Малый десантный корабль Зубр: самый большой на воздушной подушке. ВМФ России: малый десантный корабль «Мордовия» выполнил артиллерийские стрельбы и высадил морской десант Малый десантный корабль мордовия

В грузовой отсек десантного корабля и вплавь добраться до военного испытательного полигона» - очередное редакционное задание само по себе казалось весьма интересным! А стоило поискать в интернете фотографии Зубра, как желание собрать чемодан и отчалить навстречу приключениям заиграло с особенной силой. Одним своим видом Зубр привлечет внимание любого, даже бесконечно далекого от техники человека. Ну а наши сердца - сердца убежденных автомобилистов и технарей - этот десантный корабль не то что растопил, раскалил до белого каления. Едем!

Маршевые винты, при помощи которых Зубр движется и управляется, великолепны даже в статике. Корабль поразительно красив! Помните тройные центральные дефлекторы обдува в салонах Ferrari 550 Maranello или нынешнего Mercedes-Benz A-класса ? На мой взгляд, с дизайнерской точки зрения между дефлекторами и этими винтами немало общего. Да и с фактической - тоже. И те, и другие направляют воздух.

Зубр разработан в СССР силами ленинградского ЦМКБ «Алмаз», имеющего гигантский опыт постройки подобной техники. Корабли на воздушной подушке КБ «Алмаз» проектирует и выпускает с 1955 года, а предшественниками Зубра были десантные корабли проектов «Скат», «Омар», «Кальмар» и «Джейран». Все они очень похожи на своего преемника, но имеют только по два маршевых винта.

Строительство первых Зубров началось в 1983 году на Приморском судостроительном заводе и судостроительном заводе «Море», расположенном в Крыму на восточном побережье Феодосийского залива. Постройка дебютного корабля с индексом МДК-95 завершилась в 1986-м, и после доводочных испытаний, продолжавшихся на протяжении двух лет, корабль вошел в боевой состав ВМФ.

Всего было заложено 17 подобных кораблей, но два так и остались недостроенными. Из пятнадцати Зубров сегодня пять утилизированы, четыре - в строю ВМС Греции, четыре трудятся в ВМС КНР, а еще два - на балансе у Балтийского морского флота. Вот они - стоят у пирса в военной гавани города Балтийска. МДК-50 «Евгений Кочешков» и МДК-94 «Мордовия». На «Мордовию» мы и грузим наши машины.

Внутри «Зубр» - это маленький мир. С собственной кухней, компактными, но уютными кубриками и кают-компанией для четырех человек командного состава. Все эти помещения расположены на уровне средней палубы, куда мы без проблем загоняем автомобили по откидной сплошной аппарели. На капитанский мостик со средней палубы ведет крутой, практически вертикальный трап. Оставляем машины внизу, крепко притянув их к палубе тросами и осторожно - перекладина за перекладиной - поднимаемся наверх.

Капитанская рубка впечатляет. Просторная, светлая - из нее открывается потрясающий вид. Перед креслом командира - штурвал и огромный пульт: навигационные средства Зубра включают две радиолокационные станции, гиро- и магнитный компасы, визиры дневного и ночного видения, радиопеленгатор и дрейфолаг. Зубр был и остается уникальным кораблем, удостоенным бронзовой медали на 44-м салоне изобретений и инноваций Brussels Eureka-95. Даже сегодня он - крупнейший в мире десантный корабль на воздушной подушке.

Только вдумайтесь: водоизмещение - 555 тонн. 56 метров длины, 22 - ширины и 150 тонн вместимости! Зубр может взять на борт 3 танка или 8 БМП. А может - десять БТР или 140 десантников и 130 тонн груза. При этом для высадки людей и выгрузки техники «Зубру» доступно около 70% береговых линий нашей планеты. Доставить бойцов к месту боевых действий корабль может со скоростью 60 узлов или 111 км/ч!

На вооружении самого корабля: две шестиствольные артиллерийские установки АК-630 калибром 30 мм; две пусковые установки ракетных снарядов А-22 «Огонь» калибром 140 мм; восемь пусковых установок ПЗРК «Стрела-3». Согласитесь, внушает! Но я очень надеюсь, что кроме как для учений, этот арсенал никогда не пригодится.

На средней палубе, где находились машины, гул от пяти газотурбинных двигателей суммарной мощностью 50 000 л.с. невероятный. А палуба под ногами ходит так, словно ты сильно пьян или находишься в эпицентре маленького землетрясения. При этом вибраций - минимум. Поднявшись на капитанский мостик, оказываешься словно в другой реальности. Мало того что здесь совсем не трясет, так еще и достаточно тихо.

Если найти ориентир на водной глади или на берегу, будешь буквально потрясен тем, с какой скоростью движется корабль. Со слов моряков, за восемь-девять часов на Зубре можно дойти до Санкт-Петербурга. Наш же забег до военного полигона «Хмелёвка» длится не дольше получаса. А теперь сядьте, если стоите: за эти полчаса Зубр израсходовал около 3 тонн солярки. Заявленный расход - 6 тонн в час! И все-таки оно того стоит. Плав (военные моряки называют это именно так) на этом корабле - из числа тех приключений, которые запоминаешь на всю жизнь и рассказываешь внукам.

Спускаемся из рубки на среднюю палубу, заводим машины и выкатываемся по аппарели на песчаный берег военного полигона в Балтийске. Впереди другие испытания - куда более привычные и по-своему очень интересные.

Во время выходов в море экипаж малого десантного корабля на воздушной подушке (МДКВП) «Мордовия» Балтийского флота успешно произвел артиллерийские стрельбы по морским надводным и воздушным целям.

Стрельбы выполнялись из 140-мм пусковых установок системы «Огонь» (морской аналог системы залпового огня типа «Град») по специальному буйковому полю, имитирующему береговую батарею противника, а также из 30-мм автоматических установок АК-630.

Об этом нашему корреспонденту сообщили в пресс-службе Западного военного округа.

В ходе выполнения задач боевой подготовки экипаж МДКВП «Мордовия» также осуществил высадку морского десанта на необорудованное побережье. К десантированию было привлечено подразделение морской пехоты Балтийского флота на бронетранспортерах БТР-82А.

В ходе высадки морского десанта с МДКВП «Мордовия» военнослужащие соединения морской пехоты отработали действия по прорыву противодесантной обороны противника с моря.

малый десантный корабль «Мордовия» выполнил артиллерийские стрельбы и высадил морской десант




Для экипажа МДКВП мероприятия по приёму с необорудованного берега подразделения морских пехотинцев с боевой техникой, их перевозка морем и высадка на побережье условного противника стали завершающими в ходе выполнения курсовой задачи К-2, которая для всего плавсостава Балтийского флота является экзаменом на боевую зрелость.

В ее рамках оценивается степень готовности экипажа и материальной части каждого корабля и катера выполнять в море задачи по предназначению, а также вести одиночный бой в различной оперативно-тактической обстановке.

«Мордовия» и однотипный с ним МДКВП «Евгений Кочешков» — самые большие в мире десантные корабли на воздушной подушке и стоят на вооружении Балтийского флота.

Справка

Для решения десантных задач в морской зоне ВМФ СССР предполагал активно использовать десантные корабли и катера с использованием динамических сил поддержания. Наибольшее распространение получили КВП (корабль на воздушной подушке). Выполненные оценки показали, что использование десантных КВП позволяет увеличить десантодоступность с 17% (традиционные водоизмещающие ДК с носовой аппарелью) до 78% протяженности береговой линии, сообщается на сайте издания "Ярослав Экспресс ".


КВП обладают такими тактическими свойствами, как высокая скорость, амфибийность (способность выходить на необорудованное побережье, преодолевать подводные инженерные сооружения, двигаться по льду и заболоченной местности), повышенная взрывостойкость от ударной волны при подводном взрыве (за счет подъема корпуса над водой), что позволяет им эффективно проводить десантные операции в морских и прибрежных районах.

Такими кораблями стали МДКВП проекта 1232, созданные судостроителями объединения «Алмаз», которое проектирует корабли на воздушной подушке с 1955 года и является продолжателем работ по созданию таких кораблей, проводившихся в России с 1934 года.

Накопленный опыт эксплуатации серийно строившиеся и эксплуатировавшиеся катеров на воздушной подушке «Скат», «Кальмар», «Омар», десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран» позволил ВМФ СССР принять решение о дальнейшем развитии этого направления. Не дожидаясь завершения серии МДКВП «Джейран» уже в 1978 году ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на проектирование более мощного корабля под шифром «Зубр».

Заданием предусматривалось увеличение скорости хода, десантной нагрузки (до 3 основных танков), усиление артиллерийского и радиоэлектронного вооружения. В разработке проекта 12322 принимали участие главные конструкторы Л.В. Озимов, Ю.М. Мохов и Ю.П. Семенов, наблюдение от ВМФ возглавлял капитан 2 ранга В.А. Литвиненко (позднее его сменил капитан 2 ранга Ю.Н. Богомолов). После завершения проектных работ, в 1983 году на трех заводах («Алмаз» в Ленинграде, «Море» в Феодосии и Хабаровске) начинают строится 4 корабля. В дальнейшем строительство серии продолжали лишь в Ленинграде и Феодосии.

«Зубр» является самым крупным в мире десантным КВП. Он предназначен для транспортировки боевой техники вместе с десантными подразделениями и высадки на необорудованный берег с обеспечением огневого прикрытия. Также корабль может осуществлять транспортировку мин и постановку минных заграждений.

Основной силовой несущей частью корпуса корабля, обеспечивающей прочность и непотопляемость, является понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка двумя продольными переборками разделена на три функциональных объема. В средней части размещен отсек десантируемой техники с танковыми дорожками и аппарелями.

В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десанта, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования и отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала.

На корабле созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа. Первоначальными планами предусматривалась сдача головного «Зубра» флоту в 1985 году. Однако этот корабль, получивший тактический номер МДК-95 и фактически являвшийся опытным, был построен лишь в 1986 году. После продолжительных испытаний он вошел в боевой состав ВМФ только в 1988 году.

В результате испытаний в конструкцию серийных кораблей были внесены некоторые коррективы, претерпел изменения состав радиоэлектронного вооружения. К началу 90-х в составе ВМФ СССР числились 8 «Зубров». На Балтике они базировались в главной базе флота — Балтийске, а на Черноморском флоте — в Донузлаве.

12 марта 2001 года командование Балтийского флота приняло решение дать «Зубру», поступившему на вооружение еще осенью 1991 года, имя «Мордовия». Шесть лет подряд экипаж этого корабля завоевывал приз командующего флотом по высадке морского десанта, а в 2000 году этот «Зубр» был признан лучшим кораблем своего класса на Балтике.

Малый десантный корабль «Мордовия»




МДКВП «Мордовия» малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск. Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП «Зубр» доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира .

Технические характеристики :

  • Экипаж, чел - 31
  • Длина, м - 57,3
  • Ширина, м - 25,6
  • Высота габаритная на воздушной подушке, м - 21,9
  • Грузоподъемность, тонн - 130
  • Водоизмещение стандартное, тонн - 480
  • Водоизмещение полное, тонн - 550
  • Осадка наибольшая (по корпусу), м - 1,60
  • Скорость максимальная, узлов - 60
  • Дальность при максимальной скорости, миль - 300
  • Автономность, суток - 5
  • Силовая установка: газотурбинный двигатель 3 воздушных 4-лопастных реверсивных винта с принудительным управлением шага диаметром 5,5 м с приводом от ГТУ М-70 каждый 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м с приводом от 2-х ГТУ М-70 5 х 1000
  • Вооружение: 2 х 6 30-мм артустановки АК-630 3000 снарядов 4 счетверенные ПУ ПЗРК «Игла-1М» или «Стрела-3М» 32 ракеты

Корабль класса «Зубр», или «Проект 12322», - это малое десантное судно, оснащенное воздушной подушкой и разработанное еще в советские времена. После того как проект рассекретили, «Зубр» был признан мощнейшим в мире судном, имеющим воздушную подушку. Суда данного класса имеют в своем арсенале такие страны, как Украина, Россия и Греция. Примечательно то, что «Зубр» является первым судном, произведенным в СССР и впоследствии приобретенным и поставленным на вооружение странами НАТО.

«Зубр» призван выполнить следующие задачи: транспортирует личный состав военных подразделений, боевую технику и занимается грузоснабжением на необорудованные береговые линии. Воздушная подушка позволяет высадить десант на 70% побережий всего мирового океана. Грузовой отсек вмещает три танка, общий вес которых может доходить до 150 тонн, или же 10 бронетранспортеров (до 130 тонн) и еще 140 человек морской пехоты.

К тому же здесь могут разместиться 8 боевых машин пехоты или плавающих танков с примерно одинаковыми размерами. При переоборудовании грузового отделения здесь могут расположиться еще 366 человек. Получается, что общее количество людей, которое «Зубр» может доставить на берег, достигает 500 человек.

Двигатель судов обладает мощностью в 50 тысяч лошадиных сил. Двигатель представляет собой силовую установку М35, произведенную на николаевском предприятии «Зоря-Машпроект». Судно имеет четыре нагнетательных агрегата НО-10 с пропеллером, диаметр которых 2,5 метра. Их вращение расходует всю мощность силовой установки. Три реверсивных винта отвечают за горизонтальное движение «Зубра». Диаметр каждого 4-лопастного винта составляет 5,5 метра.

Длина «Зубра» составляет 57,3 метра, ширина – 25,6 метра, высота имеет 21,9 метра. Водоизмещение достигает 555 тонн. Запасы топлива в баках рассчитаны на преодоление расстояния в 300 морских миль (550 км), максимальный предел скорости - 60 узлов (111 км/ч). Управляет и обслуживает судно экипаж в 27 человек.

Судно "Зубр" располагает артиллерийским и ракетным вооружением. Артиллерийское вооружение сводится к двум 30-мм автоматическим артиллерийским системам АК-630, установленным на судне. Боекомплект каждой составляет 3000 снарядов. Две пусковые установки А-22 "Огонь" для 140-мм неуправляемых реактивных снарядов – это ракетное вооружение судна. Их боекомплекты включают по 66 НУР-ов к каждой. 8 переносных зенитных комплексов «Игла» предназначены для противовоздушной обороны.

Малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) «Евгений Кочешков» проекта 12322 «Зубр» был построен «Судостроительной фирмой «Алмаз» (ранее «Приморский судостроительный завод») в Санкт-Петербурге, которая специализируется на военном и гражданском судостроении. В составе Балтийского флота находится однотипный МДКВП «Мордовия», который был введен в эксплуатацию 15 октября 1991 года как «МДК-94».

Проект был разработан ОАО ЦМКБ «Алмаз».

Предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск. Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для корабля доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира. Является самым большим кораблем на воздушной подушке.

Был заложен под строительным номером 102 как «МДК-50». Введен в состав Балтийского флота 30 октября 1990 года. 17 августа 2001 года был переименован в «Евгений Кочешков». Имел бортовые номера 615(1990 год), 770(1993 год).

Основные характеристики: Водоизмещение 555 тонн. Длина 57,3 метра, ширина 25,6 метра, высота 21,9 метра. Скорость хода 60 узлов. Дальность плавания 300 морских миль. Автономность 5 суток. Экипаж 27 человек.

Двигатели: 5 ГГТА мощностью 10000 л.с. каждый.

Вооружение:

Артиллерия: две пусковые установки системы А-22 «Огонь» для 140,3-мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект - 66 снарядов на каждую ПУ) и система управления стрельбой.

Зенитная артиллерия: две 30 мм автоматические установки типа АК-630 (боекомплект - 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02.

Ракетное вооружение: 8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла» или «Stinger».

Корабль способен перевозить: 3 основных танка суммарной массой до 150 тонн; или как вариант 10 бронетранспортёров, суммарной массой до 131 тонн и 140 человек десанта; или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн; или 8 плавающих танков.

Для десанта предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно ещё 366 человек (всего около 500 человек).

В 2013-2014 годах прошёл ремонт, который проходил на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». На 28 ноября 2013 года оборудования воздушных винтов, топливных цистерн и днища МДКВП. Также кораблестроителям предстоит установить новое гибкое ограждение, так называемую «юбку» десантного корабля, под которой и создаётся воздушная подушка.

11 марта 2014 года - в соединение десантных кораблей Балтийского флота - после окончания ремонта на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь».

На 31 октября 2014 года в рамках сдачи курсовой задачи, которая предусматривает одиночные действия по предназначению в море, успешно в морских полигонах по надводным и воздушным целям.

По сообщению от 06 мая 2015 года в ходе сдачи курсовой задачи в морских полигонах. По сообщению от 22 мая в рамках планового выхода в море по высадке морского десанта на необорудованное побережье. в Международном Военно-морском салоне (МВМС-2015), который проходил в Санкт-Петербурге с 01 по 05 июля. 14 августа в плановом подготовительном тактическом учение группировки разнородных сил Балтийского флота по высадке морского десанта на необорудованное побережье. По сообщению от 20 августа в военно-спортивной игре «Гонка героев» на полигоне Хмелевка Балтийского флота, которая стартует 22 августа.

Принял в работе VIII Международного военно-морского салона (MBMC-2017), который проходил с 28 июня по 02 июля 2017 года в Санкт-Петербурге.

19 июля 2019 года в репетиции военно-морского парада и военно-спортивного праздника, посвященных Дню ВМФ России.


Малый десантный корабль на воздушной подушке. Разработка десантного корабля на воздушной подушке (КВП) начата в 1978 г. ЦМКБ "Алмаз". Новый проект КВП создавался с использованием наработок по КВП пр.12321 "Джейран". Эскизный проект разработан заместителем главного конструктора ЦМКБ "Алмаз" Г.Д.Коронатовым. Главные конструкторы пр.12322 - Озимов Л.В., Мохов Ю.М. и Семенов Ю.П. Головной КВП пр.12322 МДК-51 вошел в состав ВМФ в 1988 г. Конструкция серийных кораблей проекта отличается доработками.

По состоянию на 2014 г. (и ранее) КВП пр.12322 "Зубр" является самым большим КВП в мире.


Головной корабль пр.12322 "Зубр" в ходе достройки и испытаний, в носовой оконечности под чехлами установки комплекса А-22 (фото из архива А.Ушакова, http://foto.mail.ru/mail/mdk-kvp)


Конструкция :
Корпус МДК выполнен цельносварным из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещен отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения). Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами - с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.


Модель КВП пр.12322 "Зубр" в экспозиции МВМС-2007 в Санкт-Петербурге (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).


КВП "Евгений Кочешков" (борт №770) в Балтийске, лето 2012 г. (фото из архива Вячеслава Семенкова, http://forums.airbase.ru).


Производство гибкого ограждения осуществлялось заводом "Ярославль-Резинотехника" (г.Ярославль).

Погрузка и выгрузка полезной нагрузки (десанта) осуществляется через откидные ворота в носовой части корабля.

Двигательная установка М35, производитель - НПК газотурбостроения "Зоря - Машпроект" (г.Николаев, Украина).
- тяговая / маршевая установка М35-1 - 3 х 10000 л.с. ГТД ДП71 (МТ-70) с маршевыми редукторами РО-35-10 с 4-х лопастными реверсивными винтами АВ-98 с принудительным управлением шага в кольцевых насадках. Агрегат управления винта - АУ-4.
Производитель винтов с агрегатами управления - НПП "Аэросила" (Украина).
Производитель кольцевых насадок из композитных материалов - КТБ "Судкомпозит" (г.Феодосия, Украина).
Диаметр винтов - 5.5. м

Нагнетательная установка М35-2 - 2 х 10000 л.с. ГТД ДП71 с нагнетательными агрегатами НО-10 (4 агрегата), включающими в себя нагнетательные редукторы РО35-21 и РО35-22.
Диаметр рабочих колес - 2.5 м


Энергетика :
- 2 газотурбинных генератора ГТГ-100К мощностью по 100 кВт
или
- 2 дизель-генератора "Вольво-Пента" (пр.12322Э)

ТТХ корабля :
Экипаж - 27 чел (в т.ч. 4 офицера, 7 мичманов)

Длина - 57,3 м
Ширина - 25,6 м
Осадка - 1,6 м
Высота - 21.9

Водоизмещение:
- стандартное - 500 т
- полное - 555 т

Скорость полного хода - 63 уз
Дальность плавания - 300 миль (на скорости 55 уз)
Автономность - 5 суток

:
- 3 основных танка типа Т-80 массой до 150 т
- 10 БТР суммарной массой до 131 т и 140 чел десанта
- 8 БМП или плавающих танков суммарной массой до 115 т и 140 чел десанта
- до 500 чел (140 чел в помещениях для десанта и 360 чел в переоборудованном помещении для техники)
- 78 мин (вместо десанта)

Вооружение :


- 2 х 22 х 140 мм выдвижные ПУ МС-227 РСЗО (боезапас - 132 выстрела ОФ-45, ЗЖ-45) с системой управления ДВУ-3


КВП "Евгений Кочешков" пр.12322 "Зубр" Балтийского флота ВМФ России, 2008-2009 г.г. (http://militaryphotos.net).


Установки МС-227 комплекса А-22 "Огонь" на КВП "Евгений Кочешков" пр.12322 "Зубр" Балтийского флота ВМФ России, 2008-2009 г.г. (http://militaryphotos.net).


- 2 х 6 х 30 мм артиллерийская установка (боезапас - 3000 выстрелов) с системой управления МР-123-01 «Вымпел» (на МДК-51 без СУ);

1 х 2 ПУ МТУ-2 ЗРК «Игла-1М» (боезапас - не менее 8 и не более 32 ЗУР);

Оборудование :
- РЛС «Позитив» (на головном МДК-51)
- РЛС «Лазурь» (на серийных КВП)
- РЛС РЭБ МП-411
- навигационная РЛС «Экран-1»
- комплекс связи Р-782 «Буран»

По состоянию на 2011 г. (Россия, дополнения):
Радиотехническое:
- инерциальная навигационная система "Горизонт-25" с приемоиндикатором GPS NT-300D.
- изделие 6710З-1
- система сопряжения РЛС "Звездочка-12322"


Навигационное:
- гирокурсоуказатель ГКУ-2
- магнитный компас КМ69-М2
- радиодоплеровский дрейфолаг РДЛ-3-АП100-Э
- радиопеленгатор РН
- комплект аппаратуры спутниковой навигации
- изделие центральной гироскопической навигации "База-12322"

Средства связи:
- автоматизированный комплекс связи "Буран-6Э"
- комплект средств радиосвязи ГМССБ для морского района А2
- автоматизированное радиоприемное устройство "Бригантина"
- комплекс ГГС и трансляции П-405
- 2 х ВНЦ-452
- светосигнальный прибор

Специальное оборудование:
- средства защиты от ОМП
- средства защиты от неконтактных мин
- бронирование
- средства визуальной маскировки

Комплексная система управления техническими средствами и движением (КСУ ТСДК) "Флора-32". На КВП пр.958 "Бизон" (Украина) используется функциональный аналог - КСУ ТСДК "Сирена" производства НПО "Фиолент" (г.Симферополь).


Модификации :
- пр.12322 "Зубр" - базовый вариант десантного КВП. Головной корабль проекта имел некоторые отличия от серийных кораблей по конструкции и оборудованию.

Пр.12322Э - экспортный вариант, поставлялся в Грецию.

Пр.958 "Бизон" (Украина) - модификация КВП украинского производства. Поставляется в Китай, а так же планируется к сборке в Китае по украинской лицензии. Вероятно, корабль в оригинальном проекте не оснащается системами вооружения - их будет устанавливать заказчик. Гибкое ограждение воздушной подушки спроектировано и произведено в г.Николаев (Украина). Два комплекта винтов АВ-98 для КВП закуплены в России вместе с агрегатами управления АУ-4, далее планируется наладить местное производство винтов с агрегатами управления. Так же из России поставлены два комплекта навигационных систем "Горизонт-25" для установки на первые два корабля проекта.

Статус : СССР / Россия


КВП МДК-57 пр.12322 "Зубр" борт №567 ВМФ СССР в Севастополе во время визита американских кораблей, 4 августа 1989 г. (фото - Scott Allen, U.S. Navy, http://www.defenselink.mil).


- 1993 г. - в ВМФ 7 КВП пр.12322. Ведется раздел Флота с Украиной - 3 КВП из состава Черноморского флота и 2 недостроенных КВП на ССЗ "Море" (г.Феодосия) переданы Украине.



- 2011 г. 22 декабря - в СМИ заявлено, что Главный штаб ВМФ России принял решение не заказывать у промышленности новые корабли проекта 12322. В составе ВМФ остается 2 корабля проекта - "Мордовия" и "Евгений Кочешков" (оба - Балтийский флот)..


КВП "Мордовия" (борт №782) и "Евгений Кочешков" (борт №770) в Балтийске, лето 2012 г. (фото из архива Вячеслава Семенкова, http://forums.airbase.ru).


- 2014 г. 11 марта - КВП "Евгений Кочешков" прибыл в Балтийск после ремонта на ССЗ "Янтарь". Специалисты завода "Янтарь" отремонтировали двигательную установку корабля, обновили корпус, другое оборудование. Главное - установлено новое гибкое ограждение - "юбка". Второй КВП "Мордовия" так же входит в состав Балтийского флота ().

Украина
:
- 1993 г. - 3 КВП из состава Черноморского флота и 2 недостроенных КВП на ССЗ "Море" (г.Феодосия) переданы Украине.


2010 г. - на судостроительном заводе ФСК "Море" в Феодосии заложен первый КВП пр.958 "Бизон".

2011 г. апрель - на ФСК "Море" в Феодосии ведется строительство КВП пр.958 для поставки ВМС Китая. Корабль является вновь построенным - это не МДК заводской №306 пр.12322!


Неудавшаяся попытка выкатки из цеха корпуса головного КВП пр.958 "Бизон". Кадр видеозаписи за несколько секунд до обрушения крана, повредившего корпус корабля и приведшего к человеческим жертвам. ФСК "Море", г.Феодосия ().


2012 г. сентябрь - из цеха ССЗ "Море" в Феодосии выкачен первый вновь построенный МДК пр.958. Начаты швартовые испытания.


Экспорт :
Греция :
- 2000-2004 г.г. - поставлено 4 КВП (Украина - 1, Россия - 3).

2011 г. - 2 КВП в составе ВМС (?).


КВП L180 Kefallinia зав №104 пр.12322 "Зубр" ВМС Греции. Греция, Пирей, 16.10.2013 г. (фото - Dennis Mortimer, http://www.shipspotting.com).


Китай :
- 2009 г. - Украина заключила контракт на поставку до 2014 г. 4 кораблей пр.958 "Бизон" - это адаптированный к современным возможностям украинской экономики и переименованный пр.12322 "Зубр". Два корабля планируется построить на Украине, 2 корабля планируется строить по лицензии в Китае. Сумма контракта - 315 млн USD.

2011 г. апрель - на ССЗ "Море" в Феодосии ведется строительство КВП пр.958 для поставки ВМС Китая. Корабль является вновь построенным - это не МДК заводской №306 пр.12322.

2013 г. 12 апреля - в Феодосии подписан акт приемки Заказчиком (ВМС Китая) головного десантного КВП пр.958 ().


http://news.ifeng.com).


Выгрузка с транспортного судна головного КВП пр.958 "Бизон" украинской постройки в Китае, 25 мая 2013 г. (http://www.huanqiu.com).


Первое фото строящегося в Китае КВП пр.958 "Бизон" украинской разработки, опубликовано 22.10.2013 г. (http://mil.news.sina.com.cn).

2014 г 01 марта - в связи с вероятностью военных действий на территории п-ова Крым с Феодосийского ССЗ "Море" выведен, погружен на перевозчик и отправлен в Китай второй корабль пр.958 "Бизон", который строился Украиной для ВМС Китая ().


Второе экспортное СВП пр.958 "Бизон" на территории ССЗ "Море", Украина, Феодосия, февраль 2014 г. (фото - Ne formal, http://forums.airbase.ru).


Буксировка второго экспортного СВП пр.958 "Бизон" с ССЗ "Море" в порт Феодосия, Украина, 01.03.2014 г. (фото - Павел Анфимов, http://phistory.info).


Второе экспортное СВП пр.958 "Бизон" на судне-перевозчике в порту Феодосия, Украина, 01.03.2014 г. (http://kuleshovoleg.livejournal.com/).


Реестр МДК пр.12322 (по состоянию на 03.03.2014 г.):

пп
Название Проект Завод.
Завод Закладка Спуск на воду Вступил в строй Списание Примечание
1 МДК-51
12322 100 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград)
23.02.1983 09.10.1985 10.10.1988 17.07.1997 БФ. Головной корабль.
Списан
2 МДК-57 / U422 "Краматорск" 12322 301 ССЗ "Море" (г.Феодосия) 1983 г.
нд 30.12.1988 11.06.1999 ЧФ
Передан ВМС Украины, с 31.12.1995 г. - U422 "Краматорск"
Списан
3 МДК-122 12322 101 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) 1983 г. нд 02.01.1990 22.06.2005 БФ
Списан
4 МДК-123 12322 302 ССЗ "Море" (г.Феодосия) 1983 г. нд 30.12.1989 29.11.2000 ЧФ
Передан ВМС Украины, с 31.12.1995 г. - U424 "Артемивськ"
Списан
5 МДК-50
"Евгений Кочешков"
12322 102 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) нд нд 30.10.1990 -
БФ
Поименован "Евгений Кочешков" 17.08.2001 г.
- 11.03.2014 г. - корабль прибыл в Балтийск после ремонта на ССЗ "Янтарь".
6 МДК-93 12322 303 ССЗ "Море" (г.Феодосия) нд нд 30.12.1991 2011 г. ЧФ
Передан ВМС Украины, с 31.12.1995 г. - U423 "Горловка"
Списан
7 МДК-94
"Мордовия"
12322 103 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) нд нд 15.10.1991 -
БФ
Поименован "Мордовия" 12.03.2001 г.
8 МДК-100 / U420
"Донецк"
12322 304 ССЗ "Море" (г.Феодосия) нд нд 26.06.1993 23.07.2008 Начиная с 1992 г. достраивался для ВМС Украины. С 1992 г. U420 "Донец", позже "Донецк". Списан .
9 МДК-118 / L180 Kefallinia ("Кефалония") 12322 104 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) нд нд 29.08.1994 БФ
Поставлен в Грецию, с 20.12.2000 г. носит название L180 "Кефалония"
10 МДК-100 / U421 "Иван Богун" / L181 "Итаки"
12322 305 ССЗ "Море" (г.Феодосия) 1993 г. 09.12.2000 03.02.2001 Начиная с 1992 г. достраивался для ВМС Украины. С 1992 г. U421 "Иван Богун". В 2001 г. поставлен ВМС Греции и с 17.02.2001 г. носит название L181 "Итаки".
11 МДК-119 12322 105 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) нд - - 2005 г. Разобран в 2005 г.
12 МДК- 12322 306 ССЗ "Море" (г.Феодосия) нд -
- Украина
Не достроен (2011 г.). Утилизирован (?)
13 МДК- 12322 106 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) нд - - Не достроен (2011 г.).
Утилизирован (?)
14 МДК- 12322Э 107 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) 25.05.2000 28.05.2001 2001 г. БФ (временно)
Построен на экспорт. Поставлен в Грецию, с сентября 2001 г. носит название L183 "Закинтос"
15 МДК- / L182 "Керкира" 12322Э 108 ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) 24.01.2003 25.07.2004 2004 г. БФ (временно)
Построен на экспорт. Поставлен в Грецию, с 23.11.2004 г. носит название L182 "Керкира"
16 Экспортный №1
958 ССЗ "Море" (г.Феодосия) сентябрь 2010 г. 25.09.2012 12.04.2013 г. подписан приемный акт - Выкатка из цеха - апрель 2011 г. - падение крана с повреждением корпуса и жертвами. Повторная выкатка - сентябрь 2012 г. Корабль является заново построенным.
17 Экспортный №2
958 ССЗ "Море" (г.Феодосия) 2012 г. 01.03.2014. - - Корабль построен для ВМС китая, отправлен заказчику 01 марта 2014 г.
18 Лиценционный 958 Китай 2010-2012 г.г. (?) - - - Строится в Китае по украинской лицензии. Первое фото - 22.10.2013 г.
19 Лиценционный 958 Китай - - - - Строится в Китае по украинской лицензии

Бортовые номера МДК пр.12322:
Год МДК-51 МДК-57 МДК-122 МДК-123 МДК-50 МДК-93 МДК-94 зав.№107 зав.№108
1986 г. ? 733
1987 г. 700
1989 г. 567 795 586
1990 г. 762 507 508 615 509 782
1993 г. 770
2001 г. 702
2004 г. 702
2012 г. 770 782
Не указан 270 625

Источники :
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт