Николай лукич. Неполевой дневник

Николай Лукич Скалозубов – тобольский губернский агроном, инициатором основания Соколовской низшей сельскохозяйственной школы.

Родился 29 октября 1861 года в Костроме в мещанской семье. В 1874-1881 – учился в Костромском реальном училище, по окончанию которого поступил в Москве в Петровскую земледельческую и лесную академию, которую окончил в 1885 году. В мае 1886 – получил степень кандидата сельского хозяйства. Скалозубов хотел получить место учителя естественной истории в какой-нибудь сельскохозяйственной школе, но получив отказ, принял предложение на должность статистика Красноуфимской уездной земской управы Пермской губернии. С начала 1880-х активизировалась деятельность Пермского губернского земства в оказании агрономической помощи населению. Инициатором этих начинаний стал назначенный в 1880 году директором Красноуфимского реального училища Н.А. Соковин, в 1883 году впервые в России по его инициативе был создан институт агрономических смотрителей для оказания агрономической помощи крестьянским хозяйствам губернии. Попав в эту среду, Н.Л. Скалозубов активно включился в работу. Он организовал в уезде подворную перепись и опубликовал ее результаты в работе «Материалы для статистики Красноуфимского уезда Пермской губернии». В 1892 – он переезжает в Пермь и работает в Статистическом бюро Пермского губернского земства.

В 1894 году – получает приглашение из Тобольска занять должность губернского агронома. В Тобольской губернии он разворачивает активную деятельность. По его инициативе проводятся агрономические съезды, он много ездит по губернии, собирает сведения о ресурсах и хозяйственной жизни, вникает в организацию хозяйственной жизни местного крестьянства. В 1894 же году он был избран хранителем Тобольского губернского музея, которому он передал свои ботанические коллекции, собранные во время поездок по губернии. Кроме того, он много способствовал сбору этнографических коллекций, художественный отдел музея был создан так же при его живом участии. Сотрудничал в издании музея. Долгое время был хранителем музея. Н.Л. Скалозубов, кроме активной деятельности в музее, выступил инициатором основания Соколовской низшей сельскохозяйственной школы. На церемонии открытия он выступил с речью в которой ярко подчеркнул необходимость образования для развития сельского хозяйства и повышения благосостояния самих крестьян. Свою позицию он подкреплял реальной деятельностью – читал лекции в этой школе. Кроме того, он активно содействовал развитию и профессионального образования в Тобольске, пристально следил за судьбой Тобольской ремесленной школы. Подводя итог ее двадцатилетнему существованию, он подчеркивал, что «от правильно организованной технической школы мы вправе требовать большего…но если смотреть на нее, что будет гораздо правильнее, как на учебную мастерскую с приютом для сирот, то достигнутые результаты должны считаться удовлетворительными». Особо важным он считал то, что данная школа позволила детям сиротам получить такое образование, которое давало им возможность заработать средства к существованию и обеспечить себя честным трудом. Музей, по мнению Скалозубова, должен не удивлять публику, но учить и деятельность сотрудников музея должна быть четко спланирована в соответствии именно с этой целью. «Накопление материалов и фактов для познания края – это первая священная задача Музея. Но что далее, когда коллекции собраны, библиотека полна всевозможными сведениями о губернии? С этого времени начинается учебная деятельность Музея. Двери его должны быть широко открыты для всех. Все кому дороги успехи просвещения, должны быть самыми близкими друзьями Музея…».

Российская империя Гражданство

Бабасюк Николай Лукич (9 мая , село Кельня Летичевского уезда Подольской губернии - 6 апреля , Ленинград) - советский живописец и педагог, член Ленинградского Союза художников .

Биография

Бабасюк Николай Лукич родился 9 мая 1914 года в селе Кальня Летичевского уезда Подольской губернии на Украине. В 1927 окончил начальную школу на станции Клюквенная Красноярского края . В 1929 поступил в подготовительные классы Художественно-педагогического техникума в Иркутске . В 1930 был принят в техникум, который окончил в 1935 году. В том же году был принят в Иркутское отделение Союза художников. В 1936-1938 годах проходил срочную военную службу в Забайкальском военном округе и в Монголии. В этот период участвовал в выставках Восточносибирского края. В августе 1938 года демобилизовался и поступил в подготовительные классы при ВАХ в Ленинграде. В том же году женился на будущей однокурснице Шестаковой Вере Николаевне. В 1939 году у них родился сын Николай, который впоследствии также окончил ЛИЖСА имени И. Е. Репина и стал, как и родители, живописцем. В 1939 Н. Л. Бабасюк был зачислен на первый курс живописного факультета . Осенью того же года он вновь был призван в Красную Армию, участвовал в войне с белофиннами , был ранен. После демобилизации вернулся к учёбе в институте.

После окончания учёбы Н. Бабасюк в 1949-1951 годах продолжил работу в творческой мастерской Академии художеств под руководством А. М. Герасимова . Одновременно в 1949-1950 преподавал в Ленинградской СХШ , а с 1951 в ЛИЖСА имени И. Е. Репина. В 1949 году был принят в члены Ленинградского Союза советских художников . Участвовал в выставках с 1949 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Работал преимущественно в жанре историко-революционной и жанровой картины, а также портрета и пейзажа. Персональные выставки Н. Бабасюка состоялись в 1940 году в Академии художеств в Ленинграде (рисунки и акварели с финского фронта) и в 1965 году в Ленинграде в залах Союза художников, а затем в ДК имени И. Газа.

Среди произведений, созданных Н. Бабасюком, картины «Портрет писателя А. Прокофьева», «Прокладка кабеля» (обе 1945), «Выступление В. И. Ленина у Финляндского вокзала», «Молодая гвардия», «Портрет И. Сталина» (все 1950), «И. Сталин и К. Ворошилов на обороне Царицына», «Групповой портрет знатных людей Кировского завода», «Гурзуф», «Русский музей» (все 1951), «Хоста. Пейзаж» (1952), «Хоста. Малый Ахун» (1953), «Портрет пастуха Клюева» , «Карташёвка» (1955), «Гурзуф» (1956), «В. И. Ленин в Смольном» , «Портрет новатора Кировского завода Логинова» , «Портрет Героя Социалистического труда В. Я. Корасёва» (все 1957), «Портрет скульптора И. Крестовского» (1958), «Труженики войны (Прокладка кабеля через Ладожское озеро. 1942 год)» , «Энтузиасты Кировского завода» (обе 1960), «Портрет новатора Кировского завода Е. Савича» (1961), «В. И. Ленин», «Арсентьевна» (обе 1962), «Портрет художника Н. Е. Тимкова» (1963), «Кировцы. Групповой портрет», «Октябрьские костры» (обе 1964), «Вечный огонь» (1967), «В. И. Ленин», «Автопортрет» , «Рядовой Геннадий Ромашкин» (все 1971), «Вся власть Советам!» , «Портрет художника Н. И. Андрецова», «Портрет художника А. Н. Семёнова» (все 1972), «Портрет художника В. Ф. Загонека» (1973), «Революции солдат» (1975), «Осень», «Портрет студента Петко Татаринского» (обе 1978), «Водители тяжёлых машин» (1980) и другие.

Бабасюк Николай Лукич скончался 6 апреля 1983 года в Ленинграде на шестьдесят девятом году жизни. Его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Видео по теме

Выставки

Примечания

  1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С.8.
  2. Бахтияров, Р. А. Бабасюк Николай Лукич //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников - ветераны Великой Отечественной войны. СПб: Петрополис, 2014. С. 64.
  3. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915-2005. - Санкт-Петербург: «Первоцвет», 2007. - С.60.
  4. . - Л.: Военное издательство Наркомата обороны, 1945. - С.17.
  5. - Л.-М.: Искусство, 1951. - С.13.
  6. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. - Л.: Лениздат, 1951. - С.7.
  7. . - Л.: ЛССХ, 1953. - С.5.
  8. . - Л.: ЛССХ, 1956. - С.7.
  9. - Л.: Ленинградский художник, 1958. - С.6.
  10. 1917-1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. - Л.: Ленинградский художник, 1958. - С.8.
  11. // Вечерний Ленинград. 1957, 4 ноября.
  12. . - Л.: Художник РСФСР, 1963. - С.7.
  13. - Л.: Художник РСФСР, 1959. - С.6.
  14. Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. - Л.: Художник РСФСР, 1976. - С.14.
  15. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог . - Л.: Художник РСФСР, 1961. - С.8-9.
  16. Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог . - М.: Советский художник, 1960. - С.14.
  17. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог . - Л.: Художник РСФСР, 1964. - С.9.
  18. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года. Каталог . - Л.: Художник РСФСР, 1962. - С.8.
  19. Ленинград. Зональная выставка . - Л.: Художник РСФСР, 1965. - С.9.
  20. Третья республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. - М.: Министерство культуры РСФСР, 1967. - С.18.
  21. Наш современник. Каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. - Л.: Художник РСФСР, 1972. - С.8.
  22. По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50 Летию образования СССР посвящается. Каталог. - Л.: Художник РСФСР, 1974. - С.9.
  23. Наш современник. Вторая выставка произведений ленинградских художников 1972 года. Каталог . - Л.: Художник РСФСР, 1973. - С.5.
  24. Наш современник. Третья выставка произведений ленинградских художников 1973 года. Каталог . - Л.: Художник РСФСР, 1974. - С.7
  25. Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С.11.
  26. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1978 года. Каталог . - Л.: Художник РСФСР, 1983. - С.5.
  27. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. - Л.: Художник РСФСР, 1983. - С.9.

Источники

  • Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб . Ф.78. Оп.5. Д.10.
  • Третья выставка работ художников ленинградского фронта . Л., Военное издательство Наркомата обороны, 1945. С.17.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л., Лениздат, 1951. С.7.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л-М., Искусство, 1951. С.13.
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1953 года. Каталог . Л., ЛССХ, 1953. С.5.
  • Земская М. За правду жизни и большую мысль. К итогам осенней выставки ленинградских художников. // Смена, 1954, 18 декабря.
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года. Каталог . Л., ЛССХ, 1956. С.7.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.6.
  • 1917 - 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.8.
  • И. Никифоровская. Итоги большой творческой работы // Вечерний Ленинград. 1957, 10 октября.
  • Е. Воеводин. Славные страницы революционной истории // Вечерний Ленинград. 1957, 4 ноября.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1959. С.6.
  • Шведова В. Над чем работают ленинградские художники // Художник. 1959, № 9.

7 iюня Кленовское .
Paeonia anomala L. Марьин корень в изобилии растет по лесам и в окрестностях Кленовской, Киргишан. Растение выкапывают и пересаживают в сады так же как Cyhripedium maeranthum. Sw. Где марьин корень растет, там змей нет.

Киргишанский ямщик, на мой вопрос, почему в Талице бедно живут, ответил: «Как бедно? Нет, хлебопашеством занимаются».

8 iюня Кленовское .
Тихий, теплый вечер. В волостном правлении сидят писаря, старшина. Входит встревоженный чем-то крестьянин.
— «Что сучилось»?
– «Да вот, сказывают моя около деревни бродит».
— «Что у неё на уме»?

— «Сунет,- долго ли»? «Виш теплынь-то какая – как порох». «Нельзя ли караул нарядить»?
Присутствующие уже знали, в чем дело. В комнату вошли старики – сторожа.

Каждый рассказывает то, что сам слышал о ней.

Она – это первая жена пришедшего крестьянина. По настоянию своего тестя, она пыталась отравить свою семью наговоренной солью, которою снабдил ее тесть.

Попытка не удалась, преступница была сослана в каторжные работы на 5 лет. И вот, говорят она здесь.
Какие то бродяги, рассказывает писарь, зашли ночью в караулку (у поскотины), один из них сказался богомольцем; этот богомолец видимо старался скрыть свое лицо; волосы подрезаны кружком, на шее платок; к огню садится спиной.

Товарищи пока отдыхали в сторожке, сильно смеялись над этим богомольцем.

«По деревне пробирался бродяга»,- говорит пришедший крестьянин,
— «подошел к дому вогульского старшины, просит у хозяйки яиц, хлеба, объявился беглым».

Хозяйка старшины – сестра каторжанки.

Баба спросила, как живет сестра, «вмести поди жили».
– Молчи баба, смотри, ни кому не говори, худо будет. Она здесь и к вам будет. Смотри она баба страшная, у не ум бродит мы ее сдерживаем…

Лесник рассказывал, при объезде леса вечером встретил у костра бродяг человек 10, сидят за чаем, у всех чашки налиты. Когда он слез с лошади и подошел к ним, один оставил чашку и лег ничком; лежал так пока лесник курил с ними.
– Что это у вас товарищ-то?
– «Да болен, виш лежит»…

Потолковали достаточно. Вспомнили старое; заключили, что это напрасная тревога, ничего дурного баба не сделает.

Идет она, очевидно, в артели, а в артели закон крепок.

Сам бродяга говорит, что её останавливают, хотя у нё ум бродит: за ними идет еще партия беглых, нужно и тем дать благополучную дорогу.

Раз было так: украл бродяга одежду у помощника писаря; здесь же, в Кленовской, его словили и хотели посадить в темную с другими, пойманными с ним бродяжками, но те возмутились
«запрете с нами, задушим, такой наш закон, он в артели был: кто слаб на этот счет, иди один, не вводи артель в напасть»…

В этот вечер решено быть на стороже. Нарядили потайных караульных к дому мужа каторжанки (он уже женат на другой); отдали приказ пожарным старостам осмотреть насосы, быть при волости ночью.

  • Недавно в Кленовской начали делить по душам землю; пока поделили только ближайшую к усадьбам – удворную. После дележа земли на пашнях, в поскотине ввелось обязательное трехполье. Некоторые из получивших землю – маломощны, они большей частью продают её богатым хозяевам своего десятка.
  • Есть такие которые рассчитывали сами пахать но силы не хватило, не пашут и городить не торопятся. Дело часто доходило до волостного суда.
  • При дележе делили так: заведомо неисправным хозяевам отводили землю в одном краю участка, а справные хозяева отгораживали свои поля, оставляя поля своих соседей за городьбой.

Николай Лукич Скалозубов