Методика федоренко скорочтение. Сборник заданий и упражнений для развития техники чтения в начальной школе

Что собой представляет скорочтение для детей? Как известно, уже в младшей школе малыши довольно много читают и даже сдают тесты на проверку техники чтения. Многие детишки, которые читают медленно, очень скоро начинают отставать от своих одноклассников не только на уроках языка и литературы, но также по другим предметам, требующим от детей работы с учебником. Именно поэтому почти все родители задумываются над тем, как научить ребенка быстро читать. Чтобы помочь Вам в этом вопросе, мы изучили мнения многих экспертов и собрали их для Вас в виде полезных советов.

Скорочтение и развитие памяти тесно связаны между собой. Дети, которые хорошо читают, обычно с легкостью запоминают материал и пересказывают даже довольно сложные тексты. Кроме того, педагоги уже давно выявили прямую зависимость скорости чтения детей и их успеваемости в средней и старшей школе. Если ученик читает медленно и неохотно, он просто не может совладать со всем тем потоком информации, который ему предлагают в рамках общеобразовательной программы. Так насколько же быстро должен читать ребенок? И на самом ли деле он должен спешить? Оптимальным для учеников средней школы считается чтение со скоростью разговорной речи. Это приблизительно 120-150 слов в минуту. Только так ребенок будет полностью понимать все, о чем читает. Его артикуляционный аппарат будет работать легко и спокойно, и, следовательно, информация будет полностью усваиваться. Не нужно подгонять школьника, пытаясь усовершенствовать его технику чтения. Упреки в этом деле лишние. Намного более эффективными в данном случае будут специальные упражнения, о которых мы с Вами поговорим.

Техника скорочтения

Начинать бороться за хорошую скорость чтения нужно уже с первого класса. По утверждению большинства педагогов из различных школ - , - именно в возрасте 5-7 лет мозг ребенка обладает всеми возможностями для максимального познания и совершенствования. Лишь немногие методики развития малышей, среди которых , начинают обучать детей чтению немного позже. Но все педагоги сходятся в том, что и чтение не должно проходить в насильственной форме. Родители должны учитывать особенности темперамента ребенка и не усаживать его за книгу, если он этого не хочет. Нужно искать подход, применяя различные . Так, например, вместо страницы из книги детишкам можно показывать картинки с фразами. Пусть ребенок лучше сосредоточится на одной яркой карточке с интересной надписью, чем будет без всякого интереса читать длинный текст из книги. Чем чаще Вы будете показывать малышу подобные картинки, и чем больше слов будет мелькать у него перед глазами, тем быстрее он выйдет на хорошую технику чтения. И не нужно пытаться научить ребенка автоматически складывать слоги в слова. Ровная техника скорочтения без всякого внимания к смыслу прочитанного ничего не даст. Вместо этого нужно научить ребенка чувствовать каждое слово, его глубинный корень и смысл.

Задумываясь о том, как научиться быстро читать, Вы должны подумать и о том, а сможете ли Вы нормально воспринимать прочитанное? Это относится и к детям, и к взрослым. Многие люди разных возрастов испытывают серьезную проблему с запоминанием прочитанного. И никакая скорость чтения в минуту им не помогает. Поэтому в раннем возрасте, когда у родителей еще есть возможность помочь ребенку с и, нужно этим активно заниматься, используя различные , мышления и . На Bambino Story мы уделяем много внимания теме развития детей младшего возраста. Обязательно ознакомьтесь с советами наших экспертов, и как можно раньше начинайте заниматься с ребенком развитием речи и . В таком случае у Вашего малыша, скорее всего, не будет проблем с чтением.

Развитие скорочтения

Когда ребенок идет в школу и начинает активно использовать свои навыки в чтении, родители обязательно должны продолжать развитие скорочтения, чтобы довести его до совершенства. Мы подготовили для Вас несколько эффективных упражнений для того, чтобы улучшить восприятие ребенком текста.

1. Анаграммы

Приготовьте карточки с несложными словами, в которых будут перемешаны несколько букв. Пусть ребенок попытается их разгадать. Поначалу старайтесь сохранять очередность слогов, перемешивая между собой лишь согласные буквы. Далее усложняйте задание, в зависимости от способностей малыша. В идеале в конце ребенок должен без проблем прочитывать небольшой текст, в котором все слова перемешаны.

2. Ищем слово

Напишите на карточке линию из печатных букв, в которой будет расположено одно короткое слово. Задание ребенка: пробежать глазками по буквам и как можно быстрее найти спрятавшееся слово. При этом Вы можете задать ему тему или даже загадать соответствующую загадку.

3. Находим лишнее

На карточке должно быть написано 3-5 слов с перемешанными внутри буквами, которые относятся к одной логической группе. Одно из слов должно отличаться по смыслу (ЛОКАЖ, НЖО, ВАКИЛ и ВЛОК) или по строению (СЕЛ, СДА, ОКТ, ОХЭ – 1 и 2 слога). Данное задание тренирует не только чтение, но и логику.

Также для родителей будет важно знать, что методика скорочтения у малышей зависит и от того, насколько правильно они изначально будут учиться читать. Так, например, многие родители допускают ошибку, начиная учить с ребенком не звуки (а, м, б, п), а буквы (а, эм, бэ, пэ). В результате малыши не могут сообразить, как объединять все это в слоги. На этапе слогов, также ошибочно, родители просят детишек читать все отрывисто, делая паузы. На самом деле надо просить ребенка тянуть каждый звук, пока он не сообразит, как сказать следующий (кккооотт, лллееевв). Чтобы не делать этих и других ошибок, нужно проконсультироваться у педагога либо самостоятельно найти соответствующие методические рекомендации. Надеемся, что наши советы окажутся для Вас полезными, и желаем Вам удачи в занятиях с Вашим чадом!

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Ученые установили закономерность между скоростью чтения и успеваемостью учеников средней школы: отличники, как правило, читают со скоростью 130-170 слов в минуту, хорошисты довольствуются скоростью 100-135 слов, троечники – 90 слов в минуту и ниже.

Это яркая иллюстрация того, что обучиться методам скорочтения нашим детям просто необходимо. Темой нашей сегодняшней беседы станет скорочтение, упражнения для детей школьного возраста.

Ваш ребенок давно знает азбуку, читает словами, но скорость чтения его по-прежнему оставляет желать лучшего. Причина не в его желании/нежелании, а совсем в других факторах:

  • Неразвитое внимание;
  • Слабая артикуляция (дикция);
  • Регрессия глаз;
  • Довольно узкое поле зрения.

В предыдущей статье мы уже подробно останавливались на разборе каждого из них. Методика быстрого чтения для детей преследует цель избавиться от этих побочных эффектов.

Над чем будем работать

  1. Развитие артикуляции;
  2. Улучшение внимания;
  3. Подавление регрессивных движений глаз;
  4. Подавление артикуляции (визуальное чтение);
  5. Расширение поля зрения;
  6. Развитие анципации.

Методика проведения занятий

Оптимальный режим занятий по скорочтению в домашних условиях – это ежедневные занятия по 20 минут и 5 минут перед сном.

Урок будет выглядеть примерно так:

  • Артикуляционная разминка. Чистоговорки, скороговорки читаем шепотом и в полный голос. Чтение небольшого текста вслух;
  • Основная часть. Работа с таблицами Шульте;
  • Подавление артикуляции. 1-2 упражнения;
  • Упражнения для корректировки внимания;
  • Упражнения на борьбу с регрессией (на начальном этапе) или на развитие анципации (в последующих занятиях);
  • Чтение в паре с взрослым для форсированной наработки скорости;
  • Заключительная часть. Рисование по мотивам прочитанного текста.

Перед отходом ко сну уделите пять минут чтению с пересказом (ребенок читает небольшой текст и пересказывает своими словами), или жужжащему чтению.

Артикуляционная разминка (упражнения)

  1. Согласные. Просим школьника сделать полный вдох, выдыхая, он проговаривает ряд из 15 любых согласных звуков: Ф,Щ,Л,В,Ш,К,Т,С,П,Н,Г,Ж,Б,Н,Р.
  2. Задуть свечу. Пусть ребенок наберет побольше воздуха в легкие и задует одну большую воображаемую свечу. А теперь задуем 3 маленьких свечки: выдыхаем воздух тремя порциями;
  3. Лифт тронулся. Взрослый и ребенок находятся в воображаемом лифте, который движется с первого этажа на десятый. Громко называем этажи, с каждым разом все больше повышая голос. Цифры называем четко, не проглатывая окончания. Дошли до последнего этажа – едем вниз, постепенно понижая голос.

Развитие поля зрения

Доказано, что процесс чтения текста состаит из:

  • Движения глаз;
  • Их остановки.

Причем восприятие текста происходит именно на втором этапе. Значит, чтобы повысить скорость чтения, нужно сократить кратность остановок глаз, при этом поле видимости должно максимально увеличиваться, чтоб захватить соседние слова и предложения.

Этого эффекта можно достигнуть занимаясь с таблицами Шульте.
Таблицы представляют собой сетку 5Х5 квадратов, в которую вписаны числа от 1 до 25.
Учащийся последовательно находит все числа на скорость.

Идеальный результат – уложиться в 5 секунд. Секрет данного задания в том, что глаза всегда должны находиться в центральной части таблицы, в этом случае поле зрения будет максимальным.

Помимо поля зрения таблицы Шульте способствуют развитию оперативной памяти.

Подавление регрессии

Регрессия – это способность читателя возвращаться глазами к строчке, которая уже была прочитана. Любой скажет, что такой способ чтения крайне медленный и нерациональный.

Упражнение.

Читаем текст и каждое прочитанное слово прикрываем специально заготовленной закладкой. Тренируясь таким образом, уже через неделю можно избавиться от регрессии.

Подавление артикуляции

Артикуляция – это проговаривание читаемого текста. Она важна, когда школьник читает вслух (чем меньше он запинается, тем выше техника чтения), но совершенно неприемлема, если мы хотим добиться скорости от 150 слов и выше (человек с такой скоростью говорить не может).

Методика скорочтения для детей подразумевает развитие визуального чтения, когда артикуляция всячески подавляется и текст читается быстрым скольжением глаз. Установлено, что в этом случае резко повышается качество восприятия текста и улучшается процесс запоминания.

  1. Под музыку. Читаем текст при включенной музыке, для начала лучше брать просто музыку, без пения. Со временем переходить на чтение под песенное сопровождение. Обязательное условие: по окончании ребенок должен ответить на вопросы по тексту.
  2. Шмель. Учащийся занимается чтением, одновременно произнося жужжащий звук, как будто летит шмель. Это одно из важнейших упражнений в скорочтении.
  3. Стук-ритм. Читаем текст и простукиваем карандашом определенный ритм. Ритм следует выучить отдельно и довести до автоматизма. Задание выполняется сначала в среднем темпе, ускоряясь к концу.
  4. Замочек. Ребенок плотно прикрывает рот, прижимает палец к губам и начинает читать текст как можно быстрее. По прочтении отвечает на вопросы.

Упражнения на корректировку внимания

Данная часть очень важна, так как из-за недостаточного внимания ухудшается качество восприятия читаемого текста.

  1. Слова-заморочки. На листочке выписываются пары слов, в которых одна буква различается, остальные похожи, например, СОН – КОН, ЛЕНЬ – ПЕНЬ и т.д. Спросите у учащегося, в чем особенность этих слов, чем похожи, а чем нет. Пусть школьник продолжит ряд;
  2. Дается длинное слово , например, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Пусть занимающийся составит из букв этого слова как можно больше коротких слов. Посоревнуйтесь с ним. Кто окажется первым?
  3. Шрифты. Ребенку предлагается прочитать текст, в котором каждое слово написано разными шрифтами вперемешку. Цель задания: научиться читать любой текст с искажениями на максимальной скорости.
  4. Путаница. Предварительно на листе бумаги пишем предложения, переставив слова местами, например, «поздно девицы под вечерком пряли окном три». Достаточно 6-10 штук таких путаниц. Задача ребенка – распутать.

Развитие анципации

Анципация – это способность угадывать слово по смыслу. В программу обучения скорочтению упражнения на повышение анципации обязательно включаются, чтобы ученик, не видя крайние слова на странице, мог по смыслу уловить их значение.

  1. Линейка. Прикрываем часть текста справа или слева линейкой или закладкой на ширину от 5 до 12 символов. Ребенок читает текст в обычном темпе.
  2. Читаем кувырком. Учащийся должен прочитать текст сначала в обычном виде, а затем, перевернув его заголовком вниз. Упражнение хорошо развивает смысловую догадку и память. Можно попробовать почитать текст, повернув его на 90 градусов.
  3. Половинки. Берем лист бумаги и наполовину закрываем одну строчку текста, который в это время читает ребенок. Закрываются только верхние половинки букв, нижние должны быть видны. Строчка прочитана. Теперь закрываем следующую строчку и так идем дальше. В этом методе зашифрована «военная хитрость»: если ребенок хоть немножко догадлив, он попытается читать строчки еще до того, как их закроют листом. Так наращивается скорость!

Чтение в паре с взрослым

Это обучение быстрому чтению детей школьного возраста с использованием навязанной скорости чтения. Ребенку приходится подстраиваться под скорость взрослого, а значит, читать чуть живее.

  1. Параллельное чтение. Взрослый читает текст, меняя скорость – то быстрее, то медленнее. Учащийся должен поставить палец на текст и следить, ни разу не сбиваясь.
  2. Эстафета. Попеременно текст читают то взрослый, то ребенок. Причем смена ролей может быть внезапной (необязательно в конце абзаца). По возможности, взрослый пытается ускорить темп.
  3. Хвостик. Взрослый начинает читать текст, а учащийся вступает чуть позже, с опозданием на 4 слова. Текст читается вслух, вполголоса. Задача ученика – не сбиться.

Заключение

На этом я заканчиваю. Тренируйтесь, обучайтесь, осваивайте новые вершины!

Если хотите узнать больше, рекомендую книгу Шамиля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное» . В ней даются упражнения для развития техники чтения в трех возрастных категориях детей, в том числе скорочтение для дошкольников.

Методика удобна для занятий по наработке техники чтения дома, так как содержит теоретический материал в кратком виде и задания с подробной инструкцией.

Пишите о своих впечатлениях, трудностях или победах в комментариях. Приглашайте друзей, знакомых.

Одна из важнейших потребностей человека - это потребность в новых знаниях и самосовершенствовании. Поэтому люди учат иностранные языки, занимаются спортом, осваивают музыкальные инструменты. В основе развития каждого навыка лежит получение информации. От того, как быстро человек читает, зависит скорость его обучения чему-то новому.

Скорочтение - это невероятно полезное умение, для овладения которым не нужны особые таланты. Если у вас есть желание, упорство и немного времени, вы с лёгкостью сможете освоить скорочтение в домашних условиях.

Зачем читать быстро

Кому будет полезно развитие скорочтения? Ответ на этот вопрос предельно прост. Каждому, кто стремится к познанию нового, этот навык будет полезен. Узнав, как научиться скорочтению, и потратив несколько месяцев на то, чтобы освоить этот приём на практике, вы впоследствии сможете экономить огромное количество времени.

В свою очередь, медленное чтение не всегда оправданно. Большинство людей не дочитывают книги до конца именно по причине больших затрат времени. Также, читая медленно, велики шансы потерять интерес к сюжету и опять-таки забросить книгу, не дочитав.

Для некоторых специалистов чтение тематической литературы - это часть трудовых обязанностей, дающая возможность расти, развиваться и стать экспертом в своём деле. Для этих людей овладение техникой скорочтения - профессиональная необходимость.

Что такое скорочтение

Давайте определим, что же такое скорочтение и с какой скоростью при этом нужно читать.

Стандартной считается скорость восприятия 150-250 слов за одну минуту. При этом на страницу печатного текста тратится 1-3 минуты. Скорочтение подразумевает под собой овладение навыком читать от 500 до 3000 слов за то же время. Правда, в этом случае термин «читать» не совсем уместен. Скорочтение в сущности - это анализ текста и выбор главного. То есть некоторая часть информации просто игнорируется. Целью становится научиться делать акцент на тех предложениях и словосочетаниях, которые несут максимум смысла, а пропускать «воду», не влияющую на понимание сути.

Секрет великих людей

Удивительно, но техника скорочтения появилась ещё в Средние века и была знакома многим известным людям.

Например, Иосиф Сталин был владельцем огромной библиотеки. Чтение для него было ежедневным занятием. Читал он по пятьсот страниц текста за один раз, при этом любил выделять карандашами главные мысли.

Американский президент гордился тем, что владеет скорочтением. Для него не было проблемой прочитать за раз целую книгу.

Александр Сергеевич Пушкин читал очень быстро. Кроме того, нам известно о его Биографии он мог воспроизвести практически дословно наизусть со всеми значимыми датами.

Техникой скорочтения владели также Карл Маркс, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер. Может, именно благодаря этому они достигали успехов в своём деле.

Когда метод скорочтения будет полезен

Если говорить о скоростном чтении, то нужно учитывать ещё один момент. Применяется этот метод в основном для чтения научной и технической литературы, отчётов, интернет-статей, новостных сводок в газетах, то есть того материала, который несёт новые знания.

Стихи и художественная литература предназначены для совсем других целей. В беллетристике мы не ищем ответы на поставленные вопросы, а просто наслаждаемся процессом чтения. Вся ценность художественных текстов заключается в их воздействии на эмоции, чувства человека и использовании его воображения. Читать такую литературу быстро возможно, но абсолютно бессмысленно.

Можно ли освоить скорочтение в домашних условиях

В наше время существует множество специализированных курсов, которые «за небольшие деньги» обещают научить каждого желающего читать со скоростью до 3000 слов в минуту. Обучающие занятия длятся от месяца до трёх. Но стоит ли тратить время и финансы на посещение таких курсов, если можно развить скорочтение в домашних условиях без каких-либо вложений? Такое самостоятельное обучение даже имеет свои преимущества:

  • Свободный выбор времени для занятий даёт возможность проводить обучение в те часы, когда оно будет наиболее удобным и плодотворным.
  • Методики обучения скорочтению и описания упражнений являются общедоступной информацией, которую можно найти в специальных пособиях, продающихся в любом книжном магазине.
  • Отсутствие отвлекающих факторов.
  • Возможность, выбирая длительность занятий, контролировать время обучения.

Кого-то может заинтересовать мнение людей, которые проходили курсы, чтобы освоить скорочтение. Отзывы об их эффективности не всегда положительные. Зачастую, чтобы достичь заметных результатов, по окончании требуется дополнительная самостоятельная практика. Но о самом навыке скорочтения отзываются только с похвалой. Ни один из тех, кто овладел данной способностью, не пожалел о потраченных времени и усилиях.

Учимся читать быстро. Что для этого надо?

Чтобы освоить скорочтение в домашних условиях, нужно ознакомиться с основными принципами этого навыка.

Первое правило - не «прыгать» во время чтения. Нужно проглядывать текст от начала до конца, не останавливаясь и не перечитывая непонятные фрагменты. Вот увидите, когда дочитаете до конца абзац или страницу, всё, что было неясным, станет понятным и без перечитывания.

Второе правило - выделяйте несколько слов-ключей в каждом из предложений. Необязательно читать всё предложение или абзац от начала до конца, важно уловить и запомнить только ключевые слова.

Третье правило - не отвлекаться. Скорочтение не даст никаких результатов, если вы не будете концентрироваться на том, что читаете. Чтец должен быть полностью погружён в процесс, ведь важно не только прочитать, но и зафиксировать в памяти полезную информацию.

Почему мы читаем медленно

Всем, кто задаётся вопросом, как развить скорочтение, будет полезно узнать, что же мешает нам читать быстро.

1. Чтение без разбора. Читая, мы обращаем внимание на всё подряд. Для знакомства с главной мыслью мы тратим столько же времени, как на чтение лирических отступлений, не несущих никакой смысловой нагрузки и не содержащих полезную информацию. Как уже говорилось, для экономии времени техника скорочтения подразумевает определение главной мысли и игнорирование «воды» в тексте.

2. Повторение прочитанного. У каждого из нас существует вредная привычка из детства - возвращаться взглядом к уже только что прочитанному предложению. Когда у ребёнка происходит формирование словарного запаса, такие повторения полезны. Но во взрослом возрасте мы делаем это просто по привычке.

3. Чтение про себя. Читая вслух, мы можем делать это быстрее или медленнее в зависимости от темпа чтения и дикции. Когда мы читаем про себя, наш мозг как бы ведёт монолог, «проговаривая» информацию, с которой мы знакомимся. Скорость восприятия текста не может быть выше, чем скорость этого внутреннего монолога. Поэтому, если вы решили освоить метод скорочтения, первым делом нужно "заглушить внутреннего диктора" и научиться воспринимать информацию, не проговаривая её про себя.

4. Поле зрения. Значительно тормозить процесс чтения может узкое поле зрения. Если человек имеет хорошо развитое боковое зрение, он использует его при восприятии текста, что отображается на скорости чтения. Для тех, кто желает освоить скорочтение самостоятельно, упражнения для расширения поля зрения являются обязательными.

5. Невнимательность может стать проблемой при любой скорости. Неумение концентрироваться на процессе чтения - это основная причина того, что информация не запоминается, в каком бы темпе вы ни читали. Методика скорочтения подразумевает параллельное развитие умения абстрагироваться от внешних раздражителей и сосредотачиваться на тексте.

Упражнения для увеличения скорости чтения

С чего же начать осваивать скорочтение? Упражнения - вот залог успеха. Регулярное выполнение несложных практических заданий способствует развитию качеств, необходимых для быстрого усваивания информации.

Устраняем внутреннюю речь

Ранее упоминалось, что внутренняя артикуляция - одна из основных причин низкой Существуют методы борьбы с ней:

  • Считать про себя от десяти до одного. Попытаться, не сбывшись со счёта, понять какой-либо текст.
  • Делать то же самое, но вместо счёта напевать песню, которую знаете наизусть.
  • Выстукивать любой ритм во время чтения.

Принцип такого упражнения в том, чтобы «занять своего внутреннего диктора» и научиться воспринимать текст без его участия.

Развиваем периферическое зрение

Если боковое зрение развито на должном уровне, человек может не тратить время, перемещаясь глазами по одной строчке слева направо, а охватывать её взглядом сразу. Такой способ чтения называется вертикальным. Более того, развив периферическое зрение, с одного взгляда можно прочитать целые абзацы или блоки текста.

На этом этапе в помощь придут На листе изображается квадрат, длина сторон которого составляет 20 см. Он делится на пять горизонтальных строк и пять вертикальных. Таким образом, мы получаем 25 ячеек, в каждую из которых вписываются числа от 1 до 25 в произвольном порядке. Готовый квадрат размещается на уровне глаз (расстояние 25-30 см).

Само упражнение заключается в том, чтобы, концентрируясь только на среднем квадрате, используя боковое зрение, найти расположение всех цифр от 1 до 25, а потом в обратном порядке.

Ещё одно упражнение, помогающее достичь той же цели, называется "Треугольник". Нужно выбрать текст и напечатать его таким образом, чтобы каждая строчка была шире предыдущей. Например, в первой строчке одно слово, во второй - два, в третьей - три и так далее. В итоге у нас получается треугольник, состоящий из текста. Читая его, двигайтесь взглядом только сверху вниз. Чтобы увидеть начало и конец длинных строчек, используйте боковое зрение.

Подобные упражнения можно выполнять и в повседневной жизни, не уделяя специального времени для занятий. Например, сидя на работе, сконцентрируйте взгляд на каком-то предмете и постарайтесь увидеть происходящее вокруг. Это одновременно будет и зарядкой для снятия напряжения с глаз, и эффективным методом без усилий развить боковое зрение.

Учимся догадываться

Скорочтение подразумевает выборочное восприятие текста. Чтобы в итоге вы получили целостную полезную информацию, необходимо учиться логике и догадке.

Чтобы выполнять упражнения этого блока, необходим помощник. Сразу нужно выбрать незнакомый текст и распечатать его. Ассистент чёрным маркером затемняет некоторые части текста, а вы, читая его, пытаетесь уловить смысл. Сначала можно выбирать простые тексты для чтения. Но со временем, чтобы тренировать навык, лучше останавливать свой выбор на незнакомых темах и абсолютно новой терминологии. Количество скрытого текста тоже постепенно должно увеличиваться.

Можно взять книгу и вертикальной полоской шириной в 5 см закрыть часть текста, после чего читать оставшуюся часть. Полоску со временем делать шире.

Стоит уделять выполнению этой практики один час 3-4 раза в неделю, и уже через месяц станет развиваться скорочтение. Упражнения по силам каждому, хотя в самом начале могут показаться сложными.

С какого возраста можно обучать скорочтению детей

Словарный запас ребёнка значительно меньше, чем у взрослого. При чтении он задумывается, осмысливает прочитанный материал и для этого тратит гораздо больше времени. Даже на слух быструю речь дети воспринимают значительно хуже. Поэтому учить детей скорочтению можно только после того, как они научатся полностью самостоятельно осмысливать прочитанный текст. Это происходит в возрасте приблизительно 14-15 лет.

Как видите, развить скорочтение в домашних условиях - не такая уж сложная задача. Читать со скоростью больше 500 слов в минуту способны не только супергерои, но и обычные люди. Попробуйте и вы научиться этому и на своём примере убедитесь в ценности такого навыка.

Прежде чем заниматься скорочтением, ребенка учат читать. Очевидно, но факт. Как правило, с дошкольниками это делают родители. И весьма часто они допускают ряд педагогических оплошностей. Вот основные ошибки родителей и пути решения.

  1. Называть правильные наименования букв алфавита: «эм», «эр», «эль», «тэ». Ребенок не разницы между буквой и звуком, ему будет трудно соединять буквы в слова. Вместо букв нужно называть звуки, а не буквы : [м], [р], [л], [т] и так далее.
  2. Использовать алфавит с картинками. Помогает освоить буквы, но мешает чтению (например, трудно понять, почему от сложения «машины» и «аиста» получается слог «МА»). Выход: использовать разный методический материал – кубики, магниты, мягкие буквы, картинки.
  3. Запрещают водить пальчиком по строкам, предлагая возвращаться к новой строке с помощью одного взгляда. Ребенок быстро устает. Правильным будет разрешить водить по строкам пальцем или закладкой .
  4. Учат читать по буквам, складывая «м» + «а» = «ма». Ребенок утомляется, проделывая «лишние» интеллектуальные усилия. Нужно обучать чтению по слогам, даже желательно по книгам, где слова разделены на слоги.
  5. Используют какую-то одну . Это закладывает определенные паттерны, которые возможно помешают чтению в будущем. Стоит попробовать комбинировать методики, посоветовавшись с психологом или педагогом, которому доверяешь.

Если тебя беспокоит, что ребенок «застрял» на слоговом чтении, ему никак не удается прочесть слова целиком, посмотри этот вебинар (со 2.30 минуты), где педагог Ольга Лысенко делится действенными методами для обучения детей 6-10 лет более беглому чтению.

Когда начинать обучение скорочтению?

Позиции педагогов сходны в одном: не стоит учить беглому чтению ребенка, который еще читает по слогам. Начинать занятия можно, когда он уже умеет без усилий прочитывать слова целиком и понимать целые фразы . Иначе пострадает понимание прочитанного. К тому же продолжительность уроков для не каждому малышу по силам. Стандартно предлагается заниматься по 60 минут в день, в несколько подходов, если нужно.

Если заниматься по 60 минут в день, через 10 дней скорость чтения с учетом понимания текста должна увеличиться в 2−5 раз.

Итак, слишком раннее обучение, скорее вредно. В этом специалисты сходятся. А вот по поводу своевременного старта их позиции отличаются. Одни полагают, что начинать нужно в младшей школе , потому что в средних и старших классах придется «переламывать» привычные, но неправильные навыки чтения. Это отнимает силы и демотивирует.

А вы знаете, что скорочтение для детей младших классов вредно? Начинать обучению быстрому чтению следует с возраста, когда у ребенка появляется воля.

Найди слово. Нужно попросить кого-то приметить слово в статье. Вам же предстоит это слово найти как можно быстрее, на время!

Почти в каждом предложении, тексте есть лишние слова. Ваша скорость чтения увеличится в несколько раз, если вы научитесь не видеть их. Это означает «отжимать воду».

Удовольствие от текста -
это праведный мятеж против изоляции текста.
(Ролан Барт)

Как обучают чтению детей в школе?

В первом классе у детей, как правило, плохо поставлено слоговое чтение, и они не могут понять смысла прочитанного. Последующее обучение детей только закрепляет эти недостатки, а не формирует правильные навыки чтения. В результате они не могут полюбить сам процесс чтения.

К 10–11 годам это вырастает в острую проблему. Именно в этот период обучение детей наиболее эффективно. Они интенсивно осваивают новые знания, знакомятся с новыми науками: физикой, химией, биологией, историей, что требует резкого повышения интеллектуальной активности.

Зона ясного видения и чтение - обучение быстрому чтению детей

На следующем этапе обучения детей мы тренируем их расширять поле своего зрения: чем большая часть текста отражается на сетчатке глаза, тем эффективнее и быстрее читает человек. В программе «Спринт» для обучения детей в возрасте 10–11 лет используются и специальные упражнения для того, чтобы развить у ребенка боковое и бинокулярное зрение.

Обучение детей по программе «Спринт» включает в себя ряд упражнений для глаз, таких как рассматривание стереоизображений.

У многих людей наблюдается нарушение бинокулярного зрения. Обучение детей по нашим методикам приводит к восстановлению бинокулярного восприятия и помогает исправить начинающееся детское косоглазие.

Изучающему тему "Скорочтение для детей и школьников" следует иметь в виду

Каждый текст требует определенной скорости чтения, а так же своей стратегии обработки информации в соответствии с ранее полученным опытом воспринимающего информацию. Важно иметь в виду то, что скорость работы мозга определяет темп обработки информации.

Принципы быстрого чтения:

  • Думайе над тем, что прочитали . Читайте с карандашом.
  • Мысленно соединяйте прочитанные знания с полученными ранее знаниями. Прочитал - продумал - решил что можно испольозвать в будущем. Продумал - решил для себя как можно использовать.
  • Если нет реализации прочитанного - значит, напрасно читал.
  • Визуализируйте четкие цели перед чтением. Решите что вы хотите сделать с текстом. Какой метод чтения книги вы будете использовать найти какой либо факт,запомнить на изустьпросмотреть,внимательно прочитать, ...
  • Устали? - Отвлекитесь . Меняйте периодически виды работ.
  • Работайте на пике своих сил . Читать неинтересные тексты неудастся.
  • Гибко определяйте скорость восприятия информации . На мусор не обращайте внимания.
  • Главные мысли читайте вдумчиво. Перечитывайте важные моменты книги до тех пор, пока они не станут полностью понятными.
  • Формулируйте вопросы автору книги . Пишите обсуждайте полученную информацию с друзьями или на форумах.

Зачем нужно быстрое чтение ?

Всем, кто зарабатывает на жизнь интеллектуальным трудом - юристам, журналистам, редакторам, работникам ИТ-сферы и т.д. - знакома ситуация, когда растущие объемы информации превышают лимит свободного времени. Нужно прочитать много важного материала в кратчайшие сроки, держать его целиком в памяти и быстро принимать решения.

Выпускникам Школы быстрого чтения Олега Андреева это под силу. Программы быстрого чтения основаны на уникальных авторских методиках ученого Олега Андреева и дают высокий эффект за короткие сроки обучения. Результат после прохождения первого курса «Доминанта» - большая (до 5000 знаков в минуту) скорость чтения и полное запоминание и понимание прочитанного. Этот навык остается с вами на всю жизнь. Конечно, если вы не усовершенствуете свое чтение по программам «Сатори» и «Ультра-рапид».

Секреты эффективного чтения

На самом деле люди зря сетуют на переизбыток информации и нехватку времени. Нужно всего лишь научиться быстро и эффективно читать тексты.

Школа быстрого чтения предлагает обучиться этим несложным методикам: первая ступень «Доминанта» и вторая ступень «Сатори». В их основе лежат научные алгоритмы и правила быстрого чтения.

Один из алгоритмов быстрого чтения - дифференциальный - позволяет быстро воспринимать текст. Обычно текст содержит до 90% избыточной информации. Но это не означает, что вы читаете одну «воду».

Алгоритм помогает во время чтения в первую очередь находить ключевые слова, смысловые опорные пункты. Их анализ выделяет доминанту текста, что позволяет быстро выявить его смысл при чтении. Только от 10% до 25% текста несут смысловую нагрузку, быстро считывать которую позволяет данный алгоритм чтения.

В интегральном алгоритме быстрого чтения используются семь основных блоков. Первые три из них - это элементы библиографического описания (название статьи или книги, автор, выходные данные). Следующий блок - проблемы. Далее факты: различные названия, тонны, километры, особенности излагаемых в тексте процессов, конструкций, явлений, критическое отношение читателя к тому, о чем пишет автор. Чтение индивидуально: читатель сам решает, как относиться к прочитанному. Критичность повышает коэффициент понимания текста в процессе чтения. Наконец, седьмой блок - новизна. Это означает, что надо не просто читать текст - надо искать в нем ответы на вопросы, поставленные в блоках интегрального алгоритма.

Грамотное применение этих алгоритмов дает отличный результат: ни один факт не остается без внимания, суть текста быстро становится ясна во время чтения, формируется индивидуальное мнение и отношение к прочитанному.

Научившись навыкам чтения, вы будете моментально видеть всю необходимую вам информацию, листая страницу одну за другой. Освоенные алгоритмы чтения помогут вам сразу увидеть суть материала, разложить «по полочкам» всю принятую информацию и в дальнейшем быстро найти ее в памяти.

Результаты правильного чтения

Ошибочно думать, что чтение - это всего лишь прием информации. Однако скорость чтения - это, как ни странно, не самый яркий результат от обучения по нашим программам. Расширенное поле зрения развивает бинокулярное и боковое зрение, способствует снижению нагрузки на глаза. Расширенное зрительное восприятие углубляет внимание, а анализ информации во время чтения увеличивает интеллектуальную активность.