Неспособность к эмпатии. Люди без эмпатии

Эмпатия - это одно из важных свойств общения с людьми, умение постигать душевное состояние, переживание другого человека, понимать его эмоциональный язык, откликаться на психологическое состояние.

Такая способность очень ярко прослеживается у малышей. Если заплакал один - его обязательно поддержат другие. Это качество может быть врожденным. Если уровень эмпатии низкий или отсутствует - его можно развить с помощью психологических упражнений.

Что такое эмпатия?

Эмпатия - это способность одного человека постичь и понять эмоции другого, представить себя на его месте, почувствовать его ощущения и мысли. Это интуитивное понимание психологического настроя, умение принять на себя роль другого человека, понять его скрытые мотивы, душевные метания, отождествление своих чувств с эмоциям другого и вместе с тем осознание их исключительности, индивидуальности.

Отсутствие эмпатии или ее низкий уровень свидетельствуют о равнодушии человека, его эмоциональной холодности. Это неумение понять душевные переживания, сочувствовать им.

Детям, подросткам бывает трудно объяснить свои эмоциональные проблемы, попросить помощи у взрослых. Эмпатия, как течение в психологии, поможет разобраться в своих переживаниях. Научит ставить себя на место другого человека, сопереживать вместе с ним.

Уровень эмпатии

Благодаря психологическим тестам, можно определить свой уровень эмпатии. Это эмоциональный диапазон чувств и эмоций. Диагностика эмпатии условно разделяет людей на 3 уровня восприятия.

Для выстраивания отношений с людьми необходима эмпатия.Она является одним из главных элементов общения. Благодаря эмпатии мы понимаем точку зрения других людей. Можем объяснить, что они чувствуют.

С помощью этой способности возможно не только наладить хорошие отношения с теми, кто нравится, но и понять мотивацию, желания тех, кто неприятен. Бывает и так, что не все способны воспринимать поддержку от других людей. На бытовом, непрофессиональном уровне важнее определить - нужна ли в данный момент именно ваша эмпатия.

Жизненный опыт способствует наполнению эмоциональной сферы человека. Кризисные ситуации, потеря близких людей, сочувствие к болеющему, добрые взаимоотношения с родителями и детьми - все это подразумевает развитие эмпатии.

Во многих профессиях необходимо умение понимать и сопереживать. В основном это работа, связанная с общением. Например: руководители всех уровней, менеджеры, врачи, педагоги, психотерапевты, продавцы, парикмахеры.

Виды эмпатии

Предикативная эмпатия - это способность предчувствовать эмоции другого человека, умение предсказывать психологические реакции.

Когнитивная эмпатия - это интеллектуальный анализ и синтез эмоций, готовность принять, понять точку зрения своего визави.

Эмоциональная эмпатия - это подражание эмоциональным реакциям других людей, готовность откликнуться на чувства и душевные волнения.

Профессиональными психологами разделяются понятия сочувствие и сопереживание. Они считаются особыми формами эмпатии.

Сочувствие - эмоциональный отклик на переживания. Это собственные волнения, тревоги в связи с чувствами другого человека.

Сопереживание - отождествление со своим визави. Ощущение тех же эмоций, чувств, психологических состояний.

Эмпатия в жизни

Проявление эмоций - естественное состояние человека. Существующие механизмы эмпатиипозволяют людям доброжелательно и непринужденно вести себя в обществе, сдерживать негативные переживания, не показывать их посторонним людям, внимательно выслушивать, эмоционально откликаться на чувства.

Люди с высоким уровнем эмпатии более терпимы к эмоциональным проявлениям других. Они не стремятся к постоянному выяснению отношений, конфликтам. Они понимают чувства других людей.

Низкий уровень эмпатии делает человека агрессивным, равнодушным к боли. Такие люди в своих несчастьях стараются обвинить других, достигают меньшего жизненного успеха, потому что не способны грамотно взаимодействовать людьми.

Как развить в себе эмпатию?

Настоящая эмпатия - это способность не только почувствовать эмоции другого человека, но и примерить их на себя. Войти в его положение, осознать его мысли и устремления. Развитие эмпатии происходит со временем, с накоплением жизненного опыта, эмоционального багажа.

Для начала стоит научиться слушать другого человека, вникать в тембр его голоса, следить за изменением мимики, делиться с ним впечатлением от услышанного.

Умение хвалить - особый дар, на который способны эмпаты. Им не сложно поблагодарить человека, выразить свое уважение, восхищение. Элементарная похвала способна растопить лед в человеческих отношениях.

Научиться анализировать свои поступки, слова, мысли, корректировать их по мере надобности. Стремиться разобраться в себе - это важный аспект развития эмпатии. Только после того как человек осознал свои мысли, чувства, устремления - он поймет мотивацию других людей.

Упражнения на развитие эмпатии

Специальные упражнения помогут воспитать в себе умение следить за эмоциональным состоянием людей, учиться входить в зону комфорта с другим человеком, не отталкивать своим равнодушием, а привлекать заинтересованностью в общении.

Упражнение «Телефон» . Участнику дается задание мимикой и жестами создать видимость разговора с собеседником. Остальным необходимо угадать, о чем и с кем ведется беседа по телефону.

Упражнение «Угадай настроение» . Участники получают карточки с описанием различных эмоций. Пытаются выразить своей мимикой это настроение. Другие участники угадывают.

Упражнение «Обезьяна и зеркало» . Участники делятся на пары, в которой один является обезьяной, другой - зеркалом. С помощью мимики, жестов обезьяна изображает разные чувства, эмоции. Зеркало их копирует. Затем участники меняются местами.

Основные правила в общении с людьми

  • Уметь управлять своими поступками, следить за словами и чувствами, не позволять резких агрессивных высказываний, выпадов в адрес других людей - это первые ступеньки к осознанию важности эмпатии. Появление терпимости, сострадания поможет настроиться на необходимую эмоциональную волну с тем или иным человеком.
  • Не пытаться постоянно вмешиваться в жизнь, чувства других людей. Не навязывать сопереживание тем, кому оно не нужно. Обязательно полюбить себя со всеми недостатками и достоинствами. Дружить с теми, кто искренне желает общения с вами.
  • Не пытаться исправлять людей, навязывая свою точку зрения. У каждого человека есть личное мировоззрение, восприятие жизни. Не стоит брать на себя вину за то, что совершили другие.
  • Обогащать свою эмоциональную сферу произведениями искусства. Учиться принимать совместные с партером, родственниками решения. Контролировать эмоциональные всплески. Уметь медитировать и успокаиваться в стрессовых ситуациях.

Эмпатия — это способность любого человека уметь сочувствовать, и умение понимать внутренний мир другого человека.

Если в отношениях чувство эмпатии отсутствует, то это начало страшных мытарств. может не только разорвать отношения, но и человека также. Не желая вдаваться в слишком многие детали в описании, я предлагаю вам прочитать эту статью.

Причины отсутствия эмпатии

Первый вопрос, который приходит на ум, будет «что вызывает это?». Единственное, что необходимо понять, это то, что мы не всегда можем телепатически передать наши эмоции и чувства друг к другу. Это требует открытости. Некоторые люди не способны понимать эмоции людей. Они утверждают, что они очень практичны и, следовательно, не в состоянии видеть важность эмоций и понять их. Эти люди, чувствуют, что им временами больно со своими близкими; однако, они считают, что это требуется в отношениях. Вы видите, они видят жизнь с практической точки зрения, где «что такое!» просто нет.

Они не могут понять боль другого, как таковые, они ставят под сомнение нерешительность в этом вопросе. Другие точно не имеют недостаток эмпатии. Нечётными частями является то, что они полностью осознают чувства человека. Однако, они получают удовольствие от причинения боли человеку. Более того, они даже могут использовать эти знания, чтобы манипулировать человеком. Однако, в определенных отношениях, отсутствие сочувствия может быть по двум причинам. Во-первых, человек мог иметь психопатические наклонности, и что-то, что он узнал о противоположном человеке его взбесило. Или, человек мог просто иметь что-то против противоположного человека. В таких случаях, не сопереживая с человеком в отношениях-это результат обмана в отношениях.

Что происходит, когда эмпатия отсутствует в браке

Это может быть страшным испытанием. Не только для того, кто подвергается ему, а тому, кто не проявляет эмпатию. Для того, кто подчиняется ему, и разочарование поднимается из наличия партнера, который просто не понимает происходящего. Для того, кто не проявляет эмпатию,появляется чувство неудовлетворенности, а чувство не здорового брака закрадывается позже.

Отсутствие эмпатии в браке — из-за отсутствия взаимопонимания и доверия. В большинстве браков, что бы испытать это ужасное чувство, наблюдается похожая картина. Отмечено, что в начале отношений, они говорили друг с другом обо всем, и все было очень красиво. Они много времени проводили вместе, и давление мира было меньше. Однако, позднее, давление усилилось, и время, которое они проводят вместе, уменьшается. У них едва есть время, чтобы поговорить друг с другом о своих чувствах. Более того, всякий раз, когда они пытались поговорить, они в основном были усталыми и раздражительными. Так как время прошло, отображение чувств друг к другу, также снижается и, в конечном счете, вызывает ситуацию которая возникают в случаях, когда они симпатизировали друг другу, таким образом, приводя к неприятностям в отношениях.

Лучшее решение для такого случая — это второй медовый месяц. Концепция отпуска медового месяца, в основном, чтобы позволить паре сблизиться друг с другом — физически, умственно и эмоционально. Таким образом, если вы видите, что эта связь терпит разрыв, значит пришло время, чтобы пойти на медовый месяц снова. Сделайте его длинным. Дайте друг другу время, и проведите некоторое качественное время вместе. Вы также можете попробовать консультирование пар, чтобы вернуть сочувствие любящих друг друга,что вы когда-то чувствовали, а затем потеряли.

Супруги, которые несимпатичны друг другу,как эффект психопатических наклонностей,поэтому необходимо посетить психолога и получить лечение. Всё может быть гораздо хуже, если это не контролируется вовремя!

Отсутствие эмпатии у детей

Отсутствие эмпатии в браке, часто приводит к тому же у детей. Факт остается фактом, что дети учатся на примере их родителей. Это часть развития ребенка. Конечно, есть исключения и различия в восприятии. Запрет же на эти исключения, дети подбирают сами на те же вещи и ведут себя несимпатичным образом, после просмотра поведения их родителей.

Если ребенок видит одного родителя который не заботится о других и их чувствах, ребенок потеряет уважение к нему. В принципе, обстановка в доме будет очень самовлюбленной. Где каждый просто заботится о себе, и не видит и не учитывает чужие чувства. В основном в таком случае, братья и сестры, как правило, занимают сочувствие друг к другу, но потеряв его для своих родителей. Другой побочный эффект у детей, заключается в том, что позднее в жизни они, как правило, теряют веру в брак и любовь. Это, в основном, обнаруживается в том, что такие дети имеют острый страх обязательств и не верят в любовь или брак.

Лучшим решением для этого является отображение ласки перед ребенком. Дайте ему понять, что родители его любят и уважают друг друга. Научите его важным ценностям в жизни и покажите ему, как важно следовать за ними.

Отсутствие эмпатии в отношениях — это естественный исход дисфункциональных отношений. Можно также сказать, что дисфункциональные отношения и отсутствие понимания образуют порочный круг. Чтобы разорвать этот цикл, нужно найти любовь и сочувствие в себе и делиться ими со своими близкими. Сначала будет тяжело, но это только укрепит семью.

Экология сознания. Психология: Есть люди, с которыми на первый взгляд легко в общении – они всегда могут заполнить паузы в разговоре, постоянно шутят, о чём-то рассказывают. Для поверхностного общения – это идеальный вариант. Люди обычно симпатизируют таким коллегам, дружкам и подружкам, с которыми можно весело провести время. Но в семейной жизни их партнёры часто сталкиваются с непониманием, отсутствием глубины и реальной поддержки.

Заблокированный человек

Есть люди, с которыми на первый взгляд легко в общении – они всегда могут заполнить паузы в разговоре, постоянно шутят, о чём-то рассказывают . Для поверхностного общения – это идеальный вариант. Люди обычно симпатизируют таким коллегам, дружкам и подружкам, с которыми можно весело провести время. Но в семейной жизни их партнёры часто сталкиваются с непониманием, отсутствием глубины и реальной поддержки.

Они могут не замечать или не понимать, что человек, находящийся рядом с ними испытывает депрессию, например. Чаще всего это приземлённые люди с поверхностным, шаблонным восприятием мира. Они не умеют активно слушать. Главное для них – выговориться самим . Таким образом, они заполняют пространство различными шумами, чтобы избежать откровенных разговоров, потому что боятся их, либо ничего в них не понимают. То есть, у человека стоит блок на проявление эмпатии – способности понимать, что происходит с его близким, и сопереживать.

Чаще всего такой человек воспитывался в семье, где родители были также глухи к нему.

Например, у одного моего знакомого отец был деспотичным человеком, который только муштровал своих детей, надеясь воспитать из них стоиков по своему образу и подобию, при этом любые душевные разговоры не поощрялись и считались проявлением слабости. Мать этого знакомого также не умела слушать. Когда сын подходил к ней, чтобы что-то рассказать, она всегда перебивала его и начинала тараторить, не дослушав до конца.

Как проявляет себя в общении с близкими заблокированный человек?

1. Вот он хочет рассказать вам что-то, что у него накопилось за тяжёлый трудовой день. Но создаётся впечатление, что его цель – не быть выслушанным и понятым , а просто излить словесный поток.

Например, жена готовит ужин на кухне, а в это время муж откуда-то из прихожей начинает рассказывает ей, как у него прошёл день, потом идёт мыть руки, потом ходит по комнатам и что-то делает, пока до жены продолжают доноситься обрывки его фраз. Супруг же, видимо, не сильно обеспокоен тем, слышит его жена или нет. А когда он заходит на кухню и садится за стол, то сразу включает телевизор, пребывая в полной уверенности, что они с женой как бы поговорили и теперь можно выделить время на ужин и просмотр телевизора.

2. Когда вы соберётесь что-то рассказать этому человеку, он не будет считать это настолько важным, чтобы сесть рядом с вами и внимательно выслушать . Он скажет, «я как Юлий Цезарь высокоэффективен и могу делать несколько дел одновременно». При этом одним ухом он будет слушать вас, даже не глядя в вашу сторону, одновременно ковырять в носу и глядеть в монитор компьютера, что-то кричать вашим детям и даже отвечать на звонок.

3. Когда вы захотите обсудить с этим человеком то, что для вас важно и он, казалось бы, уже готов вас внимательно выслушать, внезапно, с началом разговора, у него начинают появляться какие-то дела . Он вдруг вспоминает, что ему надо куда-то бежать или что сейчас начнётся футбол, или предлагает вам отвлечься и посмотреть тизер к новому фильму, чихает или бежит в туалет.

4. Если не получается избежать душевного разговора с помощью отвлечения на другие «более важные» дела, он может оборвать вас на середине и с уверенностью сообщить «можешь не продолжать, я тебя понял» или вместо выслушивания начинает давать советы, желая блеснуть своими знаниями. Он не понимает, что собеседнику не нужны советы, ему нужно быть услышанным и получить поддержку.

5. Такому человеку крайне сложно донести, что бить детей и кричать на них нельзя. Он находится во власти стереотипов «меня отец бил, и ничего, вырос человеком!», и трудно убедить его в обратном. Ригидность мышления и низкий порог эмпатии не позволяют быстро подстраиваться под новые веяния.

6. Эти люди никогда не замечают измены в семье или затяжной конфликт. Они могут заметить лишь то, что супруга, почему-то, перестала варить борщ - именно это будет поводом для «драки», ведь более глубинных причин он просто не видит, и до конца будет поддерживать иллюзию благополучной семьи.

7. Часто в проблемах они винят кого-то, но не себя. Так, например, мама говорит дочери, которая пришла рассказать ей про свою неблагополучную жизнь с мужем: «это ты виновата», «главное, что он тебя обеспечивает», «сама решай свои проблемы, я вот раньше сама решала и никто мне не думал помогать», «не понимаешь ты своего счастья» и т.п.

Даже если мать будет знать, что зять избивает её дочь, или насилует отчим, она до последнего может это отрицать.

8. Эти люди не любят психологических разговоров , они всегда говорят, что "сами себе психологи", и каждому смогут помочь советом. Они действительно дают хорошие советы касаемо практической стороны жизни, но не духовной.

Как-то у меня на приёме была супружеская пара. Жена хотела развестись, а муж упорно настаивал, что в их семье всё хорошо, что они со всем справятся и психологическая помощь им не нужна, отказывался проходить проективные тесты и т.п.

В данном аспекте срабатывает психологическая защита – отрицание . Человек отрицает наличие каких-то проблем у себя или своих близких, если это может грозить его душевному спокойствию и пошатнуть бытовую стабильность.

Такие люди не любят покидать зону своего комфорта, они приверженцы традиций, им очень трудно что-то поменять в своей жизни, перестроиться к новым условиям . Они боятся боли и неизвестности, а потому всякий раз принимают позу страуса, пряча голову в песок иллюзий. опубликовано

Когнитивная эмпатия - это способность войти во внутренний мир другого человека, понять его точку зрения, его мотивацию, его цели и стремления. В общем, это умение понять, как мыслит твой собеседник. Без хорошо развитой когнитивной эмпатии невозможно вести переговоры любого уровня, от мелких домашних проблем до международных конфликтов.

Джон Кеннеди говорил: «Если ты заходишь в комнату, где сидят несколько десятков незнакомых людей и через 5 секунд не можешь определить, кто из них проголосует за тебя, а кто против, тебе не место в политике».

Вы скажете, что вам и не надо в политику? Отвечаю - в политику вам, может, и не надо, а вот понимать, когда явно не стоит просить начальника о повышении зарплаты, а когда самое время, - явно не помешает.

Когнитивная эмпатия - не просто искусство поставить СЕБЯ на место другого человека, этого будет недостаточно, потому что, заняв его положение, вы будете продолжать мыслить как и раньше. Важно переключиться и посмотреть на мир ЕГО глазами. Это требует серьезной работы над собой, но без данной работы человек не будет социально успешен.

Если эмоциональная эмпатия (способность чувствовать эмоции) начинает проявляться в младенческом возрасте, то работу над когнитивной эмпатией можно начать в 2–3 года. И сделать это можно с помощью несложных упражнений.

1. «Стакан на подносе»

Вот хорошее упражнение на развитие пространственно-временнóй координации. Берем поднос со стаканом с водой и ставим на пол. Объясняем малышу, что нужна его помощь поднять поднос и перенести его на стол. Беремся за края подноса с четырех сторон и осторожно, чтобы не расплескать воду, приподнимаем его. Особых инструкций не нужно - ребенок сам будет пытаться координировать свои движения с вашими. Это несложное упражнение научит его необходимости взаимодействия с партнером.

2. «Точка зрения»

Лучше предложить это упражнения двум малышам 3–4 лет, которых поставим с разных сторон стола. Положим разноцветный кубик на стол на уровне глаз. Попросим назвать цвет кубика. Один говорит: «Красный», другой утверждает, что кубик синий. Кто прав? Поменяли детей местами и спросили снова. Так дети начинают понимать, что точек зрения может быть несколько и они при этом все правильные.

3. «Кукольный домик»

Это упражнение для детей лет 4–6. Вместо домика подойдет любой ящик, где мы расставим детали кукольного интерьера. Берем двух кукол: Машу и Дашу. Сначала Маша заходит в кукольный домик, берет конфету и прячет ее под кровать, затем выходит из домика. Потом появляется Даша, перекладывает конфету из-под кровати в шкаф, уходит. Возвращается Маша за своей конфетой. Спрашиваем ребенка, который наблюдал все эти действия кукол: где Маша будет искать конфету? При хотя бы минимально развитой когнитивной эмпатии ваш ребенок укажет под кровать, в то место, где нет конфеты.

Ведь исходя из вопроса он должен поставить себя на место Маши, которая была не в курсе коварных действий куклы Даши.

4. Продолжение сказки или мультфильма

Прочитали сыну или дочке часть рассказа или занимательной истории, остановитесь и попросите его продолжить повествование. «Что, по-твоему, было дальше? Как ты думаешь, что стал делать Буратино?». То же самое с мультиками. Понятно, что не надо пользоваться хорошо известными сюжетами, а то это будет лишь упражнением для тренировки памяти.

Лучше всего, чтобы ребенок ощутил себя на месте одного из героев и вел повествование от его лица. В идеале можно попробовать попросить ребенка рассказать историю и с точки зрения героя-антагониста, к примеру, начать с Буратино, а потом перейти к Карабасу-Барабасу. Не надо фиксироваться на моральной оценке героев, вроде: «Буратино хороший, а Карабас плохой». В конце концов, Буратино променял купленные дорогой ценой школьные учебники на минутное развлечение, а Карабас - в некотором роде популярный театральный продюсер, который пытается удержать свой бизнес на плаву.

5. Игра в шахматы или шашки

В шахматах всегда приходиться думать «за противника» и пытаться представить, как партнер отреагирует на ваш ход. Испугается ли он возникшей угрозы фигурам или проигнорирует ее? Если вы пошли в атаку на его незащищенную фигуру, а он ее не защитил, сделал ли он это сознательно, по небрежности или, как говорится, «зевнул»? Подумай, может, у него есть коварный план, и, слопав его фигуру, ты попадешь в ловушку и получишь быстрый мат?

Шахматы вполне доступны детям с 4–5 лет и могут стать прекрасным времяпровождением для всей семьи. Только не будьте слишком самолюбивыми и не бросайте игру, когда ваше чадо начнет вас обыгрывать.

Многие папы приятелей моего сына прекратили играть со своими сыновьями, когда те вышли на уровень третьего разряда и стали уверенно побеждать родителей. А мне пришло в голову вместе с сыном участвовать в детских турнирах (это вполне допускается, и часто можно увидеть деда, играющего с первоклашкой). Таким образом мы с сыном оба дошли до первого разряда. Однако вовсе не обязательно делать ребенка гроссмейстером, нам важно просто научить его думать за противника.

6. Проигрывание ситуаций со сменой ролей

Ролевые игры - это не только стандартный метод профессиональных психологов. Их вполне можно и нужно применять для подготовки детей к сложным для них социальным ситуациям.

К примеру, вашему сыну или дочери предстоит войти в новый коллектив. Проиграйте с ним, как он будет знакомиться с будущими одноклассниками, их возможные ответы, в том числе и негативные. Как он должен реагировать, чтобы сразу не растеряться и не попасть еще под больший прессинг? Поменяйтесь ролями и обыграйте ситуацию заново.

Польза таких несложных игр заключается даже не в отработке заранее заготовленных ответов на проблемные взаимодействия с другими людьми, а в умении понимать, что эти люди думают и чувствуют, и знании того, как надо правильно себя вести в соответствии с их реакциями. Когда надо твердо настоять на своем, а когда лучше промолчать и сделать потом по-своему.

Не поленитесь хотя бы немного повозиться с вышеперечисленными упражнениями. Польза будет не только вашим детям, но и вам самим. Кстати, ко всему вышеперечисленному я бы добавил общение на иностранных языках - оно автоматически способствует развитию когнитивной эмпатии. А развитая когнитивная эмпатия - ключ к успеху в любой сфере.

Сергей Боголепов

Фото thinkstockphotos.com

Эрика Экардта втянули в позорное преступление: телохранитель фигуристки Тони Хардинг Экардт подстроил нападение бандитов на Нэнси Карриган, главную соперницу Хардинг в борьбе за золотую медаль в женском фигурном катании на Олимпийских играх 1994 года. Во время этого нападения Карриган разбили колено, лишив возможности тренироваться в течение нескольких решающих месяцев. Но когда Экардт увидел по телевизору рыдающую Карриган, его внезапно охватило раскаяние, и он разыскал приятеля, чтобы открыть ему свой секрет; это послужило отправным моментом ряда событий, приведших к аресту нападавших. Такова сила эмпатии.

Однако ее, как правило, катастрофически недостает тем, кто совершает самые низкие преступления. У насильников, лиц, покушающихся на растление малолетних, и многих творящих насилие в семье есть общий психологический дефект: они не способны на эмпатию. Эта неспособность ощущать боль и страдание их жертв позволяет им рассказывать себе небылицы, вдохновляющие их на преступление. У насильников в ходу такие измышления: «Да женщины на самом деле хотят быть изнасилованными» или «Если она и сопротивляется, так просто притворяется недотрогой»; растлители лгут себе так: «Я не причиняю никакого вреда малышке, а просто проявляю любовь» или «Это же просто другая разновидность любви». У родителей, скорых на физическую расправу, наготове такое объяснение: «Это просто чтобы добиться послушания». Все эти варианты самооправданий записаны со слов людей, которых лечили в связи с подобными проблемами. Они говорили это себе, зверски обращаясь со своими жертвами или готовясь к подобному обращению.

Полное «стирание» эмпатии в то время, когда эти люди наносят ущерб жертвам, почти всегда составляет часть некоего эмоционального цикла, который стимулирует их злодеяния. Давайте проследим последовательность эмоциональных процессов, которая типично приводит к половому преступлению, например, к покушению на растление малолетних. Этот цикл начинается с того, что растлитель чувствует себя расстроенным: раздраженным, подавленным, одиноким. Возможно, эти настроения вызваны, скажем, тем, что он увидел по телевизору счастливые пары, а потом ощутил подавленность от своего одиночества. Далее растлитель ищет утешения в излюбленной фантазии, как правило, на тему нежной дружбы с ребенком; эта фантазия приобретает сексуальную окраску и заканчивается мастурбацией. Позже растлитель испытывает временное облегчение от уныния, но это облегчение длится очень недолго; и депрессия и одиночество возвращаются вновь и охватывают его с еще большей силой. Растлитель начинает задумываться о претворении фантазии в жизнь, сочиняя себе оправдание вроде «Я не причиню никакого настоящего вреда, если ребенок не получит физических травм» или «Если малышка и в самом деле не хотела бы заниматься со мной сексом, она могла бы это прекратить».

В этот момент растлитель смотрит на ребенка сквозь призму извращенной фантазии, а вовсе не с состраданием к тому, что живой ребенок испытывал бы в подобной ситуации. Все, что следует далее - начиная с зарождения плана увести ребенка в такое место, где они будут одни, до осторожной репетиции того, что произойдет, а затем и проведения плана в жизнь, - характеризуется эмоциональной отчужденностью. Все это проделывается так, словно у втянутого в это ребенка нет собственных чувств; вместо этого растлитель проецирует на нее готовность к взаимодействию, обнаруживаемую ребенком из его фантазии. Ее чувства - перелом в настроении, страх, отвращение - попросту не замечаются. А если бы они произвели впечатление, это все «испортило» бы для растлителя.

Полное отсутствие сострадания к своим жертвам составляет одну из главных проблем, решение которых послужило целью разработок новых методов лечения растлителей малолетних детей и подобного рода преступников. В одной из наиболее перспективных терапевтических программ преступникам дают читать душераздирающие повествования о преступлениях, подобных их собственным, записанные со слов жертвы. Вдобавок им показывают видеосъемки жертв, со слезами рассказывающих, что значит подвергаться насилию. Потом преступники описывали совершенное ими же преступление с позиции жертвы, представляя, что в это время чувствует жертва нападения. Затем они читали свои записи группе врачей и пытались ответить на вопросы о нападении с точки зрения жертвы. В заключение преступника помещают в ситуацию, имитирующую реальное преступление, в которой он выступает уже в роли жертвы.

Уильям Питерс, психолог тюрьмы штата Вермонт, разработавший такой многообещающий метод терапии, который заключается в том, чтобы научить ставить себя на место другого, сказал мне: «Переживание чувств жертвы как своих собственных изменяет восприятие таким образом, что становится трудно отрицать страдание, даже в воображении, и тем самым усиливает мотивацию людей бороться с собственными извращенными сексуальными побуждениями. Лица, совершившие половое преступление и подвергнутые лечению в тюрьме по этой программе, повторно совершали подобные преступления после освобождения только в половине случаев в сравнении с теми, кто не прошел подобного лечения. Вывод: без выработки начальной стимулированной эмпатией мотивации никакое лечение не даст положительного результата».

И если все-таки существует хотя бы небольшая надежда привить чувство эмпатии правонарушителям вроде лиц, покушающихся на растление малолетних, то практически не оставляет никаких надежд другой тип преступника - психопат (в последнее время чаще называемый социопатом согласно психиатрическому диагнозу). Психопаты печально известны как умением расположить к себе, так и полным отсутствием раскаяния даже за действия, совершенные с особой жестокостью. Психопатия, то есть неспособность испытывать эмпатию, или сострадание, или хотя бы малейшие угрызения совести, есть одно из наиболее озадачивающих эмоциональных расстройств. Сущность холодности психопата, видимо, заключается в неспособности создавать нечто большее, кроме крайне ограниченных эмоциональных связей. Самые жестокие преступники, например, серийные убийцы-садисты, получающие удовольствие от предсмертных страданий своих жертв, есть олицетворение психопатии.

Кроме того, психопаты - бойкие лжецы, готовые сказать все, что угодно, лишь бы получить то, что хотят; с тем же самым цинизмом они манипулируют эмоциями своих жертв. Вспомним поведение Фаро, семнадцатилетнего члена лос-анджелесской банды, который искалечил мать с ребенком, стреляя из проезжавшего мимо них автомобиля, и описал это скорее с гордостью, чем с раскаянием. Когда Фаро разъезжал на автомобиле с Леоном Бингом, писавшим книгу о лос-анджелесских бандах «Крипе» («Слабаков») и «Бладс» («Черных братков»), ему захотелось покрасоваться, и он сказал Бингу, что «собирается пугануть психом» двух типов в ближайшей машине. Вот как Бинг рассказывал об этом обмене взглядами:

Водитель, почувствовав, что кто-то смотрит на него, обернулся и взглянул на мою машину. Он встретился взглядом с Фаро и на мгновение выпучил глаза, а потом резко отвел взгляд, потупившись и уставившись куда-то в сторону. Невозможно было ошибиться в том, что я увидел в его глазах: это был страх.

Фаро продемонстрировал Бингу взгляд, который метнул в соседнюю машину:

Он уставился прямо на меня, и все в его лице пришло в движение и изменилось, как с помощью какого-то эффекта ускоренного движения в кино. Оно превратилось в лицо из ночного кошмара, и это было жуткое зрелище. Оно давало вам понять, что если вы уставитесь на него в ответ, если вы бросите ему вызов, то запаситесь умением твердо стоять на ногах. Его взгляд говорит, что ему плевать на все, в том числе и на вашу жизнь, и на свою собственную.

Разумеется, для такого сложного поведения, как преступление, существует множество правдоподобных объяснений, не призывающих на помощь биологию. К преступлению, например, может привести некая извращенная разновидность эмоционального навыка - запугивание других людей, - которая имеет ценность для выживания в районах, где царит насилие; в подобных случаях слишком большая эмпатия может только Ухудшить дело. В самом деле, выгодное отсутствие способности к сопереживанию оборачивается «достоинством» для исполнения многих ролей в жизни - от «плохого копа», ведущего допрос, до корпоративного налетчика. Мужчины, которые были, например, палачами в государствах, где царит террор, описывают, как они учились отмежевываться от чувств жертв, чтобы выполнять свою «работу». Существует множество путей подделываться под обстоятельства.

Подобное отсутствие эмпатии может обнаруживать себя и более зловещими способами, один из которых удалось случайно открыть в процессе исследования наиболее жестоких «избивателей» жен. Это исследование выявило психологическую аномалию у многих самых буйных мужей, которые регулярно избивают своих жен или угрожают им ножами или пистолетами, и все это они проделывают в состоянии холодного расчета, а не в приступе бешенства. По мере того как их гнев усиливается, проявляется аномалия: частота сердечных сокращений снижается вместо того, чтобы увеличиваться, как это обычно бывает, когда гнев доходит до неистовства. Это означает, что с физиологической точки зрения они становятся спокойнее, даже если ведут себя все более агрессивно и оскорбительно. Их буйство производит впечатление точно рассчитанного террористического акта как способа держать в подчинении жен, внушая им страх.

Такие хладнокровно жестокие мужья принадлежат к особой популяции, отличной от большинства других мужчин, избивающих своих жен. Кстати сказать, они гораздо чаще применяют насилие к другим людям, помимо жен, ввязываясь в драки в барах и ссорясь с сотрудниками и членами семьи. И тогда как почти все мужчины, которые в бешенстве колошматят своих жен, поступают так импульсивно в приступе ярости, из ревности или чувствуя себя отвергнутыми, или же из страха быть покинутыми, эти расчетливые драчуны набрасываются с кулаками на жен, видимо, вообще без всякой причины - и как только они ринутся в бой, никакие ее действия, даже попытки вырваться из дома, похоже, не обуздывают его неистовство.

Некоторые исследователи, занимавшиеся изучением преступников-психопатов, считают, что причиной их хладнокровных действий при полном отсутствии эмпатии или чуткости зачастую является дефект нервной системы.

Важное примечание: если в совершении некоторых видов преступлений играют определенную роль биологические особенности, такие как, например, дефект нервной системы, выражающийся в отсутствии эмпатии, это отнюдь не доказывает, что все преступники имеют биологические пороки или существует некий биологический маркер склонности к преступлению. Этот вопрос уже давно стал предметом горячей дискуссии, причем наибольшее число ее участников склоняется к мнению, что не существует никакого особого биологического маркера и, уж конечно, никакого «криминального гена». И даже если в некоторых случаях и есть биологическая основа отсутствия эмпатии, это вовсе не означает, что все, кто имеет эту основу, будут обнаруживать склонность к преступности, напротив, большинству это не грозит. Отсутствие эмпатии следует учитывать как фактор наряду с другими психологическими, экономическими и социальными факторами, формирующими склонность к преступлению.

Выявление возможной физиологической основы жестокой психопатии осуществлялось двумя методами, но в обоих рассматривалось участие нервных проводящих путей, идущих к лимбической системе. В одном исследовании волны электроэнцефалограммы головного мозга испытуемых измерялись в моменты, когда они пытались расшифровать «мешанину» из слов, которые мелькали перед их глазами очень быстро, в течение не более десятой доли секунды. Большинство людей по-другому реагирует на эмоциональные слова, такие, как «убийство», чем на нейтральные, например, «стул»: они способны быстрее понять, промелькнуло ли в данный момент эмоциональное слово, а их электроэнцефалограмма, снятая в ответ на эмоциональные слова, резко отличается от полученной при реакции на нейтральные слова. Однако у психопатов не было ни одной из этих реакций: в снятых у них электроэнцефалограммах не обнаружено характерных признаков реакции на эмоциональные слова, да и быстрота отклика на такие слова была не быстрее, чем на нейтральные, а это свидетельствует о разрыве в цепях между вербальной зоной коры головного мозга, распознающей слово, и лимбической системой, привязывающей к нему чувство.

Роберт Хеар, психолог из Университета Британской Колумбии, проведший это исследование, интерпретируя его результаты, пришел к заключению, что психопаты имеют ограниченное представление об эмоциональных словах - отражение их более общей ограниченности в сфере эмоциональных реакций. По мнению Хеара, бессердечность психопатов основывается частично на другой физиологической модели, открытой им в ходе более раннего исследования, которая тоже наводит на мысль об отклонении от нормы в работе миндалевидного тела и связанных с ним цепей: психопаты, готовящиеся к лечению электрошоком, не выказывают ни малейших признаков реакции в виде страха, нормальной для людей, знающих, что им придется испытать боль. Исходя из того, что ожидание боли не вызывает волну тревоги, Хеар утверждает, что психопатов совершенно не беспокоит будущее наказание за то, что они творят. А поскольку сами они не испытывают страха, у них нет и эмпатии - или сострадания к страху и боли их жертв.