Ли ен чосон. История Кореи с XV по XVIII вв

Кочосон (Древний Чосон)

Первые поселения людей на Корейском полуострове и в окружающих его районах появились около 700 тысяч лет назад. Эпоха неолита началась примерно 8 тысяч лет назад. Следы и находки этого периода могут быть обнаружены в разных местах по всему Корейскому полуострову, в основном в приморских районах и по берегам больших рек.

Бронзовый век около 1500–2000 лет до нашей эры пришел в районы нынешней Монголии и на полуостров. По мере того как начала формироваться эта цивилизация, многочисленные племена появились в районе Ляонина в Манчжурии и в северо-западной части Корейского полуострова. Эти племена возглавляли вожди, которых Тангун, основатель корейской нации, позднее объединил, чтобы создать древнее государство Кочосон (2333 г. до н.э.).

Три государства и Кая

Города-государства постепенно объединялись в племенные союзы со сложными политическими системами, которые, в конце концов, перерастали в королевства. Когурё (37 г. до н.э.–668 г. н.э.), которое занимало территорию по среднему течению реки Амноккан (Ялуцзян), первым среди племенных союзов превратилось в королевство.

Войска Когурё, отличавшиеся агрессивностью, одно за другим покоряли соседние племена. В результате завоевательных войн, которые были предприняты Квангэтхо Великим (г. пр. 391–413) и королем Чансу (г. пр. 413–491) Когурё сумело занять огромную территорию, охватывающую Манчжурию и большие районы Корейского полуострова. Благодаря последующему учреждению политической структуры Когурё приобрело вид империи со всеми соответствующими признаками.

Другим конфедеративным королевством, похожим на Когурё, было Пэкче (18 г. до н.э.–660 г. н.э.), которое сформировалось из города-государства, расположенного к югу от реки Ханган поблизости от того района, где находится современный Сеул. В период правления вана
(короля) Кынчхого (г. пр. 346–375) Пэкче превратилось в централизованное государство.

Королевство Силла (57 г. до н.э.–935 г. н.э.) находилось в юго-восточной части полуострова, и было поначалу самым слабым и наименее развитым из трех королевств. Однако благодаря тому, что Силла географически было удалено от китайского влияния, оно было более открыто для идей и практик некитайского происхождения. Его общество было организовано на основе развитого буддийского порядка мироустройства, который отличала четко выраженная система сословного деления. В этой системе особое место принадлежало организации молодых воинов-аристократов хваран («цветущая молодежь»).

Кая (42–562) начало развиваться как вид конфедерации, сформированной в результате объединения нескольких племен, которые обитали в районе устья реки Нактонган.

Объединенное Силла и Пархэ


К середине 6 в. королевству Силла удалось взять под свой контроль все соседние города-государства, входившие в конфедерацию Кая.

Заключив союз с Танской династией Китая, королевство Силла сумело покорить Когурё в 668 г. и Пэкче в 660 г. Объединение Корейского полуострова было формально завершено, когда Силла в 676 г. нанесло поражение Танской династии.

Силла, которое в середине 8 в. достигло вершины своего расцвета и могущества, предприняло попытку построить идеальное буддийское государство. Именно во времена королевства Объединенное Силла был построен величественный монастырь Пульгукса (храм Страны Будды).

Но буддизм, как государственная религия начал терять свое влияние и приходить в упадок по мере обогащения аристократии и знати.
Кроме того, обострилась борьба между региональными лидерами, которые заявляли о своих правах на завоеванные королевства Когурё и Пэкче. В 935 г. король Силла официально выразил желание покориться новой династии Корё.

В 698 г. беженцы из Когурё основали государство Пархэ в южной и центральной Манчжурии. Население нового государства, известного как Пархэ, составляли не только выходцы из Когурё, но также большая группа людей племен мохэ.

В Пархэ была создана система государственного устройства, подобная административной структуре королевства Когурё. Высокий уровень развития культуры также был унаследован от Когурё.

Пархэ достигло наивысшего могущества в первой половине 9 в., когда государство занимало обширную территорию, которая простиралась на севере до реки Амур и на западе до района Гайюань в южной и центральной Манчжурии. Пархэ установило дипломатические отношения с Турцией и Японией. Государство просуществовало до 926 г., когда оно пало под ударами киданей. Многие представители родовой знати Пархэ, которые в основном были потомками когурёсцев, переселились на юг и стали подданными новой династии Корё.

Корё


Династия Корё (918–1392) была основана Ван Гоном, военачальником, служившим под началом Кунъе, мятежного принца королевства Силла. Избрав столицей государства свой родной город Сонак (совр. Кэсон в Северной Корее), Ван Гон поставил задачу возвратить некогда утраченные территории королевства Когурё в северо-восточном Китае.

Ван Гон назвал свою династию Корё, от имени которой и происходит современное название Корея. Хотя династии Корё не удалось вернуть утраченные земли, она достигла высокого уровня развития культуры, представленной селадонами зеленовато-голубого цвета чхончжа и расцветом буддийской традиции.

Не менее значительным было изобретение в 1234 г. первого в мире подвижного металлического шрифта, которое опередило на два столетия издание Библии, осуществленное Гуттенбергом в Германии.

Приблизительно в это же время искусные корейские мастера также завершили гигантский труд, вырезав на больших деревянных досках текст Свода буддийских сутр.

Эти деревянные печатные доски-клише, число которых составляет более 80 тысяч, были предназначены для того, чтобы призвать божественную силу Будды для отражения монгольского нашествия. Этот буддийский канон, называемый «Трипитака Кореана», в настоящее время хранится в монастыре Хэинса.

В последующие годы династия Корё была ослаблена внутренней борьбой, которую вели между собой ученые-чиновники и военные, а также конфуцианцы и буддисты. Начавшиеся в 1231 г. монгольские нашествия привели к тому, что на протяжении почти 100 лет Корё находилось под властью монголов, несмотря на мужественное сопротивление корёсцев.

Чосон


В 1392 г. генерал Ли Сон Ге основал новую династию, получившую название Чосон. Первые правители Чосона поддерживали конфуцианство в качестве господствующей идеологии, чтобы преодолеть сильное влияние буддизма, получившего широкое распространение в период Корё.

Правители Чосона управляли страной при помощи хорошо сбалансированной политической системы. Главным методом отбора чиновников на государственную службу была система специальных экзаменов. Эти экзамены служили основой для социальной мобильности и интеллектуальной деятельности в этот период. Однако в обществе, основной идеологией которого было конфуцианство, высоко ценились научные знания и ученость, в то время как к торговле и производству отношение было пренебрежительное.

В период правления короля Сечжона Великого (1418–1450), четвертого короля Чосона, культура и искусство достигли небывалого расцвета. Под руководством Сечжона Великого учеными королевской академии был создан корейский алфавит хангыль. Алфавит в то время был назван «Хунмин чоным», что означает «правильные звуки для обучения народа».

Король Сечжон проявлял глубокий интерес к астрономии. По его повелению были созданы солнечные и водяные часы, небесный глобус, карты звездного неба.

Король Сечжо (г. пр. 1455–1468), создавая в Чосоне структуру государственной власти, ввел правовую систему и положил начало составлению кодекса законов под названием «Кёнгук тэчжон». Система государственного управления династии Чосон была формально учреждена в результате последующего завершения «Кёнгук тэчжон» («Великое уложение по управлению государством») в период правления короля Сончжона (г. пр. 1469–1494).

В 1592 г. Япония напала на Корейский полуостров, чтобы проложить путь для своего вторжения в Китай. Адмирал Ли Сун Син (1545–1598), одна из наиболее почитаемых личностей в корейской истории, провел несколько блестящих операций на море против японского флота, применив в морских сражениях «кобуксоны» («корабли-черепахи»), которые считаются первыми в истории боевыми кораблями, обшитыми железными пластинами. Война была окончена в 1598 г., причинив огромный урон и корейской династии Чосон, и минскому Китаю. В годы войны огромное число корейских ремесленников и мастеров, в том числе гончаров, были насильно увезены в Японию.

С начала 17 в. широкое распространение в среде либерально настроенных ученых-чиновников получает движение сирхак, то есть «реальные науки». Ученые пропагандировали знания и науки как средство для строительства современного государства.

Они настойчиво призывали провести преобразования в сельскохозяйственном производстве и в промышленности и выступали за широкие реформы в системе распределения земли. Однако консервативное правительство аристократов было не готово на такие радикальные изменения.

Во второй половине периода правления династии Чосон усилилась борьба за влияние при дворе между группировками государственных чиновников и представителей высших слоев общества. Король Ёнчжо (г. пр. 1724–1776), чтобы поправить политическую ситуацию, в конечном итоге стал проводить политику «равноудаленности». Благодаря этой политике ему удалось укрепить королевскую власть и добиться политической стабильности.

Король Чончжо (г. пр. 1776–1800) также проводил политику «равноудаленности» между придворными группировками. Он основал королевскую библиотеку (Кючжангак) для хранения королевских указов и летописей. Король также начал осуществлять ряд других реформ в области политики и культуры. На период его правления приходится время расцвета школы сирхак. Многие выдающиеся ученые создали в это время научные труды, в которых предлагались передовые реформы в области сельского хозяйства и промышленности, но лишь некоторые из предложенных ими идей были приняты правительством.

Японская оккупация и движение за независимость Кореи

В 19 в. Корея по-прежнему оставалась «королевством-отшельником» и твердо сопротивлялась требованиям западных стран об установлении дипломатических и торговых отношений. Продолжительное время несколько азиатских и европейских стран, руководствуясь своими империалистическими притязаниями, вели борьбу друг с другом за влияние над Корейским полуостровом. Япония после побед, одержанных в войнах против Китая и России, насильно аннексировала Корею в 1910 г. и установила колониальное правление.

Колониальное правление вызвало подъем патриотических настроений среди корейцев. Представители интеллигенции были глубоко возмущены политикой ассимиляции, проводимой официально властями Японии, которая запрещала даже обучение в школах на корейском языке. Воля и стремление корейского народа к независимости воплотились в общенациональном движении 1 марта 1919 г., в котором приняли участие представители всех групп и слоев общества, включаю интеллигенцию. Японские власти жестоко подавили выступления демонстрантов и их сторонников, в результате чего погибли тысячи граждан.

Хотя Первомартовское движение за независимость потерпело поражение, оно укрепило национальное самосознание и патриотические чувства среди корейцев. Движение привело к созданию Временного правительства в китайском городе Шанхай, а также к организации вооруженного сопротивления японским колонизаторам в Манчжурии. День Движения за независимость, который корейцы отмечают 1 марта, является государственным праздником.

В период колониального господства Япония продолжала экономическую эксплуатацию Кореи. Жизнь корейцев в условиях колониального правления ухудшалась до 1945 г., когда закончилась вторая мировая война.

Образование Республики Корея

Корейцы с радостью встретили известие о поражении Японии во второй мировой войне, но их ликование было недолгим. Освобождение не принесло корейцам независимость, за которую они так упорно боролись. Вернее, оно привело к тому, что страна оказалась разделенной идеологическими различиями, которые были вызваны начинающейся «холодной войной». Усилия корейцев создать независимое государство были тщетными, поскольку войска США оккупировали южную часть полуострова, а советские войска взяли в свои руки управление его северной частью.

В ноябре 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая призывала к проведению в Корее всеобщих выборов под контролем Комиссии ООН.

Однако Советский Союз отказался выполнить Резолюцию ООН и не допустил Комиссию ООН в северную часть Кореи. Генеральная Ассамблея ООН приняла другую резолюцию, призывающую к проведению выборов в тех районах, куда Комиссия ООН получила доступ. Первые выборы в Корее состоялись 10 мая 1948 г. на территории к югу от 38-ой параллели, которая и разделила Корейский полуостров на Юг и Север.

Ли Сын Ман был избран в 1948 г. первым Президентом Республики Корея.

К северу от 38-ой параллели был установлен коммунистический режим под руководством Ким Ир Сена.

25 июня 1950 г. Северная Корея начала полномасштабное вторжение на Юг, развязав трехлетнюю войну, к участию в которой были вовлечены американские, китайские и другие иностранные войска. Весь полуостров оказался разрушенным в результате этой войны. В июле 1953 г. было подписано Соглашение о прекращении огня. Война оставила три миллиона убитых и раненых, миллионы людей лишились крова и оказались разлученными с их семьями.

Серьезные общественные беспорядки происходили в годы правления президента Ли Сын Мана. Корейская демократия в тот период времени была незрелой, и страна испытывала огромные политические и экономические трудности. Ли Сын Ман был смещен с поста президента в апреле 1960 г. в результате студенческих выступлений и демонстраций. Вторая республика была провозглашена после того, как в августе 1960 г. крупный деятель Демократической партии Чан Мён сформировал правительство.

Однако новое правительство было свергнуто 16 мая 1961 г. в результате военного переворота, который возглавил генерал-майор Пак Чжон Хи. Высший совет по реконструкции страны во главе с генералом Пак Чжон Хи взял в свои руки исполнительные, законодательные и судебные функции управления государством.

Пак Чжон Хи был избран президентом страны на выборах, которые состоялись в 1963 году. Правительство Пака осуществило быструю индустриализацию страны и добилось значительного экономического роста в 1960-е и 1970-е годы. Но правление Пак Чжон Хи сопровождалось жестким ограничением политических прав и гражданских свобод.

Убийство президента Пак Чжон Хи в октябре 1979 г. привело к введению военного положения в стране и началу переходного периода. Чхве Гю Ха, который вступил в должность президента страны, ушел в отставку в августе 1980 г., и в том же месяце Национальная конференция за объединение (коллегия выборщиков) избрала президентом Чон Ду Хвана, лидера влиятельной группы военных.

В 80-е годы по всей стране усилилось движение за демократизацию, и в 1987 г. в Конституцию были внесены поправки, восстанавливающие систему прямых всеобщих выборов президента страны. Ро Тхэ У, также бывший генерал, был избран президентом страны в соответствии с новой редакцией Конституции, но благодаря демократическим преобразованиям, осуществленным во время его правления, были созданы условия для избрания первого за 32 года президента страны, который был гражданским человеком. Ким Ён Сам, который в течение многих лет был активным деятелем движения за демократизацию страны, в 1992 г. был избран президентом, являясь кандидатом от правящей партии.

На выборах 1997 г. президентом страны был избран Ким Дэ Чжун, лидер основной оппозиционной партии Национальный конгресс за новую политику. Его администрация, которая получила название «правительство народа», была создана в результате первого в конституционной истории страны мирного перехода власти от правящей партии к оппозиционной.

Администрация Но Му Хёна, или «правительство широкого участия», начала свою деятельность в феврале 2003 г. Добровольное создание избирательных фондов и активное участие граждан в предвыборной кампании привели к победе Но Му Хёна на президентских выборах. Правительство Но Му Хёна, 16-е по счету в истории Республики Корея, поставило перед страной три цели: Демократия вместе с народом, Общество сбалансированного развития и Эпоха мира и процветания в Северо-Восточной Азии.

С 2008 г. президентом страны является Ли Мён Бак. Центральной частью плана Ли Мён Бака по восстановлению экономики является его план «Корея 7-4-7». Название плана складывается из поставленных целей. Увеличить ВВП на 7 %, поднять доход на душу населения до 40.000 долларов США и сделать Корею седьмой в списке стран с наиболее развитой экономикой. Правительство Ли Мён Бака получает распоряжение создать новую Корею, в которой «живут богатые люди, доброжелательное общество и сильное государство». Для достижения данной цели, Ли Мён Бак планирует следовать стратегии практической рыночной экономики: «Разумная рыночная экономика», «Эмпирический прагматизм» и «Демократический активизм».

Экономическое развитие Республики Корея, начиная с 1960-х годов, ориентированное на достижение роста при ведущей роли экспортных отраслей было настолько впечатляющим, что получило название «Чудо на реке Ханган» в 1970-е годы. В дальнейшем Сеул успешно провел в 1988 г. 24-е Олимпийские игры, а Республика Корея приняла Чемпионат мира по футболу по версии ФИФА в 2002 г. В 1950-е гг. Республика Корея входила в число самых бедных стран мира. Сегодня южнокорейская экономика занимает 13-е место среди крупнейших экономик мира, и страна полна решимости стать мировым экономическим лидером в новом тысячелетии.

Республика Корея неизменно шла по пути, ведущему к зрелой демократии и рыночной экономике. И даже, несмотря на то, что последствия «холодной войны» до сих пор сохраняются на Корейском полуострове, Республика Корея сегодня готова совершить новый экономический взлет. Два корейских государства прилагают усилия для установления прочного мира на Корейском полуострове и способствуют достижению общего процветания Южной и Северной Кореи через укрепление мира, примирение и сотрудничество.

Президенты Республики Корея

대조선국 Тэджосон-гук ), название с 1897 до 1910 года - Корейская империя (кор. 대한제국 Тэхан чегук ). Официально была основана Ли Сонге (далее известный как король Тхэджо), воеводой, известным своей борьбой против японских пиратов , совершавших набеги на полуостров . Позднее генерал Ли поднял восстание против последнего короля династии Корё . Название Чосон происходит от Древнего Чосона , корейского государства, основанного по легенде в 2333 году до н. э. Длившееся 518 лет правление династии закончилось после аннексии Кореи Японией в 1910 году.

История

История Кореи

Ранняя история

В начале правления династии столицей страны стал Сеул (тогда известный как Ханян, позже Хансон). В 1394 году началось строительство императорского дворца Кёнбоккун . Генерал Ли наладил дипломатические связи с минским Китаем, вследствие чего между государствами завязалась активная торговля и культурный обмен. В начале правления династии обострились отношения буддистов с конфуцианцами, особенно в отношении владения землёй. Правительству пришлось сделать выбор в пользу конфуцианства, и оно стало государственной идеологией. В 1443 году королём Седжоном был принят уникальный корейский алфавит хангыль , разработанный в том числе Сином Сукчу . До этого в Корее использовалась только основанная на китайских иероглифах письменность ханча .

Наука и культура

Во время династии Чосон была установлена административная система, базировавшаяся на привлечении в политику янбанов , работавших советниками при королевском дворе и поставленных на высшие посты в армии. Медленно начал сдавать свои позиции буддизм в угоду конфуцианству .

Чосонская династия прошла через два периода расцвета культуры, во время которых были созданы корейская чайная церемония , корейские сады и написаны обширные энциклопедии. Королевская династия также построила несколько крепостей, портов и дворцов.

Торговля

Ранние японские вторжения


В истории Кореи были часты набеги Японии на страну с моря. Большую часть пиратов-вако в Японском море составляли самураи , объединённые в бригады.

В 1882 году Ли Хаын на короткое время вернулся к власти после так называемого Инцидента в Имо en . Но вскоре он был вывезен в Китай, и королева Мин вернула себе власть.

Начавшееся в 1893-94 гг. революционное движение, во главе которого стояли представители движения тонхак, заставило короля обратиться за помощью к Китаю. Китайское правительство послало свои войска в Корею, на что Япония ответила посылкой своих.

В итоге, трения, наметившиеся на протяжении XIX века между Китаем и Японией, вылились в Японо-китайскую войну (1894-1895). Корея в ней официально участия не принимала, но она велась из-за Кореи, и большая часть боевых действий проходила на её территории. Поражение Китая в 1895 году привело к подписанию договора в Симоносеки , который официально гарантировал Корее независимость от Китая, что привело к значительному усилению влияния Японии в Корее.

После войны Корея попала фактически под протекторат Японии. Король управлял отныне под строжайшим контролем Японии. В 1895 году японцы убили королеву Мин . Скандал был настолько широким, что в Японии над убийцами был устроен показательный процесс, однако все они были признаны невиновными.

В 1894 году король Коджон объявил о создании «Великой империи Хан » (대한제국, 大韓帝國 ) и провозгласил себя императором для того, чтобы подчеркнуть независимость Кореи и поставить себя на тот же уровень, что и император Китая. Это событие считается концом эпохи Чосон. 11 февраля 1896 года ван Коджон бежал из дворца и укрылся в российском посольстве в Сеуле, где прожил целый год. Только в марте 1897 года он вернулся в свой дворец, после чего, объявив о начале новой эпохи Кванму (кор. 광무 , 光武 ), принял титул императора, на деле не обладая практически никакой властью.

Династия сегодня

После аннексии Кореи императорский дом переехал в Японию. Наследник трона Ли Ын женился на японской принцессе Масако Насимото. У них было два сына, Ли Чин и Ли Гу . У его старшего брата Ыя было двенадцать сыновей и девять дочерей от разных жён и наложниц.

Императорская семья

Титулы династии

Перечислены титулы и дано их оригинальное написание на хангыле и ханче .

Во время империи

  • Хвандже (황제, 皇帝 ), император, статуса Его Императорского Величества. (кор. 陛下 폐하 , пхеха )
  • Хванху (황후, 皇后 ), императрица (супруга), статуса Её Императорского Величества.
  • Хвантхэху (황태후, 皇太后 ), вдовствующая императрица.
  • Тхэхвантхэху (태황태후, 太皇太后 ), вдовствующая императрица, бабушка императора.
  • Хвантхэджа (황태자, 皇太子 ), кронпринц империи, старший сын императора, статуса Его Императорского Высочества (전하, 殿下 , чонха )
  • Хвантхэджаби (황태자비, 皇太子妃 ), принцесса-супруга империи, статуса Её Императорского Высочества.
  • Чхинван (친왕, 親王 ), принц империи, сын императора, статуса Его Императорского Высочества.
  • Чхинванби (친왕비, 親王妃 ), принцесса империи (супруга), статуса Её Императорского Высочества.
  • Конджу (공주, 公主 ), принцесса империи, законнорождённая дочь императора, статуса Её Императорского Высочества.
  • Онджу (옹주, 翁主 ), принцесса империи, незаконнорожденная дочь императора, статуса Её Императорского Высочества.

Во время королевства

  • Ван (왕, 王 ), король, статуса Его Величества (殿下, 전하 чон ха )
  • Ёван (여왕, 女王 ), королева, статуса Её Величества
  • Ванху (왕후, 王后 ), королева-супруга, статуса Её Величества
  • Тэби (대비, 大妃 ), вдовствующая королева, мать короля, статуса Её Величества
  • Вандэби (왕대비, 王大妃 ), вдовствующая королева, бывшая королева или тётя короля, статуса Её Величества
  • Тэвандэби (대왕대비, 大王大妃 ), вдовствующая королева, бабушка короля, статуса Её Величества
  • Вонджа (원자, 元子 ), старший сын короля перед инаугурацией на должность кронпринца, статуса Его Королевского Высочества (마마 , мама )
  • Ванседжа (왕세자, 王世子 или Тонгун ), кронпринц, старший сын короля, статуса Его Королевского Высочества(저하 чо ха )
  • Седжабин (세자빈, 世子嬪 или Пингун ), жена кронпринца, статуса Её Королевского Высочества (마마 , мама )
  • Тэгун (대군, 大君 ), принц королевства, статуса Его Королевского Высочества (마마 , мама )
  • Пубуин (부부인, 府夫人 ), принцесса-супруга, жена Тэгуна, статуса Её Королевского Высочества, или мать королевы, статуса Её Светлости.
  • Кун (군, 君 ), принц королевства, статуса Его Королевского Высочества (마마 , мама ), незаконнорожденный сын короля или сын Тэгуна.
  • Кунбуин (군부인, 郡夫人 ), принцесса-супруга, жена куна, статуса Её Королевского Высочества.
  • Тэвонгун (대원군, 大阮君 ), принц-регент, отец короля, статуса Его Королевского Высочества.
  • Пудэбуин (부대부인, 府大夫人 ), принцесса-супруга, жена тэвонгуна, статуса Её Королевского Высочества.
  • Конджу (공주, 公主 ), принцесса королевства, законная дочь короля, статуса Её Королевского Высочества.
  • Онджу (옹주, 翁主 ), принцесса королевства, незаконнорожденная дочь короля, статуса Её Королевского Высочества.
  • Пувонгун (부원군, 府院君 ), отец королевы-супруги, статуса Его Светлости

См. также

Напишите отзыв о статье "Чосон"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Чосон

– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.
Перемирие для Кутузова было единственным средством выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона и пропустить обозы и тяжести (движение которых было скрыто от французов), хотя один лишний переход до Цнайма. Предложение перемирия давало единственную и неожиданную возможность спасти армию. Получив это известие, Кутузов немедленно послал состоявшего при нем генерал адъютанта Винценгероде в неприятельский лагерь. Винценгероде должен был не только принять перемирие, но и предложить условия капитуляции, а между тем Кутузов послал своих адъютантов назад торопить сколь возможно движение обозов всей армии по кремско цнаймской дороге. Измученный, голодный отряд Багратиона один должен был, прикрывая собой это движение обозов и всей армии, неподвижно оставаться перед неприятелем в восемь раз сильнейшим.
Ожидания Кутузова сбылись как относительно того, что предложения капитуляции, ни к чему не обязывающие, могли дать время пройти некоторой части обозов, так и относительно того, что ошибка Мюрата должна была открыться очень скоро. Как только Бонапарте, находившийся в Шенбрунне, в 25 верстах от Голлабруна, получил донесение Мюрата и проект перемирия и капитуляции, он увидел обман и написал следующее письмо к Мюрату:
Au prince Murat. Schoenbrunn, 25 brumaire en 1805 a huit heures du matin.
«II m"est impossible de trouver des termes pour vous exprimer mon mecontentement. Vous ne commandez que mon avant garde et vous n"avez pas le droit de faire d"armistice sans mon ordre. Vous me faites perdre le fruit d"une campagne. Rompez l"armistice sur le champ et Mariechez a l"ennemi. Vous lui ferez declarer,que le general qui a signe cette capitulation, n"avait pas le droit de le faire, qu"il n"y a que l"Empereur de Russie qui ait ce droit.
«Toutes les fois cependant que l"Empereur de Russie ratifierait la dite convention, je la ratifierai; mais ce n"est qu"une ruse.Mariechez, detruisez l"armee russe… vous etes en position de prendre son bagage et son artiller.
«L"aide de camp de l"Empereur de Russie est un… Les officiers ne sont rien quand ils n"ont pas de pouvoirs: celui ci n"en avait point… Les Autrichiens se sont laisse jouer pour le passage du pont de Vienne, vous vous laissez jouer par un aide de camp de l"Empereur. Napoleon».
[Принцу Мюрату. Шенбрюнн, 25 брюмера 1805 г. 8 часов утра.
Я не могу найти слов чтоб выразить вам мое неудовольствие. Вы командуете только моим авангардом и не имеете права делать перемирие без моего приказания. Вы заставляете меня потерять плоды целой кампании. Немедленно разорвите перемирие и идите против неприятеля. Вы объявите ему, что генерал, подписавший эту капитуляцию, не имел на это права, и никто не имеет, исключая лишь российского императора.
Впрочем, если российский император согласится на упомянутое условие, я тоже соглашусь; но это не что иное, как хитрость. Идите, уничтожьте русскую армию… Вы можете взять ее обозы и ее артиллерию.
Генерал адъютант российского императора обманщик… Офицеры ничего не значат, когда не имеют власти полномочия; он также не имеет его… Австрийцы дали себя обмануть при переходе венского моста, а вы даете себя обмануть адъютантам императора.
Наполеон.]
Адъютант Бонапарте во всю прыть лошади скакал с этим грозным письмом к Мюрату. Сам Бонапарте, не доверяя своим генералам, со всею гвардией двигался к полю сражения, боясь упустить готовую жертву, а 4.000 ный отряд Багратиона, весело раскладывая костры, сушился, обогревался, варил в первый раз после трех дней кашу, и никто из людей отряда не знал и не думал о том, что предстояло ему.

В четвертом часу вечера князь Андрей, настояв на своей просьбе у Кутузова, приехал в Грунт и явился к Багратиону.
Адъютант Бонапарте еще не приехал в отряд Мюрата, и сражение еще не начиналось. В отряде Багратиона ничего не знали об общем ходе дел, говорили о мире, но не верили в его возможность. Говорили о сражении и тоже не верили и в близость сражения. Багратион, зная Болконского за любимого и доверенного адъютанта, принял его с особенным начальническим отличием и снисхождением, объяснил ему, что, вероятно, нынче или завтра будет сражение, и предоставил ему полную свободу находиться при нем во время сражения или в ариергарде наблюдать за порядком отступления, «что тоже было очень важно».
– Впрочем, нынче, вероятно, дела не будет, – сказал Багратион, как бы успокоивая князя Андрея.
«Ежели это один из обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика, то он и в ариергарде получит награду, а ежели хочет со мной быть, пускай… пригодится, коли храбрый офицер», подумал Багратион. Князь Андрей ничего не ответив, попросил позволения князя объехать позицию и узнать расположение войск с тем, чтобы в случае поручения знать, куда ехать. Дежурный офицер отряда, мужчина красивый, щеголевато одетый и с алмазным перстнем на указательном пальце, дурно, но охотно говоривший по французски, вызвался проводить князя Андрея.
Со всех сторон виднелись мокрые, с грустными лицами офицеры, чего то как будто искавшие, и солдаты, тащившие из деревни двери, лавки и заборы.
– Вот не можем, князь, избавиться от этого народа, – сказал штаб офицер, указывая на этих людей. – Распускают командиры. А вот здесь, – он указал на раскинутую палатку маркитанта, – собьются и сидят. Нынче утром всех выгнал: посмотрите, опять полна. Надо подъехать, князь, пугнуть их. Одна минута.
– Заедемте, и я возьму у него сыру и булку, – сказал князь Андрей, который не успел еще поесть.
– Что ж вы не сказали, князь? Я бы предложил своего хлеба соли.
Они сошли с лошадей и вошли под палатку маркитанта. Несколько человек офицеров с раскрасневшимися и истомленными лицами сидели за столами, пили и ели.
– Ну, что ж это, господа, – сказал штаб офицер тоном упрека, как человек, уже несколько раз повторявший одно и то же. – Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, г. штабс капитан, – обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно.
– Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно? – продолжал штаб офицер, – вам бы, кажется, как артиллеристу надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете. (Штаб офицер улыбнулся.) Извольте отправляться к своим местам, господа, все, все, – прибавил он начальнически.
Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб офицера.
– Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон.
Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился.
– Извольте отправляться, – сказал штаб офицер, стараясь удержать серьезность.
Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.
Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.
Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l"agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.
Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:
– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!
И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
– Еще, еще, – приговаривал майор.
Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.
С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.
– Глянь ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкатера солдата, который с офицером подошел к цепи и что то часто и горячо говорил с французским гренадером. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз то за ним не поспевает. Ну ка ты, Сидоров!

Эпоха Чосон была, в первую очередь, эпохой конфуцианской нии, точнее, неоконфуцианской. Конфуцианство создавало тот идейный фон, на котором развертывалась вся культурная и интеллектуальная жизнь страны. Практически все идеи, высказываемые И к) время, по необходимости облекались в конфуцианскую оболочку. В этом отношении конфуцианство играло на Дальнем Вос- Иікс во многом такую же роль, что и христианство в средневековой Европе или ислам на средневековом Ближнем Востоке. Конфуцианский канон в его чжусианском истолковании был основой Hi1 i*iо образования, и любой культурный кореец мыслил категориями и образами этого канона. Даже самые новаторские мысли иырижались в формах, продиктованных конфуцианской традицией, и на ханмуне, то есть на главном языке этой традиции. Хорошим примером тому является философия сирхак. Сторонники » нрхак не только писали исключительно на ханмуне, но и обо- | > нм вали свои реформаторские планы ссылками на то, что предаем ые ими институты и законы якобы существовали в классикой китайской древности. Реформа воспринималась ими не t- создание чего-то нового, а как восстановление старого, как інращение к забытым истокам (отношение, вообще обычное иі стран Восточной Азии). Важно, что интеллектуальная и культурная жизнь Кореи не протекала в изоляции. То обстоятельство, что все ученые Дальне- 1о Востока писали и читали на одном и том же языке и принадлежали к одной и той же культурной традиции, чрезвычайно уп- роиыло обмен информацией и идеями. Описывая науку той точи, трудно говорить о науке «корейской», «китайской» или ним иамской» - фактически на всем огромном пространстве И»кмочной Азии существовала единая интеллектуальная традиция. Кіс кол ее на национальные компоненты произошел много Моїжс - только в XIX в., когда начался переход на национальные тыки и освоение западных достижений. Относится это, впрочем, Иг тлько к науке, но и к литературе и к изобразительному искус- I I иу. Сосуществование «низкого» разговорного и «высокого» письменного языков было вообще характерно для доиндустриаль- н 1.1 к обществ - достаточно вспомнить о роли латыни в средневековой Европе. В культурном отношении страны конфуцианской Иоаочной Азии образовывали единую цивилизационную общность, внутри которой свободно циркулировали и идеи, и науч ные сочинения, и литературные тексты. Высокая культура, основанная на ханмунной традиции, была наднациональной (как, кстати, и в средневековой Европе). Неудивительно, что корейская философия эпохи Чосон являлась по преимуществу конфуцианской, хотя в это время продолжали работать и буддистские мыслители. Подавляющее большинство корейских ученых было сторонниками неоконфуцианства, то есть той интерпретации, которую придали конфуцианству Чжу Си и другие мыслители китайской династии Сун (Х--XIII вв.). Фактически неоконфуцианство стало государственной идеологией династии Ли, и открыто выступать против него было порою рискованно. Главной альтернативой чжусианству служили, однако, не какие-то радикально иные учения, а другие варианты конфуцианства, в первую очередь - философия Ван Янмина Главным объектом споров философов был вопрос о соотношении двух на чал - «ки» (китайское «ци») и «и» (китайское «ли»). Начало «ки» было выражением всего материального, а начало «и» означало м коны и закономерности, которым подчинялись природа и чело век. Два наиболее крупных философа той эпохи - Ли Хван (Ли Тхве Ге, 1501 - 1570) и Ли И (Ли Юль Гок, 1536-1584) были ак тивными участниками этой многолетней дискуссии, которая по степенно превращалась в споры о терминологии. Схоластическим характер споров об «и» и «ки» со временем стал причиной отход.) от неоконфуцианства у многих представителей образованной вер хушки. Одним из проявлений этого отторжения и стала филосо фия сирхак с ее подчеркнутым интересом к естественным наукам и актуальным общественным проблемам. Конфуцианство, не будучи религией в европейском или ближ невосточном смысле слова, традиционно отличалось немалой тер пимостью к другим идейным системам. Однако для корейскою буддизма эпоха Чосон была непростым временем. Реформатори конца XIV в., составлявшие окружение Ли Сон Ге, были убежден ными противниками этой религии, которую они считали собран и ем вредных суеверий. Немалую неприязнь у них вызывали такжг накопленные буддистскими храмами богатства и земельные владения (в основном конфискованные в ходе земельной реформы) Н новом государстве, которое создавали реформаторы, не было места буддистской мистике. Впрочем, первые правители династии Ли не всегда разделяли неоконфуцианский пыл своего окружения Относится это и к самому основателю династии Ли Сон Ге, кото рый ревностно исполнял буддистские ритуалы и активно жертво вал на монастыри, и к его внуку Седжону - этот рационалист и покровитель наук, оказывавший щедрую поддержку конфуциап ским ученым, сам, тем не менее, оставался верующим буддистом Впрочем, именно при Седжоне была завершена конфискация мо настырских земель и введены (в 1424 г.) жесткие ограничения їм деятельность буддистских сект. Преемник Седжона - Седжп (1455-1468) также был активным сторонником буддизма. Однакп чением времени ситуация менялась, и буддистам приходилось ікиваться со все более жесткими ограничениями своей дея- .пости. На рубеже XV и XVI вв. династия Ли окончательно шла к политике «поддержки конфуцианства, ограничения їй ша». И течение XV-XVI вв. было закрыто большинство монасты- . прекратилось проведение «монашеских экзаменов» на знание і и стского канона, были введены жесткие квоты на количество і махов. Сами монахи сталкивались со все более жесткими и, Порою, намеренно унизительными ограничениями. Настойчивая Конфуцианская пропаганда привела к тому, что в народном фольклоре постепенно сформировался негативный образ мона- ШІ обжоры, лентяя и развратника. Вдобавок, именно на мона- КОІІ падала основная тяжесть трудовой повинности: власти охотно Иі пользовали их как дармовую и подневольную рабочую силу на Мінних строительных объектах. В то же время строительство мо- мш їм рей практически прекратилось. С особой энергией политику шр."шичения буддизма проводили ваны Тхэджо (1400-1418) и Чуиджон (1506-1544). 0 прямом запрете буддизма речь, однако, никогда не шла. Ьот"с того, среди представителей корейской элиты всегда было немало тех, кто сочетал буддистские верования с конфуцианскими убеждениями, поскольку восточно-азиатские традиции с* НЦ1ИОЗНОГО синкретизма позволяли человеку исповедовать нені і.ко религий одновременно. Однако в целом в эпоху Ли?чм ш постепенно терял некогда свойственный ему интеллек- п.мый заряд, хотя, как и традиционная корейская религия мманизм»), сохранял немалую популярность среди низов обит - крестьян, ремесленников, торговцев, то есть среди тех М.ІХ «мелких людишек», к которым с презрением относилась "‘мпская элита. Другую заметную группу активных последователей буддизма ІІНШЯЛИ женщины, в том числе и из янбанских семей. Простонародье особенно привлекала магическая составляющая буддизма И шаманизма, те самые «суеверия», которые с таким пылом разоблачались и отвергались конфуцианскими рационалистами. Люди шли к монахам и шаманкам в надежде на то, что те силами магии Ііомоіут решить житейские проблемы: вылечить больного ребенка, Иіігіаиить на путь истинный загулявшего мужа или изгнать посе- ііииііктося в доме злого духа. В XVIII в. в провинциях несколько put нспыхивали волнения, спровоцированные как проповедями * іриисгиующих монахов из разнообразных еретических буддист- t кич сект, так и деятельностью шаманок (обе религии на низовом уровне все сильнее влияли друг на друга). 1 л л иной задачей корейского образования в эпоху Чосон было пПучомие древнекитайскому языку и всей связанной с ним вос- ц>чмо;ииатской письменной культуре. Начальное образование дайм"і и и сельских школах, которые именовались «содан». Учителем такой школы был обычно неслужащий янбан, который за скромную плату обучал детей основам древнекитайского языка и конфуцианской философии. Учились в сельских школах как выходцы из семей янбанов, так и дети зажиточных простолюдинов. Разумеется, к обучению допускались только мальчики. Если женщины и получали образование, то только дома. Впрочем, даже в янбан- ских семьях лишь немногие женщины имели полноценное классическое образование, в основе которого лежало владение ханму- ном. Правда, в XVII-XVIII вв. стало быстро расти количество кореянок, которые, не зная древнекитайского, умели читать и писать на родном языке. Именно они образовали благодарную аудиторию для авторов популярных корейских романов, получивших распространение именно в этот период. Следующей ступенью образования служили казенные уездные училища «хянгё», которые с большой долей условности можно сравнить с современной средней школой. Еще в начале правления династии Ли было постановлено, что каждый уезд должен имен, такое училище. Обычно в уездном училище насчитывалось не сколько десятков учеников, к услугам которых имелось даже к;і зенное общежитие. Учащиеся занимались изучением классически го конфуцианского канона и комментариев к нему, а также зна комились с классической китайской литературой и поэзиеи «Хянгё» не только являлось образовательным центром, но и отне чадо за проведение местных конфуцианских ритуалов. В Сеуле были учреждены «четыре школы» («сахак»), которые играли ту же роль, что и уездные училища на местах, являясь центром подго товки будущих чиновников. С начала XVII столетия «хянгё» стали постепенно приходить п упадок. Их образовательные функции во многом перешли к сово нам (храмам славы), при которых действовали школы, где пол ростки из янбанских семей могли готовиться к экзаменам. Впро чем, для подготовки к экзаменам - а именно это было главном целью всего корейского образования - школу можно было и і и посещать. Многие готовились к экзаменам дома, под руководи вом частных учителей или родителей. Наиболее престижным учебным заведением Кореи был Со нгюнгван - своего рода Академия государственной службы, черіч которую проходило большинство высших чиновников страны Даже наследник престола символически зачислялся в число слу шателей Сонгюнгвана, хотя реально он занятий там не посещал Слушатели Сонгюнгвана изучали конфуцианский канон, а также работы китайских историков, философов и поэтов. Чиновники старой Кореи, как и других стран Восточной Азии, были универ салами, и знание конфуцианского канона, как считалось, ломот ло решать любые проблемы, с которыми в реальной деятельности сталкивался управленец. Кроме «общеконфуцианского» образования, целью которого Гнило подготовить чиновника-универсала, существовало в Корее и специальное образование. В ряде училищ готовили переводчиков, счетоводов, врачей. Однако эти учебные заведения существенно уступали по престижу конфуцианским школам, а их выпускники на служебной лестнице находились существенно ниже «настоящих» чиновников. Хотя до самого конца XIX в. китайский язык безраздельно іосподствовал в области «высокой» культуры и книжной ученое- 1 и, эпоха династии Ли стала и временем возникновения корейской письменной традиции. Поворотным моментом в истории корейской культуры стал 1446 г., когда был опубликован трактат Хунмин чонъым» («Наставления народу о правильном произношении»), В нем содержалось описание нового корейского алфавита, работа над которым завершилась в 1443 г. Строго говоря, і г кеты на корейском языке были известны с более ранних времен. Однако существовавшая до ХУ в. система записи корейских іскстов, так называемое «письмо чиновников» («лиду»), основы- инлась на применении китайских иероглифов, которые использо- иились по сходству значения или звучания, то есть по «принципу }м-(>уса». Система эта требовала хорошего владения иероглификой, и получившаяся в результате запись скорее разгадывалась, чем чи- ішіась. Седжон потребовал от ученых разработать новую систему письменности, которая адекватно отражала бы корейскую фонемі ку, была проста, легко запоминалась и могла бы использоваться кик для записи оригинальных текстов на корейском языке, так и дня транскрипции корейского произношения китайских иерогли- фон. Вдобавок, визуально система должна была напоминать кипі Йе кую иероглифику - немаловажное условие для тех, кто с дет- сіші привык ценить традиции каллиграфического искусства. Рабо- III над алфавитом заняла много лет. Решающую роль в его создании сыграла коллегия Чипхенджон (Собрание мудрых) - своего рода научно-исследовательский институт, к работе в котором Сед- Жон привлек лучшие интеллектуальные силы страны. При разработке новой письменности учитывались все достижения дальневосточной филологии, а также опыт тех соседних народов, которое к тому времени уже имели фонетическое письмо - японцев, монголов и, особенно, тибетцев. Результат усилий Седжона, дей- Сі ііительно, оказался очень удачным. Созданный под его руководимом алфавит используется до сих пор с небольшими изменениями, отражающими те перемены, которые произошли в корейской фонетике за пять с лишним веков. На протяжении долгого времени корейский алфавит называли «хунмин чонъым» - в честь сочинения, в котором он был впервые обнародован. В последние десятилетия в Южной Корее за ним закрепилось название «хангыль» (буквально - «письмена страны Хан», в честь официального названия Южной Кореи - Хангук, «страна Хан»). В Северной Корее по-прежнему используется название «хунмин чонъым». Вообще Седжон отличался редким для монарха сочетанием качеств: с одной стороны, он был энергичным, волевым и, порою, жестким государственным деятелем, а с другой, - интеллектуалом, ученым и организатором науки. Его правление было ознаменовано целым рядом мероприятий в области науки и культуры, инициатива которых принадлежала самому вану. В частности, тогда был разработан прибор для измерения объема осадков, созданы новые, особо точные солнечные часы. По распоряжению Седжона были начаты регулярные метеорологические наблюдения. Под его руководством готовились сборники материалов по сельскому хозяйству и обширные астрономические трактаты, в которых учитывались достижения китайских и мусульманских ученых. В правление Седжона развивалось книгопечатание, которому, опять-таки, покровительствовал лично монарх. Тогда же были напечатаны первые книги, написанные на корейском языке новым алфавитом. В частности, по его личному распоряжению была составлена (параллельно на корейском и древнекитайском языках) «Ода о двух драконах, взлетающих в небо» - поэтическое сочинение, воспевающие достижения новой династии и обосновывающее ее права на престол. Активно стали пользоваться новым шрифтом и буддисты, которым сочинения на корейском языке были нужны для миссионерской деятельности среди простонародья. Наконец, многие оценили и возможности, которые новый алфавит предоставлял для изучения иероглифики - фонетические символы позволяли передавать корейское произношение иероглифов с невиданной доселе точностью. Однако со смертью Седжона и постепенным усилением идеологических позиций неоконфуцианства интерес к новому алфавиту заметно снизился. Вплоть до начала XVII в. количество текстов, написанных корейским алфавитом, было невелико, и владели этим письмом лишь немногие. Массовое распространение корейского алфавитного письма началось уже после ИмджинскоЙ войны, и во многом отражало те изменения, которые произошли в Корее в XVII-XVIII вв., когда в стране появился массовый читатель. Главными потребителями художественных произведений, написанных на корейском языке, стали женщины из янбанских семей и зажиточные простолюдины, которые плохо владели древнекитайским и в силу этого не могли читать «высокую» литературу. Среди янбанской элиты до самого конца XIX в. сохранялось пренебрежительное отношение к этим текстам: неслучайно корейский алфавит верхушка иронически именовала «бабьим письмом». Тем не менее, это презрение не мешало бурному развитию книгоиздания на корейском языке. Еще в начале XVI в. появился мерный перевод китайского романа на корейский, а к концу ЧVII столетия литература на корейском языке получила всеобщее распространение. Немалую роль в этом сыграли Хо Гюн (1569- IMS) и Ким Ман Джун (1637-1692) - блестяще образованные конфуцианские интеллектуалы, которые пошли наперекор тог- шпииим настроениям «образованной публики» и стали писать и|мму на простонародном языке. История литературы на корей- и супругой недавнюю наложницу. В этом нет ничего странною - и Хо Гюн, и Ким Ман Джун были крупными государство иными деятелями, которые сами активно участвовали в полити- ?ич кой борьбе. Однако их произведения являлись, отчасти, ис- "?"Мочениями: большинство романов на корейском языке не были и >л писаны, и имена их авторов остались неизвестными потомкам ПК были неизвестны они и большинству современников). Стро- о юиоря, во многих случаях даже не приходится говорить об ин- п1 и и дуальном авторстве: переписчики и издатели переделывали и М>лшали романы на свой вкус, так что наиболее популярные крон шедения известны во множестве отличающихся друг от друга и’р(ий. І*а іумеется, вкусы простонародной аудитории оказывали влия- ине на характер литературы. Среди книг на корейском языке прении.їдали произведения развлекательных жанров, главным образом ром;шы, сочетавшие напряженный приключенческий сюжет с ин*ментами нравоучительной дидактики. Лучший образец подобии о произведения - анонимная «Повесть о верной Чхун Хян», идамная в начале XVIII в., вероятно, на основе баллады - ічішсори. Повесть эта неоднократно переделывалась и перераба- u и,їлась, а в более поздние времена послужила основой для мно- мч г на киносценариев, оперных и балетных либретто. И поныне мпсржание «Повести о верной Чхун Хян» знает каждый кореец ISDUI, как правило, он знаком с ней в современном пересказе- работке). Речь в повести идет о любви Чхун Хян, дочери отої иной куртизанки-кисэн, и молодого янбана Ли То Рёна. Ли То I"m отправляется в столицу сдавать экзамены, а Чхун Хян тем "ргмснем упорно отвергает притязания нового начальника уезда, "ш которого она - всего лишь строптивая куртизанка. Чхун Хян? мі їм лается в тюрьме, выносит пытки, но не сдается. В конце концов Ли То Рён, успешно сдавший экзамены, появляется н! уезде в качестве специального правительственного уполномоченного, и спасает возлюбленную. Повесть оканчивается счастливым) соединением любящих сердец. При всех своих успехах проза на корейском языке восприни-! малась большинством образованных корейцев как развлекательное) чтиво для простонародья. Отношение к поэзии на родном языке было иным. Традиция составления стихов на корейском языке существовала в Корее еще со времен Трех Государств, когда появились и были записаны (методом «лиду») стихотворения в жанре хянга. Традиция эта продолжалась и во времена династии Ли, когда стихотворения на корейском языке создавались многими представителями янбанской элиты. Поэты той эпохи часто писали на двух языках - на корейском и древнекитайском. Наиболее типичными для корейской поэзии эпохи Чосон жанрами были касп и сиджо. Каса возникли как развитие народной песни и представляли из себя довольно большие произведения. Однако наибольшее распространение получили сиджо - жанр, который стал развиваться в конце эпохи Корё, но по-настоящему популярны! стал в эпоху Ли. Классические сиджо - это краткие трехстрочш стихотворения, в которых обычно 44-46 слогов. Первая стро» вводит тему, вторая ее развивает, в третьей содержится какое- неожиданное ее заключение. Среди наиболее известных авторе сиджо следует упомянуть Юн Сон До (1589-1617) и Син Хым| (1566-1628). Конец XVII в. стал временем появления нового поэтическс музыкального жанра - пхансори. Пхансори представлял собо! длинную песню-балладу, которая исполнялась певцом или пени цей под аккомпанемент барабанщика. Именно из пхансори попа ли в корейскую литературу многие сюжеты, в том числе и и сю рия о верной Чхун Хян. Параллельно с литературой на корейском языке продолжала развиваться и литература на древнекитайском, рассчитанная па более взыскательную аудиторию, Среди элиты популярностью пользовалась не столько художественная литература в нашем Hbij нешнем понимании, сколько разнообразные эссе (пристрастие этому жанру корейцы сохранили до сих пор). Впрочем, меэ «высокой» и «низкой» литературой не существовало непреодо; мых преград: китайские романы часто переводились на разгої ный корейский и издавались алфавитной письменностью, а авт ры многих произведений на ханмуне черпали образы и сюжеты народного творчества. Характерной чертой прозы на древнекитг ском стало появление многочисленных сатирических повеете авторами которых часто выступали сирхакисты, Разумеется, п| должали писать стихи на ханмуне (хан си) - ведь каждый обї зованный кореец должен был владеть сложными правилами клг сического китайского стихосложения. Встреча в Пхеньяне руководителя КНДР Ким Чен Ира и президента РК Ким Дэ Чжуна (в июне 2000 г.) к н Чешу Проз. КОРЕЙСКОЕ Іг «..«і/ ЮЖНФЕ МОРЕ Восточно-Китайское море Карта Корейского полуострова Фреска «Охота» (период Когуре) насмешек у художников традиционного направления, занятых изображением поэтичных гор, изящных хризантем и причудливых сосен. Они не понимали, почему многие молодые живописцы не интересуются этими высокими образами, а вместо этого предпочитают изображать сцены вульгарные и низкие - придорожные кабачки, подвыпивших крестьян или отправившихся на прогулку куртизанок. Основателями корейской жанровой живописи был Син Юн Бок (1758-?) и Ким Хон До (1745-1806). Другим важным новшеством рубежа XVIII и XIX вв. стало освоение корейскими художниками некоторых технических приемов западной живописи (светотень, перспектива и др.), сведения о которых проникали в страну через Китай. Продолжалось развитие архитектуры, которая находилась по влиянием как традиций эпохи Корё, так и достижений архитект. ры других стран Восточной Азии. В эпоху Чосон в Корее строш мало монастырей, но зато в XV в. в Сеуле было возведено н сколько крупных дворцовых комплексов. Все они в ТОЙ ИЛИ ИН(степени пострадали во время Имджинской войны и маньчжурски вторжений, но в XVII в. были частично восстановлены. Правление тэвонгуна ознаменовалось активным строительством, в первую очередь, реставрацией дворца Кёнбоккун, который был фактически построен заново. Сеульские дворцы представляли собой садово-парковые комплексы, их сравнительно небольшие павильоны располагались среди огромного ландшафтного парка, который отделялся от города высокой каменной стеной. Дома в Корее возводились на каменном основании, но главным материалом для них все-таки служило дерево, поэтому сохранились лишь немногие строения первых веков династии Ли. И особенности это относится к жилищам рядовых корейцев - небольшим мазанкам под соломенной крышей. В наши дни можно увидеть несколько помещичьих усадеб и официальных построек, н основном относящихся к XVIII-XIX вв. В начале XV в. был принят закон, который устанавливал максимальные размеры жилит для представителей разных социальных групп, однако после Имджинской войны этот закон перестали соблюдать. Дома зажиточных корейцев в плане представляли прямоугольник, отгороженный от внешнего мира каменной стеной. В центре прямоугольника находился большой двор, по периметру которого располагались собственно жилые помещения (часто в виде отдельных построек- павильонов). Богатая усадьба делилась на две части - мужскую и женскую, как правило, отделявшиеся друг от друга внутренней стеной. Все здания были одноэтажными, с массивными черепичными крышами, которые опирались на несущие колонны и сложную систему балок. Характерной чертой жилых помещений и н богатых, и в бедных домах был ондоль - своеобразная и очень эффективная система отопления: теплый воздух и дым от очага проходили по системе проложенных под каменным полом дымоходов, нагревая таким образом пол. В декоративно-прикладном искусстве эпохи Чосон важнейшее место по-прежнему принадлежало керамике. Правда, производство чнаменитого корёского селадона прекратилось, и ему на смену пришел его упрощенный вариант - керамика пунчхон. Однако, ирм всем сходстве, пунчхон уступала селадону и в техническом, и и к гетическом отношении. Производство пунчхон также прекра- IП"ЮСЬ к концу XVI в., ко времени Имджинской войны. С этого измени основным видом качественной керамики в Корее стал ( гний фарфор, изделия из которого часто расписывали (обычно піним кобальтом). Из других видов прикладного искусства, которые успешно развивались в эпоху Чосон, следует отметить инкрустацию перламутром и резьбу по дереву. Эпоха Чосон стала периодом крупнейших перемен в культуре корейского народа. Многие достижения мастеров художественного пита, художников, скульпторов, архитекторов пользовались сла- ио(1 не только в самой Корее, но и в соседних странах, особенно н Китае и Японии. Желтое море Унчжжн (Йнчщ)Т СЫла Саби (ТІУ%) А - »|ымс; ^ jjttt " *\эчжу Канвошр, Ханьян (Сеуч) К’СНЇ іми?Вончжу Жеттое море Члунчхондо K(1H4*V К’гнсанло Чончжу *Гну Чолладо Королевство Чосон (XV в.) Упадок буддизма привел к кризису корейской скульптуры, так і ПК основными ее заказчиками были буддийские храмы. Нес кол ь- »о пострадала и архитектура, храмовое строительство почти пре- | ршилось. Однако на развитие других изобразительных искусств.падок буддизма не повлиял. По китайскому образцу в 1392 г. в Корее была создана Академия художеств (Тохвасо), просущество - п.іншая вплоть до конца XIX в. Для того, чтобы стать ее членом, недопал о сдать специальный экзамен. Принятые в Академию ху- южники получали жалованье и официально считались чиновни- | нм и-специалистами. Юридически они находились в том же положении, что и чунъины - ниже «настоящих» янбанов, но выше простолюдинов. Художники Академии писали портреты должностных лиц, расписывали правительственные здания, изображали официальные церемонии - эти изображения тогда играли роль своего рода фотохроники. Доводилось членам Тохвасо выполнять и иные поручения, для которых требовалось мастерст- ІН) рисовальщика - например, иногда их включали в состав по- " одьств, дабы они, находясь за границей, делали зарисовки кре- ііпсіей и перевалов. Занимались они и «искусством для искус- > и*а». Художники Тохвасо считали себя продолжателями традиции живописи китайской династии Северная Сун (X-XII вв.), ни которой было характерно внимание к графике и яркому колориту. Другим направлением в корейской изобразительном искусстве iii.uia «живопись дилетантов». Многие представители интеллекту- I п.ной элиты занимались живописью для собственного удовольст- | и і и. В конце концов, живопись была очень близка к такому до- тйному занятию, как каллиграфия. Занимающиеся живописью на досуге конфуцианские бюрократы-интеллигенты сездали нема- ы интересного. Менее связанные канонами, чем профессионалы, мобители активно изучали новые стили, появлявшиеся в китай- ? мш искусстве, и способствовали их проникновению в Корею. И профессионалы, и любители занимались, в первую очередь, пысоким искусством». Большинство картин представляли собой ш-йзажи (обычно - вымышленные, условные), натюрморты с и юбражением цветов и птиц, интерьеры ученых кабинетов, і і илизованные изображения даосских святых и монахов. Заметное развитие получил в эпоху Ли портрет - и официальный, и интимный. Серьезные перемены в корейской живописи произошли в XVIII в., когда многое менялось во всем корейском обще- I тне. Начало столетия ознаменовалось появлением реалистического пейзажа. Основателем этого жанра в Корее был Чон Сон (1676- 1/59), творчество которого было посвящено горам Кымгансан. У Чон Сона нашлось немало продолжателей как среди членов Тох- иасо, так и среди художников-любителей. Конец XVIII в. был отмечен появлением и невиданным расцветом еще одного нового жанра - бытовых зарисовок. Этот жанр поначалу вызывал немало


Конфуцианство пришло в Корею в начале христианской эры, примерно в одно время с проникновением на полуостров самых ранних памятников китайской письменности. Однако доминирующие позиции учение Конфуция заняло только с приходом к власти династии Чосон (1392-1910).

Основатель династии Чосон Ли Сон Ге (впоследствии известный как король Тхэчжо) использовал влияние последователей конфуцианства для свержения династии Коре. В 1394 г. он перенес столицу из Кэсона, где все еще сильно было влияние буддизма, в Сеул, и теперь этот город является одной из старейших столиц в мире. Впоследствии конфуцианство проникло во все сферы жизни государства.

Правители Чосона создали сбалансированную и развитую политическую систему, основанную на конфуцианских принципах управления государством. Для того чтобы стать государственным чиновником, необходимо было сдать экзамен государственной гражданской службы на знание китайских классических произведений. Конфуцианство также определяло жесткую социальную структуру. Общество высоко ценило научные знания, но пренебрежительно относилось к занятиям торговлей и производством. На вершине социальной пирамиды находились ученые-аристократы янбан, занимающие ключевые позиции не только в обществе, но также в правительстве и армии. Следом шли чунин, «средний класс», состоявший из служащих, в число которых входили государственные чиновники, врачи, адвокаты и художники. Еще ниже находились санин, простолюдины, составлявшие большинство населения. В основном это были крестьяне, которым давали для обработки земельные наделы, а также торговцы и ремесленники. Самый низший слой общества чонин составляли рабы, слуги и крепостные, которых считали людьми низкого происхождения.

Периодом расцвета династии Чосон принято считать годы правления четвертого короля Сечжона (г. пр. 1418-1450), Небывалого расцвета достигли культура и искусство, был создан корейский алфавит хангыдь. В этот же период получили развитие многие прогрессивные идеи в области государственного управления, экономики, естественных и гуманитарных наук, музыки и медицины. Однако в конце шестнадцатого столетия полчища японских захватчиков под предводительством Тоетоми Хидэеси, разорили Чосон, совершая поход на Китай, Большая часть полуострова лежала в руинах, произведения культуры и искусства были разграблены. Многие корейские ремесленники, особенно гончары, были насильственно вывезены в Японию, что в значительной степени способствовало бурному развитию японского гончарного производства.

Корейские патриоты оказывали захватчикам серьезное сопротивление. Благодаря таким героям, как адмирал Ли Сун Син, им удалось перерезать каналы, по которым осуществлялось снабжение японцев. После смерти Хидэеси японские войска начали терпеть поражения и в 1598 г, война закончилась, оставив Корею разрушенной и опустошенной.

В 1627 и 1636 гг. Корея вновь пережила вторжения, на этот раз манчжур, которые постепенно захватили минский Китай и основали династию Цин (1644-1911). В это время в среде либерально настроенных ученых-чиновников стало набирать силу движение, известное как Школа Сирхак или Шола реальных наук, ставившее своей целью создание современного национального государства. Его сторонники выступали за развитие сельского
хозяйства и промышленности; а также призывали провести коренную реформу системы распределения земли. К сожалению, они не обладали реальной властью, а консервативное правительство не постаралось воспользоваться их идеями.

Таким образом Корея оставалась «государством-отшельником», стойко сопротивлявшимся Западу и не принимавшим его идеи, технологии, дипломатию и торговлю. Позже, в конце века, когда Япония одержала победу над Китаем, покровителем Кореи, стране пришлось спешно перестраиваться под давлением стремительно меняющихся обстоятельств. Япония, ставшая новой индустриальной державой, аннексировала Корею и в 1910 г. превратила ее в колонию, эти события положили конец династии Чосон.