Микены - древний город. Мои путешествия

(G) (Я) Координаты : 37°43′50″ с. ш. 22°45′22″ в. д.  /  37.73056° с. ш. 22.75611° в. д.  / 37.73056; 22.75611 (G) (Я)
Археологические памятники Микен и Тиринфа *
Archaeological Sites of Mycenae and Tiryns**
Всемирное наследие ЮНЕСКО

В доантичный период Микены были одним из крупных центров Микенской цивилизации, погибшей в результате бронзового коллапса .

Микенские гробницы

До постройки крепостей и городов микенцы хоронили своих царей в сложных «купольных» гробницах - «толосах», построенных из огромных каменных плит и по форме напоминавших гигантские купола. В одну из гробниц - сокровищницу Атрея - ведёт вход высотой почти в 6 метров, открывающий погребальную камеру: круглую в плане, 13 метров высотой и 14 шириной, с ульевидным сводом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Состоятельные микенцы высоко ценили золото, ввозимое из Египта. Искусные мастера делали из золота кубки, маски, цветы и украшения, инкрустировали золотом мечи и доспехи.

Взлёт и упадок

    The acropolis at Mycenae, Dec. 2001.jpg

    Микенский акрополь. 2001 год

См. также

Напишите отзыв о статье "Микены"

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Микены

Да счастливый Наполеон,
Познав чрез опыты, каков Багратион,
Не смеет утруждать Алкидов русских боле…»
Но еще он не кончил стихов, как громогласный дворецкий провозгласил: «Кушанье готово!» Дверь отворилась, загремел из столовой польский: «Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс», и граф Илья Андреич, сердито посмотрев на автора, продолжавшего читать стихи, раскланялся перед Багратионом. Все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов, и опять Багратион впереди всех пошел к столу. На первом месте, между двух Александров – Беклешова и Нарышкина, что тоже имело значение по отношению к имени государя, посадили Багратиона: 300 человек разместились в столовой по чинам и важности, кто поважнее, поближе к чествуемому гостю: так же естественно, как вода разливается туда глубже, где местность ниже.
Перед самым обедом граф Илья Андреич представил князю своего сына. Багратион, узнав его, сказал несколько нескладных, неловких слов, как и все слова, которые он говорил в этот день. Граф Илья Андреич радостно и гордо оглядывал всех в то время, как Багратион говорил с его сыном.
Николай Ростов с Денисовым и новым знакомцем Долоховым сели вместе почти на середине стола. Напротив них сел Пьер рядом с князем Несвицким. Граф Илья Андреич сидел напротив Багратиона с другими старшинами и угащивал князя, олицетворяя в себе московское радушие.
Труды его не пропали даром. Обеды его, постный и скоромный, были великолепны, но совершенно спокоен он всё таки не мог быть до конца обеда. Он подмигивал буфетчику, шопотом приказывал лакеям, и не без волнения ожидал каждого, знакомого ему блюда. Всё было прекрасно. На втором блюде, вместе с исполинской стерлядью (увидав которую, Илья Андреич покраснел от радости и застенчивости), уже лакеи стали хлопать пробками и наливать шампанское. После рыбы, которая произвела некоторое впечатление, граф Илья Андреич переглянулся с другими старшинами. – «Много тостов будет, пора начинать!» – шепнул он и взяв бокал в руки – встал. Все замолкли и ожидали, что он скажет.
– Здоровье государя императора! – крикнул он, и в ту же минуту добрые глаза его увлажились слезами радости и восторга. В ту же минуту заиграли: «Гром победы раздавайся».Все встали с своих мест и закричали ура! и Багратион закричал ура! тем же голосом, каким он кричал на Шенграбенском поле. Восторженный голос молодого Ростова был слышен из за всех 300 голосов. Он чуть не плакал. – Здоровье государя императора, – кричал он, – ура! – Выпив залпом свой бокал, он бросил его на пол. Многие последовали его примеру. И долго продолжались громкие крики. Когда замолкли голоса, лакеи подобрали разбитую посуду, и все стали усаживаться, и улыбаясь своему крику переговариваться. Граф Илья Андреич поднялся опять, взглянул на записочку, лежавшую подле его тарелки и провозгласил тост за здоровье героя нашей последней кампании, князя Петра Ивановича Багратиона и опять голубые глаза графа увлажились слезами. Ура! опять закричали голоса 300 гостей, и вместо музыки послышались певчие, певшие кантату сочинения Павла Ивановича Кутузова.
«Тщетны россам все препоны,
Храбрость есть побед залог,
Есть у нас Багратионы,
Будут все враги у ног» и т.д.
Только что кончили певчие, как последовали новые и новые тосты, при которых всё больше и больше расчувствовался граф Илья Андреич, и еще больше билось посуды, и еще больше кричалось. Пили за здоровье Беклешова, Нарышкина, Уварова, Долгорукова, Апраксина, Валуева, за здоровье старшин, за здоровье распорядителя, за здоровье всех членов клуба, за здоровье всех гостей клуба и наконец отдельно за здоровье учредителя обеда графа Ильи Андреича. При этом тосте граф вынул платок и, закрыв им лицо, совершенно расплакался.

Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но те, которые его знали коротко, видели, что в нем произошла в нынешний день какая то большая перемена. Он молчал всё время обеда и, щурясь и морщась, глядел кругом себя или остановив глаза, с видом совершенной рассеянности, потирал пальцем переносицу. Лицо его было уныло и мрачно. Он, казалось, не видел и не слышал ничего, происходящего вокруг него, и думал о чем то одном, тяжелом и неразрешенном.
Этот неразрешенный, мучивший его вопрос, были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки, и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним. Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался. Невольно вспоминая всё прошедшее своей жены и ее отношения с Долоховым, Пьер видел ясно, что то, что сказано было в письме, могло быть правда, могло по крайней мере казаться правдой, ежели бы это касалось не его жены. Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено всё после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен улыбаясь выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними.

Микенская (ахейская) цивилизация (1600-1100 гг. до н.э.) является одной из древнейших и интереснейших цивилизаций, существовавших когда-либо на территории современной Греции. Эта цивилизация оказала неоспоримое влияние на последующее развитие древнегреческой культуры и занимает особое место в литературе и мифологии, в том числе и в трудах Гомера.

Одним из крупнейших и важнейших центров микенской цивилизации, безусловно, был древний город Микены, от которого, собственно, культура впоследствии и получила свое название. Здесь же размещалась царская резиденция, а также усыпальницы микенских царей и их приближенных. В древнегреческой мифологии Микены хорошо известны как царство знаменитого Агамемнона, возглавившего легендарную Троянскую войну.

Руины некогда величественных Микен лежат примерно в 90 км к юго-западу от Афин в северо-восточной части Пелопоннеса рядом с маленькой одноименной деревушкой и сегодня являются важным археологическим и историческим памятником.

Первые раскопки древних Микен были проведены еще в 1841 году греческим археологом Кирриакисом Питтакисом. Именно тогда и были обнаружены знаменитые Львиные ворота – монументальный вход в акрополь, построенный из четырех огромных монолитных известковых глыб и получивший свое название из-за огромного барельефа с изображением двух львов над входом. Львиные ворота, а также фрагменты впечатляющих крепостных стен (их ширина в некоторых местах достигала 17 м), возведенных в так называемой «циклопической» кладке, неплохо сохранились и даже сегодня, спустя более трех тысяч лет, поражают своей монументальностью.

Настоящий же фурор произвели археологические работы, начавшиеся уже в 1870-х годах под эгидой Археологического общества Афин и руководством Генриха Шлимана. В ходе раскопок (как на территории крепости, так и за ее пределами) был выявлен ряд захоронений в шахтовых и купольных гробницах с невероятным количеством всевозможных погребальных даров, среди которых особенно впечатляло огромное количество разнообразных изделий из золота. Впрочем, огромный интерес представляла и архитектура гробниц, прекрасно иллюстрирующая мастерство древних зодчих. Лучше всего до наших дней, пожалуй, сохранились, гробницы Клитемнестры и Атрея. Усыпальница же последнего датируется XIV веком до н.э. и представляет собой двухкамерную гробницу с коридором-дромосом (длина – 36 м, ширина – 6 м), ведущим в купольное помещение (где покоилось тело царя) с небольшим боковым приделом, в котором также был выявлен ряд захоронений. Над входом в гробницу была установлена огромная 9-метровая каменная плита весом примерно около 120 тонн. Каким образом древним умельцам удалось ее установить - до сих пор остается загадкой. Гробница Атрея, или Сокровищница Атрея, является самым грандиозным купольным сооружением того времени и одним из важнейших архитектурных памятников микенской цивилизации.

В последующие десятилетия археологи не раз возвращались к раскопкам легендарных Микен и обнаружили еще множество различных сооружений, среди которых и остатки расположенного на вершине холма дворцового комплекса. В недавнем времени был раскопан и так называемый «нижний город». Подробное изучение результатов археологических раскопок позволило существенно приоткрыть завесу тайны над загадочной микенской цивилизацией.

Знаменитое «микенское золото» (в том числе и так называемая золотая «маска Агамемнона», XVI век до н.э.), а также множество других уникальных древних артефактов, найденных в ходе раскопок Микен, сегодня хранится в Национальном археологическом музее Афин.

Рядом с деревней Микинес на полуострове . В прошлым являлся крупнейшим центром Микенской цивилизации, в настоящее же время это главнейшая достопримечательность периода античности. Датируется вторым тысячелетием до н. э. В письменных источниках впервые упоминается еще Гомером.

Согласно мифам, Микены были основаны Персеем, убийцей Медузы Горгоны. Здесь жили потомки Даная и переселившихся из Элиды амифаонидов. В 468 г. до н.э. город был уничтожен аргосцами. Руины включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году.

Достопримечательности

Остатки древнего города – это музей под открытым небом, который обнесен 900-метровой стеной, сложенной из огромных камней.

Главные достопримечательности Микен:

  • Львиные ворота, охранявшие вход в цитадель,
  • купольные гробницы (толосы),
  • мегароны царя и царицы,
  • королевское кладбище,
  • дворец Агамемнона,
  • гробница Агамемнона.

Посещение археологического парка платное. Единый билет стоит 8 евро (дети до 18 лет - бесплатно) и действует при посещении Микенского акрополя, «Сокровищницы Атрея» и Археологического музея.

В 7 км к югу от Микен находится Аргив-Эрейон (Иреон Аргивский), который является святилищем Геры. Открыт для посещения ежедневно, в сезон с 8:30 до 15:00. Вход бесплатный.

Видео

Как добраться до Микен

Древние руины находятся примерно в 90 км от города и рядом с городом Аргос. Добраться до Микен из Афин можно на автобусе, который отправляется с междугороднего автовокзала КТЕЛ Афинон. Ехать 2 ч, проезд стоит 12 евро.

Также можно доехать на такси из любой точки Пелопоннеса. К городу также организуются экскурсии.

Отели

Рядом с археологическим парком расположена деревня Микинес (в 2 км), где есть несколько отелей, в которых можно остановиться на ночь, а на утро отправиться на осмотр древнего города.

Побольше выбор жилья в городе Аргос, являющийся ближайшим к Микенам крупным населенным пунктом. Забронировать отели можно на

Микенская Греция

Греция вступила на историческую арену позднее тех стран, о которых говорилось ранее. Благодаря посетившему Грецию в 70-х годах II века н.э. Павсанию, мы имеем уникальную возможность почерпнуть из «Описания Эллады» (10 книг) богатейшую и разнообразную информацию. Предтечей будущей славы Греции, как известно, стала крито-минойская цивилизация, создавшая первое государство и самобытную письменность. Поэтому ученые нередко и начинают их повествование с «Ахейской Греции» или «Микенской Греции». Как мы убедились, Микены на протяжении веков были важным политическим центром Эллады, а микенский диалект являлся древнейшим диалектом греческого. Согласно традиции, основателем Микен был античный герой Персей. Тут он якобы потерял наконечник меча, сочтя это знамением для основания города. Согласно другим версиям, имя городу дал водный источник или же женщина (царевна Микена), о которой как о «пышно-венчанной» писал Гомер в его «Одиссее». А. Лосев высказал даже такую догадку: «Если Гомер говорит о какой-то забытой героине Микене, то возникает вопрос, не была ли в свое время Микена богиней Микен, как в последующие времена Афина – покровительницей Афин».

Исключительно важную роль при изучении Древней Греции занимает и изучение памятников письменности той поры, начиная с 2000 года до н.э., времени, когда племена пришли на территорию Эллады. От тех былых ахейских царств, Кносского и Пилосского, осталось немало документов в виде письменных табличек. Писцы-ахейцы хотя и вели на глине только текущую документацию, особо не заботясь о длительной сохранности табличек, но все же их творения дошли до нашей эпохи. Оставаясь необожженными и лишь высушиваясь, документы смогли дойти до нас в целости и сохранности, видимо, только благодаря случайному, совершенно непредвиденному обжигу в огне пожаров, разрушивших помещения дворцовых архивов. Источники эти, наряду с работами ученых и писателей, учитываются в последующем анализе.

Персей и Андромеда

Павсаний, давая описание тех мест, заодно указал на жесточайшее соперничество среди греческих племен и полисов: «Аргивяне разрушили Микены из зависти. При нашествии мидян аргивяне не проявляли никакой деятельности, микеняне же послали в Фермопилы 80 человек, которые приняли участие с лакедемонянами в их подвиге (сражаясь рядом с ними). Это славное их поведение и принесло им гибель, раздражив аргивян. До сих пор все еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы. Говорят, что все эти сооружения являются работой киклопов, которые выстроили для Прета крепостную стену в Тиринфе. Среди развалин Микен находится (подземный) источник, называемый Персеей».

В цепочке исторических связей следует помнить и о том, что Атрей был сыном Пелопса (т. е. дед Агамемнона и Менелая). Вся история семейства Атридов полна убийств и преступлений. Они шли к власти через убийства братьев, кражу сыновей, травлю и воспитание из них убийц отцов. Видимо, в прошлом Пелопса, которого называют лидийцем и фригийцем, победил и изгнал из Трои ее царь – Ил. Таким образом, и война Атридов против Трои (согласно этой версии) приобретает совершенно иной смысл, а именно возвращение их на землю предков. По древнему преданию, Илион мог быть взят только при условии перевоза костей Пелопса под стены Трои. В Микенах в подземных сооружениях Атрея и сыновей хранились их сокровища и богатства. «Тут могила Атрея, а также и могилы тех, кто вместе с Агамемноном вернулись из Илиона и которых Эгисф убил на пиру. А на могилу Кассандры претендуют те из лакедемонян, которые живут около Амикл; вторая могила – это Агамемнона, затем – могила возницы Эвримедонта, дальше – могилы Теледама и Пелопа. Говорят, что они были близнецами, рожденными Кассандрой, и что их еще младенцами зарезал Эгисф, умертвив их родителей. И (могила) Электры; она была женою Пилада, выданная за него замуж Орестом. Гелланик сообщает, что от Электры у Пилада родились два сына – Медонт и Строфий. Клитемнестра и Эгисф похоронены немного в стороне от стены; они были признаны недостойными лежать внутри стен города, где похоронен и сам Агамемнон и те, которые были убиты с ним».

Сокровищница и могила Атрея

Микенская цивилизация занимала промежуточное положение между Египтом и классической Грецией, достигнув расцвета примерно в 1600 году до н.э. Затем она распространила свое влияние на большую часть тогдашнего античного мира (Египет, Троя, Италия, Восточное Средиземноморье). Ей посвящены многие труды, включая труд греческих ученых К. Цунтаса и И. Манатт «Микенский век» (1897) и книгу У. Тейлора «Микенцы». По давней греческой традиции считается: племена дорийцев вторглись в Пелопоннес с севера в конце II тысячелетия, а затем проникли на Крит и острова Додеканезы. Тейлор считает: вероятно, что предки греков пришли с востока, пройдя через северное анатолийское плато в Трою (по земле или морю – не ясно). Иначе говоря, он допускает, что они могли иметь индоарийские корни, поскольку микенская керамика в некотором роде была похожа на серые изделия с северо-востока Ирана. Захватчики принесли с собой сюда новые виды вооружений, и прежде всего кавалерию и колесницы, что позволило им удержать территории.

План поселения Микены

Во время миграционных переселений те или иные племена привносили в новые места заселения свой язык. Сами греки признавали существование трех диалектов: ионийского, эолийского, дорийского и предполагали существование трех больших племен. По мнению многих, «микенский» представляет собой архаическую форму греческого языка, проявляющего однообразие везде и всюду, где его обнаруживали – в Кноссе, Пилосе, Микенах, Фивах и т. п. О микенской культуре С. Маринатом (Афины) говорит следующее. Первые «греки», по его мнению, вторглись в Грецию в начале II тысячелетия до н.э. В XVI веке появляются самые ранние микенцы, представляя аграрное население, живущее в небольших селах или поселках. Самым большим из таковых был в то время Орхомен. В те времена городская цивилизация существовала только на Крите, население которого уже около 1580 года до н.э. было знакомо с минойской культурой. Это доказали раскопки в Микенах и подтвердили работы в Перистерии (Трифилия). Однако в остальных микенских поселениях сами условия жизни были еще очень примитивны. Ученый полагает, что первые правители тех мест, возможно, пришли из Сирии, находившейся в то время в контакте с Египтом. Они принесли с собой элементы восточной материальной культуры и влияние минойского искусства. Захватив Микены и овладев ее богатствами, они стали и первой ее правящей династией. На восточное происхождение указывает наличие двойной царской семьи и обычай изготовления маски, представляющей мертвого живым, обычай, хорошо известный в эпоху неолита обитателям Египта и Сирии. К сожалению, пока археологи не нашли городских архивов Микен, а потому историю микенской Греции (Ахиявы) изучают по артефактам, в частности по хеттским письменам.

Львиные ворота в акрополе Микен

Знаменитые Львиные ворота, украшенные рельефом с изображением двух львиц, говорят о том, сколь могущественными были властители Микен. Чтобы построить такие огромные укрепления, понадобился труд тысяч людей, ведь не случайно затем получит распространение легенда, что их создали одноглазые великаны – циклопы. Под стать этим сооружениям были и каменные гробницы микенских правителей – толосы. Говоря об одной из них, гробнице Агамемнона, польский исследователь К. Куманецкий писал: «Как в этой гробнице, так и в других поражает прежде всего монументальность самой постройки: такой не встречалось и на Крите. Массивные двери, высотой более пяти метров, перекрыты сверху двумя громадными блоками, один из которых весит, предположительно, 120 тонн… Подобные «купольные гробницы», или толосы, относятся к позднемикенской эпохе, т.е. к 1400-1200 годам до н.э. Это был период полного преобладания ахейцев в эгейском мире и возросшего могущества микенских царей, которые поддерживали непосредственные отношения с Египтом». О том, какое впечатление на души греков производили величественные гробницы царей, можно частично представить себе, прочтя стихотворение польского поэта Ю. Словацкого «Гроб Агамемнона»:

Пусть музыка причудливого строя

Сопровождает этих мыслей ход.

Передо мной подземные покои,

Агамемнона погребальный свод.

Здесь кровь Атридов обагрила

Сижу без слов средь давности

Невозвратима арфа золотая,

Которой описанья лишь дошли.

Я старину в расселине читаю,

Речь эллинов мне слышится вдали.

Микены были одним из наиболее могущественных государств-городов. В канун Троянской войны под властью Микен находилось все Центральное и Восточное Средиземноморье, но оно не было уже столь сильным, как раньше. В середине XIII века до н.э. столица Микен и сама пострадала от внезапного вторжения. Возможно, это нападение случилось в ходе гражданской войны. Кстати, и война против Трои – отражение той же тенденции жесточайшего соперничества малых, но агрессивных государств данного региона. Падение Трои одни относят к 1260 году до н.э., другие соглашаются с Эратосфеном, который называл дату 1184 год до н.э. Видимо, случилось это в последней трети позднеэлладского периода. Тогда были разрушены многие укрепленные города материковой части: Микены, Тиринф, Мидия, Пилос. Надо сказать, что Микены были древнейшим городом Греции. Сюда и устремился в 1876 году Г. Шлиман, резонно полагая, что на земле, где должны были находиться могилы Агамемнона, Эримедона, Кассандры и других героев, его ожидают и самые потрясающие открытия. Он не ошибся, обратив внимание прежде всего на внутреннюю часть акрополя. Микенская цитадель была окружена стенами, сложенными из огромных камней (ширина стен – 6 м). Подобные развалины крепостных стен есть и в Греции, но о них обитатели материка не могли поведать ничего.

Циклоп Полифем

В Микенах Шлиман обнаружил пять гробниц, которые по их научному значению затмили сокровища царя Приама, найденные им на месте Трои. И вот что он нашел. В четвертой гробнице археологическая экспедиция Г. Шлимана обнаружила пять больших медных котлов, один из которых был наполнен золотыми пуговицами (68 золотых пуговиц без орнамента и 118 золотых пуговиц с резным орнаментом). Рядом с котлами лежал ритон – серебряная голова быка (высотой около 50 см) с крутыми, изогнутыми золотыми рогами и золотой розеткой во лбу. Пасть, глаза и уши этого быка-ритона были покрыты слоем позолоты. Тут же лежали две другие головы быков-ритонов из листового золота. В других могилах были найдены золотые лавровые венки, диадемы, украшения в виде свастик (что указывает, видимо, на арийский источник происхождения). Н. Ионина пишет: «Но самой замечательной среди всех найденных (золотых масок) оказалась одна маска, которая сохранилась гораздо лучше, чем все остальные. Она воспроизводит черты, испокон веков считающиеся эллинскими: узкое лицо, длинный нос, большие глаза, крупный рот с несколько пухловатыми губами… У маски – глаза закрыты, кончики усов чуть закручены кверху, подбородок и щеки закрывает окладистая борода». Правда, П. Фор характеризует эти маски как «весьма уродливые». Могилы были буквально набиты золотом. Но для Г. Шлимана было важно не золото, хотя тут его было почти 30 килограммов. «Ведь это могилы Атридов, о которых говорил Павсаний! Это маски Агамемнона и его близких, всё говорит за это: и число могил, и количество погребенных (17 человек – 12 мужчин, 3 женщины и два ребенка), и богатство положенных в них вещей… Ведь оно столь огромно, что собрать его мог только царский род. Шлиман не сомневался в том, что маска человека с бородой закрывала лицо Агамемнона». Позднейшие исследования показали, что маска была сделана почти за три столетия до рождения Агамемнона, но она ассоциируется с микенским царем и так и называется: «Маска Агамемнона».

Предметы крито-микенской культуры: золотой кубок, маска, кинжалы

Иные города, Гла, Зигурис, Проимна, Бербати, Каракос, были покинуты жителями. Что же касается известного похода против Трои, то, вероятно, он имел место за ряд десятилетий до первых событий, о чем говорит Гомер, да и другие поздние авторы. В Греции нашли приют и пристанище многие племена. Как писал А. Хомяков, вся Эллада, от границ славянской Фракии и до южной оконечности Пелопоннеса, была населена «сбродом племен». Эллины пришли с севера. Эпир был жилищем племен варварских, от самых границ славянской земли. А древние жители Эллады, загадочные пеласги, исчезли в смеси с северными пришельцами, утратили свой быт «от влияния их воинской деятельности и забыли свой язык, в завоевательном движении чуждого просвещения». В древности греков называли ахейцами (греками звали их италийцы). О народах, населявших Грецию до прихода греков, традиция сообщает немногое. Они делились на дорян, этолян, ахеян, ионян, эолян (это лишь названия). Сами греки величали себя эллинами. Согласно легендам, в семью отца Эллина входили Эол, Дор, Ахей и Ион. «Весь род людей берет начало от эллинов», – писал Диоген Лаэртский. Конечно же, и то, и другое утверждение не вполне соответствует истине. Тем не менее большой интерес к Древней Греции, праматери европейской цивилизации, колыбели христианского эллинизма, вполне объясним. По сей день европейская культура видит в Элладе свое «золотое детство», а в детстве всегда присутствует сказка.

Образцы дорийской одежды

Конечно, «золотое детство греков» – это сказка, навеянная гениальным Гомером, в основе которой лежат некие вполне реальные события. Описанное им ахейское общество гораздо более напоминает толпу диких варваров, коих лишил разума Зевс-промыслитель. К сожалению, не так много источников, по которым можно изучать их богов и культы. Почти все аутентичные тексты погибли, а то, что считалось чем-то наподобие «священных врат для введения в греческую религию» (Гомер, Гесиод, Софокл), воспринимается ныне как светский источник и мало что дает для понимания самой религии. Религия и мифология греков тем не менее представляют одну из самых ярких и запоминающихся сторон мировой культуры. Как и у других народов, у греков распространена была вера в духов и культы мертвых. Они почитали деревья, животных, идолов, божков. В традиционных культах у эллинов видим черты дикости, племенной неразвитости, жестокости. Скажем, в Афинах и в крупных торговых портах Ионии даже в VI и V веках до н.э., когда уже вполне можно говорить о вступившей в свои права «весне цивилизации», греки придерживались в морали самых диких и жестоких правил. Так, в городах специально содержался второсортный человеческий материал в виде опустившегося людского отребья (калек, идиотов и т.д.). При наступлении голода или эпидемии чумы власть обычно приносила их в жертву. Несчастных побивали камнями, сжигали живьем, а перед тем их били ритуальными прутьями по членам. Пепел бедняг, что были козлами отпущения («фармаками»), развеивался над морем.

Три персидских воина

Или иной пример. В утро знаменитой битвы при Саламине, когда решалась судьба Греции, командующий Фемистокл, надеясь задобрить богов, сжег трех пленников. Эти были прекрасные молодые юноши, одетые в роскошные одежды и украшенные золотом, к тому же еще и родные племянники персидского царя. И вот главнокомандующий греков, эрудит, задушил их собственноручно на корабле, на виду флота. Демокрит, ученый, основоположник атомистического материализма, с жестокостью садиста требовал от юных дам, чтобы девицы при менструации целых три раза обегали поля перед жатвой: мол, якобы менструальная кровь содержит заряд плодотворящей энергии.

Коринф и Акрокоринф

Завоевание Греции происходило в течение длительного времени. «В начале XVI века наблюдается усиливающееся влияние Крита на их культуру и, можно сказать, начинается влияние, известное (нам) как век Микен. Государства микенского типа, подобные описанному в «Илиаде», начали образовываться в Афинах (хотя не очень значительные) и в Аттике. Сильнее всего власть Микен проявилась в Пелопоннесе, где Пилос управлял Мессенией, а также в группе крепостей в Арголиде, зависимых от Микен. Лежавшая между двумя этими территориями Лакония практически не исследована, и ее микенская столица еще не открыта. Следует заметить, что все эти государства занимали плодородные равнины или возвышенности. Таких мест в Греции было немного, и они отделялись друг от друга высокими горными хребтами, поэтому добраться до них иногда можно было только по морю. Северо-западный район Греции в основном состоял из гор, поэтому неудивительно, что эта территория не играла практически никакой роли в истории Микен», – пишет У. Тейлор. Город Микены просуществовал порядка 500 лет и, вероятно, был разрушен около 1100 года до н.э.

Акрокоринф – крепостные стены

Имеются данные, указывающие на то, что микенское влияние прослеживается не только в Греции, но и в Италии, где поселенцы колонизировали Апулию (это подтверждается находками археологов). Микенское влияние заметно также в Сицилии, где видны черты той же родосской культуры, что и на юге Италии. В давние доисторические времена между греками возникали жестокие споры, что и вело к войнам (такова знаменитая война семи городов против Фив, в результате которой обе стороны были уничтожены).

Своим подъемом и расцветом полисы во многом обязаны своему географическому положению. Таковым был и античный город-государство Коринф, основанный близ Истма – единственного пути из Пелопоннеса на территорию остальной материковой Греции, между заливами двух морей – Сароническим и Коринфским. По словам Павсания, Коринф считался «сыном Зевса», входя в состав державы Агамемнона и представляя собой вначале, по словам Гомера, убогое поселение. Географические условия тут не были очень благоприятными. Однако именно стратегические и торговые преимущества места (контроль путей меж морями, возможность наладить широкие торговые связи с центрами Востока и Запада) сделали его важным звеном в системе региона. Наличие источников и высокой горы Акрокоринф позволило заселить, обустроить, а потом и защищать цитадель от враждебных нашествий. До появления дорийских племен тут проживали финикийцы, другие восточные народности, а также пришедшие сюда из Фессалии эолийские племена. Около 900 года до н.э. сюда переправились на кораблях дорийцы. Первоначально они обосновались в Аркадии, захватили Арголиду, а затем вторглись в Коринфию. Так ими был подчинен Коринф, в результате чего этнический состав населения изменился. О далеком прошлом Коринфа писал поэт Эвмел в поэме «Коринфская история». Именно он отождествлял Коринф с гомеровской Эфирой – городом, в котором царствовал Сисиф (Сизиф). Эвмел также связал историю Коринфа с эолийско-фессалийскими мифами о Ясоне и Медее. В соответствии с этой мифологией первым царем Коринфа считался Сисиф. Местным героем был и Беллерофонт, чей сказочный конь Пегас стал не только эмблемой города, но и символом поэтического подъема.

Фонтан Нижней Пирены

Примерно с VIII века до н.э. начинается первый великий расцвет Коринфа, когда прекратилась политическая зависимость Коринфа от Аргоса и он основал свои первые колонии на Западе – Керкиру в 730 году до н.э. и Сиракузы в 720 году до н.э. Следствием этого процесса стало быстрое развитие его экономики, промышленный прогресс, экспорт продукции Коринфа на Запад. Развиваются и художественные ремесла, о чем свидетельствуют многочисленные протокоринфские и коринфские сосуды, расписные таблицы из святилища архаической эпохи, расписные метопы Ферма, ларец Кипсела. Коринфяне были великолепными мореходами, достигнув в период второй греческой колонизации высот в данном искусстве. Считалось, что коринфянин Аминокл построил в 704 году до н.э. первую триеру для самосцев. В дальнейшем именно то, что обитатели Коринфа стали представлять грозную морскую силу и повели интенсивную колонизацию, часто вызывало несправедливый гнев и ненависть к ним со стороны Афин. Последние стремились уничтожить своего соперника в торговле, что неизбежно толкнуло Коринф в объятия самого грозного врага Афин – Спарты.

Тесей и Ариадна

Любопытно, что именно при тиранах (Кипселе и его сыне Периандре) расцвет экономики, искусства и культуры достигает наибольших высот. Периандр даже был назван в числе 7 главных мудрецов античной Греции. Тогда же Коринф становится одной из самых могущественных держав той эпохи, развивая отношения с царями и правителями Малой Азии, Востока и Египта. Торговля и производство разного рода изделий из бронзы и глины, разнообразные ткани привлекают сюда новых и новых обитателей и покупателей. Город стал одним из любимых мест встреч богатых людей, купцов, моряков, воинов и женщин веселого нрава. Гетер в первую очередь привлекла возможность неплохо заработать на ремесле, ибо, перефразируя Сенеку, скажем: видимо, человек по своей природе – животное похотливое и склонное к разврату и подлости.

Эфес микенского парадного меча

Любовь не может жить не только без денег, взаимности, но и без дифирамбов. Поэтому и говорят, что на Коринфе возник новый жанр поэзии – дифирамб. Среди архитектурных памятников выделяется храм Аполлона. Расцветают не только все виды искусства, но и инженерная мысль. Периандр задумал соорудить мощеную дорогу – «диолк» (волок) с глубокими желобами, по которым на специальных платформах можно было бы перевозить пустые корабли и товары с одной стороны Истма на другую.

Коринф во время греко-персидских войн (V в. до н.э.) является одной из трех великих держав греческого мира и участвует во всех битвах против персов. Соперничество с Афинами за господство на море и в торговле вело к неизбежным столкновениям с соперниками. Возвышение Афин и Спарты вскоре отодвинет его, правда, на вторые роли. Коринф стал едва ли не главным зачинщиком Пелопоннесской войны. В дальнейшем Коринф станет столицей Ахейского союза (после 200 г. до н.э.). Однако недовольство политикой римской державы привело к тому, что Коринф решил отпасть от Рима. В 146 году до н.э. полководец Луций Муммий разгромил в битве Ахейский союз и разрушил Коринф до основания. Сто лет город затем лежал в развалинах, пока наконец Юлий Цезарь не стал заново заселять Коринф (с 44 г.). Дело его продолжил Октавиан Август. В I веке н.э. в качестве римской колонии и порта город вновь пережил период подъема и расцвета. Именно в Коринф прибыл император Нерон, чтобы провозгласить свободу греческих городов (66-67 гг. н.э.).

Древняя Греция представляла собой ассоциацию городов-государств (полисов), каждое из которых имело своих богов и героев, законы и календарь. В Афинах особенно чтили Тесея, считавшегося создателем государства. О нем создано было множество легенд, которые прекрасно знал любой афинский школьник. Деяния этого героя во многом и предопределили будущую судьбу афинского государства. До него жители Аттики частенько враждовали, будучи как политически, так и духовно разделены. Вздумав объединить их в единый народ, Тесей терпеливо обходил греков, стараясь показать им все выгоды совместного общежития, преимущества единения в битвах против врагов. Будучи от природы очень сильным, он лишь в редких случаях прибегал к силе как к последнему аргументу. Тесей утвердил и всеобщий аттический праздник – Панафинеи. Каждый год в августе в Греции проходили различные гимнастические и музыкальные соревнования (а раз в четыре года торжественно проводились Великие Панафинеи). Победители игр награждались венками или амфорами с оливковым маслом. Ему же приписывают разделение жителей Аттики на знать, земледельцев и ремесленников. Тесей уничтожил прежние общинные советы, заменив их единым советом. Этот совет располагался в центре города, названном им Афинами в честь богини-покровительницы. Совершив столько славных деяний, греческий герой добровольно сложил с себя тяготы власти, показав себя мудрым законодателем и преподав урок правителям последующих эпох, считающих себя «демократами».

«Культурная душа» не сразу обрела приют в сердцах греков… Кочевые племена, пришедшие в Элладу, вне зависимости от того, появились ли они с Балкан, из Скифии или еще откуда-либо, как и другие народы, отдали дань суеверию, первобытной дикости. Вместе с тем они выращивали злаки, охотились на дичь, сажали фиги и маслины (маслины составляли главный предмет питания греков), возделывали виноградники и делали вино. Земля давала им пищу и минимальное количество плодов (масло и вино), что можно было пустить в торговый оборот, получив за них пшеницу, ткани, оружие и т.д. Важным стратегическим фактором было владение проливами, через которые осуществлялась вся торговля с хлебными рынками на побережье Черного моря или же в Египте. Ведь около половины экспортируемого в Афины хлеба доставлялось туда из пределов Боспорского царства. О том, что хлеб в Греции и ее колониях считался стратегическим товаром, свидетельствует и клятва, которую произносили обитатели Херсонеса Таврического: «Я не буду продавать хлеба, получаемого с полей (нашей) родины, я не стану его вывозить в другое место, помимо Херсона».

Как видим, греки две тысячи лет тому назад прекрасно понимали необходимость государственного регулирования в своем зерновом хозяйстве (чего не понимают, кажется, наши министры-экономисты). Место Греции благоприятствовало ее процветанию. Материк делился на три части: северная Греция, средняя Греция (или собственно Эллада), соединенная с Элладой перешейком южная Греция (Пелопоннес). Страна, находясь за горными хребтами, являла собой естественную цитадель, проход к которой был весьма и весьма затруднен узкими ущельями, что блестяще доказали своим подвигом 300 спартанцев царя Леонида (при мужественной обороне Фермопил).

С другой стороны, ряд греческих областей оказывался разобщен, разделен самой природой. Никаких больших рек, вроде Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ, Волги и Днепра тут нет в помине. Это затрудняло связи между отдельными этническими группами, населявшими полуостров. Отсюда и сложность при объединении местных племен. Междоусобицы не раз ставили греков на грань гибели (в том числе в схватке с персами). Что говорить, если даже на маленьком острове Аморге (21 на 3 кв. мили) образовалось аж целых три независимых политических общины. Многое значила и близость к морю (в Пелопоннесе нет ни одного пункта, удаленного более чем на 7 миль от моря, в средней Греции – более чем на 8 миль). Особое значение имело то, что большое число островов, входящих в состав архипелага, образуют собой как бы сплошной мост, связывающий Европу с Азией. Среди островов на западном побережье Греции находился и остров Итака – родина гомеровского героя Одиссея.

Остров Итака сегодня

Земли Аттики были богаты железом, серебром, строительным камнем, мрамором, глиноземом. В той же Аттике имелось и серебро (на юге, в Лаврии). В Греции находились такие города, как Сибарис, выделявшийся своим богатством, которое приносил серебряный рудник. За золотом же греки устремлялись далее – на северное побережье, в Македонию, Фракию, Лидию или в Колхиду. Кстати, легенда о путешествии Ясона за золотым руном, по словам Страбона, предполагала такой способ добывания золота у некоторых народов: в воду погружали шкуру барана, то есть «золотое руно», в результате чего крупинки золота оседали на его шерсти. Вышеупомянутый Сибарис, владея гаванью на Этрусском море, являлся важнейшим посредником в торговле между Милетом и этрусками. В основном на посредничестве он и сделался богатым, ради чего освобождал от таможенной пошлины даже самые дорогие товары. Все это превратило восточную часть страны, где и были расположены залежи металлов, в наиболее развитую и процветающую. Как ни странно, но находясь у моря, греки постоянно испытывали большую нужду в питьевой воде. Пресная вода ценилась тут на вес золота. Известна даже клятва членов союза, охранявших Дельфы. Они поклялись не забирать никогда «у союзных общин проточной воды». Интересно, что пускаясь в путешествие, греки обычно говорили друг другу: «Доброго пути и свежей воды».

Корабль древних греков

Море в описываемые времена играет все более важную роль (в вопросах торговли, жизнеобеспечения и обороноспособности стран). Не была исключением и Греция. Если Египет был создан Нилом, то судьба Греции, Крита, Кипра и Финикии во многом зависела от того, насколько те в дружбе с морем… Перикл с гордостью говорил афинянам: «Ведь вы полагаете, что властвуете лишь над вашими союзниками; я же утверждаю, что из обеих частей земной поверхности, доступных людям, – суши и моря, – над одной вы господствуете всецело, и не только там, где теперь плавают наши корабли; вы можете, если только пожелаете, владычествовать где угодно. И никто, ни один царь, ни один народ не могут ныне воспрепятствовать вам выйти в море с вашим мощным флотом». Афины, возглавляя Морской союз, являлись крупнейшим морским гегемоном той эпохи (заметим, в этот союз входило одно время до 200 государств). Господство на море позволяло держать в руках и морскую торговлю.

Карта города Афины с портом Пиреем

В порт Афин, Пирей, хлынули потоки иноземных товаров. Подсчитано, что один лишь пирейский большой порт обеспечивал место для одновременной стоянки 372 судов. Строительство порта обошлось афинянам в 100 талантов (6 млн драхм), что равнозначно 26 тоннам серебра. В итоге Афины стали монополистом в торговле хлебом, доставляемым с Понта, Эвбеи, Родоса и Египта. После обеспечения себя хлебом афиняне позволяли капитанам идти в другие места, заботясь и о том, чтобы купцы, путешественники, паломники имели пристанище и приют в иных портах. «Когда составится капитал, то хорошо и полезно построить для судохозяев около пристаней городские гостиницы, для купцов – соответствующие места для купли и продажи, для отправляющихся же в город такие же гостиницы в городе. А если бы устроить помещения и лавки и для мелких торговцев – в Пирее и в самом городе, то это доставило бы городу и украшение, и большие доходы», – отмечал Ксенофонт. Весьма толковое замечание.

Гипподам – архитектор Пирея и ряда городов

Греки прекрасно сознавали ключевое значение моря в своей жизни. Умеренный климат и в общем-то скудная почва не позволяли им надеяться исключительно на богатства недр или сельское хозяйство. «Власть над Грецией – власть над морем», – говорили греки. Эгейское море они имели обыкновение называть «Царь-морем». Жизнь народов Средиземноморья пестрит морскими событиями. Ключевые пути в пределах Эгейского моря жестко контролировались с помощью флота. Ведь уже ко времени Пелопоннесской войны у Афин было 300 триер, Коркира имела 10, Хиос – 60, Мегара – 40 триер. В битвах за главенство на море принимали участие даже интеллектуалы: так, флот Самоса в 441 году возглавил философ Мелис, разбивший флот Афин во главе с Софоклом. Племена на юге и западе Греции, где впервые развилось мореходство, вскоре и составили своего рода межплеменное сообщество. Каждое из них «сообщало другому все, что ему было известно по мореплаванию и этнографии, все, что оно изведало на море, все сведения о судостроении». Ранее всех приобрело устойчивые морские навыки племя дарданцев, считавшее, что их родина – Крит. Историк Э. Курциус относит к этой ветви и ионийцев, живших в Лидии. Лидия с ее прекрасными портами стала соперницей Финикии в торговле.

Античный корабль в порту

В немалой степени можно судить о мощи греков и на основании данных, приводимых в «Илиаде». Вождь микенцев Агамемнон привел под Трою сотню кораблей, второе место у пилосцев – 90 кораблей, третье у аргивян и критян – по 80 кораблей, спартанцы и аркадцы – по 50, афинский и мирмидонский флот – по 50 кораблей. Всего к Трое прибыли 1186 кораблей. Базой флота царя Агамемнона был Иолк, откуда аргонавты на корабле «Арго» («Быстрая») начали путешествие. До конца эпохи античности корабль «Арго» считался первым плавающим кораблем. Были у Агамемнона и другие морские базы, стратегическое значение которых велико. Надо добавить, что морская жизнь греков, помимо обычной торговли, была неразрывно связана с их разбойным промыслом. Все это было в порядке вещей. Критяне, дабы очистить архипелаг от пиратов и стать хозяевами на морских путях, сами создают на Кифере и Эгилии пиратско-военные эскадры. Спартанец Хилон всегда ожидал нападения именно отсюда. Против финикийских пиратов действовали эскадры греков. Царь Минос отправился в Грецию морем мстить за украденного сына. Его корабли ведут дельфины (в память об их помощи он и учреждает культ Аполлона Дельфийского). Утверждают, что наиболее оживленные морские трассы тех времен – или так называемые «тропы Аполлона» – также проложили умные дельфины.

Дельфины на стенах дворца в Кноссе

Путешествие Одиссея. Одиссей и его спутники

Море становилось ареной открытого разбоя. Цари не отличались от разбойников, возглавляя эскадры пиратов и похваляясь войнами, грабежами («Илиада», XIV, 229-234). Ахилл делает набег из Арголиды в Мисию, крадет из Лирнесса Брисеиду, а союзный Трое город сравнивает с землей. Сын Пелея восклицает: «Я кораблями двенадцать градов разорил многолюдных; Пеший одиннадцать взял на троянской земле многоплодной; В каждом из них и сокровищ бесценных и славных корыстей много добыл». Геракл разрушает Трою во имя того, чтоб поживиться знаменитыми конями. Агамемнон с гордостью вспоминает, как, разрушив Лесбос цветущий, он вывез оттуда немало прекрасных пленниц. Одиссей, «пират по призванию», как только корабль его прибило ветром и течениями к фракийскому берегу, тотчас начинает грабить первый же близлежащий город, считая это великой заслугой:

Прежде чем в Трою пошло

броненосное племя ахеян,

Девять я раз в корабле

быстроходном с отважной

дружиной

Против людей иноземных ходил -

и была нам удача;

Лучшее брал я себе из добыч,

и по жребию также

Много на часть мне досталось;

свое увеличив богатство,

Стал я могуч и почтен…

В другом месте Одиссей признается царю Алкиною, что, когда он, о котором идет молва как об изобретателе хитростей, приплыл к городу киконов, Исмару, он, царь Итаки, вместе с его сотоварищами-бандитами повел себя вовсе не как миротворец, но как убийца и грабитель:

Исмару: град мы разрушили,

жителей всех истребили.

Жен сохранивши и всяких

сокровищ награбивши много,

Стали добычу делить мы, чтоб

каждый мог взять свою часть.

Таким образом, читатель не должен заблуждаться ни на счет Одиссея, ни на счет прекрасной Греции, талантами и мужеством сынов которой мы еще не раз будем с вами вполне обоснованно восхищаться. Даже в самой героической части ее истории Греция фактически являлась не чем иным, как «идеальным местом для разбоя». О бесспорной склонности к пиратству обитателей этих мест писал и географ Страбон, отмечая их кровожадность. Охота за рабами породила профессию андраподистов – «делателей рабов». Поэт Лукиан назвал первым таким андраподистом самого Зевса, похитившего красавца Ганимеда. Историк А. Валлон отмечал главные источники богатств древнейших цивилизаций: «Наиболее богатым источником, поставлявшим рабов, был всегда первичный источник рабства: война и морской разбой. Троянская война и наиболее древние войны греков по азиатскому и фракийскому побережьям дали им многочисленных пленников… Война пополняла ряды рабов, но с известными перерывами; морской разбой содействовал этому более постоянно и непрерывно. Этот обычай, который в Греции предшествовал торговле и сопутствовал первым попыткам мореплавания, не прекратился даже тогда, когда сношения между народами стали более регулярными и цивилизация более широко распространенной; нужда в рабах, ставшая более распространенной, стимулировала активность пиратов приманкой более высокой прибыли. Какую легкость для этого представляли и край, окруженный морем, и берега, почти всюду доступные, и острова, рассеянные по всему морю! Тот ужас, который североафриканские варвары (берберы) не так давно распространяли по берегам Средиземного моря благодаря своим быстрым и непредвиденным высадкам, царил и повсеместно в Греции». Тогдашняя жизнь была просто-таки ужасной. На это указывает хотя бы обычай убивать всех прибывших с моря незнакомцев. Среди «цивилизованных» греков, финикиян, критян, египтян, евреев, ассирийцев действовало правило Варфоломеевской ночи: убивайте всех, бог узнает своих. Богам, судя по всему, безразлична судьба людей.

Одиссей у волшебницы Кирки

Геракл и аргонавты (с копьями, палицами, щитами)

Как это ни прискорбно, но в самих Афинах, этой цитадели античной демократии, процветало неприкрытое рабство. Афины, которые согласно требованиям закона вроде бы должны были выслеживать похитителей свободных людей (приняв закон, что карал смертью уличенных похитителей-андраподистов), на самом деле всякий раз, когда только их не могли поймать за руку, тайно им покровительствуют. Было даже запрещено обижать их под страхом исключения из числа граждан. Причина такого покровительства проста и понятна. Государство и отдельные граждане извлекали немалую выгоду из торговли рабами и посредничества в оной. Ведь эта торговля облагалась специальными налогами, а Афины как раз и являлись одним из главных мест такой торговли. Лукиан в «Аукционе душ», описывая жизнь Эзопа, рисует немало примеров из практики торговли рабами в Риме. Но точно такие же порядки царили и в Греции, которая конечно же не была и не могла быть каким-то исключением.

Развалины Коринфа

Говоря об этой «ущербной, беспокойной и хрупкой» микенской цивилизации, что продержалась не более 400 лет в континентальной Греции и на Пелопоннесе, 200 лет – на островах и всего несколько лет – в далеких колониях Египта, Малой Азии и Италии, П. Фор в своей великолепной книге «Греция во времена Троянской войны» попытался установить, что же некогда погубило малые царства и города-крепости. Он довольно решительно отвергает идею внешнего нашествия и уничтожения. Те же загадочные «народы моря», о которых упоминают многие источники (делая это, впрочем, как-то очень неопределенно, смутно), вряд ли могли стать первопричиной тотальной катастрофы микенских городов. Ведь их независимые правители создали мощные крепости, имели сильное войско, для тех веков прекрасное вооружение, крепкие политико-экономические структуры. Тогда что же стало причиной той смертельной угрозы, которая смела между 1250 и 1200 годами до н.э. эти процветавшие и богатые центры?

Герои Троянской войны

Надо сказать, сам Фор убедительно ответил на поставленный вопрос: «И все-таки, чтобы попытаться объяснить катастрофу, изничтожившую между 1250 и 1200 годами столько «ладно скроенных» дворцов и прекрасно укрепленных твердынь, надо одновременно принять в расчет или сложить вместе несколько причин. Наиболее распространенным мог быть следующий механизм распада: мелкие монархии так расцвели и окрепли благодаря земледелию, скотоводству и развитию ремесел, что вызвали ненависть подчиненных народов и менее удачливых соседей.

Власть царствующего дома могли ослабить сразу несколько несчастий: недороды, кораблекрушения, болезни, соперничество, недостаток взаимопонимания, старость правителя. Все это потрясало общество снизу доверху. Целый рой мелких феодалов или местных вождей восставали, отказывались платить налоги и подчиняться чиновничьему контролю, а при случае не брезговали пиратством и разбоем. Самые храбрые сговаривались между собой и шли брать дворцы, где, как все знали, было полным-полно сокровищ, а законный хозяин, как Одиссей или Ахилл, отправился искать удачи в Троаду. Рассказы трагических поэтов об Эдипе, завладевшем городом Кадмом, или о Тесее, воцарившемся в Афинах и сбросившем старца Эгея с вершины акрополя, о Семерых против Фив, о кровавых «разборках» Атрея, Фиеста и их наследников, о бегстве Алкмеона, последнего царя Пилоса, – вся эта ужасная череда бунтов и схваток из-за наследства, видимо, в целом отражает повседневную действительность второй половины XIII века до н.э. И, если заглянуть в историю Греции XIII века н.э., мы увидим совершенно аналогичную картину, причем в тех же городах – в Фивах, Афинах, Коринфе, Аргосе, Навплии или Модоне. Византию куда в большей степени погубили внутренние склоки, чем удары внешних врагов». Французский историк резонно полагает, что велика вероятность того, что греки пали жертвой натиска соседей или сограждан, то есть гражданских, а не внешних войн.

Хотя и внешние войны, бесспорно, сыграли роль… Подобно тому как стареющие «отцы нации» в Советском Союзе попытались найти во внешней экспансии ответы на острые социальные проблемы внутри страны, не исключено, что и вожди греков, собравшиеся в поход против Трои, попытались снять тяжкий груз социальных тягот с части своего народа, предложив ему добыть грабежом злато, богатства и славу в чужих землях. Фор пишет о «гигантской массе неимущих», что имели самый мизерный доход. Все эти плотники, писцы, кузнецы, шорники, ткачи и корабелы, создавая материальное богатство, строя дворцы и укрепления, сами едва-едва сводили концы с концами. Естественно, все они с глубокой ненавистью взирали на роскошные дворцы царей, олигархов, военных баронов, генералов, так же как три тысячи лет спустя нищие, часто абсолютно бесправные труженики России взирают на сказочные дворцы новых «феодалов».

ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЕВРОПЫ: МИНОЙСКИЙ КРИТ И АХЕЙСКАЯ (МИКЕНСКАЯ)

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

МИНОЙСКИЙ КРИТ И МИКЕНСКАЯ ГРЕЦИЯ Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III - начало I тыс. до н. э.). СПб., 2002.Блаватская Т.В. Ахейская Греция во втором тысячелетии до н. э. М., 1966.Блаватская Т.В. Греческое общество второго

автора Андреев Юрий Викторович

Глава IV. Ахейская Греция во II тысячелетии до н. э. Микенская цивилизация 1. Греция в раннеэлладский период (до конца III тысячелетия до н. э.) Создателями микенской культуры были греки - ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III–II тысячелетий до н. э. с

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

Глава 2 Материковая Греция и микенская цивилизация

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Питер Коннолли Греция и Рим. Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков ГРЕЦИЯ И МАКЕДОНИЯ. ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА В 800-360 ГГ. ДО Н.Э. ВОЮЮЩИЕ ГОСУДАРСТВА Введение Вскоре после 1200 г. до н.э. великая цивилизация эпохи бронзы, которая в течение нескольких столетий

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 5 Ахейские царства на материке. Микенская Греция В течение III тысячелетия до н. э. на материке протекали те же процессы, что и на островах Восточного Средиземноморья. Балканская Греция вступила в заключительную стадию доцивилизационного развития, которая

Из книги Древняя Греция автора Миронов Владимир Борисович

Микенская Греция Греция вступила на историческую арену позднее тех стран, о которых говорилось ранее. Благодаря посетившему Грецию в 70-х годах II века н.э. Павсанию, мы имеем уникальную возможность почерпнуть из «Описания Эллады» (10 книг) богатейшую и разнообразную

Из книги История мировой культуры в художественных памятниках автора Борзова Елена Петровна

Крито-микенская культура «Игры с быком», фреска. Музей Гераклион (первая пол. XV в. до н.э.) Световой колодец. Кносский дворец (первая пол. XV в. до н.э.)«Игры с быком», фреска из восточного крыла Кносского дворца на о. Крит (первая половина XV в. до н.э.). Музей Гераклион. Название

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

5. «Античная» Греция и средневековая Греция XIII–XVI

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА Мы уже говорили о том, что первые волны греческих переселенцев разрушили раннеэлладскую культуру и создали на ее развалинах культуру среднеэлладскую. В эту эпоху становятся уже заметны влияния критской цивилизации, хотя они еще слабы. Ситуация

автора Бадак Александр Николаевич

Микенская культура

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Микенская культура и ее упадок Уровень и объем технологических знаний населения ранней Эллады был довольно внушительным. Именно он позволил широко развить специализированное ремесленное производство.Металлургия включала не только высокотемпературную плавку меди,

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Крито-микенская цивилизация Держава Миноса Первые очаги государственности на Балканском полуострове возникли уже в середине III тыс. до н. э. Однако около XXII в. до н. э. этот процесс был прерван нашествием греческих племен ахейцев, мигрировавших сюда из при дунайских

автора

Крито-микенская цивилизация Современная историческая наука считает, что первые очаги государственности на Балканском полуострове возникают уже в середине III тыс. до н. э. Однако около XXII века до н. э. этот процесс был прерван нашествием греческих племен ахейцев,

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Ахейская (микенская) цивилизация II тыс. до н. э Выше уже отмечалось, что развитие первых очагов государственности на рубеже III и II тыс. до н. э. в среде местного догреческого населения Балканского полуострова было прервано вторжением волны грекоязычных племен – ахейцев.

  • Горящие туры в Грецию
  • О Микенах слышал каждый, кто интересуется историей древнего мира, археологией или античной литературой. Здесь жил царь Агамемнон, предводитель похода ахейцев на Трою , Арголидская долина, в которой находятся Микены, была воспета в греческих мифах . Город был настолько важен в жизни региона, что первую греческую цивилизацию стали называть микенской. Именно в местном акрополе Генрих Шлиман обнаружил золотую маску, одну из самых знаменитых археологических находок мира

    Немного истории

    Мифы гласят, что город построил Персей, а укрепления, сложенные из огромных каменных плит, возвели огромные одноглазые чудища - циклопы, ведь считалось, что обычному человеку не под силу построить что-либо столь грандиозное.

    Географическое положение Микен и его достижения стали причиной того, что город не раз становился ареной борьбы за власть. Жестокость завоевателей и их изощренные методы борьбы отразились в легендах и мифах, которые причудливо переплетаются с реальными историческими событиями. Долгое время считалось, что Троя и Микены лишь фантазия античных авторов, но энтузиазм одного человека изменил представления всех ученых о древнем мире.

    Вечный покой представители царской династии обретали в шахтных усыпальницах. Одна из самых известных - сокровищница Атрея, она представляет собой коридор длиной около 36 метров, который заканчивается купольным помещением. Над всем сооружением - гигантская каменная плита, вес которой около 120 тонн, и до сих пор не разгадана загадка, как же древним зодчим удалось поднять ее на такую значительную высоту.

    Развлечения и достопримечательности Микен

    Крепостная стена имеет длину около 900 метров, и ее монументальность поражает: некоторые глыбы весят более 10 тонн, а высота стены местами доходила до 7,5 метра. Толщина же стен порой достигала 17 метров, что позволило устроить внутри стены казематы и сводчатые галереи. С военной точки зрения конструкция стены была хорошо продумана: все участки были построены были так, чтобы максимальным образом защитить город от любых нападений. С точки зрения простого люда, жившего в окрестностях Микен, крепость была своего рода обителью богов; на холм, где она стояла, поднимались лишь по особым случаям, используя для этого многочисленные запутанные тропинки.

    Для аристократов же к крепости вела дорога, вымощенная камнем, подходила она к сохранившимся до наших дней «Львиным воротам», через которые проходил путь к царскому дворцу. Эти ворота представляют собой сооружение из трех огромных, слегка обработанных камней, над которыми высечены из камня две геральдические львицы, олицетворяющие могущество династии Атридов.

    С точки зрения специалистов по геральдике, эта композиция не имеет аналогов в мире.

    В центре Микен находятся мегароны царя и царицы. В мегароне царя явственно видны балкон, преддверие и тронный зал. Пол и стены помещений украшены фресками, каждый из элементов тронного зала имеет почти сакральный смысл. По мнению специалистов, сооружения эти относятся к 14 веку до н. э., а некоторые элементы - к более раннему периоду. Это единственные в мире столь древние монументальные постройки.

    • Где остановиться: Тем, кто желает сочетать пляжный отдых с экскурсиями, имеет смысл выбрать один из курортов живописной Мессинии - например, популярную Каламату , шумный Лутраки , спокойный Пилос или элитный Коста-Наварино . Если вы жизни не мыслите без античности, к вашим услугам «экскурсионные» отели Коринфа . В Каламбаке и Эпидавре гостиниц почти нет, только несколько базовых заведений «для своих».
    • Что посмотреть: Щедрые на археологические сокровища просторы полуострова Пелопоннес – парящие на скалах монастыри Метеоры (и отправную точку к ним – скромную деревушку