка Публикуемый труд Д. К. Кантемира остается одним из важнейших источников по истории Дунайских княжеств. Издание подготовлено на основе наиболее полной латинской версии кантемировского Описания… - Нестор-История, (формат: 70x100/16, 840 стр.) 2013
1500 бумажная книга
Дмитрий Кантемир Описание Молдавии. Факсимиле, латинский текст и русский перевод Стурдзовского списка Публикуемый труд Д. К. Кантемира остается одним из важнейших источников по истории Дунайских княжеств. Издание подготовлено на основе наиболее полной латинской версии кантемировского `Описания… - Нестор-История, (формат: 70x100/16, 840 стр.) 2013
1149 бумажная книга
Инок Парфений (Агеев) Описание святой горы Афонской. Инок Парфений Издание, которое вы держите в руках, содержит описание святой Афонской горы из IV части Сказаний о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика святой горы… - Белый город, (формат: 70x100/16, 840 стр.) Христианское знание 2016
3332 бумажная книга
Инок Парфений (Агеев) Описание святой горы Афонской Издание, которое вы держите в руках, содержит описание святой Афонской горы из IV части 171;Сказаний о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика святой горы… - Белый город, (формат: 70x100/16, 840 стр.) Святоотеческое наследие 2016
405 бумажная книга
Инок Парфений (Агеев) Описание святой горы Афонской Издание, которое вы держите в руках, содержит описание святой Афонской горы из IV части&171;Сказаний о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика святой горы… - БЕЛЫЙ ГОРОД, (формат: 170x220, 176 стр.) 2016
524 бумажная книга
инок Парфений (Агеев) Описание святой горы Афонской Издание, которое вы держите в руках, содержит описание святой Афонской горы из IV части «Сказаний о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика святой горы… - Белый город, (формат: 70x100/16, 840 стр.) Христианское знание 2018
2527 бумажная книга
Инок Парфений (Агеев) Описание святой горы Афонской Издание, которое вы держите в руках, содержит описание святой Афонской горы из IV части Сказаний о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика святой горы… - Белый город, (формат: 70x100/16, 840 стр.) 2016
606 бумажная книга
С.Ф. Добронравов Медико-топографическое описание княжеств Молдавии и Валахии, составленное бывшим главным доктором всех военно-временных госпиталей в княжествах Молдавии и Валахии и крепости Силистрии, с… - Книга по Требованию, - 1835
711 бумажная книга
С.Ф. Добронравов Медико-топографическое описание княжеств Молдавии и Валахии Медико-топографическое описание княжеств Молдавии и Валахии, составленное бывшим главным доктором всех военно-временных госпиталей в княжествах Молдавии и Валахии и крепости Силистрии, с… - Библиотечный фонд, электронная книга 1835
электронная книга
С.Ф. Добронравов Медико-топографическое описание княжеств Молдавии и Валахии Медико-топографическое описание княжеств Молдавии и Валахии, составленное бывшим главным доктором всех военно-временных госпиталей в княжествах Молдавии и Валахии и крепости Силистрии, с… - Книга по Требованию, (формат: 70x100/16, 840 стр.)
799 бумажная книга

Кантемир, Дмитрий

Дмитрий Кантемир

Биография

Дмитрий Кантемир родился в молдавском селе Силиштень (Silişteni; ныне , ) в семье господаря . Пробыв в качестве заложника в с по год, Кантемир изучил турецкий и персидский языки, благодаря чему занимал впоследствии в Порте высокие должности. Занимался также историей, архитектурой, философией, математикой, составлял описания Молдавии и Турции. В году, во время войны Турции с Россией, Дмитрий Кантемир был назначен молдавским князем и должен был принять участие в военных действиях. Надежды, возлагавшиеся турецким двором на Кантемира, свидетельствуют об его умении скрывать замыслы. Ещё в Константинополе он связался с русскими дипломатами и оказывал содействие послу Толстому.

Недовольный визирем и желая избавить свою страну от турецкого ига, Кантемир года в заключил с трактат (см. ), обязуясь сообщать ему о турецких делах. Договор содержал 17 пунктов и в основных положениях повторял соглашение, подписанное митрополитом Гедеоном в году. Молдавское княжество должно было вступить в русское подданство, сохраняя статус независимого, суверенного государства и прежних обычаев внутри страны. Сохранялись и привилегии молдавских бояр. Господарский престол закреплялся за династией Кантемиров. Молдавскому княжеству возвращались земли, захваченные Турцией и превращённые в райи, страна освобождалась от турецкой дани. Договор после обнародования встретил поддержку всего молдавского населения. Лишь небольшая группа бояр была против разрыва с Турцией. Договор Кантемира был выгоден для Молдавии, так как в случае его претворения в жизнь страна освобождалась от турецкого гнёта, отделялась от движущейся к упадку Турции и присоединялась к находящейся в то время на подъёме России.

С армией, которую возглавлял фельдмаршал , в Молдавию отправился лично царь . На реке , примерно в 75 км к югу от , 38-тысячная русская армия была прижата к правому берегу союзными 120-тысячной турецкой армией и 70-тысячной конницей крымских татар. Решительное сопротивление русских заставило турецкого командующего заключить мирное соглашение, по которому русская армия вырвалась из безнадёжного окружения ценой уступки Турции ранее завоёванного в

Родился Дмитрий Кантемир 26.10.1673 года в Молдавии. Он появился от брака Константина Кантемира с Анастасией Гика. Дмитрий рос со старшим братом по имени Антиох и двумя сестрами - Роксаной и Елизаветой.

Все они сыграли важную роль в истории не только Молдавии, но и других государств. Откуда берет начало род Кантемиров?

История рода

Дмитрий Кантемир является ярким представителем своего рода. Согласно одной из версий, Кантемиры взяли свое начало от хана Темира, который управлял Белгородской ордой. Местные жители выговаривали его имя как «Кантемир» (хан Темир). По другой версии, он был богатым татарином, которого называли «кан Тимур». Словосочетание означало, что человек являлся кровным потомком Тамерлана.

Более достоверная информация о роде появилась в 1540 году, когда некий Кантемир принял христианство. Он поселился в Молдавии. Страна на тот момент была в составе Османской империи.

Отец Константин Федорович

Отцом Дмитрия был Константин Федорович. В свое время он спас от пленения поляками гарем Магомета Четвертого. Это укрепило его позиции в глазах турецкого султана. В 1684 году его выбрали молдавским господарем.

До восшествия на престол он провел многие годы за пределами своей страны. Его отца, Федора, убили при одном из набегов турок на молдавские земли. Константину пришлось скрываться в Польше и Валахии. Он служил при Владиславе и Казимире.

Через время он вернулся на родину, где дослужился до начальника дружины. После завершения службы получил гражданскую должность, которая заключалась в снабжении княжеского двора продовольствием.

После 1684 года Константин находился у власти восемь лет. По тем временам довольно долго. Господарь балансировал меж двух огней. С одной стороны была угроза полного порабощения Османской империей, а с другой - Польша осуществляла свои попытки завоевания молдавских земель.

Константин оказался одним из тех немногих господарей, которые скончались, будучи у власти. Умер он ненасильственной смертью. Как же сложилась жизнь его младшего сына?

Жизнь в роли заложника

Несмотря на доверие султана, Константину Федоровичу пришлось отослать в Константинополь своего старшего сына как традиционного заложника. Со временем старшего сына сменил младший, которым и был Дмитрий Кантемир.

В султанский дворец он отправился в возрасте двенадцати лет. В Константинополе юноша получил пристойное образование, обучаясь в греко-латинской академии. Он изучил девять языков, среди которых арабский, французский, русский, персидский. Также он увлекся изучением разных наук, включая философию, географию, математику.

За два года до смерти своего отца Дмитрий был отпущен домой. Однако он еще не раз возвращался в Константинополь. Более десяти лет он занимал высокие должности в Порте (Турция). Отчасти это стало возможным благодаря полученным знаниям и полезным знакомствам с приближенными султана.

Избрание господарем

К концу семнадцатого века Дмитрий Кантемир женился на дочери Валашского господаря Кассандре Кантакузен. В 1693 году умер Молдавский господарь. На его место бояре избрали Дмитрия, однако в Константинополе не утвердили его кандидатуру, и господарем стал старший из братьев, Антиох.

В 1710 году турки согласились на то, чтобы Молдавию возглавил Дмитрий. Связано это было с объявлением русско-турецкой войны.

Молдавский господарь Дмитрий Кантемир оказался в благоприятной политической обстановке:

  • поддержка и поощрения со стороны Османской империи;
  • покровительство Крымского хана;
  • отсутствие военных действий на территории Молдавии со стороны Польши.

Тайный договор с государством Российским

Несмотря на благоприятную политическую ситуацию, господарь понимал, что его страна разорена. Кантемир Дмитрий решается на заключение с Петром Первым тайного договора. По документу, подписанному в 1711 году, Молдавия перешла в состав России.

После такого предательства со стороны господаря турки запретили последующим молдавским правителям решать что-либо без согласования со Стамбулом. Такие правила сохранялись до восемнадцатого века.

Дмитрий же отправился с армией Петра Великого в Россию. Он и его соплеменники (около четырех тысяч человек) получили российское подданство. Беглеца приняли на новой родине довольно радушно. Проявилось русское гостеприимство в следующих поступках:

  • предоставление Дмитрию княжеского титула;
  • значительная пенсия;
  • имения в южных землях (Харьковская губерния);
  • подарок от Петра Первого в виде села Богородского, которое переименовали в Черную Грязь.

Именно в этом селе, которое находилось на юго-востоке от Москвы, было построено имение Дмитрия, где росли его дети. Там же он заложил парк. Спустя годы озелененная территория понравился Екатерине Второй, которая переименовала село в Царицыно.

Вскоре князь Кантемир Дмитрий Константинович стал вдовцом. Его жена Кассандра умерла, когда ей было немного за тридцать. У вдовца осталось на руках шестеро детей.

Жизнь с Анастасией Трубецкой

В 1717 году Кантемир Дмитрий создал семью с Анастасией Ивановной Трубецкой. На тот момент молодой жене было семнадцать лет. Это была хорошенькая молодая женщина, представительница двух знатных родов - Трубецких и Нарышкиных. Ее отец на момент брака занимал пост губернатора Киева.

Чтобы угодить Анастасии, 44-летный князь сбрил бороду, сменил стиль одежды с азиатского на европейский, переехал в Петербург. Для семьи знаменитый архитектор Растрелли построил особняк (известный как дворец Дмитрия Кантемира). Южная часть города жила бурной великосветской жизнью.

Однако не обошлось проблем. Дети князя от первого брака прекрасно ладили с родней Анастасии, но не принимали мачеху. Дочь Дмитрия - Мария - была с мачехой одного возраста. Она подшучивала над своей новой родственницей.

У супругов родилось двое сыновей, которые умерли в младенчестве, и дочь. Девочка не отличалась крепким здоровьем.

Последняя любовь Петра Первого

В 1722 году Кантемир отправился с Петром в Персидский поход. В его задачи входило управление походной канцелярией. Скорей всего, Дмитрий решился на путешествие, страдая диабетом, чтобы находиться возле дочери. У императора назревал с ней роман.

Впервые Мария Дмитриевна увидела императора в одиннадцатилетнем возрасте. Именно тогда ее семья бежала из Молдавии. Со временем Мария стала представлять угрозу для отношений Екатерины и императора. Она отличалась незаурядным умом, образованностью, красотой, знанием нескольких языков.

Забеременев от царя, она готова была подарить ему сына. Но из-за угрозы выкидыша Марии пришлось остановиться в Астрахани. У дочери молдавского господаря случились преждевременные роды. Новорожденный мальчик вскоре умер, а жизнь матери оказалась под угрозой. Отношения между Марией и Петром завершились после ее неудачных родов.

Последние дни жизни

В 1723 году Кантемир вернулся в свое поместье в Харьковской губернии (Орловская область) с подорванным здоровьем. Скончался он 23 августа того же года. Вечером в день кончины родня получила документ от Священной Римской империи, по которому Дмитрий Константинович и его потомки возводились в княжеский сан.

Похоронен князь был в Новогреческом монастыре (Москва). В 1935 году румынское правительство изволило перезахоронить останки своего соплеменника в Яссах. Просьба была выполнена.

Ученый

Исторический портрет Дмитрия Кантемира связан не только с государственной деятельностью. О его заслугах как ученого говорит тот факт, что в Париже среди списка выдающихся писателей и ученых находится имя Дмитрия Кантемира. Оно расположилось рядом с именами Ньютона и Лейбница. И это не совпадение. При жизни Кантемир вел переписку с последним.

Князь уделял много внимания истории и географии. Он составил географическое, историческое, политическое описание своей родины. Также его интересовала история Валахии, Румынии, Османской империи.

Много работ было посвящено вопросам педагогики. Целью воспитания он считал познание самого себя. По его версии, периодизация человеческой жизни должна была состоять из следующих пунктов:

  • младенческие годы;
  • детство;
  • годы отрочества;
  • юность;
  • время возмужалости;
  • преклонный возраст;
  • старческое время.

В 1714 году ученого избрали членом Берлинской АН. Он был претендентом на пост президента Российской АН.

Первый российский востоковед

Дмитрий Кантемир, краткая биография которого представлена в нашей статье, считается первым востоковедом России. Связано это было с тем, что он долгое время провел в Османской империи. При Петре Первом Кантемир служил советником по восточным вопросам.

Он написал книгу на латыни, которая повествовала о возвышении и упадке Османского двора. В свое время Вольтер назвал ее своей настольной книгой в изучении Востока.

10 июля считается началом российского востоковедения. Именно в этот день молдавский господарь поклялся в своей верности России. С этого времени в стране появился первый востоковед.

Философ

Князь Дмитрий Кантемир написал много трактатов на философскую и религиозную тематику. Первые труды появились еще в Константинополе. В ранних работах развивалась натурфилософская система Гельмонта.

В его произведениях просматривались гуманистические идеи европейского Просвещения. Они рассматривали теорию общественного договора, единство человеческого существования.

Чаще всего упоминаются такие философские работы, как «Мир и душа», «Метафизика», «Диван…», «Иероглифическая история».

Автор первого романа на молдавском языке

Кантемир Дмитрий Константинович был не просто ученым, он был энциклопедистом. По его инициативе в России была организована типография, в которой можно было издавать книги на арабском языке.

В 1705 году он написал «Иероглифическую историю» - первый роман на молдавском языке. В произведении с помощью аллегории описываются династические распри между Кантемирами и Брынковянами. В романе раскрывается трагедия обоих княжеств (Молдавии и Валахии), правители которых враждовали друг с другом. Этим они помогали турецким султанам угнетать народы, которые жили на территории княжеств.

Музыкант

Дмитрий Кантемир (годы жизни: 1673-1723) внес существенный вклад в развитие музыки в Турции. Сам он виртуозно играл на танбуре и нее. Будучи заложником в Стамбуле, он собирал турецкие мелодии, записывал их. Там его знали как композитора и основателя первой музыкальной школы.

В музыкальную культуру турок Кантемир ввел нотную грамоту. Существует догадка, что некоторые восточные мелодии, записанные или созданные молдавским господарем, в своих произведениях использовал сам Моцарт.

Последний представитель рода

Из всех детей Дмитрия Кантемира сын родился только у Константина Дмитриевича. Случилось это в 1749 году. Так что молдавский господарь своего внука не увидел. Как сложилась жизнь потомка знаменитого князя?

Мальчика назвали Дмитрием, поэтому он стал полным тезкой своего знаменитого деда. Он получил военное образование, службу окончил в чине полковника. В зрелом возрасте стал заявлять, что имеет права на молдавский и валашский престолы. Это привело его в Ревельскую крепость, где он пробыл долгие семнадцать лет, до кончины.

Последний Кантемир по мужской линии был женат, но не имел детей. Официально его объявили сумасшедшим. Вот такое печальное завершение ожидало славный род Кантемиров.

Память о Кантемирах

Дмитрий Кантемир (биография гласит, что жизнь этого человека связана с разными державами - Молдовой, Турцией, Россией) внес существенный вклад в развитие науки, культуры, искусства по всему миру.

В народе до сих пор живет память о молдавском господаре и российском князе:

  • Город в южной части Молдавии носит имя князя. Так же назван район.
  • В 1973 году на молдавской киностудии сняли художественный фильм, посвященный жизни и деятельности молдавского господаря. Роль Дмитрия исполнил Александр Лазарев. Также в картине снялись Эммануил Виторган и Наталья Варлей.
  • В 2003 году румынское правительство почтило память Кантемира. Со дня его смерти исполнялось триста тридцать три года. В честь этого на средства Румынии был открыт парк в Стамбуле.
  • В 2003 году Ионом Друце была создана пьеса про Марию Кантемир.
  • В 2003 году в Санкт-Петербурге был установлен памятник Антиоху Кантемиру. Оплатила его Молдова в качестве подарка в канун трехсотлетия Северной столицы. Установили памятник в сквере Государственного университета.
  • В 2011 году в России вышел телевизионный сериал про Петра Первого. Режиссером выступил Владимир Бортко. Роль Дмитрия исполнил Михаил Боярский. Его дочь, актриса Елизавета Боярская, сыграла Марию Кантемир. Актеры были удостоены за свою работу Ордена Почета со стороны молдавского правительства.
  • В 2014 году в музее-заповеднике Царицыно (Россия) открыли памятник князю.